Верховный совет ссср. Верховный совет ссср От Брежнева до Горбачева

Изначально в корпусе располагалась школа военного состава РККА , позднее его занимали комендатура Кремля и секретариат . После распада Советского Союза в здании находились резервный кабинет и администрация президента . В 2001-м в помещениях начались ремонтные работы, которые с перерывами продлились до 2014 года, когда было принято решение демонтировать постройку . Весной 2016-го на этом месте открылся парк с застеклёнными шурфами , открывающими фундаменты древних монастырей .

История

Строительство

Изначально на месте 14-го корпуса Кремля располагались Чудов и Вознесенский монастыри , а также Малый Николаевский дворец . Отдельные историки предполагают, что ещё раньше на этой территории находился татарский конюшенный двор , который в 1365 году был передан в дар митрополиту Алексию . Он основал на этом участке деревянную церковь Чуда Архистратига Михаила и обитель иноков . В 1386-м рядом расположился собор Вознесения Господня , который способствовал появлению женского монастыря . В 1817 году митрополичий дом, относившийся к владениям Чудова монастыря, перешёл в ведомство дворцового управления и был переоборудован под резиденцию великого князя Николая Павловича . Малый Николаевский дворец являлся местом пребывания императоров во время визитов в Москву . После революции 1917-го в нём расположился штаб Первых московских пулемётных курсов РККА .

В конце 1920-х годов на этом месте было решено возвести новое здание для школы военного состава РККА . Проект реконструкции был засекречен и неясно, кто именно отвечал за его разработку. Предположительно, в обсуждении работ, представленных на закрытый конкурс, участвовали высокопоставленные военные чины и комендатура Кремля. Известно, что рассматривалось несколько планов перестройки. Так, один из них был подготовлен архитекторами Иваном Жолтовским и Алексеем Щусевым . Они хотели сохранить часть исторических построек, включая церкви Благовещения и Алексия Митрополита, а также собор Чуда Архистратига Михаила. Однако советское правительство отдало предпочтение более экономичному варианту Владимира Апышкова , который на тот момент работал в военном ведомстве. Проект подразумевал полный снос исторических памятников. Некоторые исследователи полагают, что в основе художественного оформления нового дома лежали идеи Жолтовского. Долгое время автором 14-го корпуса считался Иван Рерберг , роль Апышкова удалось установить только при изучении номенклатурной переписки в 2014 году. Путаница могла возникнуть в связи с тем, что Рерберг также участвовал в работе и осуществлял надзор за строительством .

Использование

С момента основания и до 1935 года строение называлось 1-й Советской объединённой школой РККА имени ВЦИК . Позднее курсантов , обучавшихся в аудиториях корпуса, перевели в Лефортовские казармы , а в 1938-м в доме на Ивановской площади расположились комендатура Кремля и секретариат Президиума Верховного Совета СССР .

В 1958 году здание перестроили под Кремлёвский театр. Помещение было рассчитано на 1200 зрителей, для входа которых открывали Спасские ворота . Однако из-за неприспособленности помещений для массовых зрелищных мероприятий в 1967-м труппу выселили.

В следующие два года залы корпуса реконструировали для проведения заседаний Верховного Совета СССР , которые проходили в этом доме вплоть до 1991 года .

Демонтаж

После того, как здание 14-го корпуса начало проседать, было принято решение провести его реконструкцию. Работы, начавшиеся в 2001 году, планировалось завершить в течение нескольких лет, однако ремонт затянулся. Все эти годы здание корпуса было закрыто от глаз посетителей Кремля тканью. После того, как в 2011 году все службы администрации президента были переведены из здания на Старую площадь , здесь развернулись масштабные ремонтно-строительные работы, на которые было потрачено порядка 8 миллиардов бюджетных рублей . Весной 2014 года были проведены наиболее трудоёмкие работы по укреплению фундамента и несущих стен . Позднее фирма «Инжтрансстрой», выполнявшая проект, заявила о прекращении своей деятельности .

В 2014 году неожиданно для всех президент России В. В. Путин предложил снести существующее здание и начать на его месте реконструкцию разрушенных в 1930-е годы Вознесенского и Чудова монастырей . «Такая возникла идея - не восстанавливать этот „новодел“ (14-й корпус Кремля), а, наоборот, восстановить исторический облик этого места с двумя монастырями и церковью», - заявил он . «Я сразу хочу сказать, что я ни на чём не настаиваю - это идея, предложение», - подчеркнул Путин . Предложение возникло в ходе беседы с мэром Москвы Сергеем Собяниным , заместителем директора музеев Московского Кремля Андреем Баталовым и ректором Дмитрием Швидковским .

Хотя Путин призвал не воспринимать его слова как окончательное решение, Баталов и Швидковский выразили готовность провести исторические изыскания в пользу этого проекта. Несмотря на то, что 14-й корпус входил в архитектурный ансамбль Московского Кремля, находящегося в списке объектов всемирного наследия ЮНЕСКО и также являлся выявленным объектом культурного наследия России, это здание, по мнению ректора МАРХИ Дмитрия Швидковского, никакой архитектурной ценности не представляло .

В середине ноября 2015 года было принято решение о сносе здания . Проект сноса требовал определённой подготовки из-за близости других сооружений Кремля .

Чтобы не повредить соседние постройки, при демонтаже было запрещено использовать взрывчатку или тяжёлую технику, поэтому для разбора стен применяли алмазные пилы . Работы велись круглосуточно в течение семи месяцев .

