Ангелы. Небесное Воинство. Ангелология - иудаизм

НЕБЕСНАЯ ИЕРАРХИЯ


Арха1нгели, Ангели, Нача1ла, Прест0ли, Госп0дствиz, и Серафи1ми шестокрила1тии, и многоочи1тии Херуви1ми Боже1ственнии, му1дрости oрга1ни, Си1лы и Вла1сти Боже1ственнейши, ХристY моли1тесz дарова1ти душа1м на1шим мир и ве1лию ми1лость.

Слово Божие говорит: «В начале сотворил Бог небо и землю» (Быт. 1,1) . Под именем неба естественно разуметь духов (Кол. 1, 16), т. е. духовный невидимый мир, или Ангелов. Священное Писание, начиная с книги Бытия до Апокалипсиса, представляет нам Ангелов действующими, исполняющими повеления Всевышнего и ограждающими благочестивых людей своим покровом. О могуществе и силе воли Ангелов повествует Священное Писание, о чистоте и святости предстоящих у Престола Божия свидетельствует их пламенная любовь ко Творцу.

Ангелы - суть воинство Небесное, по сказанному в Евангелии: «И внезапно явилось с Ангелом многочисленное воинство небесное, славящее Бога и взывающее: слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках благоволение» (Лк. 2, 13-14).

Бог посылает Ангелов возвещать Свои веления. Поэтому они и называются Ангелами, то есть вестниками.

Ангелов бесчисленное множество, человеческий ум теряется в бесчисленном сонме их.

Но здесь удивителен порядок, царствующий среди Небесных Духов. Порядок, гармония - это красота совершенства, премудрость и истина Божия. В Царствии Небесном нет однообразия и застоя - там разнообразие, движение, деятельность, стремление, великая, многосложная деятельность, неведомая нам здесь, на земле.

Святой Дионисий Ареопагит, ученик святого апостола Павла, бывшего восхищенным до третьего неба (2 Кор. 12, 2), там видевшего различие чинов святых Ангелов, и объяснившего сие Дионисию, как своему ученику, разделяет Ангелов на девять чинов, а девять чинов Ангельских разделяет на три иерархии - в каждой по три чина - высшую, среднюю и низшую.

Первую, высшую и к Пресвятой Троице ближайшую иерархию составляют: Серафимы, Херувимы и Престолы, вторую, среднюю - Власти, Господства, Силы. К третьей относятся Начала, Архангелы, Ангелы (Дионисий Ареопагит «О Небесной иерархии»).

Ближе всех к Творцу и Создателю своему предстоят боголюбивые шестокрылые Серафимы, как видел пророк Исаия: «Вокруг Него стояли Серафимы; у каждого из них по шести крыл: двумя закрывал каждый лице свое, и двумя закрывал ноги свои, и двумя летал. И взывали они друг ко другу и говорили: Свят, Свят, Свят Господь Саваоф! вся земля полна славы Его!» (Ис. 6, 2-3).

Серафимы - огнеобразны, как непосредственно предстоящие Тому, о Котором пишется: «Вид же славы Господней на вершине горы был пред глазами сынов Израилевых, как огонь поядающий» (Исх. 24,17), престол Его пламень огненный (Дан. 1,9), потому что Бог наш есть огнь поядающий (Евр. 12, 29).

Серафимы пламенеют любовью к Богу и других возбуждают к такой же любви, как показывает и само их имя, ибо «Серафим» в переводе с древнееврейского языка означает: пламенеющий.

После Серафимов пред Всеведущим Богом, живущим во свете непреступном, предстоят в несказанной светлости многоочи́тые Херувимы, сияющие всегда светом Богопознания, ведением таин и глубин премудрости Божией, сами просвещаемые и других просвещающие. Имя Херувим в переводе с древнееврейского языка значит: многое разумение или излияние премудрости, ибо чрез Херувимов ниспосылается другим премудрость и подается просвещение для Боговедения и Богопознания.

Затем пред Всевышним предстоят богоносные Престолы, ибо на них, как на разумных престолах (как пишет святой Максим Исповедник) почивает Бог. Почивая на них непостижимым образом, Бог совершает Свой праведный суд, по сказанному Давидом: «Ибо Ты производил мой суд и мою тяжбу; Ты воссел на престоле, Судия праведный» (Пс. 9, 5). Посему чрез них преимущественно проявляется правосудие Божие, помогая земным судьям, царям, владыкам и правителям производить праведный суд.

В средней иерархии, как уже было сказано выше, также заключается три чина святых Ангелов: Господства, Силы и Власти.

Господства ниспосылают силу к благоразумному владению и мудрому управлению земным властям, поставленным от Бога, учат владеть чувствами, смирять непотребные вожделения и страсти, порабощать плоть духу, господствовать над своею волею и быть выше всякого искушения.

Силы исполнены Божественной крепости и немедленно исполняют волю Всевышнего. Они творят и превеликие чудеса и ниспосылают благодать чудотворений угодникам Божиим, чтобы те могли творить чудеса, исцелять болезни, предвозвещать будущее, помогают труждающимся и обремененным людям в несении возложенного на них послушания, чем объясняют свое имя Силы, т. е. носят немощи немощных. Силы укрепляют каждого человека в терпении скорбей и напастей.

Власти имеют власть над диаволом, укрощают власть бесовскую, отражают наводимые на людей искушения, не допускают бесов причинять кому-либо вред в такой степени, в какой бы они желали, утверждают добрых подвижников в духовных подвигах и трудах, оберегая их, чтобы они не лишились духовного царствия. Борющимся со страстями и похотями помогают отгонять злые помыслы, наветы вражии и побеждать диавола.

В низшей иерархии также три чина: Начала, Архангелы и Ангелы.

Начала начальствуют над низшими Ангелами, направляя их к исполнению Божественных повелений. Им поручено также управление вселенной и охранение всех царств и княжеств, земель и всех народов, племен и язы́ков.

Архангелами называются великие благовестники, благовествующие о великом и преславном. Архангелы открывают пророчества, познание и разумение воли Божией, укрепляют в людях святую веру, просвещая ум их светом познания Святого Евангелия и открывают таинства благочестивой веры.

Ангелы в Небесной иерархии ниже всех чинов и ближе всех к людям. Они возвещают меньшие тайны и намерения Божии и наставляют людей добродетельно и праведно жить для Бога, ограждают нас от всякого зла. Ангелы приставлены для хранения каждого христианина: поддерживают нас от падения, падших поднимают и никогда не оставляют нас, если мы даже и согрешили, ибо они всегда готовы помочь нам, если только мы сами пожелаем.

Слова Спасителя представляют нам убедительное свидетельство об Ангелах Хранителях: «Смотрите, не презирайте ни одного из малых сих; ибо говорю вам, что Ангелы их на небесах всегда видят лице Отца Моего Небесного» (Мф. 18, 10).

И не только каждый человек имеет своего Ангела Хранителя, но и каждое семейство, каждое благочестивое общество, каждое государство.

Пророк Моисей говорит израильскому народу: «Когда Всевышний давал уделы народам и расселял сынов человеческих, тогда поставил пределы народов по числу Ангелов Божиих» (Втор. 32, 8) .

Но и все высшие небесные чины называются общим именем - Ангелы. Хотя они по своему положению и по данной от Бога благодати имеют разные наименования - Серафимы, Херувимы, Престолы, Господства, Силы, Власти, Начала, Архангелы, Ангелы - однако все они вообще называются Ангелами, ибо слово Ангел есть название не существа, но служения, по писанному: «Не все ли они суть служебные духи, посылаемые на служение...» (Евр.1,14).

Итак, Ангелы, исполняя волю Божию, как служебные духи, принимают деятельное, живое участие в судьбе человечества. Так, Ангелы возвещают людям волю Божию, наблюдают за государствами (Втор. 32, 8), хранят общества человеческие, области, города, монастыри, церкви и управляют различными частями земли (Апок. 7,1; 14,18), имеют влияние на частные дела людей (Быт. 32,1-2), ободряют, сохраняют (Дан. 6, 22), выводят из темницы (Деян. 5,19-20; 12,7-9), присутствуют при исходе души из тела, сопровождают ее шествие по воздушным мытарствам, возносят наши молитвы к Богу и сами за нас ходатайствуют (Апок. 8, 3). Ангелы приходят на служение человекам (Евр. 1, 14), научают истине, добродетели, просвещают ум, укрепляют волю и охраняют в жизни от бед (Быт. 16, 7-12). О явлениях добрых Ангелов можно читать в Священном Писании - Быт. 18,2-22; 28,12; Нав. 5, 13-14; Лк. 1, 11, 26, 28; Мф. 2, 13; Деян. 5, 19; 10, 31; 12, 7.

Над всеми девятью Небесными чинами Ангелов чиноначальником и вождем поставлен Богом Архистратиг Михаил, как верный служитель Бога.

Архистратиг Михаил во время пагубного впадения в гордость сатаны, его отступления от Бога и ниспадения в бездну, собрав все чины и воинства Ангельские, велегласно воскликнул: «Вонмем , станем добре пред Творцом нашим и не будем думать о том, что противно Богу! Вонмем, что потерпели те, которые были созданы вместе с нами и доселе вместе с нами были причастниками божественного света! Вонмем как они ради гордости внезапно от света впали во тьму и с высоты низверглись в бездну! Вонмем, как спала с неба восходящая заутра Денница и сокрушилась на земле»

(Григорий Двоеслов.
«Толкование на Четвероевангелие»).

