Александро-Невская лавра. Действующие храмы Александро-Невской лавры. Значение Свято-Троицкой Александро-Невской лавры в СПб

В России всего две Лавры - Троице-Сергиева под Москвой и Александро-Невская в Санкт-Петербурге. В Александро-Невской Лавре всегда много посетителей - и паломников, и туристов. Казалось бы, об этой Лавре известно всё. Но так ли это? Что знают о ней большинство людей, кроме самой общей «туристической» информации? Сейчас, когда празднуется 300-летие Александро-Невской Лавры, мы предлагаем читателям несколько интересных фактов о ней.

1. Место, где был в начале XVIII века основан монастырь, носило название Виктория, поскольку победная схватка со шведами святого князя Александра Ярославича, по одной из версий, состоялось именно здесь.

2. При монастыре в 1720 году открылась первая в Санкт-Петербурге типография, а в 1721-м открылась Славянская школа «для учения юных детей, чтения и писания». Эта школа стала основой для целой сети духовных учебных заведений, от нее ведет свое происхождение Санкт-Петербургская Православная Духовная Академия и Семинария.

3. В Александро-Невской Лавре хранятся мощи святых - святого благоверного князя Александра Невского, частичка мощей святителя Иннокентия Иркутского. В 1922 году они были изъяты из Лавры в Музей религии и атеизма, а в 1989 году - вновь возвращены в обитель.

4. Многие насельники Лавры в советское время пострадали за Христа. Практически все наместники Лавры после 1917 года и до ее закрытия в 1933 году были расстреляны. Среди них - архиепископ Одесский и Херсонский Прокопий (Титов), который был наместником Лавры с 1917 года. Когда в январе 1918 года красноармейцы попытались захватить Лавру, он отказался выдать им ключи от кладовых и был арестован - но освобожден по требованиям верующих.

Памятный знак новомученикам, Александро-Невская Лавра

5. В некрополе Александро-Невской Лавры похоронены такие известные люди, как Федор Михайлович Достоевский (в последние годы своей жизни выразивший желание быть похороненным именно там), Василий Андреевич Жуковский, Николай Михайлович Карамзин, Михаил Васильевич Ломоносов, Александр Васильевич Суворов, Петр Ильич Чайковский (который был там похоронен по прямому указанию государя Александра III).

6. В январе 1918 года советское правительство, тогда еще располагавшееся в Петрограде, решило реквизировать помещение Лавры. Нарком общественного призрения Александра Коллонтай написала соответствующий указ и вооруженные красноармейцы отправились его исполнять. Но на их пути встал полумиллионный крестный ход питерцев, вышедших защитить Лавру. Масштабы, немыслимые в наше время… И советская власть отступила! Жизнь Лавры продолжалась еще 15 лет.

7. Созданное при монастыре 21 января 1918 года Александро-Невское братство было уникальным для постреволюционной России явлением. Несмотря на запрет большевиков на миссионерскую и социальную работу Церкви, вплоть до 1932 года члены братства нелегально занимались в Петрограде духовным просвещением и благотворительностью. После введения запрета на изучение Закона Божия в школах члены братства под руководством иеромонаха Льва (Егорова) развернули масштабную работу по христианскому просвещению среди детей и подростков. Лаврские иноки и миряне из братства учили детей церковному пению, церковнославянскому языку, проводили для них специальные праздничные трапезы и даже специальные «детские» Литургии, на которых дети пели, читали и помогали священнику.

8. Находящийся на территории Лавры Благовещенский храм (первый каменный храм Лавры, с которого началась ее история) до сих пор не принадлежит монастырю. В нем сейчас размещается музей городской скульптуры, а монастырь добивается возвращения этого храма.

9. Как это ни пародаксально, но в центре Лавры находится «Коммунистическая площадка». Перед входом в Свято-Троицкий собор Лавры, по обе стороны аллеи, ведущей к Митрополичьему корпусу, можно увидеть надгробия на местах захоронений пролетарских борцов и героев, чиновников первых лет советской власти, партийных лидеров, военачальников, инженеров.

10. Первый наместник Лавры после ее открытия в 1994 году - архимандрит Кирилл (Начис) был узником нацистских и советских концлагерей. А нынешний наместник Лавры, епископ Назарий (Лавриненко), активно использует современные информационные технологии, например, читает и комментирует Фейсбук.

Фотографии Виталия Каплана

– православный мужской монастырь на восточной оконечности Невского проспекта в Санкт-Петербурге. Первый и наиболее крупный монастырь города. С 1797 года имеет статус лавры. В состав архитектурного комплекса входит несколько знаменитых некрополей, где покоятся многие выдающиеся деятели XVIII-XIX веков.

