Монахиня свято смоленская зосимова мужская пустынь амвросия. Воскресная школа для детей

Паломничество в Смоленско-Зосимову пустынь

Рассказывает Анна Обыденова, мама Сони, Стаси и Маняши

аждое лето мы с семьей выезжаем на дачу, которая находится в районе железнодорожной станции Арсаки Ярославской железной дороги. Это недалеко от Александрова. Неподалеку от ст. Арсаки находится Смоленско-Зосимова мужская пустынь - мужской монастырь на территории военной части, куда мы ходим на воскресные и праздничные службы.
Нельзя сказать, что наша дача находится в живописном месте - вокруг столько садовых участков, что до какого-нибудь стоящего пейзажа нужно идти. Однако Смоленско-Зосимова пустынь искупает все недостатки нашего местоположения.
Освящен монастырь в честь Смоленской иконы Пресвятой Богородицы, а один из приделов Смоленского храма - в честь прп. Зосимы Соловецкого. Выбор этого святого не случаен - на месте, где впоследствии возник монастырь, в 17 в. подвизался прп. Зосима, схимонах Троице-Сергиевой Лавры. Смоленская Зосимова пустынь входила в число приписных пустыней и скитов вокруг Троице-Сергиевой лавры.
Жил прп. Зосима уединенно, однако окрестные жители знали об отшельнике. После его кончины на его могилу приходили верующие с различными просьбами и получали просимое. Там же был источник. Прошло много лет.
В 1867-м пустынь возродили монахи Троице-Сергиевой лавры, к которой она и была приписана.
В конце XIX века, при игумене Германе, Зосимова пустынь переживала расцвет. Здесь было около ста монахов. В 1896 году заботами наместника Троице-Сергиевой Лавры архимандрита Павла после двухвекового запустения пустынь была восстановлена. В 1897-м над могилой основателя выстроили большой Смоленский собор (главный храм пустыни в честь Смоленской иконы Божией Матери был освящен в 1900 году), чуть позднее выстроили еще два каменных храма - Всех Святых и Сергия Радонежского.
Монастырь был довольно известным местом в начале 20 века. При монастыре существовал странноприимный дом для богомольцев. Благодатными почитались иконы кисти игумена Германа. За сотни верст от пустыни известен был старец Алексий Зосимовский, принявший здесь постриг в 1898 году (в миру - Феодор Алексеевич Соловьев), духовный отец многих, кто искал совета, молитвенной помощи или утешения. Среди духовных детей старца была и великая княгиня Елизавета Феодоровна. Старчествовать он начал с 1906 года, а в 1916-м ушел в "полный затвор". Нарушил он его в 1917-м - не по своей воле: Алексия избрали делегатом Поместного собора, и именно зосимовский старец вынул из ковчега жребий с именем Тихона - нового патриарха Русской Православной Церкви.
После революции Зосимова пустынь просуществовала недолго. В первый же месяц ограбили монастырский собор. После закрытия в ноябре 1919-го Троице-Сергиевой лавры в Зосимову пустынь передали часть мощей св. Сергия Радонежского. Перед этим старцу Алексию явился преподобный Сергий Радонежский: "Когда подвергаются такому испытанию живые люди, то необходимо, чтобы этому подвергались и останки людей умерших. Я сам отдал свое тело, дабы град мой во веки был цел".
В начале февраля 1923 года умер игумен Герман, а на следующий день после его похорон из Александрова приехала "ликвидационная комиссия" и к лету 1923 года пустынь стояла уже заброшенная, с разоренными храмами и наглухо запертыми воротами.
Впоследствии здесь размещалась воинская часть. В марте 1992 года епископ Владимирский и Суздальский Евлогий получил прошение об открытии монастыря, а в апреле, на Пасху, стены Зосимовой пустыни вновь увидели молебен и крестный ход.
Сегодня монастырь живет и восстанавливается. В Смоленском храме находятся мощи прп. Зосимы Владимирского, прп. Германа и Алексия Зосимовских - настоятеля и старца Смоленско-Зосимовой пустыни.
Многие паломники отмечают удивительной красоты дорогу, ведущую к монастырю. Это несколько километров лесного шоссе, идти по которому летом очень приятно. Однако дорога не сразу приводит в монастырь. Как уже упоминалось, монастырь находится на территории военной части, и для того, чтобы туда попасть, необходимо миновать КПП, где паломникам оформляют пропуск без лишних вопросов и проволочек. Вообще, тема "Монастырь и военная часть" очень интересна. Так, до недавнего времени там был потрясающий мужской хор, а певчие и регент - солдаты. Также много солдат на воскресной литургии. На двунадесятые и местные праздники на службу приходит и военное начальство, и просто люди из военного городка.
Очень спокойное и одухотворенное место. В настоящий момент настоятелем монастыря является иеромонах Серафим, а всего в монастыре не больше 15 монахов (точно я не знаю).

По этой ссылке можно прочесть впечатления других современных паломников: http://www.trud.ru/trud.php?id=200511232190806&print=1
Приглашаем всех прихожан нашего храма посетить это удивительное место, а по возможности и нас там недалеко.

Алексей ★★★★★

(30-11-2014)

После посещения просто поражен этим местом. Монастырь очень беден, это видно везде и во всём, но это не отталкивает, а притягивает. Там такая искренность, такой службы, такого искреннего служения не видел. Идеальное место для душевного очищения.
Просто поразил хор солдат.
Советую посетить, но если требуется уединения, лучше приезжать в будние дни.
Рекомендую.

Гуртовой Евгений ★★★★★

(1-11-2014)

я служил там срочку.....обязательно хочу там оказаться как ни будь.....самое страшное что на святых мощах показывали кино и танцевали 2 раза в неделю при СССР.......В 92 Г МОНАХИ СТАЛИ ЗАСЕЛЯТСЯ,ДАЛЬШЕ НЕ ЗНАЮ....

Монастырь находится на территории воинской части. Приехали вечером в субботу, попросили права, выписали пропуск, проверили багажник. Монастырь реставрируется, конечно, много еще что нужно сделать. Думаю, что в солнечную погоду, тут очень красиво. Нам с погодой не повезло, от чего монастырь казался немного мрачным. Попали на службу. Когда только входили в храм, нас поразило очень красивое пение. В церковном хоре пели солдаты, проходящие службу в воинской части. Честно говоря такого красивого пения не слышали ни где. ...продолжение src="/jpg/plus.gif">

Остались на службу. Наше присутствие вызвало большой интерес, как у немногочисленных прихожан, так и среди духовенства. Нас разглядывали с неподдельным интересом. Что было не особо приятно. В целом все понравилось. Дорога при подъезде к монастырю очень узкая, а местные не особо утруждают себя сбрасывать скорость на поворотах, того и гляди снесут ухо у машины.

Ангелина и Ольга ★★★★★

(3-09-2013)

Этот монастырь - для тех, кто действительно нуждается в искренности, намоленности самой обители и мест, где он находится, кто хочет "почистить" свою душу от накопившейся пустоты, бессмысленной праздности и ежедневного равнодушия к судьбам рядом живущих людей. Ему почему- то веришь с первого посещения и первого впечатления. Сюда хочется приезжать вновь и вновь. Очень бы хотелось, чтобы он силами монахов, ни один из которых не претендует на святость, непогрешимость и "руководство...продолжение src="/jpg/plus.gif">

душами" паломников, оставался местом, где люди могли бы "чистить себя", а не красоваться и не соревноваться на фоне монастыря в знании истории, русского языка и знании не совсем красивых сторон жизни и быта монахов, простодушно доверенных Вам. Они -одни из нас, хотя может и знают русский язык хуже, только раньше нас решили стать лучше и оставить после себя что-нибудь стоящее. Получается ли это у них - не нам судить. На место Вашего духовника никто из них не претендует. Для каждого из них - это тяжкое испытание, а для Вас - радость общения с человеком, которому бесконечно доверяешь, и который находит личное время, чтобы искренне и несуетно вникнуть в твои проблемы и выслушать тебя, и не выложит потом твои "болячки" на сайте. Для нас с дочерью таким человеком стал о. Варнава, общение с которым помогает нам преодолевать серьезные жизненные проблемы, что не исключает нашего уважения к другим монахам обители. Лично у нас монахи ничего не просили, даже когда их спрашиваешь об этом. Но, по нашим наблюдениям, они крайне нуждаются буквально во всем, поэтому, если соберетесь туда, то можно помочь всем, чем сможете. О результатах союза армии и монастыря спросите лучше солдат и послушайте православный хор инженерных войск России. Побольше бы людей, которые хоть что-то делают для возрождения православия в России, помогают нуждающимся в добром слове, и помогают чужим сыновьям осознать такие понятия как Русь, Вера и Отечество.

Алексей Зверев ★★★★★

(16-09-2012)

Для проезда в монастырь надо заранее договориться по телефону монастыря 84924494711, это коммутатор и попросить соединить с номером 2-35. Еще можно позвонить о. Мелхиседеку, это эконом монастыря, по мобильному 89209410534. Если захотите переночевать в монастыре, то также нужно получить его благословение. Ночлег и трапеза в монастыре бесплатные, но могут попросит помочь на послушаниях.Мы с женой когда были ее попросили помочь помыть посуду после ужина, я остался незадействованным.Исповедовались мы у старенького батюшки, схимника о. ...продолжение src="/jpg/plus.gif">

Зосимы, это было такое, что запоминается на всю жизнь. Еще запомнилось дивное пение солдатского хора на службе. Но главное это конечно возможность приложиться к мощам святых, которые утром открывают. Мощи святого Зосимы источают чудесный аромат.