Говоря так ко всему собору Ангелов, он, стоя впереди, начал с Серафимами и Херувимами и со всеми Небесными чинами славить Пресвятую, Единосущную и Нераздельную Троицу, Единого Бога, согласно воспевая торжественную песнь: «Свят, Свят, Свят Господь Саваоф, исполнь небо и земля славы Твоея!»

Ангелов обычно изображают с двумя крыльями для обозначения быстроты, с которой они стремятся исполнить повеления Божии в разных частях вселенной.

Из Священного Писания известны имена Архангелов. У каждого из них особое служение.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Мы собрались сюда сегодня, возлюбленные други мои, чтобы прославить Архистратига Божия Михаила со всем Небесным ангельским воинством.

История нынешнего праздника вкратце такова. Еще в апостольские времена было распространено ложное учение об Ангелах. Язычники возвели их в культ идолов, которым они поклонялись как Богам. Некоторые считали Архистратига Михаила богом иудеев и особо его чтили.

И среди христиан появились еретики, особенно в Колосской и Лаодикийской Церквах, которые распространяли ложное учение об Ангелах, поклоняясь им как богам. Часть из них были уверены, что видимый мир сотворен не Богом, а Ангелами, почитая Ангелов даже превыше Христа Сына Божия.

Апостол Павел, желая рассеять это ложное ангелопоклонение, писал к колоссянам: «Никто да не обольщает вас самовольным смиренномудрием... вторгаясь в то, чего не видел...» (Кол.2,18-19). И апостол Павел имел право так обличать еретиков, потому что сам он, как мы знаем, был восхищен до третьего неба, слышал там неизреченные слова и видел различие ангельских чинов.

Это он разъяснил своему ученику Дионисию Ареопагиту. И на основании этого было создано богомудрыми отцами православное учение о Небесной ангельской иерархии, состоящей из девяти ангельских чинов.

Ложное ангелопоклонение было настолько опасно, что святые отцы вынуждены были еще до I Собора созвать в Лаодикии поместный собор в 319 или 321 году, на котором 35-м правилом было осуждено злочестивое ангелопоклонение и установлено благочестивое, правильное почитание Ангелов как служителей Божиих, охранителей человеческого рода и повелено праздновать Собор Архистратига Михаила и прочих Сил бесплотных 8 ноября.

Дата празднования выбрана не случайно. Ноябрь - это девятый месяц после марта, который считается первым месяцем после сотворения мира.

В ознаменование 9-ти ангельских чинов именно в ноябре - девятом месяце года - установлен праздник Ангелам. 8-е же число указывает на день Страшного суда, в котором примут непосредственное участие Ангелы. По верованию нашей Святой Церкви, на основании слов Самого Спасителя (Мф.25,31; 13,39,49; 16,27; Мк.13,26-27), в день Страшного суда будут судить нас Ангелы. День Страшного суда святые отцы называют восьмым днем.

До сего дня время измеряется седмицами. Но сам день Страшного суда не будет относиться к числу дней последней седмицы, не будет он и первым днем новой седмицы - он будет последним днем мира, восьмым днем. Часть этого дня будет относиться к здешней жизни и часть - к будущей. А потому, посвящая восьмой день девятого месяца чествованию и поклонению святым Ангелам, мы молим их быть нашими руководителями в сей жизни, чтобы в страшный восьмой день, после трубного их звука, мы удостоились стать с избранными. И праздник этот назван Собором ангельским, потому что мы в этот день восхваляем и почитаем всех святых Ангелов за их служение нашему спасению.

Именуется он «Собор Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных» потому, что Архангел Михаил был вождем этих верных Богу Ангелов.

О существовании ангельского мира мы знаем из Священного Писания. О том, что он создан Богом еще до создания видимого мира и человека. Знаем, что число Ангелов неисчислимо велико и что Премудрость Божия учредила удивительный порядок в этом Небесном воинстве, создав ангельскую иерархию, разделив всех Ангелов на девять чинов по три чина в иерархии, подчинив низшие чины высшим.

Ангелы отличаются друг от друга как просвещенностью, так и различной степенью благодати.

Высшую иерархию непосредственно близко стоящих к Богу составляют Ангелы, носящие имена: Серафимы, Херувимы и Престолы. Серафимы соответственно своему имени имеют сердца, пламенеющие любовию к Богу, и возбуждают и других пламенно любить своего Создателя. Серафим - значит «пламенный».

Херувимы имеют полноту ведения и обилие премудрости. Они озарены обильными лучами света Божия. Им дано знать все в той степени, в какой могут познавать созданные существа.

Престолы - эти Ангелы столь возвышены и столь озарены благодатию, что Господь обитает в них и через них проявляет Свое правосудие.

Вторая, средняя иерархия состоит из Ангелов, носящих имена: Господства, Силы и Власти. Ангелы Господства учат людей господствовать над своей волей, быть выше всякого искушения, а также повелевают теми злыми духами, которые поклялись погубить человека. Силы - это Ангелы, исполненные божественной крепости. Это те духи, через которых Господь совершает свои чудеса. Им дарована Богом способность ниспосылать благодать чудотворения угодникам Божиим, которые при жизни на земле творят чудеса. Власти - Ангелы, имеющие власть укрощать власть бесовскую, отражать вражии искушения. Кроме того, они укрепляют добрых подвижников в их духовных и телесных трудах.

Третья, низшая иерархия включает в себя тоже три чина: Начала, Архангелы и Ангелы. Начала - чин Ангелов, которым поручено управлять вселенной, охранять отдельные страны и народы и управлять ими. Это Ангелы Народоправители. Их достоинство выше, чем Ангелов Хранителей отдельных людей. Из книги пророка Даниила мы узнаем, что попечение о иудейском народе было вверено Архистратигу Михаилу (Дан.10,21). Архангелы - великие благовестники таин Божиих, всего великого и преславного. Они укрепляют в людях святую веру, просвещая их умы к познанию и разумению воли Божией.

Ангелы (последний, девятый чин иерархии) - светлые духовные существа, ближе всех стоящие к нам и имеющие о нас особое попечение. Более подробно я скажу о них несколько позже. А сейчас кратко об Архангелах.

Из Священного Писания нам известно, что Архангелов, то есть старших Ангелов, начальствующих над всеми остальными, - семь. «

В книге Товита (12,15) мы читаем, что Ангел, беседовавший с ним, сказал: «Я - Рафаил, один из семи Ангелов». И в Откровении Иоанна Богослова говорится о семи духах, иже пред престолом Божиим (Откр.1,4). К ним Святая Церковь относит: Михаила, Гавриила, Рафаила, Уриила, Селафиила, Иегудиила и Варахиила. Предание к ним причисляет и Иеремиила.

Архангел Михаил - первый из верховных Ангелов, поборник славы Божией. Он часто изображается в воинском облачении с другими верными Богу Ангелами. Или изображается один в одежде воина с мечом или копием в руке, попирающий ногами дракона или древнего змия - диавола.

Так он изображается в память о том, что некогда на небесах была великая брань между Ангелами - служителями Божиими и злыми духами - ангелами, отпавшими от Бога и ставшими служителями сатаны.

Иногда он изображается с копием, верх которого украшает белая хоругвь с крестом. Это особенное отличие Архангела Михаила и его воинства, означающее нравственную чистоту и непоколебимую верность Небесному Царю. »

Архангел Гавриил - провозвестник судеб Божиих и служитель Его всемогущества. Изображается иногда с райской ветвью в руке или с фонарем, внутри которого горит свеча, в одной руке и с зерцалом в другой. Свеча, закрытая в фонаре, означает, что часто судьбы Божии бывают сокрыты до времени их исполнения, но и по исполнении их постигаются только теми, кто внимательно смотрит в зерцало своей совести и слова Божия.

Рафаил изображается с алавастровым сосудом, наполненным целительным маслом. Имя Рафаил означает «милосердие», «помощь всем страждущим».

Уриил - Архангел света и огня Божия - изображается с опущенной вниз молнией. Он озаряет огнем пламенной любви, просвещает умы людей откровением полезных истин. О нем можно сказать, что он является особенным покровителем людей, посвятивших себя наукам.

Селафиил - Архангел молитвы. Изображается или с четками в руках, или в молитвенной позе с приложенными в благоговении к груди руками.

Иегудиил - «хвала Божия». Изображается с золотым венцом в одной руке и с бичом из трех шнуров в другой. Венец - для поощрения людей, подвизающихся во славу Божию, а бич для защиты их именем Святой Троицы от врагов.

Варахиил - Архангел Божиих благословений, во время земной жизни посылаемых тем, кто трудится для получения небесных, вечных благословений.

Таковы Архангелы.

А теперь об Ангелах.

Среди сонма Ангелов находится и Ангел Хранитель каждого из нас. И вот все мы, дорогие мои, должны стремиться к тому, чтобы как можно лучше познать своего Ангела Хранителя, познать настолько, чтобы чувствовать его присутствие близ себя. А для этого необходимо знать нам о нем как можно больше.

Церковь наша учит, что Ангелов Бог создал по Своему образу. Это бесплотные, разумные, чистейшие существа, подобные духу. Они щедро наделены Богом естественными дарованиями: умом, способностью познавать и любить как своего Творца, так и людей, и быть живым образцом Божиих совершенств. Они верные служители Божии, исполнители Его воли. Они не только способны понимать и беседовать друг с другом, но они также понимают и язык наших душ, и поэтому мы можем обращаться к ним в наших молитвах. И в этом залог доступного для каждого из нас тесного непосредственного общения со своим Ангелом Хранителем.

Мы грешные люди, и своими телесными очами мы не видим Ангелов, хотя они и присутствуют всегда в храмах за нашими богослужениями. Не видим мы и своего Ангела Хранителя, хотя он постоянно находится около нас. Но нам необходимо научиться ощущать душой и зреть своими духовными очами присутствие нашего небесного покровителя.