Середина XIII ст. была одним из тяжелейших периодов в истории России. Вражеские набеги с севера и запада, начавшееся в 1237 г. нашествие монголо-татар обескровили русский народ и разорили почти всю Русь. Хотя татарский молох не докатился до Великого Новгорода, но город остался наедине с другими врагами. В то время в Новгороде княжил Александр Ярославич, сын переяславского князя Ярослава Всеволодовича. Роль его в исторических событиях того времени огромна. Прежде всего, это защита Руси с северо-западного направления. Победы над шведами и немцами обезопасили Новгород, позволили отвоевать Псков и крепость Копорье. За победу над шведами, одержанную в 1240 г. в устье Невы, князь Александр получил прозвище Невский. 5 апреля 1242 г. дружина под его командованием наголову разбила доселе непобедимое войско тевтонских рыцарей. Благодаря дипломатическому дару Александру Невскому не раз удавалось смягчать гнев ханов Золотой Орды и уберегать русских от жестокого возмездия за непокорность. Возвращаясь из очередной, очень тяжелой и унизительной поездки в Сарай-Берке, столицу Золотой Орды, князь сильно заболел. Предчувствуя скорую кончину, он, согласно обычаям того времени, принял пострижение в иночество и схиму. Это произошло в Феодоровском Городецком монастыре, близ Нижнего Новгорода. В нем же 14 ноября 1263 г. в возрасте 45 лет и скончался Александр Невский. Его тело было погребено 23 ноября во Владимире, в монастыре в честь Рождества Пресвятой Богородицы.

Православная Церковь причислила Александра Невского к лику святых за его христианские добродетели и чудеса. Согласно преданию, во времена Димитрия Донского в церкви, где покоился гроб с телом князя, вдруг вспыхнули свечи. Из алтаря вышли два старца и, подойдя к гробу, произнесли: «Александр! Встань и спаси правнука твоего Димитрия, одолеваемого иноплеменными!» Крышка гроба распахнулась, покойный поднялся и вышел из церкви со старцами. Видевший это чудо пономарь рассказал об этом настоятелю. Тогда мощи Невского были извлечены из гроба и помещены в раку. Свечи возле раки иногда самовозгорались, прикасавшиеся к ней с молитвой и верой получали исцеление. К 1695 г. мощи святого Александра находились в Москве и покоились в деревянной, тонкой резьбы, раке.

Следующий этап истории святых мощей связан с именем Петра Великого. В 1710 г. в Петербурге Петр осматривал места для будущих построек и, как записано в его журнале, «... на устье речки Черной усмотрел изрядное место, которое называлось Виктори, где указал строить монастырь во имя Святой Троицы и Святого Александра Невского».

Строительство монастыря началось с 1712 г., тогда же там поселились первые иноки. 25 марта следующего года на левом берегу Черной речки была освящена первая (деревянная) церковь в честь Благовещения Пресвятой Богородицы. С этой даты монастырь ведет официальное летосчисление. В 1717 г. началось строительство двухэтажной церкви во имя святого Александра по проекту Трезини, утвержденному самим Петром. В 1724 г. церковь была возведена. 30 августа 1724 г., по случаю третьей годовщины Ништадтского мира, мощи святого Александра были торжественно перенесены в новую церковь его имени.

В 1753 г. по повелению императрицы Елизаветы Петровны для святых мощей Александра Невского была изготовлена серебряная рака. Длина ее составляла около 2,5 м, ширина – немногим более 1 м. Рака была украшена изображениями с эпизодами Невской битвы, Ледового побоища и торжественного вступления князя Александра в Псков. На ее изготовление пошло около полутора тонн чистого серебра.

Александро-Невская лавра со стороны Невы. И.А. Иванов. Акварель. 1815 г.

30 августа 1790 г. состоялось освящение нового Свято-Троицкого собора Александро-Невской лавры, ее центрального соборного храма. Под алтарем была заложена серебряная доска с частицей мощей апостола Андрея Первозванного. На освящении присутствовала императрица Екатерина II, ее сын Павел Петрович – будущий император Павел I, великие князья Александр и Константин. Тогда же в собор торжественно перенесли серебряную раку с мощами святого Александра Невского. Они были помещены за правым клиросом, где покоятся и в настоящее время.

Однако мощи на долгое время покидали место своего упокоения. В 1918 г. лавра была закрыта, большинство монахов сосланы либо расстреляны. Через четыре года мощи святого Александра Невского были перемещены в Казанский собор, где новая власть открыла музей истории религии и атеизма. Серебряная рака была передана в Эрмитаж. Только в июне 1989 г. святые мощи были возвращены лавре, хотя сама она была передана Церкви еще в 1956 г.

В Александро-Невской лавре есть еще несколько особо почитаемых святынь. Это списки с чудотворных икон Пресвятой Богородицы «Скоропослушница» и «Достойно есть», а также икона преподобного Серафима Саровского. В 1991 г. в Троицком соборе лавры почивали мощи самого преподобного Серафима Саровского. Они были обнаружены в запасниках Казанского собора в Петербурге. Позже их перенесли в Серафимо-Дивеевский монастырь в Нижегородской области.

