Что относится к внеурочной деятельности школьников. «внеурочная деятельность как важное условие реализации фгос

Одна из проблем, которая волнует родителей школьников - это внеурочная деятельность, о чем можно судить по их отношению к внеурочной деятельности, представленному на форумах в сети «Интернет»:

— Внеурочная деятельность сводится к насильственному принуждению посещения занятий, организованных самими же учителями, которые вряд ли что-то могут дать детям в области
дополнительного образования.
— Внеурочка в наших российских школах — это лишь способ получить финансирование. И никого не волнует, что ради этого дети должны высиживать скучные занятия шестым и седьмым уроками.
— Задумка хорошая, но выбора особо нет.
— У нас внеурочка — это не кружки, а обязательные предметы. Учителя ругаются на собраниях, а принудить все равно не могут.
— У нас все дни поставили внеурочку, по 2 урока, в т. ч. динамическую паузу, которая моему ребенку нафиг не нужна. Слоняться по школьной площадке.
Но не везде так плохо:
— У нас очередь на внешкольные занятия, есть языки, шахматы, спорт и т.д. по интересам. И дети рады, и родители.
— У нас эта «внеурочка» — реально интересные кружки. Причём, по каждому направлению выбор есть. Детям нравится.
— У нас школа «полного дня пребывания». Дети в ней с утра и до 18 часов. Вся внеурочка добровольная.

Примечание.

В настоящее время следует руководствоваться письмом Минпросвещения России от 5 сентября 2018 г. № 03-ПГ-МП-42216 «Об участии учеников муниципальных и государственных школ РФ во внеурочной деятельности» (подробности в нашем блоге в статье « Мипросвещения РФ разъяснило, обязаны ли школьники посещать внеурочные занятия» .

Что такое внеурочная деятельность
Внеурочная деятельность в школе представляет собой инновацию Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС).
Под внеурочной деятельностью в рамках реализации ФГОС понимается образовательная деятельность, осуществляемая в формах, отличных от классно-урочной, и направленная на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы.
Внеурочная деятельность школьников в основной образовательной программе образовательной организации
Согласно Федеральному закону об образовании содержание образования образовательной организации определяется её основной образовательной программой (далее -ООП), разрабатываемой в соответствии с ФГОС и с учетом соответствующих примерных основных образовательных программ. ООП разрабатывается, утверждается и реализуется образовательной организацией самостоятельно.
Согласно ФГОС ООП реализуется образовательным учреждением через урочную и внеурочную деятельность с соблюдением требований государственных санитарно-эпидемиологических правил и нормативов.
Организационными механизмами реализации ООП являются Учебный план и План внеурочной деятельности .
План внеурочной деятельности обеспечивает учет индивидуальных особенностей и потребностей обучающихся через организацию внеурочной деятельности и включается в организационный раздел ООП. Чередование урочной и внеурочной деятельности в рамках реализации ООП определяет образовательная организация.
Из Федерального закона об образовании :
«образовательная программа — комплекс основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты), организационно-педагогических условий и в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, форм аттестации, который представлен в виде учебного плана, календарного учебного графика, рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов, а также оценочных и методических материалов ».
Основные направления внеурочной деятельности
Согласно ФГОС внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности:
спортивно-оздоровительное,
духовно-нравственное,
социальное,
общеинтеллектуальное,
общекультурное.
Формы реализации основных направлений внеурочной деятельности
Как сказано в ФГОС, внеурочная деятельность реализуется в таких формах как кружки, художественные, культурологические, филологические, хоровые студии, сетевые сообщества, школьные спортивные клубы и секции, юношеские организации, краеведческая работа, конференции, школьные научные общества, олимпиады, военно-патриотические объединения, экскурсии, соревнования, поисковые и научные исследования, общественно полезные практики и в других формах .
Это же положение подтверждено и СанПин 2.4.2.2821-10:
— «Внеурочная деятельность организуется на добровольной основе в соответствии с выбором участников образовательных отношений ».

В нем также отмечено, что «часы, отведенные на внеурочную деятельность, используются для проведения общественно полезных практик, исследовательской деятельности, реализации образовательных проектов, экскурсий, походов, соревнований, посещений театров, музеев и других мероприятий».
В каком объеме реализуется внеурочная деятельность
Согласно ФГОС объем внеурочной деятельности составляет:
— для обучающихся при получении начального общего образования — до 1350 часов за четыре года обучения;
— на уровне основного общего образования — до 1750 часов за пять лет обучения с учетом интересов обучающихся и возможностей организации , осуществляющей образовательную деятельность.
Согласно СанПин 2.4.2.2821-10 максимально допустимый недельный объем нагрузки внеурочной деятельности (в академических часах) в 1-11 классах независимо от продолжительности учебной недели должен быть не более 10.
Согласно СанПин 2.4.2.2821-10 часы внеурочной деятельности могут быть реализованы как в течение учебной недели, так и в период каникул, в выходные и нерабочие праздничные дни, допускается перераспределение часов внеурочной деятельности по годам обучения в пределах одного уровня общего образования, а также их суммирование в течение учебного года.
Продолжительность занятий внеурочной деятельности и их количество в неделю определяются приказом образовательного учреждения.
О наполняемости групп при внеурочной деятельности
Образовательное учреждение самостоятельно решает вопросы формирования и наполняемости групп. В соответствии с СанПин 2.4.2.2821-10 количество учащихся в группе определяется исходя из расчета соблюдения нормы площади на одного обучающегося не менее 2,5 кв. метра и не менее 3,5 кв. метра на 1 обучающегося при организации групповых форм. При наличии необходимых условий и средств возможно деление на группы с меньшей наполняемостью.
Значение внеурочной деятельности
Внеурочная деятельность, как и деятельность обучающихся в рамках уроков, направлена на достижение результатов освоения основной образовательной программы.
Главной целью внеурочной деятельности является решение задач воспитания и социализации детей. В процессе внеурочной деятельности формируются нравственные черты личности, школьник учится коммуникации не только в обществе, но и вне его.
В ходе внеурочной деятельности обучающийся должен научиться действовать, чувствовать, принимать решения.
Результатом проведения внеурочной деятельности в школе предполагается увеличение численности детей, охваченных организованным досугом, формирование социальной культуры школьников, чувства патриотизма и гражданственности, предрасположенность к здоровому образу жизни, воспитание толерантности, уважительного отношения к окружающему миру.
Кроме того для большинства родителей, у которых нет физической или финансовой возможности водить детей в учреждения дополнительного образования или какие-то частные спортивные секции и развивающие студии, внеурочная деятельность образовательного учреждения позволяет предоставить своим детям такую возможность на бесплатной основе.

Что обязательно и что по выбору
Прямого указания о том, что участие обучающегося во внеурочной деятельности является обязательным в федеральных нормативных документах не содержится.
В соответствии с ФГОС организация внеурочной деятельности образовательной организацией являются обязательной, ибо она составная часть ООП. При этом образовательная организация обязана предоставить участникам образовательных отношений право выбора различных форм внеурочной деятельности на добровольной основе .
Также согласно СанПин 2.4.2.2821-10 внеурочная деятельность организуется на добровольной основе в соответствии с выбором участников образовательных отношений . Максимально допустимая аудиторная недельная нагрузка включает обязательную часть учебного плана и часть учебного плана, формируемую участниками образовательных отношений. Откуда следует, что внеурочная деятельность вынесена за рамки учебного плана и не учитывается при определении максимально допустимой учебной нагрузки обучающихся.
Обратим внимание на положения ст.34 Федерального закона об образовании, согласно которой обучающиеся имеют право:
— «на зачет организацией, осуществляющей образовательную деятельность, в установленном ею порядке результатов освоения обучающимися учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), практики, дополнительных образовательных программ в других организациях, осуществляющих образовательную деятельность »;
— «на посещение по своему выбору мероприятий, которые проводятся в организации, осуществляющей образовательную деятельность, и не предусмотрены учебным планом, в порядке, установленном локальными нормативными актами ».
Таким образом, если обучающийся посещает кружки, спортивные секции и т. д. в учреждениях дополнительного образования, то он может обратиться в администрацию образовательной организации, в которой он обучается, с просьбой зачесть его результаты по соответствующему направлению внеурочной деятельности при условии, если в образовательной организации имеется соответствующий локальный акт.

Источник:
Закон РФ “ Об образовании” от 29.12. 2012 г. №273-ФЗ.
СанПин 2.4.2.2821-10 с изменениями
Приказ Минобрнауки России от 06.10.2009 г. № 373 с изменениями
Приказ Минобрнауки России от 17.12.2010 г. № 1897 с изменениями
Приказ Минобрнауки России от 17.05.2012 г. № 413
Письмо Минобрнауки России от 12 мая 2011г. № 03-296
Примерная основная образовательная программа начального общего образования
Примерная основная образовательная программа основного общего образования

Внеурочная деятельность в школе: что обязательно и что по выбору : 50 комментариев

    То есть я свободно могу не посещать внеурочку?

    Добрый день! Исходя из вышесказанного посещая спортивную секцию и официальные курсы иностранного языка — я беру справки из этих учреждений, и нас освобождают от внеурочной деятельности в стенах школы?

    Добрый день! «Прямого указания о том, что участие обучающегося во внеурочной деятельности является обязательным в федеральных нормативных документах не содержится» разве фраза из статьи не указывает на то, что внеурочная деятельность дело добровольное или по крайней мере необязателное.

