Межнациональные отношения в ссср накануне распада. Распад ссср. обострение межнациональных конфликтов. Исторические предпосылки национальных конфликтов на территории бывшего ссср

Политика перестройки и гласности, объявленная руководством страны во главе с М. С. Горбачевым, привела с середины 80-х гг. к резкому обострению межнациональных отношений и подлинному взрыву национализма в СССР. В основе этих процессов лежали глубинные причины, уходящие корнями в далекое прошлое. Еще в условиях брежневской парадности и показухи кризисные явления в сфере межнациональных отношений в 60-70-е гг. постепенно набирали силу. Власти не занимались изучением межэтнических и национальных проблем в стране, а отгораживались от действительности идеологическими установками о "сплоченной семье братских народов" и созданной в СССР новой исторической общности - "советском народе" - очередными мифами "развитого социализма".

С середины 80-х гг. в рамках процесса демократизации межнациональные проблемы в СССР, по сути, выдвинулись на передний план. Одним из первых грозных признаков дезинтеграционных процессов и проявлений национал-сепаратизма стали волнения в Средней Азии, вызванные чистками партийного руководства брежневского призыва, обвиненных в мздоимстве и коррупции. Когда на смену Д. А. Кунаеву в Казахстан в качестве лидера республики был прислан В. Г. Колбин, развернувший кампанию по укреплению "социалистической законности" и борьбе с проявлениями национализма в республике, в ряде городов вспыхнули настоящие бунты. Они происходили под национал-исламистскими лозунгами, и основными их участниками были представители молодежи. В декабре 1986 г. в Алма-Ате в течение трех дней происходили крупные волнения, которые удалось "умиротворить" лишь с помощью ввода войск. Впоследствии (1987-1988 гг.) крупные столкновения на национальной почве, сопровождавшиеся многочисленными жертвами, вспыхивали в Фергане (против турок-месхетинцев) и в Ошской области (против обосновавшихся здесь выходцев с Кавказа).

Поначалу национальные движения в советских республиках действовали в рамках возникших в этот период народных фронтов. Среди них наибольшей активностью и организованностью отличались народные фронты республик Прибалтики (уже 23 августа 1987 г. в связи с 48-й годовщиной "пакта Риббентропа- Молотова" состоялась акция протеста). После начала политической реформы в СССР, когда благодаря изменениям в избирательной системе были проведены альтернативные выборы депутатов возрожденных съездов народных депутатов СССР, народные фронты Литвы, Латвии и Эстонии, а также Армении и Грузии продемонстрировали, что их кандидаты пользуются значительно большим доверием и популярностью среди избирателей, нежели представители партийно-государственной бюрократии. Таким образом, альтернативные выборы в высшие органы власти СССР (март 1989 г.) послужили важным толчком для начала "тихой" массовой революции против всесилия партийно-государственного аппарата. По всей стране росло недовольство, проходили стихийные несанкционированные митинги со все более радикальными политическими требованиями.

Уже на следующий год в ходе выборов народных депутатов в республиканские и местные органы власти стабильное большинство в Верховных Советах Литвы, Латвии, Эстонии, Армении, Грузии и Молдавии получили национально-радикальные силы, оппозиционно настроенные по отношению к-КПСС и союзному Центру. Они теперь открыто заявляли об антисоветском и антисоциалистическом характере своих программных установок. , В условиях все более нараставшего социально-экономического кризиса в СССР национал-радикалы выступали за осуществление полного государственного суверенитета и проведение кардинальных реформ в экономике уже вне рамок общесоюзного государства.
Наряду с национал-сепаратизмом союзных республик набирало силу национальное движение народов, имевших статус автономий в составе СССР. В связи с тем, что малые народы, имевшие статус автономных республик, или этнические меньшинства, находившиеся в составе союзных республик, в условиях принятия курса на обретение государственного суверенитета республиканскими титульными нациями испытывали давление своеобразного "малодержавия", их национальное движение носило как бы оборонительный характер.

Союзное руководство они рассматривали в качестве единственной защиты от экспансии национализма республиканских этнонаций. В основе межэтнических конфликтов, резко обострившихся в условиях перестройки, лежали глубокие исторические корни. Одним из первых переломных моментов в перестроечном процессе весной 1988 г. стал карабахский кризис. Он был вызван решением вновь избранного руководства автономной Нагорно-Карабахской области о выходе из состава Азербайджана и переходе карабахских армян под юрисдикцию Армении. Нарастающий межэтнический конфликт вскоре вылился в длительное вооруженное противостояние между Арменией и Азербайджаном. В это же время волна этнического насилия охватила и другие регионы Советского Союза: ряд республик Средней Азии, Казахстан. Произошел очередной взрыв абхазо-грузинских противоречий, а затем последовали кровавые события в Тбилиси в апреле 1989 г. Помимо этого, активизировалась борьба за возвращение на исторические земли репрессированных в сталинские времена крымских татар, турок-месхетинцев, курдов и немцев Поволжья. Наконец, в связи с приданием статуса государственного языка в Молдавии румынскому (молдавскому) языку и переходом на латинскую графику вспыхнул приднестровский конфликт. Его своеобразным отличием явилось то, что в качестве малого народа выступило население Приднестровья, на две трети состоящее из русских и украинцев.

На рубеже 80-90-х гг. бывшие союзные республики не только прекратили функционировать как единый народнохозяйственный комплекс, но зачастую не только по экономическим, но и по политическим мотивам блокировали взаимные поставки, транспортное сообщение и т. п.

Трагические события в Вильнюсе и Риге в январе 1991 г. подтолкнули М. С. Горбачева и его соратников из числа реформаторов в союзном руководстве на организацию всесоюзного референдума о сохранении СССР (референдум состоялся 17 марта 1991 г. в 9 республиках из 16), На основании положительных результатов всенародного голосования состоялась встреча с руководителями России, Украины, Белоруссии, Казахстана, Узбекистана, Туркменистана, Киргизии, Таджикистана и Азербайджана, которая завершилась подписанием "Заявления 9 + I", в котором декларировались принципы нового Союзного договора. Однако процесс формирования обновления Союза суверенных государств был прерван августовским путчем.

Статья. «Межнациональные отношения в современной России: размышление по поводу»

Выполнила: студентка II курса ГБПОУ «Балахнинский технический техникум»

Борисова Надежда

Руководитель: преподаватель истории и обществознания ГБПОУ «БТТ»

Одинцова Галина Николаевна

Что такое национальный вопрос?..

Перефразируя классика - это «самый больной, самый жгучий вопрос современности». И это, действительность, данность современного многонационального мира (ведь большинство современных государств многонациональны по своему составу). И в основе, если не всех, то большинства трагических событий сегодняшнего мира лежат отношения между нациями и, как правило, разными национальными конфессиями. Ведь национальная и религиозная основа зачастую пересекаются. И поэтому по-прежнему кровоточит Ближний Восток, некоторые регионы Африки, такой страшной в своей непонятности и непредсказуемости предстает перед нами современная Украина, а огромные миграционные потоки беженцев в Европу…

Для России национальный вопрос тоже всегда был актуален. Россия изначально и всегда была многонациональна, всегда: Киевская Русь, Россия, Российская империя, СССР, Российская Федерация.

И кому как не нам понимать, насколько хрупок вопрос, имеющий национальную окраску!

В конце XX века мы потеряли страну, которая при всем своем величии и, казалось бы, могуществе, не смогла сохранить единство и прекратила свое существование. И это безусловная трагедия - наша память о былой дружбе, единении и, одновременно, напоминание о том, как важно ценить национальные интересы, национальные традиции, национальное начало…

Я считаю, что потеря СССР-это величайшая трагедия всех времен, всех стран и народов.

А что современная Россия, все ли в ней благополучно сейчас?

Россия по-прежнему многонациональна. Слава Богу, это так! Мы смогли сохранить единство России несмотря на все трудности, которые нам пришлось пройти.

Но все ли благополучно в отношениях между нами, представителями разных наций и народностей, малых и больших. Всегда ли мы понимаем друг друга, всегда ли готовы пойти навстречу друг другу?

Когда я задумываюсь над этим вопросом, то вижу перед собой тельце маленькой таджикской девочки, убитой скинхедами в Москве; молодого фаната «Спартака», погибшего от рук «кавказцев» из-за «различия культур»;

дикую резню, устроенную в синагоге; массовые драки на национальной почве в Москве, Нальчике, Кондопоге, Арзамасе… Я вижу перед собой разгулявшихся и зарвавшихся, зачастую, в своей безнаказанности некоторых носителей «кавказской национальности», готовых запросто устраивать разборки по малейшему поводу, хвататься за оружие, устраивать «свадебные стрелялки»… Одновременно я слышу призывы «Россия для русских», «Россия – это не Кавказ»…

Все это, безусловно, является ярким доказательством серьезных проблем в межэтнических отношениях в России и об отсутствии необходимой толерантности и понимания. Разбираться в причинах дело неблагодарное и, вероятно, отнюдь не ведущее к единению. Значит важнее ответить не на вопрос «Кто виноват?», а «Что делать?».

Что делать, чтобы прекратить все эти «преступления ненависти», чтобы выкорчевать чертополох вражды.

Наверно, решение этих задач, прежде всего, зависит от продуманности, разумности государственной национальной политики, от активности и действенности российского гражданского общества, терпимости в отношении «других» каждого из нас.

