Героическое и трагическое как виды пафоса. К вопросу о соотношении трагического и героического. Философия. Философские понятия, категории и глобальные проблемы

Переговоры - неотъемлемая часть нашей повседневной жизни. Ведение переговоров сопровождает любую совместную деятельность. Целью переговоров обычно является достижение договоренности об участии сторон в деятельности...

Изучение происхождения и развития морали

Мораль - это убеждения о добре и зле, посредством которых мы управляем нашим поведением. Этика - это рефлексивное осознание наших моральных убеждений и правил поведения . Мораль - совокупность особых, духовных правил...

Явления возвышенного порядка мы переживаем как нечто беспокойное, будоражащее, динамичное, зовущее к подвигу. «В сто сорок солнц закат сиял», - пишет В. Маяковский, и уже одна эта метафора подчеркивает величие природы...

Трагическое выражает, прежде всего, диалектику свободы и необходимости. И действительно, природа человека определяется законом свободы. Но реализуется эта природа по законам свободы в конкретных исторических условиях...

Особенности делового общения

Деловое общение - это сложный многоплановый процесс развития контактов между людьми в служебной сфере. Его участники выступают в официальных статусах и ориентированы на достижение цели, конкретных задач...

Проблемы определения морали в этической науке

Почему же трудно ответить на вопрос «что такое мораль»? Прежде всего, этот вопрос может задаваться и восприниматься либо в ценностном, либо в познавательном контексте. В первом случае он интерпретируется таким образом: какие вещи (события...

Профессиональная этика в различных областях знания

Рассмотрим определение этики. С точки зрения философии этика - это философская наука, объектом изучения которой является религиозная и светская мораль о принципах социально-нормативного общения...

Специфика делового общения

Подготовка к беседе. Необходимо готовиться к беседам, чтобы увеличить вероятность благоприятного исхода, особенно тщательной подготовки требуют беседы, целью которых является изменение мнения собеседника. Система подготовки к беседе...

Трагическое и комическое как отражение конфликта между идеалом и реальностью

Трагическое в истории эстетики. Платон не вместил в рамки своей эстетики высшее достижение античного искусства - трагедию: человечество, не сумевшее разумом обуздать страсти и жить счастливо...

Каждая эпоха вносит свои черты в трагическое и подчеркивает определенные стороны его природы. Так, например, греческой трагедии присущ открытый ход действия. Грекам удавалось сохранить занимательность своих трагедий, хотя и действующим лица...

Трагическое, его проявление в искусстве и в жизни

Проявления трагического в жизни многообразны: от смерти ребенка или смерти человека, полного творческой энергии - до поражения национально-освободительного движения; от трагедии отдельного человека - до трагедии целого народа...

Фундаментальные принципы морали

Принцип морали - принцип автономной саморегуляции индивидом своих отношений к себе и к другим, к миру, своего поведения (внутреннего и внешнего). Принципы моральные - одна из форм нравственного сознания...

Этика и управление в бизнесе

Деловая этика, или этика бизнеса, сравнительно недавно получила место в системе российского бизнес-образования. Но отечественных разработок и учебников по данной дисциплине недостаточно...

Этика социальной работы

Этика -- одна из древнейших философских наук. Ее название происходит от древнегреческого ethos -- этос, ethikos -- этический. Наиболее архаичное значение этого термина -- привычное место проживания живых существ: жилище человека, логово зверя...

Этические проблемы обслуживания клиентов в современном сервисе

Стандарты обслуживания представляют собой минимальный набор требований и гарантий для обеспечения максимально достижимого качества сервиса. Это общность событий и ежедневных действий...

Введение

Прежде чем приступить рассмотрению вопроса о основных эстетических категориях, следует определится с понятием что такое эстетика вообще. Но прежде также нужно указать, то, что данная тема очень обширная. Эстетка это наука, имеющая много категорий, в том числе трагическое и героическое тоже следует отнести к категории эстетики рассмотреть данную тему в рамках одного реферата очень трудная задача, поэтому после того, как мы определимся понятиями, что такое эстетика мы должны определить рамки, которые должны рассматриваться в данной работе.

