Своеобразие зодчества киевской руси. Архитектура киевской руси. Архитектура в период феодальной раздробленности

Архитектура Древнерусского государства (X - XII века).

До принятия христианства здания на Руси строили в основном из дерева. Оно служило материалом как для строительства жилищ, так и для сооружения крепостных стен. По этой причине древнерусские дома и укрепления, а тем более их декоративные элементы не сохранились.

Следовательно, полноценно изучать историю русской архитектуры домонгольского времени приходится почти исключительно по каменно-кирпичным зданиям, которые начали возводить на Руси с конца X века с принятием христианства (988). Христианство открывало Руси доступ к источнику наиболее высокой культуры тогдашнего мира, а вместе с тем и к источнику наиболее совершенного зодчества.

Основные памятники

Самым ранним памятником каменной архитектуры стала церковь Успения Пресвятой Богородицы (989-996). Князь Владимир Святославич даровал церкви «десятину» своих доходов, отчего ее стали называть Богородицей Десятин-ной. Церковь рухнула во время штурма Киева монголами в 1240 году. Оказалось невозможно однозначно реконструировать план уничтоженной церкви. Были предложены различные варианты реконструкции, однако вопрос этот по-прежнему остается дискуссионным. Тем не менее некоторые основные плановые характеристики здания могут быть установлены. Так, несомненно, что Десятинная церковь представляла собой характерный для византийской архитектуры трехнефный храм с тремя апси-дами и тремя парами столбов, т. е. шестистолпный ва-риант крестово-купольного храма. Раскопки Десятинной церкви показали, что здание было возведено из плоских кирпичей византийского типа (плинфы) способом кладки со скрытым рядом.

Следующий этап монументального строительства на-чался на Руси в 30-х годах XI века. Страна была в это время раз-делена на две части между сыновьями князя Владимира - Мстиславом и Ярославом. В стольном городе Мстислава - Чернигове - был зало-жен Спасо-Преображенский собор (ок. 1036). Спасский собор сохранился до наших дней почти целиком. В плане он представляет собой трехнефное здание, близкое по схеме Десятинной церкви, но обладающее в восточной части, т. е. перед апсидами, дополнительным членением (так называемая вима), что характерно для памятников константинопольской архитектуры.

Вскоре после черниговского Спасского собора бы возведен Софийский собор в Киеве (1037). Строи-тельная техника и архитектурные формы Софийского собора не оставляют сомнений в том, что строители при-были из Константинополя и отразили здесь традиции столичной византийской архитектуры. Софийский собор - большой пятинефный храм с крестово-купольной системой сводов. С восточной стороны он имеет пять апсид, а с остальных трех - галереи. Всего у собора 13 глав, не считая завер-шений башен. Здание имеет четко выраженную пирамидальную композицию, которая придает памятнику величественность и цельность.

Многоглавие киевского Софийского собора, нехарактерное для византийской традиции, имеет прямой функциональный смысл. Конечно, зодчие использовали многоглавие и как художественный прием, создав благо-даря ему торжественную и пышную композицию, но в основе замысла лежала все-таки функциональная задача - расширение западной части храма, поскольку здесь необходимо было разместить крещальни.

В настоящее время Софийский собор снаружи оформлен в стиле украинского барокко, древнюю поверхность его стен можно видеть только на нескольких участках, где специально снята штукатурка. Интерьер Софийского собора менее подвергся искажениям и сохранил значительную часть своего первоначального убранства. Центральная часть здания - подкупольное пространство и главная апсида - покрыта великолепной мозаичной живописью, тогда как боковые части украшены фресками.

Несомненно, что Софийский собор был создан как центральный памятник зодчества Киевской Руси, как памятник, который должен был укрепить влияние новой религии и государственной власти, отразить мощь и величие молодого государства.

Закончив возведение Софийского собора в Киеве, строители приступили к сооружению Софийских соборов в Нов-городе и Полоцке. Новгородский собор был начат в 1045 году, закончен в 1050 году; полоцкий возведен, по-видимому, в 50-х годах XI века. О том, что эти соборы были построены той же артелью киевских мастеров, свидетельствуют их типологическая близость, строительно-технические приемы, си-стема пропорциональных построений и даже многие детали. Опытные строители не повторяли своих старых решений, а многое делали по-новому, исходя из других условий заказа и обстановки. Например, в Новгороде, чтобы ускорить и удешевить строительство, мастера широко использовали местный строительный материал - известняковую плиту.

