Какие были города в разные исторические эпохи. Каким был человек в разные исторические эпохи. Реализм и модернизм, а также современная литература

Каким был человек в разные исторические эпохи? Выполнили: ученики 6 «Б» Волков В. Полуэктова К. Под руководством: учителя обществознания Волковой Е.В.

Во все времена мыслители стремились постичь сущность человека, смысл его бытия. Человек во взаимоотношении с определенным типом общества, к которому он принадлежит, будь то античный или средневековый человек, обладает свойствами, интересами, стремлениями, которые определены спецификой рассматриваемого исторического периода.

В данном исследовании речь будет идти только о наиболее характерных, так или иначе присутствующих на личности. протяжении всей эпохи, свойствах человеческой

Прежде, чем приступить к изучению человека древности, необходимо отметить, что каждая историческая эпоха имеет не один, а несколько образов человека, кроме того, нельзя забывать и о том, что индивид постоянно изменялся, поэтому не существует человека первобытной эпохи как единого, неизменного существа, в такой же степени не существует и единого “античного человека”

Гипотеза: «Исторические условия конкретного периода определяют основные черты человека, его образ жизни, нормы и образы его поведения»

В ыделим следующие четыре исторические эпохи: – первобытное, или архаическое, общество; – аграрное древнее (античное) общество; – аграрно-промышленное средневековое общество; – индустриальное общество.

Первобытная эпоха. Человек первобытной эпохи, борясь с природой, одновременно учился у нее выживанию. Человек присматривался ко всему, что его окружало и все это поражало его. Человек на низших стадиях развития делает массу величайших открытий и часто наделяет их сверхъестественными свойствами.

Античная эпоха Для греков той эпохи жизнь полна тайн, и самый ясный ее двигатель - это воля богов. Такую зависимость человека от судьбы, богов можно объяснить тем, что люди были еще “полностью погружены в природу и она в них”. Человек античной эпохи был убежден в том, что нет ничего прекраснее человека, его тела и боги могут быть похожи только на него.

Средневековая эпоха Средневековый человек был неотделим от своей Среды. Каждый индивид должен был знать свое место в обществе. С момента своего рождения человек оказывался под влиянием не только родителей, но и всей большой семьи. Затем следует период ученичества; став взрослым, индивид автоматически обретал членство в приходе, становился вассалом или гражданином вольного города.

Эпоха Нового Времени Для этой эпохи человек больше не находится под взором бога: человек теперь волен делать что хочет, идти куда вздумается, но и венцом творения он уже больше не является, став лишь одной из частей мироздания.

Эпоха Просвещения Человек Просвещения - это прежде всего человек-гражданин государства, носитель юридических прав и обязанностей, главными чертами которого можно выделить разумность, предприимчивость, повышенный индивидуализм, личностная независимость, вера в науку, высокая продолжительность жизни.

Индустриальное общество В связи с индустриализацией жизни изменилось и отношение к природе и со стороны человека – главным стало стремление покорить природу. И ндивид этой эпохи стал стремиться к тому, чтобы реализовать свои потребности на протяжении своей жизни.

Человек в нашем столетии стал обладателем множества научных открытий и технических средств, использование которых явилось причиной экологических проблем.

Таким образом: каждая историческая эпоха вырабатывает определенный образ человека, его черты и качества как личности, поэтому изучение конкретного человека необходимо основывать прежде всего, исходя из представления о том, что человек есть продукт эпохи, культуры, общества.

Источники Список цитируемой литературы. 1. Сабиров А.Г. Социально-философская антропология.- М., 1997. 2. Рожанский И.Д.Античный человек.- В кн.: О человеческом в человеке. – М., 1991, с.282-298. 3. Всеобщая история 5кл http://www.egpu.ru http://ru.wikipedia.org http://www.gumer.info http://www.ancienthistory.spb.ru

Семь смертных грехов, или Психология порока [для верующих и неверующих] Щербатых Юрий Викторович

Сексуальные нормы в разные исторические эпохи

Сексуальные нормы в разные исторические эпохи

Фиговый листок – самая древняя этикетка.

