Толстый и тонкий анализ произведения. Смысл произведения А. П. Чехова "Толстый и тонкий". Чему учит Чехов

Рассказ А.П. Чехова «Толстый и тонкий» датирован 1883 годом и относится к числу первых произведений автора, созданных им в начале творческого пути. Его особенностью является емкость и краткость изложения, а также отсутствие четко акцентированной авторской позиции. Читатель должен сам сделать выводы по итогам прочитанного.

Рассказ относится к жанру критического реализма. Это произведение можно считать настоящим образцом авторского почерка Чехова, поскольку рассказ вобрал в себя практически все характерные черты писательского стиля автора, в том числе: краткий, стремительный сюжет, точность и яркость изложения, внимание к наиболее важным для понимания идеи рассказа деталям.

Главная проблема, на которую обращает внимание автор, это зависимость людей от того социального положения, которое они занимают в обществе. Разум и поведение человека зациклены на стереотипах, порождаемых этим статусом.

Объектом высмеивания в данном рассказе выступает вечно пресмыкающийся перед высшими должностями мелкий чиновник. Он раболепствует даже тогда, когда это, по сути, и не требуется. Чехов ярко и правдиво демонстрирует читателю психологию «тонких» людей, их рабское мышление и рабское поведение. За ним человек теряет собственное «я» и перестает быть личностью. В этом и заключается трагедия «тонких» людей.

Начало рассказа представляет собой краткую экспозицию, уместившуюся буквально в одном предложении. Здесь же автором используется четкое противопоставление двух персонажей друг другу – есть два приятеля, один из них толстый, другой тонкий. Вступление также дает понять, что речь пойдет именно о чиновниках, а завязка всей истории – это встреча двух старых друзей.

Кульминация и развязка строятся вокруг того, как сильно меняется отношение «тонкого» к «толстому» после того, как первый узнает о высокой должностном статусе последнего. Здесь же наблюдается еще один интересный авторский прием Чехова – незаконченные предложения, которые словно показывают, как прерывается дыхание «тонкого» от внезапно вспыхнувшего приступа почтительности и подобострастия.

Особое место в произведениях Антона Павловича Чехова занимает образ человека, наделённого такими качествами, как излишнее чинопочитание, трусость и услужливость перед состоятельным человеком. Тема неравенства людей разных социальных статусов развивается в рассказе «Толстый и тонкий», где проявление подобных пороков человечества приводит к потере собственного достоинства и уважения к себе.

Ограниченное количество героев в произведении подчёркивает своеобразие данного жанра. Сюжет рассказа прост. Встреча бывших товарищей по гимназии спустя много лет на территории вокзала железной дороги, соединяющей Москву и Санкт – Петербург, приводит в восторг обоих. Однако социальное неравенство мужчин приводит к смущению одного и вызывает чувство отвращения у другого.

Для рассказа характерно скудное использование деталей в создании портретов героев, но даже такая краткость А. П. Чехова не мешает передать полное представление о них: внешнем облике, темпераменте, манерах поведения и социальном положении в обществе.

Выражая искреннюю радость от встречи с другом, худощавый с виду Порфирий (тонкий), служивший коллежским асессором, радушно приветствует Мишу (толстый). Он охотно представляет свою семью – жену и сына, которые имеют с Порфирием внешнее сходство. Не скрывая, рассказывает о низком достатке, о нехватке средств к существованию. Об этом свидетельствуют сумки и узлы, которые вынужден нести самостоятельно, а также запах недорогого обеда.

Совершенно противоположной фигурой представлен образ Михаила. А. Чехов изображает его как солидного человека полной комплекции, имеющего достаток гораздо выше, чем у давнего друга. Об этом говорит его чин, дорогой аромат духов и выход из ресторана, в отличие от Порфирия, который показался из вагона.

Для дальнейшего повествования рассказа автор продолжает применять один из ярких художественных приёмов – антитезу, ещё больше усиливая противопоставление героев, подчёркивая разницу между ними. Недлительный диалог бывших приятелей в определённый момент становится кульминацией. Не имея понятия об истинном должностном положении Михаила, Порфирий говорит уверенным тоном, однако, узнав о достижении по службе, он запинается, внешне будто становится ниже ростом. На первый план выступают испуг и заискивание, он забывает о простых человеческих качествах.

Поведение тонкого резко меняется, речь наполняется фразами из разговорной лексики («милостивое внимание»), которая плавно переходит в официально - деловую. Многократное использование автором глаголов в описании поз, мимики помогло передать внутреннее состояние героев, усилить эмоциональную окраску происходящих событий по мере развития действий и во время кульминации (Порфирий «хихикает», «окаменел», чемоданы «съёжились и поморщились»).

