Четыре важнейшие антиномии в философии канта. Смотреть что такое "антиномии чистого разума" в других словарях. Что я могу знать

АНТИНОМИЯ ЧИСТОГО РАЗУМА (нем. Antinomie der reinen Vernunft) – термин кантовской философии, обозначающий состояние раздвоенности чистого разума, а также противоречие его законов, равнодоказуемых положений. Введен в «Критике чистого разума» , однако проблематика антиномий фрагментарно затрагивается Кантом и в его докритических сочинениях, в частности в диссертациях «Физическая монадология» и «О форме и принципах чувственно воспринимаемого и интеллигибельного мира». Кант утверждал, что именно антиномии вывели его из «догматического сна». Признание реальности, т.е. неразрешимости антиномии, равносильно неприемлемому для Канта тотальному скептицизму как отказу от рациональности вообще. При этом необходимым условием разрешения антиномии является непредвзятое рассмотрение составляющих ее противоположных тезисов («скептический метод»). Антиномичность составляет характерную черту одной из трех отвергаемых Кантом традиционных наук, входящих в состав «частной метафизики» (metaphysica specialis), – рациональной космологии. На основе таблицы категорий Кант выделяет четыре противоречия трансцендентальных идей: «1) мир имеет начало во времени и заключен в пространственные границы – мир не имеет ни начала, ни границ в пространстве, но бесконечен как во времени, так и в пространстве; 2) всякая сложная субстанция в мире состоит из простых частей, и вообще существует только простое или то, что сложено из него, – ни одна сложная вещь в мире не состоит из простых частей, и вообще в нем не существует ничего простого; 3) причинность по законам природы не есть единственная причинность, из которой могут быть выведены явления мира в целом. Для их объяснения необходимо признать еще и свободную причинность – нет никакой свободы, но все в мире происходит исключительно по законам природы; 4) в мире есть нечто, что либо как часть мира, либо как его причина есть безусловно необходимая сущность – не существует вообще никакой безусловно необходимой сущности, ни в мире, ни вне мира в качестве его причины» («Критика чистого разума», А 426–453 / В 454–485).

Излагая доказательства как тезисов, так и антитезисов, Кант подчеркивает, что они не являются софизмами, однако могут быть отвергнуты при изменении посылок. Доказательства ведутся от противного, напр., если допустить, что мир не имел начала во времени, то до настоящего момента прошла бесконечность, однако бесконечность не может пройти, стало быть, сделанное допущение противоречиво и истинно противоположное: мир имел начало во времени и т.п. Ключ к разрешению антиномий – трансцендентальный идеализм как учение о субъективной природе пространства и времени и различении явлений и вещей в себе (феноменов и ноуменов). Антиномия в свою очередь может использоваться для подтверждения выводов трансцендентальной эстетики и апагогического доказательства трансцендентального идеализма: если не проводить различия между явлениями и вещами в себе, то разум оказывается самопротиворечивым, что невозможно, а значит, это разделение правильно. Окончательное решение вопроса Кантом состоит в том, что тезисы и антитезисы двух первых (математических) антиномий ложны, тогда как и тезис, и антитезис третьей и четвертой антиномий (динамических) могут (причем это остается не более чем возможностью) быть истинными, при условии их отнесения соответственно к миру ноуменов и феноменов. Т.о., с одной стороны, противоречивость разума оказывается мнимой, а с другой – рациональная космология лишается всякой внутренней достоверности.

Кант объясняет познание в полном соответствии с Юмом: познание начинается с опыта, чувственного восприятия. Человек – земное существо, и способен познавать только то, с чем он имеет вещественный контакт. В отличие от Юма, Кант считает, что в явлении есть скрытая часть (вещь в себе , вещь сама по себе). Эта часть вещи не находится в вещественном контакте с человеком. «Я критикую знания, чтобы очистить место вере».

Человек располагает некими инструментами (механизмами ) познания. Они априорны , т. е. существуют до опыта. Эти механизмы познания человек запускает на основе опыта . Априорные формы чувственности: пространство и время , априорные формы рассудка (категории ). Эти формы не прирожденные, они просто существуют до опыта. Человек так устроен, что все располагает в пространстве и времени. Априорное основание пространства – геометрия, а времени – арифметика. Благодаря априорным формам чувственности опыт организуется. Осмысление чувственного созерцания осуществляется рассудком. На основе категорий возникают понятия . Но сами они ещё не есть знания. Мысли без чувственного созерцания – пусты, созерцание без понятий – слепы . Только из их соединения может возникнуть знание . Позднее процесс осмысления ученые назовут интерпретацией. Нашему сознанию доступны только явления вещей (феномены), составляющие содержание нашего опыта: мир познается нами только в своих явленных формах. В результате воздействия «вещей в себе» на наши органы чувств возникает хаос ощущений. Мы приводим этот хаос в единство и порядок силами нашего разума.

