Эксперты назвали самых влиятельных политиков и бизнесменов страны. Федеральная административная элита

Среднемесячный результат Путина в 2016 году (9,87 балла) существенно выше, чем в 2015-м (9,34). Увеличился и отрыв президента от остальных фигурантов рейтинга – он составляет 2,20 балла (в 2015-м – 1,76 балла; в 2014-м – 2,00). Развитие институтов (прежде всего парламента в результате праймериз «Единой России» и думских выборов) не только не привело к деконцентрации власти, но усилило роль президента как главного центра принятия решений в моноцентрической системе. Можно было ожидать, что сокращение масштабов ресурсов, которыми располагает федеральная власть, будет усиливать автономию различных групп элиты, в том числе периферийных. Однако этого не произошло.

Уровень динамизма

Источниками рекрутирования новых лидеров влияния стали силовые структуры (Виктор Золотов, 15-е место), система исполнительной власти (Михаил Мишустин, 55-е; Александр Нерадько, 95–97-е; Александр Галушка, 98-е), судебная система (Вячеслав Лебедев, 69-е), бизнес (Михаил Фридман, 93–94-е; Владимир Потанин, 99-е; Борис Титов, 100-е), сектор НКО (Элла Памфилова, 95–97-е).

Деятели, впервые вошедшие в топ-100 по итогам 2015 года, распределены по уровням влияния существенно менее равномерно, чем прежде. В топ-20 (раздел «Очень сильное влияние») – один «новичок», в топ-50 их нет, а большая часть занимают места с 93-го по 100-е. Обновляется, таким образом, по преимуществу периферия ядра российской элиты.

В анкете для проведения исследования были традиционно представлены лидеры непарламентской оппозиции и протестного движения, однако ни один из них не вошел в топ-100 не только по итогам года, но даже по результатам хотя бы одного месяца.

Структура и базовые тренды

Структура ядра российской правящей элиты изменилась: доминирование федеральной административной элиты по отношению к другим субэлитным группам ослабло. По итогам 2015 года доли субэлитных групп (федеральная административная элита, бизнес-элита, партийная элита, региональная элита) находились в примерном соотношении 7:2:1,5:1, теперь – 7:2:2:1. Доля бизнесменов осталась примерно прежней, а партийных деятелей – вновь возросла. Однако произошло это в основном за счет коррекции статусов (например, Вячеслав Володин стал председателем Государственной думы). Запрос на усиление роли публичной политики и на лидеров, рекрутируемых в элиту с помощью выборных процедур, удовлетворен лишь до некоторой степени и продолжает оставаться актуальным.

Базовые тренды, характеризующие динамику влияния российских политиков в 2015 году, таковы: 1) ядро элиты подверглось коррекции – прежде всего после ряда решений президента, однако большая часть «пострадавших» после нее деятелей остались в рейтинге, переместившись из центра влияния на его периферию; это сдерживает общее обновление элиты; 2) наиболее существенно влияние деятелей, имеющих постоянную и устойчивую коммуникацию с президентом, однако впервые за долгое время выросла и роль институтов (прежде всего парламента); 3) вновь несколько усилилось влияние силовой группы элиты; 4) несколько усилилось влияние деятелей, формирующих экономическую политику, и бизнеса.

Федеральная административная элита

Влияние премьер-министра Дмитрия Медведева (2-е место) довольно стабильно (7,67 балла против 7,58 годом ранее и 7,65 в 2012-м). Некоторая автономия Медведева в рамках моноцентрической системы сохраняется.

Состав топ-5 изменился. В нее входят по итогам 2016 года Владимир Путин, Дмитрий Медведев, председатель Государственной думы Вячеслав Володин (3-е место), министр обороны Сергей Шойгу (4-е) и министр иностранных дел Сергей Лавров (5-е). Председатель правления «Роснефти» Игорь Сечин (7-е), влияние которого ослабевало в первой половине года, серьезно укрепил свои позиции осенью.

В рейтинге по итогам 2015 года мы отмечали, что «в ежемесячном рейтинге влияния Вайно непрерывно укрепляется». Став в августе главой администрации президента, Антон Вайно (12-е место, годом ранее 40-е) резко усилил позиции.

Серьезно представлена в рейтинге экономическая часть административной элиты. В топ-20 – министр финансов Антон Силуанов (9-е место, рост по сравнению с предыдущим годом на две позиции), председатель Центробанка Эльвира Набиуллина (11-е, рост на пять позиций), первый вице-премьер Игорь Шувалов (14-е место, падение на пять позиций), вице-премьер Аркадий Дворкович (27-е, снижение на четыре позиции). В группе «Сильное влияние» – вице-премьер Ольга Голодец (30-е), помощник президента Андрей Белоусов (34-е), глава ФАС Игорь Артемьев (39-е). В целом стабильны позиции вице-премьера, руководителя аппарата правительства Сергея Приходько (33-е, годом ранее 31-е).

В лидерской части рейтинговой таблицы немало политиков, относящихся к силовой элите. Главный прорыв – Виктор Золотов, впервые представленный в годовом рейтинге, но сразу на 15-м месте. Министр обороны Сергей Шойгу несколько усилился (4-я позиция, ранее 6-я). Позиции директора ФСБ Александра Бортникова (10-е место, ранее 8-е) незначительно ослабли. Очень сильно ослабли позиции вице-премьера Дмитрия Рогозина (31-е место, ранее 14-е), несколько ослабли – министра внутренних дел Владимира Колокольцева (32-е, ранее 25-е).

Относительно стабильно влияние деятелей, отвечающих за внутреннюю и информационную политику: заместителя руководителя президентской администрации, пресс-секретаря президента Дмитрия Пескова (13-е место) и первого заместителя руководителя администрации президента Алексея Громова (19-е). Укрепились позиции заместителя руководителя аппарата правительства, пресс-секретаря премьер-министра Натальи Тимаковой (60–61-е).

Партийная элита

Влияние деятелей «Единой России» – секретаря генсовета «Единой России» Сергея Неверова (40–41-е место, ранее 45-е) и первого заместителя председателя Госдумы Александра Жукова (53-е, годом ранее 51-е) – стабильно. При этом позиции главы фракции «Единой России» в Государственной думе Владимира Васильева (66–67-е место, ранее 53-е) несколько ослабли. Кроме того, в топ-100 – еще несколько депутатов правящей партии. Это Ольга Баталина (84-е место), Ирина Яровая (85-е), Сергей Железняк (91-е), Андрей Исаев (92-е).

Неблагоприятные результаты на парламентских выборах несколько ослабили влияние лидеров оппозиции: Геннадия Зюганова (36–37-е место, годом ранее 33-е), Владимира Жириновского (57–58-е, годом ранее 55-е) и особенно Сергея Миронова (90-е, годом ранее 76–77-е).

