Радоница. День особого поминовения усопших в православной церкви. Как церковная традиция относится к идее реинкарнации

Учение Православной Церкви о душе говорит о том, что смерть не является завершением земной жизни, а только переходом в иной мир. У Бога все живы — именно поэтому Церковь постоянно молится не только за живых своих членов, но и за всех почивших. Чтобы показать, насколько важна роль поминальных молитвословий, перечислим основные моменты их присутствия в богослужении:

1) молитвы об упокоении совершаются в Церкви ежедневно (на литургии, во время панихид);

2) по церковному уставу каждый из семи дней недели посвящен определенному событию и имеет свои особенности богослужения. Суббота посвящается памяти святых и всех почивших христиан;

3) частное поминовение умерших совершается в 3-й, 9-й и 40-й дни после смерти, а также на годовщину. Ежегодно панихиды по родным заказывают на именины или в день рождения покойного;

4) дни общего церковного поминовения именуются родительскими субботами. Две из шести родительских суббот (Мясопустная и Троицкая) носят название вселенских, так как полностью посвящены молитвословию о почивших во все времена и имеют исключительный богослужебный порядок.

В течение года количество заупокойных молитв разнится от наименьшего в предпраздничные и праздничные дни до наибольшего во вселенские родительские субботы, которые почти полностью состоят из заупокойных молитвословий.

Что такое родительские субботы?

Дни особого поминовения в Православной Церкви именуются родительскими субботами. Такое название объясняется тем, что в эти дни христиане молятся об упокоении своих родителей (это слово следует понимать шире — дедов, прадедов и всех предков своего рода (прародителей)), а также всех усопших православных христиан. Люди в эти дни посещают кладбища, ухаживают за могилами, заказывают панихиды в храмах или совершают богослужения над могилами самостоятельно — мирским чином (чтение литии).

Вселенские родительские субботы

Субботы перед Масленицей и Духовым днем (Пятидесятницей) — это дни, когда все православные христиане призываются к усиленной молитве об усопших членах Церкви — знакомых и незнакомых, далеких и близких.

Мясопустная суббота предшествует Неделе (воскресенью), в которую Церковь вспоминает о Страшном Суде и сугубо молится обо всех почивших. Это поминовение вообще всех умерших православных людей говорит о единстве Церкви, тело которой составляют души не только живых, но и мертвых, объединенные во Христе.

Троицкая суббота связывается с сошествием Святого Духа в пятидесятый день после Воскресения Христова. Это событие является одним из ключевых для понимания учения о спасении. Святой Дух, сошедший на апостолов, является для всего человечества свидетельством присутствия Божия рядом с людьми, обещанием спасения. Считается, что в день Пятидесятницы была образована апостольская Церковь.

Чин богослужения двух вселенских суббот составлен особенным, исключительным образом: некоторые произносимые в этот день молитвы не присутствуют ни в каких других службах. Если в этот день выпадает память святых, то она переносится на следующий день. Если же выпадает престольный или двунадесятый праздник, заупокойная служба совершается в отдельной части церкви — усыпальнице либо переходит на предыдущую субботу или четверг.

Нужно отметить, что в первую очередь во время вселенских суббот поминаются все усопшие от века православные христиане, а уже во вторую очередь — непосредственно наши сродники. Однако, чтобы дать людям помолиться более лично и усердно именно о своих родных, кроме поминовения на утрени и вечерне совершается еще и великая панихида. В чем отличие между этими поминовениями? Если утреня и вечерня совершаются по исключительному, специально составленному для двух этих дней порядку и носит всеобъемлющий характер, то во время панихиды произносятся молитвы более общие по содержанию и употребляющиеся также при других обстоятельствах (например, канон из обычных заупокойных субботних служб). Еще одним важным отличием является то, что на утрене поминание совершается без указания конкретных имен, но за всех «праотец, отец и братий...», а на панихиде оно происходит по церковным синодикам и личным помянникам.

Субботы Великого поста

Нарочитое (особенное) поминовение усопших совершается также в субботы 2-й, 3-й и 4-й недель Великого поста. Эти субботы являются своего рода восполнением того, что во время Четыредесятницы практически не совершается литургическое поминовение. Перечисленные субботы также называются родительскими, но их чинопоследование не носит такого особенного характера, как в случае с Троицкой и Мясопустной субботами, поэтому родительские субботы Великого поста не называют вселенскими.

Еще одно отличие состоит в том, что во вселенских субботах на первый план выходит поминовение всех умерших во все века существования человечества, а в великопостные субботы главная роль отдается все-таки молитвам об усопших родственниках (совершается во время утрени и вечерни). Отдельная вселенская панихида в этот день не служится. Родительские субботы Великого поста отличает от вселенских и то, что в эти дни не отменяется прославление святых, а если суббота совпадает с Благовещением, престольным праздником либо полиелеем, то заупокойная служба не переносится на другой день, а просто опускается.

Частные родительские дни

Некоторые дни поминовения встречаются лишь в практике Русской Православной Церкви. К ним относятся Димитриевская суббота, Радоница, 9 мая (память погибших в Великой Отечественной войне) и 11 сентября (день памяти православных воинов, установленный указом императрицы Екатерины II, совершается нерегулярно).

