Противопоставление жизненного выбора сыновей тараса бульбы. Написать сочинение Что являет собой товарищество и любовь

Ответ оставил Гость

Образ Тараса Бульбы. Тарас Бульба «был создан для бранной тревоги». У него был очень тяжёлый характер. Об этом свидетельствовало всё: убранство его светлицы, отношение к жене, поведение в бою. У Тараса были два взрослых сына: Остап и Андрий. Когда сыновья приехали из бурсы (лицея, школы), Тарас решил отвезти их в Сечь. «Они будут настоящими казаками», - говорил Тарас своим друзьям. Наследующий день отвёз Тарас своих сыновей в Сечь. Образ Тараса проникнут высокой, суровой и нежной поэзией отцовства. Тарас является отцом не только для своих сыновей, но и для всех казаков, доверивших ему командование над ними. И самая казнь Андрия для Тараса - исполнение долга отца. Тарас Бульба - один из наиболее сильных и цельных трагических характеров в мировой литературе. Его героическая гибель утверждает героическую жизнь, величие борьбы за свободу народа. Тарас Бульба- старый казачий полковник. Тарас Бульба прав всегда и во всём; даже если он - в сценах еврейского погрома, страшной мести полякам за убийство старшего из сыновей, избиения младенцев, насилия над женщинами и стариками - действует как самый обычный разбойник, рассказчик изображает эти поступки как эпические деяния, освященные мощью героя.

Какую цель поставил перед собой Н.В. Гоголь, изобразив в качестве главного героя своей повести Тараса Бульбу? (Н.В. Гоголь вывел в своем произведении настоящего героя-патриота, защитника родной земли.)

Как встречает своих сыновей Тарас Бульба? Почему Тарас решает сразу же ехать в Запорожскую Сечь? (Для Тараса Бульбы Запорожье - родной дом, поэтому, чтобы проверить своих сыновей: насколько они стали хорошими казаками, он тотчас решает ехать в Запорожскую Сечь.)

Разделяет ли Тарас Бульба чувства своей жены? Понимает ли её? (Тарас Бульба любит своих детей, как и жена, но не понимает её, поскольку для Тараса главное - быть настоящим воином, защитником, товарищем, патриотом, а не семьянином.)

Какую роль в жизни Тараса Бульбы играет Запорожская Сечь? (Запорожская Сечь для Тараса - родной дом.)

Как Тарас относится к своим семейным обязанностям, к жене? (Тарас Бульба считал своим основным делом обязанности казака, поэтому жена «видела мужа в год два-три дня, и потом несколько лет о нём не бывало слуха».)

Что хочет видеть старый казак в своих сыновьях? (Тарас Бульба хочет увидеть, что его сыновья стали настоящими вояками, казаками.)

Как Тарас Бульба относится к учению? Почему он посылает учиться своих сыновей в киевскую бурсу? (Сам Тарас учиться не любил, но понимал необходимость образования, поэтому послан своих сыновей в киевскую бурсу.)

Кто из сыновей ближе и понятней Тарасу Бульбе? (Остап)

Найдите в тексте повести и выразительно прочитайте речь Тараса Бульбы о товариществе. Что означает товарищество для старого казака? (По мнению Тараса: «Нет уз святее товарищества!... так как породниться родством по душе, а не по крови может один только человек».)

Почему Тарас Бульба убивает Андрия и чуть не губит себя в сцене казни Остапа? (Андрий предал узы товарищества и стал для отца врагом, а Остап до конца остался верным товарищем, и поэтому Тарас чуть не погубил себя, пытаясь спасти не просто сына, а своего товарища.)

Как заканчивает свою жизнь Тарас? (трагически, на костре)

Какими основными чертами характера обладает Тарас Бульба? С какими литературными героями можно сопоставить данного персонажа? (Тараса Бульбу можно сопоставить по силе и мощи с фольклорным богатырем.)
Тарас Бульба больше склонен к охоте и борьбам, он любил своих сыновей.

