Политическая система разных стран. Политические системы западноевропейских стран. Различия современных политических систем по принципу государственно-территориального устройства

Алгоритмы решения заданий № 8 и № 15. Решение задач на демографические показатели. Задачи по атмосфере.

Варианты заданий

1. Миграционный прирост населения это разница между прибывшими и выбывшими

МПН=П-В

Пример задания: Общие итоги ми­гра­ции на­се­ле­ния в Твер­ской об­ла­сти в 2001–2009 гг.(че­ло­век)

А) За какой пе­ри­од вре­ме­ни число вы­быв­ших из Твер­ской об­ла­сти воз­рос­ло?

1) 2001–2003 гг. 2) 2003–2005 гг. 3) 2005–2007 гг. 4) 2007–2009 гг.

Б) Найдите миграционный прирост населения в 2007 году

Решение: Берём данные за 2007 год. Прибыло 23 242. Выбыло 19 748. Итак МПН = 23242-19748=3494 чел.

Ответ: 3494

2.Доля городского населения находится в процентах. Где городское население необходимо поделить на общее население и умножить на 100 %

Дх=х/Общее*100%

Пример задания. Численность населения в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к ним, в среднем за 2010 г. составляла 10 169 962 человека, численность постоянного сельского населения 2 255 545 человек. Определите долю городского населения в % общей численности населения в районах Крайнего Севера и местностях, прилегающих к ним, в среднем за 2010 г. полученный результат округлите до целого числа.

Решение: Нам необходимо найти скольки равно городское население из общего вычитаем сельское население 10 169 962 – 2 255 545 =7914417 чел.

Найдём долю городского населения, городское население поделим на общее и умножим на 100%. 7914417 чел./ 10 169 962* 100%=77,8% округли до целого числа 78%

Ответ: 78

3.Удельный вес (УВ) чего либо находится аналогично

УВх=*/ Общее*100%

Пример задания: трубопроводного транспорта в общем объёме грузооборота. Полученный результат округлите до целого числа.

Ответ: ________________%



Решение: Берём данные трубопроводного транспорта 2513 и делим на общий объм грузооборота 5084 и умножаем на 100%.

2513/ 5084*100%=49%

4. Естественный прирост населения (ЕП) это разница между числом родившихся и умерших за год на 1000 человек

ЕП= Р- С

Пример задание.

Найдите естественный прирост населения в Псковской области

Решение: Число родившихся 12, число умерших 26. ЕП= Р-С = 12-26= - 14 чел.

Ответ: - 14

5. Плотность населения находится население поделить на площадь

Н/ S = чел/км ²

Пример задания. Площадь территории и численность населения отдельных регионов России

Используя данные таблицы, определите среднюю плотность населения Магаданской области в 2007 г.

Решение: Берём численность всего населения в 2007 году и делим на площадь Магаданской области

279/461,4 = 0,6 чел/ тыс. км²

6. Атмосфера. Задачи на нахождение температур.

При подъёме на каждые 100 м температура воздуха в тропосфере понижается в среднем на

0,65 °С. Определите, какая температура будет на вершине горы А с абсолютной высотой 4 000м, если у подножья горы температура воздуха составляет 10°С.

Решение: 1) 4000м/100м= 40 2) 40*0, 65 °С=26°С 3) 10°С-26°С=-16°С

Ответ: -16

Задание № 1 Меж­ду­на­род­ная ми­гра­ция на­се­ле­ния в Рос­сии (че­ло­век)

А) В каком году из ука­зан­ных ниже было за­фик­си­ро­ва­но наи­мень­шее число им­ми­гран­тов?

(Вспомните кто такие эмигранты и иммигранты)

1) 1998 г. 2) 2002 г. 3) 2006 г. 4) 2010 г.

Б) Найдите миграционный прирост населения в 2010 году и в 1994 году

Задание № 2 Меж­ду­на­род­ная ми­гра­ция на­се­ле­ния в Рос­сии(че­ло­век)

А) В каком году из ука­зан­ных ниже было за­фик­си­ро­ва­но наи­мень­шее число эми­гран­тов?

1) 1994 г. 2) 1998 г. 3) 2002 г. 4) 2006 г.

Б) Найдите миграционный прирост населения в 2002 году и в 1994 году

Задание № 3. Используя данные таблицы «Грузооборот по видам транспорта РФ в 2013 г», определите удельный вес автомобильного транспорта в общем объёме грузооборота. Полученный результат округлите до целого числа.

Грузооборот по видам транспорта РФ в 2013 г(млрд тонно- километров)

Ответ: ________________%

Задание № 4.Из­ме­не­ние чис­лен­но­сти на­се­ле­ния Ал­тай­ско­го края в 2007–2010 гг.

А) В каком году в Ал­тай­ском крае на­блю­да­лось наи­боль­шее пре­вы­ше­ние смерт­но­сти над рож­да­е­мо­стью?

1) 2007 г. 2) 2008 г. 3) 2009 г. 4) 2010 г.

Б) Найдите миграционный прирост населения в 2010 году

Задание № 5. Площадь территории и численность населения отдельных регионов России

1) Ярославская обл.2) Воронежская обл. 3) Республика Алтай 4) Магаданская обл

Б) Используя данные таблицы, определите среднюю плотность населения Воронежской области в 2007 г.

