Владыка ювеналий крутицкий и коломенский. Публикации и издания. Важнейшие факты биографии

Высшее звено в иерархии православной церкви составляет епископат. Один из самых влиятельных его представителей в российском православии — митрополит Ювеналий Крутицкий и Коломенский — станет темой этой статьи.

Родился будущий иерарх РПЦ 22 сентября 1935 года в Ярославле. Владимир Поярков — а именно такое имя носил в миру митрополит Ювеналий Крутицкий и Коломенский — происходил из семьи служащих. С одиннадцати лет он стал посещать церковь, прислуживая в алтаре в Кафедральном соборе Ярославля. После окончания средней школы он сдал вступительные экзамены в Ленинградскую духовную семинарию, которую впоследствии окончил по первому разряду. Затем он продолжил свое обучение в Ленинградской духовной академии.

Пострижение в монашество и рукоположение

В 1959 году Владимир Поярков принимает решение постричься в монашество. Церемонию проводит Никодим (Ротов), на тот момент еще архимандрит и будущий митрополит Ленинградский и один из самых выдающихся иерархов РПЦ в 20 веке. Именно он нарекает его Ювеналием в честь одноименного святого, при жизни бывшего патриархом Иерусалима. Меньше чем через месяц монах Ювеналий посвящается в сан иеродиакона, а еще через два месяца — в иеромонаха.

Служение в сане священника

Как священник будущий митрополит Ювеналий Крутицкий и Коломенский, фото которого расположено ниже, принимает участие в различных делегациях от РПЦ в Европе, в том числе во Всемирном совете церквей. Он трудится в Отделе внешних церковных сношений, а в 1961-1962 годах преподает в семинарии Новый Завет. Затем сменяется ряд назначений на зарубежные приходы, а в 1964 году решением Священного Синода архимандриту Ювеналию определено стать епископом.

Архиерейская хиротония и служение до назначения на Крутицкую и Коломенскую кафедру

Митрополит Ювеналий Крутицкий и Коломенский был рукоположен в епископа 26 декабря в Александро-Невской лавре. Чин хиротонии возглавил тот же самый Никодим (Ротов), который в это время уже занял Ленинградскую кафедру и стал митрополитом. В качестве места служения епископу Ювеналию была определена Зарайская кафедра. Служение его там, однако, было недолгим. Как и в бытность свою священником, он в основном окормлял зарубежные общины. Японское благочиние, а затем приходы в США — вот где служил и вел дела в 1960-1970-х годах митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий. Биография его связана с такими событиями, как рождение автокефальной Американской православной церкви и автономной православной церкви Японии.

За труды по организации поместного собора РПЦ в 1971 году патриарх Пимен возвел Ювеналия в сан архиепископа. А еще через год его возводят в сан митрополита. С тех пор он является постоянным членом Священного Синода РПЦ МП и председателем Отдела внешних церковных сношений. В 1977 году назначен митрополитом Крутицким и Коломенским.

Служение в Крутицкой и Коломенской епархии

Должность председателя вышеуказанного отдела он оставляет в 1981 году по собственному желанию. С тех пор он являлся в разные годы членом множества государственных, общественных и церковных обществ и комиссий. К примеру, он занимал пост вице-президента в Обществе США — СССР и в Обществе дружбы СССР — ФРГ, а также являлся членом многих других подобных структур.

На сегодняшний день, занимая прежнюю кафедру, митрополит Ювеналий является управляющим делами Московской епархии. Кроме того, он председательствует на заседаниях комиссии Синода по канонизации святых. Начиная с 1993 года, в его обязанности также входит сопредседательство в организационном комитете, который занимается подготовкой и проведением Дней славянской письменности и культуры.

За свое служение церкви митрополит Ювеналий Крутицкий и Коломенский удостоен множества церковных и светских наград. В числе прочего он является обладателем орденов Преподобного Сергия Радонежского, Серафима Саровского, Равноапостольного князя Владимира и Даниила Московского. Помимо этого, он награжден различными наградами от десяти других поместных православных церквей, а также правительства Российской Федерации.

Церковная репутация

Один из влиятельнейших и старейших иерархов патриархии — так известен сегодня митрополит Ювеналий Крутицкий и Коломенский. Отзывы о нем со стороны различных церковных кругов разнятся. Крайние консерваторы недолюбливают его как никодимовца и за лояльность к деятельности почившего священника Александра Меня и священника Георгия Кочеткова. С другой стороны, сам он не пользуется славой либерала или реформатора, представляя собой церковного функционера и администратора с весьма традиционными взглядами. Сохраняя церковно-идеологический нейтралитет, митрополит Ювеналий избежал скандальности и известен как преданный церкви иерарх, талантливый управленец и архипастырь.

С 3 мая 1990 года в связи с кончиной Патриарха Пимена по 10 июня 1990 года и с 5 декабря 2008 года по 1 февраля 2009 года в связи с кончиной правящего епископа города Москвы Патриарха Алексия II управлял Московской (городской) епархией.

Детство и образование

Родился 22 сентября 1935 года в Ярославле в семье служащих. Родственники со стороны отца были старообрядцами.

С 1946 состоял в числе прислуживающих в алтаре Ярославского кафедрального собора при ярославских архипастырях.

Окончил среднюю школу в Ярославле.

Религиозное воспитание осуществляла мать, бывшая духовной дочерью архиепископа Варлаама (Ряшенцева), которого она даже посещала в ссылке, затем священника Владимира Градусова (впоследствии архиепископ Ярославский).

После епископа Угличского Исаии (Ковалёва) его «постоянным духовным руководителем <…> до дня своей блаженной кончины» был, начиная со времени иеродиаконства Никодим (Ротов). Митрополиту Никодиму же он относит своё назначение в 1972 году председателем ОВЦС: «Думаю, что и он был уверен в последующие годы в моей преданности Церкви, ибо после перенесенного им первого инфаркта в 1972 году рекомендовал меня в качестве своего преемника на пост председателя Отдела внешних церковных сношений.»

В 1953 году поступил в Ленинградскую духовную семинарию, которую окончил по 1-му разряду.

В 1957 году поступил в Ленинградскую Духовную Академию.

Монашество и хиротония

10 октября 1959 года в Иоанно-Богословском храме при Ленинградской духовной академии пострижен в монашество архимандритом Никодимом (Ротовым) с именем Ювеналий, в честь святителя Ювеналия, патриарха Иерусалимского.

4 ноября 1959 года митрополитом Ленинградским и Ладожским Питиримом (Свиридовым) рукоположен во иеродиакона. 1 января 1960 года епископом Лужским Алексием (Коноплёвым) рукоположен во иеромонаха.

