Нарисуйте в тетради схему церковная организация руси. Развитие церковно-административной структуры. Общественный строй и церковная организация на руси

Конспект урока по истории России в 6 классе по теме:

« Общественный строй и церковная организация на Руси».

Антоненкова А.В.,

Учитель МОУ Будинской ООШ

Бельский район Тверской области

Цели и задачи: познакомиться с изменениями в жизни восточных славян, которые способствовали формированию древнерусской народности; с системой управления государством, основными слоями населениями; оценить духовные ценности, присущие эпохе Древней Руси;

Планируемые результаты:

предметные:

метапредметные: (коммуникативные)

    организовать учебное сотрудничество между учителем и учащимся,

    воспринимать текст с учётом поставленной учебной задачи,

    находить в тексте информацию, необходимую для её решения

( регулятивные )

    формулировать новые задачи учебной деятельности,

    определять последовательность промежуточных целей с учётом конечного результата,

    составлять план действий, оценивать правильность решений.

    Оценивать правильность решения учебной задачи;

( познавательные )

    работать с различными источниками информации,

    устанавливать причинно- следственные связи,

    строить логическое рассуждение,

    анализировать материал учебника и дополнительную литературу

личностные:

    формировать и развивать познавательный интерес к изучению истории России,

    развивать творческие способности через активные формы деятельности

    формировать российскую гражданскую идентичность;

    расширять опыт оценочной деятельности;

    осмысливать историческую обусловленность и мотивацию людей предыдущих эпох

Оборудование: учебник, проектор, презентация, ноутбук, мультимедийный экран, дополнительная информация

Основные вопросы урока:

1) Формирование древнерусской народности

2) Основные слои населения Древней Руси.

3) Земельные отношения

4) Церковная организация. Храмы и богослужение.

5) Монастыри.

6) Духовные ценности. Древнерусские подвижники и святые.

Тип урока: комбинированный

Ресурсы урока: учебник, схемы

Основные понятия и термины: вотчина, бояре, закупы, рядовичи, смерды, древнерусская народность, ценности, благочестие, мораль, епископ, митрополит, монастырь, игумен, миссионеры.

Персоналии : Алипий Печерский, Антоний и Феодосий Печерские, Авраамий Смоленский, Ефросинья Потоцкая, Иларион

Ход урока.

1. Орг. начало урока.

2. Проверка домашнего задания:

Рабочая тетрадь – задания 1,2, 5

Проверим:

Задание 1: 1. Русь , 2. княжеские междоусобицы , 3. Наместник , 4. династической

5. "Русская Правда"

Задание 2 . Имена князей и их прозвища

Святополк Окаянный, Владимир Красное Солнышко, Олег Вещий, Владимир II Мономах, Мстислав Великий, Ярослав Мудрый

Задание 4.

Задание 5.

3. Мотивационно - целевой этап.

До сих пор мы говорили о политической истории Древнерусского государства, об укреплении княжеской власти, об отношениях нашей страны с соседями. Именно этим вопросам уделяют первоочередное внимание летописи. Однако история - это не только войны и походы. Нельзя объективно судить о развитии общества, не зная о действующих в нем обычаях и традициях. Тема нашего урока «Общественный строй и церковная организация на Руси».

Как вы думаете, о чем мы будем говорить?

На какие вопросы нам предстоит ответить?

Проблемные вопросы :

В чем состояли особенности устройства общества в Древней Руси?

Какую роль в жизни страны играла Православная церковь?

Сегодня мы поговорим об общественном строе и церковной организации Древней Руси. Какие изменения произошли в общественной жизни в изучаемый период? Из каких слоев состояло русское общество? Какую роль в жизни людей играла Церковь? Каковы были духовные ценности русских людей? Эти и другие вопросы мы обсудим с вами на нашем уроке.

4. Ориентационный этап.

1. Формирование древнерусской народности.

Задание № 1. Работая в группах, изучите первый пункт § 9 учебника «Формирование древнерусской народности» и предположите, какие факторы способствовали процессу формирования древнерусской народности.