Димитриевская суббота

Как гласит предание, этот день был утвержден благоверным князем Димитрием Донским в субботу перед днем памяти его святого покровителя — великомученика Димитрия Солунского (26 октября) — в год Куликовской битвы (1380). Тогда князь впервые повелел отслужить в обители преподобного Сергия Радонежского заупокойную службу в память воинов, павших на Куликовом поле.

Со временем связь этого дня с его историческим истоком ослабела, и сегодня Димитриевская суббота является поминальной родительской субботой, без частного соотнесения с событиями 700-летней давности.

Радоница

Радоница является, пожалуй, самым известным (даже в нецерковных кругах) днем поминовения усопших. В этот день всегда объявляется государственный выходной, чтобы все люди (как верующие, так и светские) имели возможность посетить родные могилы.

Дата Радоницы является переходящей — зависящей от даты Пасхи. Чаще всего она назначается на вторник (если не совпадает с важными праздниками) Фоминой седмицы (вторая неделя после Пасхи).

Установление такого особого дня поминовения связано с Великим постом. Дело в том, что на протяжении постных седмиц очень часто нарочитое поминовение умерших (которое всегда совершается в 3-й, 9-й и 40-й дни) не может быть совершено из-за особенностей великопостного богослужебного устава. Поэтому к концу поста накапливается множество неотслуженных панихид, которые переносятся на первый день, когда можно совершить полную литургию и панихиду. Таким днем и является Радоница.

Поскольку Радоница всегда совпадает с попразднством, в этот день нет никаких специальных заупокойных молитвословий ни на литургии, ни на утрени и вечерне. Поминальные молитвы присутствуют только на полунощнице, а также служится великая панихида после вечерни.

Суеверия, связанные со смертью и поминками

Удивительно, но факт: в мире победившей науки, где люди часто ставят под сомнение все мировые религии, всё еще невероятно сильны так называемые народные приметы, или суеверия.

Этимология слова «суеверие» говорит сама за себя: суетная вера, вера в нечто пустое, несуществующее.

Поскольку смерть для любого человека является темой, окруженной многими тайнами и вопросами, к ней, как к магниту, притягивается и такое же количество различных суеверий. Так, очень распространены многочисленные предрассудки, связанные с организацией поминок. Часто по усопшему устраивается настоящая тризна с большим количеством разнообразных яств и алкоголя. Однако церковные люди должны понимать, что поминки организуются главным образом для того, чтобы проявить милость к людям, которые присутствовали на отпевании и похоронах. Еда нужна живым, душа же покойного нуждается в молитвах.

Абсолютно бессмысленны и все приметы, связанные непосредственно с поминальной едой. Некоторые особенно суеверные люди считают, что еду с поминок нельзя уносить домой, потому что она «обладает отрицательной энергетикой». Это утверждение является ни на чем не основанным суеверием. Еда была приготовлена для того, чтобы накормить людей, и если она остается — ее можно и нужно раздать.

Масса суеверий связывается с подготовкой к похоронам. Часто приходится наблюдать, как в доме завешивают зеркала (чтобы случайно в них не увидеть покойника), переворачивают стулья, на которых стоял гроб (чтобы живые не сели на них) и многие подобные вещи. Как верующие христиане, мы должны всячески искоренять подобные языческие предрассудки в окружающем обществе, объяснять людям полную бессмысленность таких действий.

Абсурдной и одновременно неискоренимой является традиция приносить на кладбище еду или сладости, а также оставлять стопку водки «для покойника». Стоит ли говорить обо всей нелепости подобных обычаев? Душа, которая уже не имеет материальной оболочки, не нуждается ни в чем материальном, в том числе в пище. Чтобы почтить память наших родных, мы можем заботиться об их могилах, о поддержании их в чистоте и порядке. Можем приносить на кладбище цветы и венки. Но самое главное, что мы можем сделать, — это послужить над могилой литию, попросить Господа помянуть усопшего.

В христианстве нет места магии. Цель жизни христианина — очистить собственную душу. Цель его смерти — соединиться с Богом в Царстве Небесном. В отличие от бытовых суеверий и предрассудков, каждое религиозное действие имеет высокую цель. Об этом мы должны твердо помнить и отличать одно от другого.

Даты родительских суббот и дней поминовения усопших в 2019 году

Тема нашей передачи – поминовение усопших. Церковь ежегодно совершает Вселенское поминовение усопших – Радоницу. Почему так важно совершать поминовение своих предков?

– Во-первых, это возможность сохранять духовную преемственность между нами, живущими сегодня на земле, и предками, которые когда-то жили, созидали наше Отечество, нашу историю.

В такие дни мы особенно хорошо понимаем единение Церкви Небесной и Церкви земной, зная, что у Бога нет мертвых, все – живые. Когда мы совершаем Евхаристию, то поминаем как живых, так и усопших, и вынимаемые частички омываются единой Кровью Христовой. Чтобы иметь будущее, нужно помнить о прошлом.

То есть это нужно не столько нашим предкам, сколько нам самим?

– Нельзя сказать, кому это нужно больше. Поминая усопших сродников, мы молимся о прощении совершенных ими грехов, вольных и невольных. Вспоминая о допущенных ими негативных поступках, мы задумываемся и о своей жизни, чтобы не повторить тех поступков и грехов, которые были в их жизни. Поэтому это поминовение необходимо как им, так и нам.

