Труд, трудолюбие. Изречения святых отцов о труде. Какие мнения о труде существуют в современном христианстве

Всякому живому человеку трудиться необходимо, потому что всякому человеку нужна пища, нужна одежда, нужно помещение для жилища, а все это добывается работой, трудом. И избавить себя от труда в жизни мог бы только тот человек, который мог бы обойтись без пищи и одежды и жил бы под открытым небом. А как этому быть нельзя, то и нельзя человеку быть без труда, без исполнения обязанностей семейных, житейских и общественных.

Бог дал человеку жизнь, Бог назначил ему и труд в жизни. Помни это каждый и трудись над своим делом усердно, без скорби, без ропота на ежедневный свой труд. Если твой труд тяжел и утомителен, если с потом и горем достается тебе дневное твое пропитание, то помни, что только тогда не будет на земле тяжелого труда, когда не будет на ней греха.

Помни постоянно это за своим трудом, призывай помощь и благословение Божие на труд свой, вздохни за трудом своим о грехах своих и утешай себя тем, что за трудовой нашей жизнью есть жизнь другая, где не будет ни труда, ни печали, ни воздыхания - для тех, кто вместе с трудами своими оставит здесь и грехи свои. Если твой труд берет у тебя все время твое и не дает тебе свободных дней для отдыха и покоя, то помни и утешайся, что твой постоянный труд оберегает тебя от грехов, которыми богата человеческая праздность.

Праздность - первый повод к греху. Человек постоянно не может быть без дела. Кто не может трудиться, делать свое дело, тот непременно пустится в безделье, в пороки. Кто бродячие нищие, которые имеют силу работать, кто воры и мошенники, обманщики и бессовестные барышники, кто обидчики, ябедники, сутяги? Всё это люди праздные, бегающие от своего дела и труда честного. Приучите их к труду - они отстанут от своих пороков и станут людьми честными и добрыми.

Иные думают, что трудовая жизнь дается только на долю людей простых, и высшие сословия хорошо живут и без всякого труда. Неправые это мысли, и не знают всех порядков общественной жизни те люди, которые так думают и за своим трудом ропщут на свою долю, завидуя другим.

Не тот только трудится, кто пашет землю или кто наймом у чужих людей зарабатывает свое содержание.

Как в каждом доме и в обыкновенной жизни не все люди бывают разом за одним делом, а одни в поле, другие на гумне, третьи на дворе за хозяйством, четвертые в доме при детях и домашних порядках и т.п., так и в огромном семействе или целом обществе всем сословиям, всем званиям есть свои занятия, свой труд; и каждый человек при своем деле, к чему пригоден, чему научен и к чему поставлен, над тем и трудится, и этим трудом приносит пользу обществу, а себе зарабатывает на хлеб.

Ведь всем, кажется, известно, что в таком огромном обществе, как государство, нельзя быть без земледельца, нельзя быть без торгового человека, нельзя быть без правителей, без священников, воинов, людей ученых, художников, ремесленников и проч. Разные люди в обществе избирают себе разные занятия и трудятся над своим делом.

И ты думаешь, что при высших занятиях и должностях в обществе не бывает работы, трудов и забот тяжелее твоих? Напрасно ты так думаешь. Когда ты, земледелец, окончил свою работу дневную и сложил руки для отдыха и покоя, в это время, среди ночи, сколько работает и трудится рук и голов над общественным делом? Там правитель думает крепкую думу о благосостоянии страны и народа; там судья трудится над разбором тяжебного дела спорящих людей; там ученый трудится над наукой на пользу нашего образования и просвещения; там служитель Божий у постели больного совершает таинство христианской исповеди и напутствия в жизнь вечную. А там подвижники-иноки в полночь по звону колокола собираются в храм Божий молиться за свою душу, за спасение наше и всего рода христианского.

И мало ли еще общественных должностей и обязанностей, над которыми трудятся честные и усердные труженики, испытывая и перенося разного рода горе и заботы с терпением, с покорностью своему жребию? Труд, работа, забота, горе, терпение - везде, во всех званиях и состояниях; есть они у всякого человека, который честно и усердно занимается своим делом, домашним ли то или общественным (сбор. ст. из «Воскреси, чтен.», 1870 г., стр. 191-198).

