Современные проблемы науки и образования. Проблемы и особенности развития инновационного предпринимательства в современной россии

Предусматриваются

Специальные налоговые режимы

Упрощенные правила ведения налогового учета

Налоговые декларации по упрощенной форме, по отдельным налогам и сборам

Упрощенные способы ведения бух. учета и составление отчетности

Упрощенный порядок составления статистической отчетности

Меры по обеспечению прав и законных интересов субъектов малого и среднего предпринимательства при осуществлении гос. контроля.

Меры финансовой поддержки субъектов малого и среднего пр-ва

Меры для развития инфраструктуры поддержки -//-

Ярким примером взаимодействия государства и малого бизнеса стали бизнес-инкубаторы. Было создано 93 инкубатора в 55 регионах России. Считается, что они очень перспективны, и они обеспечивают реальную помощь малому бизнесу. Развитие средних и малых предприятий задерживает невозможность получение кредита…

Особенности развития инновационного предприятия

Предпринимательская деятельность направлена на использование коммерицилизацию результатов научных исследований и разработок для расширения и обновления номенклатуры, улучшения качества продукции (работ, услуг), совершенствования технологий их изготовления с последующим внедрением и эффективной реализацией на рынке называется инновационной. Инновация – конечный результат внедрения новшества.

Венчурный бизнес (?)

Внедрение качественно новых технологий, обеспечивающих рост производительности труда, повышение конкурентоспособности и свойств товаров. В то же время занятие наукоемким и венчурным бизнесом не гарантирует получение эффекта и связано с большой долей риска, что безусловно снижает его инвестиционную привлекательность для частого капитала. Актуальны проблемы венчурного бизнеса:

В развитых стран такой бизнес финансируется за счет субсидий правительства и т.д. Ин.пр-во базируется на принципах разделения и распределения риска между предпринимателями и инвесторами.

Венчурные инвестирования

Пр.деятельность, связанная с финансовыми и капитальными вложениями в инновацию называется венчурным инвестированием. Вложение вен.капитала в высокотехнологичные компании обусловлено стремлением получить более высокие доходы по сравнению с инвестициями в другие проекты. Вен. Инвестор планирует занять на рынке сбыта хорошее положение, благодаря инновационной монополизации. Венчурный инвестор поддерживает развитие компании, а на заключительной стадии партнерских отношений оказывает содействие в выпуске акций для продажи на фондовом рынке с целью получения прибыли и трансформации инвестиций в деньги. Особая роль отводится инновационной проекта.

Доход венчурных инвесторов формируется за счет участия собственности финансируемых инвестиционных компаний. С другой стороны, венчурные фонды, как и банки располагают системой неформального мониторинга и контроля над деятельностью заемщиков. Важным механизмом контроля является поэтапная схема вложения капитала (т.е. деньги инвестируются не сразу, а поэтапно, способом вложений). Большинство инвесторов ориентируются на прирост капитала, а не на дивиденды. В случае низкой цены или доходности бизнеса целесообразно проведение реструктуризации компании. Величина прироста капитала выявляется лишь при выходе предприятия на фондовый рынок. Особенность венч.вложений – способ выхода вен.инвесторов из капитала финансируемых компаний, трансформация их инвестиций в деньги:

1. Поглощение компанией другой фирмы.

2. Выкуп акций собственниками финансируемой компании

3. Выпуск акций первичного размещения капитала.

Особенности развития инновационного предпринимательства в России.

Наибольший интерес рос.предприниматели проявляют к нововведениям, не требующим значительных инвестиций. Слабые стороны любого малого бизнеса: ограниченность материальных и финансовых ресурсов, научно-технической базы, потребность в поддержке со стороны государства. Уравнивание уровни жизни различных слоев населения.

Крупные частные инвесторы настороженно относятся к вложению в высокорисковый венчурный бизнес, поэтому необходимы меры государственной поддержки. Требуется усовершенствование законодательной базы. Венчурный инновационный фонд (ВИФ).

Сдерживает развитие ин.предпр-ва монополия государственных научно-исследовательских институтов. Сосредоточивших у себя весь объем финансирования научной сферы.

Наличие развитого рынка ценных бумаг

Возрастающее проникновение зарубежных производителей в российский рынок.

Основные этапы развития мал. И ср. бизнеса в России :

1. 1985-1991 гг. зарождение предпринимательства в форме индивидуально-трудовой деятельности, производственных и потребительских кооперативов, по сравнений с 1987 годом, когда действовало 7 тыс. кооперативов, их количество выросло в 18 раз, а объем произведенной продукции увеличился с 168 тыс. до 42 млн. руб.

2. 1991-1995 гг. Приватизационный процесс сектора народного хозяйства и ряд предпринятых нормативных актов. Определивших понятие малых предприятий и конкретизировавших рамки их деятельности. Число малых предприятий в целом увеличилось в 3 раза. Науки – в 4 раза, торговли – в 2 раза, так же как и в строительстве.

3. 1995-1999 гг. В результате финн.кризиса был лимитирован импорт комплектующих изделий и созданы возможности для вхождения малых предприятий на рынок. И заполнение ниш, освободившихся после выхода с него крупных предприятий и ин. Компаний. малые предприятия реализующие продукцию потребительским рынкам оказались в привелигированом положении поскольку могли выполнять денежные расчеты в наличной форме, снижая тем самым свою зависимость от бартерной торговли.

4. 2000 год по настоящее время. Период высокого уровня хозяйственной зрелости малых предприятий, их самостоятельности,способности к самоорганизации и создании новых организационных форм. Утраченные в 90 годах деловые связи с крупными предприятиями,а так же высокий уровень концентрации малых предприятий на фоне слабой государственной поддержки, создали предпосылки для их активного взаимодействия, построенного по принципам горизонтальной и вертикальной кооперации. Так же характерезуется отсутсвием заметных качественных и количественных трансформаций, т.к. к настоящему времени были упразднены фонды поддержки малого предпринимательства и ведомства, которые занимались экономической политикой, соответственно малый бизнес оказался вне сферы внимания властей и общественности….(не успела)… снижения малоактивной государственной политики, стимулирования вложений в разработку новых технологий и новых материалов за прошедшие десятилетия резко сократились работы в области высоких технологий и производства новых материалов, что как вы понимаете не могло не отразится на снижении доли наукоемкого сектора России.(Доклад Лены по малому бизнесу, если что возьмете у нее)


Похожая информация.


Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Среда и инфраструктура инновационного предпринимательства: компоненты и показатели развития. Инфраструктура инновационного предпринимательства на территории Вологодской области. создание бизнес-инкубатора "Технопарк высоких технологий" в городе Череповце.

    дипломная работа , добавлен 12.08.2017

    Понятие инновационного предпринимательства, его модели и отличительные особенности, роль в экономике и политика государства. Методы государственной поддержки малого инновационного предпринимательства и источники финансирования, использование венчуров.

    реферат , добавлен 07.06.2013

    Анализ текущего уровня развития малого предпринимательства в Хабаровском крае. Совершенствование региональной политики по повышению эффективности деятельности инновационного предпринимательства как приоритетного направления развития малого бизнеса.

    курсовая работа , добавлен 29.05.2012

    Финансовый механизм инновационного предпринимательства. Интегральный экономический эффект. Методы, формы и принципы организации финансирования инновационного предпринимательства. Внутренняя норма доходности ОАО "Бетон". Период возврата инвестиций.

    курсовая работа , добавлен 19.05.2009

    Инновационный характер развития фирмы в современных условиях. Сущность и значение инновационного предпринимательства. Классификация инноваций, характеристика их организационных форм. Измерение и оценка инновационного развития предприятия, типовой расчет.

    курсовая работа , добавлен 21.11.2013

    Рассмотрение снов инновационного развития экономики России. Изучение факторов, препятствующих развитию малого инновационного бизнеса. Определение путей решения существующих проблем; осуществление поддержки предпринимательства государственными фондами.

