Политические партии и общественно политические движения различия. Политические движения - что это такое, и в чем отличие от партий. Какой орган власти самый главный из перечисленных

Современная жизнь с ее быстро меняющимися реалиями требует от человека самостоятельной защиты собственных интересов. Правительства. Законодательство. Государственные структуры не всегда имеют возможность полностью учесть потребности всех слоев и групп населения (даже в самых демократических государствах). Одновременно распространение знаний и улучшение способов коммуникации позволяет все большему числу людей считаться для отдельного человека «своими» по причине осознания общности интересов.

На основании такой общности происходит самоорганизация людей. В общественной жизни она обычно принимает формы политических партий. Общественных организаций и движений.

Коротко о сущности

Между формами самоорганизации людей много общего. Все они создаются на добровольной основе, без непосредственного побуждения со стороны органов власти (хотя деятельность их властью контролируется). Объединяют партии и движения людей, осознавших наличие у них общих интересов. Вовсе не обязательно общими должны быть все интересы данной группы, но такая особенность должна присутствовать.

Цель создания партии или движения – защищать совместно различными способами эти общие интересы . Способы в принципе могут быть любыми, в том числе и незаконными (террористическая организация – тоже общественная организация). Важно, чтобы все участники партии или движения воспринимали такие методы. Партии и движения могут возникать благодаря воле ограниченного круга лидеров, а могут быть результатом и стихийного творчества масс.

Обычно считается, что наличие политических партий и общественных движений – признак демократичности общества, но это не совсем так. Некоторые возможности для подобной самоорганизации предоставляют и авторитарные режимы.

Участие в партии или движении – дело сугубо добровольное. Даже в нацистской Германии и в СССР никого не принуждали вступать в партию силой, и отказ от этого не карался.

Итак, политические партии и общественные движения представляют собой формы добровольной самоорганизации общества для защиты общих интересов больших групп людей.

Общие характеристики

Уже понятно, что эти две формы имеют весьма много общего. Среди таких характеристик можно выделить основные.

  1. Наличие программного документа . Цели партии или движения должны быть понятно изложены, чтобы к ним могли присоединиться все, кто разделяет соответствующие ценности. Не обязательно документ должен называться «программой», но его наличие непременно.
  2. Наличие структуры управления . Партия или движение должны иметь признанных лидеров, которые будут искать методы реализации целей и обеспечивать дисциплину совместных действий рядовых участников.
  3. Формализм . Люди с общими интересами должны иметь возможность отличать «своих» от «чужих». Для этого применяются детали одежды, членские билеты и многое другое. Лидеры обладают информацией о количестве и местонахождении своих людей. А вот формальное признание и регистрация органами власти не обязательно (партия большевиков до 1917 года действовала нелегально, но весьма успешно).
  4. Наличие ограничений . Участником движения или членом партии может стать не каждый, кто выразил желание. Ограничения могут быть любыми: по возрасту, полу, общественному положению. Это не дискриминация в чистом виде, а результат стремления обеспечить наиболее результативную реализацию поставленных целей.
  5. Источники финансирования . Это могут быть сугубо добровольные пожертвования участников либо фиксированные членские взносы.

Однако между общественным движением и партией есть и немало различий, позволяющих четко отделить одно от другого.

Главные отличия

Партии и движения отличаются взаимопроникновением. Часто одно перерождается в другое. Но все же есть несколько принципиальных деталей отличающих их.

  1. Главный метод . Основным способом, каким партия защищает интересы своих сторонников, является получение политической власти. Любая партия создается именно для этого – провода во власть своих людей, которые продвинут нужные решения методами государственного управления. Движения иногда тоже так поступают (если закон позволяет), но это вовсе не обязательно.
  2. Территориальность . Партия жестко привязана к территории государства. В других державах могут существовать партии с аналогичными целями. Но они имеют собственную структуру, и никакого подчинения между ними не может быть. Даже те же большевики после революции создали республиканские партии. А движение «Гринпис» охватывает весь мир…
  3. Главное ограничение . В партии не принимают несовершеннолетних и лиц, не имеющих по каким-либо причинам права голоса. Причина понятна – они никак не могут стать составляющими политической системы, поскольку не имеют соответствующих прав. Исключение – радикальные нелегальные партии, принимающие в свои ряды тех, кому они твердо намерены предоставить политические права после своего успеха. Участие же несовершеннолетних в различных общественных движениях – дело обычное.

Под конец следует обратить внимание еще на одну деталь. Государство обычно старается несколько ограничивать право граждан на создание партий и движений. Это делается для того, чтобы желания маргинальных меньшинств не приносили вреда интересам большинства.

Демонстрация и реализация политических интересов отдельных групп или граждан происходит посредством создания общественно-политических движений — объединений и ассоциаций, не предусмотренных государственными и партийными структурами. Политическая цель движения достигается в объединении сил социально активных граждан.

Роль политических движений в жизни общества

В течениях политического характера чаще всего принимают участие граждане, которых не удовлетворяет деятельность различных государственных институтов или не устраивают уставные нормы и программные цели. Существенным отличием общественно-политических движений от политических партий является аморфность социальной базы. ОПД представляют интересы лиц различных социально-политических интересов, представителей групп, разделенных по этнической, идеологической, региональной принадлежности.

Работа и движений направлена в первую очередь, на решение узкого круга политических задач, а функционирование происходит на основе конкретной концепции. По достижении цели такие течения имеют свойство прекращать свое существование либо трансформироваться в политические движения или партии с иными требованиями. Примечательно, что политические движения — это всего лишь рычаг влияния на власть, но никак не способ ее завоевания.

