Оказание ссср военной помощи развивающимся странам. Взаимоотношения со странами "третьего мира". Новые заботы в Западной Европе

СССР и страны «третьего мира»

Советская внешнеполитическая доктрина 1953--1964 гг. предусматривала активный поиск взаимопонимания, налаживание добрососедских отношений со всеми государствами. Видное место в этом процессе принадлежало развивающимся странами, государствам «третьего мира». К ним относились страны, освободившиеся от колониальной и других форм зависимости и ставшие на путь независимости. Как правило, власть в этих странах принадлежала национальной буржуазии. Однако лидеры некоторых из них заявляли, что поддерживают социалистический выбор своих стран. В основе сотрудничества развивающихся стран с Советским Союзом лежало стремление получить поддержку на международной арене, экономическую и военную помощь.

К середине 1950-х гг. определились основные направления внешней политики развивающихся стран. Лидеры большинства из них стали следовать курсу неприсоединения к существующим в мире военно-политическим группировкам, открыто осуждать «холодную войну», выступать за ослабление международной напряженности, в поддержку национально-освободительной борьбы.

Широкую поддержку среди стран «третьего мира» нашли пять принципов мирного сосуществования («панча шила»), впервые сформулированные в соглашении о торговле между Индией и КНР, заключенном в апреле 1954 г. К ним относятся: 1) взаимное уважение территориальной целостности и суверенитета; 2) взаимное ненападение; 3) невмешательство во внутренние дела друг друга; 4) равенство и взаимные выгоды; 5) мирное сосуществование. Принципы были поддержаны первой конференцией стран Азии и Африки, которая состоялась в индонезийском городе Бандунге в апреле 1955 г.

С крупнейшей страной «третьего мира», которой являлась Индия, у Советского Союза с середины 1950-х гг. начали складываться дружественные отношения. Важным фактором такого сближения стал отказ Индии в сентябре 1954 г. войти в состав блока СЕАТО. Существенной вехой в становлении советско-индийских связей явилось подписание 2 февраля 1955 г. соглашения о строительстве с помощью СССР крупного металлургического комбината производительностью 1 млн т. стали в год в индийском городе Бхилаи. В июне этого же года премьер-министр Индии Дж. Неру с государственным визитом посетил Москву. Была достигнута договоренность об укреплении двусторонних связей в экономике, культуре, науке. Новым шагом в развитии связей со странами Азии явилась поездка советских руководителей -- лидера партии Н. Хрущева и главы правительства Н. Булганина в конце 1955 г. в Индию, Бирму и Афганистан. Визит в Москву в 1956 г. президента Индонезии А. Сухарно закрепил положительную динамику в отношениях СССР с этой страной. В том же году были установлены дипломатические отношения и подписаны соглашения об экономическом сотрудничестве СССР с Камбоджой и Цейлоном.

Активная внешняя политика Советского Союза в «третьем мире» имела впечатляющие результаты. Значительное число стран, в том числе таких крупных как, Индия, Индонезия, Бирма, Гана, Ирак, заняли общую с ним позицию по ряду важных международных проблем. С помощью Советского Союза в развивающихся странах строились предприятия, имеших ключевое значение для их дальнейшего индустриального развития: энергетические объекты, ирригационные системы, предприятия машиностроения и т. д. Н. Хрущев ввел в практику оказание значительной военной помощи развивающимся странам. В годы его пребывания у власти и в последующий период экспорт военных материалов из СССР резко возрос. К 1968 году советский экспорт военной техники составил уже около 30 % мирового экспорта оружия. Провозглашение развивающимися станами определенных идеологических принципов автоматически приводило к щедрым экономическим и финансовым вливаниям, поставкам вооружений со стороны СССР. оттепель международные отношения сотрудничество

В середине 1950-х годов Советский союз оказался вовлеченным в острейший кризис на Ближнем Востоке. В 1952 г. в результате национально освободительной революции к власти в Египте пришло правительство Г. А. Насера. Оно стремилось проводить самостоятельный внешнеполитический курс. Это привело страну к конфронтации с Западом, в первую очередь с Англией и Францией, которым принадлежал проходящий через египетскую территорию Суэцкий канал. Руководство Египта обратилось к Советскому Союзу с просьбой о поставках оружия. СССР сразу же откликнулся на это обращение. В июле 1956 г., после того как США отказались финансировать строительство Асуанской плотины, центрального объекта программы экономического развития страны, Египет национализировал Компанию Суэцкого канала. Этот шаг вызвал острую ответную реакцию со стороны западных стран. В ночь на 30 октября 1956 г. 100-тысячная израильская армия вторглась в пределы Египта. Днем английская и французская авиация подвергла бомбовому удару египетские города. 5 ноября войска Англии и Франции высадились в египетском порту Порт-Саид и начали оккупацию зоны Суэцкого канала.

Стремясь положить конец начавшейся войне, Советский Союз оказал сильнейшее давление на агрессоров. 5 ноября Советское правительство направило послание главам правительств Англии, Франции и Израиля с решительным требованием прекратить интервенцию. В послании значилось, что СССР готов «применением силы сокрушить агрессоров и восстановить мир на Востоке». Вооруженную акцию своих союзников осудили и США. Президент Д. Эйзенхауэр принял меры экономического и дипломатического характера с тем, чтобы заставить Англию, Францию и Израиль прекратить интервенцию. Под нажимом СССР и США военные действия в зоне Суэцкого канала были прекращены, а в конце 1956 г. -- начале 1957 гг. иностранные войска были выведены с территории Египта.

Позиция, занятая СССР во время Суэцкого кризиса, повысила его авторитет в арабском мире. В октябре 1958 г. Советский Союз заключил с Египтом соглашение об экономическом и техническом сотрудничестве. 23 октября этого же года СССР взял на себя обязательство участвовать в строительстве Асуанской плотины. Египту предоставлялись кредиты для оплаты поставок машин и оборудования. Советские финансовые вливания в египетскую экономику достигали колоссальных размеров. Они составляли половину всех затрат правительства Г. Насера на социально-экономическое развитие.

Тесные связи с Советским Союзом тем не менее не помешали руководителям Египта, а затем и Сирии объявить вне закона свои коммунистические партии.

Все больше внимание советская внешняя политика уделяла Африканскому континенту. 1960 г. вошел в историю как «год Африки». 17 государств континента получили независимость. Советский Союз наладил тесные связи с Гвинеей, Ганой, Мали, поддержал борьбу алжирского народа за независимость в 1954--1962 гг., а затем стал одним из наиболее близких союзников Алжирской Народной Республики. Неудачей закончилась попытка Советского Союза установить свое влияние в тропической Африке путем налаживания тесных связей с премьер-министром, провозгласившим в 1960 г. независимость Конго (современный Заир) П. Лумумбой. Лумумба был свергнут и убит.

Появление большого количества молодых независимых государств поставило вопрос о распространении влияния Советского Союза на эти страны, которые еще в недавнем прошлом были колониями Англии и Франции. С этой целью в 1960 г. в Москве был открыт Университет Дружбы народов им. П. Лумумбы, предназначенный для подготовки просоветски настроенных кадров для государств «третьего мира».

Все больше значение для развивающихся стран приобретала оказываемая Советским Союзом экономическая, финансовая и техническая помощь. При содействии СССР строилось и проектировалось около 500 промышленных предприятий и других объектов. Около 100 из них было введено в эксплуатацию до 1962 г. В целях экономического развития СССР предоставил развивающимся государствам кредиты, которые к 1963 г. составили около 3 млрд руб.