    реферат , добавлен 06.08.2014

    Особенности развития инновационной компании в Республике Адыгея. Изучение классической системы принципа "инновационного лифта" - специальных институтов поддержки бизнеса на разных стадиях. Государственные программы поддержки предпринимательства.

    курсовая работа , добавлен 06.12.2014

Библиографическое описание:

Нестеров А.К. Инновационное предпринимательство [Электронный ресурс] // Образовательная энциклопедия сайт

В XXI веке темпы прогресса науки и техники очень высокие, что стимулирует развитие инновационного предпринимательства. Государство также заинтересовано в расширении инновационной деятельности субъектов рынка. В Российской Федерации интерес к инновационному предпринимательству также формирует предпосылки для дальнейшего экономического роста и развития.

Факторы развития инновационного предпринимательства

В условиях перехода к цифровой экономике изменение политики в отношении инноваций сегодня просто необходимо.

Важно ориентировать экономическое развитие России на инновационный вариант в соответствии с современными глобальными вызовами, что обеспечит существенное улучшение положения населения страны в обозримый период и рост позиций на мировой арене.

При этом основой такого экономического развития следует считать инновационную деятельность, в соответствии с чем можно выделить четыре фактора долгосрочного экономического роста России, основанного на использовании инновационного потенциала страны и стимулировании развития инновационного предпринимательства.

  1. Социальная структура;
  2. Адаптационный потенциал;
  3. Научно-техническая специализация;
  4. Преодоление инерции экономики.
– это практическая реализация инноваций, внедрение передовых технологий в производство, применение новых технико-технологических процессов с целью получения качественно нового результата (продукции, услуг, работ) на основе различных нововведений.

Во-первых, необходимо обеспечить устойчивую социальную структуру общества и повысить уровень доходов населения. На данный момент в Российской Федерации уровень ВВП на душу населения составляет 26926 долларов по данным МВФ за 2016 год, а средняя заработная плата за 2017 год составила 38900 руб. по данным Госкомстата. Повышение уровня доходов населения позволит существенно расширить объемы реализуемых инновационных продуктов. Основная масса товаров и услуг, являющихся результатом инновационных разработок отечественных предприятий и научных институтов, станет широкодоступна, что положительно скажется на скорости коммерциализации инноваций. Предприятия смогут сосредоточить свои инновационные разработки на изыскании возможностей предложения более совершенных товаров при сохранении текущего уровня качества. Это, безусловно, положительный факт, который приведет к качественному развитию и совершенствованию отечественного производства. Инновационный потенциал этих предприятий помимо поддержания уже реализованных инноваций может быть реализован и для расширения масштабов инновационной деятельности. Перед субъектами инновационного предпринимательства встанет уже проблема правильного выбора объектов и масштабов инвестиций для получения предпринимательского дохода.

Во-вторых, необходимо развивать адаптационный потенциал. Под этим понимается уже не увеличение ВВП на душу населения и доходов граждан, а потенциал, способный обеспечивать устойчивость экономики в условиях системного роста на основе инноваций. Для инновационного предпринимательства это означает, что такой потенциал должен снижать неизбежно возникающую системную неопределенность и структурные дисбалансы. Компонентами адаптационного потенциала являются сектор высоких технологий, стратегически важные отрасли, так называемые "прорывные технологии", национальная инновационная система, развитие инновационной инфраструктуры, техноградов, технопарков, бизнес-инкубаторов, система воспроизводства и преумножения человеческого капитала, обеспечение энергетической безопасности и устойчивости национальной валюты и инфраструктуры.

Третьим фактором развития инновационного предпринимательства является научно-техническая специализация. Под этим понимается не только специализация на определенных высокотехнологичных товарах и услугах, а определение приоритетных отраслей, на которых концентрируются усилия в первую очередь. Следует отметить, что на мировом уровне существует ярко выраженная специализация стран, которая основана на развитии критических технологий, во многом она основана на международном разделении труда. В этом плане инновационное предпринимательство не может опираться на какую-либо одну отрасль, сферу деятельности, так как подобная специализация делает страны критически зависимыми от спроса на продукцию отраслей. Напротив широкая научно-техническая специализация означает повышенную гибкость и повышение устойчивости и самостоятельности страны на мировом рынке. В этом плане основу для развития инновационного предпринимательства в России может составить сфера атомных технологий, военно-промышленных разработок, строительство атомных станций и реакторов, энергетика. На данный момент, экономический рост на базе инновационного развития определяется развитием в структуре национальной экономики России передовых отраслей и высоких технологий.

Четвертым фактором выступает преодоление инерции экономики, под этим понимается системное сопротивление изменениям, что неизбежно возникает в ходе любых преобразований. Возможным решением является перевод отраслей экономики на качественно новый уровень развития, поэтапно ликвидируя точки возникновения инерции.

Использование данных факторов необходимо осуществлять с параллельным формированием и реализацией региональной политики в отношении использования инновационного потенциала для развития инновационного предпринимательства в России. Следует отметить, что для России, где климатические и территориальные различия ее субъектов крайне велики, разница в развитии инновационного потенциала чрезвычайно велика. Разработка региональных стандартов по интеграции отдельных инновационных предприятий в единый инновационно-технический комплекс, работающий в направлении развития экономики страны, необходимое условие сохранения целостности государства и дальнейшего инновационного и экономического развития.

В настоящее время инновационное предпринимательство в России развивается под влиянием формирования и реализации

  • важнейших инновационных проектов государственного значения;
  • приоритетных направлений развития науки, технологии и техники на федеральном уровне и на уровне субъектов РФ;
  • критических технологий федерального, регионального и отраслевого значения.

При этом необходимо исходить из принципов инновационного менеджмента, и реализовывать инновационные проекты, прежде всего, с учетом существующих потребностей населения страны и человечества в целом. Это является основой для развития инновационного предпринимательства в Российской Федерации. Здесь следует выделить две концепции развития:

  1. Концепция производства инновационной продукции, вызванной существующими потребностями;
  2. Концепцию "технологического проталкивания", т.е. основанную на НИОКР и разработках и возможностях технологии.

При этом использование только одной из концепций чревато негативными последствиями:

  1. Производство инновационной продукции на основе существующих потребностей приводит к преобладанию малых нововведений;
  2. Производство по технологической концепции влечет преобладание фундаментальных инноваций в ущерб их практической реализации.

Очевидно, что необходимо сочетать эти две концепции для достижения положительного эффекта и развития инновационного предпринимательства. В результате технологическое проталкивание создаст основу для долговременного конкурентного преимущества, а производство инновационной продукции – обеспечит его практическую реализацию. Следует отметить, что инновационные прорывы зарождаются в научно-исследовательских организациях и подразделениях, а не на рынке, поэтому уповать только на существующие потребности не следует, так как ограниченность такой концепции, безусловно, замедляет инновационное предпринимательство. Прикладные разработки позволяют эффективно реализовывать результаты фундаментальных исследований.

Задача на федеральном уровне состоит в обеспечении прогрессивных изменений в деятельности инновационных предприятий и организаций. Технологические разработки и внедрение прогрессивных изменений на инновационных предприятиях служат средством повышения благосостояния населения Российской Федерации.

Инновационное предпринимательство в России

Инновации создаются на большинстве промышленных предприятий России, при этом только часть из них представляют собой нововведения, так как к инновациям относятся и технологические усовершенствования, и совершенствование технологии, и повышение качества продукции за счет инновационных идей. Инновационное предпринимательство же ориентировано на постоянное внедрение инноваций в одной или нескольких сферах:

  1. Законченный инновационный продукт;
  2. Внедрение инновационных технологий;
  3. Совершенствование производства и производственных процессов в комплексе;
  4. Управление производством без привязки к конкретному продукту или процессам.

Современный процесс развития инновационного предпринимательства в России начался в конце 1980-х годов. До начала приватизации малые формы научно-технического профиля являлись теми или иными структурными подразделениями государственных предприятий или организаций.