Лешек Кумор

Фридрих Энгельс в своем главном бестселлере XIX века «Происхождение семьи, частной собственности и государства» писал: «Мы имеем три главные формы брака, в общем и целом соответствующие трем главным стадиям развития человечества. Дикости соответствует групповой брак, варварству – парный брак, цивилизации – моногамия, дополняемая нарушением супружеской верности и проституцией. Между парным браком и моногамией на высшей ступени варварства вклинивается господство мужчин над рабынями и многоженство». Эта цитата показывает нам, что привычный ныне вариант парного брака (моногамия) не является единственно правильный и праведным, ибо тысячи лет назад то, что мы называем грехом похоти, являлось общепризнанным делом, не вызывавшим осуждения ни у общества, ни у жрецов ранних религий.

Большинство ученых сходятся вo мнении, что исторически первым вариантом сексуальных отношений людей был промискуитет – стадия ничем не ограниченных половых отношений. Вот как представлял себе это время римский поэт Лукреций, живший почти две тысячи лет до нас и, возможно поэтому, имевший более точные сведения о древних временах:

И сочетала в лесах тела влюбленных Венера.

Женщин склоняла к любви либо страсть обоюдная, либо

Грубая сила мужчин и ничем неуемная похоть,

Или же плата такая, как желуди, ягоды, груши.

Итак, согласно предположению поэта, в древности существовало три основных причины сексуальных отношений: половой акт мог произойти благодаря взаимному сексуальному желанию мужчины и женщины, вследствие грубого насилия или же за плату, которую за неимением денег женщины брали натуральными продуктами. И лишь позднее отношения полов стали регулироваться с помощью социальных норм и установок.

Древнейшей формой брака, по-видимому, являлся групповой брак , при котором свободные половые отношения допускались внутри определенной группы или рода. В этой форме брака еще не было места для ревности, так как любой мужчина мог быть мужем любой женщины данного рода. При групповом браке не отдельные люди, а целые группы состояли в браке друг с другом. Нравственные законы древних людей не запрещали им иметь половые связи с любым количеством половых партнеров, но только в пределах данной родовой общины. Половые связи с представителями других родов строго запрещались.

Изначальная половая свобода не знала ограничений. Любой мужчина мог выбрать любую женщину, причем достаточно часто половые связи осуществлялись между ближайшими родственниками: между братьями и сестрами, между матерью и сыном, между отцом и дочерью. Со временем люди увидели негативные последствия кровосмешения (повышалась вероятность рождения детей с генетически обусловленными уродствами и болезнями), и в примитивных племенах стали формироваться запреты (табу ) на близкородственные половые связи. Мужчине было все труднее найти себе женщину – ведь искать ее приходилось за пределами своего рода, поэтому пары стали образовываться на длительный период. Так возникла и закрепилась, как форма отношения людей – парная семья . Однако пережитки группового брака еще длительное время сохранялись в разных культурах. Так, в некоторых примитивных сообществах Полинезии еще в XIX веке существовал обычай, согласно которому все гости на свадьбе имели право на ночь с невестой, причем последним, кто вступал с ней в половую связь, был жених.

И. Блох, оценивая отношения полов во времена античности, в своей «Истории проституции» отмечал существенную разницу между античным и христианским отношением к сексуальной стороне жизни человека. Он писал: «Столь характерный для христианского культурного мира антагонизм между душой и телом еще не оказал в то время своего губительного действия на половую жизнь. Чувственное здесь менее надломлено и менее рафинировано, потому что для античного человека все половое лежало вообще по ту сторону добра и зла, и христианское понятие “греха” к нему еще не применялось. Правда, аскетические тенденции и здесь были уже известны, а некоторые отклонения от нормы и извращения обозначались как “болезнь”. Но не было еще монашеской борьбы между плотью и духом, и плоть была только красивой внешней формой внутренней духовной жизни. В чувственной красоте почитали и наслаждались духовной. Идеал человека – голый человек, а не человек в одежде.