Верование нашей Церкви в то, что каждый христианин имеет своего Ангела Хранителя, основано на свидетельствах Священного Писания и учении святых отцов. Сам Господь в Святом Евангелии указывает нам на это: «Смотрите, не презирайте ни одного из малых сих: ибо говорю вам, что Ангелы их на небесах всегда видят лице Отца Моего Небесного» (Мф.18,10).

И жития святых говорят нам о том же. Они повествуют нам, как великие угодники Божии и преподобные отцы и видели, и беседовали со своими Ангелами. Многие свидетельства этому мы можем найти у пустынножителей (особенно египетских), а также из жития подвижников более поздних веков и очень близких к нам.

По учению Церкви каждому из нас в святые минуты Крещения дается Богом Ангел Хранитель, и он сопутствует нам, охраняя нас на всем нашем жизненном пути, и всегда находится в непосредственной близости с нами.

Святой Василий Великий учит, что с каждым из верных (то есть верующих) есть Ангел, который как детоводитель и пастырь управляет его жизнью.

Подобно Василию Великому, и святой Анастасий Синаит, выражая учение Церкви, говорит: «Тем, которые сподобились Крещения, даны от Бога Ангелы, заботящиеся о них и содействующие им».

Но, хотя мы по греховности своей и по душевной нечистоте и не видим Ангелов, как видят их святые, мы веруем, что они окружают нас, просвещают наш разум в познании Бога, наставляют в любви к Богу и к людям, побуждают к молитве и ко всему святому, чистому и возвышенному. Они наполняют нашу душу внутренним миром.

Святые отцы - Дионисий Ареопагит, Иоанн Дамаскин, Василий Великий, Григорий Богослов и ряд других, - оставившие нам учение о Небесной ангельской иерархии, указали на то, что наши Ангелы Хранители, служители и устроители нашего спасения, занимают девятый, то есть самый последний чин в иерархии.

Но пусть это не смущает никого из нас. Хотя они и стоят в самом конце иерархии и, следовательно, больше других удалены от Бога, но, если бы мы оказались способными увидеть их, мы изумились бы их красоте, их благородству и не смогли бы перенести восторга и удивления.

Мы счастливы, дорогие мои, от сознания, что Ангелы Хранители - это служители нашего спасения, что мы не одиноки в нашей земной жизни, в своих трудах ради спасения своей бессмертной души. Мы твердо знаем, что с нами наши помощники, охраняющие нас от всевозможных бед, встречающихся на жизненном пути, и от заслуженного каждым из нас гнева Божия. Наш Ангел Хранитель - это бесконечно любящее нас существо. Он любит нас всей полнотой своей любви. А любовь его велика, и действие ее сильно, так как, созерцая Бога, он видит вечную Любовь, которая желает нашего спасения.

Не смущайтесь, дорогие мои, тем, что наш Ангел Хранитель в Небесной ангельской иерархии занимает девятое - последнее место. Его служение велико в очах Божиих. Он предназначен охранять и спасать нас, людей, а человек, как всем нам хорошо известно, венец творения Божия.

Наш Ангел Хранитель - это как бы вторая наша мать. Он имеет о нас такое же попечение, и даже большее. Мать проявляет о нас особую заботу, пока мы в младенческом и детском возрасте. Ангел же наш Хранитель с момента нашего крещения и до последних дней жизни является заботливым нашим детоводителем. И, если мы сами не оттолкнем его от себя во время нашей земной жизни, он поведет нашу душу и на поклонение Богу, когда наступит время разлучиться душе с телом.

Не смущайтесь! - повторяю еще раз, тем, что Ангел Хранитель наш находится на девятом месте в Небесной иерархии. Если Бог послал Ангела оберегать и защищать человека, Он в то же время дал ему и силу для одоления врагов.

Наши Ангелы Хранители могущественны и своими личными доблестями, могущественны и силою, полученною ими от Бога, могущественны и молитвами, которые они воссылают за нас к Всевышнему Богу.

Все, что есть в нас доброго, чистого, светлого: всякая хорошая мысль, всякое доброе движение сердца, наша молитва, покаяние, добрые дела - все это в нас рождается и совершается по внушению незримого нашего Ангела Хранителя. Действуя через нашу совесть и наше сердце, это он (наш Ангел) удерживает нас от греха и соблазна, это он помогает нам бороться с искушениями, это он внушает нам страх пред тяжким грехопадением.

Когда Ангел Хранитель видит нас идущими спасительным путем, он всячески старается нас ободрить, утвердить на этом пути. Если мы впадаем в грех и уклоняемся от пути спасения, какую трогательную заботу проявляет он, чтобы вернуть в стадо Христово заблудшую овцу! В то же время, когда, увлеченные мирской суетой, мы перестаем слушать его и впадаем в грех, Ангел на время нашей нераскаянности отходит от нас, плачет о нас, со стороны наблюдая за нами, просит за нас Бога, чтобы Он потерпел и помедлил с наказанием. Но в то же время он не перестает стучать в совесть с целью пробудить покаяние в нас.

Данный нам Ангел Хранитель - это как бы расширенная и раскрытая наша совесть. Он всеми силами стремится спасти нас, и мы не имеем права мешать ему в этом. Мы должны помогать ему в его усилиях спасти нас. Мы должны просить его, чтобы он обогатил наш ум обилием святых мыслей, укрепил в нас навык к благочестивым размышлениям. Мы обязаны любить его как старшего и сильного нашего брата. А на самом деле мы так часто забываем о нем, не молимся ему, грехами своими оскорбляем его святыню, а он вновь и вновь проявляет свою заботу о нас. Он ходатайствует за нас пред милосердием Божиим, он умоляет Бога о наших нуждах, и Отец Небесный никогда не откажет ему в его просьбах.

О, если бы нам познать своего Ангела Хранителя так, чтобы вырвалось из нашей груди: «Ангел Божий, Ангел небесный, Ангел утешитель мой, явись мне, откройся моему сердцу! К несчастью моему, я до сих пор не знал тебя. Говори моему сердцу, оно послушает тебя, послушает твоих внушений и исполнит их».

Постараемся, дорогие мои, приобрести такое настроение нашей души.

Но почему Ангелы Божии проявляют такое попечение о людях?

Во-первых, потому что они служители Божии и получили от Бога повеление охранять и спасать людей. Во-вторых, они сами являются творениями Божиими и к ним, так же, как и к людям, относятся слова: «Будьте милосерды, якоже и Отец ваш Небесный милосерд есть» (Мф.5,23). Они понимают это и стараются, подражая своему Творцу и Богу, проявлять и свое милосердие, и свое долготерпение к людям.

На земле, среди людей, обширное поле деятельности Ангелам в их стремлении подражать Богу. И поэтому с каким стремлением и с какой радостью они несут на землю людям богатые дары Божии! Они приходят к нам, чтобы напитать несчастного человека хлебом благодати, напоить его несколькими каплями от источника небесных наслаждений, помочь человеку расторгнуть узы греха и с торжеством привести его в дом Отца Небесного. Они подают помощь нуждающимся, укрепляют немощных, воскрешают умерших, то есть приводят к искреннему сокрушенному покаянию грешников, воскрешая их для вечной жизни.

Какую радость доставляет им спасать души, которые Христос искупил Своею Кровию и которые (с их помощью) будут вместе с ними разделять их славу и их блаженство!

Если бы мы были хоть немного более чуткими, мы заметили бы, как заботливо наш Ангел Хранитель помогает нам вернуться через покаяние на путь спасения. Он не только побуждает нас к раскаянию, но он и обещает напомнить нам все наши грехи, все жизненные ошибки и оплошности.

Он говорит нам: «Когда ты соберешься принести покаяние, я буду стоять рядом с тобой и буду напоминать тебе твои грехи, потому что я был свидетелем их. Я стоял только в некотором отдалении от тебя, когда ты грешил, но я видел все твои плохие поступки и сожалел и плакал о них».

И как было бы хорошо, если бы на эти слова своего Ангела человек мог ответить: «Твои внушения, мой Ангел Хранитель, проникают в очерствевшее мое сердце, и я из глубины бездны, которую сам же вырыл грехами моими, взываю к тебе: приведи меня к Отцу моему Небесному!»

Твердо помните, дорогие мои, что, когда вы пойдете приносить свое покаяние служителю Церкви, ваш Ангел Хранитель будет с вами. И как он обрадуется, увидев, что чистосердечная исповедь очистила вашу душу от грехов.

Наши Ангелы Хранители, посланники к нам от Бога, беспрепятственно и быстро совершают путь от Бога к нам и от нас к Богу (лишь бы дела наши не мешали этому). Они исходят от Бога к нам, чтобы принести нам Его благодать; они же и восходят от нас к Богу, чтобы передать Ему наши молитвы и благодарения.

Как же близок должен быть каждому из нас наш Ангел Хранитель! Какое доверие мы должны питать к нему! Ему мы при жизни можем поведать самые сокровенные тайны своей души. Те тайны, которые мы не доверили бы самым близким людям. И это потому, что в Ангеле Хранителе мы видим самого мудрого в советах, самого бескорыстного в любви и помощи, нежного в привязанности к нам, попечительного в наших нуждах.

Вот поэтому Церковь наша за богослужениями как бы от нашего лица ежедневно возносит молитву: «Ангела мирна, верна наставника, хранителя душ и телес наших, у Господа просим». Зачем это ежедневное прошение, если, как уже было сказано, Бог каждому дал своего Ангела Хранителя?

