Претензии к «Православной энциклопедии» малокомпетентны и смехотворны. Православная энциклопедия – религиозное издание для верующих? Дмитрий Афиногенов, ведущий научный сотрудник ИВИ РАН, профессор Отделения византийской и новогреческой филологии филологи

Левон Нерсесян. Фото: Таня Зоммер, bg.ru

Левон Нерсесян, специалист по древнерусскому искусству, старший научный сотрудник Третьяковской галереи:

– Я, собственно, никогда не относился к этому изданию как к чисто религиозному. С моей точки зрения, это очень серьезный, очень важный общегуманитарный проект, который находится на стыке нескольких наук: истории, филологии, богословия и истории искусств, которой я непосредственно занимаюсь.

Какие-то другие гуманитарные научные проекты такого масштаба, которые предпринимались бы на протяжении последних 10 лет, мне неизвестны. И то, что именно в этот проект вкладывались и продолжают вкладываться деньги – для меня чрезвычайно отрадно, потому что хочется, чтобы он был завершен.

Кстати, о завершении проекта я упоминаю не случайно – ведь существовала, скажем, так называемая «Православная богословская энциклопедия», которая издавалась в России с начала XX века и вплоть до Первой мировой войны – к сожалению, это издание было доведено только до буквы «К». Но я очень хорошо помню, как в наши студенческие годы мы регулярно ею пользовались, хотя это было совсем не так просто, учитывая, что времена были еще вполне советские. И да – мы сетовали на неполноту и несовершенство отдельных статей, но другого источника информации по целому ряду вопросов у нас просто не было.

Новая энциклопедия, разумеется, существенно превосходит то дореволюционное издание и представляет собой действительно универсальный источник по целому ряду отраслей гуманитарного знания. Приведу только один пример – сейчас в качестве научного редактора я работаю над изданием второго тома каталога икон Вологодского музея-заповедника (тоже вполне себе монументальный проект!). На данный момент в списке литературы – 18 статей из «Православной энциклопедии», и я понимаю, что их будет больше. Это и статьи по иконографии отдельных сюжетов, и агиографические справки по святым, иконы которых мы публикуем.

И, конечно, это не единственный пример, поскольку к «Православной энциклопедии» всем нам, историкам средневекового искусства, приходится обращаться регулярно – прежде всего к статьям по иконографии отдельных сюжетов и персонажей. Разумеется, их нельзя назвать исчерпывающими, но любая исследовательская работа с тем или иным иконографическим типом может и должна начинаться с той вполне грамотной справки, которую дает «Православная энциклопедия».

Сделаем небольшую оговорку: очевидно, что эти справки не вполне равноценны. Подобрать по всем темам абсолютно безупречных авторов, которые в курсе последнего слова в науке по тому или иному вопросу, – никакая редакция не в силах этого сделать. К тому же есть темы, которые исследовались мало и не исследовались вовсе, и не все авторы способны предпринять полноценное научное исследование, чтобы написать несколько страниц энциклопедической статьи. Но это особенность любого энциклопедического издания, над которым работает большой коллектив авторов, – одни статьи более удачны, другие менее, одни содержат новую информацию, другие представляют собой более или менее грамотный конспект того, что уже давно известно.

Но самое главное, что есть место, где эта информация собрана и продолжает собираться, и я надеюсь, что никакие «козни» этот процесс не прервут. А то и так приходится регулярно переживать, что до этой конкретной нужной тебе буквы энциклопедия пока еще не добралась…

Так сложилось, что я – автор всего одной статьи в «Православной энциклопедии». Но я знаю очень многих своих коллег-искусствоведов, прекрасных специалистов, пишущих для нее чрезвычайно интересные, ценные и полезные тексты, к которым я регулярно обращаюсь. И, конечно, мне регулярно пригождаются агиографические справки – прежде всего сведения о русских святых и русских переводных житийных текстах. И я подчеркиваю, что речь в данном случае идет не о тысяча первом интернет-пересказе Димитрия Ростовского, а о вполне грамотном научном анализе со ссылками на исследования и на источники, в том числе рукописные.

Наконец, есть еще целый ряд историко-богословских и литургических вопросов, которые любому действующему историку средневекового искусства абсолютно необходимы. И пусть не все они сегодня решены до конца, я могу быть уверен, что в «Православной энциклопедии» я найду самую свежую информацию, отражающую текущее состояние богословской и литургической науки.

Да, и для прояснения ситуации могу добавить, что никакого особенного пиетета перед собственно православными церковными проектами у меня нет. И прилагательного «православный» явно недостаточно для того, чтобы привести меня в восторг. Сам я вполне светский ученый, да и к тому же католик, и, кстати, будучи католиком, совершенно не уверен, что христианство можно «пропагандировать» с помощью издания энциклопедий – у нас несколько иное представление о миссионерской деятельности.

С моей точки зрения, «Православная энциклопедия» занимается, прежде всего, сбором и пропагандой знаний по истории отечественной духовной культуры и искусства, и тот факт, что Русская Православная Церковь возложила на себя такую миссию, должен безусловно украсить ее имидж в глазах, в целом, религиозно индифферентного общества. Со своей стороны я могу только выразить огромную благодарность коллективу авторов и пожелать им успешного завершения этой титанической работы.

По поводу же статьи Юлии Латыниной, которая сейчас у всех «на слуху», могу сказать только то, что она отражает ситуацию, к сожалению, вполне стандартную для современных отечественных СМИ. Мы сплошь и рядом сталкиваемся с тем, что человек, очень поверхностно образованный и слабо разбирающийся в обсуждаемой проблеме, внезапно начинает считать свое мнение авторитетным и на глазах у «восхищенной публики» приступает к «сенсационным разоблачениям». Сколько таких «сенсационных разоблачений» мне приходилось читать по поводу музеев и музейных сотрудников – вы не поверите! В том числе и в церковных изданиях, между прочим…

Не думаю, что я вправе судить, какой из Юлии Латыниной журналист, но историк и филолог-медиевист из нее точно никакой, и мне, как вполне себе действующему ученому-гуманитарию, ее инвективы кажутся абсолютно смехотворными. Можно, конечно, вырвать из контекста несколько фраз с целью того, чтобы доказать, что все приведенные в «Православной энциклопедии» сведения ненаучны, и что она занимается исключительно пропагандой давным-давно устаревших суеверий.

Но это может произвести впечатление только на людей, к науке никакого отношения не имеющих. Для меня и моих коллег важно не то, какие именно сведения о Богородице приводит энциклопедия, а то, из каких источников эти сведения заимствованы, есть ли в статье критический разбор этих источников или хотя бы ссылки на исследования, в которых этот разбор проводился, и т. п. И дальше именно я и мои коллеги – а не Юлия Латынина и ее поклонники – будем судить о том, достаточно ли нам приведенных сведений, и оценивать, исходя из этого, ту или иную статью.