С начала 60-х годов «третий мир» превратился в арену конфронтации между Востоком и Западом. И СССР, и США стремились превратить его в свой политический и военно-стратегический плацдарм в борьбе друг против друга. Между Западом и Востоком развернулась острейшая политическая, идеологическая, психологическая и экономическая «холодная война» за влияние в «третьем мире». Соперничество сверхдержав явилось одной из причин многочисленных региональных конфликтов среди развивающихся стран, осложняло поиски их урегулирования.

4.4.1. СССР осуществлял последовательную поддержку национально-освободительных сил в развивающихся странах, провозгласивших ориентацию на социализм и сотрудничество с СССР . Эта политика была особенно активна в регионах, считавшихся непосредственной сферой влияния СССР. Ежегодная советская военная помощь Афганистану, Анголе, Кубе, Никарагуа, Эфиопии, Вьетнаму составляла 15 млрд. рублей. СССР активно занимался продажей оружия в развивающиеся страны (удерживая первое место в мире в течение последних 30 лет). Ежегодные поставки оружия осуществлялись на сумму 12 млрд. долларов (при этом, многие братские страны брали в долг, который исчислялся млрд. долларов).

4.4.2. В странах Азии, Африки и Латинской Америки противостояние СССР и США разворачивалось особенно широко, несмотря на разрядку. Соединенные Штаты, как и СССР, оказывало широкую помощь, в том числе военными специалистами, своим сторонникам в третьем мире. Эта борьба также отнимала у Советского Союза огромные средства.

4.4.3. В третьем мире интересы СССР столкнулись такжес интересами Китая , который заметно укрепил здесь свои позиции.

4.4.4. Вторжение в Афганистан. Во второй половине 70-х годов СССР продолжал глобализацию своей внешней политики, активизируя действия на Ближнем Востоке и в Африке (Анголе, Мозамбике, Эфиопии).

В 1979 г. произошел новый виток напряженности, связанный с вводом советских войск в Афганистан. Это была попытка изменить международный баланс сил в пользу социализма. При этом руководство во главе с Брежневым понимало, что своей интервенционистской акцией СССР противопоставил себя подавляющему большинству стран, прежде всего США и Китаю.

4.5. Обострение холодной войны. Используя афганский фактор, Запад развернул широкую антисоветскую кампанию. Почти все ведущие капиталистические страны объявили СССР научно-техническую блокаду, используя Комитет по экспортному контролю (КОКОМ), созданный в 1949 г. в целях ограничения экспорта новых технологий в социалистические страны. В 1980 г. американсцы бойкотировали ХХII Олимпийские игры, проходившие в Москве (в ответ СССР и его союзники проигнорировали Олимпиаду-84 в Лос-Анджелесе). В 1979-1980 гг. США развернули кампанию по размещению в Западной Европе нейтронного оружия. В 1984 г. Советский Союз на территории ЧССР и ГДР разместил ядерные ракеты среднего радиуса действия (СС-20).

В результате, в начале 80-х гг. мир вновь оказался в состоянии острой конфронтации, а основные усилия советской дипломатии были направлены на то, чтобы помешать развертыванию американских ракет средней дальности в Европе и реализации программы СОИ (стратегической оборонной инициативы ).

Итоги внешней политики.

4.6.1. За 1965-1985 гг. советская внешняя политика прошла сложный и противоречивый путь: от жесткой конфронтации с Западом к разрядке и от нее к новому обострению международной напряженности.

4.6.2. В ее основе лежали концепции идеологического противостояния и борьбы двух систем, а также стремление к обеспечению стабильного развития СССР.

4.6.3. В советской внешнеполитической концепции действовали тенденции, которые воспринимались на Западе как гегемонистские. Тезис о советской экспансии служил основой для сплочения государств иной социальной системы против СССР (прежде всего в рамках НАТО).

4.6.4. У советского руководства оказалось два серьезных достижения: обеспечение военно-стратегического паритета с США и политика разрядки первой половины 70-х годов. Но к началу 80-х гг. СССР втянулся в очередной виток гонки вооружений, который еще более подрывал и без того ослабленную советскую экономику. Международный кризис, в значительной степени вызванный действиями СССР в Афганистане, поставил мир на грань новой мировой войны.

ИТОГИ

5.1. В результате экономических реформ второй половины 60-х гг. и отказа от крайностей политики 40-х и 50-х гг., СССР в начале 70-х удалось активно развивать социальные, образовательные и прочие программы, благодаря чему удалось достичь ощутимого повышения уровня жизни населения ,.

5.2. В то же время, первоначальные попытки руководства во главе с Брежневым совместить административно-командную систему с материальным стимулированием показали, что возможности советской экономической модели были уже исчерпаны . Советская экономика (за исключением ВПК) осталась на индустриальной стадии, между тем, как экономика ведущих стран мира поднялась на стадию постиндустриальных научно-информационных технологий.

5.3. На смену реформе 1965 г. пришли контрреформы, усилившие централизацию и позиции ведомственной бюрократии. Возраставшее несоответствие директивного планирования и внеэкономических методов хозяйствования требованиям развитого индустриального и зарождавшегося научно-индустриального производства, вызывали объективную потребность в изменении экономических порядков в СССР.

5.4. Замедление экономического роста, свертывание социальных программ к началу 80-х годов в значительной степени было связано с проведением военно-стратегической и внешнеполитической линии на закрепление за СССР статуса супердержавы .

5.5. В целом, стремление населения и руководства страны к стабилизации в условиях советского социально-экономического и политического строя вылилось в тенденцию застоя . Нараставшие кризисные явления в экономике и внешней политике, находившиеся под спудом противоречия национальной политики свидетельствовали о приближении общего кризиса. При этом подобные процессы могли развиваться еще многие годы, поскольку реальный политический кризис в сложившейся духовной и социо-психологической атмосфере не угрожал властной системе.

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

  1. Охарактеризуйте основные черты застойных явлений в экономической и духовной жизни СССР.
  2. Покажите, в чем выражалось проявление инакомыслия в СССР и как власти реагировали на зарождение диссидентства в стране?
  3. В чем проявился кризис мировой социалистической ситемы?
  4. Чем объяснялись столь значительные вложения средств в развитие военно-промышленного комплекса СССР?

5. Ознакомьтесь с таблицей. Прокомментируйте представленные в ней данные. Сделайте вывод о характере развития советской экономики.

Таблица . Удельный вес средств производства и предметов потребления в общем объеме промышленного производства в СССР (1940-1986 гг.) и России (1992 г. 1 квартал 1994 г.), в процентах

Советское влияние в странах третьего мира возросло в 1960–1970-е годы. Продолжавшийся конфликт между арабскими странами и Израилем давал возможность Советскому Союзу бороться за влияние на Ближнем Востоке, хотя и был чреват возникновением все новых локальных конфликтов. Щедрая экономическая и военная помощь была оказана Египту. Потери вооружения, которые понесла эта страна во время войны с Израилем (1967), были быстро компенсированы из советских арсеналов; в Египте появились советские ракеты «земля – воздух», танки и бронетранспортеры, боевые корабли, прибывали военные советники. Однако после неудавшегося коммунистического путча в Судане президент Анвар Садат отказался от помощи СССР (1972). В 1976 египтяне расторгли договор о дружбе с СССР. Советский Союз ответил сближением с другими арабскими странами – Сирией, Ираком, Алжиром и Йеменом. С 1974 СССР стал выступать в поддержку Организации освобождения Палестины.

В Африке Советский Союз установил дружественные отношения с Сомали, где в 1974 разместил военно-морскую базу. Однако после того, как СССР оказал военную помощь Эфиопии в борьбе против сомалийцев и эритрейцев, эта база была закрыта. СССР добился значительного влияния в Анголе, бывшей португальской колонии (1975). Коммунистическая революция в Афганистане (1978) была враждебно встречена некоторыми мусульманскими племенами, и с декабря 1979 там началась война, в которую было вовлечено более 100 000 советских солдат.

