Церковный год. Что такое церковное новолетие и когда оно отмечается. Церковный календарь и богослужебный круг

14 сентября (1 сентября по старому стилю) Православная церковь в России будет отмечать церковное Новолетие, или церковный Новый год. Если по календарю для обычных жителей мира Новый год наступает 1 января, то церковный календарь имеет свои особенности.

Отсчет нового года еще с периода древнего Рима велся с момента взимания налога, или индикта. Традиционно это делалось в первых числах осени, когда работы в поле заканчивались, и сборщики налогов могли прийти и забрать причитающееся императору. Позже император Константин Великий в честь своей военной победы разрешил христианам исповедовать свою веру и сделал это как раз в день индикта, или сбора налогов. С этого времени 1 сентября стало ассоциироваться не только с новым годом, но и с началом признания христианской веры.

С того времени Новолетие является началом индикта, или началом нового церковного года. Со временем смысл индикта как начала нового налоговго периода исчез и был заменен на христианское понятие Нового года. А Новый год в славянской традиции называется «Новолетие», с которым связаны многие народные приметы .

Новый год по церковному календарю

В наше время несмотря на то, что Новый год мы продолжаем отмечать традиционно 1 января, Новолетие не потеряло смысл. Дата праздника была перенесена с 1 сентября на 14 число в результате изменения календаря после революции 1917 года. А ровно через неделю после Новолетия — 21 сентября — верующие смогут отметить Рождество Пресвятой Богородицы — матери Иисуса Христа.

Как отмечают Новолетие

Верующие, несмотря на давно ушедшую церковную традицию праздновать Новый год в сентябре, не забывают этот праздник и продолжают его отмечать. В этот день верующие могут посетить праздничные службы, присутствовать на литургии и, конечно же, попросить у Бога удачи и счастья в Новом году. Однако не стоит просить немыслимых денежных богатств — такое желание в светлый праздник будет неуместно.

Не следует отмечать Новый год в одиночестве, ведь это семейный праздник, который нужно провести с близкими. Соберитесь семьей, позовите друзей. Теплая и семейная атмосфера действительно создаст новогоднее настроение.

В отличие от традиционного Нового года, который выпадает на самый разгар поста, в Новолетие не накладываются запреты на праздничный стол. В этот день вы можете побаловать себя и своих близких самыми лучшими угощениями. Согласно примете, чем богаче стол, тем больше достатка будет в следующем году.

Не забудьте про подарки. Не требуется приносить в дар что-то дорогое. Обычный скромный подарок от чистого сердца будет подходящим знаком внимания именно в церковный новый год.

В Новолетие, 14 сентября, во многих церквях пройдут праздничные богослужения, посвященные празднику. Несмотря на то, что Новолетие не отмечают пышно и торжественно, как традиционный Новый год, для православных верующих этот праздник знаменует начало новой жизни, нового года, который принесет свои радости и печали. Будьте счастливы и не забывайте нажимать на кнопки и

11.09.2017 04:59

Любые православные праздники следует отмечать в соответствии с определенными правилами, чтобы не обрушить на себя...

7 апреля православные христиане отмечают один из главных церковных праздников. Это событие стало поворотным для...

Церковное новолетие - это важный этап для христианского мира. Еще его называют началом нового церковного года, началом индикта. Такое событие открывает собой начало истории Нового Завета.

Это непереходящий праздник, если можно так сказать. Индикт имеет множество значений, но почти в каждом случае это слово означает начало какого-то периода. В православии индиктом называют начало церковного года и круга богослужений. Именно с 14 сентября начинается церковный календарь .

Смысл праздника

Каждый праздник в христианстве отсылает нас к каким-то событиям из Евангелия. Любое торжество или пост отображает какую-то историю из Нового Завета. Связаны праздники со святыми апостолами, Иисусом Христом и Девой Марией.

Новозаветная история Иисуса Христа начинается не с его рождения, а с рождества Богородицы . В православии Небесную Заступницу считают началом всех начал, ибо без нее не было бы Христа, не было бы Спасения. Новолетие как бы показывает нам, что всё повторяется снова и снова. Мы ежегодно должны вспоминать каждый этап этой истории, чтобы отдавать ему должное. Каждый праздник имеет свой смысл, изучая который, мы изучаем историю спасения наших душ.