Никодим (Ротов), ставший в июле 1960 года епископом и председателем Отдела внешних церковных сношений, перевел иеромонаха Ювеналия в Москву, в связи с чем тот окончил Московскую духовную академию (1961).

7 июля 1962 года за усердное служение Святой Церкви Святейший Патриарх Алексий I наградил иеромонаха Ювеналия саном игумена с возложением креста с украшениями, а 14 июля - правом ношения палицы.

Архиерейство

25 ноября 1965 решением Святейшего Патриарха Алексия I и Священного Синода архимандриту Ювеналию определено быть епископом Зарайским, викарием Московской епархии с оставлением в должности заместителя Председателя Отдела Внешних Церковных Сношений.

25 декабря 1965 года в Иоанно-Богословском храме Ленинградской Духовной Академии состоялось наречение, а 26 декабря в Троицком соборе Александро-Невской Лавры - архиерейская хиротония, которую возглавил митрополит Ленинградский и Ладожский Никодим, Председатель Отдела внешних церковных сношений.

20 марта 1969 - назначен епископом Тульским и Белёвским с оставлением в должности заместителя Председателя Отдела Внешних Церковных Сношений.

18 июня 1971 года за усердные труды по проведению Поместного Собора Русской Православной Церкви 30 мая - 2 июня 1971 года Святейшим Патриархом Пименом удостоен сана архиепископа.

30 мая 1972 решением Святейшего Патриарха и Священного Синода назначен председателем Отдела внешних церковных сношений, постоянным членом Священного Синода.

16 апреля 1976, в связи с празднованием 30-летия Отдела внешних церковных сношений, удостоен Святейшим Патриархом Пименом права ношения двух панагий.

11 июня 1977 назначен митрополитом Крутицким и Коломенским, Управляющим Московской епархии, её правящим архиереем (в границах Московской области, за исключением города Москвы), постоянным членом Священного Синода.

25 апреля 2007 вместе с митрополитами Смоленским и Калининградским Кириллом и Калужским и Боровским Климентом совершил чин отпевания первого президента России Б. Н. Ельцина.

3 августа 2007 возглавил делегацию Русской Православной Церкви на похоронах Патриарха Румынского Феоктиста, а 21 марта 2008 - на похоронах Первоиерарха РПЦЗ митрополита Лавра.

По кончине 3 мая 1990 года Патриарха Пимена управлял Московской епархией до интронизации Алексия II, а также по кончине 5 декабря 2008 года Патриарха Алексия II, согласно Уставу РПЦ, управлял Московской епархией до интронизации Патриарха Кирилла.

С 27 июля 2009 года член Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви. 29 января 2010 года избран председателем комиссии Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви по вопросам взаимодействия Церкви, государства и общества..

10 октября 2010 года за заслуги перед Русской Православной Церковью и в связи с 75-летием со дня рождения удостоен высшей иерархической награды - права преднесения креста за богослужениями в пределах Московской областной епархии.

Награды

Церковные

  • Орден святого равноапостольного великого князя Владимира I и II степени,
  • Орден преподобного Сергия Радонежского I степени,
  • Орден Святого Апостола и Евангелиста Марка (Александрийской Православной Церкви)
  • Орден свт. Иннокентия I и II степени
  • Орден святой равноапостольной Марии Магдалины (Польской Православной Церкви)
  • Двумя орденами святых равноапостольных Кирилла и Мефодия I степени (Болгарской Православной Церкви)
  • Орден святого благоверного князя Даниила Московского I степени
  • Орден святой равноапостольной Нины I степени (Грузинской Православной Церкви)
  • Орден Святых Апостолов Петра и Павла (Антиохийской Православной Церкви)
  • Орден святых равноапостольных Кирилла и Мефодия I, II и III степени (Чехословацкой Православной Церкви)
  • Орден святой великомученицы Екатерины (Синайской Православной Церкви)
  • Медаль святого апостола Павла (Элладской Православной Церкви)
  • Великим Крестом ордена Гроба Господня (Иерусалимской Православной Церкви)
  • Орден святого преподобного Иоанна Рыльского (Болгарской Православной Церкви)
  • Орден преподобного Серафима Саровского I степени,
  • Орден Святого Агнца (Финской Православной Церкви)

Светские

  • Орден «За заслуги перед Отечеством» III степени (20 сентября 2010 года) - за большой вклад в развитие духовно-нравственных традиций и активную просветительскую деятельность
  • Почётный гражданин Подольского района (2004 год)
  • Орден Дружбы народов (1985 год)
  • Почётный гражданин Московской области (2002 год)
  • Медаль «В память 850-летия Москвы»
  • Почётная Грамота Президиума Верховного Совета РСФСР (1988 год)
  • Почётный гражданин города Коломны (2002 год)
  • Почётный гражданин города Видное (2007 год)
  • Почётный гражданин города Дмитрова (2004 год)
  • Знак отличия «За заслуги перед Московской областью» (24 мая 2007 года)
  • Орден Почёта (11 августа 2000 года) - за большой вклад в укрепление гражданского мира и возрождение духовно-нравственных традиций
  • Почётный гражданин города Подольска (2000 год)
  • Серебряная медаль «За укрепление уголовно-исполнительной системы» (Минюст России, 2002 год)
  • Орден «За заслуги перед Отечеством» IV степени (10 апреля 2006 года) - за большой вклад в развитие духовных и культурных традиций

Реквизиты

– Ярославль - ваш родной город. Там начиналось и ваше церковное служение. Расскажите о том, как это было – о вашем детстве, о родителях, учителях, о вашем первом храме и первом настоятеле.

– Ярославль я могу назвать своей духовной колыбелью. Мне посчастливилось быть под опекой своей благочестивой матери и увидеть с детства церковную жизнь в ее многообразии. В школе одна из преподавательниц русского языка и литературы, будучи тайной православной христианкой, привила мне любовь к своему предмету. В единственном тогда в Ярославле действующем храме я встретил ревностных пастырей, память о которых сохранил на всю жизнь.

Не могу забыть и того, как однажды увидел проходивших мимо нашего дома двух монахов, один из которых был иеродиакон Никодим (Ротов, будущий митрополит), впоследствии оказавший всестороннее влияние на формирование моего мировоззрения и на избрание духовного пути.

– Ваша жизнь на протяжении десятилетий была связана с митрополитом Никодимом: он постригал вас в монашество, возводил в сан архимандрита, возглавлял вашу архиерейскую хиротонию. Что вспоминаете вы об этом человеке и что из его наследия актуально сегодня, спустя сорок лет после его кончины?

Митрополит Никодим (Ротов)

– Владыка Никодим был человеком, преданным Церкви, которой он посвятил всю свою жизнь.