Вопрос телезрителя: «В Радоницу мы работаем до четырех часов. Можно ли идти на кладбище вечером? Подскажите, пожалуйста, обязательно ли приносить на кладбище продукты, и какие?».

– К сожалению, мы живем в такое время, когда не все, кто хотел бы прийти на кладбище в день Радоницы, имеют такую возможность. Если это происходит в селах, то в этот день на кладбище съезжаются родственники и друзья, которые подолгу не видятся.

У нас это рабочий день, но накануне вечером во всех храмах служится служба, по окончании которой совершается панихида и осуществляется поминовение усопших. Поэтому те, кто не могут прийти с утра, могут прийти вечером. На посещение кладбища нет какого-то временного ограничения, все зависит от продолжительности светового дня, поскольку, к сожалению, наши кладбища не имеют должного освещения.

У разных народов, исповедующих Православие, сложились разные традиции. Надо ли носить на кладбище продукты? Покойнику ничего не нужно, душа его находится на Небе, а место упокоения его тела – это, прежде всего, место памяти для тех, кто его помнит. Как мы убираем свою квартиру, так мы стараемся наводить порядок и украшать место упокоения наших близких. Не рекомендуется приносить на кладбище освященные продукты – куличи, яички, поскольку усопшему они не нужны. Можно положить конфет, и кто-то из малоимущих помянет наших сродников. Но это не обязательно.

Вопрос телезрительницы из Башкортостана: «Мы – украинцы, и в понедельник после Светлой Седмицы на украинском кладбище у нас поминальный день. Мы собираемся там много лет, правильно ли это? Можно ли поминать в Церкви бабушек и дедушек, если я не знаю, были ли они крещеными?».

– Поминать некрещеных людей за обедней мы не можем, потому что они находятся вне Церкви, сами поставив себя в такое положение, но мы не можем знать об участи, которую изберет для них Господь. Чтобы понять, были они крещеными или нет, надо думать о том, когда и где они родились и жили. Большинство людей, родившихся до революции, были крещеными. Если есть серьезные сомнения, можно молиться за домашней молитвой, поминать на панихиде, но поминать на Литургии верных не стоит, поскольку на ней присутствуют и поминаются лишь крещеные люди. Господь Сам знает, кто крещен, кто нет.

Вопрос телезрительницы из Казани: «Недавно узнала, что на великий праздник Троицы нельзя посещать кладбище. Расскажите, пожалуйста, почему неправильно посещать в этот день кладбище?».

– В Церкви все продумано, и накануне праздника Троицы Церковь устраивает Троицкую родительскую субботу со специальным заупокойным богослужением.

Если в Радоницу бывает обычная служба, а после нее устраивается панихида, поскольку продолжаются праздничные Пасхальные богослужения, то в Троицкую родительскую субботу служится специальная заупокойная Литургия с парастасами, ектеньями, заупокойными песнопениями. В этот день после Литургии люди идут на кладбища, чтобы помянуть своих близких, а вечером уже идут на праздничное всенощное бдение, когда мы вспоминаем сошествие Святого Духа на апостолов. День Троицы – это как бы день рождения Церкви, поэтому его правильно провести именно в Церкви.

Вопрос телезрительницы: «Что в наше время считается самоубийством? Например, наркотики или новое заболевание – анорексия, когда девочка хотела достичь красоты, но умерла».

– Отвечу кратко, не вдаваясь в глубины этого вопроса. Самоубийством считается осознанный шаг человека по прекращению своей земной жизни. Например, больной человек сам, а не его родственники, принимает решение об эвтаназии. То, что сейчас на Западе получает законодательную базу, с точки зрения православного человека является самоубийством. Жизнь – дар, который дается от Бога, а не благодаря усилиям человека. Поэтому лишение этого дара тоже находится в руках Божиих, поэтому, как бы нам тяжело ни было переносить какие-то болезни и скорби, надо просить у Бога сил и преодолевать их.

Что касается наркомании. Здесь очень тонкая грань, поскольку, с одной стороны, начиная принимать наркотики, человек соглашается на медленное самоубийство, но, с другой стороны, с какого-то момента здесь надо говорить о зависимости и болезни человека.

Вопрос телезрительницы: «Скажите, пожалуйста, можно ли мирянину молиться по Служебнику, читая литию по усопшему? Можно ли молиться дома или только на кладбище?».

– Во-первых, мирянину не надо иметь Служебник, он предназначен для священника и диакона. Для мирянина есть молитвослов, в котором приводятся молитвословия и песнопения, которыми может пользоваться мирянин.

Если же у вас Служебник, то не стоит произносить возгласы и ектеньи, которые произносятся священником и диаконом, их надо заменить своими прошениями о помиловании. Заупокойные песнопения можно пропеть и помолиться.

Если молиться как положено, в утреннем правиле есть молитвы как о здравии сродников, так и о поминовении усопших, этого достаточно. Можно добавить заупокойные песнопения, которые может совершать и мирянин.

Вопрос телезрительницы из Подмосковья: «У меня благословение священника читать Псалтирь по усопшему, но я не знаю, как ее читать в Пасхальные дни?»

– На Светлой Седмице Псалтирь опускается и начинается лишь с воскресного всенощного бдения.

