Определение понятиям ценность и идеал. Ценностные ориентации и идеалы личности

Моральный идеал – это идеальный образ или конечная цель нравственного развития. В качестве идеала может выступать как образ нравственно совершенной личности, так и морально обобщенный образ всего "морально совершенного, прекрасного, высшего". Моральный идеал указывает направление на высшую цель, вдохновляет человека в его действиях, позволяет обосновать свой собственный путь к самосовершенствованию и саморазвитию.

Моральная ценность - не самое сложное для понимания явление ценности. По крайней мере, здесь ясно видна его общественная природа. Лишь религиозное сознание может наделять явления природы моральным смыслом, видеть в них действие злых сил или проявление божественной кары. Мы же знаем, что область морали целиком исчерпывается сферой действия социальных законов.
Однако откуда могло возникнуть представление о том, что моральная оценка есть акт непосредственного усмотрения, кажущегося "самоочевидным". Таким может представиться акт оценки обыденному моральному сознанию. Ученый-теоретик подходит к анализу нравственных явлений и оценивает их с точки зрения их социального значения. Человек, испытывающий эмоции на предмет определенного поступка, может и не подозревать о тех социальных условиях и сложном переплетении общественных связей, которые делают оцениваемый им поступок добром или злом.

Очевиден весьма определенный подход к человеку в условиях частнособственнических интересов, свойственных эпохе современного капитализма. Поскольку индивид достигает своих частных целей лишь путем служения "общественному интересу" фирмы, постольку частнособственнический эгоизм должен всячески скрываться, снаружи должно быть видно только его служебное рвение, преданность заинтересованность в процветании не принадлежащего ему дела. Индивид теперь не эгоист, а "беззаветный служитель общему делу". Эта общераспространенная и неофициальная узаконенная в буржуазном обществе ложь становится моралью личности. Она витает в виде общеупотребительных фраз, одобрения начальства, лицемерных заверений в своей собственной лояльности и спорадических наговоров на других, такой лояльности не проявляющих.
Отсюда, ценности - это образцы поведения и мироотношения, признанные в качестве ориентира, которые утверждаются в нормах. Когда говорят "будь честен", имеют в виду, что честность- ценность. Человеческие ценности имеют иерархию, т.е. существуют ценности более низкого и более высокого уровня. По отношению ко всем этим уровням верховным регулятором служат понятия о высших ценностях (ценностные ориентации) морали (свобода, смысл жизни, счастье).

Предметом исследования, на котором основаны излагаемые выводы, стали следующие категории морального сознания:

1. Аксиология (теория моральных ценностей) - занимает ключевое место в системе философских концепций нравственного сознания. По мнению А. И. Титаренко: "Ценностная ориентация обеспечивает функциональное единство всей структуры нравственного сознания". Иными словами, в психологических терминах, является системообразующим фактором.
В истории философии и этики на роль критериальных высших ценностей выдвигались красота, прогресс, социальная справедливость, общественная польза, интересы народа, класса и т.д. Этим критериям соответствуют разные - нередко враждебные друг другу - кодексы морали, разные системы конкретных предписаний и оценок.

2. Моральные принципы или максимы в определенной степени могут нести в себе ценностную модальность, но часто раскрывают только особенности способа выполнения моральных требований. Классический пример - Золотое правило. К моральным принципам также можно отнести релятивизм, догматизм. Хотя эти принципы не обосновывают никаких норм поведения, они, тем не менее, определяют степень обязательности следования требованиям.

3. Аморализм (зло в моральном самосознании). Методологический принцип всестороннего изучения нравственного сознания предполагает исследование нравственно-отрицательных проявлений личности не в меньшей степени, чем положительных.
Таким образом, поскольку мы в качестве основы исследования берем моральные ценности, как обязательный элемент должны включить и антипод - проблему аморализма.

"Аморализм" в "философском исполнении" весьма разнообразен. Довольно много "аморальной" аргументации можно найти в истории этики.
Например: Ф. Ницше: человек по природе свободен. Аристипп: наслаждение есть благо, даже если порождается безобразнейшими вещами. Калликл (софист): мораль выдумана представителями власти для своей пользы. И тот, кто силен, встать выше законов, тот имеет на это право. Фрасимах (софист): справедливо то, что полезно более сильному (отношения типа институт - общество).
Таким образом, использовались описанные в литературе и самостоятельно сформулированные обоснования аморализма.