Борьба за “Третий мир” была не менее важна для сверхдержав, чем соревнование в области ракетно-ядерных вооружений. Ситуация в Азии и Африке напоминала шахматную игру - СССР, США, Англия и Франция отыгрывали друг у друга клеточки стран, используя при этом свои и чужие армии, террористов и деньги.

Зависимость СССР от окружающего мира была велика, но она была все же меньше, чем зависимость стран Запада от “Третьего мира” - стран, не достигших еще стадии развитого индустриального общества. Здесь находились сырьевые источники промышленности Западной Европы и Америки. Контролируя “Третий мир”, можно было диктовать свою волю Западу и по существу контролировать мир. В то же время поражения в “Третьем мире” не только наносили СССР болезненные моральные удары, не только лишали его дополнительных ресурсов, но и позволяли Западу ставить под угрозу границы страны. Ощущение “империалистического окружения”, в котором находился СССР, усиливалось от того, что американские военные базы или антикоммунистические режимы существовали вдоль периметра советской границы. В ответ СССР пытался создать цепь своих опорных пунктов в регионах, жизненно важных для Запада - на Ближнем Востоке, в Южной Африке, в Латинской Америке и Юго-Восточной Азии.

Борьба за “Третий мир” была, таким образом, не менее важна для сверхдержав, чем соревнование в области ракетно-ядерных вооружений. Ситуация в Азии и Африке напоминала шахматную игру - СССР, США, Англия и Франция отыгрывали друг у друга клеточки стран, используя при этом свои и чужие армии, террористов и деньги. В середине 70-х гг. для СССР это была относительно безопасная игра на дальних подступах к его границам. Она помогала пропаганде рассуждать об успехах революционного процесса и затрудняла развитие Запада, во многом основанное на эксплуатации ресурсов “развивающихся стран”.

В “Третьем мире” дипломатия сверхдержав не отличалась принципиальностью. Любой владыка мог провозгласить свою “социалистическую ориентацию” и рассчитывать на советскую помощь. Отказ от просоветского курса, даже без изменения внутренней политики, обычно делал того же диктатора “другом демократии” в глазах Запада. “Пра­вила игры”, стремление отыграть как можно более широкую “сферу влияния”, заставляли помогать прежде всего тем странам, которые были действительно доведены до революции (либо до “революционного”, то есть антизападного, переворота). Социальный кризис в этих странах помогал СССР бороться с экономическим империализмом капиталистических стран. Конкурентом Советского Союза в этом оставался Китай, пытавшийся сплотить страны “Третьего мира” как против западной неоколониальной эксплуатации, так и против “советского гегемонизма”. Наличие у СССР собственных богатых ресурсов помогало до времени изображать бескорыстие в отношениях со странами “Третьего мира” и таким образом добиваться стратегических успехов. В 1981 г. СССР оказывал экономическую и техническую помощь 69 странам (включая такие “сла­боразвитые”, как Финляндия). Наибольший объем помощи приходился на Монголию (430 миллионов рублей), Кубу (357 миллионов) и Болгарию (332,5 миллионов). Но большинство этих стран поставляло в Советский Союз сырье по льготным ценам, так что помощь можно рассматривать не только как неизбежную плату за лояльность союзников, но и как форму расчета с партнерами. Росли поставки оружия “братским режимам”. В 1955-1968 гг. эти поставки составили сумму в 4,5 миллиарда долларов, в 1966-1975 гг. - 9,2 миллиарда, а в 1978-1982 гг. - 35,4 миллиарда, что даже с поправкой на инфляцию доллара означает большой рост. В первой половине 80-х гг. СССР осуществлял военные поставки в 36 стран. Они составляли треть поступления оружия в страны “Третьего мира”. Торговля этим товаром хорошо оплачивалась. Только Ирак заплатил за советское оружие в 80-е гг. 13 миллиардов долларов. В 80-е гг. бесплатные поставки оружия заметно сократились. Это означало, что оружие все меньше воспринималось как фактор экспансии и все больше - как бизнес. Конечно, СССР не отказался от переправки оружия своим союзникам, боровшимся с “империализмом”. В этом отношении Советский Союз и США мало отличались друг от друга.

Универсальным средством подрыва прозападных режимов после Второй мировой войны стала партизанская война. Блестяще осуществленная во Вьетнаме и на Кубе, партизанская война затем успешно применялась в Индокитае, в португальских колониях и в других странах. Несмотря на то, что в ряде случаев (Латинская Америка, Филиппины, Малайзия и др.) “империализму” удалось отбить нападение, борьба шла с переменным успехом.

Западный истеблишмент, не склонный к самокритичному анализу причин революционного процесса в “Третьем мире”, слишком многое “списывал” на происки КГБ по разжиганию подрывной активности (это касается и отношения к нонконформистским идеям в самих странах Запада). Между тем КГБ здесь пользовался уже возникшими движениями, как правило осторожно поддерживая их. Революция была обоюдоострым оружием и иногда ставила СССР перед фактом вспышки недовольства на территории союзника, переросшей в переворот или партизанскую войну. Тогда в дело вступала советская или кубинская поддержка (латиноамериканский сателлит СССР был еще более агрессивен в оказании “интернациональной помощи”).

Начиная с середины 1970-х годов, после ухода США из Вьетнама, сфера влияния Запада стала быстро сужаться. Распалась колониальная система Португалии, революционная волна снова докатилась до Центральной Америки - сторонники “социалистического выбора” победили в Никарагуа и на Гренаде, гражданская война разгорелась в Сальвадоре. Под напором исламского радикализма рухнул проамериканский режим в Иране. Вьетнам разгромил полпотовский режим в Кампучии и отбил попытку Китая “наказать” его за это.

“Социалистический лагерь” развивал успех, поддерживая “очаги революций”. Отказать в поддержке было нельзя - в другой раз “революционеры” могут не поверить, что СССР не оставит их в трудную минуту. Г.Арбатов вспоминает, как советник Брежнева А.Александров убеждал своего шефа продолжать военное вмешательство в Анголе: “ему Ангола напоминает Испанию 1935 года, и мы просто не можем остаться в стороне, не выполнить своего долга, какими бы не казались последствия...; тут Александров привел совершенно неожиданный для меня аргумент: ”А помните, Леонид Ильич, как вели себя американцы во время индо-пакистанского конфликта?” Брежнев очень эмоционально отреагировал, сказал о политике США что-то очень резкое”. Решение было принято, Анголу удалось удержать, что породило соблазн к продолжению подобного рода акций во все более широком масштабе: “В политике часто бывает, что если какой-то шаг, какая-то акция сходит с рук, вроде бы приносит почти успех, неизбежны повторения. До тех пор, пока не нарвешься на крупную неприятность”, - пишет Г.Арбатов. Такой неприятностью стал Афганистан.

Еще в 1977 г. советско-афганская граница была одной из самых надежных и спокойных. С 1919 г. афганские монархи демонстрировали самые добрые чувства к северному соседу и получали от него экономическую помощь и международную поддержку. Советско-афганские отношения можно было бы сравнить с советско-индийскими - разные общественные системы не мешают дружбе. Впрочем, дружба дружбой, а табачок врозь - за строительство промышленных объектов СССР получал твердую валюту, которой у Афганистана было не так много. Да и страна была одной из самых бедных - по уровню жизни она занимала 108 место из 129 стран “Третьего мира”. Это заставило президента М.Дауда, пришедшего к власти после свержение монархии в 1973 г., переориентироваться на богатого соседа - Иран. Шах Ирана был готов оказывать Афганистану значительную финансовую помощь, но с одним условием - страна должна быть свободна от коммунистического влияния. В Афганистане это влияние символизировала Народно-демократическая партия (НДПА), возникшая в 1965 г. и тут же расколовшаяся на три фракции - более радикальную “Хальк”(“Народ”), более умеренную “Парчам” (“Знамя”) и работавший в военной среде вместе с “халькистами” Объединенный фронт коммунистов Афганистана (ОФКА). Несмотря на то, что в 1977 г. “Хальк” и “Парчам” формально объединились, их члены и лидеры продолжали недолюбливать друг друга, и реальное взаимодействие фракций было не велико.