Новгородский и полоцкий Софийские соборы в общих чертах повторяют плановую схему киевской Софии, но в несколько упрощенном виде. Это пятинефные храмы, но если в Киеве к собору примыкают два ряда галерей, то в Новгороде - только один ряд, а в Полоцке их вообще нет. У киевского собора пять апсид и две лестничные башни, у новгородского и полоцкого - по три апсиды и по одной башне. Киевская София имеет тринадцать глав, Новгородская - только пять, а в полоцкой, судя по упоминанию в летописи, их было семь.

Кроме трех Софийских соборов в 40-50-е годы было осуществлено строительство еще нескольких зданий в Киеве: Золотых ворот, церквей Ирины и Георгия .

Таким образом, в середине XI века на Руси развернулась интен-сивная строительная деятельность. Но уже к 60-м годам строительство во всех русских городах, кроме Киева, прекратилось - вся строительная деятельность сосредоточилась там. За период с 60-х годов XI века по начало XII века в Киеве и его ближайших окрестностях было построено семь крупных храмов и несколько более скромных по размерам.

Особенности архитектуры Древней Руси

Насколько самостоятельным было зодчество Древней Руси? Для историков архитектуры дореволюционного вре-мени такой вопрос даже не возникал. По их мнению, поскольку древнейшие памятники Киева строили грече-ские мастера, то и архитектура Киевской Руси является провинциальным вариантом византийского зодчества. Но так можно было думать лишь до тех пор, пока были плохо изучены памятники русской архитектуры и еще хуже - византийской. Исследование же их привело к выводу, что памятники Киевской Руси вовсе не идентичны византийским, что в Киеве строили храмы, не имеющие аналогов в Византии.

Византийские зодчие имели за своими плечами огром-ный традиционный опыт и в строительном ремесле, и в создании культовых зданий - церквей. Но, приехав на Русь, они столкнулись с необходимостью решать здесь совершенно новые задачи. Прежде всего это было связано с полученным ими заданием. Так, в ряде случаев тре-бовалось возводить храмы с очень обширными хорами, что не было характерно для византийских церквей того времени. В стране, относительно недавно принявшей хри-стианство, значительно большую роль, чем в Византии, должны были играть помещения крещален. Все это застав-ляло византийских зодчих принимать новую, несвойственную Византии плановую схему здания. Кроме того, зодчие столкнулись и с непривычными строительными материалами.

Таким образом, своеобразие задания, наличие или от-сутствие определенных строительных материалов, местные условия уже на самых первых порах вызывали иные архитектурные решения, приводили к созданию зданий, непохожих на те, которые зодчие строили у себя на родине. К этому следует добавить, что они должны были считаться со вкусами заказчиков, воспитанных в традициях и эсте-тических представлениях деревянного строительства. В дальнейшем именно данные особенности памятников стали отправными пунктами, на которые ориентировались строители следующего поколения.

Так сложилась и развивалась архитектура Древней Руси. И хотя это зодчество возникло на базе византийской архитектуры, оно даже на самой ранней стадии имело очень своеобразный характер и уже во второй половине XI века выработало собственные традиции, получило свой, древнерусский, а не византийский путь развития.

ИСТОРИЯ КУЛЬТУРЫ РОССИИ.

Культура Древней Руси в 9-первой половине 13 в.в.

На развитие культуры Древней Руси влияли несколько факторов:

- преемственная связь с обычаями восточных славян;

- опора на относительно высокий уровень производительных сил;

- взаимодействие с соседними народами: степными кочевниками, финно-угорскими и скандинавскими племенами, но особенно Византии, - элементы культуры которых перерабатывались в соответствии с исконными славянскими представлениями и традициями;

- смена язычества на православие , которое как государственная религия стало основой мировоззрения и художественного творчества;

- идейное единство , т.е отсутствие противостояния культур разных социальных групп;

- осознание этнической общности славян – даже в период политической раздробленности не было утрачено единство русской культуры , что объяснялось сходством социально-экономического уровня русских княжеств, единством национально-политических целей, законодательства и языка.

Первым показателем культуры Древней Руси да и в Средние века является :

- устное народное творчество (фольклор ) устная традиция передачи информации, которая сохранялась и после появления письменности. Многие произведения фольклора легли в основу позднейших письменных памятников, были включены в летописи. Устное творчество складывалось в трех формах:

    Народный эпос – «были» (былины, старины), исторические и обрядовые песни, сказки, заговоры и заклинания, пословицы и поговорки – передавали духовные ценности народа, его традиции, обычаи и особенности быта, менталитет, представления о реальных исторических событиях. Главный герой-выходец из народа и его защитник-богатырь, наделенный многими положительными чертами. В образе князя Владимира Красное Солнышко в былинах слились обобщенные черты двух реально существующих князей – Владимира Святославовича и Владимира Мономаха. Общая благожелательная оценка былинного князя дополнялась незлой иронией улыбчивой критикой, оттенявшей добродетели богатырей.

