День святых мефодия и кирилла, день славянской письменности и культуры. День славянской письменности и культуры, святые Кирилл и Мефодий: что за праздник, как отмечать, приметы, традиции и обычаи этого дня

24 мая Церковь празднует день памяти святых равноапостольных Кирилла и Мефодия ― создателей славянской письменности. В этот день во многих славянских странах проходят праздничные мероприятия.

По традиции, сложившейся в последние годы, в День славянской письменности и культуры во многих регионах России от Владивостока до Калининграда одновременно проходит всероссийский праздничный концерт. Организаторами мероприятий выступают Русская Православная Церковь, Министерство культуры Российской Федерации и Правительство Москвы.

24 мая 2017 года праздничные программы в разных городах страны начнутся в 13.00 по московскому времени. Основное торжество состоится на Красной площади в Москве. Мероприятие откроется приветственным словом Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. В ходе концерта состоятся прямые включения из Белгорода, Екатеринбурга и Нижнего Новгорода.

Основной идеей праздника в этом году станет тема духовного единства, сплочения славянских народов и почитания великого культурного наследия. В начале концерта под названием «Я, ты, он, она ― вместе целая страна...» прозвучат духовные сочинения А. Кастальского, П. Чайковского, С. Прокофьева и Г. Свиридова. Затем будут исполнены популярные песни советских и российских композиторов ― В. Баснера, М. Блантера, Г. Струве, В. Шаинского, А. Пахмутовой, А. Гладкова, И. Дунаевского, Д. Тухманова и др. В завершение этой части концерта концерта певица Полина Гагарина в сопровождении сводного хора, в составе которого в этом году выступит 1200 человек, исполнит песню «Миллион голосов».

В праздничном концерте примут участие 35 детских и молодежных академических хоровых коллективов. Участниками программы станут: Большой детский хор имени В.С. Попова, Академический Большой хор «Мастера хорового пения» Российского государственного музыкального телерадиоцентра, Государственная академическая хоровая капелла имени А.А. Юрлова, Государственный академический русский хор имени А.В. Свешникова, Московский Синодальный хор, Хор Сретенского монастыря, Государственная академическая симфоническая капелла России, а также солисты Большого театра. Торжественный концерт завершится гимном «Славься» на музыку М. Глинки из оперы «Иван Сусанин».

Вход на концерт свободный.

С днем славянской письменности и культуры связаны многие российские традиции. Но этот день празднуется не только , но и в других славянских странах. Каждый год его отмечают в один и тот же день, 24 мая – день славянской письменности и культуры. не станет исключением. Самой главной связующей для славян, кроме письменности, является еще и духовная часть. Отмечание этого праздника также объединяет такие страны как:

  • Украина;
  • Беларусь;
  • Балканы.

В столице в этот день проводится грандиозный концерт. Суть этого праздника – объединить и восстановить духовную связь между всеми славянскими народами в память о наших предках. Большей частью на развитие культуры влияет православие.

Откуда пошло празднование Дня славянской письменности и культуры

Этот праздник берет свое начало у двух братьев православной религии, Кирилла и Мефодия. Ведь именно они дали славянам письменность и возможность оставлять информацию, используя простой и понятный алфавит. Такой шаг позволил дать образование даже простым людям и обучить их грамоте, что в свою очередь дало толчок к вхождению славян в список цивилизованных рас, и стать образованными и развитыми. Братья взялись переводить на кириллицу некоторые священные талмуды, что дало толчок на проведение богослужений на родном и, следовательно, понятном языке. В связи с этим обычные граждане стали лучше понимать религию.

Самой известной книгой о происхождении письменности на славянском языке является «Повесть временных лет». Из-за непонимания греческого и латинского языка, славянские князья вынуждены были обратиться к византийскому царю, чтобы тот посоветовал им учителя, способного объяснить священные книги на их родном языке. И тогда царь распорядился отправить на родину к князьям двух братьев, Кирилла и Мефодия, которые должны были исполнить его волю.