★★★★★

(15-08-2012)

Русским православным верующим и просто всем,любящим свою историю, неповторимую архитектуру русских храмов, красоту природы и святые места надо обязательно посетить Свято-Смоленскую Зосимову мужскую пустынь.Для меня было потрясение и открытие этих мест заново через 34 года.
Родители служили в воинской части и в те года Смоленский собор был жемчужиной и украшением тех мест, хотя и использовался не по назначению.Посетила вновь только в апреле 2012 году с паломнической поездкой.Необыкновенные чувства и переживания!!!. ...продолжение src="/jpg/plus.gif">

Благословенные места детства и отрочества,воспринимаю как чудо такое возрождение этих святых для всех христиан мест.

Татьяна Лебедева ★★★★★

(18-07-2012)

В мае 2012г с мужем поехали на автомобиле в Арсаки. Живем и работаем в Переславле-Залесском. Он военврач, я экскурсовод. Много лет назад детство мужа проходило в войсковой части Арсак. Наше путешествие в Смоленско-Зосимову пустынь стало самым памятным событием года. Поклон земной отцу Варнаве. Респект и благодарность служащим вч. Трудникам и руководству монастыря - долгие лета! Мы вернемся не раз. И обязательно останемся на службе.

Галина ★★★★★

(12-07-2012)

Мы прибыли вечером. На улице зима. Красота необыкновенная. Зашли в храм, полумрак, горят свечи. На душе сразу стало тихо и тепло. Прихожан немножко: гражданские и военные. Стоят все тихо, склонив головы... Каждый молится о своем. Из алтаря слышно молитву священника ко Господу. А в левом приделе храма идет исповедь. И так страшно идти к батюшке Варнаве на исповедь. Его глаза смотрят тебе в душу. Можно ничего не говорить, он все видит и ласково наставляет. Нет ничего лучше этой минуты, когда за тебя дорогой батюшка Варнава возносит молитву ко Господу о прощении твоих грехов и милости к тебе-грешному. ...

Смоленская Зосимова пустынь входила в ряд приписных пустыней и скитов вокруг Троице-Сергиевой Лавры. Основателем мужской пустыни предание называет схимонаха Зосиму, подвизавшегося в конце XVII в. После смерти схимника в середине XVIII в. обитель прекратила свое существование.

Несколько попыток ее возродить были безуспешны. Лишь в 1848 г. была поставлена деревянная часовня над могилой схимонаха Зосимы. В 1867 пустынь возродили монахи Троице-Сергиевой Лавры, к которой она и была приписана.

Краткий расцвет, пережитый Смоленской Зосимовой обителью в конце XIX-начале XX веков, сам по себе составляет отдельную главу в летописании русского монашества и Русской Церкви вообще. Но расцвела Зосимова пустынь отнюдь не на пустом месте. Ее питали глубокие традиции святости, укоренившиеся здесь еще в XVII столетии.

В 1899 году в Москве вышла в свет книга о Смоленской Зосимовой пустыни, написанная будущим митрополитом, священномучеником, а тогда - еще иеромонахом Серафимом (Чичаговым).

«Двести лет тому назад, в прежнем Переяславль-Залесском, в Кинельском стану, на холмистом берегу небольшой речки Молохчи, красовалась лесная пустошь с небольшими полянами, заросшими травою, называемая Ульяниной и значительно удаленная от людского жилья. Не без воли Божией, в неведомый для нас день, посетил эту пустошь некий старец Зосима, призываемый Богом к уединенной, отшельнической жизни. Понравилась старцу эта пустынь. Красивый, вековой лес, извилистая речка и глубочайшая тишина, прерываемая лишь пением и перекрикиванием птиц. Помолился блаженный старец, испросил откровение воли Божией и, познав в своем чистом сердце, что именно это место предназначено ему для подвижничества и пустынножительства, - он остался уже здесь навсегда».

Шли годы, вокруг старца собралась братия - правда, весьма немногочисленная (предание сохранило имена лишь монахов Ионы и Кирилла), - появились огороды, кельи. Потянулись в пустынь богомольцы. Были среди них и представители знатных фамилий. Глубоко почитала старца Зосиму царевна Наталия Алексеевна, сестра Петра I. Ее стараниями выросла и украсилась в пустыни часовня.

После смерти отца Зосимы его ученики и сотрудники разошлись кто куда. Часовня, построенная иноками, была приписана к Лукиановой пустыни, расположенной вблизи Александрова. Существуют некоторые сведения, что в 1728 году Зосимову пустынь восстановили, священномученик Серафим (Чичагов) упоминает имя одного из тогдашних ее строителей - иеромонаха Иоакима, - но в печально известном 1764 году ее закрыли вновь, а часовню и все небогатое имущество причислили к приходской церкви села Никульского.

В дальнейшем пустынь ждали куда большие горести. Старец Симеон Ермолаев, собиравший в середине XIX века сведения о схимонахе Зосиме, так описывал этот скорбный период: «Опустела часовня, или келья, в которой жил отец Зосима, но на его могилу, на которой был поставлен большой памятник из белого камня...стекалось много народу... и теперь служили панихиды, которые служил священник села Никульского, к приходу которого принадлежала пустыня. Священник села Слотина, отец Иаков, сильно завидовал доходу, который получал от панихид священник села Никульского, и потому пришел к владельцу этой пустыни господину Симонову и уговаривал его, чтобы вынести образа из часовни и перенести их в церковь села Слотина, что и исполнилось; также с могилы старца Зосимы был снят памятник и перевезен священником (который стесал топором надпись) в село Слотино... Часовню же г. Тимонов обратил в птичную, и когда устроил клевушки и все нужное, то перевели всех домашних птиц и двух свиней в новую птичную. Но каково было изумление птичницы, когда она, проснувшись на другой день, увидела свиней и всех птиц мертвыми... Говорят, это было в 1798 году».

Вскоре после этого умер и помещик Тимонов, а так как он был бездетен, то после смерти его вдовы Ульянина пустошь отошла к другим владельцам и на протяжении следующих десятилетий не раз переходила из рук в руки.

Часовня, столь опрометчиво превращенная Тимоновым, если верить старцу Симеону, в птичник, за это время совершенно разрушилась, а о месте погребения отца Зосимы напоминал теперь лишь простой деревянный крест. Но местные жители не позабыли об угоднике Божием, лежащем под этим крестом, и по-прежнему приходили сюда.

В 1848 году стараниями вдовы александровского купца И.Ф. Баранова, приобретшего лес Ульяниной пустоши на сруб, в Зосимовой пустыни вновь появилась часовня. Вследствие этого паломничество к святому месту оживилось, но первые шаги к возрождению здесь монашеской жизни были сделаны лишь в 1866 году, когда помещица Г. И. Неттель, владевшая в то время землей, на которой находились часовня и могила старца Зосимы, составила дарственную на нее, имея желание подарить землю Троице-Сергиевой Лавре.

В прошении, поданном ею в Лаврский собор, говорилось, что она «жертвует три десятины, с произрастающим на оной (земле - прим. ред.) еловым и березовым лесом и часовнею, для служения в сей последней братиею киновии молебнов и панихид по схимонахе Зосиме, при часовне погребенном, желающим из обывателей окрестных деревень».

Намерение свое госпоже Неттель удалось исполнить, однако, лишь спустя три года, но зато вскоре ее примеру последовали и другие вла¬ельцы близлежащих земель. В итоге возрождающемуся монастырю было подарено десять десятин земли.Близкое участие в восстановлении Зосимовой пустыни принимал блаженный Филиппушка из лаврской братии.

Сам он к моменту начала серьезных работ по благоустройству монастыря уже умер, и начатое дело продолжил его сын Прокопий (в постриге- Порфирий). Трудам Филиппушки и Порфирия, как отмечает монах Аристоклий, современный историограф пустыни, «постоянно мешали почти детективные истории, возникавшие на протяжении двух десятков лет вокруг Зосимовой пустыни. Достаточно привести факт обвинения юродивою в печатании у себя в пещерах фальшивых денег!»

Слух о фальшивых кредитных билетах, распространившийся в 1867 году, привел даже к обыску в келье Филиппушки. Разумеется, ничего предосудительного в ней не нашли, но митрополит Филарет (Дроздов), близко знавший и почитавший блаженного, благословил его на время перейти в другую обитель. Филиппушка повиновался архипастырю, а в 1868 году скончался. Лишь в 1889 году над могилой старца Зосимы, благодаря молитвам отца Порфирия и усердию купеческой семьи Шапошниковых, вырос каменный храм, освященный в честь святыни, некогда принесенной пустынножителем на это место, - Смоленской иконы Божией Матери. В 1890 году Д. M. Шапошников на свои средства выстроил в пустыни и корпус для монашествующей братии.

Некоторое время статус Зосимовой пустыни оставался неопределенным, а ее материальное положение - малоутешительным. Но вскоре Господь послал ей устроителя, готового трудиться на благо ее не по одной только обязанности, а по душевному влечению. Им стал архимандрит Павел (Глебов), в 1891 году назначенный наместником Троице-Сергиевой Лавры.

