Политическая элита группа людей являющаяся конституционно утвержденным. Что представляет собой политическая элита? Политическая элита: сущность, структура и функции

Большая часть тиранов вышла, собственно говоря, из демагогов, которые приобрели доверие народа тем, что клеветали на знатных.

Аристотель

Политическая практика показывает, что процесс распределения и реализации власти не предполагает равноправного участия в нем всех граждан государства. Реальная политическая власть сосредоточена в руках меньшинства - элиты, формирующей цели развития общества и принимающей важные политические решения. В связи с этим для современной политической науки характерно признание элитарности существующего общества.

Политическая элита: сущность, структура и функции

Понятие “элита” происходит от латинского “eligere” (отбирать) и французского “elite” (отборный). В литературе можно встретить много разных определений элиты, подразумевающих властвующая часть общества, правящий слой. Если обобщить различные точки зрения, то можно констатировать, что элита - социальная общность, представленная людьми, имеющими высокое положение в обществе, обладающими престижем, властью, богатством, активными в политической и иных сферах деятельности. Критерием определения сущности элиты является способность и возможность элитарного субъекта принимать и реализовывать общезначимые политические решения. Еще философы Древней Греции считали, что править обществом должны лучшие, специально предназначенные для этого люди. Платон и Аристотель выступали против допущения народа к правлению государством, считая демократию наихудшей формой правления.

Править обществом, по их мнению, должны философы, у которых наиболее развита разумная часть души. Аристотель по этому поводу писал, что тремя качествами должен обладать тот, кто намерен занимать высшие должности: во-первых, сочувствовать существующему государственному строю, затем иметь большие способности к выполнению обязанностей, сопряженных с должностью; в-третьих, отличаться добродетелью и справедливостью. Тем самым Аристотель сформулировал общую характеристику правящей элиты.

В политологии принято подразделять элиту на две составные части: властвующую элиту и политическую элиту. Причем особо подчеркивается, что понятия “властвующая элита” и “политическая элита” соотносятся как целое и часть. Властвующая элита включает в себя различные группы, непосредственно или опосредованно участвующие во властных процессах в различных сферах жизнедеятельности общества (политическая, экономическая, военная, идеологическая и другие виды элит).

Следовательно, политическая элита - это лишь часть властвующей элиты, которая характеризуется следующими чертами: небольшая, достаточно самостоятельная социальная группа; высокий социальный статус; значительный объем государственной и информационной власти; непосредственное участие в осуществлении власти; организаторские способности и талант.

Желая подчеркнуть главные характеристики политической элиты, ее часто отождествляют с политическим руководством, управляющими структурами, центрами принятия решений, центральными звеньями политической системы.

Появление и существование политической элиты обусловлено следующими факторами:

  • - психологическими и социальными особенностями людей, их неодинаковыми способностями, возможностями и желанием участвовать в политике;
  • - законом разделения труда, который требует профессионального занятия управлением, определенной специализации;
  • - высокой социальной значимостью управленческого труда и его соответствующим стимулированием;
  • - широкими возможностями использования управленческой деятельности для получения социальных привилегий (ибо она прямо связана с распределением ценностей);
  • - практической невозможностью осуществления всеобъемлющего контроля за политическими руководителями;
  • - политической пассивностью широких масс населения, главные интересы которых обычно лежат вне политики.

Зависимость динамики развития общества от эффективности политических решений, которые принимает элита, требует тщательного отбора граждан для выполнения властно-управленческих функций. В западных странах политика давно превратилась в профессию, поэтому процессу элитообразования здесь уделяется серьезное внимание.

В связи с этим в различных странах сложились присущие только им концепции рекрутирования элиты. Политология выделяет две наиболее характерные сегодня системы: антрепренерская (предпринимательская ) и система гильдии. Конечно, выделение их достаточно условно, поскольку на практике используются их различные сочетания.

Антрепренерская (предпринимательская) система элитообразования ориентирована на личностные качества кандидата, его способность нравиться людям. Отбор кандидатов на властные позиции осуществляется из различных по имущественному положению групп общества. Систему характеризуют открытость, демократизм, ограниченное число фильтров. Предполагается конкуренция между кандидатами на руководящие посты, в ходе которой каждый кандидат должен надеяться на собственную изобретательность, остроумие, активность. На второй план отходят профессиональная компетентность, качество образования и т. п. Данная система хорошо приспособлена к требованиям времени и момента. Существенным недостатком является возможность прихода в политику случайных лиц, авантюристов, способных производить лишь внешний эффект.

Система гильдии предполагает медленное продвижение кандидата вверх по ступеням власти. Это связано с множеством формальных требований к соискателю на руководящий пост: уровень образования, партийный стаж, опыт работы с людьми и т. д. Отбор кандидатов осуществляется из определенных социальных групп или партии. Система рекрутирования закрытая, ориентированная на узкий круг руководящих работников. Она очень консервативна, в ней отсутствует конкуренция, поэтому она склонна к воспроизводству одного типа руководителей, обрекая элиту на постепенное вымирание, превращение в замкнутую касту. И тем не менее данная система отбора обеспечивает высокую степень предсказуемости в политике, снижает возможность конфликтов внутри элиты.

Особую разновидность системы гильдии представляет номенклатурная система. Первоначально она сложилась в СССР, а затем получила распространение в других социалистических странах. Ее главная особенность заключается в том, что назначение руководителей практически любого уровня осуществлялось только с согласия соответствующих партийных органов. Кандидат последовательно продвигался по служебной лестнице, поднимался со ступеньки на ступеньку. При такой системе были исключены конфликты внутри элиты, обеспечивалась преемственность политического курса. Вместе с тем эта система культивировала угодничество кандидата руководству, показной активизм и т. д. Поэтому со временем закрытый характер номенклатурной системы обусловил деградацию политической элиты.

Современная элита делится на четыре группы: правящую, высшую, среднюю и административную. Правящая элита - это те, кто непосредственно обладает государственной властью. Высшую элиту составляют те, кто непосредственно участвует или оказывает существенное влияние на процесс принятия решений. Их не так много, это 100-200 человек, занимающих стратегические посты в правительстве, крупных политических партиях, группах давления, сюда же входят законодатели. Принадлежность к средней элите определяется по трем показателям - уровню доходов, профессиональному статусу, образованию. Средняя элита составляет 5% взрослого населения (главы исполнительной власти в субъектах федерации, лидеры политических партий). К административной элите относится высший слой государственных служащих, занимающих руководящие посты в министерствах, департаментах и других органах управления. В административную элиту входят и те высокообразованные управленцы, которые сохраняют нейтралитет и не проявляют своих партийных симпатий.

Структура и социальная представительность политической элиты непостоянны. Изменения, происходящие в обществе под влиянием его прогресса, оказывают большое влияние на состав элиты. В подготовке политической элиты огромная роль принадлежит партиям, которые выдвигают из своей среды политических лидеров, способных отстаивать интересы тех или иных социальных групп. Роль правящей элиты как составной части политической элиты наглядно демонстрируют ее функции, которые зависят от особенностей самой элиты:

  • - стратегическая (определение политической программы действий путем генерирования новых идей, отражающих интересы общества, классов, слоев и т. п.);
  • - организаторская (осуществление на практике выработанного курса, воплощение политических решений в жизнь);
  • - коммуникативная (эффективное представление, выражение и отражение в политических программах интересов и потребностей (политических, экономических, культурных, региональных, профессиональных и др.) различных социальных групп и слоев населения и реализация их в практических действиях);
  • - интегративная (укрепление стабильности и единства общества, устойчивости его политической и экономической систем, недопущение и разрешение конфликтных ситуаций).

Таким образом, политическая элита - не простая сумма лиц, силой случая оказавшихся наделенными властью, а социальная группа, которая формируется в результате “естественного отбора” и представляет собой слой людей, который создается из личностей, обладающих определенными способностями, профессиональными знаниями, навыками, умениями.

1. Политическая элита: сущность, функции, типология.

2. Основные факторы и пути формирования политической элиты.

1. Политическая история всех традиционных и современных обществ свидетельствует о том, что осуществление власти представляет собой функцию, в выполнении которой широкие слои населения не принимают непосредственного повседневного участия. На практике их участие ограничивается выборами, а реальная власть принадлежит определенной и относительно немногочисленной группе людей, от решения которых зависит судьбы других людей и общества в целом. Такое правящее меньшинство, существующее во всех странах мира, принято называть элитой.

