К какому философскому направлению относится марксистская философия. Философия марксизма. Практика в марксизме

Марксистская философия

Классическая марксистская философия возникла в 40х годах 19 века в Германии на волне рабочего движения, как идейное выражение этого процесса. Ее основателями были Маркс и Энгельс, а теоритическими источниками – французский материализм 18 века и немецкая классическая философия. Специфика марксистской философии состояла в ее изначальной обращенность к вопросам общественной жизни – экономика, социальные отношения, политическая жизнь.

Появление марксистской философии было обусловлено рядом обстоятельств:

1. Началом индустриальной революции, ускоренным становлением капиталистического способа производства и революционными событиями в Европе, поставившими перед философией ряд задач в исследовании закономерностей развития общества.

2. Возникла потребность в философском осмыслении достижений в естествознании первой половины XIX в., изменивших научную картину мира: в первую очередь, это - открытие клеточного строения живых организмов, закона сохранения и превращения энергии, эволюционное учение Дарвина, утвердивших идею связи и развития в понимании природы.

3. Сложились теоретические предпосылки, позволившие сделать дальнейшие шаги в развитии философского знания. Ведущую роль в этом сыграла немецкая классическая философия - гегелевское учение о диалектическом методе и материализм Фейербаха.

Философская эволюция Маркса и Энгельса выразилась в переходе от идеализма к материализму и явилась основой для переосмысления ими своих экономических и социально-политических взглядов. Существенное влияние на формирование философских позиций Мракса и Энгельса оказали английская политическая экономия в лице А.Смита и Д.Рикардо и французский утопический социализм (А. де Сен-Симон и Ш.Фурье).

Главными положениями новой философии стали:

Органическое сочетание принципа материализма с диалектическим методом познания природы и общества, что нашло выражение в развитии диалектического и исторического материализма. Используя разработанный Гегелем диалектический метод мышления, Маркс и Энгельс применили его к анализу объективной действительности, утверждая, что субъективная диалектика (диалектика мышления) есть ни что иное, как отражение в сознании людей объективной диалектики, то есть развития и связей самой природы и общества.

Центральной категорией марксизма стала «практика», понимаемая как целенаправленная общественно-историческая материальная деятельность людей по преобразованию объективного мира. Тем самым подчеркивался активный деятельный характер отношения человека к миру (преобразованию природы и общества). Практика также рассматривалась как основа, источник и цель познания и объективный критерий истины.

Совершенно новаторским в марксизме стало рассмотрение общества как сложноорганизованной системы, в которой ведущую роль играло материальное бытие, имеющее в своей основе экономическую деятельность людей, порождающую социально-классовое деление общества. Тезис о первичности общественного бытия и вторичности общественного сознания явился способом решения основного вопроса философии применительно к обществу. Это позволило преодолеть односторонность социального идеализма, господствовавшего в истории философской мысли до середины XIX в.

Гуманистическая направленность марксистской философии связана с поисками путей освобождения человека от социального отчуждения. Именно этой идеей проникнуты все совместные ранние работы Маркса и Энгельса, связанные с переосмыслением антропологического материализма Фейербаха.

Философские взгляды Маркса по сути своей антропоцентричны, так как его интересуют, прежде всего, проблемы сущности человека и условий его существования в обществе. Этому посвящена его ранняя работа «Экономическо-философские рукописи 1844 года», впервые опубликованная в 1932 г., в которой он исследует условия отчуждения человека в обществе. В основе социального отчуждения, по мнению Маркса, лежит отчуждение человека в сфере экономике, связанное с возникновением частной собственности, что приводит к отчуждению человека от самого процесса труда и его продуктов, а также к отчуждению в сфере общения, к разрыву социальных связей. Процесс исторического развития рассматривается им как поэтапное снятие социального отчуждения и возрастание степени свободы человека в обществе. Коммунизм как идеал общественного развития должен привести к ликвидации отчуждения и созданию условий для свободного и гармоничного развития человека. По сути дела создание основного труда его жизни «Капитала» было вызвано не просто интересом к анализу тенденций развития буржуазного экономического строя, но и поиском реальных условий освобождения человека от позорных последствий принудительного труда. Таким образом, в отличии от абстрактного гуманизма Фейербаха гуманизм Маркса опирается на глубокий анализ самой действительности.

Марксистское решение проблемы отчуждения человека, поставленное Руссо, опирается на представление, что капиталистическое общество являет собой бесчеловечную среду, которая порождает социальные неравенства. Марксизмом весь исторический процесс был разделен на две крупные эпохи:

1. Предыстория (первобытное, рабовладельческое, феодальная и буржуазная формации). В этих обществах человек не свободен, поскольку подавлен властью общины или государства, стихией рынка и т.д. На смену предыстории должна придти подлинная история, которая будет твориться людьми сознательными. Идея социалистической революции – идея радикального способа перехода общества из состояние несвободы в царство подлинной свободы. В Марксизме революция рассматривается как изменение экономических основ общества, преодоление частной собственности, как источника эксплуатации человека человеком. Этот переворот должен осуществить пролетариат, как неимущий класс, а сама революция станет двигателем исторического процесса. По мнению марксистов, коммунизм станет новой эпохой в истории человечества, эпохой полного контроля человека над социальным и природным миром. Становление коммунизма это длительный процесс, период глубоких преобразований во всей системе общественных отношений, смена самого образа жизни людей. В итоге утвердится ассоциация свободных тружеников во всемирном масштабе.

«Манифест Коммунистической партии» – первое программное произведение марксизма. «Капитал» – основное произведение марксизма в котором Маркс раскрыл экономическое строение современного ему капиталистического общества. В «Диалектике природы» Энгельс разрабатывал марксистское учение о материи, ее свойствах, формах и способах существования.

Марксизм состоит из трех частей: материалистическая философия, политическая экономия, теория научного социализма. В Западной Европе – Меринг, Лафарг, Каутский и т.д. Благодаря их усилиям, марксизм стал международным явлением. В России марксистская теория стала проникать в 80х годах 19 века благодаря Плеханову и его соратникам. Ленинизм – это марксизм эпохи подготовки и практического осуществления пролетарских революций в некоторых странах Европы.

Взгляды Ленина изложены в «Философские тетради», «Государство и революция», «Материализм и империокритицизм». Взгляды Ленина были очень радикальными. В марксистской теории он видел, прежде всего, инструментальную функцию, которая обслуживала бы практику политической борьбы.

Основное в системе марксизма – это дух активного преобразования общества в стремлении устроить мир разумно и справедливо.

Судьба учения Маркса и Энгельса весьма драматична, так как дальнейшее развитие марксизма как социально-политического и философского течения сопровождалось бесчисленными фальсификациями и односторонними интерпретациями. В этой связи можно говорть о многообразии версий марксизма в контексте разных эпох и особенностей национального восприятия его учения в разных странах. Так, применительно к России можно говорить о ленинской, плехановской, сталинской и других версиях марксизма.

