Архидиакон андрей мазур где сейчас. Юношеские годы и молодость. Андрей мазур родился в польше, но позже его родные земли вошли в состав ссср

Архидиакон Андрей Мазур многое успел за жизнь: участвовал в Великой отечественной Войне, был ротным запевалой, учился в консерватории, заведовал трапезным храмом и хлебопекарней, много путешествовал и служил с патриархом Алексием II.

Болезнь ног заставила отказаться от службы в храме, но в сане Андрей Мазур оставался до самой смерти в 2008 году.

Андрей Мазур родился в Польше, но позже его родные земли вошли в состав СССР

день рождения Андрея Мазура

Андрей Лазаревич Мазур родился 8 декабря 1926 в Новом Кокореве. Это село тогда принадлежало Польской республике, а сегодня оно входит в состав Западной Украины.

Он рос в окружении верующих людей. Отец был церковным старостой. А вот с матерью маленький Андрей толком не успел пообщаться - она умерла, когда ему было около 4-х лет.

Церковный староста - это мирянин, который заведует церковным хозяйством.

Через год мальчик уже учился в польской школе. Русского языка он не знал, зато изучал православие. В 1939 Западная Украина вошла в состав СССР.

Андрей Мазур

Архидиакон

«У отца была земля, хозяйство, лошади. Я пас коров, когда еще даже не ходил в школу. И в поле работал, и косил, и ездил за дровами. В школе польский язык учил, и сейчас его хорошо помню. Польский учили как основной, а украинский ― как иностранный. По-русски стал учиться только в семинарии».

Забот по дому хватало: 8 гектаров, где требовалось пасти скот, пахать и косить.


Архидиакон Андрей Мазур на службе

Помимо учёбы и труда, юный Андрей уделял время церкви. Ходил в храм отца, где пел в хоре.

Перемены, которые принесла советская власть, не радовали Андрея Лазаревича:

Андрей Мазур

Архидиакон

« Раньше все у нас были верующими, до 1939 года я не видел ни одного неверующего человека. Советская власть пришла ― и началось: гонения, раскулачивания. Высылали в Сибирь ― родственников моей матушки выслали ни за что: объявляли кулаками за пять гектаров земли, корову и лошадь…

В общем, брали всех, кто был чуть-чуть побогаче, чем бедный. Вообще у нас ни нищих, ни особо богатых не было, были бедные и средние».

Андрей Лазаревич участвовал в боях за Берлин, но его демобилизовали по здоровью

В 1943 году Андрея Лазаревича призвали в Красную Армию, но к счастью для него, советская власть относилась к полякам настороженно.

Андрей Мазур

Архидиакон

«Мне очень мало пришлось воевать. Нас, «западников», почему-то на фронт не пускали, держали в Марийской республике ― считали, что мы ненадежные, бандеровцы, если что, переметнемся на сторону врага. Под конец уже послали, когда были бои за Берлин.

Должность, которую получил будущий священник, - командир отделения миномётчиков. Также он был ротным запевалой.

Из-за плохого питания Андрей Лазаревич угодил в госпиталь. И не удивительно: ведь среди солдат считалось удачей угодить в наряд по кухне, чтобы запечь очистки от картошки. Иногда случились и удачные дни - когда посылки с едой из дома доходили, но так происходило далеко не всегда. Из-за проблем со здоровьем Андрея Мазура демобилизовали.

В армии Андрей Лазаревич освоил русский язык. Точнее, научился на нём разговаривать.

Что же касается письменности, то в ней он успехов не имел, да и вряд ли мог бы найти время для серьёзного её изучения.

Андрей Лазаревич пел в хоре Почаевской лавры, нёс другие послушания и женился перед получением сана

После госпиталя Андрея Лазаревича хотели направить в школу милиции. Такая участь ему не нравилась, и отец нашёл выход - отвёз сына в Почаевскую лавру.

У него выявили бас и взяли в хор. Одновременно назначили послушания:

  • заведовать хлебопекарней;
  • заведовать просфорней;
  • заведовать трапезным храмом.

Затем, в 1948 году, была Московская духовная семинария (тогда - «Богословский институт») при Новодевичьем монастыре - в ней-то послушник освоил русскую письменность.

Андрей Лазаревич недолго учился в Московской консерватории, но не смог совмещать с семинарией и бросил.

Не всё складывалось благополучно, советская власть напоминала о себе:

Андрей Мазур

Архидиакон

«Помню, когда учился в семинарии, во время занятий приходили красноармейцы и брали людей, сажали в тюрьму, потом отправляли в Казахстан. В Почаевской лавре прямо во время службы приходили в шапках в собор и забирали священников. Брали каждого десятого».

Но Андрей Лазаревич избежал страшной участи.

Однажды друг пригласил его в Пермь.

В те годы православию приходилось тяжело, так что никто особо не выбирал священнослужителей. Один из дьяконов местного архиепископа Иоанна Лаврененко любил выпить. Иногда доходил до такого состояния, что не мог выполнять обязанности.

Тогда архиепископ обращался к Андрею Лазаревичу - просил читать Апостол. Однажды он сказал, что послушнику пора принять сан. Но тот возразил, что ещё не женился.

Архиепископ Иоанн вручил послушнику деньги и сказал, чтобы тот ехал домой жениться.

