Рождество Христово: даты, история, традиции. Значение некоторых символов в иконографии Рождества Христова. Рождество Христово православное: празднование и традиции православного рождества

Оставалось совсем немного времени до того момента, когда Святая Мария должна была родить.
Как раз в это время, по указанию царя Ирода, в стране было необходимо провести перепись населения. При этом согласно древним обычаям, каждый житель должен быть записан по месту происхождения своих родов.

Невзирая на свое положение, Мария и ее супруг Иосиф, отправились в Вифлием, откуда велась родословная царя Давида. До места они добрались только под вечер пятого дня.
Изнуренные тяжелой дорогой, святые Мария и Иосиф не смогли найти ночлег. Так же, как и они, в Вифлием прибыло очень много людей для переписи. Все постоялые дворы и гостиницы уже были заняты, а цены на свободные места поднялись и оказались слишком большими для семьи бедного плотника.
Так святое семейство недалеко от города Вифлиема, в пещере, где от непогоды пастухи укрывали свой скот.
В святую ночь 747 года от основания Рима, в этой пещере совершилось великое событие Рождества Христова, это было Рождество Спасителя всего мира.
После появления на свет Младенца, Святая Мария спеленала его и положила на ясли, в которых находилась солома для кормления скота. По преданиям, ослик и вол согревали Божественного Младенца.
Первыми, кто узнал о том, что произошло самое великой событие, которое вообще происходило когда-либо с миром, Рождество Бога-Сына, были пастухи. В ночной тьме вдруг все озарилось вокруг дивным светом, Ангел Небесный в этом сиянии явился пастухам, которые пасли неподалеку свои стада, и возвестил им:

«Не бойтесь! Я возвещаю вам великую радость, которая будет радостью всем людям: ныне родился вам в городе Давидовом Спаситель, Который есть Христос Господь. И вот вам знак: вы найдете Младенца в пеленах, лежащего в яслях» (Лк.2, 10-12)

И все небесное ангельское воинство предстало перед взором пастухов, они услышали торжественную песнь:

«Слава в Вышних Богу, и на земле мир, к человекам благоволение!»

Когда это чудное явление исчезло, люди увидели яркий свет, исходящий от одной из пещер, они зашли туда и

«нашли Марию и Иосифа, и Младенца, лежащего в яслях» (Лк.2,16)

Простые, неграмотные пастухи были первыми, кто безоговорочно поверил в Рождество Христово, в то, что они увидели Самого Бога.

Это был настоящий праздник, над пещерой ярко засияла Вифлиемская звезда, по ее свету волхвы нашли место, где случилось Рождество Младенца. Они зашли в пещеру и преклонились перед Спасителем. С собой волхвы принесли золото, как дар царю, ладан, как Богу и смирну, как предвестие будущей смерти.

Примечание: иудеи использовали смирну при погребении, чтобы тело как можно дольше оставалось нетленным.

Царь Ирод Великий, как и многие другие иудеи, знал о пророческом предсказании, о рождестве царя, и боялся этого, потому, что считал Его претендентом на свой престол. Он даже попытался обмануть волхвов и попросил им указать место, где произошло Рождество, чтобы и сам Ирод смог поклониться Иисусу Христу. Но волхвами были получены откровения о намерениях правителя, место нахождения святого семейства они не выдали.

Страх потери власти заставил царя Ирода отдать страшный приказ:

«Тогда Ирод, увидев себя осмеянным волхвами, весьма разгневался, и послал избить всех младенцев в Вифлееме и во всех пределах его, от двух лет и ниже, по времени, которое выведал от волхвов» (Мф. 2:16).

Более 14000 младенцев погибло в то время, но Сын Божий остался жить – Мария и Иосиф, при Божием покровительстве, той же ночью покинули пещеру и отправились прочь из Иудеи в Египет.

РОЖДЕСТВЕНСКИЙ ПОСТ ПЕРЕД ПРАЗДНИКОМ. ПРОХОЖДЕНИЕ РОЖДЕСТВЕНСКОГО ПОСТА.

С 28 ноября начинается последний многодневный пост в году, Рождественский , который заканчивается праздником Рождества Христова- 7 января. Сначала Рождественский пост длился около 7 дней, но на Соборе в 1166 году было установлено, что этот пост необходимо хранить сорок дней, так же, как и Великий пост.

Рождественский пост является примерно таким же по строгости, как Петровский, но ограничения в пище не такое строгое, как Великом.

По понедельникам, средам и пятницам Рождественского поста нельзя есть рыбу, и пить вино, продукты готовят без использования сливочного масла, но лучше в эти дни придерживаться сухоядения. Во все выходные дни и великие праздники разрешается есть рыбу. Правда, если праздник выпадает на понедельник, среду или пятницу, то рыбу есть нельзя, а выпить немного вина можно.

С 25 по 31 декабря пост усиливается, рыбу в эти дни не едят. Самый строгий день поста– накануне праздника, в Рождественский сочельник, в который пищу не вкушают до самого вечера. Этот Святой вечер в Рождественском посте принято проводить в кругу родных и близких людей, разговляться можно только после полуночи.
В Рождественский сочельник церковные правила предписывают наиболее строгое соблюдение поста (до трапезы после вечерни), напоминая древний обычай оглашенных, готовящихся к принятию Таинства Крещения.

«И входим в трапезу, и ядим варение со елеем, рыбы же не ядим. Вино́же пием, благодаряще Бога» (Типикон, 25 декабря).

В Русской Церкви издавна существует благочестивый обычай Рождественского поста — до позднего вечера, до появления первой звезды непосредственно перед самим Рождеством Христовым, продолжать соблюдение поста.
Те, кто причащаются на ночной Литургии, по церковной традиции, вкушают пищу в этот пост в последний раз не менее, чем за шесть часов до времени Причастия, или примерно с 6 часов вечера!

Пост продолжается до момента, когда после Литургии Сочельника на центр храма будет вынесена свеча, и споют

Рождественский пост – это не диета. Он необходим, чтобы мы достойно встретили Рождество Христово, чтобы мы могли очистить себя покаянием и с чистою душою приняли праздник Рождества.

Издревле это был языческий праздник, когда наши предки славили солнце, проводили обряды на урожай или на увеличение поголовья своих стад.
Из истории религии известно, что в четвертом веке в Греции после Рождества были две недели, которые считались праздничными. При этом никто не был обделен правом празднования Святок, включая бедняков и даже рабов.
Есть исторические подтверждения, что в Византии, в связи с праздничными Святками, появилась традиция помощи заключенным в тюрьмах и больным в лечебных учреждениях. У святых Григория Нисского и Ефрема Сирина мы также встречаем упоминания о Святках.
По укоренению православия на Руси, после праздника Рождество, в Рождественские святки, люди поют праздничные тропари и кондаки, прославляют Иисуса Христа. В святки устраиваются благотворительные акции, например Патриаршие елки для детей из детских домов, детские фестивали и другие праздники.
С недавнего времени возродилась традиция проведения во время святок концертов духовной музыки.
Считается, что обычай дарить подарки при наступлении Святок, пошел от волхвов, которые после Его Рождества принесли в Вифлиемскую пещеру золото, смирну и ладан.

В этом периоде нет постных дней. Люди готовят угощения и ходят в гости друг к другу.
Святки заканчиваются 18 января в Крещенский Сочельник.

ВЕЛИЧАНИЕ В ПРАЗДНИК РОЖДЕСТВО ХРИСТОВО

Величание Господа нашего Иисуса Христа в праздник Рождества Христова.

Величаем Тя, живодавче Христе, нас ради ныне плотию рождшагося от Безневестныя и Пречистыя Девы Марии

ВИДЕОФИЛЬМ

Видеофильм о событии Рождества Христова.

Рождество Христово – великий праздник, торжественный день для всех христиан. В этот день в человека воплотился сам Бог, Спаситель мира. Удивительно, что в Священном Писании нет ни одного указания на то, что день появления Мессии на свет – это церковный праздник или какой-то особенный день. В те времена дни рождения не праздновались в принципе. Да и древняя Церковь не отмечала Рождество. Рождение Христа праздновалась в день Богоявления.