В рассказе «Толстый и тонкий» А. П. Чехов беспощадно высмеивает унизительное положение людей, которые по своей вине теряют человеческий облик. Отличаясь по какому - либо признаку от окружающих, они начинают чувствовать ущемление своих прав в финансовых вопросах, превращаясь в зависимых от вышестоящих, преклоняясь и выслуживаясь перед ними. Автор призывает пересмотреть подобные проявления в жизни в сторону самоуважения, подчёркивая равенство всех людей.

5, 6, 7 класс

Сочинение Что такое Отчаяние

Мир материален. Ежедневно у человека возникают потребности, которые ему нужно удовлетворить. Если человек не может получить желаемое, наступает состояние крайней безнадёжности. Негативные эмоции овладевают им.

  • Сочинение Митраша и Настя сравнительная характеристика в рассказе Кладовая солнца Пришвина сочинение

    Главными действующими лицами рассказа «Кладовая солнца» являются две сироты - брат и сестра - Настя и Митраша. Оба потеряли родителей: сначала болезнь забрала у них мать

  • Описание презентации по отдельным слайдам:

    1 слайд

    Описание слайда:

    Дидактический материал по литературе для 6 класса Анализ рассказа А.П.Чехова Автор презентации: учитель русского языка и литературы МБОУ «Лицей №1» р.п.Чамзика Республики Мордовия Печказова Светлана Петровна «Толстый и тонкий»

    2 слайд

    Описание слайда:

    Цель урока: помочь учащимся проанализировать рассказ А.П.Чехова «Толстый и тонкий», понять его тему, идею, особенности изобразительно-выразительных средств

    3 слайд

    Описание слайда:

    История создания рассказа В 1883 году в октябрьском номере журнала «Осколки» появился небольшой рассказ «Толстый и тонкий» А.П.Чехова. Короткий и ёмкий по содержанию, он наполнен глубоким смыслом. Автор обращается в нём к проблеме угодничества и чинопочитания, не раз становившейся объектом для критики в русской литературе. Сюжет рассказа «Толстый и тонкий» в его первоначальной редакции основывался на анекдотическом казусе, а конфликт между персонажами возникал случайно, из-за невольной оплошности «тонкого». В 1886 году редакция внесла изменения, существенно переменившие смысл рассказа. Был устранён мотив служебной подчинённости: «тонкий» теперь пресмыкается перед «толстым» без всякой практической надобности - «по рефлексу». Рассказ получил гораздо большую сатирическую заострённость и обобщённость.

    4 слайд

    Описание слайда:

    Сюжет рассказа На вокзале Николаевской железной дороги встретились два давних друга. Один из них был «толстый», а другой - «тонкий». Тонкий (Порфирий) только что сошёл с поезда, выйдя со своей женой Луизой и сыном Нафанаилом. Толстый (Миша) узнал тонкого и тут же его поприветствовал. Друзья заговорили. Тонкий, узнав, что его бывший одноклассник дослужился до тайного советника, сменил тон на угодливо-подобострастный. Толстый не вынес этой перемены в поведении и распрощался другом детства. Какова сюжетная линия рассказа А.П.Чехова?

    5 слайд

    Описание слайда:

    Композиция рассказа вокзал Николаевской железной дороги (тем самым автор показывает, что герои рассказа – чиновники) Назовите композиционные элементы рассказа ЭКСПОЗИЦИЯ - искренняя радость узнавания, общие воспоминания о детстве и расспросы о жизни Развитие действия - «тонкий» узнаёт, что «толстый» имеет чин тайного советника КУЛЬМИНАЦИЯ - «тонкий» начинает вести себя подобострастно, обращение на «ты» сменяется «вашим Превосходительством», «Толстого» ситуация раздражает, и он спешит расстаться с семейством «тонкого» РАЗВЯЗКА - случайно встретились два приятеля ЗАВЯЗКА -

    6 слайд

    Описание слайда:

    Художественные детали «Толстый только что пообедал на вокзале, и губы его, подернутые маслом, лоснились, как спелые вишни. Пахло от него хересом и флер-д"оранжем». «Тонкий же только что вышел из вагона и был навьючен чемоданами, узлами и картонками. Пахло от него ветчиной и кофейной гущей». Что мы узнаём о героях в самом начале рассказа? При помощи этой художественной детали автор показывает признак состоятельности героя Эта художественная деталь помогает определить, на какой ступени социальной лестницы находился каждый из героев. К тому же последний был обвешан коробками и чемоданами: вероятно, он не имел лишних средств или жалел денег на носильщика