4. Моральный конфликт и выбор. Эта проблема стоит особняком в философских концепциях нравственного сознания. Особый интерес исследователей привлекает выбор решения, когда "добрая" цель должна достигаться "злыми" средствами, отношение к компромиссу добра и зла, цели и средства.
Например, можно ли украсть лекарство для умирающего? Пытать террориста, чтобы узнать о месте заложенной бомбы? Или, как Глеб Жеглов, засунуть улику в карман вору, которого трудно поймать "за руку"?

Проблема. Что считать системообразующим фактором? Некий фактор, который определяет всю структуру в целом. Например, можно было бы предполагать, что человек, высшей ценностью которого является благо общества, будет стремиться жить для других в терминах танатологии, считать добродетелями самоотверженность, в моральных конфликтах будет выбирать поступок, который считает важным для блага общества.

Идеалы в современном обществе

1. Идеалы и ценности: исторический обзор

  • Моральная оценка основывается на представлении о том, как «должно быть», т.е. представление о неком должном миропорядке, которого еще нет, но который все-таки должен быть, идеальном миропорядке. С точки зрения морального сознания мир должен быть добрым, честным, справедливым, гуманным. Если он таким не является, тем хуже для мира, значит, он еще не дорос, не созрел, не реализовал полностью заложенные в нем потенции. Моральное сознание «знает», каким мир должен быть и тем самым как бы подталкивает реальность к движению в этом направлении. Т.е. моральное сознание верит в то, что мир можно и нужно сделать более совершенным. Наличное состояние мира его не устраивает, оно, в основном, безнравственно, в нем еще нет нравственности и ее надо туда внести.
  • В природе каждый стремится выжить и конкурирует с другими за жизненные блага. Взаимопомощь и сотрудничество здесь редкие явления. В обществе, наоборот, жизнь невозможна без взаимопомощи и сотрудничества. В природе слабые погибают, в обществе слабым помогают. В этом главное отличие человека от животного. И это то новое, что человек вносит в этот мир. Но человек не является в этот мир «готовым», он вырастает из царства природы и в нем все время конкурируют природное и человеческое начала. Нравственность - выражение человеческого в человеке.
  • Истинным человеком является тот, кто способен жить для других, помогать другим, даже жертвовать собой ради других. Самопожертвование - высшее проявление нравственности, воплощенное в образе богочеловека, Христа, который долгое время оставался для людей недостижимым идеалом, образцом для подражания. Человек с библейских времен стал осознавать свою двойственность: человек-зверь стал превращаться в человека-бога. Бог он ведь не на небе, он в душе каждого и каждый способен быть богом, т.е. жертвовать чем-то ради других, отдавать другим частицу себя.
  • Важнейшим условием нравственности является свобода человека. Свобода означает независимость, автономию человека от внешнего мира. Конечно, человек не Бог, он существо материальное, он живет в мире, он должен есть, пить, выживать. И, тем не менее, благодаря сознанию человек обретает свободу, он не определяется внешним

    Влияние права на развитие культуры США

    Культурная политика американского правительства на ранних этапах была достаточно сложной и разноплановой, но, к сожалению, в одном она была практически всегда одинаково последовательной - в подавлении культурного разнообразия...

    Исторический реализм в современных американских сериалах

    Третий уровень модели Фиска сопоставим с элементом тема настоящего исследования - ценностями. Идеология транслируется через нормы и понимание общества, разделение на социальные группы...

    История и культура Древней Греции

    Древний грек сознавал себя в первую очередь свободным. Самым своеобразным в трактовке греками свободы было отождествление ее с самодостаточностью и самодовлением (автаркией). Свобода предполагала, прежде всего...

    Культура XIX века

    культура буржуазный научный революция романтизм XIX век испытал множество социальных потрясений и подготовил множество потрясений веку грядущему. В это время зародилось несколько социально-политических идеологий...

