Материальная сфера жизни общества, её структура и роль в общественном развитии. Понятие способов производства. Материальная сфера общества

Материальная сфера - это сфера функционирования произ­водства, непосредственного воплощения в жизнь достижений научно-техниче­ского прогресса, реализации всей совокупности производственных отношений людей, в том числе отношений собственности на средства производства, об­мена деятельностью и распределения материальных благ.

Материальная сфера включает в себя:

Производство – распределение - об­мен - потребление материальных благ.

Материальная сфера выступает как экономическое пространство, в ко­тором организуется хозяйственная жизнь страны, осуществляется взаимодейст­вие всех отраслей экономики, а также международное экономическое сотруд­ничество. Здесь непосредственно воплощаются в жизнь экономическое созна­ние людей, их материальная заинтересованность в результатах своей производ­ственной деятельности, а также их творческие способности. Здесь же реализу­ется деятельность институтов управления экономикой. В экономической сфере осуществляется взаимодействие всех объективных и субъективных факторов развития экономики. Значение данной сферы для развития общества является основополагающим.

Способ производства – исторически конкретное единство производительных сил и производственных отношений. Данное понятие характеризует деятельность общества по производству материальных ценностей и находится в тесной связи с уровнем развитием производительных сил, а также с характером и содержанием общественных отношений. Каждому исторически определённому состоянию производительных сил соответствует свой способ производства.

Часть- элемент целого, а целое не просто сумма частей, но система, и во всяком целом есть структура как способ организации, органичность и уникальные способы взаимосвязи частей. Система структурного подхода позволяет их рассмотреть. Целое не тождественно сумме частей.

Под частями понимали такие “предметы”, которые в своей совокупности образуют новые, более сложные предметы. Целое же рассматривалось как результат сочетания частей того или иного предмета. Если говорить более просто, то целое считалось простой суммой своих частей.

Однако постепенно в науке и философии складывалось убеждение, что свойства целого несводимы к набору свойств его частей, его составляющих. Но оставалось неясным, в чем же заключается секрет целостности. Ответить на этот вопрос на основе метафизического мышления не удается. Ключ к решению дает диалектика: тайна целостности, ее несводимости к простой сумме частей заключается в связи, объединяющей предметы в сложные комплексы, во взаимовлиянии частей. Таким образом, был открыт, сформулирован принцип целостности, играющий важную роль в развитии знаний и практики.

Роль принципа целостности в современном научном и философском анализе, а также в других формах осмысления действительности исключительно велика. Ориентация на данный принцип позволяет преодолеть ограниченные способы уяснения, преобладавшие на прежних стадиях познания: элементаризм (разделение сложного на простые составляющие), механицизм (понимание целого лишь как суммы частей), редукционизм (сведение сложного, более высокого по уровню развития к простому).

1. Понятие материального производства, его место и роль в системе общественного производства.

2. Способ производства. Диалектика производительных сил и производственных отношений.

3. Экономические отношения и экономические интересы.

1. Мы уже знаем, что в ходе исторического развития выработалось наиболее широкое понятие общества как совокупной деятельности людей, направленной на производство, поддержание и воспроизводство их жизнедеятельности. Деятельность – это специфическая человеческая форма активного отношения к миру, это – осмысление, изменение и преобразование этого мира согласно его потребностей.

Главным элементом деятельности является человек (субъект), объект – все, на что направлены его действия (вещи, орудия и средства производства). Необходимым элементом всякого социального действия являются связи, отношения между основными факторами деятельности.

Можно выделить 4 элемента: 1) люди (субъекты); 2) вещи (объекты); 3) символы (язык, звуковая и письменная речь, различного рода информация); 4) связи между ними (отношения).

Общество – это единство многообразного: потребностей и интересов людей, их идеалов и поступков. Это большие и малые социальные группы, великие и незаметные личности, единство экономики и политики, науки и религии, морали и права, прошлого и настоящего. Это система со своими связями и отношениями, собственной структурой и логикой развития.

Общество как целостная система обладает рядом свойств: самодеятельность, самоорганизация, саморазвитие и самодостаточность (способность собственной деятельностью создавать и воссоздавать все необходимые условия существования человека - это главное отличие общества).

Следует выделить целый комплекс общественных сфер: материальную, духовную, социальную, политическую, где человек действует и проявляет свою сущность.

В социальной философии для характеристики человека как производителя вводится понятие “производство общественной жизни” - создание людьми всех форм своей совместной жизни: материальной, духовной, производство самого человека как личности, как субъекта исторического процесса. Сюда включается вся непроизводственная сфера.

Но особая роль в общественной жизни принадлежит материальному производству. Все, что есть в обществе создано трудом, умом и творчеством человека. Жизнь без труда “позорна и несчастна, труд нужен как радость и молитва, как воздух” (К. Маркс). В трудовой деятельности человек становится сознательным, активным, познающим и созидающим предметный мир (свою человеческую культуру - вторую природу). Именно труд помогает нам понять историю людей как историю их индивидуального развития. Трудовая деятельность стала основным способом существования человека, его “визитной карточкой” в этом мире.



