Какие существуют типы политических элит. Функции и типы политических элит. Типология политической элиты

44. Сущность и критерии элит. Типы элит. Типы элит

В обществе и государстве существуют достаточно много типов элит. К основным относятся:

Политическая элита – это группа людей, обладающая инструментами власти. Имеет сложную структуру и внутренне дифференцированна. Критерием для выделения основных видов политической элиты является объем властных функций. Виды политической элиты: высшая, средняя, административная.

1. Экономическая – социальный слой, включающий представителей крупного капитала, крупных собственников. Осуществляет свое экономическое господство и экономическую власть, определяя решение таких проблем, как занятость, уровень жизни, заработная плата, доходы населения.

2. Военная – играет важнейшую роль в жизни общества, в политических процессах, используется как решающее средство в политике.

3. Научная и техническая – включает одаренную часть интеллектуальной элиты. Роль ее определяется степенью воздействия на развитие науки и техники, научный и технический процесс.

4. Культурная и духовная – включает наиболее авторитетных и влиятельных деятелей искусства, просвещения, литературы, представителей творческой интеллигенции. Роль ее определяется характером и степенью воздействия на развитие искусства, литературы, образования, духовной жизни общества, его нравственного потенциала.

5. К другим типам элит относятся теневая и контрэлита (элита оппозиции) – часть, которая лишена возможности осуществлять властные функции.

В политологии есть такое понятие как властвующая элита. К ней относятся все типы элит, которые влияют на власть и на принятие ею решений.

Критериями принадлежности к элите могут быть: организаторские способности, материальное и интеллектуальное превосходство, особые индивидуальные качества и др. Западные политологи выделяют и другие критерии: престижное образование, профессионализм при базовом юридическом образовании, вход или близость к властям и др.

Термин «элита» происходит от латинского eligere или французского elite - лучшее, отборное, избранное. Начиная с XVII в. его начали употреблять применительно к «избранным людям», прежде всего высшей знати. В научный оборот он был введен в конце XIX - начале XX в.

Как научная школа элитистское направление окончательно сформировалось благодаря трудам В. Парето, Г. Моска, Р. Михельса.

В. Парето (1848-1923), итальянский социолог, исходил из тезиса, что люди изначально неравны. Совокупность индивидов, которые действуют с высокими показателями в любой области, Парето называет элитой. «Главная идея термина элита

- превосходство... В широком смысле я понимаю под элитой таких людей, которые свойствами ума, характера, ловкостью, самыми разнообразными способностями обладают в высшей степени». Сама элита делится на правящую, прямо или косвенно осуществляющую власть, и неправящую (контрэлиту), не имеющую доступа к управлению и руководству. Парето приходит к выводу, что элита существует в любых обществах и при любом политическом строе. Парето разделял элиты по методам правления на «львов» и «лис». Первые опираются на материальную или религиозную

силу, для них характерно преимущественное использование насилия при осуществлении господства. Вторые - на хитрость и искусство манипулирования.

Между элитой и массой постоянно происходит обмен: часть элиты перемещается в низшие слои, а наиболее способные представители последних поднимаются по «социальной лестнице» и попадают в состав элиты. Данный процесс получил название циркуляции элит. Он способствует сохранению социальной и политической стабильности в обществе. В случае замедления циркуляции в высшей страте накапливаются деградирующие элементы, в то время как в низших стратах накапливаются элементы с высшими качествами. Подобное замедление чаще всего наблюдается в периоды правления элиты «львов». В конечном итоге прекращение циркуляции элит приводит к революциям, которые восстанавливают процесс циркуляции.

Другой итальянский социолог, Г. Моска (1853-1941), основываясь на историческом методе, пришел к выводу, который он сформулировал следующим образом: «Во всех обществах - от наименее развитых и цивилизованных и до самых развитых и могущественных - обнаруживаются два класса людей - класс, который правит, и класс, которым правят. Первый, всегда менее многочисленный, берет на себя все политические функции, монополизирует власть и пользуется преимуществами, которые из нее вытекают, тогда как второй, более многочисленный, руководим и управляем первым, иногда более или менее законно, а иногда более или менее волюнтаристски и насильственно». Отличительными качествами, открывающими доступ в элиту, Моска считал военную доблесть, богатство, происхождение, личные качества (ум, талант, образование), способности к управлению. Политический класс занимает господствующее положение в обществе и осуществляет властные функции благодаря организованности (в отличие от неорганизованного большинства), искусству управления и способности идеологически обосновать свою верховенствующую роль. Осуществление власти в обществе во многом зависит от способа воспроизводства правящего класса. Итальянский ученый выделял три таких способа: наследование, выборы и кооптацию.

Значительный вклад в теорию элит внес немецкий политолог Р. Михельс (18761936). Исследуя социальные отношения, он пришел к выводу о невозможности прямой демократии, прямого господства масс. Для выражения интересов, принятия и реализации решений требуются особые организации (партии, профсоюзы и т. п.).

Функционирование же организации протекает по собственным законам. Развитие любого института связано с формированием иерархичности и особого управленческого слоя. Со временем этот слой монополизирует власть, отрывается от масс, превращаясь в олигархию, заботящуюся лишь о сохранении своего положения. Эту тенденцию Михельс назвал «железным законом олигархии», подчеркивая тем самым неизбежность формирования управленческого слоя со своими специфическими интересами в любой организации, в любом обществе.

Гарольд Лассуэлл определил элиту как людей, обладающих в наибольшей степени восемью благами: властью, знаниями, богатством, здоровьем, умениями, привязанностью, уважением и моральностью. При этом он подчеркивает, что правящая элита не обязательно активно пользуется своей властью, это – основа, из которой появляются лидеры. На основе этого Лассуэлл включает в правящую элиту широкий круг людей:

лица, которые занимают важные посты во властных структурах и их родственники;

лица, которые когда–то занимали эти посты и остались после отставки лояльными к существующему режиму;

лица, которые не входят в формальные институты власти, но имеют влияние на принятие решений в этих институтах;

членов оппозиции, обладающих большим политическим весом, с которыми вынуждена считаться власть. «Слабую» оппозицию Лассуэлл исключает из политической элиты.

В современной политической науке используется несколько подходов к исследованию элит. В целом их можно свести к двум основным: меритократическому (от лат. meritus - лучший и греч. cratos - власть) и властному. Первый подход берет свое начало в элитистской теории В. Парето. Его кредо удачно сформулировал К. Маннгейм: элита - это «иерархия, основанная на собственных достижениях».

В рамках меритократического подхода существуют технократическое и организационно-управленческое направления.

Основоположниками технократических теорий считаются А. Богданов и Т. Веблен. Согласно Веблену, в связи с развитием науки, техники и технологий возрастает роль инженеров-организаторов. Используя особые знания, технократы постепенно вытесняют традиционных собственников с ведущих социальных позиций, превращаясь в самостоятельную общественную силу. Основы организационноуправленческих теорий заложил Дж. Бернхейм. Выдвинутый им тезис о переходе власти из рук собственников в руки профессионалов-менеджеров получил известность под Р. Михельс названием «революция менеджеров». В 1970-е гг. меритократический подход получил широкое распространение в связи с трудами Д. Белла, А. Гоулднера и др.

Наибольшее распространение в современной политической науке получил властный подход к определению и выделению элиты. Его представители (Г. Моска, Р. Михельс, Р. Миллс, Р. Дарендорф) определяют элиту как группу, осуществляющую властные функции и влияющую на общество. В свою очередь, властный подход подразделяется на структурный и функциональный. Сторонники структурного подхода относят к элите всех лиц, занимающих формальное положение в органах (структурах) власти (например: президент, министры, руководство армии). Приверженцы же функционалистских трактовок относят к элите те группы и тех индивидов, которые оказывают реальное влияние на общественную жизнь и на принятие социально значимых решений.

