Церковь андрея боголюбского в текстильщиках расписание богослужений. Боголюбивый князь в нашем храме

Храм возводится на юго-востоке города, на пересечении Волгоградского проспекта с Волжским бульваром и Окской улицей.

По словам В. Ресина , к ноябрю должны завершиться общестроительные работы, после чего начнется монтаж инженерных коммуникаций. Без подачи тепла в здание невозможно начать отделку.

«В Юго-Восточном округе проживает более 1 млн человек, и потребность населения в храмах велика. Всего в округе расположено 16 православных церквей. Восполнить недостаток помогает программа строительства новых храмов, которая на деле доказала свою жизнеспособность. Программа развивается, она нашла безоговорочную поддержку москвичей. Уже построено 56 храмовых комплексов и еще 50 находятся в работе. И сделали это простые москвичи, ведь храмы возводятся исключительно на добровольные пожертвования», - отметил В. Ресин .

В ЮВАО под строительство храмов выбрано 25 участков. Две церкви уже введены, одна готовится к сдаче. Шесть храмов активно строится и еще три площадки готовят к началу работ.

Напомним, программа строительства православных храмов («Программа-200») развернута во всех округах столицы, кроме Центрального. Ее цель - обеспечить жителей церквями недалеко от дома.

Программа реализуется полностью на пожертвования. Для сбора средств создан благотворительный Фонд поддержки строительства храмов города Москвы, сопредседателями которого являются мэр Москвы Сергей Собянин и Патриарх Московский и всея Руси Кирилл .

Программу курирует советник мэра, советник по строительству Патриарха Московского и всея Руси, депутат Госдумы Федерального Собрания РФ Владимир Ресин - он является председателем рабочей группы фонда.

Святой благоверный князь Андрей Боголюбский

Великий государственный муж и молитвенник за землю русскую. (1110-1174). Сын Юрия Долгорукого и половецкой княжны (в крещении Марии). Внук Владимира Мономаха. Храбрый воин (Андрей - означает «мужественный»), участвовал во многих походах своего воинственного отца. Вместе с Юрием Долгоруким строил города и храмы: Москву (1147), Юрьев-Польский (1152), Дмитров (1154), украшал церквями Ростов, Суздаль, Владимир.

Еще в юности его прозвали Боголюбским за любовь к молитве и частое посещение церковных служб. Летописцы также подчеркивают миротворческий дар святого Андрея, что было редкостью среди суровых нравов князей того времени.

К концу 1170 года князь сумел добиться объединения Русской земли под своей властью. Но через четыре года, в ночь на 30 июня 1174-го, принял мученическую кончину в своем Боголюбском замке. Тверская летопись сообщает, что в заговоре против святого Андрея непосредственное участие принимала его жена со своими братьями Кучковичами. Толпа убийц, двадцать человек, пробралась во дворец, перебила малочисленную охрану и вломилась в опочивальню безоружного князя. Меч святого Бориса, постоянно висевший над его постелью, был предательски похищен в ту ночь ключником Анбалом. Князь был смелым и очень сильным человеком, поэтому убийцам не сразу удалось лишить его жизни. Когда князь наконец упал, они опрометью бросились вон. Но святой был еще жив. Он спустился по дворцовой лестнице, надеясь позвать стражу. Однако заговорщики нашли князя по кровавому следу, и после его гибели оставили тело на улице.

Святой канонизирован Русской Православной Церковью около 1702 года в лике благоверного. Память 17 (4) июля. Мощи Андрея Боголюбского находятся в Андреевском приделе Успенского собора во Владимире.

Свято-Боголюбский монастырь

В 1155 году князь Андрей Боголюбский вез из Девичьего монастыря Вышгорода чудотворную икону Божией Матери. Когда он проезжал через небольшой, «мизинный» как его называли в те времена город Владимир, то вынужден был остановиться. В семи верстах от города, на крутом берегу реки Клязьма, лошади внезапно встали и не могли двигаться дальше. Повелев сделать привал, князь всю ночь провел в молитве перед иконой. В полночь ему явилась Пресвятая Богородица и повелела чудотворную икону Свою поставить во Владимире, а на этом месте выстроить храм и основать монастырь. Князь в точности выполнил повеление Богоматери – в 1157 году началось строительство. Чудотворная икона была названа в честь города – Владимирской и с того времени является главной святыней и символом Святой Руси. Кроме того, по повелению князя, была написана икона Богоматери в память о ночном видении, названная Боголюбивой или Боголюбской.