Региональная элита

Влияние мэра Москвы Сергея Собянина продолжает ослабевать (20-е место, годом ранее 17–18-е). Итоги парламентских выборов оказались в Москве не слишком благоприятными. В Послании Федеральному собранию благоустройство города, вызвавшее недовольство москвичей, и коммуникацию городских властей с жителями подверг сдержанной критике президент. Тем не менее постепенное ослабевание позиций мэра Москвы несопоставимо с резкими темпами падения влияния Юрия Лужкова в 2009–2011 годах. Так или иначе Собянин продолжает сохранять лидерство в губернаторском корпусе: величина городского бюджета несопоставима с ресурсами других глав регионов.

Усилилось влияние главы Чеченской Республики Рамзана Кадырова (48–49-е место, годом ранее 60-е), что связано с его переизбранием на этот пост. Значительно ослабевает губернатор Московской области Андрей Воробьев (68-е, годом ранее 52-е): в регионе заметно серьезное недовольство проводимой муниципальной реформой. Откровенно негативная динамика и у президента Татарстана Рустама Минниханова (72-е, годом ранее 66-е). В конце года Минниханов бросил публичный вызов федеральным властям, связанный с распределением средств между Центром и регионами, и получил жесткую отповедь премьер-министра. Не исключено, что давление федеральных властей на руководство Татарстана будет усиливаться. При этом рейтинг губернатора Санкт-Петербурга Георгия Полтавченко несколько вырос (76-е, годом ранее 79-е).

Бизнес-элита

Растет консолидированное влияние топ-менеджеров крупнейших государственных корпораций и акционерных компаний, а также близких к важнейшим центрам принятия решений предпринимателей: Алексея Миллера (18-е место), Сергея Чемезова (21-е), Аркадия Ротенберга (22-е), Германа Грефа (23-е), Юрия Ковальчука (26-е), Геннадия Тимченко (35-е). При этом динамика представителей частного акционерного бизнеса и инвестиционного сообщества – Романа Абрамовича (43-е место), Олега Дерипаски (44-е), Алишера Усманова (38-е), Вагита Алекперова (70-е) – подвержена разнонаправленной коррекции.

Методика исследования АПЭК

Итоговый рейтинг 100 ведущих политиков России основан на результатах экспертных опросов, ежемесячно проводившихся методом закрытого анкетирования в течение 2016 года. Участие в них принимали 24–27 экспертов: политологи, политтехнологи, медиаэксперты, представители политических партий.

Ежемесячно экспертам задавался следующий вопрос: «Как бы вы оценили по шкале от 1 до 10 влияние в администрации президента РФ, правительстве РФ, Федеральном собрании РФ следующих российских политиков?»

Каждый из экспертов ежемесячно оценивал влияние каждого из кандидатов, представленных в анкете, а затем определялись средние арифметические значения экспертных оценок (средние баллы). Ежемесячно каждый эксперт мог добавить персоналии (не более пяти), которые, по его мнению, должны быть представлены в рейтинге, но отсутствовали в анкете. Если не представленного в анкете претендента называли хотя бы два эксперта, он оценивался всеми участниками исследования в следующем месяце.

В годовой итоговой таблице средние баллы всех политиков, входивших в соответствии с оценками экспертов в топ-100 хотя бы шесть месяцев, суммированы. На их основании для каждого политика определено среднее арифметическое значение за весь 2016 год (средний итоговый балл).

Итоговый рейтинг представляет собой консолидированную оценку влияния 100 российских политиков лидерами российского экспертного сообщества. Персоналии, вошедшие в рейтинг по результатам опросов, распределены по разделам «очень сильное влияние» (1–20), «сильное влияние» (21–50), «среднее влияние» (51–100).

Список экспертов

Политологи, политтехнологи и медиаэксперты

Бадовский Дмитрий (Институт социально-экономических и политических исследований); Костин Константин (Фонд развития гражданского общества); Орлов Дмитрий (Агентство политических и экономических коммуникаций); Марков Сергей (Институт политических исследований); Брилев Сергей (канал «Россия»); Дискин Иосиф (Совет по национальной стратегии); Ремизов Михаил (Институт национальной стратегии); Поляков Леонид (Высшая школа экономики); Гонтмахер Евгений (ИМЭМО РАН); Михеев Сергей (политолог); Мухин Алексей (Центр политической информации); Симонов Константин (Фонд национальной энергетической безопасности); Зудин Алексей (Институт социально-экономических и политических исследований); Иванов Виталий (Фонд развития гражданского общества); Львов Степан (ВЦИОМ); Колесников Андрей (Фонд Карнеги); Радзиховский Леонид (политолог), Бовт Георгий (политолог).

Представители партий

Никонов Вячеслав («Единая Россия»); Куликов Олег (КПРФ); Емельянов Михаил («Справедливая Россия»); Лебедев Игорь (ЛДПР); Иваненко Сергей («Яблоко»).

Новый политический сезон открылся в сентябре переформатированием федерального поля публичной политики, за которым угадывается переориентация основных игроков на подготовку к кампании по выборам в Госдуму в 2016 году. По мере того как украинский кризис и связанная с ним антироссийская кампания на Западе утрачивают новизну и остроту для российского общества, избиратель и чуткие к его запросам политики все больше начинают жить внутренней повесткой дня. Законотворческая активность политиков, их общественные проекты чем дальше, тем больше будут определяться задачами долговременной подготовки к выборам в Госдуму, а не сиюминутного пиара.

Поменяется и отношение партий к региональным выборам. В нынешнем году некоторые силы еще могли позволить себе проявить беззубость и пассивность в регионах и смириться с неизбежными в этом случае поражениями. Как, к примеру, «Справедливая Россия», руководство которой после 14 сентября открыто призналось в сознательном отказе от агрессивной агитации на выборах, или «Гражданская платформа», в разгар цикла затеявшая смену лидеров и идеологии. Но избирательный цикл 2015 года станет для партий последней пробой сил перед кампанией в Госдуму, и такие «пропуски хода» уже вряд ли будут возможными, иначе партии быстро отстанут от «пелотона».

Гораздо больше внимания политических и деловых элит в регионах через год привлекут выборы глав субъектов РФ. Участие в них позволит досрочно начать агитационную кампанию в расчете на последующее прохождение в Госдуму по одномандатному округу. Ведь очевидно, что кандидат в губернаторы, проведший интенсивную кампанию и занявший второе или даже третье место, спустя год будет одним из фаворитов выборов в Госдуму в этом регионе.