Эстетика – это наука о неутилитарных субъект-объектных отношениях, в результате которых субъект в процессе конкретно-чувственного восприятия особого класса объектов или созидания их достигает состояний абсолютной личной свободы и полноты бытия, сопровождающихся духовным наслаждение. Данное определение может означать, что эстетика может быть связана с другими науками, историей, философией, исскуством, культурой, в современных условиях. Сегодня эстетика представляет собой науку о природе эстетического и его функциях, о законах эстетической деятельности и восприятия, об эстетическом освоении (познании и преобразовании) природы и общественной жизни. Основная фундаментальная проблема современной эстетики – соотношение художественного образа и его объекта, вопрос художественного отражения действительности. Изучение данной проблематики предполагает анализ художественных произведений и процесса художественного творчества, но не ограничивается этим. В последнее время все шире используются не только методы философии, но и психологии, кибернетики, семиотики и многих других наук и областей теоретической деятельности. 1

1. Трагическое и героическое: понятие, сущность, особенности

Одной из традиционно (во всяком случае в XIX-ХХ вв.) относимых к эстетике категорий является трагическое. Однако в отношении этой категории существует принципиальная путаница. Достаточно часто, рассуждая об этой категории, говорят в одной плоскости о трагическом в искусстве и в жизни. Между тем к эстетике имеет отношение только и исключительно трагическое в искусстве, с наибольшей полнотой реализованное в конкретном жанре драматического искусства – трагедии. Трагическое как эстетическая категория относится только к искусству, в отличие от других эстетических категорий – прекрасного, возвышенного, комического, имеющих свой предмет и в искусстве, и в жизни.

Трагическое - эстетическая категория, характеризующая напряженное переживание конфликта, связанное с духовным преодолением, преображением (катарсисом), страданиями или аффектами героя. В рамках философского анализа трагическое - форма Драматического осознания и переживания человеком конфликта с силами, угрожающими его существованию и приводящими к гибели человека или важных духовных ценностей.

Трагическое предполагает не пассивное страдание человека под тяжестью враждебных ему сил, а его свободную, активную деятельность, восстание против рока, судьбы, обстоятельств и борьбу с ними. В трагическом человек раскрывается в переломный, напряженный момент своего существования.

Сфера трагического находится в той области действительности, где человек в своей деятельности сталкивается с явлениями, которые пока еще не познаны им и не подвластны его воле.

Существование трагического начала в человеческой жизни было осознано первоначально в художественной форме - в мифах и легендах, затем в жанре трагедии, и уже на этой основе получило теоретическое обобщение в эстетике в трудах Аристотеля, Г. Лессинга, Ф. Шиллера, А. Шлегеля, Г. Гегеля, Н. Чернышевского и др.

Слово “трагическое” вызывает обычно в нашем воображении представление о чьей-то гибели или по крайней мере о чьих-то страданиях. Трагедия – суровое слово, полное безнадежности. Оно несет в себе холодный отблеск смерти, от него веет ледяным дыханием. Объясняется это тем, что “трагическим” мы называем некое событие тогда, когда испытываем при его восприятии чувства сострадания, скорби, душевной боли, то есть такие чувства, которые являются нашей эмоциональной реакцией на смерть и страдания близких и ближних.

На этом основании большинство теоретиков усматривало сущность трагического именно в смерти человека. Споры велись лишь вокруг того, при каких условиях смерть приобретает трагический смысл. В качестве условий разные эстетики предлагали столкновение с роком, судьбой, фатальной исторической необходимостью. Критикуя такую позицию, Чернышевский утверждал, что гибель и страдания человека трагичны сами по себе, ибо человеческая жизнь является абсолютной ценностью, и потому страдания человека, тем более его смерть, оказываются всегда и безусловно трагическими. Понятие “трагическое” становилось, таким образом, у Чернышевского синонимом понятия “ужасное”.