В период 1990-х годов инновационное предпринимательство прошло несколько этапов со сменой организационно-правовых форм и приоритетных видов деятельности. Сначала возникали научно-технические кооперативы, но существовали они недолго и позже превращались в технологические предприятия или научно-производственные объединения (НПО). В начале 90-х годов было создано достаточно много совместных инновационных предприятий, которые преследовали цели использования зарубежных источников финансирования для разработок отечественных ученых, на которые не выделялись средства из бюджета. Однако данное направление показало, что финансировались не разработки, а привлечение отечественных ученых к работе за рубежом, так называемая "утечка мозгов". Также в 90-х годах массово возникали фирмы-посредники между новаторами и заказчиками научно-технических разработок, опять же, в основном, зарубежных. Отдельно существовали центры молодежного научно-технического творчества, которые действовали на правах некоммерческих организаций.

Наиболее успешной формой инновационного предпринимательства, пришедшей из прошлого века, оказались научно-производственные объединения. Часть НПО, организованных в 90-х годах, действует до сих пор в соответствии с действующими организационно-правовыми нормами. Фактически, в то время большинство НПО занималось обеспечением компьютеризации страны, поставляя вычислительную технику, периферийные устройства и средства стационарной и мобильной связи.

На рубеже XX-XXI веков стали активно появляться инновационные предприятия в форме акционерных обществ, которые использовали материально-техническую и финансовую базу государственных унитарных предприятий. Некоторые инновационные предприятия создавались и развивались на основе НИИ или высших учебных заведений технического профиля. Большинство подобных предприятий действует и сегодня.

Основными направления инновационного предпринимательства в период с конца 1980-х годов до начала XXI века являлись компьютеризация, автоматизация и телекоммуникации. Переориентация инновационных предприятий на производственные нужды и потребительские товары широкого профиля начала происходить с 2001-2004 годов.

К 2010-2012 годам в России первостепенная роль в стимулировании и поддержке инновационной деятельности перешла к государству, которое с помощью доступных ему рычагов воздействовало на инновационную систему России.

В период 2001-2008 годов была заложена ориентация на концепцию технологического проталкивания для создания долгосрочных преимуществ национальной экономической системы России.

Впоследствии активно развивалась инфраструктура и создавалась атмосфера заинтересованности в инновациях у отечественных предприятий, чтобы они также стимулировали развитие инновационной деятельности. Что и было достигнуто в 2013-2017 годах, в том числе за счет инновационных проектов Сколково.

В настоящее время в Российской Федерации принята программа построения цифровой экономики, что является логическим завершением развития инновационного предпринимательства предыдущих 30-ти лет.

Следует отметить, что потенциал для применения инноваций больше у малых и средних предприятий, тогда как финансовые возможности для финансирования разработок сосредоточены у крупных промышленных гигантов. Только в условиях их взаимной кооперации и симбиоза возможно дальнейшее развитие эффективной инновационной системы, которая позволила бы инновационным предприятиям соперничать с конкурентами из других стран.

Роль государства в обеспечении условий дальнейшего развития инновационного предпринимательства в Российской Федерации:

  • дальнейшее совершенствование нормативно-правовой базы;
  • предоставление специальных льгот инновационным предприятиям в рамках налогового законодательства;
  • обеспечение доступа к ресурсам;
  • защита прав субъектов инновационного предпринимательства;
  • улучшение условий коммерциализации научной продукции;
  • содействие развитию кооперации с крупным бизнесом.

Развитие инновационного предпринимательства

Сегодня темп развития инновационных процессов задает государство. Это объясняется как большим количеством государственных инновационных организаций, так и солидными государственными вложениями в инновационную сферу.

Основные тенденции развития инновационного предпринимательства :

  1. Спрос на инновации существенно вырос качественно и количественно. Нужно отметить растущий интерес молодежи к инновациям, уникальным видам деятельности, которые относятся к сфере информационных технологий, телекоммуникаций, нанотехнологий, биотехнологий и т.д.
  2. Количество продукции, производимой субъектами инновационного предпринимательства, увеличивается.
  3. С учетом существующей динамики и принимая во внимание устойчивую долю инновационных предприятий 7-9% за последние 8 лет, следует сделать вывод о позитивной тенденции усиления инновационного развития в условиях приближающегося перехода к цифровой экономике.
  4. Наибольшие темпы роста наблюдаются в отраслях, связанных с информационными технологиями и телекоммуникациями.
Для Российской Федерации представляется актуальным развитие инновационного предпринимательства в сфере наукоемких высоких технологий, на что следует делать ставку отечественным предприятиям. В этом случае переход к цифровой экономике будет существенно облегчен за счет заблаговременного снятия инерционных ограничений на действующих предприятиях.

Выделим основные проблемы развития инновационного предпринимательства, объективно характерные для данной сферы, их следует учитывать в отечественной практике в контексте построения цифровой экономике.

Объективные проблемы развития инновационного предпринимательства

Проблема

Характеристика

Возможное решение

Разрыв между новаторскими идеями, научными достижениями и внедрением их в производство.

Традиционно, быстрое внедрение в практику характерно для прикладных разработок, перспективных технологических разработок, тогда как результаты серьезных научных исследований внедряются значительно дольше. Они объективно требуют дополнительных опытно-конструкторских разработок, которые позволят использовать их на практике.

Сюда же относятся наукограды, технопарки и т.п. инфраструктура, позволяющая быстро реализовать на практике результаты научных достижений.

Также необходимо взаимодействие научного, финансового, промышленного сообщества для их внедрения.

Сложности с реализацией и защитой интеллектуальной собственности.

Результаты научно-технической деятельности и опытно-конструкторских работ внедряются в экономический оборот, сталкиваясь с трудностями в плане возможной кражи результатов исследований.

Оптимизация законодательства в плане возможностей использования патентованных технологий, разработок, продуктов.

Формирование комплексной инновационной инфраструктуры.

Необходимость системного подхода к инновационному развитию.

Субъекты инновационного предпринимательства действуют разрозненно, обособленно, занимаясь своими научными изысканиями и прикладными разработками в соответствии со своими сферами научно-прикладных интересов.

Проработка комплексной инновационной политики.

Федеральное программирование.

Отсутствие у крупных предпринимателей заинтересованности в высокотехнологичных инновациях.

Инновационная деятельность крупным предприятиям требуется только для увеличения прибыли, поэтому при прочих равных условиях они замещают реальные инновации небольшими изменениями. При отсутствии государственной инновационной политики это приводит к снижению активности инновационного предпринимательства.

Помимо налоговых льгот, направленных на стимулирование инновационной деятельности, необходимо применение к крупным предприятиям мер принуждения – техническое регулирование, стандартизация и контроль, задающие технологические коридоры с целью модернизации отраслей экономики.

Государственная политика в отношении науки, как локомотива инновационного развития.

Формирование условий для осуществления исследований и разработок.

Разрыв между интеллектуальным капиталом и экономическим развитием.

Проявляется в результате снижения вклада интеллектуального капитала в прирост валового внутреннего продукта. В результате снижается вклад науки в темпы экономического роста, результативность научной и научно-технической деятельности.

Создание эффективного механизма формирования и реализации государственной научно-технической и инновационной политики.

Формирование и развитие государственного сектора науки, который бы занимался фундаментальными исследованиями, а результаты этих исследовании прорабатывались бы коммерческими инновационными организациями и в виде конкретных разработок уже внедрялись в производство, находили применение в потребительских товарах и использовались для создания новых технологий.

Согласование деятельности академического, прикладного и вузовского сегментов науки.

Трудности на начальных этапах инновационной деятельности.

Основное проявление – трудности с поиском источника финансирования. В результате перспективные проекты могут остаться без реализации.

Государственное финансирование в виде специальных программ для инновационных предприятий.

Создание технопарков с бизнес-составляющей для участников.

Сложности реализации инновации на практике.

Даже разработки на базе серьезных научных исследований, имеющие превосходный технический базис, не всегда могут найти применение на практике в момент своего появления. Возникает разрыв между разработкой и внедрением.