Основные этапы становления и развития марксистской философии

Младогегельянский период в творчестве Маркса и Энгельса. Активное освоение теоретического наследия немецкой классики. Гегельянская позиция в философии. Демократические симпатии Маркса и Энгельса в социально-политической области. Этот период охватывает 1839-43 гг.

Критика идеализма Гегеля. Начало формирования собственно марксистских взглядов. Переход на позиции материализма и коммунизма. 1843-44 гг.

Окончательное оформление философских идей марксизма. 1845-50 гг. Развитие философских, социально-философских и методологических положений марксизма в работах Маркса и Энгельса в оставшийся период их жизни.

Развитие марксистской философии в трудах учеников Маркса и Энгельса в 70 - 90-е годы XIX столетия.

Ленинский этап в философии марксизма. Он охватывает 1895 - 1924 гг.

Марксистско-ленинская философия в СССР в 20 - 80-е годы XX столетия.

Западный марксизм в XX веке.

Современное состояние марксистской мысли.

Основные философские идеи марксизма

Идея практики;

Идеи и принципы материалистической диалектики;

Диалектико-материалистическое понимание истории;

Концепция отчуждения.

Наиболее значимые философские труды классиков марксизма

Работы К.Маркса: "К критике гегелевской философии права". 1843; "Экономическо-философские рукописи 1844 года"; "Тезисы о Фейербахе" (1845), "Нищета философии" (1847); "Восемнадцатое брюмера Луи Бонапарта" (1852); "Капитал" (1857-70).

Работы Ф.Энгельса: "Наброски к критике политической экономии"(1844); "Анти-Дюринг"(1878), "Диалектика природы" (1873-76); "Происхождение семьи, частной собственности и государства"(1884); "Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии"(1886), "Письма об историческом материализме"(1890-94);

Совместные работы К.Маркса и Ф.Энгельса: "Святое семейство"(1845); "Немецкая идеология" (1846); "Манифест Коммунистической партии" (1848).

Краткое изложение основных положений философии марксизма

Идея практики:

Переработка Марксом и Энгельсом идеалистической диалектики Гегеля и основных положений материализма того времени осуществлялась не через механическое их соединение, а сквозь призму принципа человеческой деятельности. Это проблема конкретизации сущности человека: или он просто живет в мире, созерцая его, или же изменяет действительность, делает её пригодной для себя. Труд как деятельность по изменению природы и общественных отношений - это сущностный параметр бытия человека. Синонимом труда, категорией, конкретизирующей понятие труда, у Маркса и Энгельса выступает практика. Под ней они понимали чувственно-предметную, целенаправленную деятельность человека, ориентированную на освоение и преобразование условий его существования и параллельно с этим - на совершенствование самого человека.

Практика первична и определяет духовный мир человека, его культуру. Она имеет общественный характер, служит основой общения между людьми, предпосылкой различных форм общежития.

Практика исторична, её способы и формы изменяются во времени, становятся все более утонченными, способствуют проявлению самых различных сторон человеческой сущности, позволяют открыть в окружающем мире все новые стороны.

О необходимости введения в философию идеи практики, Маркс впервые говорит в работе "Тезисы о Фейербахе", где критикует материализм Фейербаха за его созерцательный характер.

Практика - это предметная деятельность, имеющая следующую структуру: потребность - цель - мотив - собственно целесообразная деятельность - средства - результат.

Хотя практика и противоположна теории, между ними существует тесная взаимосвязь по следующим пунктам:

Практика является источником теории, выступает в роли "заказчика" тех или иных разработок. Вещи, не имеющие практического значения, разрабатываются крайне редко.

Практика является критерием истинности теории.

Практика - цель любой теории.

Практика как целостный процесс описывается с помощью категорий опредмечивания и распредмечивания.

Опредмечивание - это процесс, в котором человеческие способности переходят в предмет и воплощаются в нем, благодаря чему этот предмет становится человеческим предметом. Деятельность опредмечивается не только во внешнем мире, но и в качествах самого человека.

Распредмечивание - это процесс, в котором свойства, сущность, логика предмета становятся достоянием человека. Человек присваивает формы и содержание предшествующей культуры.

Диалектика опредмечивания и распредмечивания в философии марксизма наглядно демонстрирует структуру практики, показывает механизмы преемственности в развитии культуры.

Материалистическая диалектика

Маркс и Энгельс использовали достижения Гегеля в разработке диалектического метода для того, чтобы показать сущность и динамику практической деятельности человека. Марксистскую философию часто называют диалектическим и историческим материализмом, подчеркивая, что её ядро составляет метод материалистической диалектики.

Термин "диалектика, "диалектический", употребляется в работах классиков марксизма в двух основных значениях: "объективная диалектика" и "субъективная диалектика".

Объективная диалектика - это сама жизнь, которая представляет собой целостную систему, существующую и развивающуюся согласно диалектическим законам и принципам.

Субъективная диалектика - это воспроизведение объективной диалектики в различных формах деятельности человека, но, прежде всего, в познании. Иногда, вместо выражения "субъективная диалектика" используется понятие "диалектического метода".

Разработка материалистической диалектики как теории и метода осуществлялась Марксом и Энгельсом в следующих работах: "Немецкая идеология", "Святое семейство", "Капитал", "Тезисы о Фейербахе", "Диалектика природы", "Анти-Дюринг".

Главное в диалектике - понимание мира как органической системы. Это означает, что он состоит из множества разнообразных, но необходимым образом связанных между собой элементов. И, - что самое главное, - он содержит причину своего развития в самом себе. Диалектика имеет место там, где развитие мира осуществляется за счет внутреннего противоречия. Таким образом, диалектика выступает в качестве учения о мире как целостной системе, главным законом которой является закон противоречивой, необходимой связи её элементов.

Под "связью" в диалектике понимается такое отношение между вещами или процессами, когда изменение свойств или состояний в одних, автоматически влечет за собой изменение свойств или состояния в других.

Понятие развития - центральное в диалектике. Оно рассматривается как саморазвитие. Процесс развития Маркс и Энгельс подчиняют, вслед за Гегелем, действию трех законов:

Закона единства и борьбы противоположностей.

Закона взаимного перехода количественных и качественных изменений.

Закона отрицания отрицания.

Каждый из этих законов выражает определенную сторону целостного процесса развития: закон единства и борьбы противоположностей характеризует источник развития; закон взаимного перехода количественных и качественных изменений - механизм развития, а закон отрицания отрицания - цель развития.

Большинство критиков марксистской философии полагают, что утверждения об объективном характере диалектики безосновательны. Если диалектика и имеет право на существование - то только в качестве одного из методов познания.