Эта икона – первая писанная на Руси, так как до того времени все иконы привозились из Византии. В течение веков от образа происходило множество чудес, главным из которых стало спасение осенью 1771 года жителей Владимира от моровой язвы. В память об этом событии с 1772 года был установлен ежегодный крестный ход с Боголюбивой иконой, совершаемый в настоящее время накануне 1 июля.

Завоевание великого волжского пути стало для святого Андрея основной задачей его государственного служения России. Волжская Болгария со времен походов Святослава († 972) представляла серьезную опасность для Русского государства. Святой Андрей стал продолжателем дела Святослава. Сокрушительный удар по врагу был нанесен в 1164 году, когда русские войска сожгли и разрушили несколько болгарских крепостей. Святой Андрей брал с собой в этот поход Владимирскую икону Божией Матери и двустороннюю икону: на одной стороне был изображен Спас Нерукотворный, на другой - Поклонение Кресту. (В настоящее время обе иконы находятся в Государственной Третьяковской галерее.)

Великое чудо было явлено русскому войску от святых икон в день решающей победы над болгарами, 1 августа 1164 года. После разгрома болгарского войска князья (Андрей, его брат Ярослав, сын Изяслав и др.) вернулись к пехоте, стоявшей под княжескими стягами у Владимирской иконы, и поклонились ей. Тогда все увидели ослепительные лучи света, исходившие от лика Богородицы и от Нерукотворного Спаса. В честь этого чуда было установлено празднование Всемилостивому Спасу и Пресвятой Богородице 14 (1) августа . Кроме того, в память о старшем сыне Изяславе, погибшем в бою, князь Андрей выстроил храм в честь Покрова Пресвятой Богородицы на месте слияния двух рек – Нерли и Клязьмы. Он сам установил празднование Покрову Богоматери 14 (1) октября в ознаменование того, что Божия Матерь принимает землю Русскую под Свой омофор, Свою защиту. Позднее при храме был устроен женский монастырь, просуществовавший до 1764 года, а затем там находился скит от Боголюбского мужского монастыря.

После кончины князя устроенная им обитель несколько раз претерпевала разорение и разграбление, но продолжала существовать. Обитель часто посещали цари, князья, а также другие именитые государственные и духовные лица. Здесь нередко бывал и молился святой князь Александр Невский, а в 1263 году после его внезапной кончины на обратном пути из орды сюда было привезено и его честное тело. В 1552 году во время казанского похода здесь побывал царь Иоанн IV . Сюда приезжали на богомолье патриархи московские и всея Руси Иосиф и Никон. Князь Димитрий Пожарский и легендарный генералиссимус Александр Суворов также значатся в числе почетных богомольцев монастыря. Великий русский иконописец преподобный Андрей Рублев , расписывая Успенский собор во Владимире, часто бывал и в Боголюбово . По пути во Флорищеву пустынь в 1680 году в монастыре останавливался царь Феодор Алексеевич, оставивший на украшение Боголюбской иконы Божией Матери свой драгоценный наперсный крест. В 1690 году обитель посещал царь Петр I. Здесь были также Павел I, Александр I, Александр II и многочисленные великие князья.

13 мая 1913 года Боголюбскую обитель почтил своим посещением последний русский император Николай II с августейшим семейством . Император прикладывался к чудотворной иконе, заходил в великокняжеские палаты, с благоговением созерцал нишу под лестницей, где темными пятнами на века впиталась в известковые камни пола кровь великого русского князя. В 1918 году 17 июля в день памяти св.блгв. князя Андрея Боголюбского царь Николай и его близкие будут также злодейски убиты, как и сам князь Андрей.

Знаменательно то, что в конце июля 1991 года во время перенесения мощей прп. Серафима Саровского в Дивеево, крестный ход заходил в обитель. Мощи были поставлены на паперти собора в честь Боголюбской иконы Божией Матери, и сам Патриарх Алексий II служил перед ним молебен в благословение новоустрояющейся обители . Позднее в память этого события, в цокольном помещении собора был освящен первый на Владимирской земле храм в честь прп. Серафима Саровского.

В 1891 году Свято-Боголюбский монастырь был возведен в I класс. К началу XX века братии в обители было около 75 человек. Последним настоятелем монастыря вплоть до его закрытия в 1923 году был святитель Афанасий Сахаров, причисленный ныне к лику святых (прославление состоялось 29 октября 2000 года).

После революции наступили годы запустения, были разорены храмы, сброшены колокола, осквернены святыни. Монашествующих разогнали, многие из них приняли от рук безбожников мученическую кончину. В монастырских корпусах разместились школа, больница, почта, отделение милиции, консервный завод, а в храмах – хранилища и склады.