Разработка опередила свое время.

Формирование национальной инновационной системы.

Технопарки с полном циклом реализации инновации.

Организация проектных институтов для прикладных разработок вариантов внедрения в производство.

Формирование государственной инфраструктуры поддержки и развития инноваций, которые признаны полезными, но не нашли применения в данный момент.

Предпосылки развития инновационного предпринимательства в России в среднесрочном и долгосрочном периоде:

  1. Созданы научно-технические центры, технопарки, наукоград Сколково, бизнес-инкубаторы.
  2. Ориентация ведущих вузов на создание инноваций и их последующую коммерциализацию.
  3. Принята Федеральная Программа "Цифровая экономика Российской Федерации".
  4. Смещены акценты в сторону получения конкретного продукта от инновационной деятельности.
  5. Государственное стимулирование развития инновационного предпринимательства: налоговые льготы, упрощенная отчетность, информационная поддержка, отраслевые форумы и т.д.
  6. Созданы центры, которые будут заниматься коммерциализацией, развитием перспективных технологий, которые будут формировать устойчивые конкурентные преимущества экономики России в целом, что является положительным фактором для успеха инновационной модели на национальном уровне.
  7. Повысилась интенсивность инновационных проектов за счет венчурного финансирования, которое активно развивается в нашей стране параллельно с развитие инновационного предпринимательства.

Пути повышения эффективности развития инновационного предпринимательства в Российской Федерации:

  • рост капитализации инновационных предприятий через учет инноваций в качестве нематериальных активов;
  • системная коммерциализация инноваций;
  • формирование цифровой экономики;
  • продолжение политики импортозамещения;
  • развитие робототехники;
  • внедрение организационно-управленческих инноваций;
  • формирование единого информационного и коммерческого пространства инновационного предпринимательства;
  • определение конкретных целей научно-исследовательских работ, научных и опытно-конструкторских разработок;
  • переход к системно ориентированному инновационному предпринимательству для достижения эффекта синергии.

Существующие в Российской Федерации предпосылки развития инновационного предпринимательства и рассмотренные пути повышения его эффективности учитывают актуальные требования к экономическому развитию национальной экономике.


Министерство образования и науки РФ

ФГАОУ ВПО "Российский государственный

профессионально-педагогический университет"

Институт экономики и управления

Кафедра экономики и предпринимательства


по организации малого бизнеса

"Инновационное предпринимательство в России"


Выполнил: студент гр. ПД−408

Ярина М.С.

Проверил: Старикова Л.Д.


Екатеринбург 2010


Введение

Заключение

Список литературы


Введение


В связи с переходом к модели "открытой" экономики, в рамках которой отечественные товаропроизводители вынуждены конкурировать с высококачественной импортной продукцией не только на внешнем, но и на внутреннем рынке, основной экономической проблемой становится проблема конкурентоспособности. Ключевым, стратегическим фактором обеспечения конкурентоспособности, значение которого неуклонно возрастает, является технологическое перевооружение отечественной промышленности. Поэтому инновационный вариант экономического развития не имеет альтернатив.

Интенсивность инновационной деятельности во многом определяет уровень экономического развития. Анализ развития экономики показывает, что наиболее прибыльными в настоящее время стали предприятия и отрасли в целом, которые ориентированы на производство высокотехнологичных товаров, таких как компьютеры и полупроводники, лекарственные средства и медицинское оборудование, средства связи и системы коммуникаций. Освоение высоких технологий в промышленности и выпуск новой наукоемкой продукции являются ключевыми факторами устойчивого экономического роста для большинства индустриально развитых стран мира.

Поэтому проблема инвестиционного предпринимательства сегодня достаточно актуальна, ведь данный вид деятельности является шагом вперед не только для российской, но и для мировой экономики в целом.


1. Сущность инвестиционного предпринимательства


Под инновационным предпринимательством понимается процесс создания и коммерческого использования технико-технологических нововведений. Как правило, в основе предпринимательской деятельности лежит нововведение в области продукции или услуг, позволяющее создать новый рынок, удовлетворить новые потребности. Инновации служат специфическим инструментом предпринимательства, причем не инновации сами по себе, а направленный организованный поиск новшеств, постоянная нацеленность на них предпринимательских структур. П. Дракер отмечает, что "предпринимателей отличает инновационный тип мышления. Инновационность - особый инструмент предпринимательства" .

Таким образом, задача предпринимателя-новатора- реформировать и революционизировать способ производства путем внедрения изобретений, а в более общем смысле - через использование новых технологических возможностей для производства принципиально новых товаров или производства старых товаров новыми методами, благодаря открытию нового источника сырья или нового рынка готовой продукции - вплоть до реорганизации прежней и создания новой отрасли экономики.

Инновационное предпринимательство - это особый новаторский процесс создания чего-то нового, процесс хозяйствования, в основе которого лежит постоянный поиск новых возможностей, ориентация на инновации. Оно связано с готовностью предпринимателя брать на себя весь риск по осуществлению нового проекта или улучшению существующего, а также возникающие при этом финансовую, моральную и социальную ответственность. В общем плане инновационное предпринимательство можно определить как общественный технический экономический процесс, приводящий к созданию лучших по своим свойствам товаров (продукции, услуг) и технологий путем практического использования нововведений. В экономической литературе выделяются три основных вида инновационного предпринимательства:

1) инновация продукции;

2) инновация технологии;

3) социальные инновации.

Первый вид инновационного предпринимательства- инновация продукции - представляет собой процесс обновления сбытового потенциала предприятия, обеспечивающий выживаемость фирмы, увеличение объема получаемой прибыли, расширение доли на рынке, сохранение клиентуры, укрепление независимого положения, повышение престижа, создание новых рабочих мест и т. д.

Второй вид - инновация технологии - это процесс обновления производственного потенциала, направленный на повышение производительности труда и экономию энергии, сырья и других ресурсов, что в свою очередь дает возможность увеличить объем прибыли фирмы, усовершенствовать технику безопасности, провести мероприятия по защите окружающей среды, эффективно использовать внутрифирменные информационные системы.

Последний вид инновационного предпринимательства - социальные инновации - представляет собой общий процесс планомерного улучшения гуманитарной сферы предприятия. Применение инноваций такого рода расширяет возможности на рынке рабочей силы, мобилизует персонал предприятия на достижение поставленных целей, укрепляет доверие к социальным обязательствам предприятия перед сотрудниками и обществом в целом.

В основе всех видов инновационного предпринимательства лежит создание и освоение новых видов продукции (товаров, услуг), изготовление, создание вещей, ценностей, благ, понимаемое в самом широком смысле слова. Главной и определяющей частью такого предпринимательства является создание и производство научно-технической продукции, товаров, работ, информации, духовных (интеллектуальных) ценностей, подлежащих последующей реализации покупателям, потребителям.

Для освоения и изготовления нового вида товаров (продукции, услуг) предпринимателю необходимы оборотные средства в виде материалов, используемых в процессе создания научно-технической продукции; энергии, необходимой для обработки материалов, и другие ресурсы. Кроме этого, может возникнуть потребность в комплектующих изделиях, полуфабрикатах, т. е. готовых составных частей, которые могут быть использованы при изготовлении научно-технической продукции.

Предпринимательство как процесс включает в себя четыре стадии: поиск новой идеи и ее оценка; составление бизнес-плана; поиск необходимых ресурсов; управление созданным предприятием. Для инновационного предпринимательства эти основные четыре стадии целесообразно разбить на более мелкие. На схеме представлена логическая цепь основных стадий инновационного предпринимательства при разработке товара-новинки:

Инновационное предпринимательство – многогранный вид экономической деятельности. В качестве предпринимателя выступают физические и юридические лица, осуществляющие следующие виды инициативной деятельности, связанные с воспроизводственным циклом инновационного продукта:

· создание инновационного продукта (собственно инновационное предпринимательство);

· выполнение посреднических функций (оказание услуг, связанных с продвижением инновационного продукта и его передачей от непосредственного создателя его потребителю);

· осуществление функций в финансовой сфере для обеспечения инновационной деятельности.