Представление о диалектике как системе методов познания занимает важное место в марксизме. В отличие от своих более поздних критиков, Маркс и Энгельс считали диалектический метод всеобщим методом познания.

Диалектический метод - это система методов и принципов, позволяющих воспроизвести в мысли объективную логику предмета или явления.

Основные методологические принципы марксистской диалектики

Принцип системности.

Принцип восхождения от абстрактного к конкретному.

Принцип единства исторического и логического.

Категориальный аппарат своей философии Маркс и Энгельс почти полностью заимствовали у Гегеля. Категории выстроены в систематическое единство, согласно логике движения мысли от наиболее общего и абстрактного к конкретному. В начале стоит категория единичного, в конце - категория действительности. Переход от одной категории к другой осуществляется по законам диалектики.

Таким образом, диалектика, в качестве метода, представляет собой систему взаимосвязанных и взаимозависимых законов, принципов и категорий, предписывающую строго определенных порядок познания и преобразования действительности.

Список использованной литературы

1. Кант И. Пролегомены ко всякой будущей метафизике, могущей возникнуть в смысле науки: Пер. с нем. М., 2003.

2. Кант И. Критика чистого разума. Симферополь, 1998. - С.5.

3. Каримский А.М. Философия истории Гегеля, М., 1994.

4. Кузнецов В.И. Немецкая классическая философия второй половины XVII – нач. XIX веков. М., 1989.

5. Любутин К.Н. Фейербах: Философская антропология. Свердловск, 1991.

6. Мотрошилова Н.В. Рождение и развитие философских идей. М., 2007.

7. Энгельс Ф. Людвиг Фейербах и конец классической немечкой философии//Маркс К., Энгельс Ф. соч. Т.21.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Федеральное агентство по образованию

Сибирская Государственная Автомобильно-дорожная Академия

Центр дополнительного образования

по предмету: Философия

на тему: Марксистская философия

Выполнила:

Сапожникова Т.А.

Калачинск 2008

Введение

Исторические условия возникновения марксистской философии

Теоретические источники марксистской философии

Теория марксистской философии

Практика в марксистской философии

Материалистическая диалектика

Исторический материализм

Литература

Введение

Вся история философии - это история борьбы двух партий философии - материализма с одной стороны и идеализма с другой стороны. Эта борьба актуальна и поныне.

Развитие общественно-исторической практики, науки и философии к середине XIX века требовало их глубочайшего философского осмысления. Именно поэтому в данный период появляются такие направления материалистической философии как позитивизм и марксистская философия, которые ставят перед собой задачи исследования действительности, обнаружения ее законов, понимание и объяснение жизни общества.

В своей работе я рассматриваю причины возникновения, и основные понятия марксистской философии, которая была создана революционными мыслителями Карлом Марксом и Фридрихом Энгельсом.

1. Исторические условия возникновения марксистской философии

К середине XIX века буржуазные революции были практически уже позади. Формировался пролетариат, условия которого были тяжелыми или даже невыносимыми. Классовые столкновения все более обострялись. Все больше происходило восстаний (восстание ткачей в Лионе, Германии, широко развертывались движения в Англии). Но на данный момент выступления рабочих носили стихийный характер, они были не организованы.

Противоречия между бедными и богатыми, трудом и капиталом вызывали гневные протесты сторонников утопического социализма (Ш. Фурье, А. Сен-Симон, Р. Оуэн), мечтавшими о социальной справедливости. Но они не видели реальной силы, которая совершила бы такие социальные преобразования

Пролетариат мог освободить себя, лишь разрушив экономические условия эксплуатации, но для этого необходима была организация рабочего класса. Маркс и Энгельс пришли к выводу о всемирной освободительной миссии рабочего класса и неизбежности перехода от капитализма к социализму. Только пролетариат может разрушить старый мир и построить новое общество. Этот вывод мог быть сделан только на основе тщательного научного исследования законов развития общества, и предполагал выработку нового мировоззрения и методологии. На основании этого Карл Маркс и Фридрих Энгельс создают свою философию, которую называют «новой философией», «новым материализмом» - это научная теория социализма.

2. Теоретические источники марксистской философии

Одной из важнейших предпосылок возникновения марксистской философии стали современные достижения и открытия. Это и создание Эйнштейном теории относительности, Менделеевым периодической системы химических элементов и многие другие открытия.

Но философы, при разработке своего учения, опирались не только на достижения естествознания, но и, прежде всего на достижения общественных наук. Теоретическими источниками марксистской философии являются немецкая классическая философия, английская классическая политическая экономия и французский утопический социализм.

Философия диалектического материализма не могла возникнуть без такого открытия Карла Маркса, как материалистическое понимание истории. Понимание исторического развития - это социально-философская концепция, раскрывающая органическое единство природного и социального, индивидуального и социального, объективного и субъективного, материального и духовного. Она достраивает материализм «доверху», и позволяет качественно с новых позиций рассматривать человека и всю его жизнедеятельность.

Непосредственными предшественниками, оказавшими существенное влияние на философские взгляды Маркса и Энгельса, были Гегель и Фейербах. Их работы были основополагающими для создателей марксистской философии. Они считают себя учениками Гегеля, но с первых шагов они препарируют идеи Гегеля и используют их по своему.

3. Теория марксистской философии

В советской философской литературе укрепилось представление, что философия Маркса и Энгельса - это диалектический и исторический материализм.

Долгие годы велись дискуссии о понимании соотношения диалектического и исторического материализма. Об этих спорах многие оппоненты марксистской философии отзывались, как о «схоластических дискуссиях». Дж. Белл, современный американский социолог, упрекал советских марксистов в незнании подлинных взглядов К. Маркса, в отождествлении их с популяризаторскими взглядами Г. В. Плеханова.

Следует отметить, что сами К. Маркс и Ф. Энгельс не рассматривали свою философию, как исторический и диалектический материализм, а говорили об историческом материализме в рамках своей философии - диалектического материализма. То есть они говорили о «теории исторического процесса», как об историческом материализме, как составной части диалектического материализма.

В естественнонаучном обосновании марксистской философии серьезное значение имело диалектико-материалистическое осмысление природы, в котором существенную роль сыграли выдающиеся естественнонаучные открытия. Марксистская философия не принимает позитивистские трактовки природы, познания и общества. Это доказывается тем, что марксистские философы осудили позитивизм, популярного в рабочем движении, Евгения Дюринга, объявившего себя социальным реформатором и выступившего с критикой взглядов Карла Маркса. В ответ Фридрих Энгельс, по предложению К. Маркса, написал серию статей с критикой философских взглядов Дюринга, которые собрал вместе и создал в 1878 году книгу «Анти-Дюринг». В этой работе Энгельс особое внимание уделяет тому, на основе какого метода должно развиваться научное познание, как развивать науку. Именно Энгельсом сформулированы положения марксистской философии о сущности диалектической логики, ее основных проблемах, об отношении диалектики к формальной логики.