Термин «элита» происходит от латинского eligere и французского elite, которые означают «лучший», «отборный», «избранный». Начиная с ХVІІ в. он употребляется для обозначения товаров высшего качества. В ХVІІІ – начале ХІХ веков стал использоваться для характеристики высших социальных групп в системе социальной иерархии. В конце ХIХ – начале ХХ веков получил распространение в политической социологии, обозначая небольшие группы людей, обладающих большой долей общественных ценностей – знаниями, богатством, почетом, властью и т.п.

Начало систематическим исследованиям места и роли элит в политической жизни общества было положено в конце ХІХ – начале ХХ столетия теоретиками итальянской школы политической социологии В. Парето. Г. Моска и Р. Михельсом. Их заслуга состоит в том, что они впервые стали расценивать элиту как неизбежную политическую реальность, которую необходимо изучать с тем, чтобы понять законы ее поведения. Тем самым В. Парето, Г. Моска и Р. Михельс заложили основы современным теориям элит, являющимися составной частью и одной из ведущих тем политической науки, социологии, политической и социальной мысли.

В современной политической литературе можно встретить различные определения политической элиты. Но смысл всех этих определений сводится к тому, что политическая элита - это организованная и привилегированная группа, которая занимает руководящие позиции в государстве и непосредственно участвует в принятии важнейших решений, связанных с использованием власти. В основном это профессиональные политики высшего ранга, наделенные властными функциями и полномочиями.

Существование политической элиты в обществе обусловлено действием целого ряда объективных факторов:

1) общество, как все сложно организованные системы, нуждается в профессиональном управленческом воздействии, что вызывает необходимость в разделении труда на управляющих и управляемых. Ему необходимы люди, обладающие специальными знаниями, навыками, опытом, способные эффективно осуществлять управленческие функции;


2) политическое неравенство в обществе является результатом неравенства психических, социальных и иных условий, которые создают различные возможности заниматься политической деятельностью для разных социальных групп и индивидов;

3) управленческий труд высоко оценивается и стимулируется в обществе, а близость к власти открывает широкие возможности для реализации индивидуальных потребностей. Это обстоятельство заставляет многих людей стремиться во властные институты;

4) существование политической элиты обусловлено пассивностью большинства населения, которое, занимаясь решением собственных повседневных проблем, обычно предпочитает держаться, подальше от политики;

5) постоянная необходимость принятия решений в максимально короткие сроки. Это обстоятельство ограничивает возможности консультирования с народом или его частью и способствует элитаризации политики.

Все эти факторы делают невозможным включение каждого гражданина в процесс принятия решений. Само количество этих решений, скорость, с которой они должны быть приняты, сложность политической информации – все это неизбежно приводит к тому, что в политике образуется особый слой людей, именуемый политической элитой.

Политическая элита выполняет различные функции, посредством которых раскрывается ее роль в обществе, в реализации конкретных задач. На первом месте стоит стратегическая функция политической элиты. Ее содержание заключается в разработке стратегии и тактики развития общества, в определении политической программы действий. Коммуникативная функция предусматривает эффективное представление, выражение и отражение в политических программах интересов и потребностей различных социальных слоев населения и реализацию их в практических действиях. Организаторская функция. Она предусматривает организацию масс для осуществления на практике выработанного курса, воплощение политических решений в жизнь. Интегративная функция состоит в укреплении стабильности общества, устойчивости его политических и экономических систем, в недопущении конфликтов, острых противоречий, деформации государственных структур. Важными содержательными элементами этой функции являются: сплочение и мобилизация различных слоев населения, гармонизация их социальных интересов, достижение сотрудничества и тесного политического взаимодействия всех сил в обществе.

В разных странах облик и функции политической элиты заметно различаются. Это обусловлено влиянием множества факторов, на учете которых строится классификация элит. По тому как обновляется политическая элита, выделяют открытую и закрытую элиту. Открытая элита сравнительно свободна для притока в ее ряды представителей различных слоев общества, способных на нетрадиционные подходы к решению общественных проблем. Благодаря открытой элите на самый верх политической системы попадают люди способные, волевые, с высокими профессиональными качествами. Основными принципами формирования открытой элиты являются компетентность в вопросах политики, репутация в глазах общественности, личный успех, слава. Закрытая элита формируется из ограниченного, замкнутого круга представителей. Она самовоспроизводится на основе очень узкой социальной базы. В закрытой элите, как и в открытой, личные качества и достижения человека также имеют большое значение, но все же подчиненное по отношению к преданности системе, идеологии, религии, вождю.

Принято также делить элиту на традиционную и современную, которые различаются ресурсами властвования. Традиционной можно считать ту элиту, власть которой опирается на традиционные ценности: обычаи, богатство, религию, владение землей, происхождение. Ее составляет родовая знать – от местных племенных вождей, до королевских фамилий. В противоположность традиционной современная элита - эта элита профессионалов, объединяющаяся инструментами власти. Она опирается на закон, формальные правила, имеет сложную структуру и внутренне дифференцирована. Критерием для основных видов современной политической элиты является объем властных функций. На основе данного критерия различают высшую, среднюю, маргинальную и административную.

Высшая непосредственно влияет на принятие решений, значимых для всего государства. Она включает в себя ведущих политических руководителей страны и тех, кто занимает высокие посты в законодательной, исполнительной и судебной ветвях власти. Как правило, высшая политическая элита включает в себя по 50 представителей от каждого миллиона жителей страны, но принимает решения обычно узкий круг в 50 человек. Средняя политическая элита формируется из огромного количества выборных должностных лиц, которые имеют определенный уровень дохода, профессиональный статус, образование. Эти показатели позволяют им профессионально судить о том, какой политически курс приемлем для общества, а какой нет. Средняя элита составляет примерно 5% взрослого населения. Те группы, у которых отсутствует один из трех показателей, входят в маргинальную элиту. После обретения недостающего признака они могут войти в среднюю элиту. Административная элита состоит из высшего слоя государственных служащих, занимающих ключевые позиции в министерствах, ведомствах, департаментах, комитетах и других органах государственного управления. Эта элита предназначена для исполнительской деятельности, однако на деле обладает большим влиянием на политику, поскольку имеет опыт управления.

В зависимости от участия в осуществлении власти политическая элита делится на правящую и оппозиционную (контрэлиту). Отличительной чертой правящей элиты является то, что именно она определяет политический курс, принимает наиболее важные политические решения и контролирует политические ресурсы. Контрэлита объединяет всех тех, кто активно участвует в политике, стремится овладеть властью, но в настоящее время отстранен от руля реального управления и находится в оппозиции по отношению к правящей элите. Она также имеет определенные, немалые ресурсы для давления на правящую группу, добиваясь от нее тех или иных уступок в принятии некоторых управленческих и кадровых решений.

Правящая политическая элита – это вершина властной пирамиды. Но в обществе существуют и другие элитные группы, которые имеют достаточно высокую степень властного влияния. Это представители экономической, военной, интеллектуальной и некоторых иных видов властвующей элиты. Совместно с оппозиционной политической элитой они выступают как группы давления на правящую политическую элиту при принятии ею важнейших политико-управленческих решений.

2. Наличие элитарности современного общества вполне очевидно. Сегодня нет государства, где бы не существовало элиты. Благодаря своему высокому статусу и престижу принадлежность к элите становится привлекательной для определенной части людей. Они стремятся к включению в число тех, кто облечен властью принимать решения в масштабах всего общества. При этом мотивы такого стремления могут быть различны. Для одних – это наличие привилегий, которыми обладает элита. Для других – это социальный престиж, ощущение власти. Для третьих – это стремление к реализации планов глобального преобразования общества, обостренное чувство ответственности за судьбу отечества и др.

Однако одного желания войти в состав элиты явно недостаточно. Для этого необходимы и другие основания. Они зависят от реалий конкретной политической жизни, от того или иного типа элиты, а также тех общественных интересов, которым она служит.