Таким образом, многие эксперты уверены, что наметившаяся в сентябре тенденция к активизации политической жизни в центре и регионах закрепится надолго. Запуская цикл исследований «Рейтинг-2016» , фонд ИСЭПИ предлагает читателям «Эксперта» вместе анализировать, как будет меняться федеральное и региональное поле публичной политики по мере приближения выборов в Госдуму. Каждый месяц специалисты фонда и приглашенные эксперты будут представлять сотню наиболее заметных и сравнительно новых для массового избирателя публичных политиков, которые смогут серьезно повлиять на ход будущей парламентской кампании либо лично, в качестве кандидата на выборах, либо в роли локомотива для своей партии. Наблюдение за ними поможет лучше понять и то, какие содержательные вопросы окажутся в центре повестки выборов в Госдуму, какие критерии публичной политической деятельности станут наиболее значимыми для избирателей, из каких резервов партии смогут черпать новые кадры в 2016 году.

Уже при составлении стартового выпуска «Рейтинга-2016» конкуренция за попадание в него оказалась весьма высокой. Наиболее масштабные за последние годы региональные выборы 14 сентября, связанные с ними кадровые перемещения в Совете Федерации и в Госдуме, яркое начало работы Общественной палаты РФ нового созыва, две насыщенные недели пленарных заседаний парламента - это ключевые события, которые предопределили пестрый и в чем-то неожиданный состав палитры политиков-2016 по итогам сентября.

«Думский полигон» для кандидатов-2016: лицом к избирателям

Убедительно победив на выборах 14 сентября и, казалось бы, имея право почивать на лаврах, «Единая Россия» тем не менее пошла по пути серьезных перестановок, в очередной раз выступив локомотивом изменений в политической системе. Замена Виктора Кидяева (№ 96 в рейтинге) в должности главы исполкома партии на молодого активистаМаксима Руднева (№ 6), однозначный запрет совмещать ключевые должности в региональных отделениях с другой занятостью - это заявка на ревизию системы партийных проектов «Единой России», на обновление технологических подходов к выборам и информационной политике, а в конечном итоге и на омоложение линейки партийных кандидатов в регионах.

Проигравшие на выборах 14 сентября парламентские партии тоже всерьез озаботились перспективами сохранения своих позиций и шире задействуют думскую трибуну. Вопреки соблазну списать неудачи в регионах только на избирательное законодательство и такие малоинтересные для большинства избирателей темы, как дата единого дня голосования, муниципальный фильтр, досрочное голосование, парламентская оппозиция все же нарастила законотворческую активность и по социально значимой проблематике. Новый глава комитета Госдумы по информационной политике Леонид Левин (№ 4), коммунист Олег Смолин (№ 17), «эсеры» Михаил Емельянов (№ 57),Елена Мизулина (№ 40) и Олег Нилов (№ 51), яркие лица думской фракции ЛДПР Вадим Деньгин (№ 24) и Ярослав Нилов (№ 41) - все они обратили на себя внимание экспертов «Рейтинга-2016» именно законопроектами, рассчитанными на разные группы избирателей: аполитичных пользователей интернета, родительское и образовательное сообщество, сторонников курса на здоровый образ жизни и поддержку традиционной семьи, автовладельцев.

Интересная особенность первого выпуска рейтинга - скептическое отношение экспертов к попыткам кандидатов в политики-2016 разыгрывать внешнеполитическую карту. Депутаты и партийные лидеры, которые отметились исключительно публичными пикировками с Западом, в основном остались на периферии поля зрения экспертов. Напротив, не всегда публичная, но куда более социально значимая работа таких общественных лидеров, как Элла Памфилова (№ 13) иЕлизавета Глинка (Доктор Лиза, № 15), по оказанию адресной помощи беженцам и пострадавшим в Донбассе, вывела их в верхнюю часть рейтинга. Экспертные оценки в данном случае, видимо, отражают общее состояние общественного мнения, которое относит геополитику и позиционирование России на мировой арене исключительно к сфере компетенции президента Владимира Путина и подчиняющихся ему напрямую силового и дипломатического блоков, не видя в этом вопросе самостоятельной ниши для иных публичных политиков.

Результаты выборов в регионах подтвердили эти наблюдения. По мнению экспертов и многих партийцев, агитация в поддержку «Новороссии», оказание гуманитарной помощи беженцам или жителям Донбасса и другие предвыборные действия в сфере внешней политики не принесли дополнительных голосов в копилку всех партий, кроме пропрезидентской «Единой России» и отчасти ЛДПР, прочно занимающей сегодня в партийном поле нишу главной национал-патриотической силы. Особенно наглядно это проявилось в Крыму и Севастополе, где все остальные партии попросту не преодолели проходной барьер.

Региональные выборы 2014 года: предпосылки смены лидеров в регионах

Важным фактором перезагрузки политического поля перед выборами в Госдуму стали выборы губернаторов. Они были сложными для независимых и оппозиционных кандидатов, так как проходили в условиях беспрецедентного роста рейтингов доверия к президенту России и, как следствие, к власти в целом. На руку «партии власти» оказались успешные кадровые решения «Общероссийского народного фронта» (ОНФ) в сложных для «Единой России» регионах, в результате которых первыми лицами субъектов РФ стали не просто управленцы-технократы, но еще и яркие публичные политики: Александр Богомаз (№ 16), Андрей Бочаров (№ 21), Сергей Аксенов (№ 14), Алексей Чалый (№ 2). Хотя в ближайшие месяцы следует ожидать концентрации новых «губернаторов-политиков» на непубличной хозяйственной работе, эксперты ожидают, что полученный на выборах кредит доверия и опыт публичной политической борьбы позволит им стать локомотивами для партии и на выборах в Госдуму в 2016 году. Перспективы обновления имиджа «Единой России» к выборам в Госдуму в Москве связываются с перезагрузкой депутатского корпуса Мосгордумы и приходом в парламент нового спикера - Алексея Шапошникова (№ 8), которому, впрочем, еще только предстоит стать узнаваемым и влиятельным политиком в глазах широкой аудитории.

В лице Вадима Потомского (№ 19), популярного губернатора-политика из Орловской области, а с ним и шанс на обновление имиджа партии получила КПРФ. Весомую заявку на лидирующую роль в общефедеральной кампании КПРФ сделал и глава фракции в Мосгордуме Андрей Клычков (№ 3). Победой на выборах в Москве над многолетним префектом округа он затмил приход в публичную политику внука Геннадия Зюганова Леонида Зюганова (№ 27) и развенчал сразу два мифа, нередко культивируемых самими коммунистами: о невыгодности для КПРФ выборов по мажоритарной модели и о всесилье административного ресурса.