Диалектические разработки Гегеля в переработанном виде послужили философским источником формирования материалистической диалектики. В своей критике материалистических взглядов Гегеля основоположники марксистской философии опираются, прежде всего, на материализм Фейербаха, входящий в состав всей материалистической традиции. Диалектический материализм и есть результата коренной творческой переработки того и другого на основе нового осмысления сознательной и природной реальности.

Идеи выдающихся английских экономистов (А. Смита, Д. Рикардо), которые создали экономическую анатомию буржуазного общества и трудовую теорию стоимости, способствовали созданию Марксом и Энгельсом научной социальной философии - исторического материализма.

В процессе критики философии Фейербаха, марксисты раскрыли концепцию материального понимания исторического процесса. Это понимание заключается в том, чтобы исходя из материального производства непосредственной жизни, рассмотреть действительный процесс общественного производства. А также понять связанную с данным способом производства и порожденную им форму общения, то есть гражданское общество на его различных ступенях развития, как основу всей истории. Затем необходимо отразить деятельность гражданского общества в сфере государственной жизни, а также объяснить обусловленную им различные теоретические взгляды и формы сознания, в том числе религию, философию и мораль. Важно исследовать и проследить процесс их возникновения на этой основе, так как этим можно объяснить процесс развития общества в целом, а следовательно и взаимодействие между его различными сторонами.

Это можно сделать с помощью материалистической диалектики. Материалистическая диалектика по словам Энгельса - это наука об общих законах движения как внешнего мира, так и человеческого мышления, которая не является философией, стоящей над прочими науками

Материалистическая диалектика исходит из признания объективных законов общества, но эти законы и деятельность людей - не два распложенных и независимых фактора движения в обществе, а единый процесс, поскольку социальные отношения существуют и проявляются в деятельности людей: масс, классов, партий, отдельных личностей.

По мнению марксистов, ядро философии заключается в том, чтобы не только различным образом объяснить мир, но и пытаться изменить его. Это объясняет то, что вследствие идеализма ни одна философская система не создала науки раскрывающей законы революционного преобразования общественной жизни. Выведя теорию из практики, марксистская философия подчинила ее интересам революционного преобразования мира. К. Маркс и Ф. Энгельс создали философию масс, в которой обосновали решающую роль народа в истории.

4. Практика в марксистской философии

Еще в своем первом научном произведении - докторской дисертации «Различия между натурфилософией Демокрита и натурфилософии Эпикура», молодого Карла Маркса интересует проблема человеческого самосознания. Именно Карл Маркс и Фридрих Энгельс впервые в истории человеческой мысли обратили внимание на то, что сознание - это не абсолютно самостоятельная сила, а имеет свое основание в материальном жизненном процессе. Они указывают, что сознание обладает активностью и действенностью. марксистская философия материализм

Подлинная роль практики в человеческом обществе и человеческой истории они обосновывали в преодолении основных недостатков материализма Фейербаха и всего предшествовавшего материализма. Карл Маркс и Фридрих Энгельс развивали диалектику в борьбе против метафизики в ее классической форме, для которой «вещи и их мысленные отражения, понятия, суть отдельные, неизменные, застывшие, раз навсегда данные предметы, подлежащие исследованию один после другого и один независимо от другого». К. Маркс и Ф. Энгельс. Сочинения, т. 20, стр 21 Маркс уделял огромное значение теоретической мысли, как не просто объяснительной функции философии, а преобразующей функции. Далее он связал эту функцию с тем, что теория служит практике, а практика определяет теорию.

Понимание практики у Маркса и Энгельса имело различные подходы: практика - это предметная деятельность; практика - это деятельность людей, направленная на преобразование природы и общества; практика - это общественно-историческая деятельность людей; практика - это характеристика жизнедеятельности людей.

Сегодня при определении практики все чаще используется понятие субъект и объект, к которым Маркс обратился в своих «Тезисах о Фейербахе». Он писал, что главный недостаток всего предшествующего материализма - включая фейербаховский - заключается в том, что предмет, действенность, чувственность берется только в форме объекта, или в форме созерцания, а не как человеческая чувственная деятельность, практика, не субъективно. Маркс К, Энгельс Ф. Соч.: 2-е изд. Т3 с. 36-37

Маркс дает определение объекту, как предмету приложения человеческих сил, субъекта, под которым имеется в виду не только отдельный человек, но и человеческие общности (классы, нации, народы, государство и др.) Материально-производственная деятельность («обработка природы людьми») и социально-преобразовательная деятельность («обработка людей людьми») - это основные виды практики по Марксу.

Своеобразие сущностных сил человечества состоит в их опредмечивании. Маркс уделял особое внимание практике и истории промышленности и возникшему предметному бытию промышленности, которое является «раскрытой книгой человеческой сущности». Под результатом практики Маркс понимает изменение материальных и других общественных отношений. Это отражается в его труде «Капитал».

Категория «практика» введенная марксистской философией в анализ процесса познания (основа, цель познания и критерий истины), позволила не только преодолеть агностицизм, но и связала воедино всю концепцию материалистического понимания истории с гносеологией, способствуя их более глубокой разработке.

Для рассмотрения проблем онтологии категория «практика» явилась фундаментом. Раскрытие сущности сознания предполагает указание на отражение в нем прежде всего материальной жизни людей и всех условий их общественного бытия. С материальными условиями постановкой и достижением цели, наличием необходимых средств для ее реализации связано само целеполагание человека. Процессом выработки цели является процесс отражения объективного мира в форме образа предстоящей практической деятельности. Как считают марксисты, цель есть идеальный образ подлежащих созданию предметов, образ, который существует до того, как эти предметы будут произведены.

Марксисты рассматривают все явления и процессы, при взаимодействии их с социальным субъектом, как результат настоящей или предшествующей человеческой деятельности, в сложном взаимодействии ее практических и теоретических, объективных и субъективных моментов, показывая, что практической является вся общественная жизнь.

Марксистская философия - это такая система взглядов, которая опирается на практику человечества, ее осмысление, что позволило марксизму подойти к философии не только как к любомудрию и «душе культуры», пониманию ее как свойства человеческого ума, но увидеть то, что в весьма абстрактной форме сформулировал еще Аристотель - «быть учением о наиболее общих принципах бытия и познания», исследовать эти принципы как законы природы, общества и человеческого мышления.

Философия марксизма внесла качественное изменение в содержание и социальную роль философской мысли во всей системе научного знания и практического преобразования действительности. К. Маркс и Ф. Энгельс связали в единый узел революционную теорию с революционной практикой.

5. Материалистическая диалектика

Маркс и Энгельс не признавали идеалистической диалектики, по их мнению «стоящей на голове», каковой являлась гегелевская диалектика. Но все же они неоднократно подчеркивали в своих трудах приверженность диалектике, но только разработанной ими самими - исторической форме диалектики - материалистической диалектике.