Кому из нас не случалось видеть и слышать, как голосистый жаворонок вьется весной над полем или вспаханной нивой и своим приятным пением часто услаждает тяжкий труд земледельца? Но не вся жизнь этого маленького пернатого проходит в пении, не все время носится он в воздушном пространстве. Нет, у него есть свой труд и забота; он спускается на землю и здесь-то добывает себе пищу: то устраивает теплое гнездышко, то заботится о своей подруге или молодых птенцах своих. И опять, не все же рыться в земле, не все же хлопотать и трудиться, птичка снова несется к небу и поет, поет свою нескончаемую песню.

Вот урок и пример для тебя, человек! Трудись, где бы ты ни был поставлен в обществе: низко ли, высоко ли, - трудись; это твое назначение и обязанность на земле. Но ты не для земли создан, а для неба. После труда и забот житейских возносись горе умом и сердцем, изливай перед Богом свою душу в славословии, благодарении и молитве . Молись - это твой долг, твоя слава, твое блаженство. От трудов переходи к молитве, от молитвы к трудам: трудись и молись («Духов, цвет.», ч. 2).

«Что узда для коня, то работа для нашей природы. Бог дал тебе руки не для того, чтобы ты принимал от других, а чтобы трудился и сам давал нуждающимся». (Св. Иоанн Златоуст)

* * *

«Тот, кто занят работой, не скоро допустит что-либо излишнее в делах, и в словах, и в мысли, так как вся душа его совершенно предана трудолюбивой жизни» (Иоанн Злато­уст)

«Не достаточно одного телесного поста к стяжанию совершенной чистоты целомудрия; его превосходить должны покаянное сокрушение духа и неотступная молитва против этого нечистейшего духа; потом непрестанное поучение в Писаниях в соединении с умным деланием, также труд телесный и рукоделие» (Кассиан Римлялин)

* * *

«Истинный труд не может быть без смирения, ибо сам по себе труд суетен и не вменяется ни во что» (преподобный Варсонофий Великий)

* * *

«Не станем стыдиться ремесел и будем считать бесчестьем не работу, но праздность и безделье» (Иоанн Злато­уст)

* * *

«Намерение благочестия не должно служить предлогом лени и бегства от работы, а побуждением к еще большим трудам» (Святитель Василий Великий)

* * *

«Ни одного еще человека не было, который бы без труда, тревог и смущений крутых достиг Царствия Божия». (Свт. Феофан Затворник)

* * *

«Жизнь наша сопряжена с трудами, так как без трудов мы обыкновенно развращаемся. Природа наша не может бездействовать, а иначе легко приклоняется ко злу». (Свт. Иоанн Златоуст)

* * *

«Телесные труды суть орудия добродетелей и спасительны для души». (Прп. Антоний Великий)

* * *

«Телесный труд приносит чистоту сердца, а чистота сердца делает то, что душа приносит плоды». (Прп. Антоний Великий)

* * *

«Кто прибегает к Богу и просит Его помощи при всяком труде, тот найдет в труде покой». (Прп. Исайя Отшельник)

* * *

«Кто не полагается на свои труды, тот наиболее ощущает помощь Божию». (Прп. Исайя Отшельник)

* * *

«Кто празднословит во время дела, тот развлекается в деле, а кто углубляется мыслью в святое слово, тот больше успеет». (Прп. Ефрем Сирин)

* * *

«Старайся дневную работу оканчивать в назначенный день, и ум, не связанный заботой и печалью, будет иметь свободное время для молитвы».
(Прп. Ефрем Сирин)

* * *

«Если ты вышел вместе с братьями твоими на поделие, то по мере сил, дарованных тебе Господом, помогай более немощному, зная, что получишь от Господа награду за труд, за сострадание. Если же ты худосилен и немощен, то не пускайся много говорить, приказывать и вольничать, но лучше молчи и безмолвствуй, и Господь, видя твое смирение, убедит сердце братии твоей не налагать на тебя бремени». (Прп. Ефрем Сирин)

* * *

«Не должно уклоняться от труда, напротив того, если брат воспомоществует брату, то они неуловимы сетями диавольским». (Прп. Ефрем Сирин)

* * *

«Кто не любит работать, тот бездействием питает страсти и пожеланиям дает свободу устремляться к сродным им предметам, что наипаче обнаруживается во время молитвы; ибо тогда внимание ума бывает все поглощено тем, чем занято сердце, и он только и делает, что в помыслах перебирает внушаемое пришедшего в движение страстью, вместо того, чтобы беседовать с Богом и просить у Него полезного себе.