Значительную роль в формировании элиты, ее социальной представительности играют социальное происхождение, социальная принадлежность. Немаловажным основанием для включения человека в элиту может явиться богатство. Во многих странах мира более важной по сравнению с социальным происхождением и богатством гарантией социальной представительности элиты выступает ее организационная (партийная, профсоюзная и т.п.) принадлежность. Она напрямую связана с ценностными ориентациями людей. В последнее время особую роль при формировании политической элиты играют организационные способности, обладание информацией, знания. Практически во всех странах мира важным каналом продвижения к вершинам политической карьеры является система образования. Например, в Великобритании основными центрами подготовки элиты являются так называемые публичные школы – Итон, Винчестер, Регби, Харроу. Известно, что из стен одного только Итона вышло 18 премьер-министров страны.

Немаловажным основанием при формировании политической элиты является принадлежность к определенному полу. Женщины значительно в меньшей степени представлены в элите, чем мужчины. Например, количество женщин в составе политической элиты таких стран, как Германия, Голландия, Италия, США, Франция, Швеция не превышает 7%.

Во многих исламских государствах важным институтом, влияющим на формирование карьеры политических лидеров, является церковь. Имеется немало примеров, когда религиозные лидеры мусульманского мира становились влиятельными политиками, видными государственными деятелями. В странах Латинской Америки достаточно часто началом успешной политической карьеры становиться служба в армии. В Аргентине, Бразилии, Перу именно военные составляют основу политической элиты. Работа в системе государственного управления является важным рычагом вхождения в политическую элиту в Германии, Беларуси, России, Японии. В реальной жизни человек, избравший своим уделом политическую деятельность, должен уметь определить для себя, какие выбрать способы и пути продвижения к вершинам политической иерархии, какие качества в данных условиях ценятся в наибольшей степени.

Мы уже отмечали, что элита – это довольно замкнутая группа, и вхождение в нее, как правило, затруднено. Между тем, всякая элита, даже элита закрытого типа вынуждена обновляться. При этом речь идет не об обновлении вообще, что возможно в результате революции или государственного переворота, а о своевременном внутреннем обновлении.

Обновление может проходить различными путями. Есть среди них и наиболее типичные. К ним в политологии обычно относят, во-первых, делегирование, т.е. выдвижение того или иного лица снизу путем выборов. Другим путем обновления элиты является назначение на пост лица, так или иначе проявившего себя в политической деятельности.

С давних пор распространен и такой путь продвижения в элиту как протекция. Речь идет о ситуации, когда решающую роль в политической карьере того или иного человека играет покровительство высокопоставленного лица, которое по разным соображениям (родственные связи, дружеские отношения, личные симпатии) обеспечивает ему включение в элиту. Наконец, возможен и такой вариант попадания в элиту как самовыдвижение или самовключение. Этот путь, обычно избирают люди с сильным характером и огромным желанием «делать политику». Он характерен, например, для лидеров оппозиции, которые, вербуя сторонников, создавая партии и движения добиваются большого политического влияния в обществе.

Разумеется в реальной жизни возможны различные комбинации этих путей попадания в элиту. Назначение на пост может совмещаться с протекцией, а самовыдвижение с делегированием. При этом один из путей всегда является преобладающим.

Обновление элиты, изменение в ее социальном и качественном составе, осуществляется на основе действующей в том или ином государстве системы рекрутирования (отбора). В современной политологии выделяются две основные системы отбора претендентов на элиту: антрепренерскую (предпринимательскую) и систему гильдий. Эти системы определяют, кто, как и из кого осуществляется отбор, каков его порядок и критерии, каков круг лиц, осуществляющих отбор и побудительные мотивы их действий. В чистом виде обе системы встречаются редко, поскольку на практике используются их различные сочетания. Однако преобладание элементов одной из них позволяет судить о действующем механизме отбора.

Антрепренерская (предпринимательская) система ориентирована на личностные качества кандидата, его способность найти поддержку широкой аудитории, увлечь ее яркими идеями, интересными предложениями и программами. При такой системе отбор кандидатов на властные позиции осуществляется из различных по имущественному положению групп общества. Систему характеризуют открытость, демократизм, ограниченное число формальных требований, которым должен отвечать кандидат. Антрепренерская система предполагает острую конкуренцию между претендентами на руководящие посты. Она хорошо приспособлена к динамизму современной жизни. Селекторатом, т.е. теми, кто отбирает, в этом случае является все взрослое население. Поэтому антрепренерская система преобладает в странах стабильной демократии.

Существенными недостатками антрепренерской системы отбора является относительно большая вероятность риска в политике, возможность прихода в нее случайных лиц, способных производить лишь внешний эффект. Слаба предсказуемость поведения кандидатов после того, как они становятся представителями элиты. Кроме того, при антрепренерской системе высока степень неоднородности элиты, возможность конфликтов внутри нее.

Система гильдий предполагает медленное, постепенное продвижение кандидата вверх по ступенькам служебной лестницы. Это связано с многочисленностью возможных формальных требований к соискателю на руководящий пост: партийность, возраст, стаж работы, уровень образования, характеристика руководства и т.д. Отбор кандидатов осуществляется из определенных социальных групп (сословий, классов, каст, кланов и т.д.) или партий. Узкий круг лиц из числа руководящих работников партии, движения, корпорации осуществляет подбор и назначение кадров.

Система гильдий очень консервативна, в ней отсутствует конкуренция, поэтому она склонна к воспроизводству одного типа руководителей, обрекая элиту на постепенное вымирание, превращение в замкнутую касту. И тем не менее данная система отбора обеспечивает высокую степень предсказуемости в политике, уравновешенность решений, меньшую степень риска при их принятии и меньшую вероятность конфликтов внутри элиты. Система гильдий характерна, главным образом, для стран с авторитарным и тоталитарным режимом, хотя ее элементы встречаются в Великобритании, Японии и других демократических государствах.

Особую разновидность системы гильдий представляет номенклатурная система рекрутирования элиты, которая на протяжении долгих десятилетий господствовала в СССР и странах Восточной Европы. Суть номенклатурной системы состоит в назначении лиц на все сколь-нибудь ключевые должности во всех сферах общественной жизни лишь с согласия и по рекомендации соответствующих партийных органов, в подборе элиты сверху.

Положение не изменилось и после распада СССР, поскольку за годы советской власти в нем так и не сформировалось сколь-нибудь влиятельной демократической элиты, способной к эффективному руководству обществом. Пришедшая к власти новая политическая элита унаследовала черты, методы и стиль руководства старой партийно-бюрократической номенклатуры.

Реальность современной Беларуси, как и большинства других республик бывшего СССР такова, что в ней соседствуют два принципиально разных подхода к рекрутированию элиты. С одной стороны – номенклатурный принцип отбора, назначения и перемещения, с другой – практика альтернативных выборов, в результате которых нынешняя правящая политическая элита пополнилась за счет «людей со стороны», весьма энергичных, активных. Это, как правило, представители более молодых поколений, которые пришли во власть из разных слоев общества и из разных профессиональных сфер. К сожалению, среди них можно встретить и людей случайных, недостаточно компетентных, весьма амбициозных. Они действуют только в своих интересах, имеют целью только собственное благо и игнорируют благо общества.

В целом следует отметить, что становление современной политической элиты Беларуси происходит в условиях трансформации политической системы, при незрелости формирующихся общественно-политических институтов, явно недостаточной структурированности общества, отсутствии четкой дифференциации политических предпочтений основных социальных групп. В этих условиях сама политическая элита имеет во многом переходный характер и необходимо время для ее полной консолидации.

Контрольные вопросы:

1. Чем обусловлена необходимость существования политической элиты в жизни общества?

2. По каким критериям выделяются различные типы политической элиты?

3. Какие существуют системы отбора в элиту?

4. Назовите достоинства и недостатки существующих систем отбора в элиту.

5. Как вы думаете, произошла ли смена номенклатурной элиты в Беларуси? Аргументируйте свой ответ.

Политическая элита

контрольная работа

1 Понятие «политическая элита»

Известно, что любое общество представлено управляющими и управляемыми, то есть теми, кто осуществляет в стране политическую власть, и теми, по отношению к кому эта власть осуществляться. Для характеристики управляющих употребляются разные понятия, но наиболее распространенным является «элита».

Понятие «элита» происходит от латинского «elegize» (обратить) и французского «elite» (отборный). В литературе можно встретить много разных определений элиты, когда имеется властвующая часть общества, правящий слой. Если суммировать различные точки зрения, то можно констатировать, что данным понятием обозначаются группы людей, имеющих высокое положение в обществе, обладающих престижем, властью, богатством, активных в политической и иных сферах деятельности.