Характерные особенности ОПД

На общественно-политическое социальное течение указывают следующие признаки:

  • отсутствует единая программа, закрепленный устав;
  • социальная база участников имеет непостоянный характер;
  • допустимость коллективного членства в движении;
  • не характерно наличие центра и формальной внутренней иерархии: структура ОПД ограничивается инициативными группами, клубами, союзами;
  • участие в ОПД происходит на добровольной основе, а фундаментом движения является солидарность.

Историческая справка свидетельствует о серьезной роли социально-политических движений в общественной жизни государства. Продолжительное функционирование течения может превратить его в политическую силу.

Так, например, к общественно-политическим движениям относят группы людей, выступающих в защиту животных, окружающей среды или человеческих прав.

Классификация политически активных организаций

Цели политического движения во многом предопределяют его характер. Политологами была установлена следующая классификация социальных течений:

  1. Отношение к функционирующему политическому строю: консервативные, реформистские и революционные.
  2. Место в левые, правы и центристские.
  3. Масштаб организаций: локальные, региональные и международные.
  4. Методы и способы достижения поставленных целей: легальные и нелегальные, формальные и неформальные.

Важную роль в характеристике ОПД играет продолжительность их существования.

Революционные течения

Революционные политические движения — это действия массового, коллективного характера, совершаемые с целью освобождения гражданского населения, находящегося под гнетом господствующих, привилегированных общественных сил, которые в условиях неравноправного распределения общественного богатства контролируют тех, кто создают его, не владея производственными средствами. Главной идеей большинства революций является установление социальной справедливости посредством изменения существующих систем, ликвидации структур, внедрения реформ в функциональную составляющую власти — при этом политические «нововведения» должны соответствовать и большей части населения.

В результате активных действий социально-политических движений революционного характера устоявшиеся социальные институты претерпевают коренные изменения: происходит тотальная корректировка государственной машины, образования, культурных и моральных ценностей. В качестве ведущей силы революционных движений выступают рабочий и крестьянский классы, демократы-разночинцы: они, ввиду недовольства постоянными унижениями и обманами со стороны власти, стремятся разрушить функционирующую социальную систему, добиться справедливого распределения материальных ресурсов и избавить мир от насилия.

Политологи и историки отмечают следующую особенность революционных политических движений: их развитие приходится на страны, для которых характерна блокировка социальных реформ. Таким образом, неудовлетворенные граждане видят выход из положения в революционном разрушении существующей политической системы.

Деятельность реформистских организаций

Реформистские общественно-политические организации и движения ориентированы на последовательное, плавное изменение социальной действительности. Незыблемым правилом течения является реформирование установленных порядков, но сохранение их «морального фундамента».

Деятельность массовых консервативных политических движений направлена главным образом на сбережение сложившейся ситуации в политической, экономической и общественно-человеческой сфере. Сохраняя действующий режим, консерваторы препятствуют радикальному реформированию общественно-государственного строя. Консерватизм, примечательный своими принципиальными положениями, нередко имеет идеологический подход к социальной проблематике.

Консерваторы-революционеры

«Революцией, обращенной вспять» А. Г. Дугин, геополитик и лидер российского неоевразийства, называл реакционные и консервативно-революционные современные политические движения. Подобная характеристика основана на стремлении реакционеров вернуть общество к традициям общественной, политической и хозяйственной организации, которые на данный момент считаются пережитком прошлого. Так как в движения лежит народная традиция, направленная против современности, то конкретные цели и задачи течения в различных странах могут отличаться.

Прагматическое ОПД

Деятельность активистов, чья гражданская позиция основана не на идеологии и развитии долгосрочных политических стратегий, а на практическом решении задач, поставленных перед государством и обществом в настоящий момент, относят к прагматическим политическим движениям.

Оппозиция

Оппозиционные движения являются формой демонстрирования социальной неудовлетворенности больших и небольших общественных групп. Институт оппозиции в условиях современных многопартийных политический систем позволяет находить альтернативное решение назревших проблем.

Оппозиция, как правило, представляет интересы партий, проигравших на выборах в центральные и законодательные органы власти, и играет значимую роль в контролировании политической ситуации в стране, оказывая значительное влияние на государственный политический курс и работу правительственных органов.

Историческая справка

Политические движение — это реакция общества на действующую национальную и региональную политическую культуру. В большинстве случае они формируются на основе запросов общества, его традиций и норм политической культуры.

Акты политических движений присущи любой государственной системе власти. Так, «рельсовая война» 1996 года, происходившая в Кузбассе, была общественным движением экономического характера: активисты требовали своевременной выплаты зарплаты. Однако в скором времени ОПД превратилось из восстания в многогранное политическое движение: вслед за лозунгами «Вернуть заработанные деньги!» было выдвинуто такое требование, как отправка правительства в отставку.

Примеров того, какое политическое движение было характерным для определенного периода в истории мира и Отечества, множество. Школьная программа предполагает изучение, пожалуй, самого масштабного восстания в истории России — рабоче-крестьянского. Так, в период активной индустриализации, происходившей на рубеже XIX-XX веков, в рабочих классах начали возрастать недовольства. В результате продолжительных митингов и демонстраций с выдвижением собственных требований пролетариату удалось сократить рабочий день, улучшить условия труда, добиться создания государственной системы страхования. Стоит отметить, что профессиональный фактор не является главным аспектом, характеризующим ОПД. В основе любого движения лежат, прежде всего, концепция, идея и цель.