В том же Троицком соборе и примерно в то же время почивали мощи и трех других великих чудотворцев – преподобных Зосимы, Савватия и Германа Соловецких, которые ныне находятся в Спасо-Преображенском Соловецком монастыре.

После образования Санкт-Петербургской епархии, с 1742 г., архимандритами монастыря являются Санкт-Петербургские архиереи. В 1797 г. именным указом императора Павла I монастырь получил статус лавры.

25 октября 1721 г. распоряжением в обители была основана Славянская школа. В 1726 г. она была преобразована в Славяно-греко-латинскую семинарию, а в 1788 году – в Главную семинарию. В 1797 г. Главная семинария была преобразована в Александро-Невскую духовную академию, после реформы 1809 года переименованную в Санкт-Петербургскую духовную академию (в настоящее время ректор СПбДА – архиепископ Петергофский Амвросий(Ермаков), викарий Санкт-Петербургской епархии).

Постановлением от 7 июля 1923 г. городские власти изъяли у братии лавры все помещения, кроме храмов. В мае 1920 г. были вскрыты мощи св. блгв. кн. Александра Невского и опечатана рака; с 1922 г. мощи находились в фондах Музея истории религии и атеизма, рака – в музее Эрмитажа.

С 1920 г. лаврский ансамбль находится под охраной государства, получив статус памятника культуры. К 1936 г. все храмы лавры были закрыты, с тех пор на ее территории размещалось до 17 учреждений.

В 1957 г. Свято-Троицкий собор лавры был передан Русской Православной Церкви, при нем образовался приход. Настоятелем собора стал правящий архиерей Санкт-Петербургской епархии. 3 июня 1989 г. трудами митрополита Ленинградского и Новгородского Алексия (Ридигера, † 2008; впоследствии – Святейшего Патриарха Московского и всея Руси) в собор были возвращены мощи св. Александра Невского.

14 сентября 1995 г. в Троицком соборе состоялось первое монастырское богослужение, а 3 ноября 1997 г. приходское собрание Троицкого собора было упразднено и собор получил статус монастырского.

Вместе с возрождением монастыря и литургической жизни в лавре идет возрождение традиционных ремесел. Здесь работают: иконописная мастерская, краснодеревщики, ювелирная мастерская, мастерская христианской оловянной миниатюры. Паломническая служба организует поездки верующих по Ленинградской области и за ее пределами. Летом 2007 года были завершены реставрация купола Троицкого собора и золочение 14-метрового креста.

В 2013 г. торжественно отмечалось .

С апреля 1997г. по наст вр. наместником Свято-Троицкой Александро-Невской Лавры является епископ Кронштадтский Назарий (Лавриненко), викарий Санкт-Петербургской епархии.

Святые, новомученники и исповедники Лавры:

· Благоверный князь Александр Невский (мощи – в Троицком соборе Александро-Невской лавры)

· Святитель Иннокентий, епископ Иркутский

· Святитель Софроний, епископ Иркутский и всея Сибири

· Митрополит Киевский и Галицкий Владимир

· Митрополит Ленинградский и Гдовский Серафим

· Святитель Прокопий, архиепископ Одесский и Херсонский

· Священномученик Виктор, епископ Глазовский и Воткинский

· Святой преподобный Серафим Вырицкий

· Священномученик архимандрит Лев

· Преподобный Феодор Санаксарский

· Митрополит Петроградский и Гдовский Вениамин

· Священномученик Григорий, епископ Шлиссельбургский

· Иконография Святых Лавры

· Священномученик Иннокентий (Тихонов)

· Преподобномученик Серафим (Вавилов)

· Благоверный князь Феодор Новгородский

Храмы:

· Соборная церковь во имя Святой Живоначальной Троицы (Свято-Троицкий собор)

· Исидоровская церковь

· Феодоровская церковь

· Благовещенская – Александро-Невская церковь

· Церковь Сошествия Святого Духа (духовно-просветительский центр "Святодуховский")

· Церковь Тихвинской иконы Божией Матери

· Надвратная церковь иконы Божией Матери «Всех Скорбящих Радость»

· Церковь Праведного Лазаря Четверодневного

· Церковь Святителя Николая Чудотворца

Лаврские кладбища:

· Лазаревское (Некрополь XVIII века),

· Тихвинское (Некрополь мастеров искусств)

· Никольское

· Казачье кладбище

Лазаревское и Тихвинское кладбища, а также Лазаревская и Благовещенская усыпальницы Александро-Невской лавры входят в состав Государственного музея городской скульптуры, который был основан в 1932 году.


Информация для паломников:

Адрес Лавры: Россия, 193167, г. Санкт-Петербург, пл. Александра Невского, 1.

Рака представляет собой великолепное произведение прикладного искусства, состоящее из нескольких частей и выполненное в стиле барокко. Мемориальный комплекс останков преподобного А. Невского создавался в годы правления Елизаветы Петровны, он конструировался из серебра и весит полторы тонны. Ранее рака великого царя находилась в Троицком храме, расположенном на территории Александро-Невской лавры.