В данном определении следует подчеркнуть два важных момента. Первый: понятия «политическая элита» и властвующая элита» включает в себе различные группы, непосредственно или опосредственно участвующие во властных процессах. Сюда входят политические, экономические, военные, идеологические и др. виды элит.

Второй момент: в отличие от всех других групп, составляющих властвующую элиту, политическая элита непосредственно участвует в осуществлении политической власти.

Итак, политическая элита - это определенная группа, слой общества, которой концентрирует в своих руках государственную власть и занимает командные посты, управляет обществом. В основном это профессиональные политики высокого ранга, наделенными властными функциями и полномочиями.

Политическая элита современных государств представлена монархами, президентами, вице-президентами, премьер-министрами, министрами, руководителями законодательных и исполнительных органов, депутатами, членами верховного суда, губернаторами штатов, главами властных структур, краях, областях, высшим дипломатическим корпусом и др.

В свое время в ряде западных государств (в том числе в США, Великобритании, ФРГ) был проведен активный возраст входящих в нее лиц 50-55 лет; от 60 до 80% закончили одно-два высших учебных заведения; подавляющая часть - крупные собственники.

Элиты присущи всем обществам, ее существование обусловлено действием следующими факторами:

1. психологическим и социальным неравенством людей, их неодинаковыми способностями, возможностями и желанием участвовать в политике;

2. законом разделения труда, который требует профессионального занятия управленческим трудом как условия его эффективности;

3. высокой общественной значимостью управленческого труда и его соответствующим стимулированием;

4. широкими возможностями использования управленческой деятельности для получения различного рода социальных привилегий. Известно, что политико-управленческий труд прямо связан с распределением ценностей и ресурсов;

5. практической невозможностью осуществления всеобъемлющего контроля, за политическими руководителями;

6. политической пассивностью широких масс населения, главные жизненные интересы которых обычно лежат вне сферы политики.

Все эти и другие факторы обуславливают элитарность общества. Сама политическая элита внутренне дифференцирована. Она делиться:

1. на правящую, которая непосредственно обладает государственной властью, т.е. - это политическая элита власти;

2. оппозиционную (т.е. контрэлиту), на высшую, которая принимает значимые для всего государства решения;

3. среднюю, которая выступает барометром общественного мнения (включающая около 5% населения);

4. административную - это служащие-управленцы (бюрократия);

5. а также различают политические элиты в партиях, классах и т.д. Но разграничение политических элит не значит, что они не взаимно влияют и не взаимодействуют друг с другом.

Высшая политическая элита включает в себя ведущих политических руководителей и тех, кто занимает высокие посты в законодательной, исполнительной и судебных ветвях власти (непосредственное окружение президента, премьер - министра, спинакера парламента, руководители органов государственной власти, ведущих политической партий, политических фракций в парламенте).

Средняя политическая элита формируется из огромного количества выборных должностных лиц: парламентариев, сенаторов, депутатов, губернаторов, мэров, лидеров различных политических партий и общественно-политических движений, руководителей избирательных округов.

Административная элита (бюрократическая) - это высший слой государственных служащих чиновничества), знающих высшие позиции в министерствах, департаментах и других органах государственного управления.

Таким образом, элитарность современного общества - это реальность. Устранить же политическую элитарность можно лишь за счет общественного самоуправления. Однако на нынешнем этапе развития человеческой цивилизации самоуправление народа - это скорее привлекательный идеал, утопия, чем реальность.

Для демократического государства первостепенную значимость имеет не борьба с элитарностью, а решение проблемы формирования наиболее квалифицированной, результативной и полезной для общества политической элиты, своевременного ее качественного обновления, предотвращения тенденции отчуждения от народа и превращения в замкнутую господствующую привилегированную касту. Иными словами, речь идет о необходимости создания соответствующих институтов, которые обеспечивали бы эффективность политической элиты и ее подконтрольность обществу.

Уровень решения этой задачи во многом характеризует социальная представительность элиты, т.е. представление различных слоев общества, выражение их интересов и мнений в политической элите. Такое представительство зависит от многих причин. Одна из них - социальное происхождение и социальная принадлежность. Строго говоря, социальная принадлежность во многом определяется принадлежностью к элите, поскольку вхождение в элиту обычно означает приобретение нового социального и профессионального статуса и утрату старого.

Непропорциональность в социальных характеристиках элиты и населения в современных государствах достаточно велика. Так, например, сегодня в странах Запада (уже и в России) выпускники университетов представлены в элите значительно шире, чем другие группы. Это связано с достаточно высоким социальным статусом родителей. В целом же непропорциональность представительства различных слоев в политической элите обычно растет по мере повышения статуса занимаемой должности. На нижних этапах политико-управленческой пирамиды низшие слои населения представлены значительно шире, чем в верхних эшелонах власти.

Политическая элита - это большая социальная группа, обладающая определенным уровнем политического влияния и являющаяся основным источников руководящих кадров для институтов власти того или иного государства или общества.

Из выше сказанного следует, что элита охватывает наиболее влиятельные круги и группировки экономически и политически господствующего класса. Это люди, которые сосредоточили в своих руках большие материальные ресурсы, технико-организационные средства, средства массовой информации. Это профессиональные служащие, политики и идеологи и т.д.

Но политическая элита - это не просто арифметическая сумма правителей и властителей. Это образование более сложное. Суть не только в том, что ее члены концентрируют в своих руках власть путем монополизации права на принятие решения, на определение целей, но это прежде всего особая социальная группа, которая основана на глубоких внутренних связях входящих в нее политиков, идеологов и т.д. Их объединяют общие интересы, которые связаны с обладанием рычагами реальной власти, стремлением сохранить на них свою монополию, не допустить к ним другие группы, стабилизировать и укрепить позиции элиты как таковой, а, следовательно, и позиции каждого ее члена.

Для победы на выборах кандидату необходимо получить доступ к избирателям. К сожалению, обойти всех избирателей самолично и с каждым «поговорить по душам» практически невозможно. Поэтому с целью отсечения не нужных для элиты кандидатов, расценки в средствах массовой информации (по мнению простого избирателя) просто огромны. Поэтому выбор избирателям представляется из кандидатов, принадлежащих к элитам, либо зависимых от элит.

Поэтому достаточно часто победы одерживают представители власти, в руках которых сосредоточены административные, финансовые, информационные ресурсы

2.ФУНКЦИИ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ЭЛИТЫ И ЕЕ КАЧЕСТВА, НЕОБХОДИМЫЕ ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ ЭТИХ ФУНКЦИЙ.

Социальное предназначение политической элиты отражается, прежде всего, в тех функциях, которые она выполняет. Они многообразны, сложны, и разумеется, связаны с большей ответственностью. Последние обстоятельство заставляет задуматься над вопросом: на чем основываются и чем, регламентируются функции политической элиты? Казалось бы, ответ простой: содержание и границы функции, выполняемых политической элитой, определяется конституцией страны. Так и происходит в странах с легитимным существованием политической власти, где политическая ситуация характеризуется стабильностью. Однако в реальной жизни случаи расхождения между конституциями и реальной властью очень не редки. Так происходит как минимум в двух случаях. В - первых, когда политическая ситуация в стране основательно меняется (переходные периоды), но эти перемены еще не отражены в конституции. Во - вторых, возможны отступления от конституции. Например, в конституции СССР провозглашалась, что власть принадлежит советам, однако реальная политическая картина этого не подтверждала.

Отмеченные обстоятельства важно учитывалась при изучении конкретных функций, выполняемых политической элитой. Этих функций достаточно много. Наиболее из существенных: стратегическая, коммуникативная, организаторская, интегративная.

На первом месте среди названных функций стоит стратегическая функция. Его содержание заключается в разработке стратегии и тактики развития общества, определение политической программы действий. Она проявляется в генерировании новых идей, отражающих общественные потребности в радикальных переменах, в определении стратегического направления общественного развития, в выработке концепции назревших реформ.

Стратегическая функция в полной мере может быть реализована на высшем уровне политической элиты - парламентариями, членами кабинета министров, экспертами, советниками, помощника президента.