    Дружинный эпос напоминал средневековые рыцарские повествования Западной Европы. Главной темой служили военные походы, подвиги князя и его дружинников.

    Семейные предания рассказывали об истории и славных делах предков для обоснования древности и благородства происхождения рода(семьи).

Вторым показателем культурного уровня является:

- состояние письменности и грамотности. Письменность - древние славяне использовали узелковую и узелково - иероглифическую письменность, но она не имела широкого распространения. Известно также, что в 9 веке у славян для письма и счета были некие «черты и резы», но их реальное отображение не сохранилось. Во второй половине 9 века с целью распространения христианских текстов греческие миссионеры Кирилл и Мефодий создали новую славянскую азбуку. Первый алфавит – глаголица , в которой использовались греческие, древнееврейские и другие восточные начертания букв, - они вскоре переработали, взяв за основу греческое письмо и добавив для изображения шипящих звуков славянского языка знаки, стилизованные под греческие буквы – появилась кириллица (в 1708 и 1918 гг. кириллица дважды упрощалась и ее обновленной формой до сих пор пользуются русские, украинцы и белорусы). Древнейшая дошедшая до нас запись на основе этого алфавита датируется первой половиной 10 века «горухща». Она начертана на сосуде, найденном в Гнездове под Смоленском. Историки предлагают два варианта расшифровки слова: или обозначение содержимого сосуда - «горчица», или клеймо мастера – гончара. Договор Олега с Византией 911 г., по сообщению летописца, был написан «на двое харатьи» - на русском и греческом языках. Следовательно, славяне имели письменность еще до принятия Русью христианства в 988 г.

Грамотность – была доступна не только привилегированным слоям населения. Об этом свидетельствуют: - граффити – надписи на стенах древних сооружений (молитва «Господи, помози…» или юмореска «Якиме стоя усне»); - надписи на ремесленных изделиях («благодатнейша полна корчага сия»); - почти 1000 берестяных грамот , найденных археологами во многих городах и содержавших информацию по хозяйственным и семейным делам.

Школы - при Ярославе Мудром в Киеве были открытышколы, в которых обучалось более 300 детей. Его дочь – княжна Анна, ставшая французской королевой, была одной из первых образованных женщин. Ярослав Осмомысл мог говорить на восьми языках. Основная часть школ открывалась при монастырях и церквях. Книги - состоятельная часть населения специально заказывала для себя книги, несмотря на их большую стоимость. Оформление рукописных книг достигло высокого мастерства. Текст писали на пергамене – тщательно выделанной коже животных – и сопровождали рисунками миниатюрами. В начале строки красными чернилами выписывалась заставка. Сшитые листы заключались в две доски, обтянутые кожаными переплетами с серебряными и золотыми украшениями (даже сохранилось выражение – «прочесть книгу от доски до доски»).

    «Изборник» - одна из дошедших до нас книг. «Изборник» составлен для князя Святослава Ярославича в 1073 г., содержит нравоучительные рассказы. Он написан на 266 листах и украшен множеством миниатюр (одна из них изображала князя и его семью).