Его отличало коренящееся в глубокой вере дерзновение в осуществлении своего служения на самых разных направлениях, будь то научная деятельность, гимнотворчество, участие в богословских дискуссиях, в том числе и с инославными, внутрицерковная кадровая политика или поиск путей выстраивания отношений с властями.

Думаю, что его жизненный опыт должен убеждать современных людей в том, что жизнь в Церкви – это путь подвига, который нужно совершать бесстрашно и с уверенностью в непреложности слов Спасителя о том, что «все возможно верующему» (Мк. 9:23).

– Неся разные церковные послушания с отрочества, вы застали всех Патриархов послевоенного времени – Алексия I, Пимена, Алексия II. Вплоть до нынешнего Предстоятеля Кирилла. Чем, по вашему мнению, отличалось служение каждого из них? Какие перемены происходили в Церкви с приходом каждого нового Предстоятеля?

– Святейший Патриарх Алексий I был хранителем духовных традиций дореволюционного периода в истории Церкви. На период его предстоятельства выпали и сталинское время, и хрущевские гонения. Он, как и его преемник Святейший Патриарх Пимен, знавший не понаслышке, что такое советские застенки, с горечью переживал унижение Церкви и преследование верующих. Пожалуй, в годы правления этих двух Первосвятителей внешние связи Русской Православной Церкви были важнейшим ресурсом, гарантировавшим ее от полного уничтожения со стороны безбожной власти. Святейший Патриарх Алексий II имел счастье стоять во главе нашей Церкви в начале возрождения православия в России. Ныне же мы видим, как при возглавлении Святейшего Патриарха Кирилла православие возвращается в жизнь нашего народа, вновь становясь неотъемлемой ее частью.

Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий I (Симанский) с иподиаконами

Подвиг Патриарха Сергия не дал уничтожить Церковь

– В прошлом году в Арзамасе был воздвигнут памятник Патриарху Сергию. Как вы оцениваете его жизнь и служение, как относитесь к Декларации 1927 года? Как следует относиться к его интервью зарубежным корреспондентам, где он утверждал, что в Советском Союзе нет репрессий против Церкви? Допустимо ли, с вашей точки зрения, использование термина «сергианство»?

– Я даю это интервью в год, когда мы отмечаем столетие начала массового мученического подвига нашего духовенства, монашествующих и мирян. Четверть века мне довелось возглавлять Синодальную комиссию по канонизации святых, через которую прошло бесчисленное множество документов, свидетельствующих о героическом подвиге новомучеников.

Достоверно зная историю повсеместного мученичества верных, дерзну ли я, еще не родившийся в год издания вышеупомянутой декларации, выносить суждение о всем, что связано со Святейшим Патриархом Сергием?!

Своим исповедническим служением он способствовал тому, что Церковь не была полностью уничтожена. В этой связи для меня очевидна историческая роль «сергиан». Когда я вступил в управление Московской епархией в 1977 году, там было всего чуть более ста тридцати храмов. Но они были! Они являлись тем остатком, которому, по слову пророческому, было суждено впоследствии принести плод (Ис. 37:31).

Памятник Патриарху Сергию. Фото: patriarchia.ru

– Восстановление легальной церковной организации в Советской России связано не только с именем Патриарха Сергия, но и с именем Сталина. Известно, что сегодня и в обществе, и в Церкви к этой фигуре разное отношение – есть и священнослужители, весьма позитивно оценивающие Сталина как государственного деятеля и «восстановителя» Церкви. Пишутся даже «иконы», изображающие Сталина, например, с Матроной Московской. Как вы сами относитесь к Сталину, как оцениваете его роль в истории нашей Церкви?

– События 1943 года, инициатором которых был Сталин, внесли определенные изменения в положение Церкви. Это было продиктовано, как я могу предположить, не заботой о Церкви, а комплексом внешних обстоятельств и в первую очередь соответствовало интересам государственной власти. Ограниченные послабления в жизни верующих – это косвенное следствие произошедшего. И страдания Церкви еще долго не прекращались.

Мое отношение к сталинскому периоду в истории Русской Православной Церкви однозначно засвидетельствовано деятельным участием не только в прославлении Собора новомучеников и исповедников Церкви Русской XX века, но и в усердном содействии развитию их почитания в Московской епархии.

Об этом можно узнать, например, из недавно изданной книги «Торжество веры». В ней рассказывается о событиях, связанных с памятью страдальцев за веру XX века, которые состоялись в Подмосковье только в 2017 году. Речь идет и о торжественных богослужениях, и об открытии музеев и выставок, и об установке поклонных крестов и мемориальных досок, и об издательской и просветительской деятельности. Неотъемлемой частью церковной жизни нашей епархии стало почитание тех, «которые пришли от великой скорби; они омыли одежды свои и убелили одежды свои Кровию Агнца» (Откр. 7:14).

Митрополит Ювеналий на Бутовском полигоне. Фото: nashebutovo.com

Выгорание – ослабление веры или осознание неверного выбора

– Тридцать лет назад началось время, которое принято называть «церковным возрождением». Сегодня, спустя десятилетия, приходится сталкиваться с обратным процессом – уходом людей из Церкви, и подобные случаи в последнее время становятся более заметными. Стали говорить и о «выгорании» священников и активных мирян, несущих церковные послушания. Каковы, с вашей точки зрения, причины этих явлений, стоят ли за этим какие-либо реальные проблемы?

– Ваш вопрос, конечно, не о возрождении Церкви, поскольку это у всех на виду и не подвергается сомнению, а об «уходе». А я скажу все же в первую очередь о возрождении.

Более сорока лет я управляю епархией, где при советской власти было совсем мало храмов и ни одного монастыря. Теперь же это цветущий вертоград, где во всем разнообразии развиваются все направления церковного служения обществу. Сколько бы мы ни строили храмов (почти две тысячи сейчас, а монастырей – 24), они всегда востребованы.

Теперь об «уходе». Как не без иронии говорит один из моих священников, у него на приходе такой «отход от Церкви», что служат в один праздничный день по три Литургии, чтобы все желающие могли попасть в храм.

Однако это не означает, что не бывает проблем. Люди – это не механизмы, а живые существа с реальными переживаниями, а порой заблуждениями и ошибками.

Митрополит Ювеналий.

Если подразумевать, что кто-то покидает Церковь из-за разочарования в действиях духовенства, то это все равно недоразумение, потому что в храм люди приходят ко Христу.

И если их постигает разочарование, то это достойно сожаления. Будем молиться, чтобы ушедшие вернулись.

