Отношение к богатству церкви. Христианское отношение к богатству и бедности

Как православный христианин должен относиться к деньгам и богатству, может ли он быть, например, банкиром?

И может ли он своим богатством спасти душу? Эти нравственные вопросы часто волнуют современных .

Бедность порождает зависть?

Деление людей на касты, на богатых и бедных существовало всегда. И всегда люди стремились быть богатыми.

Но христианская религия учит нас не стремится к материальному богатству (маммоне), а ценить духовное, Христос призывал не служить двум господам, он говорил, что богатому не удастся войти в царство Божие. Так как же должен думать христианин, к чему он должен стремиться - к бедности? Бедность, конечно, не порок, но что она приносит людям? Ничего хорошего. Кроме того, бедность неизбежно порождает разрыв, пропасть между неимущими и богатыми, а из этого часто рождаются зависть, ненависть, что в свою очередь ведет к настоящим общественным катаклизмам (войнам, бунтам и революциям).

При этом церковь всегда с уважением и теплотой относилась к благотворительству и благотворителям, а истории известны случаи святых, бывших очень богатыми людьми, и грешников, шедших на преступления от своей нищеты. Много есть случаев, когда бедные из зависти и ложном чувстве справедливости разрушали, крушили и громили нажитое добро более богатых людей, беря на душу грех. Когда-то русские считались радушными, сердечными, умеющими радоваться за других и переносить свои лишения стойко и с достоинством. Современные же бедняки предпочитают равенство в бедности и жестоко наказывают всяких по их мнению выскочек.

Что же по этому поводу говорят православные священнослужители? Они заявляют, что зависть есть величайший грех, разрушающий душу и не дающий возможности попасть в царство Божие. Патриарх Московский и всея Руси Алексий второй говорил, что ни бедность, ни богатство не являются сами по себе ни добродетелью, ни грехом, и все зависит от того, чем наполнен человек, от его внутреннего мира.

Патриарх подчеркивал, что Церковь благодарна тем меценатам, которые помогают в строительстве храмов, создании богаделен, детских приютов. Однако никому нельзя забывать о том, что бедность - это искушение, она может озлобить человека, ввергнуть его в отчаяние, а порой и подтолкнуть на преступление. Поэтому, отмечал Алексий второй, задачей православных христиан и священников является преодоление бедности. Печально, что нищета находится рядом с вызывающей роскошью, а настоящий честный труд оценивается неадекватно - пенсионеры подчас лишены самого необходимого для жизни.

Что же делать?

Патриарх Московский и Всея Руси предлагает создать для искоренения бедности экономику, ориентированную на этические ценности, а также поработать над отлаживанием системы ответственности общества перед своими гражданами. Только при таких условиях, когда богатство станет результатом созидательного и самоотверженного труда, стремление к материальным благам будет уравновешиваться духовно-нравственными принципами. Ведь труд является долгом и перед людьми, и перед Богом. Митрополит Кирилл, ставший Патриархом, высказывал возмущение по поводу того, что в богатейшей интеллектуальным потенциалом и природными ресурсами стране России возмутительно низкий уровень жизни простых граждан, что порождает практический самый высокий в мире разрыв между бедными и богатыми. В связи с этим он призывал власти применить часть Стабилизационного фона на то, чтобы преодолеть нищету в стране, при этом активно стимулируя развитие инфраструктуры и инновационных технологий.

Деньги. Тяжелая тема

Тема денег - тяжелая тема. Хоть они уже не только металл, но чаще - бумага, а то и виртуальное нечто, посредством карточки действующее в мире, но тяжесть не уменьшилась.

Когда дышит Дух, то гнилье сгорает и ветошь рассыпается. Жил человек с грехом пополам и с беззаконием в обнимку и думал, что все можно купить. А для того, чтобы все купить, только и делал, что собирал да накапливал. Потом, если он к Богу обратился и ощутил, что есть иная жизнь, что будет с тем, что собрано и накоплено? Кто его знает: всяко бывает. Но часто бывает именно так, что плохо собранное рассыпается прахом и сгорает, как мусор. Это - особое благословение Божие, которое трудно понять и нелегко принять. Но ведь сжигают же зачумленную или вшивую одежду. Как же Богу хранить близ тебя, на тебе и с тобой все, во что микробом впитался грех?

Я к Богу пришел, а у меня стал бизнес по швам трещать.

И я к Богу пришел, и половина проектов медным тазом накрылась.

И я… Еще и прихварывать начал.

А у гадаринских жителей, у тех вообще все свиньи в море с обрыва побросались.