Выполняя рекомендации иранского шаха, Дауд удалил из правительства военных, считавшихся “левыми”. Это вызвало недовольство в армии, где было уже немало сторонников НДПА и ОФКА, предлагавших радикальный путь преодоления отсталости страны - переворот и “строительство социализма” с опорой на помощь СССР. В декабре 1977 г. власти провели аресты среди актива НДПА. 17 апреля был застрелен у своего дома один из лидеров НДПА М.Хайбар. Это убийство возмутило общественность, и на похороны Хайбара его партийным товарищам удалось собрать около 15 тысяч человек, что для Кабула очень много. Обеспокоенный ростом влияния НДПА, Дауд опасался, что шах Ирана сочтет его политику в отношении коммунистов слишком либеральной. 25 апреля он приступил к арестам оставшихся на свободе членов партии. Однако некоторые “левые”, принадлежащие к афганской элите, были посажены лишь под домашний арест. В этих условиях один из них - Х.Амин отдал приказ сторонникам НДПА в армии начать “революцию”. На следующий день 26 апреля и он оказался в тюрьме, но машина переворота была запущена.

Публицист Д.Волкогонов, не приводя аргументов, утверждает, что “советская военная разведка, традиционно сильная, знала о готовящемся заговоре, информировала свое руководство, Старую площадь, но “активного” участия, кроме как “рекомендациями”, в перевороте не принимала”. Последующие действия руководства СССР и характер дискуссий в Политбюро не подтверждают версию об участии советской стороны в перевороте даже “рекомендациями”.

О возможности “революции” Москва узнала от лидера умеренной фракции НДПА “Парчам” Б.Кармаля, который был очень недоволен развитием событий. Председатель КГБ Ю.Андропов был с ним в основном согласен. По словам заместителя Министра иностранных дел СССР Г.Корниенко ”для Москвы этот переворот был совершенно неожиданным... Позже лидер НДПА Тараки в беседе со мной откровенно говорил, что, хотя у них имелась возможность уведомить советских представителей в Кабуле о готовившемся перевороте, они сознательно не стали делать этого, так как опасались, что Москва попытается отговорить руководство НДПА от вооруженного выступления, ссылаясь на отсутствие в Афганистане в ту пору революционной ситуации”.

В 12 часов 27 апреля 1978 г. танки 4-й бригады под командованием майора М.Ватанджара открыли огонь по президентскому дворцу. Их поддержала авиация. После первых залпов Дауд сказал своим министрам: ”Кто хочет спасти свою жизнь, волен сделать это, покинув дворец.” Сам президент решил сражаться и до вечера отбивался от наседающих коммандос, поддержанных танковыми и авиациоными атаками. Когда заговорщики наконец ворвались в помещение, в котором находился президент, и потребовали сдать оружие, Дауд спросил, кто совершил переворот. В ответ офицер, руководивший группой солдат, ответил: ”НДПА возглавляет революцию”. Поняв, что в этом случае терять ему все равно нечего, Дауд выстрелил в офицера и был убит в завязавшейся перестрелке.

В результате переворота, провозглашенного революцией, к власти пришел Военно-революционный совет, вскоре преобразованный в Революционный совет во главе с лидером “халькистов” Н.Тараки. Его соперник из умеренной фракции “парчам” Б.Кармаль был избран заместителем председателя РС. Однако “революцию” совершили “халькисты”, а “парчамисты” наблюдали происходящее со стороны, и теперь присутствие этих “оппортунистов” в государственном руководстве вызывало недовольство радикально настроенных военных. Тем более, что несмотря на запрет фракционной деятельности “парчамисты” собрали свой отдельный съезд, где обсуждали согласованную политику фракции. Вскоре Б.Кармаль и другие лидеры “Парчам” были отправлены послами подальше от Афганистана, а в августе 1978 г. начались аресты “парчамистов”. Их лидеры, а также сторонники министра обороны, лидера ОФКА А.Кадыра были объявлены “врагами народа”, многие были расстреляны. Самого Кадыра пытали, и только вмешательство советских представителей помогло спасти ему жизнь. “Разоблачение” Кадыра и “парчамистов” привело к чистке армии, арестам среди умеренных членов НДПА. Все государственное руководство сосредоточилось в руках Н.Тараки и Х.Амина. Однако внутрипартийная борьба не стихала. Молодые сторонники Тараки во главе с организатором штурма дворца Дауда М.Ватанджаром добивались отстранения Х.Амина от руководства. Своего добиться им не удалось, и в сентябре эти лидеры “хальк” ушли в подполье.

Внутрипартийная борьба сопровождалась усилением конфронтации в афганском обществе. Попытка проведения радикальной аграрной реформы вызвала сопротивление - правительственные декреты противоречили традициям страны. Излишки земли конфисковывались у традиционных владельцев в пользу государства, а затем раздавались малоземельным крестьянам. Однако крестьяне часто не брали землю, считая такой передел несправедливым и противоречащим законам ислама. “Религиозные крестьяне считали, что земля уже поделена Аллахом”, - пишут А.Ляховский и В.Забродин. Боялись и мести феодалов. Недовольство вызвала и политика культурной унификации страны, насаждение языка и культуры национального большинства - пуштунов. В то же время попытки установить более жесткий контроль над кочевниками-пуштунами, мигрировавшими между Афганистаном и Пакистаном, поссорили новую власть и с ними. Введение контроля над ценами ухудшило положение со снабжением. Чтобы сломить саботаж и волнения, НДПА развернула террор против аристократии и торговцев, а затем и против всех, кто предпочитал слушать местного муллу или феодала, а не партийного функционера. По словам одного из лидеров НДПА Х.Амина “у нас 10 тысяч феодалов. Мы уничтожим их, и вопрос решен. Афганцы признают только силу. Репрессии приняли такие масштабы, что населению пришлось спасаться бегством. Если в 1973 г. в Пакистане находилось несколько сот эмигрантов из Афганистана, то в 1978 - уже 109900, в сентябре 1979 - 193 тысячи, в декабре - 402100 человек. Этим людям нужно было чем-то жить, многие из них хотели мстить коммунистам. Такая возможность им предоставилась - в Пакистан была направлена финансовая помощь США, Саудовской Аравии и Китая, которая позволила быстро сформировать военные лагеря. Из них партизанские группы стали перебрасываться в Афганистан. На смену стихийным бунтам против новой власти, происходившим уже с мая 1978 г., в начале 1979 г. пришла гражданская война. Действия партизан, встречавшие поддержку значительной части местного населения, распространялись на все большую территорию. К концу 1979 г. численность “моджахеддинов” или “моджахедов” (борцов за дело ислама) достигла 40 тысяч человек. Влияние радикальной оппозиции распространялось и на афганскую армию.

Революционеры в этой тяжелой обстановке связывали свои расчеты с СССР. Генерал Главпура Д.Волкогонов вспоминает о встрече “вождя афганской революции” с советской военной делегацией: ”Нур Мухаммед Тараки, глядя куда-то поверх наших голов, негромко говорил: Афганистан станет социалистической страной. Но будет это не скоро. У нас почти нет образованных людей. Вся надежда на армию... Помолчав, продолжил: в армии среди офицеров много наших врагов и предателей, но солдаты пойдут за НДПА. Но нам нечем им платить. Они полуголодные... СССР будем просить помочь. Передайте Брежневу, вы получили еще одного надежного союзника...” Кабульские мечтатели мыслили в тех же категориях, что и европейские революционеры XVIII в. - начала ХХ в.: в отсталой стране, опираясь на военную силу и подавляя заговоры, необходимо просветить население, силой повысить культурный уровень народа, после чего создать справедливый общественный строй. Различие заключалось в том, что европейцы не могли рассчитывать на помощь “старших товарищей”.