    7 слайд

    Описание слайда:

    Художественные детали Характеры героев представлены в воспоминаниях Порфирия (тонкого)о гимназическом детстве «- В гимназии вместе учились! - продолжал тонкий.- Помнишь, как тебя дразнили? Тебя дразнили Геростратом за то, что ты казенную книжку папироской прожег, а меня Эфиальтом за то, что я ябедничать любил. Хо-хо... ». Каким образом мы узнаём о характерах героев? Какую художественную деталь использует Чехов? Толстый и Тонкий вместе провели несколько лет в гимназии. Уже тогда было очевидно превосходство первого. Почему?

    8 слайд

    Описание слайда:

    Художественные детали Уже в гимназические годы было очевидно превосходство Миши (толстого), прозванного Геростратом. В древности грек с таким именем уничтожил огнём одно из чудес света. Миша же прожег папироской казенную книжку – явно хотел завоевать авторитет у одноклассников. Тонкого же звали Эфиальтом, так как он часто ябедничал. Это имя сохранилось в истории как имя предателя спартанцев в битве при Фермопилах. Кляузничество и угодливость помогли Порфирию дослужиться до невысокого чина, дававшего дворянское звание.

    9 слайд

    Описание слайда:

    Прошли годы, и один остался красавцем, душкой и щёголем, жил степенно, в высоком чине и в достатке. Другой, благодаря умению услужить, угодить, лебезить и доносить (а также благодаря усердной работе), сумел дослужиться до невысокого чина, дававшего все же дворянское звание. И теперь эта разница между бывшими приятелями обнажилась ещё больше, а постоянный страх перед начальством заставили Порфирия дрожать перед тем, кто ещё несколько минут назад был только «другом детства». Художественные детали

    10 слайд

    Описание слайда:

    Главный приём, который использует в рассказе «Толстый и тонкий» Чехов, - антитеза. Роль художественной детали Какой главный приём использует Чехов? В чём обнаруживается противопоставление героев? Противопоставление героев обнаруживается во всём, включая название: от упоминания о том, чем каждый пообедал, до манеры поведения и речи. Показателен в этом плане тонкий. Если в начале встречи мы слышим от него: «ты», «милый мой», «друг детства», то впоследствии его тон меняется на благоговейный и почтительный. К многозначительным «ваше превосходительство», «такие вельможи-с», «помилуйте-с», «хи-хи-хи» и т.п. добавляются паузы, словно ему вдруг стало трудно говорить.

    11 слайд

    Описание слайда:

    «казалось… от лица и глаз его посыпались искры» «милостивое внимание вашего превосходительства... вроде как бы живительной влаги» Средства выразительности Какие средства выразительности использует Чехов? метафора Во второй части рассказа важную роль для раскрытия образа коллежского асессора играют метафора, олицетворение, сравнение олицетворение сравнение «тонкий окаменел» «лицо искривилось» коробки, узлы «съежились, поморщились»

    12 слайд

    Описание слайда:

    Проблематика рассказа зависимость людей от занимаемого социального статуса и связанных с ним стереотипов мышления; отречение от собственного достоинства

    13 слайд

    Смысл произведения А. П. Чехова "Толстый и тонкий"

    Рассказ "Толстый и тонкий" написал Антон Павлович Чехов, живший в 1860-1904 г.

    Темой расказа стала встреча двух бывших одноклассников на вокзале. Их из описания сразу становится понятно, что "толстый" - человек богатый: от него пахло дорогими духами и он мог позволить себе дорогой обед. Тонкий предстает уставшим пассажиром, навьюченным всевозможными коробками и узлами. Ему пришлось нести их самому, так как на носильщика не оставалось денег.

    У "толстого" и "тонкого" завязывается разговор. Из него мы узнаем имена: Михаил и Порфирий. Тонкий Порфирий, не скромничая, хвастается собой, своей женой и сыном. Он пустился в воспоминания, затем стал выкладывать новости о себе, о том, что произошло в его жизни со времени окончания школы. Сын Порфирия, которого представили Михаилу, не сразу снял фуражку, чтобы поприветствовать приятеля отца, а только немного подумав (оценив, не ниже ли чин толстого чина его отца).