«Объезжая все обители, подчиненные Лавре, - пишет священномученик Серафим (Чичагов), - он посетил и Зосимову пустынь. Убогий вид пустыни произвел сильное впечатление на него. Обитель не имела ограды, была совершенно открыта. Храм, составлявший несказанную радость пустыни, был в сущности тесен и длинен, так как он образовался из часовни, к которой пристроили паперть и трапезную часть. Зимою про-
мерзали тонкие стекла часовни; было сыро; пол лежал на самой земле. Общий вид пустыни, в которой имелся всего один корпус для келий и затем три старые избы, невольно заставлял вдумываться в положение монашествующих и желать принести посильную помощь. Когда отец наместник отстоял в храме панихиду у могилы схимонаха Зосимы, то он уже в сердце своем почувствовал непреодолимое стремление сделаться устроителем этой страждущей обители».

Почти тотчас архимандрит Павел начал изыскивать материалы и средства для постройки каменного братского корпуса, затем объявился благотворитель, пожелавший дать пожертвование на строительство нового соборного храма. За несколько лет обустройство пустыни продвинулось настолько, насколько не продвигалось за все минувшие десятилетия.

В 1897 году по указу митрополита Московского Сергия (Ляпидевского) и с благословения архимандрита Павла настоятелем в Зосимову пустынь был назначен иеромонах Герман (Гомзин), насельник лаврского Гефсиманского скита. С ним в пустынь пришли несколько послушников, составившие костяк зосимовской братии. К 1910-м годам число ее увеличилось до ста человек, монастырь приобрел прекрасный архитектурный ансамбль и превратился в одну из всероссийских святынь: духовным окормлением здешних старцев пользовались виднейшие деятели Церкви, представители аристократических фамилий и интеллигенции. Зосимова пустынь словно приняла эстафету от Оптиной, где в это время один за другим угасали светильники русского старчества - преподобные Амвросий (+ 1891), Анатолий (+l894), Исаакий (+l894), Иосиф (+l911), Варсонофий (+1913)...

В описании Зосимовой пустыни, составленном священномученика. Серафимом (издание 1913 года), так освещена жизнь обители в период ее расцвета:

«Братия живет по примеру св. отцов, под руководством старцев, открывая им ежедневно свои помышления и грехопадения, выслушивая опытные указания и наставления. Число братии простирается до ста человек, иеромонахов 14, иеродиаконов 8, рясофорных 18, монахов 20 и до 40 чел. послушников. Казначеем состоит иеромонах Митрофан, а благочинным - иеромонах Мелхиседек.

Характерные черты подвижничества Зосимовой пустыни: продолжительные богослужения в храме, в будние дни Саровское правило с "умною" молитвою и поклонами, строгое послушание не за страх, а за совесть и неустанный труд. Всех послушаний до пятнадцати: день и ночь читается Псалтирь за благодетелей, прислуживают в храме, пишут иконы, занимаются токарным ремеслом, столярничают, переплетают книги, пекут просфоры, пекут хлебы, работают на кухне, шьют одежды, занимаются малярной работой, в кузнице, на скотном дворе, в слесарной, лудят посуду.

Скромно, молчаливо и безропотно несут насельники Зосимовой обители свой подвиг, заботятся не о мирских потребностях, а о едином на потребу. Почти все необходимое справляется руками братии; никто не пред ставляет исключения при исполнении работ; все трудятся во главе с игуменом, который собственным примером учит братию неусыпному бдению, молитве и грудам, помня завет Иоанна Златоуста, что "от примера исходит самое действенное учение"».

17/30 января 1923 года схиигумен Зосимовой пустыни преподобный Герман скончался. Скорбная дата эта существенна для истории монастыря, поскольку о. Герман предсказывал, что при его жизни обитель не закроют. А тучи уже сгущались. Прекратили свое существование Лавра, многие монастыри Московской и Владимирской епархий. После кончины преподобного Германа подошла очередь и Зосимовой пустыни. Большевики разогнали ее в один день - на Вознесение, которое пришлось в 1923 году на 6 мая по старому стилю. Братия рассеялась. Судьбы некоторых отныне были связаны с Высоко-Петровским монастырем, где настоятельствовал духовный сын прп. Германа епископ Варфоломей (Ремов), другие поселились поблизости от закрытой пустыни и Лавры (в частности, в Загорске жил до самой своей кончины знаменитый старец Алексий (Соловьев).

В ближайшие годы большинству из них суждено было ступить на тернистый путь мученичества и исповедничества. А в поруганной Зосимовой пустыни расположился детский дом. Он хозяйничал здесь недолго, уступив место куда более «прочному» постояльцу - воинской части.
Монастырские корпуса переоборудовали под жилье для офицеров и их семей, в Смоленском соборе был устроен клуб. Но и этот этап многотрудной истории обители постепенно уходит в прошлое.

В 1992 году в Зосимову пустынь пришли первые монахи. 15 марта 1992 года с Указа Епископа (ныне Митрополит) Владимирского и Суздальского Евлогия об открытии монастыря и возобновления в нем монашеской жизни. Началось возрождение монастыря.

В июле 1994 года состоялась канонизация основателя обители схимонаха Зосимы (для общецерковного прославления, память 28 июня и 26 июля) и преп. Германа (Гомзина, на епархиальном уровне, память 30 января) а в 2000 году преп. Алексия (Соловьёва, также для общецерковного прославления, память 2 октября).


Гроза Все началось с грозы, которая началась накануне праздника Казанской иконы Божией Матери. Я попросила свою подругу, у которой гостила […]

Гроза

Все началось с грозы, которая началась накануне праздника Казанской иконы Божией Матери. Я попросила свою подругу, у которой гостила на даче под г. Александровым, поехать в Зосимову пустынь. Лил дождь, сверкала молния, гремел гром, но у меня было непреодолимое желание ехать. Подруга сидела за рукоделием у окна в маленьком дачном деревянном домике и вышивала икону Казанской Божией Матери. Отрываться от рукоделия ей не хотелось, но, видя мое неотступное желание, она согласилась. С нами поехали трое ее маленьких дочерей. Мы ехали по мокрой дороге, под раскаты грома и молнии, твердо веря, что Матерь Божия убережет от беды, и пели вместе с детьми Иисусову молитву.

Зосимова пустынь расположена в живописном месте, в нескольких километрах от железнодорожной станции Арсаки.

Боярская вдова, Ульяна Ивановна Зворыкина, передала принадлежавшую ей землю своим сыновьям, а те пожертвовали ее Троице-Сергиевой лавре, на помин душ родителей.

Основателем обители считается схимонах Зосима, который в середине ХVII пришел сюда с келейником преподобного Сергия Радонежского. Он устроил небольшую часовенку, поставил себе скромное жилье, выкопал колодец, обустроил небольшую пасеку, ухаживал за огородом.

Сохранилось предание, «что сила блаженного Зосимы заключается в том, что он проявил беспредельную христианскую любовь к ближним. Он дал обет, сделаться вечным предстателем перед Богом за всякого, хоть раз к нему обратившегося». В середине ХIХ века происходили случаи явления Зосимы пильщиками леса. Явления преподобного Зосимы продолжатся и в наше время.

Встреча

Зосимова пустынь ныне находится на территории воинской части, поэтому, предъявив паспорт на КПП и получив пропуск, мы едем по прямой дороге к храму, возвышающимся над лесом. Мы успеваем на помазание, прикладываемся к мощам преподобного Зосимы. Слева от входа я замечаю иеромонаха, с куколем на голове, схимника. Он разговаривает с женщиной, стоя напротив меня, но лица я его не вижу, так как его загораживает женщина.

- Исповедаться хочешь, — вдруг спрашивает у меня иеросхимонах, выглядывая из-за головы собеседницы. Меня удивляет, «угадывание» моего желания.

И вот я уже, спустя всего несколько минут, стою на коленях у ног сидящего на стуле схимника, обутого в простые русские валенки. Исповедь длиться долго.

- Господь хочет, чтобы мы жили дружно. Родителям нравиться когда дети дружат между собой, так и Богу угодно это, — говорит спокойно монах, глядя мне в глаза. Глаза у него внимательные, добрые.

Мне хочется остаться в монастыре потрудится, помолится и исповедаться.

- Можно, — отвечает на мой вопрос иеросхимонах, и на прощание говорит: всем прощай, и тогда тебе Господь простит твои грехи.

«Как зовут монаха, вот этого, у которого мы только что исповедовались?», — спрашиваю я у дежурного по храму монаха.

- Иеросхимонах Зосима, — отвечает он.

Котята

Служба кончилась. Дети, увидев на дворе монастыря маленьких котят, устремились к ним. Каждой девочке досталось по мурлыкающему котенку. Дав возможность детям поиграть с животными, мы около девяти часов вечера двинулись в обратный путь. Я предупредила детей и подругу, что, возможно, уеду в монастырь.

Маленькая четырехлетняя Соня спросила: «Галя, ты хочешь вернуться в монастырь из-за котят?»

Нет, Сонечка, хочу потрудиться.

А я бы только из-за котят ушла в монастырь,– сказала Соня

Трудовые будни

Через день я позвонила своей подруге Анюте и предложила вместе потрудится в монастыре. Она согласилась и приехала вместе со своим отцом Геннадием. Получив благословение эконома монастыря, отца Мелхиседека, мы устроились в монастырской гостинице, получив послушание помогать в трапезной.

Главное условие пребывания в монастыре в качестве трудников - это посещение полунощницы, которая начинается в 6 утра, и вечерней службы в 17.00.

На вечернюю службу, за полчаса до начала, зовет монах, который ходит вокруг храма с билом. Он как-то по особенному красиво колотит в деревянную доску молотком.

