Сумма аренды за черноморский флот. Продлили срок аренды. Правовое положение военных баз

Аркадий Смолин, обозреватель РАПСИ

Соглашение о продлении на 25 лет срока пребывания Черноморского флота России в Севастополе ратифицировано Госдумой РФ и Верховной Радой Украины. Однако Дмитрий Медведев и Владимир Путин не сошлись в оценке адекватности арендной платы, а украинские юристы ставят под сомнение конституционность договора.

21 апреля Дмитрий Медведев и Виктор Янукович договорились о продлении после 2017 года на 25 лет базирования Черноморского флота (ЧФ) РФ в Крыму. Арендная плата за пребывание ЧФ, начиная с 28 мая 2017 года, будет складываться из платежей России Украине в размере 100 миллионов долларов в год, а также из дополнительных средств, получаемых за счет снижения цены за газ, поставляемого на Украину.

При цене в 333 доллара и выше за тысячу кубометров газа снижение составит 100 долларов, при цене ниже 333 долларов снижение составит 30% от такой цены. За 10 лет эти договоренности позволят Украине сэкономить порядка 40 миллиардов долларов.

Премьер-министр РФ Владимир Путин назвал такую цену запредельной. "Я бы за эти деньги съел бы вашего президента", - пошутил Путин. - "За эти деньги можно построить несколько баз".

"Но для нас это вопрос не только денег, но и сотрудничества с Украиной, а сотрудничество в военной сфере, безусловно, поднимает степень доверия, возможность работать доверительно и в экономике, и в социалке, и вот это, на самом деле, самое главное", - добавил он.

Президент России Дмитрий Медведев, в свою очередь, считает арендную плату за базирование Черноморского флота РФ в Севастополе высокой, но не запредельной.

"Это соглашение имеет взаимовыгодный характер и для России, и для Украины. Только выгоду нужно правильно считать, отрешиться от арифметических приемов, не говорить о том, кто больше проиграл, кто выиграл, не говорить о том, каким образом это отразится на тех или иных текущих вопросах, а смотреть в будущее", - сказал Медведев.

Если отталкиваться от рыночной цены земли на южном берегу Крыма, то прописанная в договоре сумма выглядит вполне справедливо. Стоимость годовой аренды гектара земли в местах базирования ЧФ оценивается в пределах от 10 тысяч до 50 тысяч долларов. Арендуемые Россией для нужд ЧФ 18,2 тысяч га должны были бы по таким расценкам стоить от 182 миллионов до 910 миллионов долларов в год. Плюс аренда примерно 10 тысяч погонных метров причалов.

С другой стороны по действующему сейчас базовому договору, заключенному в 1997 году, Россия платит Украине арендную плату 98 миллионов долларов. Надо заметить, что новая цена за аренду территории под военную базу в Украине одна из наиболее высоких в мировой истории.

Для сравнения, США платит Кубе за аренду базы Гуантанамо 3,4 тысячи долларов в год. Нынешний статус этой базы регулируется договором, подписанным в 1934 году. Договор является бессрочным и может быть расторгнут только по обоюдному согласию сторон, либо же при нарушении условий аренды.

В 1959 году Куба отказалась принимать от США плату за Гуантанамо, однако формальных причин для расторжения договора не было. В 2002 году база была перепрофилирована в тюрьму, Куба посчитала это нарушением условий аренды и потребовала от США ухода с острова.

Впрочем, финансовые условия американского военного присутствия на Кубе можно назвать казусом или исключением из правил. Однако таким общим правилом является финансовые аспекты экстерриториального базирования сил США в рамках союзных обязательств: в Южной Корее, Италии и Японии.

Согласно данным ежегодного доклада Пентагона, стоимость аренды в этих странах подсчитывается, но к оплате не предъявляется, поскольку считается вкладом в общую оборону и составляют основу т.н. поддержки принимающей стороны.

В 2003 году финансовая поддержка американских сил со стороны Южной Кореи составила чуть более 843 миллионов долларов, Италии - около 367 миллионов долларов, Японии - 4,4 миллиарда долларов. Причем Япония оплачивает практически все затраты США, связанные с базированием на японской территории, кроме зарплаты американских военнослужащих.