Они придумали простейшую азбуку на славянском языке, которая помогла прочесть святые книги и, в последствии, стала главным фактором в развитии письменности и культуры на Руси. Описываемые события произошли в 863 году. Принято считать, что именно в этом году берет свое начало славянская письменность. С тех пор стали основываться библиотеки, которые заполнялись талмудами на понятном для простых людей языке.

В результате развития грамотности простых людей, стали возникать школы, в которых обучали азбуке и культуре в целом. Азбука была названа в честь одного из братьев «кириллицей». Правда, до того как он обрел монашество, имя его было Константин. В основе азбуки, как ни странно, лежит греческий алфавит, но со значительными изменениями, которые помогли провести адаптацию с определенной звуковой системой. Как только азбука была закончена, ее предоставили на рассмотрение к Папе Римскому, который утвердил ее. С тех пор все богослужения проводились на славянском языке.

В результате прибытия двух непримечательных братьев к славянским князьям:

  1. Появился новый алфавит и, следовательно, письменность.
  2. Началось глобальное развитие культуры на Руси.
  3. Возникла возможность понять священные книги, тем самым облегчив проведение богослужений.
  4. Возникли школы, где детей обучали грамотности.

Как славяне отмечают праздник в 2017 году?

Некоторое время после того как была введена письменность, славянские народы праздновали это событие как дань братьям, придумавшим азбуку. Хотя, по прошествии времени, это забылось, и праздновать перестали.

19 век стал временем возрождения традиций, праздник снова стали отмечать все славяне. Но нужно было определить день прославления письменности, поэтому было решено отдать этому празднику 24 мая (по новому стилю), начиная с 1863 года. Сначала он носил религиозный характер, то есть отмечался только церковью, но чуть позже ему присвоили государственный статус. Стали праздновать День славянской письменности и культуры в школах и других образовательных учреждениях.

Во времена Советского союза об этом событии забыли, и обратили внимание на него только ближе к 90-м годам. Первым грандиозным событием похвастался Мурманск в 1986 году. Тогда оно называлось «Праздником письменности».

В 1991 году праздник стал государственным, и с тех пор вся Россия участвует в прославлении дня появления письменности. На красной площади на праздник организовываются различные культурные мероприятия для возвышения культурного уровня наших соотечественников. Этому дню учредили официальное название — День славянской письменности и культуры.

У церкви праздник проходит довольно предсказуемо:

  • проведение всевозможных литургий;
  • организация миссий по пути монастырей;
  • посещение всех детских учреждений.

На каждом из организованных мероприятий руководители награждают лауреатов Международной премии святых Кирилла и Мефодия. Ее утвердили Московская Патриархия и Славянский фонд России. Лауреатами являются все деятели культуры, искусства и прочие. Все те, кто внес непосильную лепту в развитие образования и культуры. В качестве приза преподносится скульптура Кирилла и Мефодия, а также дополняется медалью и дипломом.

Принесли на славянскую землю письменность, приобщив таким образом славянские народы к мировой цивилизации и культуре.

Знаменитые славяне Кирилл и Мефодий

Братья Кирилл и Мефодий выросли в знатной семье, жившей в греческом городе Солуни. Мефодий был старшим из семи братьев, Константин (позже Кирилл)- самым младшим. Мефодий был в военном звании и являлся правителем в одном из подчиненных Византийской империи славянских княжеств, болгарском, что дало ему возможность научиться славянскому языку. А Константин, учась в школе и не достигнув 15 лет, уже читал книги Григория Богослова. Будучи очень талантливым, Константин был взят ко двору, где учился вместе с сыном императора у лучших учителей столицы Византии, где овладел всеми науками своего времени. Отказавшись от всех благ и светского будущего, он предпочел удалиться в монастырь на гору Олимп к Мефодию. Имя "Кирилл" он принял незадолго до смерти. Мефодий пережил брата на 16 лет.