Мы с Аней сели на деревянную скамейку и попробовали камешком повторить эти звуки. У Анюты получилось сразу, а у меня даже с большим трудом не получилось ни разу.

Вечером, исполнив послушания на кухне и помолившись на вечерней трехчасовой службе, мы увидели, что в монастыре кошек почти столько же, сколько и монахов. И они обладают таким же тихим нравом и кротостью. Котята доверчиво забрались нам на колени, а с ними и мама кошка. Мы не могли отказать себе в удовольствии утешиться их ласковым урчанием.

Тишина здесь особенная. Среди вековых сосен, которые почти дотягиваются своей кроной до купола храма, кедрами, посаженными трудниками, мы любили гулять после вечерней молитвы и дышать свежим воздухом. Мы узнали, что, оказывается, через три дня 26 июля престольный праздник всех зосимовских святых.

Иеросхимонах Зосима пригласил нас после ужина на беседу в свою келию.

Я гляжу на монаха, и мне кажется, что его лицо мне очень знакомо, те же глаза — проницательные и добрые, взгляд, проникающий в твое сердце, лицо, словно отбеленное.

Мы говорили о себе, рассказывали старцу свои планы, желания, он давал нам советы, рассказывал о себе. Вот что нам запомнилось.

Каждому человеку Господь дает право выбора.

Когда мне было 14 лет, я написал 12 бумажек с профессиями, на кого бы хотел учиться, и вытяну, путем жребия, записку, на которой было написано «священник».

Однажды к нам в дом пришел, неизвестно откуда, юродивый. Все сели за стол, и соседка стала стучать по столу яйцом, чтобы разбить скорлупку, а мама про себя думает «по столу стучать нельзя, это престол Божий, лучше бы себе по лбу постучала». Юродивый взял у нее из рук яйцо и со словами «по столу стучать нельзя, это престол Божий лучше бы по лбу постучала» стукнул яйцом по лбу, маме» — монах Зосима улыбнулся. Он еще ее назвал «монашкой», и через пять лет мама ушла в монастырь.

Мама мне посоветовала обязательно с ним познакомиться поближе.

Когда я нашел дом, в котором остановился юродивый на ночлег, он, вместо приветствия, сложил руки и сказал «Благословите, отец Петр» (меня тогда звали Петром) и поцеловал мне руку, прозревая что я стану священником.

Ведь кто такой юродивый? Это блаженный, он может обличить, ведет себя как дурачок, а за его смирение Господь благодать дает и прозорливость.

Когда мы с матушкой вырастили детей, то договорились уйти в монастырь. Вначале ездили по монастырям, присматривались, а потом выбрали: я Зосимову пустынь, а она — женский монастырь в Александрове.

И вот сниться мне сон. Вижу во сне матушку и хочу ее обнять, а она мне ставит руки перед грудью и говорит – «нельзя». Спустя некоторое время я узнаю, что ее постригли в монахини. А чуть позже и меня тоже.

Отец Зосима объяснил, что они ушли в монастырь, чтобы быть ближе к Богу.

Геннадий спросил, как старец относится к старообрядцам, ведь они наши, русские люди, верующие в Бога. На что отец Зосима ответил, что даже он сам находил ошибки у переписчиков книг, что необходимо было их устранить, но не насилием, надо было людям объяснить.

Мы спросили его, есть ли у него самого сомнения и неразрешенные вопросы, или он достиг того состояния, когда все понятно.

- Я верю в Бога — спокойно ответил старец. Без Бога ничего не происходит.

У правителей и царей русского государства была цель построить могущественную державу, объединить страну - продолжал Геннадий.

- А у нас цель, одна, — ответил отец Зосима, - подготовить душу к Царствию Небесному.

Мы поблагодарили его и попросили разрешения написать о нашей беседе. Он благословил.

На следующий день он разрешил нам причаститься. Перед службой он заботливо поставил нас рядом с собой у распятия, и всю службу направлял нас, подсказывал, когда читать молитвы, а перед причастием повернулся к нам и сказал: «Мы все недостойны причастия, но оно дано нам, что бы мы боролись с грехами».

В день равноапостольной княгини Ольги мы были единственными причастниками — мирянами и, когда читалось Евангелие, у нас было такое ощущение, что Господь именно нам говорит: «Прощаются грехи ее многие за то, что она возлюбила много, а кому мало прощается, тот мало любит» (Лк. 7,47).

Праздник Зосимовских святых. 26 июля.

Мы купили книгу «Зосимовский патерик», иеросхимонах Зосима подписал эту книгу со словами «Благословение Свято – Смоленской Зосимовой пустыни да будет с Вами».

Когда мы читали ее друг другу, казалось, будто сами святые и подвижники Свято – Смоленской Зосимовой пустыни преподавали нам заветы любви и учили нас.

Зосимовский святые: Преподобный схимонах Зосима. Прп, схиеромонах Алексий (Соловьев). Прп. иеромонах Макарий (Моржов), Прп. схиархимандрит Игнатий (Лебедев), Прп. Герасим (Мочалов), Прп. Игумен Владимир (Терентьев).

Прп. схиеромонах Алексий (Соловьев) , — именно ему было предназначено вытянуть из ларца записку с именем святителя Московского Тихона, будущего патриарха. Избрание патриарха должно было решиться жребием. Старец Алексий трижды перекрестился и, не глядя, вынул из ларца записку.

Прп. иеромонах Макарий (Моржов) . Когда его спрашивали об антихристе, он отвечал, что «нет никакой надобности определять сроки появления антихриста, а нужно жить по – христиански».

Прп. схиархимандрит Игнатий (Лебедев). «Чадца! — писал он в письмах, — стремитесь к горнему, касаясь дольнего, поколику требует телесная нужда».

Будучи прихожанами Храма Тихвинской иконы Божией Матери, мы часто посещаем могилку старца иеросхимонаха Иннокентия (Орешкина) , одного из духовников Зосимовой пустыни. На его могилке чувствуется удивительный покой и умиротворение. Бывало, придешь, а на душе смута… Постоишь, прочтешь слова старца «Умудряйтесь, не скорбите прежде времени, Предавайтесь воле Божией» , посмотришь на высокие вековые деревья, шумящие своими ветвями, и окажется, что печаль прошла. А некоторые рассказывали о чудесных исцелениях от недугов, например от пьянства.

Кажется, что за эти дни пустынь стала для нас родной. И все зосимовцы, иеросхимонах Зосима, отец Мелхиседек, с которым нам довелось беседовать о чудесах и явлениях преподобного Зосимы. Повар Сергей, с которым мы трудились, который на вопрос о том, как помогает ему преподобный Зосима, ответил с улыбкой: «Готовить помогает». Помощник повара Дмитрий, Александра, опекающая юношу из детского дома, которых приютил монастырь на время. Как умилительно было наблюдать заботу этого мальчика о котенке, которого тот купал, кормил и даже вытирал ему сопли свои носовым платком.

Не увидели мы в обители ни богатства, ни довольства. Напротив, скудость и бедность окружала нас, словно покрывая незримое, скрытое от всех сокровище, то, ради которого, как оказалось, мы и приехали, — прощение и любовь. И то, ради чего мы снова и снова хотим вернуться туда, где воздух пахнет соснами, где вечерняя тишина, как молитва, успокаивает мятущийся дух, туда, где на ужин дают настоящее молоко и простую гречневую кашу, где котята доверчиво лижут наши руки. Права была маленькая София, что котята - часть творения Божьего мира, в который стоит вернуться и ради них.

Вконтакте

Смоленская Зосимова пустынь



Смоленская Зосимова пустынь

Свято-Смоленская Зосимова мужская пустынь - православный монастырь во Владимирской области, к востоку от железнодорожной станции Арсаки.

ПРЕПОДОБНЫЙ ЗОСИМА АЛЕКСАНДРОВСКИЙ


Преподобный старец схимонах Зосима, пустынножитель и чудотворец Александровский

На берегу небольшой речки Молохчи, возвышается холм, чьи склоны некогда были покрыты густым еловым бором. Тишина и безмолвие царили здесь. Лишь неугомонный щебет птиц да завывания метелей - все о свою пору - нарушали царящее затишье. Место это укрылось в стороне от торговой, так называемой «средней», дороги из Александрова к Троице, в Переяславль-Залесском уезде, в Кинильском стане, в даче пустоши, называемой Ульянина, издавна принадлежавшей сельцу Каравайкову и составлявшей до 20-х годов XVIII столетия вместе с двадцатью тремя пустошами, родовую вотчину господ Тимоновых.

Не без воли Божией, в неведомый день последней четверти XVII века, посетил эту пустошь старец Зосима, призываемый Богом к уединенной, отшельнической жизни. По душе пришлось старцу покойное место, значительно удаленное от людского жилья. Отшельник помолился Богу, испросил откровения Его святой воли и, познав в своем чистом сердце, что именно этот уединенный уголок предназначен ему для подвижничества и пустынножительства, остался здесь навсегда. Он поставил тут деревянную часовню и келью и начал вести безмолвную жизнь, руководствуясь в своих подвигах и лишениях примером подвижничества преподобного Сергия, житие которого ему,как добродетельному иноку Свято-Троицкой Сергиевой обители, было хорошо известно не только по книгам, но и по преданиям.

Кельей схимонаха Зосимы была тесная, малая изба, в углу которой размещалось все его богатство - несколько образов. Пни в лесу служили сиденьем и местом отдыха. Близ речки Молохчи он собственноручно вырыл колодец, доставлявший ему прекрасную ключевую воду.