Да и не только свиньи у гадарян пропали. Всюду, где апостольская проповедь разразилась громом над людскими головами, началась перемена хозяйственной деятельности и убыток у тех, кто грехом зарабатывал.

Вот Павел в Филиппах изгнал беса из некой служанки-прорицательницы. И что после этого было? А вот что. «Тогда господа ее, видя, что исчезла надежда дохода их, схватили Павла и Силу и повлекли на площадь к начальникам» (Деян. 16:19). «Исчезла надежда дохода», и «воеводы, сорвав с них (апостолов) одежды, велели бить их палками и, дав им много ударов, ввергли в темницу, приказав темничному стражу крепко стеречь их» (Деян. 16:22).

Заговорили апостолы, умолкли демоны, и тут же завопили те, кто имел от демонской деятельности доход. При этом разрушается не всякая хозяйственная деятельность, а только та, которая на грехе замешана. Ведь чуть ранее в той же главе пишется об одной из первых женщин, уверовавших по слову Павла. «Одна женщина из города Фиатир, именем Лидия, торговавшая багряницею. чтущая Бога, слушала; и Господь отверз сердце ее внимать тому, что говорил Павел. Когда же крестилась она и домашние ее, то просила нас, говоря: если вы признали меня верною Господу, то войдите в дом мой и живите у меня» (Деян. 16:14–15). Очевидно, то была благая торговка, умевшая дело вести и совесть не погубившая.

Примеры можно продолжать выискивать ради пользы души и целостности картины. В Эфесе после проповеди апостольской «из занимавшихся чародейством довольно многие, собрав книги свои, сожгли перед всеми, и сложили цены их, и оказалось их на пятьдесят тысяч драхм. С такою силою возрастало и возмогало слово Господне» (Деян. 19:19). В металлическом эквиваленте сумма равна нескольким центнерам серебра. Да и книги те - это не книги нынешние. При дороговизне материала и переписке от руки они представляли собой подлинную драгоценность. Так что нам сегодня и сравнить не с чем ту беспрецедентную решимость эфесян расстаться с носителями греховной информации. Приходит новая жизнь, и умирают старые понятия, а вместе с ними умирает и привычный заработок. Конечно, не всем это нравится.

«В то время произошел немалый мятеж против пути Господня, ибо некто серебряник, именем Димитрий, делавший серебряные храмы Артемиды и доставлявший художникам немалую прибыль, собрав их и других подобных ремесленников, сказал: друзья! вы знаете, что от этого ремесла зависит благосостояние наше; между тем вы видите и слышите, что не только в Ефесе, но почти во всей Асии этот Павел своими убеждениями совратил немалое число людей, говоря, что делаемые руками человеческими не суть боги» (Деян. 19:23–26).

Указанный отрывок говорит о том, что врагами проповеди всегда будут те, чья прибыль зависит от обычаев, противных Евангелию. Из них тоже могут быть люди, принимающие веру и меняющие жизнь. Но большинство все же будет держаться привычных обычаев. Содержатели заведений и игорных домов, торговцы наркотиками или живым товаром здесь поопасней будут любого торговца истуканами. Вот уже где кроется не ветхое язычество, а подлинный сатанизм. И если им серьезно дорогу перейти, то они быстро найдут простые и эффективные средства остаться при своих прибылях и избавиться от непрошеных реформаторов.

Очевидно, меняя в корне представления людей о жизни, апостолы больно уязвляли и души и кошельки многих. Им, апостолам, действительно приходилось быть подобными овцам посреди волков. Неудивительно, что в наш век при массовой греховной расслабленности и слабоволии так плохо идет борьба с индустрией греха или даже не идет вовсе.

Апостолы должны были хранить как зеницу ока свою духовную свободу. И не тюремное заключение угрожало этой свободе. Как раз в тюрьмы они шли и часто Ангелами из тюрем были выводимы. Свободу могли заставить их утратить подарки, взятки, привычка к почету, ласкательства, принимаемые со стороны знатных, и проч. Поэтому Павел говорил, прощаясь, ефесским пресвитерам: «Ни серебра, ни золота, ни одежды я ни от кого не пожелал: сами знаете, что нуждам моим и нуждам бывших при мне послужили руки мои сии» (Деян. 20:33–34). Апостолы имели право брать от Церкви все, что им предложат, и пользоваться на пользу свою и общую. Но они не имели права желать и просить, тем более требовать от общин нечто материальное для себя. Дали - слава Богу! Нет - тоже слава Богу! И в том же духе говорит об этом «Учение двенадцати апостолов»: «Если (апостол или пророк) потребует денег, то он лжепророк» (Гл. 11).