Диалектика Гегеля по мнению Маркса - это диалектика духа, мышления, «движения мыслей», которая не способствует пониманию сущностных сил самого человека. Для Гегеля субъектом является не действительный человек как таковой, а абстракция человека, его самосознание. Человеческие же сущностные силы - это разумение истинной формы духа, мыслящего, логического духа. Таким образом, Гегель рассматривает всю предметную действительность не как деятельность человека, а как результат творящей идеи. С помощью же материалистической диалектики возможно раскрыть сущность явлений, чего не позволяет сделать идеалистическая диалектика. Здесь важно обращение к действительным явлениям, предметам, источникам действительного сознания.

К. Маркс и Ф. Энгельс не только высоко оценивали, но и широко использовали разработанные Гегелем учения, в том числе и учение о противоречиях, о снятии противоречий, как предметном движении, которое вбирает в себя отчуждение и положительные моменты, о диалектике существенности, явления, кажимости, а также о диалектике случайности и необходимости, единичного, особенного и общественного, абстрактного и конкретного, исторического и логического.

Марксистская философия рассматривает связь объективной и субъективной диалектики, как диалектики природы, общества и познания, как отражение объективной диалектики человеческим сознанием, теорией диалектики.

В марксистской философии существуют два подхода к диалектике. Первый подход - это подход к диалектике, как к теории и второй подход - как к методологии познания законов капиталистического общества и человеческой истории. Здесь исследуются изменения явлений, их развитие, переход из одной формы в другую, закономерные связи, законы, открытия, учитывая их специфику, определяемую конкретными условиями.

Рассматривая развитие явлений через противоречия, К. Маркс приходит к уяснению существенности явлений, открытию экономических и других законов. Так рассмотрение труда абстрактного и единства конкретного труда К. Маркс смог определить стоимость товара.

Марксистская философия исследует категории и законы диалектики, основные диалектические принципы - развития, связи, детерминизма и др.

В марксистской философии диалектика процесса познания исходит прежде всего из развития общественно-исторической практики, которая выступает основой познания, целью познания и критерием истины. Так же она рассматривает процесс познания через диалектику абсолютного и относительного, объективного и субъективного, чувственного и рационального моментов познания.

К. Маркс уделил внимание специфике познания общественных явлений, их роли в познании диалектических методов - метода восхождения от конкретного к абстрактному и от абстрактного к конкретному, а так же метода единства исторического и логического.

Материалистическая диалектика рассматривает абстрактное и конкретное не как два различных понятия, а как два связанных друг с другом момента одного и того же понятия. Одно и то же понятие может быть и абстрактным и конкретным. В отношении к одному понятию оно может быть конкретным, ибо его содержание наполнено большим числом определений, а в отношении к другому содержанию, которое богаче определениями, - абстрактным. Процесс образования понятий начинается с конкретности чувственного познания, которую можно назвать диффузной, хаотической конкретностью. Эту конкретность живого, чувственного созерцания иногда ошибочно называют понятием.

От этой первоначальной конкретности происходит переход к абстракции, к выявлению отдельных сторон, свойств предметов, выражающих сущность. В итоге от отдельных, простых абстракций переходим к новому конкретному, которое представляет собой закономерную связь, систему различных абстрактных определений.

Материалистическая диалектика как наука о наиболее общих законах развития природы, общества и мышления одновременно является теорией познания и логикой. Законы мышления в ней совпадают с законами бытия по своему содержанию, так как первые являются отражением вторых. Материалистическая диалектика при изучении мышления и ее законов ставит своей задачей также обнаружение отраженных в них объективных законов. Она ставит своей целью дать научное понимание объективной действительности, вскрыть законы ее развития. Это научное понимание действительности возможно как обобщение результатов развивающегося процесса познания. Вне изучения опыта всех наук, вскрывающих законы движения отдельных сторон действительности, всей многообразной практики людей, нельзя постигнуть наиболее общие законы развития природы. Общества и мышления.

Материалистическая диалектика понимает мышление как субъективную деятельность. Она вскрывает законы движения вещей и процессов, становится методом движения мышления к обнаружению объективной природы предмета. Диалектика направляет процесс мышления по объективным законам, с тем чтобы мысль в своем содержании совпала с объективной реальностью, то есть привела к объективной истине.

Материалистическая диалектика снимает вопрос о существовании чистой онтологии как таковой, которая бы изучала только законы бытия.

Познанные законы и формы развития превращаются в сознательно используемые принципы и проблемы теоретического мышления, и, таким образом объективное становится субъективным, формой деятельности познания человека.

Предметом материалистической диалектики являются наиболее общие законы объективного мира, но эти же законы становятся законами и формами постижения мыслью объективного мира, они используются человеком для дальнейшего познания и практического переустройства действительности. Поэтому в задачу материалистической диалектики как науки входят: обнаружение наиболее общих законов развития объективного мира; раскрытие значения их как законов мышления, уяснение их функции в движении познания.

К. Маркс и Ф. Энгельс создают материалистическую диалектику как науку о наиболее общих законах развития мира и человеческого сознания. Она стала «душой марксизма», так как способствовало не только разработке всех составных частей марксистской теории, но и явилась методологической основой для решения практических задач.

6. Исторический материализм

Основным вопросом философии является понимание исторического процесса. В марксистской философии ответ на этот вопрос дается с помощью исторического материализма.

Марксистская философия утверждает, что люди сами являются творцами истории, но творят ее не по произволу, а на основе унаследованных ими от прошлых поколений объективных, материальных условий, в соответствии с объективными законами. Бытие людей определяет их сознание, то есть сознание отражает общественное бытие.

Но эти два понятия не являются одинаковыми. Общественное бытие и общественное сознание не тождественны, так же как не тождественны бытие вообще и познание вообще. Из того, что люди вступают в общение как сознательные существа, никак не следует, что общественное сознание являлось одинаковым по значению общественному бытию. Вступая в общение люди не сознают того, какие при этом образуются общественные отношения, по каким законам они развиваются.

Дело не в том, что люди субъективно не желают сознавать это, а в том, что они объективно не могут. Не могут потому, что общественное сознание не в состоянии охватить сумму всех тех изменений, которые происходят в общественном бытии, так как оно является отражением этого общественного бытия. Эти изменения не проходят через общественное сознание, из них складывается необходимая цепь событий, цепь развития, независимая от общественного сознания, не охватываемая им полностью никогда. Учение К. Маркса состоит в том, что общественное бытие отражается в общественном сознании, и это отражение может быть верной приблизительной копией отражаемого.

Это положение является исходным во всей теории исторического материализма К. Маркса и Ф. Энгельса, которое связано с исходным положением философского материализма. Здесь как и в философском материализме материализм исторический признает общественное бытие независимым от общественного сознания человечества.