Литература - в Киевской Руси распространялась как переводная греческого языка), так и оригинальная (отечественная) литература. По содержанию она имела духовный(богословский) или светский характер. Из духовной литературы сохранилось Остромирово Евангелие , написанное в середине 11 века для новгородского посадника Остромира. Переводились также исторические сочинения и хроники: «Александрия», повествовавшая о жизни Александра Македонского; «Повесть о разорении Иерусалима» Иосифа Флавия и др. Жанры, которые были характерны для оригинальной (духовной и светской) литературы: - «слово» или «поучение» представлены: 1) сочинением будущего первого киевского митрополита - «русина» Иллариона « Слово о законе и благодати» (1038 г.) – церковно-политический трактат, проповедовавший христианские добродетели и подчеркивавший высокое международное значение Руси в ряду других христианских государств; 2) нравственно-этическим и автобиографическим «Поучением» Владимира Мономаха, написанным для его детей (начало 12 в.), учившим управлению княжеством и хозяйством; - житие (жизнеописание – разновидность агиографической литературы, прославляющей какое-либо канонизированное православной церковью духовное или светское лицо). Одно из первых – «Чтение о житии и погублении князей Бориса и Глеба» - братьях, убитых в 1015 г., по приказу князя Святополка; – «хождения» (путевые записки) рассказывали о достопримечательностях святых для христиан мест, о природе и обычаях народов других стран: «Хождение игумена Даниила» в Палестину; - историческая повесть представлена: 1) поэмой «Слово о полку Игореве»(конец 12 в.), повествовавшей о неудачном походе новгород-северского князя Игоря против половцев в 1185 г. и имевшей историко-публицистический характер; 2) «Словом о погибели Русской земли(сер. 13 в.), рассказывавшим о славном историческом прошлом Руси, призывавшим князей покончить с усобицами и дать отпор татарам, разоряющим русские земли; - летописи появились в конце 10 – середине 11в. В них сведения о событиях записывались строго в хронологическом порядке – по годам («по летам»). Первоначальные летописные своды до нас не дошли, однако они послужили основой для создания Повести временных лет величайшего памятника средневековой историографии, получившего свое название по словам, открывавшим текст. В летописи использовались также устные предания, церковная литература, иностранные хроники, тексты договоров Руси с Византией. В повести летописец изложил свое понимание вопросов о происхождении славян и Древнерусского государства. Он начал от времен Всемирного потопа, рассказал о расселении восточных славян. А затем год за годом проследил деяния киевских князей до начала 12 в. Необходимо знать, что: автор первого варианта (редакции) летописи, составленного к 1113 г., - Нестор, монах Киево-Печерского монастыря. Его редакция дошла до нас в списке 15 в. под названием Ипатьевская летопись , названная по месту ее нахождения в Ипатьевском монастыре под Костромой. По приказу Владимира Мономаха текст Нестора к 1117г. отредактировал игумен Выдубицкого монастыря Сильвестр. Этот вариант летописи известен по рукописной копии 14в. – Лаврентьевская летопись, названная по имени монаха переписчика. Традиция составления летописей была продолжена и в период раздробленности. Отличались они друг от друга в большей степени, лишь по содержанию. Вывод: Все духовные и светские литературные произведения доносят до нас своеобразие и сочность языка, особенности мышления, исторические представления и нравственные нормы Древней Руси .

Особенности архитектуры Киевской Руси:

- влияние византийских принципов каменного строительства : восприятие крестово-купольной композиции храмов; - сохранение традиций русского «хоромного» деревянного зодчества: многоглавие храмов.

До 10в. все постройки были деревянными или деревянно-земляными. Даже первые христианские культовые сооружения: 13-купольный Софийский собор в Новгороде(989г.), храм Бориса и Глеба (начало 11в.) в Вышгороде – возводились из дерева.

Монументальное каменное строительство началось в конце 10в. Из камня строились храмы и соборы, княжеские дворцы, боярские палаты и крепостные укрепления. Сельские жители и горожане довольствовались деревянными домами и избами .

Крупнейшие каменные сооружения Древней Руси: – в Киеве 25-главая Десятинная церковь(996г.) – первая каменная церковь, разрушена была в 1240 году; - 13-купольный Софийский собор (1037-1054) в Киеве, построен на месте победы над печенегами. Пять нефов, применена плинфа. Являлся местом расположения митрополичьей кафедры до 1299г; - Золотые ворота в Киеве (середина 11в .); - Софийские соборы в Новгороде и Полоцке, Спасо-Преображенский собор в Чернигове середина 11в .; - Успенский собор во Владимире (1158-1161г.г.), ставший кафедральным собором православной церкви на Руси. Пятиглавый, единственный собор в котором сохранились фрески Андрея Рублева; - Золотые ворота во Владимире (1164г.) – единственные, дошедшие до нашего времени, ворота были обиты золотом; - Церковь Покрова на Нерли (1165г.), построена Андреем Боголюбским в память о сыне Изяславе, погибшем в походе на волжских булгар.

Особенности архитектуры периода раздробленности:

- сохранение крестово-купольных традиций древнерусского зодчества; - одноглавие храмов;

- появление архитектурных школ, учитывавших разницу местных условий и особенности строительного материала. В Киеве, Смоленске, Чернигове и Рязани, как и в предшествующий период, храмы строили из плинфы обожженного кирпича (церковь Петра и Павла в Смоленске – 12в.) В Новгороде и Пскове при строительстве зданий и крепостей использовали известковые глыбы , скрепленные раствором. Финансовые средства для постройки храмов поступали от купцов и бояр. Видимо, поэтому культовые сооружения отличались строгостью и простотой форм, скупостью внешней отделки (декора). Наиболее известные новгородские сооружения - двуглавый Георгиевский собор в Юрьевом монастыре (1234г .) – последний собор с белокаменной резьбой до нашествия Батыя, переложен в 1471 году после обрушения и церковь Спаса на Нередице (1198г .) – шедевр архитектуры.