Успешная реализация стратегической функции политической элиты определяется не только качественным кадровым составом «мозгового штаба», привлекаемого к выработке политического курса страны. Она зависит так же от состояния общественного мнения в стране, его отражения в принимаемых политических решениях. Речь идет от следующей важнейшей функции политической элиты - коммуникативной. Она предусматривает эффективное представление, выражение и отражение в политических программах интересов и потребностей различных социальных групп, а так же слоев населения и реализацию их в практических действиях. Эта функция включает в себя умение видеть особенности настроений различных социальных общностей, быстро и точно реагировать на изменения в общественном мнении по различным животрепещущим вопросам.

В целях налаживания тесных контактов с различными социальными группами в каждом государстве политическое руководство использует регулярные личные встречи с людьми, поездки по стране и т.д.

Организаторская функция. Политическая элита во все времена сталкивалась, и будет сталкиваться с необходимостью организовывать массы. Среди потенциальных политических элит наиболее эффективными будут те, которые в большей мере способны обеспечить поддержку своих программ массами.

Выработанный стратегический курс воплощается в системе различных политических мероприятий. К ним относятся:

законодательные (принятие законов и др. законодательных актов парламентом, правительством);

мобилизующие (различные формы воздействие на общественное сознание, формирование настроений, ценностных ориентаций людей);

регулирующие (распределение и перераспределение ресурсов материальных, людских, финансовых);

координирующие (координация центральных и региональных действий);

контролирующие;

корректирующие и другие.

Г. Моска и В. Парето как основоположники теории элит

Гаэтано Моска - (1858-1941) - выдающийся итальянский политолог, один из основателей элитологии, профессор Туринского и Римского университетов. Главная заслуга Моски - вычленение элиты как специального объекта исследования, анализ ее структуры...

Законодательная элита Тюменского региона

В XX веке понятие элиты прочно вошло в социологические и политологические словари. Однако строго и общепринятого определения термина «элита» так и не сложилось. Достаточно сказать, что еще в 1967 г...

Концепции политических элит

1. Сущность, понятие и теория политических элит 1.1 Теория элиты макиавеллистской школы Идеи о правомерности деления общества на меньшинство, господствующее над остальным населением, высказывались еще в древности. Конфуций, например...

Концепции политических элит

В известной мере сам процесс возникновения элит в современной России востребовал в числе новых и реконструированных направлений научных исследований "правящего класса" - современную российскую элитологию...

Основные виды политических партий в Российской Федерации

Политическая памртия (греч. РплйфйкЮ -- "искусство управления государством"; лат. pars -- "часть") -- особая общественная организация (объединение)...

Политическая культура

Политическая культура (от лат. cultura -- «возделывание», «воспитание», «образование»): 1) составная часть общей культуры человечества...

Политическая элита

Известно, что любое общество представлено управляющими и управляемыми, то есть теми, кто осуществляет в стране политическую власть, и теми, по отношению к кому эта власть осуществляться...

Политические элиты

Человеческое общество неоднородно, в нем существуют естественные и социальные различия между людьми. Эти различия обусловливают их неодинаковые способности к политическому участию в жизни общества...

Политические элиты

Различные субъекты политики оказывают неодинаковое воздействие на развитие общества. Отдельные граждане и социальные группы обычно не принимают непосредственного повседневного участия в политической жизни. Более того, ни одно решение...

Анализ соответствующих исследований позволяет выделить наиболее часто встречающиеся трактовки политической культуры. а) это культура личности, социальной общности, объединяю-щая в себе политическую образованность...

Сущность политики

Еще одной разновидностью субъектов политики, относящихся одновременно к физическим и юридическим лицам, а также - социальным группам, являются политическая элита и политические лидеры. Институт политической власти...

Типология современных политических систем

Политическая система общества - целостная, упорядоченная совокупность политических институтов, политических ролей, отношений, процессов, принципов политической организации общества, подчиненных кодексу политических, социальных...

Введение

Политическая элита - немногочисленная, относительно привилегированная, достаточно самостоятельная, высшая группа (или совокупность групп), в большей или меньшей степени обладающая определенными психологическими, социальными и политическими качествами, необходимыми для управления другими людьми и непосредственно участвующая в осуществлении государственной власти. Люди, входящие в политическую элиту, как правило, занимаются политикой на профессиональной основе. Элитизм как целостная система был сформирован в первой половине XX века благодаря работам таких ученых как В.Парето, Г.Моски и Р.Михельса.


1. Сущность политической элиты

Слово "элита" в переводе с французского означает "лучшее", "отборное", "избранное". В повседневном языке оно имеет два значения. Первое из них отражает обладание какими-то интенсивно, четко и максимально выраженными чертами, наивысшими по той или иной шкале измерений. В этом значении термин "элита" употребляется в таких словосочетаниях, как "элитное зерно", "элитные лошади", "спортивная элита", "элитные войска", "воровская элита" и т.п.

Во втором значении слово "элита" относится к лучшей, наиболее ценной для общества группе, стоящей над массами и призванной в силу обладания особыми качествами управлять ими. Такое понимание слова отражало реальности рабовладельческого и феодального общества, элитой которого выступала аристократия. (Сам термин "аристос" означает "лучший", соответственно аристократия - "власть лучших".)

В политической науке термин "элита" употребляется лишь в первом, этически нейтральном значении. Определяемое в самой общей форме, это понятие характеризует носителей наиболее ярко выраженных политико-управленческих качеств и функций.

Одним из основоположников теории политической элиты считается итальянский ученый Г. Моска. В 1885 г. он опубликовал статью "Основы политической науки" (впоследствии она получила название "Правящий класс"), в которой изложил свою политическую концепцию. В соответствии с этой концепцией общество делится на два класса: класс правящих и класс управляемых. Класс правящих хотя и составляет в любом обществе меньшинство, выполняет все основные политические функции, монополизирует власть, а следовательно, и те преимущества, которые она дает. Класс управляемых, составляя основную массу населения в любой стране, является, однако, менее организованным и находится в подчинении у класса правящих, господство которого может носить как законный, так и насильственный характер. Моска еще не использовал термин "элита", а употреблял понятия "правящий класс" и "политический класс". Принадлежность к политическому (правящему классу) у Г. Моски определяется такими признаками, как богатство, происхождение, отношение к церковной иерархии, личные качества, включая военную доблесть и владение искусством управления. Эти характеристики были выделены ученым на основе обобщения исторического опыта.

Необходимым свойством правящего меньшинства, по его убеждению, является его организованность и умение эффективно осуществлять властные полномочия над неорганизованным большинством. Г. Моска увидел две тенденции, присущие правящему классу, назвав их аристократической и демократической.

Аристократическая тенденция проявляется в том, что обладающие властью слои стремятся закрепить свое господство и передать власть по наследству. При этом наблюдается, по выражению Моски, "кристаллизация" правящего класса, определенная застылость форм и методов управления, консерватизм. Обновление правящего слоя происходит весьма медленно. Демократическая тенденция наблюдается тогда, когда в обществе происходят изменения в соотношении политических сил. Правящий класс пополняется наиболее способными к управлению активными представителями низших слоев общества. Моска выделяет три способа, с помощью которых правящий класс закрепляет и обновляет себя: наследование, выбор и кооптация. Если правящий слой практически не обновляется, а в обществе созревают новые мощные политические силы, то начинается процесс его вытеснения новым правящим меньшинством. Это происходит в результате политических революций, главной функцией которых должна быть замена неэффективного, выродившегося правящего класса новым, более жизнеспособным.

В. Парето активно использовал сам термин "элита". В его понимании элита - это избранная часть общества, к которой должны приспосабливаться все отдельные его члены. Принадлежность к элите обусловливается прежде всего личными биологическими и психологическими качествами человека. В целом элита, по мнению В. Парето, характеризуется высокой степенью самообладания и расчетливостью, умением видеть слабые и наиболее чувствительные места в окружающих и использовать их в собственных интересах. Массы, напротив, отличает неспособность справиться со своими эмоциями и предрассудками. Для правящей элиты особенно необходимы два основных качества: умение убеждать, манипулируя человеческими эмоциями, и умение применять силу там, где это требуется. Качествами первого типа обладают люди, которых Парето вслед за Макиавелли окрестил "лисами". У них преобладают базовые инстинкты, названные Парето "искусством комбинаций", т.е. способность лавировать, находя всевозможные варианты выхода из складывающихся ситуаций. Качества второго типа присущи "львам", т.е. людям решительным, твердым, даже жестоким, не останавливающимся перед применением насилия. В разные исторические эпохи востребованы правящие элиты различного типа. Если элита не соответствует требованиям времени, то она неизбежно терпит крушение, поэтому историю В. Парето именовал "кладбищем аристократии". Механизм смены элит у Парето весьма схож с тем, что описал Моска.