Старец Зосима

Старец Зосима был избранником Божиим. Жизнь в лесной пустоши, удаленной от человеческих взоров, не устраивается по произволу и разуму человеческому; она определяется по особому смотрению, призванию и откровению Божию. Блаженный подвижник был из числа тех людей, о которых св. апостол Павел говорит, что они скитались,… терпя недостатки, скорби, озлобления, и весь мир не был достоин их 1 . Мир, по своему недостоинству, сначала не понимает великих молитвенников, но затем в какой-то момент прозревает и начинает их ценить, ищет в пустынях.

Неизвестно, с каких лет был иноком блаженный старец схимонах Зосима, но, вероятно, он был призван Господом с малолетства. В этом убеждают нас его высокие добродетели. Чтобы достичь чистоты сердца, сделаться обителью Духа Святаго и быть призванным к уединенному жительству в пустыни - надо трудиться на пути духовного делания очень долго, много десятков лет быть истинным монахом. А истинный монах только тот, говорит св. Иоанн Лествичник, кто во всяком месте и деле, во всякое время руководствуется единственно Божьими заповедями и Божьим словом. Только исполнители правды Божией могут возобладать над своим сердцем и своею плотию. Инок должен сперва обучаться деланию заповедей в обществе человеческом, где духовное делание сопряжено с деланием телесным, а потом уже, достигнув достаточного преуспевания, заняться исключительно и духовным деланием в отшельничестве или в безмолвии, если окажется способным к тому. Но далеко не каждый способен к безмолвию и отшельничеству.

Чтобы сделаться способным к пустынножительству надо много лет трудиться, терпеть искушения и скорби, бороться со cтрастями. Без сомнения, старец Зосима много лет монашествовал, жил сперва под руководством опытных старцев, стремился к совершенству, был исполнителем правды Божией, получил все блага и Дары, какие только мыслимо приобрести подвижническою жизнью в монастыре, но, по заповеди Христовой, восхотел окончательно распять свою плоть на кресте отшельничества, и удалился к совершенно уединенной созерцательной и мученической жизни, подражая вере великого и преподобного наставника Свято-Троицкой обители. Он явился на указанную ему Господом, благословенную Ульянину пустошь уже будучи схимонахом. Крестьяне окрестных сел, в числе которых был и Семен Ермолаев и Иван Прокофьев, жившие уже в XIX веке, показывали, что место это издревле называлось пустынькою; был тут монастырь и церковь, но в чье имя не известно; разрушена во время нашествия Литвы и поляков; после того остались тут только два отшельника: схимонах Зосима и его келейник Иона; на месте церкви Зосима приказал плотнику, крестьянину села Никульское Андрею Кляузину, построить часовню.

Неизвестно, сколько лет провел схимонах Зосима в отшельничестве, пока открыл его мир, и народ стал стекаться к нему толпами за советом и наставлениями, но, во всяком случае, слава его возросла не ранее, как за десять лет до смерти.
«Монах подобен воину, идущему на брань, который отовсюду ограждает тело свое полным вооружением, - говорит преподобный Ефрем Сирин, - трезвится до самой победы, и беспокоится, чтобы вдруг не напал на него враг, и чтобы ему, если не примет предосторожностей, не попасть в плен».
«Какой ум может представить себе и какой язык сможет передать желания святого,- по словам блаженного Епифания, ученика преподобного Сергия, описавшего его житие, - его первоначальное рвение, любовь к Богу, тайную доблесть его подвига; возможно ли правдиво описать уединение святого, его дерзновение, стенания, непрестанные молитвы, которые он обращал к Богу; кто расскажет о его слезах теплых, душевном плаче, сердечных воздыханиях, всенощных бдениях, усердном пении, непрестанных молитвах, стоянии без отдыха, прилежном чтении, частых коленопреклонениях, голоде, жажде, лежании на земле, духовной нищете, во всем скудости и недостатке: что ни назови – ничего не было. Прибавим ко всему этому борьбу с бесами – видимые и невидимые сражения, столкновения, страхования от демонов, диавольские наваждения, страшилища пустыни, ожидание неизвестных бед, встречи и нападения свирепых зверей»

Все подвижники испытывают в пустынях, как говорили раньше, страхования и, конечно, отец Зосима прошел чрез ту же борьбу с демонами, как и преподобный Сергий, которого мучили полчища бесов. Об этом мог бы поведать сопутник его по отшельничеству, монах Иона, но, вероятно, он был неграмотный, а позднейшие пустынножители не озаботились описать житие своего мудрого духовного отца и наставника.

Драгоценным вкладом в житие Зосимы служит небольшая тетрадь, вмещающая в себе рассказ уже слепого старца Симеона Ермолаева, который был несколько лет сторожем у могилы Зосимы и хорошо помнившего многое из рассказов своих предков. В ней говорится, что отец Зосима отличался большим умом, был человеком святой жизни; к нему стекались со всех сторон благочестивые люди за наставлением. Молва о подвигах отшельника привлекала к нему не только желавших подражать ему и следовать за ним по избранному пути жития иноческого, но даже и лиц Царской фамилии. Чтила старца сестра Петра Великого, царевна Наталия Алексеевна. Приезжали знатные люди, вельможи и дворяне. На пожертвования царевны Натальи выстроили особую часовню, которую богомольцы разукрасили образами, двор с кельей и омшаник для пчел. Около отца Зосимы мало-помалу собрались иноки, в числе которых предание помимо Ионы называет и Кирилла. Здесь образовалось некое подобие пустынного общежития.

Несомненно, что схимонах Зосима обладал великим и редким даром совета, так называемого старчества. Народ к нему притекал толпами; он с каждым беседовал, как проповедник и учитель; ему были искренно и сердечно преданы все окрестные жители, - почему крестьяне с такою любовью и хранили не только могилу схимонаха, но и передавали из поколения в поколение предания о его житии.

Среди источников своего очерка прп. Серафим указывает тетрадку, писанную со слов старца Симеона. В настоящее время не обнаружена. В одно из своих посещений царевна нашла старца Зосиму очень больным, сильно огорчилась и просила его келейника Иону дать ей знать в Москву в случае кончины пустынника. «Я приеду к нему на погребение», - сказала она. Вскоре после ее отъезда, в половине июня, старец скончался. Говорили, будто бы он завещал похоронить его без всяких почестей, а в случае же неисполнения этой его воли, он более ста лет не явится людям. Но известно, что сейчас же после его преставления отправили гонца в Москву. Известие о кончине старца застало Царевну больной; она не могла приехать. Тело его оставалось три недели непогребенным, пока не получена была весть, что царевна по болезни на погребении старца быть не может. Но будто бы пожертвовала она большую сумму на погребение и прислала архиерея и певчих, чтобы похоронить его со всеми почестями. Могилу себе он ископал ранее и выложил ее кирпичом.
Так гласит предание. «Три недели лежал усопший незахороненным и, несмотря на сильные жары, не изменился и не было ни малейшего запаха, могилу ископал он себе сам и выложил кирпичом. Погребение, как передали предки, было великолепное, народу стеклось очень много», - сообщает нам Семен Ермолаев. По неложному слову Писания, Господь не дал преподобному Своему «видети истления» (Пс. 15, 10).
Погребение, как передавали предки, было великолепное; народу стеклось очень много. Это было, по исследованию летописцев, в 1710 г.

Для богомольцев кончина блаженного старца, то, что они потеряли в его лице дивного молитвенника, было великим горем. Народ притекал в часовню Ульяниной пустыни, чтобы проститься со старцем, лежавшим нетленно в гробу, на виду всех, в продолжение трех недель. По неложному слову Писания, Господь не дал преподобному Своему видети истления (Деян. 2, 27; Псал.15, 10.).

Господь умножал Свои благодатные силы на могиле подвижника. Чудеса по молитвам старца Зосимы все более и более укрепляли веру в его святость, люди сохраняли благоговейную память о нем самом, и о пустыни. В середине ХIХ века на месте бывшей часовни стоял большой липовый крест с врезанным в середину малым литым медным крестом. Однако со временем народа приходило все меньше и о пустыньке постепенно стали забывать.

Преподобный Серафим, ссылаясь все на того же старца Симеона Ермолаева, сообщает, что, примерно, в середине XIX века происходили случаи явлений Зосимы пильщикам леса. Там же пастухи видели огонь. Праведный старец Симеон раскопал то место и нашел могилу, выложенную камнем. Увидал и даже коснулся нетленного гроба. Дивное благоухание разлилось вокруг, и старец со своим помощником решили снять крышку, как вдруг ударил сильный гром, сделалось темно от тучи… Когда закончили пилку дров, то неизвестно от чего вся пустошь загорелась. Испуганный Симеон взял крест и обошел с ним пожарище, огонь сразу погас.

Вера в целительную силу была так велика, что местные крестьянки приносили своих недужных деток на могилку старца. Случаи исцелений продолжаются и в наши дни. В 2001 году жительница Сергиева Посада Данилова Надежда Тимофеевна, посетив Зосимову пустынь, собрала на раке преподобного капельки масла и смазала болячку, которую врачи безуспешно пробовали удалить в течение пяти лет - кожа вскоре очистилась.

21 мая 2006 года Лазарева А.В. из поселка Бужаниново привезла потерявшего зрение сына на колодец прп. Зосимы. После того, как глаза промыли, юноша сразу начал различать цвета, пошел процесс восстановления и, спустя некоторое время, зрение полностью восстановилось.