По промыслу Божию, накануне зимней памяти прп. Серафима Саровского, по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II и Высокопреосвященнейшего архиепископа Владимирского и Суздальского Евлогия, 14 января 1997 года в Боголюбскую обитель были переведены 60 сестер и архимандрит Петр (Кучер) из Задонского Преображенского женского монастыря, которые и приступили к восстановлению святыни.

В настоящее время в монастыре подвизается более 170 насельниц, настоятельницей является игумения Антония (Шаховцева), духовником обители – архимандрит Петр (Кучер). Благодаря его мудрому духовному руководству, детально вникающему во все строительные, архитектурные, реставрационные работы, Свято-Боголюбский монастырь восстал из руин и сегодня является одним из духовных центров Русской земли. Обитель, входящую в состав «Золотого кольца» России, посещают многочисленные экскурсионные группы, а также тысячи паломников приезжают сюда на поклонение древним святыням.

Тропарь, глас 8

Яко благоверен и праведен,/ за любовь Христа Бога от своих смерть приял еси,/ кровь свою пролияв,/ якоже прежде сродницы твой и страстотерпцы Борис и Глеб,/ ихже кровем совопиет и твоя кровь, святе, к Богу,/ якоже Авеля и Захарии праведных,/ благоверный страстотерпче, великий княже Андрее,/ с нимиже Христа Бога моли о стране нашей, еже Богоугодней быти/ и сыновом российским спастися.

Ин тропарь, глас 3

Еже во плоти житию твоему удивишася ангельстии чини:/ како с телом к невидимым сплетением изшел еси, преславне,/ и уязвил еси демонския полки./ Отонудуже, Андрее, Христос тебе воздаде богатыми дарованьми:/ сего ради, отче, моли спастися душам нашим.

Кондак, глас 8

В мире сем благочестно и праведно пожив, молитвою, милостынею и благостраданием Богу угодил еси, сего ради и Бог по убиении твоем прослави тя нетлением и чудесы, Егоже, святе Андрее, моли сохранити отечество твое и всех людей, благочестно тебе почитающих.

Недавно в нашем храме появилась новая икона благоверного князя Андрея Боголюбского. Почему именно этому святому князю? Мало кто знает, что именно князь Андрей Боголюбский установил на Руси праздник Покрова Пресвятой Богородицы, в честь которого построен наш храм. Именно он построил первый в мире храм Покрова Пресвятой Богородицы на Нерли...

Святой благоверный князь Андрей Боголюбский - внук великого князя Владимира Мономаха, сын великого князя Юрия Долгорукого - родился в 1110 году в Ростово-Суздальской земле.

От деда Владимира Мономаха внук унаследовал великую духовную сосредоточенность, любовь к слову Божию и привычку обращаться к Писанию во всех случаях жизни. «От юнаго бо возраста, от младых ногтей от мирских суемудрий отврати себе, – говорит описатель его жития. – Гласы Божественными всегда огласоваше ушеса своя, святых книг поучений сладце послушающи, отнюдуже притяжа себе зачало премудрости – страх Божий и премудрость разума от Писаний Святых». Любил князь церковное пение и церковные службы, хорошо знал устав церковный. Он прекрасно помнил, па-мять какого святого и в какой день совершается. Любил он тайные ночные молитвы и часто ночью, тайком от всех, ходил в храм, зажигал свечи и молился.

Вместе с глубоким благочестием святой князь Андрей совмещал ратные подвиги. Храбрый и искусный воин, Андрей отличался особой находчивостью и сноровкой, «мужество и ум в нем жили, правда и истина в нем ходили, вторым мудрым Соломоном был он», – писал летописец.

С юных лет он помогал отцу, князю Юрию Долгорукому, благоустраивать родную землю: строил в 1147 г. Москву, в 1152 г. – Юрьев Польский, город во Владимирской земле, в 1154 г. – Дмитров и украшал храмами Ростов, Суздаль, Владимир.

В 1154 году Юрий Долгорукий стал великим князем Киевским, он дал сыну в удел Вышгород под Киевом, чтобы иметь близкую себе опору.

В это время в Вышгороде находилась великая святыня – чудотворная икона Божией Матери, написанная еще евангелистом Лукой. «Видя чудес множество» происходящих от святой иконы Богоматери, благоверный князь Андрей «возгореся духом и умоляше Пречистую Богородицу, да скажет святую волю Свою» и да благословит его. И Матерь Бога нашего услышала немолчный вопль Своего избранника и видимым знамением указала волю Свою.