Для Юлии Латыниной в такой ситуации предусмотрена только одна возможность – ПОЛЬЗОВАТЬСЯ энциклопедией – то есть раскрыть ее на нужной букве и найти нужное слово. И если приведенные сведения ее почему-то не устроят – обратиться к любому другому источнику. А вот о том, насколько научны эти сведения, насколько они актуальны и насколько велика их общекультурная ценность, пускай судят специалисты, ладно? Если честно, ее трогательный малограмотный демарш вообще никак не должен был оказаться в поле зрения моем и моих коллег – все эти «властители дум», независимо от своей политической или конфессиональной ориентации, как правило, работают со своей, вполне устоявшейся аудиторией и вполне профессионально придумывают для нее развлечение за развлечением… С другой стороны, альтернативная экспертная точка зрения все равно должна быть высказана, а дальше уже дело публики – продолжать ли безоговорочно верить своему «кумиру» или немного призадуматься…

Александр Кравецкий, кандидат филологических наук, руководитель Центра по изучению церковнославянского языка Института русского языка им. В. В. Виноградова РАН:

– Реакция возмутившихся, что на издание «Православной энциклопедии» тратятся государственные деньги, понятна. На обложке энциклопедии написана конфессиональная принадлежность, а Церковь законодательно отделена от государства, поэтому с чего бы вдруг государству тратить деньги на подобное издание?

Но все-таки я советовал бы всем, кто возмущается, сначала глубже изучить вопрос. Дело в том, что «Православная энциклопедия» – это один из крупнейших гуманитарных проектов постсоветского времени. Притом каждая статья издания – это не компиляция. В эпоху информационных технологий сделать компиляционный справочник – дело нехитрое. Здесь же – огромная исследовательская работа по истории и культуре России. История Русской Церкви и история русской культуры, и история страны – связаны и уж точно пересекаются. Этот блок энциклопедия описывает лучше, чем кто бы то ни был. В ней – далеко не только богословские статьи, там говорится и об архитектуре, истории, литературе, философии, музыке.

Притом в «Православной энциклопедии» говорится не только о православии. Античная, славянская мифологии, другие религии и так далее – обо всем этом можно найти абсолютно нейтральные справочные статьи.

«Православная энциклопедия» делается не силами популяризаторов, компиляторов, а силами лучших исследователей. Ей удалось объединить и привлечь к сотрудничеству сотрудников академических институтов, вузов и так далее. Они за эти годы создали совершенно уникальное сообщество, которое выдает действительно качественный продукт.

Научный уровень этого издания и его вклад в культуру очень высок, и государство это поддерживает. Если бы государство при помощи госзакупок или какими-то иными формами снабжало все редакции средств массовой информации «Православной энциклопедией», «Словарем русских писателей», «Большой российской энциклопедией» и другими нормальными справочниками, мир бы точно стал лучше. И количество бессмысленностей, которые мы читаем в СМИ, стало бы немного меньше.

Так что, мне кажется, «Православная энциклопедия» – это из тех культурных ценностей, которые государство должно поддерживать.

Тем, у кого возникают вопросы к качеству статей «Православной энциклопедии» и кто сомневается в ее нужности, я рекомендую набрать в поисковике слова «Православная энциклопедия в электронной версии» и посмотреть, что это такое. Потому что сейчас гуляет по интернету журналистский пересказ статьи о Богородице, при чтении которого может создаться впечатление, что за государственные деньги «Православная энциклопедия» рассказывает людям сказки. Повторю то, что я уже говорил.

Уже в самом начале статьи «Богородица» содержится указание на то, что «из библейского рассказа мы не узнаем ничего ни об обстоятельствах Ее Рождества, ни о Введении во храм, ни о жизни Богородицы после Пятидесятницы», а затем авторы дают характеристику источников, из которых можно извлечь сведения о Богородице. И лишь после такого источниковедческого введения и обсуждения вопросов о достоверности источников следует краткий пересказ жития Богородицы, который начинается со слов: «Предание свидетельствует о том, что…» На мой взгляд, для справочного издания такой способ подачи материала является вполне корректным.

Абсолютно по той же схеме излагается в энциклопедии, скажем, рассказ об Афине или Велесе, хотя, понятное дело, для православного человека Богородица – реальна, а названные два другие персонажа – герои мифов. Но на подход в изложении это никак не влияет.

Эта информация доступна, ее легко проверить. Всех призываю заходить на сайт и читать.

В этой истории есть и еще один важный момент. Мы начинаем платить по счетам за все наши «оскорбленные чувства». Нас стали воспринимать как гонителей. В любом сообществе людей агрессивных подавляющее меньшинство, но видны именно они. Нас, к сожалению, видят такими, как те самые казаки, громящие выставки, активисты, срывающие спектакли. И мы получаем ответную общественную реакцию. При этом объектом травли оказываются не «активисты» и другие агрессивные маргиналы, а серьезные академические проекты, которыми можно только гордиться. Мы получаем общественную реакцию на какие-то агрессивные действия, которые происходят от нашего имени.

Дмитрий Афиногенов

Дмитрий Афиногенов, ведущий научный сотрудник ИВИ РАН, профессор Отделения византийской и новогреческой филологии филологического факультета МГУ:

– «Православная энциклопедия» – это не издание для верующих, и люди, которые это говорят – просто не открывали ее.

Если открыть статьи «Бергсон» или «Гегель» – это громадные по объему статьи о каждом философе, масса сведений о других конфессиях, например, там есть все католические святые.

Есть статьи о религиозной ситуации в различных странах. Например, взять статью «Италия» – она громадная. Как вы сами понимаете, православных в Италии – ничтожный процент населения. Но там тщательнейшим образом расписана вся религиозная ситуация в этой стране. То же самое в статьях о других странах.

Кроме того, там масса материалов по истории, не только православного мира, но и Запада.

Там есть много информации, которая представляет специфический интерес, но не для верующих, а для всех, кто интересуется историей Православной Церкви и ее современным положением – а интересоваться этим может любой человек.

Все утверждения по поводу разбазаривания денег – голословны. Производится очень качественный продукт в научном смысле слова. Качество обеспечивается многоуровневой системой подготовки текстов. В качестве авторов выбираются те лучшие специалисты, которые в этой области есть и согласны писать. Авторы отвечают за содержание статей, а также все они проходят очень тщательную редактуру.

Поэтому «Православная энциклопедия» – проект научный. Объем информации, который в ней представлен, несопоставим со всем, что сейчас выходит. В мире нет таких проектов, он уникален не только для России, но и для всего мира.

Я постоянно пользуюсь статьями коллег в «Православной энциклопедии», потому что кроме всего прочего там дается обновленная научная библиография, и когда я знаю авторов, мне нужны какие-то сведения, знаю, кто пишет эти статьи, и знаю, что это всегда будет на высшем уровне, и это последние достижения науки.

Статья Латыниной – просто невежество, обыкновенная леность. В статье цитируют апокриф – ну и что? Она же не открывала ее, не держала в руках ни одного тома. Чтобы оценить издание – надо открыть и посмотреть, что там написано.