Это сказывалось в очень многих чертах греков. Так, например, варвары – соседи греков, стыдились появляться голыми. Греки же без стеснения сбрасывали платье, чтобы бороться и бегать. Даже молодые девушки в Спарте занимались гимнастикой и фехтованием почти нагими. Все большие празднества – олимпийские, пифийские и немейские игры – были “выставкой и триумфом обнаженного тела”, на глазах у всех, под крики одобрения всего народа. Так как греки страстно поклонялись совершенству тела, то они не стыдились во время священных праздников обнажать его перед богами. Совершенство тела считалось божественным. Поэтому физическое половое наслаждение во всех его проявлениях было для древних естественным. Они его не переоценивали, но и не ставили низко, как мы видим это у современных европейских народов, где постоянное колебание между двумя крайностями вызывает гибельную дисгармонию половой жизни».

Поликлет. Копьеносец. V в. до н. э.

В противоположность античности, в средневековой Европе христианство насадило иную идеологию, в которой тело было объявлено греховным, а сексуальный инстинкт – происками дьявола. Естественное внимание разных полов друг к другу стало считаться преступлением, за которое следовало наказание, что провоцировало неврозы. «Взирающий на женщину с вожделением, будет ли он мирянин или монах, будет одинаково наказан за прелюбодеяние», – писал святитель Иоанн Златоуст, и людям приходилось затрачивать уйму энергии на подавление естественных реакций. Именно поэтому за тысячу лет Cредневековья западная цивилизация принесла сравнительно мало плодов по сравнению с иными социальными обществами, например античной или восточной. К сожалению, воспитанные на такой идеологии люди уничтожили большую часть прекрасных античных скульптур, особенно – женских. Из-за религиозного фанатизма Cредневековья мы лишены возможности любоваться совершенными телами наших предков, и нам остается только догадываться, какими прекрасными и гармоничными были люди античной эпохи.

Женский торс

Лувр

Нелюбовь, презрение и даже ненависть к своему телу, глубоко вбитое в массовое сознание христианской идеологией, явились причиной многих невротических расстройств и психосоматических болезней, связанных с сексуальной жизнью. Естественный для античной эпохи тезис о единстве души и тела был забыт почти на два тысячелетия, что внесло сильнейшую дисгармонию в психику людей и придало характер «греха» естественной биологической потребности человека. Запретами и обращением к страху перед наказанием свыше оно безуспешно пыталось изменить природу человека, однако лишь «загоняло» сексуальные желания вглубь психики и этими запретами разжигало их еще больше.

Из книги Хищное творчество [этические отношения искусства к действительности] автора Диденко Борис Андреевич

Эпохи гениев Непродолжительное рассогласование в деятельности хищной власти и в функционировании искусства происходит во все смутные для общества времена. Так, гибель плодов революции или же постоянная угроза их существованию, так же как и социальный хаос при иных

Из книги Стратагемы. О китайском искусстве жить и выживать. ТТ. 1, 2 автора фон Зенгер Харро

Из книги 76 рецептов правильного общения с вашим ребенком. Подсказки родителям и воспитателям автора Свирская Лидия Васильевна

5. РАЗНЫЕ ДЕТИ, РАЗНЫЕ ПОДХОДЫ Активный ребенок: направьте энергию в нужное русло? Активность частенько раздражает взрослых, которым хочется, чтобы все вокруг было «чинным и благонравным». В то же время для ребенка движение – это и признак, и средство развития и роста, то

Из книги Смысл тревоги автора Мэй Ролло Р

Индивидуализм эпохи Возрождения Такая черта характера западного человека, как индивидуализм, становится понятнее, если рассматривать ее как реакцию на коллективизм средних веков. В средние века, как говорит Буркхард, человек «сознавал себя членом своего племени,

Из книги Психология и психоанализ характера автора Райгородский Даниил Яковлевич

Тип личности перестроечной эпохи Попробуем теперь перейти к тому типу личности или, точнее, к тому типу культуры с соответствующим, формируемым им типом личности, который мы находим сейчас в нашей державе в качестве определяющего.Первое, совершенно очевидное, - мы живем