    Культура: компоненты, функции, единство и разнообразие культур

    Если нормы -- это правила поведения, то ценности -- это общие представления, разделяемые большей частью общества, относительно того, что желательно, правильно и полезно. Ценности носят общий и абстрактный характер и не указывают конкретно...

    Нормы культуры

    Культура, как и общество, покоится на системе ценностей. Ценности -- социально одобряемые и разделяемые большинством людей представления о том, что такое добро, справедливость, патриотизм, романтическая любовь, дружба и т. п...

    Нравственный идеал человека в средневековой культуре Руси (Сергий Радонежский, Андрей Рублев)

    Каковы же были духовно-нравственные идеалы самого преподобного Сергия, какие именно духовно-нравственные идеалы выступали в роли своеобразной "идеологии" эпохи "собирания русских земель" вокруг Москвы и освобождения от ига? (Ведь известно...

    Понятие, сущность и функции культуры

    Духовные ценности - сложный и более развитый продукт духовной культуры, который, кроме функций обычаев и норм, включает в себя интерес и потребность, долг и идеал, побуждение и мотивацию. Ценность, как наиболее сложный регулятив поведения...

    Православие в истории России

    У людей, не знакомых с основами православной культуры, возникает много вопросов по поводу отношения русских к другим народам и к материальному миру...

    Проектирование рамки для фотографий

    Фотография (фр. photographie от др.-греч. цщт / цщфпт -- свет и гсбцщ -- пишу; светопись -- техника рисования светом) -- получение и сохранение изображения при помощи светочувствительного материала или светочувствительной матрицы в фотокамере...

    Процесс создания книжной иллюстрации

    История иллюстрации уходит далеко вглубь веков. Ещё в Древнем Египте заклинания и гимны, написанные на папирусах, сопровождались иллюстрациями. Они создавались для наглядности содержания текстов. До наших дней дошли античные образцы...

    Рок-музыка в представлении современных студентов

    У любой социокультурной группы складываются ценности и нормы. Ценности - это то, что оправдывает и придает смысл нормам, абстрактные понятия о том, что такое добро и зло, правильное и неправильное, должное и недолжное...

    Русская свадебная обрядность в контексте русской культуры: история и современность

    Свадьба - это, прежде всего, ритуал. Ритуал - это совокупность обрядов, символических действий, придающих определенным событиям в жизни человека религиозные значения и смыслы...

    Светские праздники в Санкт-Петербурге

    XVIII век - особый для истории России и ее культуры. Его первая четверть, прошедшая под знаменем петровских реформ, оказала решающее влияние на более чем двухсотлетний период развития страны...

    Ценности японской культуры. Самураи и их вклад в культуру Японии

    Для того чтобы существовать, человек должен трудиться. Он по своей природе существо не только общественное, но и трудящееся. Трудясь, человек изменяет самого себя, преобразует окружающую его действительность, то есть создаёт то...

    Уже несколько лет в нашей стране ведутся дискуссии о том,как сделать Россию самой передовой страной современного мира. Ряд авторов подчеркивает значение

    новейших научных разработок и отечественных достижений в фундаментальных науках. Другие указывают на геополитические и климатические особенности России, предполагающие большие дополнительные затраты на теплоснабжение и прокладку других коммуникаций, преодоление значительных расстояний, переработку первичного сырья и т. д. Третьи уповают на особый национальный дух народа,которому по плечу преодоление любых трудностей. Четвертые считают,что Запад окажет существенную помощь в технологическом и экономическом развитии страны, руководствуясь соображениями геополитической стабильности.

    Что думаете вы об этих позициях? Какие из низ больше соответствует здравому смыслу? Какие изначально являются нереальными?

    короткое эссе,помогите! Автор пишет: «Процесс социализации в традиционном обществе

    осуществляется путём передачи из поколения в поколение неизменных
    ценностей. Виды деятельности, их средства и цели столетиями существовали
    в качестве устойчивых традиций, образцов и социальных норм.
    В современных условиях возросла необходимость качественно иных
    способов подготовки и включения индивида в общество».
    Какой тип общества имеет в виду автор под «современными условиями»?
    Опираясь на знания обществоведческого курса и личный социальный опыт,
    приведите два пояснения авторской точки зрения, почему в современном
    мире «возросла необходимость качественно иных способов подготовки и
    включения индивида в общество».