И, когда второй год 9 мая я вижу, как единым потоком по улицам наших больших и малых городов идет «Бессмертный полк», где мы все вместе, я верю, что все возможно!!!

480 руб. | 150 грн. | 7,5 долл. ", MOUSEOFF, FGCOLOR, "#FFFFCC",BGCOLOR, "#393939");" onMouseOut="return nd();"> Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут , круглосуточно, без выходных и праздников

240 руб. | 75 грн. | 3,75 долл. ", MOUSEOFF, FGCOLOR, "#FFFFCC",BGCOLOR, "#393939");" onMouseOut="return nd();"> Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Цай Владимир Ильич. Исторический опыт межнациональных отношений в СССР, Российской Федерации (1953-2003 гг.) : Дис. ... д-ра ист. наук: 07.00.02: Москва, 2004 352 c. РГБ ОД, 71:05-7/59

Введение

Раздел I. ИСТОРИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ФОРМИРОВАНИЯ МЕЖНАЦИОНАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ В ДОРЕВО ЛЮЦИОННОЙ РОССИИ И СССР 18

Раздел II. РОЛЬ И ЗНАЧЕНИЕ КАДРОВОГО ПОТЕНЦИАЛА В РЕШЕНИИ НАЦИОНАЛЬНОЙ ПОЛИТИКЕ И МЕЖНАЦИОНАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ 61

Раздел III. НАЦИОНАЛЬНО-КУЛЬТУРНАЯ ПОЛИТИКА ПАРТИИ И ГОСУДАРСТВА В ОТНОШЕНИИ НАРОДОВ СССР И РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 115

Раздел IV. ОСОБЕННОСТИ МЕЖНАЦИОНАЛЬНЫХ КОНФЛИКТОВ НА ТЕРРИТОРИИ СССР, РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 167

Раздел V. СОСТОЯНИЕ МЕЖНАЦИОНАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ ПОСЛЕ РАСПАДА СССР 263

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 313

ПРИМЕЧАНИЯ 326

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 342

Введение к работе

Актуальность темы исследования. Проблемы, связанные с управлением и функционированием государства в этнически разделенных обществах - предмет особого внимания современных ученых и политиков. Поэтому вопросы совершенствования междунациональных отношений, формирования культуры общения, утверждения ценностей интернационализма и дружбы народов являлись актуальными во всех многонациональных государствах.

Эти вопросы были и остаются самыми животрепещущими для российского общества. Российская Федерация, как правопреемница СССР, как известно, является одним из крупнейших в мире многонациональных государств, в котором проживает более 150 наций и народностей. Каждая из них обладает своей спецификой - по численности, социально-профессиональной структуре, типу хозяйственно-культурной деятельности, языку, особенностям материальной и духовной культуры. Границы расселения народов, как правило, не совпадают с границами республик, краев, областей и округов. На численность и характер их расселения в различных регионах Российской Федерации особое воздействие оказывает интенсивность миграционных процессов. Преобладающее большинство этнических общностей складывалось веками и в этом смысле являются коренными. Отсюда их историческая роль в формировании российской государственности и притязания на самостоятельные национально-территориальные или, по меньшей мере, национально-культурные образования.

Драматические коллизии распада Советского Союза и обострение межнациональных отношений практически на всем постсоветском пространстве диктуют необходимость изучения и переосмысливания

опыта национально-политических процессов. Это связано, прежде всего с тем, что в современных условиях проблема сохранения единства Российской Федерации является одной из наиболее важных и актуальных. Опыт недавнего советского прошлого учит, что недооценка роли этнического фактора, ошибки в оценке его реальной роли ведут к накоплению его огромного конфликтного потенциала, который может служить угрозой целостности для многонационального государства. Недавний распад СССР показывает также насколько важно строить национальную политику и межнациональные отношения на научной основе.

Поэтому, по мнению докторанта, актуальной проблемой современной России является проблема сохранения политического, экономического, культурно-исторического единства российского общества, целостности территории, возрождения на этой основе действительно крепких, взаимовыгодных, исключительно необходимых межнациональных отношений.

Поэтому без тщательного изучения богатого советского опыта национальных движений и извлечения тех исторических уроков невозможна объективная картина современных национальных отношений в России. Все это подчеркивает необходимость изучения причин и основных этапов национальной политики и межнациональных отношений. Это необходимо для формирования такой национальной политики в стране, которая привела бы к более полному развитию народов, населяющих Российскую Федерацию.

Исследование проблем межнациональных отношений в СССР и в Российской Федерации, в частности, показывает, что их анализ применительно к разным этапам исторического развития общества

отмечается как своими особенностями, вытекающими из конкретных целей и задач, так и формами их разрешения.

В этой связи надо признать, что в годы социалистического строительства интерес к проблемам межнациональных отношений заметно усилился. Особенно это стало заметно в 60-70 годы. Большое внимание уделялось освещению деятельности партии и государства по осуществлению межнациональной политики, т.е. практической стороне этой проблемы. Именно к этому периоду относится появление обобщающих монографий в области национальной политики и межнациональных отношений 1 .

Естественно, в этих работах специфика национальной политики и
межнациональных отношений в СССР, роль национальной программы
КПСС в условиях строительства социалистического общества

рассматривались исключительно на основе марксистско-ленинской методологии подхода к проблеме как составной части общего вопроса о социальной революции.

Степень научной изученности проблемы показывает, что проблема национальной политики и межнациональных отношений в рассматриваемые годы в силу специфики исследования стала изучаться отечественной исторической наукой сравнительно недавно, и поэтому конкретная историческая картина формирования национальной политики, межнациональных отношений остается далеко не полной и неравномерно изученной. Концептуальную основу всей советской историографии

Гарданов В.К, Долгих Б О., Жданко Т.А. Основные направления этнических процессов у народов СССР.// Сов. Этнография. 1961.№4; Грошев И.И. Исторический опыт КПСС по осуществлению ленинской национальной политики. -М., 1967; Брус СИ. Этнодемографические процессы в СССР (по материалам переписи 1970 г.)// Сов. Этнография. 1971.№4; Шерстобитов В.П. Образование СССР и исторические объекты нашей страны // История СССР.1971.№3; Куличенко М.И. Национальные отношения в СССР и тенденции их развития; Маланчук В.Е. Исторический опыт КПСС по решению национального вопроса и развитию национальных отношений в СССР.-М., 1972 и др.

национальной политики и межнациональных отношении составляли тезисы о полной и окончательной победе социализма в СССР и начале перехода от социализма к коммунизму. В 1960-е годы, существовавший прежде идеологический каркас научных работ по национальной проблематике, был дополнен концепцией развитого социализма, главный акцент в которой ставился на идеи достижения социальной и национальной однородности общества.

Государственные лидеры СССР заявляли о «монолитном единстве» советского народа, о том, что национальный вопрос в СССР «успешно решен». Отсюда вся литература этого времени в радужных красках. рисовала безоблачную картину национальных и межнациональных отношений в СССР. Во-вторых, анализ историографии этого периода показывает, что «в СССР происходит, с одной стороны, расцвет всех наций, с другой стороны, их сближение», впервые прозвучавшее на XXII съезде КПСС в докладе «О программе Коммунистической партии Советского Союза». Противоречивость, разнонаправленность этих утверждений старались не замечать.

Ряд работ советских ученых этого периода был направлен на рассмотрение основных направлений критики буржуазных «фальсификаций» развития национальных и межнациональных отношений в СССР. Авторы этих работ, хотя и указывали на сохранение в Советском Союзе пережитков шовинизма и национализма, вместе с тем, объясняли это отсталыми культурными и религиозными традициями, слабостью атеистического и интернационального воспитания, а также антисоветской пропагандой.

" Грошев И И., Чеченкина О.И. Критика буржуазных фальсификаций национальной политики КПСС. - М, 1974; Баграмов Э.А. Национальный вопрос в борьбе идей. - М., 1982; Б>ржуазная историография образования и развития СССР. -М., 1983; Критика фальсификаций национальных отношений в СССР. -М., 1983 и др.

Ряд исследований в 60-70-е годы были посвящены общим достижениям национальной политики в СССР. При том, что имя такого теоретика национальных отношений, как Сталин, в научных работах не упоминалось. В литературе была реабилитирована сталинская модель построения социализма в ранее отсталых национальных республиках; 3 освещались этнические процессы в СССР - интернационализация, ассимиляция, возникновение и складывание новой исторической общности «советский народ»; 4 высказывались соображения о диалектике национального и интернационального в развитии советского общества в процессе сближения и интеграции народов СССР. 5 При этом, во-первых,

" Шерстобитов В П Образование СССР и исторические субъекты народов нашей страны // История СССР. 1972. № 3. Кукушкин Ю.С. Проблемы изучения истории создания // История СССР. 1972. № 6.; Гарданов В.К., Долгих Б.О., Жданко Т.А. Основные направления этнических процессов у народов СССР. // Сов. этнография. ] 961 № 4 , Брук С И Этнодемографические процессы в СССР (по материалам переписи 1970 г.). // Сов этнография. 1971. № 4.; Грошев И.И. Исторический опыт КПСС по осуществлению ленинской национальной политики. - М., 1967.; Куличенко М И Национальные отношения в СССР и тенденции их развития; Маланчук В.Е. Исторический опыт КПСС по решению национального вопроса и развитию национальных отношений в СССР. - М., 1972.