Давайте проверим, что у вас получилось

Формированию древнерусской народности способствовало:

подчинение власти киевского князя;

участие племен в общегосударственных делах;

совместные военные походы;

сглаживание языковых различий, формирование единого древнерусского языка;

принятие христианства, вера в единого Бога;

отождествление себя с русским народом.

2. Основные слои населения Древней Руси.

Давайте вспомним, из каких слоёв состояло население стран Западной Европы в Средние века?

Всего в Средневековье было три социальных слоя:

1) Рыцари (те, кто воюют»их основной обязанностью было служить своему сеньору и защищать его (сеньором знатных рыцарей был король).

2) Крестьяне -(те, кто работают) - рабочий класс.Их существование сводилось к тому, чтобы вырастить урожай, накормить семью, продать товар и заплатить налоги в казну сеньора.

3) Духовенство (те, кто молятся) - они занимали особое место в обществе, так как считалось, что они были приближёнными к Богу.

Перестав делиться по родоплеменному признаку, все люди в древнерусском государстве стали составлять единое общество. Как и в других странах, подразделялось на определённые слои, в зависимости от того, чем занимались люди.

Правящую верхушку общества составляли князья. Великие князья собирали дань со всех государственных земель, хотя население не было лично зависимо от них. Некоторые ученые определяют такой строй как «государственный феодализм». Младшие отпрыски княжеского рода (удельные князья) получали в княжение малые города и превращались в феодалов.

Князь опирался на дружину . Она делилась на старшую - бояр и младшую .

С принятием христианства появляется особый слой населения – духовенство .

Основная масса населения были свободные земледельцы – люди, которые объединялись в общины. ПО мере роста городов них появляются ремесленники и купцы.

Но в обществе были и люди, которые не были свободными.

Закупы - это люди, взявшие купу (взявшие в долг) и отрабатывающие сам долг и проценты на него.

Рядовичи - это лица, служившие землевладельцам по ряду (договору) и, как правило, попавшие в зависимость от него за денежный долг, помощь семенами или орудиями труда.

Челядью называли рабов-пленников, которые со временем стали объектом купли-продажи.

Смерды - это зависимое население в княжеской или боярской вотчине.

Холоп – раб.

Обратите внимание на составленную нами схему. Основная часть населения состояла из свободных земледельцев, которые платили дань и несли повинности в пользу государства.

3. «Земельные отношения».

Давайте вспомним, что такое родовая и соседская община?

Есть ли что-то общее и чем различаются?

Родовая община соседская община

Главным занятием населения оставалось сельское хозяйство. Земля считалась совместной собственностью общины. А как были использованы остальные земли? Пашни? Луга? Таким образом постепенно государство утверждало своё право собственности на землю.

Большинство историков считает, что к середине XI в. земля принадлежала свободным крестьянам-общинникам. Ученые полагают что древнерусские общины самостоятельно владели землей, а их зависимость от князей ограничивалась выплатой дани. Князья и дружинники получали доходы от сбора дани и почти не нуждались в частной собственности на землю. Историки полагают, что в Х в. и в первой половине ХI в. среди множества крестьянских общинных земель лишь изредка встречались отдельные княжеские села. Так, в главном законодательном документе того времени - «Русской Правде» - нет ни слова о княжеской пашне. Некоторые ученые высказывают предположение, что княжеское хозяйство было первоначально скотоводческим или коневодческим. Кони требовались князьям для военных целей.

Стали появляться и личные земельные владения. Князья объявляли своей собственностью свободные земли, « сажали» на них пленных и превращали их в своих работников НА землях строили хоромы, хозяйственные постройки, сады и огороды, конюшни, охотничьи угодья.

Князья стали жаловать земли своим дружинникам, а так же церкви. Появляются первые вотчины (отчины) – наследственные земли, переходившие от отца к сыну

Рассмотрите иллюстрацию на стр. 71. Предположите, что происходит на княжеском дворе.

4. Церковная организация. Храмы и богослужения.

Прочитайте самостоятельно и заполните схему:


5. Монастыри.

Особую роль в религиозной и культурной жизни Древней Руси принадлежала монастырям.