Сыновья Тараса Бульбы окончили Киевскую бурсу и, приехали домой. Братья были молоды и красивы. В силу разности их характеров и в бурсе они были отличны друг от друга.
Остапу знания в бурсе давались труднее. Да он и не хотел учиться и четыре раза закапывал в землю свой букварь. Только под угрозой отца он остался в бурсе. Провинившись, Остап сам ложился на пол под розги и не просил пощады. Он был верным товарищем, и бурсаки единодушно любили его.
Андрий же, наоборот, старался отвертеться от порки, как мог. Учился он охотно, без напряжения, но так же, как и Остап, мечтал о подвигах и сражениях.
Оба брата очень обрадовались, узнав, что поедут с отцом в Запорожскую Сечь. По дороге каждого занимали свои мысли. Остап думал о сражениях, он страстно мечтал о ратных подвигах, хотел ни в чем не уступить своему прославленному в битвах отцу. Он был суров к другим побуждениям, кроме войны и разгульной пирушки, по крайней мере, никогда почти о другом не думал.
Меньшой брат его, Андрий, имел чувства несколько живее и как-то более развитые. Он вспомнил о своей встрече с полячкой в Киеве. Андрий полюбил ее и не мог забыть того сладостного момента, когда она разговаривала и смеялась над ним.
В Запорожской Сечи братьев приняли как равных. Казаки быстро оценили их силу, смелость, ловкость, отвагу в бою, веселый нрав на пирушках. Но и тут братья вели себя неодинаково. Остап был храбр в сражении, но в то же время и осмотрителен. Он умел найти выход из трудного положения, притом с пользой для
своих. Даже придирчивый Тарас Бульба поговаривал О, да этот будет со временем добрый полковник! Ей-ей, будет добрый полковник, да еще такой, что и батьку за пояс заткнет!
Андрий же летел в бой, не чувствуя ничего. Его опьяняли свист пуль, блеск сабель, звон оружия. Он несся с безумной храбростью, и, где не смог бы победить старый казак, он выходил победителем. И про младшего сына Тарас говорил И это добрый, враг бы его не взял, вояка не Остап, а добрый, добрый вояка.
Но на беду Андрия, польская девушка, которую он полюбил в Киеве, оказалась в осажденном казаками городе. Ночью, пробравшись в город, Андрий встретил ее. Он поклялся ей в любви и сказал Нет у меня никого! Никого, никого! Отчизна моя ты.. . И все, что ни есть, продам, отдам, погублю за такую отчизну... .
Страшно разгневался Тарас, увидев сына впереди польского полка. Это был позор и для него, и для Оста-па, для всего казацкого войска. С этой минуты старый Тарас ни о чем уже думать не мог и только требовал, чтобы казаки заманили Андрия в лес.
А вот Остап был до конца верен своей отчизне, своему долгу. Даже в плену, когда ляхи подвергали его страшным мукам, он не сказал ни слова. Ни крика, ни стона не вырвалось из его истерзанной груди. Он умер как верный сын своей Родины.

Выше всего на свете Тарас Бульба ставил любовь к Родине. Службе отчизне он посвятил всю свою жизнь, жизнь своих сыновей. С любовью к Родине тесно переплетался у Тараса принцип товарищества, как один из самых важных. Он любил свой народ, как и своих сыновей. Для казака самое страшное – это предательство. Поэтому Бульба хоть и любил младшего сына, но сам убил его за предательство казацких идеалов, и даже не похоронил Андрия. Перед смертью же Тарас думал не о себе, а о товарищах и их спасении.

Что являет собой товарищество и любовь

Товарищество, в глазах Тараса, было краеугольным камнем всего казачества. Только ощущая плечо товарища рядом, только доверяет каждому так, как себе, казак мог быть смелым в бою и не оглядываться назад. Мог не бояться, и выступать против, в сотни раз, превосходящего противника, поскольку каждый дрался как последний раз, каждый знал ради чего живет и ради какого дела он будет умирать. Дрался за себя, за честь и свободу, любовь к родине и людям которых они защищают.

Тарас возвышает товарищество над семьей, в товариществе каждый каждому брат, а если вы братья по крови, но по разные сторону фронта, нет цены такой родственной связи. Только отстаивая общие идеи и борясь за свои идеалы мужчина становиться мужчиной, таким должно быть товарищество.