Икона стала возвышаться, иногда стояла на воздухе, иногда в храме «ношашеся сюду и сюду», обнаруживая стремление Божией Матери покинуть это место. Тогда благоверный князь Андрей, взяв святую икону, как великое сокровище и благословение Божией Матери, со своей семьей и доверенными людьми весной 1155 года выехал из Вышгорода на север, в Суздальскую землю.

Святой князь Андрей намеревался поставить икону в Ростове. Но неподалеку от Владимира, верстах в десяти вниз по течению реки Клязьмы, по действию силы Божией лошади встали и никак не шли дальше. Благоверный князь Андрей счел это за тайное извещение Божие, «и зде благую волю Твою, Владычице, позна». Отслужили молебен перед чудотворной иконой. Князь и все присутствующие на коленях молились со сле-зами. И когда настала ночь, было чудное видение. Пресвятая Дева явилась с хартией и сказала благоверному князю Андрею: «Не хочу, чтобы ты нес образ Мой в Ростов. Поставь его во Владимире, а на сем месте воздвигни церковь каменную во имя Рождества Моего и устрой обитель инокам».

Благочестивый князь немедленно заложил храм и, призвав искусных иконописцев, велел написать им икону Богородицы в том молитвенном виде, в каком Она явилась ему. Икона прославилась многими чудесами и стала называться Боголюбивой, а обитель и город – Боголюбово, сам князь – Боголюбским. В благодарность Пресвятой Богородице и в память чудесного явления Ее князь Андрей в 1157 году установил ежегодное празднование в честь иконы «Боголюбивая» - 18 июля.

15 мая 1157 года великий князь Киевский Юрий Долгорукий умер. Благоверный князь Андрей не пошел на отчий стол, в Киев, а остался на великом княжении в родной Ростово-Суздальской земле. И стольным городом по внушению Пречистой Богородицы он избрал Владимир на Клязьме.

Деятельность святого Андрея Боголюбского как самостоятельного князя Ростово-Суздальской земли весьма важна в историческом отношении: здесь он является начинателем нового государственного порядка, стоит у истоков Русского централизованного государства.

В 1153 году в похвалу и честь Пресвятой Богородицы для Ее чудотворной иконы во Владимире был заложен Успенский собор. В день поставления иконы Богоматери «Владимирская» в соборе князь Андрей объявил себя единодержавным великим кня-зем всея земли Русской, город Владимир провозгласил престольным городом, а Успенский собор стал главным храмом во всей Русской земле.

По внушению Матери Божией, под Ее покровительством благочестивый князь строил монастыри, храмы и города как основу крепости, мощи и единства Руси. Тридцать храмов было создано святым князем Андреем. О себе он писал: «Я Белую Русь городами и селами застроил и многолюдною соделал». Он укреплял и объединял Русскую землю, основывая новый духовный центр.

По благодатному заступлению и помощи Славной Владычицы Богородицы и заботами святого князя Андрея распространялась и крепла православная вера на Северной Руси, населенной многочисленными языческими племенами.

Благоверный князь Андрей не расставался с Владимирской иконой Божией Мате-ри, особенно во время походов на врагов. Так, в 1164 году он совершил доблестный поход на Волжскую Булгарию. (Волжская Булгария - мусульманское государство, располагавшееся на Великом Волжском пути. Булгары постоянно совершали набеги на наши пределы. Они промышляли работорговлей русскими младенцами, которых продавали на арабский восток.)

Святой Андрей взял с собой в этот поход Владимирскую икону Божией Матери и двустороннюю икону, на которой были изображены Спас Нерукотворенный на одной стороне и «Поклонение Кресту» - на другой. Князь и все войско причастились Святых Христовых Таин и со слезами молились пред иконой Божией Матери, прося Ее помощи.

1 (14) августа 1164 года наше войско нанесло сокрушительное поражение булгарам – был взят главный город Бряхимов на берегу реки Камы. После решающего победного боя князь Андрей с воинами совершили благодарственный молебен перед святыми иконами. И тогда все увидели, что от икон Спасителя, Креста и Богоматери исходили огненные лучи, свет, озаривший всю местность, и благоухание.

В честь чудесного события князем Андреем на Руси было установлено празднество Всемилостивому Спасу и Пресвятой Богородице 1(14) августа, о чем повествуется в древней летописи «Сказание о победе над булгарами и установлении праздника Спаса в 1164 году». Знаменательно, что в «Сказании» к великому князю Андрею был применен титул «царь» - «верный царь наш и князь Андрей».

Произошедшее событие ясно ознаменовало восприятие Пресвятой Богородицей Руси под Свой омофор.