Исходя из многочисленных теоретических подходов можно дать следующее обобщающее определение элиты: правящая элита - это социальные группы, занимающие наиболее высокие позиции в обществе, обладающие в максимальной степени властью и возможностями влияния на общество.

Исследования социологов и политологов показали, что элиты могут различаться

с точки зрения их структуры. По функциональному признаку внутри и элиты выделяют несколько внутриэлитных групп: политическая, экономическая, культурноинформационная элита. Состав каждой из них определяется ее функциями. Так, политическую элиту составляют группы и политические лидеры, осуществляющие

властные решения. На основе объема властных полномочий выделяются следующие виды политической элиты: высшая, средняя и административная. Высшая политическая элита включает руководителей, которые занимают стратегические позиции в системе принятия важнейших решений. К этому типу элиты относятся президент и его окружение, руководители правительства, члены высших судебных органов власти, лидеры наиболее влиятельных партий, спикер парламента и главы крупнейших парламентских фракций. К средней элите относятся те, кто занимает посты в выборных органах власти: депутаты, представители региональных элит (губернаторы, мэры), лидеры политических партий и движений. В состав административной элиты входят члены правительства, а также высший слой государственных служащих. Экономическую элиту составляют наиболее богатые члены общества - крупные собственники, банкиры, руководители финансовопромышленных групп, главы ведущих корпораций, владельцы крупных капиталов. Интересы экономической элиты прямо или косвенно оказывают влияние на характер решений, принимаемых политической элитой. Культурно-информационную элиту составляют выдающиеся деятели науки, культуры, видные журналисты, оказывающие влияние на формирование общественного мнения, высшие иерархи церкви. Главной функцией этой элитной группы является формирование благоприятного для элиты общественного мнения, идеологическое обоснование факта господства данной элиты, а также принимаемых ею решений.

По интенсивности циркуляции и способам рекрутирования выделяются открытые и закрытые элиты. Открытая элита характеризуется достаточно динамичной циркуляцией, ей присуща открытость, выражающаяся в формально равных возможностях доступа членов неэлитных групп в нее. Существует относительно небольшое количество формальных ограничений доступа в элиту. Отбор в элиту осуществляется на основе острой конкурентной борьбы, в которой большое значение имеют личные качества: энергичность, умение найти и организовать себе поддержку, способность мобилизовать имеющиеся ресурсы. Открытая элита пополняется новыми лидерами, которые являются носителями новых идей и ценностей. Поэтому она демонстрирует способности к социальным инновациям и реформам. Ее положительными чертами являются чуткость к социальным настроениям и потребностям, гибкость и широкие возможности быстрой адаптации к меняющимся социальным условиям и реакции на общественные перемены. Однако у нее есть недостатки: склонность к популистским и непродуманным решениям, средняя или низкая степень преемственности в выработке политики. В отличие от открытой элиты, для закрытой характерна замедленная циркуляция, выражающаяся в неравных возможностях доступа представителей неэлитных групп в нее. В первую очередь на отбор в элиту влияют формальные показатели: возраст, стаж работы, партийность, принадлежность к определенной корпорации. Важнейшим условием, влияющим на отбор в элиту, является личная преданность руководству и готовность беспрекословно исполнять приказы.

В конечном счете элита стремится к самовоспроизводству, что; в свою очередь, обрекает ее на вырождение и деградацию. Ее положительными чертами являются: высокая степень преемственности в выработке политики, уравновешенность решений, невысокая вероятность внутренних конфликтов. К недостаткам этого типа элиты следует отнести косность, слабую способность реагировать на происходящие социальные изменения, тенденция к кастовости.

Классическая циркуляция - это тип циркуляции, который Моска и Парето связывали с устойчивым и эффективным правлением элиты. Уровень циркуляции обширен и социально глубок. Этот тип характеризуется эволюционным характером обновления элиты. Он приводит к появлению и существованию консенсусной элиты. Функционирования этого типа циркуляции достаточно для замещения негибких политических лидеров личностями, менее склонными к конфликтам, посредством их исключения или подчинения политикам, более ориентированным на сотрудничество. В основе постепенного и мирного характера обновления элиты - переговоры и кооперация между восходящими и нисходящими группами. Классическая циркуляция, короче, это процесс постепенных изменений в элите. Замещающая циркуляция, как и классическая циркуляция, характеризуется широтой и глубиной, но более динамична и осуществляется принудительным образом. Типичный случай - это свержение предыдущей элиты и формирование новой в результате революции. В этом случае циркуляция определяется борьбой между элитой старого режима и контрэлитой, захватывающей власть и отстраняющей от нее всех, кто ранее доминировал. Этот способ циркуляции порождает идеологическую элиту и тоталитарный режим.

Репродуктивная циркуляция - ограниченная и поверхностная и постепенная и эволюционная. Элитная группа отказывается от старых доктринальных положений или значительно изменяет их для того, чтобы остаться у власти. Благодаря этим маневрам большинству представителей элиты удается сохранять власть и статус. Хотя больших изменений нет, социальный профиль элиты меняется. Возможна некоторая фрагментация элиты. Подобный тип циркуляции элиты характерен для некоторых бывших республик СССР - ныне членов СНГ - Белоруссии, Таджикистана, Азербайджана и др. Репродукционная циркуляция чаще всего формируется тогда, когда происходит дезинтеграция идеологической элиты и ее члены образуют «партию власти», занимая ключевые посты в экономике и других отдельных от государства сферах общественной жизни.

Квазизамещающая циркуляция характеризуется наименьшей ограниченностью изменений в элите, но их внезапным и принудительным характером. Происходит разделение элит, следствием чего могут быть дворцовые перевороты, в которых политические клики меняются местами. Их действия, несмотря на разнообразие лидерских стилей, не приводят к кардинальным переменам в характере политики. Так что разделение элиты не приводит к серьезным изменениям.

Причины возникновения политических элит в обществе.

Выделяют две основных причины возникновения и существования политической элиты общества. Во-первых, сама потребность в управлении обществом порождает существование определенной элиты. Во-вторых, выделяет элитарный класс эгоцентричность человеческой природы, его забота о себе и о его близких.

Формирование политических элит.

Существует два основных способа формирования политической элиты. Первый вариант имеет радикальный характер. Он связан с кардинальным обновлением персонального состава правящей группы. Радикальное обновление политической элиты происходит в периоды острых катаклизмов, коренного изменения социально – политических структур. Главным показателем является также и изменение институциональных основ. Типичным началом процесса формирования элиты данным путем является создание определенной инициативной группой параллельных структур власти. Если они ее находят, то эти параллельные структуры просто вытесняют

официальные власти вместе с ее представителями, таким образом, происходит смена элит.

Второй способ называют рекрутированием (от французского recruter - вербовать). Суть этого способа заключается в постепенном и непрерывном замещении освободившихся статусных позиций в политической иерархии новыми людьми. В этом случае речь идет о персональном, частичном обновлении элиты, или, другими словами, об индивидуальной политической мобильности. В стабильно развивающемся обществе имеет место именно постепенное обновление элиты. Институциональные структуры, конституирующие политическую элиту, не изменяются, а индивид, стремящийся повысить свой статус в политической иерархии, действует в соответствии с правилами, установленными этими структурами и нормами политической культуры, что очень важно для вхождения в политическую элиту.