4 Советский народ - новая историческая общность людей. - Труды межвузовской научной концепции (15-19 октября 1969). - Волгоград, 1969.; Калтахчян СР. Ленинизм о с>щности нации и пути образования интернациональной общности людей. М., 1976.; Ким М П Советский народ - новая историческая общность людей. - М, 1972. " Абд>латипов Р.Г, Бурмистров Т.Ю. Ленинская политика интернационализма в СССР: история и современность - М, 1982; Баграмов Э.А. Ленинская национальная поїитика достижения и перспективы. - М., 1977; Бурмистров Т.Ю. Закономерности и особенности развития социалистических наций в условиях строительства коммунизма.

Л. 1974, Диалектика интернационального и национального в социалистическом обществе, - М, 1981; Дробижева Л.М. Духовная общность народов СССР: историко-социологический очерк межнациональных отношений. - М, 1981; Калтахчян СР. Марксистско-ленинская теория нации и современность. - М., 1983; Куличенко М.И. Национальные отношения в СССР и тенденции их развития. - М., 1972; Его же. Расцвет и сближение социалистических наций в СССР. - М, 1981; Метелица Л.В. Расцвет и сближение социалистических наций. - М, 1978; Национальные отношения в развитом социалистическом обществе. - М., 1977; Лихолат А.В., Панибудьласка В.Ф. В единой семье народов. - М, 19789; Росенко М.Н. Патриотизм и общенациональная гордость советского народа. -Л., 1977; Сульженко В.К. Интернационализм на этапе развитого социализма- осуществление ленинской национальной политики КПСС на Украине - Львов, 1981; Цамерян И.П. Нации и национальные отношения в развитом социалистическом обществе. - М., 1979 и др.

подчеркивался объективный характер формирования и развития «новой межнациональной общности» - «советского народа» на основе общего экономического пространства и русского языка, как языка всесоюзного общения, 6 во-вторых, часто диалектика национального и интернационального в развитии советского общества рассматривалась через призму формулы «взаимопроникновение и взаимообогащение двух тенденций социализма в развитии наций и национальных отношений -расцвете и сближении наций». Очевидно, что подобное ограничение данной проблемы не раскрывало во всей полноте и сложности динамику развития этой важнейшей задачи общества. Некоторые исследователи неизменно акцентировали внимание на том, что история не дает нам убедительного материала для вывода об отмирании наций. Проблема диалектических противоречий в национальной сфере СССР многими авторами не только не рассматривалась, но даже сам термин «противоречие» во многих публикациях даже не упоминается. 7

Новое качество приобретают работы по национальной политике в СССР, опубликованные в 70-е-80-е годы. В ряде этих работ национальные

6 Куличенко М.И. Национальные отношения в СССР и тенденции их развития. - М., 1972; Ким М.П. Соотношение национального и интернационального в жизни народов: его типология. // Братское единство народов СССР. - М., 1976; Дробижева Л.М. Духовная общность народов СССР (Историко-социологический очерк межнациональных отношений). - М., 1981; Развитие национальных отношений в СССР.-М., 1986 и др.

Б>рмистрова Т.Ю. Национальная политика КПСС в условиях зрелого социализма. - В кн: Национальная политика КПСС. -М., 1981; Бурмистрова Т.Ю., Дмитриев О.Л. Дружбой сплоченные: культура межнационального общения в СССР. - М., 1986 и др.

Современные этнические процессы СССР. М. 1977; Основные направления изучения национальных отношений в СССР. - М., 1979.; Социальная политика и национальные отношения (по материалам всесоюзной научно-практической конференции «Развитие национальных отношений в условиях зрелого социализма». - М., 1982; «Опыт и проблемы патриотического и интернационального воспитания». - Рига, 28-30 июля 1982; Проблемы перестройки: социальный аспект. - М., 1984; Семенов B.C., Иордан М.В., Бабаков В.Г., Самсонов В.А. Межнациональные противоречия и конфликты в СССР. - М., 1991; Кукушкин Б С, Барсенов А.К. К вопросу о концепции национальной политики Российской Федерации. - Этнополис. // Этнополитический вестник России. -

отношения и национальная политика рассматриваются в обобщенном виде, делаются попытки выделить в них узловые места, чтобы приблизиться к пониманию истоков и причин распада СССР и современных национальных проблем России и не затрагивают исследуемых нами проблем.

В 90-е годы перед исследователями встала задача переосмысления всего накопленного опыта в области межнациональных отношений. В эти годы опубликовано много работ по этой проблематике 9 , в которых освещались проблемы межнациональных отношений народов России, война в Чечне, проблемы русскоязычного населения, оказавшегося не по своей вине за рубежом в качестве малочисленных народов во вновь образовавшихся национальных государствах в ближнем зарубежье.

В целом необходимо отметить, что в этих работах ставится вопрос о соотношении национального и интернационального факторов, на более высокую ступень поднят вопрос об общей культуре нашего мышления в

М, 1992, № 1.; Разделит ли Россия участь СССР? Кризис межнациональных отношений и федеральная политика - М, 1993.; Михалин В.А. Национальная политика как фактор государственного строительства. - М, 1995.; Калинина К.В. Национальные меньшинства в России - М., 1993; Бугай Н.Ф., Мекулов Д X. Народи власть «Социалистический эксперимент»,- Майкоп, 1994 и др.

Ю Бородай. От этнического многообразия к национальному единству// Россия на новом р>беже. -М., - 1991.; А.И. Вдовин. Особенности этнополитических отношений и формирование новой государственности в России (исторические и концептуальные аспекты) -М., - 1993; М.Н. Г>богло. Защита и самозащита национальностей// Этнополитический вестник. -М., - 1995. -№ 4; А.И. Доронченков. Межнациональные отношения и национальная политика в России: актуальные проблемы. -М., -1995; Л М Дробижева. Национализм, этническое самосознание и конфликты в трансформирующемся обществе: основные подходы к изучению// Национальное сознание и национализм в Российской Федерации начала 1990- х годов. -М., -1994; А.Г. Здравомыслов. Многообразие интересов и институты власти. -М.,-1994; В.Ю. Зорин. Национальной политике- правовую основу// Национальная политика России: история и современность. - М., -1997; К.В. Калинина. Институты государственной власти - регуляторы межнациональных отношении. - М., -1995; Л. М. Карапетян. Грани суверенитета и самоопределение народов// Государство и право. - 1993 - №1; Н И Медведев Национальная политика России. От унитаризма к федерализму. -М„ -1993. Межнациональные отношения в регионах Российской Федерации. -М., -1992; Межэтнические отношения в РФ// Ежегодный доклад ИЭАРАН. -М., -1998; В.И.Цай. Межнациональные отношения в СССР и Российской Федерации. -М., - 2004 и ДР-

национальном вопросе, без чего трудно было бы рассчитывать на внесение реального вклада в решение задач национальных и межнациональных отношений с учетом назревших здесь проблем. В этой связи интерес вызывает книга «Национальная политика России. История и современность» (Кулешов СВ., Аманжолова Д.А., Волобуев О.В., Михайлов В.А.), которая представляет собой первое исследование в отечественной национальной политики на всех ее этапах и во взаимосвязи

теоретических конструкции с практической реализацией.

Многие вопросы этнологической ситуации в СССР, в его отдельных регионах нашли отражение в сборнике статей «Национальные процессы в СССР», написанных учеными Института этнологии и антропологии им.Н.Н. Миклухо-Маклая и Центра по изучению межнациональных отношений АН СССР. Привлекают внимание статьи В. Мунтяна, В. Тишкова, С. Чешко, в которых виден новый уровень осмысления наиболее характерных задач в развитии национальных отношений, выделены их типологические группы, через призму критического анализа освещена политика М. Горбачева в годы перестройки. 11

Особого внимания заслуживает монография ученых Ф. Горовского и Ю. Рыманенко, вышедшая из печати в 1991 году. Главный интерес представляет для нас глава вторая "Итоги пройденного пути: успехи и деформации". Авторы, не умаляя того, что было сделано в межнациональной сфере, отмечая, как поднялся за годы Советской власти уровень социально-экономического развития, образования, культуры союзных и автономных республик, подчеркивая, что глубокие, прогрессивные сдвиги произошли в жизни каждой нации и народности,

Национальная политика России. История и современность. - М., 1997. 1 Национальные процессы в СССР: сборник статей. - М., 1991.

Горовский Ф.Я., Рыманенко Ю.И. Национальный вопрос и социалистическая практика: опыт историко-теоретического анализа. - Киев: Вища школа, 1991. - 225 с.

значительное внимание уделили анализу проблем, ошибок, просчетов в
национальной политике. Источниковая база монографии состоит из
различных публикаций, архивные источники не использовались.
Обратимся далее к работам, написанным и вышедшим из печати после
беловежского заседания. Значительный интерес представляет монография
^ исследователей-историков А.И. Залесского и П.Н. Кобринца, в которой

наряду с большими достижениями в хозяйственном и культурном строительстве анализируются ошибки и просчеты, особенно в области языкового строительства. Глубоко и доказательно авторы разоблачают современных фальсификаторов истории национальных отношений в СССР.