Реальные проблемы могут быть как внутренние, так и внешние. С одной стороны, оказывается, что человек ждал от Церкви удовлетворения каких-то устремлений, находящихся вне духовной жизни. С другой стороны, случаются сложности в межличностных отношениях со священником, с прихожанами. И то, и другое необходимо преодолевать, как нас учит Евангелие, ибо нет радости большей, чем пребывание с Господом в Его Церкви.

Что касается «выгорания» духовенства и церковных работников, то этот новый термин обозначает ослабление веры или осознание неверно сделанного жизненного выбора. Это, в духовном плане, своего рода недуг, нередко обостряющийся под воздействием мирской жизни. Не осуждая, нужно с любовью и терпением относиться к таким людям, молясь о том, чтобы Господь исцелил их.

Всем приходящим в Церковь я хочу сказать: «Радуйтесь!»

– Какое самое трудное решение в своей жизни вам довелось принимать?

– В такой ситуации я находился неоднократно, и это касалось запрещения в священнослужении подведомственного мне духовенства, а в отдельных случаях и лишения священного сана. Всякий раз, исполняясь глубокой скорби, я тщательно взвешивал все «за» и «против», дабы убедиться, что есть основания для принятия неблагоприятного решения.

Хотел бы вспомнить еще об одном, в духовном плане страшном, событии моей жизни. В 1970 г. трагически погиб мой отец, а в 1975 году в результате автокатастрофы скончалась моя мама.

И в какой-то момент у ее гроба меня охватило ужасное состояние противления Богу: «За что?!» И тут же я получил ответ для себя: «Господь освободил тебя от родственных уз, чтобы ты полностью посвятил себя Богу». Для меня это было так убедительно, что подобных испытаний в моей жизни больше не повторялось. И я с еще большей убежденностью продолжал свое архиерейское служение.

– Что бы вы хотели сказать новому поколению священнослужителей и мирян, приходящих в Церковь, с какими главными трудностями, по вашему мнению, им предстоит столкнуться? Чего вы ждете от них?

– Всем приходящим в Церковь я хочу сказать: «Радуйтесь! Вы приблизились к Царству Небесному! Будьте счастливы!»

Митрополит Ювеналий

Предостерегая, посоветую быть смиренными и рассудительными, избегать суемудрия и не уставать учиться, прежде всего назидаться Священным Писанием и учиться у святых отцов Церкви, дабы в тишине и трезвении души стяжать мир и спасение.

Главная трудность, предлежащая и духовенству, и мирянам сегодня, состоит в том, что мiр (это тот мiр, который через i с точкой пишется, чей князь осужден, см.: Ин. 16:11) постоянно будет упрекать их в том, что они несовременны и ретроградны, глупы и смешны. Будут и иные, материальные искушения – властью, славой, богатством, которым должно противопоставить слова Христа, постившегося в пустыне: «не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом Божиим» (Лук. 4:4).

Жду же я от наших священнослужителей и мирян того же, что и сейчас очень часто вижу и чем утешаюсь: преданности Святому Православию, жертвенного служения Богу и ближнему на ниве церковной и исполнения в жизни учения Спасителя о любви и милосердии.

Как праздновать Пасху, когда начали праздновать Пасху, чем отличалось празднество первых христиан от Пасхи наших дней, постились ли христиане в древние времена, и об отношении Церкви к сегодняшнему Посту, услышат ли христиане других стран пасхальные приветствия Святейшего Патриарха Кирилла в этом году, о Радости как об одной из «составных частей» христианства, о разгоревшихся спорах вокруг Исаакиевского Собора в Санкт-Петербурге, о том, готов ли Православный мир к диалогу с Исламом, нужна ли Монархия в России, в чем смысл Жизни, как найти цель, добиться успеха и получить удовлетворение в Жизни, с какими серьезыми угрозами сталкивается сегодня Христианский, Православный Мир рассказывает Владыка Ювеналий - Митрополит Крутицкий и Коломенский.

Ответы
митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия на вопросы, поступившие от слушателей и пользователей интернет

1. - Сердечно поздравляем Вас с Воскресением Христовым! Расскажите нам, когда начали христиане праздновать этот праздник? Чем отличалось само празднество, скажем, первых христиан, от Пасхи наших дней? (Интернет)

Ответ: С самого начала христианское богослужение было ориентировано на воспоминание Воскресения Христова. О том, как это в точности происходило в древности у нас сохранилось очень мало источников. Главное это то, что центром торжества всегда была Божественная литургия, во время которой совершается Таинство Евхаристии, установленное Господом на Тайной Вечери, когда верующие соединяются со Спасителем в причащении Тела и Крови Христовых.

Что касается даты праздника, то в разных частях христианского мира она была разной. К единообразию пришли только на Первом Вселенском соборе в 325 году. Было решено праздновать в первое воскресенье после первого полнолуния после весеннего равноденствия. Наша Церковь и ныне придерживается этой традиции.

Разница в дне празднования Пасхи между православными и католиками заключается в том, что в 1582 году на Западе Юлианский календарь, которому следует ныне часть Православных Церквей, был заменен на Григорианский. Отсюда и несовпадение православной и католической пасхалий.

2. - В Ветхом Завете ведь тоже праздновали день Пасхи едва ли не как главный праздник, в чем сходство и отличие ветхозаветной Пасхи от Пасхи Христовой? (Интернет)

Ответ: Ветхозаветная пасха - это воспоминание исхода евреев из египетского плена, а христианская - празднование освобождения от рабства греху и смерти через Воскресение Богочеловека Иисуса Христа.

3. - Христос после Воскресения явился сначала женщинам, а почему не апостолам? (Интернет)

Ответ : Вспомните евангельское повествование. Апостолы были в замешательстве, многие прятались, ибо боялись преследований со стороны иудеев. Зато жены-мироносицы, которые также были ученицами Господа и всюду следовали за Ним, бесстрашно пришли ко Гробу Господню, дабы показать свою любовь ко Христу, и были вознаграждены. Есть старая шутка: говорят, что Господь потому женщинам первым дал знать о Воскресении, что был уверен: они, следуя своей природе, сразу оповестят об этом весь мир.

Здесь уместно сказать о месте женщин в Церкви. Например, в прошлом столетии, когда было воздвигнуто гонение на веру, именно женщины сохраняли православные традиции в семьях, молились в храмах, всеми силами охраняя их от закрытия, берегли от поругания святыни. Они сделали, что могли. И сегодня, в условиях религиозной свободы и церковного возрождения мы благодарим их за подвиг веры.