    Подскажите, пожалуйста, у нас есть посещение одного и того же учреждения на платной основе, причем, говорят, что это обязательно. Скорее всего, это и есть внеурочная деятельность. Как я могу отказаться от этих скучных занятий, да еще и платных?

    Подготовка к егэ может ли проводиться в рамках внеурочной деятельности как элективный курс

    В рамках внеурочной деятельности может ли проводиться занятия по подготовке к ЕГЭ как элективный курс

    хочу всем добавить, что письма министерств и ведомств не являются нормативными документами и уж точно не могут их отменять, следовательно, внеурочная деятельность для учащихся остаётся на добровольной основе, как гласит закон об образовании и санпин.

    Здравствуйте! А если в ОО есть группы продленного дня в начальной школе,то можно ли занятие по внеурочной деятельности включить в режим работы гпд, после спортивного часа?

    Добрый день.
    1) Скажите пожалуйста, действительно ли, что на внеурочке должно быть не более 15 учеников?
    2)Если ребенок посещает или не посещает (по причине доп занятий в секциях или муз.школе) внеурочную деятельность каким образом он сдает зачет?
    3) я правильно понимаю, что основной целью внеурочной деятельности является воспитательная задача а так же нравственная и т.п?
    4) И каждый ли ученик должен посетить 10 часов внеуроч.деятельности в неделю?
    Спасибо.

    Здравствуйте. А если ребенок не сдаст или сдаст зачет. Где это фиксировать?

    Добрый вечер! Сегодня в школе нам раздали заявления на внеурочную деятельность, который мы родители должны подписать. В заявлении прописаны 5 предметов спортивно-оздоровительный, нрав-этический, общеинт-ое, обще-культурное, социальное. И все эти предметы,сказали должны быть написаны. В неделю у нас на внеурочку отводится 10 часов. Ставят эту внеурочку во 2 классе 5 и 6 уроком. Вообще это законно? И что мы должны все это выбирать? или мы имеем право выбирать из этого списка что одно?

    Здравствуйте. Подскажите, а может ли внеурочная деятельность стоять 6 и 7 уроком, а основной предмет-8 уроком и что делать в том случае, если по времени не успеваем на занятия вне школы(справка имеется)?

    Если я правильно понимаю, внеурочная деятельность является обязательной. Но за учебные часы она не считается, и тем не менее это дополнительные занятия и дополнительная нагрузка. У сына 2 класс. Учится с 14:00. Каждый день по 5 уроков, и один день 0-уроком ставят внеурочку рисование. В субботу 4 внеурочки. И объясните мне пожалуйста русским языком, если внеурочка обязательна, значит я имею право считать ее учебными часами? Ребёнок приходит со школы в 19:00, делает уроки, потом готовится к олимпиадам и проектам, утром идём на свои кружки, которые ему интересны. Для ребёнка не многовато ли нагрузки? Почему внеурочную деятельность навязывают, на то она и внеурочная, чтобы заниматься в своё свободное время тем занятием, которое ребёнку будет интересно.

    Добрый день!
    Подскажите, пожалуйста, имеет ли право учитель выставлять оценки за внеурочную деятельность?

  • Создаётся впечатление,что наше образование делает всё, чтобы отбить желание у детей ходить в школу.Задумка про внеурочку наверное была неплохая,если бы действительно детям давали выбор или учитывали пожелания учеников и родителей. А в результате сделали обязаловкой,куда дети не хотят ходить,а их заставляют.Сын учится в 4 классе,у нас есть в расписании труд и умелые ручки(внеур.), рисование и волшебные краски(внеур.) Разве это не одно и то же?Причём на умелых ручках уже шестой урок подряд шьют мягкие игрушки и приходится тратить деньги на фетр,синтепон,ленточки,пуговички…это выходит 250-300 руб на занятие.Оно мне надо?У меня сын,зачем ему ЭТО?Прежде,чем что-то внедрять,надо продумать всё основательно,а так складывается впечатление, что в образовании люди сами далеко » не образованные» ,если устроили такую неразбериху,что четкого ответа не могут дать родителям,что и как должно быть.Отписки шлют каждый год разные,а обозначить что и как должно быть не могут.

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

Внеурочная деятельность в вопросах и ответах Автор: Преподаватель ГБПОУ «ССПК» Лебакина Н. А. МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ «САМАРСКИЙ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ» г. о. Самара, 2017

2 слайд

Описание слайда:

Что понимается под внеурочной деятельностью? Под внеурочной деятельностью в рамках реализации ФГОС следует понимать образовательную деятельность, осуществляемую в формах, отличных от классно-урочной, и направленную на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы

3 слайд

Описание слайда:

Какова основная цель внеурочной деятельности? Внеурочная деятельность, как и деятельность обучающихся в рамках уроков направлена на достижение результатов освоения основной образовательной программы. Но в первую очередь – это достижение личностных и метапредметных результатов. Это определяет и специфику внеурочной деятельности, в ходе которой обучающийся не только и даже не столько должен узнать, сколько научиться действовать, чувствовать, принимать решения и др. Если предметные результаты достигаются в процессе освоения школьных дисциплин, то в достижении метапредметных, а особенно личностных результатов – ценностей, ориентиров, потребностей, интересов человека, удельный вес внеурочной деятельности гораздо выше, так как ученик выбирает ее исходя из своих интересов, мотивов.

4 слайд

Описание слайда:

Каковы основные задачи внеурочной деятельности? Задачи внеурочной деятельности: обеспечить благоприятную адаптацию ребенка в школе; оптимизировать учебную нагрузку обучающихся; улучшить условия для развития ребенка; учесть возрастные и индивидуальные особенности обучающегося.

5 слайд

Описание слайда:

Какие нормативные документы регламентируют организацию внеурочной деятельности? Закон Российской Федерации «Об образовании» (в действующей редакции); Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования; Федеральные требования к образовательным учреждениям в части минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных; СанПиН 2.4.2. 2821 – 10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»; Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы «Санитарно- эпидемиологические требования к учреждениям дополнительного образования СанПиН 2.4.4.1251-03»

6 слайд

Описание слайда:

Федеральные требования к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников; Концепция духовно-нравственного воспитания российских школьников; Программа воспитания и социализации обучающихся (начальное общее образование); Требования к условиям реализации основной образовательной программы начального общего образования (гигиенические требования); Методические материалы по организации внеурочной деятельности в образовательных учреждениях, реализующих общеобразовательные программы начального общего образования.

7 слайд

Описание слайда:

Какие локальные акты ОУ обеспечивают реализацию внеурочной деятельности в рамках ФГОС НОО? Устав образовательного учреждения; Правила внутреннего распорядка образовательного учреждения; Договор образовательного учреждения с учредителем; Положения о формах самоуправления образовательного учреждения; Договор о сотрудничестве общеобразовательного учреждения и учреждений дополнительного образования детей; Положение о группе продленного дня («школе полного дня»);

8 слайд

Описание слайда:

Должностные инструкции работников образовательного учреждения Приказы об утверждении рабочих программ учебных курсов, дисциплин (модулей); Положение о распределении стимулирующей части фонда оплаты труда работников образовательного учреждения; Положения о различных объектах инфраструктуры учреждения с учетом федеральных требований к образовательным учреждениям в части минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений.

9 слайд

Описание слайда:

Какое количество часов отводится на организацию внеурочной деятельности? Количество часов, отводимое на внеурочную деятельность нефиксированное, что позволяет рационально планировать занятость обучающихся в течение дня. Всего количество часов на уровне НОО До 1350 часов Количество часов в год До 338 часов Количество часов в неделю До 10 часов

10 слайд

Описание слайда:

Все ли обучающиеся должны посещать все занятия внеурочной деятельности? Часы, отводимые на внеурочную деятельность, используются по желанию учащихся. Количество посещаемых курсов по внеурочной деятельности выбирает сам обучающийся и его родители (законные представители).

11 слайд

Описание слайда:

Каковы основные принципы организации внеурочной деятельности? Основные принципы организации внеурочной деятельности: учёт возрастных особенностей; сочетание индивидуальных и коллективных форм работы; связь теории с практикой; доступность и наглядность; включение в активную жизненную позицию.

12 слайд

Описание слайда:

Какие существуют модели внеурочной деятельности? Опираясь на базовую модель, могут быть предложены несколько основных типов организационных моделей внеурочной деятельности: модель дополнительного образования (на основе институциональной и (или) муниципальной системы дополнительного образования детей); модель «школы полного дня»; оптимизационная модель (на основе оптимизации всех внутренних ресурсов образовательного учреждения); инновационно-образовательная модель.

13 слайд

Описание слайда:

Какие условия организации внеурочной деятельности должны учитываться в ОУ? научно-методическое обеспечение (Методический совет, ШМО, ПДС и т.д.); материально-техническое обеспечение (оснащенность учебных кабинетов, спортзала, досугового центра и т.д.); информационное обеспечение (наличие современного мультимедийного оборудования и выхода в сеть Интернет); внешние связи и партнерство (сотрудничество с УДО, учреждениями культуры и спорта, родителями).

14 слайд

Описание слайда:

Какие направления внеурочной деятельности закреплены в ФГОС НОО? спортивно-оздоровительное; духовно-нравственное; социальное; общеинтеллектуальное; общекультурное.

15 слайд

Описание слайда:

Какие существуют виды внеурочной деятельности? игровая деятельность; познавательная деятельность; проблемно-ценностное общение; досугово-развлекательная деятельность; художественное творчество; социальное творчество; трудовая деятельность; спортивно-оздоровительная деятельность; туристско-краеведческая деятельность.