2. Классическая концепция элиты

Идеи Моски и Парето во многом сходны и в совокупности составили классическую концепцию элиты. Основные положения данной концепции следующие.

1. Общество всегда делится на привилегированное, творческое, властвующее меньшинство и пассивное, нетворческое большинство; такое разделение общества закономерно обусловлено естественной природой человека и общества.

2. Элита обладает особыми психологическими качествами; принадлежность к ней связана с природными дарованиями и воспитанием.

3. Для элиты характерна групповая сплоченность; она объединена общностью социального положения, профессионального статуса и элитарным самосознанием, представлением о себе как об особом социальном слое, призванном руководить обществом.

4. Элите присуща легитимность, т.е. более или менее широкое признание массами ее права на политическое руководство.

5. Отмечено структурное постоянство элиты и ее властных отношений; при смене персонального состава элиты в ходе истории ее господствующее положение остается неизменным.

6. Смена элит происходит в процессе борьбы за власть. Господствующее положение стремятся занять многие люди, обладающие особыми психологическими и социальными качествами, но никто добровольно не уступает им своего высокого социального положения привилегированного слоя. Поэтому скрытая или явная борьба за это привилегированное положение неизбежна. Возьмем за основу для дальнейшего анализа следующее определение политической элиты. Политическая элита - это небольшая по численности привилегированная группа, обладающая необходимыми для активной политической деятельности качествами и имеющая возможность прямо или косвенно влиять на принятие и реализацию решений, связанных с использованием государственной власти.

3. Структура политической элиты

Политическая элита имеет сложную структуру и внутренне дифференцирована. Критерием для выделения основных структурных звеньев политической элиты является объем властных функций. На основе данного критерия различают высшую, среднюю, административную элиту.

Высшая политическая элита включает в себя ведущих политических руководителей и тех, кто занимает высокие посты в законодательной, исполнительной и судебных ветвях власти (непосредственное окружение президента, премьер-министра, спикера парламента, руководителей органов государственной власти, ведущих политических партий, политических фракций в парламенте). Это численно достаточно ограниченный круг людей (100-200 человек), принимающих наиболее значимые для всего общества политические решения, касающиеся судеб миллионов людей.

Средний слой политической элиты формируется из огромного числа выборных должностных лиц: парламентариев, сенаторов, депутатов, губернаторов, мэров, лидеров различных политических партий и общественно-политических движений, руководителей избирательных округов.

Административная элита (бюрократическая) - это высший слой государственных служащих (чиновничества), занимающих высокие посты в министерствах, департаментах и других органах государственного управления.

4. Функции политической элиты

1. Стратегическая функция заключается в разработке стратегии и тактики развития общества, определении политической программы действий. Она проявляется в генерировании новых идей, отражающих общественные потребности в радикальных переменах, в определении стратегического направления общественного развития, в выработке концепции назревших реформ. Стратегическая функция в полной мере может быть реализована лишь на высшем уровне политической элиты - парламентариями, членами кабинета министров, экспертами, советниками, помощниками президента, с использованием специалистов научно-исследовательских институтов, аналитических центров, крупных ученых.

2.Коммуникативная функция политической элиты предусматривает эффективное представление, выражение и отражение в политических программах интересов и потребностей (политических, экономических, культурных, региональных, профессиональных и др.) различных социальных групп и слоев населения и реализацию их в практических действиях. Эта функция включает в себя умение видеть особенности настроений различных социальных общностей, быстро и точно реагировать на изменения в общественном мнении по различным вопросам. Коммуникативная функция предполагает также защиту социальных целей, идеалов и ценностей (мир, безопасность, всеобщая занятость).

  • §2. Функции политической системы
  • Глава 4. Политические режимы §1. Понятие и типология политических режимов
  • §2. Классификация политических режимов
  • Глава 5. Политическая власть §1. Основные характеристики власти
  • §2. Политическое господство и политическая легитимность
  • Глава 6. Государство §1. Генезис, сущность и функции государства
  • §2. Типы и формы государства
  • §3. Правовое государство и гражданское общество
  • Глава 7. Законодательная власть §1. Понятие парламента. Его роль и значение. Классификация зарубежных парламентов
  • §2. Структура парламента
  • Глава 8. Исполнительная власть §1. Исполнительная власть. Правительство
  • §2. Виды правительств
  • §3. Порядок образования (формирования) правительства
  • §4. Состав и структура правительства
  • §5. Порядок деятельности правительства
  • §6. Полномочия (компетенция) правительства
  • §7. Исполнительная власть. Глава государства
  • §8. Полномочия главы государства
  • Глава 9. Судебная власть §1. Понятие суда и судебной власти. Место и роль суда в государственном механизме
  • §2. Судебные вертикали
  • §3. Система общих судов
  • §4. Специальные суды
  • §5. Негосударственные суды
  • Глава 10. Местная власть §1. Понятие местного самоуправления и управления. Правовое регулирование местного самоуправления и управления
  • §2. Основные черты административно-территориального деления
  • §3. Структура и формы органов местного самоуправления
  • §4. Полномочия (компетенция) местных органов управления и самоуправления
  • §5. Отношения местных органов с центральной властью
  • §6. Местные исполнительные органы
  • Разделiii. Политические процессы
  • Глава 11. Политический процесс §1. Сущность и основные характеристики политического процесса
  • §2. Типология политических действий
  • §3. Политическое участие
  • Глава 12. Политические элиты и политическое лидерство §1. Политическая элита
  • §2. Политическое лидерство
  • §2. Партийные системы, уклады и коалиции
  • §3. Общественные организации и движения Понятие и отличительные признаки общественных организаций и движений
  • Глава 14. Представительство и выборы §1. Избирательное право
  • §2. Виды избирательных систем
  • Разделiv. Политическая культура и идеология
  • Глава 15. Политические идеологии §1. Сущность и функции политической идеологии
  • §2. Современные политические идеологии
  • Глава 16. Политическая культура и политическая социализация
  • §1. Понятие политической культуры и ее структура
  • Раздел V. Международные отношения и внешняя политика
  • Глава 17. Система международных отношений
  • §1. Сущность и понятие международных отношений
  • §2. Понятие и сущность внешней политики государств
  • §3. Цели, функции и средства внешней политики
  • Глава 18. Политика и глобальные проблемы современности
  • §1. Сущность и пути решения глобальных проблем современности
  • §2. Социально-политические аспекты глобальных проблем современности
  • Основные термины и определения
  • Глава 12. Политические элиты и политическое лидерство §1. Политическая элита

    Интерес к изучению политических элит возникает в конце XIX – начале XX века. Опыт либеральных демократий показал, что всеобщее избирательное право и другие демократические процедуры не гарантируют правление большинства. Управление общественными делами неизбежно переходит в руки меньшинства. Что из себя представляет это меньшинство, господствующее над остальным населением, как оно формируется, каковы его функции? На эти вопросы отвечают политологи, сделавшие политические элиты предметом систематического исследования.

    Понятие политической элиты

    Социальное разделение между теми, кто власть осуществляет, и теми, по отношению к кому она осуществляется, следует из самой сути властных отношений. Власть асимметрична. Разделение на управляемых и управляющих имеет место при любой форме правления и при любом режиме. В демократических государствах, как и в недемократических, реальное управление обществом находится в руках организованного меньшинства. Однако в условиях демократии меньшинство может прийти к власти только в результате выборов в соответствии с волей большинства и при конкуренции с другими избирательными меньшинствами.

    Организованное меньшинство, которое непосредственно осуществляет управление и принимает политические решения, обозначают по-разному: политическая элита, властвующая элита, правящая элита, политический класс, правящий класс, высшее политическое руководство. Богатство наименований часто применяют к одному и тому же социально-политическому явлению – к реальному меньшинству, обладающему политической контролирующей властью. В современной политологии возобладал в конечном счете термин “элита”, введенный итальянским исследователем В. Парето (1848-1923 гг.).