Афганским революционерам казалось, что они принесли СССР не новую головную боль, а геополитический подарок. Они уже видели себя на острие наступления “мирового социализма”. На переговорах с советской военной делегацией они предлагали поднять восстание белуджей в Пакистане и прорваться к Индийскому океану. “А значит этот выход будете иметь и вы... Только помогите нам... - вспоминает об этой встрече генерал Волкогонов, - Епишев молча выслушал, не реагируя на прожекты новых афганских руководителей, твердо заметив в конце:

Вы не о том говорите... Для вас сейчас главное - укрепить власть...” СССР не планировал экспансию на Юг.

К чести советского руководства можно сказать, что оно “упиралось” изо всех сил, стремясь избежать прямого участия советских войск в конфликте. Особенно интенсивно вопрос о советском вмешательстве стал обсуждаться в Политбюро ЦК КПСС после того, как 15 марта 1979 г. в Герате началось мощное восстание против режима НДПА. Н.Тараки и Х.Амин бомбардировали Москву просьбами о помощи. 17 марта Политбюро обсуждало этот вопрос в отсутствие Брежнева. Исходную посылку сформулировал А.Громыко: ”Мы ни при каких обстоятельствах не можем потерять Афганистан. Вот уже 60 лет мы живем с ним в мире и добрососедстве". Таким образом, первоначально ставились две задачи политики СССР в Афганистане - сохранение контроля над этой страной и поддержание добрососедских отношений с ней. Члены Политбюро не допускали, что эти задачи могут противоречить друг другу.

Реакция на просьбу афганского руководства о вводе в Афганистан советских войск была в Политбюро негативной. По словам Кириленко, “нам придется воевать в значительной степени с народом”. Косыгин считал, что следует усилить поставки оружия и продовольствия, но войска не вводить. “Религиозный фанатизм настолько бушует, - говорил Косыгин, - что они могут сплотиться на этой основе. Мне кажется, что нам надо и Тараки, и Амину прямо сказать о тех ошибках, которые они допустили. В самом деле, ведь до сих пор у них продолжаются расстрелы несогласных с ними людей. Почти всех руководителей не только высшего, но даже среднего звена из партии “Парчам” они уничтожили... Я считаю, что не следует афганское правительство подталкивать на то, чтобы оно обращалось к нам относительно ввода войск” . Развязанный в Афганистане террор вызывал у кремлевских старцев неприятные воспоминания о тревожной юности, о сталинских временах. Особенно активно за давление на афганское руководство с целью прекращения расстрелов и пыток выступал Кириленко. Но все же у Устинова уже был готов план ввода войск. И Косыгин, и Громыко не исключали такого исхода в крайнем случае.

Ученицы 11"Б" класса МБОУ лицея № 17,г. Костромы

Сорокина Анастасия Станиславовна

Бумажкина Яна Владиславовна

Термин «Холодная война»

Для начала разберёмся, откуда взялся термин «холодная война» и что он обозначает. «Холодная война» – Это «политика реакционных кругов империалистических государств, заключающаяся в нагнетании напряжённости, враждебности в отношениях с СССР и другими социалистическими странами». Так определяет этот термин русский языковед С.И. Ожегов. Более современное определение звучит так: «Этап в развитии отношений Восток-Запад (1945-1991 гг.), характеризующийся конфронтацией и повышенной враждебностью, недоверием друг к другу». Термин «холодная война» был введен в обращение Черчилем в ходе его выступления в Фултоне (США) 5 марта 1946 года, кстати, именно тогда его речь явилась символом начала «холодной войны». В своей речи он констатировал, что Европа оказалась разделенной и призвал западную цивилизацию объявить войну “коммунизму”.

Причины «Холодной войны»

После победоносного окончания войны СССР стал играть одну из главнейших ролей на мировой арене. Свидетельствует об этом и участие нашей страны в создании ООН, где СССР было определено место одного из постоянных членов Совета безопасности. Появляется и взаимное недоверие между Советским Союзом и США: CCCP обеспокоен ядерной монополией5 США, а американцы и англичане опасались советской армии – самой могущественной в мире. А также вышеуказанные страны запада были обеспокоены тем, что СССР начал терять облик врага. Рост симпатий к нашей стране значительно возрос после победы в Великой Отечественной войне. Увеличение экспансии6 породило у Сталина стремление к расширению границ страны.В общем, «холодные военные действия» начались со стороны Запада. Таким образом, выделяются две основные причины возникновения «холодной войны»: расширение сфер влияния СССР (доктрина сдерживания социализма) стремление к расширению границ Советского Союза (доктрина отбрасывания социализма).

Расширение сфер влияния СССР (доктрина сдерживания социализма)

В глазах мировой общественности СССР терял традиционный облик врага, ведь войска Красной Армии внесли решающий вклад в победу. В орбиту советского влияния вошли теперь Финляндия, Польша, Чехословакия, Румыния, Болгария, Венгрия, а также Балканы. Равномерно постепенно в Европе наступал коммунизм. В Греции шла гражданская война, а во Франции и Италии всё большее влияние на внутриполитическое положение оказывали местные коммунистические партии. В период с 1939 по 1946 года число коммунистов в Западной Европе выросло втрое. В Азии – в Китае, Индонезии, Бирме, на Филипинах, в Индонезии, в Индии развернулось мощное движение за независимость. В Китае шла гражданская война с перевесом в пользу коммунистов. Сохранили своё положение только Великобритания, хотя и с изрядно пошатнувшейся мощью, и США, которые вышли из войны небывало мощными. Штаты хотели помочь Европе уйти из хозяйственной послевоенной разрухи и тем самым предотвратить развитие коммунизма, в этой связи был разработан план Маршала. Американские лидеры объявили о своём намерении всячески сдерживать распространение коммунизма. «Советский Союз стремится к безграничному распространению своих сил и своих доктрин – это представляло большую опасность для великих принципов свободы и прав человека». В феврале 1947 года президент США Трумэн развернул конкретную программу мер по спасению Европы от советской экспансии («доктрина Трумэна»). В «доктрину Трумэна» входило создание Североатлантического союза (НАТО), который и образовался в 1949 году – это военно-политический блок, в который вошли США, Англия, Франция, Италия, Канада, Бельгия, Голландия, Португалия, Дания, Норвегия, Исландия, Люксембург. В 1952 году в НАТО вступили Греция и Турция, а в 1955 году ФРГ. Правительство США предложило Советскому Союзу и другим европейским странам принять участие в плане реконструкции и восстановлении Европы, однако СССР и под его нажимом другие восточноевропейские государства отказались от американского положения. Руководство СССР было озабочено не объединением усилий всех пострадавших от войны стран для скорейшего восстановления экономики мира, а созданием своей собственной, независимой от запада политико-экономической сферы, центром которой был бы Советский Союз, окружённый странами-сателлитами. Экономика этих стран в ближайшие послевоенные годы всё больше подчинялись советской экономике с тенденцией превращения в её придаток. Предусматривалось нанесение мощного военного удара США по СССР: намечалось сбросить 300 атомных бомб на 100 городов нашей страны. Как свидетельствуют рассекреченные документы, американские военные планы основывались на следующих положениях: война с СССР – реальность, если не удастся «отбросить» мировой социализм; СССР и его союзники не должны достигнуть уровня США в военном и экономическом отношении; США должны быть готовы первыми использовать ядерное оружие. В западной историографии начало «холодной войны» связывают с агрессивной послевоенной политикой Советского Союза. В последнее время сторонники этой версии появились и в нашей стране. Сказка об агрессии советского народа использовалась на Западе для определённого идеологического настроя населения. Выступая в Фултоне, Черчилль говорил, что русские уважают только военную силу и Запад должен перейти к созданию значительного перевеса военной мощи над СССР. Речь Черчилля успешно камуфлировала тот факт, что военная мощь Англии и США значительно превосходила советскую. В заключении Черчилль сказал: «Я не верю, что Советская Россия хочет войны. Она хочет плодов войны и безграничного распространения своей силы и своих доктрин». Гонка вооружений, раскол во мнениях почти по каждому серьёзному вопросу международных отношений, всё усиливающаяся антиамериканская кампания в СССР и соответствующая антикоммунистическая кампания в США коренным образом отравили атмосферу международных отношений, создали крайне напряжённую и опасную ситуацию, чреватую военными конфликтами.