4. - Некоторые утверждают, что Бог создал землю и человека, и дал им законы бытия, по которым мир стал развиваться, и все - устранился, отошел в сторонку. К сожалению, это не просто ересь деистов или гегельянцев, увы - это часто встречающееся мнение среди православных христиан. Но ведь Господь наш не однажды был с нами и куда-то ушел, ведь Он не только Создатель, но и Промыслитель. А иначе мы просто изгоняем Бога из нашей жизни. И потом, совершенно непонятно зачем тогда Христос приходил на землю, распялся за нас и Воскрес. Мне знакомый прихожанин сказал, что лучше всех по этому поводу говорил свт. Григорий Палама, но я его не читал. А что Вы думаете по этому поводу, Владыка? (Интернет)

Ответ: Тут, видимо, какое-то недопонимание присутствует. Христос для того и создал Свою Церковь, чтобы, присутствуя в ней, поддерживать верующих на пути ко спасению. Вспомните слова Евангелия: «Где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них» (Мф. 18:20). По вознесении Своем Господь послал Святаго Духа, Который подает помощь верующим через Таинства Церкви. Святитель Григорий Палама, византийский богослов 14 века, память которого совершается во время Великого поста, учил о том, что неприступный Бог действует в мире через свои «энергии» или силою благодати, которая сообщается верующим. Таким образом, Господь всегда рядом с нами. Напомню кондак праздника Вознесения, где есть слова, которые в русском переводе звучат так: «Ты вознесся во славе, Христе Боже наш, не оставляя земли, но пребывая неразлучно с нею и взывая к любящим Тебя: «Я с вами, и никто не одолеет вас!»

5. - C кажите, услышат ли христиане других стран пасхальные приветствия Святейшего Патриарха Кирилла, может быть других архиереев Русской Православной Церкви?

Ответ: В условиях повсеместного распространения интернета пасхальные приветствия как нашего Первосвятителя, так и правящих архиереев Московского Патриархата широко публикуются, а также доступны в видеозаписи их проповеди и обращения.

6. - Сегодня православные христиане перед Пасхой проходят путь сорокадневного поста и Страстной Недели. А в древние времена христиане тоже постились перед этим днем?

Ответ: Традиция поста накануне важных событий или в знак покаяния восходит к ветхозаветной традиции. Мы знаем, что Господь Сам постился сорок дней в пустыне перед началом Своего общественного служения. Что касается поста перед праздником Пасхи, то имеются сведения о нем, относящиеся к 3 веку. В 4-5 веках соблюдение Великого поста стало повсеместным.

7. - Мой сын получил хорошее музыкальное образование и хочет петь в церковном хоре. Я как мать хотела бы этого. Он знает молитвы, с детства ходит со мной в церковь. Но сможет ли он прокормить свою молодую семью?

Ответ: Отвечая на Ваш вопрос, хочу отметить, что, как правило, в церковный хор идут петь не ради заработка, а из стремления служить Богу.

8. - Владыка, читала недавно «Дневники Александра Шмемана». Нашла важные для меня мысли про необходимость ощущения радости в православии для простого верующего. Он пишет: «По-моему, все простит Бог, кроме «безрадостности», которая состоит в забвении того, что Бог сотворил мир и спас его… Радость эта — не одна из «составных частей» христианства, это его «тональность», пронизывающая собой все — и веру, и «мироощущение». Там, где нет радости, христианство, как и религия, становится «страхом» и потому — мучением». А ведь очень многие вокруг меня видят свою веру в постоянном страдании - «Господь терпел и нам велел». И даже считается, что без страданий человек вроде как оставлен Богом. Какая уж там радость! Как Вы видите эту проблему?

Ответ: Радость о Господе - это состояние духа, которое никак не обусловлено внешними обстоятельствами. Вспомните новомучеников и исповедников Церкви Русской ХХ века. Они жили в нищете, голодали, подвергались оскорблениям и унижениям, их по показаниям лжесвидетелей заключали в тюрьмы и лагеря, пытали и мучили непосильным трудом, наконец, казнили, подчас самым зверским образом. А они, уподобляясь Христу, благословляли своих гонителей и вымолили для нас возможность возродить Церковь и жить в условиях религиозной свободы. Поэтому, когда призывают к терпению, стоит вспомнить слова Господа: «Если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною» (Мф. 16:24). Упование на Спасителя дает и легкость, и радость. Христос ведь учил: «Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас; возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим; ибо иго Мое благо, и бремя Мое легко» (Мф.11:28-30).

9. - Владыко, сейчас разгорелись споры вокруг Исакиевского собора в Санкт-Петербурге. Правы вроде бы люди верующие - раз это храм, то там должны быть службы, таково его изначальное предназначение. Но все поворачивается так, как будто идет борьба за собственность. Может, не стоило добиваться передачи собора, а надо было бороться за то, чтобы он стал храмом, где совершались бы службы, и тогда не было бы этого конфликта.

Ответ: Возвращение храмов Церкви в нашей стране находится в юридической плоскости и однозначно предусмотрено действующим законодательством. И из этого правила не должно быть исключений.

10. - Владыко Ювеналий, вы прожили долгую жизнь в Церкви. Наверное, вы знаете, почему мы постоянно каемся, постоянно спотыкаемся и опять грешим, нарушаем то, в чем уже покаялись. Священники говорят, что нет сейчас в нас «страха Божьего». Похоже, что так. А что делать?

Ответ: Склонность ко греху - это следствие человеческой слабости, унаследованной от грехопадения праотцев Адама и Евы. Когда провожают человека в последний путь, священник читает молитву, где произносит такие слова: «нет человека, который жил бы и не согрешил», и далее обращаясь к Богу говорит: «только Ты Один без греха». В том то и величие Божественной любви, что каждого, приходящего с покаянным сердцем, Господь прощает и принимает. Важно усвоить, что каяться никогда не поздно. Что касается «страха Божьего», то речь ведь не о суеверном ужасе, а о трепете человека перед грядущим Страшным Судом, когда Христос воздаст каждому по делам его. Если есть вера, то есть и стремление жить праведно и благочестиво, а если нет, тогда, как у героя Достоевского, «все позволено».

11. - Владыко, я очень редко хожу в церковь, только, когда причащаюсь, но при этом считаю себя верующей. Молюсь, соблюдаю посты. Скажите, можно ли быть верующим без постоянных посещений служб, в которых почти никто ничего не понимает и отстаивают их просто потому, что так положено.

Ответ: Молитва - это беседа человека с Богом. Во время богослужения в храме читается Священное Писание, звучат молитвы, составленные великими святыми. Участвуя в этом священнодействии, верующие приобщаются к духовному наследию православной традиции. Не могу согласиться с Вами, что в этом никто ничего не понимает. Напротив, с течением времени все больше людей стремится изучать богослужение, чтобы участвовать в нем осмысленно.

Наши священники, зная об обозначенной Вами проблеме, в своих проповедях стараются давать богомольцам знания о вере. Этой же задаче служат многочисленные воскресные школы для детей и взрослых.