Если заявление Медведева о вкладе Черноморского флота в обеспечение европейской безопасности получит международное признание, то договор с Украиной теоретически можно было бы заключить на аналогичных основаниях. На самом же деле, поскольку Украина не является участницей Ташкентского договор о коллективной безопасности, то и вкладом в общую оборону эту сумму назвать пока нельзя.

В качестве альтернативного примера можно привести Великобританию, которая не имеет союзных обязательств с Кипром, однако за свои базы в этой стране аренды не платит. Согласно договору 1960 года о предоставлении Кипру независимости эти базы являются суверенной британской территорией.

Экономическую политику России в отношении своих военных баз наиболее наглядно демонстрирует история с арендной платой за базу Камрань во Вьетнаме. Она была передана Вьетнамом в бесплатную аренду СССР в 1979 году сроком на 25 лет. После распада Советского Союза права на бесплатную аренду перешли к России. В конце девяностых не базе начались активные восстановительные работы.

Однако осенью 2001 года Россия заявила про закрытие базы Камрань. Военные говорили про экономические причины этого решения. На самом деле, Вьетнам только лишь предлагал обсудить возможность проведения аукциона, на котором предварительно соглашался пролонгировать соглашение с Россией за 300 миллионов долларов в год (сообщалось, что США и Китай предлагали по 500 миллионов долларов в год).

Правовое положение военных баз

Согласно концепции национальной безопасности, интересы Российской Федерации диктуют необходимость её военного присутствия в некоторых стратегических регионах мира и размещения там военных баз.

Юридически эта потребность закреплена в Концепции национальной безопасности Российской Федерации и в Основных положениях военной доктрины РФ. В них говорится, что угрозу национальной безопасности России в оборонной сфере представляют собой возникновение или обострение в государствах СНГ политических и экономических кризисов, также существующие и потенциальные очаги локальных войн и вооруженных конфликтов в этих странах.

Военное присутствие России в странах СНГ использует опыт сотрудничества бывшего СССР с рядом зарубежных государств (Венгрией, Чехословакией, Кубой, Вьетнамом и т.д.) и основывается на Договоре о коллективной безопасности (1992 года), Декларации о соблюдении суверенитета, территориальной целостности и неприкосновенности границ государств-участников СНГ (1994 года), Меморандуме о поддержании мира и стабильности в Содружестве.

Заключенные в развитие этих документов многосторонние и двусторонние международные договоры, определили, что размещение российских военных баз на территории стран Содружества содействует созданию устойчивого военно-стратегического баланса сил в этих регионах.
Таким образом, международно-правовое положение российских войск и военнослужащих за границей определяется комплексной системой правовых норм, в состав которой входят международные договоры различного характера, федеральное законодательство РФ и национальное законодательство государств СНГ, на территории которых находятся российские войска.

Однако вызывает опасение недостаточная регламентация обеспечения собственной безопасности военных баз, что может сказаться на их функционировании. Не совсем ясно, например, каким образом порядок обеспечения безопасности объекта, установленный в Вооружённых Силах РФ, может возыметь действие в отношении граждан страны пребывания и других лиц, намеревающихся совершить противоправные действия в отношении военной базы.

Потенциальную угрозу правовому положению российских военных баз в странах СНГ представляют особенности национального законодательства этих стран. Проблема усугубляется тем, что взаимодействие международных документов, которые регулируют правовое положение российских войск за рубежом, в отечественной правовой науке не подвергалось специальному комплексному юридическому исследованию.

Черноморский флот и украинские законы

Наиболее нестабильным, с правовой точки зрения, представляется положение Черноморского флота. Как утверждают украинские юристы, договор об аренде этой базы нарушает нормы Конституции Украины, а также нормы действующего законодательства Украины, регламентирующие порядок заключения, расторжения и пролонгации международных договоров, заключенных между государствами.

В части первой и третей статьи 2 Конституции говорится, что территория Украины в пределах существующей границы является целостной и неприкосновенной. Суверенитет Украины распространяется на всю ее территорию, он означает верховенство, полноту, целостность, неотчуждаемость и самостоятельность власти в пределах государственной границы.