16 слайд

Описание слайда:

Какие существуют формы организации внеурочной деятельности? Внеурочная деятельность организуется в таких формах как экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, школьные научные общества, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования, общественно полезные практики и других. Аудиторных занятий не должно быть более 50%

17 слайд

Описание слайда:

Каковы основные результаты внеурочной деятельности? Воспитательные результаты внеурочной деятельности школьников распределяются по трём уровням. Первый уровень результатов - приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т. п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни. Второй уровень результатов - получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом. Третий уровень результатов - получение школьником опыта самостоятельного общественного действия.

18 слайд

Описание слайда:

Каковы основные методы диагностики эффективности внеурочной деятельности? Цель диагностики – выяснить, являются ли и в какой степени воспитывающими те виды внеурочной деятельности, которыми занят школьник Объекты диагностики: личность самого воспитанника, детский коллектив, профессиональная позиция педагога. Методы диагностики: наблюдение, анкетирование, тестирование.

С введением новых стандартов в российских школах радикально изменилось место внеурочной деятельности, поскольку она получила статус практически равноправного члена образовательного процесса наряду с классической учебной программой. Кроме того, она стала обязательной, что подчёркивало её значимость в новой образовательной концепции. Одной из главных задач, которые призвана была решать внеурочная работа в школе, была возможность открыть доступ к дополнительным формам образования детям начальных классов, которые с силу разных причин не могли посещать спортивные, музыкальные, художественные школы. Кроме того, именно внеурочный процесс даёт возможность реализовать пресловутый индивидуальный подход к ребёнку, предоставив ему право выбора занятий по содержанию и форме проведения, учитывая его желания и интерес.

Организация внеурочной деятельности согласно ФГОС

Ученик, который учится без желания, - это птица без крыльев.

Саади

Нормативно-правовые вопросы

  • Федеральный государственный стандарт образования в п.16 рассматривает внеурочную деятельность как полноправную часть образовательного процесса наряду с обязательным учебным планом.

Внедрение Федерального Государственного стандарта нового поколения предусматривает широкое использование внеурочной деятельности

Внеурочная деятельность - все виды образовательной работы, реализуемые не в форме урока.

  • Методическим руководством с указанием целей, содержания и алгоритма организации и проведения внеурочной деятельности является письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 14 декабря 2015 г. № 09–3564 «О внеурочной деятельности и реализации дополнительных общеобразовательных программ».
  • Приказ Минобрнауки России от 6 октября 2009 г. N 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» устанавливает суммарное количество часов внеурочной деятельности на уровне начального образования в размере до 1350 часов.
  • Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 24 ноября 2015 г. № 81«О внесении изменений № 3 в СанПиН 2.4.2.2821–10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения, содержания в общеобразовательных организациях» регулирует максимально допустимую недельную нагрузку.

Смысл внеклассной деятельности заключаются в развитии интеллектуальных, творческих способностей за счёт проектной деятельности школьников

Обращаем внимание на то, что 10 часов - это предельно допустимая планка недельной нагрузки, к сожалению, нижняя граница не указывается, поэтому на местах родители могут столкнуться с ситуацией, когда образовательное учреждение планирует внеурочные мероприятия, ориентируясь на максимальный уровень нагрузки, ссылаясь на требования нового стандарта. При этом в письме совершенно чётко указано, что школа сама определяет и регулирует объём часов, отведённых на внеурочную деятельность в соответствии с особенностями и требованиями общеобразовательной программы, с учётом интересов учеников и возможностей образовательной организации, а также объёмом финансирования, используя как учебное, так и каникулярное время.

Для создания оптимальных условий гармоничного развития воспитанников все направления внеурочной работы должны быть отображены в базовой общеобразовательной программе школы, при этом важно заметить, что за участниками образовательной деятельности, которыми являются ученики, педагогический коллектив, а также родители в качестве законных представителей детей, остаётся право выбора направлений и форм работы.

Внеурочная деятельность является обязательной для образовательной организации и реализуется в интересах гармоничного и всестороннего развития личности ученика.

Увлекательные и познавательные викторины, олимпиады вносят дух соревнования между классами, позволяют детям испытать чувство радости побед

Обращаем внимание, что для некоторых категорий обучающихся может быть сделано исключение и они могут воспользоваться выборочным или полным освобождением от обязательного посещения внеурочных занятий.

  • В соответствии с пунктом 7 части 1 статьи 34 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
  • Дети, посещающие учреждения дополнительного образования, например, спортивную, музыкальную, художественную школы, в таком случае по этим направлениям ребёнок может не присутствовать на внеурочных занятиях. Классный руководитель разрабатывает индивидуальный маршрут внеурочной деятельности ученика, после чего составляется локальный акт или, проще говоря, договор между родителями (законными представителями) ребёнка и администрацией школы в лице директора.
  • Состояние здоровья ученика, которое требует специального режима питания или контроля общеобразовательной нагрузки. В такой ситуации освобождение оформляется по заявлению родителей на имя директора школы и медицинских справок, подтверждающих потребность ребёнка в особом подходе к организации учебного процесса.

Образец заявления на имя директора школы.

  • Директору ________ №
    от

    Заявление.

    Я, ____________________________________________________________, родитель __________________________________________, ученика(цы)

    Класса, с учётом мнения ребёнка выбрал(а) в качестве внеурочной деятельности на 2016–2017 учебный год следующие занятия:

    ___________________________________________________________________________________________________,

    Также мой ребёнок уже осуществил свой свободный выбор вида внеурочной деятельности в соответствии с ФГОС, и посещает

    ___________________________________________________________________________________________________.

  • В соответствии с частями 1 и 3 статьи 44 Федерального закона N 273-ФЗ родители несовершеннолетнего имеют преимущественное право на образование и воспитание и обязаны обеспечить интеллектуальное, нравственное и физическое развитие ребёнка.

Таким образом, обучающийся или его родители (законные представители) сохраняют за собой право рассмотрения программ, предложенных школой, и выбора направлений и форм внеурочной деятельности исходя из своих запросов.

Если администрация школы игнорирует законное право обучающегося на осуществление выбора и настаивает на обязательном посещении всех занятий внеурочной работы, т. е. нарушает законные права и интересы ребёнка, родители могут обратиться в органы исполнительной власти субъекта РФ за разъяснением.

Направления и формы внеурочной деятельности

Внеурочная деятельность реализуется образовательной организацией по ключевым векторам развития личности ученика:

  • общее интеллектуальное;
  • общее культурное;
  • духовно-нравственное;
  • социальное;
  • спортивно-оздоровительное.

Турслёт для младших школьников был организован в рамках программы «Школа безопасности», которая нацелена на формирование навыков правильного поведения в повседневной жизни, в опасных и чрезвычайных ситуациях

Формы внеурочной работы должны отличаться от классно-урочной формы организации образовательного процесса. Наиболее популярные формы проведения внеклассных мероприятий:

  • экскурсии;
  • классные часы;
  • факультативы и кружковая работа;
  • круглые столы и научные секции;
  • ролевые и деловые игры;
  • олимпиады, викторины и конкурсы;
  • выставки и концерты;
  • спортивные соревнования и «Дни здоровья»;
  • праздники и театрализованные постановки;
  • посещение театра и художественных выставок;
  • общественно полезная деятельность;
  • социальные проекты, например, в рамках экологического воспитания.

Обычно игра состоит из 8–12 различных по форме выполнения этапов: есть задачи и головоломки на внимательность, логику, сообразительность, двигательную активность, ловкость, а также упражнения на сплочение

По масштабам формы внеклассной работы делятся:

  • Индивидуальная - основной целью является освоение ребёнком навыков самоорганизации и самоконтроля, это может быть разработка индивидуального проекта, подготовка рассказа, доклада, номера самодеятельности, конструирование и т. д. Отмечается возможность использования внеурочной деятельности для более детального рассмотрения и закрепления отдельных программных моментов при изучении общеобразовательных предметов.
  • Кружковая - посещение кружков и секций по интересам, раскрытие и совершенствование интеллектуального и творческого потенциала учеников.
  • Массовые традиционные мероприятия школы, нацеленные на нравственное и гражданско-патриотическое воспитание учащихся (День знаний, День учителя, календарные общегосударственные праздники).

Ребята показали Рождественский спектакль. В праздничные дни юные актеры смогли преподнести самый ценный подарок: очень старались, вкладывали частичку своей души, а значит, делились своей любовью со зрителем

Задачи и пути осуществления внеурочного процесса в начальной школе

Основные задачи, которые призвана решать внеурочная деятельность:

  • усовершенствовать условия для развития личности ребёнка путём расширения и обогащения стандартного спектра программ и форм работы;
  • эффективно распределить учебную нагрузку с учётом индивидуальных интеллектуальных и творческих потребностей учеников;
  • способствовать благоприятному прохождению ребёнком этапа адаптации к школьной жизни;
  • осуществить коррекционную помощь детям, испытывающих затруднения в учёбе.

Пути осуществления внеурочной деятельности:

  • вариативная часть базового учебного плана (20 %) в формате модулей, спецкурсов, занятий, проводимых во внеурочной форме;
  • система внеурочного образования школы, базирующаяся на дополнительных программах, которые разрабатываются педагогами школы на основе рекомендованных Минобрнауки РФ авторских или примерных программ, и утверждаются приказом директора;
  • работа учреждений дополнительного образования, таких как спортивные, музыкальные, художественные школы;
  • деятельность групп продлённого дня;
  • деятельность педагога-организатора, педагога-психолога, социального педагога;
  • классное руководство (общественно полезная деятельность, экскурсии, соревнования, проекты).