Стремление к расширению границ Советского Союза (доктрина отбрасывания социализма).

На Потсдамской конференции (17 июля – 2 августа 1945 года) Сталину удалось добиться установление польско-германской границы по Одеру – Нейсе и больших репараций с Германии (включая и её западную зону). В то же время советские представители внесли предложения об изменение режима Черноморских проливов (включая создание там военно-морских баз), возвращение СССР Карского и Ардаганского округов, которые отошли к Турции в 1921 году. Советский Союз был заинтересован в изменении режима управления Сирией, Ливаном, бывшими итальянскими колониями в Африке. А в сентябре 1945 года Сталин потребовал подкрепить статус великой державы протекторатом СССР над Ливией, что вызвало большие волнения на Западе. Стремление утвердиться на Ближнем Востоке привело СССР к признанию государства Израиль. “Теперь ни один вопрос международной жизни не должен решаться без участия СССР,” – говорил Молотов. Лишь под жёстким давлением Запада советские войска покинули в 1946 году Иран. Политика СССР по превращению освободившихся от фашистской оккупации государств Восточной Европы в своих сателлитов была простой. Компартии этих стран, опираясь на советские девизии, контролировавшие территорию восточноевропейских государств, совершали государственные перевороты и брали власть в свои руки. Механизм захвата власти почти везде был одинаков. В течение трёх-четырёх лет сформировался блок коммунистических стран- сателлитов Восточной и Юго-Восточной Европы. Возникла мировая социалистическая система.

В чём выражалась «Холодная война»

Гонка вооружений.

Начало "холодной войны" было связано с атомным оружием. Как известно, в 1945 г. США оказались единственной ядерной державой в мире. В ходе войны с Японией они взорвали атомные бомбы над японскими городами Хиросимой и Нагасаки. Стратегическое превосходство привело к тому, что американские военные стали строить различные планы превентивного удара по СССР. Но американская монополия на ядерное оружие сохранялась только четыре года. В 1949 г. СССР провел испытания своей первой атомной бомбы. Это событие стало настоящим потрясением для западного мира и важной вехой "холодной войны". В ходе дальнейших форсированных разработок в СССР вскоре было создано ядерное, а затем и термоядерное оружие. Воевать стало очень опасно для всех, и чревато очень дурными последствиями. Накопленный за годы "холодной войны" ядерный потенциал был огромен, но гигантские запасы губительного оружия пользы не приносили, а затраты на их производство и хранение росли. Если раньше говорили "мы вас можем уничтожить, а вы нас - нет", то теперь формулировка изменилась. Стали говорить "вы нас 38 раз уничтожить можете, а мы вас - 64!" Споры бесплодные, особенно, учитывая, что, если бы началась война, и один из противников применил бы ядерное оружие, очень скоро ничего не осталось бы не только от него, но и от всей планеты. Гонка вооружений нарастала стремительными темпами. Стоило одной из сторон создать какое-либо принципиально новое оружие, как ее противница бросала все силы и ресурсы, чтобы добиться того же. Безумное соревнование затронуло все области военной промышленности. Соревновались везде: в создании новейших систем стрелкового оружия, в новых конструкциях танков, самолетов, кораблей и подводных лодок, но пожалуй самым драматическим было соревнование в создании ракетной техники. США обогнали СССР по количеству ядерных вооружений. СССР обогнал США в ракетостроении. СССР первым в мире запустил спутник, а в 1961 году первым отправил в космос человека. Выносить столь наглядное превосходство американцы не могли. В итоге - их высадка на Луну. В этот момент стороны достигли стратегического паритета. Однако это не остановило гонку вооружений. Наоборот, она распространилась на все отрасли, имеющие хоть какое-то отношение к вооружениям. Гонка вооружений коснулась даже образования. После полета Гагарина, США были вынуждены пересмотреть основы системы образования и ввести принципиально новые методы обучения. Гонка вооружений была впоследствии добровольно приостановлена обеими сторонами. Был заключен ряд договоров, ограничивающих накопление вооружений. Таких, как например, Договор о запрещении испытаний ядерного оружия в атмосфере, в космическом пространстве и подводой (5.08.1963г.), Договор о нераспространении ядерного оружия, создания безъядерных зон (1968г.), соглашения по ОСВ-1(ограничение и сокращение стратегических вооружений) (1972г.), Конвенции о запрещении разработки, производства и накопления запасов бактериологического и токсинного оружия и об их уничтожении (1972г.) и многих других.

Борьба за влияние в странах третьего мира.

С момента достижения стратегического паритета (начало шестидесятых годов) военная составляющая гонки вооружений постепенно отодвигается на второй план, на сцене же разыгрывается борьба за влияние в странах третьего мира. Сам этот термин был введен в обиход благодаря большему влиянию неприсоединившихся стран, открыто не примкнувших к одной из противоборствующих сторон. Если на первых порах, сам факт противостояния двух мощных систем на мировой карте привел к обвальной деколонизации (период освобождения Африки), то в более поздний период сформировался круг государств открыто и очень эффективно использующих выбор своей политической ориентации на ту или другую сверхдержаву. В известной степени сюда можно отнести страны так называемого арабского социализма, решавших за счет СССР свои конкретные узко-национальные задачи.

Гонка в области культуры, спорта, кинематографии.

"Холодная война" велась не только в политике, но и в области культуры, спорта. Так например, США и многие страны Западной Европы бойкотировали Олимпийские игры 1980 года в Москве. В ответ спортсмены стран Восточной Европы бойкотировали следующую Олимпиаду в Лос-Анджелесе в 1984 году. "Холодная война" была широко отражена в кинематографе, причем пропагандистские фильмы снимали обе стороны. У США это: "Красный рассвет", "Америка", "Рембо, первая кровь, часть два", "Железный орел", "Вторжение в США". В СССР же сняли: "Ночь без милосердия", "Нейтральные воды", " Случай в квадрате 36 80", "Одиночное плавание" и многие другие. Несмотря на то, что фильмы совсем разные, в них, с разной степенью талантливости, показывалось какие плохие "они" и какие хорошие парни служат в нашей армии. Своеобразно и очень точно, проявление "холодной войны" в искусстве отразилось в строке из популярной песни "и даже в области балета, мы впереди планеты всей."

Крупные конфликты «Холодной войны»

Для "холодной войны" было характерно частое появление "горячих" точек Каждый локальный конфликт выносился на мировую арену, благодаря тому, что противники по "холодной войне" поддерживали противоборствующие стороны.

Корейская война.