Будучи относительно самостоятельными данные виды предпринимательской деятельности в инновационной сфере дополняют друг друга, хотя и могут существенно различаться по организационно-правовой форме, по содержанию операций и способам их осуществления. Выбор формы инновационного предприятия зависит от личных пристрастий, сферы деятельности, наличия денежных средств и т.п.


2. Формы инвестиционного предпринимательства


В условиях рыночной экономики развитие инновационного предпринимательства зависит от спроса со стороны потребителей на инновации, наличия развитого научно-технического потенциала национальной экономики, функционирования венчурных фирм и инвесторов, финансирующих рисковую инновационную деятельность.

Типы инноваций дифференцируются по отраслевому признаку: в топливной, полиграфической промышленности и металлургии преобладают технологические инновации; а в остальных отраслях – продуктовые, на которые приходится почти две трети всех затрат. Они являются и более наукоемкими – при их осуществлении на НИОКР расходуется треть от всех инвестируемых средств.

Более 70% предприятий осуществляют инновации в целях расширения ассортимента продукции, чтобы заполучить сегмент рынка. Снижение издержек производства – цель почти половины от общего количества инновационно-активных предприятий.

Любая инновационная деятельность является предпринимательской и основана на:

· поиске новых идей (от нового продукта до новой структуры) и их оценке;

· поиске необходимых ресурсов;

· создании и управлении предприятием;

· получении денежного дохода и личном удовлетворении достигнутым результатом.

Не всякое предпринимательство является инновационным, а лишь такое, которое позволяет извлечь предпринимательский доход в результате создания производства, использования или диффузии инновационного продукта. К субъектам инновационного предпринимательства относятся предприятия и организации, осуществляющие инновационную деятельность.

Основу инновационного предпринимательства составляют малые инновационные фирмы (эксплеренты) – технологические лидеры в зарождающихся отраслях экономики, открывающие новые сегменты рынка, развивающие новые производства, повышающие наукоемкость и конкурентоспособность производства и тем самым способствующие формированию новых технологических укладов.

Однако помимо малых форм инновационного предпринимательства (типичными представителями являются венчурные предприятия, создаваемые для апробации, доработки и доведения до промышленной реализации рисковых нововведений), функционируют средние и крупные организационные формы инновационного предпринимательства.

Как малые, так и средние формы инновационных предприятий могут быть представлены следующими организациями:

· деловой центр (бизнес-инкубатор), содействующий развитию совместного предпринимательства и обеспечивающий управление и услуги в юридической, бухгалтерской, экономической и другой деятельности малым предприятиям;

· внедренческая фирма, специализирующаяся на внедрении, патентовании и лицензировании, продвижении на рынок научно-технических новшеств и объектов инновационной деятельности, доведении изобретений до коммерческого использования и продаже лицензий.

Крупные инновационные предприятия отличаются консервативностью и медленно реагируют на новые общественные потребности и коммерчески выгодное воплощение новых идей в рыночный продукт. Высокая эффективность малых инновационных предприятий объясняется оперативным реагированием на новые научные идеи и на решение конкретных проблем, связанных с получением конечного результата от реализации инновационного продукта.

В отличие от малых предприятий, крупные корпоративные структуры предпринимательского типа имеют материальную и финансовую возможность для освоения базовых, стратегических инноваций. Используя эффект масштаба и располагая большим капиталом, крупное корпоративное предпринимательство способно осваивать стратегические технологии, имеющие приоритетное значение для достижения национальной экономики научно-технического прогресса. Государство, сотрудничая с крупными предпринимательскими структурами, создает смешанные частно-государственные предприятия по выполнению определенных предпринимательских проектов и программ.

К крупным организационным формам инновационного предпринимательства относятся научно-технические комплексы, инженерные центры, научно-технические кооперативы, технополисы и научно-технологические парки (технопарки), исследовательские консорциумы и инкубаторы, на средства которых осуществляется коммерционализация инновационного продукта. Крупные формы инновационного предпринимательства способствуют развитию наукоемкого производства, осуществлению трансферта технологий для скорейшего внедрения среди экономических агентов национальной экономики.


3. Финансирование инвестиционной деятельности


Для достижения конкурентных преимуществ и максимизации прибыли, фирмам, при нынешних условиях развития рынка, приходится разрабатывать и предлагать потребителю новые виды товаров и услуг. Данные нововведения требуют больших финансовых затрат по крайней мере на начальном этапе. Это могут быть капитальные вложения в новые здания, сооружения, станки, оборудование, запасы сырья и материалов, используемых в производстве, затраты на проведение различных исследований и проектирование изделий и технологических процессов, а также на оплату работы сотрудников, рекламную кампанию и др.

В целом, общая сумма финансирования инновационного проекта фирмы может складывается из средств, направляемых на:

1. финансирование затрат по техническому перевооружению, модернизации и увеличению производственных мощностей;

2. финансирование затрат по подготовке и освоению новой и модернизированной продукции, конструкций и материалов, изготовления опытных образцов, прогрессивных технологических процессов;

3. проведение НИОКР (включая приобретение лицензий), на финансирование затрат на приобретение оборудования, приборов и других товарно-материальных ценностей для этих работ;

4. компенсацию повышенных затрат на производство новой продукции в период ее освоения;

5. финансирование прироста собственных оборотных средств, а также на возмещение их недостатка;

6. погашение долгосрочных кредитов банков, а также на уплату по ним процентов.

На этой базе определяется потребность в капитале, привязанная к графику реализации инновационного проекта и осуществляется поиск оптимального инструментария финансирования.

В соответствии с законодательством, под инновационной деятельностью понимается "процесс, направленный на воплощение результатов научных исследований и разработок (инноваций) либо иных научно-технических достижений в новый или усовершенствованный продукт, реализуемый на рынке, в новый или усовершенствованный технологический процесс, используемый в практической деятельности". В целом все источники финансирования инновационной деятельности принято подразделять на: централизованные (бюджетные или государственные) и децентрализованные (внебюджетные или коммерческие).

Децентрализованные источники: прямые и косвенные.

Наиболее распространенными источниками прямого финансирования инновационных проектов являются: банковский кредит, средства от эмиссии ценных бумаг, сторонние инвестиции под создание проектного предприятия для реализации проекта, средства от продажи или сдачи в аренду свободных активов, инновационный кредит, доходы от краткосрочных проектов (для финансирования долгосрочных), собственные средства фирмы (прибыль, амортизационный фонд), средства, полученные под заклад имущества. В свою очередь, к косвенным методам относятся такие, суть которых заключается в обеспечении инновационных проектов необходимыми материально-техническими, трудовыми и информационными ресурсами. К подобным методам относят: покупка в рассрочку или получение в лизинг (аренду) необходимого для выполнения проекта оборудования, приобретение (на используемую в проекте технологию) лицензии с оплатой последней в форме "роялти" (процента от продаж конечного продукта, особенного по данной лицензии), размещение ценных бумаг с оплатой в форме поставок или получения в лизинг необходимых ресурсов, привлечение потребных трудовых ресурсов и привлечение вкладов под проект в виде знаний, навыков и "ноу-хау".

Централизованные источники.

