История холокоста во 2 мировую войну. Мы все родом из Иудейства. Почему евреи не уехали из Европы, когда их начали преследовать

Этимологически слово «холокост» восходит к греческим составляющим holos (целое) и kaustos (сожженный) и использовалось в качестве описания приношения, которые сжигали на жертвенном алтаре. Но с 1914 года оно приобрело иной, более ужасный смысл: массовый геноцид почти 6 миллионов европейских евреев (и еще представителей других социальных групп, например цыган и гомосексуалистов), учиненный немецко-фашистским режимом .

Для антисемита и лидера фашистов Адольфа Гитлера евреи были низшей нацией, угрозой извне для чистоты немецкой расы. , на всем протяжении которых евреи постоянно подвергались преследованиям, окончательное решение фюрера вылилось в событие, ныне называемое нами Холокостом. Под прикрытием войны в оккупированной Польше – массовые центры смерти.

До Холокоста: Исторический антисемитизм и приход Гитлера к власти

Европейский антисемитизм начался далеко не с . Впервые этот термин начал использоваться в 1870-х годах, есть свидетельства враждебности по отношению к евреям задолго до Холокоста. Согласно древним источникам, еще римские власти, разрушив еврейский храм в Иерусалиме, вынудили евреев покинуть Палестину.

В XII–XIII веках Просвещение пыталось возродить терпимость к религиозному разнообразию, а в XIX веке европейская монархия в лице Наполеона приняла закон, положивший конец гонениям на евреев. Тем не менее в большинстве своем антисемитские настроения в обществе носили скорее расовый, нежели религиозный характер.

Даже в начале XXI века мир ощущает последствия Холокоста. В последние годы швейцарские правительственные и банковские учреждения признали свою причастность к действиям фашистов и учредили фонды для оказания помощи жертвам Холокоста и другим жертвам нарушений прав человека, геноцида или других катастроф.

До сих пор трудно определить корни крайне жесткого антисемитизма Гитлера. Родившийся в Австрии в 1889 году, он служил в рядах немецкой армии . Как и многие антисемиты в Германии, он обвинял евреев в поражении страны в 1918 году.

Вскоре после окончания войны Гитлер присоединился к национальной немецкой рабочей партии, которая позже сформировалась в Национал-социалистическую немецкую рабочую партию (NSDAP). Будучи заключенным в тюрьму как государственный изменник за свое непосредственное участие в Пивном путче 1923 года, Адольф написал свои знаменитые мемуары, и пропагандистский тракт по совместительству, «Mein Kampf » («Моя борьба»), где предрек общеевропейскую войну, которая должна привести «к полному уничтожению еврейской расы на территории Германии».

Лидер НСДАП был одержим идеей превосходства «чистой» немецкой расы, которую называл «арийской», и необходимостью такого понятия как «Lebensraum » – жизненного и территориального пространства для расширения ареала этой расы. После освобождения из тюрьмы в течение десяти лет Гитлер умело использовал слабости и несостоятельность своих политических конкурентов, чтобы поднять авторитет своей партии от безызвестности к власти.

20 января 1933 года он был назначен канцлером Германии. После смерти Президента в 1934 году Гитлер провозгласил себя «фюрером» – верховным правителем Германии.

Нацистская революция в Германии 1933-1939 года

Две родственные между собой цели – расовая чистота и пространственная экспансия (Lebensraum ) – стали основой мировоззрения Гитлера, и с 1933 года, объединившись, являлись движущей силой как его внешней, так и внутренней политики. Одними из первых волну нацистских преследований ощутили на себе их прямые политические оппоненты – коммунисты (или социал-демократы).

Первый официальный концентрационный лагерь был открыт в марте 1933 года в Дахау (недалеко от Мюнхена) и был готов принять своих первых агнцев на заклание – неугодных новому режиму коммунистов. Дахау находился под контролем , главы элитной нацгвардии шутцстаффеля (СС), а затем и начальника немецкой полиции.

К июлю 1933 года немецкие концлагеря (Konzentrationslager по-немецки, или KZ) содержали около 27 тысяч человек. Многолюдные нацистские митинги и символические акции, например публичное сожжение книг евреями, коммунистами, либералами и иностранцами, которые носили принудительный характер, помогли донести до людей нужные посылы от партии силы.

В 1933 году в Германии евреев насчитывалось около 525 тысяч человек, что составляло лишь 1% от всего населения Германии. В течение следующих шести лет нацисты предприняли «арианизацию» Германии: они «освободили» неарийцев от государственной службы, ликвидировали принадлежащие евреям предприятия и лишили еврейских адвокатов и врачей всех клиентов.

Согласно Нюрнбергским законам (принятым в 1935 году), каждый гражданин Германии, у которого бабушки и дедушки как по материнской, так и по отцовской линии имели еврейское происхождение, считался евреем, а тех, у кого евреями были бабушки и дедушки только с одной стороны, обозначали унизительным Mischlinge , что означало «полукровка».

По Нюрнбергским законам евреи стали идеальными мишенями для стигматизации (несправедливого навешивания отрицательных социальных ярлыков) и дальнейших преследований. Кульминацией подобного рода отношения общества и политических сил стала «Хрустальная ночь» («ночь разбивающихся стекол»): были сожжены немецкие синагоги и разбиты окна в еврейских магазинах; около 100 евреев были убиты и еще тысячи арестованы.