Для ряда опытных депутатов Госдумы от КПРФ выборы 14 сентября, наоборот, могут стать началом заката их публичной карьеры. Павел Мамаев (№ 90), Сергей Юрченко (№ 77), Николай Коломейцев (№ 71) потерпели чувствительное поражение в своих регионах, а публичная карьера Павла Дорохина (№ 99) после снятия с выборов из-за неуказанной погашенной судимости и вовсе оказалась под вопросом. Еще один депутат Госдумы, лидер орловских коммунистов Василий Иконников (№ 81), не пройдя внутрипартийный конкурс на право возглавить ключевой для Геннадия Зюганова регион, находится в ситуации нарастающего конфликта с новым губернатором-коммунистом, который ему необходимо урегулировать, чтобы сохранить шансы на победу в области по округу.

Ожидать появления интриги на выборах губернаторов в 2015 году можно еще и потому, что кампания 14 сентября показала: для политиков-тяжеловесов прошлых лет пропуск губернаторской кампании по тем или иным причинам либо «игра в поддавки» на выборах оказывается рискованной электоральной стратегией. Сразу несколько видных региональных политиков записывают прошедшие выборы себе в пассив. Наибольшие потери понесла «Справедливая Россия». Партия всегда отличалась от КПРФ и ЛДПР тем, что опиралась не на силу бренда, а на ярких лидеров в регионах. Соответственно, именно имидж кандидатов-«эсеров» больше всего потускнел от пассивной избирательной стратегии партии. Олег Шеин (№ 78), Олег Михеев (№ 88), Оксана Дмитриева (№ 93), Михаил Брячак (№ 83), в меньшей степени Валерий Гартунг (№ 61) - эти яркие политики или потерпели чувствительное для личного имиджа поражение, или упустили шанс напомнить о себе избирателям родного региона в преддверии думских выборов.

Пассивность политиков-тяжеловесов в ряде регионов открывает дорогу в федеральную политику новым игрокам. Эрнст Березкин (№ 10) в Якутии, который в отсутствие на выборах кандидата-«эсера» стал главным собирателем протестных голосов; депутат Госдумы от ЛДПРДмитрий Савельев (№ 33) в Новосибирской области, где КПРФ пропустила выборы; поддерживаемый Анатолием Быковым лидер городской фракции «Патриотов России» Иван Серебряков (№ 52) в Красноярском крае, опередивший в самом Красноярске опытного коммуниста, - все это новые политики, для которых полученные в ходе губернаторской кампании голоса создают плацдарм для борьбы за округ или продвижения списка своей партии на выборах в Госдуму.

В связи с единым днем голосования 14 сентября в поле зрения экспертов «Рейтинга-2016» попали и многие лидеры малых партий. Однако из-за снижения активности малых партий на местах и их неспособности задать актуальную социально-политическую повестку дня большинство их лидеров не смогли нарастить политический капитал, оказавшись в «стабильной» зоне или «на спаде». Если их активность будет и дальше развиваться по нисходящей траектории, то попадание в сентябрьский выпуск «Рейтинга-2016» может остаться единичным успехом. А в отношении ряда лидеров малых партий после чувствительных персональных поражений на выборах 14 сентября и вовсе есть сомнения, что они готовы продолжать участвовать в публичной политике в личном качестве (Леонид Ярмольник - № 84, Михаил Вышегородцев - № 94, Максим Сурайкин - № 95, без убедительных объяснений пропустивший относительно неплохую для «Яблока» кампанию в Мосгордуму Сергей Митрохин - № 97).

«Общественный призыв» в поле федеральной политики

14 сентября, в единый день голосования, пожалуй, впервые широко сработал как кадровый резерв для федеральной политики механизм «сенаторских троек» - относительно новый механизм формирования Совета Федерации, когда вместе с губернатором процедуру выборов проходят три кандидата в сенаторы от исполнительной власти. Состав верхней палаты пополнился яркими муниципальными лидерами (Дмитрий Азаров - № 5, Надежда Болтенко - № 37) и новыми общественниками из регионов (Елена Попова - № 32, Владимир Круглый - № 54), ранее почти неизвестными на федеральном уровне. Несколько депутатов Госдумы ушли в верхнюю палату «на повышение» или в качестве поощрения за политическое сотрудничество с «Единой Россией» на выборах в регионах (Галина Карелова - № 23, депутат ЛДПР от Оренбургской области Елена Афанасьева , делегированная от губернатора-единоросса, - № 25). С учетом явной заинтересованности власти и руководства Совета Федерации в укреплении авторитета палаты и повышении ее связи с регионами, о чем говорят поправки в Конституцию о «президентских сенаторах» и массовый исход из палаты «столичных лоббистов» и «олигархов», кресло сенатора может стать для выходцев из регионов трамплином к публичной политической карьере. Наоборот, по всей видимости, навсегда покинул поле публичной политики экс-сенатор Михаил Маргелов (№ 91).

В сентябре развернул работу новый созыв Общественной палаты (ОП) РФ, который действует в тесной связке с ОНФ. Стремление секретаря ОП и одновременно куратора одного из ключевых проектов ОНФ «Честные закупки» превратить ее в полноценный субъект законотворческого процесса на стадии предварительной экспертизы проблем, «нулевых чтений» законопроектов и общественного контроля за реализацией уже принятых законов обусловило высокие места в «Рейтинге-2016» для самого Александра Бречалова (№ 1 - лидер сентябрьского рейтинга) и нового главы аппарата ОП Сергея Смирнова (№ 22). Главы некоторых профильных комиссий ОП уже встроились в интенсивный ритм работы, вплотную занявшись предметными социально значимыми проблемами в регионах: социальными рисками реформ в образовании (Любовь Духанина - № 29), здравоохранении (Эдуард Гаврилов - № 36), транспортной безопасностью (Дмитрий Чугунов - № 58).

Возрастающая роль представителей общественников в выработке конкретных предложений по социальной политике и контроле за деятельностью исполнительной власти подвигла экспертов обратить внимание на кадровые перестановки во многих крупных общественных объединениях. Вошедшие в «Рейтинг-2016» новые лидеры Всероссийского совета местного самоуправления (Дмитрий Азаров - № 5) и «Деловой России» (Алексей Репик - № 11, Борис Титов - № 50) авансом рассматриваются как потенциальные федеральные политики к моменту выборов в Госдуму.

В целом есть основания полагать, что в то время как многие депутаты Госдумы и партийные лидеры все сильнее тяготеют к популистским и не всегда содержательным действиям, именно «новые общественники» своей повседневной работой в общественных интересах будут задавать содержание предметной социально ориентированной политики для всех кандидатов в депутаты 2016 года. Показательна судьба одного из лидеров сентябрьского рейтинга, ректора Высшей школы экономикиЯрослава Кузьминова (№ 7), который после многих лет плодотворной работы в ОП РФ и в общественно-экспертной сфере успешно проявил себя на выборах в Мосгордуму уже как политический деятель.