Проектная деятельность помогает добиться повышения мотивации к обучению, формирования научного мышления, навыков самостоятельной работы и самообразования, а также умения презентовать результаты своей работы

Внеурочный образовательный процесс подчиняется отдельному, утверждённому дирекцией школы и согласованному с родителями (в форме опроса), плану работы, по которому разрабатывается расписание занятий, равномерно распределённых в течение рабочей недели или по субботам. Занятия обладают ярко выраженной индивидуальной направленностью, поскольку при выборе форм проведения рекомендуется опираться на современные инновационные технологии, такие как проектная деятельность учеников, исследование, эксперимент и т. д.

Пример подбора программ внеурочной деятельности для 1–2 классов.

Направления развития личности Наименование рабочей программы Количество часов в неделю класс Всего
Спортивно-оздоровительное Азбука здоровья
Подвижные игры
Ритмическая мозаика
3 час. 1 и 2 классы 6 часов
Духовно-нравственное Дорога добра
Мы патриоты
Школьный этикет
Почемучки
Я и мир
2 час. 1 и 2 классы 4 час.
Социальное Психология и мы 1 час. 1и 2 классы 2 час.
Общеинтеллектуальное Развитие познавательных способностей 1 час 1 класс
Занимательная информатика 2 класс
Информатика в играх
1 час 2 класс
Занимательный английский 1 час 1 класс
Общекультурное Музей в твоём классе
От игры до спектакля
Природа и художник
Волшебство творчества
2 часа

1 час
1 час

1,2 класс

2 класс
1 класс

Итого 20час.

Программа «В здоровом теле - здоровый дух» призвана обеспечивать возможность сохранения здоровья детей в период обучения в школе, учить детей быть здоровыми душой и телом

Алгоритм реализации индивидуального подхода в выборе приоритетных направлений и форм внеурочной деятельности ребёнка.

  • Этап 1. Родительское собрание, целью которого является презентация программ по всем направлениям внеурочной деятельности.
  • Этап 2. Школьный психолог проводит диагностику (тестирование) уровня интеллектуальной и психологической готовности учеников к систематическому обучению, а также индивидуальных способностей и наклонностей ребёнка.
  • Этап 3. Консультации родителей по результатам тестового исследования, предоставление рекомендаций психолога, индивидуальное обсуждение оптимальной программы развития ребёнка.
  • Этап 4. На основе рекомендаций психолога и изучения программ, родители осуществляют добровольный осознанный выбор объёма и содержания внеклассной работы для своего ребёнка.

Чтобы исключить возможные перегрузки, индивидуальный план внеклассной занятости составляется с учётом секций и кружков, которые ребёнок посещает вне общеобразовательной школы. Учитель располагает электронным вариантом графика внеклассной работы каждого воспитанника и может вносить необходимые коррективы. У родителей учеников также есть индивидуальный маршрутный лист их ребёнка, таким образом, они владеют полной информацией о местонахождении ребёнка в течение дня.

Пример индивидуального маршрута ученика начальной школы.

Дни недели/направления
внеурочной
деятельности
Понедельник Вторник Среда Четверг Пятница Суббота
Общеинтеллектуальное Мои первые
открытия
13.45 - 14.25
Социальное
Общекультурное Театр-студия
«Коротышки»
13.45 - 14.20
Театр-студия
«Коротышки»
13.00 - 13.35
Духовно-нравственное Юный журналист
13.00 - 13.35
Наш край родной
13.45 - 14.20
Спортвно-оздоровительное ФОК «Карате»
12.30
ФОК «Карате»
12.30
ФОК «Карате»
12.30

Родителям тоже даются своеобразные «задания на дом», т. е. рекомендации по семейному воспитанию ребёнка в разных направлениях с учётом индивидуальных интересов или потребностей их сына или дочери, например, посещение художественных музеев, выставок, велосипедные прогулки, семейное чтение, просмотр детских развивающих передач, документальных фильмов. Контроль производится с помощью бесед и наблюдения за ребёнком.

На плановых родительских собраниях учителем проводится анкетирование с целью мониторинга уровня удовлетворённости родителями качеством преподавания и результатами внеурочной работы. Аналогичный опрос осуществляется и среди детей, выясняются формы и направления работы, вызывающие наибольшую заинтересованность у воспитанников. На основе итоговых выводов учитель вносит изменения в планирование внеурочных мероприятий.

Внеурочная деятельность фиксируется в специальном журнале, который содержит информацию о педагоге, составе учеников, времени, форме и содержании занятий. Если образовательная организация не может реализовывать внеурочную деятельность по причине кадровой неукомплектованности, то можно привлекать помощь родителей, использовать возможности спортивных, музыкальных или художественных школ. Внеурочная работа может проводиться и в рамках школьных летних площадок или тематических смен для детей во время каникул, а также совмещаться с работой группы продлённого дня, но в таком случае их расписание не должно совпадать.

В летний период традиционно организовывается детская языковая площадка для обучающихся начальной школы, которая работает по программам, разработанным учителями школы

Контролирует внеурочную деятельность, которую осуществляют классные руководители и педагоги школы, завуч по воспитательной работе или завуч по дополнительному образованию, а он, в свою очередь, подотчётен директору школы.

Формы отчёта:

  • Отчёт, который включает план работы учителя с указанием часов, тем, форм, содержания и результатов проведённых занятий или мероприятий; индивидуальный маршрутный лист внеурочной деятельности ребёнка; журнал внеурочных занятий.
  • Отчёт педагога-организатора, педагога-психолога, социального педагога с указанием мероприятий и результатов проведённой работы.
  • Открытые занятия, отчётные концерты, выставки работ, презентации всех педагогов, участвующих во внеурочном процессе.

Пособия по внеурочной работе

В рамках современной концепции образования были разработаны комплекты учебников и дополнительных пособий для внеурочных занятий по развивающим системам обучения Л.В. Занкова, Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова, комплект учебников «Школа XXI века» под редакцией академика Н.Ф. Виноградовой, комплект учебников «Гармония». Пособия являются самостоятельными учебниками для факультативных предметов («Театр», «Экономика в сказках» и т. д.), а также дополнительными материалами для внеклассного чтения и рабочими тетрадями для индивидуальной работы по дисциплинам базовой учебной программы (книга для чтения по предмету «Окружающий мир»). Комплект пособий не является обязательным, учитель сам принимает решение о целесообразности их использования.

Авторский коллектив исходил из гуманистического убеждения в том, что каждый ребёнок может добиться успеха в учёбе, если создать необходимые условия. Главное - реализация индивидуального подхода к личности ребёнка с опорой на его жизненный опыт. Понятие жизненный опыт ребёнка включает не только особенности возрастной психологии, но и мировоззрение, которое формируется под воздействием окружающей природной и социальной среды. Такой средой может быть современный город со скоростным ритмом жизни и развитой информационной инфраструктурой, а может быть и посёлок в глубинке, соответственно со спокойным, зачастую патриархальным укладом жизни в естественных природных условиях. По задумке авторов каждый ребёнок должен почувствовать, что учебник писали лично для него, чтобы он нашёл ответы на интересующие его вопросы на понятном для него языке.

Описание нескольких пособий по внеурочной деятельности для 2-го класса (учебники, рабочие тетради).

Полякова А.М. Превращения слов, русский язык в кроссвордах и головоломках.
1–4 класс
В книге собраны карточки-задания по основным темам курса русского языка в начальной школе. Игровая форма, разнообразный языковой материал, нестандартная постановка вопросов позволяет детям проверить себя: свои знания, сообразительность, внимание, целеустремлённость, а учителю - разнообразить преподавание предмета.
Бененсон Е.П., Вольнова Е.В.
Мир линий. Рабочая тетрадь
Готовит младших школьников к изучению геометрии в основном звене школы. Данная рабочая тетрадь знакомит младших школьников с линиями, рассматриваемыми на плоскости и в пространстве. Интересные творческие задания направлены на развитие логического мышления, формирование начальных знаний и навыков по геометрии. Тетрадь может быть использована для самостоятельной работы дома, а также на занятиях в школе.
Бененсон Е.П., Вольнова Е.В.
Плоскость и пространство. Рабочая тетрадь.
Дети получают представление о таких понятиях, как плоскостные и объёмные фигуры, учатся работать с развёртками, развивают пространственное мышление. Интересные творческие задания направлены на развитие логики, формирование начальных знаний и навыков по геометрии.
Смирнова Т.В.
Удивительные приключения Ани в стране Ознобышей. Книга для чтения. Окружающий мир
В увлекательной сказочной форме книга рассказывает об удивительном путешествии маленькой девочки, учит преодолевать непредвиденные жизненные ситуации, не унывать, не останавливаться перед трудностями, уметь дружить… Секреты лекарственных трав, целебные свойства растений, народная мудрость, приметы - все это незатейливо вплетено в сюжетную канву сказки. Книга может быть использована для уроков внеклассного чтения в начальных классах.
Цирулик Н.А., Проснякова Т.Н. Технология Учащиеся работают с различными материалами, задания учебника различаются по уровню сложности. Книга состоит из четырёх тематических блоков - «Мир природы», «Подарок своими руками», «Мир сказочных героев», «Уютный дом», внутри которых есть следующие разделы: «Лепка», «Аппликация», «Мозаика», «Оригами», «Плетение», «Моделирование и конструирование из геометрических форм», «Шитье и вышивание», «Объёмное моделирование и конструирование».
Смирнова Т.В. Белка и компания. Экономика для детей в сказках, играх В доступной для детского воспитания форме сказок раскрыты основные понятия экономики. Для закрепления и усвоения материала служат игровые задания, загадки и задачи.
Генералова И.А.
Театр
Учебное пособие для дополнительного образования по факультативному курсу «Театр», разработанное в рамках Образовательной системы «Школа 2100», ориентировано на развитие творческих способностей ребёнка через приобщение его к миру театра.
Проснякова Т.Н. Бабочки. Энциклопедия технологий прикладного творчества В книге в увлекательной форме предлагается интересная естественнонаучная информация, сказки, загадки о бабочках. Но главное - рассказывается и показывается, как их образы дети могут воплотить в различных техниках (аппликация, мозаика, лепка, плетение, оригами и т. д.) из самых разных материалов.
Савенков А.И. Я - исследователь. Рабочая тетрадь Пособие разработано специально для диалога с ребёнком и позволяет не только обучать наблюдению и экспериментированию, но и содержит полный ряд исследовательской деятельности - от определения проблемы до представления и защиты полученных результатов.
Проснякова Т.Н. Волшебные секреты. Рабочая тетрадь В ходе занятий дети осваивают новые приёмы работы с бумагой: обрывание, гофрирование различных геометрических фигур, скатывание бумаги в комок и скручивание в жгут, узнают новые приёмы плетения, выполняют композиции в технике оригами из квадратов и кругов.