    Существуют различные значения понятия «общество» . Под обществом в широком смысле понимают

    1) всё население Земли
    2) весь мир в многообразии его форм и проявлений
    3) единство живой и неживой природы
    4) определенный этап исторического развития

    Понятие «личность» используется для характеристики
    1) деятельности человека
    2) неповторимого своеобразия человека
    3) совокупности социально значимых качеств человека
    4) человека как отдельно взятого представителя человеческого рода

    Бабушка объясняет, как правильно приготовить вкусный борщ. Какую форму общения иллюстрирует этот пример?
    1) обмен мнениями
    3) передача опыта
    2) обмен информацией
    4) выражение переживаний

    Верны ли следующие суждения о взаимосвязи общества и природы?
    А. Существование общества во многом зависит от состояния природы.
    Б. Общество всегда негативно влияет на природную среду.
    1) верно только А
    3) верны оба суждения
    2) верно только Б
    4) оба суждения неверны

    Целенаправленная познавательная деятельность человека по получению
    знаний и умений называется
    1) творчеством
    3) социализацией
    2) образованием
    4) трудом

    Верны ли следующие суждения о роли науки в современном мире?
    А. Наука объясняет законы развития окружающего мира.
    Б. Наука раскрывает возможные перспективы развития общества.
    1) верно только А
    3) верны оба суждения
    2) верно только Б
    4) оба суждения неверны
    Производительностью труда называют
    1) количество продукции, произведенной за единицу времени
    2) разницу между выручкой фирмы и общими издержками
    3) разделение процесса производства на ряд отдельных этапов
    4) процесс производства товаров и услуг

    Вернувшаяся из отпуска гражданка В. обнаружила, что за месяц цены на
    основные потребительские товары увеличились. Впоследствии она отметила
    дальнейший рост цен. Проявления какого экономического явления отметила
    гражданка В. ?
    1) конкуренции
    2) инфляции
    3) предложения
    4) спроса

    В стране Z существует товарное производство и денежное обращение. Какая
    дополнительная информация позволит сделать вывод о том, что экономика
    страны Z носит командный (плановый) характер?
    1) Вышедшие на пенсию работники получают пенсию по старости.
    2) Большинство работников трудится на промышленных предприятиях.
    3) Государство выступает в качестве монополиста по найму рабочей силы.
    4) Государство осуществляет контроль над денежной массой.

    Верны ли следующие суждения о заработной плате?
    А. Зарплата работника зависит исключительно от его личных качеств.
    Б. Существуют различные формы оплаты труда работников.
    1) верно только А
    3) верны оба суждения
    2) верно только Б
    4) оба суждения неверны