Павел Лукин, доктор исторических наук, ведущий научный сотрудник Института российской истории РАН:

– «Православная энциклопедия» – проект, который представляет собой очень хороший пример сотрудничества между научными государственными организациями, такими, как Академия наук, различные университеты и так далее, и общественными организациями, в данном случае – Русской Православной Церковью и не только: в проекте участвуют представители других Православных Церквей.

Все статьи пишутся специалистами, учеными так, как и положено писать подобные статьи – без каких-либо конфессиональных ограничений. В итоге получается высококачественный научный продукт, один из лучших подобных проектов на сегодняшний день. Это не чисто церковный проект, энциклопедия не сконцентрирована исключительно на внутрицерковных каких-то проблемах. В ней рассматриваются самые разные вопросы, в том числе – важные для государства, для науки, прежде всего. Никаких вопросов о том, что «Православную энциклопедию» можно покупать для библиотек, для других нужд образования, не возникает.

Здесь нет проблем, как нет, скажем, тогда, когда государство закупает учебники по основам православной культуры, мусульманской культуры, иудейской культуры. Это совершенно не означает, что государство сливается с соответствующими вероисповеданиями.

В случае же с «Православной энциклопедией» тем более – это широкий проект, научно-взвешенный, без какой-либо религиозной пропаганды.

Это не энциклопедия богослужения и не миссионерская энциклопедия, а именно – научная. Я сам, когда работаю над какими-то научными вопросами, касающимися истории, часто прибегаю к «Православной энциклопедии».

Более того, там целый ряд статей носят не справочно-информативный, а исследовательский характер. Ведь с «Православной энциклопедией» сотрудничают практически все крупнейшие ученые: историки, филологи, которые занимаются самыми разными научными проблемами. И те статьи «Православной энциклопедии», о которых я сказал – это последнее слово в науке, и без них невозможно представить себе состояние историографии на сегодняшний день.

Я не знаю конкретные финансовые детали, но точно могу сказать, что подготовка «Православной энциклопедии» – очень трудоемкая работа. Там множество редакций, очень сложная многоэтапная система рецензирования, что и позволяет создавать очень серьезный научный продукт. Естественно, это стоит денег. Дешевое бывает только плохое, как известно. Серьезный проект требует серьезных расходов. Это однозначно.

Что касается статьи Юлии Латыниной… Я с уважением отношусь к ней как к публицисту, у нее есть интересные мысли, острые суждения. Но в данном случае она проявила очевидную некомпетентность, вырвав из контекста отрывок статьи про Богородицу, где сначала очень корректно говорится о том, что речь идет о преданиях. Информацию об этом Латынина отрезала и стала цитировать апокрифические рассказы так, как будто бы в энциклопедии говорится, что это – исторически достоверная информация. Это просто недобросовестное цитирование.

Как я понял из выступления Юлии Латыниной, она считает христианство негативным явлением, разрушившим замечательную Римскую империю, и так далее. Мне такая точка зрения кажется абсолютно ошибочной, неправильной, но Юлия Леонидовна имеет право ее придерживаться. А мы имеем право с ней не соглашаться. Но вот на что никто не имеет права, так это на подтасовку фактов и недобросовестное цитирование.

Признаюсь: я, как главная героиня , читающая по воскресеньям The New York Times, независимо ни от чего каждую неделю слушаю вас на сайте . Так делает довольно много моих друзей разного социального статуса, взглядов, увлечений, нам всем немного за тридцать. Мне очень интересно, как вы воспринимаете свою работу политического комментатора?

В начале 1990-х следить за Россией было реально интересно. В этой цивилизации были сильные личности, только начинались олигархи, и все они были круты до невозможности. Это сейчас они присмирели, потому что чем больше у тебя богатства, тем тяжелее делать решительные шаги - да и зачем? Я их понимаю: самое умное, что может сделать Абрамович, видя то, что происходит в России, - это появляться в ней как можно реже.

- Мечтаю поговорить про ваши любимые «информационные каскады»: как неопытным людям в них не попасться?

Информационных каскадов нельзя избежать в принципе, потому что человеческий мозг сам их и порождает. Нам обязательно надо во что-то верить: в Уицилопочтли, в статую Свободы, в права человека. Вера - это, собственно, то, что отличает человека от обезьяны. Я думаю, что лучше верить в права человека, чем в Уицилопочтли. Хотя не все защитники прав человека мне нравятся. Иногда я думаю, что Уицилопочтли лучше. 
Да, у вас приятные вопросы, потому что я думала, что опять меня будут спрашивать про Путина, Сечина и т. д.

- 
А почему нам иногда перестают нравиться правозащитники и вдруг становится симпатичен правый дискурс?

А это как раз пример информационного каскада, и еще это называется окном Овертона. Окно Овертона - это вопрос того, как можно или нельзя обсуждать те или иные темы. В 1950-е годы окно Овертона не предусматривало на Западе возможности обсуждения гомосексуализма. А сейчас - ради бога, пожалуйста. Но вот педофилию нельзя обсуждать. Окно Овертона меняется на наших глазах: после стокгольмского теракта шведские политики заявили, что им нужно больше полномочий, призвали выкинуть из страны всех, кому в ней дали убежище. Еще недавно за такие идеи они бы своих оппонентов назвали фашистами, а теперь сами об этом спокойно говорят.

Дело в том, что демократия подразумевает обратную связь с реальностью, и на Западе эта связь не идеальна, но в отличие от России она определенно есть. Потом Трамп, конечно, подал фантастический пример. Я недолюбливала президента Обаму, хотя старалась про него плохо не говорить, потому что человек он был явно упертый и с позицией. Пойти и извиниться перед кубинцами - это позиция. Извиниться перед мусульманами - тоже позиция. Но сейчас видно, насколько Обама распустил всех, потому что ни при каком Трампе не было бы у нас никакого Крыма, Донбасса, Сирии. А если и было, то очень аккуратно и в сотрудничестве с ним.

- Почему русская либеральная интеллигенция принимает Трампа?



Потому что не связана круговой порукой. Мы не учились в Гарвардском университете, не ходили в нем на лекции либеральных профессоров. Куча русских интеллектуалов может пройтись по западной политкорректности гораздо резче, чем это может позволить себе пока представитель интеллектуального мейнстрима на Западе. Ровно потому, что мы не связаны обязательствами.

- Наш взгляд на Трампа от этого становится объективнее, чем у CNN или The New York Times?


Нету «нашего» взгляда на Запад. Наоборот, мы можем сказать, что в России сформировался свой маленький, уютный информационный каскад. Их даже несколько. Есть путинско-захаровский дискурс. Это про то, что по стене ползет кирпич, деревянный, как слеза. Ну и пусть себе летит, нам не нужен контрабас. Есть западный дискурс чистой воды, это вот Пархоменко-Орлова. И между ними потихонечку формируется мейнстрим, скорее прозападный, этим людям скорее интересно то, что происходит в Париже, а не в Мекке.

Если предположить, что читатели «Афиши Daily» - представители как раз мейнстрима, как правильно им рассказывать про геополитическую обстановку в мире?