Исходя из вышесказанного, а также из того, что межнациональная
проблема - одна из самых сложных и острых проблем любого государства,
4fc требующая к себе особого подхода и повседневного внимания, в

диссертации ставится цель раскрыть наиболее актуальные задачи национальной политики и межнациональных отношений, их эффективность, проблемы и противоречия в 1953-2003 годы.

В связи с поставленной целью, а также опираясь на накопленный исследовательский опыт, широко привлекая результаты имеющихся публикаций в области межнациональных отношений, новые документальные и архивные материалы, автор решает следующие задачи:

раскрыть исторические предпосылки формирования
межнациональных отношений в дореволюционной России и СССР;

исследовать роль и значение кадрового потенциала в решении
f|i национальных и межнациональных отношений;

Залесский А.И., Кобринец П.Н. О национальных отношениях в Советской Белоруссии: исторические очерки. - Гродно: Госуниверситет, 1992. - 192 с.

проанализировать национально-культурную политику партии и государства в системе межнациональных отношений народов СССР и Российской Федерации;

показать особенности межнациональных конфликтов на территории СССР, Российской Федерации,

обобщить состояние межнациональных отношений в Российской Федерации после распада СССР.

Предметом исследования являются национальная политика и межнациональные отношения в советском, российском обществах в 1953-2003 годы.

Определяя хронологические рамки исследования (1953-2003 гг.), автор исходил из того, что в эти годы наряду с болезненными проявлениями отголосков необоснованных репрессий национальных кадров, в особенности руководителей и интеллигенции в 30-е - начале 50-х годов, активно шел процесс обновления, затронувший после смерти И. Сталина все сферы общественной жизни, в том числе и национальную государственную политику. Рожденная XX съездом КПСС атмосфера демократизации придала могучий импульс общественному прогрессу, вдохновила страну. Поток научных открытий осуществил именно советский человек, первым проложив дорогу в космос. Росли жизненный уровень, образованность и культура народных масс. В национальных литературах - фейерверк ярких поэтических имен. Наряду с этим крепло морально-политическое единство наций и народностей страны.

В последующие годы продолжалось активное развитие наций, углубились процессы демократизации важнейшей сферы жизни Советского государства - национально-кадровой политики, широко была развернута подготовка специалистов экономики, науки, культуры, управления, военного дела из представителей всех наций и народностей

СССР, высокого уровня достигли национальная культура и искусство, многое было сделано по развитию национальных языков, национальной литературы, национальных традиций и т.д.

В то же время порой допускались недооценка национального фактора, не всегда учитывалось, что национальные отношения сохраняют свою специфику и относительную самостоятельность, развиваются по своим особым законам. Сузилась сфера употребления национальных языков некоторых республик СССР. В ходе реформ второй половины 80-х годов имевшиеся противоречия в национальной сфере еще оставались.

90-е годы прошедшего века, положившие начало и образование российского государства. В эти годы была принята Конституция Российской Федерации (12 декабря 1993 года), подписаны договоры «О разграничении предметов ведения и взаимном делегировании полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъекта», начато укрепление вертикали власти и т.д.

Одновременно в этот период принимается концепция национальной политики, а также федеральные законы, влияющие на решение межнационального вопроса и национальной государственности: о национально- культурной автономии от 22 мая 1996 года; о гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации от 16 апреля 1999 года; об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов власти субъектов Российской Федерации от 22 сентября 1999 года и др. На региональном уровне также проводится большая работа по совершенствованию национальной политики и межнациональных отношений. Особенно она активизировалась в наступившем XXI веке.

Источниковую базу диссертации составили опубликованные и неопубликованные материалы. Опубликованные материалы - это в основном послужные списки и национальная принадлежность членов руководителей партийных и государственных органов, армии, общественных организаций и т.д. Периодическая печать была использована при освещении практически всех проблем, исследуемых в диссертации.

В диссертации также использованы неопубликованные документы, выявленные автором в архивохранилищах гг. Москвы, Минска, Киева. В частности, эмпирический материал получен в следующих государственных архивах: 1) государственный архив Российской Федерации. - Ф. 5508; 2)Российский государственный исторический архив. - Ф. 776; 3)Центр хранения специальной документации. - Ф. 5, 89; 4) Центральный государственный архив республики Беларусь. - Ф. 1; 5) Национальный архив республики Беларусь. - Ф. 4, 74, 974; 6) Архив информационного центра МВД республики Беларусь. - Ф. 23; 7) Архив Главного информационного бюро Украины. - Ф. 4; 8)Центральный государственный архив органов власти и управления Украины. - Ф. 288.

Ценные материалы, отражающие осуществление национальной политики, сосредоточены в фондах союзных и республиканских министерств и ведомств, в частности, Государственных плановых комитетах ЦСУ, культуры, образования и других. Различные аспекты рассматриваемой проблемы освещены в справках, информациях, отчетах, направленных министерствами и ведомствами республик в партийные и вышестоящие государственные органы. Большую значимость для проникновения в тему имеют служебные записки (для внутриаппаратного, служебного использования) заведующих отделами партийных комитетов различного уровня и Управлений делами Совминов союзных республик,

адресованные секретариатам обкомов, ЦК КП союзных республик, ЦК КПСС и Советам Министров республик СССР по различным вопросам хозяйственного, культурного и национального строительства.

Большое значение для написания работы имели материалы партийной и государственной статистики, периодической печати. В исследовании использованы также статьи, речи, выступления руководителей СССР, РСФСР, Украинской ССР, Белорусской ССР и других регионов страны, а также Российской Федерации, Украины, Казахстана и др.

Оценивая весь массив источников, следует отметить, что они не всегда дают адекватное представление по исследуемой проблеме. В силу этого проведена необходимая верификация (перепроверка) их с целью подтверждения изложенных фактов. Кроме этого, многие вопросы в источниках ориентированы только на позитивные данные, трактуются односторонне, подчас схематично. Такое состояние источников учитывалось, и их данные критически осмысливались в ходе исследования.

Вместе с тем, анализ исторических источников, опубликованных документов и архивных материалов, позволил рассмотреть проблему объективно, на протяжении почти сорокалетнего, весьма противоречивого и драматического периода, раскрыть те проблемы и вопросы, которые не были ранее предметом специального изучения. Автор полагает, что данное исследование поможет глубже понять и осмыслить многие страницы новейшей истории в сфере национальной политики и межнациональных отношений.

Научная новизна исследования состоит в следующем: 1. Прежде всего, выявлен широкий круг документов и материалов, позволяющих раскрыть содержание национальной политики и межнациональных

отношений в изучаемый нами период, многие из документов вводятся в научный оборот впервые; 2. Раскрыты предпосылки и причины обострения противоречий, показаны роль и место органов государственной власти в разрешении существующих конфликтов и смягчении напряженности в межнациональных отношениях; 3. На основе собранного и обобщенного, ранее не изучаемого документального материала гармонично вводится в ткань исследования новый исторический материал по проблемам национальной политики и межнациональным отношениям советского общества Российской Федерации, в 1953-2003-х годах; 4.Исследован механизм сговора в подписании беловежских соглашений о развале СССР, показан комплекс негативных обстоятельств как внутреннего, так и внешнего порядка, что, по мнению автора, сыграло значительную роль в развале Советского Союза, вызвавшего тяжелейшие последствия в сфере национальных, экономических и других направлениях развития бывших республиках СССР; 5. Предложен механизм формирования новой концепции национальной политики и межнациональных отношений в регионах России с учетом настоящего состояния Российской Федерации.

Практическая значимость исследования состоит, прежде всего в том, что ее положения и выводы, а также впервые введенный в научный оборот документальный материал по национальной политики и межнациональным отношениям, могут быть использованы специалистами по решению проблем, связанных с национальными и межнациональными процессами, а также учеными, преподавателями вузов, учителями школ при подготовке обобщающих трудов по национальной проблематике и спецкурсов по истории России, дипломных и курсовых работ студентов исторических факультетов вузов и т.д.

Апробация работы. Основное содержание исследования отражено в монографии, учебных пособиях, статьях, в сборниках научных трудов,

Структура работы обусловлена задачами исследования. Она состоит из введения, пяти разделов, заключения, Списка источников и литературы.

исторические предпосылки формирования межнациональных отношений в дорево люционной россии и СССР

Исследуя проблему отметим, что уже к началу XIX в. Россия представляла собой огромную континентальную страну, занимавшую обширную площадь Восточной Европы, Северной Азии и часть Северной Америки (Аляску и Алеутские острова). За первую половину XIX века ее территория увеличилась с 16 до 18 млн. кв. км за счет присоединения Финляндии, царства Польского, Бессарабии, Кавказа, Закавказья и Казахстана. По данным первой ревизии (1719), в России насчитывалось 1щ 15,6 млн. человек обоего пола, по пятой (1795) - 7,4 млн., а по десятой (1857) - 59,3 млн. (без Финляндии и царства Польского). Естественный прирост населения в первой половине XIX в. составлял около 1% в год, а средняя продолжительность жизни -27,3 года,1 что вообще было характерно, как показывают зарубежные демографические расчеты, для «стран доиндустриальной Европы». Низкие показатели продолжительности жизни обусловливались высокой детской смертностью и периодическими эпидемиями.

