Митрополит илларион 11 век годы жизни. Собор русских епископов. Общественная деятельность митрополита Илариона

Жизнеописание

О церкви и княжеской власти

В своем главном произведении "О Законе и Благодати" Иларион рассказывает о причинах побудивших князя Владимира среди прочих религий выбрать именно христианство, как государственную религию. Также он сравнивает иудаизм и христианство: «иудаизм - это религия, которая служит только иудеям, христианство же - религия, призванная служить всем народам»; «закон Моисеев - это рабство, а Благодать и Истина - свобода», «в Законе Моисеевом человечество теснится, а в Благодати свободно ходит.

Сопоставление христианства с иудейством, которое проводит Иларион в произведении "О Законе и Благодати", призвано подчеркнуть высокую ценность христианской религии в истории человечества. Естественно, что при этом Иларион не мог не сказать о благодатности христианской веры для Руси. По его мнению, Бог посредством Благодати и Истины спас русских, привел их в истинный разум.

Называя князя Владимира "нашим Учителем и наставником", Иларион подразумевает тем самым, что этот князь выступал в качестве не только главы государства, но и духовного пастыря своего народа. Первейшей заслугой которого, было распространение на Руси православной веры - благоверия. Иларион полагал, что сила православной веры заключается в теснейшем союзе ее с государственной властью.

Распространение благоверия дает носителю государственной власти спасение души от смерти и освобождение от бремени грехов, венец славы небесной и вечную память в потомках. Согласно Илариону божественное происхождение имеет не власть верховного правителя в государстве, а разум в сердце его.

Иларион представлял переход княжеской власти по наследству не столько в виде наследования высшей государственной должности, сколько в качестве наследования деятельности, продолжения благодеяний, совершенных предшественником.

Труды

  • Слово о законе и благодати (Памятники древн. рус. лит., вып. I).
  • Похвала князю (кагану) Владимиру, просветившему Русь св. крещением. (Там же).
  • Молитва к Богу от лица всей новопросвещенной Руси. (Там же).
  • Изложение или исповедание веры.
  • Поучение о пользе душевней ко всем христианам.
  • Слово к брату-столпнику.

Литература

  • Посторжинский М. , прот. История русской церк. проповеди, 2-е изд. Киев, 1891, с. 11-31.
  • Соловьев С. М. История России, кн. 1-я, с. 210, 211 пр. 1-е, 254, 255, 260, 261.
  • Касаткин В. , прот. Монастыри, соборы и прих. церкви Влад. еп., ч. I, 1906, с. 135, 158, 222.
  • Захарченко М. М. Киев теперь и прежде. Киев, 1888, с. 150, 229.
  • Протопопов Д. Жития святых, 1885, август, с. 436-438.
  • Токмаков И. Историч. и археологич. опис. Покровского девичьего м-ря в Суздале. М., 1889, с. 19-27.
  • Филарет (Гумилевский) И. Р. Ц., период I, с. 76, 89-91, 106 пр. 149; 119 пр. 178; 120, 155, 170-173, 185, 196.
  • Строев П. , с. 1.
  • Булгаков , с. 1402.
  • Летопись Е. А., с. 362-364.
  • Н. Д., с. 12.
  • Исторический вестник, 1895, май, с. 629.
  • Ж. П. Б., декабрь, с. 1012, 1045.
  • П. С. Р. Л., т. I, с. 67, 254-255; т. II, с. 268; т. III, с. 2; т. V, с. 138; т. VI, с. 84; т. VII, с. 332, 339.
  • Ж. М. П., 1951, № 6, с. 46-48.
  • «-» 1954, № 10, с. 44.
  • БЭЛ, т. V, с. 846.
  • БЭС, т. I, с. 932; т. II, с. 1573.
  • Русский биографический словарь : В 25 т. / под наблюдением А. А. Половцова. 1896-1918. т. VIII, с. 85.

Ссылки

Статья основана на материалах Православной энциклопедии «Древо» .

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Иларион (митрополит Киевский)" в других словарях:

    Иларион, митрополит киевский - Иларион (сер. XI в.) – митрополит киевский, оратор и писатель, церковно политический деятель. Сведения о жизни и деятельности митрополита И., содержащиеся преимущественно в Начальной русской летописи, дают мало для его биографии, но помогают… … Словарь книжников и книжности Древней Руси

    Митрополит киевский, пятый по общему счету и первый из русских. До избрания в митрополиты был священником в с. Берестове, любимом местопребывании Владимира Святого и его ближайших преемников. Отличаясь высоким, по тогдашнему времени, образованием … Большая биографическая энциклопедия

    Иларион митрополит Киевский. Сведения о нем скудны. Известно только, что он был родом русский, одно время был священником в княжеском селе Берестове, рано отдал себя иноческим подвигам. По своему образованию и подвижнической жизни Иларион скоро… … Биографический словарь

    Митрополит киевский. Сведения о нем скудны. Известно только, что он был родом русский, одно время был священником в княжеском селе Берестове, рано отдал себя иноческим подвигам. По своему образованию и подвижнической жизни, И. скоро приобрел… …

    Настолование митрополита Илариона (миниатюра Радзивиловской летописи) Митрополит Иларион (прозвище Русин; умер ок. 1055) митрополит Киевский и всея Руси времён Ярослава Мудрого, святитель. Автор нескольких произведений, наиболее известным среди… … Википедия

    Митроп. киевский. Сведения о нем скудны. Известно только, что он был родом русский, одно время был священником в княжеском селе Берестове, рано отдал себя иноческим подвигам. По своему образованию и подвижнической жизни, И. скоро приобрел… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

План

1.Введение

2. Социальна среда первой половины XI века

3. Черты характера митрополита Илариона

4. Значение и роль участия митрополита Илариона в важнейших событиях эпохи для Российской истории, современников и потомков