Задание № 6.Пло­щадь тер­ри­то­рии и экс­плу­а­та­ци­он­ная длина же­лез­но­до­рож­ных путей об­ще­го поль­зо­ва­ния от­дель­ных ре­ги­о­нов РФ

А) Какое утвер­жде­ние об из­ме­не­нии экс­плу­а­та­ци­он­ной длины же­лез­но­до­рож­ных путей об­ще­го поль­зо­ва­ния верно?

1) В 2010 г. экс­плу­а­та­ци­он­ная длина же­лез­но­до­рож­ных путей об­ще­го поль­зо­ва­ния Ке­ме­ров­ской об­ла­сти уве­ли­чи­лась по срав­не­нию с 1995 г.

2) С 1995 по 2010 г. экс­плу­а­та­ци­он­ная длина же­лез­но­до­рож­ных путей об­ще­го поль­зо­ва­ния Рес­пуб­ли­ки Ха­ка­сия не­уклон­но воз­рас­та­ла.

3) С 1995 по 2010 г. экс­плу­а­та­ци­он­ная длина же­лез­но­до­рож­ных путей об­ще­го поль­зо­ва­ния Ом­ской об­ла­сти не­уклон­но со­кра­ща­лась.

4) Наи­мень­шее из­ме­не­ние экс­плу­а­та­ци­он­ной длины же­лез­но­до­рож­ных путей об­ще­го поль­зо­ва­ния в 2010 г. по срав­не­нию с 1995 г. ха­рак­тер­но для Том­ской об­ла­сти.

Б) .Определите густоту сети железных дорог в Республике Хакасия в 2010 г

Ответ: ___________________________ км/ тыс. км²

Задание № 7. Площадь территории и численность населения отдельных регионов России

А) Используя данные таблицы, определите, в каком из перечисленных регионов за период с 1995 по 2007 гг. наблюдается рост численности всего населения.

1) Ивановская обл.2) Республика Тыва 3) Ростовская обл 4) Магаданская обл

Б). Используя данные таблицы определите долю городского населения в общей численности населения в республике Тыва в 2007 г. Ответ запишите виде числа (в %)

Задание № 8. Демографические показатели отдельных регионов в 2009 г

А). Используя данные таблицы, определите, в каком из перечисленных регионов в 2009 году численность населения быланаименьшей

1) Магаданская обл. 2) Ульяновская обл. 3) Республика Мордовия 4) Республика Калмыкия

Б). Используя данные таблицы, определите естественный прирост населения на 1 тыс. чел. в Республике Калмыкия 2009 г. (чел. на 1 тыс.)

Задание № 9

При подъёме на каждые 100 м температура воздуха в тропосфере понижается в среднем на

0,65 °С. Определите, какая температура будет на вершине горы А с абсолютной высотой 5 000м, если у подножья горы температура воздуха составляет +25°С.

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«КАЛИНИНГРАДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Кафедра социальных наук, педагогики и права

Контрольная работа по политологии

Тема № 18. Политические системы различных стран мира (на примере Великобритании).

Выполнила студентка

Учебной группы

Контрольную работу Допущенак защите

Проверил _______________ ___________________

Контрольная работа

Зачтена _________________

Калининград
2009г.

Введение………………………………………………………………………..3
1. Тип, сущность и структура политической системы страны…………….4
2. Государство в политической системе, способ его формирования и функции……………………………………………………………………..6
3. Место и рольполитических партий и других субъектов политической системы……………………………………………………………………..9
4. Региональная власть и местное самоуправление страны……………....11
Заключение…………………………………………………………………...13
Список использованных источников……………………………………….14

Введение

Политическая система общества - организованная на единой нормативно-ценностной основе совокупность взаимодействий (отношений) политическихсубъектов, связанных с осуществлением власти (правительством) и управлением обществом. (см. : Манов Г. Н. Государство и политическая организация общества. - М.: Изд-во “Наука”, 2004. – 25 с.)

Великобритания - страна без конституции. Порядок выборов, формирования правительства, а также прав и обязанностей граждан определяется многочисленными законами и указами. Существует черновой вариант конституции,который должен заменить этот свод законов, но до окончательного претворения его в жизнь пройдет еще много времени, потому что нет единого мнения о существующей "неписаной" конституции и о том, надо ли ее изменять. Официальной конституции в Великобритании нет, ее можно собрать по кусочкам из конвенций и законодательных актов. В акте, известном под именем "Билль о правах" (1686 г.), идет речь о монаршихпривилегиях и правах наследования престола. Законы, конечно, покрывают большую часть прав человека, но парламент имеет право принимать новые законы и изменять любой из уже существующих. Нет четко ограниченной разницы между "частным" и "общественным" правом. Любой человек может подать в суд на государство или орган местного управления, чтобы защитить свои законные права и получить компенсацию запричиненный ущерб. Законы не кодифицированы, и суды придерживаются их буквального толкования во время судебных разбирательств. Ратификация договора или международной конвенции не делает их частью внутренней правовой системы. При необходимости государство изменяет государственные законы так, чтобы они соответствовали принятой конвенции.