    общественно-политические организации и движения г) все перечисленные выше 89. Задание Отметьте правильный ответ Форма организации политической власти в обществе, обладающая суверенитетом и осуществляющая управление с помощью специальных органов - это: а) политическая система б) политический режим в) государство 90. Задание Отметьте правильный ответ В самом широком смысле власть представляет собой: а) право делать что-то от имени государства б) искусство жить вместе в) способность индивида или группы людей контролировать, влиять на других людей 91. Задание Отметьте правильный ответ Отметьте, к какому виду власти относится власть министра: а) к исполнительной б) к законодательной в) к судебной 92. Задание Отметьте правильный ответ Признание обществом или его большей частью существующей власти характеризует ее: а) легальность б) легитимность в) этатизм 93. Задание Отметьте правильный ответ Какой из перечисленных ниже признаков не является обязательным для государства? а) публичная власть б) постоянный правительственный контроль за повседневной жизнью людей в) наличие определенной территории г) суверенитет и независимость страны на международной арене 94. Задание Отметьте правильный ответ Какой из перечисленных ниже признаков не является признаком президентской республики? а) президент - глава государства б) президент избирается пряным всенародным голосованием в) главой правительства становится лидер победившей на выборах партии 95. Задание Отметьте правильный ответ Согласно Конституции Российская Федерация является: а) демократическим государством б) федеративным государством в) правовым государством г) президентской республикой 96. Задание Отметьте правильный ответ Что такое правовое государство? а) государство, в котором существует и реально действует конституция б) государство, главным принципом которого является верховенство права (закона) в) государство с республиканской формой правления 97. Задание Отметьте правильный ответ Признаками правового государства являются: а) разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную б) равенство всех перед законом в) институт президентской власти г) взаимная ответственность государства и граждан 98. Задание Отметьте правильный ответ Совокупность политических институтов, общественных структур, норм, ценностей, а также их взаимодействий, в которых реализуется политическая власть и осуществляется политическое влияние - это: а) политический режим б) политическая система в) государство 99. Задание Отметьте правильный ответ Основными функциями политических партий является: а) организация избирательного процесса б) обеспечение связи гражданского общества и государства в) подбор кандидатов и выдвижение политических деятелей г) все перечисленное выше 100. Задание Отметьте правильный ответ Система способов и методов реализации власти - это: а) политический режим б) политическая система в) государство 101. Задание Отметьте правильный ответ Политологи выделяют следующие виды политических режимов: а) демократический б) авторитарный в) тоталитарный г) все перечисленные выше 102. Задание Отметьте правильный ответ Какой документ признается в современном мире "международным эталоном прав и свобод человека?" а) декларация прав народов России б) всеобщая декларация прав человека в) декларация о принципах международного права

    11. Целостное представление о природе, обществе, человеке, находящее выражение в системе ценностей и идеалов личности, социальной

    группы, общества – это

    1)природоцентризм 2)наукоцентризм 3)мировоззрение 4)социоцентризм

    12 . Процесс освоения знаний и навыков, способов поведения называется:

    1)воспитание 2)адаптация 3)социализация 4)модернизация

    13 . Присущая только человеку форма взаимодействия с окружающим миром – это

    1)потребность 2)деятельность 3)цель 4)программа

    14 . Определение человеком себя как личности, способной принимать самостоятельные решения, вступать в определённые отношения с другими людьми и природой:

    1)социализация 2)воспитание 3)самореализация 4)самосознание

    15. Присущая только человеку форма взаимодействия с окружающим миром – это

    1)потребность 2)деятельность 3)цель 4)программа.

    16 .Термин «общество» не включает в себя понятие:

    1) Форму объединения людей

    2) Части материального мира

    3) Природной среды обитания

    4) Способов взаимодействия людей

    17 .Переход от подсечно-огневого к пашенному земледелию являтся примером взаимосвязи:

    1) Общества и природы

    2) Общества и культуры

    3) Экономики и религии

    4) Цивилизации и формация

    18. Все примеры, за исключением двух, относятся к понятию «социальные потребности». Укажи лишние примеры.

    Создание культурных ценностей, трудовая деятельность, общение, социальная активность,

    участие в игре,сон.

    19. Завершите предложения:

    1)Соответственно потребности в воспроизводстве рода сформировался социальный

    институт - … .

    2)Человек является продуктом биологической, культурной и социальной … .

    3)То, что наиболее дорого, свято как для одного человека, так и для всего человечества

    – это … .

    4)Соответственно общественным потребностям сложились социальные … .

    5)Происхождение человека называется … .

    6)Совершенство, высшая цель человеческого стремления – это … .

    20. Духовное и телесное в человеке:

    1)Предшествуют друг другу

    2)Связаны друг с другом

    3)Противостоят друг другу

    4)Независимы друг от друга

    21. Отличительным свойством человека является

    1)Удовлетворение потребностей

    2)Приспособление к окружающей среде

    3)Осмысление мира и самого себя

    4)Использование орудий труда

    22 .Геннадий обладает знанием и способностями защищать личные права, уважает права других, неукоснительно выполняет свои обязанности, соблюдает законы страны. Какими качествами обладает Геннадий?

    1) Гражданственностью

    2) Совестью

    3) Патриотизмом

    4) Ответственностью

    23 .Верны ли следующие суждения о социальном начале в человеке?