Наверняка, все знают историю о волхвах, которые пришли поклониться Иудейскому Царю, увидев звезду на Востоке. Но сами волхвы не были иудеями. Во что они верили? Почему и для них Рождение Спасителя стало великим праздником? Почему они приготовили особые дары, куда входило масло для бальзамирования усопших – смирна?

Как пост связан с изгнанием бесов в Библии? Постился ли сам Христос?

Когда отмечают Рождество православные – 25 декабря или 7 января? Знали ли вы, что первый Григорианский календарь “упустил” 10 дней намеренно?

Как понять, что происходит на праздничном богослужении в Рождество? Что такое тропарь и кондак? Мы подробно разобрали состав богослужения на Рождество.

Почему на Рождество принято наряжать ель, разве это не светская новогодняя традиция, имеющая корни в язычестве? Стояла ли ель рядом с рождественскими яслями? Кто из христиан первым придумал наряжать ель?

В этой статье мы постарались собрать для вас ответы на самые важные для христианина вопросы о празднично дне Рождества, интересные факты и открытки, с помощью которых вы можете поздравить своих близких.

Рождество Христово: история праздника

Итак, обратимся к истории празднования Рождества Христова. Казалось бы, тут все просто. Этот день описан евангелистами, несомненно, для христианина рождение Царя Небесного, воплощение в человека, возможность просить отпущение грехов и жизнь вечную – великий праздник. Не все так просто. Как мы уже и говорили, о праздновании Рождества в Писании не говорится. И уж тем более нет особо обетования наряжать ель, дарить друг другу подарки.

История Рождества Христова описана в Священном Писании, но празднование этого события появилось позже. Рождество – один из двенадцати великих праздников православной Церкви. В нашей традиции их принято называть двунадесятыми праздниками, это великие торжества Церкви, которые следуют после Пасхи. В иудейской традиции не праздновали дни рождения, во что сложно поверить современным людям, и в Писании нет обетования о специальном праздновании. Первые упоминания о Рождестве относятся к IV веку. В 360 году римский епископ Либерий упоминал праздник Рождества. Во II веке о Рождении Христа говорили в день Богоявления. Праздник Богоявления отмечал сразу три великих события – Рождение Иисуса, принесение даров и Крещение. В старых требниках Рождество называют “Зимней Пасхой”, Воскресение Христово было следствием Рождества. Вокруг них формировалась вся церковная практика. Этот праздник посвящен земной жизни Христа. Наш Спаситель родился не в роскошном замке, а в хлеву, где скот укрывался от непогоды. В римском храме Санта-Мария Маджоре хранится, предположительно, частица яслей Иисуса.

Иисус Христос родился в Вифлееме, в тот год император велел провести перепись новорожденных. Богородица и Иосиф были из рода Царя Давида. В городских гостиницах по дороге в Вифлеем места им не нашлось, поэтому Спаситель Мира появился на свет рядом со стойлом, а Богомладенца положили в кормушку для скота – Его первые ясли. О свершившемся чуде первым узнали пастухи, которые охраняли неподалеку свои стада, как гласит Евангелие от Луки. Звездной ночью к ним явился Ангел Господень, чтобы возвестить Великую Радость “ибо ныне родился вам в городе Давидовом Спаситель”. Вместе с Ангелом явилось и многочисленное воинство небесное, взывающее “Слава в вышних Богу!”. Первыми, кто поклонился Господу, были простые люди, и простые люди стали первыми проповедниками Христа. Ангел сказал им: «Не бойтеся: се бо благовествую вам радость велию, яже будет всем людем, яко родися вам днесь Спаситель, Иже есть Христос Господь, во граде Давидове», и смиренные пастыри первые удостоились поклониться ради спасения людей Снисшедшему до «рабия зрака». Что же означали эти слова? До Рождения Христа Бог еще никогда прежде не воплощался. Взяв на себя грехи мира, Иисус подарил людям надежду на Спасение, заповедовав своим ученикам прежде всего – любовь. Апостол Павел говорил, что смерть для него стала бы приобретением, потому что в теле он был отлучен от истинного источника жизни – Христа.

Волхвы Мельхиор, Бальтазар и Гаспар (в латинской традиции) увидели Вифлеемскую звезду на Востоке и также поняли, что это означает рождение Спасителя мира. Пришли они, скорее всего, из Персии. Несмотря на то, что волхвы были язычниками, ищущими правду, им открылось солнце истины. В те времена астрономия часто сочеталась с астрологией и языческими практиками, поэтому в современном понимании волхвы были кем-то вроде магов. Хотя персы и иудеи считали, что верят Единому Богу и воспринимали друг друга благосклонно, волхвы, конечно, не могли считаться богоизбранным народом. Они принесли Богомладенцу свои дары (золото – знак царской власти, ладан – знак священства и смирну (пряное благовоние) – им умащивали тела усопших, символ того, что Иисусу Христу предстоит умереть и воскреснуть. Зороастрийское учение о о Саошьянтах (трех спасителях, которые научат людей Благой вере) перекликалось с учением о Мессии. Появление волхвов в день праздника означало, что Спаситель пришел не к одному народу, а ко всем людям.

Зачем же вочеловечился Сын Божий? Бог открыл нам пути спасения. Суть человека соединилась с Божественной сутью. Иисус облекся в человека, чтобы исцелить человечество. Он принес нам удивительный дар благодати и от нас требуется только достойно и праведно принять этот дар. Явление Бога во плоти – это жертва, который и искупились все грехи человечества. Причем не только прошлые, но и будущие грехи. Об “усыновлении” Богом Отцом через Бога Сына пишет Феофан Затворник: “Дух Божий делает сынами – возрождая, всех ли? Не всех, а только тех, кои уверовали в Господа, положили следовать Ему во всем, и ради сих расположений приняты в благоволение Божие, как бы преднаречены быть сынами”.

На месте, где Бог пришел в мир, сейчас находится базилика Рождества Христова. Базилику заложила равноапостольная императрица Елена. Базилика действует непрерывно, здание базилики страдало от воин и пожаров. Под базиликой находится пещера, ее место отмечено серебряной звездой с четырнадцатью лучами. Это – место Рождения Господа нашего Иисуса Христа.

Игумен Даниил Паломник – первый, кто описал пещеру Рождества на русском языке. Это произошло в начале XII века.

Накануне Рождества Христова предпраздничный день – Сочельник. Сочельник – это “дверь”, открывающая врата в Рождество.

До дня Рождества, великого праздника, люди соблюдают Рождественский пост. Посты в жизни христианина занимают одну третью часть года. В эти особые дни христиане пытаются соприкоснуться с безвременьем, Вечностью. Верующие подражают Христу, ведь Христос постился. Пытаться уподобиться Христу надо не только в пище, но и в духовной жизни. Мы сопереживаем даже не самому празднику Рождества, а явлению в мир Христа, тому, что Бог стал человеком. Пост – это время очищения в духовной жизни и одно из основных духовных делании человека. Святые угодники Божии постились, о чем есть многочисленные упоминания в Писании. Многие Святые Подвижники проводили в сугубом посте всю свою жизнь. Иисус говорил о необходимости поста Апостолам. На вопрос Апостолов – почему им удалось изгнать бесов из бесноватого, Иисус ответил, что сей род изгоняется только постом и молитвой. Молитва – для души, а пост для тела – важные дела христианина. Рождественский пост подготовительный. Мы готовимся к Рождеству Господа, дню великого праздника, такой праздник следует встречать с духовной чистотой. Чтобы день Рождества не стал обыденным днем, соблюдается пост, человек кается в грехах, чтобы душа восприняла этот праздник.

Символы Рождества Христова

Накануне рождества, в Сочельник, готовятся праздничные блюда – сочиво и кутья. Слово “сочельник” как раз связано с приготовлением сочива. Это блюда из пропаренных злаков с медом. Едят в Сочельник только один раз, после праздничного богослужения.

Основным символом самого
Рождества, конечно, остается Рождественская ель. Она занимает особо место в православной традиции, о ней мы расскажем подробно.

Символами Рождества и сейчас остаются Священные дары – золото, ладан и смирна.