Причина в нас самих. Мы своей беспечностью и своими грехами вынуждаем его просто отойти от нас, ибо он, будучи сам свят, не терпит греха.

О, как нужен он нам во всех обстоятельствах нашей жизни! И как счастлив тот человек, который совершает свой путь пред лицом Бога под руководством своего Ангела Хранителя. Жизнь его чиста и спокойна. Такой человек боится даже тени греха, чтобы не оскорбить своего Ангела.

Но горе нам, если мы своими поступками вынуждаем его из нашего заступника превратиться в нашего обвинителя. По учению Церкви, Ангел Хранитель предстанет пред каждым из нас и в таинственную, страшную, священную и неизбежную минуту нашей смерти.

Вот тогда-то мы будем просить и умолять его, чтобы он не отходил от нас. Не оставлял нас при прохождении мытарств, потому что нам очень страшно будет без него. И как глубоко мы будем сожалеть тогда, что при жизни своей сами удалялись от него, забывали молиться ему, особенно в минуты опасности.

И как будут блаженны те из нас, кто приучил себя при жизни молитвенно обращаться к нему: «Ангел Хранитель мой! Когда же настанет час кончины моей, поспеши ко мне на помощь при разлучении души от тела; будь моим утешителем в борьбе со смертию; приими под свою защиту, когда перейду в область вечности, когда изыду из мира сего и вступлю в неизвестный мне мир; ободри меня своим присутствием... Да увижу тебя одесную мене стояща, светла, тиха, заступника моего...» Если душа человека окажется достойной, то Ангел Хранитель будет сопровождать ее в поклонении Богу в 3-й, 9-й и 40-й день по кончине и не оставит и в загробном бытии.

Вот очень кратко, конечно, то основное, что мне хотелось сказать вам об Ангелах Хранителях наших.

Все вышесказанное обязывает каждого из нас с благоговением чтить своего Ангела Хранителя и молиться ему. Причастники сегодняшнего дня! Я особенно призываю вас, когда будете подходить к святой чаше, помните, что только по нашему недостоинству не видим мы, как множество Ангелов окружило чашу с Животворящими Телом и Кровию Христовыми, и они неслышно для нас шелестят своими крыльями, воспевая славу Всемогущему Богу. И рядом с каждым из вас идет ваш верный друг, которого вы тоже не видите, а он советует: «Не торопись, не спеши и не тесни идущих рядом с тобой (как это, к сожалению, мы часто делаем), уступи тому, кто хочет пройти раньше тебя. Иди с благоговением».

Этим вы порадуете своего Ангела Хранителя. Я желаю всем вам, друзья мои, чтобы вы не только полюбили своего Ангела Хранителя как нечто недосягаемо высокое и святое, а чтобы каждый из вас в меру своих духовных сил и возможностей ощущал постоянно стоящего рядом с собой своего Ангела Хранителя - самого близкого и искреннего своего друга.

И вот этого ощущения я вам всем от всей души искренне желаю. Аминь.

С точки зрения веры существование ангелов является определенной и несомненной правдой. У христианина не должно возникать никаких сомнений относительно существования как ангелов, так и бесов. Тем не менее далеко не все знают, что в православии существует строгая ангельская иерархия.

В статье:

Общая информация о небесной иерархии

В православной догматике различают две иерархии: небесную (невидимую) и земную (видимую). Если же мы примем во внимание Священное Писание, в нем найдем четкое указание на создание неба и земли. Святитель Василий Большой, архиепископ кесарии Кападокийской церкви, утверждает, что под «небом» следует понимать не что иное, как невидимый божественный мир бесплотных существ - ангелов. В это же время под «землей» подразумевается материальный, земной мир веществ, Земля.

Поэтому выходит, что ангельский мир был создан Творцом раньше, чем начал существовать материальный мир. Прямые указания на этот вопрос мы можем найти в одной из поучительных книг Ветхого Завета - в книге Иова. В ней обращается особенное внимание на такие слова:

Во что опущены устои ее, краеугольный ее камень кто заложил, когда звезды утра издали вопль, возликовали все Божьи сыны?

Таким образом под краеугольным камнем подразумевается Земля, а Божьи Сыновья - ангелоподобные существа, которые выполняют волю Божью.

Классификация Дионисия Ареопагита

Дионисий Ареопагит «О небесной иерархии»

Доктрина христианского вероучения Иоанна Дамаскина про небесную иерархию было полностью сформулировано и сохранилось в ортодоксальной церкви. В Священных Параллелях содержится структура небесных ангельских чинов. Неизмеримое число ангелов и их точный иерархический уклад подтверждается Святым Письмом, Отцами Церкви и богословами. Классификация и строение небесной иерархии лучше всего описана Дионисием Ареопагитом в его знаменитом произведении «О небесной иерархии».

Свою теорию он основывает на философии неоплатонизма, в которой фундаментальную роль играет понятие иерархии. Согласно науке величайших представителей неоплатонизма - Плотина и Прокла, всё подлежит строгому иерархическому порядку. Тогда более совершенные вещи предшествуют менее совершенным и выполняют относительно них функцию поддержки, защиты и управления. Дионисий заимствует эту теорию для структуризации ангельского мира.

На верхушке космического уклада он видит Бога. Все другие создания размещены на разных уровнях, принимая во внимание их большее или меньшее расстояние от Бога. Они словно лучи света, которые притягиваются к Богу, как к конечной цели всякого совершенства. В этом процессе возвращения к единству иерархические чины играют фундаментальную роль. Бог не влияет непосредственно на каждое естество, а действует на него через разные чины.

Именно на этой концепции Дионисий выстраивает свою богословскую и духовную платформы. Согласно ней низшие руководствуются, очищаются, просвечиваются и осуществляются высшими образами. Чем большее их участие в божественной природе, тем ближе они к ней находятся. Следовательно, ангельские чины способные исполнять роль посредников между Богом и людьми. Таким образом, зафиксировав общие принципы регулирования иерархической структуры космоса, автор предлагает свою классификацию ангелов. Он поделил их на три больших иерархии, каждая из которых вмещает три чины или хоры.

1. Высшая или первая небесная иерархия

Серафимы на фрагменте фрески Феофана Критского, XVI век, Афон

Первый уровень, или же степень иерархии, принадлежит наивысшим ангельским чинам - это . Серафимы в переводе из иврита значит«подобные огню». Это божественные сверхъестественные существа, которые имеют шесть крыльев. Они крыльями закрывают свои лица, руки и ноги, летая перед Творцом. Пророк Исайя видел, как серафимы носились над Ковчегом Завета и пели ангельскую песню.

Херувимы так же, как и серафимы, являются божественными существами и находятся близко возле Творца. Они относятся ко второму ангельскому чину. В Библии они изображаются с пламенными мечами. Так, например, херувим с пламенным мечом охраняет вход к Эдемскому саду. Пророк и псалмопевец Давид в семнадцатом псалме описывает херувимов в качестве средства передвижения для Творца. В Книге Царств очень часто используется эпитет «Тот, который сидит на херувимах». В Книге Исхода также идет речь о литых золотых херувимах. Они были изображены на Ковчеге Завета, обращенные лицом друг к другу.

За херувимами идут престолы . Это - небесные Разумы, которые открывают Божественную истину и служат Божьему правосудию. Потом перед Тем, Кто Сидит на престоле возвышенном, стоят богоносные престолы. На них, как на разумных престолах отдыхает Бог. Отдыхая на них, Бог вершит Свой праведный суд. Так что в основном правосудие Божье вершится через них. Они слушают Его волю, прославляют Его и выливают силу Божью на престолы земных судей, дабы цари и владыки вершили праведный суд.

2. Средняя или вторая степень ангельской иерархии

Собора Архистратига Божия Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных установлено в начале IV века на Лаодикийском Соборе

Вторую степень иерархии господства занимают Господства, Силы и Власти. Они охраняют города, села, светскую и духовную власть, церкви, монастыри. Таким образом они служат Своему Творцу, выполняя Его святую волю. Господства, силы и власти назначены Богом не только оберегать города, епископов, церкви, земных правителей, а даже целые страны, государства.

Господство дарит земным правителям мудрость в управлении земными делами. Он учит владеть чувствами, избавляться от ненужных желаний и страстей, подчинять плоть духу. Также он помогает главенствовать над своей волей и преодолевать любое искушение.

Силы наполнены Всевышней крепостью и осуществляют Высшую волю. Они создают и пребольшие чудеса и посылают благодать чудес угодникам Божьим. С их помощью они могут излечивать болезни, предсказывать грядущее и помогать тем, кто в этом нуждается. Силы укрепляют любого христианина во времена скорби и бед.

Власть имеет влияние на темные силы, укрощает дьявольскую силу. Также они защищают людей от насылаемых искушений. Власти не позволяют темным силам наносить кому-нибудь вреда в такой степени, в котором бы они того желали. Ещё духи способствуют труженикам в духовных делах и трудах. Власти защищают их, дабы они не потеряли духовного царства. Борются со искушениями и соблазнами, помогают отразить злые замыслы и клевету врагов.

3. Третья или низшая степень иерархии ангелов

Архангел Михаил

Третью ступень занимают архангелы и ангелы. Их относят к низшим ангельским ступеням. Архангелы считаются выше и могущественнее ангелов, тем не менее принадлежат к третей ступени. Всего их насчитывается девять. Среди них выделяются три архангела - Михаил, Гавриил и Рафаил. Михаил верховодит небесными ангельскими силами. Гавриил же считается благим вестником, так как именно он принес весть о рождении Иисуса Христа. Рафаил в свою очередь считается исцелителем. Народная набожность видит в нем прообраз Ангела-хранителя.