5. Заключение

Азъ, милостию человеколюбиваго Бога, мнихъ и прозвитеръ Иларионъ, изволениемъ Его, от богочестивыихъ Епископъ священъ быхъ и настолованъ въ велицемь и богохранимоемь граде Киеве яко быти ми въ немь Митрополиту, пастуху же и учителю. Быша же си въ лето 6559, владычествующу благоверьному Кагану Ярославу, сыну Владимирю. Аминь»

Иларион «Исповедание веры»

1. Введение

Святитель Иларион - колоссальная фигура в русской истории. Это не преувеличение, не выражение выплеснувшегося через край благоговения перед его обаятельной личностью, а несомненный объективный факт. Этот митрополит сыграл ключевую роль в формировании, как русской государственности, так и русской святости. Заря современной славы Илариона занялась в 1844 году, когда исследователь истории русской церкви А.В. Горский, открывший «Слова о законе и благодати», предпринял его первое научное издание. И хотя памятник не содержал имени автора, исследователи быстро пришли к единодушному заключению относительно этого имени - Иларион. С той поры не только памятник не выходил из поля зрения специалистов, но и сама фигура автора, его жизненный и творческий путь.

Объектом изучения данной работы является оценка роли митрополита Илариона в источниках и работах исследователей прошлого и настоящего.

Актуальность работы обуславливается неординарностью личности митрополита Илариона, тем, что именно его правомерно можно назвать значительной фигурой истории России и ключевой фигурой в истории Русской Православной Церкви.

Цель работы: состоит в том, чтобы, опираясь на рассеянные в разных источниках сведения, дополняя их собственными выводами системно воссоздать образ, основные вехи жизненного пути и роль для истории и потомков Илариона - первого древнерусского мыслителя.

Изучить и проанализировать источники, свидетельствующие о жизни исторически-значимой личности первого митрополита Киевского Илариона;

Сопоставить исследования по вопросу выдающихся историков прошлого и современности;

Определить роль первого митрополита Киевского Илариона в исторических событиях прошлого и его значения для будущих поколений.

Основные свидетельства о жизнедеятельности Илариона.

Литературные памятники Древней Руси скупы на прямые свидетельства о жизненном пути Илариона. Но тем не менее имеются источники и работы исследователей прошлого и настоящего… Собственноручная, протокольная по характеру приписка Илариона на «Исповедании веры» об избрании его митрополитом - главой молодой русской церкви: «Аз милостию человеколюбиваго Бога мнихъ и прозвитеръ Иларионъ изволениемь его от богочестиивых епископъ священъ быхъ и настолованъ въ велицемь и богохранимемь граде Кыеве, яко быти въ немь митрополиту, пастуху же и учителю. Быша же си въ лето 6559 (1051), владычествующу благоверьному кагану Ярославу, сыну Владимирю. Аминь». , .

"Слово о Законе и Благодати" написано между 1037 и 1050 годами. Оно было очень популярно на Руси, недаром сегодня известно в разных редакциях более пятидесяти его списков XV-XVI веков. Кроме того, митрополиту Илариону принадлежат два текста - "Молитва" и "Исповедание веры", которые обычно публикуются вместе со "Словом" .

Логический анализ позволяет разделить "Слово о Законе и Благодати" на три составные части. Первая - это своеобразное философско-историческое введение. В его основе лежит рассуждение о соотношении Ветхого и Нового Заветов - "Закона и Благодати". Смысл подобного рассуждения многообразен. С одной стороны, это продолжение чисто богословского спора между западной, римской церковью и церковью восточной, православной. Дело в том, что западное христианство почитало Ветхий Завет как собрание разного рода правовых норм, как оправдание свойственных западному миру прагматических устремлений. На востоке Ветхому Завету придавалось гораздо меньшее значение. Иларион в своем "Слове" стоит ближе к восточной церкви. Он говорит: "Прежде был дан Закон, а потом Благодать, прежде - тень, а потом истина".

Повесть временных лет. «Постави, - говорится в ней под 1051 годом, - Ярославъ Лариона митрополитомь русина въ святей Софьи, собравъ епископы»., .

Древнерусские княжеские уставы XI - XV вв. Издание подготовил Я. Н. Щапов. Книга представляет полное академическое издание древнерусских уставов и грамот епископских и митрополичьих кафедр: Устава Князя Владимира, Устава-судебника князя Ярослава и митрополита Илариона, уставных грамот Смоленской, Новгородской, Туровской, Галицкой и Киевской земель, документов XV века, подтверждающих эти уставы, а также анонимных уставных и правовых записей.

Труды Сергея Михайловича Соловьева "История России с древнейших времен" Главным делом жизни Соловьева стала его «История России с древнейших времен». Созданию этого труда он посвятил почти 30 лет своей жизни. В процессе создания «Истории России» Соловьев использовал и ввел в научный оборот огромное количество новых источников

Обратимся к этим и другим свидетельствам жизни, творчества и Служения митрополита Киевского Илариона к историческим предпосылкам формирования его личности.

2. Социальная среда первой половины XI века

На рубеже Х-ХI вв. Древняя Русь, на втором веку своей государственности, вошла в полосу глубочайших перемен, значение которых можно обозначить понятием «прыжок в первый эшелон мировой цивилизации». Он был подготовлен, во-первых, военно-политической и хозяйственной консолидацией восточно-славянских племен в единое сообщество. Стержнем его государственно-хозяйственной организации стал знаменитый путь «из варяг в греки» - путь относительно интенсивного (для этой части мира) общения разных стран и народов. Во-вторых, не меньшее значение имели военные, торговые, культурные контакты славян с Византией, прямой наследницей античного мира, его культуры. Исторический шанс наших предков заключался в том, что рядом с ними оказался очаг самой высокой в тот период цивилизации и они не упустили этот шанс и встали вровень с веком. Нашлись крупные характеры, выдающиеся умы, страстные патриоты.