С 1933 по 1939 год сотни тысяч евреев, которые все же смогли живыми покинуть Германию, находились в постоянном страхе и чувствовали неопределенность не только своего будущего, но и настоящего.

Начало Войны 1939-1940 год

В сентябре 1939 года немецкая армия оккупировала западную половину Польши, . Вскоре после этого немецкая полиция вынудила десятки тысяч польских евреев покинуть свои дома и поселиться в гетто, отдавая конфискованное имущество этническим немцам (не евреям за пределами Германии, которые идентифицировались как немцы), немцам из Рейха или польским не иудеям.

Еврейские гетто в Польше, окруженные высокими стенами и колючей проволокой, функционировали как пленные города-государства, управляемые еврейскими советами. Помимо широко распространенной безработицы, нищеты и голода, перенаселенность сделала гетто питательной средой для таких болезней, как тиф.

Одновременно с оккупацией осенью 1939 года нацистские чиновники отобрали почти 70 тысяч коренных немцев, находившихся в таких специализированных учреждениях, как психиатрические больницы и госпитали по уходу за инвалидами, для начала так называемой программы эвтаназии, заключавшейся в отравлении пациентов газом.

Данная программа вызывала множество протестов со стороны видных религиозных деятелей Германии, поэтому Гитлер официально закрыл ее в августе 1941 года. Все же программа продолжала действовать тайно, что привело к катастрофическим последствиям: по всей Европе были убиты 275 тысяч человек, считавшихся инвалидами разных степеней. Сегодня, когда мы можем оглянуться назад по историческому вектору, становится очевидным, что эта программа эвтаназии стала первым экспериментальным опытом на пути к Холокосту.

Окончательное решение Еврейского вопроса 1940 -1941

На протяжении весны и лета 1940 года немецкая армия расширила гитлеровскую империю в Европе, завоевав Данию, Норвегию, Нидерланды, Бельгию, Люксембург и Францию. Начиная с 1941 года евреи со всего континента, а также сотни тысяч европейских цыган, были перевезены в польские гетто.

Немецкое вторжение в Советский Союз в июне 1941 года ознаменовало новый уровень жестокости в войне. Мобильные подразделения по убийствам, называемые Айнзацгруппы(Einsatzgruppen ), убили путем расстрела более 500 тысяч советских евреев и других неугодных режиму в ходе немецкой оккупации.

Один из главнокомандующих фюрера послал Рейнхарду Гейдриху, шефу СД (служба безопасности СС), меморандум от 31 июля 1941 года, указывающий на необходимость Endlösung – «окончательного решения еврейского вопроса».

Начиная с сентября 1941 года каждый человек, обозначенный как еврей на территории Германии, помечался желтой звездой («Звездой Давида»), что делало их открытыми мишенями для нападок. Десятки тысяч немецких евреев были депортированы в польские гетто и захваченные советские города.

С июня 1941 года в концентрационном лагере под Краковом начали проводиться эксперименты по нахождению способов массовых убийств. В августе отравили 500 советских военнопленных газовым ядом «Циклон-Б». Затем эсэсовцы сделали огромный заказ на газ немецкой фирме, которая специализировалась на выпуске средств по борьбе с насекомыми-вредителями.

Лагеря смерти Холокоста 1941–1945 год

С конца 1941 года немцы стали массово перевозить из польских гетто в концлагеря неугодных людей, начиная с тех, кого посчитали наименее полезными для осуществления гитлеровской идеи: больных, старых, слабых и очень молодых. Впервые массовые отравления газом применили в лагере Бельзец (Belzec ), недалеко от Люблина, 17 марта 1942 года.

Еще пять центров массовых убийств были построены в лагерях в оккупированной Польше, включая Хелмно (Chelmno ), Собибор (Sobibor ), Треблинку (Treblinka ), Майданек (Majdanek ) и самый крупный из них — Освенцим-Биркенау (Auschwitz-Birkenau ).

С 1942 по 1945 год евреи были депортированы в лагеря со всей Европы, включая территорию, контролируемую Германией, а также из других страны, дружественных Германии. Самые тяжелые депортации происходили в течение лета–осени 1942 года, когда только из одного Варшавского гетто было перевезено более 300 тысяч человек.

Хотя нацисты пытались сохранить секретность лагерей, масштабы убийства сделали это практически невозможным. Очевидцы доносили сообщения о действиях фашистов в Польше правительствам союзников, которые после войны подверглись жесткой критике за то, что они не отреагировали, или за то, что они не обнародовали новости о массовых убийствах.

Скорее всего, такая бездеятельность была вызвана несколькими факторами. Во-первых, главным образом, сосредоточением союзников на победе в войне. Во-вторых, имело место и общее непонимания новостей о Холокосте, отрицание и неверие в то, что подобного рода зверства могли происходить в таких масштабах.

Только в Освенциме более 2 миллионов человек были убиты в процессе, напоминающем крупномасштабную промышленную операцию. В трудовом лагере работало большое количество заключенных евреев и не евреев; хотя только евреи были отравлены газом, тысячи других несчастных умерли от голода или болезней.