Архангел Михаил

Архангел Михаил

Имя «Михаил» переводится «Кто, как Бог». Это архангел Божьей справедливости, суда, благодати и милосердия. Он считается одним из сильнейших небесных духов. и его войско сражаются с падшими, которые взбунтовались против Святого Отца. Михаила обычно представляют с мечом в руках, которым он побеждает дракона. Иногда встречается изображение с весами, на которых он измеряет добрые и плохие поступки умершего.

Архангел Михаил сопровождает души во время перехода из тела на небеса.Церковь просит Михаила о помощи против Сатаны - врага Бога и людей. Во многих храмах после мессы присутствующие читают молитву к архистратигу Михаилу. Он является покровителем умирающих, фехтовальщиков, ювелиров, землемеров, рентгенологов, граверов, точильщиков. На его честь часто называют кладбищенские часовни.

Архангел Гавриил

Архангел Гавриил

Имя «Гавриил» дословно с древнееврейского переводится, как Господин Божий. Иногда встречаются варианты Господин от Бога, Божий Правитель. Один из семи архистратигов, «Левая Рука Господа». Гавриил считается Божьим вестником и посланцем. Его появление извещает о важных для всего человечества событиях, которые изменяют ход истории. Именно Гавриилу Господь доверил священную миссию принести благую весть о непорочном зачатии будущей матери Спасителя, о спасении рода человеческого. Имя неотрывно связано с семьей Богородицы и фактом Благовещенья. Именно поэтому на следующий день после этого большого праздника, который христиане восточного обряда чествуют 7 апреля, происходит молитвенное собрание (собор) на его честь.

Первые упоминания об Гаврииле находятся в книге пророка Даниила. Гавриил объяснял ему значение видений, извещал о грядущем еврейского народа. Архистратиг появлялся в пустыне перед пророком Моисеем, где научил его грамоте. Извещая о зарождении мира и возникновении первого человека, он вдохновлял пророков на написание книги Существования. Гавриил известил праведников Иоакима и Анну о рождении от них Пресвятой Девы Марии. Появившись в храме перед старцем Захарией, он предрек о чудесном зачатии и рождении Иоанна Хрестителя - Божьего Предтечи.

По мнению некоторых отцов Церкви, Гавриил неотступно охранял Святое Семейство. Причем с самого момента сообщения отроковице Марии о ее священной миссии. Именно он был избранным посланцем Господа к святому Иосифу Обручнику. Он заверял его во сне в безгрешности Девы Марии. От Гавриила Иосиф получил предупреждение о кровавых замыслах Ирода и приказе спасать Младенца с Богородицей побегом в Египет. Архангел Гавриил был рядом с Сыном Божьим во все самые значительные моменты Его жизни. Полностью оправдывая значение своего имени «Божья крепость», он был рядом с Господом во время Его молитвы. В Гефсиманском саду вдохновлял и укреплял Его перед будущими страданиями. Из уст архангела Гавриила женщины получили известие о Воскресении Иисуса.

Во многих церковных книгах архистратига Гавриила называют «служителем чудес». Его многократные явления перед человечеством в старозаветные и новозаветные времена подчеркивают усердное выполнение Божьей Воли. Он сообщает роду людскому высшее знание, извещает о важнейших событиях в истории религии христианства. Православная Церковь призывает не забывать о служении архистратига Гавриила перед Господом, его заботу о христианах. Поэтому и зазывает старательно молиться к нему в дни, посвященные его памяти: 8 апреля, 26 июля и 21 ноября. Восьмого апреля был проведен первый Собор архистратига Гавриила (потом Благовещенье). Двадцать шестого июля - вероятно, в честь построения собора святого Гавриила в Константинополе. 21 ноября вспоминается во время празднования Собора архистратига Михаила.

Архангел Рафаил

Архангел Рафаил

Рафаил появился в Книге Товита, он является «одним из семи ангелов, которые всегда стоят перед Творцом и имеют доступ к Господней славе». В этой книге он выступает в человеческом облике и берет себе распространенное имя Азария. Помимо этого, он предлагает свое общество и опеку молодому Товиту, который путешествует с Ниневии до Раги в Мидии. Архангел спасает его от многих опасностей, выгоняет демона Асмодея и исцеляет слепого отца Товита. Также Рафаил освобождает от нечистого духа Сару - будущую жену Товита. Имя Рафаил означает «Бог лечит», «Исцеление Божье».

Поскольку слишком поспешно начали использовать имена семи Архангелов из еврейских апокрифов, то синоды в Лаодикее (361) и Риме (492 и 745) запретили их так называть. Они позволили лишь употреблять имена Михаила, Гавриила и Рафаила, потому что они встречаются в Святом Письме. Уже в VII ст. в Венеции существовала церковь названая в честь Рафаила. В этом же веке испанский город Кордова объявил его своим покровителем.

Святой показывает доброту Провидения. Его чествуют как покровителя аптекарей, больных, врачей, эмигрантов, паломников, путешествующих, беглецов, путешественников и моряков. В иконографии его представляют как молодого мужчины в типичной одежде ангела. Его атрибутами являются крест, посох паломника, порой рыба и посуда.

Ангелы

Кроме архангелов, в христианском вероучении выделяют ангелов. Слово «ангел» в переводе из греческого языка значит «вестник». Они являются добрыми духами, которые выполняет волю Своего Творца. В то же время, одни из них оберегают людей вот зла, а потому их еще называют ангелами — хранителями. даруются Господом человеку в праздником Таинстве Крещения.

Число духов точно не известно - один Господь знает точное количество. Знаем лишь, что их очень много - «тысячи тысяч». Такое бессчетное количество вовсе не нуждается физического пространства для них. Ведь они - бесплотные духи, которые не имеют физических размеров. То есть их природа не принадлежит к нашему трехмерному миру.

Следовательно, все вышеперечисленные ангельские чины, или же небесная иерархия, играют важную роль в христианской жизни. Они напоминают нам о Царстве Небесном и невидимом духовном мире. Этот мир никто из людей не может постигнуть своим умом.

Иерархия демонов

Идентификация демонов с мятежными ангелами постоянно наблюдается в Новом Завещании. Согласно Переводу Церкви, мятежные духи провинились грехом гордости, желая быть равными Отцу и независимыми от Него. Они узурпировали Божьи права и препятствовали плану спасения и самому мировому порядку. Состояние отделения мятежных духов от Господа через их непринятие Божьего господства имеет окончательный характер.

Поскольку их выбор - безотзывный, безвозвратный. Это потому, что они являются чистыми духами и для своих решений не нуждаются длинных размышлений. Их решение и выбор интуитивны, мгновенны и безвозвратны. Необратимость выбора, а не недостаток Божьего милосердия является причиной того, что их грех не может простить. Для них нет раскаяния после падения, как нет раскаяния для людей после смерти.

Изменить дьявола невозможно, разве только Бог уничтожил бы его и создал нового светлого духа. Но это тоже невозможно, потому что Бог не кается в своих решениях и не отказывается от своего создания . Поскольку существует иерархия у ангелов, существует иерархия и у демонов . В Новом Завещании вспоминается о Сатане, «князе бесовскому», который со своими демонами воевал против Михаила и его войска.

Однако среди добрых духов иерархия базируется на взаимном служении в любви. В то время как среди злых духов иерархический уклад держится на их взаимной злобе и естественной силе. Поэтому высшие по силе демоны руководят ниже от себя, держа их в страхе и повиновении. Точного числа мятежных духов ни Святое Письмо, ни Отдание не указывают. Однако есть отдельные намеки на очень большое число мятежных духов, которых потянул за собой Сатана, когда восстал против Бога.

И другое знамение явилось на небе: вот, большой красный дракон с семью головами и десятью рогами, и на головах его семь диадим. Хвост его увлек с неба третью часть звезд и поверг их на землю.

Ангелология — учение об ангелах. Предметом ангелологии как богословской дисциплины является происхождение и природа ангелов, их место и роль в составе небесного воинства, ангельская (небесная) иерархия и т. п.

Три близкие, по основе, религии – иудаизм, христианство и ислам признают существование ангелов, но все три названные религии имеют собственное мнение на предмет ангелологии.

Данную тему довольно сложно рассматривать в рамках иудаизма. Дело в том, что представление иудаизма об ангелах постоянно менялось на протяжении многих веков. Начиная с 600-700 годов н.э. очень сильное влияние начала оказывать каббала, которая, вполне вероятно, взяла многое от Ессеев. Кумранские рукописи содержат стройную систему, согласно которой «князь света» и прочие небесные князья должны были в «последний день» сражаться на стороне «сыновей света».

Ангелы , по традиционным представлениям, существа, обладающие сверхчеловеческими знаниями и силой, но сотворенные Богом и подчиненные Ему. Они состоят из огня и окружены сиянием, они могущественны и грозны, они безупречны в своих суждениях, святы, но не безгрешны, так как иногда ссорятся между собой, и Бог восстанавливает между ними мир.

Чаще всего ангела называют мал’ах, что на иврите означает “посланец”. Этим же словом называются иногда и люди в функции посланцев. Поэтому для уточнения того, что речь идет именно об ангелах, часто присоединяет к данному слову в качестве уточняющего определения тетраграмматон или какое-либо другое обозначение Бога. Иногда ангелы называются бней элохим (сыны Бога), кдошим (священные существа) или просто анашим (мужи). Выражением «воинство небесное » называются группы ангелов, сопровождающие Бога и прислуживающие Ему.