    Понятие элита относится к узкому и относительно замкнутому кругу людей с достаточно постоянной и ограниченной численностью, с сильными внутренними связями, которые имеют значительный вес по сравнению с окружением. Элита – это "избранные" той или иной сферы социальной жизни. Элита подразумевает исключительность, особые критерии отбора и участия в ее функционировании. В социальной иерархии элиты занимают высшую ступеньку.

    Политическая элита – это организованное меньшинство, контролирующая группа, которая является частью класса или социального слоя и обладает реальной политической властью, возможностью воздействовать на все без исключения функции и политические действия данного общества . Родоначальник элитологии В. Парето определял элиту как группу людей, занимающих высокое положение соответственно степени своего влияния, политического и социального могущества.

    Как отмечалось выше, политические элиты есть реальный факт общественных отношений. Предпосылки возникновения элиты связаны с рядом факторов:

    Политическая власть представляет собой сложную систему организованных центров власти. Функционирование этой системы предполагает существование особого слоя политических лидеров и руководителей, которые и занимают ключевые места в этих центрах власти и имеют определяющее общественное влияние;

    В реальной политической практике сохраняется высокая степень отчуждения масс от процесса принятия политических решений и от контроля за политикой. Власть народа и управление народом разделены;

    Технология политического властвования требует выполнения политическими институтами их функций в короткие сроки, что резко ограничивает механизм консультирования с народом при принятии решений и способствует элитаризации политики;

    Выработка многих политических решений требует и специальных профессиональных знаний, что также ограничивает общественный контроль за властью "снизу";

    Кроме того, политикой интересуются далеко не все люди. Для многих другие сферы проявления своей активности представляют гораздо большую привлекательность, и заниматься политикой стремится меньшинство;

    Важным фактором является и стремление элиты сохранить свою власть. Элиты способствуют стабильности, воспроизводимости, пролонгации власти, сохранению влияния политических лидеров и руководителей.

    Являясь представителями определенной социальной базы, элиты ориентированы на эффективную защиту общественных интересов, на создание максимально благоприятных условий для их реализации. Политические элиты объединяются вокруг главной политической ценности, каковой является власть, "использование политики". Власть для политических элит самоценна, главное здесь – удержание и умножение власти всевозможными способами.

    Политическая элита отличается особой сплоченностью, едиными ценностными ориентациями, социально-политической и психологической гомогенностью (однородностью). Элиты обладают четко выраженным групповым сознанием, общей волей к действию и консолидированностью. Социально-политическая однородность способствует сохранению достаточного единомыслия и единодействия в самых сложных ситуация. Тем самым власть укрепляется, сохраняется ее цельность и целеустремленность. Психологическая гомогенность дает возможность неординарным, конкурирующим между собой людям сохранять совместимость и не доводить ситуацию до борьбы самолюбий, личностных расколов в руководящей среде. У лиц, входящих в политическую элиту, духовные запросы, комплекс возможностей, уровень социальных притязаний и даже человеческие качества отличаются высокой совместимостью.

    Таким образом, политическая элита не простая сумма конкретных лиц, в силу случая оказавшихся наделенными властью, а социальная группа, которая формируется в результате селекции, и наверху остаются лишь те, кто отвечает определенным требованиям.

    Являясь своеобразной властной доминантой, политическая элита играет исключительную роль в жизни общества. Это центральное звено государственного управления. От деятельности политической элиты, ее политического поведения в значительной степени зависит направление и ход политического развития, функционирование политической системы в целом. Как высказался американский политолог и социолог Д. Белл, "всякая оценка способности общества справляться со своими проблемами зависит от качества его руководства и характера народа" (цит. по: Сартори Дж. Вертикальная демократия //Политические исследования. – 1993. – № 3. – С. 83).

    Авторитетность элиты – важнейшее условие ее пребывания у власти и сохранения власти. Политическая элита должна быть легитимной. Когда политическое или государственное сообщество перестает санкционировать власть данной политической элиты, то она утрачивает социальную базу своего существования и в конце концов теряет власть.

    Политические элиты могут приходить к власти в результате выборов, выиграв политическую борьбу у других организованных меньшинств, претендующих на роль политической контролирующей группы. В этом случае взаимодействие элиты и массы носит легальный и легитимный характер. Однако политическая элита может прийти к власти революционным путем или посредством государственного переворота. В такой ситуации новая политическая элита стремится обрести необходимую легитимность неформальным признанием со стороны неорганизованного большинства. В любом случае отношение элиты с массами строится на принципах лидерства и авторитетного руководства, а не слепого подчинения. Легитимация политической власти элиты отличает ее от олигархии (власти немногих).

    Существуют различные подходы к изучению политических элит, но все исследователи элит считают, что любые политические системы можно считать элитарными, потому что реально существует меньшинство, обладающее политической контролирующей властью. Это меньшинство либо монополизирует функции принятия решений, либо имеет существенные преимущества при принятии решений, т.е. обладает преимущественным влиянием.

    Теории элит

    В. Парето был первым, кто сделал элиты предметом пристального научного внимания. У В. Парето определяющим является ценностный подход к пониманию элиты. Принадлежность к элите зависит от особых качеств, которыми в незаурядной степени обладают отдельные лица и которые обеспечивают им власть. Властью у Парето обладают достойные власти, те, у кого есть для этого особые качества. Ценностный, меритократический (власть достойных, власть заслуг) подход к элите становится основой для обоснования закона "круговорота элит".

    Принадлежность к элите зависит от особых качеств. Однако не все люди, обладающие элитарными качествами, добиваются руководящего положения. Те, кто в силу ряда причин не может войти в элиту, входит в контрэлиту. Элиты, считал В. Парето, имеют тенденцию к упадку. Социальное равновесие требует, чтобы в элиту постоянно кооптировались личности с необходимыми качествами. Но этого не происходит в силу замкнутости, закрытости правящей элиты. С течением времени наблюдаются психологические изменения в характерных чертах элиты: на смену "новаторам" приходят "консолидаторы", и элита клонится к упадку. Ей на смену приходит новая элита. Революции, перевороты – это и есть смена элит. В своем труде "Подъем и падение элит" Парето писал, что человеческая история – это история постоянной смены элит, одни возвышались, а другие приходили в упадок.

    Таким образом, у В. Парето элита – это те, кто обладает способностями и в силу этого приобретает власть. Когда особые качества утрачиваются, то наступает неравновесие между заслугами, способностями и властью, порождающее круговорот: элиты старые вытесняются контрэлитами, т.е. элитами "по способностям". Однако затем снова начинается процесс замыкания элиты в себе, вызревание внизу контрэлиты, и весь цикл повторяется.

    Другой итальянский теоретик Г. Моска (1858-1941 гг.) также обращал внимание на роль меньшинства, которое управляет большинством. Ни аристократическая тенденция, ни демократическая, с точки зрения Г. Моски, не дают власть большинству. Власть от меньшинства всегда переходит к меньшинству. Отличие лишь в том, что аристократический правящий класс пополняется людьми из замкнутого социального круга. Демократический правящий класс формируется из широких социальных слоев. Выборы в условиях демократии Г. Моска трактовал как путь к обновлению элиты, а не как форму контроля масс над руководителями.

    Моска также говорит о смене элит и о том, что правящее меньшинство отличается от масс присущими ему особыми качествами. Но Г. Моска обращает внимание и на значение организации. Меньшинство управляет большинством потому, что оно лучше организовано.

    Организационный подход Г. Моски получил свое развитие в работах немецкого ученого Р. Михельса (1876-1936 гг.). Элита зависит от организованности. Во-первых, способность к организации укрепляет и гарантирует власть. Во-вторых, структура организации неизбежно способствует формированию элиты. Элиты возникают как объективный результат общественно-политических структур и институализации влияний в этих структурах. Р. Михельс выдвинул закон, управляющий всеми организациями, и назвал его "железным законом олигархии". В соответствии с этим законом сами организационные условия предполагают существование властвующего меньшинства.

    Таким образом, кроме ценностного, аксиологического подхода к выделению элиты, существует и структурно-функциональный подход. Если сторонники первого подхода объясняют существование элиты определенными качествами личностного плана, то сторонники второго связывают наличие элиты с политической властной пирамидой: элита – те, кто обладает наибольшей властью, власть имущие данного государства, те, кто "наверху" (Ч.Р. Миллс, Г. Лассуэлл, А. Этциони, Т. Дай).