С развитием широких контактов с Византией, введением христианства в качестве государственной религии (988 г.) резко усилился процесс трансформации всего древнерусского общества, его политического, хозяйственного, социального, семейного строя. История мало сохранила нам имен выдающихся деятелей той эпохи и еще меньше фактов их жизненного пути. Более или менее удовлетворительно обстоит дело с историческими деятелями из великокняжеского дома - Владимиром, Ярославом и др. И совсем плохо, когда речь заходит о личностях иного социального ранга. Среди этих последних звездой первой величины выступает фигура Илариона, автора знаменитого ныне «Слова о законе и благодати», практически самого раннего оригинального памятника русской общественной мысли (40-е годы ХI века) ,,

3. Черты характера митрополита Илариона

Обратимся теперь к самому Илариону. До посвящения в митрополиты он был старшим священником (пресвитером-старейшиною) при церкви святых апостолов в любимом селе великого князя Берестове и отличался необыкновенным просвещением и благочестием между современниками. Был он «мужь благъ, книженъ и постникъ». Доказательством первого, равно как и высоких ораторских способностей Илариона, служит нам его Слово о законе и благодати, вместе с Похвалою кагану нашему Владимиру и молитвою к Богу от лица земли Русской, написанное им еще в Сане священника. Образец благочестия современники не могли не видеть в том, что Иларион, не ограничиваясь обыкновенным исполнением своих обязанностей, стремился к высшим духовным подвигам, часто удалялся из села Берестова на соседнюю гору, (Киево-Печерский монастырь) покрытую тогда лесом, ископал себе там небольшую пещеру в две сажени и предавался в ней уединенной молитве. При посвящении своем Иларион, по обычаю церковному, составил и торжественно произнес исповедание веры, дошедшее до нас. Но как потом он управлял Русскою Церковью в сане митрополита, летописи молчат. Знаем только, что он освятил храм святого Георгия, построенный в Киеве великим князем Ярославом. Кажется, что и время управления Иларионова Церковью было очень непродолжительное: под 1054 г., описывая погребение великого князя Ярослава в Софийском соборе, летописи говорят только о попах и ни одна - о митрополите, а под 1055 г. новгородские летописцы упоминают уже о митрополите Киевском Ефреме, который производил суд над Новгородским епископом Лукою Жидятою: память об этом событии, непосредственно касавшемся Новгорода, могла верно сохраниться в местных сказаниях и записях. Догадка, что под именем Ефрема скрывается митрополит Иларион, только в схиме, есть одна догадка. В Степенной книге и некоторых рукописях митрополит Иларион называется святым, но ниоткуда не видно, чтобы он причтен был к лику святых самою Церковью. , , , , , , , .

«Слово о законе и благодати», непредвзятый и красноречивый источник сведений о его авторе. О чем он свидетельствует? О том, что автор - высокообразованный по своему времени человек, легко ориентируется во многих областях книжного (теоретического) знания (в богословских вопросах, в священном писании, трудах отцов церкви, в истории своей страны и т.д.), прекрасно владеет литературным языком, ораторским искусством. Незаурядный талант Илариона, выдающиеся достоинства «Слова» подчеркивают едва ли не все исследователи. Причем, эпитеты и определения идут по нарастающей от поколения к поколению , .

Вот лишь некоторые отзывы: Митрополит Макарий (Булгаков М.П., 1816-1882): у Илариона «твердый и обширный ум», «зрелость и последовательность в мыслях, точность и правильность в выражениях», «по местам, самое высокое, истинно ораторское воодушевление» . Историк Е.Е. Голубинский (1834-1912), отличавшийся повышенным скептицизмом: «сохранившееся сочинение митрополита Илариона дает в нем видеть человека не просто книжного, а совсем выдающегося из ряда вон»; «Язык его живой, образный, картинный и в то же время простой, легкий и правильный... Так мог писать только человек, от природы наделенный ораторским талантом и сумевший развить и культивировать его через чтение образцов церковного красноречия, а может быть через изучение теории ораторского искусства» .

4. Значение и роль участия митрополита Илариона в важнейших событиях эпохи для Российской истории, современников и потомков

Говоря об Иларионе, историки всегда подчёркивают, что он был первым митрополитом всея Руси русским по крови. Святитель Иларион был поставлен на митрополичью кафедру собором русских епископов. По тем временам это было совершенно невероятное событие, и оно не могло бы произойти, если бы не одно чрезвычайное обстоятельство: Русь в этот период воевала с Византией. Однако, когда заключили мир, Царьград утвердил Иллариона в его сане. Это был промыслительно явленный русскому народу прообраз будущей автокефалии нашей Церкви, которую она получила лишь триста лет спустя, в 1448 году. Иларион, в отличие от митрополитов-греков, стремился к завоеванию русской церковью самостоятельного положения, поддерживал идею самостоятельности и всего русского государства.

К этому не только экклесиологическому, но и политическому идеалу (ибо Церковь тогда не была "отлучена от государства"), неожиданно блеснувшему на самой заре её существования, Русь стремилась три столетия, и воспоминания о первом русском митрополите Илларионе ободрялии вселяли надежду

Вторая не менее удивительная прообразовательная роль святителя Иллариона состояла в том, что именно он, а не кто-либо ещё заложил основу прародины всех русских преподобных - Киево-Печерский монастырь. Об этом тоже говорят достаточно редко, а зря , .