Тогда же появилась информация о разработке проекта постройки Чудова , Вознесенского монастырей и Малого Николаевского дворца , однако окончательное решение будет принято позже . Всё это время ходили слухи о возможном восстановлении монастырей и дворца на сохранившемся фундаменте. Однако при подробном изучении архивных материалов стало ясно, что для точного воссоздания построек недостаточно данных. Историки отмечают, что по состоянию на 2015 год было обнаружено примерно 20 % необходимой информации .

Во время реконструкции здания учёным удалось провести небольшое изыскание: в подземные буры спускались зонды с видеокамерой для изучения состояния подвалов монастырей . Основные археологические работы начались в сентябре 2014 года и с перерывами продолжались вплоть до 2016-го. Специалистами прорыто восемь шурфов и раскопов , найдены фундаменты трёх зданий Чудова Монастыря: трапезной , церквей Митрополита Алексия и Благовещения, а также часть Малого Николаевского дворца. На участках рядом с ними удалось разведать культурные слои до материнских пород . В этих местах были обнаружены фрагменты погреба и деревянный сруб , относящиеся к XVI -XVII векам . При исследовании грунта в подвалах 14-го корпуса археологи раскопали части монастырских построек и кладбище при Михайло-Архангельском соборе. Всего было найдено 108 захоронений , около полутора тысяч бытовых предметов и более 15 тысяч обломков керамики .

В культурном слое конца XII - первой трети XIII века под 14-м корпусом была обнаружена каменная формочкаа для отливки металлических грузиков, датируемая концом XII - началом XIII века . На ней сохранились около полутора десятков букв, часть из которых - в зеркальном начертании. Четыре буквы читаются как «РИЯН», они по мнению искусствоведов могут быть фрагментом подписи заказчика или исполнителя формы. Эта надпись является самой древней кириллической надписью из найденных на территории Москвы .

10 мая 2016 года для посетителей был открыт парк, разбитый на месте демонтированного корпуса, что увеличило туристическую зону Кремля на 1,6 гектара. Вдоль расположения стен древних монастырей специалисты высадили кусты шаровой туи , голубые ели , махровую сирень , горные сосны , можжевельник , лапчатку и спирею . В декабре 2016-го в парке были открыты застеклённые шурфы, позволяющие увидеть фрагменты фундаментов и ценные находки археологов .

Летом 2017 года директор музеев Кремля сообщил, что возведение новоделов на данной территории не планируется, но подчеркнул возможность создания музея в сохранившихся подземельях 14-го корпуса . В ноябре того же года было заявлено, что на реализацию этого проекта в 2018-м из городского и федерального бюджетов будет выделено 974 миллиона рублей. Предположительно, для посетителей подвалы с историческими артефактами станут доступны в 2020 году .

Архитектура и интерьеры

В плане строение состояло из четырёх корпусов, разделённых на представительскую и рабочую зоны. В фасадной части располагались официальные залы, резервный кабинет президента, холл и аванзал . Парадный вестибюль соединялся боковыми лестницами с главным фойе , украшенным колоннадой , массивными паникадилами и панорамными окнами с видом на реку. Из этой комнаты посетители попадали в полукруглый зал заседаний, где главным элементом декора являлась уникальная круглая люстра, включавшая полторы тысячи ламп и весившая более тонны. Рядом находилось помещение для заседаний, а на третьем этаже располагалась анфилада парадных комнат. Убранство резервных президентских помещений было выдержано в классическом стиле: бра украшали лампы в виде свечей, полы были застелены коврами, которые эффектно контрастировали с отделкой стен. В ноябре 2015 года личный кабинет первого президента России был перенесён из здания в музей Бориса Ельцина в Екатеринбурге .

За фасадным корпусом находились помещения администрации президента. Средний корпус рабочей части соединялся с Мраморным залом. Изначально его убранство включало композицию из десяти статуй, представляющих рабоче-крестьянское движение. По легенде, во время установки выяснилось, что памятник, изображавший военного, целился пистолетом в трибуны пленума ЦК , поэтому пришлось изготовить новую скульптуру в кратчайшие сроки .

Примечания

  1. Романюк С. К. Сердце Москвы. От Кремля до Белого города . - Москва: Центрполиграф, 2013. - 912 с. - ISBN 978-5-227-04778-6 .
  2. Андрей Моисеенко. Обыкновенный Чудов (неопр.) . Культура (15 декабря 2015). Дата обращения 30 марта 2018.
  3. , с. 8-12.
  4. Путин предложил восстановить в Кремле разрушенные Чудов и Вознесенский монастыри (неопр.) . ТАСС информационное агентство (31 июля 2014). Дата обращения 30 марта 2018.
  5. Завершен демонтаж 14-го корпуса Кремля (неопр.) . Россия сегодня (29 апреля 2016). Дата обращения 30 марта 2018.
  6. Кира Латухина. Ключ от Спасской башни (неопр.) . Российская газета (1 августа 2014). Дата обращения 30 марта 2018.
  7. Управделами президента РФ приглашает москвичей и туристов в новый парк в Кремле (неопр.) . ТАСС информационное агентство (11 мая 2016). Дата обращения 30 марта 2018.
  8. Путин осмотрел археологические шурфы на Ивановской площади Кремля (неопр.) . Россия сегодня (30 декабря 2016). Дата обращения 30 марта 2018.
  9. Павел Зарубин. Вознесенский женский монастырь в Кремле (неопр.) . Россия сегодня (31 июля 2014). Дата обращения 30 марта 2018.
  10. Сергиевская И. А. Москва парадная. Тайны и предания Запретного города . - Москва: Алгоритм, 2014. - 736 с. - ISBN 978-5-4438-0588-7 .
  11. Как Щусев и Жолтовский пытались спасти Чудов монастырь (неопр.) . Хранители Наследия (2014-20-12). Дата обращения 30 марта 2018.
  12. Татьяна Пелипейко. (неопр.) . Дилетант (28 октября 2016). Дата обращения 30 марта 2018.
  13. Александр Гамов. Кремлевские монастыри (неопр.) . Комсомольская правда (2 октября 2014). Дата обращения 30 марта 2018.