1(14) октября 1164г великим князем Андреем был установил праздник в честь По-крова Божией Матери. В основу праздника положено явление Пресвятой Богородицы, во Влахернском храме Константинополя (Х век) и Ее чудесное заступничество. Это событие не праздновалось в Византии. Князь Андрей Боголюбский в Слове об установлении праздника Покрова пишет: «Се убо егда слышах, помышлях: како страшное и милосердное видение бысть без празднества. Восхотех, да не без праздника останется святой Покров Твой, Преблагая».

Праздник Покрова Божией Матери олицетворял веру святого князя и всего православного народа в принятие Богородицей Святой Руси под Свой омофор. Покров стал одним из любимейших русских великих церковных праздников. Он близок для нас особым выражением надежды на скорое заступничество и милосердие Божией Матери.

Святым князем Андреем был построен первый храм, посвященный новому празднику, – знаменитый Покров на Нерли. В 1165г от ран, полученных в битвах с булгарами, умер сын князя Изяслав и Андрей велел построить храм при впадении реки Нерль в Клязьму. Храм построили за очень короткий срок - всего полгода и простоял он века. Храм Покрову Пресвятой Богородицы это приношение похвалы Богу за победу над врагами и прославление Богоматери, приявшей под Свой покров Русь Православную.

Святой Андрей в Древней Руси был первый труженик созидания Северной Руси, ее усиления и возвышения. И к концу 1170 года он сосредоточил в своих руках власть над всей Южной и Северной Русью и Новгородом. Центр русской государственной жизни переместился на север во Владимирскую Северную Русь, где была сильная единодержавная княжеская власть.

Несмотря на христианские добродетели святого князя Андрея, на его чрезвычайную доброту и благочестие, были у него тайные завистники и враги из числа его приближенных. В ночь с 3(16) на 4(17) июля великий князь принял мученическую кончину от рук заговорщиков и изменников в своем Боголюбском замке. Духовенство и народ с плачем торжественно предали земле честное тело князя в златоверхом Успенском соборе, который сам он создал.

15 (28) октября 1702 года Петром I были обретены святые мощи великого князя. Тогда же Русская Православная Церковь канонизировала Святого князя Андрея Боголюбского в лике благоверного и было составлено его житие.

Вера в Бога, любовь ко Господу и Его Пречистой Матери руководили святым князем Андреем во всех его делах. Всю свою жизнь святой князь посвятил служению Богу и заботе о Русской земле. Он был одним из первых создателей централизованного Великорусского государства.

По милости Божией и предстательству Пресвятой Богородицы со времен святого Андрея Боголюбского до наших дней сохранились великие святыни:

Чудотворная икона Божией Матери Владимирская и двусторонняя икона Спаса Нерукотворенного и «Поклонением Кресту» в настоящее время хранятся в Государственной Третьяковской галерее;

Чудотворная икона Божией Матери Боголюбивая - хранится во Владимиро-Суздальском музее;

Владимирский Успенский собор, храм Покрова на Нерли и многие другие храмы, построенные князем Андреем, сохранившись через века, существую сейчас.

Святые мощи благоверного князя Андрея в настоящее время находятся в Андреевском приделе Успенского Собора во Владимире и открыты для поклонения.

Он считается небесным покровителем управленцев, политиков, строителей и храмоздателей. К нему обращаются за помощью в минуты ослабления веры, молят о сохранении мира и прекращении междоусобиц, просят о даровании милостивого и справедливого правителя.

В 2017 году для нашего храма Покрова Пресвятой Богородицы в Хомутово в Боголюбском монастыре была написана икона святого благоверного великого князя Андрея Боголюбского. И все прихожане нашего храма могут поклониться и почтить этого великого святого.

Святой благоверный княже Андрее моли Бога о нас!

Тропарь, глас 8:

Яко благоверен и праведен, за любовь Христа Бога от своих смерть приял еси, кровь свою пролияв, якоже прежде сродницы твои и страстотерпцы Борис и Глеб, ихже кровем совопиет и твоя кровь, святе, к Богу, якоже Авеля и Захарии праведных, благоверный страстотерпче, великий княже Андрее, с ними же Христа Бога моли о стране нашей, еже Богоугодней быти и сыновом российским спастися.

Кондак, глас 8:

В мире сем благочестно и праведно пожив, молитвою, милостынею и благостраданием Богу угодил еси, сего ради и Бог по убиении твоем прослави тя нетлением и чудесы, Его же, святе Андрее, моли сохранити отечество твое и всех людей, благочестно тебе почитающих.