1. Тип, сущность и структура политической системы ВеликобританииВ Великобритании не существует Конституции как единого законодательного акта, закрепляющего основы государственного строя. Правовая система функционирует на основе неписанной конституции, составленной из норм статутного права (наиболее важные среди них – Хабеас корпус акт 1679 г., Билль о правах 1689 г., закон о престолонаследии 1701 г., законы о парламенте 1911 и 1949 гг.), норм общего праваи норм, представляющих собой конституционные обычаи. (см.: Каменская Г.В. Политические системы современности/ Г.В.Каменская, А.Н.Родионов. – М., 2005. – 219 с.).
Британское право состоит из общего права (common law), писаного права (statute law) и конвенций. Конвенции - это правила и обычаи, которые не имеют законной силы, но считаются абсолютно необходимыми в работе правительства. Многие изконвенций остались после исторических событий, повлиявших на формирование современной системы правительства.

Законодательная власть принадлежит двухпалатному Парламенту. Полномочиями он по Закону о Парламенте 1911 г. наделяется на срок не более 5 лет. Нижняя палата общин избирается путем всеобщих и прямых выборов по мажоритарной системе. В ее состав входит 650...

Раздел 1. Общая экономико-географическая характеристика мира

Тема 1. Политическая карта мира

В современной социально-экономической географии не существует устоявшейся типологии стран мира по уровню социально-экономического развития. Все предложенные типологии являются условными, поскольку положенные в основу любой из них критерии выбираются в основном на усмотрение автора. Тем временем те или иные ты пології необходимые для анализа и сравнение социально-экономического развития стран. И определенную типологию выбирают в зависимости от задач, которые ставятся во время изучения и исследования страны. Предложите собственную типологию стран мира.

ОБОБЩЕНИЕ

Политическая система - это совокупность норм, которые определяют права и обязанности государства и общественных объединений и регулирующих их взаимоотношения.

Главные типы политических режимов - демократический, авторитарный и тоталитарный. Экономическая система является способом экономической жизни; основные экономические системы - рыночная, плановая и переходная (от плановой экономики к рыночной).

Различают три основные типы стран современного мира: экономически развитые страны, страны переходного типа экономики и страны, что развиваются.

Основной функцией политической системы является управление всеми общественными отношениями, всеми системами конкретного общества. Политическая система аккумулирует интересы и потребности различных субъектов политики, ранжирует их по значимости, приоритетности и вырабатывает соответствующие решения для их удовлетворения. Таким образом, система реагирует на требования социальной среды и адаптируется к се изменениям.

Типы политических систем

Политические системы можно классифицировать по разным основаниям. В зависимости от характера (способа осуществления политической власти) они делятся на тоталитарные, авторитарные и демократические.

она опирается на закон, выражающий интересы этого политического класса и его лидера (царя, императора, генерального секретаря, фюрера и т. п.). В таком политическом строе исполнительная власть является господствующей, а независимой судебной системы не существует.

В либеральных политических системах власть принадлежит экономически господствующим классам и характеризуется разделением властей (законодательная, исполнительная, судебная). Существует система «сдержек и противовесов», не позволяющая отдельным ветвям власти стать господствующими, а независимая судебная система обеспечивает равенство всех перед законом.

В социал-демократических политических системах власть принадлежит демократическому, правовому, социальному государству и гражданскому обществу, основу которого образует средний класс. Эта система основана на разделении властей, опирается на закон, обеспечивающий свободу и ответственность граждан. Ветви власти находятся в относительной гармонии, контролируются гражданским обществом, а также демократическим, справедливым, действенным правом.

Политические системы можно разделить на традиционные и модернизированные, в зависимости от характера гражданского общества, дифференцированности политических ролей, способа обоснования власти. Традиционная политическая система характеризуется политически неактивными гражданами, слабой дифференцированностью политических ролей, сакральным или харизматическим обоснованием власти. В модернизированных политических системах есть развитое гражданское общество, разнообразие политических ролей, разумный законный способ обоснования власти.

Стабильность политической системы зависит от способности государственной власти принимать решения и обеспечивать их соблюдение без применения силы. Последнее возможно при легитимности власти и ее решений. Эффективность политической системы означает удовлетворенность населения выполнением ее функций. Возникающие политические кризисы — результат неэффективности государственной власти, ее неспособности выразить интересы каких-то сообществ, согласовать их между собой, претворить такую согласованность в жизнь. Этому способствует также рассогласование между правильно выбранными интересами и их политической реализацией. Такое положение характерно для развивающихся обществ — с меняющейся стратификацией — как и в современной России.

Авторитарная политическая система

В первобытном обществе государства не было. Политическая (государственная) власть появилась на Востоке из родовой власти вместе с распадом родового общества, появлением частной собственности, прибавочного продукта, обострения борьбы родов, народов, классов за выживание. Она была нужна для некоторой нормализации такой борьбы.

На Востоке возникает деспотическая политическая система — государство, превращающее людей в подданных и «винтики» (служилых людей) государственной машины. Географическим условием ее является тяжелый климат, не позволяющий выжить отдельным семьям и общинам и требующие для выживания вмешательства власти. Причиной появления такой политической системы было стремление человека к административной организации ради выживания в неблагоприятной природной и общественной среде. Авторитарная система общества проходит в истории человечества стадии деспотическую на аграрной стадии человечества и тоталитарную (советская, фашистская, нацистская и др.) на индустриальной.

Исходной частью деспотической системы служит деспотическое сообщество, включающее в себя подданных (рабов, крепостных, пролетариев), политическую элиту и ее лидера (царя, императора, генерального секретаря, фюрера, дуче и т. п.) с соответствующей субъектностью. К исходной части здесь относятся авторитарная религия (в аграрных обществах) и тоталитарная идеология (коммунистическая, нацистская, фашистская; в индустриальных обществах); данной системе присущи, с одной стороны, исполнительность, покорность, терпеливость, а с другой — властность, жестокость и решительность.