С приходом к власти большевиков мемориальный комплекс перенесли в Эрмитаж, с 2012 г. он находится в процессе реставрационных работ. Мощи же благополучно возвратились в лаврский собор в 1989 г.

Описание раки святого

Мемориальная композиция священной раки хранится в Концертном зале Эрмитажа, но останки покоятся в Александро-Невской лавре. Рака, являющаяся уникальным религиозным памятником, составлена из семи частей: два ковчега, два подсвечника, два постамента и одна пирамида. Композиция величественно сочетает мотивы архитектуры и скульптурного мастерства.

Мощи благоверного князя Александра Невского в Александро-Невской Лавре

Орнамент и сюжеты выполнялись при помощи высокотехничной чеканки, что придало священной раке дополнительные краски и тени.

  • Малый ковчег, созданный в конце XVII столетия, создан в манере московского барокко. Мощи святого Александра по настоянию митрополита Иллариона переложили в новую раку, когда потребовалось восстановление прежней после пожаров, произошедших в 1681 г. и в 1689 г.
  • Малый ковчег покрыт иконой, где преподобный монарх изображен в монашеских одеждах. По верху деревянной раки проходит пластина из серебра, на ней начертаны слова, оповещающие о нахождение здесь мощей благоверного князя А. Невского. Борта украшены медным орнаментом, на декоративных медальонах рассказаны события из жизни государя.
  • Большая рака имеет крышку, в которую инкрустирована икона. Ковчег изготавливался в период правления царицы Елизаветы. Он является примером мемориала, в котором барочное искусство достигло своего наивысшего пика. Его изготовили в период с 1746 по 1751 гг. Рисунок раки создал Г. Грот, а декоративные эскизы сделал Я. Штелин.
  • На создание пошло полторы тонны серебра, выплавленного на монетном дворе Санкт-Петербурга. В 1748 г. первая версия ковчега была завершена, но многие серебряные детали, как оказалось, не подходили комплексу. Потребовалось делать новые чертежи и модель. Коллектив мастеров столкнулся с большими трудностями при создании уникального мемориала: многие детали переделывали, другие же очищали от примесей. Работа над монументальным сооружением была закончена в конце сентября 1753 г.
  • Третья часть - крупная пирамида, состоящая из пяти ярусов. Она призвана создать впечатление архитектурного здания, обладает ассиметричными формами, где фактически нельзя обнаружить прямых линий. При установке этой пирамиды оказалось, что совершенно не видна восхваляющая память святого Александра надпись. Императрица Елизавета распорядилась приделать к сооружению двух отлитых ангелов, а на их щиты нанести эти слова.
  • Трехъярусное изголовье демонстрирует величественность для всего окружения. В средней части второго яруса располагается декоративный барельеф, изображающий преподобного Александра со знаменем в деснице. С боков священного саркофага расположены рельефы с важнейшими событиями из жизни А. Невского (победа над шведами, немцами, освобождение Пскова и погребение).
На заметку! Если рассматривать вопрос почитания святого Александра следует обратиться к одной из первых историко-агиографических книг «Повесть о житии благоверного князя…».

Первая редакция писалась в Рождественской обители, автором считают современника правителя (не позже 1280 года). Писание предстает в качестве панегирика (литературное восхваление) преподобного А. Невского. Создатель «Повести…» включил в книгу факты, которые демонстрировали глубочайшее почтение и впечатление современников перед личностью князя. Житие состояло из предисловия, эпизодов деятельности и посмертного плача, после которого описывалось духовное чудо, что говорит о святости князя и его моральной чистоте.

История почитания мощей

Почитание Александра Невского зародилось на месте захоронения его тела в Рождественской обители города Владимир сразу после кончины. Во время прощальной церемонии произошло чудо: митрополит Кирилл, руководящий ритуалом, приближался к гробу, чтобы вручить князю духовную грамоту, но десница усопшего сама простерлась и приняла этот священный лист.

Святые мощи благоверного князя Александра Невского

После того как церковнослужитель рассказал об этом событии, многие люди стали считать Александра святым и восхваляли его в молитвенных песнопениях.

  • Книга под названием «Житие А. Невского» была известна в Москве, Великом Новгороде и Пскове. С XVI столетия к святому защитнику русской земли обращались накануне битв.
  • Пономарь храма Рождества Богородицы рассказывал, что в 1380 г. (накануне сражения на Куликовом поле) к нему являлся дух, дающий благословение «правнуку своему», князю Д. Донскому.
  • После этой знаменательной битвы произошло официальное вскрытие и дальнейшая идентификация останков святого Александра. Пробыв в земле 117 лет, мощи остались нетленными и благоухающими. Митрополит Киприан торжественно объявил, что Александр отныне будет именоваться блаженным, великому заступнику отечества учинили церковное празднование, в его честь написали каноны и иконы.
  • Почитание мощей расширилось в период с XV по XVI вв. РПЦ причислила А. Невского к лику святителей в качестве чудотворца. На основе книги жития (XIII столетия) было создано каноническое жизнеописание.
  • Одно из чудес произошло в присутствии Иоанна IV, совершавшего поход на Казань и остановившегося по пути во Владимире. Приближенный царя исцелил свои руки, совершив молебен у мощей преподобного Александра. Впоследствии на территории Руси строятся церкви и монастыри во славу великого чудотворца и защитника отечества.