К централизованным источникам обычно относятся средства федерального бюджета, средства бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов. Федеральный бюджет является главным инструментом научно-технической политики государства и центральным звеном финансовой системы. В соответствии с законом РФ "О науке и научно-технической политике" на финансирование научных исследований и экспериментальных разработок гражданского назначения должно выделяться не менее 4% расходной части федерального бюджета. В соответствии с законодательством, основными источниками доходов бюджета являются: налоговые отчисления фирм, предприятий и организаций, акцизы, лицензионные и регистрационные сборы, платежи за пользование природными ресурсами, таможенные пошлины и иные таможенные сборы и платежи, доходы от внешнеэкономической деятельности и прочие неналоговые доходы. В некоторых случаях, в частности, на проведение научно-исследовательских работ прикладного характера, расходуются средства, накопленные за счет отчислений земельного налога и арендной платы за землю. Данные доходы перераспределяются между различными целевыми фондами, определенная часть идет на финансирование фундаментальной науки внутри страны и инновационных проектов, выполняемых как государственными предприятиями, учреждениями и организациями, так и частными фирмами. Средства, получаемые от распоряжения принадлежащими РФ правами на результаты научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ военного, специального и двойного назначения, учитываются в полном объеме в доходах федерального бюджета и направляются на финансирование мероприятий, связанных с осуществлением военной реформы и реализацией различных целевых программ.

Государственное участие в инновационной деятельности может включать как непосредственную финансовую поддержку централизованными средствами (прямое финансирование: прямое бюджетирование ФИ и прикладных разработок, направленных на экологические, социальные, оборонные цели), так и создание условий для использования рыночного механизма привлечения средств (косвенное финансирование: создание благоприятных условий для выполнения НИОКР: налоговые льготы, ускоренная амортизация, льготное кредитование).

Для государства особую важность представляет поддержка малых инновационных фирм, поскольку считается доказанным, что мелкий наукоемкий бизнес является наиболее эффективным в плане создания новых продуктов и технологий, изобретений и патентов в расчете на единицу затрат на исследования и разработки.

Проблема поиска оптимального инструментария финансирования деловых операций очень важна, поскольку объем и характер ресурсов, которыми располагает инновационная фирма - это одна из важнейших составляющих, которая определяет ее инновационную стратегию. От того, в какой степени в настоящее время внедряемые инвестиционные проекты учитывают передовые, прогрессивные технические и технологические тенденции, на микро-уровне зависит размер получаемой фирмами прибыли, а на макро-уровне это выражается в повышении уровня НТП и конкурентоспособности страны на международных рынках.


4. Национальная инновационная структура


Основной проблемой российской инновационной системы является то, что в результате трансформационных шоков (как со стороны спроса, так и со стороны предложения) рыночное равновесие установилось на крайне низком уровне, не соответствующем накопленным интеллектуальным и человеческим ресурсам, а также материальным активам. Помимо этого, национальная инновационная система, которая должна представлять собой, с одной стороны, совокупность взаимосвязанных структур, занятых производством и реализацией научных знаний, а с другой, комплекс институтов правового, финансового и социального характера, обеспечивающих инновационные процессы, страдает существенной неполнотой, хотя органами государственного управления уже довольно много сделано в этом направлении. В частности, на территории страны в настоящее время действуют более 70 технологических парков, идет формирование федеральных центров науки и высоких технологий по стратегическим научно-техническим направлениям. Работают Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере и Федеральный фонд развития малого предпринимательства, система внебюджетных фондов технологического развития. Создан Российский государственный университет инновационных технологий и предпринимательства. Разработан и утвержден Координационный план совместных действий по созданию многоуровневой системы подготовки менеджеров для инновационной деятельности в научно-технической сфере. При 60 университетах и вузах функционируют технопарки. В регионах с развитым научно-техническим потенциалом создается сеть региональных инновационно-технологических центров (ИТЦ). Сейчас их создано: 18 – с привлечением федеральных ресурсов и 17 – за счет средств регионов, в составе которых организованы 266 малых фирм, в которых созданы рабочие места для 6000 высококвалифицированных специалистов.

В России инновационная активность отличает предприятия, относящиеся к отрасли машиностроения и металлообработки (около половины от общего количества инновационно-активных предприятий в промышленности). Второе место занимают предприятия пищевой промышленности, далее следуют предприятия химической и нефтехимической промышленности и легкой промышленности.

В экономически развитых странах средняя доля нематериальных активов в основном научного характера составляет на производственных предприятиях 30%, тогда как в России она практически не учитывается. Это ведет к безнаказанному воровству авторских достижений, а результаты НИОКР российских ученых коммерчески используются за рубежом без всякого долевого участия России и авторов достижений.

Для развития инновационного потенциала, обновления основных производственных фондов, активизации предпринимательской деятельности в инновационной сфере необходимо решить в предстоящий период целый ряд задач государственной инновационной политики. Отсутствуют крупные наукоемкие фирмы, которые могли бы взять на себя финансовые и технологические риски создания нововведений. Например, в США научные исследования – область, отличающаяся очень высокой концентрацией ресурсов в небольшом числе крупных корпораций. Всего 1% из общего числа компаний, ведущих НИОКР, контролируют около 70% расходуемых средств.

В западных странах малый наукоемкий бизнес разросся и укрепился в 80-е годы. Он стал заметной частью всего малого предпринимательства. Ряд новейших направлений НТП в частном секторе, таких как программное обеспечение и биотехнология, развивается в основном за счет малого бизнеса.

В России процесс создания МИП начался в конце 80-х годов и прошел несколько этапов со сменой организационно-правовых форм и приоритетных видов деятельности. На этих этапах возникали научнотехнические кооперативы; центры научно-технического творчества молодежи; совместные инновационные предприятия; фирмы-посредники между временными творческими коллективами и заказчиками научно-технической продукции, занимавшиеся внедрением нововведений; фирмы, обеспечивающие процесс компьютеризации страны на базе импортной вычислительной техники, периферийного оборудования и средств связи. До начала приватизации малые формы научно-технического профиля являлись теми или иными структурными подразделениями государственных предприятий или организаций.

В ходе же приватизационной кампании стали возникать частные инновационные предприятия: АО (товарищества) на материально-технической и финансовой базе государственных предприятий или предприятий арендного типа, создававшихся на основе НИИ, вузов и госпредприятий.

Главной проблемой поддержки и развития научно-технической базы (и для малых инновационных предприятий особенно) остается проблема финансирования НИОКР. Сегодня трудно встретить предприятие, которое не пыталось бы найти источник внешнего инвестирования. Вариантов решения этой проблемы не много. Отечественная банковская система слаба. Зарубежные банки очень осторожны и дают кредиты российским предприятиям только при наличии первоклассных гарантий возврата кредита, получить которые весьма сложно. Международные финансовые организации, такие как Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР), Международная финансовая корпорация и другие если и принимают к рассмотрению тот или иной крупный инвестиционный проект, то в большинстве случаев на условиях частичного его финансирования, которое редко превышает 30% общей суммы. Таким образом, в международные финансовые организации стоит обращаться только тогда, когда уже есть стратегический инвестор или партнер.

Самой большой трудностью на пути инновационных проектов в России часто является сложность привлечения инвестора именно на ранней стадии (отсутствие венчурного капитала). В настоящее время в России реально функционируют только 20 венчурных фондов, под управлением которых находится около 2 млрд. долл. США. Примерно 25% от этой суммы инвестировано, 1,5 млрд. долл. должны быть инвестированы в ближайшее время. Для сравнения в США объем венчурного капитала в 1995 г. был 37,7 млрд. долл. Действующие в России венчурные фонды – это почти исключительно финансовые институты с иностранным капиталом.


5. Молодежное инновационное предпринимательство в России


Будущее сферы инноваций, интенсивность ее развития во многом определяет молодежный инновационный сектор. В Москве активно развивается инфраструктура поддержки инновационного предпринимательства – создано Агентство по развитию инновационного предпринимательства, активно работает МИВТ-центр, 2 венчурных фонда и порядка 10 управляющих компаний, ведающих финансами Российской венчурной компании. На территории Москвы работают 29 технопарков, из них только 2 построены на средства бюджета города. Однако данный опыт по поддержке инновационного предпринимательства пока не востребован в других регионах. Существует одна большая проблема, решение которой невозможно без одобрения Минэкономразвития РФ. На сегодняшний день существует огромная пропасть между моментом старта компании, получившей субсидию, и приходом этой компании в венчурный фонд с готовым инновационным бизнес-проектом. Необходимо финансирование именно на этой промежуточной стадии, так как значительное число перспективных предприятий гибнет именно в этот период.