Дело есть якорь для мысли и дает ей безопасное направление. Пусть отовсюду приближаются бури и порывы ветров угрожают крушением, мысль стоит неуклонно, удерживаемая делом, как якорем; несколько волнуется она поднимающимися помыслами, но не увлекается в опасность, потому что держащие ее узы крепче гонящих ее ветров. (Прп. Нил Синайский)

* * *

«От сильного тела требуется при молитве труд, без него сердце не сокрушится, молитва будет бессильной и неистинной». (Свт. Игнатий Брянчанинов)

* * *

«Надо прежде труды и поты подъять, потом уже начнут показываться плоды. Но условие неотложное - не жалеть себя (не жалеть себя - не значит горы на себя наваливать». (Свт. Феофан Затворник)

* * *

* * *

Жизнь есть труд; труд есть жизнь.Умеренные труды телесные много полезны в возделывании добродетелей, от бездействия же распложаются пороки. (Авва Исаия)

* * *

«Для пропитания себя будем работать в уповании на Бога. Не скорби о труде; многие, ничего не делая, тяготились самоюбеззаботностью». (Св. Ефрем Сирин)

* * *

* * *

«Ежедневное пропитание приобретай не припрятанными деньгами, но собственным трудом». (Св. Иоанн Кассиан)

* * *

«Ты не лучше Павла, не лучше Петра, которые никогда не имели покоя, но провели всю жизнь в голоде, жажде и наготе. Если ты хочешь получить то же, что и они, то иди тесным путем». (Св. Иоанн Златоуст)

* * *

«Трудолюбив тот, у кого не бывает лишнего времени». (Св. Нил Синайский)

* * *

«Нищета подобна курьеру: она скоро настигает ленивого». (Прит. 6, 11)

* * *

«Знай, что если, будучи здоров, ты живешь на чужой счет, то поедаешь достояние бедных и немощных». (Св. Григорий Богослов)

* * *

«Дела служения своего исполняй благообразно и тщательно, как будто служишь Христу». (древние иноческие уставы)

* * *

«Как свежие воды, превратившись в стоячие, портятся – так точно душа и тело человеческие портятся от праздности. Кто в праздности живет, тот непрестанно грешит». (Св. Тихон Задонский)

* * *

«Ленивая и праздная жизнь то же, что праздная и невозделанная нива, на которой не растет ничего, кроме трав негодных». (Филарет архиепископ Черниговский)

* * *

«В поте лица съедать свой хлеб – Божия эпитимия». (Св. Феофан Затворник)

* * *

«Вставая поутру, говори самому себе: «Тело работай, чтобы тебе прокормиться; душа трезвись, что бы тебе наследовать Царствие». (Св. Василий Великий)

* * *

* * *

«Иисус Христос нес на Себе телесные труды, апостол Павел – непрерывно трудился, и для каждого благочестие должно почитать не причиной к бездействию, но побуждением к большим трудам». (Св. Василий Великий)

* * *

«Апостол повелевает трудиться, а не делающему даже не есть». (древние иноческие уставы)

* * *

* * *

«Настоящая жизнь вся предоставлена трудам и подвигам, а будущая – венцам и наградам». (древние иноческие уставы)

* * *

«Надобно всякое дело совершать как бы оно делалось пред очами Господа и всякую мысль слагать, как бы Господь назирал ее». (древние иноческие уставы)

* * *

«Апостол учит жить тихо, на своем месте, не любопытствовать молве и басням житейским, исправлять больше себя, работать своими руками, не желать даров и подаяний, удаляться от бесчинных». (Св. Иоанн Кассиан)

* * *

«Труд и молитва, молитва и труд, – вот самое должное и самое лучшее пользование даваемым нам ежедневно от Бога временем».

* * *

«По заповеди Божией уделяй один день из седмицы для всецелого служения Богу; в остальные же дни старайся хотя известные часы уделять от своих трудов и занятий и посвящать их молитвенной беседе с Богом, преимущественно и непременно утром, по восстании от сна, и вечером, перед сном». (Св. Иоанн Златоуст) .