№1. Возглавив ОП РФ, усилил ее роль во взаимодействии с властью и гражданским обществом и придал динамику работе палаты. Изменил формат и успешно провел первое пленарное заседание. В открытом для НКО и регионов режиме идет подготовка годового доклада ОП. Создан экспертно-аналитический центр для анализа палатой законопроектов на стадии «нулевого чтения». Учреждена премия ОП РФ за гражданский активизм. При палате открыты новые «горячие линии» по социально чувствительным проблемам. В рамках ОНФ Александр Бречалов продолжает развивать проект антикоррупционного мониторинга госзакупок. Выявлены попытки расточительного использования бюджетных средств регионов и муниципалитетов на участие в инвестфоруме «Сочи-2014», а также на личный комфорт чиновников.

№2. Бывший «народный мэр» Севастополя привел «Единую Россию» к одному из самых высоких результатов на выборах в регионах в 2014 году (76,6%) и стал главой горсовета Севастополя. Если за оставшееся до выборов в Госдуму время А. Чалый сумеет выстроить слаженную парламентскую работу с носителями различных точек зрения, не прибегая к публичному конфликту как способу разрешения рабочих разногласий, то в 2016 году он может быть главным фаворитом выборов в Госдуму по округу в Севастополе и возможным кандидатом на лидерство в региональной группе списка «Единой России».

№3.В ходе сверхконкурентных выборов в Мосгордуму по весьма консервативному округу А. Клычков сумел переломить неблагоприятный стартовый расклад и победить кандидата «Единой России» с серьезным административным ресурсом (многолетний префект округа), а также объединившихся против Клычкова кандидатов от малых партий. Вместе с губернатором Орловской области В. Потомским и мэром Новосибирска А. Локтем А. Клычков сегодня - самая электорально успешная фигура в рядах КПРФ.

№4.Благодаря активной законотворческой работе по защите национального суверенитета и персональных данных граждан РФ в информационной сфере и благоприятным оценкам его работы со стороны участников отрасли Л. Левин вновь усилил свое влияние в парламентской фракции «Справедливая Россия» и был избран на должность главы профильного комитета ГД по информационной политике. Вопросы регулирования информационной среды остаются в первоочередной повестке работы Госдумы, и должность главы комитета способна сделать Л. Левина заметной политической фигурой в осеннюю думскую сессию.

№5. Карьера экс-мэра Самары в сентябре вышла на федеральный уровень. Он делегирован в Совет Федерации, где сможет претендовать на серьезную роль и влияние в вопросах реформы МСУ. Одновременно Д. Азаров избран главой ВСМС, ставшего в последнее время ключевым центром разработки законопроектов по реформе МСУ. Имея богатый опыт управленческой деятельности и на стороне исполнительной власти субъекта РФ, и в качестве избранного мэра областного центра, Д. Азаров во главе ВСМС должен обеспечить в ходе реформы МСУ достижение баланса полномочий между муниципальным и государственным уровнями власти и имеющимися у них ресурсами.

№6. В новой должности бывший лидер МГЕР, хорошо зарекомендовавший себя в работе по разворачиванию социально значимых проектов движения, получает новый политический вызов для своей карьеры и хорошую возможность использовать свой опыт для вывода системы партийных проектов «Единой России» на новый уровень, а также прямо влиять на предвыборную стратегию партии на региональных и федеральных выборах 2015–2016 гг.

№7. Новичок в публичной политике, ректор ВШЭ всего за четыре месяца сумел добиться расположения 41% москвичей в одном из округов центра столицы. Я. Кузьминов лично провел множество встреч с избирателями и стал единственным кандидатом на выборах в Мосгордуму, представившим детальную программу развития мегаполиса. Присутствие одного из инициаторов разработки федеральной «Стратегии-2020» в городском парламенте серьезно укрепляет политический и экспертный потенциал этого законодательного органа.

№8. Один из активистов реформы МСУ в столице и координатор работы с муниципальными сообществами города, в том числе с независимыми и оппозиционными местными группами, достаточно уверенно выиграл выборы в округе (52,1%). Шапошников стал одним из успешных новых лиц «Единой России» на выборах в Мосгордуму и был делегирован партией на должность спикера. Его кандидатуру на пост главы МГД поддержали и оппозиционные фракции КПРФ и «Родина».

№9. Организовала на форуме «Селигер» принципиально новую по характеру и содержанию научно-просветительскую смену - «Поколение Zнаний». В ее работе приняли участие молодые ученые и преподаватели истории, политологии, социологии, экономики и других гуманитарных наук из всех ведущих вузов страны. Превращение «Селигера» в лагерь нового типа и «Территорию смыслов» удостоилось положительных откликов со стороны всех участников и гостей форума. Ксения Разуваева также успешно модерировала общение президента России В. Путина с участниками смены «Поколение Zнаний», став одним из открытий «Селигера» для широкой аудитории.

№10. Кандидат на должность главы Якутии провел эффективную кампанию и добился хорошего стартового результата перед выборами в Госдуму в регионе. Почти 29,5% голосов избирателей при высокой явке (на участки пришли более половины жителей республики) - это заявка на то, чтобы в 2016 году составить конкуренцию по округу лидеру якутских «эсеров» депутату Госдумы Федоту Тумусову, который пропустил нынешний электоральный цикл. В рамках подготовки к думской кампании Э. Березкин уже заявил о создании общественного движения для реализации собственной программы.

№92. Не смог стать новым лидером столичной оппозиции и, несмотря на дорогостоящую уличную кампанию, занял лишь 3-е место в округе на выборах в Мосгордуму. После первого политического поражения сразу же засомневался в целесообразности продолжения своей общественно-политической деятельности.

№93. Не участвуя в выборах 2014 года в качестве кандидата, О. Дмитриева тем не менее потерпела два чувствительных электоральных поражения. Ее призыв к петербургским избирателям портить бюллетени на выборах губернатора не получил народной поддержки, доля недействительных бюллетеней оказалась в обычных пределах. Не принесло результата и активное личное участие О. Дмитриевой (встречи с избирателями, присутствие в агитационных материалах) в кампании кандидата СР в губернаторы Мурманской области А. Макаревича, занявшего в итоге лишь 3-е место.

№94. Московское отделение ГП во главе с М. Вышегородцевым провалилось на выборах в Мосгордуму, хотя еще на старте кампании многие эксперты и сами представители ГП прочили партии 2–3 места в парламенте. Сам лидер московских правых не смог составить серьезной конкуренции в «либеральном» округе «Яблоку» и выигравшей в итоге окружной мандат КПРФ.

№95. На выборах губернатора Нижегородской области даже в отсутствие кандидата от «большой» КПРФ М. Сурайкин не смог привлечь на свою сторону хотя бы часть избирателей коммунистов. С результатом лишь 2,15% он уступил и кандидату СР, и представителю ЛДПР. Партия М. Сурайкина «Коммунисты России» хотя и зарегистрировалась на выборы в 9 региональных парламентов, нигде не смогла повторить свой прошлогодний хакасский успех и даже приблизиться к преодолению проходного барьера. А в Волгоградской области на финише кампании в региональном отделении разразился открытый конфликт.