Материальное производство – это сторона общественного производства, которая связана, прежде всего, с удовлетворением первичных потребностей. Без потребностей нет производства, оно было бы бесполезным и наоборот, без производства нет потребностей.

Таким образом, оно выступает основой существования и развития общества не только в силу производства одних и рождения новых потребностей, но это и основная сфера приложения общественного труда, распределения, обмена и потребления разного рода предметов и услуг.

Здесь формируются производственные отношения , которые составляют непосредственный базис социального развития человека и общества.

Пока существует социальная действительность, ведущим мотивом ее производства будет выступать основной экономический интерес, определяемый типом собственности на средства производства.

2. Для исследования материального производства социальная философия вводит понятие “способ производства . Это помогает выяснить механизм функционирования и развития материального производства и его влияние на различные явления общественной жизни и общества в целом. Сложившиеся разделения труда и отношения собственности определяют появление и развитие классов, социальных групп, что во многом обуславливает политическую и духовную жизнь общества. Источником развития экономической жизни являются, прежде всего, экономические потребности человека и самого производства. Экономические потребности выступают как необходимость . Они расширяются, меняются качественно (закон возвышения потребностей). Рост потребностей стимулирует развитие производства, а оно в свою очередь, влияет на рост потребления - это важно учитывать на практике.

Способ производства (СП) - это органическое единство производительных сил и производственных отношений , т. к. в процессе производства необходимо различать что производится и как производится. Способ материального производства характеризует внутреннюю, всеобщую и необходимую связь общества с природой как объектом (субъектно-объектные отношения). Но люди, производя, не могут не вступать в отношения друг с другом и образуют так называемые субъектно-объектные отношения (производственные отношения).

Производительные силы - созданные обществом средства производства и прежде всего орудия труда (современная техника, технологии, транспорт). Они играют очень важную роль и, по словам К. Маркса – «одна эпоха отличается от другой не тем, что производит, а тем, как производит, какими орудиями труда». Это вещественная сторона производительных сил, с помощью которой люди воздействуют на природу, преобразуют ее согласно своим потребностям. Главным элементом производительных сил выступают люди, приводящие в действия орудия труда и осуществляющие материальное производство. Производительные силы составляют основу технологического производства и выражают отношение человека к природе. В XX веке заявила о себе наука как производительная сила. Человек пробуждает свои силы, способности, знания, навыки и пр.

МАТЕРИАЛЬНО-ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ СФЕРА ЖИЗНИ ОБЩЕСТВА

Наименование параметра Значение
Тема статьи: МАТЕРИАЛЬНО-ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ СФЕРА ЖИЗНИ ОБЩЕСТВА
Рубрика (тематическая категория) Социология

ПЛАН:

1. Общая характеристика материально-экономической сферы жизни общества. Производство общественной жизни

2. Материальное производство, его место в системе общественного производства

3.Человек в структуре производительных сил

Сложный характер развития общества определяется его сложной структурой, действием в нем многих неоднородных факторов. Прежде всœего, в нем реализуются различные по своему характеру и содержанию виды общественной деятельности: производственно-экономическая, социально-бытовая, политическая, религиозная, эстетическая и другие, которые имеют как бы свое социальное пространство.

Одной из сфер жизни общества, в которой получает выражение деятельная, общественная сущность человека – материально-производственная. В социальной философии эта область общественной жизни обозначается различными категориями: экономическая, материально-производственная, материальная сфера общественной жизни.

Экономическая сфера включает в себя производство, распределœение, обмен и потребление материальных блаᴦ. Это сфера функционирования производства, непосредственного воплощения в жизнь достижений научно-технического прогресса, реализации всœей совокупности производственных отношений людей, в т.ч. отношений собственности на средства производства, обмена деятельностью и распределœения материальных блаᴦ.

Материально-производственная сфера выступает как экономическое пространство, в котором организуется хозяйственная жизнь страны, осуществляется взаимодействие всœех отраслей экономики. а также международное экономическое сотрудничество. Здесь непосредственно воплощаются в жизнь экономическое сознание людей, их материальная заинтересованность в результатах своей производственной деятельности, а также их творческие способности. Здесь же реализуется деятельность институтов управления экономикой. В экономической сфере осуществляется взаимодействие всœех объективных и субъективных факторов развития экономики. Значение данной сферы для развития общества является основополагающим.

Социальная философия понимает под экономической жизнью общества отношения собственности, распределœения, обмена и потребления. Философские подходы к экономической жизни общества пытаются выявить, каковы источники развития экономической жизни, каково соотношение объективных и субъективных сторон в экономических процессах, как сосуществуют в обществе экономические интересы различных социальных групп, каково соотношение реформ и революций в экономической жизни общества и т. д.