Архиепископ Иоанн посоветовал Андрею Мазуру жениться

Андрей Мазур

Архидиакон

«Поехал я в родную деревню. Дочь местного батюшки хотела за меня выйти, но ее родители не пустили: ехать же надо было со мной на Урал. Согласилась только одна ― добровольно поехала в Сибирь».

Затем Андрей Лазаревич закончил учёбу и принял духовный сан.


Несмотря на гонения отец Андрей служил во многих храмах и пел в хоре

в этом году отец Андрей переехал служить в Ленинград

В 1950 отец Андрей стал протодиаконом Пермского кафедрального собора - служил у того самого архиепископа Иоанна, который посоветовал жениться.

В 1957 году понадобилось переехать в Ленинград. Только там стало понятно, насколько действительно тяжело приходилось священникам:

Андрей Мазур

Архидиакон

«Я увидел настоящие гонения. Митрополитам разрешали служить только в Никольском соборе, он был кафедральным. Если митрополит хотел служить в другом храме, требовалось разрешение уполномоченного по делам религий. Нам тоже запрещено было служить в других храмах.

В Крещение, когда люди стояли в очереди за святой водой, мы иногда выносили воду на улицу, чтобы сократить очередь, но если приходил уполномоченный, вынуждены были возвращаться в храм».

До 1968 года отец Андрей служил протодиаконом Троицкого собора Александро-Невской лавры. Туда его назначил митрополит Никодим. Эту деятельность протодиакон совмещал с другой - был регентом в будничном хоре.

Затем его перевели в Ленинградский кафедральный собор, где отец Андрей двадцать два года участвовал в богослужениях и пел в хоре.


Отец Андрей обращал внимания на проблемы Церкви: плохое образование, разрушенные храмы, равнодушие молодёжи

Отец Андрей много рассуждал о проблемах православной Церкви. Особо его занимала тема того, что она не популярна среди молодёжи. Но не забывал он и о других трудностях:

Андрей Мазур

Архидиакон

« Далеко не все из тех, кто называет себя православными, воцерковились, молодежь в основном далека от Церкви. В городах люди жалуются, что много работают, нет времени ходить в храмы.

В селах мало храмов, часто они находятся вдали от деревень, а живут в деревнях в основном пожилые люди, им дойти тяжело. И священников в деревнях нет богословски образованных: раньше, бывало, если человек знал «Отче наш» и «Верую», его рукополагали. <…>

Много бедных приходов с полуразрушенными храмами. В Москве и в Петербурге этого практически нет, а в провинции многие священники вынуждены работать еще и на светской работе, иначе просто не прожить».

Алексий II возвёл отца Андрея в сан архидиакона, и тот благодарно продолжал служение

В 1990 году патриарх Алексий 2 назначил Андрея архидиаконом. С тех пор тот служил с ним и сопровождал в различных поездках.

Андрей Мазур

Архидиакон

«У меня больше 80 выездов за границу. Я был и в Америке, и в Италии, и в Японии, и во многих других странах».

После смерти Алексия II Андрей стал помощником патриарха Кирилла. Однако служить Церкви в полную силу уже не мог. Болезнь ног мешала ходить в храм.

Однако этого от архидиакона и не требовали. Ему предоставили свободный график работы, лишь бы тот мог продолжать нести свою миссию.

Оглядываясь на прожитые годы, архидиакон Андрей рассуждал о счастье и называл себя счастливым человеком:

Андрей Мазур

Архидиакон

« Счастье в моей жизни – это служить Богу. 68 лет стоять у Престола со многими архиереями, с патриархами. Для меня счастье - богообщение. Ну и, конечно же, семья. Не всё было хорошо и гладко в жизни. У меня умерло два сына.

У одного была злокачественная опухоль; другой расстроился очень, стоя над могилой брата, и долго не прожил после его смерти - скоропостижно скончался. Остальное всё хорошо. И хотя я не служу сейчас, но всё равно нет причин жаловаться.

С патриархом я не служу, потому что у меня очень болят ноги. Мой зять, священник, построил храм. Я туда хожу на каждую службу. Для моих 88 лет это счастье - самому еще ходить в храм».

Со смертью архидиакона Андрея в 2018 году прошла целая эпоха православной Церкви, за преданную службу он получил много наград

день смерти Андрея Мазура

3 мая 2018 года архидиакон Андрей Мазур ушёл в иной мир. На тот момент ему было 92. Его отпевали 5 мая в Свято-Троицком соборе Александро-Невской лавры.

Когда умер архидиакон Андрей, стало ясно, что с ним ушла целая эпоха. Этот человек отдал служению православной Церкви - целых семьдесят лет жизни.

В оценке его деятельности современники не стеснялись в эпитетах и называли архидиакона легендарной фигурой. Отмечали, что он был сторонником и популяризатором «красивых богослужений». Эта традиция едва не исчезла в советские годы, когда старые батюшки торопились быстро провести службу и разойтись по домам, чтобы принять лекарства.

Архидиакон Андрей любил яркие, торжественные службы

Архидиакон Андрей был не таков, а потому приветствовал торжественность в службах. Его бас красиво выделялся и запоминался прихожанам.

Собственно, особую роль этого священнослужителя подчёркивает его сан - архидиакон.