Познание выступает активным процессом. Познание есть творческая деятельность, осуществляемая агентом познания. Соединение чувств и категорий рассудка происходит в процессе познания. Знания - это наше отношение к природе, а не знание природы (природа - "вещь в себе"). Познание есть конструирование на основе тех инструментов, которыми мы располагаем. Кант постулирует примат практического разума над теоретическим. Мы познаем, чтобы действовать, а не действуем, чтобы познавать.

В состоянии ли рассудок познать? В процессе познания неизбежно возникает состояние антиномии : рассудок пытается познать то, что находится за пределами опыта. Кант приходит к выводу, что Бог правомерен как некий внутренний идеал . Антиномии (в книге "Критика чистого разума").

Кант выделяет 4 антиномии чистого разума:

Тезис - попытка выйти за пределы опыта (позиция метафизики ).

Антитезис - попытка ограничиться опытом (позиция физики ).

1. Тезис: Мир имеет начало во времени и ограничен также в пространстве.
Антитезис: Мир не имеет начало во времени и границ в пространстве.

2. Тезис: Все в мире состоит из простых частей. Есть некоторая элементарная единица.
Антитезис: Ни одна сложная вещь в мире не состоит из простых вещей. В мире вообще нет простых вещей.

3. Тезис: Для объяснения явлений природы наряду с причиной существует и свобода (как некое сверхприродное основание хода событий).
Антитезис: Нет никакой свободы. Все совершается в мире только по законам природы.

4. Тезис: В мире есть бог.
Антитезис: В мире нет бога.

Каждый вопрос экзамена может иметь несколько ответов от разных авторов. Ответ может содержать текст, формулы, картинки. Удалить или редактировать вопрос может автор экзамена или автор ответа на экзамен.

Разум трактуется Кантом как способность, позволяющая мыслить безусловное. Разум вырастает из рассудка (являющегося источником правил), доводя его понятия до безусловного. Такие понятия разума, которым не может быть дан в опыте никакой предмет, Кант называет «идеями чистого разума». Он выделяет три возможных класса идей, соответствующих предметам трех наук «частной метафизики» (Идея души, идея мира, идея Бога). Разум в его «реальной» функции (в «логической» функции разум является способностью составления умозаключений) допускает теоретическое и практическое применение. Теоретическое имеет место при представлении объектов, практическое - при их создании по принципам разума. Теоретический разум подчиняется практическому. Теоретическое применение разума бывает, по Канту, регулятивным и конститутивным, причем правомочно лишь регулятивное применение, когда мы смотрим на мир так, «как если бы» он соответствовал идеям разума. Такое использование разума направляет рассудок ко все более глубокому изучению природы и отысканию ее всеобщих законов. Конститутивное применение предполагает возможность доказательного приписывания вещам самим по себе априорных законов разума. Такая возможность Кантом решительно отвергается. Впрочем, понятия разума все же могут применяться к вещам самим по себе, но только не в целях познания, а в качестве «постулатов практического разума».
Конститутивными Кант называет такие положения, которые, будучи субъективными принципами познания, в то же время учреждают определенные формы предметности, подчиняя вещи своим предписаниям. Любое конститутивное основоположение является в силу этого онтологическим принципом, выражающим законосообразные формы сущего. Действенность конститутивных принципов простирается не далее предметов возможного опыта. (Определяют вещи)
Регулятивные положения заставляют нас смотреть на вещи так, как если бы они подчинялись их предписаниям, однако в действительности не определяют сами объекты, оставаясь исключительно субъективными принципами. Имея характер гипотез, регулятивные принципы направляют человеческое познание на отыскание глубинных связей природных законов. (Не определяют вещи)
Конститутивные принципы связаны с деятельностью чувственности и рассудка, так как и чувственная, и рассудочная способности оказываются в числе необходимых условий данности нам предметов опыта, регулятивные же - разума. Однако и конститутивные основоположения рассудка конститутивны по-разному. Аксиомы созерцания и антиципации восприятия конститутивны для созерцания, аналогии опыта - для созерцаний, могущих стать объектами восприятия. Высшим регулятивным принципом нашего познания оказывается идея бога (идеал чистого разума). Она нацеливает рассудок на поиски абсолютного единства всех природных законов.
АНТИНОМИИ ЧИСТОГО РАЗУМА - в "Критике чистого разума" Канта - противоречащие друг другу утверждения о космологических идеях. Кант вводит в своей трансцендентальной диалектике понятие "идей разума" (включающих системы психологических, космологических и теологических идей) - идей трансцендентальных. В отличие от категорий рассудка, "идеи разума" представляют собой понятия о глобальных целостностях; мыслимое в них безусловное единство многообразного никогда не может быть найдено в границах опыта, и поэтому чувства не могут дать им адекватного предмета. Однако "драма" человеческого разума, его "судьба", по мысли Канта, состоит в том, что эти универсальные целокупности разум неизбежно будет стараться толковать как предметные, неправомерно применяя идеи разума к тому, что не является чувственно данным. Это, так называемое конститутивное применение трансцендентальных идей, приводит к тому, что разум впадает в заблуждения, "иллюзорные ошибки и видимости", свидетельством чего и являются возникающие при этом, с одной стороны паралогизмы и А.Ч.Р., с другой стороны. Имеется в виду "двусторонняя видимость", т.е. не одно иллюзорное, а два противоположных утверждения, относящихся друг к другу как тезис и антитезис - в контексте неправомерного применения космологических идей. В соответствии с четырьмя классами ранее выделенных им категорий рассудка Кант выводит четыре антиномии, или четыре группы противоречащих друг другу суждений, касающихся:
1) величины мира,
2) его деления,
3) возникновения и
4) зависимости существования.
Они сформулированы им следующим образом: 1) "Мир имеет начало во времени и ограничен также в пространстве / Мир не имеет начала во времени и границ в пространстве; он бесконечен и во времени, и в пространстве". 2) "Всякая сложная субстанция в мире состоит из простых частей, и вообще существует только простое, или то, что сложено из простого / Ни одна сложная вещь в мире не состоит из простых частей и вообще в мире нет ничего простого". 3) "Причинность по законам природы есть не единственная причинность, из которой можно вывести все явления в мире. Для объяснения явлений необходимо еще допустить свободную причинность / Нет никакой свободы, все совершается в мире только по законам природы". 4) "К миру принадлежит или как часть его, или как его причина безусловно необходимая сущность / Нигде нет никакой абсолютно необходимой сущности - ни в мире, ни вне мира - как его причины". Важно отметить, что антиномиями Кант считает отнюдь не любые, уже противоречащие друг другу суждения. К их числу могут быть отнесены только те, истинность которых не может быть проверена непосредственно в опыте, т.е. предельно общие, "воспаряющие над опытом знания", касающиеся мироздания в целом, а также обязательно доказанные суждения. Поэтому сам Кант, выделив антиномии, затем последовательно доказывает тезисы и антитезисы каждой из них, пользуясь при этом так называемой логикой от противного. Лишь после этого он разрешает антиномии. При этом сама процедура "разрешения космологической диалектики" понимается им как ее радикальное устранение из "метафизики", прошедшей через горнило "критического исследования". В отношении первых двух антиномий (математических) Кант признал ложность как тезисов, так и антитезисов ("Так как мир не существует сам по себе, то он не существует ни как само по себе бесконечное целое, ни как само по себе конечное целое"). Устранение второй антиномии осуществлялось аналогичным образом. Что же касается третьей и четвертой антиномий (динамических), то, по мысли Канта, и тезисы и антитезисы здесь могут быть одновременно истинными, хотя и в разных отношениях, так как они представляют собой "синтез разнородного" - феноменов и ноуменов. Кантовская антитетика, представляющая собой учение о противоречиях человеческого разума и их роли в познании, сыграла большую роль в истории диалектики, поставив целый ряд проблем перед его непосредственными последователями, и явившись, таким образом, мощным импульсом для собственно диалектических размышлений всех представителей немецкой философии.