Из книги Методологическое путешествие по океану бессознательного к таинственному острову сознания автора Аллахвердов Виктор Михайлович

Разные науки играют в разные игры Наука умеет много гитик. Ключевая фраза карточного фокуса Мой опыт выступлений в самых разнообразных аудиториях показывает, что представителей различных научных профессий обычно волнуют разные вопросы. Математики чаще спрашивают,

Из книги Торговля на победу. Психология успеха на финансовых рынках автора Киев Ари

Из книги Анатомия человеческой деструктивности автора Фромм Эрих Зелигманн

Из книги Семь смертных грехов, или Психология порока [для верующих и неверующих] автора Щербатых Юрий Викторович

Моральные нормы в разные века Люди делятся на грешников, которые считают себя праведниками, и праведников, которые считают себя грешниками. Блез Паскаль Древние кодексы поведенияЧем религиозная мораль отличается от светской: в религии моральные нормы формулируются в

Из книги В поисках памяти [Возникновение новой науки о человеческой психике] автора Кандель Эрик Ричард

Из книги Рональд Лэйнг. Между философией и психиатрией автора Власова Ольга Викторовна

Из книги Секс на заре цивилизации [Эволюция человеческой сексуальности с доисторических времен до наших дней] автора Жета Касильда

Из книги Женщина, ее физическая и духовная природа и культурная роль автора Ломброзо Паола

Флинстоунизация доисторической эпохи Суждение «по социальному поведению современных людей» никак не может считаться надёжным методом для понимания их ранней истории (хотя, надо признать,Дарвину не оставалось ничего другого). Поиск ключей к отдалённому прошлому среди

Из книги Убеждение [Уверенное выступление в любой ситуации] автора Трейси Брайан

V. Кокетство в разные эпохи и у различных народов

Из книги Большая война автора Буровский Андрей Михайлович

Из книги автора

Конец эпохи колониализма Колониальная эпоха длилась долго, но в 1960-е годы она закончилась.Хантингтон прав в том, что теперь народы «третьего мира» играют самостоятельную роль, и это невероятно усложнило международную жизнь.Ведущие теоретики 19 века полагали, что есть

Понятие «общество» представляет собой совокупность людей, которые объединены между собой экономическими, политическими, культурными и социальными интересами.

«Общество» в разные исторические эпохи

Первым обществом в истории человечества было первобытное общество. Для первобытного общества были характерны следующие черты - объединения в группы на основе кровных связей, общее присваивающие хозяйство, примитивные религиозные верования, общественная власть, отсутствие законов, регулирующих общественную жизнь.

На смену первобытному обществу приходит рабовладельческое общество (период Античности). В отличие от первобытного общества, рабовладельческое приобретает более современные черты - политическую власть, классовое неравенство, законы (в большинстве случаев антидемократичные).

Члены рабовладельческого общества могли жить отстраненно от других членов, что не мог себе позволить первобытный человек. После рабовладельческого общества следовало феодальное общество (Средневековье).

Для него были характерны такие черты - наличие политической власти (де-факто - церковная, де-юре - светская), разделение труда, подчинение человека законам церкви, антигуманость.

Современное, капиталистическое общество было сформировано после промышленных революций в Европе. Традиционное капиталистическое общество обладает теми же чертами, что и современное.

Понятия «страна» и «государство»

Очень часто понятия «страна» и «государство» отождествляют. Действительно, эти институты довольно близки по смыслу, однако далеко не одинаковые. Страна - это территория, которая обладает четко определенными климатическими, национальными, культурными, политическими и историческими границами. Когда мы употребляем понятие «страна», то зачастую предусматриваем географический контекст этого слова.

Государство - это самый высокий политический институт общества, главной функцией которого является защита и реализация прав и свобод граждан. Государство также выступает регулятором взаимоотношений граждан и других государств.

Соотношение понятий «страна», «государство» и «общество»

Понятия « общество», «страна» и «государство» взаимосвязаны между собой. Государство в первую очередь охватывает ту форму власти, которая существует в определенной стране. Главным признаком государства является его территория, то есть наличие четко определенных границ, что и представляет собой страну.