Архидиакон - это старший иеродиакон. Получить такое звание можно в двух случаях:

  • за особые личные заслуги;
  • за многолетнюю безупречную службу.

За жизнь архидиакон получил множество наград - как военных, так и церковных. Самые значимые из них:

  • орден Отечественной войны 2-й степени (1985);
  • медаль «За взятие Берлина» (1945);
  • медаль «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.» (1945);
  • орден равноап. вел. кн. Владимира 3-й степени (7 декабря 1996, в день семидесятилетия, от патриарха Алексия II);
  • орден равноап. вел. кн. Владимира 1-й степени (2 декабря 2011);
  • орден прп. Серафима Саровского 3-й степени;
  • орден прп. Серафима Саровского I степени (2015);
  • орден свт. Иннокентия Московского I степени (2016).

Отец Андрей Мазур - один из самых скромных и уважаемых клириков Русской Православной Церкви. Он прослужил ей целую эпоху, начав свое диаконское служение с времен, когда русская Церковь была гонима, и закончив свое земное служение в эпоху ее расцвета. Голос и манера служения архидиакона Андрея Мазура придавал патриаршим богослужениям особую торжественность и привлекал внимание верующих, настраивая их на молитву и помогая забыть о своих мирских проблемах. Он всю свою жизнь старался с достоинством соблюдать традиции диаконского служения. Но, несмотря на свой высокий статус, отец Андрей был очень простым и добрым человеком.

Детство Андрея Лазаревича

Будучи родом с Украины, Андрей рос в простой крестьянской семье. Ему нравилось трудиться. А источником вдохновения христианского богослужения была Почаевская Лавра.

Происхождение

Андрей Лазаревич Мазур родился в 1926 году в селе Новый Кокорев на Западной Украине, которая до 1939 года входила в состав Польши. Рос он в христианской семье. Отец Лазарь Прокопьевич Мазур был церковным старостой. Мать, Агафья Филипповна, умерла, когда Андрею было четыре года. С молодых лет он прислуживал в сельском храме и пел в хоре.

Близ села находится Почаевская Лавра которую посещал будущий архидиакон. Служба в Лавре вдохновляла его своей красотой. Именно там, у еще маленького мальчика, зародилось желание стать диаконом. Особым примером послужил протодиакон Стратоник, у которого был сильный бас.


Школа

Первые пять лет, в сельской школе, где учился Андрей, преподавали на польском языке, а украинский учили, как иностранный. На русском он стал учиться только после поступления в семинарию. Работать ему нравилось. Еще до школы помогал отцу по хозяйству, косил, пас коров и т. п.

Юношеские годы и молодость

Свою молодость о. Андрей прожил в тяжелые годы Великой Отечественной войны. Но ни война, ни гонения на Церковь со стороны государства не препятствовали в его становлении.


Воинская служба

В ряды Красной Армии Мазур был призван в 1943 году. Службу проходил в запасном полку, дислоцированном на территории Марийской АССР. В армии был ротным запевалой. В начале 1945 года его отправили на фронт. В должности командира отделения минометчиков участвовал в боевых действиях под Берлином. Служил он не долго, из-за того что заболел.

Армейские награды:

  • орден Отечественной войны второй степени;
  • медаль «За взятие Берлина»;
  • медаль «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941- 1945 гг.»;

Поступление в Лавру

Когда призвали в армию, Андрей обещал Богу, что если он вернется живым, будет служить Церкви. После возвращения из армии он поступил послушником в Почаевскую Лавру, где два года пел в хоре, заведовал хлебопекарней и трапезным храмом.

Семинарские годы

В 1948 будущий патриарший протодиакон поступил в Московскую Духовную Семинарию, которая в то время располагалась в Новодевечьем Монастыре и имела статус Богословского Института.

Во время учебы в семинарии о. Андрей учился и в Московской консерватории, но не долго. Он ушел, потому что его поставили перед выбором: либо семинария, либо консерватория. Выбор, конечно, был очевиден.

В семинарии Андрей Лазаревич учился только два года. На его досрочную хиротонию (посвящение в диаконы) повлияла поездка с другом на каникулы в Пермь.


Диаконство

Тогда пермскую кафедру возглавлял Архиепископ Иоанн Лавриненко, который пригласил юного семинариста к себе на прием, после того, как тот прочел апостол за литургией. Владыка предложил ему стать диаконом, и даже дал ему денег, чтобы вернуться на родину и жениться. Послушав архиерея, Мазур вернулся в родное село, где женился. Приехав в Пермь, он принял в 1950 году рукоположение во диакона. С архиепископом Иоанном служил шесть лет, после чего переехал в Ленинград.

В Троицком соборе Александро-Невской лавры Санкт-Петербурга Мазур служил архиерейским диаконом епископа Алексия Коноплева. Там же и руководил хором.

В 1968 году Митрополит Никодим Ротов перевел его в Ленинградский кафедральный собор. Там до 1990 года о. Андрей сослужил семи митрополитам. Во времена, когда он был протодиаконом у митрополита Никодима, патриарх Кирилл, еще молодой семинарист, был учеником владыки Никодима. В одном из интервью, отец Андрей вспоминал, что подсказывал ему иногда, как с посохом ходить.