Еще один важный символ Рождества – Вифлеемская звезда. Люди всегда всматривались в звезды и восхищались видом ночного неба. Но Вифлеемская звезда занимает особое место. Это – та звезда, которая привела к колыбели Иисуса волхвов с дарами. Ее лучи указали путь до места рождения Спасителя. Считается, что после этого волхвы сами приняли христианство и проповедовали Христа. Эту звезду в домах крепят на верхушку Рождественской ели. Восьмиконечная звезда присутствует также на иконе Божией Матери “Неопалимая купина”. Раньше ее устанавливали и на купола первых церквей. Историю звезды с Востока описал евангелист Матфей. Волхвы хорошо знали карту звездного неба и считали, чтоб звезды – это не просто космические объекты, но и знамения, которые рассказывают о судьбах людей. В Пятикнижии Моисея содержится предсказание пророка Валаама. Этот человек не относился к израильскому народу, он имел языческое происхождение. Он провозгласил “новую звезду от Иакова”, поэтому волхвы ждали появления особой звезды на Востоке. Поклонение Иисус от язычников, волхвов, говорит о том, что все времена и народы, все земные цари рано или поздно преклонятся перед Христом.

Ангел и колокольчики напоминают нам о возвещении Рождения Господа пастухам. Звон колокольчиков прославляет Господа.

Во многих странах на Рождество принято зажигать свечи. Их свет символизирует Божественное сияние радости Рождества Христова.

Традиции празднования Рождества отличаются в разных странах. Соответственно и символы Рождества могут быть разными. В России укоренилась традиция Рождественского вертепа. Вертеп – это пещера Рождества, ее делают своими руками и устанавливают в храмах, на площадях города и в домах верующие. Вертеп “приехал” в Россию из средневековой Западной Европы. В те времена активно боролись с языческими традициями и обрядами. Многие христиане по немощи своей участвовали в празднике бога Митры, языческого бога Солнца. Это отсылает нас к истории установления самого праздника Рождества. День Рождества совпадал с днем Солнцестояния, что имело и некий символический подтекст. Церковь начала праздновать Рождество отдельно от дня Богоявления, чтобы заменить христианскими праздниками языческие.

Пусть многие христиане и не организовывали языческие праздники, даже становясь невольными участниками застолья, они наносили вред своей душе. Так можно было подумать, что между почитанием Христа и почитанием других несуществующих богов нет существенной разницы. Церковь должна была или отлучить “наполовину язычников” или придумать способ установить настоящий христианский праздник, напоминающий о том, что к нам пришел Христос Спаситель. Несмотря на то, что в выделении Рождества из праздника Богоявления была и несомненная польза, ряд богословов считает, что в этом нашлись определенные минусы для христиан. Рождество стало не так тесно ассоциироваться с явлением в мир Бога. Блаженный Феодорит Кирский говорил: «…Сущий Бог и Божий Сын, имея невидимое естество, когда вочеловечился, соделался для всех явным» .

В те времена в праздниках Рождества принимали участие не только певчие церковного хора, но и прихожане. На специальном столике над престолом устанавливали статую Девы Марии. Мальчик из церковного хора, изображавший Ангела, возвещал рождение Мессии. А священники изображали Вифлеемских пастухов. После возвещения они входили в алтарь. Далее следовало небольшое представление на Библейскую тему, которое называлось “Вертепным действом”, а в Западной Украине просто “Вертеп”.

В Европе XVI века такие мистерии проводили кукольные театры. У таких театров были декорации, напоминающие декорации сегодняшних рождественских вертепов. Их вырезали из бумаги, дерева, лепили из глины. Сейчас вертепы зачастую просто устанавливают у входа в храм или дома.

Католики и протестанты также делают адвент-календари. Адвент – это четыре недели до рождества. Для детей в таких календарях оставляют небольшие подарки.

Почему различаются даты празднования Рождества в различных церквях

Многие задаются вопросом, когда отмечать Рождество Христово – 25 декабря или 7 января? В некоторых странах, например, в Молдове, широко отмечаются оба дня Рождества – по старому и по новому стилю. Это связано с конфессиональным разнообразием на территории страны. В России празднование Рождества тоже становится традицией.

В древнем мире единого календаря не существовало. Юлий Цезарь был одним из самых просвещенных людей своего времени. Он понял, что существует необходимость создания календаря. Юлианский календарь установил Юлий Цезарь, что следует из самого его названия. Греческая наука того времени уже знала, что Земля делает полный оборот вокруг солнца за 365 дней и 6 часов. На самом деле, это не совсем точные цифры – за 365 дней, 5 часов, 49 минут. Юлий Цезарь потребовал, чтобы в календаре сочетались римские названия и греческие научные открытия. В этом календаре также, как и Григорианском, 12 месяцев, високосные года, 365 дней в году. Дополнительный день появляется каждые четыре года. К сожалению, неточность в 11 минут стала критичной. Так за 128 лет в календаря появился бы целый лишний день. В 1582 стало очевидно, что надо разрабатывать новый календарь. Папа Римский Григорий XIII ввел календарь, который называется соответственно Григорианским, в нем меньше високосных годов. Года, которые делятся на 100, но не делятся на 400 стали содержать в себе 365 дней. Почему же возникли споры, если новый календарь был совершенен? В нем намеренно пропустили десять дней. Страны принимали новый календарь в разные периоды, что родило несколько путаниц в важных исторических датах.

Вопрос этот не так однозначен, как кажется, и дело не только в календарях. Сегодня наша Церковь живет по Юлианскому календарю, хотя в некоторых странах Григорианский календарь считается наиболее точным. Разница между этими двумя календарями в исчислении. Юлианский и Григорианский календарь – это вопрос богословия. После Октябрьского переворота Юлианский календарь сочли “мракобесным”, все светские праздники отмечаются по Григорианскому календарю, в 1923 году Церковь пытались под давлением перейти на новый стиль, но Русская Православная Церковь осталась верна Юлианскому. Католики и протестанты отмечают Рождество по Григорианскому календарю, как и ряд православных Церквей за рубежом.

Нам достаточно точно известна дата зачатия матери Иоанна Крестителя, Елизаветы (23 сентября по старому стилю). Мы знаем, когда Захарий ушел из Иерусалима, известно, что в шестой месяц после зачатия Иоанна Крестителя ангел явился Пресвятой Богородице. Этот день стал днем Божественного зачатия Иисуса Христа. Мы не можем знать точной даты, но можем рассчитать, что Рождения Христа приходилось на середину зимы.

Праздничное богослужение

Величие праздника отражается в на Рождество. В этот день читается молитва “Царю Небесный”. Именно так мы называем Христа, почитая Его Господом Богом. Эта молитва не читается только в период от Пасхи до Пятидесятницы и ей открываются многие богослужения, а не только праздничные. Далее идет ектенья и гимн “С нами Бог”. Этот гимн напоминает нам о пророке Исайе, который за 700 лет до Рождества Христова возвестил о пришествии Спасителя мира, рожденного от Девы. Он описал события Его земной жизни, смерть и воскрешение. Далее следует песнь Симеона Богоприимца, которая говорит о принесении Богомладенца в Иерусалимский храм, которое традиционно совершалось на сороковой день жизни. На праздничном богослужении в Рождество поется ирмос – заголовок Рождественского канона. В каноне девять песен, начало девятой песни (ирмос) – это нить, связывающая Ветхий Зовет с Новым Заветом. Он говорит о том, что нам, христианам, лучше любить молчание. Многие проповедники не могут подобрать слов, чтобы передать суть тайны Рождения Христа. Богослужение проходит на церковно славянском-языке. Гимнография Древней Руси и Византии огромна. Как мы знаем, все богослужения идут по суточному кругу. Накануне праздников утреннее и вечернее богослужение сливается в одно “всенощное бдение”. Такие богослужения бывают всего лишь дважды в году – на Рождество и на Пасху. В Русской Православной Церкви проходит Патриаршее рождественское богослужение, когда Предстоятель Русской Православной Церкви обращается к пастве.