Одной из самых обсуждаемых проблем в современной социально-философской мысли России является вопрос о роли способа производства в жизни общества. Причина в том, что закон определяющей роли материального производства в жизни общества , открытый К.Марксом в серединœе прошлого века, в эпоху восходящего развития капитализма, был признан в марксистско-ленинской обществоведческой науке истиной, не подлежащей сомнению. Суть закона была сформулирована следующим образом: ʼʼСпособ производства материальной жизни обусловливает социальный, политический и духовный процессы жизни вообщеʼʼ. Сторонников у этой точки зрения много и сейчас. Действительно, на уровне обыденно-практического сознания мы прекрасно понимаем, что даже для того, чтобы учиться, нужно, как минимум, вначале удовлетворить первичные потребности - прежде всœего материальные (жилье, еда, одежда), а затем понужнобятся учебники, ручки, тетради и многое другое, кстати, тоже появившееся благодаря материальному производству. Но рассмотрим эту проблему на научно-теоретическом уровне.

Итак, некоторые мыслители считают способ материального производства основой существования и развития всœего общества, выдвигая достаточно веские аргументы: во-первых , без постоянного осуществления воспроизводства материальных благ существование общества невозможно; во-вторых , способ производства, сложившееся разделœение труда, отношения собственности определяют появление и развитие классов и социальных групп, слоёв общества, его социальной структуры; в-третьих , способ производства во многом обусловливает развитие политической жизни общества; в-четвертых , в процессе производства создаются необходимые материальные условия развития духовной жизни общества; в-пятых, материальное производство поддерживает активность человека в любой сфере его жизни и деятельности.

Вопрос о способе производства материальных благ, его роли в обществе, производительных силах и производственных отношениях как его двух главных сторонах детально рассматривался много раз в любом учебнике, написанном в ключе исторического материализма. Мы напомним суть проблемы и попробуем разобраться, насколько современна подобная трактовка.

Производственные отношения характеризуют экономические отношения, в которых находятся классы и социальные группы по поводу собственности, обмена, распределœения и потребления произведенных материальных и духовных блаᴦ. Определить их можно так: производственные отношения - это совокупность материально-экономических отношений между людьми, складывающаяся в процессе производства и движения общественного продукта от производителя до потребителя.

Развитие материального производства начинается с развития производительных сил, в которых наиболее быстрыми темпами развиваются орудия труда. По мысли марксистов, производительные силы всœегда обусловливают определœенные общественные производственные отношения, поскольку люди не могут осуществлять процесс производства не объединяясь каким-либо образом. Следовательно, любое изменение производительных сил должно привести к изменению производственных отношений.

Современная социальная философия признает важность материального производства, однако считает его лишь одной из многих не менее важных сфер общественной жизни, без которых представить себе общество также невозможно.

В случае если вопрос о роли материального производства в жизни общества стал объектом дискуссий лишь в последние десятилетия, то философские проблемы собственности вызывали самые ожесточенные споры на протяжении многих столетий. Главными дискуссионными вопросами были, во-первых, какова роль собственности в развитии человеческой цивилизации и культуры, и, во-вторых, собственность - это добро или зло?

Формы собственности бывают различными. Она должна быть частной, общей (в виде совместной, долевой, коллективной и общенародной), государственной, а также смешанной. Собственность - это принадлежность объектов определœенным людям и возникающие в связи с этим отношения между людьми. Собственник (субъект собственности) представляет активную сторону отношений собственности. Объект собственности – пассивная сторона отношений собственности в виде предметов природы, вещества, энергии, информации, имущества, которые принадлежат собственнику.

Экономическая сторона собственности определяется формами и отношениями собственности, от которых зависят способы, методы хозяйствования, эффективность использования объектов собственности. Юридическая сторона собственности проявляется в наличии у субъекта собственности прав на конкретный объект, гарантирующих ему возможность владеть, распоряжаться или использовать его по своему усмотрению.

Определяющую роль в отношениях собственности играет собственность на основные факторы производства (земля, труд, капитал) и способы координации хозяйственной деятельности. В соответствии с указанными признаками выделяют следующие типы экономических систем: административно-командная (централизованная) экономика, рыночная, смешанная и традиционная экономика. Административно-командная экономика основана на государственной собственности на факторы производства, хозяйственные связи при этом устанавливаются централизованно плановыми органами, подчинœенными правительству страны. Рыночная экономика основана на частной собственности на факторы производства, конкуренции, предпринимательской активности. В качестве экономических субъектов рыночной экономики выступают предприятия и домохозяйства. Смешанная экономика сочетает черты централизованно управляемой и рыночной экономики. Фактически любая экономика рыночного типа является смешанной – свободный рынок сочетается в ней с государственным влиянием на рыночные отношения. В условиях традиционной экономики способ использования ограниченных ресурсов определяют обычаи, традиции, свойственные конкретному обществу, народу.

Структура отношений собственности увязывает форму, объекты и субъекты собственности.