Доказательство мира.
Разум выходит за пределы опыта. Мир и вещи, находящиеся в мире - разные понятия. Все, что находится в пространстве и времени - познаваемо посредством синтеза чувственности и рассудка. А мир, с т.з. пространства и времени, либо неограничен, либо ограничен. Кант доказывает и то, и другое. ПО Канту и тезис и антитезис ложны, т.к. мир есть ВЕЩЬ В СЕБЕ, а не предмет опыта. Т.е. у человечества нет возможности говорить о том, каков мир на самом деле.

Если в сфере теоретического разума, т.е. в мире природы, как мы знаем, нет места понятию цели, то в сфере практического разума, в мире свободы цель - это ключевое понятие. Определяя основания воли, разум в его практическом применении ставит воле ее цель; возможность же действовать в соответствии с целями разума есть сущность свободной воли, сущность человека как свободного существа. Понятие цели определяется Кантом как "причинность из свободы"; если в мире эмпирическом, в мире природы всякое явление обусловлено предшествующим как своей причиной, то в мире свободы разумное существо может "начинать ряд", исходя из понятия разума, вовсе не будучи детерминированным природной необходимостью. Свобода, по Канту, и есть независимость от определяющих причин чувственно воспринимаемого мира.

Знание умопостигаемого мира, открывающегося практическому разуму, это особого рода знание-призыв, знание-требование, обращенное к нам и определяющее наши поступки (категорический императив). Оно сводится в сущности к содержанию нравственного закона, руководящего действиями человека как "вещи в себе". А закон этот гласит: "Поступай так, чтобы максима твоей воли могла в то же время иметь силу принципа всеобщего законодательства". Это значит, не превращай другое разумное существо только в средство для реализации своих целей. "Во всем сотворенном, - пишет Кант, - все что угодно и для чего угодно может быть употреблено всего лишь как средство: только человек, а с ним каждое разумное существо есть цель сама по себе".