И ещё один мотив, ясно слышный в творении святителя Илариона, а сегодня почему-то умолкнувший, - безмерная радость за свою страну, над которой «восстало Солнце Правды». Тем не менее, и сегодня приходится констатировать, что она еще далеко неполно освещена и осознана. Поэтому и масштаб его личности полностью не раскрыт. В лице Илариона история донесла до нас имя практически первого древнерусского мыслителя в высоком смысле этого слова. Мыслителя, общего для культуры трех восточно-славянских народов - русского, украинского, белорусского, а через них и для многих народов в национальных масштабах он, бесспорно, самый выдающийся мыслитель и непревзойденный мастер учительного слова домонгольской Руси, самого раннего этапа культурно-письменной истории страны, а равно и всей допетровской Руси , .

Академик Лихачев отмечает в своих трудах, что Иларион создает собственную патриотическую концепцию всемирной истории. Эта концепция по-своему замечательна и дает ему возможность осмыслить историческую миссию Русской земли. Он нигде не упускает из виду основной своей цели: перейти затем к прославлению Русской земли и ее «просветителя» Владимира. Иларион настойчиво выдвигает вселенский, универсальный характер христианства Нового завета («благодати») сравнительно с национальной ограниченностью Ветхого завета («закона»). Подзаконное состояние при Ветхом завете сопровождалось рабством, а «благодать» (Новый завет) — свободой. Закон сопоставляется с тенью, светом луны, ночным холодом, благодать — с солнечным сиянием, теплотой. Таким образом, всё «Слово» Илариона, от начала до конца, представляет собой стройное и органическое развитие единой патриотической мысли. И замечательно, что эта патриотическая мысль Илариона отнюдь не отличается национальной ограниченностью. Иларион все время подчеркивает, что русский народ только часть человечества. [ 5], .

5. Заключение

Суммируем основные выводы, которые имеют для нас характер непреложных фактов (обстоятельств). Мы намерены исходить из них при решении самых различных вопросов о жизненном и творческом пути Илариона.

Во-первых: прежде всего, мы имеем подтверждаемый памятниками «послужной список» Илариона: «мних», «пресвитер», «митрополит». Это означает, что он изначально посвятил себя церковной стезе и последовательно прошел все освященные веками стадии церковной иерархии - от низшей до высшей. Период в его жизни, ознаменованный такими событиями, как посвящение в сан пресвитера, создание «Слова», избрание митрополитом и другими, период, продолжавшийся примерно с конца 20-х по середину 50-х годов, является наиболее продуктивным. Иными словами, на эти годы приходится наивысший расцвет творчества и жизненного успеха мыслителя. Именно эти годы его жизни отложились в памяти летописцев и попали в летописные своды, другие документы эпохи. Во-вторых, именно в этот период объективно сложились условия, когда оказалось возможным в полной мере востребовать талант Илариона и других книжников.

Во-вторых. Иларион получил, без преувеличения, блестящее по условиям древнерусской действительности образование. Особо следует выделить области богословия, риторики, истории, литературного мастерства.

Третий вывод. Иларион, бесспорно, наделен высокой интеллектуальной, литературно-художественной одаренностью. Ее предпосылки, без сомнения, были заложены в системе обучения и воспитания в детские и юношеские годы мыслителя. Но в решающей степени эта одаренность является следствием развития Илариона в определенной социо-культурной среде уже во взрослые годы. В должности простого священника, читающего воскресные проповеди обычной, рядовой пастве, такую степень или высоту одаренности не разовьешь. Иными словами, Иларион вращался в определенном сообществе людей, в котором интеллектуально-художественный тонус жизни стоял неизмеримо выше, чем духовные потребности обычной, рядовой паствы.

6. Список источников и литературы

1. Голубинский Е.Е. История русской церкви. Т.1. Первая половина тома. М.1880.

2. Дерягин В.Я. Иларион. Жизнь и "Слово" // Иларион. М.1994.

3. Калугин Ф.Г. Иларион митрополит Киевский и его церковно-учительные произведения. // Памятники древнерусской церковно-учительной литературы. Вып.1 . СПб., 1894

4. Кожинов В. Творчество Илариона и историческая реальность. // Альманах библиофила. Вып. 26. М.1989.

5. Лихачев Д.С. Великое наследие. М. 1980.

6. Лихачев Д. С. "Повесть временных лет". Историко-литературный очерк // Повесть временных лет. СПб. 1996.

7. Митрополит Макарий (Булгаков). История русской церкви. Книга вторая. М. 1995.

8. Повесть временных лет (по Лаврентьевской летописи). СПб., 1996

9. Повесть временных лет (Ипатьевский список). // Библиотека литературы Древней Руси. СПб; 1997.

10. Полное собрание русских летописей. М.,1965.

11. Приселков М.Д. Очерки по церковно-политической истории Киевской Руси Х-ХII вв. СПб., 1914.

12. Розов Н.Н. К вопросу об участии Илариона в начальном летописании.// Летописи и хроники. Сб. ст. М.1974.

13. Слово о законе и благодати митрополита Илариона. // Библиотека литературы Древней Руси. Т.1. ХI-ХII вв. СПб., 1997.

14. Соловьев С.М. История России с древнейших времен, в 15-ти книгах (29 томов)/ Издательство социально-экономической литературы 1959-1966 Москва.

15. Татищев В.Н. История Российская. Т. 2. М-Л; 1963.

16. Щапов Я. Н. Княжеские уставы и церковь в Древней Руси XI - XIV вв./ Наука. 1972 Москва.

Митрополит Иларион, написано по случаю рукоположения его в сан митрополита. 11 век.