Очевидна гуманистичность такой концепции трагического, но очевидна и абстрактность этого гуманизма. Это неудивительно – ведь столь же абстрактным был антропологический материализм общефилософской концепции Чернышевского. Далеко не всякая гибель человека воспринимается нами как трагическая. Это бывает только в том случае, когда погибают любимые нами люди, те кто заслужил наше уважение, восхищение, те, кто воплощал наш идеал и погиб в борьбе за него. Если же гибнет или страдает человек, действия которого противоречат нашему жизненному идеалу, угрожают ему, опасны для него, то никакой трагедии для нас не возникает – напротив, мы испытываем в этом случае удовлетворение, облегчение, а подчас и радость. Таков основной смысл трагического как в жизни, так и в искусстве.

Именно потому, что трагическое есть своеобразное соотнесение реального и идеального, оно, как и все другие эстетические категории, имеет всегда исторический характер. Именно причастностью к конкретному социально-историческому идеалу определяется эстетический смысл трагического. Но причастность эта может проявляться по-разному. Если человек или герой нравится нам, если мы понимаем его и сочувствуем ему, но он погибает в результате деятельности, противоречащей нашему идеалу, мы склонны считать его добросовестно заблуждающимся, а его гибель – трагической.

Описание эстетических чувств, вызываемых трагическими произведениями, невозможно без характеристики того их свойства, которое Аристотель характеризовал как “катарсис” или “трагическое очищение”. Катарсис (от греч. Katharsis – очищение) – термин античной эстетики, служивший для обозначения одного из сущностных моментов эстетического воздействия на человека. Сейчас поднимается как завершающая стадия психофизиологического процесса, лежащего в основе эстетического восприятия трагического произведения искусства. Действительность, являющаяся прототипом художественного произведения, дается художником читателю, зрителю лишь в воображении, опосредованно. Эта воображаемая на уровне представления действительность вызывает “снятые”, “нейтрализованные” отрицательные эмоции. Отрицательные эмоции в эстетическом переживании имеют скорее всего характер воспоминаний о событиях реальной жизни. Положительные эмоции, вызываемые эстетически обработанной действительностью, являются реальными на уровне ощущения, то есть их раздражительность действует непосредственно на наши органы чувств и имеет характер “осязаемой” реальности.

В эстетических чувствах сталкиваются реальные положительные эмоции со снятыми, оставшимися в прошлом, за контекстом эстетического восприятия отрицательными эмоциями. При этом динамика эстетических эмоциональных реакций во времени развертывается от “воображаемых” отрицательных к положительным эмоциям.

Таким образом личность снимает причины патогенных аффектов и овладевает ситуацией, а значит – ликвидирует источник морально-этического конфликта. Трагические чувства, сострадание ассоциируются в единые комплексы с подобными аффектами, порождаемыми реальной жизнью. Поэтому эстетическое чувство, приводя какую-либо целостную психическую деятельность к положительному финишу вместе с “воображаемыми” эстетическими отрицательными эмоциями, выводит наружу, очищает душу человека от подобных аффектов, вызванных реальной жизнью.

Трагическое тесно связано с возвышенным и героическим, поскольку предполагает героическую личность, стремящуюся к достижению возвышенных целей. 2

Какова же природа и сущность героического? Обычно истоки героизма видят в верности общественному долгу. Действительно, героизм по существу своему противоположен индивидуализму. Героический подвиг предполагает совершение выдающихся по своему общественному и историческому значению поступков во имя интересов народа, общества и всего человечества. Героизм – это борьба не за личные, а за общественные интерес.

Только тот общественный долг, в котором воплощаются передовые идеалы общества и высшие цели борьбы за прогрессивное развитие его, за счастье и свободу человека, становятся основой подлинного героизма. Высокое сознание такого общественного долга и стремление к выполнению его вдохновляет человека на героических подвигов, на самопожертвование и самоотречении.