Как часто следует молиться о своих усопших предках и как совершать их памятные дни – день рождения, день смерти, день ангела?

– Если мы верующие православные христиане и не сокращаем утреннее правило, то поминаем усопших сродников каждый день во время наших утренних молитв. Надо стремиться к совершению полного утреннего правила, не оправдывая себя нехваткой времени. Это позволит нам иметь связь и с прошлым и с будущим.

С точки зрения православного христианина, основное поминовение в памятные даты – это посещение храма, когда мы просим общественной молитвы за нашего усопшего сродника, когда вынимается частичка за нашего усопшего сродника, погружается в Чашу, омывается Кровью Христовой. Затем мы посещаем могилку поминаемого в этот день сродника. Поминальная трапеза – это тоже хорошо, поскольку дает возможность собраться вместе всем сродникам, но главное, чтобы это не перерастало в пьянку, что, к сожалению, часто бывает.

Дни памяти – это и дни рождения, и дни смерти, и дни ангела наших сродников. В эти дни надо их вспомнить особенно, помолившись об их бессмертной душе.

Допускается ли посещение кладбища в день Пасхи?

– К сожалению, это порочная традиция советского времени. В Пасху Христову смерть отступает на второй план, здесь торжество жизни, и в этот день можно помолиться мысленно об усопших сродниках, ведь на проскомидии даже в Пасхальную ночь не упускается поминовение и вынимается просфора об упокоении усопших сродников, нет лишь заупокойных песнопений.

Это день торжества жизни над смертью, и чтобы ничто не уменьшало значимости Воскресения Христова, не ложилось некоей пеленой, мы все остальное отодвигаем на второй план. В этот день Господь дает нам видимый знак бессмертия нашей души, чтобы через Свое Воскресение Он и нас воскресил для жизни вечной.

Много примет, связанных с уходом человека из жизни, когда, например, занавешивают зеркала, оставляют кусочек хлеба и воду в «красном углу» и прочие. Где-то считается, что нельзя плакать, чтобы не залить покойника слезами, а где-то нанимали раньше плакальщиц. Как следует к этому относиться?

– Приметы – это суеверия, а суеверия – грех. К приметам никак не надо относиться. Ни в одном церковном Уставе ничего подобного нет. Все это вызвано суевериями и темнотой нашего народа.

Хлеб и вода не нужны душе умершего, а тело есть уже не может, поэтому это своего рода дань памяти – все это человеческое, и все не важно.

Плачем мы чаще всего не о покойнике, а о самих себе. Покойник через смерть рождается для жизни вечной – уходит из временного состояния, в котором находимся мы, и приходит к состоянию жизни вечной, к которому должен был рано или поздно прийти. Другое дело, какую жизнь вечную он себе уготовил. Поэтому мы и должны стремиться исправлять свою жизнь, чтобы, надеясь на милосердие Божие, получить жизнь вечную в общении с Богом. Верующий православный христианин смерть воспринимает не как смерть.

Традиция приходить на похороны в черных платках возникла в советское время, на дореволюционных фотографиях видно, что на похоронах все были в платках белых. В дни поминовения усопших священник не облачается в черные одежды, но в белые. Смерть не есть трагедия и не есть горе. Смерть – всего лишь переход от жизни временной к жизни вечной. Поскольку мы люди, мы плачем от потери близкого человека. Душе усопшего нужны не наши слезы, но молитва, исходящая из глубины нашего сердца, может быть, сердца плачущего и раздирающегося. Но слезы ничего не дадут, а наша тихая молитовка дает гораздо больше, к этому и надо стремиться.

Откуда произошло выражение «пусть земля ему будет пухом»? Или это из разряда суеверий?

– Возможно. Логического объяснения я найти не могу, а придумывать сейчас не буду.

Вопрос телезрительницы из Саратова: «Возможно ли в каких-то случаях хоронить покойника уже на второй день или обязательно на третий?». Второй вопрос: «Если крещеный человек, но в храм не ходил, не причащался, а после смерти родственники стараются похоронить его по-христиански, во время заочного отпевания или отпевания на дому священник дает землю. Какое это имеет значение?».

– Есть сложившаяся традиция в средней полосе России – предавать человека земле на третий день, но это традиции той или иной области. В жарких странах есть традиция хоронить в тот же день, и она связана с тем, что нет физических условий держать тело больше. Поэтому бывает, что хоронят и раньше, а если он умер далеко от места, где будет захоронен, например, за границей, то хоронят гораздо позже. Главное, когда начинается молитва о его душе.

Что касается земли. Сказано: «…ибо прах ты, и в прах отыдеши», из земли взят – и земле предается тело человеческое. Поскольку человек был крещен и хотя бы номинально был членом Церкви, не думаю, что у нас в России где-то отказывают в отпевании. Если, конечно, человек осознанно не отрекся и не ушел от Христа.

С чем связаны сроки 9 и 40 дней?

– До сорокового дня душа как бы пребывает здесь, на земле, а на сороковой восхищается Богом на Небо. До 9-го дня душе показываются мытарства, которые она проходит. Трехдневное погребение – поскольку Воскресение произошло на третий день. Думаю, что с этим связано.

В молитвослове есть выражение «наглая смерть». Что это означает?