Ни одно из событий в жизни Христа и Богородицы не было случайным. Именно это показывает нам новолетие. Церковь чтит этот праздник, поэтому 14 сентября всегда проходят особые службы в храмах. Это своего рода Новый год для церкви и всех христиан.

Как праздновать новолетие

Церковнослужители уверяют в том, что это один из самых лучших моментов для того, чтобы сходить в храм и причаститься. В этот день люди просят прощения у всех, кого обидели в течение церковного года, дарят подарки, связанные с верой и религией: иконы, календари и многое другое.

В народе всегда верили, что православный Новый год должен означать обновление духовного характера. Люди очень ответственно относились ко встрече новолетия. В этот день провожали лето и встречали осень. Даже в ранний период истории Руси примерно в это время люди встречали осень песнями и танцами. Начало индикта в христианстве не является праздником типично позитивным. Он, скорее, имеет знаковый характер. Он олицетворяет собой период духовного обновления.

Что касается молитв в новолетие, то тут ограничений и наставлений нет. В этот важный день можно читать любые молитвы, которые позволят вам укрепить свою веру и вступить в новый этап. Это может быть как «Отче наш», так и «Символ веры» или какая-то другая общая молитва. Удачи вам, и не забывайте нажимать на кнопки и

13.09.2017 04:34

Воздвижение является одним из великих церковных событий. Чтобы беды и неудачи обошли вас стороной, соблюдайте...

Рождество Пресвятой Богородицы, как и Рождество Христово, - один из важных православных праздников. С этим...

Христианский новый год 2018 (7527 от сотворения мира)

«Начало инди́кту, си́речь новому лету ».14 сентября (1 сентября по старому стилю) начинается новый год по православному церковному календарю - 7527 год от сотворения мира. Этот день по церковной традиции называется началом инди́кта или новолетием . Пожалуй, новолетие является самым незаметным . Готовые праздновать гражданский Новый год и первого, и четырнадцатого января, не отказываясь разделять праздничную новогоднюю трапезу с мирскими, мы плохо знаем, когда же начинается наш православный церковный год . А ведь даже традиция начинать учебный год 1 сентября также происходит от древних церковных обычаев!

Народные традиции и суеверия

Служба «новому лету» соединяется с молитвенной памятью святых, приходящихся на этот день: Симеона Столпника и 40 мучениц , пострадавших вместе со своим учителем, диаконом Аммоном , в г. Андрианополе при императоре Ликинии .

С почитанием 14 сентября (1 сентября по старому стилю) памяти преподобного отца Симеона Столпника на Руси были связаны бытовые традиции. На языке народа этот день носит название «Семена-летопроводца » или просто «Семина дня ». Название «летопроводца » присвоено дню преподобного отца Симеона потому, что около этого времени наступает конец лета, о чем можно заключить и по народным земледельческим поговоркам: «Семин день - севалка с плеч », или «Семин день - семена долой » (т. е. конец посеву), «В Семин день до обеда паши, а после обеда пахаря с поля гони » (намек на то, что с наступлением сентябрьских дней ясная утренняя погода к полудню часто сменяется холодом и ненастьем). Время с Семина дня по 8-ое сентября называлось «бабьим летом » - это начало женских и девичьих сельских работ, так как с этого дня женщины начинают «засиживать » вечера. «Семин день» являлся срочным днем для взноса оброков, пошлин и податей, и с этого же дня обыкновенно начинались и прекращались все условия и договоры, заключаемые крестьянами между собой и с торговыми людьми.

Как отмечают новолетие старообрядцы

Как видим, в разные времена началом нового года считалось то 1 марта, то 1 сентября, а теперь 1 января. Но церковный календарь не меняется, и православные люди каждый год отмечают новолетие 1 сентября. Происходит это незаметно для стороннего наблюдателя - ни петард, ни фейерверков, ни пышных застолий. Но верующий человек, с детства привыкший любое дело начинать с молитвой, понимает: в первую очередь надо не столы накрывать, а испросить Божие благословение, чтобы наступающий год стал «летом благоприятным ». Вот как говорится об этом в тропаре празднику новолетия :

В сеz2 тва1ри содётелю, и14же времена2 и3 лёта свое1ю o31бластiю положи1выи, бл\гослови2 вэне1цъ лёту бл\гости твоеz2 гдcи, сохранz1z в8ми1рэ градъ и3 лю1ди твоеz2, мл\твами бцdы, по вели1цэй твое1й ми1лости.