В основе идеологии товарищества в частности, так и казачества в целом, лежит принцип демократии и свободолюбия. Казак не мог преклонить голову перед сапогом басурмана, не мог посрамить честь товарищества мольбой о пощаде или даже стоном. Товарищество, было основой стоя Запорожской Сечи, общие идеалы, свободолюбие, православная вера и общий враг, сплотили казаков так, как не мог сплотить никакой другой фактор.

Любовь и убийство сына

Несмотря ни на что, любовь отца к сыну не стала сильнее, за любовь к родине и за веру в товарищество. В тоже время осознание, что твое дитя предало идеалы и святую честь напрочь отбивает любые родственные чувства. Сын, который осквернил честь товарищества, не сдержал клятву данную перед братьями по оружию, не мог существовать. Тарас не мог жить, зная, что он является творцом человека, или уже даже не человека, который осквернил память предков, полил землю кровью своих товарищей. Предал идеалы казачества и пролил позор на своего отца.

В итоге можно сделать вывод:

  1. нет ничего крепче казацкого товарищества;
  2. любовь к родине не имеет аналогов в любви к человеку;
  3. родина, стоит того, чтоб убить или умереть за нее.

Как итог: Любовь к родине была искренней, безвозмездной и неограниченной пространством и временем. Товарищество - ближе чем семья.

оварищество, в глазах Тараса, было краеугольным камнем всего казачества. Только ощущая плечо товарища рядом, только доверяет каждому так, как себе, казак мог быть смелым в бою и не оглядываться назад. Мог не бояться, и выступать против, в сотни раз, превосходящего противника, поскольку каждый дрался как последний раз, каждый знал ради чего живет и ради какого дела он будет умирать. Дрался за себя, за честь и свободу, любовь к родине и людям которых они защищают.



Несмотря ни на что, любовь отца к сыну не стала сильнее, за любовь к родине и за веру в товарищество. В тоже время осознание, что твое дитя предало идеалы и святую честь напрочь отбивает любые родственные чувства. Сын, который осквернил честь товарищества, не сдержал клятву данную перед братьями по оружию, не мог существовать. Тарас не мог жить, зная, что он является творцом человека, или уже даже не человека, который осквернил память предков, полил землю кровью своих товарищей. Предал идеалы казачества и пролил позор на своего отца.

В итоге можно сделать вывод:

Нет ничего крепче казацкого товарищества;
любовь к родине не имеет аналогов в любви к человеку;
родина, стоит того, чтоб убить или умереть за нее.

Как итог: Любовь к родине была искренней, безвозмездной и неограниченной пространством и временем. Товарищество - ближе чем семья.
)))))))

Любовь к родине

Любовь к Родине является главной темой повести Николая Васильевича Гоголя «Тарас Бульба», впервые изданной в 1835 году, а затем вышедшей во второй редакции в 1842-м. В произведении храбрые запорожские казаки отважно сражаются за честь своего народа, свою свободу и православную веру.

Именно идеей единства жителей Малороссии в борьбе с иноземцами (татарами и поляками) проникнута повесть писателя. Поэтому важное место в ней занимает конфликт, в центре которого оказывается главный герой произведения - рьяный защитник Родины Тарас Бульба и его младший сын - отступник и изменник Андрий.

В образе Тараса Бульбы собраны характерные черты типичного представителя того времени. Это старый казак, не раз бывавший во многих сражениях. Военное искусство стало жизнью для героя, и он уже не мыслит себя вне поля боя. Поэтому Бульба отправляется вместе со своими сыновьями - Остапом и Андрием на Запорожскую Сечь, а затем выступает в походе против поляков.

В сражении Тарас Бульба демонстрирует небывалую отвагу и доблесть: он храбро «рубится и бьется» наравне с молодыми и «сыплет гостинцы тому и другому ляху на голову». Отважно сражаются вместе с отцом на поле битвы и его сыновья, объединенные общей идеей и любовью к Родине.

Но вот в произведении наступает переломный момент. Случается это тогда, когда Андрий получает весть от девушки, в которую он встретил и полюбил еще два года назад, во время учебы в Киевской академии. Это известие вновь пробуждает в пылком и романтичном юноше нежные чувства к прекрасной полячке, и он, позабыв обо всем на свете, вытаскивает мешок с провизией из-под головы старшего брата, и идет на встречу с ней. С этого момента и начинается страшное предательство Андрия: поддавшись своим чувствам, он переходит на сторону противника и становится изменником Родины.