Особенно отличалось зодчество Владимиро-Суздальской земли, князья которой не жалели средств на возведение соборов. Основной строительный материал – блок из белого камня. Стена состояла из двух рядов блоков, промежуток между которыми заполняли щебнем и заливали раствором. Для белокаменных построек владимиро- суздальской архитектурной школы были характерны торжественность, пышность и парадность декоративной отделки.

Интерьер храмов украшали:

фрески роспись водяными красками по сырой штукатурке ,

мозаика – узоры из стекловидного материал – смальты,

иконы – образ, написанный красками на доске.

Древнерусская живопись развивалась под влиянием византийской школы, для которой характерны: плоскостная композиция, обратная перспектива, символика жестов и цвета.

В С офийском соборе Киева сохранилась монументальная мозаика, представляющая фигуру молящейся Богоматери . Она изображена в полный рост. Образ Владимирской Богоматери с младенцем на руках, написанной греческим мастером на рубеже 11-12в.в . и вывезенной Андреем Боголюбским из Киева, стал самой почитаемой иконой на Руси, являющийся покровительницей русской земли. Живописцы 11в.: Алимпий, Олисей , Георгий – не только восприняли каноны византийского искусства, но и творчески перерабатывали их.

С 12в. начали складываться местные иконописные школы , различие между которыми определялось разностью цветовых решений и манерой исполнения:

- для новгородской школы характерны сдержанность, приглушенность цветовой гаммы и суровость

ликов святых;

- владимирская школа отличалась яркостью, праздничностью и утонченностью изображения.

Скульптура после принятия христианства не получила распространения на Руси, в отличие от католической Западной Европы , в которой соборы украшались фигурами святых. Православная церковь преследовала попытки скульптурного изображения святых , так как видела в этом наследие язычества.

Музыка на Руси развивалась в двух направлениях:

- народная музыка имела языческое происхождение. Она складывалась в форме песенного фольклора и обрядового пения. Ее исполняли на народных гуляниях и княжеских пирах скоморохи, игравшие на гуслях, дудках, бубнах, волынках, свирелях, рожках и ложках. Языческие корни их искусства вызывали неприятие со стороны православной церкви, поэтому скоморохи неоднократно подвергались преследованиям со стороны духовенства;

- богослужебная музыка развивалась в форме хоровых песнопений, сопровождавших богослужения без использования музыкальных инструментов.

Выводы.

1. Древнерусская культура достигла высокого уровня.

2. Историческая особенность культуры этого времени – борьба православной церкви с языческим наследием в духовной сфере и в быту.

3. Общее состояние материального производства, единые законы, язык, религия обусловили формирование в 10-13 вв. древнерусской народности, несмотря на княжеские усобицы и политическую раздробленность, складывание основ единой национальной культуры.

Строительство – это один из самых массовых видов человеческой деятельности. Первые строительства датируются временем палеолита. Люди строили себе жилье из подручных материалов для того, чтобы выжить в суровые погодные условия. Можно сказать, что строительство было, как способ выжить. Первые постройки были из дерева или просто возле скал. Потом, в процессе эволюции, люди все шире и шире начали развивать эту деятельность. Люди начали понимать, что для постройки, допустим церкви, нужны умения, физическая и духовная сила, а также математические расчеты. Создавались специальные школы зодчих и архитекторов..

Софийский собор, как первая архитектура Киевской Руси
Первые каменные архитектурные строения были построены в конце X века, с приходом христианства. Первая каменная церковь была построенная в 989 году, по приказу Владимира Великого. Она не сохранилась до нашего времени. Стиль строения был византийский. Ярким примером, который остался с тех времен является Софийский собор в Киеве. Дата окончания его строительства датируется 1036 годом, при княжестве Ярослава Мудрого.


Софийский собор был построен на месте победы князя над печенегами. Собор сначала венчали тринадцать бань, которые создали пирамидальную конструкцию. Сейчас храм имеет 19 бань. Со стороны запада, по византийской традиции, в храм подходят две башни, именуемые лестничными, они ведут на хоры, а также плоскую кровлю. Софийский собор является жемчужиной архитектуры Киевской Руси. Этот храм соединяет византийский и русский стили.

Еще одним шедевром архитектуры Руси является Спасо-Преображенский собор в Чернигове. Он был заложен братом Ярослава Мудрого Мстиславом в 1030 году. Спасский собор был главной святыней Черниговской земли и города, а также усыпальницей, в которой были похоронены князь Мстислав Владимирович, его жена Анастасия, их сын Евстафий, князь Святослав Ярославич. Спасский собор – уникальное сооружение, принадлежит к наиболее старым храмам Киевской Руси.