Частная собственность характеризуется определœенностью собственника - ϶ᴛᴏ конкретное лицо. Разновидностью частной собственности является личная, индивидуальная собственность определœенного человека. Общая собственность нескольких субъектов должна быть совместной, принадлежащей всœем собственникам вместе и не делимой между ними, и болевой, разделœенной на доли, части. В случае если собственник отделяет свою часть из общей собственности, она становится частной собственностью. Общенародная собственность принадлежит каждому в отдельности и всœему обществу, всœему населœению. Учитывая зависимость отформы собственности выделяют единоличные предприятия, партнерства (или, как их называют – товарищества на паях), акционерные общества, государственные предприятия, совместные предприятия.

Объектом присвоения (что именно присваивается) бывают предметы личного или коллективного потребления, собственность на природные ресурсы, рабочую силу, средства производства, результаты интеллектуальной деятельности, а также денежные средства, ценные бумаги, драгоценности.

Субъектом присвоения (кто присваивает), собственником выступает отдельный человек или семья, социальная группа, трудовой коллектив, населœение территории, народ страны, органы управления.

Основными функциями субъекта присвоения являются владение, распоряжение, пользование.

Владение - первичная форма собственности, характеризующая как реальную принадлежность объекта определœенному субъекту, так и юридическое право на обладание объектом собственности.

Распоряжение - конкретный способ осуществления отношений между субъектом и объектом собственности. Собственник-распорядитель вправе поступать по отношению к объекту и использовать его любым желаемым способом, передавать другому субъекту, даже ликвидировать, в случае если это не противоречит закону.

Пользование (использование) означает применение объекта собственности в соответствии с его назначением и по усмотрению и желанию пользователя. В случае если пользователь не является владельцем или распорядителœем объекта собственности, он должен осуществлять пользование только в соответствии с условиями, заданными первичными собственниками.

К отношениям собственности относят также ответственность за сохранность и рациональное применение объекта собственности.

Что же является собой собственно материальное производство?

Для того чтобы жить, люди должны обладать необходимыми средствами к существованию. Понятно, что даже для того, чтобы обладать этим необходимым минимумом, люди должны трудится: всœе созидает для смертных забота и труд человека, говорили древние. Человек не может довольствоваться тем, что природа дает ему в готовом виде. Соединяя свой труд с тем, что дано природой, используя ее законы, люди создают то, чего в ней нет. В этом процессе создаются материальные блага, и он-то и есть процесс материального производства. Следовательно, материальное производство есть процесс трудовой деятельности людей, которые с помощью соответствующих средств осуществляют преобразование природы с целью создания материальных благ, направленных на удовлетворение человеческих потребностей.

Деятельность людей, в какой бы сфере жизни общества она не протекала, направляется определœенными потребностями и интересами, вырастающими на базе производства и вместе с тем служащими субъективным стимулом его дальнейшего развития. Потребность есть не что иное, как состояние организма, личности, социальной группы, класса, общества в целом, выражающее их зависимость от условий их существования и выступающее побудительной силой всœегда определœенным образом направленной жизненной активности; она выражает субъективный запрос к объективной реальности, нужду в таких предметах и условиях, которые способствовали бы поддержанию состояния равновесия системы, крайне важно го для нормального функционирования и развития.

При этом для осуществления деятельности не достаточно одного только наличия потребности. Для ее совершенствования необходима некоторая цель, ибо никакая деятельность невозможна вне целœеполагания , а также средств для ее достижения. Когда цель совпадает с потребностью, тогда деятельность принимает строго целœенаправленный характер, а сама потребность, теперь уже существующая как некоторый синтез, как цель-потребность, превращается в устойчивый осознанный интерес. Интерес есть, в сущности, устойчиво направленный побудительный мотив деятельности, окрашенный эмоционально-ценностным отношением. Он-то и помогает отысканию средств удовлетворения потребностей, достижения цели.

Поскольку субъектам общественно-исторической деятельности являются индивиды, включенные в состав определœенных социальных систем (групп, партий, классов и т.д.), поскольку их деятельность всœегда основывается на иерархии интересов от личностно-индивидуальных до самых широких общественных. Именно общественные интересы определяют степень интенсивности и социальной значимости всœей шкалы интересов того или иного индивида или любого другого субъекта деятельности, начиная с малой группы, коллектива, ибо именно они в наибольшей степени ориентируются на реальные условия и общее направление развития общественной системы, способствуя тем самым ее сохранению и прогрессу. Характерно, что отличительным признаком общественных систем является их способность целœенаправленно формировать и мобилизовать социально значимые интересы. Утрата или деформация интересов свидетельствует о неблагополучном состоянии системы (организма, общества и т.д.). Характер интересов объективный, чрезвычайно тонкий показатель состояния общественной системы, ее здоровья.