– Есть понятие «напрасная смерть», означающее на церковнославянском языке смерть внезапную. Мы, православные христиане, молимся об избавлении от внезапной смерти, чтобы мы успели принести покаяние Богу в наших грехах, а внезапная смерть забирает нас с грузом грехов, в которых мы не успели принести раскаяние.

Есть поверье, что, если человек уходит в день Пасхи или на Светлой Седмице, он сразу попадает в рай. Есть ли для этого основания?

– Есть тайна Божия, немногим святым Господь открывал возможность зреть мир горний, особенно жизнь после смерти. Люди умирают по-разному, в том числе в дни Светлой Седмицы, поэтому не думаю, что все они наследуют рай.

Конечно, если человек был истинно православным, посещал храм, причащался, то отойти ко Господу в дни, когда, как мы говорим, врата Неба открыты, конечно, радостно, и для нас считается каким-то знаком Божиим.

Какой должна быть смерть настоящего христианина?

– Тихой, мирной, примирившись с ближними, покаявшись в своих грехах, без скорби и отчаяния, с любовью к Богу, хотя, наверное, тоска будет присутствовать. Мы просим мирной кончины, и мирно перейти ко Господу – огромное счастье для нас.

Вопрос телезрительницы из Москвы: «Как правильно поминать умерших родных и близких, которые были крещены, но не ходили при жизни в церковь? И как правильно поминать родных, которые были староверами?».

– Наверное, они не посещали храм Божий по своей наивности и суете, откладывая на потом. Надо молиться за них в храме, подавать записочки, подавать милостыню неимущим.

В старообрядчестве бывают разные течения, но, если человек был крещен во имя Отца и Сына и Святого Духа, наверное, надо поминать и молиться. Догматических различий между православными и русскими старообрядцами не существует, разделяет обрядовая сторона, но это не тот краеугольный камень, на котором зиждется Православие. В 1970 году на Соборе были сняты клятвы со старообрядцев.

Вопрос телезрителя: «Стоит ли православному христианину смотреть в интернете передачи, как современный человек, испытавший клиническую смерть, проходил мытарства, полезно ли это?».

– Сложно говорить о сюжете, который ты не видел. Из любого сюжета, из любой книги можно вынести как положительное, так и отрицательное, смотря что вы будете искать. Может быть, и стоит послушать, соотнести с церковной традицией и учением.

Интернет – неплохая вещь, расширяет информационные возможности, но, к сожалению, там много негатива, который всплывает помимо воли человека. Вторая беда, связанная с интернетом, – наша зависимость от него. Время и так сейчас течет для нас очень быстро, а в интернете оно течет в десять раз быстрее – нам кажется, что мы провели всего лишь 15 минут, а на самом деле несколько часов. В этом опасность и губительность – мы становимся зависимы от интернета. Если бы такую зависимость мы имели от молитвы, было бы замечательно.

Где бы вы ни были, что бы ни делали, всегда помните, како опасно ходите. Всегда надо просить у Бога мудрости, чтобы разобраться и в интернете, и в том, что нам преподносится.

Как церковная традиция относится к идее реинкарнации?

– Никак. В христианской православной традиции идеи реинкарнации не существует. Мы исповедуем воскресение из мертвых в обновленных телах, но это не переселение душ. Наши тела, которые ушли в прах, будут восстановлены, соединятся с душой, с Богом.

Вопрос телезрительницы: «Можно ли близких родственников хоронить в одну могилу, поставив один гроб на другой?».

– Это всегда практиковалось. В Псково-Печерском монастыре братию хоронят в специальных пещерах, где один гроб ставится на другой. Когда пещерка заполняется, ее закрывают на замок и хоронят в другой. Когда гробы истлевают и все превращается в прах, то в ней вновь начинают ставить гробы один на другой. Ничего страшного нет, наверное, даже хорошо, когда есть возможность всех своих сродников похоронить в одном месте.

На прощание скажите несколько пожеланий нашим телезрителям.

– Продолжая тему Радоницы, хочу пожелать всем вашим усопшим родственникам Царствия Небесного, и чтобы Господь соделал их причастниками жизни вечной. Вам всем – крепкого здоровья и радости Пасхальной.

Большое спасибо за беседу. Прошу Вас благословить наших телезрителей.

– Дорогие мои, благословение Божие да пребудет с вами. Желаю всем вам Пасхальной радости, храните в себе память и о тех страданиях, которые за нас претерпел Господь, и о том воскресении, которое Он даровал. Храните память о той любви, которую Он имел к нам с вами, и пытайтесь ответить ему тем же самым, ищите своего общения с Богом. Христос Воскресе, дорогие мои!

Расшифровка:
Юлия Подзолова

Православие всегда особое внимание уделяло поминанию умерших. В утренних молитвах есть специальное прошение об упокоении усопших. Также за отошедших в мир иной молится вся Церковь. Для этого существуют заупокойные службы — панихиды и особые дни — родительские поминальные субботы.

Почему мы молимся за умерших?

У Бога все живы — в этой фразе сконцентрирована суть православного учения о загробной жизни. Физическая смерть лишь обозначает переход человека к новому этапу — вечности. И где мы окажемся — в Царствии Небесном или в аду — зависит от нас.

Согласно христианскому учению, после смерти каждого человека ожидает частный суд. Он определяет место пребывания души умершего до Второго пришествия Христова. Поэтому окончательное решение о пребывании человека будет известно только после Страшного Суда.