“Верую во единого Бога, славимого в Троице, Отца нерожденного, безначального, бесконечного. Сына рожденного, но также безначального и бесконечного. Духа Святого, исходящего от Отца и в Сыне являющегося, но также собезначального и равного Отцу и Сыну; в Троицу единосущную, но Лицами разделяющуюся. Троицу в именованиях, но единого Бога. Не сливаю разделения и не разделяю единства. Соединяются (Лица) без смешения и разделяются нераздельно. (Одно Лицо) именуется Отцом, потому что рождает; (Другое) - Сыном, потому что рождается; (Третье) - Духом Святым, потому что исходит, но не отходит (от Отца). Отец не бывает Сыном, ни Сын - Отцом, ни Дух Святой - Сыном; но у каждого свое без смешения, кроме Божества. Ибо в Троице едино Божество, едино Господство, едино Царство. Общее Трисвятое возглашается херувимами, общее воздается поклонение от ангелов и человеков, едина слава и благодарение - от всего мира. Того единого Бога знаю и Тому верую, в Его имя и крестился я: во имя Отца и Сына и Святого Духа - так я принял от писаний святых отец, так научился.

Также верую и исповедую, что Сын по благоволению Отца, изволением Святого Духа сошел на землю для спасения рода человеческого, но небес и Отца не оставил; осенением Святого Духа вселился в утробу Девы Марии и зачат, как Сам един знает, родился без семени мужеского, сохранив Матерь Девою, как и прилично Богу, и в рождении своем, и прежде рождения, и после рождения, но не отложив сыновства. На небеси Он без матери, а на земле без отца. Воздоен и воспитан Он как человек и был истинным человеком не в привидении, но истинно в нашей плоти; совершенный Бог и совершенный человек, в двух естествах и хотениях воли. Что был, того не отложил, и что не был, то приял. Пострадал за меня плотию как человек, но по Божеству пребыл бесстрастным как Бог. Умер бессмертный, чтобы оживить меня мертвого; сошел во ад, чтобы восставить и обожить праотца моего Адама и связать дьявола. Восстал как Бог; тридневно воскрес из мертвых как победитель Христос Царь мой, и после многократных явлений ученикам Своим восшел на небеса к Отцу, от Которого не отлучался, и сел одесную Его. Ожидаю, что и опять Он придет с небеси, но не тайно, как прежде, а в славе Отчей, с небесными воинствами. Мертвые по гласу архангела взыдут Ему во стретение, и Он будет судить живых и мертвых и воздаст каждому по делам.

Верую в семь Соборов правоверных святых отец; и, кого они отвергли, того и я отвергаю; кого они прокляли, того и я проклинаю, и, что предали они в своих писаниях, то приемлю. Святую Преславную Деву Марию именую Богородицею, чту Ее и с верою поклоняюсь Ей. И на святой иконе Ее зрю Господа Младенцем на лоне Ее и веселюсь. Вижу Его распятого - и радуюсь. Взираю на воскресшего и на небеса восходящего - и воздеваю руки и поклоняюсь Ему. Также, и взирая на святых угодников Его, славлю Спасшего их. Мощи их с любовию и верою целую. Чудеса их проповедую и исцеления от них приемлю. К соборной и апостольской Церкви притекаю, с верою в нее вхожу, с верою молюся, с верою исхожу.

Так верую и не постыжуся, исповедую пред народами и за исповедание готов и душу свою положить. Слава Богу, строящему о мне выше сил моих, за все. Молите о мне, честные учители и владыки Русской земли. Аминь”.

История Русской Церкви. 2 том. Мит.Макарий (Булгаков).

Святитель Иларион, митрополит Киевский и всея Руси, жил в эпоху великого князя Ярослава Мудрого († 1054), сына святого равноапостольного Владимира. В историю Русской Церкви он вошел как первый из ее русских предстоятелей, поставленных на митрополию Собором русских епископов.

Русская Церковь была в то время митрополией, входящей в состав Константинопольского патриархата. Первыми митрополитами на Руси были греки, поставление их совершалось в Царьграде. Святой Иларион, священник княжеского села Берестова, под Киевом, был духовным отцом и сподвижником князя Ярослава. "Боголюбивый князь Ярослав любил Берестово и бывшую там церковь святых Апостолов, и многих пресвитеров чтил и содержал, - рассказывает преподобный Нестор Летописец.- Был среди них пресвитер имени Иларион, муж благ, и книжен, и постник. Ходил он из Берестова на Днепр, на холм, где ныне ветхий монастырь Печерский, и тут молитву творил в глухом лесу. Ископав пещерку малую двухсаженную, приходя из Берестова, пел здесь часы и молился в уединении Богу..." Святой Иларион, как свидетельствуют его творения, был не просто "муж книжный", но обладал великими духовными дарованиями, глубиной богословского ведения. Все свои силы он отдавал служению Русской Церкви. Когда скончался митрополит Феопемпт, Русь находилась в состоянии войны с Византией. Соборным суждением иерархов Русской Церкви было решено поставить митрополита в Киеве, не обращаясь в Царьград. Святой Иларион славился среди русского духовенства высотой духовной жизни и проповедническим дарованием. Незадолго до того он произнес в Десятинной церкви в похвалу святому князю Владимиру свое знаменитое "Слово о законе и благодати", в котором дал богословское осмысление места Русской Церкви в истории Божественного домостроительства спасения.

Выбор Собора архиереев был по душе Ярославу Мудрому. В Святой Софии подвижник был поставлен митрополитом в 1051 году. Позже святой Иларион был утвержден Константинопольским патриархом. Но первосвятителем Русской Церкви он был недолго. Летопись не отметила года его кончины, но на погребении князя Ярослава Мудрого († 20 февраля 1054) святителя уже не было, а в 1055 году в Киев прибыл новый митрополит. Очевидно, святой Иларион отошел ко Господу в 1053 г.