№96. Уйдя с должности главы исполкома «Единой России», В. Кидяев утратил возможность влиять на стратегию избирательной кампании партии и выступить главным политическим технологом партии на выборах в Госдуму в 2016 году.

№97. Результаты московских выборов показали, что, отказавшись баллотироваться в Мосгордуму, лидер «Яблока» упустил момент, чтобы вернуться в парламентскую политику. Бренд «Яблока» как партии для либеральной интеллигенции восстановил позиции в столице: кандидаты «Яблока» в среднем заняли уверенное 3-е место после «Единой России» и КПРФ, намного опередив «эсеров» и «Гражданскую платформу».

№98. Фактически прекратил представлять российских избирателей в парламенте. Оставил Новосибирскую область без одного депутата в Госдуме, отказавшись возвращаться в Россию на осеннюю сессию. Находясь за рубежом, одновременно дает основания упрекать себя в лоббировании интересов международных платежных систем (обращение к главе ЦБ РФ о нецелесообразности развития национальной платежной системы).

№99. Информация о том, что П. Дорохин скрыл сведения о погашенной судимости, стоила ему участия в выборах губернатора Тюменской области, утраты доверия других членов тюменского обкома и, возможно, электоральных перспектив на следующих федеральных выборах.

№100. Между продолжением работы в Госдуме над темой национальной информационной безопасности и пребыванием за границей, подальше от российских правоохранительных органов, выбрал последнее, чем фактически закрыл себе перспективы продолжения политической карьеры.

Впервые за последние несколько месяцев внешнеполитическая повестка отходит на второй план. Как следствие – некоторое усиление влияния деятелей экономического блока с одновременной незначительной негативной коррекцией представителей силового.

Федеральная административная элита

Январский рейтинг демонстрирует относительную стабильность. Вероятная причина – относительное затишье в период 10-дневных новогодних каникул. Первые семь строк остаются неизменными. На втором месте закрепляется руководитель администрации президента Сергей Иванов, на третьем остается премьер-министр Дмитрий Медведев, на четвертой строке стабилизируется первый заместитель руководителя администрации президента Вячеслав Володин. Пятую строку по-прежнему занимает глава МИДа Сергей Лавров, шестую – глава Минобороны Сергей Шойгу, седьмую – глава ФСБ Александр Бортников.

Ряд деятелей экономического блока набирает очки ввиду необходимости оперативно реагировать на возникающие вызовы. Замыкает первую десятку прибавляющий один пункт министр финансов Антон Силуанов. Глава Центробанка Эльвира Набиуллина поднимается с 14-й на 11-ю строку. Призвавшая не секвестировать бюджет и обнародовавшая данные о 600 млрд нераспределенных бюджетных средств председатель Счетной палаты Татьяна Голикова входит в зону «очень сильное влияние», прибавляя три строки и занимая 18-е место. Наращивающий публичную активность Алексей Кудрин поднимается на 67-ю строку, прибавляя 17 пунктов; способствуют его укреплению не только многочисленные заявления о собственном видении развития кризисной ситуации, но и слухи о возвращении экс-министра в правительство (так пока и не реализовавшиеся).

Динамика влияния деятелей силового блока разнонаправленна. По-прежнему на седьмой строке занимающий ее на протяжении довольно длительного срока глава ФСБ Александр Бортников. Как и месяцем ранее, два пункта теряет глава Следственного комитета Александр Бастрыкин – 14-е место. На 15-м – одну строку прибавляющий секретарь Совета безопасности Николай Патрушев. Сразу на 10 строк, занимая 27-ю позицию, поднимается глава МВД Владимир Колокольцев. МВД первым из силовых структур представило в Минфин свои предложения по сокращению собственных расходов в 2016 году на 10%. Продолжает снижение вице-премьер Дмитрий Рогозин (29-е место, минус три пункта). Негативный информационный фон вокруг генпрокурора Юрия Чайки (32-е) резко ослабевает, что возвращает ему потерянные в декабре позиции. На 47-м месте – продолжающий укрепление глава ФСО Евгений Муров (плюс три пункта). Исчезновение из публичного поля несколько ослабляет влияние директора Службы внешней разведки Михаила Фрадкова (54-я строка).

Разнонаправленны, но в целом незначительны корректировки позиций кураторов внутренней и информационной политики. Пресс-секретарь президента Дмитрий Песков – на 12-м месте (минус два пункта), первый заместитель руководителя администрации президента Алексей Громов закрепляется на 17-м. Четыре пункта прибавляет глава управления по внутренней политике Татьяна Воронова (31-я строка), один – пресс-секретарь премьер-министра Наталья Тимакова (65-я).

Несколько укрепляются руководители федеральных телеканалов – вероятно, вследствие длительных новогодних каникул, повлекших рост качества контента. Генеральный директор Первого канала Константин Эрнст – на 41-м месте (плюс одна строка), председатель ВГТРК Олег Добродеев – на 51-м (плюс пять).

Партийная элита

Нет единого вектора в корректировке позиций партийных акторов. На 37-й строке располагается секретарь генсовета «Единой России» Сергей Неверов (минус четыре пункта), на 64-й – глава фракции «Единая России» в Госдуме Владимир Васильев (плюс один). Заместитель секретаря генсовета Ольга Баталина занимает 84-ю строку (минус три).

Продолжает снижение лидер коммунистов Геннадий Зюганов (34-е место, минус три строки). Напротив, прибавляет руководитель ЛДПР Владимир Жириновский (57-е, плюс четыре). Вновь начинает снижение председатель «Справедливой России» Сергей Миронов (88-е, минус три).

Региональная элита

Корректировка позиций глав субъектов Федерации происходит под влиянием ситуативных факторов. Вновь незначительно ослабевает мэр Москвы Сергей Собянин (20-е место, минус один пункт). Публично признанный президентом эффективным руководителем после ряда медийных столкновений с политиками, общественными деятелями и экспертами глава Чечни Рамзан Кадыров прибавляет сразу 15 пунктов (44-я строка). Три строки теряет губернатор Московской области Андрей Воробьев (66-е место). Как и месяцем ранее, продолжает ослабевать президент Татарстана Рустам Минниханов (минус четыре позиции, 68-е). После декабрьского конфликта с федеральным Центром, ослабившего его влияние, глава Крыма Сергей Аксенов возвращает прежние позиции (69-е место).