Утреня Рождества поется ночью. В эту ночь мы слышим Ангельскую песнь: Слава в вышних Богу, на земле мир, в человеках благоволение. Это – благодарность Богу за то, что он воплотился и спас нас. Мы слышим также полиелей, стихи из этих псалмов прославляют милость Господа. Далее идет величие – краткое песнопение, славящее Бога. В состав праздничной утрени входят степенна и степенный антифон. Антифоны подражают хору Ангелов, славящему Господа. Названия обращаются к способу исполнения этих песнопений. Так Антифоны поются попеременно. Далее идет прокимен, предшествующий чтению отрывка из Писания, посвященного Рождеству Христову. После чего следует стихира евангельская, объясняющая слова Писания.

Тропарь и кондак на Рождество

Тропарь и кондак на Рождество – это важнейшие составляющие богослужения. Их создают христианские поэта – гимнографы. Тропарь и кондак – не просто молитвы, но и объяснения сути праздника Рождества.

Тропарь на Рождество

Кондак на Рождество

Рождественская ель: православное значение

Ель всегда являлась символом Рождества. Связано это с тем, что, Ирод приказал убить всех младенцев, опасаясь за свое положение, когда Волхвы сообщили, что родился Царь Иудейский, имея в виду Спасителя. Считается, что для спасения Иисуса, Мария и Иосиф закрыли вход в пещеру ветвями ели.

Почему же Ирод так испугался? Во времена Иисуса все ждали прихода Мессии. Его ждали как могущественного Царя, враги которого будут повержены. Иисус же, как мы помним, появился на свет не во дворцах, а в хлеву и, Его первыми яслями стала миска для корма скота. Ирод не был глубоко верующим иудеем, поэтому приход Мессии интересовал его только с точки зрения политических амбиций. Мало того, что Ирод не был потомком Давида, а, значит, положение его в качестве официального правителя было и без того шатким, так еще и иудаизм принял не он, а его дед Антипа, потому что Хасмонейское Иудейское царство этого потребовало. Антипар, отец Ирода, захватил царский престол хитростью и силой. Он сам стал жертвой предательства и обмана. Ирод наказал предателей и взошел на царство. Власть переходила из рук в руки. Взяв в жены внучку Гиркана II и реконструировав храм, Ирод пытался укрепить свои позиции. Но, будучи жестоким и подозрительным человеком, он позднее убил свою жену и трех сыновей, заподозрив их в сговоре. На фоне этих событий в Иерусалиме появились волхвы, требующие показать им Иудейского царя, и они явно имели в виду не Ирода. После этого он приказал убить всех младенцев. Это ужасное событие было одним из худших злодеяний Ирода.

В Европе долгое время существовала легенда о том, что, когда деревья приносили Богомладенцу свои дары – плоды, ели было нечего предложить ему, и она скромно стояла на пороге хлева, не решаясь приблизиться. Тогда Ииус улыбнулся и протянул к ней руку. Но это история относится, скорее, к добрым сказкам.

Существовала и еще одна версия этой сказки: она гласила о том, что два других дерева пальма и маслина не пускали ель ко Христу, насмехаясь над ней. Услышав это, Ангел Господень украсил скромное дерево, и она вошла к яслям Богомладенца во всем своим величии. Иисус обрадовался ели, но она смутилась, а не возгордилась, потому что помнила – ее нарядил Ангел, и ему она обязана своим преображением. За скромность именно ель стала символом дня Рождества.

В России традиция наряжать ель на Рождество пришла лишь в XVIII веке. Кстати, во многих странах, эта традиция тоже стала поздней: в Англии, во Франции и в Америке лишь в середине XIX века ель на Рождество стала повсеместной практикой.

Ель наряжают и на Новый год, но это – светская традиция. Для православных христиан ель – прежде всего, символ Рождества. В Древней Руси ель не жаловали, она была мрачным деревом, растущим на болоте.

Наряженное дерево – отголосок язычества. В те времена люди наделяли природу человеческими, если не божественными свойствами. В хвойных деревьях по легендам жили лесные духи. Чтобы спасти от злых духов свои дома, люди наряжали лесных красавиц, пытаясь задобрить их. Отношения к хвойным деревьям, к слову, постоянно менялось. Они то хранили в себе злых духов, то охраняли жилище. Однако, во все времена ель наделялась мистическими свойствами.

В Европе XV-XVI века впервые встречаются упоминания об украшении ели. Считается, что обычай наряжать ель в христианской традиции открыл Мартин Лютер, основатель протестантизма. Он поставил свечи на ветки ели, чтобы показать детям символ любви и милосердия Господа – красоту небесных звезд в день, когда Господь воплотился и сошел к людям. В Россию украшенную ель “привез” Петр I, но изначально ее ставили только в питейных заведениях, а в домах нарядное дерево появилось уже в XIX веке. В доме императора Николая I в Петербурге стояла украшенная ель на Рождество.

Чуть позже ель появилась в качестве иллюстрации к книге “Щелкун орехов” (“Щелкунчик”) Гофмана, что говорило о плотно укоренившейся традиции украшать ель на Рождество. Уже в 1916 году Священный Синод усмотрел в традиции влияние немцев и запретил ее, а в 1927 году, после антирелигиозной кампании, Рождественскую ель отнесли к “пережиткам прошлого”…

Сейчас вечно зеленая ель, напоминающая также о жизни вечной, переживает второе рождение. В 1935 году ель вернулась в государственные учреждения, но вернулась, увы, как светский символ Нового года. Ее украшали красной звездой на верхушке. Известно, что в годы богоборчества люди наряжали ель тайно у себя в домах. Люди стали вспоминать, что это, прежде всего – символ Рождества Христова.

Поздравления с Рождеством

Своих близких старинными рождественскими открытками.

Даты Рождества Христова:

О Рождестве Христовом на Правмире:

О Рождестве Христовом: история праздника

  • Епископ Александр (Милеант)
  • Протодиакон Андрей Кураев
  • Архимандрит Ианнуарий (Ивлев)
  • Прот. Александр Шмеман

Календарь Рождества

Песнопения и служба Рождества Христова

  • Николай Иванович Державин: и

Рождественские колядки и песни

Видео

Рождество в семье: традиции и обычаи

Икона Рождества

  • Иеромонах Амвросий (Тимрот)

Проповеди

  • Свт. Василия Великий
  • свт. Иоанн Златоуст
  • Свт. Лев Великий ,
  • Св. Прав. Иоанн Кронштадский:
  • Митрополит Сурожский Антоний

Желая спасти человеческий род, Бог стал Человеком и вошел в человеческую историю. Господь Иисус Христос, Спаситель мира, родился от Пресвятой Девы Марии в царствование императора Октавиана Августа в иудейском городе Вифлееме. В то время император повелел сделать всена-родную перепись по всей империи, к которой относилась тогда и Палестина. Для переписи люди должны были идти в те места, откуда они были родом. Поэтому Дева Мария и праведный Иосиф, как происходившие от рода царя Давида, пришли в Вифлеем (город Давида), чтобы внести и свои имена в список подданных кесаря. В Вифлееме они не нашли ни одного свободного места в гостиницах. В пещере, служившей загоном для овец, среди сена и соломы для корма и подстилки скоту, в обстановке, лишенной не только земного величия, но даже обыкновенного удобства, родился Богочеловек, Спаситель мира.

Родившийся смиренный Богомладенец был прославлен ангелами, пастухами и иноземными мудрецами, чудесным образом узнавшими о Его рождении и пришедшими поклониться Ему. Вслед за ними это великое событие человечество торжественно отмечает 7 января (25 декабря по старому стилю).

Значение праздника Рождества Христова

Рождество Христово называют «матерью всех праздников». Его значение столь велико, что даже ход новой истории и летосчисление мы ведем от Рождества Христова. День, предшествующий рождественской ночи, называется Сочельником, по названию постного блюда этого дня — сочива, приготовляемого из меда и пшеницы. До захода солнца и появления первой вечерней звезды, согласно древней церковной традиции, было принято ничего не вкушать, подражая волхвам, претерпевшим многие лишения на пути к Рожденному Царю, а также пастухам, ночью охранявшим свои стада и первым принявшим весть о рождении Божественного Младенца.