    А. Социальное начало в человеке предшествует биологическому.

    Б. Социальное начало в человеке противоположно биологическому

    1) верно только А

    2) верно только Б

    3) верны оба суждения

    4) оба суждения неверны

    24.Верны ли следующие суждения о духовности?

    А. Духовность - это высший уровень развития и саморегуляции зрелой личности.

    Б. Духовность – это нравственно сориентированные воля и разум человека.

    1) верно только А

    2) верно только Б

    3) верны оба суждения

    4) оба суждения неверны

    25 .Прочитайте приведенный ниже текст, каждое положение которого пронумеровано.

    1.Авиценна, Моцарт,Бетховен, Шопен –это несколько имен вундеркиндов, гений которых с годами раскрылся в полную силу. 2. Уфологи считают появление вундеркиндов вмешательство инопланетян. 3. По мнению биофизиков, вундеркиндов «делают» геомагнитные волны, влияющие на плод. 4. Геомагнитное поле Земли бывает разным и его интенсивность зависит от Солнца и других планет.

    Определите какие положени текса носят: 1)Фактический характер 2) оценочный характер

    Запишите под номером положения букву, обозначающую её характер.

    26 .Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков:

    «Общество, государство и культура являются средствами организации человеческого_______________(А), благодаря которому достигается координация между действиями отдельных людей/ Координация__________________(Б) людей одновременно создает общество и создается им. Люди объединяются для того, чтобы достигать стоящие перед ними __________(В) Некоторыми исследователями высказывалось даже мнение, что способность создавать объединения – это особая форма _____________(Г) человека к опасной ____________(Д).Если животные при этом меняют в процессе эволюции форму своего тела или ________(Е), то человек объединяет свои усилия с усилиями других людей». Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово, словосочетание может быть использовано только один раз. Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что в списке слов больше, чем вам потребуется для заполнения пропусков.»

    1) Окружающая среда

    2) Культура

    4) Деятельность

    5) Взаимодействие

    6) Поведение

    7) Орудие труда

    8) Приспособление

    9) Поколение

    27 . Вам предложено подготовить развернутый ответ по проблеме «Общественный прогресс». Составьте сложный план , в соответствии с которым вы будете освещать эту тему.

    Ценность культуры – это особая объективная положительная значимость чего–либо в духовной жизни конкретного человека, социальной группы, общества, воплощаемая в разнообразных носителях значимости и выражаемая в знаках и знаковых системах данной культуры.

    В XIX в. возникла особая философская дисциплина о ценностях - аксиология Г. Лотце в 1860-х гг. стал рассматривать «благое», «прекрасное» и «справедливое» как основные ценности бытия.

    Ценность - это фиксированная в сознании человека характеристика его отношения к объекту. Ценность для человека имеют предметы, которые доставляют ему положительные эмоции: удовольствие, радость, наслаждение и т.п. Поэтому он желает их и стремится к ним. Ценностью могут обладать как материальные, так и духовные объекты.

    Ценности разнообразны и неоднородны. В аксиологии предложены различные варианты их классификации.

    Философ и психолог Г. Мюнстерберг в начале ХХ в. предложил различать два типа ценностей - жизненные (например, любовь, счастье) и культурные (например, поэзию, музыку), а в каждом из этих типов - логические, эстетические, этические и метафизические ценности.

    У каждого человека начиная с детства образуются личные ценностные ориентации, т.е. ценностные представления, с помощью которых он ориентируется в мире ценностей и определяет, какие из ценностей являются для него более значимыми, а какие менее.

    Имеется определенная разница между мужской и женской структурами ценностных ориентаций. Женщины, как правило, более сконцентрированы на ценностях домашнего очага, семейного мира, здоровья и благополучия детей, собственного имиджа (моде, макияже, украшениях).

    Под идеалом понимают совершенные образы явлений, наделенные ценностным измерением. Применительно к культуре это эталонные ценности.