В 1945 г. советские и американские войска освободили Корею от японской армии. К югу от 38-й параллели расположились войска США, к северу - Красная армия. Таким образом Корейский полуостров оказался разделенным на две части. На Севере к власти пришли коммунисты, на Юге - военные, опиравшиеся на помощь США. На полуострове образовалось два государства - северная Корейская Народно-Демократическая Республика (КНДР) и южная Республика Корея. Руководство Северной Кореи мечтало объединить страну, хотя бы и силой оружия. В 1950 г. северокорейский руководитель Ким Ир Сен побывал в Москве и заручился поддержкой Советского Союза. Планы "военного освобождения" Южной Кореи были также одобрены китайским руководителем Мао Дзэ Дуном. На рассвете 25 июня 1950 г. северокорейская армия двинулась на юг страны. Ее наступление было столь мощным, что уже через три дня она заняла столицу Юга - Сеул. Затем продвижение северян замедлилось, но к середине сентября почти весь полуостров оказался в их руках. Казалось, от окончательной победы армию севера отделяет лишь одно решающее усилие. Однако еще 7 июля Совет Безопасности ООН проголосовал за то, чтобы направить международные войска на помощь Южной Корее. И вот в сентябре войска ООН (в основном американские) пришли на помощь южанам. Они развернули мощное наступление на Север с того пятачка, который все еще удерживала южнокорейская армия. Одновременно была произведена высадка войск на западное побережье, рассекавшая полуостров пополам. События стали развиваться с той же быстротой в обратную сторону. Война продолжалась еще три года. Во время американского наступления в 1950-м г. Советский Союз перебросил на помощь Северной Корее несколько авиационных дивизий. Американцы существенно превосходили китайцев в технике. Китай нес тяжелые потери. 27 июля 1953 г. война закончилась перемирием. В Северной Корее осталось у власти дружественное СССР и Китаю правительство Ким Ир Сена, принявшего почетное звание "великого вождя".

Возведение Берлинской стены.

В 1955 г. окончательно оформился раздел Европы между Востоком и Западом. Однако четкая граница противостояния разделила Европу еще не до конца. В ней оставалось одно незакрытое "окно" - Берлин. Город оказался разделенным пополам, причем Восточный Берлин являлся столицей ГДР, а Западный Берлин считала своей частью ФРГ. Два противоположных общественных строя уживались в пределах одного города, при этом каждый берлинец мог беспрепятственно попасть "из социализма в капитализм" и обратно, перейдя с одной улицы на другую. Ежедневно эту невидимую границу пересекали в обе стороны до 500 тысяч человек. Многие восточные немцы, пользуясь открытой границей, навсегда уезжали на Запад. Ежегодно так переселялись тысячи людей, что весьма беспокоило восточногерманские власти. Да и в целом открытое настежь окно в "железном занавесе" совершенно не соответствовало общему духу эпохи. В августе 1961 г. советские и восточногерманские власти приняли решение закрыть границу между двумя частями Берлина. Напряжение в городе росло. Западные страны выразили протест по поводу разделения города. Наконец в октябре противостояние достигло высшей точки. У Бранденбургских ворот и на Фридрихштрассе, возле главных пропускных пунктов, выстроились американские танки. Им навстречу вышли советские боевые машины. Более суток танки СССР и США простояли с нацеленными друг на друга орудиями. Периодически танкисты включали моторы, как бы готовясь к атаке. Напряжение несколько разрядилось лишь после того, как советские, а вслед за ними и американские танки отошли на другие улицы. Однако окончательно западные страны признали раздел города только спустя десять лет. Его оформило соглашение четырех держав (СССР, США, Англии и Франции), подписанное в 1971 г. Во всем мире возведение Берлинской стены восприняли как символическое завершение послевоенного раздела Европы

Кубинский Ракетный Кризис.

1 января 1959 г. на Кубе победила революция, во главе которой стоял 32-летний партизанский вождь Фидель Кастро. Новое правительство начало решительную борьбу с американским влиянием на острове. Нет нужды говорить, что Советский Союз полностью поддержал Кубинскую революцию. Однако власти Гаваны серьезно опасались военного вторжения США. В мае 1962 г. Никита Хрущев выдвинул неожиданную идею - разместить на острове советские ядерные ракеты. Такой шаг он шутливо объяснял тем, что империалистам "надо запустить ежа в штаны". После некоторых размышлений Куба ответила согласием на советское предложение, и летом 1962 г. на остров было отправлено 42 ракеты с ядерными боеголовками и бомбардировщики, способные нести ядерные бомбы. Переброска ракет производилась в строжайшей тайне, однако уже в сентябре руководство США заподозрило неладное. 4 сентября президент Джон Кеннеди заявил, что США ни в коем случае не потерпят советских ядерных ракет в 150 км от своего берега. В ответ Хрущев заверил Кеннеди, что никаких советских ракет или ядерных зарядов на Кубе нет и не будет. 14 октября американский самолет-разведчик сфотографировал с воздуха стартовые площадки для ракет. В обстановке строгой секретности руководство США начало обсуждать ответные меры. 22 октября президент Кеннеди обратился по радио и телевидению к американскому народу. Он сообщил, что на Кубе обнаружены советские ракеты, и потребовал от СССР немедленно удалить их. Кеннеди объявил, что США начинают военно-морскую блокаду Кубы. 24 октября по просьбе СССР срочно собрался Совет Безопасности ООН. Советский Союз продолжал упорно отрицать наличие на Кубе ядерных ракет. Обстановка в Карибском море все более накалялась. К Кубе двигалось два десятка советских кораблей. Американские суда получили приказ остановить их, если потребуется - огнем. Правда до морских сражений дело не дошло. Хрущев приказал нескольким советским кораблям остановиться на линии блокады. С 23 октября между Москвой и Вашингтоном начался обмен официальными письмами. В первых посланиях Н.Хрущев с негодованием называл действия США "чистейшим бандитизмом" и "безумием выродившегося империализма". Через несколько дней стало ясно, что США полны решимости любой ценой убрать ракеты. 26 октября Хрущев направил Кеннеди более примирительное послание. Он признавал, что на Кубе имеется мощное советское оружие. В то же время Никита Сергеевич убеждал президента, что СССР не собирается нападать на Америку. По его выражению, "Только сумасшедшие могут так поступать или самоубийцы, желающие и сами погибнуть, и весь мир перед тем уничтожить". Хрущев предлагал Джону Кеннеди дать обязательство не нападать на Кубу; тогда Советский Союз сможет вывезти с острова свое оружие. Президент Соединенных Штатов ответил, что США готовы принять на себя джентельменское обязательство не вторгаться на Кубу, если СССР заберет свое наступательное оружие. Таким образом первые шаги к миру были сделаны. Но 27 октября наступила "черная суббота" Кубинского кризиса, когда лишь чудом не вспыхнула новая мировая война. В те дни над Кубой с целью устрашения дважды в сутки проносились эскадрильи американских самолетов. И вот 27 октября советские войска на Кубе сбили зенитной ракетой один из самолетов-разведчиков США. Его пилот Андерсон погиб. Ситуация накалилась до предела, президент США принял решение через двое суток начать бомбардировку советских ракетных баз и военную атаку на остров. Однако в воскресенье,28 октября, советское руководство решило принять американские условия. Решение убрать с Кубы ракеты было принято без согласования с кубинским руководством. Возможно, так поступили намеренно, поскольку Фидель Кастро категорически возражал против удаления ракет. Международная напряженность стала быстро спадать после 28 октября. Советский Союз вывез с Кубы свои ракеты и бомбардировщики. 20 ноября США сняли морскую блокаду острова. Кубинский (или Карибский) кризис мирно завершился.