Почитание от XVIII в. до наших дней

В 1710 г. Петр Первый издал приказ о перенесении мощей в Петербург. Этим шагом правитель желал увековечить славу победителя Невской битвы. Петр возжелал, чтобы Александра изображали впредь как великого князя и покровителя новой столицы, а не простого монаха. Святой стал для соотечественников Божьим угодником. В XIX личность А. Невского приобретает характер высокодуховного героя. О нем с уважением отзываются видные русские историки Карамзин, Соловьев и Костомаров.

Икона святого Александра Невского

  • Вскрытие гробницы произошло в летнюю пору 1917 г., совершалось освидетельствование на случай эвакуации. Большевики, пришедшие к власти, не принимали в расчет житие и чудотворения А. Невского, так как он считался святым РПЦ и представлял монархию. Они желали вскрыть и изъять мощи, этому богохульству не мог помешать даже протест митрополита и многих верующих. В 1922 г. гробницу разобрали на части, а мощи выставили на обозрение в музее атеизма.
  • Имя преподобного Александра вновь появилось на слуху только через 15 лет. Для советского патриотизма он стал выдающимся деятелем. Исследователи уделяли большое внимание временам царствования святого А. Невского, а в 1942 г. государство отмечало 700-летнюю годовщину Ледового побоища.
  • В 1944 г. прошла выставка, посвященная великому покровителю отечества. Это мероприятие поддержала и РПЦ, которая в разгар войны собирали денежные пожертвования на постройку авиационного флота имени А. Невского. Образ преподобного, победившего тевтонцев, лучше всего подходил для усиления морали советских воинов в борьбе против фашизма.
  • Мощи благополучно возвратились в Александро-Невскую лавру из Казанского храма только в 1989 г., но ковчег остался в Эрмитаже. Через год рядом с останками в специальном сосуде поместили освященную землю, взятую с мест Невской битвы. Патриарх Алексий II призвал верующих молиться перед мощами за тех, кто погиб, мужественно защищая своё отечество. Сегодня идет реставрация мемориального комплекса, и ведутся споры относительно вопроса о создании копии раки, которая будет передана РПЦ.
На заметку! Интерес к личности святого Александра не пропадает в наше время. Информация о житии зафиксирована в литературных памятниках, составленных по свидетельствам и мнениям очевидцев событий.

Специалисты и читатели с большим интересом вникают в эти подробности и воздают хвалу величию святого защитника отечества. Сегодня государство ежегодно отмечать дату двух великих битв, в которой благоверный князь А. Невский одержал важные победы.

Мощи преподобного князя А. Невского, как и его имя, стало чрезвычайно почитаемо сразу после кончины великого правителя. У останков, производивших чудеса исцеления, просят помощи не только православные верующие, но и люди светского общества. С течением времени Александр стал почитаться как Божий угодник, защитник отечества и покровитель Петербурга, а не как простой монах и схимник.

Мощи святого благоверного князя Александра Невского

В 1710 г. на месте впадения Черной речки (Монастырки) в Неву был заложен Александро-Невский монастырь, основанный по указу Петра I в память о победе русских войск над шведскими под предводительством новгородского князя Александра Невского. В те времена считалось, что именно на этом месте в 1240 г. и произошла битва дружины князя со шведами.

Строительство монастыря.

Строительство этого монастыря имело как религиозное, так и политическое значение – канонизированный православной церковью Александр Невский рассматривался как божественный покровитель православных россиян в борьбе с извечным врагом – . Этот глубоко почитаемый Петром святой стал покровителем Санкт-Петербурга. В 1724 г. по приказу Петра I мощи Александра Невского были перенесены из в новую столицу. Сначала их поместили в только что освященную Александро-Невскую церковь, а впоследствии перенесли в главный собор монастыря – Троицкий.

Александро-Невский монастырь был задуман Петром как образцовый. Здесь он желал претворить в жизнь свою идею «утилитарного» использования монашества для служения миру – он замыслил монастырь как благотворительное, исправительное, учебное и лечебное заведение. При нем были учреждены госпиталь, богадельня, типография и школа для детей священно- служителей, которая впоследствии приобрела статус Духовной семинарии и Духовной академии – высшего учебного заведения патриархии (они существуют по сей день).

Александро-Невский монастырь.