Маркс и Энгельс, ведя борьбу с философами, которые были «материалистами внизу и идеалистами вверху», обратили главное внимание на достраивании философии материализма доверху, то есть на материалистическое понимание истории. В своих работах говоря об историческом материализме они делали основной акцент на слове «исторический».

Исторический материализм тесно связан с жизнью, и непросто с жизнью, а с революционной жизнью общества. «Без этой связи правильные положения исторического материализма теряют свою ясность и определенность, лишаются силы и жизненности, становятся жертвой догматизма и сектантства, разложения и очень часто встречающегося «растворения» в других, в совсем не марксистских утверждениях», - В. И. Ленин. Так же они теряют свою истинность, основное качество всякой научной теории.

В марксистской философии утверждается единство естественно исторических законов развития природы и общества. Но при этом между ними определяется существенное различие. Этот закон выражает устойчивое, прочное в отношениях между явлениями, но в природе в отличии от общества он выступает как взаимодействие слепых, стихийных сил. В обществе же он возникает и функционирует в процессе целенаправленной деятельности людей.

Следовательно, по мнению марксистов, общество - это новая и высшая ступень в развитии материального мира. Будучи особой и высшей ступенью материального мира, общество представляет собой саморегулирующуюся систему, имеющую свой внутренний источник развития и оказывающую активное и сознательное воздействие на природу (в отличии от стихийного воздействия природы на общество).

Большим достижением марксистской философии была разработанная К. Марксом идея об общественно-экономических формациях. Понятие общественно-экономической формации - одно из центральных понятий исторического материализма, выработанное марксистской философией. В основе этого понятия лежит способ добывания средств к жизни, а также связь между людьми, которая возникает под влиянием данного способа, и система отношений возникающих при этом. При этом образуется та основа общества, которая облекается политико-юридическими формами и известными течениями общественной мысли.

Идея Маркса об общественно-экономических формациях, выдвинутая им в качестве научной гипотезы, открывала новые возможности познания развития общества. Выделяя из всех общественных отношений производственные отношения как первоначальные и определяющие, К. Маркс нашел объективный критерий для строго научного анализа исторических и общественных проблем. Он сделал анализ возникновения политико-юридических форм, который был намного глубже тех представлений, что господствовали в современное ему время, распространив его на происхождение самих общественных идей человека, сделав вывод о зависимости «хода идей» от «хода вещей».

Анализ материальных общественных отношений, введенный марксистской философией, позволил выявить повторяемость и правильность в развитии социальных явлений и обобщить порядки разных стран в одно основное понятие общественной формации. Но при этом К. Маркс и Ф. Энгельс истолковывали конкретный исторический процесс какой-либо страны или групп стран как открытие в своем противоречивом развитии не одну, а часто две и более возможностей.

В истолковании марксистов общественно-экономические формации - первобытнообщинная, рабовладельческая, феодальная, капиталистическая и коммунистическая - являются историческими эпохами в прогрессивном развитии человечества.

При величайшем многообразии исторических явлений понятие общественно-экономической формации отражает единство и цельность исторического процесса, что имеет громадное значение для исследования конкретной истории, познания диалектики исторического процесса.

Мыслители прошлого нередко стремились к созданию законченного учения, которое должно дать ответы на все вопросы. Но это противоречило жизни - непрерывно текучей и изменчивой.

Марксистская философия в отношении не только к действительности, но и также в отношении к самой себе коренным образом отличается от всех предшествующих ей философских систем. Она не только критична, но и само критична. Основные принципы марксистской философии основаны на практике общественного развития, на новых достижениях науки, новом опыте.

В современном мире, а особенно в России, многие упрекают марксистскую философию. Но в истории человечества не так много людей, которые оказали такое колоссальное воздействие не только на развитие духовной культуры, но и на судьбы человечества.

Ядром философии является то, чтобы не только различными способами объяснять мир, но и пытаться изменить его. По мнению К. Маркса, стремление духовности к материальности изменит мир в лучшую сторону.

Философия К. Маркса и Ф. Энгельса первой создала идею о революционном развитии общества, о том что на его развитие влияют не отдельно взятые личности, а народ в целом.

Литература

«История философии в СССР в пяти томах», том 4. - М: «Наука», 1971г.

«Философия», под ред. Лавриненко В. Н. - М: Юрист, 1998 г.

Спиркин А. Г. «Основы философии» - М: Политиздат, 1988 г.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Формирование и развитие марксистской философии, ее характерные черты. Три группы основных идей философии Маркса. Общественное бытие и материальная жизнь общества. Понятие производительных сил и отношений. Концепция человека в марксистской философии.

    реферат , добавлен 05.07.2011

    Основные этапы становления и развития марксистской философии, главные идеи, методологические принципы; категории диалектики материализма, "практика" как целенаправленная деятельность людей по преобразованию объективного мира; труды классиков марксизма.

    контрольная работа , добавлен 06.01.2011

    История возникновения, характеристика периодов формирования и развития марксизма, особенности основных этапов. Качественные отличия философии, созданной К. Марксом, сущность теории его противников. Характеристика и особенности ленинского этапа марксизма.

    контрольная работа , добавлен 31.03.2011

    Вклад основоположника марксизма - Карла Маркса в развитие системы научных знаний о человеке и обществе. Научная значимость творческого наследия Маркса. Сходства и различия марксистской диалектики и диалектики Гегеля. Значение исторического материализма.

    реферат , добавлен 27.02.2010

    Исторические условия возникновения средневековой философии. Изучение проблем души и тела, разума и веры, свободной воли. Мировоззренческие теории Шопенгауэра, Кьеркегора и Ницше. Понятие, структура и законы диалектики. Глобальные проблемы современности.

    курс лекций , добавлен 13.04.2013

    Понятие и основополагающие принципы марксистской философии, история развития. Научное обоснование догадок натурфилософии XVIII в. Судьба марксизма в XX столетии, оценка его положительных и отрицательных сторон. Идеологическая сила философии сталинизма.

    реферат , добавлен 12.10.2010

    Рационально-схоластическая философия средних веков. Научные определения материи. Предпосылки возникновения и специфика марксистской философии. Принципы научной теории познания. Предназначение философии, ее смысл и функции. Философское понятие культуры.

    шпаргалка , добавлен 05.02.2010

    Формирование и развитие философских идей К. Маркса. Вклад Ф. Энгельса, В.И. Ленина, Г.В. Плеханова в разработку теории марксизма. Влияние марксистской философии на судьбы народов не только нашей страны, но и всего человечества.

    реферат , добавлен 02.05.2007

    Познание, как целенаправленный процесс изучения чего-либо и контакт человека с окружающим миром вообще. Суждение и этические школы античной философии. Эпикур - великий древнегреческий материалист. Противоположность марксистской и гегелевской диалектики.

