Священный сосуд. Священный сосуд с миррой. Православный энциклопедический словарь


Церковная Чаша не зря считается Священным сосудом и одним из самых главных предметов богослужений. А как же иначе - ведь начало свое она берет от той самой Чаши Тайной Вечери, из которой пил Иисус и причащались апостолы, и которая со временем была утрачена. И до сих пор не прекращаются поиски этой самой главной святыни христиан – Святого Грааля.

Святой Грааль


Вот уже два тысячелетия таинственная чаша, Святой Грааль, утраченная святыня христианского мира, волнует умы людей. И хотя точно не установлено, существовала она в действительности или нет, ведь в Евангелии о ней нет никаких упоминаний, христиане всего мира верят, что именно из этой чаши причащались апостолы на Тайной Вечере.


И именно в нее Иосиф Аримофейский собрал кровь, вытекающую из ран распятого Христа, после чего, опасаясь преследований, увез ее из Древней Иудеи в Британию, в Гластонберийское аббатство, и там спрятал. Впоследствии храм был разрушен, и чаша исчезла.


Согласно преданиям, недалеко от Гланстобери, где Иосиф Аримофейский спрятал чашу, жил король Артур со своими доблестными рыцарями, и однажды им было видение – два ангела со Священной чашей в руках. Рыцари дали клятву отыскать ее, и,как будто, даже нашли, но опять потеряли.


И с тех пор поиски чаши не прекращаются. Ведь считается, что человеку, испившему из чаши Грааля, простятся все грехи, и жить он будет долго.

Но может, не стоит ее искать? Ведь, согласно преданиям, чашу могут увидеть только люди с чистой и светлой душой, для всех остальных она невидима.

Священные чаши

История Чаши, одного из символов христианства, настолько же древняя, как и история самой христианской церкви. С давних пор для обряда причастия обязательно применяются особые священные чаши - потиры. Потир – это круглая чаша на высокой ножке, подставке. Верхняя его часть, чаша, подобная небесному своду, символизирует Церковь небесную, а нижняя - Церковь Земную. Начало свое потир берет от Тайной Вечери, перед использованием его обычно благословляют.


Уже в древности эти чаши старались делать, в соответствии с величием самого совершаемого обряда, из золота или серебра. Со временем формы их менялись, ножки становились выше. Драгоценные камни, разноцветные эмали, финифть, чеканка, гравировка – все это использовали для украшения потиров, иногда их делали полностью из золота.

Хотя Преподобный Сергий Радонежский на Руси пользовался самым обычным деревянным потиром, считая, что он более соответствует образу Христа.


Стали также украшать потиры, нанося на них орнаменты, изображения святых, сцены из жизни Христа, при этом никаких строгих канонов не было. Но при изготовлении подобных чаш обычно всегда старались советоваться со священнослужителями.

Чаша Антиохия была найдена при раскопках древнего города в 1910 году. Состоит из двух чаш: древней внутренней, сделанной из серебра, и более поздней наружной, золоченой и ажурной.


В христианстве означает, что его обладатель совершил паломничество в Кентерберри.


Смотреть значение Священный Сосуд С Миррой в других словарях

Сосуд — м. посуда, посудина, держалая утварь, всякая ёмкая вещь, всякий снаряд, изделие, для держания, хранения чего-либо, особ. жидкости. | Все содержащее, носящее в себе что-либо;........
Толковый словарь Даля

Священный — священная, священное; священ, священна, священно (книжн.). 1. Обладающий святостью, признаваемый божественным (церк.). Священное писание. 2. Связанный с религиозным культом,........
Толковый словарь Ушакова

Священный Прил. — 1. Обладающий святостью; освященный. // Связанный с религиозным культом. 2. Ведущийся в интересах религии. 3. перен. Особенно дорогой, глубоко чтимый, заветный. // Такой, на........
Толковый словарь Ефремовой

Сосуд — сосуда, м. 1. Вместилище для жидкости. для вина. Стеклянный сосуд с водой. 2. Трубчатый орган в теле человека и животных, по к-рому движется кровь или лимфа (биол., анат.).........
Толковый словарь Ушакова