Фотогалерея пособий по внеурочной деятельности для 2-го класса

Цирулик Н.А., Проснякова Т.Н. Технология Проснякова Т.Н. Волшебные секреты. Рабочая тетрадь Савенков А.И. Я - исследователь. Рабочая тетрадь Генералова И.А. Театр Бененсон Е.П., Вольнова Е.В. Плотность и пространство Бененсон Е.П., Вольнова Е.В. Мир линий Полякова А.М. Превращения слов Смирнова Т.В. Удивительные приключения Ани в стране Ознобышей Смирнова Т.В. Белка и компания. Экономика для детей в сказках, играх Проснякова Т.Н. Бабочки. Энциклопедия технологий прикладного творчества

Опредение результатов внеурочной деятельности

Оценка результатов внеурочных занятий не фиксируется в журнале, поскольку результат внеурочной деятельности не подлежит обязательному и систематическому контролю. Осуществление программ развития учеников нацелено на достижение трёх ступеней, на которые ориентирует ФГОС НОО.

  • Первая ступень предусматривает овладение детьми знаниями о допустимых нормах социального поведения, структуре общества, формирование понимания учащимися повседневной действительности и окружающего мира социальных отношений между людьми. Огромное значение имеет взаимоотношение с учителями, которые в глазах детей являются авторитетным источником социальных знаний, важно, чтобы личность учителя пользовалась уважением со стороны воспитанников. Только в таких условиях возможно перенимание учеником жизненного опыта педагога.
  • Вторая ступень определяет уровень понимания значимости базовых нравственных и духовных ценностей, которые являются смысловым стержнем жизнь общества, таких как семья, ценность человеческой жизни, мира и стабильности, любовь к Отечеству, уважение труда, бережное отношение к природе и т. д. Для достижения воспитанником уровня второй ступени важно создать дружественное ему социальное окружение, построенное на принципах солидарности и взаимопонимания, приоритета демократических отношений, уважения интересов ребёнка. Именно в школе ребёнок получает первый серьёзный опыт социальной адаптации, в этом возрасте формируется его самооценка и картина мира, поэтому чрезвычайно важно, чтобы он получил полноценный опыт, позволяющий сформировать качества достойной личности.
  • Третья ступень поднимает на уровень самостоятельного и ответственного социального действия. Ребёнок выходит за пределы школьной жизни в большой социальный мир, сталкивается с новыми вызовами, учится преодолевать новые проблемы, решать задачи самореализации и самоопределения, поиска своего места в обществе.

Эффективной методикой оценивания достижений ученика может стать техника «Портфолио», которая предусматривает создание индивидуальной папки с характеристикой личных черт характера, указанием интересов и наклонностей, творческих успехов каждого ребёнка. Подобное портфолио может включать разделы «Мои увлечения», «Мои проекты», «Семья», «Друзья», «Какой я», «Путешествия», «Мои достижения». Интересной и показательной будет коллекция работ, которая наглядно продемонстрирует прогресс умений и мастерства ребёнка в том или ином виде познавательной или художественной деятельности, поисковой работе и может стать предметом гордости и источником вдохновения. Заметим, что школьник сам принимает участие в выборе материалов, которые составят его отчёт, педагоги и родители только помогают ему, таким образом, закладываются столь необходимые во взрослой жизни навыки самоанализа, объективного восприятия результатов своих усилий и адекватной самооценки.

Детям предлагается заполнить свою личную папку, которая будет включать отчёт об успехах и творческих достижениях, а также страничку самоанализа, где ребёнок напишет качества характера, которые он бы хотел в себе развить

Диагностика проводится в начале и конце учебного года по каждому направлению и включает такой перечень критериев:

  • Степень личного участия и активности в делах школы.
  • Общий уровень поведенческой культуры, воспитанности.
  • Оценка степени адекватности самооценки.
  • Уровень открытости и общительности.
  • Оценка уровня физического и психомоторного развития.
  • Развитие мышления, навыков умственных операций наблюдения, синтеза и анализа, сопоставления, умения выделять главное.
  • Развитие творческого воображения, эстетического восприятия мира.

В процессе исследования прибегают к помощи авторских методик тестирования:

  • методика В.В. Синявского на выявление организаторских способностей;
  • тест А. Криулиной на сформированность навыков взаимодействия;
  • игровым методам (игра «Лидер»);
  • методикам социометрии для оценки психологического климата класса.

Благоприятная атмосфера в классе складывается из отношений учеников друг к другу, оценить которые можно с помощью социометрии

Программы внеурочной деятельности, разработанные в соответствии с требованиями ФГОС

Педагоги школы разрабатывают программы внеурочной деятельности на основе авторских программ или других примерных программ, которые соответствуют требованиям ФГОС, затем программы утверждаются приказом директора школы.

Комплекс программ, разработанных учебно-методическим центром «Школа 2100»:

  1. «Буду настоящим читателем»(авторы Е.В. Бунеева, О.В. Чиндилова).
  2. «Я открываю знания»(авторы Е.Л. Мельникова, И.В. Кузнецова).
  3. «Учусь оценивать себя»(авторы Д.Д. Данилов, И.В. Кузнецова, Е.В. Сизова).
  4. «Всё узнаю, всё смогу»(авторы А.В. Горячев, Н.И. Иглина).
  5. «Театр»(автор И.А. Генералова).
  6. «Риторика» (авторы Т.А. Ладыженская, Н.В. Ладыженская и др.)

Программы учебно-методического комплекса (учебные программы, методические рекомендации, учебники, рабочие тетради для самостоятельной и дополнительной работы) «Перспективная начальная школа»:

  • «Музей в твоём классе» - курс музейной педагогики, подготовит ребёнка к навыкам самостоятельного восприятия и анализа произведения живописи (изображения в виде репродукции).
  • Клубы научного экспериментирования «Мы и окружающий мир» - пробуждение интереса к исследовательской деятельности.
  • «Расчётно-конструкторское бюро» - реализует задачи знакомства с законами окружающего мира с помощью математического инструментария (схемы, чертежи, конструирование из разного материала). «Что внутри вулканов?», «Много ли соли в морской воде?», «Далеко ли до Марса?».
  • «Путешествие в компьютерную долину» - разработка современных проектов на основе информационных технологий. «Кто я?», «Семейное древо», «Весёлые буквы».
  • «Природа родного края» - знакомство с миром природы малой родины.
  • «Мир экологии» - становление экологического сознания, использование межпредметных связей.
  • «Город мастеров» - комплекс творческих лабораторий, овладение мастерством лепки, оригами, конструирования, изучение основ дизайна.

Основные положения:

  • взаимосвязь урочной и неурочной частей программы как вариативной;
  • расширение базового уровня;
  • возможна разработка других программ педагогами школы, но с ориентацией на содержание УМК «Перспективной начальной школы».

Мастер-класс «Декорирование кондитерских изделий» был проведён для младших школьников обучающимися и преподавателями колледжа

Программа «Город мастеров».

1 класс 2 класс 3 класс 4 класс
Мастерская игротеки 2 3 3 2
Мастерская лепки 5 4 2 3
Мастерская флористики 4 5
Мастерская Деда Мороза 6 4 4 4
Мастерская коллекции идей 8 10 3 7
Мастерская оригами 4 4
Мастерская конструирования и
моделирования
4 4 3
Мастерская кукольного театра 5
Мастерская дизайна 11 5
Мастерская изонити 3
Мастерская мягкой игрушки 4
Мастерская волшебной паутинки 5
Мастерская бумагопластики 4
Итого: 33 34 34 34

Пример комплектов пособий, разработанных коллективом авторов УМК «Перспективная школа» (Р.Г. Чуракова, Н.А. Чуракова, Н.М. Лаврова, О.А. Захарова, А.Г. Паутова, Т.М. Рагозина и т. д.)

Данный комплект пособий может использоваться на занятиях литературного или математического кружка, для самостоятельной работы учеников всего класса, а также в индивидуальной работе с целью закрепления и углубления учебного материала общеобразовательной программы, проведения подготовки к олимпиадам, конкурсам.