Прославлен старец Зосима был уже в конце двадцатого века. 26 июля 1994 года Патриарх Московский и всея Руси Алексий II в сопровождении епископов Владимирского и Суздальского Евлогия, Истринского Арсения, наместника Троице-Сергиевой Лавры архимандрита Феогноста и других совершил молебен новопрославленному местночтимому святому Зосиме.

Память преподобному Зосиме, пустынножителю, Алксандровскому чудотворцу празднуется 15/28 июня и 23 июня/6 июля в

Тропарь преподобному схимонаху Зосиме, пустынножителю, Александровскому чудотворцу

Глас 4
Добродетелию препоясався, стяжал еси дух мирен в житии твоем, подражая доблественне подвигом преподобнаго аввы Сергия, устроителя Троицкия обители, из нея же исшел в место пустынное и тамо, победив демонския полки, прославился еси яко истинный воин Христов. Темже почитающе память твою с верою вопием ти: спасай нас молитвами твоими, Зосимо, преподобне отче наш.

Кондак преподобному Зосиме, пустынножителю, Александровскому чудотворцу

Глас 4
Доброплодная отрасль древа благочестия явился еси, преподобне отче Зосимо. и яко финикс процвел еси в пустыном житии, сияя светом любве всем притекающим к тебе с верою, даруя просящим исцеления в болезнех душевных и телесных, сего ради усердно взываем ти: моли за ны ко Господу да спасет души наша.

Величание

Ублажаем тя, преподобне старче наш Зосимо, и чтим святую память твою, наставниче монахов и собеседниче ангелов.

Зосимова Пустынь расположена на живописном, покрытом еловым лесом холме на берегу речки Молохчи в двадцати верстах от Троице-Сергиевой Лавры 4 в трех с половиной верстах от станции Арсаки Ярославской железной дороги. В XVII веке местность эта именовалась Ульяниной пустошью и в писцовых книгах значилась принадлежащей дворянскому роду Тимоновых.
В последней трети XVII столетия поселился в этой пустоши схимонах Зосима, инок Троицкой обители, призываемый Богом к уединенной отшельнической жизни.
Смоленская Зосимова пустынь была основана в 1680-х годах схимонахом Зосимой, выходцем из Троице-Сергиева монастыря, которому удалось собрать возле себя несколько человек братии…
Вскоре после кончины схимонаха Зосимы Пустынька его стала оскудевать, и иноки разошлись по другим монастырям. На могиле старца поставили большой памятник из белого камня и по требованию народа, стекавшегося во множестве, стали совершать панихиды. Долгое время не существовало никакой часовни над могилой и лишь спустя многие десятилетия, в 1840-е годы фабрикант Зубов устроил деревянную часовню с позолоченным крестом над куполом.
В 1722 году Зосимова Пустынь была официально упразднена и причислена к Лукиановой Пустыни (в 10 верстах от Александрова); в 1728 году вновь стала самостоятельной. Но ненадолго. В 1764 году часовню, поставленную схимонахом Зосимой, причислили к церкви села Никульского.
Шли годы. Память о Пустыни как обители стала исчезать. Часовня была сломана, иконы из нее и иноческие келлии увезены за семь верст в село Слотино. Над могилой старца был оставлен только деревянный крест. Но чудотворения, совершаемые здесь, все более умножали веру в святость его жизни и напоминали, что не должно забывать место его подвигов. Семен Ермолаев рассказывает, например, следующее. Однажды во время пилки леса пустынник Зосима явился пильщикам. Он ходил вокруг своей могилы и кадил ее. Один из пильщиков стал смеяться и убеждать товарищей, что это не праведный человек, а нечистый дух в виде монаха. На другой день после этого пильщик умер. Окрестные пастухи видели на могиле огни, и это внушило им желание раскопать могилу. Семен Ермолаев со своим товарищем раскопали это место и увидели, что могила выложена камнем и что гроб сохранился в прежней свежести. От гроба исходило благоухание. Когда же они пытались открыть гроб, ударил сильный гром, от внезапной тучи сделалось темно, и они в страхе бежали.
В 1850-е годы П.А. Волков, в чье владение перешло поместье, благоговея перед памятью старца Зосимы, возложил на его могилу в часовне мраморную доску с золотой надписью «Схимонах Зосима». Помещик В.В. Головин построил близ часовни сторожку. Тогда и поставлен был Семен Ермолаев при ней сторожем. В 1854 году часовня была приписана к приходской церкви, притчу которой было поручено следить за ней.
Постепенно Зосимова Пустынь приобретала все большую известность. Молва о получаемых от могилы Старца исцелениях росла. Окрестные жители стали часто приходить к ней на богомолье, несли сюда свою работу - полотенца, материи, а также творог, яйца, и, оставляя эту жертву, сами брали песок из горы, где стояла часовня, воду из колодца, вырытого старцем Зосимой.
В 1855 году земли с Пустынькой перешли во владение Г.И. Неттель, помещицы лютеранского вероисповедания, чтившей, однако, память схимонаха Зосимы к проявлявшей заботу о Пустыни. Наконец, одно необыкновенное событие положило начало устройству здесь монастыря.
В 1860 году Пустыньку посетили два монаха, как они объяснили, - по поручению схимонаха Филиппа из Киновни Боголюбской Божией Матери узнать, не продаст ли ему барыня три десятины земли с могилою старца Зосимы. Помещица отказала - и монахи исчезли. Вскоре после этого у Неттель умерла ее единственная дочь Юлия, и она похоронила ее около часовни. Смягченная горем, она послала к о. Филиппу некую старушку сказать о своем согласии продать ему землю. Однако старец очень удивился - никаких монахов покупать Пустыньку он не посылал. Сын его Прокопий увидел в этом необычайном случае указание Божие и, по благословению о. Филиппа, поехал к помещице с просьбой продать Киновии эти земли. Наконец, после долгих колебаний, Г.И. Неттель подала прошение в Учрежденный Собор Троице-Сергиевой Лавры, в котором писала, что «имея усердие к церкви Боголюбия Божией Матери, что в Киновии», передает на вечное содержание оной часть земли из пустоши Ульяниной для служения в ней братнею Киновии молебнов и панихид по схимонахе Зосиме и всем при часовне погребенным.
В 1867 году схимонах Филипп, заведовавший Киновией, принял в управление и Зосимову Пустынь и управлял ею до своей кончины в 1869 году. Вначале здесь поселились семь иноков из братии Киновии, которые, исполняя монашеские правила по Киновийскому уставу, трудились также над расчисткой лесной чащи около часовни, занимались корчеванием пней, сенокосом и пчеловодством. О. Филипп перенес из Киновии все необходимое для Богослужения, книги, иконы. После его кончины забота о Зосимовой Пустыни перешла к его старшему сыну иеромонаху Галактиону (в схиме Игнатий). При нем на средства помещиков Д.В. Головина и Е.В. Яковлевой была сооружена часовня из кирпича, заменившая прежнюю, деревянную, пришедшую в ветхость.
31 июля 1888 года московский купец Д.М. Шапошников подал в Учрежденный Собор Лавры прошение о разрешении устроить на личные средства из Зосимовой часовни церковь, пристроив к ней каменные трапезу и корпус для братии. Новая каменная церковь была освящена во имя Смоленской Божией Матери.
После двадцатилетних трудов иеромонаха Галактиона управление Киновией и Зосимовой Пустынью было вверено его брату иеромонаху Прокопию (в схиме Порфирий), а затем иеромонаху Палладию.
В 1891 году для управления собственно Зосимовой Пустынью Учрежденным Собором Лавры был назначен иеросхимонах Иоанн.
Завершителем устройства Зосимовой Пустыни стал архимандрит Павел (Глебов), наместник Троице-Сергиевой Лавры с 1891 года. Он отдал Пустыни свой долгий опыт деятельной иноческой жизни и, согласно завещанию, - все, что у него было. Здесь, в соборе, они нашел место своего упокоения - погребен в левом приделе в честь архангела Рафаила. При нем монастырь усиленно обстраивался и благоукрашался.
В 1894 году строительство Зосимовой Пустыни было поручено - с возведением в сан игумена - иеромонаху Гефсиманского скита Герману (Гомзина) († 30 января 1923 г.). Он с молодости был монахом, иноческий подвиг совершал под духовным руководством гефсиманского старца, известного своей высокой жизнью, иеросхимонаха Александра - ученика оптинского старца Леонида. О. Германа постригали в мантию в Гефсиманском скиту. Герман управлял обителью до 1923 года.
Дух Оптиной Пустыни через старца Александра о. Герман принес и в Зосимову Пустынь. Вникая во все стороны монастырской жизни, главной своей задачей он полагал созидание здесь старчества. Игумен Герман усмотрел дар духовного рассуждения у иеромонахов Досифея, Дионисия, Митрофана, позже Иннокентия.


Так выглядела Свято-Смоленская Зосимова пустынь в начале ХХ века

Открытка начала XX-го века



Надвратная колокольня



Надвратная Всехсвятская церковь. 1899 г.

Центральные ворота надвратной Всехсвятской церкви

Правые ворота надвратной Всехсвятской церкви

Оригинальная постройка псевдорусского стиля над северными Святыми воротами монастыря. Здание увенчано высокой епанчовой кровлей и фланкировано башенками. У ворот над колокольней с правой стороны помещались иконная и книжная лавки.
Возвращена монастырю в 1990-х, отреставрирована.