Политические движения в России

Мобильное, жизненное и эффективное общество основывается на активности ОПД. Их функционирование оправдывает исторический подход, формулировка которого звучит следующим образом: чем больше мнений, тем вернее решение. в России представлены в широком разнообразии — этот факт свидетельствует о высоком уровне политической активности гражданских масс и зрелости общества. Тем не менее стоит отметить, что функционирование многообразия ОПД может указывать на неустойчивость политических взглядов и позиций не только граждан страны, но и власти.

Так, в Российской Федерации революционные политические движения представлены радикальными коммунистами (ВКПБ, РКРП, КПСС) и национал-большевиками (НБП Лимонова). Реформистские настроения преобладают в таких партиях, как КПРФ Зюганова и «Справедливая Россия». Консервативные политические движения — это максимально идеологизированные общественные течения и организации, «Единая Россия». Крыло консерваторов-революционеров состоит из нео- и евразийцев, национал-большевиков и православно-монархических группировок. К прагматическому движению относят Жириновского и основную массу актива «ЕдРо».

Общественные организации

Спортивная, научно-техническая, культурно-просветительная деятельность возлагаются на плечи такого элемента политической системы, как общественные организации. Наиболее распространенными формами проявления культурной активности является объединение в профсоюзы, общества и ассоциации.

Основной задачей общественных организаций является аккумуляция широко диапазона интересов граждан: так, они занимаются решением проблем как политического, экономического, так и досугового, любительского характера. Чаще всего деятельность профсоюзов и ассоциаций направлена на изменение культуры труда, быта, отдыха людей, однако они также играют важную роль в защите прав и интересов представителей рабочего класса, привлечении их к производственным и общественным делам.

1. Политические партии, их функции и типология. Партийные системы

2. Общественные организации в политической системе общества

Рассматривая данную тему, необходимо дать определения политической партии и общественного объединения, рассмотреть их особенности и виды, обозначить место в политической системе общества.

Прежде всего, необходимо отметить, что в политической сфере общества действуют различные политические силы. К политическим организациям общества относят политические партии, группы давления, общественно-политические организации, движения, союзы и объединения.

С точки зрения представительства и выражения групповых и индивидуальных интересов, в качестве важнейших элементов политической системы выступают политические партии.

Политическая партия - это организованная группа людей, представляющая интересы части народа и ставящая своей целью их реализацию путём достижения политической власти или участия в её осуществлении.

Основным признаком, отличающим политические партии от государственных структур, является добровольность объединения. Партии рекрутируют членов путем агитации и пропаганды своих взглядов и убеждений.

Следующий отличительный признак можно вывести, отталкиваясь от этимологии самого слова «партия» (райу, англ. - часть), указывающего, что политическая партия всегда объединяет и выражает интересы только части общества. Согласно демократическим принципам, ни одна партия по определению не может претендовать на выражение воли всего народа. В тоталитарных же системах политические партии претендуют на полную монополию политической власти и управления, таким образом декларируя свою всеобщность и универсальность, что уже является признаками государства.

Основными отличиями политических партий от общественных организации являются следующие признаки партий:

Партии всегда стремятся к достижению государственной власти, тогда как ни одна общественная организация такой прямой цели перед собой не ставит;

Партии предполагают идейную общность своих членов;

Партии всегда обладают конкретным названием, лозунгами, девизами и другими политическими символами, которые указывают на их идеологическую ориентацию.

Последний признак подчеркивает отличие партий от групп давления, которые, выступая на политической арене, не обладают этими характерными атрибутами.

Классификация политических партий может быть проведена по следующим основаниям:

1. По различиям в структуре партий и организации их внутренней жизни партии делятся на кадровые и массовые.

2. По месту в политическом пространстве - представительные партии западного образца, коммунистические партии и популистские партии.

3. По своей организационной структуре - централизованные, децентрализованные, кадровые, массовые.

4. По отношению к правящему режиму - правящие и оппозиционные.

5. По правовому статусу - легальные и нелегальные партии.

6. По связи с социальной средой - партии открытые и закрытые.

7. По характеру партийного руководства - коллективные партии, партии вождистского типа, партии харизматического типа.

8. По характеру идеологических доктрин - консервативные и либеральные партии, а также партии социал-демократической ориентации, социалистические, коммунистические, националистические и фашистские.

9. По характеру политических действий, выбору средств и методов достижения своих целей - умеренные, экстремистские и радикальные.

10. По отношению к характеру преобразований общества- реформистские, революционные и консервативные партии.

11. По отношению к другим элементам политической системы общества -демократические, авторитарные и тоталитарные партии.

12. По традиционно определяемому положению в спектре политических партий - левые, центристские и правые партии.

Предложенные критерии классификации нельзя рассматривать в качестве застывших схем, тем более, что одна и та же партия может быть классифицирована по разным основаниям.

Роль и значение политических партий в обществах с различным уровнем экономического, социального и культурного развития, конкретными историческими и национальными традициями неодинаково. Однако можно выделить некоторые общие функции партий.

Важнейшими функциями политических партий можно сЧитати:

Функцию социального представительства;

Функцию социальной интеграции и социализации;

Функцию борьбы за политическую власть;

Функцию организации и участия в избирательных кампаниях;

Функцию политического рекрутирования: подготовка партийных кадров, формирования правящей элиты;

Функцию пропаганды своих целей и приоритетов;

Функцию разработки и осуществления политического курса.