    контрольная работа , добавлен 11.07.2011

    На чем основано мифологическое мировоззрение. Исторические этапы развития философии. Философия всеединства в России. Каково место философии в советской и постсоветской философии. Философский смысл понятий "бытие" и "материя". Основные законы диалектики.

Карл Маркс - основоположник марксизма: революционной идеи устройства общества. Философия марксизма базируется на принципах коллективного труда и отказа от иерархической системы общества. Мировая история марксизма неразрывно связана с ленинизмом - социально-политическим учением, направленным на борьбу с капитализмом.

Ключевые моменты биографии

Карл Маркс родился в 1818 г, в семье потомственного раввина. Незадолго до рождения Карла его родители приняли лютеранство. Карл учился в гимназии, после поступил в университет. Он углубленно изучал историю, философию, языки. Во время учебы Карл присоединился к клубу гегельянцев - приверженцев философии Гегеля. Он собирался стать преподавателем философии, но изменения в политическом курсе Германии заставили его изменить планы.

Окончив университет, Маркс стал работать журналистом. В своих статьях он жестко критиковал власть и призывал к восстанию. Опасаясь ареста, он вынужден был вместе с семьей переехать в Париж. Там он встретил много единомышленников среди радикально настроенных пролетариев, съезжавшихся во Францию со всего мира. После парижской революции Маркс уехал в Берлин, и начал выпускать собственную газету. Чтобы подавить зарождающее восстание, философа снова выслали из Германии. Он переехал в Лондон и занялся разработкой новой экономической теории.

Карл активно участвовал в общественной деятельности, и вскоре стал известен далеко за пределами Франции. С ним стремились сотрудничать представители всех «левых» движений. В 1867 г. философ опубликовал свой главный рукописный труд - «Капитал». В нем он изложил основные идеи относительно необходимости революции для становления социализма. К величайшему разочарованию мыслителя, его революционные идеи остались только теорией. Его сторонники из разных политических движений не смогли прийти к компромиссу, постепенно большинство из них депортировали. Карл Маркс умер в своем доме в Лондоне в 1883 г.

Принципы марксизма

Главная идея марксистской философии - материалистическое понимание истории. Индивид определяет себя через материальные предметы окружающего мира и его главная цель - производство.

Фундаментальный принцип, по которому должны строиться отношения в обществе, - производство материальных благ. Люди воздействуют на окружающую среду, преобразовывая ее под свои нужды. Их задача - получение средств для существования в обществе: еды, полезных ископаемых, строительного материала.

Основные принципы идеологии марксизма:

  • человеческое общество сформировалось благодаря производству, виды которого отличались в зависимости от исторического периода;
  • социальная, политическая и духовная жизнь общества определяется материальным производством;
  • образ мышления людей определяется их материальными условиями.

Согласно представлениям философа, расслоение общества происходит из-за отчуждения труда: правящий класс богатеет за счет отъема результатов производства у рабочего класса. Поэтому для создания социализма необходимо вернуть рабочим средства, которые они бы получили за свой труд, а для этого - искоренить буржуазию.

Место человека в обществе

Индивид и его деятельность заняли ключевое место в философии марксизма. Сущность складывается из результатов социальной деятельности. Возможности человека внутри коллектива не ограничены: он может наследовать и воспроизводить любую деятельность. Как часть коллектива, он обязан следовать общественным интересам.

Индивид, рассматриваемый отдельно от коллектива, не является полноценной личностью. Его сущность - результат работы коллектива. Нельзя описать личность, просто перечислив ее характеристики. Важно представить ее, как часть социума. Ценность личности определяется качеством его труда.

Концепция личности Маркса подвергалась постоянной критике. Сторонники индивидуализма считали ее несостоятельной, нивелирующей значение индивида. Философа обвиняли в стирании человеческой личности, стремлении подавить естественные индивидуальные потребности.

Практика в марксизме

По Карлу Марксу, философия должна быть направлена на улучшение условий жизни. Марксизм предлагает совершенствовать их с помощью практики. Производственная практика - это изменение субъектом (человеком) объекта (природы). В процессе изменения субъект руководствуется своими потребностями, используя навыки и знания, полученные в результате развития технического прогресса.

Проблема отчуждения

Понятие «отчуждение» Маркс взял из философии Гегеля. В своей работе «Философия истории» он писал, что сущность индивида отчуждена (отдалена) от его существования. Для марксиста главная проблема отчуждения - разрыв связи между человеком и результатом его деятельности, как главного маркера личности.

Типы отчуждения:

  1. Отчуждение от процесса труда. Принуждение к трудовой деятельности вызывает у людей отвращение к самому процессу труда. Они отказываются от возможности реализации себя через приятные виды работы в пользу высокооплачиваемых, но в процессе труда испытывают неудовлетворение.
  2. Отчуждение от результата труда. Рабочий не может распоряжаться результатом деятельности. Он не обладает произведенным им товаром, не ценит его и не воспринимает как неотделимую часть личности.
  3. Отчуждение от сущности. Отчуждение мешает самореализации человека. Он лишается возможности на свободный творческий труд, к которому стремится его сущность.
  4. Отчуждение от мира. В процессе деятельности человек стремится взаимодействовать с природой и другими людьми. В процессе отчуждения труда он неизбежно отдаляется от других людей, видя в них либо конкурентов, либо инструменты производства.

Решить проблему отчуждения можно, избавившись от эксплуатации и разделения общества на классы.

Эта философия представляет собой обобщенное понятие, которое включает в себя мировоззрения К. Маркса и Ф. Энгельса, а также взгляды некоторых их последователей. Различают два направления: классическое и неклассическое. Первое является отображением идей самих Энгельса и Маркса, в то время как второе представляет собой их различные интерпретации. Социальная философия марксизма - олицетворение переходного характера развития гуманитарных наук XIX столетия. На становление мировоззрений ученого большое влияние оказала предшествовавшая ему немецкая классическая философия, в особенности идеи Фейербаха и Гегеля. Карл Маркс развивал и совершенствовал свое учение на протяжении всей жизни и наделил его четко выраженной структурой.

Фундаментальные принципы

Основные идеи философии марксизма заключаются в познании диалектико-материалистических решений, принятии действительности в отношении мышления и признании того, что основой процесса познания является взаимодействие человека с окружающей его средой в контексте конкретных исторических условий, что в то же время выступает в качестве оценки истинности результатов деятельности человека. Философия марксизма придерживается понятия, что человек и природа связаны между собой, однако являются представителями разнокачественных материальных систем. Взаимодействие осуществляется различными способами, человечество изменяет окружающую среду, однако при этом и само развивается и совершенствуется. Исторический материализм - другое название философии Карла Маркса - главным предметом обсуждения ставит общественную жизнь, которая является многообразной и сложной структурой. Здесь действуют законы социума, а также правила социальных групп. В свою очередь, исторический материализм подразумевает, что общество развивалось в результате естественных исторически сложившихся процессов со всеми закономерностями и явлениями природы. Закономерности мира природы не только зависят от людей, но и позволяют развивать их сознание и волю.