12. - Мария Гуляева журналист-международник. Уважаемый Владыка Ювеналий! Не так давно в Баку была проведена международная конференция "Исламская солидарность - призыв времени". Наряду с другими вопросами, обсуждалось создание гармонии между исламом и другими религиями. Как Вы считаете, готов ли православный мир к диалогу с исламом?

Ответ: Вы обращаете свой вопрос к ветерану межрелигиозного диалога. В 1972-1981 годах я возглавлял Отдел внешних церковных сношений Московского Патриархата. И тогда, и впоследствии мне доводилось участвовать в многоразличных собеседованиях, семинарах и конференциях с участием как православных, так и мусульман и посвященных вопросам миротворчества и совершенствования общественных отношений. Думаю, что и сегодня стремление к благу людей дает представителям всех религий почву для вневероисповедного взаимодействия.

13. - На реставрацию Успенской церкви из бюджета РФ будет выделено 28 миллионов рублей, что можно понять, так как она является объектом культурного наследия. Но что насчет денег, которые выделяются на реставрацию других религиозных зданий, которые таковыми не являются? Разве это не должно происходить за счет самой церкви?

Ответ: Вы, видимо, имеете в виду Московский Новодевичий монастырь. С юридической точки зрения, он является собственностью государства и находится в пользовании Церкви. Эта обитель является «Особо ценным объектом культурного наследия народов Российской Федерации» и «объектом культурного наследия ЮНЕСКО», а потому все здания на территории монастыря являются памятниками.

Если же рассуждать расширительно, то надо обратить внимание на то, что все нуждающиеся в реставрации «религиозные здания», как Вы выражаетесь, принадлежали Церкви до 1917 года и в результате гонений на веру и неподобающего использования их властями пришли в полуразрушенное состояние. Поэтому справедливо, если их восстановление финансируется государством. Другое дело, что это происходит далеко не всегда. Сейчас в Московской области, например, имеется 250 руинированных древних храмов, и мы их возрождаем не за счет госбюджета, а на средства созданного Московской епархией Благотворительного фонда по восстановлению порушенных святынь. Это должно порадовать Вас, как радетеля о сохранности государственных средств.

14. - Юлия Гусева, МИА «Россия сегодня». Уважаемый Владыка Ювеналий! Объясните, пожалуйста, смысл изречения: «Ищи Господа, но не испытуй, где Он живет?»

Ответ: Вы, видимо имеете в виду одно из наставлений преподобного Серафима Саровского. Речь в данном случае идет о том, что человеку подобает стремиться к богопознанию через изучение Священного Писания и молитву, не отступая при этом от учения Церкви о бытии Божием.

15. - Владимир Иванов , режиссер. Уважаемый Владыка Ювеналий! Последнее время ряд государственных деятелей заговорили о необходимости введения монархии в России. Насколько актуально восстановление монархии в России? Нужна ли она России? Как Вы к ней относитесь? Какие формы монархии могут быть в России на сегодняшний день? Конституционная или самодержавная? Спасибо!

Ответ: Как бы ни относиться к монархии, совершенно очевидно, что это форма правления коренится в традиции и даже в конституционной своей форме имеет связь с религией. За столетие, минувшее с 1917 года, российское общество настолько далеко отошло от данного вида государственного устройства, что его введение без длительной и всесторонней подготовки вряд ли будет не только что принято, но просто понято нашими современными соотечественниками.

16. - Анастасия Ко c ырева, руководитель отдела PR, Российская гильдия управляющих и девелоперов. Уважаемый Владыка Ювеналий! Мне интересно узнать отношение Церкви к посту. Многие люди воспринимают Великий пост как ежегодную общенародную диету. При этом их цель не очистить душу и мысли, а просто привести тело в порядок. Таким образом соблюдение поста теряет свой истинный смысл. Есть ли у Церкви мнение на этот счет? Спасибо!

Ответ: Церковь однозначно свидетельствует о своем отношении к посту через молитву преподобного Ефрема Сирина, многократно повторяемую во время Святой Четыредесятницы. В ней испрашивается у Бога избавление от страстей, наипаче греха осуждения ближнего, а также дарование добродетелей. Что касается понимания поста как диеты, то это скорее атеистическое объяснение того, «зачем верующим пост». Воздержание в пище - это необходимая физическая дисциплина для человека, состоящего из души и тела, для того, чтобы сосредоточить в период поста все внимание на духовной жизни, попытаться исправить греховные привычки и приблизить свое бытие к благочестивому идеалу.

17. - Татьяна Анпилова , ведущий менеджер фармацевтической компании. Уважаемый Владыка Ювеналий! Возможно ли спасение только через веру, или через веру и дела? В чем состоит смысл жизни? Как найти цель, добиться ее и получить удовлетворение в жизни? Спасибо!

Ответ: «Как тело без духа мертво, так и вера без дел мертва» (Иак. 2:26), - учит нас в своем Послании святой апостол Иаков. А какие это дела? Если обратиться к Евангелию, то мы увидим, что Иисус Христос призывал к любви и милосердию. Вот это и есть смысл жизни. Удовлетворение от служения ближнему, будь то в семье, на работе, в обществе в целом, можно получить только в том случае, если делать это искренне и с пониманием смысла слов Спасителя: «блаженнее давать, нежели принимать» (Деян. 20:35).

18. - Елена Осипова , журналист-международник, топ-менеджер в области СМИ. Уважаемый Владыко Ювеналий! В обществе не утихают споры относительно передачи Исаакиевского собора РПЦ. Как по-Вашему, передачи каких еще памятников архитектуры Церковь намерена добиваться в ближайшие годы?

Ответ: Думается, что постановка вопроса могла бы быть другой. В соответствии с российским законодательством Церкви должны быть возвращены ранее принадлежавшие ей храмы и здания. И соответственно не Церкви надо чего-то добиваться, а государству надлежит восстановить справедливость в соответствии с законом.

19. - Мария Пшеничникова , журналист в области внешней политики. Уважаемый Владыка Ювеналий! С каким самыми серьезными угрозами сталкивается сегодня христианский, православный мир, на Ваш взгляд? Что можно предпринять для спасения людей, сохранения незыблемости наших традиций?

Ответ: Самая главная проблема современности - это ослабление веры, влекущее за собой постепенную утрату способности различать добро и зло. Но не надо забывать, что Сам Господь имеет попечение о спасении людей. Наша задача состоит не в том, чтобы сделать нечто за Бога, промышляющего о судьбах мира, а в том, чтобы реализовать свое христианское призвание через личное свидетельство о Христе словами и делами. А имеющий уши слышать - услышит этот призыв.