На сегодняшний день плохо работают социальные лифты. Как следствие, молодежь лишена возможности "внести креативную струю" в процесс управления государством, регионом и т.п. В условиях растущей экономики, высоких цен на нефть такое положение дел еще можно было терпеть. Однако в условиях кризиса необходим креативный мозговой штурм. Поэтому НАИРИТ (Национальная Ассоциация Инноваций и Развития Информационных Технологий) выступает с инициативой создания антикризисного молодежного комитета. Наиболее активные представители российской молодежи в возрасте от 14 до 30 лет смогут внести свои предложения по выходу из кризиса.

В условиях кризиса грамотно проводимая инновационная политика становится гарантом стабильного развития России. Однако, по данным НАИРИТ, представители молодежи отмечают такие проблемы молодежного инновационного сектора, как отсутствие единой централизованной информационной системы, значительное число организаций, оказывающих неквалифицированную консультационную помощь в сфере инноваций.

По данным 2009 года, только 2% выпускников вузов выбирают инновационное предпринимательство или научную деятельность, 44% - другие направления бизнеса, 31% - работу за границей, 14% - госслужбу. Такая статистика говорит о том, что молодые ученые покидают инновационную деятельность, предпочитая заниматься торговлей. По данным НАИРИТ, за последние 5 лет страну покинули 30 тыс. молодых ученых.

Развитие молодежного инновационного сектора во многом зависит от активной позиции региональных властей. Как следствие, развитие молодежных инноваций проходит неравномерно и носит точечный характер. На карте регионов можно выделить такие полюса инновационной активности, как Москва, Санкт-Петербург, Республика Татарстан, Томская область и Приморский край. Низкая инновационная активность обусловлена фундаментальной проблемой российского образования: российские вузы научились готовить бизнес-кадры, но не предпринимателей. Как следствие, бизнесмены, они же управленческие кадры для крупных предприятий, есть, но предпринимателей, способных рисковать и начать свое дело, нет. Еще одна глобальная ошибка в том, что государство стимулирует предложение, а не спрос на инновации. Но если обеспечить спрос на инновации, то бизнес сам обеспечит предложение.


Заключение


России нужна агрессивная инновационная политика государства, направленная на создание полной инновационной инфраструктуры, которая позволит успешно функционировать инновационным предприятиям и создаст благоприятные условия для венчурного инвестирования. Реализация инновационной политики потребует ускорения реструктуризации предприятий, необходимой для успешной работы в условиях рыночной экономики, а также стимулирования их деятельности по повышению эффективности производства. Необходима правовая база для повышения эффективности управления объектами федеральной собственности и государственными пакетами акций, обеспечивающая при этом соблюдение государственных интересов в инновационном развитии, расширение возможностей государства по управлению находящимися в его собственности предприятиями. В сфере малого предпринимательства деятельность государства должна быть направлена на активизацию использования возможностей малого предпринимательства в ускорении процессов реструктуризации отраслей и реформирования предприятий в тех отраслях, где идет процесс развития кооперационного взаимодействия крупного производства с малыми предприятиями. Это позволит оживить инновационную деятельность малых предприятий и обеспечить положительную динамику по таким показателям как занятость населения, объем продукции и услуг (рост составит 3-5% в год), инвестиции в основной капитал малых предприятий (увеличение до 5% в год), что в результате повлияет на увеличение выпуска отечественной инновационной продукции.

Основными задачами государственной инновационной политики, призванной обеспечить формирование целостной эффективной инновационной системы, должны стать:

Координация действий федеральных органов исполнительной власти, органов власти субъектов Российской Федерации и муниципальных образований в целях разработки комплексного подхода к решению задач инновационного развития, эффективного функционирования инновационной системы и реализации государственной инновационной политики;

Выбор рациональных стратегий и приоритетов развития инновационной сферы при реализации в отраслях экономики критических технологий и инновационных проектов, оказывающих влияние на повышение эффективности производства и конкурентоспособности продукции;

Обеспечение благоприятных экономических и финансовых условий для активизации инновационной деятельности;

Создание системы подготовки и переподготовки кадров в области инновационного предпринимательства;

Внедрение мировых стандартов качества продукции и защиты окружающей среды.


Список литературы


1. В.Г. Медынский, Л.Г. Шаршукова. Инновационное предпринимательство: учебное пособие. М.: ИНФРА - М, 1997.

2. Власов А. Высокие технологии России: в ожидании венчурных инвестиций // Cnews. Аналитика, 24 октября 2002 г.

3. ИА "Альянс Медиа"

4. Инновационная экономика / Под ред. Дынкина А.А. М.: Наука. 2001.

5. Инновационный менеджмент/Под ред. Ильенковой С.Д. - М., Банки и биржи, ЮНИТИ, 2003

6. Ковалев Г.Д. Основы инновационного менеджемнта/Под ред. В.А. Швандара. - М., ЮНИТИ, 2002

7. Мотовилов О.В. Источники капитала для финансирования нововведений. - СПб, СПбГУ, 2004

8. Наука и технология в России (прогноз до 2100 г.). Образовательное пространство России.

9. Р.Г. Потемкин. Возможности активизации инновационной деятельности в России. М.: Москва, 2000.

Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

Переход экономики России в новое качественное состояние предопределяет значимость активизации инновационной деятельности, что в свою очередь требует фундаментальных изменений в структуре общественного производства, образовании и составе рабочей силы.

Сегодня поддержку государства получили такие стратегические отрасли, как нанотехнологии, атомная энергетика, космос и информационные технологии.

Ключевым направлением объявлены нанотехнологии. Крупные государственные вложения в их поддержку не несут высоких рисков. В отличие от инвестиций в венчурный бизнес это будут вложения в инфраструктурные проекты, которые неизбежно окупятся, если будет эффективно диверсифицирована часть инновационного сектора, связанная с нанотехнологиями.

Нанотехнологии зародились в конце 1950-х, их развитие ускорилось после создания наноскопа в 1980-х, а в 2007 г., через семь лет после принятия правительством США программы «Национальная нанотехнологическая инициатива» (NNI), к этой теме произошел всплеск интереса со стороны российских властей.

В конце 2007 г. года Минобрнауки внесло в правительство программу развития наноиндустрии до 2015 г. Она предусматривает 2 этапа: до 2011 г. - активные разработки, маркетинговые исследования, инвентаризация исследовательских институтов, а с 2012 до 2015 г. - наращивание объемов производства. Цель - к 2015 г. занять 3% мирового нанорынка (к тому времени $1,2-1,5 трлн).

Мировой рынок нанотехнологий растет в геометрической прогрессии. Если в 2007 году объемы продаж здесь составляли 50 миллиардов долларов, то прогноз на 2008 год - уже 150 миллиардов, к 2010 году - 800 миллиардов, к 2015 году - свыше 2 триллионов долларов. То есть за восемь лет ожидается рост в сорок раз. Такие оценки приводятся зарубежными экспертами.

Важно понимать, что нанотехнологии - это не одна конкретная отрасль. Спектр их применения многократно шире. Ведь речь, по сути, идет о способности конструировать на уровне атомов и молекул. И хотя на первый взгляд подобное умение может показаться лишь экзотической теоретической задачей, некоторые продукты, которые по своей сути вполне могут рассматриваться как нанотехнологичные, выпускаются уже сейчас. Фактически, нанотехнологиям присущи надотраслевые функции - на практике нанотехнологии связаны с самым широким кругом отраслей, от микроэлектроники до медицины.

Так, создаваемые продукты наноэлектроники будут обладать куда более высокими характеристиками, обеспечивая в том числе высокие параметры энергосбережения. При этом для моделирования нанотехнологических процессов, веществ, устройств могут быть задействованы многоядерные и многопроцессорные системы, что в свою очередь станет стимулом к реализации проектов по созданию суперкомпьютеров.