Понятие «страна» в отличие от «государство» - более емкое, так как включает в себе информацию социально-экономического и культурно-исторического содержания. Ни одно государство не может существовать без общества, так как его главная функция направлена именно на благо общества.

Не следует забывать, что общество и есть родоначальником государства. Взаимосвязи общество - государство и общество - страна не одинаковые. В то время как государство призвано служить на благо обществу, само общество служит стране, создавая его структуру (социальные, культурные, экономические аспекты).

Современные финансовые инструменты кардинально изменили отношение человека к собственному хозяйству. Взять ту же : она позволила людям приобретать жилье и другую недвижимость на условиях, которые раньше были просто невозможны. Разберёмся, как был устроен вопрос с ипотекой в разные эпохи, чтобы понять, насколько она помогла людям улучшить свою жизнь.

1. Палеолит и раньше

Учёные довольно мало знают о том, как была устроена семейная и экономическая жизнь в доисторические времена. Археологи и палеогенетики в лучшем случае могут реконструировать численности человеческих групп, их генетическое сходство и род занятий.

Для того чтобы реконструировать обычаи людей палеолита, обычно смотрят на более или менее современные племена охотников-собирателей (например, народ гуаяки, обитающий на территории современного Парагвая). Но, похоже, древние люди были склонны к патрилокальности - виду семейных отношений, при котором женщина переходит в племя отца своего мужа (если понятие «муж» в нашем смысле вообще применимо к такой древности). Ну и у них точно была экзогамия - запрет на близкородственные браки. В общем, жить приходилось .

Вероятно, несколько семей вполне могли бы взять ипотеку едой, одеждой и оружием и объединиться в новое племя. Примерно так же, как сейчас молодые семьи дружно заселяются в новостройки. В результате у членов нового племени было бы окружение одного с ними возраста.

2. В Древней Греции

Вообще-то, слово «ипотека» - греческого происхождения и переводится как «основание», «залог», а то и «предупреждение». Так назывался столб, который устанавливали на границе земельного участка, чтобы он «предупреждал», что этот участок служит обеспечением долга.

Таким образом, у греков ипотека была формой имущественной ответственности должника перед своим кредитором: в случае неуплаты кредитор имел право забрать себе заложенную землю. До развития ипотеки несостоятельный должник отвечал перед кредитором личной свободой, поэтому ипотека была более прогрессивной мерой экономических отношений.

Естественно, для этого в греческом обществе должен был существовать развитый институт частной собственности на землю. В 621 году до нашей эры афинский правитель Драконт составил первый свод письменно закреплённых законов (да-да, те самые драконовы меры ), которые сурово карали любые посягательства на чужую собственность. Это и дало толчок к развитию кредитно-долговых отношений, обеспечением в которых выступала земля. В полной мере греческая ипотека заработала в начале VI века до нашей эры.

Но такая ипотека была доступна не всем: для пользования ею необходимо было владеть собственным наделом.

Старший сын в семье был наследником отцовского достояния, поэтому мог привести жену в дом родителей, который позже вместе с землей переходил в его собственность. Он-то и мог в будущем рассчитывать на ипотеку, которая, по сути, была ему уже не очень нужна.

А вот младшие сыновья в этом смысле были ущемлены и могли либо довольствоваться клочками земли, либо поступать на службу к богачам, либо искать счастья в колониях. Всё это не очень способствовало созданию семьи в относительно молодом возрасте.

Если бы была современная ипотека: возможность сперва получить землю в родном городе, а потом выплатить за неё долг деньгами или службой перевернула бы жизнь древних греков. Младшие сыновья уж точно обрадовались бы. Правда, тогда они так бы и жили в окрестностях Афин, Спарты или Коринфа, а не охватили своими колониями всё Средиземноморье. Или, наоборот, охватили бы ими всю ойкумену.