Но и само по себе высокое сознание общественного долга и стремление к его выполнению не ведет автоматически к подвигу, который требует напряжения всех нравственных и физических сил человека. Совершение героического поступка требует человеколюбия, духа коллективизма, умения найти свое личное счастье в счастье своего народа, своего класса, умения все свои духовные, нравственные и физические силы отдать бескорыстной борьбе за высокие исторические цели. 3

Итак, истоки героизма следует искать в социальной борьбе за прогрессивное развитие общества. Но при этом необходимо также помнить, что в героическом подвиге идейность диалектически соединяется с такими личными качествами, как активность, действенность, решимость и целеустремленность, ибо героическое не существует вне борьбы, вне активности...

Следовательно, героическое предполагает определенную оценку поведения человека и его характера с позиций передовых общественных идеалов. И это позволяет рассматривать его не только как этическую, но и как эстетическую категорию: ведь активная этическая оценка не может быть эстетически нейтральной.

Между тем героическое отдается обычно в монопольное владение этике, а в система эстетических категорий ему не находится места. Конечно, героическое в очень большой степени принадлежит к сфере нравственной. Но разве нельзя сказать того же и о других категориях, которые принято считать собственно эстетическими? Ведь представления о совершенстве, гармонии, прекрасном, безобразном, возвышенном определяются ни чем иным, как моралью того или иного класса, являющейся опосредованным выражением господствующих в обществе экономических отношений. Так же как нет абстрактной морали, нет и абстрактного понимания прекрасного, возвышенного, героического, безобразного и т.п.

Кроме того, героическое является наиболее полным воплощение совершенного поведения личности. Наиболее трудным представляется установление взаимосвязи между героическим и прекрасным. Эта трудность заключается в том, что если героическое – полностью общественное, социальное по своему происхождению явление, то прекрасное имеет двойственную основу: оно – явление и природное и общественное. Совершенное поведение человека с эстетической точки зрения может оцениваться как прекрасное и как героическое. Но прекрасное поведение человека может проявляться и в героических действиях и в негероических. То есть героическое и прекрасное, так же как героическое и другие категории, соприкасаются друг с другом, взаимопроникают друг в друга. Однако нельзя сказать, что они совпадают. Они не тождественны ни по объему, ни по содержанию, ни по эстетическому воздействию. Прекрасное может вызвать стремление стать лучше, подражать прекрасному и бороться с безобразным. Но не всякая борьба носит героический характер. Прекрасное, таким образом, шире по своему объему, но вследствие этого и абстрактнее. Оно вовсе не обязательно связывается со значительным содержанием. Прекрасное очищает человека, героическое поднимает его, возбуждает в нем жажду действия. Героическое отличается активностью, действенностью и страстностью, оно вызывает торжественную радость, активно действует на волю. Прекрасное деяние человека не требует такого напряжения нравственных и физических сил, как деяние героическое.трагического ... революционной борьбы. Сущность трагического . Трагедия - ... обладающая рядом особенностей : опирается на...

  • Философия. Философские понятия , категории и глобальные проблемы

    Шпаргалка >> Философия

    Истины и труду Бруно называет «героическим энтузиаз­мом». В работе «О героическом энтузиазме» он приходит к мысли... . Понятие «пограничной ситуации» констатирует предрешенность трагического бытия в мире, лишенном разумного начала. (Особенно это...

  • Основные этапы развития эстетики. Взаимосвязь комического и трагического в служебной деятельности сотрудников МВД

    Контрольная работа >> Этика

    Науке. Все прочие эстетические понятия (возвышенное, трагическое , комическое, героическое и т.п.) обретали свой смысл только... своей объективной (особенности предмета) и своей субъективной стороной (характер восприятия). Сущность комического - в...

  • Сущность конфликта (1)

    Шпаргалка >> Психология

    Помимо выявления сущности сущности конфликтов, их... чем свидетельствуют трагические судьбы «инакомыслящих» ... возвышенной, даже героической , а может... понятий в категориальном аппарате конфликтологии являются понятия ... и коммуникативных особенностей личности, ...