Литературное чтение 3 класс
Хрестоматия под ред. Н.А. Чураковой
Цель - пробуждать интерес к познанию окружающего мира посредством чтения, знакомить с экзотическими растениями и животными. Иллюстрации, задания и вопросы к текстам способствуют формированию культуры осмысленного чтения.
Литературное чтение. 3 класс. Тетрадь № 1 Знакомство с историей и жанровыми отличиями басни, эстетической природой комического, особенностями поэтического мировосприятия. Изучение жанра рассказа, практические навыки описания характера главного героя сказки. Путём подбора и демонстрации живописных произведений, прослушивания музыки, чтения рассказов и сказок закладывается понимание целостности мира художественной культуры.
Литературное чтение. 3 класс. Тетрадь № 2 Входит в УМК «Литературное чтение», включает вопросы, которые развивают внимание, аналитическое мышление, умение делать самостоятельные выводы, прививают навыки восприятия текста как полезного и интересного источника информации, обучают работе с текстом.
Математика. 2 класс. Тетрадь № 1 Тренирует умения производить операции сложения и вычитания в пределах сотни, обучает краткому методу записи задачи, знакомит с арифметическим действием умножения. «Таблицей умножения».
Математика. 2 класс. Тетрадь № 2 Предназначена для индивидуальной работы с целью закрепления навыков, развивает умение поразрядного сложения и вычитания, умножения.
Математика. 2 класс. Тетрадь № 3 Нацелена на формирование практических навыков арифметических действий вычитания и сложения, умножения и деления однозначных чисел, даёт начальные геометрические представления.
Математика. 2 класс. Школьная олимпиада. Тетрадь для внеурочной деятельности.
Включены задания для математических олимпиад, кружков, индивидуальных форм работы с одарёнными учениками.
Математика. 2 класс. Практические задачи Тетрадь
Обучает работе со схемами, таблицами, проведению измерений, построений. Рекомендуется для работы на внеклассных занятиях и при подготовке к олимпиадам разного уровня.

Фотогалерея учебных пособий для внеклассной работы УМК «Перспективная школа»

Т.А. Байкова Русский язык О.В. Малаховская Литературное чтение О.В. Малаховская Литературное чтение О.В. Малаховская Литературное чтение О.В. Захарова Математика в вопросах и заданиях О.В. Захарова Математика в практических заданиях Р.Г. Чуракова Математика. Школьная олимпиада О.А. Захарова Практические задачи по математике

Примеры занятий по направлениям внеурочной деятельности

Игра «Дорогою добра» (по сюжету сказки Г.Х. Андерсена «Снежная королева») - духовно-нравственное направление

Цель: формирование этических представлений, осознания значимости нравственных качеств личности, понимания важности подтверждать добрые слова и пожелания добрыми поступками.

  • формирование умения общаться, развитие правильного восприятия реальной жизненной ситуации, адекватного оценивания и реакции;
  • способствовать проявлению чувства дружеского участия, поддержки и взаимопомощи, учить ценить дружбу и дорожить тёплыми отношениями;
  • воспитывать терпимые отношения друг к другу, построенные на уважении и милосердии и стремлении помогать окружающим, творить добрые дела;
  • вовлечение в мир общечеловеческих ценностей.

План мероприятия:

  • Угадай героя. Учитель описывает персонажа сказки и просит детей назвать его имя.
  • Каждой команде выдаётся комплект карточек с именами героев, которых необходимо охарактеризовать.
  • Ребятам предлагают рассмотреть иллюстрации, изображающие сцены из жизни, и обращаются с просьбой отсортировать их по принципу хорошо-плохо и объяснить своё решение.
  • Следующий этап игры потребует от ребят соединить по смыслу фрагменты пословиц или афоризмов о добре и зле.
  • Детям предстоит написать пожелание на открытке своим родным, друзьям, учительнице или сказочному герою.

Видео: Классный час для 4-го класса «Мы разные - в этом наше богатство» - социальное направление

«Открываем детское кафе» - исследовательское направление, 2-й класс

Цель: развитие детской инициативности, творческой фантазии и умения моделировать.

  • формирование умения ставить задачу, планировать деятельность, разделяя её на этапы;
  • обучение навыкам организации коллективной работы в группе;
  • развитие внимания, мышления, умения рассуждать, сравнивать, видеть причину происходящего;
  • совершенствование интеллектуальных, коммуникативных навыков, пробуждение творческого потенциала, исследовательской активности.
  • Ребята получили важное и интересное задание спроектировать кафе, в котором могли бы весело отмечать праздники дети всего города. Учитель предваряет получение задания рассказом в котором контекстом звучит проблема, которую дети самостоятельно должны определить и сформулировать.
  • Этап планирования оформлен в виде игры в карточки, которые необходимо разместить в правильной последовательности (вопрос аренды земли, заключение договоров на право строительства, стройматериалы, оборудование, коллектив строителей, дизайн, реклама и т. д.).
  • Детям раздают большие листы ватманов и картинки с мебелью, цветами, посудой, интерьером и т. д. Весело и задорно под энергичную музыку ребята моделируют своё кафе, а затем презентуют свой этап работы.

Видео: Классный час на тему «Конфликт» - социальное направление

«Здоровое питание» проект-презентация курса «Азбука здоровья», 2-й класс - оздоровительное направление

Цель: дать представление о принципах и правилах здорового питания.

  • развивать навыки внимательного восприятия речи собеседника, умения слушать учителя или одноклассников;
  • способствовать обретению опыта самооценки и самоанализа, свободной инициативности и ответственного поведения;
  • формировать умение правильного ведения беседы, умения выслушивать, вовремя вступать в диалог, держать нить разговора, отслеживать логику;
  • научить планировать свои действия, корректировать предварительные планы в зависимости от ситуации, осуществлять контроль своего поведения и эмоциональной реакции, искать эффективные пути преодоления возникших трудностей.

Сценарий проведения:

  • Учитель читает письмо от Карлсона, в котором он сообщает, что чрезвычайно болен и просит ребят помочь ему снова стать бодрым и весёлым.
  • Определение причин болезни литературного героя, обсуждение проблемы неправильного питания и образа жизни.
  • Рекомендации Карлсону для скорейшего выздоровления: режим дня, здоровое питание, физическая активность, соблюдение гигиены и т. д.
  • Отгадывание загадок, проведение дискуссии о вредной и здоровой кухне.
  • Подведение итогов, систематизация и обобщение приобретённого опыта.

Видео: Кружок «Техническое моделирование» - общеинтеллектуальное направление

“Открытое пространство и архитектура» - общекультурное направление

Цель: дать представление о таком виде искусства, как архитектура, освоить навыки художественной техники рисования с помощью картона.

  • изучить понятие открытое пространство и архитектура;
  • научиться изображать природу родных мест;
  • овладеть поисковыми навыками работы с информацией;
  • научиться высказывать своё мнение о произведениях искусства, проявлять эмоциональную реакцию;
  • анализировать причины успеха или неудачи в достижении поставленной цели;
  • трезво оценивать свои действия и вовремя вносить коррективы в планы с учётом ранее допущенных промахов.

Задание: нарисовать рисунок на тему «Мой любимый уголок природы».

Сценарий игры:

  • Готовится экспозиция детских работ в различных жанрах искусства.
  • «Кто больше?». Ребята должны внимательно проанализировать выставленные работы и правильно определить их жанровую принадлежность (природный, сельский, городской, архитектурный пейзаж, открытое пространство). Название каждого термина сопровождается демонстрацией соответствующего слайда.
  • Работа с толковыми словарями, учитель просит найти слово архитектура.
  • Обсуждение будущей работы, беседа вокруг темы пейзажа, продумывание подходящего названия своего рисунка.
  • Дети начинают творить. Самыми толстыми кистями закрашиваем поверхность листа, передавая линию горизонта, разделяющую небо и землю. Учитель предлагает поэкспериментировать, используя картон в качестве инструмента для рисования, например, широкая полоска картона поможет изобразить дом лёгким движением руки, а более узкие пригодятся для прорисовки окна, дверей или забора. Наконец, тонкими кистями завершаем прорисовку деталей пейзажа.

Задание на дом: нарисовать морской или горный пейзаж.

Видео: Занятие кружка «Маленький гений», решение изобретательских задач - общеинтеллектуальное направление

К сожалению, многие родители воспринимают факультативы, классные часы, игровые методики и детские творческие проекты как второстепенную и обременительную нагрузку на ребёнка. Однако, стоит заметить, что именно деятельность ученика вне традиционной формы урока раскрепощает и открывает для ребёнка новые горизонты познания и экспериментирования, заинтересовывает и увлекает, вселяет уверенность и помогает ему успешно реализоваться, найти своё я, позволяет школе уходить от рутины ежедневного однообразия монотонно сменяющих друг друга уроков. Будем надеяться, что это перспективное нововведение все же благополучно преодолеет период недопонимания и благодаря энтузиазму и мастерству педагогов приживётся в российской школе, на радость детям, а также их родителям.

Поделитесь с друзьями!

Похожие записи.

Внеурочная деятельность в условиях ФГОС.

Введение

В российской системе образования XXI века признается необ­ходимость возвращения к исконным отечественным традициям в сфере воспитания подрастающего поколения. За последние несколь­ко столетий в нашей стране накопился огромный опыт нравственно­го воспитания, были разработаны и успешно внедрялись методики воспитательной работы, позволяющие непрерывно отслеживать ка­чественные изменения в развитии личности ребенка. Однако в по­следние десятилетия в учебно-воспитательном процессе наблюда­ются существенные изменения в целях и содержании деятельности субъектов воспитания.