Двенадцать дней от Рождества до Крещения Господня называются Святками, то есть святыми днями, в честь прихода в мир Спасителя. В эти дни люди издревле стремились принести друг другу радость: вручали подарки, приглашали гостей, рассказывали сказки и загадывали загадки, катались на санях и зажигали костер, который своим огоньком в темною зимней ночи символизировал Вифлеемскую звезду. Родители рассказывали детям о том, как волхвы пришли поклониться новорожденному Спасителю мира и принесли ему дары. Начиная с Петровской эпохи, в домах стали украшать рождественскую елку — символ неувядающей жизни, устраивали вертеп (подобие рождественской пещеры), ходили прославлять родившегося Христа особыми песнями — колядками.

Христианам следует всячески беречь святость этих дней и вечеров, не нарушая ее гаданиями и другими суеверными обычаями, заимствованными от язычников, ведь гадание Церковь относит к числу тяжких грехов.

по-церковнославянски:
Рождество Твое, Христе Боже наш, возсия мирови свет разума, в нем бо звездам служащии звездою учахуся, Тебе кланятися Солнцу Правды и Тебе ведети с высоты востока: Господи, слава Тебе!

по-русски:
Рождение Твое, Христе Боже наш, источило миру свет ведения: ибо те, кто служили звездам, звездой были научены кланяться Тебе, Солнцу Правды, и познавать Тебя, Восток с высоты. Господи, слава Тебе.

по-церковнославянски:
Дева днесь Пресущественнаго раждает, и земля вертеп Неприступному приносит: ангели с пастырьми славословят, волсви же со звездою путешествуют: нас бо ради родися Отроча младо, Превечный Бог.

по-русски:
Сегодня Дева рождает сверхсущего, и земля приносит пещеру Неприступному; Ангелы славословят вместе с пастухами, волхвы же путешествуют за звездой, потому что ради нас родился юный Младенец — Предвечный Бог.

Тропарь и кондак празднику исполняет вокальный квартет Раифского Богородицкого монастыря «Притча»

Материалы сайта о Рождестве Христовом


Сценарий РОЖДЕСТВА ХРИСТОВА в храме.

1. Песня «Сегодня Рождество Христово».

Сегодня Рождество Христово

Мы празднуем Рожденье снова

//Младенца нашего, Христа,

Везде такая красота.// 2раза

//Ликует вся душа, природа,

И хвалят Бога все народы

И звёзды льют прекрасный свет

Небесной радости привет // 2 раза

(проигрыш)

Во всех сердцах лишь изумленье

Пред Господом благоволенье,

//Морозно, тихо на дворе

Деревья будто в серебре// 2 раза

припев 4 раза

Ведущий:
Чистая январская-белая страница,
Вьюги да метелицы, птицы-голубицы.
Прилетели стайками, небо заслонили,
Перышки снежинки землю всю покрыли.

На Руси светятся в храмах свечи,
Образа сияют тихим светом.
Наступает долгожданный вечер:
Маленький Христос нам послан небом.

На Руси – украшенные елки,
А над ними – звездочки резные.
На ветвях – снежинки, легче шелка,
И шары, как солнышко, златые.

Это в честь Малютки Иисуса
Так искриться на деревьях иней.
Пусть молитвы детские несутся
В необъятный вышний купол синий!

Слава Богу! В мир пришел Спаситель!
С новым Богоявленным Заветом.
Вы Его о радости просите!
Пусть ее пребудет в мире этом.

Тропарь РОЖДЕСТВА

Ученик:

То были времена чудес
Сбывалися Слова Пророка
Сходили Ангелы с небес
Звезда катилась от Востока

Мир Искупленья ожидал
И в бедных яслях Вифлеема
Под песнь хвалебную Эдема
Младенец дивный воссиял.

Ученик:

Татьяна Бокова
Светлый праздник Рождества!
Нет счастливей торжества!
В ночь рождения Христова
Над землёй зажглась Звезда.
С той поры через столетья
Нам она, как солнце светит.
Согревает верой души,
Чтобы мир стал краше, лучше.
Дарит искры волшебства
Светлый праздник Рождества!
Мир приходит в каждый дом…
Поздравляем с Рождеством!

Ведущий:

Здравствуйте и вы, дорогие наши гости: взрослые и детишки, девчонки и мальчишки.
Вот и снова наступил долгожданный, самый светлый, добрый и радостный праздник.
Праздник Рождества Христова.
И мы как и в прошлые года, опять собрались все вместе, чтобы прославить родившегося ныне Господа нашего Иисуса Христа.
Мы сегодня вам расскажем историю Рождества.
Но мне очень хочется чтобы и вы поучаствовали в нашем рассказе, ведь наверняка вам ваши мамы, папы, бабушки или дедушки рассказывали об этом празднике, или вы читали об этом. И вот сегодня по ходу рассказа я буду задавать вам в опросы и вы, может быть сами, а может быть с помощью взрослых будете стараться отвечать на них. Согласны?

Более 2 тысяч лет назад от Пресвятой Девы Марии и Духа Святого в городе Вифлееме
Родился Господь наш Иисус Христос.
И кто же первые из людей узнали эту Радостную Новость?

Правильно это были пастухи!

Ветер по траве бежит волною
Чуть мерцает в темноте костер
Небеса с сияющей луною
Словно звездный шелковый шатер.

Ночь благоухает лавром тонко,
Серебрится в ручейке вода.
У костра беседуют негромко
Пастухи, пасущие стада.

Нынче ночью было чудо:
Видишь яркую звезду?
А вертеп горит как-будто,
Посмотреть туда иду,

Что там светит дивным светом
Почему звезда горит
Здесь, у бедного вертепа,
Где наш скот порою спит?
Слышится мне в роще за селеньем
Тихое таинственное пение
Словно звездный хор поет с небес
Или шелестит ветвями лес.

Ученик:

Ночь тиха. По тверди зыбкой
Афанасий Фет

Ночь тиха. По тверди зыбкой
Звезды южные дрожат.
Очи Матери с улыбкой
В ясли тихие глядят.

Ни ушей, ни взоров лишних,-
Вот пропели петухи-
И за ангелами в вышних
Славят Бога пастухи.

Ясли тихо светят взору,
Озарен Марии лик.
Звездный хор к иному хору
Слухом трепетным приник,-

И над Ним горит высоко
Та звезда далеких стран:
С ней несут цари Востока
Злато, смирну и ладан.

Ведущий:
Пастухи у стада
В эту ночь не спали
Светлый Ангел прилетел к ним
Из небесной светлой дали.

Пастыри! Не бойтесь понапрасну.
Радость я великую принес!
Этой ночью благодатной, ясной
В мир пришел Спаситель наш Христос.

И с высот небесных
Раздалось вдруг пенье:
Слава, слава в Вышних Богу
На земли Благоволенье.

Когда ангел улетел, пастухи, оставив скот, отправились в Вифлеем, чтобы поклониться Божественному Младенцу.
Почему же Бог открыл эту великую тайну простым людям, пастухам? Чем заслужили они такую Милость Божию?

Потому что пастухи были добрыми людьми с чистым сердцем.

Потому что они искренне верили в Бога!

Правильно! Не царям, не сильным мира сего Ангел возвестил о рождении Спасителя мира, а бедным, занятым простым мирным трудом людям, у которых доброе сердце и чистая душа.

Песня: «РОЖДЕСТВО ХРИСТОВО»

1. Рождество Христово,
Ангел прилетел.
Он летел по небу,
людям песню пел:

«Вы, люди, ликуйте,
Все днесь торжествуйте.
Днесь Христово Рождество»

2. Пастыри в пещеру
Первые пришли
И Младенца-Бога
С Матерью нашли.

Стояли, молились,
Христу поклонились-
Днесь Христово Рождество.

3.Все мы согрешили
Спасе пред Тобой.
Все мы люди грешны,
Ты один Святой.

Прости прегрешенья,
Дай нам оставленье-
Днесь Христово Рождество.

Ведущий:
Но почему же так получилось, что Божественный Младенец, Спаситель Мира, Царь царей родился не в богатых палатах и не в убранных дворцах, а в бедной пещере, где люди держали свой скот? Давайте же сейчас вспомним те события, которые предшествовали Рождеству.
Перед рождением Спасителя великий Римский император Август повелел произвести перепись населения. Все подданные отправились для переписи в свои родные города. Праведный Иосиф и Святая Мария из Назарета, где
они жили, отправились в Вифлеем, откуда были родом.
В этом городе Иосифу и Марии не нашлось места в гостинице, и супруги остановились на ночлег в пещере, куда в непогоду пастухи загоняли скот.
Здесь и родился Иисус Христос. Мать спеленала Младенца и положила в ясли на душистую солому.