Священный — -ая, -ое; -ще́н, -ще́нна, -ще́нно; свяще́ннейший.
1. Религ. Обладающий святостью, признаваемый божественным; священный. С-ое животное. С. алтарь. // Связанный с религиозным........
Толковый словарь Кузнецова

Сосуд — -а; м.
1. Вместилище (бутылка, кувшин и т.п.) для жидких и сыпучих тел. Стеклянный с. Старинный, серебряный с. С. для воды, для вина. Глиняный с. с вином. / О человеке как средоточии........
Толковый словарь Кузнецова

Сосуд Древнерусское слово, образованное приставочным способом от судъ от той же основы, что и судно.
Этимологический словарь Крылова

Дьюара Сосуд — колба с двойными посеребренными изнутри стенками, изпространства между которыми выкачан воздух. Теплопроводность разреженногогаза между стенками столь мала, что........

Сосуд — (-ы) (vas(-a), PNA, BNA, JNA) в анатомии трубчатое образование, по которому движется кровь или лимфа.
Большой медицинский словарь

Сосуд Анастомотический — (v. anastomoticum, PNA, BNA; v. communicans, JNA; син. анастомоз устар.) - С., посредством которого сообщаются два кровеносных или лимфатических С.
Большой медицинский словарь

Сосуд Выносящий — (v. efferens, PNA, BNA; arteriola efferens, JNA) см. Перечень анат. терминов.
Большой медицинский словарь

Сосуд Коллатеральный — (v. collaterale, PNA, BNA, JNA; син. коллатераль сосудистая) кровеносный С., по которому происходит движение крови в обход основного С.
Большой медицинский словарь

Сосуд Кровеносный — (v. sanguineum) С., по которому движется кровь; к С. к. относят артерии, артериолы, капилляры, венулы и вены.
Большой медицинский словарь

Сосуд Лимфатический — (v. lymphaticum, PNA, BNA) С., по которому движется лимфа.
Большой медицинский словарь

Сосуд Лимфатический Выносящий — (v. lymphaticum efferens, LNH) С. л., несущий лимфу от лимфатического узла.
Большой медицинский словарь

Сосуд Лимфатический Приносящий — (v. lymphaticum afferens, LNH) С. л., приносящий лимфу к лимфатическому узлу.
Большой медицинский словарь

Сосуд Млечные — (устар.; v. chylifera, v. lactea; син. Азелли сосуды) лимфатические С. брыжейки тонкой кишки, которые во время пищеварения заполняются похожей на молоко эмульсией всосавшегося жира.
Большой медицинский словарь

Сосуд Приносящий — (v. afferens, PNA, BNA; arteriola afferens, JNA) см. Перечень анат. терминов.
Большой медицинский словарь

Сосуд Сосудов — (v. vasorum, PNA, BNA, JNA) мелкие кровеносные С., разветвляющиеся в стенках артерий и вен.
Большой медицинский словарь

Священный Ибис — птица семейства ибисов. Длина ок. 75 см. В Африке (к югуот Сахары), на о. Мадагаскар, на юге Аравийского п-ова; к сер. 20 в.распространился в Австралии. До 19 в. обитал в Египте,........
Большой энциклопедический словарь

Священный Союз — союз Австрии, Пруссии и России, заключенный в Париже26.9.1815, после падения империи Наполеона I. Целями Священного союзаявлялись обеспечение незыблемости решений Венского........
Большой энциклопедический словарь

Священный Ибис — (Threskiornis aethiopicus), птица сем. ибисовых. Дл. ок. 75 см. У взрослых птиц голова и шея голые, чёрные. Оперение белое, концы крыльев чёрно-зелёные. Распространён в Африке южнее Сахары,........
Биологический энциклопедический словарь

Священный Синод — в Русской православной церкви один из органов высшего церковного управления. Учрежден на Поместном соборе 1917-18, приступил к работе в феврале 1918. Прекратил деятельность........
Исторический словарь