Трагедия этого юноши заключается не только в том, что он оказался слабовольным и не смог противостоять соблазну быть с красивой девушкой, но и в том, что он не знает, как жить по-другому. Андрий искренне любит свою Родину, но Родина для него там, где его сердце, а оно сейчас вместе с «панночкой».

Конечно же, совсем другое представление о Родине и о своем долге перед ней у Тараса Бульбы и Остапа. Казакам никогда не понять Андрия, поскольку им чужды его душевные терзания. Они привыкли мыслить холодно и рационально. Долг и честь для них - это непустые слова: Тарас Бульба и Остап готовы отдать жизнь за свои земли и свой народ.

Именно поэтому, когда оба этих казака по очереди попадают в плен к полякам, они ведут себя очень достойно и до последнего остаются верными своим идеалам. Остап стоически выносит «адские муки» во время казни, и его единственным желанием является лишь присутствие отца, который мог бы одобрить поведение молодого человека. Сам Тарас Бульба во время того, как поляки готовят ему костер, думает лишь о том, как помочь своим братьям-казакам спастись, и кричит им, чтобы они бежали к реке.

Всю силу любви к Родине мы видим в последних словах казака Бульбы. Он говорит противникам о том, что придет время и они узнают, что такое православная русская вера, так как «подымается из Русской земли свой царь, и не будет в мире силы, которая бы не покорилась ему».

см. также: Характеристики главных героев произведения Тарас Бульба, Гоголь
Краткое содержание Тарас Бульба, Гоголь
Сочинения по произведению Тарас Бульба, Гоголь
Краткая биография Николая Гоголя
Товарищество, в глазах Тараса, было краеугольным камнем всего казачества. Только ощущая плечо товарища рядом, только доверяет каждому так, как себе, казак мог быть смелым в бою и не оглядываться назад. Мог не бояться, и выступать против, в сотни раз, превосходящего противника, поскольку каждый дрался как последний раз, каждый знал ради чего живет и ради какого дела он будет умирать. Дрался за себя, за честь и свободу, любовь к родине и людям которых они защищают.

Тарас возвышает товарищество над семьей, в товариществе каждый каждому брат, а если вы братья по крови, но по разные сторону фронта, нет цены такой родственной связи. Только отстаивая общие идеи и борясь за свои идеалы мужчина становиться мужчиной, таким должно быть товарищество.

В основе идеологии товарищества в частности, так и казачества в целом, лежит принцип демократии и свободолюбия. Казак не мог преклонить голову перед сапогом басурмана, не мог посрамить честь товарищества мольбой о пощаде или даже стоном. Товарищество, было основой стоя Запорожской Сечи, общие идеалы, свободолюбие, православная вера и общий враг, сплотили казаков так, как не мог сплотить никакой другой фактор.
Выше всего на свете Тарас Бульба ставил любовь к Родине. Службе отчизне он посвятил всю свою жизнь, жизнь своих сыновей. С любовью к Родине тесно переплетался у Тараса принцип товарищества, как один из самых важных. Он любил свой народ, как и своих сыновей. Для казака самое страшное – это предательство. Поэтому Бульба хоть и любил младшего сына, но сам убил его за предательство казацких идеалов, и даже не похоронил Андрия. Перед смертью же Тарас думал не о себе, а о товарищах и их спасении.
Любовь к Родине является главной темой повести Николая Васильевича Гоголя «Тарас Бульба», впервые изданной в 1835 году, а затем вышедшей во второй редакции в 1842-м. В произведении храбрые запорожские казаки отважно сражаются за честь своего народа, свою свободу и православную веру.

В повести Гоголя «Тарас Бульба» перед нами предстает героический мир запорожских казаков. Свободолюбивые, гордые, мужественные и сильные духом, казаки, как былинные богатыри, становятся на защиту Родины и православной веры. Нет ничего ценнее для них, чем «узы товарищества» и долг чести перед Отечеством.

Трагическая история жизни и смерти Тараса и его сыновей, Остапа и Андрея, изображена Гоголем на фоне борьбы запорожцев с поляками.