Конец фашистского правления

Весной 1945 года немецкое руководство распадалось на фоне внутренних разногласий, а Геринг и Гиммлер тем временем старались отдалиться от своего фюрера и захватить власть. В своем последнем волеизъявлении и политическом завещании, продиктованном в немецком бункере 29 апреля, Гитлер обвинил в своем поражении «Международное еврейство и его пособников» и призвал немецких лидеров и народ следовать «строгому соблюдению расовых разграничений и к беспощадному сопротивлению против универсальных отравителей всех народов» – евреев. На следующий день он покончил жизнь самоубийством. Официальная капитуляция Германии во Второй Мировой войне произошла всего неделю спустя, 8 мая 1945 года.

Немецкие войска начали эвакуацию многих лагерей смерти осенью 1944 года, отправив заключенных под охрану, чтобы отойти как можно дальше от линии фронта надвигающегося противника. Эти так называемые «марши смерти» продолжались вплоть до немецкой капитуляции, в результате чего по разным данным погибло от 250 до 375 тысяч человек.

В своей ставшей уже классикой книге «Выживание в Освенциме» итальянский автор еврейского происхождения Примо Леви описал свое собственное состояние, равно как и его товарищей-заключенных в Освенциме накануне прибытия советских войск в лагерь в январе 1945 года: «Мы находимся в мире смертей и призраков. Последний след цивилизации исчез и вокруг нас. Работа по доведению людей до звериной деградации, начатая немцами в зените своей славы, была доведена до конца немцами, обезумевшими от поражения».

Последствия Холокоста

Раны Холокоста, известные на иврите как Шоа (Shoah ), или катастрофа, заживали медленно. Оставшиеся в живых заключенные из лагерей так и не смогли вернуться домой, так как во многих случаях они потеряли свои семьи и были осуждены их соседями-неевреями. В результате в конце 1940-х годов по всей Европе перемещалось беспрецедентное число беженцев, военнопленных и других мигрантов.

В попытке наказать виновников Холокоста союзники организовали Нюрнбергский процесс 1945–1946 годов, который вывел на свет все ужасающие зверства нацистов. В 1948 году все возрастающее давление на союзные державы в отношении создания суверенной родины, национального очага, для евреев, переживших Холокост, привело к мандату на образования государства Израиль.

На протяжении последующих десятилетий простые немцы боролись с горьким наследием Холокоста, поскольку выжившие и семьи жертв пытались вернуть богатства и имущество, конфискованное в нацистские годы.

Начиная с 1953 года правительство Германии осуществляло выплаты отдельным евреям и еврейскому народу как способ признать ответственность немецкого народа за преступления, совершенные от их имени.

Холокост (др-гр. оλοκαύστος - «всесожжение») - уничтожение евреев в годы Второй мировой войны. Синонимы «Катастрофа», «Катастрофа европейского еврейства», «Шоа» (иврит).
Инициатором и идеологом Холокоста был Гитлер. Исполнителями - немецкие фашисты при молчаливом равнодушном согласии, но часто и правительств Европы.

Официально началом «окончательного решения еврейского вопроса» стал вердикт совещания высших должностных лиц третьего Рейха в пригороде Берлина Ванзее 20 января 1942 года:

«Евреи будут перевезены на Восток, разделены на мужчин и женщин, использованы на строительстве дорог. Значительная часть их погибнет в результате естественной убыли, оставшиеся будут подвергнуты «специальной обработке »

Однако к тому времени убийство евреев уже шло полным ходом на оккупированных Германией территориях Восточной Европы

  • Бабий яр по Киевом, 29-31 сентября 1941 года, около 30000 погибших

    «Затем евреев заставляли раздеваться и через проходы в насыпи выводили к краю оврага, на противоположной стороне которого на специально оборудованной деревянной платформе сидел пулеметчик. Под безжалостный кинжальный огонь пулемета ретивые киевские полицаи загоняли палками, плетьми, ногами растерянных, голых, совершенно обезумевших людей, не давая им опомниться, сориентироваться. Душераздирающие рыдания, крики полицаев: «Скоріше, швидше!», мольбы о помощи, проклятия палачам, молитвы, заглушаемые веселыми мелодиями вальсов, несущимися из громкоговорителей, рокот мотора кружащего над яром самолета…» (М.В. Коваль «Трагедия Бабьего яра…)»

  • 11 километр шоссе Симферополь-Феодосия, 9-13 декабря 1941 года, около 23000
  • Ровно, 8 декабря 1941 года, 15000 человек
  • Гомель, 3–4 ноября 1941 года, около 30000
    и т. д.

В других местах фашисты сгоняли евреев в отгороженные районы городов, так называемые гетто, заставляли работать и убивали постепенно. Называлось это акциями. В гетто Хмельника Винницкой области, например, было шесть акций: 15 августа 1941 года, 9 и 16 января, 3 марта, 12 и 26 июня 1942 года.

Но расстрелы, травля выхлопными газами в специальных автомобилях, сожжение в синагогах не позволяли решить вопрос быстро. Потому уничтожение было поставлено на промышленные рельсы.
В лагерях смерти строились газовые камеры и крематории, в которых людей сначала убивали газом, потом трупы сжигались. В результате процесс уничтожения значительно ускорился и подешевел. Выглядело это так
Эшелоны с евреями прибывали на ближайшую к концлагерю железнодорожную станцию. Людей пригоняли в лагерь, отбирали молодых, сильных и выносливых для работы, остальных заставляли раздеться, загоняли в газовые камеры и пускали газ.