Русский текст с переводом :

Всея твари Содетелю, иже времена и лета Своей областию положивыи, благослови венец лету благости Твоея, Господи, сохраняя в мире град и люди Твоя, молитвами Богородицы, по велицей Твоей милости.

Господи, сотворивший весь мир, определивший течение времени, благослови завершение года благого Твоего, сохраняя сей город и людей в мире, по молитвам Богородицы и Твоей великой милости.

Евангелие, читаемое за службой, рассказывает о начале проповеди Исуса Христа. Господь вошел в синагогу г. Назарета и прочел пророчество Исаии (Ис. 61: 1–2):

Дух Господень на Мне; ибо Он помазал Меня благовествовать нищим, и послал Меня исцелять сокрушенных сердцем, проповедовать пленным освобождение, слепым прозрение, отпустить измученных на свободу, проповедовать лето Господне благоприятное .

Ныне исполнилось писание сие, слышанное вами (Лк. 4: 16–21).


По преданию, это произошло в первый день иудейского праздника жатвы, который праздновали 1 8 сентября. К сожалению, в настоящее время праздник церковного новолетия проходит незамеченным даже для большинства старообрядцев и далеко не в каждом приходе совершается в этот день служба. Не секрет, что многие старообрядцы торжественно встречают гражданский новый год, установленный Петром I - в дни строгого поста перед Рожеством! Будем надеяться, что ситуация изменится к лучшему, восстановится многовековая традиция отмечать новолетие 14 сентября и в каждом храме совершать службу, чтобы все могли услышать, какими словами Церковь молится в этот день:

подаждь земли Твоей благоплодие… венец лету благослови, сохраняя в мире православных множества.

Пожелаем и мы всем читателям нашего сайта встретить новолетие в храме.

Всея твари Содетелю, времена и лета во Своей власти положивый,
благослови венец лета благости Твоея, Господи, сохраняя в мире
люди и град Твой молитвами Богородицы и спаси ны .
Тропарь Индикта (церковного Новолетия)

Вновь и вновь призывает нас Святая Церковь вступить в годичный круг священных воспоминаний, где во всей глубине и полноте хранятся Священное Писание и Священное Предание.

Начинается новый богослужебный круг главных, двунадесятых церковных праздников праздником Рождества Пресвятой Богородицы, который отмечается на седьмой день после Церковного Новолетия, 21 сентября. Начинается церковный богослужебный год. Именно Пресвятая Богородица явилась той Дверью, которою Бог вошел в нашу жизнь. Праздником Успения Пресвятой Богородицы, 28 августа завершился годичный круг богослужений.

Новолетие является самым незаметным православным праздником, который в церковном календаре именуется началом индикта. Мы, к сожалению, плохо знаем, когда же начинается наш православный церковный год и почему он так назван?

Некоторые могут удивиться — почему в Православной Церкви новый год наступает 1 сентября, в начале осени? Ведь, на первый взгляд, логичнее было бы началом нового года считать первый день весны, а не осени. Но это только на первый взгляд, от которого ускользают первопричины бытия этого мира.

А логика здесь та же самая, что лежит и в основании исчисления начала церковного богослужебного дня не с утра, как принято в мирском, гражданском исчислении, а с вечера предыдущего дня. Поэтому в православных храмах церковные праздники начинаются не с утреннего богослужения, а с Всенощного бдения, которое совершается накануне вечером.

Священное Писание, повествующее о творении мира, свидетельствует нам: «Земля была безвидна и пуста, и тьма над бездною: И сказал Бог: да будет свет. И стал свет. И увидел Бог свет, что он хорош, и отделил Бог свет от тьмы. И назвал Бог свет — днем, а тьму — ночью. И был вечер, и было утро: день один» (Быт. 1:2-5). Поэтому и служители Божии еще с древнейших ветхозаветных времен определили началом богослужебного дня именно вечер, а не утро. Во почему и церковный новый год начинается именно с вечера круговорота времен года, а не с утра: то есть с наступлением осени, а не весны. В таком определении начала, как земного дня, так и года, лежит глубокая мысль о сотворенности этого мира и первичном небытии его.