В 1990 году Патриархом Московским и всея Руси Алексием Мазур был возведен в сан архидиакона. С патриархом Алексием служил до его смерти в 2008 году.

У архидиакона с патриархом были доверительные отношения. Он даже рекомендовал святейшему двух кандидатов в архиереи, своих одноклассников, будущего митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Владимира и митрополита Филарета Денисенко (нынешний раскольник, самопровозглашенный патриарх Украинский). За последнего архидиакон много переживал после его ухода в раскол.


Зрелый возраст

Патриарший архидиакон продолжил свое служение и при патриархе Кирилле. Последние годы своей жизни он из-за слабого здоровья, редко служил на патриарших богослужениях.

Церковные награды:

  • орден святого равноапостольного Великого князя Владимира первой степени;
  • орден святителя Иннокентия, митрополита Московского и Коломенского первой степени;
  • орден святого Благоверного Великого князя Димитрия Донского второй степени;
  • орден святого равноапостольного Великого князя Владимира третьей степени;
  • Орден святого преподобного Серафима Саровского третьей степени.


Архидиакон, служа со святейшими патриархами Алексием и Кириллом, объездил весь мир, оставаясь в памяти тысяч православных христиан своим великолепным голосом и своей душевной теплотой и добротой. Жизнь его не была легкой, двое из троих детей (два мальчика и девочка) погибли, но при этом он сумел до конца сохранить эти редкие в наши дни человеческие качества.

Видео

На видео показана выкличка в исполнении протодиакона.

В ролике показано награждение патриаршего архидиакона.

«СЧАСТЬЕ В МОЕЙ ЖИЗНИ – ЭТО СЛУЖИТЬ БОГУ»

Беседа с архидиаконом Андреем Мазуром

Вот уже почти 70 лет несет он свое служение Церкви, начатое в Почаевской Лавре послушником и певцом в лаврском хоре, продолженное протодиаконом в Пермском кафедральном соборе, а в 1957–1990 годах – в Ленинграде: в Троицком соборе Александро-Невской Лавры и Ленинградском кафедральном соборе. Служа в Лавре, отец Андрей исполнял и послушание регента будничного хора; позднее пел в хоре духовенства под руководством протодиакона Павла Герасимова. С 1990 года отец Андрей – патриарший архидиакон.

Яркий и красивый бас архидиакона Андрея, его вдохновенность придавали особую торжественность богослужениям, в которых он участвовал. Его жизнь – пример преданного служения Церкви Богом данным талантом и следования своему призванию.

– Отец Андрей, в одном из своих интервью на вопрос, считаете ли вы себя счастливым человеком, вы ответили: «Безусловно, да». Что такое счастье, и как надо жить, чтобы почувствовать себя счастливым?

– Счастье в моей жизни – это служить Богу. 68 лет стоять у Престола со многими архиереями, с патриархами. Для меня счастье – богообщение. Ну и, конечно же, семья. Не всё было хорошо и гладко в жизни. У меня умерло два сына. У одного была злокачественная опухоль; другой расстроился очень, стоя над могилой брата, и долго не прожил после его смерти – скоропостижно скончался. Остальное всё хорошо. И хотя я не служу сейчас, но всё равно нет причин жаловаться. С патриархом я не служу, потому что у меня очень болят ноги. Мой зять, священник, построил храм. Я туда хожу на каждую службу. Для моих 88 лет это счастье – самому еще ходить в храм.

У меня уже пять внуков и шесть правнуков, так что, слава Богу, всё отлично.

Вы заговорили о семье. Со своей супругой вы вместе уже 65 лет…

– Больше: 68 лет. (Смеется.)

– Дайте, пожалуйста, совет молодым людям, молодым священникам, как жить так, чтобы отношения в семье были всю жизнь хорошими.

– Самое главное – любовь. Я женился в очень трудное время на Западной Украине. Я, служа в армии, защищал Родину, потом был в Лавре, потом в семинарии.

Поехал в родную деревню, чтобы жениться. Дочь местного батюшки хотела за меня выйти, но ее родители не пустили: ехать же надо было со мной на Урал. Согласилась только одна – добровольно поехала так далеко. Слава Богу, живем вместе уже 68-й год – была и серебряная свадьба, и золотая, и бриллиантовая. (Смеется.)

После женитьбы принял сан. Моя мечта сбылась. Я с детства мечтал служить Богу. Он мне дал и голос, и здоровье отличное. Богослужение – это самое большое счастье. Объездил и повидал весь мир, еще начиная с митрополита Никодима (Ротова), потом при патриархах Алексии II и Кирилле. 71 раз выезжал за границу в советское время! Мне пришлось защищать Православие. Голос привлекал людей не только православных, но и инославных – вот оно счастье.

Отец Андрей, вы сказали, что главное в семье – любовь. А что такое любовь? Как она проявляется?

– Любовь – это мир, благополучие, служение Церкви. Я это всё любил с детства. Больше ничего добавить не могу.

– Какими правилами вы руководствуетесь при воспитании своих детей, теперь уже внуков и правнуков? Что главное для родителей?