В Основном законе Украины сказано, что "заключение международных договоров, которые противоречат Конституции Украины, возможно лишь после внесения соответствующих изменений в Конституцию Украины". В то же время, согласно предписанию части первой статьи 17 Конституции Украины, защита суверенитета и территориальной целостности Украины является самой важной функцией государства, делом всего украинского народа. Поэтому в части седьмой указанной статьи в качестве соответствующей гарантии этого предусмотрено, что на территории Украины не допускается размещение иностранных военных баз.

Однако, в соответствии с пунктом 14 Конечных положений Конституции Украины, определено: "Использование существующих военных баз на территории Украины для временного пребывания иностранных военных формирований возможно на условиях аренды в порядке, определенном международными договорами Украины, ратифицированными Верховной Радой Украины".

Принятие этой нормы было обусловлено тем, что на момент принятия Конституции Украины на территории страны уже существовала военная база, на которой находились иностранные военные формирования. Поэтому, предусмотрев в Конституции положение, не допускающее расположения на территории страны иностранных военных баз, Верховная Рада, предусмотрела возможность продолжения использования существующих военных баз.

Однако, как поясняют украинские юристы, такое пребывание по содержанию пункта 14 раздела XV "Переходные положения" должно было быть исключительно временным, а использование соответствующих военных баз может осуществляться лишь на условиях аренды в порядке, определенном международными договорами Украины, ратифицированными Верховной Радой Украины.

В этой связи, условия заключения нынешнего соглашения между РФ и Украиной вызывают у украинских экспертов сомнения, что органами государственной власти Украины соблюдена соответствующая процедура, которая предусмотрена нормами специального нормативно-правового акта Украины.

Более того, статья 20 закона "О международных договорах Украины" гласит, что "международный договор Украины может быть пролонгирован в соответствии с условиями, определенными самим международным договором". А в статье 4 этого же закона говорится, что заключения международных договоров Украины подаются Министерством иностранных дел Украины после проведения Министерством юстиции правовой экспертизы о соответствии проекта международного договора Конституции и законам страны.

В действующем договоре о базировании Черноморского флота четко прописана процедура: если в 2016 году ни одна из сторон не заявит о его расторжении, то он автоматически продлевается на пять лет. Таким образом, подписание нынешних соглашений можно признать нарушением сразу двух статей (4 и 20) закона "О международных договорах Украины".

Перспективы

Впрочем, вопрос конституционности соглашения об аренде базы в Севастополе затрагивался неоднократно. Обращения к Конституционному Суду Украины депутатов Верховной Рады Украины и президента Виктора Ющенко по поводу соответствия Конституции указанного международного соглашения каких-либо действенных результатов не принесли.

Киев согласился принять русский флот и охладел к НАТО за $40 млрд

Россия и Украина неожиданно для себя заключили вчера стратегическое соглашение. Киев получил 30%-ную скидку на российский газ на ближайшие 10 лет в обмен на обещания сохранить российский флот в Севастополе до 2042 года. Это может стоить бюджету России $40 млрд в текущих ценах, но взамен ей на 30 лет гарантировано военное присутствие в Крыму, а Украине надолго закрыта дорога в НАТО. Сделка вступит в силу только после ратификации ее парламентариями обеих стран.

Соглашения о снижении цен на газ и о продлении аренды базы российского флота в Севастополе заключили накануне в Харькове президенты России и Украины. Условия сделки были согласованы в последний момент, еще с вечера вторника и до глубокой ночи среды ее обсуждал в Москве с главой украинского правительства Николаем Азаровым премьер Владимир Путин. А уже в восемь утра российская делегация вылетела на Украину.

Член российской делегации говорит "Ведомостям ", что Дмитрий Медведев и Виктор Янукович обсуждали этот вопрос и в Вашингтоне на "ядерном саммите", где украинский лидер и пригласил российского в Харьков, и в Кракове на похоронах президента Польши. Итоговое решение стало неожиданным, признается газете осведомленный переговорщик с российской стороны, еще накануне такая сделка не обсуждалась даже на министерском уровне.

Виктор Янукович еще во время предвыборной кампании обещал добиваться пересмотра 11-летних контрактов "Газпрома" и "Нафтогаза Украины" на поставку и транзит газа, называя их кабальными. Для России же проблема базирования Черноморского флота после 2017 г., когда истекает договор двух стран, оказалась неразрешимой. Федеральная целевая программа по развитию баз флота на территории России отстала от графика и базировать сколь-нибудь серьезный флот у нас просто негде, рассказали "Ведомостям" в Минобороны.