Бизнес-элита

Отсутствует единая динамика и у представителей бизнес-элиты. Глава «Роснефти» Игорь Сечин продолжает укрепление (8-е место, плюс одна строка). Один пункт теряет глава «Газпрома» Алексей Миллер (16-е место), четыре – Сергей Чемезов (22-е). Вновь на одну строку поднимается Аркадий Ротенберг (26-е). Значительное снижение – у главы ВТБ Андрея Костина (45-я строка, минус 17 пунктов); не исключено, что на него повлиял скандал с Всемирным антидопинговым агентством. Пять строк теряет Роман Абрамович (53-е место). Семь пунктов, продолжая укрепление и занимая 60-ю строку, прибавляет глава ВЭБа Владимир Дмитриев.

Методика исследования АПЭК

Экспертный опрос, на результатах которого основан рейтинг 100 наиболее влиятельных политиков России, проводится методом закрытого анкетирования. В нем принимают участие 25 экспертов: политологи, политтехнологи, медиаэксперты, представители политических партий.

Экспертам задается следующий вопрос: «Как бы вы оценили по шкале от 1 до 10 влияние в администрации президента РФ, правительстве РФ, Федеральном собрании РФ следующих российских политиков?»

Сначала каждый из экспертов оценивает влияние каждого из кандидатов, представленных в анкете, а затем определяются средние арифметические значения экспертных оценок (средние баллы). Каждый эксперт может добавить персоналии (не более пяти), которые, по его мнению, должны быть представлены в рейтинге, но отсутствуют в анкете. Если не представленного в анкете претендента назовут хотя бы два эксперта, он будет оцениваться всеми участниками исследования в следующем месяце.

Итоговый рейтинг представляет собой консолидированную оценку влияния 100 российских политиков лидерами российского экспертного сообщества. Персоналии, вошедшие в рейтинг по результатам опроса, распределяются по разделам «очень сильное влияние» (1–20), «сильное влияние» (21–50), «среднее влияние» (51–100).

Список экспертов

Политологи, политтехнологи и медиаэксперты

Бадовский Дмитрий (Институт социально-экономических и политических исследований); Костин Константин (Фонд развития гражданского общества); Орлов Дмитрий (Агентство политических и экономических коммуникаций); Марков Сергей (Институт политических исследований); Толстой Петр (Первый канал); Брилев Сергей (канал «Россия»); Дискин Иосиф (Совет по национальной стратегии); Ремизов Михаил (Институт национальной стратегии); Поляков Леонид (Высшая школа экономики); Гонтмахер Евгений (Институт современного развития); Михеев Сергей (политолог); Мухин Алексей (Центр политической информации); Симонов Константин (Фонд национальной энергетической безопасности); Зудин Алексей (Институт социально-экономических и политических исследований); Иванов Виталий (Фонд развития гражданского общества); Львов Степан (ВЦИОМ); Колесников Андрей (Фонд Карнеги); Радзиховский Леонид (политолог), Бовт Георгий (политолог).

Представители партий

Никонов Вячеслав («Единая Россия»); Куликов Олег (КПРФ); Зубов Валерий («Справедливая Россия»); Лебедев Игорь (ЛДПР); Иваненко Сергей («Яблоко»).

Наш рейтинг, как и раньше, посвящен политтехнологам и политическим советникам – людям, которые «делают» политиков такими, какими мы их видим, создают партии и помогают им побеждать на выборах, а также являются идеологами и организаторами политических процессов и избирательных кампаний. В 2016 году, когда кампания по выборам в Государственную думу практически началась, мы продолжаем наш проект.

Работа над рейтингом продолжалась в течение второго полугодия 2015 года и проводилась силами наших журналистов, экспертов и региональных корреспондентов. Выход рейтинга мы решили, как и в прошлом году, приурочить к началу нового политического сезона. Сегодня мы представляем результат нашего исследования. Исходя из него, можно понять, кто именно и насколько эффективно «рулит» в России выборами и политическими кампаниями.

Методика исследования не изменилась и заключается в следующем. В опросе традиционно участвовали 100 действующих политиков, депутатов, политтехнологов, журналистов. Участникам опроса было предложено самим назвать «ведущую двадцатку политтехнологов». В зависимости от частоты упоминания тех или иных фамилий и был составлен рейтинг. Опрашиваемые были предупреждены, что они могут называть только носителей «политтехнологической компетентности», то есть людей, которые являются специалистами в области формирования общественного мнения, реальными организаторами избирательных и политических кампаний.

Из рейтинга исключены: 1) президент и премьер-министр России; 2) политики, не связанные с политтехнологиями (например, С. Иванов, И. Шувалов, Д. Рогозин, С. Нарышкин, В. Матвиенко); 3) политики и чиновники, имеющие отношение к развитию рынка политического консультирования, но не являющиеся собственно политтехнологами (например, В. Володин, Д. Песков, Н. Тимакова, Т. Воронова); 4) партийные лидеры (например, Г. Зюганов, С. Неверов, В. Жириновский, С. Миронов); 5) политологи-эксперты, не работающие в сфере политтехнологий (например, С. Марков, М. Ремизов, Б. Межуев); 6) социологи (например, В. Федоров, А. Ослон); 7) журналисты и руководители СМИ (например, К. Эрнст, А. Габрелянов, П. Гусев).

По сравнению с предыдущим исследованием в рейтинге произошли очень значительные изменения: он стал в большей степени «отраслевым».

1. Константин Костин

99 упоминаний. Председатель правления «Фонда развития гражданского общества». Координирует в интересах Кремля развитие рынка политических технологий. Провел в 2015 г. две отраслевые конференции, на которых В. Володин сделал наиболее значимые заявления по развитию рынка. Под контролем Костина находятся медийные группы К. Рыкова и В. Горшенина, значительный аппарат. Долгое время был заместителем начальника, начальником управления внутренней политики Администрации президента. Координирует составление докладов в интересах Кремля. Составитель «Рейтинга эффективности губернаторов», наиболее близкого к позиции Администрации президента.

2. Дмитрий Бадовский

97 упоминаний. Председатель совета директоров «Института социально-экономических и политических исследований». Координирует в интересах Кремля мониторинговые программы и специальные проекты (в том числе региональные и международные), в которых задействованы и многие известные политтехнологи. В прошлом заместитель начальника управления внутренней политики Администрации президента, ранее советник мэра Москвы Ю. Лужкова. Оператор президентской администрации по работе с экспертным сообществом и гуманитарными проектами. По данным СМИ, участвовал в закрытой встрече В. Путина с политконсультантами. Автор аналитического проекта «Тетради по консерватизму». Издатель журнала «Историк». Составитель «Рейтинга-2016». Составитель «Индекса политологических и аналитических центров», влияющего в том числе на развитие рынка политтехнологий.

3. Андрей Гнатюк

72 упоминания. Президент холдинга «Группа ИМА». Подрядчик большинства PR-проектов бывшего столичного мэра Ю. Лужкова, сохраняет эту роль и при С. Собянине. Скорее всего, будет вести кампанию «Единой России» и ее кандидатов в Москве. Контролирует главную общероссийскую премию в области PR – «Серебряный Лучник».