3. В Древнем Риме

В древнем мире ипотека была известна в Вавилоне (законы Хаммурапи в VI веке до нашей эры), Месопотамии, даже Индии (во II веке до нашей эры). Но наиболее близкой к современным условиям ипотека стала в Древнем Риме.

Поначалу долговые отношения у римлян строились, так сказать, на честном слове, в форме «сделки на доверии» (лат. fiducia), причём риски на себя брал не кредитор, а должник: он в обмен на деньги с помощью специальной юридической процедуры передавал кредитору залог, то есть движимое или недвижимое имущество. После выплаты долга ему оставалось надеяться, что кредитор сдержит обещание и с помощью зеркальной юридической процедуры вернёт залог. Если же кредитор по каким-то причинам делать это отказывался, должнику оставалось лишь порочить его имя среди сограждан - закон ему ничем помочь не мог, сделка есть сделка.

Уже ко II веку до нашей эры залоговые отношения значительно развились. При новой форме залоговой сделки (лат. pignus) кредитор в обмен на свои деньги получал уже не право собственности на имущество должника, а лишь право владения этой собственностью. Кредитор даже не имел права пользоваться этим имуществом, а вот плоды, приобретённые от этого имущества, могли пойти в уплату долга или процентов по нему. Лишь в случае, когда должник не мог расплатиться согласно взятым на себя обязательствам, кредитор становился собственником его имущества.

Наконец, в первые десятилетия II века до нашей эры возникает третий вид залога, действительно близкий к современной ипотеке (лат. hypotheca legalis), - залог имущества без перехода его к кредитору.

Этому способствовала смена политико-экономических условий того времени: ослабление рабовладельческого строя и массовая передача земель арендаторам. Первоначально арендаторы - квартир или мелких земельных участков - в качестве обеспечения арендной платы закладывали своё движимое имущество (например, мебель или орудия сельского хозяйства), но при этом продолжали владеть им. Впоследствии объектом ипотеки могло стать и недвижимое имущество.

В случае, если заёмщик не мог расплатиться согласно уговору, кредитор получал право истребовать закладываемую вещь с последующей её продажей с торгов и компенсацией из вырученной суммы остатка долга заёмщика.

Если бы была современная ипотека: римская ипотека была уже достаточно развита, но у неё имелся ряд недостатков. Например, в Древнем Риме не вёлся единый реестр имущества, и кредитор, принимая залог, не мог быть уверен, что то же имущество уже не заложено другому кредитору и что в случае банкротства заёмщика его ипотечное право не столкнётся с ещё чьим-нибудь ипотечным правом.

Кроме того, ипотеку обычно распространяли на всё имущество заёмщика, что делало неопределённым его объём и стоимость, которые могли меняться со временем. Эта неурегулированность имущественных отношений тормозила развитие ипотеки - а значит, страдали нуждавшиеся в ней римские граждане.

4. В средневековой Европе

Как видно из вышесказанного, ипотека способна нормально существовать только при строгом соблюдении прав участников сделок. Сложные по структуре сделки требовали контроля и регулирования, в перспективе - отлаженной регистрационной системы. Всё это могло обеспечить только государство. Поэтому вместе с падением Римской империи как единого централизованного государственного образования в V–VI веках нашей эры институт ипотеки практически перестал существовать.

Возродился он лишь в эпоху Высокого Средневековья (XII–XIII века), на новой волне развития денежных и юридических отношений. Феодалам часто требовались деньги для ведения междоусобных войн или крестовых походов, и поэтому они были вынуждены закладывать свои замки и родовые земли ростовщикам или более богатым соседям.

В результате Западная Европа как преемница Римской империи переняла и развила институт ипотеки, сделав её ещё более формализованной, защищённой развитым законодательством. Кроме того, существовали специальные ипотечные книги, куда вносилась информация о заложенной недвижимости.

В эпоху Позднего Средневековья (XIV–XVI века) ипотека окончательно утвердилась в том виде, в котором она существует и по сей день: заложенная недвижимость остаётся во владении должника, а кредитор получает право в случае невозврата долга истребовать закладываемое имущество с последующей его продажей с торгов.