Если говорить о медицине, то лекарства, созданные на основе нанопорошка, будут лучше усваиваться, получат возможность доставляться непосредственно в больной орган. Применение нанотехнологий позволяет, например, существенно повысить эффективность и доступность таких процедур, как очистка плазмы крови - плазмафереза. Только это, по оценкам, позволит снизить почти на треть риск сердечно-сосудистых заболеваний - на сегодня главной причины смертности.

Очевидно, что предприятия, которые в обозримой перспективе освоят нанотехнологические методы для выпуска массовой продукции, получат огромные конкурентные преимущества.

Поскольку спектр применения нанотехнологий широк, то освоив нанотехнологии и внедрив их во многих отраслях, огромный технологический рывок совершат уже целые государства. Иными словами, речь идет о конкурентоспособности не просто отдельных фирм, но и стран. И именно поэтому развитие нанотехнологий так весомо поддерживается государством.

На начало 2008 г. в России было 75 производителей, которые выпускали товары на основе нанотехнологий на общую сумму 7 млрд руб. А в соответствии с планами правительства с 2008 по 2015 гг. российское производство этих товаров должно вырасти в 120 раз до 900 млрд руб. Т.о., чтобы достичь желаемого результата, надо ежегодно удваивать объемы 8 лет подряд. Однако пока, мало кто из российиских производителей способен выдержать такой темп.

Всего в России выпускается 1500--1600 изделий, содержащих нанопродукты. В Томске разработали технологию очистки воды на основе нанотехнологичных материалов, она эффективнее и дешевле западных аналогов. Нанотехнологичные светодиоды со сроком жизни около 15 лет, их производит ЗАО «Светлана-Оптоэлектроника», созданная при участии министра науки. В Институте водных проблем РАН, на сооружениях «Мосводоканала» для очистки воды от микробов и тяжелых металлов уже применяют наномембраны. РНЦ «Курчатовский институт» создал наногенератор, который преобразует в электроэнергию вибрации окружающей среды. Он сможет стать компактным источником питания для медицинских микроприборов и датчиков, имплантируемых в тело человека, -- используя энергию кровотока, мышечных сокращений. В МГУ создали «цинковый лес» -- нанопровода для электроники, отличающиеся большей долговечностью, «титановый апельсин» -- беспроводную всепроникающую сотовую связь, сконструировали наноструктурированный бетон для сооружения домов, способных служить более 300 лет. В МЭИ собрана энергосберегающая фара с нанодиодами.

Наиболее перспективными направлениями развития нанотехнологий в среднесрочном периоде (практическое использование в течение 10--20 лет) являются:

  • - создание наноматериалов с заданными свойствами;
  • - разработка эффективных методов преобразования и хранения энергии (топливные элементы, накопители водорода);
  • - создание наноэлектроники, включая системы отражения информации, элементную базу запоминающих устройств со сверхплотной записью информации и др.;
  • - разработка изделий наноэлектромеханики, наносистем целевой доставки лекарств, биоактивных материалов и «умных» имплантатов, высокоразрешающих средств медицинской диагностики, включая молекулярную радиологию;
  • - разработка нанобиотехнологии.

В 2008 году впервые частный бизнес вложил в нанотехнологии средств больше (около 6,57 миллиарда долларов), чем государственный сектор (6,22 миллиарда долларов). 55 стран приняли национальные программы развития нанотехнологий. С 2004-го по 2007 год объем мирового нанорынка вырос почти в три раза и достиг 1,4 триллиона долларов, к 2015 году прогнозируется рост до 4 триллионов долларов.

Российская доля на мировом рынке «нано» пока мизерна - 0,07 процента. Хотя отечественная наука остается на вполне приличном уровне, коммерциализация разработок отстала минимум на десять лет. Создание «Роснано» должно кардинально изменить ситуацию, довести к 2015 году нашу долю на мировом рынке наноиндустрии до трех процентов, увеличить объем продаж наноиндустрии до 900 миллиардов рублей.

В случае нанотехнологий Россия имеет уникальную возможность действовать не в рамках «догоняющего развития», а сразу выйти на передовые рубежи; не «мчаться сломя голову, пытаясь запрыгнуть в последний вагон», а занять место в первом. Но делать это нужно сегодня - завтра может оказаться поздно.

Работы по развитию нанотехнологий ведутся в современной России очень активно. Достаточно сказать, что только на специальной выставке, проводившейся в рамках XII Петербургского экономического форума, было представлено сразу 80 конкретных разработок. Причем - что чрезвычайно важно - такая деятельность сильно диверсифицирована. Она не замыкается на одном-двух «почтовых ящиках». В нее вовлечены ученые и инженеры со всей страны.

Свои достижения представили сразу 50 организаций, работающих на самых разных направлениях науки и техники. Конечно, среди них были столичные организации (что совершенно естественно, учитывая сосредоточенный в Москве научный потенциал). Но многие разработчики представляли регионы: Санкт-Петербург, Татарстан, Новосибирскую, Томскую, Иркутскую, Ярославскую области и т.д. Наконец, что особенно важно, среди участников - и академические институты, и сильные, известные своим образованием ВУЗы, и производственные предприятия высокотехнологичного сектора, и отдельные изобретатели.

Столь широкое представительство позволяет рассчитывать, что в итоге нашим ученым и компаниям (а значит, и России в целом) удастся добиться успехов и закрепиться на лидирующих позициях.

С момента создания госкорпорации прошло больше года, за это время «Роснано» рассмотрело около 800 заявок, поддержав всего шесть на общую сумму около 7 миллиардов рублей.

Объясняя столь низкий КПД, представители корпорации ссылаются на неумение ученых готовить бизнес-планы, подбирать частного инвестора, который должен на паях с «Роснано» финансировать проект. Кстати, в представленных проектах доля частных вложений составляет 19 процентов, причем львиная доля - это деньги самих заявителей. Сегодня главная задача «Роснано» не только ускорить прохождение проектов, но и подобрать для них частных инвесторов.

Как и в прежние годы, мировой бизнес больше всего средств вкладывает в исследования и разработки нанотехнологий в электронике и информационных технологиях (53 процента инвестиций), далее следуют перерабатывающая промышленность и индустрия материалов (29 процентов). Как ни странно, но предприниматели сектора медицины и биологии оказались аутсайдерами, их доля всего три процента. Однако в прошлом году и здесь уже наметился рост по сравнению с 2006 годом на 11 процентов.

Своеобразным барометром перспектив на рынке нанотехнологий является венчурный капитал. Его вклад в финансирование нанотехнологий в мире составляет 700 миллионов долларов, или пять процентов. На сегодня для него самыми привлекательными являются энергетика и охрана окружающей среды.

Следующими по степени вклада в рост инновационного сектора являются технологии глубокой переработки сырья - леса, металлов, нефти, газа и прочих полезных ископаемых.

Основная задача экономики сегодня -- перейти от сырьевой модели развития к модели, основанной на глубокой переработке сырья и выпуске продукции с высокой добавленной стоимостью. Это и будет основа для развития инновационной экономики.

Россия является лидером в области атомных технологий. Однако остается актуальным вопрос, как удержать это лидерство, потому что прерван долгий цикл воспроизводства кадров. Даже в том случае, если мы имеем определенный задел в некоторых инновационных отраслях, мы не знаем, как этот задел сохранить и развивать в дальнейшем.

Особенностью российского пути инновационного развития может стать появление прорывных технологий в консервативных отраслях - нанобетон, биотехнологии в добыче нефти, сжигании угольной пыли и т. д.

Кроме того, необходима смена вектора развития, базирующегося на использовании преимущественно природных ресурсов, к развитию на основе знаний и информации. С учетом этого необходимо существенно преобразовать отечественные институциональные условия ведения бизнеса, сформировать благоприятный инновационный климат, осуществить прорыв в сфере использования современных информационных и коммуникационных технологий, как в области воспроизводства знаний, так и в отраслях, использующих нововведения.