В Харькове президенты первым делом молча подписали принципиальное для Москвы новое соглашение о Черноморском флоте, продлевающее его пребывание в Крыму до 2042 года, пишет "Коммерсант ". А затем глава "Газпрома" Алексей Миллер и руководитель "Нафтогаза Украины" Евгений Бакулин поставили автографы под дополнением к контракту от 2009 года о купле-продаже газа в 2009-2019 годах и документ об объемах и условиях его транзита через Украину.

Газовая скидка

Газовые договоренности, по которым Украина получит скидку в $100 при стоимости газа свыше $330 за тысячу кубометров (или, как пояснил Алексей Миллер, 30%-нуюскидку от контрактной цены), украинский президент назвал беспрецедентными. Благодаря российскому дисконту, по словам Виктора Януковича, Киев в ближайшие десять лет получит "реальный инвестиционный ресурс общим объемом около $40 млрд". Чиновник одного из российских ведомств, знакомый с проектом соглашения, подтверждает "Ведомостям" цифру в $40 млрд.

Скидка к цене газа начнет действовать с 1 апреля, но только после выхода постановления правительства с новой пошлиной для поставок на Украину. Скидка дается не на весь газ, идущий на Украину: в 2010 г. со скидкой будет продано 30 млрд куб. м (общий план Украины по закупкам - 36,5 млрд куб. м), а в 2011-2019 гг. - 40 млрд куб. м (планов по закупкам пока нет, а в контракте речь идет о 52 млрд куб. м). И если брать прежний прогноз Украины по средней цене газа на 2010 г. ($334 за 1000 куб. м), выйдет, что в этом году она может сэкономить за счет бюджета России до $3,5 млрд. А в 2011-2019 гг. (в тех же прогнозных ценах) - до $4,4 млрд ежегодно.

Десятилетнее соглашение по ценам на газ составлено так, что "Газпром" ничего не потеряет, говорит "Ведомостям" его представитель. Правительство России должно установить особую экспортную пошлину для поставок газа на Украину (сейчас она составляет 30% стоимости), чтобы итоговая цена газа стала на 30% ниже сегодняшней (но не более чем на $100 за 1000 куб. м), отмечают в "Газпроме". Формула цены и условие "бери или плати" в контракте остаются без изменений, заявил предправления "Газпрома" Алексей Миллер, а вот взаимные штрафы отменены.

Дмитрий Медведев пояснил, что предоставляемая Украине скидка на газ "будет учитываться в арендной плате за пребывание нашего флота в Севастополе". "Ставка арендной платы будет увеличена именно на размер этой скидки", - добавил российский президент. Сейчас Россия платит Украине ежегодно $90 млн, и при неизменной сумме 25-летняя аренда базы обошлась бы России в $2,25 млрд. "Это не политическое, а техническое решение, так как арендная плата увеличивается на размер скидки. Это больше вопрос бухгалтерского учета, чем содержательный", - убеждал вчера журналистов Медведев.

Нет флота - нет скидок

По соглашению России и Украины о возможности продолжения базирования Черноморского флота в Крыму после 2017 года (когда истекает срок действия нынешнего соглашения) базирование продлевается на 25 лет (т. е. до 2042 года) с возможностью продления автоматически еще на пять лет.

По информации "Коммерсанта", по настоянию РФ положение о 30%-ной скидке Украине за газ включено не в газовые документы, а в само соглашение о Черноморском флоте. Иными словами, если не будет соглашения по флоту, не будет и скидки на газ.

Решив вопрос о военном присутствии в Крыму, Россия может теперь не торопиться со строительством новой мощной базы для него в Новороссийске. Кроме того, оформленная вчера сделка надолго закроет Киеву дорогу в НАТО, поскольку в альянс не принимают страны, на территории которых имеются иностранные военные базы.

Теперь, когда у Черноморского флота РФ появилась перспектива, он получит новые корабли - не менее двух корветов проекта 20380 и трех модернизированных подлодок проекта 877, произойдет это через несколько лет, рассказали "Ведомостям" в центральном аппарате Минобороны. Без пополнения флот исчез бы сам собой к 2017 года, говорит газете офицер Черноморского флота.