    Михаил был действительно заинтересован жизнью Порфирия, расспрашивал его, радовался встрече. Сам Порфирий ведет себя раскованно и непринужденно. Но когда тонкий узнает, что Михаил - тайный советник и имеет две звезды, то эта непринужденность улетучивается. Он съеживается и начинает вести себя подобострастно, называет старого друга "ваше превосходительство". Михаилу такое поведение противно и непонятно. Он ведь разговаривал с Порфирием как со старым другом, а стоило сказать свой чин, так он сразу унижается перед ним. Толстый пытается возразить тонкому: "К чему тут это чинопочитание?". Но тонкий лишь противно хихикал. Тогда Михаил отвернулся от Порфирия и подал на прощание руку.

    Идея рассказа такова: не спеши хвастаться перед тем, кто добился большего, но и не следует унижаться перед ним. Когда разговаривашь со старым другом, занимающим высокий чин, нужно разговаривать с ним как с другом, а не как с начальником.

    Анализ рассказа А. П. Чехова

    учитель русского языка и литературы

    МОУ «Средняя школа № 14»

    г. Кимры Тверской области.


    "Чехов умеет писать так,

    чтобы словам

    было тесно,

    а мыслям просторно".

    М. Горький




    Запишите в тетрадь:

    это небольшое по объёму произведение, содержащее малое количество действующих лиц, а также (чаще всего) имеющее одну сюжетную линию.

    Рассказ -

    Художественная деталь -

    это одно из средств создания художественного образа, которое помогает представить изображаемую автором картину, предмет или характер в неповторимой индивидуальности. Она может воспроизводить черты внешности, детали одежды, обстановки, переживания или поступка.


    Запишите в тетрадь:

    Юмор -

    (от англ. - комизм, причуда, нрав) - комическое и вместе с тем добродушное отношение к серьёзному; дружелюбный смех, цель которого – что-то совершенствовать, очищать от недостатков.

    Сатира -

    особый способ художественного воспроизведения действительности, ставящий своей задачей нелицеприятную критику, обличение, высмеивание, изображение несообразности различных её явлений.


    Смысл заглавия

    Что отражает заглавие:

    тему или основную мысль?

    По мнению Чехова, заглавие-это смысловой стержень произведения. Заглавие должно быть простым, ясным, кратким и скромным.

    Название данного рассказа уникально, соответствует содержанию.


    Тема. Проблема.

    Определите тему и проблему рассказа.

    Встреча двух бывших одноклассников на вокзале.

    Проблема

    чиновничества


    Композиция

    В чем особенность композиции рассказа «Толстый и тонкий»?

    В нём отсутствует развитие действия.


    Экспозиция

    Какой литературоведческий приём

    используется в экспозиции?

    Николаевская железная дорога


    Экспозиция

    Экспозиция сильная, потому что уже в описании героев содержится громадная разница потенциалов, которая настраивает читателя на ожидание неизбежного конфликта. Один - толстый, другой - тонкий, один - доволен, другой - измучен, один - налегке, без спутников, второй - обременён и скарбом, и семейством. Это не просто контраст, это - антитеза . Мы угадываем антагонистов.

    " На вокзале Николаевской железной дороги встретились два приятеля: один толстый, другой тонкий".


    Завязка

    Найдите завязку рассказа.

    - Порфирий! - воскликнул толстый, увидев тонкого.- Ты ли это? Голубчик мой! Сколько зим, сколько лет!


    Кульминация

    Найдите кульминацию рассказа.

    - Ну, а ты как? Небось, уже статский? А?

    - Нет, милый мой, поднимай повыше,- сказал толстый.- Я уже до тайного дослужился... Две звезды имею.


    Развязка

    Найдите развязку рассказа.

    "На лице у тонкого было написано столько благоговения, сладости и почтительной кислоты, что тайного стошнило".


    Портрет

    Сравните портреты толстого и тонкого. На какие детали портрета автор обращает внимание читателя?


    Портреты даны через перечисление ярких внешних признаков - не только зримых. Здесь указывается даже на то, какие запахи сопровождают каждого героя: от толстого пахнет флёрдоранжем (изысканным одеколоном fleur d"orange - фр. "цветок апельсина") и хересом (вином, настоянном на травах). От тонкого, ехавшего, как можно догадаться, не в первом классе, - ветчиной и кофе. То есть апелляция к разным органам чувств читателя: зрению, слуху, обонянию.

    Многочисленные картонки и коробки, которыми увешан тонкий, - свидетельство того, что носильщика взять ему не по карману. И дальнейшие слова диалога подтверждают, что Порфирий стеснён в средствах.