Также одной из наиболее давних церквей есть Пятницкая церковь в Чернигове. Даная церковь принадлежит к типовым однокупольным храмам с четырьмя столпами. Имя архитектора неизвестно. Пятницкий храм – уникальный, неповторимый и, может быть, самый красивый во всем домонгольском храмовом зодчестве Киевской Руси. Кстати, эта церковь была реставрирована.

Единственной архитектурной памяткой Галицко-Волынского княжества, которая сохранилась к нашим временам - это церковь Пантелеймона. Она построена сверху на холме, в места, где Днестр и Локва сливаются воедино. Построен храм из блоков, которые очень плотно подогнаны друг к другу и закреплены тонким слоем скрепляющего раствора. Сооружение вышло очень прочным. В архитектуре храма объединились целых три стиля: византийский, романский и традиционный древнерусский. В те времена воин и междоусобной борьбы, церкви и соборы строились как оборонные сооружения, поэтому Церковь Пантелеймона имеет такую особую архитектуру.

Верхний замок
Также к архитектуре Руси можно отнести Верхний замок в Луцке, который был построен во второй половине XIV столетия. Через глубокий ров к замку вел подъемный мост. Длина стен замка составляет 240 м, высота - 10 м, по углам расположены три башни.

  1. Въездная башня возведена в конце XIII века. Сначала она была трехъярусной. После надстройки еще двух ярусов ее высота достигла 27 метров. Толщина стен нижних ярусов достигает 3,6 м.

  2. Стырова башня. Получила такое название, потому что находится над рекой Стырь. Ее строили в течение XIII-XIV века. Высота башни составляет 27 м.

  3. Владычья – третья башня, имеет высоту 13, 5 метров. В древние времена ее удерживали на средства владыки, откуда и происходит ее название. В самой башне находится музей колоколов, в подземелье – тюрьма.

Введение

Глава 1. Влияние различных факторов на культурный процесс в Киевской Руси

Глава 2. Архитектура Киевской Руси

2.1 Архитектура Киевской Руси до XI в.

2.2 Архитектура в период феодальной раздробленности

Архитектура Новгорода и Пскова

Архитектура Владимиро-Суздальского княжества

Заключение

Список использованной литературы

Введение

Культура народа является частью его истории. Её становление, последующее развитие связано с теми же историческими факторами, которые воздействуют на становление и развитие хозяйства страны, ее государственности, политической и духовной жизни общества. В понятие культуры входит все, что создано умом, талантом, руками народа, все, что выражает его духовную сущность, его взгляд на мир, на природу, на человеческое бытие, на человеческие отношения.

Отечественная история на протяжении всех веков формирования неразрывно связана с историей России. Наше культурное наследие, складывалось в процессе становления и развития национального самосознания, постоянно обогащалось собственным и мировым культурным опытом. Оно дало миру вершины художественных достижений, вошло неотъемлемой частью в мировую культуру.

Важное место в становлении русской культуры занимает культура периода Киевской Руси.

Цель данной контрольной работы показать достижения народа того периода в архитектуре, а также выявить влияние различных факторов на культурный процесс.


Глава 1.

Влияние различных факторов на культурный процесс в Киевской Руси

Культура России складывалась с самого начала как синтетическая, то есть находящаяся под влиянием различных культурных направлений, стилей, традиций. Открытость и синтетичность древнерусской литературы, её мощная опора на народные истоки и народное восприятие, выработанные историей восточного славянства, переплетение христианских и народно-языческих влияний привели к тому, что в мировой истории называют феноменом русской культуры. На развитие русской культуры также влияло также то, что Русь складывалась как равнинное, открытое всем - как внутриплеменным, отечественным, так и иноплеменным, международным - влияниям. И шло это из глубины веков. В общей культуре Руси отразились как традиции, скажем, полян, северян, радимичей, новгородских словен, вятичей, других племен, так и влияние соседних народов, с которыми Русь обменивалась производственными навыками, торговала, воевала, мирилась, - угрофинов, балтов, иранских народов, западных и южных славянских народов. Русь испытывала сильное влияние Византии, которая для своего времени была одним из наиболее культурных государств мира. С монголо-татарским нашествием в культурную традицию входит патриотическая тематика, способствовавшая консолидации общерусского национального сознания и формированию общерусской этнической целостности. Эпоха 12-13 вв. дала непревзойденные по глубине и образности шедевры в области словесности, зодчества, иконописи, появление которых свидетельствует о чрезвычайно высоком уровне культурного развития накануне татаро-монгольского нашествия. Завоевание Руси, хотя и замедлило темпы историко-культурного процесса, однако не только не прервало его, но отчасти даже обогатило. На стыке взаимодействия славянской и тюркской культур начинают возникать новые явления в языке, быте, обычаях, искусстве, которые особенно ярко проявят себя в после-дующую эпоху. Запас прочности культурного наследия Руси оказался столь могуществен, что в трудные, переломные годы насильственно прививаемые к его стволу чужеродные ростки не только не погубили дерево, но прижились на нем и дали новые всходы. Без сомнения, важнейшей культурной составляющей этого периода развития восточнославянского общества становится принятию Русью христианства. Характер исторического выбора, сделанного в 988 г. князем Владимиром, был, безусловно, не случайным. Местоположение Руси между Востоком и Западом, перекрестное влияние на нее различных цивилизаций оказало плодотворное воздействие на духовную жизнь и культуру русского народа. Однако это обстоятельство неоднократно создавало критические моменты в ее истории, выдвигало на первый план мучительную проблему выбора. Несмотря на географическую Близость Западной Европы, основной обмен идеями и людьми для восточнославянских племен шел в северном и южном направлениям, следуя течениям рек Восточно-европейской равнины. По этому пути с юга, из Византии, христианство стало проникать на Русь задолго до его официального утверждения, что во многом предопределило выбор князя Владимира. Таким образом тесные экономические, политические и культурные связи с Византией, проникновение на Русь в качестве альтернативы язычеству именно христианства в его византийском варианте достаточно жестко обусловили выбор новой религии.