Кроме этого имелись и другие причины этих бедствий. В частности, более 9/10 населения России проживало в сельской местности. По переписи 1811 года, городское население насчитывало 2765 тыс. человек, а по переписи 1863 года - уже 6105 тыс., то есть, за полвека оно увеличилось в 2,2 раза. Однако удельный вес его по отношению ко всему населению возрос за это время незначительно - всего с 6,5 до 8%. Численность самих городов за полвека возросла с 630 до 1032. Однако среди них преобладали небольшие города: в начале XIX в. из 630 городов 500 насчитывали менее 5 тыс. каждый и только 19-свыше 20 тыс. жителей. Такое соотношение между мелкими и крупными городами практически сохранялось и к началу 60-х годов XIX в. Самыми крупными городами являлись обе «столицы» - Петербург и Москва. Численность Петербурга за первую половину XIX в. возросла с 336 до 540 тыс., а Москвы - с 275 до 462 тыс. человек.3 Многие города представляли собой фактически большие села, жители которых занимались земледелием на отведенных городам землях, отчасти торговлей и мелкими промыслами. В это время официальное разделение поселений на города и села производилось по административному признаку. Поэтому было немало крупных торгово-промышленных селений, которые по характеру занятий жителей и даже по внешнему виду были настоящими городами (как, например, крупное фабричное село Иваново, которое по числу жителей превосходило даже губернский город Владимир). Такими промышленными селами были Павлово, Кимры, Городец, Вичуга, Мстёра. Однако они продолжали оставаться на положении сел, ибо в большинстве своем принадлежали крупным помещикам-магнатам-Шереметевым, Паниным, Голицыным, Юсуповым, Воронцовым. Право помещиков на владение такими селами тормозило процесс городообразования. Так, село Иваново получило статус города лишь в 1871 году, когда оно окончательно освободилось от всех своих обязательств по отношению к его бывшему владельцу графу Шереметеву.

В административном отношении европейская часть России делилась на 47 губерний и 5 областей (Астраханская, Таврическая, Кавказская, земля Войска Донского и земля Войска Черноморского). В дальнейшем численность губерний увеличилась за счет деления некоторых из них и присоединения новых территорий. Области Астраханская и Таврическая получили статус губерний. Сибирь по административному делению 1822 года была разделена на Тобольскую, Томскую, Омскую, Иркутскую, Енисейскую губернии и Якутскую область. В 50-х годах XIX в. были образованы еще Камчатская, Забайкальская, Приморская и Амурская области.5

Роль и значение кадрового потенциала в решении национальной политике и межнациональных отношений

Исследование этой проблемы показало, что в ее положительном решении исключительно важное значение играет кадровый потенциал, то есть тех работников, которые непосредственно участвуют в развитии и стабилизации национальных и межнациональных отношений.

В этой связи приоритетная роль принадлежит подбору руководящих кадров по деловым качествам, а не по национальным признакам, что в любом государстве считалось и считается особым определением его высокой нравственности. В республиках, краях и областях бывшего СССР старались придерживаться принципа подбора и назначения руководящих кадров во всех областях народного хозяйства, партийных, советских и других общественных органов с учетом здравого сочетания их национальностей. Этот процесс контролировался как партийными, так и советскими органами.

В процессе работы над этой проблемой мы детально исследовали несколько наиболее крупных республик бывшего СССР в рамках нашего периода - 1953-2003 годов. Так, например, в Центральном Комитете Компартии Белоруссии среди заведующих отделами кроме белорусов и русских в некоторые периоды работали и украинцы. Так, на 1 января 1960 года белорусов было 4 (50 процентов), русских 3 (37,5 процента), украинцев - 1 (12,5 процента).1 Удельный вес белорусов в этой должностной группе имел тенденцию к росту. На 1 января 1975 года белорусов было 8 (61,5 %), русских 5 (38,5 %). Белорусы заведовали отделами науки и учебных заведений, культуры, тяжелой промышленности и транспорта, химической и легкой промышленности, строительства и городского хозяйства, пищевой промышленности, административных органов, организационно-партийной работы. Русские -отделами пропаганды и агитации, зарубежных связей, сельского хозяйства, торговли и бытового обслуживания, общим.2 На 1 января 1985 года белорусы заведовали 10 отделами (это 62,5 %), русские 6 (это 37,5 %).3

Среди секретарей обкомов партии Украины (на 1 января 1 960 г. -114 чел., на 1 января 1985 г. - 126 человек) кроме украинцев и русских статистика зафиксировала белорусов (на 1 января соответствующего года: 1980 г. - 1; 1985 г. - 2).4 В 60-е годы среди секретарей обкомов партии Украины - украинцев было от 78 до 82 процентов, в 70-е - от 82 до 85 (а на 1 января 1975 г. - 87 процентов). На 1 января 1985 года этот показатель снизился до 78,5 процента. Но удельный вес секретарей обкомов титульной нации был значительно выше ее удельного веса в составе КПУ.5 Удельный вес первых секретарей обкомов - украинцев в течении исследуемого периода был еще выше, чем секретарей в целом. Он не опускался ниже 84 процентов, а на 1 января 1970 года их было 88 процентов, на 1 января 1980 года - 92 процента.6 Таким образом, удельный вес первых секретарей обкомов партии - украинцев был на 20, в некоторые периоды на 26 процентов выше удельного веса украинцев в Компартии Украины. Это важно отметить, так как именно эти 21-23 человека правили республикой. Среди секретарей, и первых в том числе, обкомов КПУ был, как видим, представлен только славянский суперэтнос.

Национально-культурная политика партии и государства в отношении народов ссср и Российской Федерации

При исследовании данной проблемы, прежде всего необходимо отметить, что в условиях экономического и культурного развития наций существует определенное неравенство и в системе международных отношений. При разработке стратегии хозяйственной жизни важно учитывать природные особенности и производственную инфраструктуру. Так, например, республика Беларусь отстает от своих соседей в развитии экономики в несколько раз, однако ее природные условия благоприятны для легкой и пищевой промышленности, лесного хозяйства и деревообрабатывающей отрасли, туризма и т.д. Диспропорция в развитии инфраструктуры в республиках, нарушение принципов социальной справедливости в отношениях внутри национальных образований и между ними, беспокоит национальное сознание, зачастую ведут его к частичному соединению с религиозными и патриархально-родовыми традициями, к появлению национальной замкнутости. Имели место грубые нарушения суверенных прав союзных республик, бесправие автономных образований, отставание в развитии национальных культур, кризисное или предкризисное состояние многих форм культурного развития и обогащения народов СССР, и в частности, народов Белоруссии, Украины, России.

Среди многих форм национально-культурной политики государства являются памятники архитектуры и искусства. Поэтому организация дела по охране памятников архитектуры, искусства является важнейшей составляющей национальных и межнациональных отношений в СССР в исследуемый период. В этой связи 23 января 1963 года министр культуры Фурцева направила записку в ЦК КПСС о состоянии охраны памятников в стране, их пропаганде и изучению При этом она подчеркнула, что в этом деле имеются самые серьезные недостатки. Среди них Е. Фурцева назвала основной и наиболее серьезной - ведомственную разобщенность в системе охраны памятников культуры. Как следствие этого в ряде союзных республик (УССР, БССР, Армянской ССР, Литовской ССР и др.) дело охраны памятников находится в ведении Госстроя республик (памятники архитектуры) и министерства культуры (памятники искусства), нет единой системы подчинения и в сети реставрационных мастерских.

Учитывая такое положение министр культуры СССР информировала ЦК КПСС о случаях крайне безответственного отношения местных органов охраны ценнейших памятников культуры и исполкомов Советов депутатов трудящихся к их сохранению. Так, Совет Министров Белоруссии по представлению исполкома Витебского горсовета от 23 сентября 1961 года принял решение об исключении из списков памятников, принятых на государственную охрану, ценнейшего произведения древнерусского зодчества XII века, памятника общесоюзного значения - бывшей церкви Благовещения. В декабре 1 961 года по указанию горисполкома памятник был разрушен почти до основания. Щебень от стен XII века использовался на строительстве дорог. Совет Министров республики от 8 января 1962 года пересмотрел свое решение и восстановил в списках памятник, от которого осталась лишь часть стен.

Обострение межнациональных конфликтов. В середине 80-х годов в состав СССР входили 15 союзных республик: Армянская, Азербайджанская, Белорусская, Грузинская, Казахская, Киргизская, Латвийская, Литовская, Молдавская, РСФСР, Таджикская, Туркменская, Узбекская, Украинская и Эстонская. На его территории проживали свыше 270 млн. человек - представители свыше ста наций и народностей. По мнению официального руководства страны, в СССР был решен в принципе национальный вопрос и произошло фактическое выравнивание республик по уровню политического, социально-экономического и культурного развития. Между тем непоследовательность национальной политики породила многочисленные противоречия в межнациональных отношениях. В условиях гласности эти противоречия переросли в открытые конфликты. Экономический кризис, охвативший весь народнохозяйственный комплекс, усугублял межнациональную напряженность.

Неспособность центральных властей справиться с экономическими трудностями вызывала растущее недовольство в республиках. Оно усиливалось в связи с обострением проблем загрязнения окружающей среды, ухудшением экологической обстановки из-за аварии на Чернобыльской АЭС. Как и прежде, неудовлетворенность на местах порождалась недостаточным вниманием союзных органов власти к потребностям республик, диктатом центра при решении вопросов локального характера. Силами, объединяющими местные оппозиционные силы, были народные фронты, новые Политические партии и движения («Рух» на Украине, «Саюдис» в Литве и др.). Они стали главными выразителями идей государственного обособления союзных республик, их выхода из состава СССР. Руководство страны оказалось не готовым к решению проблем, вызываемых межнациональными и межэтническими конфликтами и ростом сепаратистского движения в республиках.