Деятельность Кирилла и Мефодия заключалась в том, что они переводили на славянский язык Священных книг, проповедь православной веры, крещение славянского народа. Возникновению славянской письменности Кирилл и Мефодий стали причиной. О начале славянской письменности узнаем мы из главной русской летописи - "Повести временных лет". Там говорится о том, как однажды славянские князья Ростислав, Святополк и Коцел отправили к византийскому царю Михаилу послов со словами за мудрыми книгами: "Земля наша крещена, но нет у нас учителя, который бы наставил, и поучил нас, и объяснил святые книги. Ведь не знаем мы ни греческого языка, ни латинского; одни учат нас так, а другие иначе, от этого не знаем мы ни начертания букв, ни их значения. И пошлите нам учителей, которые бы могли нам рассказать о книжных словах и о смысле их". Тогда вызвал царь Михаил двух ученых братьев - Константина и Мефодия, и "уговорил их царь и послал их в славянскую землю... Когда же братья эти пришли, начали они составлять славянскую азбуку и перевели Апостол и Евангелие". Совершилось это в 863 году. Возникновение письменности Кирилл и Мефодий обусловили своей деятельностью.

День святых Кирилла и Мефодия в 2017 г. будут отмечать 24 мая. Эти 2 брата - великие просветители славян. Они являются создателями церковнославянской азбуки, на основе которой возник современный алфавит. Ими были переведены с греческого на понятный славянам язык, Богослужебные книги, Священное Писание. Благодаря их трудам появилась возможность служить литургию в наших церквях на родном языке.

Непростой путь святых

Кирилл и Мефодий - выходцы из знатной греческой семьи, проживавшей в г. Солуни. В семье было 7 детей. Мефодий - старший из них, а Константин, ставший Кириллом после принятия монашества - самый младший. Карьера старшего началась в одном из славянских княжеств, где он был назначен правителем. После 10-летней службы он принял постриг и стал монахом в одном монастыре на горе Олимп.

Младший брат с детства проявил любовь к знаниям. Его обучали выдающиеся учителя Константинополя, в числе их был и будущий патриарх Константинопольский Фотий. Священный сан он принял сразу по окончании обучения, а дальше жизнь братьев складывается так:

  1. Константин служит при храме святой Софии в качестве хранителя патриаршей библиотеки.
  2. Проработав совсем короткое время, он втайне покидает город и уходит в монастырь.
  3. Константина возвращают в столицу и назначают преподавать философию в высшей школе Константинополя.
  4. Младший брат возвращается на Олимп, изучает творения святых отцов, проводит время в молитвах.
  5. Император отправляет братьев к хазарам проповедовать Евангельское учение.
  6. Возвратившись назад по окончании миссии, они привезли с собой в Константинополь мощи св. Климента, обретенные ими в городе Корсунь.
  7. Пути братьев разделяются: святой Мефодий становится игуменом в одном из монастырей, находящихся в районе горы Олимп, а св. Константин остается в городе.
  8. Император вызывает Константина и направляет его в Моравию для проповедования на славянском языке.
  9. Готовясь к новой миссии, св. Кирилл помощи св. Мефодия, составляет славянскую азбуку, переводит на этот язык книги для совершения Богослужения.
  10. Закончив перевод, братья отправляются в Моравское царство. Их проповеди имели большой успех, что вызвало большую зависть у немецких епископов, также пребывающих в Моравии, и они пожаловались на них в Рим.
  11. Братьев призывают в Рим, куда они и отравляются, везя с собой ценный дар - мощи св. Климента. В Риме их приняли с почестью, и богослужение на языке славян было узаконено.
  12. Пребывая в Риме, св. Константин заболел и принял высшую монашескую степень православия - схиму. С этого времени он стал Кириллом. Вскоре после этого он скончался.
  13. Святой Мефодий становится архиепископом Паннонии и Моравии, где продолжает, начатое с младшим братом, дело, из-за чего между ним и немецкими епископами неоднократно возникали конфликты.
  14. В 885 г. св. Мефодий скончался. Его похоронили в Велеграде в соборной церкви.