    Кто из героев первым бросается к другу?

    Толстый первым бросается к другу,

    испытывая при этом искреннюю радость.


    Как тонкий называет толстого?

    - Батюшки! - изумился тонкий.- Миша! Друг детства! Откуда ты взялся?


    Приятели троекратно облобызались и устремили друг на друга глаза, полные слёз. Оба были приятно ошеломлены.


    Кто первым начинает разговор после приветствия? С чего он начинает рассказ о себе?

    Я уже женат, как видишь... Это вот моя жена, Луиза, урожденная Ванценбах... лютеранка... А это сын мой, Нафанаил, ученик III класса.


    О чём вспоминает тонкий? Почему толстый по воле автора не произносит

    ни одной фразы во время монолога тонкого?

    - В гимназии вместе учились! - продолжал тонкий.

    - Помнишь, как тебя дразнили? Тебя дразнили Геростратом за то, что ты казённую книжку папироской прожёг, а меня Эфиальтом за то, что я ябедничать любил. Хо-хо... Детьми были!


    Толстый, Герострат, в детстве был честолюбивым человеком, не думающим о последствиях своих поступков.

    Тонкий,Эфиальт, в детстве был ябедой, доносчиком, то есть угодничество было чертой его характера с детства .


    Какой фразой толстый подталкивает тонкого к разговору о службе?

    - Ну, как живёшь, друг? - спросил толстый, восторженно глядя на друга.

    - Служишь где? Дослужился?


    Что рассказывает о своей службе тонкий?

    - Служу, милый мой! Коллежским асессором уже второй год и Станислава имею. Жалованье плохое... ну, да бог с ним! Жена уроки музыки даёт, я портсигары приватно из дерева делаю. Отличные портсигары! По рублю за штуку продаю. Если кто берёт десять штук и более, тому, понимаешь, уступка. Пробавляемся кое-как. Служил, знаешь, в департаменте, а теперь сюда переведён столоначальником по тому же ведомству... Здесь буду служить.


    Как меняются тонкий и его близкие, когда узнают о служебном положении толстого.

    Почему они вдруг изменились?

    Толстый – тайный советник, 2 ордена имеет, высший чин.

    Тонкий – 8 класс, близок к нижнему чину. То есть тонкий ничего почти не добился . Тонкий стал себя вести как чиновник, а не как друг детства .



    Как теперь меняется смысл заглавия?

    Толстый и тонкий – это уже не только внешние признаки. Толстый - человек, добившийся высокого положения. А поведение тонкого говорит о ничтожности, незначительности героя.


    Как отнёсся толстый к произошедшим изменениям в поведении и внешности тонкого и почему?

    Толстый хотел было возразить что-то, но на лице у тонкого было написано столько благоговения, сладости и почтительной кислоты, что тайного советника стошнило.


    Как простились друзья детства?

    Он отвернулся от тонкого и подал ему на прощанье руку.

    Тонкий пожал три пальца, поклонился всем туловищем и захихикал, как китаец: «хи-хи-хи». Жена улыбнулась. Нафанаил шаркнул ногой и уронил фуражку. Все трое были приятно ошеломлены.


    Итак, толстый – и человек, и чиновник. Автор смеётся над тонким и в целом над чинопочитанием. Он как бы указывает, что проблема мелкого чиновника связана с чинопочитанием, угодничеством, что это характерно для общества 19 века. Поэтому на вокзале встретились друзья детства, а расстались два чина . Между ними пролегла невидимая пропасть.


    «Все трое были приятно ошеломлены»?

    С иронией


    Для чего введены образы жены и сына тонкого, ведь толстый показан один?

    Сын не почитает отца. Сначала подумал, только потом снял шапку, спрятался за спину отца. Жена во всём угождает мужу. Жена и сын даны для того, чтоб расширить характеристику тонкого.


    Почему Чехов настойчиво именует героев толстый и тонкий, хотя читатель узнаёт их имена ещё во втором абзаце?

    Намёк на социальное положение в обществе

    (почтение к чину, а не к человеку) .


    Что смешно, а что грустно в этом рассказе?

    Рассказ «Толстый и тонкий» у всех читателей вызывает и улыбку, и грусть, потому что всегда и везде неприятно и грустно видеть, когда от человека остаётся один чиновник, будь он тонкий или толстый.

    Сцена на вокзале оставляет неприятное чувство не только у друга детства, но и у читателя. Жаль, что так глупо и непоправимо испорчена радость встречи.


    Чехов всегда выступал за уважение в человеке человеческого достоинства. Кто из героев и когда забыл об этом?