* * *

«Если простираешь руку к работе, то пусть язык поет, а ум молится; ибо Бог требует, чтобы мы всегда памятовали о Нем». (Св. Нил Синайский)

* * *

«Жизнь есть труд; труд есть жизнь». (Авва Исаия)

* * *

«Умеренные труды телесные много полезны в возделывании добродетелей, от бездействия же распложаются пороки». (Авва Исаия)

* * *

«Сам Ангел Господень поучал молитву чередовать с трудом». (Св. Антоний Великий)

* * *

«Кто в праздности живет, тот непрестанно грешит». (Св. Тихон Задонский)

* * *

«Кто в силах, тот должен работать и делиться с имеющими нужду. Ибо, кто не хочет работать, тот не признается достойным и есть». (Св. Василий Великий)

* * *

«Человек, подражай земле, приноси плоды для других, как и земля приносит тебе». (Св. Василий Великий)

* * *

«Не должно в праздности есть хлеб, потому что способен работать». (древние иноческие уставы)

«Помоги вам Господи сильно укрепиться духом Его, - а заботу о том иметь надобно, и болеть если нет внутри собранности, а в болезни к Господу припадать. Самодельно сие не добывается; но и без труда не дается. Оттуда и отсюда надо, - а надо. Сначала Бог сотворил свет, а после собрал его в светила. Так и с нами. Есть добро, но разсеяно или разлито. Надобно свесть все в одно. И, - кажется, - душа просится на это,.. да не догадается. А главное - саможаление есть. Господи помилуй нас! Без труда и самопринуждения ни в чем не успеем. Хоть чуточку, да надобно понудить себя, хоть на волосок. Когда есть усердие и ревность, то все пойдет хорошо. Но истинная ревность безжалостна к себе. Есть ли, сверх того, и хорош ли фундамент? - Фундамент вот: глубокое чувство грешности и безответности пред Богом. Вся надежда тогда Спаситель; - а отсюда непрестанное: Господи помилуй!» (Св. Феофан Затворник)

В общепринятом понимании трудолюбие - готовность отдавать своё время, свои силы и энергию для производства общественно-полезного продукта. Способность заниматься трудом и работой с удовольствием , длительное время (в разумных пределах, естественно), не отвлекаясь иногда даже и на нужды.

Трудолюбие считается добродетелью как с эгоистической, так и этической точки зрения. С эгоистической точки зрения оно расценивается как залог жизненного успеха, а с этической - как морально необходимый вклад в благосостояние социума.

С эгоистической точки зрения трудолюбие - это не качество, а отношение к ситуации, при котором человек попросту хорошо мотивирован трудиться. Считается, что для воспитания трудолюбия необходимо, чтобы человек видел и понимал смысл и результаты своего труда.

Согласно словарю русских синонимов сходны по смыслу - усердность, старание, усидчивость, старательность, прилежание, прилежность.

Трудолюбие в христианском понимании

В христианском понимании трудолюбие проповедуется как христианская добродетель , желание трудиться без лени, во славу Богa , и на благо людей.

Нерадивый в работе своей - брат расточителю.

Притчи 18:10

Напишите отзыв о статье "Трудолюбие"