4. Игорь Бунин

69 упоминаний. Президент «Центра политических технологий». Политконсультант, один из основателей рынка политического консультирования в России. Консультант С. Собянина и партии «Единая Россия» в Москве. Консультант А. Кудрина. Вероятно, консультант Г. Грефа. По данным СМИ, участвовал в закрытой встрече В. Путина с политконсультантами. Назван В. Володиным в числе руководителей центров, имеющих историю и репутацию для консультирования выборов. Владелец портала «Политком.ру».

5. Андрей Парфенов

66 упоминаний. Заместитель руководителя ЦИК партии «Единая Россия». Политтехнолог, курирует в партии региональную и технологическую работу. В 2015 г. принимал важнейшие решения в ряде регионов, в которых проводила кампании «Единая Россия».

6. Дмитрий Орлов

63 упоминания. Директор «Агентства политических и экономических коммуникаций», член Высшего совета «Единой России». Политконсультант, политтехнолог, специализируется на создании экспертных сетей. Работает в регионах России, в странах СНГ. В 2015 г. обнародовал доклады о конкуренции на региональных выборах, а также о стратегии власти и «Единой России» в кампании-2016. По данным СМИ, участвовал в закрытой встрече В. Путина с политконсультантами. Назван В. Володиным в числе руководителей центров, имеющих историю и репутацию для консультирования выборов. Владелец портала «Региональные комментарии». Составитель «Рейтинга 100 ведущих политиков», «Рейтинга влияния глав субъектов», «Рейтинга эффективности управления в субъектах РФ».

7. Игорь Минтусов

62 упоминания. Президент Агентства стратегических коммуникаций «Никколо М». Политконсультант, один из основателей рынка политического консультирования в России. Президент Российской ассоциации политических консультантов (РАПК). Работает на российском рынке, рынках СНГ и дальнего зарубежья. Назван В. Володиным в числе руководителей центров, имеющих историю и репутацию для консультирования выборов.

8. Олег Смолкин

60 упоминаний. Руководитель исполкома московского отделения партии «Единая Россия». Политтехнолог, руководитель группы «Новые коммуникационные системы». Вероятнее всего, будет координировать кампанию по выборам в Государственную думу в Москве. Ранее работал в ряде сибирских регионов.

9. Евгений Минченко

59 упоминаний. Президент холдинга «Минченко консалтинг», глава Международного института политической экспертизы. Политтехнолог, лоббист, работает на российском рынке и в СНГ. В 2015 г. обнародовал новую версию доклада «Политбюро 2.0» и доклад о ситуации в Центральной Азии. Назван В. Володиным в числе руководителей центров, имеющих историю и репутацию для консультирования выборов. Создал конкурирующую с РАПК публичную площадку – «Комитет по политическим технологиям РАСО». Подвергался критике В. Володиным за продвижение регулирования (сертификации) рынка политтехнологических услуг и С. Неверовым – за очень высокую заявленную стоимость избирательной кампании в одномандатном округе. Составитель «Рейтинга политической выживаемости губернаторов» (с М. Виноградовым), который, по данным СМИ, подвергался критике в Администрации президента.

10. Дмитрий Гусев

55 упоминаний. Председатель наблюдательного совета Bakster Group. Работал в Уральском регионе, известен агрессивным стилем ведения кампаний. Был функционером мэрии Москвы, координировал как «внутренний» технолог столичных властей кампанию по выборам в Московскую городскую думу.

11. Сергей Обухов

52 упоминания. Один из основателей рынка политического консультирования в России. Секретарь ЦК КПРФ по избирательным технологиям, руководитель Центра исследований политической культуры России. В 2015 г. координировал проведение ряда относительно удачных для КПРФ кампаний. Главный редактор интернет-сайта КПРФ.

12. Андрей Богданов

50 упоминаний. Политконсультант, глава «Центра Андрея Богданова». В прошлом лидер ДПР, кандидат-спойлер на президентских выборах. Создатель «инкубатора» малых партий и партий-спойлеров. Возглавляет одну из масонских лож, использует международные и региональные ложи как экспертные сети и каналы лоббирования.

13. Константин Калачев

47 упоминаний. Руководитель «Политической экспертной группы». Политконсультант, один из основателей рынка политического консультирования в России. Создатель «Партии любителей пива», экс-вице-мэр Волгограда. Был одним из главных технологов партии «Единая Россия». Ведет кампании в регионах России.

14. Григорий Казанков

45 упоминаний. Политтехнолог, работающий в интересах «Единой России». Выходец из команды Ю. Русовой. Способствовал продвижению Великого Устюга как «родины Деда Мороза».

15. Андрей Максимов

42 упоминания. Политконсультант, глава компании «Максимов Консалтинг». Вице-президент РАПК. Ведет кампании в регионах России. Владелец обширной базы данных агитационно-пропагандистских материалов.

16. Олег Матвейчев

40 упоминаний. Политконсультант, партнер Д. Гусева по Bakster Group. Профессор Высшей школы экономики. В прошлом заместитель губернаторов Вологодской и Волгоградской областей, экс-сотрудник Администрации президента. Ведет активную консультационную и методическую деятельность в регионах.

17. Модест Колеров

39 упоминаний. Политтехнолог, специализируется на рынке стран СНГ (прежде всего в Молдавии и Приднестровье). В прошлом начальник управления по межрегиональным и культурным связям Администрации президента. Контролирует и редактирует ИА REGNUM. Владелец порталов REX и OSTKRAFT.

18. Илья Митькин (Спокойнов)

37 упоминаний. Активный региональный политтехнолог, работающий в интересах «Единой России». Особенно заметен в Приморье. В последнее время близок к группе «Сумма», стал генеральным директором хоккейного клуба «Адмирал» (президент – З. Магомедов).

19. Станислав Белковский

36 упоминаний. Называет себя «политтехнологом на пенсии». В прошлом консультант Б. Березовского, консультант радикальной оппозиции. Вероятный консультант М. Ходорковского.

20. Евгений Сучков

35 упоминаний. Политтехнолог, директор Института избирательных технологий. Один из основателей рынка политического консультирования в России. Работает в Москве и в ряде регионов России.

Более 20 упоминаний набрали также следующие политтехнологи и политконсультанты: Г. Павловский, А. Трубецкой (Кошмаров), А. Чеснаков, А. Ситников, В. Смирнов, В. Сергеев, С. Михеев, А. Баков, А. Высоцкий, Ю. Русов, М. Виноградов, С. Маркелов, В. Бианки, В. Потуремский, П. Быстров, В. Полуэктов, А. Пирогов, М. Сергеева, С. Наследков, Е. Островский.