Функции политической элиты в обществе и в политике:

выполнение функции основного резерва руководящих кадров на различных уровнях политического и государственного управления;

принятие стратегических управленческих решений;

создание механизмов реализации управленческих решений;

разработка идеологических концептов и политических программ;

определение политических целей социальных групп и разработке механизмов реализации этих целей;

согласование политических интересов и формирование политических цели своей группы, а так же создание программных документов, отражающих эти интересы

и цели данной группы;

При изучении функционирования политической элиты особое внимание уделяют взаимоотношению политической и экономической элит. При анализе данных отношений политологи разделяются во мнениях. Часть политологов считает, что экономическая элита оказывает непосредственное влияние на характер решений политиков. А другая часть отрицает эту идею, утверждая, что властьимущие принимают решения без давления со стороны богатых членов общества, что политики независимы от экономической элиты.

Есть и те, кто согласен, что экономическая элита влияет на политическую, но незначительно и косвенно.

Ответим на вопрос, кого можно отнести к основным субъектам политики. Выделим разновидности политических элит. Выясним, чем отличаются политические партии и политические движения, каковы их функции. Подумаем над тем, какую роль в политической системе играют средства массовой информации.

Конспект занятия "Политическая элита. Политические партии. СМИ в политической системе"

Обществознание ЕГЭ, занятие 20

Занятие 20. Политическая элита. Политические партии. СМИ в политической системе

Политическая элита

Политическая элита (от фр. еlite – лучшее, отборное) – это группа людей, которая, в большей или меньшей степени обладая способностями к управлению обществом, концентрирует в своих руках политическую власть и занимает руководящие позиции, управляя обществом.

Причины существования политической элиты:

        необходимость профессионального управления обществом;

        неравенство способностей и возможностей людей;

        престижность управленческого труда, возможность получения различных привилегий;

        политическая пассивность большинства населения.

Характерные черты политической элиты:

        небольшая социальная группа, обладающая высоким социальным статусом;

        значительный объём государственной и информационной власти, непосредственное участие в осуществлении власти;

        организаторские способности и талант.

Функции политической элиты

        Определение политической программы действий, генерация новых идей, отражающих интересы общества; выработка концепции развития страны на каждом этапе.

        Осуществление на практике выработанного политического курса.

        Укрепление стабильности и единства общества, недопущение и разрешение конфликтных ситуаций.

        Представление, выражение и защита интересов, потребностей, идеалов, ценностей, объединяющих различные социальные группы.

Классификация политических элит :

        по отношению к власти – правящая и неправящая (контрэлита);

        по уровню компетенции – общенациональная, региональная, местная;

        по выражаемым интересам – профессиональные, этнические, религиозные и др. элиты;

        по результатам деятельности (эффективности) – элита, псевдоэлита, антиэлита;

        • псевдоэлита – «элита», не выполняющая своих функций, её деятельность ведёт к ослаблению общества, государства;

          антиэлита – ставит своей целью свержение действующих элит, но не способна выступать в качестве достойной их замены;

        по способу отбора (рекрутирования) – закрытая и открытая.

Критерии эффективности деятельности политической элиты:

        достигнутый уровень прогресса и благосостояния своего народа;

        политическая стабильность общества и национальная безопасность;

        оптимальное соотношение между гражданским обществом и государством.

Политические партии и движения

Политическая партия (от лат. pars (partis) – часть, группа) – это организованная группа единомышленников, выражающая интересы определённых социальных слоёв и стремящаяся к достижению определённых политических целей (завоевание государственной власти или участие в её осуществлении).

Отличительные признаки политической партии :

        нацеленность на завоевание и осуществление власти;

        носитель определённой идеологии или особого видения мира и человека;

        наличие политической программы, т. е. документа, в котором формулируются цели и задачи партии;

        наличие организации (руководящие органы, членство, устав партии);

        наличие разветвлённой сети местных организаций, ядро которых образуют активисты-добровольцы.

Классификации политических партий :

        по идеологической направленности – консервативные, либеральные, социал-демократические, коммунистическое, клерикальные, националистические;

        • консервативные : сохранение существующего строя, опора на традиционные ценности, опека и контроль над гражданами со стороны государства;

          либеральные : личная свобода как высшая ценность, невмешательство государства в экономическую жизнь, равенство лишь перед законом;

          социал-демократические : защита интересов людей труда, социальная справедливость, сильная социальная политика государства;

          коммунистические : уничтожение частной собственности, построение бесклассового общества;

          националистические : приоритет интересов нации над интересами личности;

          клерикальные : увеличение роли церкви в управлении обществом.

        по участию в осуществлении власти – правящие и оппозиционные;

        по характеру членства – кадровые и массовые;

        • кадровые : немногочисленны, нет фиксированного членства и обязательных членских взносов, деятельность активизируется во время выборов;

          массовые : проводят систематическую работу со своими сторонниками и по привлечению новых членов, разветвлённая организационная структура и партийный аппарат, фиксированное членство, членские взносы.

        по шкале политического спектра – левые, центристские, правые;

        по способу деятельности – реформистские, революционные;

        по социальной базе – рабочие, буржуазные, крестьянские и др.;

        по отношению к закону – легальные и нелегальные.

Функции политической партии :

        борьба за власть в государстве и влияние на политику государства;

        участие в осуществлении власти;

        участие в формировании власти;

        выражение интересов социальных групп;

        политическое воспитание;

        подготовка кадров политиков.

Партийная система - совокупность партий, участвующих в формировании законодательных и исполнительных структур власти.

Типы партийный систем: однопартийная, двухпартийная, многопартийная

Политическое движение - добровольное формирование, возникающее в результате свободного и сознательного стремления граждан объединиться на основе общности своих интересов

Отличительные признаки политического движения

        Стремится не к достижению власти, а к воздействию на власть в нужном для него направлении.

        Имеет добровольное членство либо вообще не имеет чётких, формальных процедур, связанных с членством.

        Не имеет строгой иерархии, т. е. чёткого распределения между центром и периферией в нём не обнаруживается.

        Ориентируется на выражение частных интересов той или иной группы людей.

        В большей мере зависит от своего лидера, его популярности, чем от чёткости программных установок

Средства массовой информации

Средства массовой информации – это организации (издательства, теле- и радиокомпании и др.), основными целями деятельности которых являются сбор, обработка и открытая публичная передача различной информации для широких слоёв населения с помощью специальных технических средств.

    печатные и сетевые издания, теле и радиоканалы, теле, радио, видео или кинохроникальные программы и иные формы периодического распространения массовой информации под постоянным названием.

Функции СМИ :

        информационная;

        выражение общественных интересов;

        формирование общественного мнения;

        образование и социализация граждан;

        осуществление общественного контроля за действиями власти;

        объединение граждан.

Основные последствия появления СМИ в политике

        Прямое общение политических лидеров с населением  ненужность участия в этом процессе политических партий  потеря значения партий в политической системе.

        Население и политическая элита участвуют в политике вне зависимости от местонахождения.

        Возможно всепроникающее воздействие власти во все сферы жизни общества (тоталитаризм), создание социально-политических мифов, массовое манипулирование общественным сознанием.

Решение заданий

Выберите верные суждения о политической элите и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) На государственном уровне политическая элита концентрирует в своих руках высшие властные и управленческие полномочия в обществе.

2) Политическая элита является саморегулирующейся общностью, которая избирательно может допускать в свою среду представителей других слоёв.

3) В зависимости от идеологии выделяют прогрессивный и регрессивный типы политической элиты.

4) Политическая элита может мобилизовать граждан и взять под контроль общественные институты.

5) Деятельность политических элит непосредственно определяется только интересами населения.