Базисом авторитарной системы общества является авторитарная (деспотическая) государственная власть: правитель, политическая элита, чиновники, право, материальные ресурсы, санкции и т. д., — а также многочисленные общественно-политические организации, которые в советском обществе назывались «приводными ремнями» КПСС: пионерская, комсомольская, профсоюзная и другие. В деспотическом государстве исполнительная власть (МВД, ГБ, армия и г. д.) по численности и мощи господствует над законодательной и судебной. Основные функции такой государственной власти: поддержание порядка, обеспечение безопасности страны, организация экономики, правотворечество и т. д.

Авторитарная власть управляет всеми системами общества, выступая также монопольно хозяйствующим субъектом. Она направляет развитие экономики в своих целях, за счет демосоциальной системы. Амбиции деспотического лидера и его элиты, да еще подкрепленные псевдонаучностью и «классовым подходом» (как это случилось с «марксизмом-ленинизмом» в СССР), могут сделать экономику недееспособной, лишить средств дсмо- социальную систему и привести общество к краху.

Авторитарная политическая система превращает общества в чрезвычайно стабильные и прочные , но неспособные к саморазвитию. Они напоминают собой сооружения из монолитного железобетона: исходная, базисная и вспомогательная части в них связаны железным каркасом, залитым бетоном власти.

Изменения в политических обществах происходят медленно. Поколения живут в одних и тех же условиях, сохраняя стереотипы сознания и поведения: традиции прошлых поколений выступают высшими ценностями. Проблем «отцов и детей» не существует.

Развитие авторитарных политических систем идет экстенсивно и циклически. Когда деградирует политическая элита, слабеет госаппарат, прекращается поддержка населения и т. д., такие политические системы разваливаются. Иногда это происходит в результате военного столкновения с более сильной (умной, вооруженной, сплоченной) политической системой.

В начале XX века в некоторых феодально-капиталистических странах догоняющей модернизации возникла тоталитарно-политическая система: советская в СССР (при Сталине), фашистская в Италия (при Муссолини), нацистская в Германии (при Гитлере), так называемая «милитаристская» в Японии, франкистская в Испании (при Франко). Она была разновидностью авторитарной политической системы и оказала громадное влияние на общественные процессы в буржуазных странах.

Авторитарные политические системы превращают общества в своеобразные личности, а личности — в «винтик» государственной машины. Неслучайно русские называют Россию «матушкой», Святой Русью, Родиной, «рабой» (М. Волошин). Западные страны никогда не характеризовались такими метафорами: там личностью был и остается индивид. До постиндустриальной норы такая коллективная личность-страна могла выживать в условиях международной конкуренции. Удастся ли России остаться коллективистской личностью в постиндустриальном мире?

Либеральная политическая система

Либерально-политическая (демократическая) система общества возникла в античном (аграрном) обществе (Древняя Греция и Древний Рим) значительно позже авторитарно-политической, а затем получила развитие в индустриально-буржуазном обществе на Западе (в Европе) в результате революций XVII-XVIII веков. Нарождающийся либеральный политический строй выражал интересы буржуазии, был ведущим в капиталистических странах до «Октябрьской революции» в России и капиталистического кризиса 30-х годов XX века. Именно такой строй критиковали К. Маркс и Ф. Энгельс в «Манифесте коммунистической партии» (1848).

Исходную часть либерально-политического строя образуют свободные общинники и граждане, объединенные в гражданское сообщество (совокупность негосударственных, добровольных организаций граждан для защиты своих интересов от своего государства): свободные политические партии, общественно-политические организации (церковь, профсоюзы и т. п.), СМИ. Их субъектность носит либерально-религиозный (в античном обществе) и либеральный (в индустриальном обществе) характер.

Базисную часть либеральной политической системы образует демократическая государственная власть в форме парламентской или президентской республики. В ней политический лидер и правящая элита избираются гражданами через прямые или ступенчатые выборы на определенный срок. Существует разделение властей на законодательную, исполнительную, судебную (последняя — на основе частного права). Важнейшими исполнительными органами являются правоохранительные (полиция и прокуратура). Наиболее важные вопросы решаются плебисцитами (референдумами) граждан. (Для исполнительной власти тоже характерно стремление к произволу за пределами частного права.) В западном обществе государственные функции приобретают координирующий характер, когда частные собственники вступают в рыночные отношения между собой.

Результативную часть либеральной политической системы образуют: 1) политическая, экономическая и демосоциальная стабильность; 2) соблюдение прав человека и гражданина; 3) возможность саморазвития в условиях конкуренции и неуверенность в завтрашнем дне; 4) защищенность от внешних угроз; 5) обеспечение внешней политической и экономической экспансии.

Называют разные причины происхождения такого государства. Марксисты доказывают, что ею послужило появление частных собственников, классовой борьбы бедных против богатых, стремление богатых защитить свою собственность с помощью власти. Фукуяма полагает, что демократию никогда не выбирают по экономическим причинам. Первые демократические революции (американская и французская) произошли тогда, когда промышленная революция шла только в Англии. Выбор в пользу прав человека не был обусловлен индустриализацией, появлением буржуа и т. д. «Для Гегеля первичным двигателем истории человечества является не современная наука или постоянно расширяющийся горизонт желаний <...> но полностью не экономический мотив — борьба за признание».