За стеной монастыря, напротив колокольни, находилась монастырская гостиница. Противоположные от монастыря окна гостиницы смотрели прямо в большой еловый лес.
С левой стороны от собора были построены два корпуса, примыкающие друг к другу. В деревянном располагались покои игумена Германа, а в каменном - братии монастыря.
В монастыре хранилась древняя икона Смоленской Божией Матери, согласно преданию, находившаяся прежде у родственников Святителя Филиппа, Митрополита Московского, бояр Колычевых; при ней же два ковчежца с частями честнаго пояса Божией Матери и мощей св. великомученика Георгия.

В 1900 году в монастыре был освящен главный храм в честь Смоленской иконы Божьей Матери.






Собор во имя Смоленской Богоматери Смоленской. 1894-1900 гг.

Первая церковь была перестроена из кирпичной часовни 1878 г., стоящей на месте существовавшей с XVIII в. часовни над захоронением прп. Зосимы, разобрана в 1893 г. Обширный краснокирпичный храм в псевдорусском стиле на ее месте выстроен по проекту А. А. Латкова. Боковые приделы Архангела Рафаила и Зосимы Соловецкого.
В главном соборе Пустыни находилось надгробие старца Зосимы, рядом с правым клиросом главного храма, около иконы Смоленской Божией Матери. Такое же место в левом приделе было занято надгробием архимандрита Павла. Иконостас был дубовый, резной, иконы нового письма. На южной стене храма находились иконы Спасителя и Божией Матери, написанные настоятелем, игуменом Германом.
Закрыт в 1920-х г., главы сломаны. Открыт в 1992 г., отремонтирован.



Северо-восточная башня ограды


Северо-западная башня ограды

Юго-восточная башня ограды


Надкладезные часовни. 1893 г.

Здания монастырской водокачки (нач. ХХ в.), построенные над артезианской скважиной в Смоленской Зосимовой пустыни.
Близ речки Молохчи, под горой, старец Зосима собственноручно вырыл колодец, доставлявший ему прекрасную ключевую воду. В начале XX века над ним была выстроена каменная часовня, и в чистой воде кладезя ясно отражалась икона Всемилостивого Спаса, помещавшаяся в куполе часовни.



Звонница






Западный братский корпус


Северное крыльцо церкви . 1893 г.

Небольшой храм псевдорусского стиля в 2-этажном кирпичном корпусе монастырской трапезной, стоящем с юга от собора. Венчание сломано, здание используется военной частью.
В начале XX века в обители было до пятидесяти монашествующих. Служба совершалась уставная, продолжительная, при старинном столповом пении. На вечерней общей молитве братией полагалось много земных поклонов за благотворителей Пустыни. Введено было и ежедневное откровение братии своих помыслов духовнику, столь спасительное в духовной жизни. В течение дня братия постоянно была занята различными послушаниями.

Строгий аскет, делатель Иисусовой молитвы, ведший переписку со свят. Феофаном Затворником, талантливый иконописец, о. Герман был духовным наставником и вельможных особ и простонародья. Именно он создал знаменитое зосимовское старчество, прославившее пустынь. Вместе с тем, преп.. Герман был и замечательным администратором, Строителем, при котором пустынь значительно украсилась и расширилась. В своей жизни о. Герману довелось претерпеть и непонимание, и осуждение, и даже клевету и предательство. Один из ближайших помощников и учеников составил донос лаврскому начальству на своего Авву, и о. Герман был удален из Зосимовой. Сегодня некоторые исследователи оправдывают действия доносчика благими намерениями, но нам кажется более оправданным опираться на свитетельства современников и очевидцев происходивших тогда событий, например Епископа Арсения (Жадановского), сравнивавшего его с Иудой Искариотом. Господь "хранит угодников своих", заступничество духовных чад старца, молитвы братии не оставившей своего настоятеля и последовавшей за ним в изгнание, не дали злой клевете одержать верх, и о. Герман, полностью оправданный, смог вернуться в столь милую его сердцу обитель.
В конце жизни игум. Герман принял постриг в Великую схиму. Отошел ко Господу 30 января (н. ст.) 1923 г. не увидев телесными очами разорение любимой обители. Похоронен схиигумен Герман был в Смоленском соборе пустыни, где уже после возрождения монастыря были обретены его честные мощи.
В мае 1923 года монастырь (существовавший как артель) был окончательно закрыт.

Возобновление обители

Долгие десятилетия место подвигов Зосимовских старцев было в запустении. Но милостиею Божиею и по молитвам подвизавшихся здесь святых иноков наступило время возрождения обители.
История его такова. Известный своим благочестием насельник Троице- Сергиевой Лавры иеромонах Филадельф, в схиме Моисей (Боголюбов), в день празднования Державной иконы Божией Матери 15 марта 1992 года написал письмо Преосвященному Евлогию, Епископу Владимирскому и Суздальскому с просьбой об открытии Зосимовой Пустыни. Этот день вошел в летопись обители и положил начало ее возрождению.
Владыка Евлогий с большим участием откликнулся на эту просьбу и вскоре состоялась его встреча с представителями воинской части, которая находилась на территории монастыря.


Центральный иконостас Смоленского собора Смоленской Зосимовой пустыни в поселке им. Ленина Александровского района Владимирской области. 2017 г. http://temples.ru/

26 апреля 1992 года, на Пасху, был совершен первый молебен с крестным ходом. Его возглавил насельник Свято-Троицкой Сергиевой Лавры архимандрит Макарий (Веретенников). 20 июня 1993 года в день памяти Всех Русских Святых был освящен придел во имя преподобных Зосимы и Савватия в Смоленском соборе, где сейчас и совершаются Богослужения.


Интерьер правого придела Зосимы Соловецкого. 2017 г. Фот. Чеботарь Александр Мирчевич http://temples.ru/

В 1994 г. обитель возглавлял архимандрит Нил (Сычев); духовник монастыря - игумен Алексий (Шишков), насельник Московского Свято-Данилова монастыря; благочинный - иеромонах Авраамий (Павличенко); казначей и помощник наместника - иеромонах Кирилл (Сурков); эконом - иеродиакон Герман (Столбиков). В обители тогда было двенадцать насельников, из них девять - в священном сане.

Память о Зосимовских старцах жива в благочестивом православном народе. В монастырь после его открытия стали поступать иконы, личные вещи старцев и другие святыни. Так, была возвращена Тихвинская икона Божией Матери ХѴІІІ века, чтимая в обители до ее закрытия.
Родственники старца Алексия передали в Пустынь икону Спасителя XIX века, которая находилась в келье Старца, а также его монашеский параман и набивной крест, который первоначально был прибит к деревянному кресту на могиле старца Алексия. В обитель были переданы частицы мощей преподобномученицы Великой княгини Елизаветы Феодоровны, которая неоднократно бывала в монастыре и духовно окормлялась у настоятеля о. Германа, а позднее - у старца Алексия.

Престольный праздник обители - день празднования Смоленской иконы Божией Матери. В 1993 году этот праздник возглавил Епископ Владимирский и Суздальский Евлогий.
Особенно памятными днями в Пустыни являются:
28 июня - день кончины основателя обители схимонаха Зосимы;
2 октября - день кончины старца Алексия.
В эти дни совершаются братские панихиды.
С военнослужащими воинской части, расположенной на территории обители, сложились хорошие отношения. Будущие воины помогали восстанавливать Пустынь. Сформировались два взвода, в которых несли воинскую службу учащиеся духовных школ Русской Православной Церкви, а также юноши, исповедующие Православие, из Москвы и близлежащих областей.


Рака с мощами преп. Зосимы, основателя пустыни


Рака над мощами прп. Зосимы в интерьере Смоленского собора Смоленской Зосимовой пустыни в поселке им. Ленина Александровского района Владимирской области. 2017 г. Фот. Чеботарь Александр Мирчевич http://temples.ru/

Свидетельницей трех торжеств стала Свято-Смоленско-Зосимова Пустынь. Перенесены и поставлены в соборе Пустыни святые нетленные мощи иеросхимонаха Алексия, от которых мир видел уже много чудес и исцелений, - это шаг к прославлению Старца. В июле 1994 года состоялась канонизация основателя обители схимонаха Зосимы (для общецерковного прославления, память 28 июня и 26 июля) и преп. Германа (Гомзина, на епархиальном уровне, память 30 января) , а в 2000 г. преп. Алексия (память 2 октября) .


Икона Смоленской Божией Матери в Смоленско-Зосимовой Пустыни.
Смоленская икона Божией Матери (Одигитрия) - икона давшая первую часть названия монастыря "Свято-Смоленская..." По преданию первообраз этой иконы был написан святым апостолом и евангелистом Лукой. По гречески "Одигитрия" по русски "Путеводительница". Именно со Смоленской иконой пришел в глухую пустошь, которая потом стала Зосимовой пустынью, и сам ее основатель - схимонах Зосима. Бережно хранила братия памятную икону до самого разорения обители. Была здесь и другая Смоленская, принадлежавшая некогда святителю Филиппу (Колычеву) Митрополиту Московскому с частицами пояса Богородицы и мощей великомученика Георгия Победоносца. К сожалению, обе они были украдены большевистскими бандитами в 1920-е годы, и след их затерялся.