В государстве Z появилась новая политическая организация. Какие из приведённых фактов служат доказательствами того, что она является политической партией? Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) разработка определённой идеологии

2) издание газеты

3) использование Интернета для обеспечения массовой поддержки

4) сбор средств на благотворительные цели

5) принятие устава и программы

6) активное участие организации в парламентских выборах

Найдите в приведённом списке функции политической партии в демократическом обществе. Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) выражение мнений граждан по вопросам общественной жизни

2) участие в судопроизводстве

3) руководство министерствами и ведомствами

4) выдвижение кандидатов на выборах в органы местного самоуправления

5) политическое просвещение граждан

6) регулирование правовых отношений

Найдите в приведённом ниже списке типы политических партий, сформированные по признаку методов политической борьбы, и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) реформаторские партии

2) легальные партии

3) региональные партии

4) кадровые партии

5) революционные партии

6) правящие партии

В государстве Z зарегистрирована политическая партия. Она имеет центральный орган и региональные отделения. В программе политической партии записано: «Цель нашей деятельности – построение социально однородного бесклассового общества, в котором был бы осуществлён принцип распределения благ по потребностям».

Что из перечисленного характеризует по разным основаниям подобную политическую партию? Запишите цифры, под которыми указаны верные характеристики.

1) легальная

2) либеральная

3) коммунистическая

4) кадровая

5) массовая

6) консервативная

Потренируйтесь в решении заданий второй части ЕГЭ

Задания 21–24

В современной науке политические партии определяются как организации, добивающиеся избрания или продвижения своих лидеров на государственные посты. Партии обычно имеют формализованную структуру с руководителями, штаб-квартирами, аппаратом сотрудников, уставными и программными документами. Они официально представляют своих кандидатов избирателям соответствующих округов, проводят кампании за их избрание и привлекают на свою сторону массы. Названия партий могут не отражать их характер, а иногда даже бывают взаимоисключающими.

Граждане объединяются в партию не из культурных или просветительских целей, не из-за стремления к извлечению прибыли (хотя вступление некоторых граждан в правящую партию может преследовать цели материального благополучия), а на основе единства взглядов и политических целей, общего мировоззрения.

Законы о политических партиях содержат правила о финансах и имуществе партий. Во-первых, они устанавливают источники финансирования: взносы, доходы от имущества, дарение, кредиты.

Во-вторых, партии обязаны вести учёт всех поступающих взносов и пожертвований, доходов и расходов. В-третьих, законы многих стран предусматривают государственную финансовую поддержку проводимых партиями избирательных кампаний. Для этого выделяются средства из государственного бюджета. Такое финансирование может быть предоставлено всем партиям или только партиям, набравшим процент голосов на выборах…

С точки зрения организационной структуры принято различать партии кадровые, массовые… С точки зрения особенностей правового положения различаются партии легальные и нелегальные. Легальные партии – это партии, действующие на законных основаниях. Партия становится нелегальной, если она запрещена законом, судебным решением, но продолжает свою деятельность в подполье.

(Н. Зимина)

22. Какие требования к финансам и имуществу партий предъявляет законодательство (на основе текста сформулируйте два требования)? Используя обществоведческие знания, приведите объяснение необходимости подобного законодательного регулирования.

23. Какие три функции политических партий упомянуты в тексте? Назовите и проиллюстрируйте примерами любые две другие функции политических партий в общественной жизни.

24. Автор пишет о том, что законы многих стран предусматривают государственную финансовую поддержку проводимых политическими партиями избирательных кампаний. Используя обществоведческие знания и факты общественной жизни, выскажите три предположения о том, как подобная практика защищает права и свободы граждан.

Задание 26

Раскройте на примере(-ах) общественной жизни современной России любые три функции политических партий в политической системе общества.

Приведите три примера, иллюстрирующие деятельность СМИ («четвёртой власти») в политической жизни современного демократического общества.

Задание 27

В лекции политолога была высказана мысль о том, что политические партии выступают связующим звеном между гражданским обществом и государством. Приведите три аргумента в поддержку данного мнения.

Задание 28

Вам поручено подготовить развёрнутый ответ по теме «Политическая элита в жизни общества». Составьте план, в соответствии с которым Вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

Задание 29

Раскройте смысл высказывания в форме мини-сочинения, обозначив при необходимости разные аспекты поставленной автором проблемы (затронутой темы). При изложении своих мыслей по поводу поднятой проблемы (обозначенной темы), при аргументации своей точки зрения используйте знания , полученные при изучении курса обществознания, соответствующие понятия , а также факты общественной жизни и собственный жизненный опыт. (В качестве фактической аргументации приведите не менее двух примеров из различных источников.)

«Всякая беспартийность искусственна. Человек всегда партиен и глубоко прав в этом. Сама беспартийность партийна». (Г.К. Лихтенберг)

«Равенство прав не в том, что все ими пользуются, а в том, что они всем предоставлены». (Сенека)

«Информация воспринимается как инструмент политического воздействия». (Ю. Кантор)

Задания по теме для самостоятельного решения

Задание 1

(2 балла)

В приведённом ниже ряду найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных представленных понятий. Запишите это словосочетание (без пробелов между словами и каких-либо знаков препинания).

Президент страны, депутат парламента, политическая элита, губернатор области, лидер партии.

Задание 2

(3 балла)

Выберите верные суждения о политической элите и запишите цифры, под которыми они указаны (в порядке возрастания цифр, без пробелов и каких-либо знаков препинания).

1) Политическая элита - это группа лиц, профессионально занимающаяся деятельностью в сфере власти и управления государством.

2) В политическую элиту входят прежде всего наиболее авторитетные представители экономических кругов, гуманитарной и технической интеллигенции.

3) Формированию и обновлению политических элит способствует значимость и престижность управленческого труда.

4) Формированию и обновлению политических элит способствует возможность получения различных привилегий.

5) Пополнение или изменение состава политической элиты зависит только от желания самих элитарных групп.

Задание 3

(3 балла)

Найдите в приведённом ниже списке средства массовой информации и запишите цифры, под которыми они указаны (в порядке возрастания цифр, без пробелов и каких-либо знаков препинания).

1) телеканал ОРТ

2) радиостанция «Хит-FM»

3) детектив-бестселлер

4) газета «Московский комсомолец»

5) учёные записки государственного университета

Сущность и роль политических элит в обществе

Идеи политического элитизма, возникнув в глубокой древности (Конфуций, Платон, Аристотель и др.), получили широкое распространение в XIX-XX в. В этот период радикальных общественных преобразований благодаря родоначальникам современной теории элит (Парето, Моска, Михельс) и их последователям (Лассуэл, Джилас, Миллс, Дай, Зиглер, Восленский и др.) политологические воззрения стали органично включать в себя концептуальное обоснование роли элит в обществе. Философские размышления о возможностях и личностных качествах высших классов дополнились прагматическим политическим и социологическим анализом взаимодействующих и сменяющих друг друга элитарных групп.

Основная, развивающаяся на протяжении столетий идея политического элитизма заключается в следующем: существование элит, выдвижение из них политических лидеров связано с тем, что невозможно предоставить власть каждому, осуществить прямое участие масс в реализации властных полномочий; для этого необходимо меньшинство, представляющее интересы граждан и способное управлять властными структурами. Если бы эта власть была предоставлена всем, лишь немногие смогли бы овладеть искусством ее удержания и руководства обществом из-за сложности этого вида человеческой деятельности.

Категорией "политическая элита" обозначают тех, кто принимает непосредственное участие в принятии политических решений; это - граждане, получившие высокие общественные оценки их деятельности, включенные во властные структуры, а также наиболее влиятельные в политическом аспекте, обладающие популярностью, авторитетом, престижем, как правило, властолюбивые личности, интеллектуально превосходящие массы.