Но разве это что-то меняет для самих умерших, ведь они не могут никак выражать себя? — спросите вы. Да, меняет. Это значит, что на решение Верховного Судьи — Бога — влияют родственники и друзья отошедших в мир иной. Как? Своими молитвами за усопших.

Как поминать отошедших в мир иной?

Совсем не случайно в утреннем правиле есть прошения не только о здравии, но и об упокоении. Кроме того, в храме можно поставить свечи и помолиться за дорогих нам людей, отошедших в мир иной:

Упокой, Господи, души усопших раб Твоих: родителей моих (имена их) , сродников, благодетелей (имена их) и всех православных христиан, и прости им вся согрешения, вольная и невольная, и даруй им Царствие Небесное

Поминать можно не только в своих молитвах, но и в молитвах Церкви . Единственное условие — умерший должен принадлежать к Православной Церкви, то есть быть крещеным.

В храме можно написать простые и заказные записки. Это значит, что за усопшего будут молиться во время Литургии. Заказные записки иногда еще называют записками «на проскомидию».

Проскомидия — часть богослужения перед Литургией, когда священник в алтаре подготавливает хлеб и вино для причастия. Он вынимает частицы из просфор и читает молитвы за усопших православных, чьи имена указаны в записках. Священник просит, чтобы Христос омыл Своей Кровью грехи поминаемых.

Также для молитвы за отошедших в вечность есть и специальные богослужения — панихиды. Вместе со священником за усопшего молятся и его друзья и родственники. Такая молитва считается более эффективной.

Родительские поминальные субботы в 2016 году

Службы за умерших совершаются почти круглый год, но есть в православном календаре несколько особых дат для поминовения. Они называются родительскими субботами.

В эти дни Церковь соборно молится за умерших православных. Среди них, в первую очередь, наши родители. Поминать своих отцов и матерей — обязанность каждого христианина. Ведь именно через этих людей Бог даровал нам жизнь.

В Православной Церкви насчитывают восемь таких особых дней для молитвы за умерших. Большинство из них имеет переходную дату. Например, в православном календаре за 2016 год помечены такие дни:

  1. Вселенская родительская суббота (мясопустная) — 5 марта.
  2. Суббота 2-й недели Великого поста — 26 марта.
  3. 3-й седмицы — 2 апреля.
  4. 4-й недели — 9 апреля.
  5. Радоница — 10 мая.
  6. Поминовение усопших воинов — 9 мая.
  7. Троицкая суббота — 18 июня.
  8. Димитриевская суббота — 5 ноября.

Вселенские родительские субботы

Статус вселенских имеют лишь две:

  • мясопустная — до начала Великого поста, накануне недели о Страшном суде;
  • Троицкая — перед Пятидесятницей.

На «вселенскость» этих поминальных дней указывает то, что они общие для всех православных церквей. Также именно в эти даты Церковь молится за всех крещеных усопших. Это не обязательно лишь наши родные и близкие. Вообще степень родства здесь не играет никакой роли. Объяснить это можно тем, что во Христе все люди — едины. Поэтому не случайно христиане всех называют братьями и сестрами.

Примечательно, что мясопустная вселенская родительская суббота выпадает в преддверии недели о Страшном Суде. Церковь воспоминает евангельскую притчу о том, как Христос придет судить человечество. По правую руку от него окажутся праведники, а по левую — грешники. Святые попадут в Царствие Небесное, а оказавшихся слева ждут адские муки.

Этот отрывок из Нового Завета напоминает христианам, что нужно следовать за Христом и косвенно указывает на важность молитвы за отошедших в мир иной. Ведь до Второго пришествия усопшие еще имеют надежду на спасение. Но... только по молитвам живых.

Родительские поминальные субботы: особенности служб

Поминовение усопших начинается еще в пятницу. Вечером в храмах служат парастас — заупокойную Всенощную. Он напоминает панихиду, но к чину добавляется еще полный канон и пение «непорочных». Так кратко называют 118 псалом, начинающийся словами «Блаженны непорочные в пути, ходящие в законе Господнем». Именно этот псалом имеет особое значение в поминовении усопших. Словами царя Давида мы славим Бога и просим Его о помощи.

В субботу утром служат Литургию и непосредственно панихиду. На такую службу за усопших принято писать записки с именами усопших.

Как приготовиться к панихиде?

Обычно на заупокойные богослужения приносят продукты. Почему? Это своего рода жертва. А считается, что помочь душе отошедшего в мир иной можно именно молитвой и пожертвованиями.

У многих возникает закономерный вопрос: какие продукты и в каком объеме приносить? Это зависит от возможностей каждого человека. Но обычно приносят хлеб , он символизирует Христа — «Хлеб Жизни» — и сахар — как знак сладостного пребывания в раю.

Также на родительские поминальные субботы есть традиция готовить коливо — вареную пшеницу или рис с медом. Это блюдо несет особую смысловую нагрузку. Чтобы зерно проросло и принесло плод, его надо посадить в землю. Чтобы человеку произрасти для вечной жизни, ему также надо пройти через физическую смерть и предание земле.