    Оба критерия связаны между собой. Элита – действительно группа, которая находится на вершине властной пирамиды, имеет наивысшее влияние. Однако вхождение в элиту далеко не всегда связано с занимаемой высокой политической должностью. Политическая элита включает в себя более широкий круг тех, кто формально "определяет" политику, влияет на государственные решения. Для достижения вершины власти и политического влияния требуются действительно определенные качества, способности, преимущества. Речь в данном случае не идет о том, хорошие это качества или дурные. Но то, что люди политической элиты имеют определенные способности властвования и особый "вкус" к власти – несомненно.

    Функции политической элиты

    Политическая элита – это порождение и элемент политической системы социально-классового дифференцированного общества. Политическая элита – это часть властного механизма, обеспечивающего социальное господство. Обладая навыками политического управления, элиты подготовлены для эффективного представления социально-классовых интересов. Их важнейшей функцией является актуализация интересов данного класса, слоя с помощью политической власти, формирование воли класса и непосредственное руководство претворением этой воли в жизнь. Отношения господствующего класса и правящей элиты представляют сложное взаимодействие. Защищая определенные классовые интересы, элита имеет относительную самостоятельность, потому что она носитель непосредственных властных полномочий. В особых ситуациях элита может принимать решения, против которых выступает большинство ее класса, так как, обладая необходимой политической компетенцией, она лучше понимает и совокупные интересы класса, и общегосударственные интересы.

    Таким образом, имея собственную социальную базу, политическая элита как властвующая сила является проводником не только узкосоциального интереса, но и выступает как проводник всеобщего интереса. Она все время мотивирует свою деятельность заботой об общем благе. И на самом деле важнейшая функция элиты – не только реализация интересов социально-господствующих слоев, но и достижение общегосударственных целей.

    Политическая элита вырабатывает государственную политику, формирует политическую стратегию и стремится к ее успешной реализации. Для элиты важно интегрировать различные интересы и волеизъявления в единую результирующую волю и тем самым расширить свою социальную базу. Итоговые решения политической элиты – это результат согласования и корректировки курсов, учет пестрой палитры социальных позиций на общегосударственном уровне. В конечном счете власть элиты сильна и стабильна, если ее решения рациональны, их реализация эффективна, а в обществе достигнут баланс социальных интересов.

    Существенным моментом в деятельности элиты является защита ценностей, идеалов, характерных для данного общества, и обеспечение консенсуса по основополагающим принципам жизнедеятельности государства.

    Из вышесказанного следует, что политическая элита должна обладать уверенностью в себе, быть способной к решительным и, возможно, болезненным для общества мерам, но ее автономность при принятии решений не абсолютна. Элита проверяется с двух сторон: со стороны социально-господствующих сил и общества. И только в той степени, в какой элита в состоянии обеспечить баланс столь конфликтных интересов и проводить эффективную политику, она может длительное время оставаться у власти.

    Политические элиты бывают "открытого" и "закрытого" типов . Элиты "открытого" типа рекрутируют в свой состав представителей из различных социальных слоев, хотя кандидаты в элиту проходят длительный отбор через устоявшиеся структуры воспроизводства элиты. Тем самым устраняется возможность массового проникновения в элиту людей некомпетентных, политически неподготовленных, авантюристов. Элиты "открытого" типа присущи либерально-демократическим политическим системам. Наличие элит, возможность выбирать из достаточного количества хорошо подготовленных, квалифицированных представителей сторонники либеральной демократии считают важнейшим условием для нормального функционирования демократии, создания стабильной политической системы.

    Политические элиты "закрытого" типа формируются из ограниченного, замкнутого круга представителей. Это, например, политическая элита феодального общества – родовая аристократия. К элитам "закрытого" типа относится и советская номенклатура. В современных условиях элиты "закрытого" типа отличаются большей склонностью к упадку, они достаточно быстро теряют необходимые элите политические качества.

    Элиты "открытого" и "закрытого" типа выполняют функции, связанные со своими властными полномочиями. Но элиты "закрытого" типа быстрее замыкаются на реализации узкокорыстных интересов и теряют широкое видение национальных приоритетов.

    Итак, для политических элит в плане их функционирования характерны несколько моментов:

    1) выражение и защита совокупного интереса слоя или класса, представителем которого она является;

    2) выработка и реализация государственной политики на основе учета всех социальных интересов, защита общенационального интереса;

    3) мотивация своей деятельности заботой об общем благе;

    4) достижение консенсуса на основе понимания общих ценностей и принципов функционирования политической системы.

    В конечном счете политическая элита должна превыше всего ставить национальные интересы, причем "элитарное" представление о национальных интересах в основе должно быть примерно одинаковым с пониманием таковых широкими социальными слоями общества.

    Политическая элита и другие властвующие элиты общества

    Политическая элита – это вершина властной пирамиды. Но в обществе существуют и другие элиты, которые имеют чрезвычайно высокую степень властного влияния. Американский социолог и политолог Ч.Р. Миллс в своем труде "Властвующая элита" анализировал военную, административную, деловую (экономическую) элиты США и отмечал общие корни этих элит – среда, образование, социальная жизнь. Кроме вышеназванных, выделяют еще и идеологическую элиту, подчеркивая тем самым важность идеологии как элемента властных отношений.

    Представители высшей политической элиты занимают стратегические посты в системе принятия решений. Таких людей немного – всего 100-200 человек. Эти лица персонально известны, и именно они принимают решения за миллионы людей. В политическую элиту часто включают и тех, кто занимает положение пониже во властной пирамиде, но обладает достаточно весомым влиянием на процессы принятия политических решений на государственном и региональном уровне. По подсчетам социологов, в зависимости от численности населения общее количество таких людей от двух до десяти тысяч человек.

    Административная или бюрократическая элита – высший слой государственных чиновников. Это высокообразованные специалисты в области государственного управления, политики по профессии. В идеале они должны быть выше политической борьбы, сохранять нейтралитет в схватке политических элит. Задача бюрократической элиты – служить только государственным интересам, быть беспристрастной, не ввязываться в политические баталии, выполнять точно и добросовестно приказ. Но на практике бюрократическая элита активно вмешивается в политику, влияет на принятие государственных решений и имеет тенденцию выходить из-под политического контроля.

    Деловая, экономическая элита – это крупные собственники, предприниматели, финансисты, которые самым тесным образом связаны с политической элитой.

    Деловая, бюрократическая, военная элита выступают как группы давления на политическую элиту. Между элитами идет борьба за распределение благ и ресурсов. Политическая элита более гибкая, чем военная, экономическая или бюрократическая. Она стремится учитывать отдаленные последствия принимаемых решений и интересы различных социальных слоев.

    Несколько особняком стоит идеологическая элита. В нее обычно включают профессиональных идеологов, лиц, направляющих деятельность средств массовой информации, работников культуры и искусства, верхушку духовенства (особенно если церковь вмешивается в политику). Эта группа отличается значительной самостоятельностью, она может выступать и как оппозиция политической элите. Отношения с идеологической элитой у политической элиты бывают весьма напряженные. Однако эффективное управление современным обществом невозможно без целенаправленного формирования его идейной жизни. Идеологии превратились во "внутреннюю религию" государства. Поэтому политическая элита заинтересована в поддержке идеологической элиты, ищет с ней компромиссы.

    Таким образом, в современной политической литературе различают властвующую, правящую элиту и элиту политическую. Властвующая элита неоднородна, обладает сложной структурой. Политическая элита – часть этой структуры, хотя и важнейшая, но только часть. Во властвующую элиту входят элитные группы, которые оказывают существенное влияние на принятие политических решений: это представители деловой, бюрократической, военной и идеологической элит.

    С точки зрения теории элит современные политические системы представляют из себя либо откровенно элитные системы, либо системы элитарно-плюралистические. Элемент элитаризма силен и в условиях современной либеральной демократии, хотя под контроль поставлен процесс формирования элиты в кадровом отношении, и народ имеет возможность выбирать в конкурентной борьбе из различных кандидатов, влияя тем самым и на состав политической элиты.

    Политические элиты и политическое лидерство тесно связаны между собой. Современные лидеры в демократических странах добиваются власти в результате борьбы за голоса народа. Политический процесс индивидуализируется. Политические лидеры разного уровня являются составной частью политической элиты.