Продать или купить можно то, что производится, делается, вырабатывается. А то, что получено как дар и не имеет денежного эквивалента, продаваться не должно. Свечка - товар, ей и цена есть. А молитва - дыхание Духа. Она бесценна. Вешать ценник на молитву - грех против Духа, рождающего молитву. И как безумие Иуды родило сделку: «Я вам - Господа, а вы мне - серебро», так и бесстыдство лжепророков стремится купить Духа за пенязи. Вот Симон (бывший волхв), «увидев, что через возложение рук Апостольских подается Дух Святый, принес им деньги, говоря: дайте и мне власть сию, чтобы тот, на кого я возложу руки, получал Духа Святаго» (Деян. 8:19). Оттуда родился термин «симония», т.е. купля-продажа того, что выше всякой цены. И «Петр сказал ему: серебро твое да будет в погибель с тобою, потому что ты помыслил дар Божий получить за деньги. Нет тебе в сем части и жребия, ибо сердце твое неправо пред Богом» (Деян. 8:21–22).

Но как повешенный Иуда качается над миром, бросая на землю тень, так и Симон все идет и идет рядом с Церковью через всю историю и предлагает монеты, чтобы получить Утешителя.

Денежные отношения - сердцевина жизни падшего человечества. При наличии высших ценностей деньги занимают свое важное, но не абсолютное место. Если же высший план бытия отсутствует, то деньги желают одеться в пышный наряд с надписью «Святое святых» и превращаются в идола: золотого тельца или серебряную жабу. Очевидно, апостолы, меняя мир и разнося повсюду благоухание познания Бога, меняли весь гнилой уклад, не исключая и денежной стороны вопроса. Они не писали новых законов, но меняли само отношение людей к себе, к жизни и ко всему, что под руками. Мы далеко откатились в этом вопросе от радостной изначальной новизны. Кое-где мы просто капитулировали. Причем, не сейчас, а очень давно. Мы - это все христиане. Дух бытового материализма заземлил нас и очерствил. Во все товары, вместе с прибавочной стоимостью, вложена лживая мысль о всесилии экономики и вечном прогрессе товарного производства. А прогресс этот вовсе не вечен и экономика вовсе не всесильна. Мы узнаем об этом, когда дышит Дух и заставляет гнилье сгорать и ветошь рассыпаться.

Виталий пишет:"Без денег будете лежать старый и больной в нашей нищей больнице. " Вспомнился один рассказ о садовнике, который все что зарабатывал раздавал бедным,больным и прочим нуждающимся.И вот внушил ему лукавый такую мысль:зачем ты все раздаешь,нужно и о себе подумать,на черный день откладывать,вдруг ты заболеешь,когда-то состаришься,а у тебя и нет денег ни на что.С тех пор прекратилась милостыня,все деньги копились на черный день.И день этот настал,садовник заболел.Болезнь была серьезной,лекарства не помогали,деньги тратились на докторов.Однажды доктор сказал,что нужно ампутировать ноги,операцию назначили на следующий день.Всю ночь несчастный молился и раскаивался,и вот явился ему Ангел Божий сказав:"Ты уповал на деньги,а не на Бога,ну и что,помогли тебе деньги,исцелили они тебя?Разве нуждался ты в чем-либо,раздавая милостыню,разве болел?"Садовник раскаялся, пообещав никогда больше не копить денег и на утро, врач придя оперировать,увидел его совершенно здоровым.

Благодарю за статью! Подобные темы необходимо поднимать и искать ответы именно с опорой на Священное Писание. Подобные публикации помогают выработать правильное отношение к материальным благам. К деньгам как к средству, а не как к цели.

Очень вовремя, отец Андрей. Держась за деньги мы хватаемся за воздух и лишаемся Истинной опоры. Не притронувшись к ним Господь показал нам, что деньги - не Царствия Божьего вещь. И достигнув своего абсолютного могущества, деньги исчезнут пред Славой Его. Уже сейчас Господь смотрит любим ли мы ближнего своего как самого себя. И возлюбим Господа Творца нашего превыше всего.

Если внимательно перечитать Писание становится очевидным, что отношение верующих к материальным благам (в частности, к деньгам) должно быть отрицательным. Действительно, ни Богу, ни бессмертной душе деньги не нужны. Деньги — постоянный источник соблазнов, они ведут к грехам и вообще часто являются орудием зла. То есть, церковь должна всячески приветствовать общество, в котором деньги либо играют второстепенную роль, либо отсутствуют вообще. У русского народа нет культа денег, американские или израильские ценности ему чужды.