Важным при определении элитарных слоев является также то, как они идентифицируют себя с господствующими или претендующими на господство идеологиями, программами и доктринами, какие выдвигают стратегии развития страны и определяют многообразные варианты их осуществления, как относятся к народу и учитывают интересы различных социальных общностей, наций, классов. Властвующая элита, по определению Миллса, "состоит из людей, занимающих такие позиции, которые дают им возможности возвыситься над средой обыкновенных людей и принимать решения, имеющие крупные последствия... Это обусловлено тем, что они командуют важнейшими иерархическими институтами и организациями современного общества... Они занимают в социальной системе стратегические командные пункты, в которых сосредоточены действенные средства, обеспечивающие власть, богатство и известность, которыми они пользуются" 3 .

Правящей политической элите противостоит оппозиция, контрэлита, которая, соперничая с ней, влияет на процесс обновления и перестройки элитарных структур и групп. В правящей элите можно выделить:

1) высшую, 2) среднюю, 3) функциональную. В первую входят те, кто принимают ключевые, общегосударственные решения. Во вторую - руководители из региональной элиты. В третью - находящиеся в резерве на руководящие должности, профессиональные работники политических организаций и государственных органов.

При личностном и ценностном подходах к анализу политических элит сущность "элитарности" объясняется наличием у их представителей или у всех, в них входящих, особых способностей, а также их приверженностью к определенным ценностям. Это - и умение управлять государством, и готовность брать на себя ответственность, и способность отстаивать общественные интересы, и знание механизмов оперирования огромными материальными и финансовыми ресурсами, и понимание как норм элитарных групп, так и интересов других социальных слоев, и соблюдение религиозных традиций, и тому подобное. Большинство из этих способностей присущи профессиональным политикам. Уже Вебер в 1919 г. в работе "Политика как призвание и профессия" заметил "превращение политики в "предприятие", которому требуются навыки в борьбе за власть и знания ее методов, созданных современной партийной системой" 4 . В политических элитах сосредотачиваются и концентрируются все, кто обладает этими навыками и политической культурой. При ситуативном подходе к анализу политических элит подчеркивается, что элитарная позиция - результат овладения конкретной ситуацией, довлеющей над всеми и расставляющей всех политических игроков. Политик лишь выбирает разнообразные средства, варьирует и изменяет свои способности, стремясь войти в политическую элиту. Макиавеллисты даже оправдывают любые средства - аморальные, насильственные, негуманные - в борьбе за господство в политической сфере и за ведущие элитарные позиции.

При системном подходе политические элиты изучаются как подсистемы, интегрированные в социальные системы. В этих подсистемах выделяются взаимосвязанные "роли" как элементы, представляющие собой стандартизированные действия тех или иных субъектов политики. От согласования действий и ролевой совместимости, входящих в политическую элиту граждан, зависит устойчивость и эффективность как самих элитарных слоев, так и властных структур. В обществе существуют правовые способы санкционирования ролевых действий, дополняющихся и другими (экономическими и т.п.) мерами воздействия на всех представителей политических элитарных групп с целью побуждения их поступать "политически оправданно", "в государственных интересах" и т.д.

Интеграция ролей и связанных с ними ожиданий закономерно поддерживается процессом институционализации. Для выполнения в политической элите роли "лидера партии" должен существовать институт "политической партии". Без функционирования "института президентства" невозможно исполнение "президентской роли" даже при желании большинства граждан. Создание и развитие демократических институтов (парламента, правительства и т.п.) - основа выполнения таких "ролей", как "депутат", "лидер фракции", "премьер-министр" и др. Ролевая структура системно взаимосвязана с институционально-должностной.

Хотя элитарные слои и группы дифференцируются ролевыми компонентами, они реализуют взаимодополняющие и взаимообусловленные программы действий, стремятся к достижению одобренных политических целей. При этом деятельность политических элит складывается как результат взаимодействия всех, играющих определенные роли. Согласно закону системности, интегрированное целое качественно выше суммы частей. Политические элиты заставляют каждого гражданина считаться с их требованиями, нормами и ролевыми ожиданиями с целью консолидации в целостные самостоятельные политические образования. Поэтому характеристика всех, входящих в политические элиты, как "отборных", "отобранных", "избранных" связана с тем, что субъектами этой своеобразной селекционной деятельности являются также и сами элиты.

Развитие элитарных слоев чрезвычайно сложный и противоречивый процесс, находящийся под воздействием многочисленных факторов. Его направление может быть как положительным, так и отрицательным: в первом случае в ходе своеобразной селекции в элиту отбираются самые энергичные, прогрессивные, талантливые; во втором случае элитарные группы пополняются, а иногда и возглавляются деятелями хотя и энергичными, активными, но с отрицательными личностными качествами, с отклоняющимся или преступным поведением, что приводит к развалу государств, упадку регионов, потери влияния и уходу с политической сцены как самих этих "высших" слоев, так и классов.

Вебер писал, что политика - это "стремление к участию во власти или к оказанию влияния на распределение власти, будь то между государствами, будь то внутри государства между группами людей, которые оно в себе заключает" 5 . Политические элиты как объединения подобных групп оказывают решающее воздействие на эти распределительные процессы. Многие политологи и социологи подчеркивали и подчеркивают особенно в настоящее время, когда властные структуры стали чрезвычайно сложными и разветвленными, что в политические элиты входят те, кто способны играть формализованную, нормативно и законодательно закрепленную социальную роль в политической системе. Именно степень освоения этой роли определяет поведение каждого и принимаемые им решения, его поддержку гражданами. Главное в том или ином представителе политической элиты не только и не столько набор определенных качеств, а то, как изменяются, совершенствуются, преобразуются эти качества в зависимости от выполняемой ими роли.

Элитарные группы всегда связаны с должностным статусом во властных структурах, с институционализацией их функций, с обязательным наделением властными полномочиями. Однако многое в их статусном положении зависит не только от места в политической иерархии, но и от массовой поддержки, оказываемой без угрозы применения силы. Это и обеспечивает продолжительность и стабильность властвования элит: те, кто управляют, ожидают, что их командным установкам будут повиноваться; те же, кем управляют, ожидают определенного характера и содержания решений, приказов, законов и нормативных актов.

В XXI в., анализируя ход истории, многие политологи и социологи признают несостоятельность как аристократических элитарных воззрений, в которых отстаивается постулат о поголовной предрасположенности по крови и происхождению всех благородных и знатных к эффективному руководству, так и утопичность популистских идей о возможности "каждую кухарку" научить управлять государством и подготовить ее в высшую политическую элиту.

В истории человечества практически невозможно обнаружить общество, в котором элиты были бы абсолютно закрытыми. Никогда не существовали и не будут созданы общественные структуры, в которых все

политические элитарные позиции станут общедоступными. Большинство теоретиков и идеологов элитизма отмечают, что важнейшая задача общества - совершенствовать каналы социальных перемещений и постоянный контроль за ними для того, чтобы они способствовали обновлению состава высших слоев и их пополнению элитным человеческим потенциалом, а также препятствовали бы накоплению неспособных, потерявших соответствующие качества политиков в элитарных группах и слоях. Необходимо своевременное, обоснованное и закономерное возвышение граждан по вертикали, иначе при появлении и концентрации

прогрессивных, элитных элементов в низших слоях возможны протестные выступления.

Многое в преобладании положительной или отрицательной тенденции в развитии элитарных групп зависит от исторической обстановки, социальной среды. Однако теоретики элитизма, оппонируя идеям социального детерминизма, а также критикуя представления о политике как надстройке над неким фундаментом общества, постоянно и традиционно выделяют значение элит как активных, свободных субъектов политических и социальных отношений, лично ответственных за все направления их развития: прогрессивные и регрессивные, революционные и тупиковые.