Говоря о прогрессивном значении принятия христианства на Руси в аспектах внешнеполитическом, государственном, социальном, не следует признавать христианизацию единственным определяющим фактором культурной эволюции русского народа. Даже несмотря на то, что живопись, музыка, в значительной мере архитектура и почти вся литература Киевской Руси находились в орбите христианской мысли, внимательный взгляд на шедевры древне-русского искусства обнаружит глубокое родство с наследием архаики: заставки - инициалы текстов книг и летописей, фресковые и скульптурные орнаменты соборов, мелодический церковных песнопений.

Глава 2.

Архитектура Киевской Руси.

К началу 9 века из отдельных славянских племенных союзов, возглавлявшихся «светлыми князьями» («князьями князей»), создается огромный суперсоюз, государство Русь, или, как его справедливо называют ученые, Киевская Русь.

В эпоху Киевской Руси был задан тип культурно-исторического развития русского народа в рамках тесного переплетения двух векторов его духовной жизни: христианского и языческого. Культуру этой эпохи отличает бурный рост локальных феодальных центров сопровождался развитием местных изобразительных стилей в изобразительном и прикладном искусстве, зодчестве и летописании.

Эпоха Киевской Руси была временем расцвета культуры вообще и архитектуры в частности.

2.1 Архитектура Киевской Руси до XI вв.

До конца X в. на Руси не было монументального каменного зодчества, но существовали богатые традиции деревянного строительства, некоторые формы которого повлияли впоследствии на каменную архитектуру. После принятия христианства начинается возведение каменных храмов, принципы строительства которых были заимствованы из Византии. На Руси получил распространение крестово-купольный тип храма. Внутреннее пространство здания делилось четырьмя массивными столбами, образуя в плане крест. На этих столбах, соединенных попарно арками, возводился «барабан», завершавшийся полусферическим куполом. Концы пространственного креста перекрывались цилиндрическими сводами, а угловые части - купольными сводами. Восточная часть здания имела выступы для алтаря - апсиды. Внутреннее пространство храма делилось столбами на нефы (межрядные пространства). Столбов в храме могло быть и больше. В западной части располагался балкон - хоры, где во время богослужения находились князь с семьей и его приближенные. На хоры вела винтовая лестница, находившаяся в специально для этого предназначенной башне. Иногда хоры соединялись переходом с княжеским дворцом.

Вершиной южнорусского зодчества XI в. является Софийский собор в Киеве - огромный пятинефный храм, построенный в 1037-1054гг. греческими и русскими мастерами, В древности он был окружен двумя открытыми галереями. Стены сложены из рядов тесаного камня, чередующихся с рядами плоского кирпича (плинфы). Такая же кладка стен была и у большинства других древнерусских храмов. Киевская София уже значительно отличалась от византийских образцов ступенчатой композицией храма, наличием тринадцати венчавших его куполов, в чем сказались, вероятно, традиции деревянного строительства. В XI в. в Киеве было возведено еще несколько каменных построек, в том числе и светских. Успенская церковь Печерского монастыря положила начало распространению однокупольных храмов.