Возникает интересный вопрос. Почему же Православная церковь обретает в России силу именно в те периоды, когда общество впадает в крайности поклонения золотому тельцу? Очень многие новые русские бизнесмены — верующие. Церковные обряды — тоже не бесплатны и церковь вовсе не является беспрофитной организацией, она владеет недвижимостью и материальными ценностями значительно превышающими нужды её нормального функционирования. Церковь спокойно финансирует различные проекты, которые я не назал бы чисто духовными. Широко известно, какое особое положение давало Православие в царской России богатым и знатным. Посмотрите на сказки простого русского народа: поп — он всегда хитрый, корыстный и жадный. Видимо, в этих сказках есть немалая доля истины.

Есть, конечно, и старцы-бессеребряники, и бескорыстные миссионеры, да только делают ли они погоду? Кстати сказать, во многих странах такая ситуация: объявил себя верующим — плати церковный налог (к счастью, любой и каждый его не платит). Если сказать, что есть официальная церковь (где деньги приветствуются) и, собственно, вера (где деньги не нужны), любой здравомыслящий человек скажет, что в одном случае мы говорим про «аппарат», а в другом имеем в виду идею. Следовательно, в идеальной ситуации верующий должен существовать с верой в Бога, но вне церкви, поскольку сама церковь занимается тем, что мягко говоря, не совсем угодно Богу. Так как же быть?

Полностью освободиться от всех проблем можно только «всецело в полноте Святаго Духа пребывая», как говорил прп. Серафим Саровский. Много ли Вы встречали таких людей?

Так ведь Учение Христа не о материальном, а о духовном. В нём и материальные аспекты тоже изъясняются, но они не первичны.
И Господь говорит (Мф 6:31): Итак не заботьтесь и не говорите: что нам есть? или что пить? или во что одеться? потому что всего этого ищут язычники, и потому что Отец ваш Небесный знает, что вы имеете нужду во всем этом. Ищите же прежде всего Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам.
И (Мф 19:29): И всякий, кто оставит домы, или братьев, или сестер, или отца, или мать, или жену, или детей, или земли, ради имени Моего, получит во сто крат и наследует жизнь вечную.

Я, прочитав второй отрывок, поначалу воспринял это как своего рода обмен тленного на духовное. То есть: я — нищему рубль, а Бог мне — сто Небесных денег на Небесах. 🙂
Возник вопрос: очень похоже на сделку, а память подсказывает, что Бог не заключает с человеком сделок. Наверное, неправильно понимаю. Хорошо, пусть будет так.
Потом возник вопрос другой. Если я раздал, допустим, все карманные деньги и ничего себе не оставил, а мне вдруг на работе премию неожиданно дали и дома родственники рубашку подарили, то означает ли это, что вместо Небесных денег Бог дал мне материальных благ? То есть Небесные-то лучше. И что делать: радоваться или печалиться?
И вспомнил, что такие обещания (вечером деньги, утром стулья, причём в загробной жизни) на земле дают только мошенники. Неужели Бог уподобляется мошенникам? Нет. Потому, когда говорит «получишь сто домов вместо одного», то говорит о настоящих домах. Мне просто и в самом деле не нужно такое количество зданий.
Мое понимание темы: Церковь вообще никак не связана ничем материальным, она существовала в катакомбном нищенстве и будет существовать вовек, даже лишись она по Произволению Божию всех поступлений. Но мы-то, составляющие Тело Церкви, без денег, пищи и проч. сущесвовать не можем никак. Вот так вот: Глава-нематериальна, а Тело — плоть. И я не могу сказать, что же это такое, но ясно, что это от Бога.

Самое главное, помните, что Бог не требует от людей жертв Себе. То есть когда Он говорит богатому юноше: продай своё имение и раздай деньги нищим, то говорит это не Вам лично, но тому юноше.
То есть. Всё имущество, которое у Вас есть, Вы сами можете четко разделить на то, которое Вам действительно необходимо, и то, которое у Вас есть просто так, чтобы было, когда-нибудь пригодится. И вот Вы встречаете человека, который рассказывает Вам, что ему очень нужно что-то из того, о чём Вы знаете, что оно Вам самому не очень нужно. И это значит в духовном смысле, что Дух свёл Вас с этим человеком именно для того, чтобы Вы могли дать ему то, что Бог до этого дал Вам, чтобы Вы дали этому человеку. Поэтому дав ему это, нужно, когда будет благодарить, сказать: Благодари не меня, но Бога. И тем самым Вы явите этому человеку милость Божью.
Никакого места не хватит, чтобы рассказать обо всем, что Вам через этот опыт откроется. Но Вас также непременно посетит вопрос: а зачем же мне вообще зарабатывать деньги, стремиться к чему-то? И в этом есть очень интересный момент. Сознательно выбрав бедность, человек перестаёт стремиться к богатству, как все, и рано или поздно начинает видеть разницу между богатством и обеспеченностью.
Богат человек или беден — это состояние, изменяющееся во времени, и целиком зависящее от того, сколько человек может в данный момент потратить. А обеспеченность — это состояние, не зависящее от времени, и она в том, что только от желания самого человека зависит, сколько денег у него будет завтра. То есть пребывание не под властью денег, а властвование над ними.