Структура либерального государства меняется в зависимости от типа общества. Для американских либералов (и консерваторов) государство включает в себя совокупность социальных институтов, обеспечивающих общественный порядок и оборону: полиция, суды, тюрьмы, армия и т. д. Оно выступает «ночным сторожем» и не может ограничивать частный индивидуализм граждан.

Для европейских социал-демократов государство включает, помимо вышеперечисленного, также школы, университеты, больницы, коммунальные системы, науку и т. д., которые в США находятся в частном ведении. Государственная инфраструктура пытается обеспечить равенство граждан в потреблении, возможность их участия в государственной жизни. Принцип участия вытекает из принципа социальной солидарности, ставшего знаменем французской буржуазной революции. Этот принцип отсутствует в современной Америке, где господствует принцип частной инициативы и индивидуализма.

Все механизмы и процедуры принятия решений по важнейшим вопросам функционирования и совершенствования политической системы регламентируются нормативными актами. Отдельные ветви и уровни власти взаимно оказываются под контролем закона. По оперативности принятия решений демократический механизм медленнее деспотического, но по конечной результативности выше его. Он позволяет проводить реформирование последовательно, поступательно и динамично, избегая по мере возможности вполне естественных ошибок.

Либеральная политическая система долгое время выражала преимущественно интересы экономически господствующих классов. В их интересах принималась конституция, формировался парламент, вводилось избирательное право. Остальная часть населения из-за характера труда, образованности, традиций из политической жизни исключалась. В результате увеличения мелкой и средней буржуазии, численности рабочих и интеллекттуалов, роста сознательности населения политическая жизнь подверглась социал-демократизации.

Социал-демократическая политическая система

В конце XIX века в капиталистических странах вводится всеобщее избирательное право, возникают многочисленные политические партии разных социальных классов: буржуазии, рабочих, фермеров, служащих. Приспосабливаясь к интересам нс- буржуазных классов, обострению межимпериалистических противоречий, катастрофическим последствиям Первой мировой войны, либеральная политическая система трансформировалась в социал-демократическую, которая представляет собой в некотором смысле смешанный, авторитарно-либеральный политический строй.

Социал-демократическая система возникла в результате заимствования некоторых тоталитарных институтов советской, нацистской и фашистской систем и социальной «прививки» их к либерально-политическим системам капиталистических стран в середине XX века: США (при Рузвельте), Швеции, Норвегии и других. «Прививаются» плановость, государственная экономика, государственное регулирование рынка, расширение социальных и политических прав низших классов. Эти процессы начались после Первой мировой войны, но приобрели значительный размах после Второй мировой войны, уничтожения тоталитарных политических режимов в Германии, Японии и Италии.

Исходную часть социал-демократического политического строя образует социал-демократическая общность, включающая средний класс (мелкая и средняя буржуазия, буржуазные интеллектуалы, служащие и рабочие), экономически обеспеченный, обладающий гражданскими правами, достаточно образованный, занятый предпринимательским трудом, состоящий из законопослушных граждан, следящий за соблюдением принятых в обществе законов, отстаивающий свои права против своего государства через гражданское общество. Ему присущи социал-демократические мировоззрение, ментальность и мотивация.

Базисную сферу социал-демократической власти образует демократическое, правовое, социальное государство в форме парламентской или президентской республики. Политический лидер и правящая элита избираются через прямые или ступенчатые выборы на определенный срок. Важные вопросы решаются с помощью референдумов. Разграничены функции законодательной, исполнительной, судебной, а также центральной, региональной и местной власти. Такое государство становится социальным, начинает заботиться о безработных, стариках, многодетных и прочих малоимущих через перераспределение доходов богатых и обеспеченных людей. Уилл Хаттон пишет по поводу такого государства: «Европейцы же расширяют пределы государства, включая сюда больницы, школы, университеты, коммунальные системы и даже научное знание. Создаваемая государством инфраструктура обеспечивает равенство всех членов общества и возможность для каждого из них участвовать в его жизни».

Результативную часть социал-демократической системы общества образуют: 1) политическая, экономическая, демосоциальная стабильность; 2) соблюдение прав человека и гражданина; 3) возможность саморазвития в условиях конкуренции; 4) защищенность от внешних угроз; 5) обеспечение внешней политической и экономической экспансии; 6) умеренное социальное равенство и социальная защищенность.

По оперативности принятия решений социал-демократическая политическая система медленнее либеральной, и тем более — авторитарной. Это связано с согласованием интересов разных социальных классов — оперативных и стратегических. Принятие важных решений в гражданской политической системе сопровождается общенациональной и внутрипартийной дискуссией, которая позволяет оценить положительные и отрицательные стороны принимаемого решения для страны и ее классов. Социал-демократическая политическая система позволяет проводить политическое, экономическое и иное реформирование последовательно, поступательно и динамично, избегая вполне естественных ошибок.

В своей известной статье «Конец истории» (1989) и книге «Конец истории и последний человек» (1990) Ф. Фукуяма выдвигает положение, что социал-демократическая («либерально-демократическая» по его терминологии) политическая система означает конец истории, т. е. представляет собой наиболее полное и эффективное выражение политических потребностей людей. «Это утверждение, — пишет он, — не означает, что стабильные демократии, такие, как США, Франция или Швейцария, лишены несправедливости или серьезных социальных проблем. Но эти проблемы связаны с неполной реализацией принципов-близнецов: свободы и равенства , — а не с дефектами самих принципов. Хотя какие-то современные страны могут потерпеть неудачу в попытке достичь стабильной либеральной демократии, а другие могут вернуться к иным, более примитивным формам правления, вроде теократии или военной диктатуры, но идеал либеральной демократии улучшить нельзя».