Наша первая встреча с сыновьями Тараса происходит в тот момент, когда они возвращаются домой из бурсы. «Остап и Андрей только слезли с коней. Это были два дюжие парни, которые смотрели исподлобья, как недавно выпущенные семинаристы.Крепкие, здоровые лица их были покрыты первым пухом волос, которого еще не касалась бритва ». Кажется, что похожие друг на друга, как две капли воды и ждет их Запорожская Сечь, чтобы произвели они множество подвигов и прославились как герои. Но первое впечатление обманчиво. Перевернув несколько страниц книги, мы понимаем, какие они разные. Остап учиться в бурсе не хотел: четыре раза закапывал он в землю свой букварь. И только после угрозы отца, не возьмет сына на Сечь, взялся за ум. Андрей же учился с легкостью.

Оба мечтали они о победоносных подвигах, о том, как поедут с отцом на Сечь. Но пока осуществляли только набеги на соседние сады. Если попадался Остап, то никогда, лежа под розгами, не выдавал своих товарищей. За это любили и уважали его в бурсе.Андрей же, хотя часто руководил набегами, как мог изворачивался, чтобы избежать наказания.

Ничто не оставляло глубокого следа в душе Остапа, пока он учился. Мысли о предстоящих битвах и победоносные подвиги занимали его ум и сердце. В душе же Андрея, который «имел чувства несколько живее и более развиты», нашлось место и для первой любви: никак не мог забыть он потом свою встречу с прекрасной полячкой.

Сбылась мечта — попали сыновья Тараса на Сечь. Как равных приняли их там. Быстро завоевали они уважение товарищей, поскольку выделялись «между другими молодыми прямою удалью и удачливостью во всем». Недолго пришлось ждать парням своего первого боя. Не подвели они своего отца, выдержали испытания. Остап был осторожен в бою. Тарас, который внимательно наблюдал за сыновьями, говорил: «О, и из него будет со временем добрый полковник! Ей-богу, хороший полковник, да еще такой, что и отца за пояс заткнет! «Андрея наоборот, бой пьянил, парень весь погружался в« музыку мечей и пуль ». Ни о чем не думал он, врезаясь в гущу врагов. И о нем тепло отзывался Тарас: «И это добрый, враг бы его не взял, вояка; не Остап, а добрый, хороший воин».

Но не оправдал надежд Тараса младший из сыновей. «Добрым воякой» стал, но в запорожском войске, а в польском. Изменил он своих товарищей, отца и веру. Изменил ради своей любви к леди. «Нет у меня никого! Никого, никого! Отчизна моя — ты … И все, что есть, продам, отдам, погублю за такую отчизну … »

Разные дороги выбрали Остап и Андрий. И смерть их была различной. Андрея, как собаку, убил Тарас, не простил сыну предательства и позора. «Я тебя породил, я тебя и убью» — вынес он свой приговор сыну.

Остап же попал в плен к ненавистным ляхов. Как не пытали его, не издевались, ни слова не сказал мужественный казак. «Остап выносил пытки и истязания, как великан … ничего даже похожего на стон, не вырвалось из уст его, не дрогнуло лицо его». И смерть свою принял как подобает настоящему запорожец.

Выбор Остапа — это выбор честного, отважного и преданного своему долгу воина. Путь Андрея — это путь предательства, позора и бесчестия.

Когда я читал повесть, чувства и мое отношение к Тараса сыновей менялось.Сначала я любовался и восхищался двумя парнями. Мне казалось, что оба они станут прекрасными казаками на гордость отца. И Андрей вызвал даже уважение тем, что и к обучению был способен, и душу имел тонкую и ранимую. Но дальнейшие события отвлекли меня от Андрея и вызвали все большее восхищение Остапом. Ведь Остап ради Отечества и товарищей принял мученическую смерть, а Андрей через свою любовь предал и Родину, и своих товарищей.

Написать сочинение про Тараса Бульбу по плану: 1. кто такой Тарас Бульба; 2. Отношение Тараса к жене; 3. отношение Тараса к сыновьям; 4. основные черты характера Тараса (любовь к Родине, ненависть к врагам, чувство товарищества, качества казацкого атамана); 5. Героическая смерть.

Ответы и решения.