Совокупность политических партий и взаимосвязи между ними составляют партийную систему. По количеству партий, существующих в обществе, выделяют монопартийную, двухпартийную и многопартийную системы.

Монопартийная система, т.е. система, в которой единственная партия монополизирует государственную власть, характерна для тоталитарных или авторитарных политических систем.

Двухпартийная система, т.е. система, которую составляют несколько партий, но с преобладанием двух наиболее влиятельных партий, обеспечивает возможность создания стабильного правительства, опирающегося на поддержку парламентского большинства.

Многопартийные системы предполагают активную роль в политической жизни множества партий, ни одна из которых не обладает явным политическим превосходством.

Ещё одной из форм современного выявления и реализации политических интересов определённых групп и отдельных граждан общества являются общественно-политические организации и движения. В отличие от политических партий, социальная база общественно-политических организаций и движений более широкая и аморфная. Так, к одному и тому же движению могут принадлежать представители разных социальных, этнических, идеологических и др. групп. Общественно-политические организации и движения не ставят задачи завоевания политической власти, а придерживаются какой-либо одной концепции и добиваются решения той или иной политической задачи. Достигнув этой цели, они прекращают своё существование, или же трансформируются в другие общественные организации или партии.

Общественные организации - это массовые объединения граждан, которые возникают по их инициативе для реализации долгосрочных целей, имеют свой устав и характеризуются четкой структурой.

Наиболее распространенными видами общественных организаций в современном мире являются: профсоюзы; ветеранские, женские, молодежные, детские организации; научные, технические, культурно-просветительские, спортивные и прочие добровольные общества; творческие союзы; землячества, фонды, ассоциации, общества и т.д. Характерным их признаком является документальное оформление целей и задач, организационно-структурное обеспечение, что, собственно, и отличает их от общественных движений.

Общественные движения также имеют массовый характер и создаются с определенной целью. Однако в отличие от общественных организаций, общественные движения - это структурно неоформленные массовые объединения граждан и организации различных социально-политических ориентаций, деятельность которых, как правило, имеет временный характер и направлена на выполнение определенных тактических задач, после чего они распадаются либо реорганизуются в новые общественные организации или политические партии.

Основными разновидностями общественных движений являются: политические движения, массовые демократические (движения за демократические преобразования, антифашистские и антидиктаторские, против расовой и национальной дискриминации и пр.); так называемые "новые социальные движения", получившие распространение в последние десятилетия (антивоенные, экологические, неофеминистские и пр.). Некоторые из названных движений выдвигают в своей деятельности относительно узкие задачи, другие поднимают вопросы общенационального, общечеловеческого характера. Общественные организации типологизируют

1) по роду деятельности - конструктивно ориентированные, познавательные, оппозиционные, любительские, национальные и пр.;

2) по поставленным целям - социально-значимые и асоциальные, политизированные и неполитизированные;

3) по интересам - экономические, профессиональные, общественно-политические и пр.;

4) по правовому статусу - легальные и нелегальные;

5) по социальным признакам - рабочие, фермерские движения и пр.;

6) по уровню массовости и степени влияния - профсоюзы, антивоенные и феминистские движения, фермерские движения и пр.;

7) по мотивам возникновения - социально осознанные (союзы ветеранов, студенческой молодежи); ценностно-ориентированные (движение "зеленых"); традиционные (религиозные, национальные объединения);

8) по масштабам деятельности - локальные, внутригосударственные, международные;

9) по отношению к существующему порядку - консервативные, реформистские, революционные;

10) по степени и форме организации - стихийные и организованные.

На основе общественных организаций и движений возникают и развиваются группы интересов. Преследуя неполитические цели, они активно занимаются политикой и оказывают на неё влияние. Группы интересов - это общественные объединения, которые создаются для удовлетворения собственных интересов путем влияния на органы государственной власти или политические партии.

Организованные группы интересов, как правило, создают внутри себя специфические структуры для более эффективной реализации своих интересов, которые называют группами давления или лобби. Группы давления в интересах определённых слоёв оказывают влияние на законодателей в пользу какого-либо решения при принятии законов.

Таким образом, общественные объединения являются важной составляющей политической системы. Общественные организации и движения на современном этапе общественно-политического развития служат своеобразным связующим звеном между государством и гражданским обществом. В этом и состоит их стабилизирующая, интегрирующая роль в обществе.

Вопросы для самостоятельного изучения

1. Какие разновидности политических сил существуют в современном мире? Кем и для чего они создаются?

2. Что такое "партия"? Как возникли и развивались политические партии?

3. Какое место занимают партии в политической структуре общества?

4. Назовите основные функции политических партий.

5. Назовите основные критерии классификации политических партий.

6. Сравните особенности массовых и кадровых партий.

7. Что такое партийная система? Какие типы партийных систем существуют в современном мире? Приведите примеры.

8. Является ли, по вашему мнению, многопартийность показателем демократической политической системы?

9. К какому типу систем относится партийная система Украины?

10. Чем отличаются политические партии от общественных организаций и общественных движений?

11. Раскройте понятие "общественно-политическое движение".

12. Назовите функции общественных организаций и движений.

13. Что такое группы интересов? Какую роль они играют в жизни современного общества?

14. Что такое группы давления? Для чего они создаются? Какие можно выделить положительные и отрицательные стороны лоббизма?

Темы для рефератов

1. Партийные системы: развитие, особенности функционирования.

2. Современные избирательные системы.

3. Политические движения, их генезис и типология.