Ученик:

Был вечер поздний и багровый
Александр Блок
Был вечер поздний и багровый,
Звезда-предвестница взошла.
Над бездной плакал голос новый-
Младенца Дева родила.
На голос тонкий и протяжный,
Как долгий визг веретена,
Пошли в смятеньи старец важный,
И царь, и отрок, и жена.
И было знаменье и чудо:
В невозмутимой тишине
Среди толпы возник Иуда
В холодной маске, на коне.
Владыки, полные заботы,
Послали весть во все концы,
И на губах Искариота
Улыбку видели гонцы.

Ученик:

Святки
Валентин Берестов

В день рождения Христа
В мир вернулась красота.
Январский лед сиянье льет.
Январский наст сропасть не даст.
Январский снег нарядней всех:
Днем искрометный и цветной
И так сияет под луной.
И каждый из январских дней
Чуть-чуть, но прежнего длинней.
И так пригоден для пиров
И встреч - любой из вечеров.

Песня: «В НОЧНОМ САДУ»

1.В ночном саду прозрачно и светло,
Стоит наш мирный дом.
Проходит Ангел, белое крыло
Мелькает за окном.

ПРИПЕВ:

В пещере ослик кушает овес,
В яслях лежит Христос.
Ослёнок носом тянется к Нему,
Звезда глядит во тьму.

2.Мария держит Сына на руках,
Иосиф греет чай.
Вот Ангел им сказал о пастухах:
«Сейчас придут, встречай!»

ПРИПЕВ:

3.Волхвы дары свои Ему несут.
За ними важно вслед
Верблюды длинноногие идут,
Звезда им дарит свет.

ПРИПЕВ:

Ведущий:
Много было в небе звезд
Тихой ночью ясной,
Тихо спал Иисус Христос
На соломе в яслях.

Дева Мать, склоняясь над ним
Нежно напевала
Ночь мерцала золотым
Звездным покрывалом.

Пели Ангелы Христу
Славили Рожденье
В мир принес Он красоту,
Веру во спасение!

Да, звезд было много в ту ночь, но над пещерой воссияла особая, самая яркая звезда. И с тех пор каждый год все люди ждут появления этой Рождественской звезды.

Ученик:

Божья елка
Г. Гейне
Ярко звездными лучами
Блещет неба синева.
– Отчего, скажи мне, мама,
Ярче в небе звезд сиянье
В ночь святую Рождества?
Словно елка в горном мире
В эту полночь зажжена
И алмазными огнями,
И сияньем звезд лучистых
Вся украшена она?
– Правда, сын мой, в Божьем небе
Ночью нынешней святой
Зажжена для мира елка
И полна даров чудесных
Для семьи она людской.
Посмотри, как ярко звезды
Светят миру там, вдали:
Светят в них дары святые–
Для людей – благоволенье,
Мир и правда – для земли.

Песня: «ВЗОШЛА ЗВЕЗДА ЯСНАЯ »
Взошла звезда ясная,
Тихая, прекрасная,
И горит для всей вселенной
Над вертепом Вифлеема
О, грядущее спасенье,
Грешным людям избавленье.
В этот час святой
Бог родился мой.

В небе звездочка зажглась золотая,
Эта звездочка была не простая
Сам Всевышний Бог
Ту Звезду зажег
И горит звезда и сияет
Нам к спасенью путь освещает.

Ученик:

Рождественская ночь
Ольга Гузова

Снег ложится белый-белый
на пригорки и дома;
искрой-инеем оделась
старорусская зима.

Неподвижность синей речки…
И не надо ничего-
на расписанном крылечке
притаилось Рождество.

Колыбельку покачает
и отгонит тучи прочь…
Все сомненья развенчает
та Рождественская ночь.

Ученик:

Рождество
Немцев В.С.

Рождество! И земля, и небо
Соединились в Младенце Христе,
И живительным истинным хлебом
Обладаем теперь мы все.

Рождеством в Вифлеемских яслях
Торжеством просияли навек
Божьи замыслы просто и ясно:
Всех дороже Ему человек.

В Сём Младенце кротком и мирном
Бог надежду в сердцах озарил,
Нам не золото, ладан и смирну-
Он нам Небо Собой подарил.

Ведущий:
По звезде нашли дорогу к вертепу, где родился Спаситель, мудрецы Востока – волхвы. Они пришли поклонится Младенцу и принесли Ему дары: золото, ладан и смирну.
Наверняка вы все, ребята, знаете что на Рождество всегда происходят удивительные волшебные истории. Вот одну такую историю мы вам сейчас и расскажем.

«КРОШКА-АНГЕЛ»

Крошку Ангела в Сочельник
Бог на землю посылал
--Как пойдешь ты через ельник, --
Он с улыбкою сказал, --

Елку срубишь и малютке,
Самой доброй на земле,
Самой ласковой и чуткой
Дашь как память обо Мне.

И смутился Ангел-крошка:
-- Но кому же мне отдать?
Как узнать на ком из деток
Будет Божья Благодать?

Сам увидешь, -- Бог ответил.
И небесный Гость пошел.
Месяц вышел, путь был светел
И в огромный город вел.

Всюду праздничные речи,
Всюду счастье деток ждет,
Вскинув елочку на плечи
Ангел радостно идет.

Загляните в окна сами,
Там большое торжество:
Елки светятся огнями,
Как бывает в Рождество.

И из дома в дом поспешно
Ангел стал переходить,
Чтоб узнать, кому из деток
Елку Божью подарить.

И прекрасных и послушных –
Много видел он детей,
Те, при виде Елки Божьей
Все забыв, тянулись к ней.

Вот кричит: -- я Елки стою! –
Тот корит его за то:
-- Не сравнишься ты со мною,
Я добрее твоего. –

Нет я Елочки достойна,
И достойнее других. –
Ангел слушает спокойно,
Озирая с грустью их.

И на улицу понурый
Ангел вышел, -- Боже мой,
Как узнать кому из деток
Дар отдать Бесценный Твой? –

И на улице встречает
Ангел крошку, он стоит,
Елку Божью озирает,
И восторгом взгляд горит.

Елка, елочка, -- захлопал он в ладоши,
-- жаль, что я
Этой елки не достоин,
И она не для меня!

Но снеси ее сестренке,
Что лежит у нас больна,
Сделай ей такую радость,
Стоит Елочки она.

Пусть не плачет понапрасну… --
Мальчик ангелу шепнул,
И с улыбкой Ангел ясный
Елку крошке протянул.

И тогда каким-то чудом
С неба звезды сорвались,
И, сверкая изумрудом,
В ветки елочки вплелись.

Елка искрится и блещет,
Ей небесный символ дан,
И восторженно трепещет
Изумленный мальчуган.

И любовь узнав такую,
Ангел, тронутый до слез,
Богу весточку благую
Как бесценный дар понес.

Ведущий:

Ребята, какое же дерево является символом Рождества. Ну конечно же Елочка. И каждый год, зимой на Новый Год и Рождество мы приносим в дом елку и украшаем ее разноцветными шарами и гирляндами.

Мы украсим елочку
Яркою звездой,
Оплетем мы елочку
Нитью золотой.

Как красив на елочке
Праздничный наряд!
На ее иголочках
Огоньки горят.

И на сердце сладостно,
Весело, светло.
Всем сегодня радостно –
Рождество пришло!

Ученик:

Рождество – это значит Радость!

Рождество – это значит Мир!

Рождество – это значит надо
Всех простить, как Христос простил!

Рождество – это значит людям
Доступ к Богу открылся вновь
Петь, играть и молиться будем
Прославляя Христа любовь!

Ученик:

Есть страны
С. Надсон

Есть страны, где люди от века не знают
Ни вьюг, ни сыпучих снегов;
Там только нетающим снегом сверкают
Вершины гранитных хребтов-
Цветы там душистее, звезды крупнее,
Светлей и нарядней весна,
И ярче там перья у птиц, и теплее
Там дышит морская волна-
В такой-то стране ароматною ночью,
При шепоте лавров и роз
Свершилось желанное чудо воочью:
Родился Младенец Христос.