И пожертвованные продукты, и приготовление колива важны. Но наиболее ценными будут наше участие в панихиде и молитвы за усопших. Ведь это проявление любви к дорогим людям, отошедшим в мир иной, выражение благодарности им.

Подробнее о родительских субботах и поминовении умерших рассказывается в этом видео:


Забирай себе, расскажи друзьям!

Читайте также на нашем сайте:

Показать еще

Как можно описать глубину потери родного человека? Пережить это очень тяжело. Многие впадают в сильнейшее уныние и теряют смысл жизни. Но православие каждому верующему дает надежду - на вечную жизнь, на пребывание в Царствии Небесном. Ведь у Бога все живы.

Третья родительская суббота отмечается в 3-ю неделю поста. В 2016-ом году день выпадает на 2-е апреля. На Пасху идут на могилы, на гробы, чего собственно не нужно делать, потому что даже если человек умрет в этот день, на Пасху, то и похорон не совершается. В этот период отмечается православная Радоница 2016 – день поминовения усопших. Однако, из всех поминальных суббот выходным днем в России объявлена лишь Радоница, и то не во всех регионах.

Радуницу преобразовали в Радоницу, чтобы в имени праздника читались слова «род» и «радость». Поэтому, дело церкви и верующих – перечесть в поминальных молитвах все виды нечаянных, нежданных смертей. Название этого дня в переводе с иврита означает «покой».

Мясопустная суббота назначена на 5-е марта. Дату высчитывают, отнимая неделю от Великого поста. В этот день верующим последний раз разрешено полакомиться мясными блюдами. В Иерусалимском уставе, писанном Саввой Освященным, фигурирует не мясопустная, а Вселенская родительская суббота. На нее в церквях поются те же псалмы, что и в Радоницу. Вторая родительская суббота в 2016-ом году выпадает на 26-е марта. Дата приходится на 2-ю неделю Великого поста. На его протяжении не возможно совершение частных поминовений – сорокоустов, к примеру.

В 2016-ом поминальный день назначен на 18-е июня. Об умерших вспоминают, поскольку сошествие Святого Духа – завершающий этап спасения человечества. В этом деле принимали участие и ангелы, то есть, души предков. Он одержал победу на Куликовом поле. После битвы князь поименно помянул всех павших воинов в день своего ангела. У всех родительских дней единые правила. И в сам Великий пост мы уделяем особенное внимание молитве за умерших.

Во вторник второй недели, то есть через неделю после Пасхи во вторник наступает так называемая Радоница. Похорон уже совершается в понедельник, или в последующие дни, потому что это праздник над праздниками, и торжество над торжествами. Это особый день, который нужно провести в духовном и телесном соответствии с радостью этого торжества. Вспоминая в «поминальной» недели умерших предков, не годится их называть покойниками, потому что в эти дни «они все слышат, которая о них речь говорится».

Все посеянное и посаженное в Пасхальную неделю плохо будет всходить и родить. В поминальное воскресенье на кладбище встречается энергия живых и мертвых. Знак креста — это уважение к мертвым и в то же время оберег от нечистого. Поминальные дни после Пасхи у многих плотно ассоциируются только с искусственными цветами ядовитых цветов и обертками конфет на могилках. Важная дата. Истинно поминальным считается вторник, 9-й день после Пасхи, и только житейские обстоятельства вынуждают переносить походы на кладбище пораньше.

Поминальные дни: зачем мы ходим «на Гробки»

Если у кого-то не получается приехать на кладбище, правильно будет на Радоницу, как это многие и делают, отправиться в ближайший храм, оставить панихиду и постоять на службе. 25 апреля 2017 года в России отмечается Радоница.

На Радоницу утром пашут, днем плачут, а вечером скачут», то есть приступают к сельхозработам, посещают могилы и затем веселятся вечером. Этот день давно стал светским Днем Памяти или Повиновения, в отличие Троицкой родительской субботы. Существует большое количество значимых и почитаемых дат в православном календаре. Некоторые памятные даты (числа) обозначены днями скорби и покаяния, поминания.

Этот день должен полностью напоминать Пасху. То есть, выпекают куличи, освящаются яйца, люди радуются Воскресению Христа. Не стоит думать, что Радоница 2016, исключительно день траурный, совсем наоборот – это период радости и почтения, молитвы и памяти. Утром нужно помолиться, зажечь поминальную свечу. В течении всего дня воспрещается злословить, пьянствовать, обманывать. Православная Радоница в 2016 году – день, когда люди, живущие приносят благую весть о Воскресении Христовом усопшим.

Радоница — день особого поминовения усопших

Празднуя воскресение Христово, его победу над смертью, мы вместе с умершими радуемся, что они возродились в новой вечной жизни. Поэтому и день этот называется Радоница. Близкие люди к родительскому дню обязательно чистят и приводят в порядок могилки, моют и красят памятники, облагораживают цветами.

Мы нашу память бережем,И к дню поминовенияВсегда к родителям придемМы за благословением. Кроме этого, нужно почтить память отошедших родных в день их рождения и в день смерти.

Родительские субботы во время Великого поста

Один раз мы чтим память покойных во вторник на Радоницу, а 9 мая и 11 сентября отведены для поминания усопших воинов и может выпадать на любые дни недели. Потом, 26 марта, наступает вторая суббота Великого поста. Следующий родительский день приходится на 2 апреля. 9 мая наступит день памяти всех погибших во времена Второй Мировой войны. 16 июня, на седьмой четверг после пасхи, будет день поминания самоубийц, некрещеных и убитых насильственной смертью.