20. - Элизео Бертолази , доктор антропологических наук Университета Милано-Биккокка, научный сотрудник Института Высших геополитических исследований и смежных наук, Италия. Ваше Высокопреосвещенство! Уважаемый Владыка Ювеналий! Я католик и очень верующий человек. Мне кажется, что сейчас Римская церковь живет в темный период времени. Европейский континент безрассудно открыл свои двери исламским мигрантам. Любой разумный человек понимает, что запущен процесс изменения этноса всего Европейского континента. Это демография и факт. К большому сожалению мы видим и понимаем, что Римская церковь полностью поддерживает этот политический и демографический процесс. От Римского Ватикана мы уже не чувствуем защиты, мы не чувствуем пастырского руководства и поддержки. Мы просто не понимаем, что будет дальше. Что нам теперь делать? Мы сохраняем нашу веру в своих душах, но совсем не имеем пастырей. Как быть в такой сложившейся ситуации? Что Вы можете посоветовать нам - верующим католикам, живущим в странах Европейского союза. Спасибо!

Ответ: Непрекращающаяся чреда тревожных событий в странах Европы вызывает беспокойство у жителей этого континента. Много говорят о грядущем изменении этнического облика данного региона. Да, такая возможность есть. Но опасность не в том, что многие жители Азии и Африки были вынуждены бежать от войны и голода, подчас вызванных действием глобалистских сил. Печально другое. Отказ от веры и христианской традиции лишает европейцев возможности проводить эффективную культурную ассимиляцию мигрантов. В результате создаются национальные анклавы, похожие на государство в государстве. Думаю, что не только пастырям, но и мирянам следует деятельно отстаивать идеалы своей веры и стремиться воплощать в жизнь великие слова апостола Павла о том, что при достижении единства во Христе «нет ни Еллина, ни Иудея, ни обрезания, ни необрезания, варвара, Скифа, раба, свободного» (Кол.3:11).

21. - Антон Пантюхин , художественный редактор. Уважаемый Владыка Ювеналий! 20 февраля скончался один из наиболее почитаемых старцев Русской Православной Церкви двух веков, духовный отец трех русских Патриархов архимандрит Кирилл (Павлов). Как бы Вы объяснили, кто такие русские православные старцы? И как Вы оцениваете роль старцев в жизни современных русских священнослужителей и государственных деятелей?

Ответ: Вечный покой и Царство Небесное новопреставленному архимандриту Кириллу! Да упокоит его Господь в селениях праведных!

Наставничество со стороны духовно умудренных старцев, как в отношении монастырской братии, так и мирян, получило особое распространение в русских обителях в связи с возрождением монашества трудами преподобного Паисия Величковского, а также его последователей в XIX - начале ХХ века. Ярким пример дает житие великого святого Русской Земли - преподобного Серафима Саровского, а также Оптинских старцев. В годы гонений на веру эта традиция была практически полностью утрачена. В конце прошлого - начале нынешнего столетия в ходе возрождения церковной жизни отчасти стало возвращаться и старческое духовничество. Хорошо, если у священнослужителя или мирянина, в том числе и государственного деятеля, есть личный духовник, который не только принимает исповедь, но и может дать добрый совет, опираясь не на свою волю, а на учение и предание Церкви.

22. - В Евангелии написано, что Христос был в гробнице три дня и три ночи. Христа сняли с Креста и погребли в пещере поздно вечером в пятницу [, а в Иерусалиме на следующий день в обед произошло схождение Благодатного огня и уже пели «Христос Воскресе», хотя прошло менее суток. Также и ] У нас в России с субботы на воскресенье начинают праздновать Пасху. [Получается, что в одном тексте говорится про три дня и три ночи в гробнице, а в другом - что рано утром в воскресенье. Ведь] Если посчитать с пятницы, то три ночи и три дня исполняются только в понедельник. Сбылось ли пророчество о трех днях и почему «Христос Воскресе!» раздается уже в субботу, а не в воскресенье? Был ли Иисус распят в пятницу? Если да, тогда как Он провел три дня в гробнице, восстав из мертвых в воскресенье?

Ответ: Этот вопрос касается исполнения пророчеств о воскресении Христа. При анализе священных текстов часто забывают о том, что они написаны традиционным символическо-поэтическим языком. Дело в том, что, когда речь идет о трех днях и трех ночах, то имеются в виду не конкретные три дня и три ночи, а просто три дня. Вот они и есть: Великий пяток, Великая суббота и Пасха Господня. В вопросе также есть ошибка, сказано, что «Христос Воскресе!» звучит в субботу. Это не так. В соответствии с последованием православного богослужения пасхальное приветствие возглашается в воскресенье после полуночи. Таким образом, никаких противоречий нет. Потому Церковь и воспевает, что Христос «яко Владыка воскресе тридневен».

23. - Как Вы считаете, нужны ли обществу инициативные люди? Какова их роль и как им следует проявлять свою активность, чтобы она шла во благо? С какими инициативами чаще всего приходят к Вам священники, а с какими простые люди? Спасибо!

Ответ: Конечно, инициативные люди крайне важны для общества. Именно такие православные верующие приходили ко мне в самом начале возрождения церковной жизни и говорили: «Владыка! Благословите нас на восстановление разрушенного храма (или монастыря)!» И делали невозможное: из руин поднимали наши святыни.

По инициативе наших священников в епархии появились православные гимназии, начали летом проходить православные лагеря семейного отдыха. Примеров можно приводить много.

24. - Елена Шашкина , редактор-консультант. Владыка, благословите! Скажите, пожалуйста, почему в России последнее время особенно заметно негативное отношение либеральных СМИ к РПЦ? В чем причина такой негативной оценки, которая резко обострилась в связи с передачей Исаакиевского собора Санкт-Петербурга в ведение РПЦ? Спасибо!

Ответ: Русская Православная Церковь в настоящее время является в России одним из самых уважаемых общественных институтов. Наше православное вероучение предъявляет к людям вполне определенные духовные и нравственные требования, что не всем нравится и подчас вызывает стремление оказать сопротивление. Отсюда и попытки использовать различные поводы для нападок на Церковь. Для меня, как человека старшего поколения, помнящего события ХХ века, это не новость. Никогда не перестану вдохновляться обетованием Спасителя, сказавшего: «Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее» (Мф. 16:18).

25. - Владислав Гулевич, политолог. Уважаемый Владыка Ювеналий! В восточной Польше, особенно на границе с Белоруссией, проживает крупная православная община. В связи с этим вопрос: поддерживает ли РПЦ контакты с Польской Православной Церковью? Если да, то в чем конкретно это выражается?