Какую роль играли монастыри в жизни стран Западной Европы в Средние века?

(распространял христианские идеи, медицинскую помощь и защиту, занимались благотворительностью, оказывали милостыню нуждающимся)

Как вы понимаете, что такое монастырь((это религиозная община монахов, а так же специальное место, где они живут)

Правила проживания монахов могут быть разными, но все они объединяются под руководством наставника – игумена .

Прочитайте материал на стр. 74 (со слов « Одним из первых…) до стр. 75 и заполните таблицу

Кто такие миссионеры? (просветители населения, незнакомого с христианством)

6. Духовные ценности. Древнерусские сподвижники.

Давайте познакомимся с этими ценностями и составим таблицу.


5. Первичное закрепление.

Рабочая тетрадь.


Задание1 .

Задание 2.

1) "Русская правда" - свод законов на Руси

2) За убийство человека из разных слоев требовалась разная сумма: за рядовича - 5 гривен, а за княжеского - 80.

3) Понятия из текста.

Вира - судебная пошлина, штраф.

Гривна - денежная единица в Древней Руси.

Рядович - человек, заключивший договор на выполнение работы.

Закуп - человек, получивший заем у господина.

Холоп - раб.

Людина - простой свободный житель Руси.

4) Человек мог стать рабом, если он не вернул заем. То есть рабом мог стать закуп.

Задание 3.

Определение понятий

Вотчина - крупная земельная собственность, принадлежавшая знатному человеку на Руси на правах наследования.

Бояре - высший слой общества на Руси, владельцы больших вотчин.

Задание 4.


Задание 5.

Роль монастырей в жизни стран Западной Европы в Средних веках и в жизни Древней Руси.

Линии сравнения

Монастыри в Западной Европе

Монастыри на Руси

Роль в религиозной жизни

Распространение христианства, вероучения.

Роль в развитии культуры

Писали книги, часто обучали грамоте мирян, собирались сведения по медицине, создавались библиотеки, занимались наукой.

Писали иконы, создавались и переписывались книги, вели летописи.

Задание 6.

    Митрополит, епископ, архиепископ - высшая церковная иерархия.

    Монахи, игумен, кельи - то, что есть в монастырях.

    Антоний и Феодосий Печерские, князья Борис и Глеб, Ефросиния Полоцкая - монахи.

Задание 8

1.Резиденция - место нахождения митрополита в Киеве.

2.Игумен - Кто стоял во главе монастыря?

3.Архиепископ - Духовный чин между епископом и митрополитом.

4.Митрополит - Кто был во главе Русской православной церкви?

5.Евангелие - часть Библии, содержащая описание земной жизни Иисуса Христа.

6.Поучение - наставление, назидание, добрый совет.

7.Десятинная - первая каменная церковь Древнерусского государства в Киеве.

8.Монастырь - место, где живут монахи.

9.Христианство - религия, в которой поклоняются Иисусу Христу как Сыну Божию и Спасителю мира.

10.Православие - одно из направлений христианства.

11. Миссионеры - люди, распространяющие христианство в других странах и землях.

6. Рефлексия.

7. Домашнее задание:

Параграф 9, вопросы, термины,

Задание 1. Заполните схему. Фактами из пункта 1 § 9 подтвердите формирование древнерусской народности.

Задание 2. Прочитайте фрагмент из Русской Правды и выполните задания.

1) Дайте определение понятия «Русская Правда».
«Русская Правда» - свод законов на Руси.
2) Подтвердите выдержками из документа существование социального неравенства в Древней Руси.
За убийство человека из разных слоев требовалась разная сумма: за рядовича – 5 гривен, а за княжеского мужа – 80!
3) Выпишите выделенные в тексте понятия. Дайте им определения.
Вира – судебная пошлина, штраф. Гривна – денежная единица древней Руси. Рядович – человека, заключивший договор на выполнение работы. Закуп – человек, получивший заем у господина. Холоп – раб. Людина – простой, свободный житель Руси.
Подчеркните понятия, обозначающие категории зависимости населения.
4) Укажите, каким образом человек мог стать рабом.
Закуп, не вернувший заем господину.