Американская организация «Дом свободы», специализирующаяся на оценке характера политических режимов, в 1972 году насчитывала в мире 42 демократических государства. Ныне к этой категории относят уже 120 государств. Организация «Программа развития ООН» относит к действительно демократическим 80 государств мира. При этом отмечается, что из 81 страны мира, провозгласивших строительство демократических государств, только в 47 эта цель была достигнута. В частности, странами с «консолидированной демократией» ныне считают Венгрию, Чехию, Словакию, Словению, Польшу, Литву и Латвию, а к странам, переходным к консолидированной демократии, относят Россию, Словакию, Молдавию, Болгарию, Румынию, Украину, Македонию, Хорватию, Албанию, Армению, Киргизию, Грузию, Казахстан и Азербайджан. Странами «консолидированной автократии» называют Белоруссию, Таджикистан, Узбекистан и Туркменистан. С такой оценкой можно не соглашаться, но следует обратить внимание на то, что демократизация в разных странах проходит по-разному.

Общие замечания

По признанию многих зарубежных и российских политологов в настоящее время основной тенденцией изменения политических систем является их демократизация. Один из авторов теории «третьей волны демократизации» С. Хантингтон считает, что первая (1820-1926гг.) и вторая (1942-1962гг.) волны, приведшие к становлению демократических систем, соответственно, в 29 и 36 странах, закончилась своеобразными отливами, во время которых, в одном случае 6, в другом – 12 политических систем вернулись к авторитаризму. «Третья волна» демократизации, по мнению С. Хантингтона началась в 1975 г. и продолжается и в XXI веке. За это время перешли от авторитаризма к демократии Греция, Португалия, Испания, Доминиканская республика, Гондурас, Перу, Турция, Филиппины, Южная Корея, Венгрия, Польша, Чехия, Словакия, Болгария, Россия, Украина и др. По мнению исследовательского центра «Дом свободы» (США) в 1996 г. из 191 страны мира 76 были демократическими, 62 - частично демократическими и 53 – недемократическими; в 1986 эти цифры составляли, соответственно, 56, 56, 55 (всего 167 стран). Следует отметить, что переход к демократии (политическая реформа) не всегда автоматически ведет к экономическому процветанию и повышению жизненного уровня, а следовательно, и оценке населением тех преимуществ, которые несет демократия. С экономическими трудностями в условиях модернизации сталкиваются многие страны Азии, Латинской Америки, Африки, Восточной Европы, в том числе и СНГ. Ориентация на ускоренный экономический рост резко увеличивает неравенство в обществе и ослабляет демократию. Это требует от политиков определенных усилий по консолидации общества, укреплению политических институтов.

Таким образом, политические системы можно подразделить на демократические, переходные к демократии (в стадии демократизации или консолидации) и недемократические или тоталитарные.

Кроме того, политические системы различаются еще по формам правления и государственному устройству.

Различия по форме правления практически не оказывают воздействие на структуру и режим политической системы. Действительно политические структуры с монархической формой правления, например, Норвегии, Дании, Швеции, мало чем отличаются от политической системы республиканской Финляндии,

Гораздо большее воздействие оказывает принцип формирования правительства. По этому критерию политические системы подразделяются на парламентские республики или монархии и президентские республики, о различиях их функционирования дает представления таблица 4.

Большое значение для структуры и функционирования политической системы общества имеет также государственно-территориальное устройство (см. табл. 5). В федеральном государстве избирается, как правило, двухпалатный парламент, так как одна из палат (обычно нижняя) представляет групповые интересы населения, а другая (верхняя) - интересы субъектов федерации (штатов, земель, республик, провинций). Хотя в некоторых унитарных государствах также существуют двухпалатные парламенты (например, Италия, Франция), но это является скорее исключением, чем правилом и объясняется не необходимостью учитывать интересы субъектов федерации, а влиянием исторической традиции, других причин. Конфедеративное государственно-территориальное устройство кроме государственных институтов обуславливает функционирование еще и союзных (конфедеративных) органов.

Таблица 4. Парламентские республики или монархии и президентские республики.

Парламентская республика (монархия) Президентская республика
Правительство формируется партией (или коалицией партий), располагающей большинством мест в парламенте. Глава правительства (исполнительной власти) - лидер партии, победившей на парламентских выборах. Глава государства - президент, избираемый законодательным собранием, или монарх имеют только представительные функции. Глава государства и глава исполнительной власти (правительства)- Президент избираемы на всеобщих выборах. Президент формирует правительство с согласия парламента и имеет полномочия по проведению внутренней и внешней политики.
Правительство ответственно перед парламентом; потеря поддержки парламентского большинства влечет отставку правительства и роспуск парламента. Правительство несет ответственность перед президентом; отклонение правительственной программы парламентом не ведет к правительственному кризису. Президент не имеет права роспуска парламента, но имеет право вето любого законопроекта. Это вето может быть преодолено большинством в 2/3 голосов при повторном голосовании в парламенте.
Депутаты парламента при голосовании связаны партийной дисциплиной, вынуждены учитывать возможность роспуска парламента при отклонении правительственной программы (законопроекта). Депутаты законодательного собрания относительно свободны от партийных решений при определении своей позиции.