– Правилам меня научили родители – своим примером и отношением к жизни и друг к другу. Я родился в простой семье в Западной Украине – тогда это была часть Польши. У нас там гонений на веру не было, советская власть пришла позже – в 1939 году. Я старался всем, чем мог, помогать семье. А что можно еще сказать? Как украинцы говорят:

Де згода в сімействі, там мир і тишина,
Блаженні там люди, блаженна сторона.
Їх Бог благословляє, добро їм посилає
І з ними ввік живе і щастя їм дає.

По-русски:

Где согласие в семействе, там мир и тишина,
Блаженны там люди, блаженна сторона,
Их Бог благословляет, добро им посылает
И с ними вовеки живет и счастье им дает.

На жизнь, слава Богу, я не жалуюсь и переношу с любовью свои болезни и скорби. Я люблю службу. Стоять у престола – это самая большая любовь моей жизни, а потом и семья.

– Вы наблюдали возрождение церковной жизни в нашей стране, у вас огромный опыт служения в советской России. За последние 25 лет открылось много храмов, строятся новые, возобновилась монашеская жизнь. Всё вроде бы внешне благополучно. Но… Так что же еще необходимо, чтобы нам всем быть православными?

– Надо объяснять людям. В девятиэтажном доме, где я живу, практически никто не ходит в храм. Я очень расстроен, помочь надо этим людям. Построили храм рядом, а ходят единицы. Моя цель – чем могу, помогаю воцерковить людей.

А почему люди не ходят в храм, отец Андрей?

– Так воспитаны. Я живу в новом районе, и все «непослушные» из центра, с Невского, переехали сюда. Я считаю, они не ходят в храм, потому что так воспитаны. Мне в пожилом возрасте приходится уговаривать их, помогать им, чтобы уверовали в Бога. Это моя задача.

– Батюшка, сейчас мы переживаем сложный период в отношениях между Россией и Украиной. Как вы считаете, как нам, обычным людям, русским и украинцам, надо вести себя в этой ситуации? Что мы должны поставить во главу угла?

– Я – украинец, но всю жизнь прожил в России. Не знаю, что можно сделать, чтобы всё было хорошо. Это самый больной вопрос. Я учился в семинарии с Филаретом (Денисенко). Будучи в академии, мы были с ним «на ты». Он был отличным епископом, отличным митрополитом. Столько сделал! А потом что получилось?.. Когда я приехал с патриархом Алексием II в Киев, он, Денисенко, закрыл проезд во Владимирский собор. Лежали люди. А ведь приехал Патриарх! Так я расстроился, это моя Украина… Правда, я родился в Западной Украине. Хотя там тоже сильно притесняют православных. За Украину я очень болею. Не знаю, чем всё это кончится, очень сложно.

Батюшка, правильно я понимаю, что главное, чтобы в Церкви порядок был?

– Да, конечно. Я очень переживаю. Власти [украинские] стараются порушить храмы, при случае закрыть. В России – в Питере, в Москве, – слава Богу, все хорошо сейчас. В Киеве – страшно, что будет. Патриарх не может поехать. Украинская Церковь в очень сложной ситуации. Надо молиться Богу, чтобы всё было хорошо.

– Отец Андрей, как молодые пастыри должны относиться к своему служению? О чем ни в коем случае нельзя им забывать?

– В Питере много молодых пастырей, много новых храмов есть. Они окончили академию. К службе, к сожалению, относятся нехорошо. Все накупили «мерседесов», а в храме ничего не делают. Старые храмы часто в запустении. В советское время так было, после перестройки стало лучше, а сейчас будет так же, как при СССР. Если взять службу, я прихожу в храм, там на полиелей выходят все, после полиелея все садятся в машины и уезжают. Конечно, всё зависит от настоятеля. У меня зять священник, я говорю ему, он молчит. Он родился в неверующей семье. Я его провел в семинарию…

Я люблю торжественные службы, как в Александро-Невской Лавре, как в Никольском соборе. Там еще порядок. В простых храмах – не всегда. Нет благочиния, и поэтому мало народа ходит.

Отец Андрей, дайте совет нам, молодым людям, как жить в Церкви.

– Тем, кто в сане, – служить Богу, это главное! Семье – тоже. Надо, чтобы в семье всё было хорошо, чтобы все дети были верующими. Слава Богу, я уже говорил, что у меня пять внуков и шесть правнуков. Я рад, что у меня в семье всё хорошо. Пока я жив, всё держится отлично. Я доволен всем. Я счастлив.

Наш короткий, но необыкновенный разговор с отцом Андреем закончился. Я сердечно поблагодарил его, и уже перед тем, как положить трубку, батюшка несколько раз твердо сказал: «Молитесь, молитесь, молитесь».

С архидиаконом Андреем Мазуром
беседовал монах Рафаил (Попов)

Родился в 1926 году в селе Новый Кокорев на Западной Украине (до 1939 года - в составе Польши), расположенном неподалеку от Почаевской лавры. Отец, Лазарь Прокопьевич - церковный староста сельского храма. Мать, Агафья Филипповна, умерла в 1930 году.

Учился около пяти лет в польской школе (где среди прочих предметов изучал Закон Божий), затем, после аннексии Западной Украины в 1939 году - в школе с русским языком обучения. Работал в хозяйстве у отца, имевшего 8 гектаров земли: косил, пахал, был пастухом.