Типология и функции политического лидерства

Большинство в политических элитах составляют те, кто занимая лидирующие позиции, имеют сторонников, последователей, соратников. Политическое лидерство, опирающееся на широкую социальную основу - это одна из целей деятельности каждого входящего в элитарные группы, их основная забота, важнейший критерий в выявлении ценности любого в элитарной иерархии.

С одной стороны, политические лидеры выполняют функцию интеграции деятельности масс в сфере политики; они объединяют, направляют политические действия своих последователей и соратников, играя роль своеобразных инструментов их консолидации. С другой стороны, важная роль сторонников, последователей состоит в том, что они концентрируются вокруг политических лидеров, как бы выбирая их в соответствии со своими представлениями об идеальных политиках, вождях, лидерах, руководителях в конкретной исторической обстановке. Последние "превращаются" в орудие формальных или неформальных объединений этих сторонников. Именно поэтому все политические лидеры характеризуются как "избранные" по политическим предпочтениям.

Политическое лидерство, подчеркивал Блондель, - это "власть, осуществляемая одним или несколькими индивидами с тем, чтобы побудить членов нации к действиям" 6 . Оно воздействует на большие массы людей, ставящие перед собой масштабные цели и испытывающие к тому же постоянное противодействие со стороны оппозиционных сил.

Политический лидер - это и центр власти, и "мозг", и "визитная карточка" тех сил, которые его выдвигают на элитарные лидирующие позиции и обеспечивают ему постоянную, длительную поддержку. Он - политический менеджер, управляющий, руководитель своих последователей и сторонников.

Типологически политическое лидерство подразделяется на рационально-легальное, осуществляемое на основе соблюдения законов, общепринятых норм и процедур (например, президент Ширак, канцлер Шредер и др.); харизматическоеЛ которое базируется на большой популярности, любви, обожании лидеров со стороны всех, кто оказывает им политическую поддержку, зачастую даже без обоснования (президенты Рузвельт, Кеннеди и др.); на традиционное, всегда связанное с верой в священность определенных традиций, обычаев и верований, защищаемых и самим лидером, и элитой, и массами (духовные лидеры Хомейни, Ганди и др.); авторитарное,преувеличивающее с помощью элитарной группировки (клики, хунты) авторитет лидера и распространяющее в обществе насильственные формы осуществления власти (генерал Пиночет и др.); диктаторское политическое лидерство, попирающее законы, культивирующее культ личности, массовые репрессии и идеологическое оболванивание ("вожди народа" Гитлер, Сталин и др.). Политических лидеров также делят на прогрессивных, способствующих развитию и процветанию общества, и реакционных^ виновных в развале государственных и общественных структур; на реформаторов,содействующих социальным изменениям, и консерваторов, препятствующих всему новому; на независимых, самостоятельно решающих все стратегические и тактические управленческие задачи, и марионеточных, зависящих от воздействия как зарубежных государств, так и ближайшего окружения.

Функции политического лидерства варьируются в зависимости от его типологических особенностей и от сущностных характеристик политических режимов, в которых оно реализуется. При тоталитарном режиме политическое лидерство функционально обеспечивает абсолютную власть, полное господство идеологической и социально-политической системы над гражданами, государства - над обществом. Функция вождя - центральная при тоталитаризме. Все остальные лидеры лишь подражают ему в организации функционирования системы: каждый под контролем выполняет свою работу, вольнодумцев изолируют, возмущающихся - уничтожают.

При авторитарном режиме среди функций политических лидеров меньшее их количество связано с насилием и принуждением, хотя они и занимают центральное место. Поддержание авторитета первого, ведущего политического функционера - важнейшая задача правящей группировки, всех средств массовой информации и элементов авторитарной системы. Все лидеры стремятся осуществлять свои функции в формально легальном поле, с рудиментами парламентаризма. При демократическом режиме политические лидеры выполняют свои функциональные обязанности в правовом государстве на основе принципов плюрализма, открытости и гласности, с обязательным соблюдением прав человека и гражданина. В этих условиях ведущую роль играют инициативные лидеры, умеющие самостоятельно определять политические цели и указывать важнейшие направления действий своим сторонникам, давать им обоснованную программу и увлекать за собой. При этом лидеры должны быть красноречивыми, способными привлекать к себе внимание, уметь нравиться избирателям и всем политически активным гражданам, обладать чувством юмора и такта, быть интеллигентными и эрудированными, постоянно подчеркивать свою лидирующую роль в решении политических задач.

Характеризуя особенности политического лидера демократического типа, А.С. Панарин выделяет среди них главную: "В отличие от традиционного носителя наследственной авторитарно-патриархальной власти современный политик - это предприниматель, который не владеет властью по праву рождения, а вынужден непрерывно производить власть в условиях ожесточенной конкуренции. Современная политическая этика - это предпринимательская этика, ориентированная на конкурентную среду и связанная с готовностью "вступать в игру" вместо того, чтобы сторониться или запрещать ее, рассматривая власть как свою монопольную собственность"1 7 .

Российская политическая элита постсоветского периода В конкретной исторической обстановке при изменении существенных характеристик политической ситуации меняются и функции политических лидеров, их способности и качества, а также реструктурируется и преобразуется вся элита. Анализ российских элитарных слоев отражает динамику их радикальных изменений в переходный посткоммунистический период. Многие из них изменили свою партийную принадлежность, а некоторые ушли из политики вместе с устраненными партийно-государственными структурами СССР. Связанный с КПРФ элитарный слой отдалился от рычагов власти на значительное расстояние. Теперь эта часть элиты непосредственно влияет только на те решения, которые принимаются на федеральном уровне в законодательной ветви власти (Государственная Дума, Совет Федерации) и на региональном - в ряде законодательных и исполнительных органов.Политических лидеров коммунистического направления (Зюганов, Купцов, Лукьянов, Куваев и др.) поддерживают 20-25% избирателей современной России.

Развитие демократии и утверждение политического плюрализма создало в стране благоприятные условия для формирования российской многопартийной системы. С ее помощью открыто и гласно стало рекрутироваться большинство политической элиты, в том числе и на самом высшем ее уровне.

Сотни российских лидеров прошли через международно-признанные избирательные процедуры на своем пути в элитарный слой, представители которого принимают самые важные государственные решения.

В политических элитах Российской Федерации господствует идеологический плюрализм. Каждый имеет возможность идентифицировать себя с любой доктриной, учением или религиозной традицией. Опасность свободе слова и в частности введение политической цензуры практически нереальны. Угрожать этим не станет ни одна элитарная группа из-за боязни потерять голоса избирателей и поддержку широких народных масс.

Некоторые элитарные слои, поддерживаемые в первую очередь средним классом, подчеркивают свою деидеологизированность; они сосредотачивают усилия на создании экономической базы демократической России - социально ориентированного рыночного хозяйства, основанного на равноправии всех типов собственности с преобладанием ускоренного процесса приватизации и развития предпринимательских и средних по достатку социальных страт.

В прикладной политологии при изучении элитарных слоев той или иной страны используют четыре главных измерения - власть, образование, доход, престиж. Власть как возможность оказывать воздействие на других измеряется количеством людей, на которых распространяются принимаемые решения. Образование измеряется числом лет обучения в государственной или частной школе или вузе. Доход измеряется в рублях или долларах, которые получает индивид в течение определенного периода времени, скажем, одного года. Престиж - это уважение элитарной позиции, сложившееся в общественном мнении.