Задание 3. Дайте определение следующих понятий.
Вотчина – крупная земельная собственность, принадлежавшая знатному человеку на Руси на правах наследования.
Бояре – высший слой общества на Руси, владельцы больших вотчин.
Нарисуйте план – схему вотчины.
Рядом поместите условные обозначения, использованные на плане-схеме.

Задание 4. Заполните схему.

Задание 5. Заполните таблицу. Сравните роль монастырей в жизни стран Западной Европы в Средние века и в жизни Древней Руси. Подчеркните общее.

Задание 6. По какому признаку образованы ряды?
Митрополит, епископ, архиепископ – высшая церковная иерархия.
Монахи, игумены, келья – монастырь.
Антоний и Феодосий Печерские, князья Борис и Глеб, Евфросинья Полоцкая – святые монахи и монахини.

Задание 7. Прочитайте фрагмент из Жития Преподобной Евфросиньи Полоцкой и ответьте на вопросы.

Прочитайте пункт 6 § 9. Сравните содержание пункта параграфа с документом.
1) Какие духовные идеалы нашли воплощение в жизни и деяниях Евфросиньи Полоцкой?
Работоспособность, бескорыстность, помощь бедным и нищим.
2) Объясните, какие моменты в поведении и деяниях людей (Бориса и Глеба, Антония и Феодосия Печерских, Евфросиньи Полоцкой) верующие могут отнести к проявлению святости.
Жертвенная любовь во Христе и отрешения от мирских радостей ради духовной жизни.
3) С какой уелью, по вашему мнению, Евфросинья совершила на склоне лет трудное путешествие в Иерусалим?
Евфросинья на старости лет решила посмотреть на землю, по которой когда- то ходил Бог и Спаситель мира.

Задание 8. Решите кроссворд «наоборот», то есть составьте к нему вопросы по горизонтали (11) и вертикали (1). Используйте пункты 4 и 5 § 9, а также иллюстрации к параграфу.

Тест по истории Общественный строй и церковная организация на Руси для учащихся 6 класса с ответами. Тест включает в себя 2 варианта, в каждом по 11 заданий.

1 вариант

1. Выберите из списка три положения, которые способствовали возникновению древнерусской народности. Запишите цифры. под которыми они указаны.

1) принятие христианства
2) развитие торговли
3) сохранение племенных обычаев
4) сохранение различий в языке
5) собирание народного ополчения со всех земель
6) утверждение кровной мести

2.

Основная часть населения Древней Руси, свободные зем­левладельцы. которые выплачивали налоги в пользу власти, — это __________.

3.

А) князь
Б) смерд
В) рядович выполнение работы
Г) вотчина

Значения

1) наследственное земельное владение
2) человек, заключивший договор на выполнение работы
3) правитель в Древнерусском государ­стве
4) свободный крестьянин в Древней Руси, позднее несший повинности и плативший дань

4. Выберите из списка три категории населения, относя­щиеся к правящей части общества. Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) крестьяне
2) ремесленники
3) дружина
4) бояре
5) князь
6) смерды

5. В общине земля находилась

1) в совместной собственности общинников
2) в личной собственности главы общины
3) в собственности церкви
4) в частной собственности наиболее богатых членов об­щины

6. Расположите церковных служителей в порядке служеб­ной иерархии (начиная с верхней ступени).

1) монах
2) митрополит
3) патриарх
4) епископ

7. Запишите термин, о котором идёт речь.

Глава церкви в Новгороде в ХП в. получил особый титул — __________.

8. Выберите из списка три термина, относящихся к церков­ной организации. Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) приход
2) прибыль
3) собор
4) игумен
5) челядин
6) дружинник

9. Основателем Киево-Печерского монастыря считается

1) князь Владимир
2) преподобный Антоний
3) Феодосий Курский
4) святой Дмитрий Солунский

10. Запишите термин, о котором идёт речь.

Часть духовенства, которая проживала в монастырях и давала монашеские обеты, называлась __________.

11. Как называется наиболее известное сочинение митрополита Илариона?