- (ВС СССР), с 1936 года высший орган государственной власти и единственный законодательный орган СССР, правомочный решать все вопросы, отнесённые Конституцией СССР к ведению Союза ССР. Состоял из двух равноправных палат Совета Союза и Совета… … Википедия

Верховный Совет СССР (ВС СССР), с 1936 года высший орган государственной власти и единственный законодательный орган СССР, правомочный решать все вопросы, отнесённые Конституцией СССР к ведению Союза ССР. Состоял из двух равноправных палат Совета … Википедия

Высший орган гос. власти СССР, созданный в соответствии с Конституцией СССР 1936; состоит из двух палат: Совета Союза и Совета Национальностей. В. С. СССР высший представительный орган Сов. гос ва. Его депутаты избираются непосредственно… … Советская историческая энциклопедия

ВЕРХОВНЫЙ СОВЕТ СССР - – высший орган государственной власти Союза Советских Социалистических Республик, представительный орган советского народа, избираемый гражданами СССР сроком на 4 года на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном… … Советский юридический словарь

Высший орган государственной власти СССР и единственный законодательный орган СССР. Осуществляет все принадлежащие Союзу ССР права, поскольку они не входят, в силу Конституции СССР, в компетенцию подотчётных ВС СССР органов Президиума ВС… … Большая советская энциклопедия

ВЕРХОВНЫЙ СОВЕТ СССР - высший представительный орган государственной власти Союза ССР, учрежденный Конституцией СССР 1936 г. Заменил Съезд Советов СССР и Центральный Исполнительный Комитет СССР (последний состоял из Союзного Совета и Совета Национальностей, что было… … Энциклопедический словарь конституционного права

Верховный Совет СССР - ВЕРХÓВНЫЙ СОВÉТ СССР, по Конституции СССР 1936 – высший орган гос. власти СССР (избран в 1937, 1 й созыв). До нач. войны состоялось 8 сессий ВС СССР 1 го созыва. 18 июня 1942 в Москве состоялась 9 я сессия ВС СССравни на к рой был… … Великая Отечественная война 1941-1945: энциклопедия

Верховный Совет СССР - … Орфографический словарь русского языка

- ← 1979 1989 (СНД) → Выборы депутатов Верховного Совета СССР … Википедия

Верховный Суд СССР высший судебный орган СССР, существовавший c 1923 по 30 января 1992 года. Содержание 1 Создание 2 Компетенция 3 … Википедия

Книги

  • , Н. М. Амосов Категория: Мемуары Издатель: Родина ,
  • От Сталина до Горбачева. Воспоминания хирурга о власти в СССР , Амосов Николай Михайлович , Николай Михайлович Амосов, известный на весь мир хирург, проводивший уникальные операции на сердце, занимался также общественной деятельностью, много лет входил в Верховный Совет СССР, лично… Категория: Мемуары Серия: Диагноз власти. Откровения кремлевских врачей Издатель: Родина ,

В Москве начали демонтировать четырнадцатый корпус Кремля. Именно в этом здании размещался аппарат президентской администрации. Строение 30-х годов прошлого века особой исторической ценности не представляет. Все работы специалисты планируют завершить до марта следующего года. Тогда на месте снесённого здания начнутся археологические раскопки.

Алмазные пилы тяжелые перекрытия на куски нарезают с легкостью. А по бетонным плитам и вовсе как по маслу проходятся. Вертикальные стены разбирают с помощью специальных тросов - у них такое же сверхпрочное напыление.

"Здесь алмазная крошка, которая специально варится, и на обычный трос делается. Им можно большие глубины пилить", - рассказал начальник участка Виктор Темников.

А глубина здесь более трех метров. Строители признаются: с такими толстыми стенами редко сталкивались. Уже сняли кровлю, верхние этажи. Демонтировать предстоит 100 тысяч тонн материала.

Работы идут сразу на нескольких площадках. Конфигурацию здания строители называют сложной. На самом деле это четыре корпуса в одном. Было принято решение разбирать все одновременно, потому что сроки поджимают. Уложиться нужно до марта 2016 года.

400 рабочих трудятся круглосуточно. Используют восемь подъемных кранов. Технология демонтажа - максимально щадящая. Особенно здесь, у кремлевской стены, за которой - Красная площадь и сотни туристов.

"С учетом того, что здесь находятся рядом памятники культурного наследия, памятники архитектуры, технология только одна. Это ручной демонтаж. Она бесшумная - это первое, а второе - от нее нет никаких вибраций", - говорит заместитель генерального директора компании-подрядчика Сергей Сахаров.