Категорический императив, будучи требованием практического разума, возвещает нам закон умопостигаемого мира; если это - познание, то весьма отличное от теоретического: обращаясь к каждому из нас, этот закон требует от нас соответствовать своей умопостигаемой сущности (что нам удается далеко не всегда, а если говорить строго - очень редко). И в той мере, как мы слышим это требование и следуем ему, мы знаем сверхчувственный мир. Но это знание-совесть отлично от знания-представления, которое мы имеем в сфере теоретической.

АНТИНОМИИ ЧИСТОГО РАЗУМА - в "Критике чистого разума" Канта - противоречащие друг другу утверждения о космологических идеях. Развивая учение о разуме, как высшей познавательной способности, доводящей синтез, начатый еще рассудком, до безусловной законченности, Кант вводит в своей трансцендентальной диалектике понятие "идей разума" (включающих системы психологических, космологических и теологических идей) - идей трансцендентальных. В отличие от категорий рассудка, "идеи разума" представляют собой понятия о глобальных целостностях; мыслимое в них безусловное единство многообразного никогда не может быть найдено в границах опыта, и поэтому чувства не могут дать им адекватного предмета, Однако "драма" человеческого разума, его "судьба" состоит в том, что эти универсальные целокупности он неизбежно будет стараться толковать как предметные, неправомерно применяя идеи разума к тому, что не является чувственно данным. Это, т. н. конститутивное применение трансцендентальных идей, приводит к тому, что разум впадает в заблуждения, "иллюзорные ошибки и видимости", свидетельством чего и являются возникающие при этом с одной стороны, паралогизмы (или, по Канту, "односторонние видимости", когда речь идет о психологических идеях) и А.Ч.Р., с другой стороны. Имеется в виду "двусторонняя видимость", т.е. не одно иллюзорное, а два противоположных утверждения, относящихся друг к другу как тезис и антитезис - в контексте неправомерного применения космологических идей. В соответствии с четырьмя классами ранее выделенных им категорий рассудка Кант выводит четыре антиномии, или четыре группы противоречащих друг другу суждений, касающихся: 1) величины мира, 2) его деления, 3) возникновения и 4) зависимости существования. Они сформулированы им следующим образом: "Мир имеет начало во времени и ограничен также в пространстве/Мир не имеет начала во времени и границ в пространстве; он бесконечен и во времени, и в пространстве. "Всякая сложная субстанция в мире состоит из простых частей, и вообще существует только простое, или то, что сложено из простого/Ни одна сложная вещь в мире не состо ит из простых частей и вообще в мире нет ничего простого". "Причинность по законам природы есть не единственная причинность, из которой можно вывести все явления в мире. Для объяснения явлений необходимо еще допустить свободную причинность/Нет никакой свободы, все совершается в мире только по законам природы". 4) "К миру принадлежит или как часть его, или как его причина безусловнонеобходимая сущность/Нигде нет никакой абсолютно необходимой сущности - ни в мире, ни вне мира - как его причины". Важно отметить, что антиномиями Кант считает отнюдь не любые, уже противоречащие друг другу суждения. Ких числу могут быть отнесены только те, истинность которых не может быть проверена непосредственно в опыте, т. е. предельно общие, "воспаряющие над опытом знания", касающиеся мироздания в целом, а также, обязательно доказанные суждения. Поэтому сам Кант, выделив антиномии, затем последовательно доказывает тезисы и антитезисы каждой из них, пользуясь при этом т. н. логикой от противно го. Лишь после этого Кант разрешает антиномии. При этом сама процедура "разрешения космологической диалектики" понимается им как ее радикальное устранение из "метафизи ки", прошедший через горнило "критического исследования". В отношении первых двух антиномий (математических) Кант признал ложность как тезисов, так и антитезисов ("Так как мир не существует сам по себе, то он не существует ни как само по себе бесконечное целое, ни как само по себе конечное целое"). Устранение второй антиномии осуществлялось аналогичным образом. Что же касается третьей и четвертой антиномий ("динамических"), то, по мысли Канта, и тезисы и антитезисы здесь могут быть одновременно истинными, хотя и в разных отношениях, т. к. они представляют собой "синтез разнородного" - феноменов и ноуменов. Кантовская антитетика, представляющая собой учение о противоречиях человеческого разума и их роли в познании, сыграла большую роль в истории диалектики, поставив целый ряд проблем перед его непосредственными последователями, и, явившись таким образом, мощным импульсом для собственно диалектических размышлений всех представителей немецкой классической философии.

Самостоятельным философом Кант стал лишь к 45 годам. После 1770 года он написал три «Критики»: «Критика чистого разума» (1781), «Критика практического разума» (1788), «Критика способности суждения» (1790). Одновременно он разрабатывает проблемы теории морали – «Метафизика морали» (1785).

Философия, согласно Канту, должна ответить на следующие вопросы: Что я могу знать? На что я могу надеяться? Что я должен делать? В своей совокупности эти вопросы есть ответ на вопрос «Что такое человек? » Решение этих задач обеспечивает высокую миссию философии. Предметом философии Канта становится специфика познающего субъекта .