Оставленное им духовное наследие живет в Русской Церкви. И, прежде всего, лучшее творение древнерусской церковной литературы - "Слово о законе и благодати". Содержание его глубоко и многосторонне. В центре "Слова" - учение о спасении и благодати. Большое внимание уделено вопросу о превосходстве христианства над иудейством. Эта тема была актуальна в те времена для Киевской Руси: к святому Владимиру приходили иудеи, надеясь обратить его в свою веру, преподобный Феодосий Печерский († 1074) ходил на "жидовский конец" в Киеве с проповедью Христа Распятого. Известно также, что евреи старались совратить в иудейство святителя Никиту Затворника, когда он был еще иноком Печерского монастыря (1088 г.). Об этом рассказывает святитель Симон в "Киево-Печерском патерике". Поэтому понятно внимание, которое уделяет святитель Иларион вопросу "о законе, Моисеем данным, и о благодати и истине, чрез Иисуса Христа бывших". Наконец, третья тема, давшая повод произнесению самого "Слова",- прославление апостольского подвига святого князя Владимира.

Царство природы, царство благодати и будущее Царство Славы воспринимаются в духовном опыте Церкви в неразрывной слитности. Закон - лишь предтеча и слуга благодати и истины. Истина и благодать - лишь слуги будущего века и жизни истинной. Так же учит святитель Иларион о преемственности Церкви: "Моисей и пророки о Христовом пришествии поведали, что Христос же и апостолы Его о Воскресении и о будущем веке". С момента, как пришел в мир Спаситель, Ветхий (прежний) Завет человека с Богом утратил силу. Богословскими символами Ветхого и Нового Заветов служат святителю заимствованные у святого апостола Павла образы двух жен Авраама - свободной Сарры и рабыни Агари. "Изгнана была Агарь, рабыня, с сыном ее Измаилом, и Исаак, сын свободной, наследник был Аврааму. Так же изгнаны были иудеи и рассеяны по странам, а сыны благодати, христиане, наследники стали Богу и Отцу. Как меркнет свет луны при воссиявшем солнце, так и закон - при явлении благодати; стужа ночная гибнет от солнечного тепла, согревающего землю,- и человечество уже не горбится под бременем закона, но в благодати свободно ходит".

Радость о Христе преисполняет святого проповедника, когда он говорит о вхождении родной Руси в сонм христианских племен. "Христова благодать всю землю исполнила" и, прежде всего, молодые жизнестойкие народы, к которым относился и русский народ. "Приличествует благодати и истине на новые люди воссиять. Не вливают, по слову Господню, вина нового - учения благодати в мехи ветхие, обветшавшие в иудействе, но новое учение, в новые мехи, новые народы". Так вера благодатная "по всей земле распростерлась и до нашего языка русского дошла. Вот уже и мы со всеми христианами славим Святую Троицу, а Иудея молчит; язычники приняты, а иудеи - отринуты". Русские православные отныне "не идолослужителями зовутся, но христианами, и уже не капища строим, но Христовы церкви зиждем; уже не заколаем друга бесам в жертву (см. память варягов-мучеников 12 июля), но Христос за нас заколается в жертву Богу и Отцу. Все страны Благий Бог помиловал - и нас не презрел, захотел и нас спасти и в разум истины привести". Великий апостольский подвиг просвещения Русской земли свершил святой князь Владимир (память 15 июля), "подойник святому равноапостольному Константину", который "заповедал по всей земле своей креститься во Имя Отца и Сына и Святого Духа, и ясно и громогласно во всех градех славить Святую Троицу и всем быть христианами - малым и великим, рабам и свободным, юным и старым, богатым и убогим". С гордостью говорит святой Иларион о родной земле: "Святой Владимир не в худой и не в неведомой земле владычествовал, но в Русской, которая ведома и слышима всеми концами земли".

"Слово о законе и благодати" - первое по времени творение Русской Церкви, в котором святой креститель Руси ублажается в чине равноапостольных. "Радуйся во владыках, апостоле, не мертвые телеса воскресивший, но душею нас мертвых воскресивший: ибо тобою обожились и жизнь Христову познали". Таково содержание этого замечательного памятника древнего русского богословия. Из других творений святителя Илариона известно его архиерейское "Исповедание", ставшее образцом епископской присяги в Русской Церкви. К "Слову о законе и благодати" в рукописях присоединяется обычно "Молитва святого Илариона". Это творение святителя также имеет долгую жизнь в отечественном церковном предании. В 1555 году, при отправлении в новоучрежденную Казанскую епархию святителя Гурия, повелено было ему в Москве и в других городах, чрез которые он будет проезжать, читать молитву "творение митрополита Илариона Русского". Святитель Иларион был погребен в Киевских пещерах. В надписаниях его творений, в рукописных святцах и каталогах святителей, святитель Иларион неизменно именуется святым и предивным чудотворцем. Устойчивое литургическое почитание его как святого засвидетельствовано в службах Киево-Печерским преподобным. Как в службе Собору отцов Ближних пещер (28 сентября) так и в службе всем Киево-Печерским святым (2-я Неделя Великого поста) он перечисляется наравне с другими святыми иерархами Русской Православной Церкви.

Его "Слово о Законе и Благодати" стало философским обоснованием нового смысла бытия Руси

В середине XI века в Киеве произошло событие, о котором древнерусский летописец рассказал всего лишь одной фразой, размещенной в "Повести временных лет" под 1051 годом: "Поставил Ярослав русина Иллариона митрополитом, собрав для этого епископов".

А между тем, событие, случившееся в Киеве в 1051 году, было далеко не ординарным. Ведь впервые киевскую митрополичью кафедру возглавил выходец из русских – пресвитер Иларион. До Илариона этот важнейший церковно-политический пост занимали исключительно греки, назначаемые из Византии.