Здесь действительно, куда ни посмотри - национальное достояние. Спасская башня. Колокольня "Иван Великий". В такой компании 14-й корпус Кремля всегда выглядел безликим новоделом.

"С точки зрения архитектуры, градостроительства, это здание не организовано. Внутри - казематы. Просто какие-то колодцы. Когда ходишь и смотришь, вдруг начинаешь понимать, что это не архитектура. Колокольня Ивана Великого, Спасская башня, они как в застенках", - считает профессор МАРХИ Александр Малинов.

Век назад все было по-другому. Здесь стояли монастыри. Вознесенский, его основала княгиня Евдокия, жена Дмитрия Донского, на месте, откуда провожала мужа на Куликовскую битву. И Чудов - тот самый, откуда, по преданию, бежал инок-самозванец Гришка Отрепьев - Лжедмитрий Первый. После революции в храмах разместили казармы, а потом и вовсе взорвали их. Наспех выстроили непримечательный корпус под административные нужды. Даже имени ему не дали, только порядковый номер - 14.

Еще совсем недавно здесь был президиум в несколько рядов, трибуны, вот на этих креплениях висел герб Советского Союза. До 1991 года здесь проходили заседания Верховного совета СССР. Сейчас от былого убранства остались только фрагменты плит, разобрали практически все, даже ходить приходится по железобетонным перекрытиям.

После развала СССР здесь располагалась администрация президента, здесь же был и один из кабинетов главы государства. Летом 2014 года Владимир Путин принимает историческое решение - здание демонтировать. Об этом сразу же информируют ЮНЕСКО. Кстати, 14-й корпус вовсе не объект ЮНЕСКО и даже не памятник архитектуры, но памятниками окружен. Пока идут работы, ансамбль Кремля под строгим наблюдением.

После того, как наземную часть корпуса номер 14 разберут, строители должны будут подготовить площадку для археологов. Многовековой культурный слой наверняка хранит множество тайн. Ученые всего мира затаили дыхание в ожидании редчайших находок.

Ольга Оксенич, Андрей Талалай и Павел Суменков, "ТВ Центр", Москва.

Верховный Совет СССР (1937 – 1990).

Конституция СССР 1936 г., внесла коренные изменения в систему всех органов управления страной. Всеобщее, равное, прямое избирательное право предоставлялось всем гражданам, достигшим 18 лет, за исключением душевнобольных и лишенных судом избирательных прав. В качестве высшего общесоюзного органа государственной власти Конституция определяла Верховный Совет СССР и ставший преемником ЦИК СССР. Избирался путем тайного голосования граждан.

Выборы Верховного Совета СССР 1 созыва состоялись 12 декабря 1937 г., а 12-19 января 1938 г. прошла первая сессия Верховного Совета СССР. II созыва - в феврале 1946 г. В дальнейшем срок полномочий депутатов ограничивался 4 годами: III созыв - 1950-1954 гг., IV 1954-1958 гг.; V 1958-1962 гг.; VI 1962-1966 гг.; VII 1966-1970 гг.; VIII 1970-1974 гг.; IX 1974-1978 гг.; X – 1979-1984 гг.; XI – 1984-1989 гг.

Верховный Совет СССР состоял из двух равноправных палат: Совета Союза и Совета Национальностей. Члены Совета Союза избирались всем населением СССР по избирательным округам с равной численностью населения. Для выборов в Совет Национальностей действовала специальная норма представительства: от каждой союзной республики - 32 депутата, от автономных республик – 11 депутатов, от автономной области – 5 депутатов и по 1 депутату от каждого автономного округа.

При наличии разногласий между палатами решение спорного вопроса передавалось в согласительную комиссию, которая должна была быть образована обеими палатами на паритетных началах. В случае новых разногласий Президиум Верховного Совета, в соответствии со ст. 47 и 49 Конституции, мог распустить Верховный Совет и назначить новые выборы. Однако за все 53 года существования Верховных Советов подобных коллизий не возникало.

Обе палаты были наделены правом законодательной инициативы. Каждая палата избирала председателя и четырех заместителей. Председатель руководил заседаниями и определял внутренний распорядок. Совместные заседания палат вели их председатели поочередно. Каждая палата на первой сессии нового созыва основываясь на определенной представительской норме должна была образовать специальный совещательный орган - Совет старейшин, на который впоследствии возлагалась организационную работу – определение повестку дня, регламент и т.п.

Палаты на первых заседаниях должны были сформировать постоянные комиссии (законодательных предложений, бюджетные, по иностранным делам и др.) - вспомогательные и подготовительные органы палат, которые действовали в течение срока полномочий палаты. В их задачи входила подготовка заключений и поправок к законопроектам, разработка законопроектов по собственной инициативе или по поручению палаты, контроль за выполнением министерствами и ведомствами Конституции СССР и других законов, а руководство работой комиссий осуществляли председатели палат и Президиум Верховного Совета СССР.

В 1967 г. Верховный Совет принял специальное положение о постоянных комиссиях обеих палат, определив их состав и регламентировав их деятельность. Каждая палата создавала следующие постоянные комиссии: мандатную, законодательных предположений, планово-бюджетную, по иностранным делам; по промышленности, транспорту и связи; строительству и промышленности стройматериалов; сельскому хозяйству; здравоохранению и социальному обеспечению; народному образованию, науке и культуре; делам молодежи; по торговле, бытовому обслуживанию и коммунальному хозяйству; по охране природы; по товарам народного потребления; по вопросам труда и быта женщин, охраны материнства и детства.