Ответ: Польская Православная Церковь - это наша Церковь-сестра, с которой Русская Православная Церковь поддерживает постоянные братские связи. Польская Церковь имеет своего представителя при Московском Патриаршем Престоле. Предстоятель этой Церкви - Блаженнейший митрополит Варшавский и всей Польши Савва - посещает Россию, а многочисленные православные польские паломники прибывают для поклонения нашим святыням.

26. - Михаил Бакалинский, кандидат филологических наук, доктор философии. Владыка! Каково положение в Русской Православной Церкви приходов, в которых отправляют службу старообрядцы? Как ведется работа по поддержанию этого направления в Православии? Есть ли свидетельства утеснения сторонников старообрядчества?

Ответ: Православные, придерживающиеся старого обряда и находящиеся в каноническом подчинении Русской Православной Церкви, именуются единоверцами. В нашей Московской епархии есть три единоверческих храма. В одном из них - Михаилоархангельском в Михайловой Слободе - я служу практически каждый год и естественно по старому чину. Что касается старообрядческой Церкви, то она имеет в России официальный статус.

27. - Как праздновать Пасху?

Ответ: Праздновать Воскресение Христово надлежит прежде всего в духовной радости. Верующие стремятся участвовать в праздничном богослужении и причаститься Святых Христовых Таин. С древности на Руси существует традиция ради Христа Воскресшего помогать бедным, больным и страждущим.

Сегодня я всех Вас сердечно поздравляю со светоносным праздником Воскресения Христова: «Христос Воскресе!»

Родился 22 сентября 1935 г. в городе Ярославле в семье служащих.

В миру - Поярков Владимир Кириллович.

С 1946 г. до поступления в семинарию состоял в числе прислуживающих в алтаре Ярославского кафедрального собора при ярославских архипастырях.

В 1953 г. поступил в Ленинградскую духовную семинарию , а по окончании ее - в Ленинградскую духовную академию.

15 августа 1960 г. назначен референтом Отдела Внешних Церковных сношений и переведен в Московскую духовную академию, которую окончил в 1961 г. со степенью кандидата богословия за курсовое сочинение «Внешние сношения Русской Православной Церкв в период с 1917 по 1944 гг.». Продолжая работу в ОВЦС, в 1961/1962 учебном году преподавал Священное Писание Нового Завета в Московской духовной семинарии.

23 января 1963 г. постановлением Священного Синода назначен Начальником Русской Духовной Миссии в Иерусалиме с возведением в сан архимандрита.

22 декабря 1964 г. постановлением Священного Синода архимандрит Ювеналий назначен заместителем председателя Отдела Внешних Церковных сношений Московской Патриархии.

Постановлением Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия I и Священного Синода от 25 ноября 1965 г. архимандриту Ювеналию определено быть епископом Зарайским, викарием Московской епархии, с оставлением в должности заместителя председателя ОВЦС.

25 декабря 1965 г. в Иоанно-Богословском храме Ленинградской духовной академии состоялось наречение архимандрита Ювеналия во епископа Зарайского, а на следующий день за Божественной литургией в Свято-Троицком соборе Александро-Невской Лавры он был хиротонисан во епископа митрополитом Ленинградским и Ладожским Никодимом (Ротовым), архиепископом Ярославским и Ростовским Сергием (Лариным), епископом Волоколамским Питиримом (Нечаевым), епископом Рязанским и Касимовским Борисом (Скворцовым), епископом Тихвинским Филаретом (Вахромеевым), епископом Тегельским Ионафаном (Каполовичем). 20 марта 1969 г. назначен епископом Тульским и Белевским.

18 июня 1971 г. за усердные труды по проведению Поместного Собора РПЦ Святейшим Патриархом Пименом удостоен возведения в сан архиепископа.

27 апреля 1972 г. возведен в сан митрополита и 30 мая того же года назначен председателем ОВЦС, постоянным членом Священного Синода. На посту председателя ОВЦС пребывал до 1981 г.

16 апреля 1976 г. в связи с празднованием 30-летия ОВЦС Святейший Патриарх Пимен удостоил его права ношения двух панагий.

11 июня 1977 г. назначен митрополитом Крутицким и Коломенским, Постоянным членом Священного Синода.

С 1980 г. был заместителем председателя Юбилейной комиссии по подготовке к торжественному празднованию и проведению юбилея 1000-летия Крещения Руси.

В 1988 г. награжден почетной грамотой президиума Верховного совета РСФСР.

С 11 апреля 1989 г. по 22 марта 2011 г. - Председатель Синодальной Комиссии по канонизации святых.

С 1993 по 1998 гг. - член правительственной комиссии по изучению вопросов, связанных с исследованием и перезахоронением останков Российского Императора Николая II и членов его семьи.

С 1993 г. - сопредседатель оргкомитета по подготовке и проведению Дня славянской письменности и культуры, отмечаемого 24 мая в праздник святых равноапостольных Мефодия и Кирилла , учителей Словенских.

С 1995 по 1998 гг. - председатель комиссии по художественному Убранству Храма Христа Спасителя в городе Москве.

Участвовал в заседаниях Поместных Соборов Русской Православной Церкви в 1971,1988,1990 и 2009 гг. Принимал участие в работе Архиерейских Соборов РПЦ, проходивших в Москве в 1989,1990,1992, 1994,1997, 2000, 2004, 2008, 2009 и 2011 гг.

Митрополит Ювеналий награжден церковными орденами Александрийской, Антиохийской, Иерусалимской, Русской, Грузинской, Болгарской, Чешских Земель и Словакии и Синайской Православных Церквей.

В 1985 г. награжден орденом Дружбы народов, в 2000 г. - орденом Почёта.

С 2002 г. является почетным гражданином Московской области.

6 октября 2006 г. в Кремле Президент Российской Федерации В.В. Путин вручил митрополиту Крутицкому и Коломенскому Ювеналию орден «За заслуги перед Отечеством» IV степени.

22 сентября 2010 г. митрополит Ювеналий известил Святейшего Патриарха о своем достижении 75-летнего возраста. На заседании Священного Синода 6 октября было постановлено (Журнал № 95): «Просить Преосвященного митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия продолжать управление Московской областной епархией. Выразить Преосвященному Владыке благодарность за многолетние труды по окормлению православной паствы Московской области».

10 октября, во время первосвятительского визита в Орехово-Зуево, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл сказал, обращаясь к митрополиту Ювеналию: «Принимая во внимание ваши большие заслуги перед всей нашей Церковью и в связи с 75-летием со дня рождения, полагаю справедливым удостоить вас высшей иерархической награды права служения в преднесении креста Господня в пределах Московской областной епархии».

В связи с юбилеем митрополита Ювеналия Президент Российской Федерации Д.А. Медведев наградил его орденом «За заслуги перед Отечеством» III степени.