Современная отечественная система воспитания подрастаю­щего поколения характеризуется многообразием воспитательных практик, вариативностью психолого-педагогических технологий; субъектам учебно-воспитательного процесса предоставляется боль­шая свобода в выборе методик воспитательной работы детьми. Стратегия развития образования предполагает комплексное, взаимо­связанное изменение всех компонентов образовательной системы, ее учебной и воспитательной составляющих. Активно декларируется создание в каждой школе собственной уникальной воспитательной системы.

И начале XXI века российская педагогическая общественность пришла к пониманию того, что именно воспитанию в системе образованиядолжно уделяться приоритетное внимание. Необходимо воспитатьновое поколение людей, достойных называться гражда­нами России, любящих свою семью, свой труд, Отечество, готовых к выполнению своего гражданского долга.

на первое место выходит вопрос организации внеурочной деятельности.

В условиях демографического спада, перехода на нормативное финансирование, роста конкуренции между образовательными учреждениями страны побуждают их руководителей сегодня обратить самое серьезное и пристальное внимание на проблему модернизации воспитательного процесса в системе общего образования. Воспитание является одним из важнейших компонентов образования в интересах человека, общества, государства.

Процесс модернизации призван направить усилия педагогиче­ского коллектива на создание такой модели открытой воспитатель­ной среды школы, которая всесторонне учитывает сущность, содер­жание, организацию, а также условия и факторы продуктивного процесса воспитания, объединенные в следующих ориентирах:

1. Воспитание для развития личности. Именно посредством воспитания можно обеспечить такие компоненты жизнедеятельно­сти человека, как практические навыки, критическое мышление, знания, нормы общения и основы физического здоровья.

2. Воспитание для познания окружающего мира и происходя­щих в нем процессов. Воспитание помогает становлению в человеке способности: развивать и передавать культурное наследие будущим поколениям, быть толерантным и открытым для понимания и со­трудничества с людьми разных взглядов.

    Воспитание для развития творчества. Воспитание - необ­ходимое условие саморазвития личности.

    Воспитание для будущего повысит степень адаптации выпускников к постоянно меняющемуся миру и обеспечит их способность к его преобразованию.

5. Качество воспитания предполагает повышенные требования к педагогам, их квалификации, постоянному профессиональному росту, обеспечение разнообразными вариативными программами и методиками воспитательной работы, которая будет отвечать индивидуальным потребностям учащегося и учителя.

    Диверсификация воспитательной деятельности. Воспитательная деятельность должна быть разнообразной, гибкой, способной быстро реагировать на изменения в окружающем мире.

    Персонификация воспитания. Учитель должен поощряться в своем стремлении использовать разнообразные внутренние ресурсы, иметь все условия для самовыражения в процессе целенаправ­ленной воспитательной деятельности.

8. Гуманизация воспитательного процесса.

Однако, говоря о развитии воспитательной системы общеоб­разовательной школы, нельзя не затронуть проблему сохранения национальных традиций в воспитании. Воспитательная система школы, в идеале, должна основываться на ценностных ориентациях и мотивах поведения нации, сформированных за тысячелетнюю ис­торию развития государства; опираться на собственные педагогиче­ские традиции, соответствующие российскому менталитету. В настоящее время эти вопросы только начинают осознаваться. Сформи­ровавшееся за последние 20 лет «общество потребителей» пропа­гандирует новые качества личности, необходимые для выживания в условиях рыночных отношений (завышенная самооценка, алчность, агрессивность, предприимчивость и пр.), вытесняя при этом из педа­гогического обихода такие категории, как «духовность», «собор­ность», «нравственность», «общечеловеческие ценности», «патрио­тизм», «гражданственность», «коллективизм».

Поэтому сегодня, в качестве основной идеи развития воспита­ния выдвигается необходимость смены воспитательной парадигмы, суть которой состоит в осуществлении гуманистических идей и на­ционально значимых ориентиров воспитания.

Гуманизация воспитательного процесса предполагает соблю­дение целого ряда условий, среди которых, прежде всего, отметим следующие:

а) признание личности воспитанника самоценностью, понима­ние и принятие уникальности и своеобразия каждого субъекта вос­питательного процесса;

б) развитие каждой личности и всего нового поколения молодежи как субъектов культуры и собственного жизнетворчества, с позиции самоопределения, самоутверждения, самореализации;

в) оказание помощи детям и молодежи в развитии их склонно­стей и способностей, в формировании их национальной идентично­сти;

г) социальная защита и охрана здоровья, достоинства и прав,
социальной среды жизни воспитанников;

д) приобщение субъектов воспитательного процесса к ценностям общечеловеческой и национальной культуры.

Следовательно, в воспитательном процессе школы основное внимание должно уделяться созданию эффективной системы социа­лизации детей и молодёжи (с учётом социальных особенностей каж­дого региона), ориентированной на формирование гражданственно­сти, патриотизма, здорового образа жизни и других позитивных ка­честв молодого современника.

Острейшее противоречие между новой системой требований и возможностями и способностями реально существующей ныне лич­ности порождает необходимость формирования у молодого человека и молодого поколения в целом такого качества, как жизнеспособ­ ность.

Жизнеспособность - это способность человека (поколения) выжить, не деградируя, в «жестких» и ухудшающихся условиях со­циальной и природной среды, развиться и духовно возвыситься, воспроизвести и воспитать потомство, не менее жизнеспособное в биологическом и социальном планах. Задача жизнеспособной лич­ности - стать индивидуальностью, сформировать свои жизненные установки, самоутвердиться, реализовать свои задатки и творческие возможности, преобразуя при этом в своих интересах среду обита­ния, не разрушая и не уничтожая ее. В социокультурном плане жиз­неспособность проявляется в том, насколько личность и поколение отвечает насущным запросам общества на данном историческом этапе и насколько они могут взять на себя ответственность за его будущее.

Не менее значимой представляется сегодня идея формирова­ния национальной (гражданской) идентичности личности в вос­питательном процессе, позволяющая обеспечить:

    формирование гражданской и культурной идентично­сти учащихся как граждан России;

    достижение социальной консолидации и согласия вусловиях роста социального, этнического, религиозно­го и культурного разнообразия многонационального государства;

Духовно-нравственное развитие личности на основе усвоения общечеловеческих нравственных норм и ценностей и формирования моральной компетентности;

Формирование у школьников правовой культуры и со­циально-политической компетентности; формирование активной жизненной позиции, самостоятельности и умения действовать в соответствии с правовой и обще­ственно-политической системой государства;

    воспитание патриотизма;

    воспитание толерантного сознания.

На основе сформулированных идей предполагается, что вос­питательное пространство общеобразовательной школы должно быть ориентировано на достижение общих целей воспитания, среди которых наиболее актуальными являются следующие:

Ориентация личности на гуманистические установки и смысложизненные ценности в новых социально-политических и экономических условиях жизни стра­ны, определение своего места и целей жизнедеятель­ности, формирование самосознания и гуманистически направленных высших потребностей;

Формирование национального самосознания, граждан­ственности, патриотизма, уважения к законности и правопорядку, внутренней свободы и чувства собст­венного достоинства;

Воспитание потребности молодежи к освоению ценностей общечеловеческой и национальной культуры, формированию эстетических идеалов, стремления к
созданию и приумножению ценностей духовной культуры, участию в культурной жизни страны;

    приобщение молодежи к общечеловеческим нормам морали, национальным традициям, кодексам профессиональной чести и моральным ценностям соответствующих социальных слоев и групп, воспитание адек­ватной самооценки результатов своей деятельности;

    выявление и развитие задатков, формирование на их основе общих и специфических способностей, индивидуальности личности, возвышение ее творческого потенциала и способности к саморазвитию;

    воспитание потребности к труду как первой жизненной необходимости, высшей жизненной ценности и главному способу достижения жизненного успеха, целеустремленности и предприимчивости, конкурентоспособности во всех сферах жизнедеятельности;

    воспитание потребности к физической культуре и здоровому образу жизни, стремления к созданию семьи, продолжению рода, материальному обеспечению и воспитанию нового поколения в духе гуманизма и де­мократии.

Сегодня мы являемся свидетелями модернизации системы об­разования в России, и следует признать, что эффективность этого процесса напрямую зависит от его соответствия культурно-образовательным традициям отечественной педагогической мысли. Государство и общество все в большей степени начинают осозна­вать, к каким пагубным последствиям может привести тенденция предпочтения материальных ценностей. Воспитание духовно богатой личности с высокоразвитым чувством гражданского долга, патриотизма, пониманием собственной ответственности перед семьей, обществом,государством - вот социальный заказ российского обществаXXI века.

История доказала, что сформированная в обществе система воспитания обеспечивает присвоение детьми определенных способ­ностей, нравственных норм и духовных ориентиров эффективна только для существования в данном конкретном обществе. С переходом страны к новому общественно-политическому строю устаревшиесредства и способы организации воспитательной работы становятся непродуктивными, и требуется преобразование всей воспитательной системы.

Поэтому сегодня для образовательного учреждения на первое место выходит вопрос организации внеурочной деятельности . Именно сейчас учащиеся должны быть вовлечены в исследовательские проекты, творческие занятия, спортивные мероприятия, в ходе которых они научатся изобретать, понимать и осваивать новое, быть открытыми и способными выражать собственные мысли, уметь принимать решения и помогать друг другу, формулировать интересы и осознавать возможности. Такая возможность предоставляется Федеральным государственным образовательным стандартом второго поколения (ФГОС).