Я вам скажу страшную вещь: гораздо важнее понимать не геополитическую обстановку, а культурно-научное пространство. Важнее понимать, почему летает в космос и что там с бозоном Хиггса. Потом важнее понимать историю. Почему сдохла Римская империя, и что из себя вначале представляло христианство. Оно ничем не отличалось от Бен Ладена, который говорил, что он мирный, просто на него нападают.

И помня об истории, ты перестаешь удивляться или думать «нам так не повезло, мы так уникально попали». На этом фоне Путина и Захарова превращаются в точечку на стекле. Вот. И начинаешь относиться к геополитической обстановке философски.

- А ваш любимый Илон Маск - его как описать?



Ему хочется. Это типичный миллениал, у которого много денег, а теперь ему хочется. Шлиману хотелось раскопать Трою, а Илону Маску хочется летать в космос. Ну да, это пиар. Но в космос он летает, ракету посадил.

К сожалению, в России, вместо того чтобы смотреть на Илона Маска, детей либо ведут в крестный ход вокруг церкви, либо бросают, как псковских школьников. Насколько вообще государство должно вмешиваться в молодежную политику, чтобы не было двух таких крайностей? Как государство должно себя вести, чтобы молодые люди хотели быть учеными, а не бойцами без правил?



Я боюсь советовать. Российскому государству что ни посоветуешь, всегда получается автомат Калашникова. Поэтому лучше бы ему ничего не делать. Во-первых, понятно, что большинство никогда не будет смотреть в сторону Илона Маска. Во-вторых, есть очень хорошая система, не надо изобретать велосипед, это американская система. Хотя из школы можно где-нибудь в Детройте выйти, не научившись ни читать, ни писать, но при этом сама система заточена на поиск талантливых детей. Если мальчик из какого угодно гетто выиграл олимпиаду по математике, то его тащат из одной школы в элитную школу. Это единственное, что может и должно делать государство. Тащить за уши всех тех, кто готов отличиться.


- В российской политике появились сильные кадры кроме Навального за последнее время?

Что значит «кроме»? С моей точки зрения, у оппозиции должен быть один лидер, и он им и является. На войне должен быть один начальник. А не как, знаете, в Афинах, один день один полководец командовал, другой день другой. И, как правило, он отменял на второй день все распоряжения первого. Поэтому вот как-то не выросли Афины в империю. Правда, у них были другие преимущества.

Ну а если поиграть в предсказателей, то какое будущее у Навального с учетом того, что до выборов его явно не допустят?

Знаете, я боюсь загадывать. Когда крысу загоняешь в угол, она кусается. И у нас, я думаю, все самые веселые истории еще впереди.

- Много говорят о том, что в России короткая историческая память. Это правда так?


Вот есть инвесторы, они иногда деньги вкладывают. Скажите мне, у инвесторов память длинная или короткая?



- Длинная.

У инвесторов нет никакой памяти. Вот страна объявляет банкротство. Если она нормально себя ведет, то через год к ней приходят деньги. Даже если у инвесторов, которые бабки теряют, вообще нет памяти, то как вы думаете, что можно сказать об остальном человечестве? Вы хорошо помните 1990-е годы?


Периодически вспоминаю, когда читаю книжки или попадаю в «Ельцин-центр». На уровне ощущений кажется, что время было хорошее, свободное.

Это было хорошее время, и как раз понимаешь, на каком волоске висела судьба России. При Лужкове мы бы с вами тут вообще не беседовали. Нельзя было и пикнуть против него. Никакого «Эха Москвы» близко бы не было и никакой «Новой газеты». А был бы Немцов, мы бы сейчас жили в совершенно другой стране. Это я к тому, что марксисты придумали эту злобную вещь про исторические закономерности. А каждая историческая закономерность в девичестве была случайностью. И сейчас свернуть Россию с путинского пути очень сложно. Куда вы денете всех этих развращенных людей?

 Уходом Путина ситуация-то не исчерпывается. Понятно, что какой-нибудь Милонов замолкнет, Дмитрий Киселев запишется в сообщество друзей геев и т. д. Но вот есть прокуратура, милиция. Они же быстро не изменятся.

- В Москве модно быть левым или правым сейчас в итоге?

Российское определение левого и правого немного своеобразное, потому что за вещи, которые в России может себе позволить вполне либеральный человек, на Западе назовут расистом, фашистом. Я могу спокойно сказать, что мне не нравится идея всеобщего избирательного права. Но вы понимаете, что никакой Билл ОʼРайли (скандальный ведущий Fox News, был недавно уволен. - Прим. ред. ) так не может. Его просто вынесут через телевизор.


Давайте поговорим про восприятие информации на примере теракта в Санкт-Петербурге и теорий заговоров, сразу же образовавшихся вокруг него.

Можно посоветовать относиться критично к любому куску информации. Хороший совет?

- Нет.

Правильно. Иначе получится Илларионов, который нам рассказывает, что Яшин главный убийца Немцова. Получается, что это все теория заговора и паранойя. Да, вот человек так устроен, что какие-то вещи он должен принимать на веру, как аксиомы. Я не видела глазами атом, но верю, что он есть. Я даже не видела, что Земля круглая. Критично относясь к информации, я вам за пять минут докажу, что все подстроено, Земля плоская. Важно, как кусочки информации друг с другом сопрягаются. Образуется картинка или нет.

Я не знаю, почему, когда взрывается этот узбекский поваренок в метро, я сразу себе говорю: «Да, это взорвался узбекский поваренок», и ФСБ сказало мне правду. А когда убивают Вороненкова, я сразу себе говорю: это сделали российские спецслужбы, это никакая не разборка. А кто-то может решить по-другому. Да, вот я считаю, что это так, потому что так оно пахнет.

Я думаю, с восприятием информации в России, на самом деле, все очень сильно поменялось. Монополия на информацию давно нарушена. Кремлю очень приятно думать, что мы живем в телевизоре, но это не так. Другое дело, что все равно большинству населения втюхивают какую-то абсолютную фигню, которой верят, но не потому что из телевизора, а потому что так сказала власть. Власть прекрасно может обходиться без телевизора и делала это две тысячи лет. И втюхивала людям даже более удивительные вещи. Но просто программу «Время» смотрят четыре миллиона пенсионеров, а Навального - больше двадцати миллионов людей до пятидесяти, я думаю, посмотрели. Насчет великого могущества телевизора хватит заливать, ребят.


- А улучшения все-таки есть какие-нибудь или это мнимая оттепель, о которой так любят говорить?

Это не оттепель, это озоном пахнет накануне большой заварушки.

- Вам за переменами в большой политике интересно наблюдать сейчас?

История с Трампом - мегаистория. Мне безумно интересно, чего добьется Трамп, сумеет ли он облегчить бизнес в Америке, изберется ли он во второй раз. Но история христианства все равно интересней. Но понимаете, история и политика дополняют друг друга. Вот когда читаешь Захарову, потом легче расшифровывать некоторые темные дела апостолов. А когда понимаешь, как врется в Деяниях апостолов, мне проще воспринимать Захарову.