Основной формой деятельности Верховного Совета СССР были сессии, которые должны были созываться два раза в год. Вопрос о кворуме решался самими депутатами. Конституция предусматривала проведение как очередных, так и внеочередных сессий. Внеочередная сессия могла быть созвана по требованию Президиума или одной из союзных республик, но депутаты Верховного Совета СССР по Конституции 1936 г. этим правом не обладали. Конституция СССР 1977 г. расширила права депутатов, установив норму в 2/3 голосов любой из палат, но правом этим никто не воспользовался.

Работа Верховного Совета СССР проходила в форме сессий, созываемых обычно два раза в год. В период между сессиями высшим законодательным и распорядительным органом с 1936 года являлся его Президиум, избираемый палатами, но в Конституции правовое положение Президиума не было определено.

Формально Президиум определялся как орган, избираемый и подотчетный палатам. К его компетенции был отнесен созыв сессий Верховного Совета СССР, толкование законов, издание указов и назначение новых выборов в Верховный Совет. Позднее, с 1938 года Президиум получил право принимать и лишать гражданства СССР, объявлять в стране военное положение, а по дополнению Конституции 1948 года Президиум получил право денонсировать международные договоры СССР, учреждать государственные награды, почетные и воинские звания СССР.

Чрезвычайные меры, характерные для законодательной деятельности ЦИК СССР, нашли свое развитие и в законотворчестве Верховного Совета СССР. В 1940-е годы периодически издавались новые чрезвычайные законы, сфера применения которых то расширялась до предела, то сужалась. К ним относятся закон 1938 г. о трудовой дисциплине, законы 1939 г. о приравнивании к вредительству выпуска некомплектной или недоброкачественной продукции, об установлении обязательного минимума трудодней для колхозников, невыполнение которого грозило крестьянину исключением из колхоза, т.е. утратой всех средств существования. В 1940 г. были приняты законы о запрещении самовольного ухода с предприятий, о прогулах, об ужесточении ответственности за мелкие кражи на производстве и др. В 1941-1944 гг. последовали беспрецедентные указы о депортации многих народов. В 1947 г. был издан указ о принудительном труде в колхозах, на основании которого за уклонение от труда или невыработку нормы (176 трудодней за год) постановлением сельского Совета нарушитель мог быть выслан с семьей на 5 лет. Указом от 4 июня 1947 г. усиливалась уголовная ответственность за хищение государственного и общественного имущества (от 2 до 25 лет)

В 1941-1945 гг. Президиум принял ряд указов по переводу экономики на военные рельсы, по расширению прав и полномочий военных властей, об увеличении налогов и законодательно оформил целую серию репрессивных акты против отдельных народов и народностей в СССР, повлекшие перекройку территориального деления страны и внесения изменений в Конституцию.

Президиум также разрабатывал и утверждал положение о выборах, устанавливал день их проведения и образовывал избирательные округа, он же утверждал состав Центральной избирательной комиссии и устанавливал единые формы избирательной документации.

Но основной направленностью работы Президиума были вопросы государственного строительства. Он рассматривал и решал вопросы советского строительства, устанавливал систему и компетенцию центральных государственных органов по руководству экономикой и культурой, образовывал министерства и ведомства. В период между сессиями Верховного Совета СССР он мог освобождать или назначать министров.

Первоначально функции Президиума трактовались как обязанности «коллегиального президента», но очень быстро он начал издавать указы законодательного характера. В результате среди законов, принимавшихся Верховным Советом на сессиях, стали преобладать законы, утверждавшие указы Президиума, что, в свою очередь, еще более подчеркивало декоративную сущность советского «парламентаризма», где роль народных избранников была сведена к штамповке уже фактически принятых законопроектов и личному приему граждан с их жалобами и предложениями.

В Конституции СССР 1977 г. Президиум был определен как постоянно действующий орган Верховного Совета, подотчетный ему и выполняющий его функции в период между сессиями. Он обеспечивал подготовку проектов законов к рассмотрению и опубликование законов и иных актов; организовывал совместную работу постоянных комиссий и давал поручения постоянным комиссиям; заслушивал сообщения государственных и общественных органов о рассмотрении рекомендаций постоянных комиссий; заслушивал депутатов об их отчетах перед избирателями.

Председателями Президиума Верховного Совета СССР являлись: М.И.Калинин (1938-1946), Н.М.Шверник (1946-1953), К.Е.Ворошилов (1953-1957), М.П.Георгадзе (1957-1960), Л.И. Брежнев (1960-1964, 1977-1982), А.И.Микоян (1964-1965), Н.В.Подгорный (1965-1977), Ю.В.Андропов (1983-1984), К.У.Черненко (1984-1985), А.А.Громыко (1985-1988), М.С.Горбачев (1988-1989). 25 мая 1989 г. в связи с изменением характера деятельности Верховного Совета СССР была введена должность Председателя Верховного Совета СССР, которую до 15 марта 1990 г. занимал М.С.Горбачев, а затем, в связи с избранием М.С.Горбачева президентом СССР, до 4 сентября 1991 г. - А.И.Лукьянов.