Вьетнамская война

Вьетнамская война началась с инцидента в Тонкинском заливе, во время которого суда береговой охраны ДРВ обстреляли американские эсминцы, оказывавших огневую поддержку правительственным войскам Южного Вьетнама в их борьбе с партизанами. После этого все тайное стало явным и конфликт развивался по уже привычному образцу. Одна из сверхдержав вступила в войну открыто, а вторая делала все от нее зависящее, чтобы воевать было "нескучно". Война которую в США представляли себе легкой прогулкой оказалась кошмаром Америки. Антивоенные демонстрации потрясли страну. Молодежь восстала против бессмысленной бойни. В 1975 году США сочли за благо объявить, что они "выполнили свою миссию" и приступить к эвакуации своего воинского контингента. Эта война сильно потрясла все Американское общество и привела к крупным реформам. Послевоенный кризис продолжался больше 10 лет. Трудно сказать чем бы он закончился не подвернись под руку Афганский кризис.

Афганская война.

В апреле 1978 г. в Афганистане произошел переворот, позднее названный Апрельской революцией. К власти пришли афганские коммунисты - Народно-демократическая партия Афганистана (НДПА). Правительство возглавил писатель Нур Мухаммед Тараки. Однако уже через несколько месяцев внутри правящей партии разгорелась острая борьба. В августе 1979 г. вспыхнуло противоборство между двумя вождями партии - Тараки и Амином. 16 сентября Тараки сместили с поста, исключили из партии и взяли под стражу. Вскоре он скончался - по официальному сообщению, "от треволнений". Эти события вызвали недовольство в Москве, хотя внешне все оставалось как прежде. Осуждение вызывали начавшиеся в Афганистане массовые "чистки" и расстрелы в партийной среде. И так как они напомнили советским руководителям китайскую "культурную революцию", возникали опасения, что Амин может порвать с СССР и сблизиться с Китаем. Амин неоднократно просил о вводе в Афганистан советских войск для укрепления революционной власти. Наконец, 12 декабря 1979 г. советское руководство приняло решение исполнить его просьбу, но при этом убрать самого Амина. Советские войска были введены в Афганистан, Амин был убит взрывом гранаты при штурме президентского дворца. Теперь советские газеты называли его "агентом ЦРУ", писали о "кровавой клике Амина и его приспешников". На Западе ввод советских войск в Афганистан вызвал бурные протесты. С новой силой вспыхнула "холодная война". 14 января 1980 г. Генеральная Ассамблея ООН потребовала вывода "иностранных войск" из Афганистана. За это решение голосовало 104 государства. Между тем в самом Афганистане стало усиливаться вооруженное сопротивление советским войскам. Против них сражались уже, конечно, не сторонники Амина, а противники революционной власти вообще. Советская печать первое время утверждала, что никаких боев в Афганистане нет, что там царят мир и спокойствие. Однако война не утихала, и когда это стало ясно, в СССР признали, что в республике "бесчинствуют бандиты". Их называли "душманами", то есть врагами. Тайно, через Пакистан, их поддерживали Соединенные Штаты, помогая оружием и деньгами. США хорошо знали, что такое война против вооруженного народа. Опыт Вьетнамской войны был использован на все 100%, с одной лишь маленькой разницей, роли поменялись. Теперь СССР воевал со слаборазвитой страной, а США помогали ему почувствовать какая это непростая вещь. Повстанцы контролировали значительную часть территории Афганистана. Всех их объединял лозунг джихада - священной исламской войны. Они называли себя "моджахедами" - борцами за веру. В остальном программы повстанческих групп сильно разнились. Война в Афганистане не прекращалась более девяти лет. В ходе военных действий погибло более миллиона афганцев. Советские войска, по официальным данным, потеряли убитыми 14453 человека. В июне 1987 г. были сделаны первые, пока символические шаги к установлению мира. Новое кабульское правительство предложило повстанцам "национальное примирение". В апреле 1988 г. Советский Союз подписал в Женеве соглашение о выводе войск из Афганистана. 15 мая войска начали уходить. Девять месяцев спустя, 15 февраля 1989 г., Афганистан покинул последний советский солдат. Для Советского Союза в этот день афганская война закончилась.

Влияние «Холодной войны» на мировое развитие

Итоги

Наверное, итоги “холодной войны” подведет история, ее истинные результаты будут видны через десятилетия. Сейчас мы не объективны. С одной стороны, есть немало людей, считающих, что “холодная война” не закончилась, а перешла в следующую фазу; с другой стороны, многие склонны рассматривать ее итоги как начало нового противостояния. Что плохого в “холодной войне”? Прежде всего, наверное, балансирование на грани войны. Стороны конечно не воевали, но так основательно к ней готовились, что казалось она может начаться в любой момент. Все события и явления в мире, в мире рассматривались как хорошие и плохие, то, что выгодно одной из сторон (в этом они мало отличались друг от друга) было хорошо, все остальное - плохо. Целые поколения людей вырастали с деформированной психикой, которая выражалась в неадекватном восприятие окружающего мира. Но эта война принесла с собой и много положительных результатов. Ну во-первых, потому, что она была не горячей, т.е. в достаточно длительный период не смотря на очень сильные противоречия стороны смогли выяснить отношения не прибегая к силе оружия; во-вторых, она впервые заставила противоположные стороны вести переговоры и вносить определенные правила игры в само противостояние (целая система договоров по ограничению гонки вооружений тому доказательство); гонка вооружений, как явление, имела безусловный знак минус. Она уносила огромные материальные ресурсы, но как и любое явление имела и оборотную сторону. В данном случае можно говорить о “золотом веке” естественных наук, без бурного развития которых ни о какой гонке вооружений нельзя было бы и думать. Ну и наконец она подчеркнула, что основная составляющая, которая определила победу одной из сторон - это общечеловеческие ценности, перевесить которые не смогло ни фантастическое развитие техники, ни изощренное идеологическое воздействие.

Ресурсы

Книги и монографии

1. История России XX-начало XXI Н.В. Загладин, С.Ю. Козленко, С.Т. Минаков, Ю.А. Петров. Редакция «Русское слово» 2. Александров-Агентов А.М.. От Коллонтай до Горбачева, Москва, 1994. 3. Батюк В., Евстафьев Д. Первые заморозки. Советско-американские отношения в 1945-1950 г., Москва, 1995.

4. Боффа Д. История Советского Союза. Т.2. От Отечественной войны до положения второй мировой державы. Сталин и Хрущёв. 1941-1964 гг. М.:: Дело, 1994.

5. Василенко И. Геополитика. Учеб. пособие. М.: Инфра-М, - 2001.

6. Верт Н. История советского государства 1900 1991. М.: Прогресс, 1992.

7. Волобуев О., Кулешов С. История и перестройка. Публицистические заметки. - М.: Русь, 1989.

8. Гаджиев К.С. Геополитика. - М.: Логос, - 2001.

9. Глобализация и моделирование социальной динамики. М.: Институт социальных наук, 2004.

10. История международных отношений и внешней политики СССР / Под ред. И.А. Кирилина. М.: Международные отношения, 1996. В 3 т.

11. История СССР. Под редакцией Островского В. П. М.: Логос, 1990.

12. Поздняков Э.А. Внешнеэкономическая деятельность и международные отношения. М.: Наука, 1986.

13. Россия и мир. Под редакцией Данилова А. А. М.: Международные отношения, 1994.

14. Советская внешняя политика в годы холодной войны (1945 1985) / Под ред. Г.Н. Нежинского. М.: Международные отношения, 1995.

15. Трофименко Г.А. Эволюция военно политической стратегии США. /Современная внешняя политика США. В двух томах. Том первый. М.: Наука, 1984.

16. Уткин А.И. Американская империя. М.: Изд-во Эксмо, 2003.

17. Уткин А.И. Россия и современный мировой порядок. Конспект лекций. - М., 2005.

18. Уткин А. Мировая холодная война. М.:Алгоритм, Эксмо; 2005 г. .