    Тонкий больше всего ценит в человеке его общественное положение, гнётся перед высшим чиновником. Он готов на любые унижения, чтобы показать свою способность угодить знатному человеку. Эту психологию раба, которая властвовала в царской России, и описывает

    А. П.Чехов в своём рассказе «Толстый и тонкий».


    Основная идея

    Какова основная идея рассказа

    В каждом в первую очередь нужно видеть человека, а не его чин; высмеивание угодничества перед сильными мира сего, мысль о том, что проблема мелкого чиновника связана с чинопочитанием, характерным для общества 19 века .

    То есть, показав встречу двух одноклассников, Чехов показал всю систему российской жизни.


    Диалог

    Какова роль диалога в рассказе?

    Диалог представляет собою главное событие рассказа. По структуре он делится на две основные части:

    в первой тонкий, захлёбываясь от самодовольства, перечисляет свои, прямо скажем, не слишком большие достижения;

    во второй - эти же достижения он представляет как что-то совершенно ничтожное. Если проводить аналогию с военными действиями, в первой фазе тонкий наступает, во второй - позорно отступает и признаёт своё поражение.


    своё отношение к героям?

    1. Речь. Реплики толстого коротки, что говорит о его уверенности. Реплики тонкого длинные, что указывает на угодничество, ведь он привык доказывать, оправдываться.

    2. Градация «съежился, сгорбился, сузился».

    3. Оценочные слова « побледнел», «окаменел ».


    Лексика.

    Какие ещё особенности худ. своеобразия рассказа

    Чехова, кроме антитезы, речевой характеристики

    героев, оценочных слов, градации, можно определить?

    Олицетворение

    Его чемоданы, узлы и картонки съёжились, поморщились»)

    как китаец», «как спелые вишни »)

    Сравнения

    (больше использовано глаголов,

    т. к. они передают смену действий)

    Части речи

    Устаревшие слова

    («лобызания», «приватно», «вельможи»)

    Разговорно-оценочные слова

    («голубчик мой», «батюшки», «облобызались »)


    Синтаксис.

    (2 раза употребляется «были приятно ошеломлены», «Это вот… сын мой… жена Луиза…»)

    Инверсия

    встретились два приятеля», «выглядывала женщина», «воскликнул толстый» - указывает на важность действий героев )

    Тип предложений

    ( восклицательные и вопросительные, т. к. много

    впечатлений при встрече)


    Стилистические особенности

    рассказов А. П. Чехова:

    1. Простое, предельно краткое заглавие.

    2. Диалоговое построение рассказов.

    3. Традиционная композиция (завязка, кульминация, развязка).

    4. Краткая завязка: указаны действующие лица, время и место действия. .

    5. Индивидуальность речи героев как основа их неповторимости.

    6. Портрет как средство характеристики героя.

    7. Краткость и лаконизм: простые предложения, практическое отсутствие эпитетов, обилие глаголов, т. к. главное – описание действий, метафоры, доведённые до гротеска.

    8. “ Говорящая деталь ” , заменяющая подробное описание.

    9. Отказ от лирических отступлений и описаний.


    Самостоятельная работа

    Напишите характеристику героя по плану.

    1 вариант –

    характеристику

    2 вариант –

    характеристику

    толстого

    1. Место, занимаемое героем в произведении. 2. Положение героя в обществе. 3. Портретная характеристика. 4. Речевая характеристика. 5. Черты характера.


    А. П.Чехов – признанный мастер маленького рассказа. Фраза «Краткость – сестра таланта» была любимой у писателя. Его короткие рассказы были очень яркими по содержанию. Они отличаются незамысловатостью сюжетов, чётким композиционным построением, присутствием ярких художественных деталей, говорящих имён и фамилий, динамичностью действия, сценичных диалогов. Они наполнены юмором и бодростью.


    « Чехов - несравненный художник. И достоинство его творчества в том, что оно понятно не только всякому русскому, но и человеку вообще».

    Л. Н. Толстой



    Мастерство юмористического рассказа присуще А.П. Чехову. Оно раскрывается в его творчестве через детали, символы и образы, остающиеся на слуху у нескольких поколений благодарных читателей. Мораль, заложенная в этих лаконичных прозаических произведениях, до сих пор является надежным ориентиром для нравственного выбора свободно мыслящего человека.

    Действие начинается с встречи двух приятелей на вокзале. Один из них толстый – Михаил (тайный советник), другой тонкий - Порфирий. Уже в начале Чехов противопоставляет двух героев.