История праздника

Церковная традиция чтить память св. Кирилла и Мефодия зародилась в Болгарии еще в Х веке. В России в 1863 г. в честь 1000-летия появления азбуки праздник впервые отметили торжественно и масштабно. Предшествовало этому решение синода РПЦ о праздновании дня этих святых 11 мая, что по новому стилю соответствует 24 мая. Традиция отмечать день славянской письменности снова возродилась в 1991 г. Празднования проводились в разных городах, но начиная с 2010 г. местом ежегодных праздничных торжеств стала Москва. В этот день звучат поздравления, проводятся светские и церковные мероприятия.

Как отмечается этот день?

Светским аналогом дня св. Кирилла и Мефодия является день славянской письменности. В светском варианте - это обычный рабочий день, а церковные традиции празднования намного интересней:

  • У православных принято утром посещать Божественную литургию.
  • В церкви поют специальные кондаки, тропари в честь Равноапостольных братьев - Кирилла и Мефодия.
  • В конце часто читают молебен, священник говорит проповедь, посвященную теме праздника.

Дата празднования этого дня католической церковью другая. Здесь торжества проходят не в мае, а в середине февраля. Обобщенные данные о празднике:

Святые Кирилл и Мефодий - великие просветители, а их труды общее достояние всех славянских народов. Вклад этих святых братьев-греков в культуру Европы огромен.

Родные браться, будущие просветители славян родились в Македонии, в Фессалониках. Их отец, помощник местного стратега (генерал-губернатора), был не то грек, не то славянин: город был двуязычный, помимо греков в нем и вокруг него жили драгувиты, сагудиты, ваюниты, смоляне, говорившие на славянском солунском диалекте.

Старший брат, оставшийся в истории под своим монашеским именем Мефодий, поначалу пошел по стопам отца — сделал блестящую карьеру, став стратегом провинции Славинии. Но через десять лет бросил все и ушел в монастырь на гору Олимп в Вифании, которую в те времена ее звали Горой монахов — там было 50 обителей.

А тем временем младший брат, Константин (так его звали до принятия схимы), получил блестящее образование — знал несколько языков, изучал геометрию, арифметику, астрономию, риторику и философию, — а когда, отказавшись от выгодной женитьбы, принял сан священника, был назначен хранителем патриаршей библиотеки при храме Святой Софии, однако, как истинный философ, предпочел столице монастырь у Черного моря.

Его чуть не силой вернули в столицу: будущему патриарху Фотию, не знавшему ни одного иностранного языка, в его борьбе с иконоборцами и мусульманами нужен был соратник-переводчик. Константин же был, как говорится, филологом от Бога — он прекрасно обучался языкам и любил это занятие: кроме родного греческого, знал славянский, еврейский, латынь, во время поездки с миссией в халифат познакомился с арабским, знал даже сирийский (что в то время было редкостью).

В миссионерских путешествиях вокруг Константина собралась группа учеников, вместе с которыми он в 856 году пришел в монастырь, настоятелем которого был его старший брат Мефодий, и занялся составлением славянской азбуки — глаголицы, искусственного алфавита, с использованием начертаний восточных алфавитов. Кириллица же, возникшая в Болгарии в результате длительного использования греческого алфавита еще до принятия страной христианства, объединив греческий алфавит с филологическими и лингвистическими принципами, положенными в основу глаголицы, на рубеже IX-X веков стала общеславянским алфавитом. Окончательно структурировал его, скорее всего, ученик Константина и Мефодия Климент Охридский, но основную работу по вычленению звуков славянского языка проделали, конечно, они.