Для осуществления своих функций Президиум Именно Президиум формировал рабочий аппарат, в который входили:

Секретариат Президиума Верховного Совета СССР (1950-1989), Секретариат Председателя Президиума Верховного Совета СССР (1951-1954) и Секретариат Секретаря Президиума Верховного Совета СССР (1938-1989);

Приемная Председателя Президиума Верховного Совета СССР (1937-1988);

Канцелярия Президиума Верховного Совета СССР (1938-1989);

Юридический отдел (1938-1989);

Отдел международных связей (1950-1988);

Информационно-статистический отдел (1938-1966);

Отдел по вопросам работы Советов (1966-1988);

Отдел по работе постоянных комиссий палат. (1966-1988);

Отдел по учету и регистрации награжденных (1938-1988; с 1959 - Отдел наград);

Отдел по подготовке к рассмотрению ходатайств о помиловании (1955-1988; с 1984 - Сектор по вопросам помилования)

Сектор выборов;

Сектор административно-территориального деления;

Обеспечение работы Верховного Совета было возложено: Управление делами (1938-1950) и Финансово-хозяйственный отдел (1938-1988).

Заседания Президиума созывались его председателем один раз в два месяца. Президиум также вел работу по приему населения, рассмотрению писем и заявлений граждан.

Характер деятельности Верховного Совета СССР изменился с момента избрания и начала работы в мае 1989 г. первого Съезда народных депутатов СССР.

Конституция 1936 г. по сравнению с Конституцией 1924 года существенно расширила полномочия общесоюзных органов, в том числе и за счет контроля за исполнением Конституции и обеспечение соответствия конституций союзных республик с Конституцией СССР. Право на издание республиканских кодексов законов, вопросы трудового законодательства, законодательства о суде и административно-территориальном устройстве были изъяты у союзных республик в пользу общесоюзных органов, что означало усиление централизации управления. Верховный Совет СССР также получил право назначать любые следственные и ревизионные комиссии, позволявшие контролировать деятельность любого государственного органа.

Срок полномочий Верховного Совета СССР первого созыва заканчивался осенью 1941 г., но начавшаяся война заставила отложить выборы. В годы Великой Отечественной войны состоялось всего три сессии Верховного Совета (в июне 1942 г., в феврале 1944 г., в апреле 1945 г.). На первой из них депутаты ратифицировали англо-советский договор о союзе в войне, на второй – были приняты решения о расширении прав союзных республик в области внешних сношений и обороны страны и союзный бюджет на 1944 г., апрельская сессия утвердила закон о бюджете 1945 года.

На сессиях вновь избранного в марте 1946 г. Верховного Совета СССР (1946-1953) обсуждались главным образом бюджеты СССР и отчеты об их исполнении, утверждались указы Президиума Верховного Совета. Несмотря на отдельные критические выступления по поводу работу госаппарата, призывы к уменьшению налогового бремени на сельское хозяйства, ни одно из предложений депутатов, выдвинутых по собственной инициативе, не было реализовано.

После смерти Сталина депутатами Верховным Советом СССР 1954-1962 гг. было предложено и даже выработано немало мер по расширению прав союзных республик в деле экономического и культурного развития, по расширению внешнеполитической деятельности Верховного Совета и многое другое. Немало было сделано и для восстановления справедливости по отношению к репрессированным народам и народностям в СССР, восстановлению их прав, но никакого дальнейшего развития инициативы депутатов Верховного Совета не получили.

Принижению роли Верховного Совета также способствовало и новое определение по Конституции СССР 1936 г. Совета Народных Комиссаров (с 1946 - Совета Министров СССР), как «высшего исполнительного и распорядительного органа государственной власти». Такая постановка вопроса о месте и роли правительства в жизни страны, усилив тенденции к обюрокрачиванию государственного и партийного аппарата, только подчеркнула декоративные органов представительной власти в СССР.

Конституция СССР 1977 г. не изменила принципиальных основ государственной жизни. За время обсуждения в газеты и Конституционную комиссию поступило чуть менее 500 тыс. предложений. В письмах трудящихся была критика политической и избирательной системы общества, места и роли Советов как органов власти и т.п. Но мнение народа так и не было услышано. Более того, после ее принятия усилилась централизация государственно-управленческих функций в руках партийных органов. Роль государственных органов управления гипертрофировалась, а роль Советов свелась практически на нет.

Смена политического руководства партии и страны послужила началу эпохи попытки обновления государственных и общественно-политических структур в стране. В ходе процесса, получившего наименование «перестройки советского общества» начался период обновления всех сфер жизни, появились новые политические общественные организации.

1 декабря 1988 г. были приняты два закона - «Об изменениях и дополнениях Конституции (Основного Закона) СССР» и «О выборах народных депутатов СССР» существенно изменившим систему высших представительных органов СССР.

Бюджетные комиссии (с 1966 - Планово-бюджетные комиссии);

Совета Союза и Совета Национальностей (1938-1989);

Экономическая комиссия Совета Национальностей (1957-1966);

Комиссии законодательных предположений Совета Союза Совета Национальностей (1938-1989);

Редакционная комиссия по внесению изменений и дополнений в текст Конституции СССР (1946-1947).

Электронная книга "ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДУМА В РОССИИ В 1906-2006 ГОДЫ" Стенограммы заседаний и другие документы.; Аппарат Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации; Федеральное архивное агентство; Информационная компания "Кодекс"; ООО "Агора АйТи"; Базы данных компании "Консультант Плюс"; ООО "НПП "Гарант-Сервис".