Фундаментальной основой отношений в обществе, о которых говорит философия марксизма, является производство материальных благ. Согласно мировоззрению Маркса, это воздействие человека на окружающую среду, главной целью которого является получение средств существования, необходимых для нормальной жизни в обществе. Примером таких благ может стать еда, одежда, жилье. Важное место в материальном производстве занимают производственные отношения, а также орудия труда. Философия марксизма определяет получение материальных благ как меру взаимодействия между людьми на различных уровнях: политическом, экономическом, этическом и так далее. В то же время основой производственных отношений является собственность. Она может принадлежать отдельным лицам или группе людей и распространяется на всевозможные средства производства. Именно от того, кому принадлежит право собственности, зависит качество имеющихся связей и отношений.


Философия кратко и понятно: ФИЛОСОФИЯ МАРКСА. Все основное, самое главное по философии: очень кратко: ФИЛОСОФИЯ МАРКСА. Суть философии, понятия, направления, школы и представители.


ФОРМИРОВАНИЕ ФИЛОСОФСКИХ ПОЗИЦИЙ МАРКСИЗМА

Одним из крупнейших направлений философской мысли XIX в. и особенно XX столетия явился марксизм. Отправляясь от идеализма гегелевской концепции и испытав в процессе формирования своего мировоззрения сильное воздействие со стороны фейербаховского материализма, К. Маркс и Ф. Энгельс синтезировали многие их идеи; итогом явилась переработка идеалистической диалектики на основе материалистических принципов. Параллельно с этим процессом шла разработка политэкономических проблем и включение в философское осмысление политэкономической информации о развитии общества. В марксистской философии появилось новое содержание, отсутствовавшее в прежних философских системах, но выработанное на базе внутренней преемственности в решении ряда кардинальных проблем. Итогом стало возникновение нового взгляда на общество - исторического материализма, явившегося важнейшей частью общего мировоззрения - диалектического материализма, преобразовавшего во многом традиционное содержание философского мировоззрения.

Сущность нового, внесенного марксизмом в философию, можно проследить по следующим линиям: по функциям философии; по соотношению в ней партийности, гуманизма и научности; по предмету исследования; по структуре (составу и соотношению) основных сторон, разделов содержания; по соотношению теории и метода; по отношению философии к частным наукам.

Карл Маркс (1818-1883) родился в Пруссии, изучал философию и в возрасте 20 лет вступил в кружок молодых критически настроенных социал-радикалов и философов, известных как младогегельянцы. После нескольких лет работы в качестве газетного публициста в Германии и Франции Маркс переехал в Лондон, чтобы избежать политических преследований. В Англии он погрузился в довольно спокойную атмосферу учености, размышлений, писательства и политических организаций. На протяжении своей жизни в сотрудничестве с Фридрихом Энгельсом (1820-1895) Маркс систематически разрабатывал критическую экономическую, политическую, философскую, историческую и моральную теорию капиталистической системы, которая возникла первоначально в Англии, а затем и во всей Европе.

В молодости Маркс был горячо увлечен революционной идеей о близости гибели капитализма. После поражения выступления рабочих в 1848 г. и реакции со стороны правительств стран континентальной Европы Маркс более глубоко и основательно проанализировал характер присущих капитализму недостатков. Несмотря на то что его работы занимают много томов, нет никакого сомнения, что главным трудом его жизни была книга, названная просто - «Капитал».

В отличие от многих своих последователей, Маркс всегда был готов вносить изменения в свои теории, учитывая новые данные. Хотя в юности он был уверен, что социализм может победить только путем насильственного революционного свержения капиталистического общества и правительства, в зрелые годы жизни пришел к выводу, что в некоторых странах, таких как Англия и Америка, социализм может победить относительно мирным путем - путем политической агитации и выборов.

ФИЛОСОФСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ К. МАРКСА

К. Маркс и Ф. Энгельс провозгласили главным назначением философии задачу быть орудием освобождения рабочего класса, всех трудящихся - от эксплуатации и духовным средством созидания коммунистического общества. При этом подчеркивалось, что философия должна разрабатываться на основе науки, а гносеологической ориентацией субъекта партийности должна стать ориентация на максимально достоверное знание. Лишь объективное знание способно стать орудием эффективного преобразования социальной действительности. Считалось (по крайней мере, теоретически), что всякая найденная истина или сформулированная на ее основе теория полезна пролетариату.

Интересы человечества, о которых заявлялось в марксизме, логически вели к признанию гуманизма как принципа действия. Борьба с эксплуататорами предполагала лишь свержение политической власти владельцев капитала и превращение этих владельцев в тружеников производства. Гуманизм Маркса и Энгельса вытекал из анализа отчуждения как всеобщего состояния человечества, обусловленного наряду с разделением труда господством форм собственности.

Итак, единство партийности и научности, революционности и гуманистичности - характерная черта марксизма, она проявилась в нем теоретически в процессе его формирования и развития.

Впервые в истории философии Маркс ввел практику в теорию познания. Практика становилась исходным пунктом, движущей силой, критерием истины и целью познания.

Маркс и Энгельс впервые в истории философии разработали на базе материализма законы диалектики, которые связали между собой три основные сферы реальности: природу, общество и мышление; они обнаружили глубинное единство всей развивающейся (а не статичной) действительности. Благодаря открытию всеобщих законов развития сам предмет философии становился динамичным. Это позволило перевести проблему предмета философии с языка абстрактно-всеобщего (как это было, напр., у Шеллинга и Гегеля) на язык конкретно-всеобщего анализа. Преобразованию подверглись не только представления о таких сторонах предмета философии, как «мир», «человек», «теоретико-познавательные отношения», но и аксиологические, онтологические отношения, а также представления о всеобщем философском методе.

К своеобразию марксистской философии, обеспечивающему ее методологическую эффективность, относится единство ее основных разделов: онтологии (объективной диалектики), теории познания и логики (мировоззренческой, философской или диалектической).

Недостатки марксизма: он недооценивал проблемы человека как индивида, переоценивал классовый фактор при анализе его сущности и экономики - при рассмотрении общества, искажал представление о законе отрицания отрицания, абсолютизировал борьбу противоположностей в развитии (вместо теоретического равноправия борьбы и единства противоположностей), абсолютизировал скачки-взрывы (революции в обществе) и недооценивал постепенные скачки (реформы в обществе); на практике марксизм характеризовался отступлением от гуманизма и от провозглашенного им принципа единства партийности с объективностью.
......................................................