    Идеалы добра, истины, красоты, свободы и т. д. представляют собой ценимое и желаемое людьми, то, к чему стремятся, чего «хотелось бы». Из этого, однако, не следует, что идеалов как бы и нет в реальности. На самом деле в стремлении к ним они хотя и не абсолютно, но реализуются в жизни. Сама культура в известном смысле есть идеал, идеал человеческого существования, реализуемый разными людьми и их группами на разных уровнях культурности.

    17. Регулятивы и нормы

    Регулятивы представляют собой особый вид смыслов, который находится в тесной связи с другими их видами - знаниями и ценностями.

    Эти знания обычно формулируются в виде правил. Правило есть эксплицированный в вербальной форме регулятив. Но знание о регулятиве, выраженное в правиле, и сам регулятив - не одно и то же. Во-первых, человек способен действовать в соответствии с определенными регулятивами и при этом совершенно не знать их, например ездить на велосипеде и не знать, какими способами удерживается равновесие при езде, и не уметь сформулировать правила, описывающие используемые им способы управления велосипедным рулем и своим телом. Во-вторых, знание о регулятивах бывает недостаточно точным и полным. Студент-медик может знать назубок правила диагностики, но без соответствующей тренировки он вряд ли в достаточной мере освоит искусство диагноза. Наконец, в-третьих, можно знать регулятивы, и даже знать очень хорошо, но быть не в состоянии действовать в соответствии с ними. Например, спортивный тренер может до тонкостей знать, понимать и объяснять, как надо выполнить какую-то гимнастическую комбинацию, но вместе с тем не уметь делать ее из-за отсутствия необходимых для этого психофизических качеств.

    Регулятивы связаны со знаниями: чем больше человечество познает мир, тем более эффективными становятся применяемые им способы деятельности. Но знания и регулятивы - это разные виды смыслов.

    Следовательно, ценности и идеалы тоже являются регуляторами человеческого поведения, но они представляют собой то, что его стимулирует, а регулятивы - то, как оно должно строиться.

    В связи с тем что в культурном пространстве могут одновременно существовать разнородные и противоречащие друг другу регулятивы, выполнение регулятивов может порождать разные формы поведения. Во всякой культуре одни формы поведения представляются «нормальными», общепринятыми, ожидаемыми, другие же рассматриваются как «ненормальные», отклоняющиеся от общепринятых стандартов. Поведение первого рода называют нормативным, а второго - отклоняющимся, или девиантным.

    Нормы – это стереотипы мысли и действия, принимаемые в границах той или иной социокультурной общности. Это стандарты, регулирующие поведение людей.

    На начальных этапах становления культуры и цивилизации нормы появились в виде запретов, так называемых табу. Табу (полинезийское) – запрет, система запретов на совершение определенных действий (также на употребление некоторых слов, имен), нарушение которых карается «запредельными» силами. Считалось, что нарушение табу наносит вред всему сообществу (роду, племени).

    Запреты – древнейшие формы норм. В священных книгах, например, в Ветхом Завете, фиксируется то, чего нельзя делать человеку (не убий, не укради, не лги и т. д.).

    Однако в древности же появились и предписания, касающиеся того, что нужно, должно делать человеку. Например: возлюби ближнего своего.

    Нормы вообще – это то, что отличает человеческую жизнедеятельность от инстинктивной жизни животного мира. У людей нормы могут противоречить инстинктам, даже направленным на сохранение жизни. Но в целом они содействуют стабильности, устойчивости, упорядоченности жизни общества. И потому они имели и имеют цивилизующее значение. Цивилизованность общества и человека характеризуется нормированностью отношений и действий.

    Нормы морали весьма разнообразны, особенно если учитывать разные состояния разных человеческих сообществ в разное время.

    Но в европейской, да в общем–то и в мировой, культуре распространен целый ряд общих норм, таких как «быть честным», «сохранять верность слову», «уважать старших», «быть трудолюбивым, справедливым, порядочным, совестливым» и т. д.