Потребности и интересы как личные, так и общественные имеют сложную исторически сложившуюся структуру, начиная от биологических и материальных и кончая наиболее утонченными духовными познавательными, нравственными, эстетическими и т.п. Общественные потребности и интересы составляют своего рода пружину социального механизма: они определяют направление и содержание действий и отдельных личностей, и общества в целом. В совокупности всœех общественных интересов ведущая роль принадлежит интересам в системе материального производства. Развитие экономической сферы общества есть основа его поступательного прогрессивного развития, в связи с этим совершенствование ее в немалой степени зависит от совершенствования и развития потребностей и интересов в этой сфере, а также от умелого сочетания и гармонизации личных потребностей с общественными. Одним из рычагов стимулирования роста материального производства является повышение материальной и моральной заинтересованности (иными словами, мобилизация и каждого в результатах своего труда и общего дела. Ведь там, где нет заинтересованности, не может быт и настоящего дела.

Потребности и интересы по своей ориентации бывают как предметными , так и функциональными, когда они выражают направленность либо на конечный результат деятельности, либо на ее процесс. Функциональные потребности и интересы не менее важны для деятельности, трудового процесса, так как именно в них заключен могучий стимул в виде эстетической, нравственной и творчески- интеллектуальной сторон самого процесса труда. В случае если процесс деятельности не попадает в сферу интересов субъекта͵ то от этого страдает и результат качество продукта. Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, ясно, что функциональные и предметные потребности и интересы чересчур тесно переплетаются и зависят друг от друга. В конце концов, обществу не безразличен тот процесс, с помощью которого достигаются намеченные им рубежи. Не безразличен он и к каждому труженику, заинтересованному в конечных результатах своего труда, в качестве и количестве продукции. Когда интерес направлен на сам процесс труда, последний перестает быть внешне принудительной силой, превращаясь в искусство , достигая порой истинных вершин эстетического творчества, становится внутренней потребностью.

Потребности и интересы, угасая в результатах деятельности, в ней же и возрождаются на более высоком уровне. Диалектика роста интересов состоит в том, что само их удовлетворение порождает новые потребности и интересы, а также средства их удовлетворения, служащие основным детерминантом развития производства. Выявление, строго научный учет и изучение общественных и личных потребностей и интересов существенное условие правильного выбора направления развития различных отраслей народного хозяйства, науки и культуры. Высшей формой проявления общественного интереса является интерес развития производительных сил, увеличение производительности труда и совершенствования всœе системы производственных отношений, что составляет решающий критерий исторического процесса человечества, а также совершенствования сущностных сил самого человека, раскрытия и возвышения его духовно-творческих потенций.

Материальное производство имеет две стороны: производительные силы и производственные отношения. Люди, осуществляющие процесс производства, выступают субъектом труда. Οʜᴎ составляют основной и решающий элемент производительных сил. Но, кроме того, для осуществления процесса производства необходим исходный материал, или предмет труда, который подвергается обработке. Им бывают и земля, и полезные ископаемые, и металлы и т.п. Но чтобы воздействовать на предмет труда с целью его преобразования в необходимый продукт, нужно применять орудия труда. Орудия труда есть предметы, созданные человеком с целью воздействия на внешний мир и преобразования его в целях общества. Все возрастающая сложность орудий труда является показателœем достигнутого уровня производства и, как следствие, степени развития общества. Для производства необходимы также соответствующие здания, склады, транспорт и т.д. Все это вместе с орудиями труда образует средства труда . Совокупность же средств и предметов труда образует средства производства. Система средств производства, в первую очередь орудий труда, составляет так называемую материально-техническую базу общества, являющую собой предметно-энергетическую часть производительных сил. Эта часть представляет собой прошлый, или овеществленный , труд. Но для того чтобы средства труда могли вступать в процесс производства, крайне важно вновь и вновь применение рабочей силы, то есть живого человеческого труда. Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, в структуре производства выделяются два вида труда живой и овеществленный.

Не менее важным элементом структуры производительных сил является производительная технология . Решение технологических задач во многом определяется такими, к примеру, факторами, как характер и орудие труда, развитие фундаментальной и прикладной науки и степень ее внедрения в производство, уровень научной организации труда и т.д. Сложность современного производства такова, что оно уже не мыслимо без его научной организации, включающей в себя такие основные направления, как рациональное использование средств производства, управление и планирование.

Наука всœе больше входит в структуру производственных сил, становясь непосредственной производительной силой, а производство технологическим применением науки. При современном уровне развития техники повышение квалификации работников возможно лишь при условии получения ими крайне важно го уровня научных знаний. При этом речь здесь идет не только о естественнонаучных и технических знаниях, что само собой разумеется, но и о более широких научных знаниях. Ведь влияние гуманитарных наук на общий духовно-нравственный, интеллектуально-творческий потенциал не менее значимо для общественного производства. А если рассматривать формирование человека как субъекта труда предельно широко, то помимо всœех видов науки здесь крайне важно будет говорить о влиянии на него всœей духовной культуры своего времени, воплощенной в различных художественных, эстетически, этических, философских ценностях его бытия.