Конституции, являлся главным законодательным органом страны. Он призван был в лице депутатов представлять интересы народа. Но насколько это удавалось делать в реалиях советского времени? Давайте рассмотрим историю образования и дальнейшего развития Верховного Совета СССР, а также подробно разберем его основные задачи и функции.

До образования Верховного Совета наивысшим органом законодательной власти в государстве считался Съезд Советов СССР, состоящий из депутатов, которые избирались на местных съездах. Данный орган выбирал ЦИК, который, в свою очередь, отвечал за формирование исполнительных ветвей власти. Съезд Советов был учрежден сразу же после образования СССР в 1922 году и упразднен в 1936-м, когда ему на смену пришел Верховный Совет СССР. До провозглашения Советского Союза схожие функции исполняли Съезды Советов конкретных республик: Всероссийский, Всеукраинский, Всебелорусский, Всекавказкий. Всего с 1922 по 1936 год было проведено восемь Всесоюзных съездов Советов.

В 1936 году в Советском Союзе была принята очередная Конституция, согласно которой полномочия Верховного Совета и ЦИК СССР передавались новому институту - Верховному Совету. В отличие от своего предшественника, данный коллегиальный орган предполагал прямое избрание всем населением страны, имеющим право голоса. Считалось, что таким образом народ будет иметь больше рычагов для формирования властных структур, чем при косвенных выборах. Это преподносилось как следующий шаг на пути демократизации общества, с чем и было связано образование Верховного Совета СССР. Так власть пыталась сделать вид близости к народу.

Выборы в Верховный Совет СССР прошли в декабре 1937 года, а к своим непосредственным обязанностям он приступил с начала следующего года.

Верховный Совет СССР формировался из двух палат, имеющих равные права: Совета Союза и Совета национальностей. Первый из них избирался пропорционально количеству населения на каждом участке. Второй - представлял каждую республику или автономную единицу, причем для каждой административно-территориальной формы было предусмотрено определенное количество депутатов, невзирая на численность жителей на данной территории. Так, каждая республика в Совете национальностей была представлена 32 депутатами, автономная республика - 11, автономная область - 5, автономный округ - 1.

Президиум

Органом, который управлял работой данной парламентской структуры, являлся Президиум Верховного Совета СССР. Избирался он непосредственно после начала деятельности Совета конкретного созыва. Состоял изначально из тридцати восьми депутатов, хотя в дальнейшем численность корректировалась. Руководил его работой Председатель Верховного Совета СССР.

Члены Президиума, в отличие от остальных депутатов, работали на постоянной основе, а не собирались от сессии к сессии.

Первым Председателем Верховного Совета стал Михаил Иванович Калинин. В данной должности он находился почти до самой смерти в 1946 году, а до этого являлся главой ЦИК Советского Союза от РСФСР. Возглавляя Президиум Верховного Совета СССР, Калинин М. И. приобрел прозвище «всесоюзного старосты».

При нем, в 1940 году, вследствие того, что территория СССР значительно расширилась, в том числе путем включения в его состав новых республик и автономных образований, как результат проведения в жизнь пакта Молотова-Риббентропа, было решено увеличить число членов президиума на 5 человек. Впрочем, в день отставки Калинина данное количество было уменьшено на единицу. Самый известный Указ Верховного Совета СССР того времени был издан в июле 1941 года и назывался «О военном положении». Он означал собой тот факт, что Советский Союз принял вызов, брошенный ему нацисткой Германией.

После войны Михаил Иванович Калинин недолго пребывал на своем высоком посту. Из-за плохого состояния здоровья ему пришлось уйти с поста главы Верховного Совета в марте 1946 года, хотя и оставался членом Президиума до самой своей смерти от рака в июне этого же года.

После отставки Калинина Верховный Совет СССР возглавил Николай Михайлович Шверник. Конечно, он не обладал таким большим авторитетом, как его предшественник, чтобы вносить хоть какие-то коррективы в сталинскую политику. Собственно, после кончины Сталина в 1953 году Шверник был сменен известным ещё по Гражданской войне военачальником, популярным в народе маршалом Климентом Ефремовичем Ворошиловым. Впрочем, он был больше военным, а не политиком, так что у него тоже не получилось выработать собственную независимую линию, несмотря на начало «оттепели» при Хрущеве.

В 1960 году главой Верховного Совета стаёт Леонид Ильич Брежнев. После смещения Хрущева в 1964 году он оставил данную должность, став Генеральным секретарем единственной в государстве партии. Главой Верховного Совета был назначен Анастас Иванович Микоян, но уже через год его сменил Николай Викторович Подгорный, так как предыдущий Председатель в некоторых вопросах пытался проводить независимую политику.

Впрочем, в 1977 году Брежнев снова занял пост главы Президиума Верховного Совета, на котором находился до самой своей смерти осенью 1982 года. Таким образом, впервые в истории должность партийного главы (фактического руководителя Советского Союза) и формально самый высокий пост в стране были сосредоточены в руках одного человека. Съезды Верховного Совета СССР тех лет носили чисто технический характер, а все основные решения принимало исключительно Политбюро. Это была эпоха «застоя».

Новая Конституция

В 1978 году вступила в действие новая Конституция, согласно которой депутаты Верховного Совета СССР переизбирались раз в 5 лет, вместо четырех, как было до того. Численность Президиума вместе с главой достигла 39 человек.