Есть такое описание происхождения ангелов в Мидраше. Рабби Йеошуа бен-Хананьей и император Адриан: «Вы говорите, что один и тот же ангел не славит Бога более одного раза, но что Бог ежедневно слышит новых ангелов, восхваляющих Его и затем уходящих. Куда же они уходят?». «В огненную реку, из которой они произошли». «Что это за река?». «Она подобна Йардену (Иордану), который не перестаёт течь ни днём, ни ночью». «А откуда течёт эта огненная река?». «Она исходит от тех живых созданий, которые влекут за собой колесницу Господню».

Ангелов бесконечное количество, но лишь трое названы в Танахе - Михаэль , Гавриэль и Рафаэль . Все остальные ангелы упомянуты в других местах. Как пример можно привести Книгу Еноха. Согласно этой книге, существуют семь высших ангелов или архангелов: Уриэль (Уриил) — властелин светил и загробного мира; Рафаэль (Рафаил) — властелин над душами людей; Ре‘уэль — подвергающий наказаниям мир светил; Михаэль (Михаил) — архангел евреев; Самаэль — владыка сил, соблазняющих людей; Гавриэль (Гавриил) — смотритель рая; Иерахмиэль, который будет надзирать за воскресением из мертвых. Ангелы властвуют над всеми стихиями и силами природы, и имена многих ангелов образованы от имен тех сил природы или стихий, которые им подвластны, например Барадиэль — ангел града (барад — `град`), Галгалиэль — ангел солнечного круга (галгал — `кольцо`, `колесо`), Кохавиэль — ангел звезд (кохав — `звезда`), Метариэль — ангел дождя (матар — `дождь`).

Аггада рассматривает Гавриэля, Михаэля, Рафаэля и Уриэля как архангелов и называет их ангелами служения (мал’ахей ха-шарет). Считается, что четыре ангела стоят перед престолом Господа и охраняют четыре стороны света: Михаэль, Гавриэль, Ориэль и Рафаэль. Мидраш, в дополнение к этому, придает большое значение в иерархии ангелов Метатрону (восьмому главному ангелу).

В Танахе различают херувимов (крувим), серафимов (срафим), «животных» (хайот), «колёса» (офаним) и эрэлим. Всевышний описывается сидящим на херувимах и как «Господь воинств, Который пребывает между херувимами». Херувимы охраняют путь к древу жизни. Серафимы - шестикрылые создания. Хайот и офаним - вид небесных существ, влекущих престол Господа.

Маймонид (Рамбам) в своей книге Йад Хазака, перечисляет все ранги ангелов. Он называет: хайот, офаним, эрэлим, хашмалим, серафимы, малахим, элоим; бнэй-элоим, херувимы, ишим. Хашмалим - это такие хайот, которые иногда молчат – хаш, а иногда говорят – малель: они молчат, когда слова истекают из уст Творца, и говорят, когда Он прекращает говорить.

Книга Зоар приводит другой список: эрэлим во главе с архангелом Михаэлем; ишим во главе с Цфаньей; бнэй-элоим во главе с Хофниэлем; малахим во главе с Уриэлем; хашмалим во главе с Хашмалем; таршишим во главе с Таршишем; шинанним во главе с Цадкианом; херувимы во главе с Керувом; офаним во главе с Рафаэлем и серафимы во главе с Иаэлем.

В Мидраше ангелы делятся на множество добрых и злых, высших и низших. Из злых ангелов (ангелов разрушения — мал’ахей хаббала) особую роль играет ангел смерти (мал’ах ха-мавет). В Талмуде ангел смерти идентичен Сатане (Самаэлю) и иецер ха-ра (злому помыслу). В еврейской ангелологии встречается также мотив падших ангелов. Истоки его восходят к повествованию о сынах Божьих (бней элохим), которые, прельстившись красотой дочерей человеческих, спустились на землю. Там они познали дев земных, и от этой связи родилось поколение исполинов (нефелимов). Данная история описывается в Книге Еноха . Потомки падших ангелов, стали беспощадно истреблять людей. Архангелы, вняв жалобам людей, обратились к Богу, и им было велено наказать падших ангелов.

Предшественники падших ангелов – мрачные рати злых ангелов, склоняющих людей к преступлениям и порокам. Азазель был предводителем восстания и главным виновником развращения женщин. Место его пребывания, по преданию, находилось далеко от Иерусалима, на скалах Бейт-Хадуда, откуда сбрасывается козёл отпущения. Аза (Шамхазай) и Азаэль (Азазель) тайно сообщали небесные секреты царю Соломону. Многие ангелы были обвинены в том, что сообщили людям различные небесные тайны, подслушанные за занавесью, и за это смещены с занимаемых ими мест.

Каббала различает несколько категорий ангелов: ангелы служения и разрушения, ангелы милосердия и наказания и даже ангелы мужского и женского пола. С каждым человеческом, живут добрый и злой ангел, и каждый шаг человека сопровождается добрыми и злыми духами. Огромная армия ангелов разрушения (мал’ахей хаббала), в противоположность доброму окружению Бога, составляет семью Нечистого, дьявола .

В Танахе упоминаются также ангелы со специальными миссиями, например, «ангел, избавляющий от зла», «ангел-предстатель (ходатай за человека)», «ангел-губитель», «ангел завета», «ангел лица Его» и «нашествие ангелов злых». Также бывают ангелы-воители, ангелы мщения и ангелы-хранители.

Каждый человек имеет особого ангела-хранителя. Эти ангелы-хранители тождественны двум ангелам, всегда сопровождающим человека, о которых говорится в Талмуде. Каждый ангел носит на груди дощечку с написанным на ней именем Всевышнего.

В Вавилонском Талмуде сказано, что на небе существует Иерусалим, заключающий в себе Храм, в котором архангел Михаэль, подобно первосвященнику, совершает жертвоприношения. На небесах есть ангелы – представители народов земли. Число народов земли принимается равным семидесяти, согласно исчислению в Бэрейшит. Хранителем еврейского народа является архангел Михаэль, занимающий высшее, по сравнению с прочими ангелами, место на иерархической лестнице. Судьба отдельных народов тесно сплетена с судьбою их ангелов. Наказав какой-нибудь народ, Бог наказывает вместе с ним и ангела-хранителя этого народа. Личных имён не имеет ни один из ангелов – представителей народов, за исключением Михаэля и Самаэля, ангела-покровителя Эдома. Упоминаются ещё особо ангелы-покровители Египта, Вавилона, Мидии, Явана (Греции, а также Сирии).

Некоторые каббалисты считают, что ангел-хранитель есть даже у каждого растения. «Нет ни одной травинки внизу, над которой не было бы управителя наверху, он охраняет её, ударяет её и говорит ей: “Расти!”». Мало того, и у каждого неодушевленного предмета есть свой ангел-управитель. Так, к примеру, каждого камня также есть свой управитель. Когда два камня соединяются, один из двух управителей «упраздняется», т.к. его работа закончена, а когда камень распадается на две части, над второй частью назначается ещё один управитель. Поэтому когда упоминаются «разговоры» неодушевлённых предметов: речь идёт не о самих этих предметах, а об их ангелах.

Существуют разные мнения о том, следует ли считать ангелов высшими существами по сравнению с простыми смертными. По одним высказываниям, праведники выше ангелов, а по другим — и те, и другие занимают одинаковое положение в иерархии бытия. Некоторые законоучители высказывали мнение, что каждый человек способен стать равным ангелу; другие — приписывали эту способность только исповедующим иудаизм. Однако и последние могут достигнуть этого равенства лишь после смерти. В аггадической эсхатологии преобладает мнение, согласно которому в «конце дней» праведники будут возведены на более высокую ступень, чем ангелы. Познания Адама превышали познания ангелов, и не только Адам, но и все праведники стоят выше ангелов-служителей. Когда Адам пребывал в раю, ангелы готовили ему пищу. Когда Израиль читает Шма, ангелы молчат, пока он не закончит, а затем уже поют свои хвалебные гимны. Ангельские сонмы славят Бога ночью, днём же, когда раздаётся хвала Израиля, они молчат. Предпочтение отдано Израилю и в восхвалении Бога: Израиль восхваляет его ежедневно, ангелы – лишь однажды. Праведники находятся на седьмом небе рядом с Богом, ангелы же следуют за ними.

В иудаизме есть запрет молиться кому-либо кроме Бога. Поэтому нельзя возносить молитв к ангелам. Но тем не менее, каббалисты уверены, что ни один ангел не в силах противиться заклинанию, лишь бы ему предшествовали специальные приготовления и время и место были избраны правильно. Каббалисты составляют списки личных имен ангелов и этих имен насчитывается уже очень большое количество.

Попытки видения и классификации небесного воинства предпринимались много раз. Мистики Меркавы описывают путешествие через семь небес населенных ангелами.

Рабби Меир во втором веке писал: «Там находится семь небес – одно над другим: 1) Вилон («занавес») – небо, похожее на занавес из ткани, который поднимается и опускается над солнцем, то давая ему возможность светить, то лишая его этой возможности; 2) Ракиа – место, к которому прикреплены солнце, месяц и звёзды; 3) Шхаким – местонахождение камней жерновов, размалывающих манну для праведников; 4) Звуль – «горний» Иерусалим с Храмом, на жертвеннике которого архангел Михаэль приносит жертвы Всевышнему; 5) Маон, в котором пребывают различные классы прислуживающих ангелов, распевающих гимны ночью и молчащих днём из уважения к народу Израиля, который может служить своему Творцу только днём; 6) Маком – там находятся источники снега и града, обители росы, дождя и тумана, за которыми находятся двери огня; 7) Аравот – где обретаются справедливость и честность, сокровища жизни и благословения, души праведников и врата воскресения; там же находятся все офанимы, серафимы и хайот, святые, ангелы служения и престол Славы. Над всеми этими небесами с их населением царит Сам великий Царь».