В канун прославления Зосимовских старцев, в день празднования Владимирской святыни - Боголюбской иконы Божией Матери (18 июня/1 июля 1994 года) в Зосимову Пустынь из Москвы пришла Сама Владычица Своею Смоленскою иконой. Большой образ в серебряном окладе был передан обители монахиней Анной (Васильевой), духовной дочерью Зосимовскою старца Агафона (в схиме Игнатия). Она долго хранила икону у себя и часто в молитве просила Матерь Божию указать место, где Ей угодно пребывать. Наконец, воля Владычицы была открыта, и матушка ее исполнила: икона передана обители ныне прославляемого старца Зосимы.
Икона быстро стала почтиаться чудотворной, источая многие милости притекающим к заступничеству Богородицы. Эта икона написана приблизительно в начале-середине XIX века, вероятно палехскими иконописцами.
В 2011 году злодейская рука посягнула на достояние Матери Божией и все они были украдены. Но не попустила Владычица святотатцам коснуться великой святыни - частицы Ее честной ризы, и сегодня она находится в большом серебрянном кресте на иконе. Икона Божией Матери Смоленская находится с правой стороны от входа в собор в резном, деревянном киоте под сенью. Два раза в месяц, на вечерней службе в воскресенье, перед ней совершается Акафист.


Икона Спасителя на троне

Еще одним особо почитаемы образом обители является икона Спасителя на троне.
Эта икона была пожертвована в монастырь и тогда различить на ней изображение было практически невозможно, лишь глаза с укором смотрели на нас. Безусловно, когда-то этот образ находился в храме, ныне вероятно рарушенном. Снова затеплились перед ней лампада, свечи, зазвучали слова молитвы... И лик Господень стал светлеть, проявляться. Сначала робко и едва заметно, затем все ярче и явственнее. Икона стала обновляться, ее не касалась рука реставратора. Сегодня эта икона одна из почитаемых святынь Зосимовой пустыни. Находится она в Рафаиловском (левом) пределе Смоленского собора монастыря. Перед ней всегда можно помолиться, поставить свечу, приложиться.

Св. отец Алексий


Рака с мощами преп. Германа и Алексия Зосимовских.
С левой стороны Смоленского Собора, рядом с Рафаиловским приделом, у солеи, находится деревянная, резная рака с мощами преп. Германа и Алексия Зосимовских.

Одним из самых почитаемых старцев Зосимовой Пустыни, принесшим ей подлинную славу перед ее закрытием был иеросхимонах Алексий, в миру Феодор Алексеевич Соловьев.
Родился он 17 января 1846 года в Москве в семье священника церкви Симеона Столпника за Яузой. Окончив в 1866 году Московскую семинарию по Первому разряду, вступил в супружество и был определен диаконом в храм Святителя Николы в Толмачах. Но прожил со своей горячо любимой супругой всего четыре года до ее кончины. Батюшка, тогда диакон, остался с малолетним сыном Мишей на руках.
28 лет прослужил он диаконом в храме святителя Николая в Толмачах.
В 1895 г. он был рукоположен митрополитом Московским Сергием в пресвитеры к Большому Успенскому собору за свои душевные качества и необыкновенную музыкальность. Батюшка давно бы ушел в монастырь, если бы не его долг перед домочадцами.
После смерти супруги, живя в миру, о. Феодор тяготился его суетой и стремился к уединенной жизни в монастыре. Но надо было поставить на ноги сына. Кроме того, на его попечении оставались теща и свояченица. Но вот 25 апреля 1897 года теща скончалась, свояченица была хорошо устроена, сын закончил Московское техническое училище и женился. О. Феодор теперь мог осуществить свое давнее желание - поселиться в уединенном монастыре, куда бы не проникала житейская суета и где бы иноки действительно спасались в трудах, посте и молитве. Таким святым уголком считался в то время скит Святого Параклита. Сюда и направился будущий старец. По дороге заехал в Троице-Сергиеву Лавру, приложился к мощам преподобного Сергия, помолился. И тут, по словам самого старца, Господь неожиданно путь его направил и намерение изменил...
Игумен Зосимовой Пустыни о. Герман не сразу согласился принять в число братии столичного протоиерея... Но миновали хлопоты о пострижении в Москве - «и вот, наконец-то Бог благословил и меня переселиться в Зосимову Пустынь, - вспоминал впоследствии о. Алексий. - Тогда здесь была такая глушь, такая тишина, кругом - лес, и деревья близко подходили к келлиям, так что ветки их начинались у моего окна, а по ним часто прыгали белки...»
30 ноября 1898 года о. Феодор принял монашеский постриг с именем Алексий, в честь Святителя Алексия, Митрополита Московского. Первое время о. Алексию жилось в Пустыни нелегко. Скорби и трудности опытно познакомили его с монашеством. Постепенно главным его делом в монастыре стало старчество и духовничество. Особенно пошел к нему народ после смерти гефсиманского старца о. Варнавы, который скончался 17 февраля 1906 года.
Старец Алексий жил в северо-восточной башне, сырой и холодной. Великим постом 1906 года он тяжело заболел, но, по милости Божией, после соборования в Великий Четверг стал поправляться, а потом переселился в построенную для него сыном Михаилом избушку. В эту избушку стремились люди самые разные, ехавшие со всех концов России за духовным советом и утешением, стремясь прикоснуться благодати Божией, которая несомненно почивала на Старце. «Придёшь, бывало, к нему скорбный, с душевной тревогой, благодатный старец не только умирит, но еще и утешит, и уйдешь от него довольный, счастливый, даже самый счастливейший», - вспоминала одна его духовная дочь.
Духовная опытность, сила молитвы и необыкновенная прозорливость привлекали к нему многих. Иногда отец Алексий принимал по несколько сотен людей в день.
Когда о. Алексий поступил в монастырь, он думал о затворе, молитве, безмолвии, и, окруженный многочисленным народом, живя в монастыре, тосковал о уединенной молитве, по пребыванию наедине с Богом. Но долгое время ходатайства его об этом не имели успеха. Наконец, 26 мая 1916 года на просьбу о затворе он неожиданно получил согласие духовника о. Германа, а через неделю пришел указ Духовного собора Троице-Сергиевой Лавры, к которой была приписана Зосимова Пустынь, с разрешением уйти в затвор. Трогательным было прощание с братией и духовными детьми, всеми, кто оказался в те дни в Пустыни, узнав о неожиданной предстоящей разлуке со Старцем.
Затвор старца Алексия продолжался до половины августа 1917 года, когда, по воле Божией, он был избран в члены Всероссийского Церковного Собора и приехал накануне Успения Пресвятой Богородицы в Москву. На Соборе было принято решение о восстановлении Патриаршества, были избраны три кандидатуры и постановлено вынуть о них жребий. Право вынуть жребий Собор предоставил старцу Алексию. Это произошло 5/18 ноября, в воскресенье. Из Большого Успенского собора была перенесена в храм Христа Спасителя древняя святыня, Владимирская икона Божией Матери и, по усердной церковной молитве перед нею, Старец трижды перекрестился и вынул жребий из ковчежца. Жребий пал на Преосвященнейшего Тихона (в то время Митрополита Московского и Коломенского). 21 ноября/4 декабря в Успенском соборе состоялась интронизация Патриарха.
На Пасхальной неделе, 8/21 апреля 1918 года, Собор закрылся, а когда возобновились его заседания, Старец по немощи был уволен от участия в нем.
28 февраля ст. ст. 1919 года о. Алексий был пострижен в схиму с прежним именем, только в честь Алексия Человека Божия (память 17/30 марта).
В 1920 году Зосимову Пустынь превратили в сельскохозяйственную артель, а в мае 1923 года обитель окончательно была закрыта.
В январе 1923 г. скончался игумен Герман, а на другой день после его погребения в монастырь нагрянула ликвидационная комиссия. Старец со своим келейником переехал в Сергиев Посад. Там для него были сняты две комнаты в доме на Дворянской улице: одна для о. Макария, а другая, поменьше, для него самого.
О. Алексею в то время было семьдесят лет. Жизнь Старца медленно угасала. 19 сентября/2 октября 1928 года Старец мирно отошел ко Господу. Отпевание совершалось в церкви Петра и Павла в Сергиевом Посаде. В Богослужении принимали участие шесть Архиереев, множество священнослужителей; храм был переполнен народом. В похвалу покойного Старца было сказано много вдохновенных речей. «Чем о. Алексей привлек наши сердца? - говорил один из священнослужителей. - Ответ один: тем, что он был Старцем. Жизненные скорби готовили его к старчеству, а изгнание и болезнь - к Царствию Небесному».
В 1994 г. нетленные мощи иеросхимонаха Алексия были перенесены и поставлены в соборе возрожденной Свято-Смоленской Зосимовой пустыни.

Память - 2 октября .
Празднуя память преподобного Алексия, должны просить, его святых молитв за нас пред Господом». По окончании литургии настоятель монастыря игумен Серафим поздравил всех с праздником и пожелал всем помощи Божией: «Господь говорит: «возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим» (Мф. 11:29). Мы ищем мирских увеселений и забываем о том, что человек призван уподоблять свою жизнь Христу Спасителю. Преподобный Алексий стяжал мир душевный на земле. Мы видим плоды духа преподобного. Пусть молитвенный покров святого Алексия Зосимовского будет со всеми вами. Преподобный отче Алексие, моли Бога о нас.

Собор Зосимовых святых


Преподобный схиигумен Герман, Строитель Зосимовой пустыни

Свято-Троицкий Стефано-Махрищский монастырь
. Александровский р-н, с. Лукьянцево
Смоленская Зосимова мужская пустынь. Александровский р-н, пос. им. Ленина
.

Copyright © 2015 Любовь безусловная