Примечания

Ссылки

Отрывок, характеризующий Трудолюбие

Ростов, озабоченный своими отношениями к Богданычу, остановился на мосту, не зная, что ему делать. Рубить (как он всегда воображал себе сражение) было некого, помогать в зажжении моста он тоже не мог, потому что не взял с собою, как другие солдаты, жгута соломы. Он стоял и оглядывался, как вдруг затрещало по мосту будто рассыпанные орехи, и один из гусар, ближе всех бывший от него, со стоном упал на перилы. Ростов побежал к нему вместе с другими. Опять закричал кто то: «Носилки!». Гусара подхватили четыре человека и стали поднимать.
– Оооо!… Бросьте, ради Христа, – закричал раненый; но его всё таки подняли и положили.
Николай Ростов отвернулся и, как будто отыскивая чего то, стал смотреть на даль, на воду Дуная, на небо, на солнце. Как хорошо показалось небо, как голубо, спокойно и глубоко! Как ярко и торжественно опускающееся солнце! Как ласково глянцовито блестела вода в далеком Дунае! И еще лучше были далекие, голубеющие за Дунаем горы, монастырь, таинственные ущелья, залитые до макуш туманом сосновые леса… там тихо, счастливо… «Ничего, ничего бы я не желал, ничего бы не желал, ежели бы я только был там, – думал Ростов. – Во мне одном и в этом солнце так много счастия, а тут… стоны, страдания, страх и эта неясность, эта поспешность… Вот опять кричат что то, и опять все побежали куда то назад, и я бегу с ними, и вот она, вот она, смерть, надо мной, вокруг меня… Мгновенье – и я никогда уже не увижу этого солнца, этой воды, этого ущелья»…
В эту минуту солнце стало скрываться за тучами; впереди Ростова показались другие носилки. И страх смерти и носилок, и любовь к солнцу и жизни – всё слилось в одно болезненно тревожное впечатление.
«Господи Боже! Тот, Кто там в этом небе, спаси, прости и защити меня!» прошептал про себя Ростов.
Гусары подбежали к коноводам, голоса стали громче и спокойнее, носилки скрылись из глаз.
– Что, бг"ат, понюхал пог"оху?… – прокричал ему над ухом голос Васьки Денисова.
«Всё кончилось; но я трус, да, я трус», подумал Ростов и, тяжело вздыхая, взял из рук коновода своего отставившего ногу Грачика и стал садиться.
– Что это было, картечь? – спросил он у Денисова.
– Да еще какая! – прокричал Денисов. – Молодцами г"аботали! А г"абота сквег"ная! Атака – любезное дело, г"убай в песи, а тут, чог"т знает что, бьют как в мишень.
И Денисов отъехал к остановившейся недалеко от Ростова группе: полкового командира, Несвицкого, Жеркова и свитского офицера.
«Однако, кажется, никто не заметил», думал про себя Ростов. И действительно, никто ничего не заметил, потому что каждому было знакомо то чувство, которое испытал в первый раз необстреленный юнкер.
– Вот вам реляция и будет, – сказал Жерков, – глядишь, и меня в подпоручики произведут.
– Доложите князу, что я мост зажигал, – сказал полковник торжественно и весело.
– А коли про потерю спросят?
– Пустячок! – пробасил полковник, – два гусара ранено, и один наповал, – сказал он с видимою радостью, не в силах удержаться от счастливой улыбки, звучно отрубая красивое слово наповал.

Преследуемая стотысячною французскою армией под начальством Бонапарта, встречаемая враждебно расположенными жителями, не доверяя более своим союзникам, испытывая недостаток продовольствия и принужденная действовать вне всех предвидимых условий войны, русская тридцатипятитысячная армия, под начальством Кутузова, поспешно отступала вниз по Дунаю, останавливаясь там, где она бывала настигнута неприятелем, и отбиваясь ариергардными делами, лишь насколько это было нужно для того, чтоб отступать, не теряя тяжестей. Были дела при Ламбахе, Амштетене и Мельке; но, несмотря на храбрость и стойкость, признаваемую самим неприятелем, с которою дрались русские, последствием этих дел было только еще быстрейшее отступление. Австрийские войска, избежавшие плена под Ульмом и присоединившиеся к Кутузову у Браунау, отделились теперь от русской армии, и Кутузов был предоставлен только своим слабым, истощенным силам. Защищать более Вену нельзя было и думать. Вместо наступательной, глубоко обдуманной, по законам новой науки – стратегии, войны, план которой был передан Кутузову в его бытность в Вене австрийским гофкригсратом, единственная, почти недостижимая цель, представлявшаяся теперь Кутузову, состояла в том, чтобы, не погубив армии подобно Маку под Ульмом, соединиться с войсками, шедшими из России.

Вопреки нередко распространенному мнению, необходимость трудиться не есть результат грехопадения (Быт.2:15). Давая заповедь о субботе, Господь говорил и о шести днях труда (Исх. 20:8-11), чем подчеркивается его божественное происхождение как подобия труда Создателя. Труд человека, таким образом, бесспорно соответствует изначальной воле Божией о нем и образе его жизни. Это означает, что, создав человека по Своему образу (Быт. 1:26), Бог хотел включить его труд в Свой замысел творения. Создав землю, Бог дал человеку владычество над ней, чтобы он мог наполнять ее и обладать ею (Быт. 1:28). Все трудящиеся, даже если они не отличаются умом или образованием, исполняют своей работой волю Божию и поддерживают заповеданное Творцом устройство жизни. Поэтому никогда и никоим образом не следует унижать никакой работы и никого из трудящихся, каким бы малозначительным и низким по своему характеру нам ни казался его труд. В великом песнопении, восхваляющем Бога Творца, говорится и о человеке, выходящем утром «на дело свое и на работу свою до вечера» (Пс.103:23). Этот труд человека – венец творения Божия, исполнение Его воли.