С детства ходил в церковь, в которой работал отец, пел в церковном хоре, посещал также и богослужения в Почаевской лавре.

После освобождения Белоруссии от немецкой оккупации в 1943 году был призван в ряды Красной Армии. Службу проходил в запасном полку, дислоцированном на территории Марийской АССР. В армии был ротным запевалой. В начале 1945 года был отправлен на фронт. В качестве командира отделения миномётчиков участвовал в военных действиях под Берлином .

Протодиаконство

Демобилизовавшись по болезни в 1946 году, некоторое время пробыл дома. Вскоре после этого Мазур поступил послушником в Почаевскую лавру, где впервые и проявились способности диакона: при определении в лаврский хор у него выявили бас.

В лаврском хоре пропел два года, одновременно был заведующим хлебопекарней и трапезным храмом.

В 1948 году поступил в Московскую Духовную семинарию, называвшуюся тогда Богословским институтом (в то время семинария располагалась в Новодевичьем монастыре). Некоторое время учился в Московской консерватории, но затем был вынужден оставить лекции из-за учёбы в семинарии.

После женитьбы и принятия 17 сентября 1950 года диаконского сана шесть лет служил протодиаконом Пермского кафедрального собора (архиерейским диаконом архиепископа Иоанна (Лавриненко), позднее переехал в Ленинград.

С 1957 по 1968 год служил протодиаконом в Троицком соборе Александро-Невской лавры в Ленинграде (архиерейским диаконом у епископа Алексия (Коноплева) и одновременно - регентом будничного хора).

В 1968 году митрополитом Ленинградским и Новгородским Никодимом (Ротовым) был переведён протодиаконом в Ленинградский кафедральный собор. До 1990 года участвовал в богослужениях при митрополитах Елевферии, Питириме, Гурии, Никодиме, Антонии , Алексии . Одновременно пел в хоре духовенства под руководством протодиакона Павла Герасимова.

Архидиаконство

В 1990 году Патриархом Алексием II возведён в сан архидиакона. Прослужил с Патриархом до самой его кончины в 2008 году. Совершая служения с Алексием II и сопровождая его во время всех архипастырских поездок, Мазур побывал во многих странах, в том числе три раза - в Иерусалиме .

Остаётся архидиаконом при Патриархе Кирилле.

Имеет троих детей.

Награды

Удостоен многих государственных и церковных наград, в том числе:

  • Орден святого равноапостольного великого князя Владимира I степени (2 декабря 2011) - «во внимание к уникальному вкладу в богослужебную жизнь Москвы, Санкт-Петербурга и всей Русской Православной Церкви и в связи с 85-летием со дня рождения»
  • Орден святого благоверного великого князя Димитрия Донского II ст. (8 декабря 2006)
  • Орден святого равноапостольного великого князя Владимира III степени (7 декабря 1996)
  • Орден святого преподобного Серафима Саровского III степени (17 сентября 2005)
  • Орден Отечественной войны 2-й степени (1985)
  • Медаль «За взятие Берлина» (1945)
  • Медаль «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.» (1945)

3 мая 2018 года на 92-м году земной жизни отошёл ко Господу один из самых любимых в церковном народе клириков Русской Церкви — многолетний патриарший архидиакон, отец Андрей Мазур

"Когда умирают люди, поют песни", — в этих словах поэта Велимира Хлебникова есть толика изумления. Почему уход в мир иной наших ближних у людей православных обычно сопровождается не заунывным плачем, но песнопениями? А в дни пасхальные — песнопениями светлыми и радостными? Ответить на это несложно, куда сложнее принять подлинно христианское отношение к смерти — как к малой Пасхе, а не трагедии. Конечно, и это осознание не избавит нас от скорбной печали и слёз (даже Христос прослезился, узнав о кончине Своего друга Лазаря), но способно уберечь от греха уныния. Ведь самое главное для христианина — осознание того, что на самом деле никакой смерти нет, а земное умирание — это рождение для Вечной жизни.

Так, в одной из своих проповедей тяжёлого послевоенного 1946 года Русский Златоуст XX века, митрополит Крутицкий и Коломенский Николай (Ярушевич) произнёс очень важные слова:

Смерти нет, но к смерти надо готовиться всю жизнь, потому что смерть — это дверь в вечность. Какое это великое, ни с чем не сравнимое счастье — наше бессмертие! Святой Григорий Богослов, рассуждая о бессмертии в одной из своих проповедей, говорит: «У меня дух замирает, когда я представляю себе то нескончаемое будущее, которое лежит предо мной»"...

Митрополит Николай уже давно встретился с вечностью. Сегодня же уходят в мир иной последние люди, опалённые Великой войной. Среди них архидиакон Андрей Мазур, отошедший ко Господу 3 мая, в один день с приснопамятным Патриархом Пименом с разницей в 28 лет. Именно после кончины Святейшего Владыки Пимена, в 1990 году, отец Андрей стал известен всему церковному народу — всем, кто хотя бы раз побывал на Патриаршем богослужении, кто хотя бы раз видел его телетрансляцию. Не запомнить этого человека было просто невозможно: его уникальный бас, не столько громкий, сколько глубокий, выделялся на любом фоне. И именно поэтому на протяжении десятилетий голос архидиакона Андрея был самым настоящим "голосом Русской Церкви". Гласом не проповедническим и не общественным, отец Андрей всегда был очень скромен, сторонясь известности и славы, но оттого его звучание было ничуть не менее значимым: это был богослужебный голос всей нашей Церкви.