Эта Конституция подтверждала, что Верховный Совет СССР является коллегиальным главой Советского Союза. Кроме того, за Президиумом было закреплено исключительное право ратификации и денонсации международных соглашений, введения военного положения и объявления войны. Среди других полномочий данного органа следует отметить прерогативу присвоения гражданства, учреждения и награждения орденами и медалями, проведения референдумов. Впрочем, это далеко не полный перечень.

От Брежнева до Горбачева

После смерти Брежнева в 1982 году традиция совмещения высших партийных и государственных должностей начатая им, была продолжена. Исполняющим обязанности председателя Верховного Совета до избрания нового Генсека был назначен Василий Васильевич Кузнецов. После назначения Юрия Владимировича Андропова Генеральным секретарем ЦК КПСС он же был выбран на пост Председателя Президиума. Впрочем, занимал эти посты он недолго, так как уже в феврале 1984 года скончался.

Снова Кузнецов был поставлен и. о. главы советского парламента, и опять его сменил после избрания на пост новый Генеральный секретарь - Константин Устинович Черненко. Впрочем, и он прожил недолго, так как через год его жизненный путь оборвался. Опять к временным полномочиям приступил бессменный исполняющий обязанности главы Президиума В. В, Кузнецов. Но на этом данная тенденция была оборвана. Наступило время глобальных перемен.

Председательство А. А. Громыко

После прихода к власти в 1985 году в качестве Генерального секретаря Михаила Сергеевича Горбачева, была нарушена традиция, начавшаяся со времен Брежнева, когда высший партийный деятель одновременно возглавлял Верховный Совет. На этот раз Председателем Президиума был назначен Андрей Андреевич Громыко, до того бывший Министром иностранных дел. На этой должности он пробыл до 1988 года, когда попросился в отставку по состоянию здоровья. Менее чем через год Андрей Андреевич умер. Это был, пожалуй, первый после «всесоюзного старосты» Калинина глава Верховного Совета, который был способен проводить политику, не полностью совпадавшую с линией Генсека.

В это время в стране под руководством Генерального секретаря М. С. Горбачева проводился курс на демократизацию общества, которому была дано название "перестройка". Именно он занял кресло председателя Верховного Совета после отставки Громыко.

Как раз с 1988 года началась активная фаза перестройки. Не могла она не коснуться и деятельности собственно Верховного Совета. Состав Президиума был значительно расширен. Теперь его членами автоматически становились главы комитетов и палат Верховного Совета. Но что более важно, с 1989 года Верховный Совет перестал быть коллективным главой государства, так как его единолично возглавил Председатель.

С этого же года существенно поменялся и сам формат заседаний. Если раньше депутаты собирались исключительно на сессии Верховного Совета СССР, то с этого момента их работа началась вестись на постоянной основе, как до того функционировал Президиум.

В первой половине марта 1990 года была учреждена новая должность - Президент СССР. Именно он теперь стал считаться официальным главой Советского Союза. В связи с этим Михаил Горбачев, вступивший на данную должность, отказался от полномочий Председателя Верховного Совета, передав их Анатолию Ивановичу Лукьянову.

Расформирование

Именно при Лукьянове завершил функционирование Верховный Совет СССР. 1991 год стал той точкой, после которой советское государство уже не могло существовать в прежнем виде.

Переломным моментом стал августовский путч, который потерпел поражение и тем самым констатировал невозможность законсервировать старые порядки. Кстати, одним из деятельных членов переворота был глава парламента Анатолий Лукьянов, который, правда, непосредственно в состав ГКЧП не входил. После провала путча он, по разрешению Верховного Совета, находился в следственном изоляторе, откуда был отпущен на волю только в 1992 году, то есть уже после окончательного распада Советского Союза.

В сентябре 1991 года был издан закон о существенном изменении режима функционирования Верховного Совета. Согласно ему, закреплялась самостоятельность Совета Союза и Совета Республик. В первую палату входили депутаты, кандидатуры которых были согласованы с руководством конкретной республики. Во вторую палату избиралось по двадцать депутатов из каждой республики Советского Союза. Это было последнее изменение, которое претерпел парламент СССР.

Тем временем, после неудавшейся попытки государственного переворота, все больше бывших советских республик объявляли о государственном суверенитете и выходе из состава СССР. В начале последнего месяца 1991 года крест на существовании Советского Союза фактически был поставлен в Беловежской Пуще, на съезде лидеров России, Украины и Беларуси. 25 декабря президент Горбачев сложил свои полномочия. А на следующий день на сессии Верховного Совета было принято решение о его самороспуске и ликвидации СССР как государства.

Верховный Совет СССР формально считался большую часть времени своего существования коллективным главой государства, наделенным очень широкими функциями, но на самом деле реальное положение вещей было далеко не таким. Все основные решения, касающиеся государственного развития, принимались на заседаниях Центрального Комитета партии или Политбюро, а в определенный период времени и единолично Генеральным Секретарем. Так что деятельность Верховного Совета была ширмой, прикрывающей людей, которые реально руководили страной. Хотя большевики и пришли к власти, используя лозунг: «Вся власть Советам!», но на деле он никогда не был претворен в жизнь. Только в последних годах декларируемые функции данной парламентской структуры начали хоть частично соответствовать реальным.

Вместе с тем нельзя не отметить, что именно законы и указы Верховного Совета являлись своеобразным оповещением народа и мирового сообщества о тех решениях, которые принимала правящая верхушка. Таким образом, определенные функции у этого института все-таки имелись, хотя они и значительно отличались от декларативных его прав и прерогатив, закрепленных в советской Конституции.