Труд – это также одно из основных условий человеческого существования. Для того, чтобы добыть себе пропитание, заработать деньги для приобретения одежды и других необходимых, полезных, а также и приятных вещей, человек должен трудиться. Об этом ясно говорит Библия (2 Фес. 3:7-12). Создатель обеспечил живущих на земле едой и другими необходимыми для поддержания жизни вещами (хотя во многих регионах мира они плохо перераспределены), но в то же время Он устроил так, что люди должны работать, чтобы получить то, что им необходимо для жизни. Поэтому именно здесь, в первую очередь, сказываются последствия греха (Быт.3:19). Проклятие Божие не относится к труду, как не относится оно и к деторождению. Как деторождение стало мучительной победой над смертью, так и тяготы ежедневного труда человека – которой он после грехопадения должен оплатить данную ему Богом власть над творением. Эта власть не отнята у человека полностью, но проклятая за грех человека земля сопротивляется, и ее надо осваивать (Быт.3:17-19). Самое худшее в этих мучительных усилиях то, что смерть делает их тщетными, даже если они увенчиваются порой блестящими достижениями (Еккл.2:22-23). Мучительный и часто бесплодный труд до сих пор остается одной из областей, где более всего распространяется власть греха. Рабочие, труд которых не оплачивается (Иер.22:13; Иак.5:4), крестьяне, разоренные налогами (Ам.5:11), подневольный труд людей под властью победившего врага (2 Цар.12:31), а иногда и собственного правителя (1 Цар.6:10-18; 3 Цар.5:21; 12:1-14), рабы, осужденные на тяжкий труд и побои, - в этой мрачной картине не всегда есть личная вина. Это обычные условия труда в Адамовом роде. Израиль познал их на опыте в бесчеловечном проявлении в Египте. Но Бог освободил Свой народ от этого жестокого мира, который есть плод греха. Он не только освободил Израиль из египетского плена, но и заключил со Своим народом союз. Среди множества заповедей и обетований, закрепляющих этот завет, содержится целый перечень условий, которые должны были предохранить труд, если и не от всех его тягот, то по крайней мере от тех жестоких условий, которые создает человеческая злоба. Суббота дана, чтобы внести передышку в непрерывный ряд тяжелых работ, сменяющих одна другую, чтобы обеспечить человеку и всему, что трудится на земле, какое-то время покоя (Исх.23:12; Втор.5:14) по примеру Бога, Который проявил Себя Богом трудящимся, Богом покоящимся, Богом, освобождающим от рабства (Втор.5:15). Несколько статей закона имеют целью защитить раба или наемника, который должен получать плату в тот же день и которого нельзя эксплуатировать (Втор.24:14-15). Пророки постоянно напоминали Израилю об этих требованиях праведности, указывая на обетования благословений, связанных с ними (Втор.14:29), и предвозвещали пришествие Мессии, Который должен установить на земле Божье Царство мира и праведности и избавить человечество от проклятия греха.