А пока братья-миссионеры молились и занимались переводами, политика все сильнее затягивала церковь в свою воронку. Патриарх Фотий был личностью сильной, но неоднозначной, чем-то похожей на нашего патриарха Никона. Он так горячо отстаивал каноническую чистоту православия, что то и дело жестоко ссорился римскими епископами. Папа Иоанн VIII даже предал его анафеме. Мало того, патриарх своей непримиримостью то и дело нарушал планы светских правителей, которые то лишали его кафедры, то возвращали на нее.

Глядя на всю эту политическую чехарду, князья недавно обращенных в христианство земель, не разбираясь в канонических различиях и руководствуясь исключительно собственными политическими интересами, просили прислать им епископов то из Рима, то из Константинополя. Именно так вел себя болгарский князь Борис, принявший вместе со своими подданными крещение от константинопольских священников, а потом перешедший под юрисдикцию Рима.

А вот моравский князь Ростислав попросил прислать ему славянских проповедников из Константинополя.

К 863 году, когда братья, по просьбе князя Ростислава, были отправлены миссионерами в Моравию, они уже успели перевести на славянский язык основные богослужебные тексты. Гениальность Константина-Кирилла как филолога была в том, что он создал универсальную алфавитную систему, которая учитывала особенности любого славянского языка и даже некоторых соседних. И когда в дальнейшем где-либо использовались различные региональные варианты кириллического алфавита, их создатели могли пользоваться алфавитом святого Кирилла практически ничего не меняя. Это предопределило успех их с братом миссии.

Мало того, благодаря ей славяне обрели не только свое богослужение, но и свой литературный язык, который на Руси, например, просуществовал до начала XVIII века. А перевод на славянский язык Евангелия стал явлением настолько глобальным и значимым, что масштаб его и сейчас, наверное, еще невозможно до конца осознать. Авторы житий святых братьев и их ученики характеризовали это событие словами Библии: "И отверзлись по пророческому слову уши глухих, чтобы слышать слова Писания, и ясен стал язык гугнивых". Святые Кирилл и Мефодий по праву именуются равноапостолными — они как продолжатели дела апостола Павла несли христианство не каком-то отдельному народу, а всем славянам вообще.

Как реагировали на их миссионерский успех в Крнстантинополе, исторических свидетельств не сохранилось. Молчат об этом и жития. А вот с Римом все оказалось непросто. Миссия святых братьев разворачивалась на тех землях, где до этого действовали немецкие миссионеры из соседнего Восточно-Франкского королевства, придерживавшегося принятого в Риме правила, предписывавшего вести богослужение только на трех языках — греческом, латинском и еврейском. А тут еще Людовик II Немецкий возобновил войну с Моравией. Пришлось братьям-миссионерам сворачивать свою миссию. С собой они взяли нескольких учеников-мораван, чтобы их посвятили в священнический сан и они могли бы продолжить начатое дело.

Патриарх Фотий к тому времени был низложен, и миссионеры направились не в Константинополь, а в Рим, куда их призывал сам папа.
Рим торжественно встретил братьев и принесенную ими святыню — часть мощей папы Климента (их они обнаружили еще во время своей хазарской экспедиции в Крыму, близ Херсонеса). Адриан II одобрил не только славянский перевод Священного Писания, но и славянское богослужение, освятив принесенные братьями славянские книги и разрешив славянам совершить службы в ряде римских церквей и посвятить Мефодия и трех его учеников в священники. Также благосклонно отнеслись к братьям и их делу и влиятельные римские прелаты.

И все-таки год, проведенный в Риме, стал для них слишком тяжелым испытанием: они видели, как унижались византийские послы, как позорилось имя патриарха Фотия, страдали от необходимости общаться с развращенным римским истеблишментом.

Слабый здоровьем Константин заболел, принял схиму с именем Кирилл и в 869 году, будучи всего 42-х лет от роду, скончался, взяв перед смертью с брата обещание продолжить моравскую миссию.