Онтология И. Канта. Согласно Канту, существует два плана бытия: мир феноменов , мир явлений, в котором мы живём, и мир ноуменов , мир сверхчувственной реальности, мир сущностей, который недоступен нашему познанию и восприятию. В этом мире, согласно Канту, мы имеем дело с «вещью-в-себе», сущность которой от нас скрыта. Мир ноуменов недоступен нашему познанию, считает Кант, потому что у людей нет таких органов восприятия, которыми постигается духовный мир.

Теория познания И. Канта. Заслугой Канта считается примирение, синтез (правда, по оценке В. Соловьёва, формальный синтез) эмпиризма и рационализма. Во всяком случае, Кант утверждал, что чувственное и рациональное познание – две последовательные ступени единого процесса познания.



В начале своей работы «Критика чистого разума» Кант обещает читателю, что в этой работе он совершает «коперниканский переворот» в философии. Ход мысли Канта: знание начинается с опыта (чувственная ступень познания), но не сводится к нему. Часть знания порождается самой познавательной деятельностью (рациональная ступень познания).

Синтез чувственной и рациональной ступеней познания возникает в сознании человека. Тем самым Кант обнаруживает сферу творческой активности человека как познающего субъекта. В этом заключается более углубленная постановка проблем гносеологии у Канта. До Канта человек в познании бытия выступал лишь как статист бытия, он был пассивным наблюдателем . У Канта человек уже субъект познания, а не объект.

Таким образом, суть «коперниканского переворота» в философии, совершённого Кантом, состоит в открытии творческой активности человека как субъекта познания. Но, по оценке В. Соловьёва, работа осталась Кантом незавершённой, так как он не до конца преодолел субъективный идеализм (Кант признавался, что «пробудил его от догматического сна» трактат Д. Юма). Именно субъективный идеализм помог Канту иначе взглянуть на проблемы теории познания. В чём проявилась эта «незавершённость» и не преодолённый до конца субъективный идеализм кантовской гносеологии?

Кант поставил предел, границу познавательным возможностям человеческого разума (и был прав, по оценке А.Ф. Лосева, так как тем самым Кант предупреждал, что есть вещи, в осмыслении которых человеческий разум некомпетентен; на этом основании Лосев снимает с Канта обвинение в агностицизме ). Сам Кант не считал себя агностиком. Он любил науку, боролся со скептицизмом, но считал, что верить в науку надо, не переоценивая её возможностей. Кант напоминал, что есть сферы, где наука бессильна. Он выступал против необоснованных претензий науки. В этом смысле он оказался пророком грядущих проблем, с которыми столкнулось человечество в ХХ столетии, породивших кризис современной цивилизации с её материализмом и рационализмом.

Человек принадлежит двум мирам: миру ноуменов и миру феноменов. В мире феноменов он подчинён причинной закономерности, а свободен только в мире духовном. Отсюда Кант выводит необходимость учения о морали. Таким образом, Кант оказывается на позициях философского дуализма .

Когда разум, превышая свои полномочия, пытается претендовать на познание мира сверхчувственной реальности, он, по Канту, неизбежно впадает в противоречия. Отсюда кантовское учение об антиномиях разума. Антиномия – противоречие. Он выделил четыре вида таких противоречий, антиномий разума (то есть положений, которые в равной степени нельзя ни опровергнуть, ни подтвердить):

Антиномия 1 . Тезис : Мир имеет начало во времени и пространстве.

Антитезис : Мир безграничен во времени и пространстве.

Антиномия 2. Тезис : Всё в мире состоит из простого.

Антитезис : Нет ничего простого, всё сложно.

Антиномия 3. Тезис : В мире существуют свободные причины.

Антитезис : Нет никакой свободы, всё есть необходимость.

Антиномия 4. Тезис : Бог есть.Антитезис : Бога нет.

Каждое из противоречивых суждений, по Канту, может быть доказано. Значение кантовского учения об антиномиях разума состоит в том, что он зафиксировал диалектическую ситуацию, существующую в мире во всех сферах бытия, т.е. разработал основы диалектики, вплотную подошёл к разработке диалектического метода, но не нашёл снятия противоречия (синтез). Эту работу завершил другой немецкий философ – Гегель.

В теории познания Кант не до конца преодолел позицию субъективного идеализма. Это проявилось в том, что у него не совпали «вещь-в-себе», какой она нам открывается в процессе познания, с «вещью самой по себе», то есть с тем, какой она является на самом деле. Это происходит по тому, что Кант признал непознаваемой сущность «вещи-в-себе».