«Крематорий был залит светом установленных на грузовиках прожекторов. Солдаты, выстроены в боевой порядок, при них винтовки, гранаты, овчарки. Одна группа обреченных наконец поняла, что с ними произойдет. Слышатся их мольбы и рыдания. Двое мужчин отправляются к зданию, где заперты жертвы. Они идут в противогазах, с канистрами в руках. Закладывают убийственный газ в отверстие стен и каждое закрывают тяжелой крышкой. Потом уходят гордые, удовлетворенные, в хорошем настроении. Несколько минут в здании слышатся крики, стоны, потом специальные люди открывают двери, вытаскивают тела с синими и черными от газа лицами, остригают волосы, вырывают изо ртов золотые зубы, снимают золотые серьги и кольца, часть вырывают вместе с плотью. После этого тела сжигают» (из дневника узника лагеря Освенцим С. Грабовского)

И на всё про всё уходило всего несколько часов

28 июня 1944 года в Освенциме был поставлен рекорд. За день сожжено 24000 евреев

Фашистские лагеря смерти

  • Освенцим. За время существования с 1940 по 1945 годы в нем погибло от 1 до 1,5 миллионов человек, из них от 1 до 1,3 миллиона были евреями.
  • Белжец
  • Дахау
  • Майданек
  • Собибор
  • Хелмо
  • Треблинка

В Холокосте был уничтожен народ идиш, еврейский народ Европы

История Второй мировой войны - это не только «страницы доблести и славы», но и трагическая повесть о страданиях миллионов людей. Рассказ о Холокосте помогает школьникам более объемно представить себе картину войны и геноцида, осуществлявшегося нацистами.
Назначение пособия - помочь учителю ввести тему Холокоста в повествование о причинах и событиях войны.
Разумеется, это непросто. Многие преподаватели предпочитают не касаться этой темы из-за ее многогранности и сложности.
Прежде всего, учителю не хватает часов, чтобы рассказать о человеке на войне и во время войны, о его страданиях, о том, как война ломает жизнь и судьбы людей, о том, как нелегко сохранить себя в экстремальных ситуациях.
В пособии документы сгруппированы в пяти рубриках. Все они могут стать основой факультатива.
Некоторые учителя считают возможным приурочить рассказ о Холокосте к памятным датам календаря, например к годовщинам Ванзейской конференции, расстрела в Бабьем Яре, освобождения Освенцима.
Есть и иной вариант. Представляется возможным говорить о Холокосте и в контексте тем, включенных в существующие программы. Сведения о событиях Катастрофы могут составить органическое целое с изложением иных событий войны.
Основное место должна занимать организация работы учащихся над документами, их разбор под руководством учителя или же самостоятельно - на уроке или дома. Такая форма занятий позволит осмыслить документ как исторический источник и памятник эпохи, научить приемам работы с ним.
Наиболее продуктивная форма изучения документов - групповая работа.
В этом случае всех школьников следует обеспечить текстами. Для этого достаточно иметь по 4-5 экземпляров документов, собранных в пособии.
Если в кабинете истории есть соответствующая аппаратура (эпипроектор, графопроектор), можно спроецировать документ на экран, что поможет концентрации внимания учащихся и создаст благоприятные условия для коллективной работы. Возможно размещение документов на стенде или на стене. Размещенные на стенде материалы используются учителем и учениками во время урока на всех его этапах.
Вот как может выглядеть схема работы с документами на уроке по теме «Приход нацистов к власти в Германии».
Задача учителя - помочь школьникам составить представление о том, как страна постепенно превращалась в тоталитарное государство. Учащиеся неизбежно столкнутся с новыми и сложными для них теоретическими положениями, понятиями, которые совсем не объясняются в большинстве учебников по новейшей истории.
Приемы введения документов в ткань урока могут быть различными. Работая с текстами, учитель пишет на доске (или вводит с помощью транспарантов для графопроектора, дисплея компьютера) ключевые понятия: расизм, национальная дискриминация, антисемитизм, права человека, геноцид. Учащимся предлагается раскрыть одно из этих понятий, опираясь на документы (устно или в небольшом письменном сообщении).
Еще один пример - изучение темы «Нацистский оккупационный режим на территории СССР» (курс «История России», XI класс).
При изучении этой темы речь идет о целях оккупантов на захваченных территориях, об экономической эксплуатации, об отношении к населению, об уничтожении «враждебных элементов» в завоеванных зонах (к таковым «элементам» нацисты относили в том числе и евреев). Документы, включенные в пособие, позволяют рассказать о двух последних тематических сюжетах. В общем сценарии раскрытия темы эти сюжеты важны потому, что дают возможность показать, как подавлялось нацистами человеческое достоинство живущих на оккупированной территории, как был установлен и осуществлялся режим террора.
Для организации работы над вопросами к документам учитель распределяет учащихся на группы (4-5 учеников в каждой).
Урок может начаться с краткого вступительного слова учителя, в котором он рассказывает об огромном количестве жертв, не только на поле битвы, но и на оккупированной территории. Затем учащимся раздаются документы. Одна группа школьников получает документ «Из протокола допроса группенфюрера СС Олендорфа», другая знакомится с выдержками из дневника жительницы Ялты Ольги Шаргородской. Третья группа учащихся читает отрывок из дневника студентки из Мариуполя Сарры Глейх. Еще одна группа школьников получает фотодокумент «Узники гетто в Смоленске» и выдержки из дневника, который вел 16-летний кременецкий школьник Роман Кравченко.
Коллективно готовятся ответы на предлагаемые вопросы. Учитель руководит дискуссией, вовлекая школьников в обсуждение проблем.
Еще одна из связанных с проблемой Холокоста тем - «Движение Сопротивления». При ее изучении есть возможность подчеркнуть общегуманистические мотивы этого движения - благородство целей, героизм и самопожертвование его участников, солидарность представителей разных народов, участвовавших в этом движении.
Уместно отметить участие в этой борьбе еврейского населения. Учитель может предложить вниманию школьников призывы к восстанию в Вильнюсском гетто, документы о действиях подпольного отряда детей, о действиях подпольщиков в Минске (все эти тексты воспроизводятся в пособии).
Рассмотренные выше схемы проведения уроков можно использовать и на занятиях факультатива (спецкурса) по истории Холокоста. Отдельные его занятия стоит посвятить просмотру и обсуждению фрагментов связанных с событиями Второй мировой войны документальных и художественных фильмов, встречам с узниками гетто и участниками Сопротивления.
Документы о Холокосте, собранные в пособии, могут послужить и материалом для беседы учителя с учащимися начальной школы. В этом контексте следует упомянуть рассказ о подпольном отряде детей в гетто, воспоминания 12-летнего узника гетто Романа Левина о своем стремлении выжить, рассказы о праведниках народов мира.
Листы пакета документальных материалов могут стать основой экспозиций, которые учащиеся под руководством учителя готовят во внеурочное время. При этом используются и публикации газет, журналов. Подобные стенды могут быть посвящены памятным датам из истории Холокоста - годовщинам Хрустальной ночи или Ванзейской конференции, Нюрнбергского процесса или расстрела в Бабьем Яре, освобождению узников лагерей смерти. Подобные стенды можно вывесить в кабинете истории или в рекреации, прилегающей к кабинету.
Документы, обладающие силой эмоционального воздействия, вызывающие сопереживание (например, дневниковые записи, фотографии и т.д.), могут стать отправной точкой для поисковой работы, для участия в конкурсах сочинений и т.д.