2 вариант

1. Выберите из списка три положения, которые способствовали возникновению древнерусской народности. Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) сохранение языческих верований
2) развитие ремесла и торговли
3) участие племенной знати в решении общегосударственных вопросов
4) поддержание племенных конфликтов
5) принятие христианства
6) деление земель в результате княжеских усобиц

2. Запишите термин, о котором идёт речь. Служители религиозного культа, исповедующие веру в единого Бога, — это __________.

3. Установите соответствие между термином и его значением.

А) закупы
Б) бояре дельцы
В) рядовичи
Г) холопы

Значение

1) высший слой населения, землевла­дельцы
2) полностью зависимое население
3) люди, взявшие заём и обязанные отработать его
4) люди, заключившие договор на выполнение работы

4. Выберите из списка три категории населения, которые жили в городах Древней Руси. Запишите цифры, под ко­торыми они указаны.

1) ремесленники
2) крестьяне
3) дружинники
4) общинники
5) купцы
6) смерды

5. Князь передавал землю дружинникам при условии

6. Митрополит Русской православной церкви до середины XV в. подчинялся

1) церковному совету
2) синоду
3) патриарху Константинополя
4) епископам

7. Запишите пропущенное слово.

До конца XIII в. резиденцией митрополита Русской православной церкви был город __________.

8. На каком языке велась служба в церквях Древней Руси?

1) греческом
2) латинском
3) старославянском
4) английском

9. Выберите из списка три самых влиятельных и известных монастыря в Древней Руси. Запишите цифры, под кото­рыми они указаны.

1) Александро-Невская лавра
2) Петропавловский собор в Санкт-Петербурге
3) Юрьев монастырь в Новгороде
4) Елецкий монастырь в Чернигове
5) храм Василия Блаженного
6) Богородице-Рождественский монастырь во Владимире­-на-Клязьме

10. Запишите термин, о котором идёт речь.

Часть духовенства, которая служила в соборах и церквях и не давала монашеских обетов, называлась __________.

11. Назовите митрополита Русской православной церкви XI в., автора сочинения «Слово о Законе и Благодати».

Ответы на тест по истории Общественный строй и церковная организация на Руси
1 вариант
1-125
2. люди
3-3421
4-345
5-1
6-3241
7. архиепископ
8-134
9-2
10. черное
11. Слово о Законе и Благодати
2 вариант
1-235
2. духовенство
3-3142
4-135
5-3
6-3
7. Киев
8-3
9-346
10. белое
11-Иларион

ОБЩЕСТВЕННЫЙ СТРОЙ И ЦЕРКОВНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ НА РУСИ

Задание 1. Составьте план ответа на вопрос. Какие изменения в жизни восточных славян способствовали формированию древнерусской народности?

Формированию древнерусской народности способствовало:

  • подчинение власти киевского князя;
  • участие племен в общегосударственных делах;
  • совместные военные походы;
  • сглаживание языковых различий, формирование единого древнерусского языка;
  • принятие христианства, вера в единого Бога;
  • отождествление себя с русским народом.

Задание 2. Используя текст учебника, заполните таблицу.

Основные слои населения Древней Руси Их характеристика
Князья Великие князья собирали дань со всех государственных земель, хотя население не было лично зависимо от них. Младшие отпрыски княжеского рода получали в княжение малые города и превращались в феодалов.
Дружина Бояре – старшая дружина. Младшая дружина – администрация. Княжеские дружинники осуществляли административную и военную функцию. За верную службу могли получить земли в управление. Они собирали в них дань от имени князя.
Родоплеменная знать Разбогатевшие общинники. Часть из них, давая в долг в голодные годы, могла обращать в зависимость своих сограждан.
Духовенство Служители культа в религиях, исповедующих веру в единого Бога.
Свободные общинники, купцы, ремесленники Основная часть населения Руси состояла из свободных земледельцев, которые платили дань и несли повинности в пользу государства.
Зависимое население Смерды, закупы, рядовичи и холопы. Закупы - это люди, взявшие купу (взявшие в долг) и отрабатывающие сам долг и проценты на него. Рядовичи - это лица, служившие землевладельцам по ряду (договору) и, как правило, попавшие в зависимость от него за денежный долг, помощь семенами или орудиями труда. Челядью называли рабов-пленников, которые со временем стали объектом купли-продажи. Смерды - это зависимое население в княжеской или боярской вотчине.