«Критика практического разума» (1788). Центральное место в философии Канта принадлежитидее свободы. В действиях субъекта на основе свободы и нравственности Кант видит путь преобразования мира. Суть «шестого» доказательства бытия Бога Кант, являясь протестантом, выводит из области морали. Воспроизведём ход мысли Канта. Справедливость требует, чтобы каждый человек был счастлив в меру своей добродетельности. Таким образом, «высшее благо есть единство добродетели и благополучия ». Высочайшее благо должно быть осуществлено. Из анализа этих положений (постулатов, по Канту) мы получаем три составные части Блага: свободную волю, бессмертие души и Бытие Бога. Кто может взвесить на невидимых весах это соотношение (счастье в меру добродетельности)? Только Тот, Кто находится над Миром и может быть в высшей степени милосердным и справедливым. В то же время, замечает Кант, очевидно, что это не происходит в течение одной жизни. Воздаяние возможно, тем не менее, в следующей жизни. Так мы выходим на идею онтологического бессмертия человека.

Таким образом, кантовское «шестое» доказательство бытия Бога включает в себя составной частью идею неоднократного воплощения человека на земле .

Учение И. Канта о морали («Метафизика морали», 1785). В области морали Кант, по сути, совершает два открытия :

1. О человеке надо судить не по поступкам его, а по мотивам поступков. Одним словом, Кант переносит акцент на внутренние побуждения человека.

2. Категорический императив Канта дал этике основание, равное по достоверности аксиомам чистой математики. Благодаря этому, этика была выведена на уровень науки. Тем самым, Кант завершил дело Сократа, мечтавшего о создании науки о морали в её формальной части (В. Соловьёв).

В основе кантовского категорического императива лежит библейская заповедь: «Не делай другому того, чего не желаешь себе». Эта заповедь является «золотым правилом этики».

Кантовское определение категорического императива включает в себя три части:

1). «Действуй так, как будто бы правило твоей деятельности посредством твоей воли должно стать всеобщим законом ». Первое, что вытекает из этой части определения – субъект получает безусловное значение, в отличие от внешних предметов. Второй вывод – внешний предмет не может быть целью, а только средством. Итак, в этом определении не задана цель. Отсюда вторая часть категорического императива:

2). «Действуй так, чтобы и ты, и люди не были средством, а только целью». Из этой части определения вытекает, что люди сами творят всеобщие законы совместной деятельности. Подчёркивается активность людей как субъектов деятельности .

3). «Действуй в соответствии с той идеей, которая заключает в себе все возможное царство целей ». Иными словами, действуй в соответствии с идеей Общего Блага . Высшее Благо и есть единство добродетели и благополучия .

Таким образом, Кант отвечает на вопрос: «Что я должен делать?» в своей этике. Человек должен осуществлять Высшее Благо следующим образом::

1) осуществлять нравственное самосовершенствование;

2) быть добродетельным;

3) быть внутренне свободным для осуществления Добра.

Оценка философии И. Канта .

Заслуги И. Канта:

1. По оценке В. Соловьёва, Кант первым заявил, что самостоятельность вещей окружающего мира – кажущаяся, что внешние обстоятельства жизни человека зависят от его самосовершенствования. Кант совершил открытие творческой активности человека как субъекта познания. Но эту работу Кант не довёл до конца, так как ноуменальный мир у него остался непознаваемым.

2. Кант подчеркнул активность человека и как создателя нравственного порядка бытия. Человек активен в области практической (нравственной) деятельности. В этом смысле он «завершил дело Сократа» (В. Соловьёв) и первым обратил внимание на мотивы поступков.

3. Кант примирил две традиции в теории познания – эмпиризм и рационализм, заложил основы теории диалектики своим учением об антиномиях разума (тезис-антитезис).

Критика некоторых положений философии И. Канта:

1. В теории познания Кант не до конца преодолел позицию субъективного

идеализма («вещь-в-себе» не совпала с «вещью-самой-по-себе»).

2. Построения этики носят формальный характер (В. Соловьёв)

3. Неудовлетворительно решён вопрос о материи и свободе воли

человека.

Жизнь самого Канта – образец преобладания нравственного долга над страстями и низшими интересами. По природе болезненный, он силой воли и правильным образом жизни дожил до глубокой старости, ни разу за 80 лет не был болен. Он победил даже природу (В.С. Соловьев), превратив слабое болезненное тело в прочную основу самой напряженной умственной работы.

3. Тест на размышление:

Кант сформулировал три основных вопроса философии:

Что я могу знать?

Что я должен делать?

АНТИНОМИЯ

АНТИНОМИЯ

Лит.: Энгельс Ф., Анти-Дюринг, М., 1957, с. 44–53; Ленин В. И., Философские тетради, Соч., 4 изд., т. 38, с. 104–05, 202; Гегель, Соч., т. 1, Л. – М., 1930, с. 96–99; т. 5, М., 1937, с. 204–16; т. 11, М.–Л., 1935, с. 431–37; Φишерек К., История новой философии, 2 изд., т. 4, СПБ, 1910, с. 534–58; Деборин А., Диалектика у Канта, в кн.: Архив К. Маркса и Ф. Энгельса, кн. 1, М., 1924, с. 61–65; Асмус В. Ф., Диалектика Канта, 2 изд., М., 1930, с. 124– 170; его же, Философия Иммануила Канта, Μ., 1957, с. 40– 46; Kowalewsky М., Über die Antinomienlehre als Begründung des transzendentalen Idealismus, Göttingen, 1918; Rathschlag H., Die Bedeutung der Antinomien für den Kritizismus, В., 1936.