Обозреватель одного известного . Отвечаем ей фото реальных дел. Это малая часть того, что мы видели своими глазами.

Единственный в Москве низкопороговый центр комплексной помощи бездомным. Здесь работают волонтеры православной службы помощи «Милосердие». Фото Владимира Ештокина

В Кинешемском районе Ивановской области существует уже около десяти лет благодаря иеромонаху Мелитону (Присаде). Выросшие дети из детдомов и интернатов для инвалидов живут здесь постоянно, трудясь и отдыхая на свежем воздухе, в атмосфере любви и заботы. Фото Владимира Ештокина

(д. Пошитни Псковской области) создан на базе православного прихода. Руководитель программы реабилитации – священник. Фото Владимира Ештокина

Кризисный центр помощи беременным - приют при православной службе «Милосердие». Необходимые вещи - одежду, памперсы, коляски - в «Доме для мамы» выдают бесплатно: помогает Центр гуманитарной помощи, также одно из подразделений «Милосердия». А еще помогают «Друзья милосердия» - участники специальной программы, православные миряне. Фото Владимира Ештокина

Штаб помощи пострадавшим Русской Православной Церкви на территории храма святого Архангела Михаила был первым волонтерским центром, появившимся в Крымске на следующий же день после трагедии 2012 года. Фото Владимира Ештокина

Интерактивная благотворительная акция православной службы помощи «Милосердие» проходит ежегодно для того, чтобы обогреть зимой дома стариков, инвалидов и многодетных семей. Фото Владимира Ештокина

Города Верещагино - единственный приют в Пермском крае. Двери открыты для сирот и для трудных детей. Волонтеры уверены: главное, что может дать приют своим воспитанникам, - это желание в будущем создать свою собственную семью. Фото из архива детского приюта при Свято-Лазаревском монастыре

«Портфель первоклассника» - традиционная благотворительная акция для многодетных семей, которую проводит Межрегиональная общественная организация многодетных семей «Большая семьЯ». Православные волонтеры-миряне устраивают деткам праздники, экскурсии и дарят новенькие портфели с набором всего необходимого для занятий в начальной школе. Фото Владимира Ештокина

Пасха в «Матросской тишине». Cвященники и добровольцы проводят благотворительную акцию по раздаче пасхальных подарков заключенным, больных туберкулезом. Фото Владимира Ештокина

Одно из подразделений службы «Милосердие» при Комиссии по церковной социальной деятельности епархиального совета города Москвы. Каждую ночь (с 21:00 до 05:00) сотрудники автобуса «Милосердие» объезжали все вокзалы столицы, находили бездомных и оказывали им помощь: кормили, мыли, выдавали чистую одежду и крепкую обувь, снабжали лекарствами. В случае необходимости помогали с восстановлением документов, определяли в больницы. “Автобус милосердия” прорабтал десять лет, потом его опыт взял на вооружение департамент соцзащиты Москвы, запустив свой Соцпатруль. Фото Владимира Ештокина

Всероссийский добровольческий проект был запущен в 2013 году Фондом продовольствия «Русь» совместно с православной службой «Милосердие». Каждый две недели добровольцы собираются в трапезных при церквях в этих городах, чтобы в течение 2-х часов расфасовать крупы, макароны и каши по продуктовым наборам. Продукты для фасовки закупает Фонд продовольствия «Русь» на пожертвования неравнодушных граждан и компаний. Фото Владимира Ештокина

(совместный проект Марфо-Мариинской обители и православной службы помощи «Милосердие»). Уникален тем, что вместе здесь воспитываются девочки с синдромом Дауна и обычные девочки. Самая главная задача дома - найти девочкам семью. Фото Юлии Маковейчук

– старший священник храма Покрова Пресвятой Богородицы в бутырском изоляторе. Фото Владимира Ештокина

Фото Владимира Ештокина

Проект православной службы «Милосердие». Здесь живут дети с нарушениями в развитии: синдромом Дауна, ДЦП, аутизмом, за которыми ухаживают специалисты и волонтеры. Фото Владимира Ештокина

До недавнего времени в России существовала лишь одна форма проживания людей с тяжелой формой слепоглухоты - это дома инвалидов и психоневрологические интернаты. В сентябре 2016 года в Подмосковье под Троицком православными мирянами был открыт дом сопровождаемого проживания для слепоглухих. Это пилотный проект фонда «Со-единение» под названием . Фото Юлии Маковейчук

В идут навстречу любому обратившемуся, дают кров и стол, помогают восстановить документы, найти свою дорогу в социум. Фото Юлии Маковейчук

Открыл отец Александр Гаврилов 15 лет назад. Фото Юлии Маковейчук

Юлия Латынина вместо того, чтобы честно сказать, что ей не по душе «православные ценности», потому что ей по душе гомосексуалисты, оскорбила святыню Христианской Веры измышлениями о том, что ни «Восточная », ни Сам Христос не были врагами извращенчества.

Латынина знает, что лжет, но поскольку кто-то может ей поверить, замечу следующее: Христос говорит о Себе, что Он пришел «не нарушить, но исполнить» () ветхозаветный Закон. Изменения моральных норм Христом были всегда их устрожением. Но Закон оставался Основой, на которую ссылался Христос. А в Ветхом Завете все предельно ясно. В одной из законодательных Книг читаем: «Не ложись с мужчиною, как с женщиною: это мерзость... Не оскверняйте себя ни чем этим, ибо всем этим осквернили себя народы, которых Я прогоняю от вас: и осквернилась земля, и Я воззрел на беззаконие ея, и свергнула с себя земля живущих на ней,... ибо если кто будет делать все эти мерзости, то души делающих это истреблены будут из народа своего» (). «Если кто ляжет с мужчиною как с женщиною, то оба они сделали мерзость; да будут преданы смерти, кровь их на них» ()

Итак, ветхозаветный закон устанавливает за мужеложство, как и за другие извращения – смертную казнь.

При этом не нужно думать, что здесь избранный народ был одинок в древнем мире. Персия с величайшим омерзением взирала на растленные обычаи своих западных соседей. И если лучшие умы Греции с сочувствием обращались к Персии и даже видели в ней воплощение своих идеалов, то мы нынче, сочувствуя Персии, уверены, что растленный Запад не сможет ее покорить именно потому, что она нравственно гораздо здоровее его.

Да и Рим, из которого впоследствии явилась Византия, поначалу был беспощаден, карая гомосексуализм . На грани III и II вв до Р.Х. lex Scantinia смягчила наказание до штрафа в 10 000 сестреций (примерно 640 000 рублей по нынешней цене золота). В ранней Империи была возможность предъявления иска «об оскорблении»: в это понятие входили и развратные действия, и намерения гомосексуального характера. В таких случаях государство защищало даже рабов.

Перейдем к Новому Завету. Латынина ссылается на «молчание» Христа об извращениях и на этом основании приписывает Ему терпимое к ним отношение. Но, как уже сказано, Он подтверждал весь ветхозаветный Закон вкупе и поэтому не имел необходимости ссылаться на множество отдельных его норм. Но универсальные обличения «рода лукавого, прелюбодейного и грешного» (; ), конечно, подразумевают всевозможные пороки.