Стремление к независимости

О жизни Илариона, митрополита Киевского, нам практически ничего не известно. Есть лишь два упоминания в "Повести временных лет", запись похожего содержания в конце "Исповедания веры" самого Илариона (или от его имени), ссылка Симона на "Житие Антония" (о поставлении в пресвитеры и пострижении Илариона Антонием) и упоминание имени Илариона в церковном "Уставе Ярослава".

В частности, "Повесть временных лет" сообщает, что до своего поставления в митрополиты Иларион служил пресвитером (т.е. старшим священником) в селе Берестовом, в княжеской церкви во имя Святых Апостолов. Это был очень благочестивый человек. Для уединенной молитвы он часто уходил из Берестового на высокий, гористый, заросший дремучим лесом берег Днепра, который круто спускался к речным водам. И выкопал Иларион в той горе небольшую пещерку. Здесь, в этой пещерке он и возносил свои молитвы Богу. Великий князь Ярослав очень любил Илариона, часто советовался с ним, прислушивался к его мнению. И потому, когда возникла необходимость, князь Ярослав предложил священнику Илариону возглавить русскую церковь. Поставление Илариона в митрополиты торжественно прошло в новом, только что построенном соборе святой Софии в Киеве.

В самом факте избрания собором епископов Илариона в митрополиты Киевские усматривается два важных момента. С одной стороны, это попытка возродить традиции ранней (еще Владимировой поры) русской церкви, глава которой избирался всеми епископами. С другой стороны, здесь заметно желание подчеркнуть независимость Киевского государства от Византии, как в церковном, так и в политическом смыслах.

#comm#И недаром сам Иларион, в отличие от митрополитов-греков, стремился к завоеванию русской церковью самостоятельного положения, поддерживал идею самостоятельности и всего русского государства.#/comm#

Деятельность Илариона на посту митрополита Киевского нам известна фрагментарно. В частности, сохранились сведения о том, что Иларион совершил освящение киевской церкви святого Георгия – небесного покровителя князя Ярослава и рукополагал в ней новоставимых епископов. Кроме того, вместе с князем Ярославом они разработали церковный устав-судебник, вошедший в историю под названием "Устава Ярослава".

Впрочем, уже вскоре великие киевские князья вновь обратились к покровительству константинопольского патриарха. Видимо, помимо прочего, немаловажное значение здесь сыграло разделение церквей, произошедшее в 1054 году. И имя Илариона больше нигде не упоминается. В соответствии с церковной традицией принято считать, что последние годы жизни Иларион провел в Киево-Печерском монастыре, где и упокоился.

Писатель и философ

Тем не менее, личность Илариона, митрополита Киевского, несомненно, принадлежит к числу наиболее значимых в отечественной истории. Ведь он внес весомый вклад в становление русской культуры, создав первое отечественное литературно-философское произведение – "Слово о Законе и Благодати".

"Слово о Законе и Благодати" написано между 1037 и 1050 годами. Оно было очень популярно на Руси, недаром сегодня известно в разных редакциях более пятидесяти его списков XV-XVI веков. Кроме того, митрополиту Илариону принадлежат два текста – "Молитва" и "Исповедание веры", которые обычно публикуются вместе со "Словом".

Логический анализ позволяет разделить "Слово о Законе и Благодати" на три составные части. Первая – это своеобразное философско-историческое введение. В его основе лежит рассуждение о соотношении Ветхого и Нового Заветов – "Закона и Благодати". Смысл подобного рассуждения многообразен. С одной стороны, это продолжение чисто богословского спора между западной, римской церковью и церковью восточной, православной. Дело в том, что западное христианство почитало Ветхий Завет как собрание разного рода правовых норм, как оправдание свойственных западному миру прагматических устремлений. На востоке Ветхому Завету придавалось гораздо меньшее значение.

Иларион в своем "Слове" стоит ближе к восточной церкви. Он говорит: "Прежде был дан Закон, а потом Благодать, прежде – тень, а потом истина".

#comm#Таким образом, Иларион подчеркивает, что следование нормам только лишь Ветхого Завета не приводит людей к спасению души, как не спасло знание Закона ("тени") древних иудеев.#/comm#

Более того, предпочтение Ветхого Завета может привести к иудаизму. Лишь Новый Завет ("истина"), данный человечеству Иисусом Христом, является Благодатью, ибо Иисус своей смертью искупил все людские грехи, а посмертным воскрешением открыл всем народам путь к спасению.

В доказательство своей мысли Иларион пишет пространное рассуждение на тему библейской притчи о Сарре и Агари. Это рассуждение – первый образчик символическо-аллегорического толкования библейских сюжетов в русской литературе. Впоследствии символическое толкование Библии станет основным методом в творчестве древнерусских книжников.

Суть же притчи такова. Сарра – жена праотца Авраама – долгое время была бесплодной. И Авраам, по совету жены, породил сына Измаила от рабыни Агари. Но Господь смилостивился над Саррой, и в глубокой старости она тоже смогла родить сына – Иакова.

Смысл этой притчи, по Илариону, очень глубок. Агарь – это образ Ветхого Завета, Закона. Ее сын появляется на свет раньше, но, рожденный рабыней, продолжает и сам оставаться рабом. Сарра – это символ Нового Завета, Благодати, которая рождает свободного Иакова. Так и Ветхий Завет не может быть истиной, хотя он и явился раньше Нового Завета. Следовательно, не "первородство" имеет решающее значение, а то, что Господь послал истину людям в Заветах Иисуса Христа. "Закон ведь прежде был и несколько возвысился, но миновал, - говорит Иларион. - А вера христианская, явившаяся и последней, стала больше первого и распростерлась на множество языков. И Благодать Христова, объяв всю землю, ее покрыла, подобно водам моря".