Пришествие Христа и весь Его искупительный труд избавили верующих людей от власти греха и проклятия (Кол.2:8-17). Бог, возрождая человека Духом Святым и словом истины, делает его новой тварью во Христе Иисусе, живущей для своего Спасителя (Рим.7:4-6) и ожидающей искупления своего тела (Рим.8:22-25). Поэтому, хотя христиане и не избавлены от трудностей земной жизни, они больше не действуют как проклятие, но благодаря Кресту Господа стали в Его руках могучим орудием созидания, воспитания и исправления верующих (Рим.5:1-5; 8:15-18; Иак.1:1-4; Евр.12:3-13; Фил.3:8-14). Так же и труд благодаря жизни верующего в благодати становится для человека не только средством обеспечения естественных жизненных потребностей, но и мощным инструментом формирования праведного характера (Мф.6:31-33). Христос не учит, что человек не должен работать и зарабатывать себе на пропитание, но говорит, что не это должно быть нашей основной заботой, а искание Царства Божьего и его праведности; нашей главной целью должно быть – исполнить Божьи царственные повеления во всем, что мы делаем, и, постоянно подчиняясь Ему, выработать праведный характер (Пр.28:20). Библия учит нас быть мужественными, правдивыми, честными, не говорить лжи, не красть, не быть безнравственными, жадными, ленивыми, завистливыми, ревнивыми, злобными, раздражительными. Но одно только чтение этих заповедей в Библии не выработает характера с этими качествами. Чтобы это произошло, нужно постоянно практиковаться в правильном поведении, противостоять соблазнам. Главное благо повседневного труда, по учению Иисуса Христа, состоит в том, что он дает нам эту постоянную практику в исполнении данных Богом правил поведения и, тем самым, помогает выработать твердый, здравый, праведный характер. С другой стороны, в наших повседневных трудах мы встречаем множество искушений. Если мы уступаем им, проявляя лень и безответственность, если жульничаем и лжем, демонстрируя жадность и эгоистичность, то, конечно, даже при большом внешнем и материальном успехе мы нанесем серьезный и, возможно, непоправимый вред себе и своему характеру (Мф.16:26). Отметим также, что с христианской точки зрения труд не делится на черный и белый. Такое разделение обычно для современного общества, причем к «черной» работе (по преимуществу, физическому труду) принято относиться пренебрежительно. Христианство же требует от человека только того, чтобы труд его был честен и приносил соответствующую пользу. С этих позиций человек, занимающий высокий пост и небрежно относящийся к своим обязанностям, гораздо ниже самого незначительного из своих подчиненных, если тот трудится по-христиански добросовестно. Всякий знает на личном опыте, какое отрадное удовлетворение испытывает тот, кто честно и усердно работает, и какой скверный осадок остается в душе после пусто и бессмысленно проведенного времени. Поэтому искренние христиане всегда и повсюду стремились быть на своем месте образцом хорошего работника, доброго человека, честного гражданина, порядочного члена общества, исполняющего свой земной долг не за страх, а за совесть. Трудолюбие христианина рождает также бережливость, хозяйственность, умение беречь то, что создано человеческими руками. Примером такого бережливого человека может служить Сам Иисус, когда, накормив народ хлебом и рыбой, Он велел собрать все остатки, чтобы ничего не пропало. Евангелие также учит верующего высоко ценить не только то, что принадлежит лично ему, но и другому, аккуратно и честно, по совести обращаться с чужим имуществом (Лк.16:12), в том числе и с общественным достоянием (Петр.4:15). Поэтому христианин должен заботиться также и о нем, осуждая воровство и стяжательство. Работая вместе с другими людьми, верующий должен твердо знать, как вести себя в коллективе, как сочетать личные и общественные интересы. Ему необходимо уметь также подчиняться решениям большинства, если только это не приходит в противоречие с Христовыми заповедями, понимая при этом, что большинство не всегда право.

Слово «чужой» не подходит для характеристики места христианина в обществе. Но он и не «свой» в обывательском смысле этого слова. Он выше этого.

Какой же вред может причинить характеру человека неправильное отношение к труду даже при видимом успехе, в чем он проявляется, насколько серьезен и непоправим?

Христос учит нас, что, хотя результаты нашего труда могут исчезнуть, не оставив даже следа в памяти, воздействие его на нас и наш характер имеет вечное, непреходящее значение (Откр.14:13). Встретив людей, которые считали себя религиозными, но были движимы только жаждой наживы, не думая ни о Боге, ни о ближнем, Он рассказал им знаменитую печальную историю о богаче и Лазаре (Лк.16:13-31). То, что случилось с богачом, - это не просто результат того, что он был богат. Беда в том, что целью его жизни было только материальное обогащение ради собственного эгоистического удовольствия. Вторая величайшая заповедь Божьего закона гласит: «возлюби ближнего твоего, как самого себя». У дверей дома богача лежал беспомощный нищий, но богач не сделал ничего, чтобы помочь ему. И это вовсе не оттого, что он не знал закона. Авраам напоминает ему, что у него и его братьев есть Моисей и пророки, то есть писания Ветхого Завета. Но богач думал, что это не имеет никакого значения, исполнит он написанное в Библии или нет, ищет он прежде всего Царствия Божьего и его праведности или нет. И когда было уже слишком поздно, он обнаружил, что характер, который сформировался в результате его образа жизни на земле, имеет определяющее значение в вечности.