Священный Союз — - союз Австрии, Пруссии и России, заключенный в Париже 26.9.1815 г. после падения империи Наполеона I. Цели: обеспечение незыблемости решений Венского конгресса 1814-1815 гг.,........
Исторический словарь

Священный Союз (19-й Век) — - После разгрома наполеоновских армий Александром I и его союзниками - королем прусским и императором австрийским, - 26 сентября 1815 г. был подписан договор, положивший........
Исторический словарь

Священный Союз (20-й Век) — - Поддержка своей собственной национальной буржуазии оппортунистическими руководителями рабочего движения во время первой империалистической войны. Во Франции, эта........
Исторический словарь

Священный Союз 1815 Г. — - союз монархов России, Австрии и Пруссии, оформленный 26 сентября в Париже после падения империи Наполеона I с целью обеспечения незыблемости решений Венского конгресса........
Исторический словарь

Сосуд — -кроме известного значения (любая емкость-1Ц 21.5; Деян 10.11), это слово употребляется часто для обозначения инструментов для богослужения и самого богослужения (Исх 25.9;........
Исторический словарь

Священный Союз — союз европейских монархов, заключенный после крушения наполеоновской империи. Т. н. Акт С. с., облеченный в религиозно-мистич. форму, был подписан 26 сент. 1815 в Париже рус.........
Советская историческая энциклопедия

Священный Брак — (греч. Hieros gamos), праздничный обряд в честь Зевса и Геры; позднее также в честь др. богов, напр., Деметры (см. элевсинские мистерии). Включал ритуалы, символизирующие брачную........
Сексологическая энциклопедия

Священные сосуды

под именем С. сосудов по преимуществу разумеются, во-первых, сосуды, употребляемые при совершении таинства евхаристии, как-то потир, дискос, звездица, лжица, копие и дарохранительница; во-вторых, сосуд для хранения св. мирра. К этим сосудам церковь не дозволяет даже прикасаться не только мирянам, но и низшим чинам клира. В более общем смысле С. называются все сосуды и вещи, употребляемые при священнодействиях православной церкви. Священные сосуды так же древни в церкви христианской, как древне само богослужение. Важнейшую часть христианского богослужения всегда составляли таинства, а для их совершения, равно как и для других священнодействий, необходимо нужны были некоторые сосуды. Эти сосуды первоначально заимствованы были из быта обыкновенного; но, быв однажды посвящены на служение Богу, они становились уже священными и не могли быть обращены на обыкновенное употребление. Только в одном случае дозволялось отдавать драгоценные церковные сосуды в общее употребление: когда не было никаких других средств к выкупу пленных или к вспоможению бедным во время голода. Но и в этом случае сосуды, по большей части, переливались, и таким образом отдавался в употребление металл, а не сами сосуды. Хранение С. сосудов церковь всегда имела на своем попечении, для чего устраивалось особое помещение в храмах (сосудохранительница, σχευοφυλαχιον), находившееся под надзором диаконов или других поставленных для того лиц. В древности С. сосуды бывали деревянные и стеклянные, глиняные и каменные, медные и оловянные, а также драгоценные, сделанные из серебра и золота и изукрашенные драгоценными камнями. Все зависело не столько от положительных правил, сколько от обстоятельств, в которых находилась церковь, от усердия верующих и отчасти от самого назначения сосудов. Правила апостольские (прав. 73) упоминают о сосудах золотых и серебряных. В православной церкви издавна принято за правило (см. "Учительное известие" в конце Служебника), чтобы потир, дискос, звездица и лжица были устроены из золота и серебра, или, по крайней мере, из олова, но отнюдь не из дерева или стекла, или меди; чтобы дарохранительница также была золотая или серебряная, а копье - железное. Для прочих сосудов вещество строго не определено, но обыкновенно и они устраиваются соответственно великолепию целого храма.

См. В. И. Долоцкий, "О С. сосудах и других вещах, употребляющихся при богослужении в православной церкви" ("Христианское Чтение", 1852, ч. I); П. Лебедев, "Наука о богослужении православной церкви" (М., 1890); архим. Гавриил, "Руководство по литургике, или наука о православном богослужении" (Тверь, 1886).


Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. - С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон . 1890-1907 .

Смотреть что такое "Священные сосуды" в других словарях:

    Священные сосуды - сосуды, употребляемые при совершении Таинства Евхаристии: потир, дискос, звездица, лжица, копие и дарохранительница, а также сосуд для хранения святого мира. К этим сосудам не позволяется прикасаться не только мирянам, но и низшим чинам клира … Православие. Словарь-справочник

    СВЯЩЕННЫЕ сосуды, название предметов церковной утвари, применяемых в богослужении. В православии к Священным сосудам относятся: дискос, потир, дарохранительница и др., к которым не позволяется прикасаться мирянам и низшим чинам клира. Священные… … Современная энциклопедия

    Священные сосуды - СВЯЩЕННЫЕ СОСУДЫ, название предметов церковной утвари, применяемых в богослужении. В православии к Священным сосудам относятся: дискос, потир, дарохранительница и др., к которым не позволяется прикасаться мирянам и низшим чинам клира. Священные… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

    Священные сосуды общее название предметов церковной утвари, применяемых в богослужении (некоторые из них не являются сосудами в собственном смысле слова). В православии к священным (литургическим) сосудам относятся: Наименование Иллюстрация … Википедия

    Священные сосуды - сосуды, употребляемые при совершении таинства евхаристии: потир, дискос, звездица, лжица и копие. А также дарохранительница, дароносица и сосуд для хранения святого мира (см. Миро). Ко всем этим сосудам разрешается прикасаться только… … Православный энциклопедический словарь

    Священные сосуды - – употребляются при совершении таинства евхаристии: потир, дискос, звездица, лжица, копие, дарохранительница и сосуд для хранения св. мира. К ним не дозволено прикасаться мирянам и низшим чинам клира. В общем же смысле С. называются все… … Полный православный богословский энциклопедический словарь

    Сосуды. Под именем С. сосудов по преимуществу разумеются,во первых, сосуды, употребляемые при совершены таинства евхаристии, както потир, дискос, звездица, лжица, копие и дарохранительница; во вторых,сосуд для хранения св. мира. К этим сосудам… … Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

    Сосуды священные - ♦ (ENG vessels, sacred) вместилища и утварь, используемые в евхаристической службе. В римско католической церкви к ним относятся потир, дискос, киворий, дарохранительница, капсула, люнет (см. Luna/Lunette) и дароносица … Вестминстерский словарь теологических терминов

    Сосуды священные - дискос и потир, употребляемые на литургии, дарохранительница, предназначенная для хранения святых даров, и мирница – сосуд для хранения мира … Православная энциклопедия

    ИМУЩЕСТВО ЦЕРКОВНОЕ - совокупность вещей, включая деньги и ценные бумаги, движимость и недвижимость, которые находятся в собственности, владении, аренде или пользовании церковных учреждений как юридических лиц, и связанных с ними юридических отношений в виде, с одной… … Православная энциклопедия

Из переписки с М. Лантушенко

Сосуд наполнен - и каждый сможет обресть в Граале лишь то, что ищет. Ты хочешь выжить? - так будь спокоен! Настанет е*ля, найдется пища. А кто-то ищет сердечной муки, а кто-то сгинуть во тьме желает... Проблемы нету: найдуться суки и вынут сердце, что так пылает. А может - власти? А может - денег? А может - смысла, добра и веры? Мы все актеры на этой сцене, и выбор роли едва ли верен... А кто-то просто пошлёт всё на хер, коньяк отборный, нога на нОгу, а что? - неплохо! своя рубаха ведь к телу ближе - а значит, к богу! Ахули, братцы, курите травку! альтернатива - кресты и свечки, по ходу дела - одна поправка: коль начал пляску - пляши от печки...