Первоначальный проект Александро-Невского монастыря составил архитектор Трезини. Первой была построена Благовещенская церковь, сохранившаяся почти без изменений до наших дней. Ее с полным правом называют первым российским Пантеоном – в начале XVIII в. она служила усыпальницей членов царской семьи и видных государственных деятелей. Здесь похоронены царевна Наталья Алексеевна, царица Прасковья Федоровна, любимый маленький сын Петра I Петр Петрович, правительница Анна Леопольдовна.

Александро-Невская лавра.

Позже в Благовещенской церкви похоронили великого русского полководца Суворова, на надгробии которого – лаконичные державинские строки «Здесь лежит Суворов». Двухэтажное прямоугольное здание Благовещенской церкви в стиле русского барокко послужило образцом для более поздних монастырских построек – Федоровской церкви и угловых башен. Ансамбль монастыря продолжал развиваться на протяжении всего XVIII в. Над въездными воротами появилась надвратная церковь во имя иконы Божией Матери Всех Скорбящих Радость.

Свято-Троицкий собор.

Композиционным центром Александро-Невского монастыря стал Свято-Троицкий собор, сооруженный по проекту архитектора Старова в конце XVIII в. Троицкий собор отличался богатством внутреннего убранства, но со своей особенностью: вместо икон его украшали живописные произведения кисти Ван Дейка, Рубенса, Бассано, многих известных русских художников. Над входом в собор – золоченые фигуры ангелов, несущие орден Святого Александра Невского.

Свято-Троицкий собор.

Главной святыней храма были мощи святого благоверного великого князя Александра Невского, хранившиеся до революции в великолепной серебряной раке, изготовленной по велению императрицы Елизаветы Петровны. Сейчас рака находится в , а сами мощи, переданные при советской власти в Музей истории религии и атеизма, давно возвращены обратно в собор. Ковчег с мощами стоит справа от иконостаса, около него обычно много народу.

Свято-Троицкий собор.

Богослужение в Троицком соборе всегда отличалось красотой и торжественностью. Хор митрополичьих певчих в лавре ничем не уступал придворным певчим. Собор часто посещали русские императоры и вносили богатые вклады, среди них золотые священные сосуды, золотые кресты, драгоценные престольные Евангелия. Одним из самых важных праздников столицы был день чествования святого Александра Невского, когда совершался торжественный крестный ход из в лавру и обратно.

Александро-Невский монастырь.

К концу XVIII в. Александро-Невский монастырь постепенно превратился в один из духовно-культурных центров Российской империи. В 1797 г. он получил высший статус православного монастыря – лавры. Огромный, похожий на крепость монастырь занимает целый остров между Невой, Монастыркой и Обводным каналом. Традиционные для древнерусских монашеских обителей крепостные стены заменены здесь соединенными между собою монастырскими корпусами. В Александро-Невской лавре находятся несколько старинных кладбищ, объединенных в Музей городской скульптуры.

В Некрополе XVIII в. (Лазаревское кладбище) более тысячи надгробных памятников. Здесь находятся могилы великого русского ученого Ломоносова, писателя Фонвизина, деда Пушкина Ганнибала, архитекторов Кваренги, Старова, Воронихина, Росси, скульпторов Шубина, Козловского, Мартоса и многих других, чьими замечательными творениями любуемся мы, гуляя по .

Александро-Невский монастырь некрополь.

В Некрополе мастеров искусств (Тихвинское кладбище) около 200 надгробий, многие из которых поражают изысканностью и пышностью. Здесь похоронены писатели Карамзин, Крылов, Достоевский, композиторы Чайковский, Мусоргский, Римский-Корсаков, Глинка, художники Шишкин, Куинджи, Кустодиев, известные артисты, государственные и общественные деятели. Есть в Лавре и могилы уже нашего времени. За Свято-Троицким собором расположено Никольское кладбище, названное так по церкви во имя святого Николая Чудотворца. На этом кладбище в 2000 г. был похоронен первый мэр а, вернувший городу историческое имя, Анатолий Собчак. Там же находятся могилы депутата Государственной Думы Галины Старовойтовой и сына Анны Ахматовой и Николая и Льва Гумилева.

Александро-Невская лавра.

Сейчас все здания лавры, при советской власти использовавшиеся различными организациями, не имевшими никакого отношения к религии, возвращены церкви. Изрядно пострадавшие от безжалостного течения времени и ненадлежащего обращения, они ремонтируются и реставрируются. Александро-Невская лавра была главным мужским монастырем , а главным женским был Воскресенский Новодевичий монастырь, заложенный во времена императрицы Елизаветы Петровны на месте бывшего Смоляного двора. Монастырь впоследствии был переведен отсюда, зато здесь сохранился великолепный Смольный собор – творение великого Растрелли.

Множество величайших святынь из различных уголков христианского мира привозили на поклонение в Санкт-Петербург – культурную и православную столицу России. Так, в июле 2017 года принимала Александро-Невская лавра мощи Николая Чудотворца – угодника и заступника всех страждущих и путешествующих.