    Тонкий сразу же начинает расписывать, какой он прекрасный, какая у него жена Луиза, какой сын Нафанаил. Толстый восторженно смотрит на друга, в то время как Порфирий, узнав, что Михаил - тайный советник, вдруг побледнел и окаменел. Сюжет рассказа «Толстый и тонкий» наполовину состоит из демонстрации перемены в обращении героя-неудачника к товарищу детства. Автор очень детально описывает, как меняется персонаж и его семья: «Сам он съежился, сгорбился, сузился… Его чемоданы, узлы и картонки съежились, поморщились… Длинный подбородок жены стал еще длиннее; Нафанаил вытянулся во фрунт и застегнул все пуговки своего мундира…». Ведь сын сначала тоже оценивал друга отца, стоит ли с тем здороваться, и в итоге спрятался за спину Порфирия. Тот же стал сразу любезничать перед старым другом, обращаться к нему «на вы», называть «ваше превосходительство», а сам все больше съеживался. Михаил пытался объяснить, что между друзьями не может быть чинопочитания, но все было тщетно. И от всего этого «благоговения, сладости и почтительной кислоты, тайного советника стошнило. Он отвернулся от тонкого и подал ему на прощанье руку».

    Главные герои

    1. Толстый (Михаил) — успешный и благополучный. Он радуется встрече, интересуется жизнью друга, разочаровывается в том, что товарищ оказался раболепствующим лицемером. Его должность – тайный советник (довольно высокий чин в царской России). Чехов дает ироническое описание своему персонажу: «Толстый только что пообедал на вокзале, и губы его, подернутые маслом, лоснились, как спелые вишни». Беззаботная жизнь героя тоже не укрылась от читателя: кто же будет выпивать в течение рабочего дня, если на работе какие-то важные дела? Значит, чиновник живет праздно и вольготно, не ведая забот, поэтому в нем сохранились радушие и приветливость. Он рад случаю продемонстрировать свои либеральные взгляды на публику и охотно признает старого товарища ровней, хоть и осознает, что это не так. Кроме того, Михаил идет по жизни в одиночестве, его семьи мы не видим. Значит, его судьба складывается размеренно и комфортно, никто не обременяет его хлопотами. Характеристика Толстого заложена в его портрете, особенность которого подметил еще Гоголь: полные чиновники умеют устраиваться, пользоваться должностью ради личного обогащения, а тощие – нет.
    2. Тонкий (Порфирий) – приниженный, раболепствующий и загруженный. Он сгибается под тяжестью своей ноши, расспрашивает друга рассеянно и поверхностно, льстит и унижается перед ним, когда узнает, что товарищ - тайный советник. Его должность – мелкий чиновник, возможно, переписчик бумаг. Автор охарактеризовал его так: «Тонкий же только что вышел из вагона и был навьючен чемоданами, узлами и картонками». Перед мысленным взором предстал портрет замученного, суетливого человека, на которого жизнь давит со всех сторон, как баулы и узлы. Нелегкая доля Порфирия, тяготы и заботы о семье с учетом низкого жалования показаны через чемоданы и сумки, которыми он навьючен, как осел. Герой изначально не свободен, его тяготят семейные дела и обязанности, может, поэтому он занимает менее высокий пост. Его раболепство – издержки профессии. Без него он лишится даже того скромного положения, которое занимает. Писатель подчеркивает типичность своего персонажа, подразумевая, что все неупитанные на вид чиновники не могут устроить свою жизнь иначе: они прогибаются под начальство и не разгибаются уже никогда, так и оставаясь на низших ступенях карьерной лестницы.

    Отношение Чехова к героям произведения нейтральное. Он рассказывает историю и выносит ее на суд читателей, однако не выносит ей моральные приговоры. Он беспристрастен в своей лаконичной манере изложения.

    Важнейшей стилистической фигурой в книге является антитеза, которая заявлена Чеховым уже в названии. Герои рассказа «Толстый и тонкий» символизируют социальное неравенство, которое прокладывают между собой сами люди. На протяжении всего произведения антитеза сохраняется: от богатого пахнет «хересом и флер-д’оранжем», в то время как от бедного – «ветчиной и кофейной гущей». Когда Толстый восторгается, его товарищ бледнеет. Михаил обращается к другу «на ты», а Порфирий, узнав чин, начинает обращаться к нему «на вы». Характеристика героев основана на сравнении. Если один робеет перед чином, то другой уже научился надуваться от самодовольства. Если у одного в жизни суета и мельтешение, то у другого – комфорт и праздность.