Изучая историческую литературу периода второй мировой войны, нередко можно столкнуться с таким словом как «холокост». Откуда появилось это понятие? Что такое холокост? Попытаемся найти ответ на эти и другие вопросы.

Что такое холокост?

Данное слово имеет греческое происхождение и означает «всесожжение». Этот термин используется для характеристики событий связанных с преследованиями и массовыми уничтожениями еврейского народа нацистами. Документальные источники утверждают, что за данный период погибло более шести миллионов человек.

Холокост. История

Политика антисемитизма негласно проводилась в западноевропейских государствах вплоть до пятнадцатого века. Тогда, в результате экономических, религиозных и иных противоречий, еврейская нация была вытеснена в Восточную Европу. Однако здесь гонения на них не прекратились. И даже христианская церковь выступала за преследование иудеев.

В двадцатом веке роль инициатора и организатора политики антисемитизма берет на себя Германия. С этого времени и на протяжении двенадцати лет преследования евреев приобретают характер жестокого массового гонения и беспощадного истребления. Данные меры осуществлялись в соответствии политикой гитлеровского нацизма.

Еще в 1924 году Адольф Гитлер пишет свою известную книгу под названием «Моя борьба», в которой он обосновывает «систему» истребления иудеев. Спустя два года после его прихода к власти, он создает ряд законов антиеврейской направленности. Данные постановления значительно ограничивали деятельность иудеев во всех сферах жизни, лишая их гражданства и запрещая браки с немцами.

В 1938 году по приказу Адольфа Гитлера был организован погром еврейского населения, который в народе получил название «Хрустальная ночь». В ходе его проведения в концлагеря было отправлено более тридцати тысяч человек.

Это событие стало началом жестокого германского геноцида, проводимого во многих Европейских странах.

в отношении евреев

Понять, что такое холокост и достоверно оценить его масштабы возможно, ознакомившись с основными принципами нацистской идеологии. Гитлер считал, что немецкая раса нуждается в наилучших условиях жизни. Это возможно только за счет лишения собственности евреев и подчинения территорий других народов, которые, по причине ненадобности, впоследствии подлежат истреблению. Для этих целей гитлеровским окружением, на захваченных ими территориях, были созданы специальные концентрационные Для уничтожения еврейского народа немецкие нацисты использовали газовые камеры и автомобили.

Жертвы холокоста

На территории России в результате массовых расстрелов погибло более двух миллионов иудеев. Приблизительно пятьсот тысяч человек умерло в рабочих лагерях и гетто от недоедания, болезней и плохого обращения.

Борьба с антисемитизмом

В 1942 году Еврейский комитет выступил с обращением, в котором призывал иудеев всего мира к активной борьбе против немецкого фашизма. Призыв вызвал незамедлительный эффект. Бывшими узниками немецких оккупантов были созданы регулярные армии, партизанские отряды, а в концентрационных лагерях - группы сопротивления. Сражаясь на всех фронтах, евреи вели непримиримую борьбу с нацистами. Пожалуй, самым героическим и одновременно трагическим событием стало восстание, которое произошло в Варшавском гетто в 1944 году, когда было уничтожено более десяти тысяч человек. Для многих из них смерть в борьбе была своеобразной формой духовного сопротивления и отваги.