Нужно иметь поистине извращенное сознание, чтобы увидеть в рассказе об исцелении Христом слуги римского сотника намек на то, что слуга был любовником сотника. Латынина не знает греческого языка, но ссылается на то, что Евангелие употребляет греческое слово pais, которое ей угодно понять по-своему. Это слово имеет не менее четырех значений. В Новом Завете оно значит: 1. мальчик (в том числе и младенец), 2. девочка (с артиклем he), 3. сын, 4. раб. Лука, особенно точный в словах, трижды называет слугу рабом (doulos – ) и только единожды называет его pais. Лука сообщает, что за сотника ходатайствовали иудейские старшины, сообщившие Христу, что тот любит иудеев и построил им синагогу. Скорее всего, сотник при этом оставался язычником. Но он мог, как это часто бывало, испытывать влияние иудейской веры. Конечно, Всеблагой Господь мог совершить (и совершает) чудо даже ради самого ужасного грешника, нисколько этим не одобряя его греха. Но вот иудейские старшины никогда не стали бы ходатайствовать за содомита.

Крайне наивна попытка Латыниной (напоминающая опусы недоброй памяти «научного атеизма») изобразить Павла несогласным с Евангельским учением. Это неверно уже потому, что все 4 Евангелия написаны после Павловых посланий, про Луку известно, что он Павлов ученик, но и Евангелие от Иоанна согласно с благовествованием Павла. Из нескольких высказываний Павла (, ) на эту печальную тему приведем одно: «.... женщины их заменили естественное употребление противоестественным; подобно и мужчины, оставивши естественное употребление женского пола, разжигались похотью друг на друга, мужчины на мужчинах делая срам и получая в самих себе должное возмездие за свое заблуждение.... Они знают праведный суд Божий, что делающие такие дела достойны смерти; однако не только их делают, но и делающих одобряют» ().

Время разложения язычества в Римской Империи характерно терпимостью в отношении содомии, но победа Христианства повлекла возвращение к староримским нормам: Имп. Констанций в 342г. издал закон о наказании содомитов отсечением головы (Кодекс Феодосия 9, 7, 3). Св. Имп. Юстиниан (VI в.) принял этот закон в свой свод (Код. Юст. 9, 9, 30). В Институциях Юстиниана также сказано о смертной казни за гомосексуализм (4, 18, 4). Это повторено в 10 в. в Synopsis Basilicorum major. На практике при этом Императоре мужеложникам отсекали член или загоняли в него деревянные спицы. В обоих случаях от болевого шока можно было умереть (Георгий Монах, Хроника 4, 220; Иоанн Зонара, Краткая история 14, 7). Эти жестокие наказания, по словам Георгия Монаха, «уцеломудрили» остальных виновных. Юстиниан посвятил этой проблеме также Новеллы 77 и 141. Не внося ничего нового в систему наказания, они имеют характер предостережения. В Новелле 141, изданной Великим постом, виновным в мужеложстве предлагается явиться до Пасхи лично к Патриарху (что было осуществимо при небольшой распространенности порока), покаяться и получить эпитимию; в противном случае на них падала вся тяжесть ответственности.

Эклога Императоров Льва III и Константина V (8 в.), карающая почти все половые преступления отсечением носа, для мужеложников оставляет смертную казнь. Жертвы разврата, не достигшие 12 лет, прощаются по их неведению. Позднейшая переработка Эклоги, Эклогадион, повышает этот возраст до 15, но карает юных участников разврата поркой и заточением в монастырь.

Македонская династия в 9 в. повторила санкции Эклоги в Исагоге (Эпанагоге 40, 66) и Прохироне (39, 73). Норма Прохирона вошла в Алафитную Синтагму Матфея Властаря (14 в.) и в славянскую Кормчую (гл. 49, гр. 39, параграф 74): «...иже студ деет с мужеским полом, и творяй, и пострадавый от него, оба мечем да усечетася, токмо аще пострадавый мний будет двоюнадесяти лету времени, тогда бо несовершение возраста его таковыя муки избавит его».

Патриарх Феодор Вальсамон (12 в.) в толковании на 63 канон Василия Великого подводит гомосексуализм под норму Василик (свод законов императора Льва VI, 9 век) в отношении скотоложества, карающую отсечением члена.

Церковь не располагала арсеналом уголовных наказаний, но при единстве ее с государством могла предоставлять нераскаянных, нагло и демонстративно попирающих нормы христианской морали, вниманию государственных инстанций. Церковное законодательство, соответствующее Библии обоих Заветов, весьма сурово: «Иже аще кто будет с мужеским полом ложе женско, гнус сотворили оба, смертию да умрета» (Русская Кормчая, гл. 43). Это положение должно было быть руководственным для христианского государства. Что же до церковных наказаний, они тоже весьма суровы. В начале 4 в. Эльвирский (Либеританский) Собор в Испании, вообще очень строгий к блудным грехам, определил в 71 правиле осквернителей мальчиков не причащать даже перед смертью. Василий Великий (4 в.) в 62 своем правиле определяет наказывать мужеложников, как и прелюбодеев, отлучением от Причастия на 15 лет. В 7 же правиле он определяет равные канонические наказания мужеложникам, скотоложникам, убийцам, отравителям, прелюбодеям и идолопоклонникам. Но брат Василия в 4 правиле дифференцирует блудные грехи на естественные и противоестественные, для последних полагая бОльшее наказание. В последующие века, однако, в связи с угасанием язычества с его влияниями и исчезновением остроты проблемы наказания могли снижаться. Так, «Каноникон патриарха Иоанна Постника» (10 в.?) предписывает лишь трехлетнее отлучение за мужеложство, однако если отлучённый не будет поститься, плакать и делать ежедневно 200 земных поклонов, эпитимия продлевалась до 15 лет. Тот же Каноникон определяет, что отрок, подвергшийся гомосексуальному насилию, не может, как осквернившийся, стать священником. Это внесено в Синтагму Матфея Властаря , а оттуда – в русский Номоканон при Большом Требнике.