Литература

1. Коломейцев В.Ф. Партии в зеркале западной политологии. // Государство и право. - 1995, № 10

2. Кулик А.Н. Сравнительный анализ в партологии. // Полис, -1993, № 1

3. Лепехин В. «Группы давления»: генезис и классификация. // Власть. -

4. Михельс Р. Социология политических партий в условиях демократии. //

Диалог, - 1990, - № 3-18

5. Пугачёв В.П., Соловьёв А.И. Введение в политологию. - М., 1997

6. Рубан В.В., Серёгина Н.С. Политические партии и движения в Украине: проблемы становления и тенденции развития. - Харьков,1996

7. Холмская М.Р. О многопартийности в странах СНГ. // Государство и

право, - 1992, - № 9

8. Шмачкова Т.В. Из основ политологии Запада (характер режимов гражданского общества и партийной системы при демократии). // Полис,

Обществознание. Полный курс подготовки к ЕГЭ Шемаханова Ирина Альбертовна

4.8. Политические партии и движения

Политические партии, как реальная политическая сила, выступают в качестве главных элементов гражданского общества с точки зрения представительства и выражения групповых и индивидуальных интересов.

Политическая партия – это добровольно организованная группа единомышленников, выражающая интересы определенных социальных слоев и стремящаяся к достижению определенных политических целей (завоевание государственной власти или участие в ее осуществлении). Объединять членов партии могут самые разные цели и идеи (социальные, конфессиональные, национальные, территориальные и др.), но любая политическая партия оформляет эти властно значимые групповые требования и предъявляет их государственным институтам.

Отличия политической партии от других политических сил

– партия представляет собой организацию, т. е. достаточно длительно по времени действующее объединение людей, имеющее определенную внутреннюю структуру (устав, членство, руководящие органы, местные организации, поддерживающие регулярные связи с центральным руководством);

– цель партии – завоевание и осуществление власти; специфическое положение в государстве, в том числе связь с элементами государственного механизма, участие в формировании и функционировании правительственных механизмов;

– обеспечение народной поддержки и стремление оказывать прямое влияние на политическую жизнь (пропаганда, проведение общественных акций, голосование, активное членство в партии и др.);

– партия является носителем определенной идеологии;

– наличие программы действий;

– особый социальный статус и правовой режим, т. е. специфическое конституционно-правовое положение партии и общенормативное регулирование деятельности.

Упоминания о политических партиях встречаются у мыслителей Древнего мира (Аристотель писал о борьбе между партиями жителей морского побережья, равнины и гор в Аттике в VI в. до н. э.); в Средние века так называли группировки, носившие чаще всего временный характер (например, известна война между «партиями» Алой и Белой Розы в средневековой Англии). Прототипы современных политических партий начали появляться лишь во времена буржуазных революций (прежде всего английской революции XVII в.). Первой массовой политической партией была либеральная партия в Англии (основана в 1861 г.). К концу XIX в. массовые партии (в основном социал-демократические) сформировались в большинстве стран Западной Европы. Партии стали важным социально-политическим институтом, посредством которого осуществляется взаимосвязь государства и гражданского общества.

Типологии политических партий

* по происхождению: партии электорального и парламентского происхождения; партии «внешнего происхождения»;

* по структуре и организации внутренней жизни (М. Дюверже ):

1) кадровые – современные кадровые партии ориентированы на участие профессиональных политиков, парламентариев и объединены вокруг группы лидеров – политического комитета; немногочисленны и элитарны, получают финансирование из частных источников. Их деятельность активизируется во время выборов.

2) массовые (как продукт всеобщего избирательного права) представляют собой централизованные организации с уставным членством, отличаются многочисленностью, организованностью и дисциплинированностью, высокой степенью идеологизированности, проводят широкую пропагандистскую работу на местах, так как заинтересованы в увеличении численности своих членов (и, следовательно, суммы членских взносов). Если кадровые партии стремятся к мобилизации элит, то массовые – к мобилизации широких народных масс.

* по социальному признаку: классовые, интерклассовые (межклассовые);

* по отношению к месту в политической системе: легальные, полулегальные и нелегальные; правящие и оппозиционные; парламентские и внепарламентские, монопольно-государственные и авангардные и прочие.

Правящие (правительственные) партии, победившие на выборах, играют ведущую роль в формировании правительства.

Оппозиционные партии представляют интересы политического меньшинства. Они сосредоточиваются на критике правящих партий, проводимой ими политике.

* по целевым и идейным установкам, способам и формам действия: радикальные, либеральные, консервативные (выступают за сохранение основ прежней системы или за такие преобразования, которые приспосабливают ее к изменяющимся реалиям без особых потрясений), революционные (выступают за коренное и насильственное преобразование существующего общественного строя), реформистские (выступают за постепенные изменения в существующих порядках); коммунистические, социалистические и социал-демократические; клерикальные (религиозные); националистические; христианские и т. д.;

* по числу депутатских мест в парламенте: мажоритарные партии, партии с мажоритарным призванием, доминирующие партии и партии миноритарные и т. д.;

* по членству в партии: открытые (со свободным членством) и закрытые (с большим количеством формальных требований к кандидатам в члены партии и сложным механизмом приема);

* по шкале политического спектра: левые (коммунистические, социалистические, социал-демократические и другие партии, которые выступают за интересы трудящихся), центристские (пытаются примирить крайние интересы в политике), правые (партии, отстаивающие неприкосновенность частной собственности, основы буржуазного порядка, сильную государственную власть).