  • филос. и эстетич. категория, характеризующая неразрешимый обществ.-историч. конфликт, развертывающийся в процессе свободного действия человека и сопровождающийся человеч. страданием и гибелью важных для жизни ценностей. В отличие от печального или ужасного, Т. как вид грозящего или свершающегося уничтожения вызывается не случайными внеш. силами, а проистекает из внутр. природы самого гибнущего явления, его неразрешимого самораздвоения в процессе его реализации. Диалектика жизни поворачивается к человеку в Т. ее патетической (страдальческой) и губит. стороной.

    Т. предполагает свободное действие человека, самоопределение действующего лица, так что хотя его крушение и является закономерным и необходимым следствием этого действия, но само действие представляет собой свободный акт человеч. личности. Противоречие, лежащее в основе Т., заключается в том, что именно свободное действие человека реализует губящую его неотвратимую необходимость, к-рая настигает человека именно там, где он пытался преодолеть ее или уйти от нее (т. н. трагич. ирония). Ужас и страдание, составляющие существенный для Т. патетич. элемент, трагичны не как результат вмешательства к.-л. случайных внеш. сил, но как последствия действий самого человека. В отличие от мелодраматического (вызывающего жалость, «трогательного») Т. не может быть там, где человек выступает лишь как пассивный объект претерпеваемой им судьбы. Т. родственно возвышенному в том, что оно неотделимо от идеи достоинства и величия человека, проявляющихся в самом его страдании. Как форма возвышеннопатетич. страдания действующего героя, Т. выходит за пределы антиномии оптимизма и пессимизма: первый исключается обнаруживающейся в Т. неразрешимостью коллизии, невосполнимой утратой того, что не должно было исчезать, второй - героич. активностью личности, бросающей вызов судьбе и не примиряющейся с ней даже в своем поражении.

    Т. имеет всегда определ. обществ.-историч. содержание, обусловливающее структуру его художеств. формирования (в частности, в специфич. разновидности драмы - трагедии). Т. в антич. эпоху характеризуется известной неразвитостью личного начала, над к-рым безусловно возносится благо полиса (на стороне его - боги, покровители полиса), и объективистскикосмологич. пониманием судьбы как безличной силы, господствующей в природе и обществе. Поэтому Т. в античности часто описывалось через понятия рока и судьбы в противоположность новоевроп. трагике, где источником Т. является сам субъект, глубины его внутр. мира и обусловленные ими действия (У. Шекспир).

    Древневост. философия, не доверяющая свободно личному началу (в т. ч. буддизм с его обостренным сознанием патетич. существа жизни, но чисто пессимистич. ее оценкой), не разработала понятия Т.

    Антич. и ср.-век. философия вообще не знает спец. теории Т.: учение о Т. составляет здесь нераздельный момент учения о бытии. Образцом понимания Т. в др.-греч. философии, где оно выступает как существенный аспект космоса и динамики противоборствующих начал в нем, может служить философия Аристотеля. С т. зр. аристотелевского учения о нусе (уме) Т. возникает, когда этот вечный самодовлеющий ум отдается во власть инобытия и становится из вечного временным, из самодовлеющего - подчиненным необходимости, из блаженного - страдающим и скорбным. Тогда начинается человеч. «действие и жизнь» (подражание к-рым является сутью трагедии - см. «Поэтика», 1450 а) с ее радостями и скорбями, с ее переходами от счастья к несчастью, с ее виной, преступлениями и расплатой. Этот выход ума во власть необходимости и случайности составляет бессознат. преступление. Но рано или поздно происходит припоминание или «узнавание» прежнего блаженного состояния, преступление уличается и оценивается. Тогда наступает время трагич. пафоса, обусловленного потрясением человеч. существа от контраста блаженной невинности и мрака суеты и преступления. Но это опознание преступления означает вместе с тем начало восстановления попранного, происходящего в виде возмездия, осуществляющегося через страх и сострадание. В результате наступает очищение страстей (катарсис) и восстановление нарушенного равновесия ума.