Вслед за киевской Софией были построены Софийские соборы в Новгороде и Полоцке. Новгородская София (1045-1060) существенно отличается от киевского собора. Она проще, лаконичнее, строже своего оригинала. Для нее характерны некоторые художественные и конструктивные решения, не известные ни южнорусскому, ни византийскому зодчеству: кладка стен из огромных, неправильной формы камней, двускатные перекрытия, наличие лопаток на фасадах, аркатурный пояс на барабане и др. Частично это объясняется связями Новгорода с Западной Европой и влиянием романской архитектуры. Новгородская София послужила образцом для последующих новгородских построек начала XII в.: Николо-Дворищенского собора (1113), соборов Антониева (1117-1119) и Юрьева (1119) монастырей. Последней княжеской постройкой этого типа является церковь Иоанна на Опоках (1127).

Первой каменной постройкой была Десятинная церковь, возведенная в Киеве в конце X в. греческими мастерами. Она была разрушена монголо-татарами в 1240 г. В 1031-1036 гг. в Чернигове греческими зодчими был воздвигнут Спасо-Преображенский собор - самый «византийский», по мнению специалистов, храм Древней Руси.

2.2 Архитектура в период феодальной раздробленности

Со смертью князя Ярослава в 1054г. строительная деятельность в Киеве не прекратилась, но преемники князя отказались от возведения таких колоссальных многоглавых городских соборов, как Десятинная церковь и София Киевская. С большим рвением они занялись сооружением монастырей, где они отрешались от мирских дел и должны были быть погребены.

На сегодняшнем занятии вы познакомитесь с архитектурными памятниками Древней Руси.

Новый этап в истории архитектуры Киевской Руси связан с правлением Ярослава Мудрого. Между 1017 и 1037 гг. по его указанию был возведен самый величественный и знаменитый из всех русских храмов — собор Святой Софии (Премудрости Божьей) в Киеве. Для его архитектуры характерны триумфальность и праздничность, связанные с утверждением авторитета князя и могущества молодого государства.

Огромный собор соответствовал византийской конструкции крестово-купольного храма. В середине храма — крестообразное свободное пространство, увенчанное куполом. Обширные хоры опирались на мощные столбы, делившие храм на пять частей (нефов) с запада на восток. В XI в. Софийский собор был тринадцатикупольным, но позднее подвергся серьезной перестройке, и число куполов уменьшилось. Древние фрески едва заметны на стенах собора, но мозаики так же ярки, как и много веков назад. Ими украшены главные части храма: купол — символ Церкви небесной и алтарь — символ Церкви земной.

Рис. 2. Софийский собор в Киеве(реконструкция) ()

Еще одним памятником эпохи Ярослава Мудрого стали Золотые Ворота. Ворота были каменными в силу того, что этому сооружению придавалось особенное значение. Строили их в технике смешанной кладки, известной еще со времен Древнего Рима: слои камней перемежались с выравнивающими рядами плинфы. Венчала Ворота надвратная церковь Благовещенья, чтобы каждый путник, подъезжающий к Киеву, мог видеть, что это христианский град. В ходе археологических исследований Золотых Ворот были обнаружены кубики смальты, фрагменты фресковой штукатурки, что свидетельствует о том, что древняя церковь была украшена фресковой росписью и мозаиками. Ворота предназначались для церемониального въезда в столицу и располагались в южной части города. Это главные ворота города, одни из трех крупных городских ворот, сооруженных при Ярославе Мудром. Со стороны поля перед воротами проходил ров шириной 15 метров и глубиной 8 метров. Следы этого рва читаются сейчас в перепаде уровня Золотоворотского проезда. Строительство ворот вместе с Софийским собором упоминается в летописи под 1037 годом. В 1240 году ворота сильно пострадали во время осады и взятия города полчищами Батыя.

Рис. 3. Золотые ворота в Киеве ()

В XII веке начинается строительство храмов в Полоцке, Чернигове, Вышгороде и Новгороде. Самым замечательным является Софийский собор в Новгороде. Этот храм строже киевского, здесь всего лишь пять куполов, расположенных в четком симметричном порядке. Мощные стены сложены из известняка. Внутри храма нет ярких мозаик, а только суровые и спокойные фрески. Софийский собор стал символом Великого Новгорода.

Рис. 4. Софийский собор в Новгороде ()

В древнерусском искусстве были творчески переработаны культурные достижения Византии и других стран, сформированы свои самобытные культурные традиции.

  1. Мавродин В.В. Откуда есть пошла Русская земля. М., 1986.
  2. Рыбаков Б.А. Мир истории. Начальные века русской истории. М., 1984
  1. История архитектуры ().
  2. Софийский кафедральный собор ().
  1. Как изменилась архитектура Древней Руси после принятия христианства?
  2. Какие памятники архитектуры были построены в Киеве и Новгороде?
  3. Какие традиции византийского зодчества применялись в русской архитектуре?