Во всех этих измерениях российские элитарные слои претерпели значительные изменения. Во-первых, они стали более образованными: подавляющее их большинство закончило ведущие вузы страны, многие имеют степени докторов и кандидатов наук, владеют иностранными языками. Во-вторых, решения Президента России как избранного и поддерживаемого народом политика оказывают более эффективное влияние как на все население страны в целом, так и на политическую элиту. Законы и нормативные акты, подготовленные элитарными группами в законодательных и исполнительных органах государственной власти, обеспечивают жизнедеятельность различных по количественным параметрам социальных общностей. В-третьих, на всех уровнях политических элитарных слоев стало больше состоятельных людей, что сделало их более независимыми от лоббистских группировок и от влияния со стороны чиновников. В-четвертых, еще многое предстоит сделать политическим элитам в России для повышения их престижа, который эпизодически подрывается довольно частыми скандалами. Российские политические элиты все больше начинают формироваться и развиваться, подчиняясь законам функционирования демократических правовых государств. Но опыт, накопленный западными демократиями (этика элит, демократический контроль элит и др.), утверждается в России с большим трудом.

В обществе выделяются экономическая элита (крупные собственники, банкиры и др.), политическая элита (лица, занимающие высшие посты в гражданских и военных органах власти), бюрократическая элита, духовная элита (ведущие представители науки, культуры, религии, образования, средств массовой информации). Политическая элита среди них отличается тем, что концентрируя в своих руках политическую власть, является публичной, управляет обществом, принимает стратегически важные решения.

Какова структура современной политической элиты? Современный индийский политолог П. Шаран выделяет следующие группы в составе политической элиты.

Высшая элита – это люди, занимающие стратегические политические посты: в правительстве, партиях, профсоюзах. Они принимают наиболее важные политические решения.

Средняя элита формируется, прежде всего, из наиболее влиятельных выборных, допущенных к управлению лиц: парламентариев, депутатов, губернаторов, мэров. Как правило, это 5% верхушки законодательной, исполнительной и судебной власти в стране.

Административная элита состоит из высшего слоя государственных служащих, занимающих ключевые позиции в административном аппарате.

Структура и социальная представительность политической элиты непостоянны. Изменения, происходящие в обществе, оказывают большое влияние на состав элиты. В подготовке политической элиты огромная роль принадлежит партиям, которые выдвигают из своей среды политических лидеров, способных отстаивать интересы тех или иных социальных групп.

Как происходит рекрутирование политической элиты. В формировании элиты обычно выделяют три принципа отбора: по крови (аристократия рождения или ранга); по принципу владения (имущественная или финансовая аристократия); по достигнутому успеху (аристократия ума и таланта).

Элиты могут быть открытыми и закрытыми, при этом имеется в виду, прежде всего, процесс притока в элитные ряды выходцев из других социальных слоев. Политическую элиту называют открытой, если доступ в ее круг открыт для представителей различных слоев. Эта тенденция характерна для демократических государств. Благодаря открытой элите вверх поднимаются люди наиболее способные, с высокими профессиональными качествами. Это способствует укреплению политической власти в обществе.

Закрытой элита является в том случае, когда она самовоспроизводится на основе очень узкой социальной базы. Такая тенденция характерна для государств с тоталитарными и авторитарными режимами. Застой приводит к нарастанию кризисных процессов в обществе, в результате чего замкнутая элита утрачивает способность эффективно управлять обществом.

Однако прямой зависимости между типом политического режима и степенью открытости политической элиты не существует. В советские времена 30-е годы государство было тоталитарным, но процесс рекрутирования элиты носил открытый характер - рабоче-крестьянское происхождение особенно ценилось в среде советских комиссаров. Напротив, изучение элитообразования в США показало, что, несмотря, на демократический режим, система рекрутирования политической элиты является незначительно открытой для тех, кто имеет низкий социальный статус.


Какие существуют способы продвижения к вершинам политической карьеры. Мировая практика различает две системы отбора элит – систему гильдий и антрепренерскую систему . При отборе кандидатов при системе гильдий акцент делается на их политических предпочтениях, строгом следовании правил и предписаниям класса, организации. Вследствие этого для системы гильдий характерна высокая предсказуемость политических изменений, преемственность политических курсов, небольшая вероятность политических конфликтов. Тщательность отбора кандидатов обеспечивается большим количеством формальных требований (стаж, возраст, характеристика, партийность и т. д.), отбор осуществляется закрыто и узким кругом селектората. Следование кандидатов одним политическим ценностям обеспечивает высокую групповую сплоченность элиты.

Антрепренерская система отбора основана на иных принципах. Она ориентируется на такие качества кандидатов, как его творческие возможности, способность убеждать, нравиться людям. Такая система открывает доступ к власти (хотя бы формально) различным социальным группам общества, поскольку выдвигает ограниченное количество требований. Например, для выдвижения на пост президента Казахстана достаточно, чтобы кандидату было не менее 40 лет, он прожил в стране не менее 15 лет, владел государственным языком. Процесс отбора характеризуется острым противоборством кандидатов. Такая система демократична, предполагает приток в элиту наиболее одаренных людей. Обратной стороной данной системы является: частая смена курса в связи с изменениями в правящей элите, слабая предсказуемость политических решений, частые конфликты внутри элиты и др.

На практике ни одна система не используется в чистом виде. Как правило, чаще используются обе системы в определенном сочетании.

Наряду с системой отбора на социальную результативность элит оказывают влияние и некоторые другие факторы.

На отбор элиты заметное влияние оказывает качество образования. Так, по результатам репрезентативного исследования элит Швеции, Италии, Германии, Англии, Голландии, США и Франции, проведенного в 1989 году 80% членов парламента и 96% государственных должностных лиц имеют университетское образование. В ряде стран доступ в элиту обусловлен наличием дипломов определенных университетов. Во Франции особое место среди всех учреждений образования и повышения квалификации, и даже среди Les Grandes Ecoles, занимает Национальная школа администрации при Премьер-министре Франции - ЭНА. ЭНА стоит на первом месте не столько по уровню образования, сколько по открываемым перспективам карьерного роста и жизненного успеха. Подавляющее большинство французских выпускников ЭНА становятся ведущими государственными политиками, руководителями французских институций, парламентариями, высшими чиновниками, дипломатами и членами международных организаций, судьями высших инстанций, адвокатами Государственного совета, административными и финансовыми контролёрами высшего ранга, руководителями и топ-менеджерами крупнейших государственных и международных фирм и банков, средств массовой информации и коммуникации. ЭНА дала Франции двух президентов, семь премьер-министров, большое число министров, префектов, сенаторов и депутатов Национального собрания. В Великобритании так называемые публичные школы – Итон, Винчестер, Харроу – служат основными центрами подготовки политической элиты. Известно, что из стен только одного Итона вышло 18 премьер-министров.

В странах Латинской Америки достаточно часто началом успешной политической карьеры становится служба в армии. В Бразилии, Перу, Аргентине именно военные составляют основу политической элиты общества. Работа в системе государственного управления имеет серьезное значение для политической карьеры в Германии, Японии, России, Казахстана. Во многих исламских странах церковь является важным институтом, влияющим на формирование карьеры политического лидера. Всему миру известно имя бывшего религиозного лидера Ирана аятоллы Хомейни.

В истории и современной политической жизни Казахстана доминирующее положение большей частью занимали политико-административные элиты. Можно выделить следующие доминирующие стереотипы и ценностные ориентации элиты: этатизм и патернализм; авторитаризм и «указно-порученческое право»; патриотизм и толерантность к другим культурам; государственность и самоотверженность в отстаивании национальных интересов и ценностей и др.