Ратификация

Спикер Госдумы Борис Грызлов заявил, что уже 27 апреля возможна синхронная ратификация соглашений в Думе и Раде. Однако оппозиция на Украине готовится противостоять этому. Фракция Блока Юлии Тимошенко вчера инициировала созыв внеочередной сессии Рады, а сама Тимошенко назвала действия Януковича противоречащими национальным интересам.

Экс-кандидат в президенты Украины Арсений Яценюк заявил "Ведомостям", что соглашение о Черноморском флоте нарушает конституцию и для его утверждения нужны изменения в основном законе страны и референдум. Это не требуется, считают в Партии регионов, для утверждения соглашений хватит согласия простого большинства в Раде, которое у президента имеется.

Регионал предвидит ожесточенное сопротивление оппозиции, но правящая партия готова бороться за эти соглашения всеми законными методами. Одни политологи считают, что соглашение появилось неожиданно для украинцев, и оно расколет украинское общество и сплотит оппозицию. Другие уверены в обратном: решение по флоту снимет напряженность на Украине, в Крыму и самом Севастополе - гарантии длительного пребывания флота дадут толчок развитию города.

"Коммерсант" замечает: Россия продемонстрировала, что газовая труба остается ее излюбленным политическим оружием. В этом, по сути, признался вчера и президент Медведев, отвечая на вопрос газеты о том, могут ли теперь и другие партнеры РФ по СНГ (такие, например, как Белоруссия) рассчитывать на подобные газовые преференции. По словам Медведева, "надо посмотреть, как их слова (других стран) сопрягаются с поступками".

«Российское присутствие на Черном море усиливается. Это важный геополитический момент», – считают эксперты, изучая, насколько выиграет Россия от приема Крыма в свой состав. В частности, будет наконец обновлен Черноморский флот. Кроме того, Кремль получает еще и мощный рычаг для геополитического давления на власти в Киеве и на Запад.

В воскресенье события вокруг Крыма продолжали бурно развиваться. Так, председатель Верховного совета Крыма Владимир Константинов выступил с обращением к крымчанам, в котором перечислил все преимущества от вхождения в состав соседнего государства.

«Родина ждет нас. Если мы сделаем правильный выбор, нам помогут адаптироваться в родном для нас государстве. Уже наработаны необходимые для этого программы для учащихся, бюджетников, пенсионеров, которые предусматривают защиту интересов наших граждан, позволят им избежать потерь во время этого перехода. Нам готовы помогать центральное руководство Российской Федерации, российские регионы», - подчеркнул . Он призвал «не упустить шанс, оставаясь крымчанами, никуда не переезжая, вернуться домой - в Россию».

Тем временем политологи обсуждают выгоды для самой России от присоединения Крыма, директор Центра политической информации Алексей Мухин насчитал их как минимум четыре. «Российское присутствие на Черном море усиливается. Это важный геополитический момент. Во-вторых, мы получаем дополнительно портовые мощности. Третий момент - мы получаем довольно серьезные преференции при выстраивании отношения с юго-восточными и восточными частями Украины», - перечисляет Мухин в интервью газете ВЗГЛЯД.

Что касается давнего спора двух республик о границе в Азово-Керченском бассейне, а также необходимости для российских кораблей платить Киеву за проход через Керченский пролив, то эти две проблемы отпадут теперь сами собой. Отметим, что, по данным Минтранса, за проход по Керчь-Еникальскому каналу российские суда платили Украине порядка 15 млн долларов в год. Это плата за навигационные, лоцманские услуги и ряд других сборов.

По мнению Мухина, такое развитие событий, кроме того, будет иметь сильный психологический эффект и внутри России. « , то политический рейтинг властей вырастет довольно серьезно», - предположил эксперт.

Напомним, валовой региональный продукт (ВРП) Крыма в 2012 году составлял $4,3 млрд. Это 2,4% ВВП Украины, а к ВВП России полуостров прибавит 0,2%. Основные отрасли экономики - это отнюдь не туризм, как может показаться многим россиянам, а промышленность, торговля, транспорт и связь, сельское хозяйство. В 2012 году промпредприятия Крыма реализовали продукции почти на 2,8 млрд долларов, из нее 60% приходилось на перерабатывающую промышленность - производителей пищевых продуктов, напитков и табачных изделий (26%), химические и нефтехимические предприятия (20%) и машиностроительные заводы (10%).