В политологии выделяют и другие типы партий:

– Партии избирателей («партии-хватай-всех») стремятся привлечь на свою сторону наибольшее число избирателей разной социальной и профессиональной принадлежности или этнического происхождения для решения важнейших проблем современности.

– Партии с сильной структурой: если внутренняя дисциплина партии предписывает состоящим в данной партии парламентариям подчиняться директивам парламентской группы, значит, это партия с сильной структурой (например, консервативная партия Великобритании).

– Партии со слабой структурой: представители этих партий в парламенте располагают почти полной свободой голосования (например, демократическая и республиканская партии США).

– Партии, организационно оформленные: члены этих партий получают партбилеты и платят членские взносы; и партии, организационно не оформленные: в этих партиях отсутствует официальное членство, чтобы примкнуть к такой партии, достаточно публичного заявления избирателя о своей приверженности к ней.

– Партии с прямым (кандидат принимается в партию в индивидуальном порядке) и косвенным членством (человек становится членом партии в силу того, что он входит в какую-либо организацию, связанную с этой партией).

– Соревновательные партии (действуют в рамках плюралистической системы или же борясь за нее), монопольные партии (осуществляют в политической системе высшую власть, не признавая никакой другой партии), патронажные партии (их деятельность направлена на обеспечение предоставляемых политической властью преимуществ для лидера, его штаба и сторонников).

Структура политической партии включает: блок избирателей; официальную партийную организацию; партию в системе правления (должностные лица в государственном аппарате, которые получили посты в силу принадлежности к соответствующей партии: президенты, губернаторы, члены парламента и т. д.).

Функции политической партии

– выработка стратегии развития общества (происходит это путем постановки цели, написания и распространения программы партии);

– борьба за политическую власть и формирование правящей элиты и правительства;

– функция правительства – участие в разработке, применении и внедрении правил и взаимодействия политических институтов, в контроле органов власти;

– согласования и обобщения интересов и потребностей различных групп общества;

– представительства интересов – формулирование обобщенных интересов в программах, требованиях, лозунгах и доведение их до властных структур;

– коммуникации: представляя интересы социальных групп, партии обеспечивают взаимосвязь власти и общества;

– мобилизации и политической социализации: культивирование с помощью средств агитации и пропаганды определенных ценностей и стереотипов поведения, передача политического опыта и пр.;

– политического рекрутирования: отбор лучших кандидатов на руководящие должности;

– реализации власти.

Партийная система – совокупность партий, участвующих в формировании законодательных и исполнительных структур власти. Классификация партийных систем строится на трех основных показателях: число партий; наличие доминирующей партии или коалиции; уровень состязательности между партиями.

Типы партийных систем

А) Однопартийная система характерна лишь для тоталитарных и авторитарных режимов: при ней правящий статус закрепляется (фактически или юридически) за одной из разрешенных политических партий (существует в настоящее время в ряде стран Африки – Заир, Того, Габон); предназначение единственной легальной партии – демонстрация «всенародной» поддержки существующему режиму. Разновидности однопартийной системы: 1) исключается даже номинальное существование других партий, на деле такие партии являются частью государственного аппарата; 2) «искусственная многопартийность», при которой осуществляется тотальный идеологический и организационный контроль государственной партии (Китай), а деятельность партий-сателлитов осуществляется через их интеграцию в национальный и народный фронты и жестко регламентируется.

Б) Двухпартийная система («бипартизм»), при которой реальную борьбу на выборах за власть в государстве ведут только две партии, причем одна из них обеспечивает себе большинство голосов избирателей, а следовательно, парламентских мест. Разновидности двухпартийной системы: классический вариант (США, Великобритания), при котором две главные партии собирают до 90 % голосов избирателей, остальные партии лишены доступа к власти; система «двух с половиной партий» (или «две плюс одна партия»), при которой рядом с двумя основными партиями появляется третья, менее сильная, но способная оказать влияние на исход борьбы за власть (Канада, Австрия, Австралия).

В) Многопартийная система , в которой более двух партий имеют достаточно сильную организацию и влияние, чтобы воздействовать на функционирование правительственных институтов. Общим критерием классификации является количество влиятельных партий в государстве, получивших в результате выборов парламентское представительство. Разновидности многопартийной системы: «поляризованного плюрализма» (характерны наличие антисистемных партий; существование двусторонних оппозиций; центральное положение одной или группы партий; значительное идеологическое размежевание); «умеренного плюрализма» (борьбу ведут от трех до пяти партий, и ни одна из них не может самостоятельно находиться у власти, в результате этого формируются коалиционные правительства).

Тип партийной системы зависит от факторов: формы государственного правления; избирательной системы; наличия постоянного раскола в обществе (деление общества по этническому, религиозному или иному признаку приводит к образованию партий, выражающих интересы той или иной части общества).

Политические (социально-политические, общественно-политические) движения – добровольные формирования, возникающие в результате свободного и сознательного стремления граждан объединиться на основе общности своих интересов. Они стремятся не к достижению власти, а к влиянию на власть. Это понятие охватывает различные объединения граждан (ассоциации, союзы, фронты и т. п.), которые не входят непосредственно в государственные и партийные структуры, но становятся в определенной мере субъектами политической жизни, сочетая функции сотрудничества, оппонирования и критики, оппозиции и борьбы по отношению к государственным институтам и политическим партиям.

Признаки общественно-политических движений, отличающие их от партий

* Идейно-политическая ориентация движений шире и менее определенна, а цели намного конкретнее, чем у партий. В движениях могут участвовать люди с различными политическими взглядами, но имеющие согласие по конкретной политической цели, ради достижения которой создается движение. В этой связи движения часто приобретают массовый характер.