В 1986 г. прошли массовые митинги и демонстрации против русификации в Алма-Ате (Казахстан). Поводом для них послужило назначение Г. Колбина, русского по национальности, первым секретарем Компартии Казахстана. Открытые формы приняло общественное недовольство в республиках Прибалтики, на Украине, в Белоруссии. Общественность, возглавляемая народными фронтами, требовала обнародования советско-германских договоров 1939 г., публикации документов о депортациях населения из прибалтийских государств и из западных районов Украины и Белоруссии в период коллективизации, о массовых захоронениях жертв репрессий под Куропатами (Белоруссия). Участились вооруженные столкновения на почве межэтнических конфликтов.

В 1988 г. начались военные действия между Арменией и Азербайджаном из-за Нагорного Карабаха - территории, населенной по преимуществу армянами, но находившейся в составе АзССР. Вооруженный, конфликт между узбеками и турками-месхетинцами вспыхнул в Фергане. Очагом межнациональных столкновений стал Новый Узень (Казахстан). Появление тысяч беженцев - таков был один из результатов происшедших конфликтов. В апреле 1989 г. в течение нескольких дней проходили массовые демонстрации в Тбилиси. Главными требованиями демонстрантов являлись проведение демократических реформ и независимость Грузии. За пересмотр статуса Абхазской АССР и выделение ее из состава Грузинской ССР выступило абхазское население.



«Парад суверенитетов». С конца 80-х годов усилилось движение за выход их состава СССР в республиках Прибалтики. На первых порах оппозиционные силы настаивали на признании родного языка в республиках официальным, на принятии мер для ограничения численности лиц, переселяющихся сюда из других регионов страны, и на обеспечении реальной самостоятельности местных органов власти. Теперь на первое место в их программах вышло требование обособления экономики от общесоюзного народнохозяйственного комплекса. Предлагалось сосредоточить управление народным хозяйством в местных управленческих структурах и признать приоритет республиканских законов перед общесоюзными. Осенью 1988 г. на выборах в центральные и местные органы власти Эстонии, Латвии и Литвы одержали победу представители народных фронтов. Своей главной задачей они объявили достижение полной независимости, создание суверенных государств. В ноябре 1988 г. Декларацию о государственном суверенитете утвердил Верховный Совет Эстонской ССР. Идентичные документы были приняты Литвой, Латвией, Азербайджанской ССР (1989 г.) и Молдавской ССР (1990 г.). Вслед за объявлениями о суверенитете состоялись избрания президентов бывших союзных республик.

12 июня 1990 г. I Съезд народных депутатов РСФСР принял Декларацию о государственном суверенитете России. В ней законодательно закреплялся приоритет республиканских законов над союзными. Первым президентом РФ стал Б. Н. Ельцин, вице-президентом - А. В. Руцкой.

Декларации союзных республик о суверенитете поставили в центр политической жизни вопрос о дальнейшем существовании Советского Союза. IV съезд народных депутатов СССР (декабрь 1990 г.) высказался за сохранение Союза Советских Социалистических Республик и его преобразование в демократическое федеративное государство. Съезд принял постановление «Об общей концепции союзного договора и порядке его заключения». В документе отмечалось, что основой обновленного Союза станут принципы, изложенные в республиканских декларациях: равноправие всех граждан и народов, право на самоопределение и демократическое развитие, территориальная целостность. В соответствии с постановлением съезда был проведен всесоюзный референдум для решения вопроса о сохранении обновленного Союза как федерации суверенных республик. За сохранение СССР высказались 76,4% общего числа участвовавших в голосовании лиц.

Финал политического кризиса. В апреле - мае 1991 г. в Ново-Огарево (подмосковной резиденции президента СССР) состоялись переговоры М. С. Горбачева с руководителями девяти союзных республик по вопросу о новом союзном договоре. Все участники переговоров поддержали идею создания обновленного Союза и подписания такого договора. Его проект предусматривал создание Союза Суверенных Государств (ССГ) как демократической федерации равноправных советских суверенных республик. Намечались перемены в структуре органов власти и управления, принятие новой Конституции, изменение избирательной системы. Подписание договора было назначено на 20 августа 1991 г.

Публикация и обсуждение проекта нового союзного договора углубили раскол в обществе. Приверженцы М. С. Горбачева видели в этом акте возможность снижения уровня конфронтации и предотвращения опасности гражданской войны в стране. Руководители движения «Демократическая Россия» выдвинули идею о подписании временного договора сроком до одного года. За это время предлагалось провести выборы в Учредительное собрание и передать ему на решение вопрос о системе и порядке формирования общесоюзных органов власти. Группа ученых-обществоведов выступила с протестом против проекта договора. Подготовленный к подписанию документ был расценен как результат капитуляции центра перед требованиями национал-сепаратистских сил в республиках. Противники нового договора справедливо опасались, что демонтаж СССР вызовет распад существующего народнохозяйственного комплекса и углубление экономического кризиса. За несколько дней до подписания нового союзного договора силами оппозиции была предпринята попытка положить конец политике реформ и остановить развал государства.

В ночь на 19 августа президент СССР М. С. Горбачев был отстранен от власти. Группа государственных деятелей заявила о невозможности М. С. Горбачева в связи с состоянием его здоровья исполнять президентские обязанности. В стране вводилось чрезвычайное положение сроком на 6 месяцев, запрещались митинги и забастовки. Было объявлено о создании ГКЧП - Государственного комитета по чрезвычайному положению в СССР. В его состав вошли вице-президент Г. И. Янаев, премьер-министр В. С. Павлов, председатель КГБ В. А. Крючков, министр обороны Д. Т. Язов и другие представители властных структур. ГКЧП объявил своей задачей преодоление экономического и политического кризиса, межнациональной и гражданской конфронтации и анархии. За этими словами стояла главная задача: восстановление порядков существовавших в СССР до 1985 г.

Центром августовских событий стала Москва. В город были введены войска. Устанавливался комендантский час. Широкие слои населения, в том числе многие работники партийного аппарата, не оказали поддержки членам ГКЧП. Президент России Б. Н. Ельцин призвал граждан поддержать законно избранные власти. Действия ГКЧП были расценены им как антиконституционный переворот. Объявлялось о переходе в ведение российского президента всех расположенных на территории республики общесоюзных органов исполнительной власти.

22 августа члены ГКЧП были арестованы. Одним из указов Б. Н. Ельцина прекращалась деятельность КПСС. 23 августа был положен конец ее существованию как правящей государственной структуры.

События 19-22 августа приблизили распад Советского Союза. В конце августа заявили о создании самостоятельных государств Украина, а затем и другие республики.

В декабре 1991 г. в Беловежской пуще (БССР) состоялось совещание руководителей трех суверенных государств - России (Б. Н. Ельцин), Украины (Л. М. Кравчук) и Белоруссии (С. С. Шушкевич). 8 декабря они заявили о прекращении действия союзного договора 1922 г. и об окончании деятельности государственных структур бывшего Союза. Тогда же была достигнута договоренность о создании СНГ - Содружества Независимых Государств. Союз Советских Социалистических Республик перестал существовать. В декабре того же года к Содружеству Независимых Государств присоединились еще восемь бывших республик (Алма-Атинское соглашение).

Перестройка, задуманная и осуществленная частью партийно-государственных лидеров с целью демократических перемен во всех сферах жизни общества, закончилась. Ее главным итогом стали распад некогда могучего многонационального государства и завершение советского периода в истории Отечества. В бывших республиках СССР образовались и действовали президентские республики. Среди руководителей суверенных государств находились многие бывшие партийные и советские работники. Каждая из прежних союзных республик самостоятельно искала пути выхода из кризиса. В Российской Федерации эти задачи предстояло решать президенту Б. Н. Ельцину и поддерживавшим его демократическим силам.

Глава 42. Россия в 90-е годы XX в.

С конца 1991 г. на международной политической арене появилось новое государство - Россия, Российская Федерация (РФ). В его составе находилось 89 субъектов Федерации, включая 21 автономную республику. Руководству России предстояло продолжить кyрс на демократическое преобразование общества и создание правового государства. В числе первоочередных задач было принятие мер по выходу страны из экономического и политического кризиса. Надлежало создать новые органы управления народным хозяйством, сформировать российскую государственность.

Предпосылки распада СССР.

1) Глубокий социально-экономический кризис, охвативший всю страну. Кризис привел к разрыву экономических связей, породил у республик стремление "спасаться в одиночку".

2) Разрушение советской системы - резкое ослабление центра.

3) Распад КПСС.

4) Обострение межнациональных отношений. Национальные конфликты подорвали государственное единство, став одной из причин разрушения союзной государственности.

5) Республиканский сепаратизм и политическая амбициозность местных лидеров.

Распад КПСС, цементирующей силы политической системы, всей союзной государственности шел не только по идейной, но и по национальной линии:

а) конец 1989-1990 гг. - выход из КПСС прибалтийских компартий.

б) 1990 г. - создание КП РСФСР (в составе КПСС).