В 1945 году после Нюрнбергский суд, по инициативе элиты, предъявил лидерам фашистских оккупантов обвинение в массовых убийствах. Так завершился период массового гонения евреев.

Вот, что такое холокост. Для всего еврейского населения это слово всегда будет отзываться нестерпимой болью в душе.

Холокост - это планомерное преследование и массовое уничтожение нацистами евреев, цыган, поляков, душевнобольных и других людей, по понятиям «расовой гигиены» считавшихся неполноценными. Начало Холокоста связывают с приходом к власти Адольфа Гитлера в 1933 году, а окончание - с завершением Второй мировой войны в 1945-м. Слово «холокост» происходит от древнегреческого «всесожжение». В еврейской традиции события 1933–1945-х годов принято называть Шоа, в переводе с иврита - «бедствие», «катастрофа».

1. Сколько человек погибло во время Холокоста?

Точной цифры нет, но чаще всего говорят о 5 или 6 миллионах убитых. Число основано на сравнении численности еврейского населения до и после войны и подтверждено большинством исследований. Оно же значится и в приговорах Нюрнбергского процесса и названо начальником отдела гестапо Адольфом Эйхманом.

Когда вы в последний раз видели Эйхмана? - В конце февраля 1945 года в Берлине. Он сказал тогда, что если война будет проиграна, то он покончит жизнь самоубийством. - Называл ли он тогда общее число евреев, которые были убиты? - Да, он высказался тогда очень цинично. Он сказал, что с улыбкой прыгнет в могилу, так как с особым удовлетворением сознает, что на его совести около 5 миллионов человек

Из стенограммы допроса Дитера Вислицени, помощника Эйхмана, на Международном военном трибунале в Нюрнберге от 3 января 1946 года

Полного поименного списка жертв не существует. В израильском мемориальном комплексе истории Холокоста Яд ва-Шем собраны персональные сведения о 4,5 млн погибших.

6 миллионов — это 30% от общей численности евреев мира, живших в начале Второй мировой, и 2/3 от довоенного еврейского населения Европы.

2. Почему нацисты уничтожали именно евреев?

Из Первой мировой войны Германия вышла проигравшей и разочарованной. По Версальскому договору страна потеряла десятую часть земель, почти всю армию и флот. Денежные выплаты странам-победителям привели к экономическому кризису и нищете. Обычным гражданам все это казалось несправедливым. Нацисты воспользовались недовольством. Они пришли к власти, сыграв на желании немцев вернуть довоенное величие Германской империи.

Немецкие писатели и публицисты воспевали героизм солдат и винили в поражении слабый тыл. И евреев, якобы распространявших пораженческие настроения. Евреи изображались виновниками всех бед Германии.

Идеология национал-социализма строилась вокруг темы исторической борьбы между арийской и семитской нациями. Считалось, что цель евреев — захватить мировое господство, что, соотвественно, было угрозой для арийского господства.

Теория вписалась в учение о евгенике — науке о борьбе с вырождением человеческого генофонда, популярной в те годы в Германии. Первый немецкий учебник по генетике говорил о существовании «худших» людей с низким уровнем умственного развития, которые размножаются намного быстрее «высших» представителей человечества. Неполноценными считались не только евреи, но и французы, цыгане, славяне. А также инвалиды и гомосексуалисты.


3. Что такое Хрустальная ночь?

«Ночь разбитых витрин», или «Хрустальная ночь», — такое название получил погром еврейских магазинов и предприятий в Германии и Австрии 9-10 ноября 1938 года. Это была первая массовая акция физического насилия Третьего рейха по отношению к евреям, ее называют и началом Холокоста.

Официальная пропаганда представляла погром стихийным бунтом. На самом деле операцию спланировал министр пропаганды Йозеф Геббельс, а осуществили подчиненные режиму штурмовые отряды.

Поводом к погрому послужило убийство 17-летним евреем Гершелем Гриншпаном немецкого дипломата фон Рата в Париже. Гриншпан мстил за родителей, депортированных в Польшу («Збонщинский инцидент»). В прощальном письме он написал: «Я должен протестовать так, чтобы об этом узнал весь мир».


Власти запретили евреям тушить пожары и потребовали возместить весь ущерб, нанесенный погромом. Штраф еврейской общине (официально — компенсация за смерть фон Рата) составил 1 миллиард рейхсмарок. Для сравнения, бюджет Третьего рейха за 1938 год — 99 миллиардов рейхсмарок.

Холокост стал «отраслью народного хозяйства», приносившей гигантские прибыли. Только с 1933 по 1938 годы, в результате изгнания евреев и «насильственной ариизации» предприятий, еврейские семьи потеряли половину своих активов - 6 миллиардов рейхсмарок.

Юрий Каннер

В ноябре 1941 года вышел закон, согласно которому все движимое и недвижимое имущество евреев в Германии и за ее пределами изымалось в пользу Третьего рейха. «По данным международной организации Клеймс конференс, общая стоимость еврейского имущества, похищенного нацистами, составила от 215 до 400 миллиардов долларов в пересчете на цены 2005 года», — говорит Юрий Каннер.