Повесть Н.В. Гоголя «Тарас Бульба» - одно из лучших поэтических произведений русской художественной литературы. Глубина и емкость характеров этой повести искусно сочетаются с продуманной композицией и завершенностью всех элементов стиля.

Повесть имеет большую и сложную творческую историю. Впервые она была напечатана в сборнике «Миргород» в 1835 году. В 1842 году «Тарас Бульба» был почти полностью переделан. В общей сложности работа над этим произведением продолжалась около 9 лет.

В изображении жизни Запорожской Сечи и ее героев Гоголь совместил историческую конкретность, реализм, и высокий лирический пафос, свойственный романтическому произведению. Слияние этих двух стихий и составило одну из основных особенностей «Тараса Бульбы».

В основу повести легло изображение национально-освободительной борьбы украинского народа. Гоголь давно интересовался этой темой, В процессе работы над повестью он использовал множество летописных и научных источников. Многое писатель черпал и из народной поэзии, особенно из исторических песен и дум.

Главный герой произведения – Тарас Бульба – предстает как участник и выразитель национального освободительного движения. Этот казак «был один из числа коренных, старых полковников: весь был создан для бранной тревоги и отличался грубой прямотой своего нрава». Он – человек вольницы и борьбы, прекрасный полководец, мудрый и опытный вожак.

Этот герой не был создан для семейной жизни, что давно почувствовала его «стара» - преданная жена, прожившая с Бульбой всю жизнь. «Нежба» Тараса Бульбы – это чистое поле да добрый конь.

Герой признавал только два занятия, считая их достойными мужчины, - ратные подвиги и бражничество, «которое почитал тоже одним из главных достоинств рыцаря». Мирная жизнь, крестьянские заботы – не для старого Бульбы. Он заявляет сыновьям: «Чтоб я стал гречкосеем, домоводом, глядеть за овцами да свиньями…? Я козак, не хочу!» Поэтому, не успев встретить своих детей, вернувшихся из бурсы, Тарас сразу начинает проверять, какими они будут воинами. Прямо на пороге дома Бульба устраивает со своим старшим сыном, Остапом, битву на кулаках. И успокаивается лишь тогда, когда понимает, что его сын «добрый будет казак». Только после этого Тарас начинает «челомкаться» с Остапом, не позабыв шутливо укорить младшего Андрия в том, что он «мазунчик» - маменькин сынок.

Бульба очень презрительно относится к женщинам. С ними разговор героя короток: «она - баба, она ничего не знает». Женщина, по его мнению, создана для продолжения рода. Все остальное - не ее ума дело, это привилегия мужчин - настоящих казаков и рыцарей.

Тарас Бульба довольно образован, хотя и говорит сыновьям: «Это все дрянь, чем набивают головы ваши и академия, и все те книжки, буквари, и философия…, я плевать на все это!» Но герой таким образом решает проверить своих сыновей, он хочет убедиться, что они – продолжатели его взглядов и его образа жизни. Остап же замечает про себя: «Вишь, какой батько! Все старый, собака, знает, а еще и прикидывается».

Несмотря на всю жесткость своего характера, Тарас Бульба добр и даже сентиментален. Он смахивает слезу, слушая прощальные причитания своей «стары». Предавшись же воспоминаниям о своей молодости, вспомнив боевых товарищей, Бульба и вовсе расчувствовался: «слеза тихо круглилась на его зенице, и поседевшая голова его уныло понурилась».

Но герой мгновенно меняется, ступив на землю Запорожской Сечи. Он чувствует, что здесь его истинная стихия. Человек огромной воли и большого природного ума, очень упрямый, Бульба пользуется уважением и авторитетом среди казаков. Он верен своим товарищам до конца, ценит и любит их больше своей жизни. Тарас трогательно нежен к своим друзьям, таким же «витязям», как и он. Узнав, что многие из них погибли, «понурил голову старый Бульба и раздумчиво говорил: «Добрые были козаки!»

Тарас демократичен по своей натуре. Он не приемлет зазнайства, высокомерия, социального расслоения, распространяющего в казачьей среде. Гоголь пишет, что этот герой любил «простую жизнь козаков».