    Часто кажется, что мы все дальше и дальше от своей души, мечты и высоких устремлений. За будничными хлопотами мы совсем разучились воспринимать жизнь как подарок, как нечто непостижимое и прекрасное. Неужели мы всегда были такими? Разве все мы такие? Разве нет уже в нашей жизни маленького места для прекрасного? А как же чудо рождения нового человека, любовь к родителям, счастье быть матерью? неужели пустым звуком для нас стали такие вечные понятия как женская верность, вера в Бога? Мне очень жаль тех людей, которые не имеют этих чувств. Мы редко задумываемся над тем, что это наша жизнь – дар от Бога. Мы все душевное забыли в погоне за собственным идеалом. А какой он то наш выдуманный идеал? И нужно так настойчиво шагать к нему, иногда тратя на эту дорогу всю жизнь? Идеал для меня – это нечто лучшее, совершенное. Часто под этим словом мы понимаем моральные ценности – добро и правду, любовь и счастье, справедливость и искренность. Однако в основном наши представления об идеале различаются. Например, одни люди считают, что идеальным является общество, где люди имеют хорошую работу, хорошее жилье, дорогую машину. А есть люди, для которых идеальное государство – это возможность развивать и совершенствовать свои знания, это творческая работа. Идеал в человеческом облике – это, прежде всего, человек высоких моральных качеств. Для нас, русских, вот уже два тысячелетия таким идеалом является Иисус Христос. Множество идеальных фигур живет в народных легендах, сказках, присказках, притчах. Эти нравственные идеалы является своеобразным примером для нас, их потомков. Попробуем вспомнить предков. В Украине всегда существовали свои религиозные предпочтения. Лично мне больше нравится то, что женщины всегда доверяли свои заботы Божией Матери. Именно этим они приближали себя к высокому идеалу материнского долга. Главное для женщины – это сохранить верность мужу, семье, детям. Ярким примером этого стремления в истории является Ярославна. Как верная жена, она беспокоится о своем муже, она способна на любые жертвы ради него. Чтобы мы могли приблизиться к идеалу, необходимо реально оценить себя, свои моральные качества и, конечно, трезво поразмыслить над личными недостатками. Только таким образом можно понять, что и в каком направлении нужно делать, что хотя бы на шаг приблизиться к желанному. Ведь известно, что любое недостаток можно преодолеть и устранить, а любую добродетель – развить и приумножить. Важно только соблюдать меру во всем и не забывать, что все великое начинается с очень малого. Идеалы прекрасного ценятся людьми с самого времени сотворения мира. Ибо они – вечные.

    4.3. Моя мечта

    "Мечтать – это здорово, если только не забывать, что это всего лишь мечта" - Джозеф Эрнест Ренан.

    Каждое поколение мечтает о чём-то своём. Наши мамы и папы мечтали стать космонавтами и учителями. Сейчас же всё изменилось: если спросить первоклассника, кем он мечтает стать, то он, без раздумий, ответит - программистом или бизнесменом.

    В детстве я хотела стать модельером. Мне казалось, что это очень увлекательное занятие - создавать свои модные вещи.

    Но уже нужно смотреть на жизнь реально. Сейчас я нахожусь в том возрасте, когда мне еще трудно назвать себя взрослой, но я уже и не ребенок. Меня еще не затронули взрослые проблемы, хотя я часто задумываюсь, кем буду, как сложится моя жизнь.

    Многие люди стремятся к своей мечте с самого детства. Они дополнительно изучают иностранные языки, чтобы в студенческие годы подрабатывать переводчиком текстов или обучаются в специализированных школах. Там они получают представление о будущей профессии или, по крайней мере, знают, что делать и кем стать.

    Мечты взрослых чаще всего неисполнимы. Хотя, даже если человек уже состоялся, он всё равно к чему-то стремится, мечтает стать ещё более успешным. Но этого удаётся достичь немногим.

    Мечты - лишь то, к чему мы пытаемся приблизиться. Но если вам не удаётся достичь их, не нужно расстраиваться. Ведь мы живём в настоящем, и не должны об этом забывать. Давайте любить жизнь сегодня, она так прекрасна!

    Место для формулы.4.4. Мой девиз

    "Жить каждым днём, словно этот день последний в твоей жизни. Жить так, будто бы каждый человек на твоём пути - единственный, а каждый твой поступок - главный. И не важно - что реально, а что нет. Важно то, что ты делаешь сейчас"