В мидраше Псикта Раббати рассказывается следующее: «Когда Моше поднялся в облаке на небо, ангел-привратник Кемуэль, стоявший у первых небесных ворот во главе 12000 ангелов разрушения, хотел помешать ему, но не был в состоянии этого сделать; когда он приблизился ко вторым воротам, Годраниэль, превосходивший первого длиною на 600000 фарсангов, стал метать в него огненные стрелы, но Господь заступился за него. Наконец, Моше достиг пределов области ангела Сандальфона, превосходившего своим ростом даже Годраниэля и упиравшегося головой в небо, где находятся хайот, когда становился на землю. Стоя позади небесной колесницы, он сплетает венцы для Высшего Владыки, в то время как небесные воинства поют «Да будет благословенна слава Творца от места Его». Перед страшной силой его пламени дрожит даже сам Годраниэль; но Моше с помощью Бога счастливо минует и его. Затем Моше достигает огненной реки, которая обладает способностью истреблять даже ангелов, но Господь проводит его благополучно через неё. Последним является ангел Галицур, называемый также Разиэль или Акразиэль, который простирает свои крылья над хайот, дабы ангелы-прислужники не были уничтожены их огненным дыханием. Наконец, полчища могучих ангелов, стоящих вокруг престола Всевышнего, угрожают погубить Моше огнём, вылетающим из их уст. Но Моше благополучно достигает престола Славы, Господь простирает над ним Своё облако, и ему вручается закон вопреки протестам ангелов».

Конечно, получилось все очень сбивчиво сумбурно и несколько невнятно. Более правильно было бы рассматривать понятие ангелов раздельно для разных эпох. А уж каббалистические выкладки это уже совсем отдельная история.

В день Страшного Суда, конечно, никто иной как архистратиг Михаил будет предводить грядущее со Христом небесное воинство. Поэтому и на иконах этот архангел изображается всегда в воинственном виде с копьем или мечем в руках. Иногда верх копья увенчивается белой хоругвью, на которой начертан крест. Белая хоругвь означает неизменную чистоту и непоколебимую верность архангела Царю Небесному, а крест указывает, что брань с царством тьмы и победа над ним достигается только при помощи Креста Христова.

Второе место во всей небесной иерархии занимает архангел Гавриил . Имя это обозначает силу Божию . Поскольку у небесных жителей наименование всегда знаменует сущность его служения, то этот архангел является особенно провозвестником и служителем всемогущества Божия. Это он благовестил Захарии о том, как силой Божией от него, бесплодного старца, родится величайший из рожденных женами Иоанн Предтеча и Креститель Господень. Он же возвестил богоотцам Иоакиму и Анне о рождении чудной и преблагословенной Девы. Ее он посещал и наставлял в храме иерусалимском, подкрепляя Ее телесные силы небесной пищей. Он же принес Ей райскую ветвь в день Благовещения с чудной вестью, что именно Она избрана Богом принять в Свои недра Бога Слова. Архангел Гавриил является неоднократно и праведному Иосифу, давая ему необходимые советы. По мнению некоторых Отцов, именно он был тем ангелом, который укреплял Господа ночью в Гефсимании во время моления о чаше. И, как сказано выше, они с архангелом Михаилом вместе участвовали в благовестии о воскресении и вознесении Христа Спасителя. Наконец, тот же архангел Гавриил явился Богородице возвестить Ей день Ее земного успения.

В песнопениях церковных архангел Гавриил именуется «служителем чудес», как благовестник великих чудес Божиих. Поэтому иконографически он изображается иногда с райской ветвью в правой руке, а иногда он в ней держит зажженный фонарь, тогда как в левой держит зеркало из ясписа. Фонарь означает, что судьбы Божии бывают сокрыты до времени, а зеркало – что они через Гавриила отражаются, как в зеркале.

Из Слова Божия нам известны имена и дела еще пяти архангелов.

Третий из них именуется Рафаил , что значит врачевание Божие . Он является целителем недугов и помощником в скорбях. Об архангеле Рафаиле повествуется в книге Товита. Там рассказывается как этот архангел, под видом человека, сопровождал праведного Товию, освободил от злого духа его невесту, возвратил зрение его престарелому отцу и, преподав Товии полезные наставления, исчез. Поэтому этот архангел изображается с врачебным сосудом в руке, как потом стали писать Пантелеимона Целителя. Его подобает призывать всем страждущим душевно и телесно, подкрепляя молитву делами милосердия и любви.

Имя четвертого архангела – Уриил , что значит свет или огонь Божий . Его изображают с мечем, поднятым кверху и держимым в правой руке у груди, и с пламенем в левой руке, обращенным вниз. Как ангел света, Уриил по преимуществу просвещает умы людей откровением истин вообще, а бого-откровенных в особенности. Как ангел огня Божественного, он воспламеняет сердца призывающих его любовью к Богу и истребляет из них все нечистое, земное и греховное. Поэтому он считается покровителем ревнующих о распространении истинной веры Христовой, т.е. миссионеров, а также людей, посвятивших себя чистой науке. Он есть истинный источник многих великих научных открытий. Тех открытий, о которых сами их сделавшие рассказывают, что они приходили к ним часто внезапно, как бы по наитию свыше. Писателям и поэтам хорошо молиться архангелу Уриилу о ниспослании вдохновения, если они хотят быть писателями и поэтами Божией милостью. Но не следует просить у архангела откровения тайн природы, превышающих наш разум и наши человеческие потребности, а равно предвозвещение будущих событий.

Послушаем как отвечал Уриил Ездре, мужу благочестивому, но не в меру любознательному. Ездра пожелал узнать от ангела тайну судеб Божиих о мире, и почему зло на свете видимо торжествует? Архангел согласился ответить, но потребовал, чтобы Ездра сначала исполнил одно из его трех желаний: или взвесил пламя огня, или указал начало ветра, или возвратил прошедший день. Когда Ездра указал, что он не в состоянии это сделать, богомудрый архангел ответил ему так:

«Если бы я спросил тебя, сколько обиталищ в сердце морском, или сколько источников в самом основании бездны, или какие пределы у рая, – ты, может быть, сказал бы мне: в бездну я не сходил и в ад также, и на небо никогда не восходил. Теперь же я спросил тебя только об огне, ветре и дне, который ты пережил, т.е. о том, без чего ты не можешь быть – и на это ты не отвечал мне». И сказал ангел Ездре: «ты и того, что твое и с тобой от юности не можешь познать; как же ум твой мог бы вместить в себе путь Всевышнего, и в этом уже растленном веке понять растление, которое очевидно в глаза моих?» (3 Ездры 4, 7-11).

Это мудрое наставление архангела не мешало бы помнить ученым века сего и не забывать, что людям знания приличествует быть в первую очередь служителями света истины.

Пятый архангел именуется Салафиил , что значит молитвенник Божий . О нем упоминается в той же книге Ездры. Изображается он в молитвенном положении, с руками приложенными к груди, и с очами потупленными долу. У кого плохо движется молитва, тому хорошо просить архангела Салафиила о научении молитвенному деланию. И многие ли из нас могут похвалиться, что они могут внимательно, неразвлеченно и, если не горячо, то хоть тепло молиться? И как мало людей знают, что есть небесный учитель молитвы, и не призывают на помощь архангела Салафиила.

Имя шестого архангела – Иегудиил , что значит слава или хвала Божия . У него в правой руке златой венец, а в левой – бич из трех веревок. Его обязанность, с сонмом подчиненных ему ангелов, хранить, наставлять и защищать именем Святой Троицы и силой Креста Христова людей, труждающихся во славу Божию в различных ответственных отраслях человеческого служения, награждать добрых делателей и наказывать злых. К этому великому небожителю следует устремлять молитвенные взоры царям, военачальникам и градоначальникам, судьям, домовладыкам, и т.д.

Наконец, последним из священной седмерицы высших ангелов, последним по порядку, а не по достоинству, является Варахиил , ангел благословений Божиих , как то означает его имя и выражает тот вид, в каком он представляется на святых иконах. Его изображают с множеством розовых цветов в недрах его одежды. Поскольку благословения Божии различны, то и служение этого архангела весьма многообразно. Он является верховным руководителем ангелов хранителей, т.к. через него посылаются благословения семейного благоустройства, благорастворение воздухов и изобилие плодов земных, успех в куплях и вообще во всех делах житейских, т.е. все то, в чем помогают людям и их ангелы хранители.

В той же книге Ездры упоминается еще имя архангела Иеремиила , что значит высота Божия , но Церковь считает, что это второе название архангела Уриила.

Жизнь ангелов

О том, как живет ныне горний мир ангельский и как будет жить по окончании времени, человечеству открыто мало. Однако, уже из всего ранее сказанного видно, что жизнь бесплотных духов весьма разнообразна и деятельность их велика. Если Господу Вседержителю благоугодно было сотворить целую иерархию ангелов, возложив на каждый чин особый род деятельности, то уже это одно показывает, сколь много трудов и забот у этих «служебных духов». Одним ангелам-хранителям немало хлопот с их подопечными, часто легкомысленными и грешными человеками. Мы имеем много свидетельств из святоотеческой письменности о том, как ангелы-хранители подчас горько плачут, глядя на греховное поведение тех, кого они посланы охранять.

Однако, горний небесный мир все же есть мир света и радования, а потому в жизни ангелов несомненно больше радости, чем печали. И высшая их радость состоит в лицезрении и прославлении лучезарного Триединого Божества, в постоянной богопричастности.