* В движениях, как правило, отсутствуют единая программа и устав. Они отличаются непостоянным количеством участников. Движения обычно не имеют сильного центра, единой структуры, дисциплины. Ядром движений могут быть как самостоятельные инициативные группы, так и комитеты или комиссии, созданные партиями, их могут также поддерживать различные общественные организации и ассоциации партий. В целом же основой движений являются солидарность и добровольность их участников.

* Общественно-политические движения стремятся воздействовать на власть, но сами, как правило, ее не добиваются.

Типология общественно-политических движений

1) по отношению к существующему строю: консервативные, реформаторские и революционные;

2) по идеологической основе: либерально-демократические, консервативные, социалистические;

3) по национальному признаку: национально-освободительные, за самоопределение нации, культурно-национальную автономию и др.;

4) по демографическому признаку: женские, молодежные, студенческие и др.;

5) по степени организации: стихийные, разрозненные, слабоорганизованные, высокоорганизованные;

6) по масштабам: международные, региональные, в стране, штате, республике;

7) по методам и способам действия: легальные, нелегальные; формальные, неформальные, ориентирующиеся на мирные или насильственные действия.

Функции общественно-политических движений: конденсируют интересы, настроения широких разнородных слоев населения; выдвигают цели, разрабатывают способы их достижения; создают крупную политическую силу, сосредоточенную на решении конкретной политической задачи; руководят массовыми выступлениями, организуют ненасильственные, а иногда и насильственные выступления.

Варианты взаимоотношений общественно-политических движений с партиями

А) Общественно-политические движения могут существовать самостоятельно, не вступая в какие-либо отношения с партиями.

Б) Партии или блок партий могут сами создавать движения. Партии могут руководить некоторыми движениями (например, за стихийными массовыми выступлениями протеста, социальной средой которых являются наименее социально защищенные слои, могут стоять партии, придерживающиеся стратегии дестабилизации общественной системы).

В) Добившись успеха в решении поставленных задач, политические движения обычно прекращают свое существование (движение против размещения крылатых ракет в Европе и др.). Но в случаях, когда выдвинутые задачи сложны, борьба за их решение требует длительных, больших усилий и доступа к власти, политическое движение преобразуется в партию (движение «зеленых»).

Группы интересов – неформальные добровольные временные объединения лиц, сплоченных вокруг конкретного интереса; информированы об основном вопросе и знают, чего они хотят; апеллируют не к массам, а к руководителям органов власти; их задача – оказывать давление, влияние на тех, в чьих руках находится эта власть; действуют за кулисами, в коридорах партий, парламентов, используя личные связи.

Типология групп интересов:

* в зависимости от ориентирования на различные сферы деятельности: в экономической сфере и мире труда (предпринимательские объединения, потребительские союзы и др.); в социальной сфере (объединения защиты социальных прав, группы самопомощи и др.); в сфере досуга и отдыха (например, спортивные союзы); в сфере религии, науки и культуры (например, научные ассоциации); в общественно-политической сфере (правозащитные объединения, экологические, разоруженческие объединения и т. д.);

* в широком социокультурном контексте (Ж. Блондель ): группы по обычаю (на почве идеальных общинных групп), институциональные группы (формальные организации внутри государственного аппарата), группы защиты (профсоюзы и предпринимательские ассоциации) и группы поддержки (экономические движения, антивоенные организации, ассоциации «за» или «против» чего-либо).

Методы достижения целей: преобразование социальных эмоций и ожиданий, чувств неудовлетворенности или солидарности граждан в определенные политические требования; упорядочение, согласование, иерархизацию интересов по приоритетности и выработка общегрупповых целей; трансляция органам власти и другим политическим институтам сведений о состоянии той проблемы, в решении которой заинтересована группа интересов; участие в формировании политических элит, властных структур общества.

Наиболее распространенной формой воздействия этих групп интересов на органы власти является лоббирование. Лоббизм – 1) давление на парламентариев путем личного или письменного обращения либо другим способом (организации массовых петиций, потока писем, публикаций, подкупом) со стороны каких-либо групп или частных лиц, цель которого – добиться принятия или отклонения законопроекта; 2) институт политической системы, представляющий собой процесс по продвижению интересов частных лиц, корпоративных структур (а также представляющих их профессиональных лоббистских фирм и общественных организаций) в органах государственной власти, с целью добиться принятия выгодного для них политического решения.

Из книги Эти странные датчане автора Дирби Хелен

Политические партии У датского избирателя глаза разбегаются от несметного количества политических партий, причем любая партия, набравшая на выборах 2% голосов или больше, имеет гарантированное право быть представленной в парламенте.В парламенте (фолькетинге) партий так

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ПО) автора БСЭ

Из книги Словарь современных цитат автора Душенко Константин Васильевич

Из книги Новейшая книга фактов. Том 1 [Астрономия и астрофизика. География и другие науки о Земле. Биология и медицина] автора

2. ПОЛИТИЧЕСКИЕ ЛОЗУНГИ 122 А ты записался добровольцем? Несколько измененный текст плаката (июнь 1919), худож. Д. Моор; точный текст: «Ты записался

Из книги Преступники и преступления. Законы преступного мира. Обычаи, язык, татуировки автора Кучинский Александр Владимирович

Из книги Энциклопедический словарь крылатых слов и выражений автора Серов Вадим Васильевич