Рецензии

Хорошей травки давненько что-то мне не встречалось... Неужто старость? И скоро стану хрычом и снобом? Давно когда-то легко был счастлив, и эта малость в душе, в груди ли, то жаром вспыхнет, то бьет ознобом. Где б эту печку, межмерность эту, ось мирозданья найти, надыбать, на карте Мага крестом отметить, поставить точкой. Летальность жизни, голгофы, цепи, крючки и дыбы привычек старых, то печень садят, то оседают камнями в почках. О боге спорить мы все горазды, а он смеется. Никто из смертных постичь бессмертье увы, не сможет. Зачем нам тело, когда в нем сердце уже не бьется? Зачем душа нам, когда любовь ее не тревожит?

Морковь, капуста, репа, огурец....
Их ем, но не люблю на самом деле.
Как ни крутись - финал всегда звездец,
И если ключик есть - он все же в теле.

Чего такое, братец, есть душа?
Нейронов сеть - все тот же гумус сраный...
За жизнью ей не светит ни шиша.
И хрен с ним, с раем. Он - для наркоманов.

"Привлечь любовь пространства" - вот он, ключ.
Живи при жизни, каждый миг сгорая,
А что любовь? Тот вспыхнет, кто горюч:)
А что душа? Цена договорная!

На вечные вопросы нет ответа,
Но жизнь - вино и муза для поэта.

По самы помидоры огурец,
Ну а за дерзость ясно - можно в репу,
Конец, ведь он и в Африке - конец,
Какой бы не был, даже пусть нелепый...
Про рай - тут спорить буду я едва,
Что будет там, никто,увы, не знает,
И рай и ад - обычные слова,
И смысла их никто не понимает.
Гореть при жизни, или тихо гнить,
Здесь каждый сам наверно выбирает,
Когда обрежет золотую нить -
Уходит в вечность, или умирает...
Какая-то невидимая часть
Та, что и отличает нас от трупа,
Поэтому про рай и ад кричать,
Забыв пожить - считаю просто глупо...

Но то, что отличает нас от трупа считать любовью плотской просто глупо. Продолжить род природа нам велит и - ум людской любовь боготворит, но путь в бессмертье - узкая стезя и смертному туда никак нельзя, а если очень хочется пожить, тогда пока живой - спеши грешить:)

Ежедневная аудитория портала Стихи.ру - порядка 200 тысяч посетителей, которые в общей сумме просматривают более двух миллионов страниц по данным счетчика посещаемости, который расположен справа от этого текста. В каждой графе указано по две цифры: количество просмотров и количество посетителей.

Почему бы не воссоздать тебе из пыли и пепла бытие, как случалось множество раз прежде? - спрашивал старого Демиурга проворный Бес, раскачиваясь на невесомой струне пними меж сумрачных звёздных плеяд, поющих беззвучной музыкой. - Зачем сохнешь ты, точно обдуваемый восемью ветрами чахлый кустарник среди безжизненной пустыни, пока эоны эонов, а затем новые эоны, безучастно проходят вовне? Где сосуд твой, откуда извлекал ты миры в те времена, когда звёзды светили иначе? Почему не разобьёшь его, дабы вновь слепить плодовитое лоно из разрозненных осколков? Что претит тебе открыть дороги к зелёным лугам, расчерченным синими линиями рек, и выпустить к ним паству твою, чьи поступки порой бывали столь забавны, что стал скучать я по ним и печалиться в тщете и истоме, не слыша о свершениях и падениях, творимых в свете солнца и блеске луны?

Известна ли тебе история последнего моего творения, Лукавый? - молвил в ответ Бесу старый Демиург, пробудившись от тяжкого сна, что был помыслами его мрачными и скорбными. - Творения, что я разделил с Детьми; история Древа, что растили мы сообща, а не порознь, как сие надлежало.

По воле твоей, Владыка, я летал среди сфер, разгоняя свет к местам его средоточия, и кормил сторожевых псов у запертых врат Сада, а потому не ведома мне история сия. Поведай же мне о ней, коль из всех трудов ты избрал самый тяжкий - сражение с собственными мыслями.

Открыл очи свои Владыка, и зажмурился в страхе Бес, не в силах вынести пламени взора, и тёмная пустота, окружавшая их, забрезжила алым рассветом.