Если на земле Божественная литургия является бесценным даром и благодеянием Божиим грешному человечеству, даром, через который оно освящается и становится причастником Божества, то позволительно благочестиво думать, что Господь и бесплотных сил не лишил этого великого дара. Верится, что и в горних небесах ангельским ликом совершается духовная Божественная литургия, в которой предвечно закалается Агнец Божий, Имже вся быша, из любви к Своему творению.

На этой премирной небесной Евхаристии ангелами преимущественно возносятся славословия и благодарения Творцу. Но бесчисленные хоралы небесных сил также льют и прошения. О ком? Не о себе, понятно, ибо они пребывают в полноте доступного им благоволения, а о любимом ими человеческом роде, прелюбодейном и грешном, в суете земного мира погрязшем и так нуждающемся в небесной помощи.

Залогом этого служит постоянное участие ангелов в наших земных богослужениях, особенно на литургии.

«Ныне силы небесные с нами невидимо служат», прозрительно свидетельствует Церковь на таинственной литургии Преждеосвященных Даров. А на повседневной литургии св. Иоанна Златоуста совершитель ее, как бы видя ангелов умственно, восклицает, что они поют, вопиют, взывают и глаголют: «Свят, свят, свят, Господь Саваоф...»

Церковь же дерзновенно свидетельствует, что: «Воскресение Твое, Христе Спасе, ангели поют на небесех...». Этих свидетельств бесконечно много, и они известны всем верующим христианам.

Остается сказать о деятельности небесных сил на земле. Ею заняты, по преимуществу, ангелы-хранители.

Ангелы-хранители

Сам Христос уверил нас в их бытии, сказав: "Смотрите, не презирайте ни одного из малых сих (детей); ибо говорю вам, что ангелы их на небесах всегда видят лицо Отца Моего Небесного" (Мф. 18, 10).

В Церкви существует два мнения: одни святые отцы считают, что ангел-хранитель дается человеку уже при его зачатии, другие полагают, что только новокрещенные получают ангела-хранителя. Примиряются эти мнения так: ангел-хранитель Богом назначается человеку при его зачатии, но начинает опекать его только после крещения. Это подтверждается разными текстами из Священного Писания и богослужебных книг.

Говоря об ангелах-хранителях, прежде всего укажем на то, что согласно св. Писания, они даются не только отдельным людям, но и целым народам или церквам. Мы уже говорили, что архангел Михаил был сначала ангелом-хранителем еврейского народа, а после потери последним своего избранничества, по верованию Церкви, стал ее ангелом-хранителем.

У того же пророка Даниила, который первый наименовал Михаила «князем великим» народа еврейского, говорится и о небесных князьях народа персидского и греческого. Если эти языческие народы могли иметь своих «князей» в лице ангелов-хранителей, то с полным основанием можно полагать, что и другие, особенно христианские народы не лишены этой милости.

В Откровении Иоанна Богослова многократно говорится об ангелах семи Церквей (Откр. 1, 20) и имеются обращения к каждому из этих ангелов: "Ангелу Ефесской Церкви напиши... И ангелу Смирнской Церкви напиши...." и т.д.

Из какого чина небесной иерархии избираются ангелы-хранители? Наиболее естественно предположить, что из самого нисшего простых ангелов. Однако, не все ли бесплотные силы именуются служебными духами? Мы уже знаем, что даже началовожди ангельского лика, Михаил и Гавриил, были посылаемы в мир для служения, а Михаил ныне охраняет св. Церковь. Не будет посему грехом благоговейно предположить, что попечительство об отдельных православных Церквах и народах вверено Господом ангелам, стоящим на более высоких степенях небесной иерархии.

Но побеседуем об ангелах-хранителях нас, обыкновенных христиан. Церковь ежедневно молится: «Ангела мирна, верна наставника, хранителя душ и телес наших у Господа просим...» Как это следует понимать, раз каждый из нас уже имеет своего ангела-хранителя, по крайней мере со дня своего крещения? Беда наша в том, что своими грехами и злыми делами мы часто далеко отгоняем от себя своего ангела-хранителя. Вот и приходится умолять Господа о его возвращении.

Нам надо твердо помнить, что ангел-хранитель – наш самый близкий, самый верный друг. Поэтому важно как можно чаще с ним мысленно беседовать и советоваться. Кто это делает, по опыту знает, как часто после теплого молитвенного обращения к своему ангелу вдруг приходит в голову светлая и хорошая мысль, удачно разрешается возникшее недоумение. Это и есть ответ ангела-хранителя. Хорошо усердно молиться своему ангелу во время скорби, душевного расстройства и даже деловых неприятностей. Ведь ангел-то наш «мирный», и он поможет возвратить мир в нашу смятенную душу. Если мы приучимся постоянно чувствовать около себя присутствие нашего небесного друга, то нам и грешить станет нелегко.

Да, надо, обязательно надо нам полюбить своего ангела-хранителя. Ведь он не только охраняет и бережет нас в этой земной жизни. Он принимает душу нашу сразу после смерти, охраняет ее от демонов, проводит через страшные мытарства и возносит на первое и второе поклонение Богу. Ангел-хранитель будет предстательствовать за нас и на Страшном Суде. Так свидетельствует Церковь в каноне ангелу-хранителю:

«Когда смиренная моя душа от тела распрягается, тогда да покроют ее, наставниче мой, твои светлые и пресвятые крылья».

«Когда будут поставлены престолы, и книги разгнутся, и Ветхий денми сядет и человеки будут судиться... тогда покажи на мне твое человеколюбие, и избавить меня от геенны Христа умоляй...»

Приведем теперь хоть несколько из многочисленных примеров из жизни о действенной помощи ангелов-хранителей человечеству. Каждый из нас может умножить эти примеры из собственной жизни или из жизни близких людей:

Ангел чудесным образом вывел из темницы апостола Петра.

Святой Поликарп, епископ смирнский и ученик апостола Иоанна Богослова, был чудесно избавлен ангелом-хранителем от смерти. Однажды опоздавши на пути, св. Поликарп вошел на ночлег в одну гостиницу со своим диаконом. В полночь ангел-хранитель толкнул его в бок и сказал: «Поликарпе, восстань и выйди скоро из этой гостиницы, ибо она разрушится». Явление и предостережение совершилось трижды. И как только св. Поликарп вышел из гостиницы, она тотчас разрушилась.

Когда преподобный Кирилл строил Белоозерскую обитель, все соседние жители удивлялись успеху постройки и считали Кирилла великим богачем. При такой молве один корыстолюбивый помещик собрал всех своих слуг и отправился в ночь ограбить Кирилла и монастырь. Подойдя к ограде, злоумышленники видят, что около монастыря ходит несметное множество воинов с обнаженными саблями. Разбойники до самого утра ждали, чтобы эти воины уснули, но не дождались, и так и отправились домой. На вторую ночь злоумышленники заметили еще больше воинов и опять без успеха возвратились. Когда наступило утро, помещик послал слугу в монастырь узнать, какой полк стоит в монастыре и долго-ли пробудет там? Посланный возвратясь, донес помещику, что больше недели ни одного и богомольца не было в монастыре, не только что войска. Тогда помещик понял, что монастырь охраняют ангелы Божии, и раскаялся в своем намерении.

В Киевопечерской Лавре было два инока – священник Тит и диакон Евагрий. Несколько лет они жили между собою так дружелюбно, что прочие братия дивились их единодушию. Но завистливый враг рода человеческого умудрился посеять между ними вражду, и так омрачил их гневом и ненавистью, что они не могли без досады даже взглянуть друг на друга. Советы братии помириться были тщетны. Однажды священник Тит разболелся. Он начал горько плакать о своем согрешении и послал к недругу своему просить прощения; но Евагрий не хотел слышать о том и начал жестоко проклинать его. Братия насильно привлекли его к умирающему. Тит с помощью других встал с одра и пал перед ним на колени, слезно умоляя простить его, но Евагрий был так бесчеловечен, что воскликнул: «Ни в сей, ни в будущей жизни не хочу примириться с ним». Сказав эти слова, Евагрий вырвался из рук братии и пал на землю мертвым. В то же время священник Тит встал с одра постели совершенно здоровым и сказал: во время моей болезни я видел ангелов, от меня отступивших и плачущих, и нечистых духов радующихся о моей погибели. Когда Евагрий и здесь начал меня проклинать, я увидел, что один грозный ангел поразил его пламенным копьем, и несчастный пал мертвым; этот же ангел подал мне руку и восставил меня от одра болезни».

Из жития преп. Серафима Саровского известно, что он, будучи отроком 6-7 лет, упал с верха строющейся колокольни Казанского собора в Курске, т.е. с высоты, примерно, пятого или шестого этажа современного дома, и остался совершенно невредим. Сам преподобный свидетельствовал, что его сохранил ангел-хранитель.

Все вышесказанное об ангелах приоткрывает нам тайну полной сопричастности двух миров, ангельского и человеческого, и их двуединства. Как второе творение, имеющее не только душу, но и тело, сотворенное по образу и подобию Божию, вознесенное Богочеловеком Христом к престолу Бога Отца, и выделившее из своих недр Честнейшую херувим и Славнейшую без сравнения серафим, человечество в данное время является вершиной творения. Про него нельзя сказать, что оно существует для ангельского мира, в то время как ангельский мир – служебные духи – сотворены частично также и для служения человечеству. В этом светлая радость для верующих христиан, но и великая их ответственность перед Богом. И как чудесно и утешительно сознавать, что в ангелах мы имеем верных друзей, наставников, помощников и хранителей душ и телес наших.

Святии архангели и ангели, молите Бога о нас, грешных! Аминь.