    Меняется не только отношение, но и речь. И Тонкий, и Толстый используют разговорную лексику: «Голубчик мой», «Милый мой», «Батюшки», «душонок». Когда же Порфирий узнает должность своего друга, то переходит на официальное и почтительное обращение: «ваше превосходительство», «вы-с», «приятно-с».

    Главные темы

    1. В рассказе «Толстый и Тонкий» тема социального неравенства занимает центральное место. Оно порождает такие уродливые формы приспособленчества, как лесть и лицемерие.
    2. Писатель хотел подчеркнуть, как важно человеку сохранить индивидуальность, поэтому он затронул в произведении тему свободы личности. «Тонкие» люди привыкли раболепствовать, у них уже нет своего «я». Герой не обязан был менять свой тон, ведь это его друг, но он настолько привык к принятым штампам, что уже не может по-другому.
    3. Также очевидна тема нравственного выбора. Порфирий тоже человек-хамелеон, который меняет свою окраску в зависимости от ситуации. Им управляет не мораль и не ум, а жалкая расчётливость. Его выбор – это добиться благоволения начальства ценой собственного достоинства.
    4. В то же время автор показал, что государственная система в России того времени просто вынуждает людей становиться рептилиями и защищаться от нападения любой ценой. Низший полностью зависим от высшего, и негде найти на произвол управы. Тема несправедливого политического устройства не в первый раз беспокоит Чехова.
    5. В целом, автор пытается обесценить пороки путем их осмеяния. Сатира имеет благую цель: уничтожить плохое качество личности, показав людям, насколько оно нелепо. Юмор в рассказе прослеживается даже на языковом уровне: писатель намеренно использует просторечные выражения, соседствующие с канцелярскими речевыми шаблонами, чтобы вызвать комический эффект.
    6. Основная мысль и смысл рассказа

      Автор хотел высмеять пороки, чтобы людям стало стыдно так себя вести. Общество должно было выдавить из себя лицемерие, которое, увы, стало неотъемлемой частью карьерного роста и преуспеяния в жизни. Тонкий лицемерит уже на автомате, он даже не осознает этого, как и вся его семья. Это уже не частный недостаток, это глобальная проблема, которую надо решать. Идея рассказа «Толстый и Тонкий» заключается в том, что лицемерие, скорее, погубит человекаА, а не поможет ему. Оно всегда заметно и противно смотрится. Люди отворачиваются от лицемера, как Михаил отвернулся от Порфирия. Они видят, что неискренность для лжецов – обычное дело, и не хотят быть обманутыми. Кроме того, лицемер смешон и ничтожен, его не за что уважать и тяжело любить. Своим поведением он перечеркивает свою репутацию.

      Надо уметь разграничивать личные и рабочие связи, не ущемляя ни одну из этих сфер жизни. Даже если карьера не задалась, и нужен блат, не стоит продавать свое личное пространство, свое достоинство. Продав их один раз, человек навсегда лишается чести и становится пресмыкающимся. Главная мысль в произведении Чехова заключается в том, что жизнь лицемера перестает иметь значимость для него самого, ее цена ниже цены денег, и другие люди это чувствуют, поэтому их отношение меняется в худшую сторону. Например, сначала Толстый был искренне рад встретить друга, но потом его вывернуло наизнанку от отвратного зрелища раболепства. Если сперва он и сам подумывал помочь товарищу, то в финале он готов бежать от него со всех ног, так как на него накатывает презрение.

      Чему учит Чехов?

      Сатирик высмеивает чинопочитание, которое превращает людей в ничтожества и лишает их достоинства. Автор остроумно показал, как оно разрушает дружбу и превращает товарищей в Тонкого и Толстого, разделяя их навеки. Такое деление по чинам неоправданно, ведь хорошие люди есть везде, независимо от того, какое место они занимают и сколько у них оклад. Писатель понимает, что лизоблюдство, или его противоположность – презрение только вредят обществу, а не упорядочивают его, поэтому эти пороки он предает осмеянию.

      Автор завещает своим потомкам всем известную мудрость: «Каждый день по капле выдавливай из себя раба». Этому труду стоит посвятить всего себя, иначе условности, предрассудки, общественное мнение или самодуры на пост выше могут сломить волю, искоренить индивидуальность и оставить бесхребетного человека на милость победителя. Свободная же личность гармонично развивается и обретает независимость взглядов и суждений, что позволяет ей выбирать свой путь.

      Интересно? Сохрани у себя на стенке!