    Вычленение категории Т. и филос. осмысление ее осуществляются в нем. классич. эстетике. Шиллер, развивая идеи кантовской философии, видел источник Т. в конфликте между чувств. и нравств. природой человека («О трагическом в иск-ве», 1792). По Шеллингу, сущность Т. заключается в «...борьбе свободы в субъекте и необходимости объективного...», причем обе стороны «...одновременно представляются и победившими, и побежденными - в совершенной неразличимости» («Философия искусства», М., 1966, с. 400). Необходимость, судьба делает героя виновным без к.-л. умысла с его стороны, но в силу предопределенного стечения обстоятельств. Герой должен бороться с необходимостью - иначе, при пассивном ее приятии, не было бы свободы - и оказаться побежденным ею. Но чтобы необходимость не оказывалась победителем, герой должен добровольно искупить эту предопределенную судьбой вину, и в этом добровольном несении наказания за неизбежное преступление и состоит победа свободы.

    Гегель видит тему Т. в самораздвоении нравств. субстанции как области воли и свершения (см. Соч., т. 14, М., 1958, с. 365-89). Составляющие ее нравств. силы и действующие характеры различны по своему содержанию и индивидуальному выявлению, и развертывание этих различий необходимо ведет к конфликту. Каждая из различных нравств. сил стремится осуществить определ. цель, обуреваема определ. пафосом, реализующимся в действии, и в этой односторонней определенности своего содержания неизбежно нарушает противоположную сторону и сталкивается с ней. Гибель этих сталкивающихся сил восстанавливает нарушенное равновесие на ином, более высоком уровне и тем самым движет вперед универсальную субстанцию, способствуя историческому процессу саморазвития духа.

    Гегель и романтики (А. В. Шлегель, Шеллинг) дают типологич. анализ античного и новоевроп. понимания Т. Последнее исходит из того, что человек сам виновен в постигших его ужасах и страданиях, тогда как в античности он выступал скорее как пассивный объект претерпеваемой им судьбы. Кьеркегор отмечает связанное с этим различное понимание трагич. вины в древности и новое время: в антич. трагедии скорбь глубже, боль меньше, в современной - наоборот, поскольку боль связана с осознанием собств. вины, рефлексией по поводу нее.

    Если нем. классич. философия, и прежде всего философия Гегеля, в своем понимании Т. исходила из разумности воли и осмысленности трагич. конфликта, где победа идеи достигалась ценой гибели ее носителя, то в иррационалистич. философии Шопенгауэра и Ницше происходит разрыв с этой традицией, ибо под сомнение ставится само существование к.-л. смысла в мире. Считая волю безнравственной и неразумной, Шопенгауэр видит сущность Т. в самопротивоборстве слепой воли, бессмысленном страдании, гибели справедливого. Ницше характеризует Т. как изначальную суть бытия - хаотическую, иррациональную и бесформенную («Рождение трагедии из духа музыки», 1872). В 20 в. иррационалистич. трактовка Т. была продолжена в экзистенциализме. Согласно Ясперсу, подлинно Т. состоит в осознании того, что «... универсальное крушение есть основная характеристика человеческого существования» («Von der Wahrheit», Munch., 1947, S. 956). В духе философии жизни Зиммель писал о трагич. противоречии между динамикой творч. процесса и теми устойчивыми формами, в к-рых он кристаллизуется («Конфликт совр. культуры», 1918, рус. пер. 1923), Ф. Степун - о «трагедии творчества» как объективации невыразимого внутр. мира личности (журн. «Логос», 1910, кн. 1).