Ещё один порочащий домысел Латыниной – истолкование известного в древности чина братотворения как специально изобретенного прикрытия для гомосексуальных связей. Побратимство имеет общечеловеческие корни и распространено по большей части у народов, которым гомосексуализм в высокой степени чужд. Иногда побратимство имело большое политическое значение. Так, митрополит Московский Иона в 1450 году благословил союз польского Короля Казимира IV c Великим Князем Василием Васильевичем. В двух молитвах на братотворение сказано, что побратимы связуются «не природой, но верою и Духом Святым». «Природа» – понятие самое общее, включающая также разные категории «избирательного сродства», например профессию, как у названных в молитве воинов – мучеников Сергия и Вакха. К «природе» могут относиться и различные порочные привязанности, например общая привязанность к винопитию. Но вот как комментирует запрет братотворения крупнейший канонист 13 в. архиепископ Охридский Димитрий Хоматин: «побратимство разнополой пары может быть возбудителем любовной страсти и вместе с тем служить ее прикрытием, а побратимство двух мужчин открывает путь убийствам, заговорам, созданию дурных сообществ, усиливает дерзость» Goar. Euchologion, p. 707–709). Этот комментарий, подчеркнуто враждебный к институту побратимства, исключает вариант гомосексуального им злоупотребления. Есть еще один аргумент, исключающий подобное толкование братотворения. Главная проблема брачного права в Византии – препятствия к браку по кровному родству и свойству, но в равной степени и по духовному родству. Византийские каноны в этой области были в высшей степени строги. Например запрещались браки в 6 степени – между троюродным братом и сестрой, и даже в 7 степени. Эти степени создавались не только законными браками, но даже фактом случайной любовной связи, в том числе и гомосексуальной. При этих глубоко вошедших в сознание общества канонических установках провозглашение двоих братьями духовными должно было быть еще одним и весьма серьезным препятствием для порочной связи. Главной причиной запрета братотворения были широкие юридические его последствия. Когда какой-нибудь проходимец, пользуясь юношеским идеализмом и неопытностью наследника крупного состояния, становился его «братом», он мог, по смерти отца, претендовать (при отсутствии других братьев и сестер) на половину наследства!

Поврежденная грехом природа падшего человека склонна к разного рода извращениям. Но утверждать, что самую суть великих реальностей и институтов составляют те или другие извращения; что суть семьи – в узаконении тиранической власти мужчины над женой и детьми, что суть труда – в «эксплуатации человека человеком», что суть родины – в тиранической власти господствующего народа над другими внутри страны и во внешней экспансии, все это говорит или о поврежденности сознания и совести интерпретатора, или о крайней тенденциозности, которая тоже может доходить до бессовестности.

Прочитав высказывания Латыниной, чувствуешь себя облитым помоями. Ушат, из которого они вылиты, носит заморский ярлык made in USA. Единственное научное сочинение, на которое сослалась Латынина – тенденциозная книжка J. Boswell. Same-Sex Unions in Pre-Modern Europe. N.Y. 1994. В том же году Boswell умер от СПИДа.

Сразу после возбуждения уголовного дела против Кирилла Серебрянникова министр культуры Владимир Мединский сурово раскритиковал программу выделения бюджетных денег Серебренникову, принятую еще в 2011 году, еще до его прихода в министерство. «Нами было принято решение отказаться от поддержки «Платформы», - сказал г-н Мединский. Возникает вопрос: господдержка каких проектов была признана министром Мединским более приоритетным, чем поддержка одного из самых выдающихся российских режиссеров?

Петр Саруханов / «Новая»

Список этих проектов содержится на сайте Минкульта в разделе «Госзаказы». Зайдя на этот сайт , мы можем увидеть, что важнее поддержки Серебренникова министру Мединскому показалось проведение «мероприятий духовного характера в зарубежных странах» в рамках дня России на 69 млн руб. (лот #0173100007716000215).Или деятельность «российского духовно-культурного центра в Париже»: 62 млн руб по контракту от 11.08.2017. И еще столько же (62 млн руб.) — через четыре дня. Также важными были дни российской духовной культуры во Франции (35 млн руб.) и конференция «Новые маршруты религиозного туризма» — всего-то 4 млн руб.

Но, без сомнения, одной из самых затратных статей при министре Мединском стали закупки «Православной энциклопедии» под редакцией патриарха Кирилла. Выпускается она православной религиозной организацией «Церковно-научный центр «Православная энциклопедия» — синодальное учреждение Русской православной церкви». Совокупные траты на это издание превосходят все, что можно себе представить.

Судите сами.

  • Номер заказа: 173100007716000243. Дата подведения итогов: 21.04. 2016. Цена — 40 млн руб.
  • Номер заказа: 0173100007716000459. Дата подведения итогов: 21.06.2016. Цена — 14 998 600 руб.
  • Номер заказа: 0173100007717000083. Дата подведения итогов: 03.04.2017. Цена — 39 999 600 руб.
  • Номер заказа: 0173100007717000152. Дата подведения итогов: 28.04.2017. Цена — 10 467 000 руб.
  • Номер заказа: 0173100007717000230. Дата: 19.06.2017. Цена — 31 968 000 руб.

Итого: только за 2016—2017 гг. Минкульт потратил на Православную энциклопедию 135 млн руб.

Эти сведения содержатся на сайте Министерства культуры, который показывает контракты только за 2016—2017 гг.

Сайт clearspending.ru показывает контракты и под другими номерами.

  • Контракт номер: . Customer: . Subject: Оказание услуг по поставке очередного тома Православной энциклопедии. Дата окончания исполнения контракта: 31.03.2018. Сумма — 15 984 000 руб.
  • Контракт номер: . Customer: Министерство культуры Российской Федерации . Дата окончания исполнения: 30. 11. 2017. Сумма — 10 467 000 руб.
  • Контракт номер: . Customer: Министерство культуры Российской Федерации . Дата исполнения: 30.11.2017. Сумма — 39 999 600 руб.
  • Контракт: . Дата окончания исполнения: 21.12.2016. Сумма — 39 900 000 руб.
  • Контракт: . Дата окончания исполнения: 31.10. 2016. Сумма — 87 300 000 руб.
  • Контракт: 7. Дата исполнения: 26.08. 2014. Сумма — 37 400 000 руб.
  • Контракт: . Дата исполнения: 17.07. 2013. Сумма —39 000 000 руб.

Судя по сайту clearspending.ru, с момента прихода г-на Мединского на должность министра (с 2012 по 2017 г.) Министерство культуры потратило на закупки этого жизненно важного духовного продукта около 270 млн руб.


Министр культуры РФ Владимир Мединский. Фото: РИА Новости

Надобно сказать, что Минкульт был не единственным государственным учреждением, которое решило, что без Православной энциклопедии ему ну никак. На сайте clearspending.ru есть огромный список бюджетных учреждений, которые регулярно закупали этот важный продукт.

Среди постоянных покупателей, к примеру, значится департамент образования г. Москвы. С завидной регулярностью, раз в несколько месяцев, департамент тратит на Православную энциклопедию по 1 620 000 руб. по графе «Учебники». Страшно любит закупать Православную энциклопедию Некрасовская библиотека: 1 260 000 руб. в апреле 2016 г., 1 260 000 руб. — в ноябре 2016 г. и т.д.

Другие шикуют меньше. Например, Курский, Тверской и Тольяттинский университеты в 2015-м покупали лотами по 64 800 руб., Пермский университет в 2016-м году купил лот на 108 000 руб., Кубанский — на 129 000, а Московский архитектурный институт отделался в 2016-м всего 54 000 руб.

В истории с госзакупками этого эпохального труда удивительно все.

Во-первых, Библия традиционно является одной из немногих книг, которые распространялись бесплатно. На Западе в каждом отеле вы найдете экземпляр Библии. И в общем-то причина этого понятна. Срок копирайта на абсолютное большинство христианских текстов истек.