Таблица 5. Государственно-территориальное устройство.

Унитарное государство Федерация Конфедерация
Конститутивные (определяющие) решения принимаются высшими органами власти государства Конститутивные решения в сфере исключительной компетенции федерации принимаются высшими федеральными органами власти; в сфере совместного ведения - с участием субъектов федерации Конститутивные решения принимаются высшими органами власти государств-участников конфедерации.
Единая территория, границы административно-территориальных единиц устанавливаются и изменяются центром. Территорию федерации образуют территории ее субъектов; внутренние границы федерации могут быть изменены только с согласия ее субъектов. Единая территория отсутствует.
Административно-территориальные единицы не наделены политической самостоятельностью Субъекты федерации обладают ограниченной федеральным законом политической самостоятельностью. Государства-участники конфедерации сохраняют политическую самостоятельность в полном объеме.
Двухпалатный или однопалатный парламент; палаты формируются на основе общенационального представительства. Двухпалатный парламент; одна из палат- представительство субъектов федерации, другая - общенациональное представительство. Однопалатный парламент или отсутствие высшего законодательного органа.
Единая Конституция Конституция определяет верховенство федеральных законов и право субъектов федерации принимать законодательные акты в пределах своей компетенции. Отсутствие единой Конституции и законодательства.
Единое гражданство Федеральное гражданство и гражданство субъектов федерации. Гражданского каждого государства-участника.
Субъекты федерации, как правило, лишены права выхода из федерации. Конфедеративный договор может быть расторгнут (в том числе и в одностороннем порядке).
Государство осуществляет международную деятельность в полном объеме. Международные контакты субъектов федерации ограничены (могут иметь зарубежные представительства, участвовать в деятельности международных организаций, осуществлять научные и культурные обмены). Государства- участники осуществляют международную деятельность в полном объеме..

Итак, современные политические системы различаются по структуре и функционированию (режимам), форме правления и по государственно-территориальному устройству.

Главным документом, характеризующим политическую систему страны, является Конституция. Кроме того, для анализа политической системы важное значение имеют такие основополагающие законы о политической сфере общества, как закон о выборах, закон о политических партиях (общественных организациях), закон о средствах массовой информации и др. Хотя не во всех странах считают необходимым принятие таких законов, а руководствуются конституционными правами и свободами человека, политическими традициями, нормами международного права (например, США). В других странах наоборот, имея веками наработанные законы, традиции, исторические прецеденты, не считают необходимым принимать целостный документ - Конституцию, считая, что ее составляют отдельные законы, все нормы и традиции сложившиеся в политической сфере общества (например, Великобритания).

Политическая система США.

Опираясь на введенные нами критерии, следует отметить, что политическая система США является демократической, функционирует, как правило, в демократическом или развернуто-демократическом режиме, форма правления - президентская республика, а территориальное устройство страны можно охарактеризовать как федерацию штатов.

Конституция США - первая Конституция Нового времени - была принята 17 сентября 1787 года. Теоретической основой американской конституции являются такие основополагающие политические теории, категория естественных прав, теория общественного договора, теория разделения властей. Кроме того, в Конституции США воплощены важные «функциональные» теории: теория федерализма, теория сдержек и противовесов, позволяющие бескризисно работать всем уровням власти (федеральному правительству, властям штатов, местным властям) и всем ветвям власти (законодательной, исполнительной и судебной).

Законодательная власть в США принадлежит Конгрессу, состоявшему из двух палат.

Нижняя палата - палата представителей имеет 435 мест, которые распределяются пропорционально по штатам в зависимости т численности населения.

Членом палаты представителей может быть только житель данного штата, состоящий не менее семи лет гражданином США и достигший двадцатилетнего возраста.

Выборы членов палаты представителей проводятся каждые два года (обычно в ноябре по четным годам), палату представителей возглавляет избранный ею спикер.

Верхняя палата американского конгресса - сенат, формируется из 100 членов, представляющих уже не всю федерацию в целом, а свои штаты. Избиратели 49 штатов и федерального округа Колумбия (в основном столица страны Вашингтон) избирают по два сенатора сроком на шесть лет. Выборы проводятся каждые два года (вместе с выборами в палату представителей); при этом переизбирается одна треть сенаторов. Сенатором может быть житель данного штата, в течение девяти лет являющийся гражданином США и достигший тридцатилетнего возраста.

Председателем Сената по должности является вице-президент США, однако он голосует лишь в том случае, ели голоса разделяются поровну, в случае отсутствия вице-президента заседания Сената ведет избираемый сенаторами председатель.

Сенат и палата представителей, как правило, заседают раздельно.

В функции конгресса США входит:

Устанавливать и взимать налоги;

Принимать законы;

Осуществлять денежную эмиссию;

Формировать федеральный бюджет и контролировать его расходы;

Учреждать судебные органы;

Объявлять войну, набирать и содержать армию и т.д.

Взаимоотношение законодательной и исполнительной власти строится на основании так называемой системы сдержек и противовесов. Суть ее заключается в том, что каждый законопроект, чтобы стать законом должен быть обсужден и получить большинство голосов палаты представителей и Сената. Кроме того, он должен быть подписан президентом, Таким образом, исполнительная власть (президент) имеет право вето по отношению к законодательной власти (конгрессу). Но конгресс может преодолеть президентское вето квалифицированным большинством, то есть, если при повторном голосовании не менее 2/3 членов палаты представителей и 2/3 сенаторов выскажутся за принятие законопроекта, то он уже без одобрения президента становится законом.