Ученик:


Загадки про Рождество Христово.

Соломку вместо пелёнок

Имеет в яслях Ребёнок, -

В нужде Он родился и рос,

И звали Его... (Христос)?

Где родился наш Спаситель -

Место вам известно всем.

Ну скорее назовите

Это город... (Вифлеем)?

К Малышу на День рожденья

Дружно прибыли волхвы:

Принесли в подарок деньги?

Нет? А что? Скажите вы. (Золото, ладан, смирна)

Озеро кругленько,

Берега узеньки

Кто в нём искупается

Тот к Царским слугам причисляется. (купель)

Синее море, хрустальные берега, а посередине утка. (лампада)

Чего у Бога нет, а у нас есть? (грехи)

Взвесить нельзя, мерить нельзя, и жить без того нельзя. (душа)

Не Бог, не человек, не был на небе и не будет, а на себе Христа носил. (осел)

Спиной к спине, а лицом к избе. (икона)

Нет головы, а есть уши, нет рта, а есть язык. (колокол)

Четыре орла одно яйцо снесли. (Евангелие)

Ученик:

Знаешь ли ты слова и обычаи, связанные с Рождеством Христовым?

Сочельник - день перед Рождеством Христовым. Это самый строго постный день Рождественского поста. Полагается не есть до «звезды», т.е. пока не покажется первая звезда.

Кутья - постная каша из зёрен (пшеницы, риса или ячменя) с мёдом и изюмом, которую едят в сочельник.

Колядки - народные песни про Рождество Христово.

Колядовать - ходить по домам с поздравлением, с песнями и со звездой.

Христославы - те, кто в праздник Рождества Христова ходит по домам славит Христа.

Святки - время от Рождества до Крещения.

Вертеп - ящик, изображающий пещеру, в котором родился Христос.

Тропарь - короткая церковная песня, объясняющая смысл праздника.

1. Сколько лет назад родился Христос? (2009)

2. В какой стране? (Палестина)

3. Он родился в том городе, где жили Его мать и приемный отец? (Нет)

4. В каком городе Он родился? Почему? (Он родился в Вифлееме, куда Святое семейство пришло на перепись)

5. Кто правил в то время Римской империей? (Август)

6. А кто правил страной, где родился Христос? (Ирод)

7. Как звали приемного отца Иисуса Христа? (Иосиф)

8. Что такое вертеп? (пещера для скота)

9. Почему Христос родился там, а не в доме? (в домах Вифлеема не нашлось свободного места)

10. Кто первый узнал о Рождестве младенца Христа? (пастухи)

11. Кто сообщил им об этом и что сказал? (ангелы)

12. Кто такие волхвы? (восточные мудрецы)

15. Как они узнали, что должен родиться Христос? (им возвестила об этом звезда)

16. Что принесли они в дар младенцу Христу? (золото, ладан, смирну)

17. Что означали эти дары? (золото – как Царю, ладан – как Богу, смирну – как Человеку)

18. Что приказал царь Ирод своим воинам, чтобы избавиться от младенца Христа? (убить всех младенцев Вифлеема, младше двух лет)

19. Кто и как предупредил Иосифа, что Ирод хочет убить младенца Христа? (ангел)

20. Куда бежали Мария с младенцем и Иосиф из Вифлеема? (В Египет)

21. Когда царь Ирод умер, где поселились Иосиф, Мария и Иисус? (В Назарете)

22. От чего Христос спас людей? (от вечной смерти)

Ученик:

Праздник взрослых и детей

Песни о Христе не все пропеты,
Это - не последний о Нем стих,
И Его лучистые заветы
Не угаснут средь сынов людских.
Он, как мы, ходил под небом звездным
И с людьми беседовал не раз,
Он и ныне и детей и взрослых
Понимает. Понимает нас.
В этот праздник снова мы отметим:
В мире был Спаситель наш и Друг,
Чтобы счастье взрослым дать и детям,
От греха спасти и вечных мук.
Те, кто еще мало жил на свете,
Также те, кто прожил много дней,-
Пойте, братья, сестры! Пойте дети!
Это праздник взрослых и детей!

Песня «Всех вас с Рождеством»

Всех вас с Рождеством!

Всех вас с Рождеством!

Поздравляем сердечно мы!

Всех вас с Рождеством!

Всех вас с Рождеством!

Всех вас с Рождеством Христовым

Поздравляем сердечно мы!

Пусть в вашем доме будет радость!

Пусть в вашем доме будет радость!

И пребудет Сам Господь!

Пусть в вашем доме будет счастье!

Пусть в вашем доме будет счастье!

И пребудет Сам Господь!

Ученик:

Рождество к нам снова в дом приходит,
Согревая радостью сердца.
Чудеса нас в этот день находят,
Светлый праздник длится без конца.

Распахни навстречу миру душу,
Обними всю землю и пойми:
Есть любовь: храни её и слушай:
Мы с тобой на свете не одни!

Ведущий:

Вот и подошел наш праздник к концу.

Ребята, несите в ваши семьи и берегите огоньки добра и любви, которые мы старались зажечь и пусть вас хранит Ангел.

Протоиерей Игорь Прекуп

История праздника Рождества Христова коренится в милосердии к немощным, которое побудило Церковь решить проблему соблазна в ее среде не авторитарно-дисциплинарным путем, но гибко приспособившись к объективному положению дел. А положение было таково, что в IV веке многие немощные христиане в день языческого праздника бога Митры, отождествляемого с Солнцем, кто по малодушию, кто по невежеству, кто еще по какой причине участвовали с родственниками и друзьями, хранившими верность традиционным античным ценностям, в их ритуальных застольях.

Пусть даже не участвуя непосредственно в языческом культе, они косвенно приобщались ему за трапезой не только из-за идоложертвенной пищи, но и, становясь невольными отступниками в процессе праздничного ликования. Уже одним лишь своим присутствием они оказывали, пусть неосознанную, поддержку ложному богопочитанию, тем самым давая повод считать, что между христианством и язычеством нет никаких существенных противоречий. Этакое антисвидетельство .

Выбор был ясен: или Церкви надо избавляться от этих «слабаков», или надо их избавить от соблазна. Вот наши духовные предки и нашли выход: в день языческого празднования тварному Солнцу они установили свое альтернативное празднование Солнцу Правды, возводя ум, таким образом, от плотского к духовному, от временного к вечному, от греховного к святому. Отныне в этот день у христиан был свой праздник, и соблазн, как могло показаться, был подсечен под корень.

Ах, если бы язычество заключалось лишь в памятных датах, ритуалах и мероприятиях! Однако оно не в культах, не в обрядах, не в идолах, а в головах…

Хромавшие прежде на сторону получили, наконец, свой праздник, а стали они через это совершенно свободными от соблазна язычеством? От соблазна хождения на их, скажем так, религиозные мероприятия они, положим, освободились, а от того , из-за чего их что-то привлекало там, от того , что их изнутри тянуло туда?.. Наивно думать, будто бы весь соблазн сводился к тому, что людям хотелось праздника, радости, а найти это можно было только «во тьме и сени смертной», из которой они только что, вроде как, вышли, приняв, ставшее «модным» христианство (после признания которого в IV веке «дозволенной религией», в Церковь хлынуло множество людей, которые меняли культ, систему обрядов, но не образ мыслей и чувств).

Что установление праздника Рождества Христова послужило Церкви во благо – в этом никаких сомнений. Но не выкорчеванное, не выполотое начисто язычество не могло не прорасти в ее немощных чадах своими «драконьими зубами»…

Богоявленское двуединство

Вспомним, что изначально событие Рождества Христова праздновалось в составе Богоявления. Оно не просто стало, по вышеупомянутым причинам, обособленно отмечаться с определенного момента, но было именно вычленено из Богоявления и отделено от другого евангельского события – Крещения Господня, которое мы празднуем, по-прежнему, в день Богоявления, 6 января по юлианскому календарю (19 января по новому стилю). Святки – это, по сути, не столько послерождественский праздничный период, сколько живая связь двух, празднуемых в разные дни, богоявленских событий, некогда отмечавшихся, как один праздник. Можно сказать, что Святки – это священный промежуточный период времени, сохраняющий древнее единство двух праздников , которые, при практически идентичной богослужебной схеме, отличаются лишь содержанием текстов.