В рассуждении Илариона о Сарре и Агари прослеживаются две важнейшие идеи. Во-первых, Христова Благодать настолько значительна, что спасает всех людей, принявших Святое Крещение, независимо от того, когда произошло само крещение. Во-вторых, одного факта крещения достаточно для того, чтобы люди, его принявшие, были достойны спасения. "Христианское же спасение – благодатно и изобильно, простираясь во все края земные… - пишет Иларион. - Христиане же поспешением истины и Благодати не оправдываются, но спасаются."

Обретение пути

Во второй части "Слова" Иларион развивает идеи спасения одной Благодатью уже в приложении к Руси. Крещение Руси, совершенное великим князем Владимиром, показало, что Благодать распространилось и в русские пределы. Следовательно, Господь не презрел Русь, а спас ее, приведя к познанию истины. "И уже не идолопоклонниками зовемся, - пишет Иларион, - но христианами, не без упования еще живущими, но уповающими на жизнь вечную."

Приняв Русь под свое покровительство, Господь даровал ей и величие. И теперь это не "безвестная" и "захудалая" земля, но земля Русская, "что ведома во всех наслышанных о ней четырех концах" света. Более того, христианская Русь может надеяться на великое и прекрасное будущее, ибо оно предопределено божиим промыслом.

Третья часть "Слова" посвящена прославлению великих киевских князей. Прежде всего, речь идет о князе Владимире (в крещении Василий), которого "посетил посещением Своим Всевышний". Кроме того, славит Иларион князя Ярослава Мудрого (в крещении – Георгий), современником и соратником которого был и сам митрополит. Но интересно, что Иларион прославляет также и язычников Игоря и Святослава, заложивших будущее могущество Русского государства. Более того, в своем сочинении Иларион именует русских князей титулом "каган". А ведь этот титул в те времена приравнивался к титулу императора. Да и самого князя Владимира Иларион сравнивает с императором византийским Константином.

Как можно видеть, богословские рассуждения митрополита Илариона являются основанием для серьезных историко-политических обобщений и выводов. Доказательства в пользу Благодати дают митрополиту Илариону возможность показать место и роль Руси в мировой истории, продемонстрировать величие его родины, ибо Русь была освящена Благодатью, а не Законом.

По сути дела, "Слово" – это похвальная песнь Руси и ее князьям. А воспевание достоинства и славы русской земли и княживших в ней потомков Игоря Старого направлено прямо против политических притязаний Византии.

#comm#"Слово о Законе и Благодати" иллюстрирует и первые шаги христианства в Древней Руси.#/comm#

Нетрудно заметить, что у Илариона христианство носит ярко выраженный оптимистический характер, оно пронизано верой в то, что спасение будет дано всем, принявшим святое крещение, что само христианство преобразило Русь. Следовательно, в толковании христианского вероучения, митрополит Иларион близок к раннему русскому христианству, имеющему свои истоки в кирилло-мефодиевской традиции.

Интересно еще одно направление деятельности митрополита Илариона. Во многом по его инициативе и при поддержке великого князя Ярослава Мудрого уже в XI веке начинается активное движение за общецерковную канонизацию князя Владимира Святославича и его бабки княгини Ольги. А это означало, что древнерусские князья и книжники стремятся к тому, чтобы ореола святости были удостоены и русские люди, являющиеся олицетворением нового избранного пути Руси.

Митрополит Иларион в своем "Слове о Законе и Благодати" складывает похвальное слово Владимиру, сравнивая его с императором Константином, который в IV веке признал христианство государственной религией и был за это причислен к лику святых: "О, подобный великому Константину, равный ему умом, равный любовью ко Христу, равный почтительностью к служителям Его!.. Тот покорил Богу царство в еллинской и римской земле, ты же – на Руси... Тот с матерью своею Еленой веру утвердил, принеся крест из Иерусалима, и распространив его по всему миру своему, - ты же с бабкою твоею Ольгой веру утвердил, принеся крест из нового Иерусалима, града Константинова, и поставив его по всей земле твоей. И, как подобного ему, соделал тебя Господь на небесах сопричастником одной с ним славы и чести в награду за благочестие твое, которое стяжал ты в жизни своей". В этих и других словах митрополита Илариона представлена целая программа причтения Владимира к лику святых, как заступника и благодетеля Руси, как равного апостолам.

По мнению некоторых исследователей, официальному прославлению Владимира препятствовали митрополиты-греки, утвердившиеся на киевской митрополии во второй половине XI века. Причинами тому были и обстоятельства крещения киевского князя, и, главное, невизантийские истоки самого раннего русского христианства, привнесенные на Русь в кирилло-мефодиевской традиции. Не случайно в 1039 году митрополит-грек Феопемпт заново освящал Десятинную церковь, которую основал Владимир, и в которой в мраморном саркофаге хранились его останки. В итоге официальное причисление Владимира к лику святых задержалось на два столетия и произошло только в XIII столетии.

Однако само стремление русских людей уже в XI веке обрести своих святых очень характерно. Это означало, что христианская идея посмертного спасения и воскресения становилась для Руси актуальной, ибо русские люди обрели истинную веру. Значит, перед Русью открывался путь к спасению. И в размышлениях митрополита Илариона, для которого радость обретения новой веры является непосредственным свидетельством обретения нового смысла бытия Руси на земле, мы находим первое обоснование нового смысла земного бытия Руси.

В историософском же смысле, митрополит Иларион продолжил и развил линию начатую еще в летописной традиции, предприняв усилия по "вписыванию" истории Руси в библейскую историю. Многочисленные библейские аналогии, которые наполняют текст "Слова о Законе и Благодати", позволяют автору представить Русь, как государство, вставшее в ряд других христианских государств и занимающее в этом ряду самое достойное место. Но сознательное и доказательное предпочтение Нового Завета Ветхому доказывало и самостоятельность Руси как в сравнении с Западом, так и в сравнении с Востоком.

Специально для Столетия