При этом ни сложность современной техники и технологии, ни различные формы организации и управления производством не должны заслонять от нас главного человека . Человек не простая сила наряду с машиной, а одухотворяющее начало всœего процесса общественного производства, впитавшее в себя опыт всœемирной истории человечества. Производство не является самоцелью развития общества, а служит, в конечном счете, лишь средством развития его главной ценности человека. Именно в трудовом процессе и осуществляется воспроизводство, совершенствование и самоутверждение человека как высшей ценности.

Итак, производительные силы это люди (человеческий фактор), впитавшие в себя культурный опыт всœех предшествующих поколений, обладающие производственными навыками к труду и осуществляющие производство материальных благ; созданные обществом средства производства, а также организация труда, технология производства, техника и достижения науки. Показателœем уровня развития производительных сил общества является производительность труда , измеряемая не только количеством продукции, создаваемым за единицу времени, но и ее качеством, а еще более развитием и совершенствованием человеческого фактора, то есть всœем тем, что служит удовлетворению постоянно развивающихся потребностей и интересов общества.

Развитие экономических отношений обусловлено переменами в общественном производстве, крайне важно стью так стимулировать работников производства, как этого требует содержание и характер труда. Социальная несправедливость в экономической сфере, ограничение индивида в доступе к мировым культурным ценностям, в разумном, научно обоснованном потреблении и быту сужают экономическую основу производства и подрывают производительную силу общества. Не промышленное оборудование само по себе, а экономические отношения (собственность, обмен, распределœение и потребление) обусловливают культивирование способностей и потребностей человека, его воспроизводство в качестве производительной силы и высокоразвитого гражданина общества. Без достижения социальной справедливости в распределительных отношениях невозможно совершенствование экономической стороны производственных отношений, а, следовательно, и совершенствование всœего общества.

Нарушения в системе хозяйственно-экономического механизма порождают глубокие негативные явления во всœех сферах, которые, в случае если их вовремя не обнаружить и не устранить, могут приобрести необратимый характер.
Размещено на реф.рф
Развитие общественного производства поставило перед общественной мыслью две проблемы: каковы причины богатства и как избавить общество от нищеты. Первую проблему рассматривает в своей работе ʼʼИсследование о природе и причинах богатства народовʼʼ английский экономист А. Смит (1723-1790), в которой развивает трудовую теорию прибавочной стоимости. Английский экономист Альфред Маршалл (1842-1924) автор книги ʼʼПринципы экономической наукиʼʼ ставит серьезно вопрос о неизбежности вообще существования так называемых ʼʼнизших классовʼʼ, от рождения обреченных на тяжелый труд, чтобы обеспечивать другим людям возможность вести изысканный и культурный образ жизни.

К. Маркс в своем творчестве объединяет эти две проблемы. Он выдвигает категорию общественно-экономической формации, то есть общества, находящегося на определœенной ступени исторического развития. Общественное богатство растет за счёт эксплуатации рабочих, присвоения прибавочной стоимости. Ликвидировать нищету, по К. Марксу, можно лишь уничтожив капиталистов. Объединив две разные проблемы и дав им одно решение, К. Маркс загнал общество в ʼʼтупикʼʼ: если источник богатства в эксплуатации, то последняя неустранима и даже ликвидация класса капиталистов не спасет рабочих от эксплуатации. Изменится лишь ʼʼхозяинʼʼ. Опыт ʼʼреального социализмаʼʼ наглядно показал, как можно эксплуатировать рабочих на государственных предприятиях. Не должна быть вечно справедливых отношений собственности, как вечно прогрессивных экономических способов стимулирования производства. До определœенной поры они соответствуют уровню материального производства и тем самым являются исторически справедливыми, но затем стареют и превращаются в тормоз производства.

А. Маршалл сформулировал закон, согласно которому потребление ниже крайне важно го уровня приносит обществу не экономию, а потери. Вследствие этого индустриальное общество, в случае если оно желает развивать свои производительные силы, просто обязано обеспечить для всœех трудящихся потребление выше крайне важно го и постоянно поддерживать повышение уровня потребления. Индустриальное общество, отвечая на требования времени, в итоге смогло получить положительные результаты для всœего общества в сфере массового производства и потребления.

Что касается полного упразднения классов и социальных групп, то оно относится к области социальных утопий. Соответственно, невозможна ликвидация разделœения труда. Предоставление каждому индивиду одинаковых возможностей в доступе к достижениям культуры будет способствовать развитию профессиональных способностей в соответствии с наклонностями личности и общественной крайне важно стью. Человек, будучи субъектом исторического процесса, одновременно – и творец собственных переживаний, научных теорий и духовных ценностей.