Советы священника: когда ходить на кладбище поминать усопших

11 сентября — день памяти воинов, погибших на войне. 5 ноября — Дмитриевская родительская суббота. В Белоруссии и западных областях России Мясопустная родительская суббота — своего рода встреча всех представителей семейства, причём как нынешних, так и прежних. Не менее значимым днём для особого поминовения усопших в православии является и Троицкая суббота.

За пределами Руси обычай поминать усопших существовал и до 9-го столетия. Свидетельство тому – записи Преподобного Саввы, датированные 5-ым веком. К 4-5-му столетиям относят и трактаты Иоанна Златоуста. Архиепископ Константинопольский объяснил суть и смысл поминовения всех ушедших, не только родных.

В течение года таких особых поминальных дней — 9, из них 6 раз всегда выпадает на субботы, они так и называются «Вселенские родительские субботы». Через 2 дня, 18 июня будет Троицкая родительская суббота. Родительские дни — это поминальные дни для усопших предков.

Согласно церковным православным обычаям, поминают умерших родственников в определенные дни календарного года. Такие дни называют родительскими субботами, причем такие дни не всегда выпадают в субботу. Кроме того, память умерших почитают в день их смерти и в день рождения. Многие также поминают усопших в день ангела.

Поминают именно в субботу потому, что она считается днем покоя и наиболее подходит для молитв за упокоение умерших. Родительскими такие дни называются потому, что по закону природы большинство усопших людей — это родители. Есть и другая версия заупокойного поминания, давшая название субботам: это родовая связь поколений, родовая традиция, связь между живыми и усопшими, живых между собой, которые объединены общими предками и т.д.

Родительские субботы: год 2016

Родительские субботы в 2016 году назначены на те дни, когда читаются общие литургии в храмах (заупокойные службы), где каждый верующий присоединяется к молитве, вспоминая родных.

В году особых поминальных дней девять: шесть из них выпадают на субботы (каждая из таких суббот называется «вселенская»), 9 мая и 11 сентября — дни поминания погибших воинов, а один раз в год православная церковь устанавливает Радоницу — для почитания памяти всех усопших родственников.

При этом даты особого поминания ушедших из жизни по церковному календарю зависят от даты празднования Пасхи, потому дни их проведения каждый год разные. Какого числа Пасха в текущем году? Этот церковный праздник в 2016 году выпадает на 1 мая, а родительские субботы назначены в следующие даты:

  • 5 марта — мясопустная родительская суббота (вселенская) перед Неделей мясопустной (или Неделей о Страшном Суде), когда всех усопших поминали перед воспоминанием 2-го пришествия Иисуса. В тот день молятся о том, чтобы всем усопшим явилась милость Иисуса Христа,
  • 26 марта — родительская суббота второй недели поста (вселенская),
  • 01 апреля — родительская суббота третьей недели поста (вселенская),
  • 09 апреля — родительская суббота четвертой недели поста (вселенская),
  • 09 мая (выпадает на понедельник) — день памяти воинов, погибших во времена Отечественной войны,
  • 10 мая (вторник) — главный для православных родительский день — . Это древний обычай с первых столетий христианства, когда верующие люди радуются Воскресению Христа вместе с умершими.
  • 16 июня — 7-ой четверг после (семик): перед праздником Святой Троицы обычно поминают умерших насильственной смертью, самоубийц, утопленников, некрещеных детей. Эта традиция народная, а не православная,
  • 18 июня — (Троицкая поминальная родительская суббота), устанавливается перед праздником Пятидесятницы,
  • 11 сентября (воскресенье) — родительский день памяти воинов, погибших при военных действиях,
  • 5 ноября — Дмитриевская родительская суббота, когда верующие совершают поминание всех убиенных воинов, установлена суббота Дмитрием Донским по благословению и внушению преподобного Сергия Радонежского после одержания славной победы над татарами при Куликовской битве. Позже в эту субботу вошло в обычай поминать всех православных умерших христиан.

Родительские субботы 2-ой, 3-ей и 4-ой недели: в это время церковь призывает всех верующих теснейшим образом быть в союзе христианской любви и с живыми, и с умершими, а также совершать в определенные дни молитвенное поминание ушедших из жизни родных. Кроме того, эти субботы назначены родительскими еще и того, что в седмичные дни Великого поста не совершается заупокойных поминовений (к этому относятся и поминовения на 3-ий, 9-ый и 40-ой день смерти). Чтобы не лишать усопших спасительной панихиды и выделены указанные субботы.

Конечно, поминать покойных разрешается не только в установленные церковью дни, — панихиды за упокой служить можно круглый год (за редким исключением).

В каждой местности, где живут православные, столетиями установлены свои традиции поминовения усопших на Радоницу и Святую Троицу. За 1-3 недели до наступления Радоницы приводятся в порядок могилы умерших, окрашиваются ограды, проводится благоустройство. А в день Радоницы все родственники собираются, готовят богатый стол и направляются на кладбище, на могилы родных и там в течение некоторого времени общаются и поминают усопших. Для памяти родных в больших количествах приносятся искусственные и живые цветы.