Прошло это событие в рамках принесения части мощей святителя в пределы Русской православной церкви. Оно осуществлялось по договоренности с предстоятелем католической церкви. До этого момента рака с мощами уже почти тысячу лет не покидала места своего пребывания – Папской базилики Итальянского города Бари.

Горячо любим и почитаем святитель Николай Чудотворец не только в нашей стране, но и во всем мире. Его образ можно встретить практически в каждом доме.

На русской земле стоит множество Свято-Никольских храмов, где возносится трепетная молитва.

В русской православной традиции есть три дня, когда празднуется память святителя:

  • 19 декабря – день преставления;
  • 22 мая – день перенесения святых мощей;
  • 11 августа – день рождения.

Каковы же причины такого всенародного почитания? Они просты, ведь не зря народная молва дала святому праведнику меткое прозвище – Никола Угодник. Он действительно рад угодить всем и каждому.

Память любого православного человека бережно хранит многочисленные свидетельства благодатной помощи. По молитвам Угодника и сегодня происходят исцеления, разрешаются проблемы, улучшаются взаимоотношения между людьми.

Важно! Каждому, кто с искренней молитвой обратится к святителю, он утрет слезы, страждущий отойдет утешенным. Есть бесчисленные рассказы о его чудесной помощи и атеистам, и иноверцам. Молитвы в церкви перед мощами святителя сопровождаются истечением большого количества святого мира.

Житие как свидетельство богоизбранности

Заглянув в житие святого Николая Чудотворца, можно увидеть, что с малых лет он отличался не только добротой, но и подлинным смирением.

Он любил творить добрые дела и стремился делать их втайне, избегая известности и людской похвалы. С детства в нем сиял образ Божий, который с возрастом становился только ярче.

Своими делами милосердия и любви святитель еще при жизни уподобился самому Господу и в ответ был наделен богатыми дарами. А умение утешать молитвой всех, кто в беде, помогать неимущим, защищать тех, кто слаб, осталось с ним и после смерти. Не поэтому ли так обильно мироточат мощи Николая Угодника?

Познавательно! Когда отмечают по церковному православному календарю

Житие рассказывает нам, что святой был уроженцем города Патары – греческой колонии римской провинции Ликия.

Родившись в семье благочестивых родителей, будущий святой получил хорошее образование и христианское воспитание. Мальчик часто ходил в церковь, всегда был погружен в молитву, любил читать Божественное писание.

Дядя Николая занимал высокий церковный пост. Епископ Патарский решил с детства приобщать своего племянника к жизни в церкви.

Юноша служил чтецом, а затем был рукоположен в священники. И поскольку очень любил читать Священное писание, имел первым послушанием – нести слово Божие людям.

Проповеди молодого священнослужителя были не по годам мудры. Не раз возникала у будущего святого мысль об уходе в затворничество. Он пытался удалиться от мира, чтобы в безмолвии совершать духовное делание. Но каждый раз возникало видение, в котором Господь останавливал его от этих шагов.

Святой Николай понял, что воля Всевышнего в том, чтобы он жил в миру и жизнь свою посвятил служению людям. Святитель любил церковную молитву, поэтому сегодня перед его нетленными мощами очень легко молиться.

Примеры помощи святителя

С той поры главной целью жизни святого Николая Чудотворца было милосердие к ближним. Самые известные примеры бескорыстной помощи вошли в житие святителя.

Они же составили основу посвященного ему церковного акафиста, который так часто слышала летом 2017 года Невская обитель.

Благодаря этим случаям за святителем прочно закрепились следующие определения: умиритель враждующих, покровитель мореплавателей, защитник невинно осужденных, избавитель от напрасной смерти.

Вот только некоторые из них:

  • Святой Чудотворец помог бедному семейству справиться с нищетой. Отец трех дочерей смог собрать достойное приданое и удачно выдать их замуж. Когда над девушками нависла угроза быть проданными «на блуд», в окно их дома были подброшены три узелка с золотыми монетами.
  • Отправившись в путешествие на корабле в Александрию, святой предсказал надвигающуюся бурю. После этого, горячо помолившись, он испросил милости у Господа. Шторм немедленно утих. Известен также случай чудесного исцеления матроса, который разбился, упав на палубу с высокой мачты.
  • Святитель избавил от верной смерти трех граждан города Миры, несправедливо осужденных правителями. По его молитве они были освобождены в то время, когда над ними уже был занесен карающий меч. В другой раз святой освободил трех воинов, несправедливо обвиненных и брошенных в темницу по доносу и клевете.

И таких случаев известно очень и очень много.

После того как скончался архиепископ Мир Ликийских Иоанн, новым главой церкви изъявлением Божиим был избран святой Николай.

Интересно! Значение слова мшелоимство и что это за

Так до конца жизни архиепископ Мир Ликийских Николай продолжал служить ближним, делал это с кротостью, смирением и любовью, неся своей проповедью мир и благословение, обличая еретиков и отпавших от истинной веры .