Законодательная власть обладает исключительным правом отстранять от должности главы исполнительной власти - президента.

Возбуждать процесс импичмента (отстранения) имеет право палата представителей, а суд в порядке импичмента осуществляет сенат. В этом случае ведет заседание сената представитель Верховного Суда. Импичмент осуществляется с согласия не менее 2/3 присутствующих сенаторов.

В состав конгресса американцы чаще всего избирают юристов (до 45), бизнесменов (30), ученых (до 10), остальные социальные или профессиональные группы представлены одним или несколькими депутатами. Такой состав свидетельствует о деловитости и достаточно высоком профессионализме американских законодателей. Деятельность каждого члена палаты представителей обслуживают до 20 помощников, сенатора - до 40 и более.

Исполнительная власть в США осуществляется президентом. Он избирается на 4-х летний срок, но не прямым голосованием (как конгресс), а выборщиками, которые избираются в каждом штате (по числу сенаторов и членов палаты представителей). Президентом США может быть только гражданин США, достигший 35-летнего возраста и проживающий в стране не менее 14 лет. Президентом США, в отличие от конгрессменов не может избираться один и тот же гражданин более чем на два срока.

Президент, как глава исполнительной власти, формирует Кабинет Министров (Правительство США). Кабинет Министров состоит из секретарей (министров), других официальных лиц, назначенных президентом, Наиболее важными министерствами, главы которых составляют так называемый внутренний кабинет, являются:

1. Министерство иностранных дел.

2. Министерство обороны.

3. Министерство финансов.

4. Министерство юстиции.

Главы менее престижных министерств составляют так называемый внешний кабинет, Всего в США имеется 14 министерств (департаментов).

Кроме функций главы исполнительной власти президент США исполняет обязанности главы государства, то есть символизирует единство нации, возглавляет государственные церемонии, представляет страну за границей, принимает официальных иностранных представителей. Как глава государства президент имеет право заключать международные договора (при условии последующей ратификации их сенатом). Назначать послов, Судей Верховного Суда, других должностных лиц.

Президент США является Главнокомандующим Вооруженных Сил. Он осуществляет назначение высших военных руководителей, отдает приказ об использовании армии. В случае смерти, импичмента или неспособности выполнять свои обязанности президента меняет на посту вице-президент, который избирается вместе с президентом. Исполнительная власть периодически отчитывается о своей деятельности перед конгрессом. Наиболее распространенной формой такой отчетности является ежегодный доклад «О положении страны». Формой прямого обращения к народу являются еженедельные так называемые «беседы у камина» (на самом деле радиобеседы, введенные президентом Ф. Рузвельтом (1933-1945 гг.)).

Судебная власть а США осуществляется Верховным Судом и судами низших инстанций, Суды, как нам уже известно, учреждаются конгрессом; на высшие судебные должности назначение осуществляет президент.

Судебная власть распространяется на все дела, включая оценку конституционности действий законодательной и исполнительной власти. Таким образом, Верховный Суд США выполняет не только функции высшей судебной инстанции по гражданским и уголовным делам, но и функции Конституционного суда.

Такова структура горизонтального разделения власти в США

Вертикальное распределение властных полномочий, государственно-территориальное устройство США осуществлено на принципе федерализма. В конституции четко указаны все функции верхнего, федерального эшелона власти, а все остальные полномочия: гражданское и уголовное законодательство, образование и здравоохранение, охрана общественного порядка, контроль над использованием природных ресурсов, строительство коммуникаций (кроме почты) и др. Переданы на уровень штатов и муниципалитетов (местной власти). У штатов имеются не только свои конституции и законы, но и другая атрибутика государственного суверенитета: флаги, гербы, гимны, символы. Но конституция США устанавливает верховенство федерального закона над законами штатов, что соответствует федеративному, а не конфедеративному территориально-государственному устройству страны.

В США исторически сложилась двухпартийная система. Демократическая партия выражает интересы среднего класса, фермеров, а также негров, «чиканос» (американцев латиноамериканского происхождения), живущих как правило ниже среднего уровня, бедных, менее образованных слоев населения. Республиканская партия в своих программах обращается к среднему классу, крупным и средним предпринимателям (а это преимущественно белые), квалифицированным рабочим и инженерам, людям высокооплачиваемых профессий: врачам, юристам и др.

Политическая система США при власти демократов обычно держит курс на осуществление больших социальных программ в образовании, здравоохранении, помощи бедным, неимущим, направленных на определенное выравнивание материального положения американцев (за счет прогрессивных налогов с имущих). С приходом к власти республиканцев, как правило, снижаются налоги (как с граждан, так и с корпораций), уменьшается количество социальных программ, снижается уровень социальной помощи, увеличивается социальная дифференциация общества. Это соответствует интересам верхней части среднего класса, богатым предпринимателям. Капиталы, высвобожденные из социальных программ, вкладывается в развитие производства. Страна увеличивает темпы экономического развития. Следует отметить, что изменения, вносимые в функционирование политической системы демократами или республиканцами, не затрагивают основ демократии: свободы слова, деятельности партий и общественных организаций, формировании общественного мнения и т.д.