Л. Усвяцов. Москва.

Философская Энциклопедия. В 5-х т. - М.: Советская энциклопедия . Под редакцией Ф. В. Константинова . 1960-1970 .

АНТИНОМИЯ

АНТИНОМИЯ (в методологии науки) - контрадикторное противоречие между двумя суждениями, каждое из которых считается в равной степени обоснованным или логически выводимым в рамках некоторой концептуальной системы (научной теории). Антиномия отличается от противоречия, возникшего в результате ошибки в рассуждении (доказательстве) или как принятия ложных посылок. Ошибки и заблуждения такого рода могут в принципе быть вскрыты и устранены средствами самой теории (вместе с ее логикой), тогда как для устранения антиномии требуется более или менее значительное этой теории, либо ее логики, либо того и другого вместе. Часто такие изменения ведут к дальнейшему развитию данной области научного знания и ее формальнологического аппарата. В этом смысле антиномии, их обнаружение и устранение являются стимулами и важными моментами развития науки. Возможны различные исследовательские стратегии разрешения (устранения) логического противоречия, в форме которого выступает антиномия. Наиболее важны три из них.

Первая заключается в том, что, не ставя под истинность теоретических оснований вывода, исследователь прибегает к такой модификации логической теории вывода, при которой антиномические формулы вида “р и не-/”” интерпретируются как выполнимые или даже общезначимые (тождественно-истинные); при этом не нарушается запрещения противоречия. Это возможно в тех случаях, когда логические функции (конъюнкция , отрицание и др.), участвующие в этих формулах, получают “неклассическую” (недвузначную) интерпретацию; т. о., аппарат теории вывода обогащается по сравнению с “классическим” новыми логическими функциями и соответственно логическими правилами, позволяющими более тонко, дифференцирование отображать логические отношения между высказываниями о каком-либо специфическом фрагменте действительности. Примером подобной стратегии является “дирекционная” четырехзначная логика Л. Роговского, позволяющая так формализовать высказывания о механическом движении тела, что известная с античности антиномия “движущееся находится и одновременно не находится в данном месте” включается в доказуемых (истинных) формул с сохранением непротиворечивости данной логической системы. Так, в логике Роговского доказуема равнозначность таких высказываний; “начинает быть так, что р, или перестает быть так, что р” и “р и одновременно нв-р”, где р - высказывание “тело с находится в месте 1 в времени t”. Так, антиномия движения перестает пониматься как формально-логическое противоречие (а счет введения логических операторов “начинает быть так, что...” и “перестает быть так, что...”, эксплицирующих “переходные состояния”, что позволяет в полном объеме использовать логическую теорию вывода при анализе высказываний о движении. Подобная элиминация антиномии не означает ее содержательного разрешения и не подменяет собой анализ движения. В современной формальной логике успешно развивается направление, связанное с разработкой логических систем, в которых позволяется оперировать формулами,"имеющими антиномии (“паранепротиворечивые логики”).

Вторая стратегия заключается в том, что выявленная антиномия рассматривается как индикатор логической несовместимости некоторых теоретических гипотез, одновременно используемых для объяснения определенных явлений. Такие ситуации возникают в ходе эволюции естественнонаучных и обществоведческих дисциплин, когда предлагаются различные, в том числе альтернативные, теоретические конструкции, ни одна из которых до известного момента не в состоянии непротиворечиво объяснить все результаты экспериментов и наблюдений в данной эмпирической области, однако успешно “работают” в более узком кругу фактов и согласуются с общей научной “картиной мира”. До тех пор, пока противоречащие друг другу гипотезы остаются в равной степени подтвержденными опытом, ученые вынуждены мириться с подобными антиномиями. Выбор одной из таких гипогез в качестве инструмента исследования может осуществляться по соображениям удобства, простоты, согласованности с другими теориями и гипотезами, эвристичности и т. п. Преодоление антиномической ситуации требует “сдвига равновесия” между опытными обоснованиями альтернативных гипотез, достигаемого за счет увеличения количества и качества экспериментальных проверок, логического анализа предпосылок, неявно участвующих в образовании антиномии и т. д. Однако эмпирические критерии выбора из таких гипотез все же не могут быть абсолютизированы, поскольку даже из опровержения одной из гипотез не следует истинность . Кроме того, согласно тезису Дюгема- Куайна, одной отдельно взятой гипотезы и даже теории невозможно (опровергается определенная совокупность или гипотез и нельзя сказать, какая именно из этой совокупности несет за конфликт с опытными данными). Такого рода антиномии достаточно долго сохраняются в корпусе научного знания; это побуждает логиков разрабатывать такие системы логического вывода, которые позволяли бы “заблокировать” вредные последствия, которые могут возникнуть в дедуктивных рассуждениях от временно сохраняющихся противоречий. “Блокировка” формального противоречия чаще всего достигается за счет удаления из числа правил вывода “закона Дунса Скота” (р-”р-*с) или эквивалентного ему закона рл/>-*с (“из противоречия следует любое высказывание”); более кардинальное решение вопроса достигается при изменении самого понятия логического следования, приобретающего интенсиональные характеристики (системы “релевантной логики”).