Выпрямление «потока»

Теоретически перемены в статусе Крыма могут изменить и маршрут проекта «Южный поток». Провести часть «потока» по югу Украины еще в сентябре 2011 года предложил Виктор Янукович. В Киеве тогда заманивали Россию расчетами о том, что прокладка трубы по украинской суше удешевит «Южный поток» в 5 раз. Однако Газпром не проявил заинтересованности в очередном попадании в зависимость от малонадежного партнера.

«Можно было бы провести через Крым, выйти в Евпатории и дальше - в Черное море. Но какой смысл, когда можно просто напрямую?» - риторически спросил тогда замглавы Газпрома Валерий Голубев. Если предположить, что Крым теперь изменит свою юрисдикцию, то позиция российских газовиков теперь также может измениться.

По нынешнему варианту проекта морской участок газопровода пройдет от Анапы по дну Черного моря, в исключительных экономических зонах России, Турции и Болгарии.

4 марта Газпром заявил о том, что сдача первого этапа проекта сдвигается на конец следующего года. Однако несколько дней спустя агентство Moody"s выпустило неожиданный прогноз о том, что в ответ на кризис на Украине Газпром, наоборот, ускорит инвестиции в «Южный поток» и ради этого временно отложит другие проекты, например, газопровод в Китай. В отчете Moody"s подчеркивается: европейские партнеры Газпрома предпримут усилия для бесперебойного получения российского газа, на который приходится почти треть газового импорта Евросоюза.

Политический обозреватель
2008 09 15

В 2017 году, в общем-то, довольно скоро, истекает срок соглашения об аренде порта Севастополь, подписанного Россией и Украиной на два десятилетия. И тогда Москве придется решать, где размещать военные корабли.

20 мая украинский президент В. Ющенко издал декрет, которым поручил правительству подготовить проект закона о выводе Черноморского флота (ЧФ) России в 2017 году. Кроме того, было дано указание завершить правовое оформление украинско-российской границы по Азовскому и Черному морям.

В 1997 году Россия и Украина подписали Договор о дружбе, сотрудничестве и партнерстве, которым российская сторона признала Украину в границах 1954 года в расчете на гарантии развития дружеских отношений с Россией и уважение ее интересов в Крыму.

Упомянутый договор предусматривал раздел ЧФ между двумя странами. Россия получила 80 процентов Черноморского флота бывшего СССР и право аренды у Украины порта Севастополь на 20 лет. Аренда обходилась России в сумму примерно 100 млн. долларов США; деньги списывались в счет долга Украины за нефть и газ. Цена аренды не была конкретно зафиксирована, поэтому с ухудшением отношений Киев заговорил о том, что она, эта цена, может повыситься в разы.

Россия остро реагирует на любые дискуссии, связанные с Черноморским флотом. Москва уже пригрозила, что, если Киев не продлит соглашение об аренде Севастопольского порта после 2017 года, то могут быть пересмотрены принципы договора от 1997 года, касающиеся границ Украины. А срок «большого договора» истекает в 2009 году…

Агрессия России против Грузии, стремление Грузии и Украины в НАТО вновь обострили внимание к проблеме Крыма – Севастополя и в частности – базирования российского ЧФ.

Как известно, несколько российских военных кораблей подошли к берегам Грузии, что уже само по себе было давлением на Тбилиси. Указ В. Ющенко, запрещающий без предварительного согласования с правительством Украины пересекать ее морскую границу, Москва сочла юридически ничтожным. Такое игнорирование Киева и возможное отделение Крыма от Украины омрачают и так напряженные украинско-российские отношения.

Становится очевидным, что Киев не намерен продлевать соглашение об аренде Севастопольского порта после 2017 года. А Россия за девять лет вряд ли успеет обзавестись новой военно-морской базой.

Российская морская база в Севастополе за 17 лет изжила себя. Если в 1991 году ЧФ составляли 6 эскадр (противолодочная группа, десантники, морская авиация, береговая охрана и др.), то сегодня имеется всего одна эскадра, в которой три боевых корабля первого ранга. В случае утраты одного корабля было бы уже проблематичным говорить «эскадра», да и базирование в другой стране потеряло бы смысл…

Сегодняшний Черноморский флот стоит на рейде в Троицкой бухте, выход из акватории которой затрудняют затонувшие суда – и так зажатые российские военные силы без труда могут быть заблокированы несколькими украинскими катерами прибрежной охраны. К тому же, 500 километров линии берега контролируется украинцами.