Если бы была современная ипотека: хорошо, если вы крупный феодал и вам есть что закладывать - и надеяться на военную добычу, которая возместит и долг, и проценты. Но подавляющее большинство жителей Западной Европы в Средние века были малоимущими крестьянами, владевшими чересчур малыми наделами, чтобы рассчитывать на крупные ссуды. Да и в целом суды, иски, нотариусы и юристы - для богатых и знатных, в лучшем случае - для бюргеров крупных городов. Нет, ипотека в Средние века была ещё далеко не общедоступной.

5. Современность

В XIX веке промышленный рост, урбанизация и развитие городской инфраструктуры способствовали бурному росту ипотечного рынка. В наиболее развитых европейских странах - Англии, Франции или Нидерландах - принципы кредитования для финансирования строительства использовались активно и повсеместно. Инвестирование денежной массы в строительство и промышленность шло также и в других странах Европы, в том числе в Российской империи.

В ХХ веке особую роль ипотека приобрела в США во времена Великой депрессии. Именно она легла в основу «нового курса» Франклина Рузвельта.

На американском рынке жилья существуют два вида кредитования - строительный заём и ипотечный кредит. Сумма кредита не превышает 80–90 процентов стоимости заложенной недвижимости. Размер первого взноса, вносимого заёмщиком из собственных средств, соответственно, составляет 10–20 процентов. Малоимущим государство выдаёт льготные ссуды на полную стоимость дома.

Сегодня ипотечный кредит в США выдаётся сроком на 15–20 лет. Отличительной особенностью американской ипотеки является целенаправленная и системная поддержка правительством ипотечного кредитования через такие инструменты, как вторичный рынок закладных, государственное страхование ссуд, льготы в получении кредитов для малообеспеченных граждан. Благодаря этим мерам и доступности получения кредита собственное жилье имеют 75 процентов американцев.

В России ипотечный рынок начал развиваться лишь после распада СССР. В 1997 году правительство учредило Агентство по ипотечному жилищному кредитованию для притока инвестиций в сферу ипотеки. В 1998 году был принят закон «Об ипотеке (залоге недвижимости)». По даннымИпотечные жилищные кредиты, предоставленные физическим лицам-резидентам, и приобретенные права требования по ипотечным жилищным кредитам в рублях Центробанка, рост ипотечного кредитования в 2017 году по сравнению с позапрошлым годом составил 37 процентов. Всего в 2017 году было выдано кредитов на сумму более двух триллионов рублей. Это стало возможным благодаря последовательному снижению ключевой ставки. В декабре 2017 года она была зафиксированаБанк России принял решение сохранить ключевую ставку на уровне 7,25% годовых на уровне 7,25 процента годовых.

Общий тренд современной ипотеки очевиден - она будет всё более доступной для всё большего числа граждан. Цель государств, поддерживающих этот вид кредитования, заключается в том, чтобы обеспечить собственным жильём максимальное число своих граждан и молодых семей.

В разные исторические эпохи в любом обществе существовало свое собственное представление о труде и свободном времяпровождении. Эти аспекты человеческой жизни - труд и праздность - являются одним из важнейших «ликов» культуры. По тому, как распределяется время на работу и отдых, каким является само отношение к работе и безделью и, самое главное, какие ценности (трудовые либо наоборот) доминируют в данном обществе, можно определить уровень его развития, характер культуры. Любое общество вырабатывает свое особое отношение к труду, его жизнь складывается из череды серых будней, наполненных трудовыми заботами о собственном жизнеобеспечении, и свободного времени, выходных, праздников и пр. времени, когда не надо работать. От того, какое значение придается труду, и какое место в жизни отводится на праздное времяпровождение, во многом зависят моральные установки, приоритеты и ценности общества, его духовный климат.