Следует сказать, что еврейский гражданский новый год с древнейших ветхозаветных времен наступает также в сентябре, а точнее — в месяце Афаним, или, как его стали называть после Вавилонского плена — Тишри, который из-за смещения еврейского лунного календаря наступает в середине нашего сентября. Этот месяц Тишри является седьмым от месяца сотворения мира, который называется месяцем Авив или Нисан.

Праздники новолетия у евреев были праздниками не только для людей, но и для всей природы; они приносили с собой покой не только человеку и скоту, но и плугу и серпу, косе и ножу, очищающему виноградную лозу.

Месяц сентябрь — важнейший и по течению природы, священнейший и в устройстве ветхозаветной Церкви. В первый день седьмого месяца, когда праздновали в Ветхом Завете новое лето, Иисус Христос прочел в синагоге Назарета пророчество Исайи (Ис. 61, 1 — 2) о наступлении лета благоприятного. В чтении Господнем (Лк. 4, 16 — 22) византийцы видели Его указание на празднование дня нового года. Предание связывает само это событие с днем 1 сентября. В Менологии Василия II (X в.) говорится: «С этого времени Он даровал нам, христианам, этот святой праздник» (PG. 117, Col. 21). И доныне в Православной Церкви 1 сентября (по старому стилю) за Литургией читается именно это евангельское зачало о проповеди Спасителя.

Само название месяца сентября происходит от латинского слова «septem», что в переводе значит — «семь», таким образом месяц сентябрь именуется седьмым. Слово «индикт» также латинского происхождения и означает — «объявление». В данном случае — объявление начала нового богослужебного года.

Сам праздник церковного новолетия был установлен святыми отцами 1 Вселенского Собора в Никее в 325 году, в память об официальном прекращении равноапостольным царем Константином Великим трехвекового гонения на христианскую Церковь, последовавшем в 313 году. Такое решение первого Римского императора-христианина последовало после его чудесной победы над тираном Рима — Максенцием, войска и злоба которого значительно превосходили силы войска Константина. Это произошло 1 сентября 312 года. Поэтому святые отцы I Вселенского Собора установили праздновать Новолетие как начало христианской свободы, и при этом не забывая библейскую ветхозаветную традицию. С того времени круг года в Римской империи начался с сентября. Это летоисчисление было господствующим во всей почти Европе до половины XV века. Вместе с христианской верой Церковь Греческая передала свое летоисчисление Русской, которая до сих пор сохраняет это летоисчисление.

Со времени крещения Руси и в нашем Отечестве новый год отмечался 1 сентября вплоть до времени царствования Петра I, который в 1700 году перенес начало гражданского года на 1 января. Церковь не спешит за переменчивым духом этого мира, а, сообразуясь с библейской традицией, продолжает считать началом Индикта, то есть церковного Новолетия — первый день седьмого месяца от сотворения мира, то есть 1 сентября по старому стилю.

Основополагающими принципами Православной Церкви являются неприкосновенность святыни и догматов. История Церкви знает, какие мощные еретические движения возникали при попытке улучшить любой догмат, принятый ее соборным разумом. Столь же неприкосновенной является святыня Великого Индиктиона, освященного ЦерковьюЮлианский календарь. Поэтому принятая в 1582 году из лучших побуждений (добиться большей астрономической точности и избежать постепенного перемещения праздника Пасхи от весны к лету) календарная реформа папы Григория XIII привела к немыслимому для православного сознания искажению последовательности событий. Пасха, рассчитанная по Григорианскому календарю, нередко совпадает с иудейской Пасхой, а иногда ее опережает.

Календарь — это ритм, который связывает каждого человека с Богом и историческая память всего человечества.

С началом каждого нового богослужебного года Церковь снова свидетельствует миру о Пришествии Христовом, Его святом Воплощении от Девы Марии в нашу человеческую природу, Его Небесном учении о жертвенной любви, к которой мы призваны; Его Божественной жертве на Голгофе за человеческий грех, Его славном Воскресении и Вознесении, а затем и ниспослании от Отца всеосвящающего и возрождающего нас к вечной жизни в Боге Святого и Божественного Духа.