Политические татуировки В основном - это наколки антисоветского и антисемитского характера, демонстрирующие ненависть к существующему режиму, конституции, правящей партии, политическому лидеру и т. п. Татуировки могут изображать портреты генсеков, лидеров партии,

Из книги Политология: хрестоматия автора Исаев Борис Акимович

Политические проститутки Выражение (хотя именно в этом виде у В. И. Ленина не встречается) типично для языка публицистов левых партий России начала XX в. Например, в письме Центральному Комитету РСДРП от 7 сентября 1905 г. В. И. Ленин писал о бундовцах: «Да разве можно с этими

Из книги 3333 каверзных вопроса и ответа автора Кондрашов Анатолий Павлович

А. Лоуэлл. Правительство и политические партии в государствах Западной Европы [Причины многопартийности] <…> Прежде всего мы должны обратить внимание на источник политических несогласий, с которыми мы не знакомы у нас в Америке, но которые существуют почти у всех

Из книги Политология: Шпаргалка автора Автор неизвестен

М. Дюверже. Политические партии Книга первая. Структура партий Происхождение партий Структура партий характеризуется многообразием. За одним и тем же понятием стоят три или четыре социологических типа, различающиеся по базовым элементам, способам их интеграции в

Из книги Обществознание: Шпаргалка автора Автор неизвестен

В чем состоит главное отличие движения Венеры и Урана от движения остальных планет? Все планеты обращаются вокруг Солнца в одном направлении – в том же, в котором вращается вокруг своей оси Солнце. В этом же направлении вращаются почти все планеты и вокруг собственных

Из книги С Америкой на «ты» автора Талис Борис

31. ПОЛИТИЧЕСКИЕ ЭЛИТЫ Политическая элита – особая группа людей, имеющая привилегированное положение в структурах политико-государственной и политико-негосударственной власти и непосредственно осуществляющая функцию руководства властными отношениями В состав

Из книги Новейшая книга фактов. Том 1. Астрономия и астрофизика. География и другие науки о Земле. Биология и медицина автора Кондрашов Анатолий Павлович

32. ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПАРТИИ Политическая партия – добровольный союз людей, объединенных единством целей и действий во имя интересов определенной личности, стремящихся к обладанию политической властью или к участию в ее осуществлении в государстве.Сущность политической

Из книги автора

34. ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ Разнообразные формы политической деятельности субъектов политики образуют политический процесс. В общей форме политический процесс можно охарактеризовать как последовательное изменение, движение, развитие политической жизни, имеющее

Из книги автора

46. ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО И ГОСУДАРСТВО. ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПАРТИИ Гражданское общество – совокупность негосударственных отношений: политических, экономических, социальных и религиозных.Признаки гражданского общества: в гражданском обществе главное – не общество

Общество демократизируется именно тогда, когда внутри данного института предусматриваются политические свободы, при учете наличия гарантии на участие в политических партиях со стороны государства. Именно наличие возможности объединений и партий как ни что иное демонстрирует власть народа.
В свою очередь сложно сказать, что общественная масса однородна. Существуют различные пласты социальных групп, отличных по интересам, возможностям, целям и т.д. Таким образом, в случае столкновения представителей из различных групп, то нередко происходит столкновение их интересов. Среди целей общественных масс можно выделить и активность деятельности по отношению к защите собственных свобод и прав, свободном выражении собственных интересов в любых направлениях. Данные тенденции прямо влияют на политические движения, т.е. добровольное гражданское формирование массового характера, создаваемого по инициативе самих граждан. Объединение говорит само за себя, а именно то, что вступающие в него люди готовы и согласны с его целями, задачами и идеологией. При всем при этом, объединение добровольное! Практически такие объединения борются за мир, охраняют природные богатства и экологию, противоборствуют с накоплением оружия (конверсия), защищают национальные интересы либо отстаивают самобытность и культурные ценности.
Сегодня назвать демократической страну с узким кругом политических партий никак нельзя. Ведь сами вспомните, как гласит поговорка: сколько людей, столько и партий. Как бы это перефразирование не звучало смешно, но это так. Зачастую политдвижения пестрят социальными аспектами и держаться на самостоятельном движении. Возможность участия в политдвижении не предусматривается. В качестве руководящего органа выступает коллегия.

Рост движение в партию

В основе деятельности партий различные акции, митинги, пикеты, шествия, сборы подписей и т.д. Спектр проявления инициативы достаточно широк. Тригером политического характера является решение властей.

Отдельную категорию в общественной структуре занимают политические партии. В основе их отличия от того же движения лежит стремление к политической власти. Зачастую данная цель конкретизируется в программах партий. Кроме того, помимо стратегии партии создают и тактические (долгосрочные) планы. Партии располагают не только центральным, но и локальными (региональными) объединениями. Поэтому можно конкретизировать количество «партийных» в том или иной месте.

Похожие материалы:

Под политическими отношениями понимаются взаимосвязи и взаимодействия, устанавливаемые между социальными группами во время осуществления ими политической деятельности. Об их...

В нашем сознании слова нацизм и фашизм — почти синонимы. Большинство людей не видят в них особой разницы. Хотя это и два разных понятия. Да, они близки, но основные...

Весной 1985 года у СССР появился новый глава государства — М. С. Горбачев. И когда он начал руководить страной, им была предложена концепция нового политического...

Как гласит теория элит, каждое общество должно иметь немногочисленную группу, в обязанности которой должно входить принятие значимых решений и влияние на действия большинства. ...

В науке немало находилось специалистов, которые намеревались разработать классификацию политического лидерства. Это было вызвано желанием научиться предсказывать поведение...