4. Почему евреи не уехали из Европы, когда их начали преследовать?

В июле 1938 года президент США Ф. Д. Рузвельт созвал Эвианскую конференцию, чтобы решить, как помочь еврейским беженцам, спасающимся от режима Гитлера. Из 32 стран, принявших участие в конференции, согласие на въезд большого числа эмигрантов дала только Доминиканская республика. Другие страны заявили, что уже сделали все возможное, и, сославшись на собственные внутренние проблемы, отказались пересматривать миграционные квоты.

Условия миграции евреев в США были такими строгими, что неиспользованными остались 1 244 858 квот.

За 1933-1939-е годы из Германии, Австрии и Чехословакии эмигрировали 404 809 евреев. К 1943 году число беженцев увеличилось до 811 000 человек. По программе «Киндертранспорт» Великобритания разрешила въезд в страну 10 000 еврейских детей без родителей в декабре 1938 года. А вот лайнеру «Сент-Луис», перевозившему 937 еврейских беженцев, пришлось вернуться в Европу после того, как Куба и США отказали им в высадке. Это событие получило название «Плавание обреченных».

5. Что означает фраза «окончательное решение еврейского вопроса»?

В государственных документах нацисты часто употребляли кодовые или нейтральные слова, чтобы завуалировать происходящее в реальности. Например, уничтожение нетрудоспособного населения в гетто офицеры СС называли «акциями», депортацию в лагеря смерти — «перемещением».

«Окончательное решение еврейского вопроса» — еще один эвфемизм, который подразумевает массовое уничтожение всего еврейского населения Европы. Впервые Адольф Гитлер употребил эту фразу в 1919 году в письме одному из командующих немецкой армией. Ее активно использовали на Ванзейской конференции 1942 года, где нацистское руководство решало, как организовать массовую депортацию евреев в лагеря смерти.

6. Зачем нацисты создавали гетто?

В 1939 году Гитлер предложил изолировать евреев в огороженных городских кварталах. Это был еще один способ разорить еврейское население и создать источник дешевой, по сути рабской рабочей силы.

Первые еврейские гетто создавались в захваченной нацистами Польше в конце 1939 — начале 1940 года. Самое большое в истории Варшавское гетто появилось в ноябре 1940-го. Формально оно создавалось для защиты нееврейского населения от инфекционных заболеваний, которые якобы переносят евреи. Из района, объявленного карантинной зоной, выселили 113 000 поляков и заселили в него 138 000 евреев.

Всего на оккупированных нацистами землях было создано, по разным оценкам, от 800 до 1150 гетто. В них содержалось не менее 1 миллиона человек. Гетто были перенаселены, люди голодали, страдали от холода и болезней. Попытки пронести продовольствие извне карались вплоть до расстрела. При перемещении в гетто разрешалось взять с собой только личные вещи.


7. Чем концентрационные лагеря отличались от лагерей смерти?

Концентрационные лагеря были в первую очередь тюрьмами и каторгами. Первый концлагерь был создан в 1933 году в Дахау, первоначально сюда ссылали политзаключенных, врагов нацистского режима. С 1938 года, после Хрустальной ночи, в концлагеря стали отправлять только за национальность.

В 1941 году нацисты начали строить лагеря, специально предназначенные для массового уничтожения людей. Всего их было шесть. Первым лагерем смерти стал Хелмно. Еще три, Белжец, Собибор и Треблинка, были построены в рамках «Операции Рейнхард» — это кодовое название государственной программы Третьего рейха по истреблению евреев и цыган. Самый крупный лагерь — Освенцим.

В лагерях смерти людей расстреливали, отравляли выхлопными газами и газом «Циклон Б», проводили над ними смертельные медицинские эксперименты.

По данным holocaustchronicle.org

Уничтожение евреев проводилось промышленным методом. Газ «Циклон Б» в Аушвиц поставляла фирма Degesch, получившая от этого 300 тысяч марок прибыли. Физически сильных узников заставляли работать. Средний доход от труда одного заключенного составлял 1631 рейхсмарку. Все ценные вещи жертв отбирались и тщательно учитывались. В Аущвице обнаружили 1 185 345 мужских и дамских костюмов, 43 255 пар обуви, 13 694 ковра. На текстильной фабрике Schaeffler нашли 2000 тонн женских волос. Они служили материалом для ткани, из которой шили рабочую одежду.

Юрий Каннер президент Российского еврейского конгресса

8. Евреев уничтожали только в лагерях и гетто?

Нет. На захваченных нацистами территориях действовали эйнзацгруппы, или «отряды смерти», — военные разведывательные группы и мобильные отряды уничтожения. В Австрии, Чехословакии, Польше и СССР их было четыре — группы под литерами A, B, C, и D.


Эйнзацгруппы выслеживали «врагов нацизма» — евреев, цыган, коммунистов, членов движения сопротивления. Их арестовывали, чтобы переселить в гетто или отправить в концлагерь. Либо сгоняли в шахты и овраги, а затем расстреливали. Иногда зондеркоманды снабжались душегубками — машинами с приспособлениями для отравляющего газа.