При всей рациональной обоснованности, даже пастырской оправданности этого тактического хода, допустимо предположить, что выделение события Рождества Христова из праздника Богоявления и его отдельное насаждение повлекло за собой логически неизбежную профанацию, поскольку ослабило в церковном сознании его изначальный богоявленский смысл. Мы привыкли объяснять именование Богоявлением праздника, посвященного событию Крещения Господня, тем, что при Иордане тогда состоялось явление Св. Троицы: Отец, голосом с небес свидетельствовал о явившемся во плоти и крещающемся Сыне, а Дух обозначил Свое присутствие образом голубя. Это верно.

Однако именно в Рождестве Христовом Бог явился во плоти (1 Тим. 3: 16). Блж. Феодорит Кирский говорит: «…Сущий Бог и Божий Сын, имея невидимое естество, когда вочеловечился, соделался для всех явным».

С одной стороны, как бы понятно, что, празднуя Рождество Христово, мы чествуем Боговоплощение – чудо, по мнению свт. Иоанна Златоуста, более великое, чем сотворение мира, ибо «принять плоть и претерпеть то, что Он претерпел, есть гораздо большее дело, нежели сотворить мир и привести его из небытия в бытие». Но традиционно Богоявление как-то ясней осознается нами в описании Крещения, чем в событии Рождества. Правда, ясность эта какая-то поверхностная. Обыденное сознание, в основном, воспринимает описание евангельских чудес магически: на уровне подтверждения всемогущества Божия, напоминания о необходимости благоговейного, богобоязненного почитания, однако, вопрос, в чем именно должно выражаться это почитание, оставляется в стороне, а то и сводится к ритуально-дисциплинарной сфере.

Рождественский призыв

Между тем, Богоявлением в Рождестве Христовом, если вдуматься, Бог открывает нам существеннейшую истину о Себе и о нас, о нашем призвании, о пути спасения: отныне природа человеческая соединена с природой Божественной. Сын Божий облекается в человеческое естество, чтобы исцелить его. «Как при первом создании, – говорит свт. Иоанн Златоуст, – невозможно было образоваться человеку, прежде чем персть взята была в руки Божии, так и поврежденный сосуд не мог бы возобновиться, если бы он не сделался одеянием Создателя. Истинный Человек явлен миру, как Богочеловек».

И подобно тому, как Дух обозначил Свое присутствие в виде голубя над Иисусом «для того, чтобы, – как объясняет свт. Иоанн Златоуст, – и присутствующим, и Иоанну указать, как бы перстом, Сына Божия, и вместе для того, чтобы и ты знал, что и на тебя, когда крещаешься, нисходит Дух Святой», так же и Сын Божий, став Сыном Человеческим и призвав нас к усыновлению Отцу по дару благодати через Него – Сына Единородного – тем самым открыл тайну нашего спасения: оно в свободном положительном волевом ответе на это призвание.

Именно волевом. А то уж больно инфантильно как-то мы осмысливаем Рождество Христово, да и все домостроительство нашего спасения. Как будто Бог все делает не только для нас , но и за нас : воплощается, искупает от вечной смерти, прощает, а мы в ответ славословие приносим, ну и определенные правила соблюдаем да традиции чтим. Т.е. «хорошо себя ведем», чтобы избежать наказания и заслужить на Елке поощрение от Деда Мороза. Но Господь, заповедуя нам быть «как дети» в смысле искренности и естественности, вовсе не призывает становиться каким-то переростками инфантильными.

Явление Бога во плоти – не только ключевое событие в священной истории, не только начало Его жертвоприношения ради искупления рода человеческого, но это еще и программа нашего спасения через покаяние и обожение в соработничестве человека Богу.

«Будучи истинным Сыном Божьим, Он сделался Сыном Человеческим, чтобы сынов человеческих сделать чадами Божьими», – говорит свт. Иоанн Златоуст. Наша природа в Нем уже обожена через Воплощение, но каждый из нас волен «активировать» это состояние личным выбором, или отказаться: избрать жизнь вечную или погибель. И если Боговоплощение – чудо большее, чем сотворение мира, но все же не встречающее непреодолимых препятствий, то спасение человека порой в такое препятствие упирается – это свободная воля.

«Гораздо труднее, – даже по человеческим соображениям, – убедить свободу человека, чем создать природу, – говорит свт. Иоанн Златоуст. – Причина же заключается в том, что Бог желает, чтобы мы сами добровольно делались добрыми». Если уж проводить параллель с компьютерной программой, то следует уточнить, что одноразовой активации в виде принятия Крещения недостаточно, а отказ от обновлений влечет блокировку.

Рождение в жизнь

Сын Человеческий рождается, чтобы жить. Бог являет в Рождестве Христовом единство двух природ не как единовременный акт, а как начало жизненного подвига, который достигнет кульминации в Крестной Жертве, после которой – Воскресение. Вот оно – Богоявление Рождества. Вне его Богоявление Крещения воспринимается неполно. Отсюда и соблазн мыслить о Крещении, как о достаточном для спасения одноразовом акте: чтобы наследовать Царство Небесное, надо креститься. И все .

Но с таинства Крещения христианская жизнь только начинается. Сын Божий «родился по плоти, чтобы ты родился по духу», – говорит свт. Иоанн Златоуст. Для современного человека можно еще уточнить: «…чтобы ты родился по духу и жил по нему ». Свт. Григорий Богослов поясняет: Христос «столько же для тебя человек, сколько ты ради Него делаешься богом».

В противном случае, горе нам… Особенно тем, кто, по своему положению в Церкви, призван учить и предостерегать ближних от заблуждений, а вместо этого потворствует предрассудкам, суевериям и невежеству, порожденному принципиальной поверхностностью.

Очень удобно выдавать свою безответственность за доверие Промыслу Божьему, языческий магизм – за веру в силу благодати Духа Святого, ограниченность – за простоту во Христе, пренебрежение к жизни по Евангелию – за надежду на милосердие Божие.

Главное – креститься. По вере, не по вере – какая разница? В наше время неверующих нет. Все во что-то веруют. Надо его обязательно покрестить, чтобы можно было на проскомидию подавать, а там Господь уже вразумит, по любому, чай не чужой… А начнешь катехизировать, он, глядишь, чего доброго, передумает креститься, когда узнает, к чему это его обязывает!

Ни у кого из свв. Отцов этого, к прискорбию, привычного «благочестивого» бреда мы не найдем. Нет у них подтверждения распространенному мнению о необходимости креститься всем, вне зависимости от наличия веры или ее качества и намерений менять свою жизнь, как нет у них и высказываний о безусловной пользе и сотериологической самодостаточности этого Таинства (якобы крещеным быть в любом случае лучше, чем не-).

Напротив, свт. Иоанн Златоуст очень строго предупреждает тех, кто, крестившись, продолжает жить-грешить-не тужить «как все», т.е., ведет себя так, словно с ним ничего не произошло: «Ведь ты будешь наказан за грехи свои не просто как человек, но как сын Божий , и величие чести послужит тебе только к большему наказанию (выделено нами. – И.П .). <…> …Если тот, кому дан был в удел рай, за одно только преслушание после великой чести подвергся таким бедствиям, то мы, получившие небо и соделавшиеся сонаследниками Единородного, можем ли испросить прощение, когда, оставив голубя, поспешаем к змию?»

О том же пишет и свт. Феофан Затворник: «Дух Божий делает сынами – возрождая, всех ли? Не всех, а только тех, кои уверовали в Господа, положили следовать Ему во всем, и ради сих расположений приняты в благоволение Божие, как бы преднаречены быть сынами. После сего Дух Святой, пришедши чрез таинства, делает их сынами существенно, и сделав их такими, пребывает в них и научает возноситься к Богу, как к Отцу». И вот тогда «совершается существенное изменение всего внутреннего и нравственного строя человека. Он становится Христоподобным, а оттого потом и жизнь начинается Христоподражательная».