Сын Почаевской Руси

Если взять карту и посмотреть, где родился отец Андрей, то человек, мало знающий церковную историю, но искушённый в современной политике, удивится: "Так ведь это же Галичина! Самая Западная Украина, рассадник самостийничества и русофобии!". Так, да не так. Действительно, будущий патриарший архидиакон родился на территории Тернопольщины, входившей в те времена в состав "Второй Речи Посполитой" — Польской республики времён правления Юзефа Пилсудского.

По воспоминаниям отца Андрея, в школе он учился по-польски, а в приходских храмах в те годы заставляли служить по-украински, однако и в те времена Свято-Успенская Почаевская Лавра, близ которой прошли детство и юность будущего архидиакона, оставалась оплотом Русского Православия в западнорусских землях. Вплоть до того, что и сейчас, в условиях крайне агрессивного окружения, здесь твёрдо хранят верность каноническому Православию, не просто не помышляя об антимосковской "автокефалии", но находясь в авангарде защитников единства Русской Церкви.

Наверное, именно эта близость к Святому Почаеву воспитала в юном Андрее Лазаревиче Мазуре твёрдое стремление служить Церкви Христовой. А потому после службы в рядах Рабоче-крестьянской Красной Армии, недолгой, но героической (будущий архидиакон брал Берлин), он решил стать лаврским послушником, трудился в хлебопекарне, просфорной и трапезной, пел в хоре (именно здесь в полной мере раскрылся его великолепный бас). И если бы не решение поступить в Московскую духовную семинарию (в то время — Богословский институт при Новодевичьем монастыре), быть бы ему почаевским монахом. Но Господь определил иначе. Вот как вспоминал об этом спустя полвека сам отец Андрей:

Это был 1948 год. Я пел в хоре. Учился неплохо. Через два года мой друг пригласил меня к себе в Пермь. В то время там был архиепископ Иоанн (Лаврененко). Когда-то он около Почаевской лавры, в Кременце, был настоятелем. Пришли к нему на приём. Конечно, до этого была служба, мне дали читать Апостол. Вижу, у Владыки лицо весёлое, потом на приёме говорит: «Андрей, идите к нам протодиаконом». Я говорю: «Владыка, я же не женат ещё, учиться надо». — «Ничего». Дали мне денег, поехал к себе на Украину, женился, а через месяц приехал и 17 сентября 1950 года принял сан диакона... А в 1957 году епископ Алексий (Коноплев), впоследствии митрополит Тверской, которого тогда назначили в Петербург восстанавливать Троицкий собор в Александро-Невской лавре, предложил мне поехать с ним: «Отец Андрей, иди в Петербург, служить некому». Так я оказался в Питере".

Православный ленинградец

О православной жизни в послевоенном Ленинграде сохранилось немало воспоминаний самых разных людей. Именно здесь служили такие столпы Русской Церкви того периода, как митрополиты Григорий (Чуков) и Елевферий (Воронцов), воспитанники ещё дореволюционных духовных школ, в 1961-1963 годах Ленинградскую кафедру возглавлял будущий Патриарх Пимен, а с 1963-го — митрополит Никодим (Ротов), учитель и наставник Святейшего Патриарха Кирилла.

К слову, и наш сегодняшний Предстоятель духовно возрастал именно в те же самые годы, когда отец Андрей Мазур сначала служил протодиаконом и ризничим в Александро-Невской лавре. А затем и в Никольском кафедральном соборе, где митрополичьим иподиаконом в то время уже был юный Володя Гундяев, вскоре постриженный владыкой Никодимом в монашество с именем Кирилл, а затем рукоположенный им в иеродиаконы и иеромонахи. Времена были непростые, хрущёвская "оттепель" обернулась самой настоящей волной гонений. За веру уже не расстреливали, но давление было постоянным и очень сильным. И некоторые ломались, как, например, бывший профессор Ленинградской духовной академии, протоиерей Александр Осипов, который не только отказался от сана, но и присоединился к активной атеистической, а по сути — богоборческой пропаганде.

Отец же Андрей, несмотря на все трудности того времени, верно служил Церкви Христовой. И до последних дней очень тепло отзывался о том, как митрополит Никодим, ушедший из жизни совсем молодым в 1978 году, смог в этих условиях переломить давление местного уполномоченного по делам религий и по-настоящему возродить церковную жизнь Северной столицы.

Вот как вспоминает те времена епископ Каскеленский Геннадий (Гоголев), уроженец Ленинграда и выпускник Санкт-Петербургских духовных школ, в эксклюзивном интервью "Царьграду" рассказавший о последних годах служения отца Андрея в ещё советском Ленинграде:

"В 1980-е годы в Ленинграде гремел оперный бас Борис Штоколов, многие были в восторге от, к примеру, его исполнения партии Бориса Годунова в Мариинском театре. И в те же самые годы в кафедральном соборе я впервые услышал отца Андрея Мазура и вдруг понял, что его богослужебное пение и возгласы даются значительно легче, чем прославленному оперному певцу. И для меня, а также моих сверстников, воцерковлявшихся в начале и середине 1980-х, отец Андрей был сродни небожителю, человеку, необыкновенно одарённому, в первую очередь, музыкально, вокально. Но когда я познакомился с ним лично, меня поразила его удивительная скромность.