К весне 1943 годами эйнзацгруппы уничтожили 1,25 миллиона евреев и сотни тысяч других «врагов». Одна из массовых казней произошла в местечке Бабий Яр в северо-западной части Киева. По разным оценкам, с 1941-го по 1943 год здесь были расстреляны от 33 до 200 тысяч евреев, цыган и военнопленных. Казни проводила зондеркоманда «4А».

9. Немцы знали об уничтожении евреев? А другие страны?

Нацисты целенаправленно разжигали расовую ненависть. О бойкотах и погромах еврейских магазинов, дискриминации, существовании гетто знали все.

Но информация о концентрационных лагерях и особенно лагерях смерти не разглашалась, массовые убийства в рамках «окончательного решения еврейского вопроса» были строго засекречены. Лагеря маскировали, а участники операций получали жесткие инструкции хранить все в строжайшей тайне. Тем не менее информация выходила за пределы лагерей. Жившие поблизости видели прибывающие поезда с людьми, чувствовали запах горящих тел.

С лета 1941 года британская разведка перехватывала секретные немецкие полицейские рапорты. Премьер-министр Великобритании в августе 1941 года заявил:

Немецкие войска в буквальном смысле уничтожают сотни тысяч людей. Мы присутствуем при таком преступлении, которому нет даже названия.

Уинстон Черчилль

Участник польского сопротивления Ян Карский в 1942 году проник в Варшавское гетто и гетто в Избице Любельской, заключенных которого направляли в лагеря смерти. Вернувшись, он встретился с главами Великобритании и США, чтобы лично рассказать о том, что видел. К его словам отнеслись с недоверием — сведения об условиях жизни в гетто и лагерях смерти считались преувеличенными.

В декабре 1942 года союзники выпустили декларацию, осуждающую уничтожение евреев. Но никаких действий, в том числе увеличения миграционной квоты, от Великобритании и США не последовало.

11. Что такое денацификация?

На Потсдамской конференции 1945 года лидеры стран, победивших во Второй мировой войне, определяли новое политическое и территориальное устройство Германии. Принцип «четырех Д», по которому должна была строиться послевоенная жизнь страны, предполагал демилитаризацию, демократизацию, децентрализацию и денацификацию, то есть очищение общества и политических институтов от нацизма.

СССР, Великобритания, США и Франция поделили Германию на зоны, в которых проводили свою политику. Денацификация в британской и американской зоне проходила мягко. Каждый взрослый немец заполнял анкету из 130 пунктов, по ответам в которой и определялась степень его вины. Без отметки о заполнении анкеты не выдавали продуктовые карточки и не брали на работу. Было заполнено 25 миллионов анкет. С общественных должностей и из сферы бизнеса уволили около 248 000 человек.

В советской зоне денацификация проходила жестче: 520 тысяч человек сняли с постов, 150 тысяч бывших нацистов сослали в спецлагеря НКВД, 17 тысяч осудили военным трибуналом, 25 тысяч человек депортировали в Польшу.

Всего в трех зонах было арестовано около 245 000 человек. Из них 100 000 уже в 1947 году вышли на свободу.

12. Кто такие Праведники народов Мира?

Всем неевреям, бескорыстно рисковавшим жизнью ради спасения евреев во время Холокоста, по израильскому Закону о Памяти Катастрофы присваивается звание Праведника народов мира. Праведникам посвящены Сад и Аллея в иерусалимском мемориале Яд ва-Шем.

Самый известный Праведник — Оскар Шиндлер, немецкий бизнесмен из Кракова, который спас около 1200 человек. Сотрудница Варшавского Управления здравоохранения Ирена Сендлер вывезла 2500 детей из Варшавского гетто. Шведский дипломат Рауль Валленберг предотвратил уничтожение Будапештского гетто перед наступлением Красной армии.

Звание Праведника присвоено 197 российским гражданам. Это лишь те случаи героизма, о которых известно Яд ва-Шем. Сейчас в живых осталось 6 человек.

13. Что такое ревизионизм Холокоста?

Ревизионизм, или отрицание, Холокоста — движение, сторонники которого отрицают массовое уничтожение евреев нацистами в годы Второй мировой войны. Ревизионисты пытаются доказать, что газовых камер и лагерей смерти не существовало, государственные документы, свидетельствующие о Холокосте, подделаны, а число жертв завышено. Часто выдвигается тезис, что Холокост был придуман евреями для вымогательства денег у Германии.

Отрицание Холокоста продвигается неонацистами как способ реабилитировать нацизм и снять с него вину за гибель миллионов человек. Это движение поддерживают некоторые арабские государства, спорящие с Израилем за территорию.

Ревизионизм не находит поддержки ни у профессиональных ученых, ни в целом у государств. Законы, прямо запрещающие публичное отрицание, преуменьшение, одобрение или оправдание преступлений, совершенных нацистами, приняты в 18 странах Европы. Резолюцию ООН, осуждающую любое отрицание Холокоста, в 2007 году поддержали 103 государства.Холокост — одно из наиболее задокументированных и исследованных событий в истории. Сохранилось множество немецких государственных документов, фильмов и фотографий, воспоминаний и мемуаров — как со стороны нацистов, так и со стороны их жертв. Существует не менее 200 тысяч научных монографий о Холокосте, только о концлагере Освенцим издано более 100 тысяч работ.