То случилось, когда лопнула одна из высших сфер, и отринутая мною ранее частица света вернулась ко мне и, воссоединившись, дала новое семя, - начинал рассказ свой старый Демиург, восседая на троне, сотканном из межгалактических туманов. - И так собрал я десять сыновей и дщерей возлюбленных своих у соборного сосуда, чтобы вести с ними беседу откровения.

Какими были их имена?

У них не было имён, Лукавый. К чему имена ожившему, пускай и оживлённому, праху, гибкой, пускай и податливой, глине? Но назывались они по деяниям своим, по ремеслу, обретённому в минуту рождения и приведённому за жизнь короткую до вершин мастерства: Законотворец и Летописец, Жрец и Дева, Венценосец и Старец, Триумфатор и Лицедей, Слагатель и Мать. И молвил я им:

“Я есмь Алеф и Йод, Восхождение и Исход, Ведущий и Замыкающий, - но не узрел в глазах их прежнего трепета. - Я есмь Разрушающий Себя всякий раз, как создаю для вас бытие, дабы могли вы жить в блаженстве и пребывать в благодарности за жертву мою. Но столь много слышал я в молитвах ваших о творимых в дарованном вам Царстве беззакониях и несправедливости, об укоризне и несовершенстве слепленного мною мира, что решил: мир сотворяемый, мир новый, вы властны дополнить и изменить по воле вашей, сгладить огрехи мои, ибо жить вам вместе в одном доме с именем моим в сердцах ваших, дабы мог я отыскать вас, когда наступит время распада сфер. Внемлите! Законы, данные мною Царству вашему, просты. Их запишите на сосуде, передав в точности, как поведаю я, или же дополните, как велит сердце ваше, по ним живите и благоденствуйте; я же слеплю из глины, в сосуд сей помещённой, мир, и будет он тем, что вы запишите на стенах сосуда. Вот Слово моё: Вам Заповедь единая - не возьми чужого, ибо всё прочее исходит из неё, и сохранивший её в душе да сохранит силу вершить; нарушившему её - один грех, один позор, и наказание - одно. Храните историю вашу, не тая, ибо в ней - все ошибки прошлых деяний ваших и ответы для деяний будущих; наставляйте юных, говоря: вот, так было в прошедшем, и так может случиться в веках грядущих. Вы все есть дети Кадмона, и вы есть Кадмон, а посему в равной мере даруйте милосердие друг другу, и детям своим, и детям ближнего своего, ибо нет для вас никого чужого. Прибывшего к вам с мечом обнажённым предайте суду справедливому, направив меч его на сердце его; иных же, шедших за ним, милуйте и перекуйте мечи их на орала, и отпустите на поля вольные, ибо одурманены были головы их речами того, кто шёл впереди. Признайте богов их, и отведите место в городе вашем для храмов их, ибо все боги едины, и в каждом из них заключена часть света моего и часть Обратной Стороны, что есть неотъемлема; и пусть не будет ни страха, ни осуждения в том, чтобы пришёл кто к одному храму в первый день, а в другой - к храму иному. И славьте праздники, кои вольны назначать вы в любой из часов, и поступки прежние воспойте в стихах хвалебных, и запечатлейте их на полотнах живописных, ибо в них заключена радость моя; и мудрость великую сделайте мудростью прекрасной, звенящей струнами и кружащейся в танце. И жёны ваши, и дочери, пускай разделят с вами ликование ваше, и да не убоятся они, ибо все они в равной мере прекрасны, и да не обретёт ни один муж искушения в том, чтобы пасть. А те недостойные деяния, что не успели своечасно схватить и пожрать сторожевые псы, осмейте, и простите великодушно того, кто совершил их, ибо не злой умысел его вёл, но иные ветра, прорвавшиеся из-за Скорлупы. И царствуйте сообща в граде едином, и правители ваши пускай шествуют один за другим, как жаждет того время, пока пыль дорог не сменится мрамором белым, и ноги ваши станут нести не грязь, но ветер путешествий. И ждите покорно прибытия Царя Царей, ибо лишь с приходом его сумеете вкусить плода, что даст вам всяческий ответ”.