Третья стратегия основывается на теоретико-познавательном принципе ограниченности сферы применимости системы абстракций и допущений, лежащей в основе теории, в которой возникают антиномии. Такая система иногда может быть сформулирована явно (в виде постулатов или аксиом), чтохарактерно для некоторых математических и физико-математических теорий на высокой ступени теоретической “зрелости”; в иных случаях выявление этой системы связано с нетривиальной методологической работой. Обнаружение антиномий в теориях с невыявленными допущениями и исходными абстракциями является одним из стимулов к формализации этих теорий. После того, как с помощью методов формализации (или без них) исходные абстракции и допущения установлены, задача исследования заключается в том, чтобы выяснить, какие из них ведут к антиномиям, и элиминировать их либо заменить другими, при которых известные антиномии не возникают. Типичным примером такой работы могут служить модификации “наивной” теории множеств, в которой были обнаружены антиномии или “парадоксы” (парадокс Рассела, парадокс Кантора и Бурали^Форти и др.), путем ограничений на принцип “свертывания” (“для всякого свойства существует множество предметов, обладающих этим свойством”), являющийся одной из фундаментальных абстракций этой теории. Такие ограничения характерны для теории типов Рассела, аксиоматической теории Цермело-Френкеля; существуют и другие варианты построения теории множеств, свободной от известных антиномий (система Лесьневского и др.). Проблема окончательной элиминации антиномий из какой-либо формализованной теории связана с доказательством ее непротиворечивости. Поиск таких доказательств для фундаментальных теорий сопряжен с решением методологических проблем, вытекающих из второй теоремы К. Геделя, согласно которой и полноту достаточно богатой формализованной теории нельзя доказать средствами самой этой теории. Поэтому элиминации антиномий оказывается включенной в сложный метатеоретической методологии.

В ряде случаев антиномии, возникшие в рамках естественнонаучных и социальных теорий, рассматриваются как симптомы их приближения к пределу развития. Такие антиномии могут быть реконструированы из несоответствия предсказаний, вытекающих из теории или ее логических следствий, с опытными данными. Напр., согласно классической теории излучения, по закону Рэлея -Джинса, спектральная плотность излучения должна монотонно возрастать с увеличением частоты. Из этого следует, что полная плотность энергии излучения “черного тела” при всех температурах должна быть бесконечной. Такой противоречит не только здравому смыслу, но и точным экспериментальным измерениям, согласно которым с увеличением частоты спектральная плотность вначале растет, а затем, начиная с некоторого максимального значения, падает, стремясь к нулю, когда частота стремится к бесконечности. Элиминация антиномий излучения “черного тела” была осуществлена М. Планком, который ввел квантованного излучения, позволивший согласовать теоретические предсказания с результатами измерений (вместе с тем ограничивая область применения закона Рэлея-Джинса малыми значениями частот и высокими температурами). Квантовая гипотеза Планка впоследствии легла в основу наиболее фундаментальных представлений вещества и поля, развиваемых квантовой физикой. Другим классическим примером может служит элиминация антиномии, возникшей между предсказаниями максвелловской электродинамики и “планетарной” моделью атома Э. Резерфорда. Это было сделано Н. Бором, предложившим постулат о стационарных орбитах электрона, к которым неприменима электромагнитная излучения. Характерно, что квантовой физики было теснейшим образом связано с элиминацией антиномий вплоть до момента, когда этот процесс привел к свободной от формальных противоречий квантовой механике. Т. о., устранение антиномий, указавших пределы применимости и развития классической электромагнитной теории, термодинамики и электродинамики, явилось способом перехода к более фундаментальной физической теории, обосновывающей кяассическую физику, йо вместе с тем раскрывающей новые, ранее недоступные горизонты объяснения физических явлений. Этот процесс является неограниченным; развитие науки необходимым образом связано с обнаружением пределов применимости теорий, о чем и свидетельствуют антиномии. Выбор какой-либо из перечисленных стратегий обусловлен прежде всего объективным состоянием научной дисциплины, степенью ее зрелости, интенсивностью взаимодействия с другими дисциплинами и областями науки.

Лит.; Клинч С. Введение в метаматематику. М., 1957; Попович М. В. Выяснение пределов теории в хода ее развития.-В кн.: Логика научного исследования . М., 1965; Френкель А., Бар-Хиллел И. Основания теории множеств. М., 1966; Смирнов В. А. Формальный