Европейская цивилизация, ставшая географической и, отчасти, политической преемницей Римской империи, вобрала в себя значительную часть ее культурного наследия. Несмотря на отторжение античности в средние века, уничтожение его артефактов христианскими фанатиками, влияние греко-римской культуры на европейское общество было очень сильным. Сегодня весьма широко распространено мнение, будто в Древней Греции и Риме весьма пренебрежительно относились к трудовой деятельности. В рамках античного мировоззрения простой физический хозяйственный труд представлялся занятием, недостойным свободных людей. Повседневный труд был занятием низким, уделом рабов и вольноотпущенников, тяжкое и нечистое занятие, унижающее человека и приближающее его к скотине. Свободный человек пользуется услугами рабов и слуг, являющихся орудиями, инструментами, которые обеспечивают его благосостояние. Лишь для земледелия делалось исключение. Отсутствие интереса к механическим изобретениям, способным облегчить ручной труд, сочеталось с мечтами о «роботах» и чудесных устройствах, которые обеспечили бы полную праздность человека - это достаточно ясно характеризует отношение к физическому труду в античной древности.

Средневековое христианство разделяет ветхозаветные представления о труде как о наказании и священном долге человека. Но, тем не менее, отношение к труду и праздности, в различных христианских концессиях было неоднозначным.

Католицизм признает социальный характер труда, в процессе которого человек получает возможность выразить себя и получить удовлетворение своих жизненных потребностей. В православии не существует определенного кодекса законов или свода предписаний о труде. Этика труда в нем содержит общие принципы и ориентиры, призванные по-христиански осмыслить и облагородить человеческий труд, обратить его на служение высшим целям. Культурология. Под ред. Солонина Ю.Н., Кагана М.С. - М., 2008. С. 211.

Для образа жизни людей в средневековой Европе иным было восприятие индивидом себя и своей деятельности, которая организовывалась в соответствии с тогдашними представлениями о ценности времени (идея о том, что время нельзя терять, что следует максимально наполнить свою жизнь полезной деятельностью, то есть трудом или учебой, появилась в европейской культуре в эпоху Возрождения.)

Постмодернизм привнес свои изменения в трудовую этику конца ХХ века. Труд из обязательного компонента жизни человека стал его правом: праздность не только не преследуется по закону, но в целом и не осуждается современным обществом. Жесткое, репрессивное управление трудом отступает в прошлое. Протест западного общества против дисциплины и контроля над личностью выразился, например, в движении хиппи в США, в восстаниях французских студентов в 60-е гг., и т.д. На смену долгосрочному трудоустройству, взаимно ограничивавшему мобильность работников и работодателей, приходят гибкие, краткосрочные формы занятости, во многом рассчитанные на доверие и внутренний локус контроля участников трудового договора. Разграничение места работы и жилища вновь становится необязательным по мере распространения дистанционной, проектной занятости. Основным объектом производства становятся уже не товары, а услуги (во многих случаях - информационные), что расширяет множество видов деятельности, считающихся трудом, и повышает разнообразие форм трудового взаимодействия. Современное западное общество может позволить себе частично отойти от классической протестантской модели трудового поведения, сохранив верность лишь основным ее принципам: идее профессионального призвания, деловому активизму и личной ответственности.

Характеристикой ценности современного труда является ее противоречивость. Труд все более эффективно технологически овеществляет и одновременно приобретает виртуальный характер, не овеществляет ничего, созидает огромные материальные объемы и уничтожает независимость человека от произведенного и подрывает основы природно-социального баланса; требует все более тонкой подготовки и все грубее навязывает свои стандарты, обогащает и обедняет человека. Гуревич П.С. Культурология. - М., 2009. С. 219.

«Труд упорный» трансформируется в настырные поиски заработка. Чем больше человек зарабатывает, тем больше у него привилегий, и, следовательно, следующий этап - обеспечение всех условий для комфортного существования. Следовательно, на сегодняшний день необходимым условием осуществления главной цели всей своей жизни у подавляющего большинства населения нашей огромной планеты - праздного времяпровождения - есть одно обязательное условие - сначала надо потрудиться.

Но сам труд меняет свой характер, имеет тенденцию к доминированию торжества, «праздничности», а досуг все более становится видом труда (процесс организации досуга на сегодняшний день требует вовлечения некоторых умственных, физических и финансовых ресурсов).