Мы вряд ли сможем отыскать потомков апостола Иоанна, чтобы вручить им авторские отчисления за Евангелие, тем более вопрос с подлинным авторством текста остается открытым.

Так уж случилось, что автор настоящей заметки последние несколько лет посвящает истории христианства куда больше времени, чем журналистике. Поэтому ответственно заявляю: отсутствие проблем с авторскими правами плюс просветительское рвение прозелитов привели в век интернета к тому, что библеистика — это одна из немногих областей, в которых источники можно изучать прямо в Сети.

Хотите прочесть Библию на русском? Она доступна на том же patriarchia.ru. Правда, это синодальный перевод, качество которого ниже всякой критики, но, с другой стороны, Вульгата тоже была не подарок. Хотите Новый Завет на греческом? Ради бога. На греческом с подстрочником, если вы не уверены в своем владении эллинской речью? Пожалуйста, к вашим услугам superbook.org.

На сайте biblehub.com вы можете прочесть мазоретский текст Торы и Танаха на древнееврейском в любых вариантах: хотите Ленинградский кодекс, хотите Алеппский. Вы можете прочесть любые комментарии: Барнса, Кальвина, Ланге, Кларка, Дарби, и перевод на любой язык, включая амхарский. Вы можете прочесть Септуагинту.

Плюс вы легко найдете в интернете огромные коллекции текстов. Earlychristianwritings.com, earlyjewishwritings.com, gnosis.org, newadvent.com, sacred-texts.com и пр. На них можно прочесть все: от «Вознесения Исайи» до Коптского апокалипсиса Петра, от 2 Баруха до «Трехчастной Протенойи», от Марка Минуция Феликса до переписки Пилата и Тиберия.

Нет там только текстов, которые нарушают копирайт: ну, например, недавней публикации почти полной рукописи «Деяний Филиппа», найденных Франсуа Бовоном в греческом монастыре Ксенофонтос, или уже какой-то совсем экзотики, вроде сохранившегося только на арабском рассказа о том, как апостол Петр обратил в христианство императора Нерона.

При этом все эти сайты, разумеется, не являются государственными. Сайт fouthcentury.com содержит, к примеру, Wisconsin Lutheran College, а крупнейший американский католический сайт newadvent.com содержит один-единственный человек — Кевин Найт (Kevin Knight). Эти люди, организации и волонтеры вкладывают свое время, ресурсы и деньги (причем не малые) в выкладывание текстов на языке оригинала, перевод, комментарии и подробные профессиональные справки.

Этим людям, несмотря на то, что они являются искренне и даже истово верующими, не приходит в голову осуществлять на этих сайтах цензуру. Им не приходит в голову снять с сайта «Пистис Софию» только потому, что она написана проклятыми гностиками, или заклеймить Сирмийский символ веры как результат происков мерзких ариан.

Увы, на фоне западного богатства российский сегмент библейского интернета поражает своим убожеством.

Большинство российских православных сайтов до сих пор борются с арианской ересью. Они застыли примерно в том времени, в котором Баруха Спинозу предали анафеме за сомнение в том, что Тору написал лично Моисей. Энциклика Divino Afflante Spiritu папы Пия XII обошла их стороной. О качестве переводов я уже не говорю: никому не рекомендую читать в переводе на русский Филона Александрийского или Афанасия Великого.

Но самое главное отличие западных сайтов от нашей православной и бессребренной духовности заключается в том, что грязным представителям мира чистогана не приходит в голову впаривать результаты своей деятельности бюджету. Казенные закупки опиума для народа по конкурсу за бюджетный счет — это чисто российское ноу-хау.


Православная энциклопедия. Фото: culture.ru

Какие же сведения (по сравнению с достижениями современной библеистики) предлагает нам за казенный счет Православная энциклопедия?

Чтобы далеко не ходить, возьмем статью прямо с заглавной страницы ее сайта. Это статья о Богородице. Из нее мы узнаем, что «о том, что Ее земная кончина уже близка, Богородица узнала от арх. Гавриила. Эту весть Богородица приняла с большой радостью: Ей предстояла скорая встреча со Своим Сыном».

Мы также узнаем, что «в качестве предзнаменования ожидающей Богородицу по Ее Успении славы архангел вручил Ей райскую ветвь от финикового дерева, сияющую неземным светом».

Интересующийся читатель может узнать, что «после сошествия Св. Духа Богородица прославилась среди христиан многими чудесами», что жребий проповедовать Евангелие ей выпал в Грузии и что перед кончиной Богородицы «силой Божией в Ее дом были собраны находившиеся тогда в различных странах апостолы. Опоздал один лишь апостол Фома».

Что?! Правда? Архангел Гавриил вручил Богородице перед смертью райскую ветвь, сиявшую, как люстра в Большом кремлевском дворце, и мы это узнаем из энциклопедии?

Можно узнать, в каком из канонических Евангелий авторы узнали эти драгоценные сведения? Ах, из «Сказания об Успении Св. Богородицы»?

А где тогда переписка Богородицы с Игнатием Антиохийским, которую эта достойная Дева вела прямо на латыни, которой ни она, ни Игнатий не знали? Как составители забыли упомянуть о том, что когда Дева Мария начала рассказывать апостолам тайну о рождении Христа, из ее уст вырвалось пламя, которое должно было поглотить весь мир? Как они не упомянули про некую Саломею, которая после родов Девы Марии сунула ей в промежность руку, чтобы убедиться в наличии девственной плевы, после чего рука Саломеи тут же отсохла?

В конце концов эти замечательные сведения содержатся в источнике ничуть не менее достоверном, чем «Сказание»! Первое рассказал лично апостол Варфоломей в «Вопросах Варфоломея», а второе — лично брат Иисуса Иаков в «Евангелии Детства от Иакова»!

И вот это нам продают за бюджетные деньги?


Сергей Нарышкин, тогда — спикер Госдумы РФ, и патриарх Кирилл. Перед ними — тома православной энциклопедии. Фото: Александр Шалгин / пресс-служба Госдумы РФ / ТАСС

Я лично знаю только одного пользователя, которому такая энциклопедия доставит массу полезных сведений. Это — Александр Невзоров.

Как я уже имела случай отметить, российская библеистика вопиюще, на несколько веков, отстает не только от протестантской, но и от католической. РПЦ — богатая организация, в которой работают небедные люди, судя по часам на руке патриарха и пьяным священникам, давящим на дорогих иномарках прохожих. Несомненно, можно было бы только приветствовать, если бы в наш век всеобщей компьютерной грамотности РПЦ создала бы на русском бесплатные сайты, подобные earlychristianwritings.com , и выложила бы там приличные переводы текстов, известных сейчас студенту любого протестантского колледжа, и справочные материалы.

Вместо этого РПЦ выпускает нам книгу, в которой на полном серьезе (в начале XXI в.) рассказывается, как апостол Фома опоздал на похороны Девы Марии. И на продаже этих драгоценных сведений бюджету она получает миллионы и миллионы долларов.