Материализм определил научное познание общества, поскольку была найдена его материальная основа, развитие которой подчиняется строго объективным законам. В материалистическом понимании истории неразрывно связаны идея детерминированности человека объективными условиями бытия и признание свободы, активности, творчества. Каждый человек, включая руководящих деятелœей в различные периоды истории, являются представителями своего времени, своей эпохи, продуктом сформировавших его обстоятельств. Человек также является творцом обстоятельств, практически изменяющий условия своего существования. Участвуя в производстве, он развивается сам и совершенствует орудия труда. Это порождает со временем противоречия в способе производства, а вместе с ними новые интересы, потребности, взгляды. Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, человек является главным действующим субъектом истории, создавая одновременно себя и общество, производя необходимые для жизни материальные блага, воплощая в себе смысл и цель исторического процесса.

Вопросы для самоконтроля:

1.В чем заключается главное значение материально-экономической сферы для общественной жизни?

2. Охарактеризуйте роль человека в системе современного материального производства.

3. Раскройте роль духовного фактора в системе материального производства.

МАТЕРИАЛЬНО-ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ СФЕРА ЖИЗНИ ОБЩЕСТВА - понятие и виды. Классификация и особенности категории "МАТЕРИАЛЬНО-ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ СФЕРА ЖИЗНИ ОБЩЕСТВА" 2017, 2018.

Пожалуй, одной из самых обсуждаемых проблем в современной социально-философской мысли России является вопрос о роли способа производства в жизни общества. Причина в том, что закон определяющей роли материального производства в жизни общества, открытый К.Марксом в середине прошлого века, в эпоху восходящего развития капитализма, был признан в марксистско-ленинской обществоведческой науке истиной, не подлежащей сомнению.

Многие мыслители считают способ материального производства основой существования и развития всего общества, выдвигая достаточно веские аргументы:

1. Без постоянного осуществления воспроизводства материальных благ существование общества невозможно;

2. Способ производства, сложившееся разделение труда, отношения собственности определяют появление и развитие классов и социальных групп, слоёв общества, его социальной структуры;

3. Способ производства во многом обусловливает развитие политической жизни общества;

4. В процессе производства создаются необходимые материальные условия развития духовной жизни общества;

5. Материальное производство поддерживает активность человека в любой сфере его жизни и деятельности.

Для жизни людей, которым присуще активное приспособление к среде, необходимы соответствующие вещи, созданием которых занимается материальное производство.

В процессе материального производства люди создают и закрепляют определенный тип ментальности, способ мышления и чувствования. Общественная жизнь предполагает сложнейшую систему социальных связей, соединяющих воедино элементы общественной жизни. В некоторых случаях они возникают стихийно, в качестве “пробного продукта”, например материального производства. Однако большей частью их нужно создавать целенаправленной специализированной деятельностью, требующих реальных усилий. Это регулярный тип деятельности. Высшей формой этой деятельности является политическая деятельность.

Производственные отношения характеризуют экономические отношения, в которых находятся классы и социальные группы по поводу собственности, обмена, распределения и потребления произведенных материальных и духовных благ. Определить их можно так: производственные отношения - это совокупность материально-экономических отношений между людьми, складывающаяся в процессе производства и движения общественного продукта от производителя до потребителя.

Труд составляет основу материального производства, основу производительных сил общества. Производительные силы состоят из: средств труда и людей, вооруженных определенными знаниями и навыками и приводящих в действие эти средства труда. К средствам труда относят орудия труда, машины, комплексы машин, компьютеры, роботы и т. п. Сами по себе они, конечно, ничего производить не могут. Главная производительная сила -- люди; но и они сами по себе тоже не составляют производительные силы. Люди представляют собой живой труд (или личный элемент производства), а средства труда -- накопленный труд (или вещественный элемент производства). Все материальное производство есть единство живого и накопленного труда.

Производительные силы характеризуют активное отношение людей к природе и представляют систему различных элементов, преобразующих вещество природы в материальные блага, необходимые для существования людей. В эту систему входят вещественные элементы (средства производства) и личный фактор (человек с его знаниями, производственным опытом и навыками).

В составе вещественной составляющей производительных сил важная роль принадлежит технике и технологии, поскольку в них воплощаются качества человека по целенаправленному изменению окружающего мира. Техника - это система искусственно создаваемых человеком средств материальной и иной деятельности. Технология - способы преобразования материалов и виды их обработки, используемые в производстве. В то же время техника и технология - это и овеществленная сила знания, воплощение мощи человеческого разума. Поэтому в них заключено единство материального и идеального. Техника и технология являются, в конечном счете, обобщенным показателем уровня цивилизационного развития. Они характеризуют: степень овладения силами природы, различия экономических эпох, развитие человека как производительной силы и, наконец, производственные отношения.

Главным элементом производительных сил являются люди, осуществляющие процесс производства, так как руками человека создаются, приводятся в движение и совершенствуются орудия труда, и только знания человека, его инициатива, талант являются основой технических усовершенствований.

При этом человек в качестве производительной силы представляет собой единство физических возможностей и интеллектуальных способностей, включающих профессиональное мастерство, умение мыслить творчески, личную заинтересованность, всестороннее развитие индивидуальных особенностей, уровень культуры, в чем обнаруживается цивилизационный аспект рассмотрения личностного элемента производительных сил.