Как это нередко бывает в истории, миссия стала картой в сложной политической игре. На раннем этапе для Рима было выгодно поддержать ее и даже создать отдельную архиепископию (формально, возродив старую, с центром в городе Сирмий, севернее современного Белграда). По договоренности между папским престолом и моравскими князьями в августе 869 года на эту кафедру был поставлен Мефодий.

Папа Адриан II разрешил ему совершать богослужения на славянском языке, с условием, что Евангелие и Апостол будут сначала читать по-латыни, а потом — по-славянски. Но вскоре князь Ростислав попал в плен к франкам, а в Моравии снова стали командовать баварские епископы. Мефодия обвинили в нарушении иерархических прав на Моравию и приговорили к тюремному заключению. Три года он пробыл в заточении, пока в 873 году новый папа Иоанн VIII не заставил баварский епископат его освободить и возвратить в Моравию, которую к тому времени уже отбил у врагов князь Святополк.

Наступил самый спокойный период в жизни Мефодия. Он продолжал заниматься устройством Моравской славянской церкви, которая росла вместе с политическими успехами Святополка: Мефодий даже крестил чешского князя Боривоя (Бориса) и его жену Людмилу и одного из польских князей.

Но немецкое духовенство неохотно подчинялось Мефодию, обвиняя его в отступлении от "римского правоверия", в неуважении к князю. Местная знать тоже недолюбливала архиепископа, вечно обличавшего их распущенность. Святополк даже жаловался на него в Рим.
Но папа Иоанн VIII подтвердил правоверие Мефодия и данное ему разрешение совершать славянское богослужение. Вот только причина его благосклонности была, к сожалению, не духовной, а политической: папа не хотел ссориться с Константинополем, где на патриаршем престоле был восстановлен Фотий, теперь уже признанный и Римом, который нуждался в помощи Византии против арабов и немецких Каролингов.

Политика же продиктовала папе разрешение вельможам совершать, по их желанию, латинское богослужение, и посвятить в епископа в помощь Мефодию главного противника его дела немца Вихинга. Пришлось Мефодию искать союзников в Византии.

В 881 году он отправился в Константинополь, получил там поддержку императора Василия I и патриарха Фотия и, возвратившись в Моравию, занялся переводом на славянский язык полного текста канонических книг Священного Писания (кроме Маккавейских книг), Номоканона патриарха Иоанна Схоластика (VI в.) и Патерика.

Впрочем, натянутость отношений с князем не исчезла. Не прекратились и столкновения с Вихингом — незадолго до смерти Мефодий даже отлучил его от церкви, и тот отправился жаловаться на него в Рим.

6 апреля 885 года 60-летний Мефодий скончался, благословив своего ученика Горазда продолжить дело его жизни. Но папа Стефан V, пообщавшись с Вихингом, рекомендовал князю оставить епископом его и потребовал, чтобы назначенный Мефодием Горазд явился в Рим.
С прибытием в Моравию Вихинга и папских легатов при попустительстве Святополка началось преследование учеников Кирилла и Мефодия и уничтожение их славянской церкви. До 200 ее клириков, рукоположенных Мефодием, были изгнаны из страны или проданы в рабство в Венецию. И моравский народ не встал на их защиту.

Так погибло дело Кирилла и Мефодия — не только в Моравии, но и вообще у западных славян, примкнувших к германо-романскому миру: папа окончательно запретил богослужение на славянском языке на своих канонических территориях.

Зато брошенные ими семена обильно проросли у южных славян — у хорватов, сербов, болгар, а через них и у русских, соединивших свои судьбы с православной Византией. Вот только создать единый славянский мир так никому и не удалось. Но мечта об этом у славян осталась. Потому, начиная с XI века, чтят они память святых равноапостольных Кирилла и Мефодия, причем, как православные, так и католики.