Напишите, из каких слоёв состояло население стран Западной Европы в Средние века.

В каждой европейской стране жители делились на три сословия: духовенство, рыцарство (феодальная аристократия и рыцари-дворяне), третье сословие (горожане и крестьяне).

Задание 3. Соотнесите древнерусский термин и его объяснение.

Ответы:

1

2 3 4

Г

В Б

А

Задание 4. Используя дополнительные источники, самостоятельно составьте схему «Церковная организация на Руси».

Задание 5. Проведите собственное историческое исследование по теме «Монастыри в Древней Руси». Составьте план, по которому можно создать реферат на эту тему.

  1. Монастыри играли важную роль в религиозной и культурной жизни Древней Руси.
  2. Монастыри Древней Руси с самого начала их основания представляли собой нечто большее, чем просто религиозные институты.
  3. Монастыри были очагами просвещения и письменности, храмами искусства и памятниками архитектуры.
  4. Миссионерская роль монахов монастырей. Обучали и просвещали население.
  5. Военно-стратегическое значение монастырей.

Задание 6. Разгадайте кроссворд

По горизонтали:

2. Первый глава церкви из русских. (Иларион )
4. Глава христианской церкви в Древней Руси. (Митрополит )
5. Руководитель церковной власти в крупных городах. (Епископ )

По вертикали:

1. Настоятель монастыря на Руси (найдите в справочнике или в Интернете). (Игумен )
3. Монах, один из основателей Киево-Печерского монастыря. (Антоний )

Задание 7. Сравните организацию православной и католической церквей. Запишите выводы.

Между православием и католицизмом существует много больших и малых различий как в форме так и в содержании. Главное из основных различий, которое привело в свое время к разделению христианской церкви на восточную (православную) и западную (католическую) является отличие в организации. Во главе Католической Церкви стоит Папа - наместник Сына Божьего на земле, который, по мнению католиков, непогрешим в своих церковных решениях. Православие отрицает догмат католиков о главенстве папы Римского и его непогрешимости.

Православная церковь не имеет общего центра и включает в себя несколько независимых церквей. Помимо Русской Православной церкви есть грузинская, сербская, греческая, румынская и т.д. Управляются эти церкви патриархами, архиепископами и митрополитами. Главой Церкви православные считают Иисуса Христа. В отличие от Православной Церкви, католичество – это одна Вселенская Церковь. Все ее части в разных странах мира находятся в общении между собой, следуют единому вероучению и признают Папу Римского своим главой.

Задание 8. Напишите короткое эссе на тему «Духовные ценности наших предков», отметьте в нём, чем христианские ценности отличались от языческих.

С принятием и укреплением позиций христианства на Руси существенно изменились духовные ценности наших предков. Любовь к Богу и ближнему, благочестие и жертвенность, как основные ценности христианства, приобрели главенствующую роль в жизни русичей.

Если при языческой религии мы видели процветание культа силы – кто сильнее, тот и прав, то христианство принесло любовь к ближнему. На бытовом уровне это проявилось в том, что люди стали искать компромиссы, стараясь сохранить отношения.

Нельзя сказать, что у славян во времена язычества не было традиций уважения родителей и старших, но христианство дало новое понимание семьи и рода, опираясь на незыблемость отношений. В жизни это проявилось в укреплении семейных традиций. Кроме того, значимым стало понятие личного благочестия, хотя в язычестве отдельный человек вне коллектива не имел какого-либо значения, а благочестие определялось традициями общины.

Также я не могу сказать, что наши предки с принятием христианства стали более жертвенны ради общей цели, поступаясь собственными принципами для общего блага. Однако эта ценность изменила свое значение. Верность роду стала подменяться верностью и жертвенностью во имя Бога – более общего понятия, обеспечившего единство людей не только в пределах своего рода, но в пределах целого государства.