Вся жизнь Тараса неразрывно связана с жизнью Сечи. Всего себя он отдавал служению товариществу, отчизне и православной вере: «Вечно неугомонный, он считал себя законным защитником православия…Сам с своими козаками производил… расправу и положил себе правилом, что в трех случаях всегда следует взяться за саблю, именно когда комиссары не уважили в чем старшин и стояли перед ними в шапках, когда поглумились над православием и не почтили предковского закона и, наконец, когда враги были бусурманы и турки…»

Тарасу не сидится на месте. Он стремится в битву, хочет вновь почувствовать вкус победы. К моменту его пребывания в Сечи подоспело тревожное известие: на всей Украине господствуют поляки, попирают православных христиан. Запорожцы ринулись в бой, в первых рядах был Тарас с сыновьями. Но первый же серьезный поход сыновей принес герою много горя. Ценя в человеке прежде всего его мужество и преданность идеалам Сечи, Бульба неумолим к изменникам и трусам. Трагично, что изменником оказался его младший сын – Андрий. Велико было отцовское горе Тараса Бульбы, где-то в душе он жалел своего сына. Но герой не смог простить сыну самого страшного, по его разумению, греха. Увидев, что из открытых городских ворот Андрий несется на запорожцев, старый казак не выдержал: «Как?.. Своих?.. Своих, чертов сын, своих бьешь?..» Все отцовские чувства Бульбы мигом исчезли. Он захотел собственноручно поквитаться с изменником: «Эй, хлопьята! Заманите мне только его к лесу, заманите мне только его!» Старый Бульба убивает своего сына, наказав его за предательство веры, отчизны и товарищей. Это Тарас ставил превыше всего, поэтому во имя них не пощадил даже своего Андрия.

Беда не приходит одна: старший сын Бульбы, Остап, попадает в плен к «ляхам». Ни на минуту не может забыть об этом израненный и больной герой. Наконец, он решается добыть хоть какие-то вести о сыне, а затем пытается и спасти его. Смело и решительно движется герой к своей цели. Но Остап погибает, перенеся множество пыток. Бульба смог лишь поддержать сына в последнюю минуту, вселив в него мужество и веру.

После гибели и старшего сына Тарас Бульба развеивал горе в битвах с поляками: «Тарас гулял по всей Польше с своим полком, выжег восемнадцать местечек, близ сорока костелов... Много избил он всякой шляхты, разграбил богатейшие и лучшие замки…» Много безвинных людей погубил старый Бульба, приговаривая: «Это вам, вражьи ляхи, поминки по Остапе!»

За такие бесчинства Тараса Бульбу было велено поймать, тем более что и ранее за его голову поляки давали две тысячи червонных. И перед смертью герой думает не о себе, а о своих товарищах, всеми силами души желая, чтобы они ушли от неприятеля. Тарас не боится костра, который приготовили ему поляки: «Прощайте, товарищи! – кричал он им сверху. – Вспоминайте меня и будущей же весной прибывайте сюда вновь да хорошенько погуляйте! Что, взяли, чертовы ляхи? Думаете, есть что-нибудь на свете, чего бы побоялся козак? Постойте же, придет время, будет время, узнаете вы, что такое православная русская вера!»

Таковы были прощальные слова Тараса Бульбы. Он погиб так же мужественно, как и жил, до последней минуты думая о своем отечестве. Память о нем как о доблестном казаке останется надолго, о чем говорят последние строки произведения: «Козаки живо плыли на узких двухрульных челнах…и говорили про своего атамана».

Образ Тараса Бульбы воплощает в себе удаль и размах народной жизни, всю духовную и нравственную силу народа. Это человек большого накала чувств, страстей, мысли. Сила Тараса - в могуществе тех патриотических идей, которые он выражает. Бульба является неотделимой частью общей жизни народа, и в этом его сила. В этом герое нет ничего эгоистического, мелкого, корыстного. Его душа проникнута лишь одним стремлением – к свободе и независимости своего народа.

Характер Тараса Бульбы выписан резко, крупными мазками, как того и требует его богатырская натура. Можно сказать, что это монументальный образ, воплотивший в себе лучшие черты казачества. В Тарасе перемешаны нежность и грубость, серьезное и смешное, великое и малое, трагическое и комическое. В таком изображении человеческого характера В.Г. Белинский видел дар Гоголя «выставлять явления жизни во всей их реальности и истинности».