Деньги – это только деньги или нечто большее? Где их брать и что с ним делать, чтобы жизнь прошла не впустую? Размышляет протоиерей Андрей Ткачев.

Человек верующий постоянно должен быть занят некой меной: он меняет земное и временное на небесное и вечное. В этом, кстати, смысл добровольных лишений и ограничений. Время, силы, сон, еду можно приносить в жертву и получать взамен Самого Бога и Его благодать. В этом смысле в притчах Господь раздает таланты (мины, златницы) и велит рабам эффективно торговать и достичь прибыли.

«Употребляйте их в оборот», - говорит Господь о розданных талантах (Лук. 19:13), а по-славянски это слово звучит: «Куплю дейте дондеже приду». Это и есть та духовная купля -продажа, которую мы должны вести. Можно думать, что слово Откровения о невозможности «покупать и продавать» при антихристе, означает полное отсутствие в людях желания что-либо делать для Бога и чем-либо жертвовать.

Уже и сейчас есть великое множество людей, которые ничего для Бога не делают, ничто земное не меняют на небесное, не «торгуют» по-евангельски. Эти люди находятся в несомненном состоянии погибели и без всяких дополнительных печатей, поскольку чело их уже духовно «запечатано» скверным и бесплодным образом мышления, а руки - таким же скверным и бесплодным образом деятельности

Деньги нужно освятить жертвой. Они уже не звенят, вернее, те, что звенят, похожи на Кошкины слезки. А вот те, что шелестят, сохраняют пока еще действенность.

Деньги шелестят, хрустят и шуршат по-разному. Над одним шуршанием банкнот пребывает благословение Божие. Это деньги, вложенные в Христову любовь. Над хрустом же других купюр никакой голубь не летает, но напротив - вокруг них вьется змей. Это украденное, отобранное, а главное - нечестиво или глупо потраченное.

Церковь обязана освящать деньги, попадающие в ее руки путем священного и мудрого использования. Хоронить странников, существенно (а не копейками) помогать вдовам, сиротам и калекам, поддерживать опустевающие приходы, финансировать миссию и печатное дело мы должны сами. Этому нужно учиться.

У каждого из нас, даже самого небогатого человека, есть в кармане «мятый рубь», отдав который, мы не ощутим себя обедневшими. С этого и надо начинать. Нас ведь - христиан - все еще миллионы! Словно капли, эти мятые бумажки, о которых Высоцкий пел, что их «экономить - тяжкий грех», способны собираться в ручейки, а далее - в реки. Важно только, чтобы эти реки, говоря словами того же , «в конце куда надо впадали».

Статьи расходов нужно продумывать тщательно, и руки заранее мыть, чтобы к ним ничего не прилипало. Это - самая тяжкая задача. Если же мы ее решим, то появится и самоокупаемая качественная православная пресса, и унизительная нищета отступит от многих, и вдовицы наши, как в древности, будут питаемы Церковью.

Только и всего-то нужно, что чистота намерений и знание не только таблицы умножения, но и таблицы деления. Делиться надо - кто не понял. А иначе будем всех пугать антихристом, потихоньку строя дом в четыре этажа, да пересказывать на службе житие Павла Фивейского будем, без стыда разъезжая на машине за 100 тыс. у.е.

«Бог во храме святом Своем». Но не только. Нельзя ограничить Необъятного, и Соломон при освящении Иерусалимского храма говорил, что «Небо небес не вмещает Тебя, тем более этот малый храм». Богу нужно дать место всюду. Его нужно пустить в школу и в больницу. Ему нужно открыть двери семейной жизни своей. Бога, наконец, нужно пустить и в свой кошелек. Иначе мы не спасемся.

Иначе мы, произвольно пытаясь ограничить действие Всемогущего только областью храма, превратим свои карманы и бумажники в некое дьявольское «святое святых», и будем подобны фарисеям, о которых Евангелие говорит, что они - сребролюбцы. Чтобы не только внешняя часть, но и внутренняя у них была, как у чаши, чистая, Христос Господь велел им давать милостыню.