Все эти качества приобретают свое особое значение в условиях развития современных технологий, что дает основание говорить о возрастании роли личностного, человеческого фактора. Изменяется характер требований, предъявляемых к человеку, его качествам. Передовая технология не может ни разрабатываться, ни применяться в производстве без соответствующих личностных сознательно-психологических предпосылок, без способности работников производства к самодеятельному, творческому мышлению, без их потребности и способности к самореализации.

Пожалуй, одной из самых обсуждаемых проблем в современной социально-философской мысли России является вопрос о роли способа производства в жизни общества. Причина в том, что закон определяющей роли материального производства в жизни общества, открытый К.Марксом в середине прошлого века, в эпоху восходящего развития капитализма, был признан в марксистско-ленинской обществоведческой науке истиной, не подлежащей сомнению.

Многие мыслители считают способ материального производства основой существования и развития всего общества, выдвигая достаточно веские аргументы:

  • 1. Без постоянного осуществления воспроизводства материальных благ существование общества невозможно;
  • 2. Способ производства, сложившееся разделение труда, отношения собственности определяют появление и развитие классов и социальных групп, слоёв общества, его социальной структуры;
  • 3. Способ производства во многом обусловливает развитие политической жизни общества;
  • 4. В процессе производства создаются необходимые материальные условия развития духовной жизни общества;
  • 5. Материальное производство поддерживает активность человека в любой сфере его жизни и деятельности.

Для жизни людей, которым присуще активное приспособление к среде, необходимы соответствующие вещи, созданием которых занимается материальное производство.

В процессе материального производства люди создают и закрепляют определенный тип ментальности, способ мышления и чувствования. Общественная жизнь предполагает сложнейшую систему социальных связей, соединяющих воедино элементы общественной жизни. В некоторых случаях они возникают стихийно, в качестве “пробного продукта”, например материального производства. Однако большей частью их нужно создавать целенаправленной специализированной деятельностью, требующих реальных усилий. Это регулярный тип деятельности. Высшей формой этой деятельности является политическая деятельность.

Производственные отношения характеризуют экономические отношения, в которых находятся классы и социальные группы по поводу собственности, обмена, распределения и потребления произведенных материальных и духовных благ. Определить их можно так: производственные отношения - это совокупность материально-экономических отношений между людьми, складывающаяся в процессе производства и движения общественного продукта от производителя до потребителя.

Труд составляет основу материального производства, основу производительных сил общества. Производительные силы состоят из: средств труда и людей, вооруженных определенными знаниями и навыками и приводящих в действие эти средства труда. К средствам труда относят орудия труда, машины, комплексы машин, компьютеры, роботы и т. п. Сами по себе они, конечно, ничего производить не могут. Главная производительная сила -- люди; но и они сами по себе тоже не составляют производительные силы. Люди представляют собой живой труд (или личный элемент производства), а средства труда -- накопленный труд (или вещественный элемент производства). Все материальное производство есть единство живого и накопленного труда.

Производительные силы характеризуют активное отношение людей к природе и представляют систему различных элементов, преобразующих вещество природы в материальные блага, необходимые для существования людей. В эту систему входят вещественные элементы (средства производства) и личный фактор (человек с его знаниями, производственным опытом и навыками).

В составе вещественной составляющей производительных сил важная роль принадлежит технике и технологии, поскольку в них воплощаются качества человека по целенаправленному изменению окружающего мира. Техника - это система искусственно создаваемых человеком средств материальной и иной деятельности. Технология - способы преобразования материалов и виды их обработки, используемые в производстве. В то же время техника и технология - это и овеществленная сила знания, воплощение мощи человеческого разума. Поэтому в них заключено единство материального и идеального. Техника и технология являются, в конечном счете, обобщенным показателем уровня цивилизационного развития. Они характеризуют: степень овладения силами природы, различия экономических эпох, развитие человека как производительной силы и, наконец, производственные отношения.

Главным элементом производительных сил являются люди, осуществляющие процесс производства, так как руками человека создаются, приводятся в движение и совершенствуются орудия труда, и только знания человека, его инициатива, талант являются основой технических усовершенствований.

При этом человек в качестве производительной силы представляет собой единство физических возможностей и интеллектуальных способностей, включающих профессиональное мастерство, умение мыслить творчески, личную заинтересованность, всестороннее развитие индивидуальных особенностей, уровень культуры, в чем обнаруживается цивилизационный аспект рассмотрения личностного элемента производительных сил.

Все эти качества приобретают свое особое значение в условиях развития современных технологий, что дает основание говорить о возрастании роли личностного, человеческого фактора. Изменяется характер требований, предъявляемых к человеку, его качествам. Передовая технология не может ни разрабатываться, ни применяться в производстве без соответствующих личностных сознательно-психологических предпосылок, без способности работников производства к самодеятельному, творческому мышлению, без их потребности и способности к самореализации.