Российские стратеги предлагают искать запасные варианты. Примерно 200 кораблей может принять Цемесская (Новороссийская) бухта, но она не защищена от штормов и норд-оста. Сейчас появилась возможность разместить корабли малого водоизмещения в абхазском порту Очамчира, контролируемом Россией. Москва упоминает и о возможной переброске военных кораблей в сирийский порт Тартус, что на Средиземное море. Но президент Ассад не вечен…

Давайте разбираться.

«Договор «Газ в обмен на Черноморский флот». По этому договору Россия будет платить $4 млрд в год за аренду базы в Севастополе - неслыханная сумма. Американцы за крупнейшую военно-морскую базу на Окинаве платят $800 млн, за базу в Южной Корее $660 млн. Теряет при этом не «Газпром», а российский бюджет - расходы газового монополиста компенсируют за счет обнуления экспортной пошлины. Потеря доходов бюджета в $40 млрд за десять лет неминуемо приведет к росту налогов (прежде всего единого социального), а на фоне снижающихся цен на газ на Украине тарифы на газ и коммунальные услуги в России будут стремительно расти».

Такую оценку дает Немцов в брошюре «Путин. Итоги.» Дотошные люди подсчитали, что это составляет 1\75 расходов или 1,33% бюджета РФ в 2010 году. Сумма внушает.

Действительно, объем льготной поставки 30 млрд. куб. м в 2010 году, и 40 млрд. куб. м — в последующие годы, льгота при рыночной цене на газ выше 333 доллара за 1000 куб. м. встанет нам в 3 млрд. долларов и 4 млрд. долларов ежегодно соответственно. Однако, контрактом от 19 января 2009 года оговорен объем поставки газа по льготной цене только до 2019 года. Это означает, что с 2020 года этот объем может быть как уменьшен, так и увеличен, мы можем с 2020 года вообще ничего не поставлять по льготной цене, соглашение по вопросам пребывания ЧФ РФ на территории Украины при этом останется в силе. Стоит учесть, что при падении рыночной цены за газ ниже 333 долларов за 1000 куб. м. - размер льготы составит уже не фиксированные 100 долларов с 1000 куб. м., а 30% от стоимости, т.е. при низких ценах на нефть и газ, а значит сложной финансовой ситуации в России - мы и за черноморский флот платим меньше, пропорционально сложности ситуации.

Газовый контракт с большим объемом поставки по льготной цене, а могло ли быть иначе?

«Сохранение цены импортированного природного газа на уровне 330-340 дол. США за 1000 куб. м, которая устанавливается в соответствии с формулой, зафиксированной в контракте покупки-продажи от 19 января 2009 г., привело бы к значительному увеличению долговых обязательств Компании (на начало 2010 года объем заимствований составил около 39 млрд. грн.), дополнительного роста задолженности предприятий коммунальной энергетики (долг предприятий ТКЭ на конец отопительного сезона 2009-2010гг. составил около 5,86 млрд. грн.) и населения перед Компанией и необратимого ее банкротства уже в этом году.»

Экономика Украины больна - факт неоспоримый, та цена за газ, которую могут платить другие, Украина платить не в состоянии. Что было бы дальше? Несанкционированный отъем газа, либо нарушение поставок газа в Европу. Приемлемая для России ситуация - нет!

Был еще один выход. Прокредитовать нам Украину на эти 4 млрд. долларов ежегодно, этим мы бы загнали украинскую экономику в еще больший тупик и в конечном счете денег бы не отбили.

Россия впервые за долгие годы на безвыходной для себя ситуации смогла сделать небольшой гешефт в виде продления базирования Черноморского флота в Севастополе.

Это не единственный положительный результат, которого удалось достичь.

Во-первых, не стоит забывать, что газ продается, даже с учетом льготы, выше себестоимости.
Во-вторых, к 2019 году Россия вполне может успеть ввести в строй альтернативные газопроводы в эксплуатацию (например,