С новым церковным годом вас, дорогие братья и сестры!

Протоиерей Николай Матвийчук

Просмотрено (349) раз

Православные христиане 14 сентября (1 сентября по старому стилю. — Ред.) отмечают праздник Новолетия, посвященный наступлению Нового года в богослужебном церковном календаре.

"Обозреватель" узнал историю этого праздника и традиции его отмечания.

Этот день стал особенным по инициативе правителей Римской империи. Для сбора налогов императоры установили определенный период в несколько лет (индикт), в конце которого объявляли и собирали подать за это время с населения.

Император Октавиан Август для сбора подати и начала нового индикта назначил определенное число, день своего рождения — 23 сентября, этого числа придерживались и последующие императоры. Индикт мог быть различным в зависимости от воли императора, от 5 до 15 лет. В 314 году период индикта был регламентирован — 15 лет. Через каждые 15 лет совершался сбор налогов с населения. Около 462 года начало индикта было перенесено на 1 сентября. С 1 сентября начинался новый индикт.

В 537 году император Юстиниан I издал 47 новеллу и ввел единообразие в летоисчислении. Согласно документу, новый год должен указываться во всех официальных документах империи и начинаться 1 сентября, до этого, как указано в новелле, каждый город имел свою точку отсчета для летоисчисления.

В Восточной христианской церкви Юстиниановское новолетие, 1 сентября, было принято в церковный календарь, оно превратилось в церковный праздник. В этот день стали совершать молитвы, в которых церковь просила у Бога благословение на наступивший новый год.

Начиная с VI века, богослужение Новолетия постепенно обогатилось песнопениями и своими уставными особенными чтениями, которые являются неотъемлемой частью этого праздника в православной церкви до настоящего времени.

После Крещения Руси, с конца X века, этот праздник стал православным праздником на Руси. Если годовое гражданское летоисчисление на Руси (в летописях и в иных государственных документах) велось, следуя римскому календарю с 1 марта, то православный календарь начинался с 1 сентября праздничным богослужением. В 1492 году от Рождества Христова на Руси гражданский календарь стал также начинаться с 1 сентября.

Начиная с 1700 года царь Петр I в России ввел новый гражданский календарь, согласно которому год начинался с 1 января и годы отсчитываются от Рождества Христова. Однако церковное Новолетие не исчезло. У православных оно относится к числу средних праздников. В этот же день совершается память Симеона Столпника и матери его Марфы, а также память дев постниц и мученика Аммуна диакона, учителя их, поэтому богослужение является соединением трех служб. Накануне праздника вечером служится великая вечерня, на которой читается паремия: книга пророка Исайи Ис. 61:1-9), по причине того, что в этот день церковь вспоминает, как Господь Иисус Христос, согласно Евангелию от Луки, вошел в синагогу в городе Назарет и прочитал это место перед молящимися.

На дохристианской Руси, как пишет Calend.ru , этот день также был большим праздником с множеством традиций и поверий. В связи с наступлением осени и нового года заканчивались многие работы в поле и начинались засидки, то есть работа в избах при огне. Кстати, накануне вечером гасили старый огонь в доме, а ранним утром зажигали "новый" с особыми приговорами. В этот день было принято обходить все поля с особыми песнями и закличками, чтобы в будущем году урожай был хорошим, а еще — перебираться в новые дома справлять новоселье. Также к этому дню надо было закончить все торговые и хозяйственные договоры и сделки, уплатить дани, оброки и пошлины.

Еще одной традицией праздника были обряды "пострига" — посвящения в воинство и крестьянство детей, достигших возраста трех-четырех лет. И все это сопровождалось песнями, гуляниями и пирами.

Кстати, по мнению астрономов, днем празднования Нового года может быть абсолютно любая дата, так как понятие "начало года" носит весьма условный характер. Ведь все точки земной орбиты абсолютно равноправны, и совершенно безразлично, какую из них принимать за начало отсчета.

Подпишись на наш Telegram . Присылаем лишь "горящие" новости!

Читайте все новости по теме " " на OBOZREVATEL.