в) 1990-1991 гг. - многопартийность. В январе 1991 г. в Харькове проходит Демократический конгресс (47 партий и движений из 12 республик), который предложил выразить недоверие правительству и президенту, бойкотировать референдум 17 марта и распустить СССР.

Ослабление власти советов - следующий этап ослабления центра.

Национальные конфликты - " разбегание" республик, парад суверенитетов:

а) 1988 г. - оппозиция в Прибалтике берет курс на выход из СССР. "Саюдис" в Литве, фронты в Латвии и Эстонии (позднее они победят на выборах).

б) 1988 г. - начало армяно-азербайджанского конфликта по поводу принадлежности Нагорного Карабаха. Большие жертвы, свыше 800 тыс. беженцев. Беспомощность союзных структур.

в) 1990 г. - республики принимают Декларацию о суверенитете (в том числе и Россия), заявляют о преимуществе своих законов перед союзными. Первой была Литва - 11 марта 1990 г. объявившая о суверенитете в нарушении закона СССР о порядке выхода республик из СССР.

Демократическим путем удержать власть союзный центр уже не может и прибегает к военной силе: Тбилиси - сентябрь 1989 г., Баку - январь 1990 г., Вильнюс и Рига - январь 1991 г., Москва - август 1991. Кроме того - межнациональные конфликты в Средней Азии (1989-1990 гг.): Фергана, Душанбе, Ош и др.

Последней каплей, подтолкнувшей партийно-государственное руководство СССР к выступлению, была угроза подписания нового Союзного договора, который был выработан в ходе переговоров представителей республик в Ново- Огарево.

Новоогаревский процесс:

1990-1991 гг. - обсуждение нового Союзного договора (первый вариант: широкие полномочия республик при сохранении единого государства).

23 апреля 1991 г. в Ново-Огарево состоялись переговоры Горбачева с руководителями девяти союзных республик по вопросу о новом союзном договоре. Все участники переговоров поддержали идею создания обновленного Союза и подписания такого договора. Его проект предусматривал создание Союза суверенных государств (ССГ), как демократической федерации равноправных советских суверенных республик. Намечались перемены в структуре органов власти и управления, принятие новой Конституции, изменение избирательной системы. Подписание договора было назначено на 20 августа 1991 года.



Некоторые из республик отказались подписывать даже этот достаточно либеральный договор и объявили о создании независимых государств (Литва, Латвия, Эстония, Молдова, Грузия и Армения).

Августовский путч 1991 г. и его провал.

Переворот был крайне плохо организован, отсутствовало деятельное оперативное руководство. Уже 22 августа он потерпел поражение, а сами члены ГКЧП были арестованы. Министр внутренних дел Пуго застрелился.

Главной причиной провала государственного переворота являлась решимость масс защитить свои политические свободы.

Заключительный этап распада СССР. (сентябрь - декабрь 1991 гг.).

Попытка государственного переворота резко ускорила распад СССР, привела к утрате Горбачевым авторитета и власти, к заметному усилению популярности Ельцина. Деятельность КПСС была приостановлена, а затем прекращена. Горбачев оставил пост Генерального Секретаря ЦК КПСС и распустил ЦК. В последовавшие за путчем дни 8 республик заявили о своей полной независимости, а три Прибалтийские республики добились признания со стороны СССР. Произошло резкое сокращение компетенции КГБ, было объявлено о его реорганизации.



1 декабря 1991 г. более 80 % населения Украины высказалось за независимость своей республики.

8 декабря 1991 г. - Беловежское соглашение (Ельцин, Кравчук, Шушкевич): было заявлено о прекращении действия Союзного договора 1922 г. и об окончании деятельности государственных структур бывшего Союза. Россия, Украина и Белоруссия достигли договоренности о создании Содружества Независимых Государств (СНГ). Три государства приглашали все бывшие республики вступить в СНГ.

21 декабря 1991 г. - на встрече в Алма-Ате, куда, как и на предыдущую встречу, Горбачев приглашен не был, к СНГ присоединились 8 республик. Была принята Декларация о прекращении существования СССР и о принципах деятельности СНГ. 25 декабря Горбачев объявил о сложении с себя функций президента в связи с исчезновением государства. В 1994 г. в СНГ вошли Азербайджан и Грузия.

15 мая 1992 г. в Ташкенте был подписан Договор о коллективной безопасности стран-членов СНГ (его подписали 6 стран, позднее к договору присоединились Белоруссия, Киргизия и Грузия).

В 1992 г. начался вывод российских войск из стран ближнего зарубежья: Прибалтики, Грузии, Молдовы, Таджикистана и Армении. Вместе с тем военные конфликты, разгоревшиеся в ряде республик бывшего СССР (Грузия, Молдова, Таджикистан), вынудили российское руководство оставить на их территории часть своих войск в качестве миротворческих сил.

После прихода в конце 1995 г. к руководству МИД РФ Е.М. Примакова отношения России со странами СНГ стали более плодотворными. 29 марта 1996 г. между Россией, Белоруссией, Казахстаном и Киргизией был подписан Договор об урегулировании интеграции в экономической и гуманитарной областях. В мае 1997 г. Россия и Украина подписали Договор о дружбе, сотрудничестве и партнерстве.

2 апреля 1996 г. в Москве был подписан «Договор об образовании Сообщества Белоруссии и России», который предусматривал воссоздание в 1996- 1997 гг. единого экономического и финансового пространства. 2 апреля 1997 г. Сообщество было преобразовано в Союз России и Белоруссии, а 23 мая подписан Устав Союза. 8 декабря 1999 г. был подписан «Договор о создании союзного государства», который 22 декабря 1999 г. был принят Государственной Думой и 2 января 2000 г. ратифицирован и.о. Президента России В.В. Путиным.

37. Россия после распада СССР: экономическое и политическое развитие.

После событий августа 1991г. российское руководство взяло под свой контроль союзные министерства и ведомства. На место арестованных по “делу ГКЧП” министров были назначены политические марионетки, формально возглавлявшие их до распада Союза ССР. По указу президента РСФСР Ельцина 6 ноября 1991 г. КПСС была запрещена, а ее имущество конфисковано.

Однако положение российского руководства во многом зависело от позиции республиканских лидеров. Некоторые из них, наиболее амбициозные, воспользовались ситуацией для усиления автономии своих регионов. В российских же областях и районах указами Ельцина были назначены главы местных администраций.
Руководство правительством президент России взял на себя, но экономический блок вопросов находился в ведении первого вице-премьера Е.Т. Гайдара, ставшего проводником т.н. “шоковой терапии”.

21 сентября 1993 г. Б. Ельцин подписал указ о поэтапной конституционной реформе, предусматривавший роспуск Съезда народных депутатов РФ, Верховного Совета РФ и проведение 11-12 декабря того же года выборов в новый орган представительной власти – Государственную Думу. Фактически Ельцин совершил государственный переворот. Руководство Верховного Совета и Конституционный Суд признали действия президента неконституционными.

Серией указов Ельцин повсеместно прекратил деятельность Советов как органов государственной власти. По новой Конституции, утвержденной референдумом, Россия объявлялась президентской республикой с необычайно широкими полномочиями главы государства. Законодательная власть была представлена Федеральным Собранием из двух палат: Совета Федерации из назначенных президентом глав российских областей и избранных руководителей республик и Государственной Думы, депутаты которой избирались всенародным голосованием. Исполнительную власть должно было осуществлять правительство, глава которого утверждался Думой по представлению Президента.
Выборы в Думу, победу на которых одержал проправительственный блок “Выбор России” Е. Гайдара и утверждение новой Конституции способствовали стабилизации внутриполитической ситуации. С подачи президентской администрации Государственная Дума приняла решение об амнистии лицам, находившимся под следствием в связи с событиями 1991-1993 гг. В апреле 1994 г. различные политические силы подписали т.н. « Договор об общественном согласии».
Еще 31 марта 1992 г. в Москве был подписан Федеративный договор, определивший принципы взаимоотношений федерального центра и республик. По этому договору национальные республики в составе России получали ряд существенных преимуществ по сравнению с российскими областями. Однако и в таком виде договор не был подписан руководителями Татарстана и Чечни.
В основе противоречий лежала борьба за бывшую союзную собственность. Особенно напряженно развивались взаимоотношения федерального центра и Чечни, образованной осенью 1991 г. вследствие раздела Чечено-Ингушской АССР. Президент Чечни Д. Дудаев инициировал захват военных складов бывшей Советской Армии, ликвидировал местные отделения МВД и ФСБ, добился вывода частей российской армии из республики. Возможность переговоров с Дудаевым Б. Ельциным была упущена. Ставка была сделана на вмешательство силовых структур. Военная операция оказалась плохо подготовленной, руководителям государства недоставало единства воли.В январе 1997 г. А. Масхадов был избран президентом “Ичкерии” и им был взят курс на полную независимость республики от России.
Экономическая политика Ельцина-Гайдара, т.н. “шокотерапия”, включала в себя следующие направления: 1.Разовое введение свободных цен с января 1992 г., что должно было определить рыночную стоимость товаров, ликвидировать товарный дефицит и ввести механизм конкуренции между предприятиями и заставить людей “зарабатывать деньги”; 2.Либерализация торговли, которая должна была ускорить товарооборот; 3.Приватизация госпредприятий и жилья с целью создания слоя собственников и установления стимулов к предпринимательской деятельности; 4.Реформирование банковской системы, образование частных банков с целью создания условий для более эффективного оборота денежной массы.
«Рецепты» для оздоровления экономики вырабатывались с учетом мнения зарубежных консультантов. В прожектах Ельцина-Гайдара содержался значительный элемент авантюризма, легковесности, социальной демагогии и откровенной лжи.
Отпуск цен при полной монополизации рынка товаров подстегнул инфляцию – за 1992 г. цены возросли в 36 раз! Обесценились сберегательные вклады населения. Сильно пострадали промышленные и сельскохозяйственные предприятия, утратившие оборотные средства. Кризис неплатежей потряс экономику. Вместо развития товарно-денежных отношений в России был сделан шаг назад, к примитивному бартеру.
Более благоприятные последствия имела либерализация торговли. Стали возникать товарно-сырьевые биржи, оптовые и мелкооптовые рынки. Крупные и мелкие торговцы - «челноки» заполнили рынок относительно дешевыми зарубежными товарами. Крупные капиталы стали складываться в сфере торговли алкогольными и табачными изделиями.
Осенью 1992 г. развернулась кампания по приватизации государственных предприятий в сфере промышленности и торговли. Каждый гражданин получал приватизационный чек – ваучер, который впоследствии можно было самостоятельно обменять на акции приватизируемых предприятий либо доверить чек частному чековому инвестиционному фонду /ЧИФВ целом, ваучерную кампанию можно назвать крупнейшей аферой ХХ века.
Одним из наиболее циничных методов передачи за бесценок в частные руки крупных объектов государственной собственности стали т. н. залоговые аукционы. С помощью нечистых на руку правительственных чиновников, включая министров. были розданы нефтедобывающие и горнорудные предприятия, чья экспортная продукция приносила миллиардные прибыли в валюте. Именно таким образом составили себе состояния российские миллиардеры М. Ходорковский, В. Потанин, Р. Абрамович и другие.
Появление сети частных банков не способствовало складыванию устойчивого рынка капиталов.