Внеурочная деятельность школьников – понятие, объединяющее все виды деятельности школьников (кроме учебной), в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации (Д.В.Григорьев, П.В.Степанов, «Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя.-М.:Просвещение, 2010., »).

Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся. Она понимается сегодня преимущественно как деятельность, организуемая во внеурочное время для удовлетворения потребностей учащихся в содержательном досуге, их участии в самоуправлении и общественно полезной деятельности.

В настоящее время в связи с переходом на новые стандарты второго поколения происходит совершенствование внеурочной деятельности.

Внеурочная (внеучебная) деятельность школьников является одним из инноваций Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения. Согласно проекту нового Базисного учебного плана она становится обязательным элементом школьного образования и ставит перед педагогическим коллективом задачу организации развивающей среды для обучающихся.

Принципиальным отличием образовательных стандартов второго поколения является усиление их ориентации на результаты образования как системообразующий компонент конструкции стандартов. В новом ФГОС конкретизировано соотношение между образованием и воспитанием: воспитание рассматривается как миссия образования, как ценностно-ориентированный процесс. Оно должно охватывать и пронизывать собой все виды образовательной деятельности: учебную и внеурочную.

Основными целями внеурочной деятельности по ФГОС являются:

    создание условий для достижения учащимися необходимого для жизни в

обществе социального опыта и формирования принимаемой обществом

системы ценностей;

    создание условий для многогранного развития и социализации каждого учащегося;

    создание воспитывающей среды, обеспечивающей активизацию социальных, интеллектуальных интересов учащихся в свободное время;

    развитие здоровой, творчески растущей личности с сформированной гражданской ответственностью и правовым самосознанием, подготовленной к жизнедеятельности в новых условиях, способной на социально значимую практическую деятельность, реализацию добровольческих инициатив.

На практике при организации внеурочной деятельности появляются множество проблемных вопросов. Например, распределение внеурочных часов в расписании, эффективное использование внешних ресурсов и т.д.

Внеурочная деятельность школьников – это совокупность всех видов деятельности школьников, в которой в соответствии с основнойобразовательной программой образовательного учреждения решаются задачи воспитания и социализации, развития интересов, формирования универсальных учебных действий.

Внеурочная деятельность - неотъемлемая часть образовательного процесса в школе, позволяющая реализовать требования федерального государственного образовательного стандарта в полной мере. Особенностями данного компонента образовательного процесса являются предоставление обучающимся возможности широкого спектра занятий, направленных на их развитие; а так же самостоятельность образовательного учреждения в процессе наполнения внеурочной деятельности конкретным содержанием.

С одной стороны, организация внеурочной деятельности для школы – дело не новое. В систему воспитательной работы школы всегда включался комплекс мероприятий, направленных на реализацию тех или иных образовательных целей и задач. На базе школы также организовывалась деятельность творческих, интеллектуальных, спортивных объединений. Тем не менее, воспитание зачастую сводится к проведению мероприятий и фактически отделено от социального и информационного окружения, от содержания деятельности ребёнка в школе, в семье, в группе сверстников, в обществе. Таким образом, главной задачей педагогов, осуществляющих внеурочную работу, становится формирование личности обучающегося, что является принципиальным условием его самоопределения в той или иной социокультурной ситуации. Заинтересованность школы в решении проблемы внеурочной деятельности объясняется не только включением ее в учебный план, но иновым взглядом на образовательные результаты. Если предметные результаты достигаются в процессе освоения школьных дисциплин, то в достижении метапредметных, а особенно личностных результатов – ценностей, ориентиров, потребностей, интересов человека, удельный вес внеурочной деятельности гораздо выше, так как ученик выбирает ее исходя из своих интересов, мотивов.

Внеурочная деятельность позволяет ребенку раскрываться как личности .

Общешкольные дела по программе воспитательной системы включены в общую годовую циклограмму и являются компонентом внеурочной деятельности. Подготовка к участию и участие в общешкольном мероприятии позволяют ребенку овладевать универсальными способами деятельности (компетенциями) и демонстрировать уровень их развития. Участие ребенка в общешкольных делах осуществляется на добровольной основе, в соответствии с интересами и склонностями.

Внеурочная деятельность по основным направлениям предусматривает следующие формы работы :

1.Духовно-нравственное

Ведущие формы деятельности:

    Беседы, игры нравственного и духовно-нравственного содержания.

    Рукоделие и все виды творческой художественной деятельности детей.

    Проведение совместных праздников школы и общественности.

    Использование аудиозаписей и технических средств обучения.

    Экскурсии, целевые прогулки (району, в областной центр).

    Детская благотворительность.

    Тематические вечера эстетической направленности (живопись, музыка, поэзия).

    Организация выставок (совместная деятельность детей и родителей).

    Организация совместного переживания событий взрослыми и детьми.

2. Образовательное

Ведущие формы деятельности:

    Викторины, познавательные игры и беседы;

    Детские исследовательские проекты;

    Внешкольные акции познавательной направленности (олимпиады, интеллектуальные марафоны);

    Предметные недели, праздники, уроки Знаний, конкурсы.

3. Проектная деятельность

    Разработка проектов.

    Физкультурно-оздоровительное

Ведущие формы деятельности:

    Спортивно-массовые и физкультурно-оздоровительные общешкольные

мероприятия: школьные спортивные турниры, соревнования, Дни Здоровья.

    Контроль за соблюдением санитарно-гигиенических требований.

    Оформление уголков по технике безопасности, проведение инструктажа с детьми. Тематические беседы, беседы – встречи с медицинскими работниками, школьным фельдшером.

    Спортивные конкурсы в классе, викторины, проекты

    Поощрение учащихся, демонстрирующих ответственное отношение к занятиям спортом, демонстрация спортивных достижений учащихся класса.

    Агитация и запись учащихся класса в спортивные секции.

    Организация походов выходного дня,

    Туристические походы.

    Художественно-эстетическое

Ведущие формы деятельности:

    Культпоходы в театры, музеи, библиотеки, выставки;

    Концерты, инсценировки, праздники на уровне класса и школы;

    Художественные выставки, фестивали искусств, спектакли в классе, школе;

    Праздничное оформление школы и классных комнат.

    Общественно-полезная деятельность

Ведущие формы деятельности:

    Работа в рамках проекта «Благоустройство школьной территории»;

    Работа по озеленению школы;

    Организация дежурства в классах;

    Профориентационные беседы, встречи с представителями разных профессий;

    Выставки поделок и детского творчества;

    Трудовые десанты, субботники;

    Сюжетно-ролевые игры.

Предполагаемые результаты

∙ внедрение эффективных форм организации отдыха, оздоровления и занятости детей;

∙ улучшение психологической и социальной комфортности в едином воспитательном пространстве;

∙ укрепление здоровья обучающихся;

∙ развитие творческой активности каждого ребёнка;

∙ укрепление связи между семьёй и школой.

Заключение

Мы согласны, что воспитательная система - это сложный и длительный процесс, так как происходящие изменения в жизни общества, образовательного учреждения, класса, обучающегося требуют постоянного внесения корректив в первоначально созданную модель.

Современная воспитательная практика школ свидетельствует о том, что проблемы воспитания требуют комплексного решения. Сегодня воспитательная работа - это не только обязанность системы образования, это сфера интересов всех субъектов социальной жизни города, региона, государства. Воспитание призвано стать одним из основных механизмов общественного развития, формирования культуры нации в целом.

Введение новых образовательных стандартов привели к изменению взглядов на воспитательную работу. Эти изменения связаны не только с постановкой новой педагогической цели воспитания, эти изменения связаны в первую очередь с личностью самого учителя, изменением его взглядов на само понятие «воспитание». Воспитать «крылатого» ребенка может только «крылатый» педагог, воспитать счастливого может только счастливый, а современного – только современный.

Действительно, школа после уроков – это мир творчества, проявления и раскрытия каждым ребёнком своих интересов, своих увлечений, своего “Я”. Ребёнок, делая выбор, свободно проявляет свою волю, раскрывается как личность. Важно заинтересовать его занятиями после уроков, чтобы школа стала для него вторым домом, что даст возможность превратить внеурочную деятельность в полноценное пространство воспитания и образования.

И это подтверждают слова У. Глассера «… человек никогда не преуспеет в жизни в широком смысле слова, если однажды не познает успеха в чём-то для него важном… Если ребенку удается добиться успеха в школе, у него есть все шансы на успех в жизни».

Литература

1. Внеурочная деятельность школьников в контексте ФГОС второго поколения /Составители: С. В.Низова, Е. Л.Харчевникова.-Владимир, ВИПКРО, 2010.-32с.

2. Григорьев Д. В, Степанов П. В. «Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя» - М.: «Просвещение», 2010г.,

3. Недвецкая М.Н. «Модернизация воспитательной системы школы. Анализ. Направления. Содержание. Методическое пособие» УЦ «ПЕРСПЕКТИВА» - М. 2011г

4. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / М-во образования и науки Рос. Федерации - М.: «Просвещение», 2010г.

5. Фещенко Т.С. Настольная книга заместителя директора по учебно-воспитательной работе. Методическое пособие / УЦ «ПЕРСПЕКТИВА» - М. 2011г

6. Черноусова Ф.П. «Мониторинг и диагностика в управлении воспитательным процессом в школе.» / УЦ «ПЕРСПЕКТИВА» - М. 2011г