Все свои молитвы святитель посвящал тому, чтобы люди любили церковь и ходили в нее.

Достигнув старости, в 343 году святой архипастырь с молитвой отошел ко Господу. Почти сразу же началось местное его почитание. Общецерковная канонизация произошла некоторое время спустя.

Почитание святых мощей

Святые мощи Николая Чудотворца долгое время хранились в кафедральной церкви Мир Ликийских, но в 1087 году они были выкрадены и перенесены в итальянский город Бари.

Барийцы сделали это в надежде вернуть их городу утерянную значимость религиозного центра. Была организована специальная экспедиция, состоящая из священства и жителей города Бари.

Высадившись на берег Мир Ликийских, придя в церковь, где под спудом почивали мощи, сначала они попытались их выкупить. После того как получили отказ, решили действовать силой. Был вскрыт саркофаг, увезена большая часть святыни.

Жители Бари с радостью встретили реликвию. Ее с молитвой перенесли в церковь Святого Стефана. Позже им предоставили новое место пребывания – церковь, освященную во имя праведника, специально построенную для этой цели.

Процессия сопровождалась на всем пути чудотворениями и исцелениями больных. Это возбуждало благоговейный трепет в душах и сердцах христиан. До сегодняшнего дня место постоянного пребывания мощей не изменилось.

Меньшая часть мощей, оставшаяся в Мирах Ликийских, позже была выкрадена венецианцами. Эта часть мощей была помещена в специально построенную для них церковь в городе Лидо. С той поры, святитель считается покровителем Венеции.

Мощи святителя в Москве и Санкт-Петербурге

В течение 930 лет святые мощи Николая Угодника не покидали постоянного места своего пребывания – базилики святого Николая в городе Бари.

До сегодняшнего дня они источают большое количество благоуханного мира. Священнослужители с молитвой собирают его один раз в год – 22 мая, а паломники берут с собой, чтобы развезти по своим епархиям.

Христиане всего мира мечтают приехать в церковь Бари, чтобы с молитвой поклониться мощам святителя Николая.

Каждый год тысячи православных верующих совершают паломничество в этот город на юге Италии. В начале 20 века здесь появилось русское подворье, а при нем храм и паломническая гостиница. Все постройки на подворье были возведены по проекту архитектора Щусева на средства русских благоворителей.

Молитва в церкви всегда очень сильна. Святитель возносит ее вместе с паломниками, поэтому его мощи обильно мироточат. Но далеко не всем россиянам доступны такие дальние путешествия, именно поэтому была осуществлена договоренность о пребывании святыни на Российской земле с мая по июль 2017 года.

В течение 53 дней мощам поклонялись москвичи (за это время московский кафедральный храм Христа Спасителя посетило около 2 млн. паломников). Оставшиеся 15 дней святыня находилась в северной столице. Была проделана большая подготовительная работа.

Ранним утром Александро-Невская лавра встречала мощи святого Николая Чудотворца. Ковчег Крестным ходом внесли в ворота обители и установили на специальный постамент. Рядом поставили большую икону святителя Николая, украшенную цветами.

Сразу же после церемонии встречи началась Праздничная Литургия, а после нее было открыто поклонение святыне. В течение двух недель, поток желающих поклониться архиепископу Мирликийскому не иссякал.

Важно! Лавра была переполнена, и людей не пугало то, что время ожидания составляло около 6 часов. Многие приносили Евангелие и акафист святому, чтобы время стояния к мощам наполнить искренней молитвой. Среди паломников было множество людей из разных городов и даже из разных стран, приехавших специально для этой цели.

Были те, кто свою возможность помолиться великому святому и поклониться его мощам, воспринимали как последнюю надежду на то, чтобы разомкнуть круг своих проблем, получить облегчение в болезни.

За 15 дней, пока святитель Николай Чудотворец и его святые мощи пребывали в городе на Неве, обитель приняла более 530 тысяч верующих.

Всем известно, что в Троицком соборе Александро-Невской лавры находятся мощи еще одного великого святого – благоверного князя Александра Невского.

Этот русский праведник также прославился искренней глубокой верой. Он был справедливым правителем, мудрым полководцем, сумевшим в своем непростом служении сохранить верность Христу.

Святой тоже очень почитаем народом, и многие приезжают в Санкт-Петербург специально, чтобы поклониться его святым мощам, а затем получают по своим молитвам благодатную помощь. Но не стоит думать, что, оказывая почтение одному святому, мы как-то умаляем значение другого.

Среди людей, послуживших своей жизнью Господу и прославленных за это в лике святых, не бывает обид, зависти или уязвленной гордости.

Полезное видео

Подведем итоги

Из всего сонма святых, прославленных православной церковью, каждый по-своему уникален. Каждый представляет собой прекрасную, созревшую для Бога личность и достоин того, чтобы потомки стремились узнать его житие, чтобы лучше вглядеться в черты христианского подвига.