Подавляющее большинство населения оказалось разорено. Сильный удар был нанесен по промышленному и сельскохозяйственному производству. За 5 лет /1992-1997 гг./ по официальным оценкам производство сократилось на 50%.Особенно пострадала т. н. «оборонка». За годы «реформ» практически не происходило обновления основных производственных фондов. Усилилось технологическое отставание российской промышленности от западной. Российский производитель оказался «задавлен» дешевым зарубежным импортом. Чрезвычайно усилилась зависимость отечественной экономики от колебания цен на энергоносители на мировом рынке.
Нестабильность политической и экономической ситуации в стране, постоянные изменения условий хозяйствования способствовали постоянному оттоку капиталов за рубеж. Крупный заемщик у международных кредитных организаций, Россия в
1990-е гг. стала одновременно донором мировой, прежде всего западной, экономики. По официальным оценкам, вывоз капиталов из России составлял до 2 млрд. долларов в месяц. При этом годовой бюджет страны в середине 1990-х гг. не превышал 20-25 млрд. долларов.
Социальные последствия экономических реформ оказались крайне тяжелыми для основной массы населения страны. Даже по официальным оценкам, 30% семей оказались за чертой бедности. При этом рост зарплаты долгие годы фактически был «заморожен».
Резкий разрыв в уровне доходов людей, слабость и непоследовательность действий правоохранительных органов способствовали увеличению числа правонарушений и преступлений. Выросло число тяжких и особо тяжких преступлений. Россия сегодня остается одной из самых крупных тюремных империй мира.
Сокращение бюджетного финансирования сферы здравоохранения, фактическая ликвидация системы диспансеризации, дороговизна лекарств, ухудшение условий жизни и труда способствовали росту т. н. социальных болезней. Уровень заболеваемости многими из них сегодня находится на пороге эпидемии.
Распад СССР в начале 1990-х гг. внес значительные изменения в расстановку сил на международной арене.
Сразу после ликвидации СССР Россия с согласия других участников СНГ объявила себя правопреемницей бывшего Союза: обязывалась соблюдать ранее подписанные международные договоры, брала на себя совокупный внешний долг СССР, подтверждала свое членство в международных организациях.
Со второй половины декабря 1991 г. новую Россию признало более 40 государств мира. Представитель России занял место СССР в Совете Безопасности ООН. Однако геополитические условия развития страны заметно ухудшились: Россия утратила многие военно-стратегические объекты, ранее обеспечивавшие безопасность страны. У России не осталось ни одного нефтяного терминала, значительные участки нефте- и газопроводов, позволяющих экспортировать эти виды ресурсов за рубеж, оказались в распоряжении правительств соседних стран, отношения с которыми развивались не всегда благоприятно.
Декларация об образовании СНГ стала лишь началом длительного процесса урегулирования взаимных отношений бывших союзных республик. Значительные трудности были порождены необходимостью раздела прежних единых энергосистем, железных дорог, трубопроводов. Возникли проблемы раздела зарубежного имущества СССР, делимитации границ и др.
Денежная реформа 1993 г. в России привела к распаду единого рублевого пространства на территории СНГ, что нанесло урон общим интересам. Договор о создании экономического союза стран СНГ того же года в качестве приоритетных задач поставил поэтапное формирование общего рынка, единого таможенного и валютного пространства.
Экономическая и военно-политическая слабость России заставляла лидеров государств СНГ искать новые внешнеполитические и внешнеэкономические ориентиры. Особую позицию заняло лишь новое правительство Белоруссии /А. Лукашенко/, отдавшее приоритет развитию отношений с Россией. Весьма трудно развиваются отношения с Украиной, Грузией, Азербайджаном. Отношения с Узбекистаном и Туркменией оказались на периферии внешней политики Российской Федерации.
Противоречиво развивались в 1990-е гг. отношения с США и участниками блока НАТО в целом. «Рецидивы мышления «холодной войны»/В. Путин/ оказались сильнее у западной стороны. В апреле 2000 г. Россия ратифицировала российско-американский договор СНВ-2, оставляющий у двух держав по 3500 ядерных боезарядов. Однако расширение блока НАТО на восток требует от российской дипломатии поиска адекватных ситуации мер.
Негативное влияние на международное положение России оказали первая и вторая чеченские кампании. Лишь крупные террористические акты в мире за последние годы наметили тенденцию к формированию согласованной позиции России и Запада.
Главными задачами внутренней и внешней политики правительства В.В. Путина (избран Президентом России в марте 2000 г.) стали политическая и экономическая стабилизация в стране, укрепление вертикали исполнительной власти, преодоление сепаратистских устремлений в регионах, обеспечение безопасности России и повышение ее авторитета на международной арене.
В ходе проведения антитеррористической операции в Чечне на всей территории республики было обеспечено восстановление конституционного порядка. Дальнейшими шагами по возвращению к нормальной жизни стали всеобщие президентские и парламентские выборы, создание условий для возвращения беженцев, оказание материальной помощи пострадавшим в конфликтах, восстановление народно-хозяйственного комплекса.
В 2000 г. в Российской Федерации было сформировано 7 федеральных округов во главе с назначаемыми Президентом представителями. Ускорена работа по приведению местного законодательства в соответствие с Конституцией РФ. Позднее был утвержден новый порядок формирования региональной власти, начата реформа местного самоуправления. Повышается роль политических партий в жизни общества, определены правовые основы деятельности некоммерческих общественных организаций.
Осуществляется военная реформа. К 2008 г. намечено сокращение срока службы по призыву до одного года, обеспечено право призывника на альтернативную военную службу. Неуклонно растут расходы на материальное обеспечение военнослужащих. Извлечены уроки из катастрофы АПЛ «Курск». Осуществляется модернизация обычных вооружений, совершенствуются силы ядерного сдерживания, возрождается военно-космический комплекс.
Совершенствуется законодательство. Утверждены Гражданский кодекс, Кодекс законов о труде, Уголовно-процессуальный кодекс, Земельный и др. Серьезные меры предпринимаются по повышению эффективности действий правоохранительных органов.
Продолжилось реформирование в области экономики и социальных отношений. Осуществляются налоговая, земельная, пенсионная реформы, в 2005 г. введен в действие закон о монетизации льгот. 5 сентября 2005 г. были определены главные национальные проекты в сфере жилищного строительства, здравоохранении, сфере образования, в сельском хозяйстве. Повышение качества жизни граждан впервые было объявлено приоритетом государственной политики. Остается актуальной задача борьбы с бедностью. Обеспечена экономическая стабилизация, намечены амбициозные планы по удвоению ВВП к 2010 г. Россия уверенно продвигается ко вступлению в ВТО. Успешно осуществляется реформирование банковской системы, ускоренными темпами погашается внешний долг страны.

Заметно активизировалась внешнеполитическая и внешнеэкономическая деятельность российского руководства. На пространстве аморфного СНГ созданы более эффективные межгосударственные образования. Новые угрозы объективно способствуют упрочению сотрудничества РФ и стран Запада. В 2006 г. Россия принимает на себя председательство в т.н. «Восьмерке». Усиливается экономическая интеграция. Осуществляются крупные международные проекты («Голубой поток», строительство Североевропейского газопровода).
По-прежнему сильны позиции России на рынке вооружений, в ядерной энергетике, имеются перспективы сотрудничества в развитии нефтегазовых месторождений и мировой энергетики в целом. Продолжена работа по укреплению границ РФ.