В Своей нагорной проповеди Господь учит: «Не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребляют и где воры подкапывают и крадут, но собирайте себе сокровища на небе, где ни моль, ни ржа не истребляет и где воры не подкапывают и не крадут, ибо где сокровище ваше, там будет и сердце ваше» (Мф.6:19-21; ср. также 1 Тим.6:17-19). Каким же образом надо использовать свое богатство, чтобы собирать себе сокровище, «доброе основание для будущего»? Библия отвечает на это так: если человек использует свое богатство на благо другим, а не только для себя, он будет иметь сокровище на небесах. Таким образом, Христос учит, что отношение человека к жизни, работе, благам и выгодам, которые он имеет в земной жизни, делает его достойным или недостойным сокровищ жизни вечной.

Никогда не следует, к тому же, забывать, что истинное богатство не материально, но духовно. Материальное богатство скудно по сравнению с духовным. Если мы решили «в Бога богатеть», что, как бы ни была важна работа, в жизни есть нечто неизмеримо более важное дружба и общение с Богом и Господом нашим Иисусом Христом. Он – наш Создатель. Он – наш Спаситель. Он – наша жизнь. Он – наша слава. Он для нас все во всем. Он определил нам ежедневный труд, но Он никогда не собирался делать нас рабами. Он хочет, чтобы мы трудились для Него из любви, пребывая в благодати (1 Ин.1:1-3; 1 Фес.1:2-7) и прославляя Христа (1 Кор.2:17). Только так мы сможем осуществить принципы Божьего Царства в нашей повседневной работе.

В заключение необходимо обратить внимание на один из видов труда, занимающий особое место среди всех видов человеческой деятельности. Это труд для Господа нашего Иисуса Христа и Его дела на земле. Хотя никто из верующих не должен относиться к повседневному труду небрежно, вкладывая душу лишь в то, что мы делаем в церкви, тем не менее мы справедливо отличаем труд в Церкви Христовой, для Царства Божьего от нашего ежедневного труда на рабочих местах.

Труд – 1) сознательная, целесообразная деятельность, направленная на улучшение условий жизни, физическое или духовное самосовершенствование; 2) какая-либо деятельность, работа вообще, в том числе бессмысленная; 3) усилие, направленное на достижение определенного (желаемого, предполагаемого, искомого, требуемого, заданного) результата; 4) итог, последствие, результат какой-либо работы.

Труд служит средством пропитания и материального обеспечения, милостыни, реализации творческих способностей человека, лекарством от лени и уныния, воспитателем в добродетелях.

Кроме того, уже тогда Бог поставил перед человеком и более важную, можно сказать, стратегическую цель. Реализация этой масштабной задачи подразумевала необходимость усилий со стороны представителей множества поколений. Она касалась осуществления хозяйственной деятельности людей на земле, преображения царства природы: «плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею, и владычествуйте над рыбами морскими [и над зверями,] и над птицами небесными, [и над всяким скотом, и над всей землею,] и над всяким животным, пресмыкающимся по земле» ().

Разумеется, призывая первозданного человеку к труду, Бог не имел в виду лишить его радости свободного . Замыслом Божьим предполагалось, что труд, к которому был призван человек, будет ему в радость. Но главное, предусматривалось, что труд будет способствовать раскрытию творческого потенциала людей, служить средством для лучшего раскрытия в них черт .

Тяжким бременем труд стал для человека лишь тогда, когда тот, преступив Божью заповедь, отступил от Создателя и был изгнан из Рая. До грехопадения человек мог вдоволь пользоваться и наслаждаться плодами Райских растений. После же изгнания стал вынужден добывать себе пропитание ежедневным скорбным трудом, «в поте лица» ().

Помимо того, что приобщившись ко злу, человек был поставлен в зависимость от обременительного труда ради обеспечения текущих жизненных нужд, труд стал необходимым условием и для борьбы с грехом.

Если первозданный Адам, для того, чтобы жить вне греха, не имел необходимости ни в борьбе со , ни в борьбе с греховными , то все его потомки (исключение - Господь ) были обусловлены такой зависимостью.

В настоящее время труд тоже может быть в радость. Важно, чтобы он был направлен не на зло, но на добро.