И какую роль в обществе они играют. Выясним, по каким особенностям проходит разделение разных видов упомянутой элиты. Узнаем их признаки и функции. И определим, в чем именно заключается понятие: "типы политических элит", "формирование элит".

Типы

Виды политической элиты делятся по целому ряду особенностей. Так, в зависимости от способа отбора, она может определятся как открытая или закрытая. А при ориентировании на занимаемое место в ее можно разделить на правящую и оппозиционную.

Политическая элита может быть объединенной или разъединенной, в зависимости от характера внутренних отношений в ней, и низкой или высокой, по степени представительства.

По способу отбора

Политическая элита может быть открытой или закрытой. Первая характеризуется тем, что при желании попасть в её ряды перед претендентом появляется ограниченное число формальностей, которые нацелены на то, чтобы подобрать человека с необходимыми личными качествами.

Механизм её работы - выборы, которые подразумевают конкурентную борьбу. Особенностью данного типа элиты является то, что ей обеспечена высокая степень циркуляции. Иными словами, попасть в неё могут представители различных слоев. Благодаря этому в открытую элиту часто приходят люди с новыми идеями. От этого наблюдается низкая преемственность в вопросах выработки политики.

Политическая элита, сформированная по типу гильдий (закрытая) характеризуется тем, что попасть в неё кандидат может лишь соответствуя значительному количеству формальных требований. В этом случае большую важность играет личная преданность по отношению к руководству и готовность без вопросов выполнять полученные приказы. В качестве механизма отбора используется назначение.

Из плюсов можно сказать, что такие элиты обеспечивают высокую степень преемственности при выработке политики, низкое количество внутренних конфликтов, а также поддерживают уравновешенность принимаемых решений. Но при этом инициативные люди сюда приходят в малом количестве (к тому же им не дают возможности хорошо развернуть деятельность). Это ведёт к тому, что закрытая элита костенеет, деградирует и вырождается. Степень циркуляции в данном случае низкая.

Закономерности

Следует сказать, что функции и типы политических элит являются взаимосвязанными. Как пример можно привести следующее.

Существуют пары: закрытая и объединенная; открытая и разъединенная. Но это вовсе не значит, что один признак всегда является сопутствующим другому, хотя при этом в их группировании прослеживаются весьма явные закономерности.

Также нельзя точно сказать, что какая-то элита полностью открытая или закрытая, поскольку нет четких границ в данном определении.

Характер внутренних отношений

В данном случае могут быть такие типы политической элиты: объединённая и разъединённая. В первом случае она довольно сплочена и может похвастаться высокой степенью интеграции. Внутри такой элиты межгрупповая конкуренция держится на низком уровне, а конфликты не переходят в стадию непримиримого характера. Причем при объединении на основе определённой идеологии возникает нетерпимость ко всем, кто придерживается инакомыслия.

Наиболее оптимально действуют элиты, которые объединились на основе консенсуса. В таком случае ими вырабатывается соглашение относительно основных ценностей, целей и методов политики, которая будет проводиться.

Особенностью разъединенной элиты является низкая степень интеграции. Это сопровождается наличием острой борьбы между разными группировками, которые хотят иметь под своим контролем стратегические должности, сферы контроля и руководить распределением ресурсов. Благодаря высокой степени конкуренции широко практикуются осуждаемые методы борьбы (в том числе и грубая компрометация соперников).

Место в политической системе

Ранее отмечалось, что в случае с определением места в политической системе, различают правящую элиту и контрэлиту. К первой относят тех, кто косвенно или прямо принимает участие в управлении обществом. Контрэлитами называют лиц, обладающих качествами, которые характерны для элит, но в силу различных препятствий или своего социального статуса не имеющих возможности осуществлять управление.

Под контрэлитой могут понимать, к примеру, политическую оппозицию, поскольку она желает ослабить власть элиты и перебрать на себя часть или все её полномочия. В более широком смысле под этим может пониматься социальная группа, которая наделена элитарными качествами.

Особенностью в данном случае является то, что она не хочет быть в составе правящей элиты, а имеет перед собой цель лишить её власти, чтобы в последующем выстроить новую систему. Осуществляется это посредством социальных революций.

Степень представительности

Этот параметр важен для народа. Ведь если элиты обладают высокой степенью представительности, то они смогут выразить интересы большого количества сегментов общества. Таким образом оно будет развиваться более-менее сбалансировано. Если же степень представительства низкая, то, соответственно, будут представлены интересы незначительного числа сегментов.

Эта типология используется для понимания процессов трансформации, которые проходит политическая элита. Признаки, которые привели к современному положению дел, можно найти в прошлом. Давайте рассмотрим ситуацию на примере современной РФ.

В дореволюционные часы элита и контрэлита формировались в условиях, когда отсутствовали демократические свободы в обществе. Официально она состояла из чиновников и формировалась по сословному принципу. Таким образом, лучше всего в ней представлялись интересы верхов (причем это было открыто и законно). Начиная с 1917 года, место элиты начинает занимать «пролетарская» бюрократия. Она формировалась согласно бессословно-номенклатурному принципу. Законодательно было оформлено, что бюрократия представляет интересы всего народа.

Другие виды

Рассмотренные ранее типы политической элиты являются общепринятыми при классификации. Но существуют и другие подходы, которые предлагают свои способы классификации. Давайте же разберем альтернативные версии того, какие типы политической элиты могут быть:

  1. Традиционные и современные.
  2. Высшая, средняя и административная.

Традиционные и современные элиты

Деление в данном случае осуществляется на основании используемых элитой средств утверждения. Так, для традиционных элит характерным является опора на определенные явления:

  • обычаи;
  • собственность на землю;
  • воинскую доблесть;
  • знатность происхождения;
  • религиозные заслуги и т. д.

В качестве примеров можно привести родовую знать, земельную аристократию, религиозные иерархии и др.

Современные элиты получают свою власть благодаря ценностям, которые распространены в наше время:

  • финансовые капитал;
  • профессиональные достижения;
  • образованность и др.

К современным элитам можно отнести предпринимателей, политических лидеров, представителей научно-технических ремесел. Но это относится не ко всем поголовно, а только к тем, кто может влиять на принимаемые решения и занимает определённую властную позицию.

Высшая, средняя и административная элиты

Деление в данном случае осуществляется на основании полученных властных полномочий, но четких критериев этого нет. Высшей элитой считают людей, которые могут оказывать влияние на самые значимые в масштабах общества решения. В качестве примера можно привести глав государств, председателей парламентов, премьер-министров - всех, кто занимает высокие посты в любой из трёх ветвей власти. Количественно данная группа обычно колеблется в диапазоне от 100 до 200 человек.

К средней элите относят большое число должностных лиц, которые получают своё положение во время выборов. К ней относят членов государственной думы (если рассматривать реалии Российской Федерации), губернаторов, лидеров разных политических партий и общественных движений, глав городов и так далее. В этой среде наблюдается сильная дифференциация, поэтому в качестве объединительного фактора здесь выступает то, что её представители избираются на выборах.

Под административной элитой понимают высший слой чиновничества, который занимает высокие позиции в комитетах, министерствах и иных органах государственного управления. Их особенностью является то, что их назначают.

Заключение

Как видите, существуют различные типы элит. Система координат их классификации будет меняться зависимо от того, что мы будем выбирать в качестве отправной точки. Если есть желание попасть в состав элиты, то необходимо помнить, что это не дело одного дня. Для этого человеку необходимо иметь авторитет, знания и связи.

Не менее важным является и осознание того, что большие права - это соразмерные им обязанности. За принимаемые решения приходится расплачиваться. Поэтому в своих желаниях необходимо быть осторожным и избегать совершения действий, последствия которых верно оценить не получается.