А познакомились мы при следующих обстоятельствах. Когда я уже заканчивал семинарию, мне довелось несколько раз иподиаконствовать у епископа Ладожского Арсения, сегодняшнего митрополита Истринского, первого викария Святейшего Патриарха. И в те времена протодиакон Андрей Мазур ездил вместе с нами на простом «РАФике», общаясь с нами безо всякого превосходства, по-дружески. И самое замечательное воспоминание связано с нашей совместной поездкой в Петрозаводск в 1990 году, когда из местного музея передавали Церкви мощи преподобного Елисея Сумского. И мы с отцом Андреем ехали в одном купе. И мы, юные иподиаконы, шутили, что если наш громогласный протодиакон захрапит, то перебудит весь вагон. А когда приехали в Петрозаводск, то поняли, что отец Андрей не спал всю ночь, чтобы не доставить неудобство тем, кто с ним ехал.

Что же касается его дальнейшего служения архидиаконом Святейшего Патриарха Московского и всея Руси, то нужно помнить, что он сменил другого выдающегося архидиакона — отца Стефана Гавшева. Нужно сказать, что у отца Стефана была своя манера архидиаконского служения, кому-то она нравилась, а кому-то совсем не нравилась. И богослужения с отцом Андреем Мазуром стали совершенно иными, чем при отце Стефане, они стали намного более молитвенными и спокойными. Ни в коем случае не произнося суд над отцом Стефаном и его богослужебной манерой, факт остаётся фактом. Необыкновенно светлая осталась память об отце Андрее. Царствие ему Небесное!"

Смиренный Патриарх архидиаконского служения

С избранием в 1990 году Первосвятителем Русской Церкви митрополита Ленинградского и Новгородского Алексия (Ридигера) отец Андрей Мазур, многолетний протодиакон Ленинградского кафедрального собора, оказался в Третьем Риме, став патриаршим архидиаконом. С этого дня его голос стал постоянно звучать в патриаршем кафедральном Богоявленском соборе в Елохове, а затем и в возрождённом Храме Христа Спасителя.

Не было практически ни одного Патриаршего богослуженияСвятейший Патриарх Алексий II славился своей особой любовью к богослужениям, совершая их намного чаще, чем абсолютное большинство других пастырей и архипастырей), за которым не был бы слышан величественный бас архидиакона Андрея. Именно в это время у отца Андрея появился ученик — молодой выпускник Историко-архивного института Российского государственного гуманитарного университета Александр Агейкин. Человек, более десяти лет служивший протодиаконом Храма Христа Спасителя, а сегодня являющийся настоятелем Елоховского собора, штатным клириком которого до своих последних дней оставался отец Андрей. Протоиерей Александр Агейкин также поделился с "Царьградом" своими тёплыми воспоминаниями о новопреставленном отце архидиаконе:

"Для меня отец Андрей — это настоящий духовный отец, человек, который меня родил для служения Церкви. С первых же дней служения в сане диакона, с 1996 года, я всегда был рядом с отцом Андреем. И как он сам говорил после моего назначения настоятелем Елоховского собора: «Я никогда не думал, что ты станешь моим настоятелем», искренне радуясь этому, поскольку относился ко мне, как к сыну.

Удивительно чуткий человек, очень тонкий, очень смиренный. Такие люди редко встречаются. И когда вчера вечером мы получили известие о кончине отца Андрея, оно было радостно-скорбным, и потому что сейчас продолжаются Пасхальные дни, и, конечно, вспомнилось само общение с отцом Андреем, очень переживавшим в последнее время, что уже не может совершать богослужения. Сразу сложилось впечатление, что умер святой человек, потому что по своей преданности, по своей верности и глубокой вере он был самым настоящим Авраамом, Патриархом диаконского служения. И эта его верность Церкви может вмениться ему в праведность.

Всей своей душой он был неразрывной частью Церкви, ничего своего в нём не было. И это — удивительный дар человека, который через глубочайшее смирение воспринимал своё служение, которое было воплощением его мечты служить диаконом. Ещё в Почаеве он, молясь, просил у Бога стать диаконом. Как-то отец Андрей рассказывал, что ему приснилось его священническое рукоположение, и он проснулся в слезах.

Он был настоящим диаконом во всём своём служении и во всей своей жизни, потому что другого для себя не видел. И нам, молодым диаконам, которые столь же искренне хотели служить, он отдавал всего себя без остатка. При этом был настолько смиренным, простым и доступным, никогда никто от него не слышал ни единого грубого слова, и я уверен, что никто не сможет вспомнить о нём ничего негативного".

Конечно, это лишь малая толика того, что можно сказать об отце Андрее, тело которого уже совсем скоро обретёт вечный покой в стенах столь любимой им Александро-Невской лавры. Душа же его, как говорится в заупокойных молитвах, во благих водворится, и память его в род и род. Во блаженном успении вечный покой подаждь, Господи, усопшему рабу Твоему, новопреставленному архидиакону Андрею, и сотвори ему вечную память!

Христос Воскресе!