    Марксизм-ленинизм дал обществ.-историч. понимание Т., считая его объективными предпосылками антагонизмы эксплуататорского общества, характерное для него отчуждение человека и его деятельности. Анализируя гибель старого обществ. уклада, К. Маркс писал: «История... проходит через множество фазисов, когда уносит в могилу устаревшую форму жизни»; если «последний фазис всемирно-исторической формы есть ее коедия», то трагической Маркс считает историю старого порядка, «... пока он был существующей испокон веку властью мира, свобода же, напротив, была идеей, осенявшей отдельных лиц...» и «...пока старый порядок сам верил... в свою правомерность», так что на стороне его стояло «...не личное, а всемирно-историческое заблуждение» («К критике гегелевской философии права». Введение, см. в кн.: Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., т. 1, с. 418). В отличие от этого вида Т., источник революц. трагедии Маркс и Энгельс видели в коллизии «...между исторически необходимым требованием и практической невозможностью его осуществления» (Энгельс Ф., там же, т. 29, с. 495), когда объективная неразвитость обществ. отношений, незрелость условий революц. движения приводила к гибели его представителей (Т. Мюнцер, якобинцы и др.); подобная же коллизия, по словам Маркса, «... привела к крушению революционную партию 1848-1849 годов» (там же, с. 483).

    Отличное определение

    Неполное определение ↓

    ХХ век - век величайших социальных потрясений, революций, войн, кризисов, бурных перемен, создающих то в той, то в другой точке земного шара сложнейшие напряжённейшие ситуации. Поэтому теоретический анализ проблемы трагического для наших современников в известном смысле есть самоанализ и осмысление мира. Другую сторону состояния мира охватывает эстетическая категория героического Взаимодействие трагического и комического наиболее полно соответствует духу эпохи и состоянию мира. Не случайно все высшие художественные ценности, по которым потомки будут судить о нашей эпохе и её искусстве полны комедийного или трагедийного пафоса. Во время культовых празднеств в честь богов скорбь по поводу их смерти сменялась радостью и весельем по поводу их воскресения. По мере нарастания общественных противоречий природная основа мифов усложнилась и более социализировалась: со смертью и воскресением богов стали связывать упования на избавление от земных страданий, надеждой на вечную жизнь.

    Издревле человек не мог смириться с небытием: размышления о смерти приводили к идее бессмертия, в небытии люди отводили место злу и провожали его туда смехом. Парадоксально, но о смерти говорит не трагедия, а сатира. Сатира доказывает смертность живущего и даже торжествующего зла, а трагедия утверждает бессмертие, раскрывает доброе и прекрасное начало в человеке, которые торжествуют, побеждают, несмотря на гибель героя.

    В жизни людей трагическое и героическое переплетено между собой, один и тот же факт может быть для одного человека героическим, а для другого трагичным.

    В своей служебной деятельности сотрудники ОВД чаще, чем кто-либо сталкиваются с трагическим. Это гибель сослуживцев, товарищей при выполнении своего долга, это необходимость, чуть ли не ежедневно, выезжать на место преступления и т.д., встречаться с родственниками сослуживцев, погибших от руки бандитов или террористов. Это работа в следственных судебных органах, в местах исполнения наказания, где особенно наглядно проявляются противоречия между требованиями общества, закона и желаниями, потребностями отдельных личностей.

    При этом читатель, зритель испытывает не только сострадание к жертвам, восхищение героизмом работников ОВД, но и если это талантливо написанный очерк, снятый фильм переживает катарсис (очищение), что являлось необходимым условием греческой трагедии.

    Сотрудники ОВД зачастую сталкиваются не только с трагедиями и с трагическим в чистом виде, но и в его диалектике с героическим. Например, это может выражаться в несоответствии повода к совершению преступления и его последствия. Особо жестокое убийство может быть совершено потому, что жертва преступления обозвал убийцу смешной «кличкой», показавшейся тому оскорбительной. Тесное переплетение трагического и героического особенно наглядно проявляется в практике следователей, участковых, которым приходится расследовать преступления, совершённые на бытовой почве, разбирать дрязги соседей, возникающие по мелочным смешным поводам. Диалектику трагического и комического мы можем увидеть в работе самих сотрудников ОВД, не всегда являющимися грамотными и компетентными специалистами, которые могут, например, составляя протокол осмотра места происшествия написать: «На месте преступления был обнаружен труп 28 лет, который при жизни был мужчиной».

    Как эстетическая категория трагическое и героическое, в деятельности работников ОВД, проявляется в изображении в кино, литературе, где в большинстве случаев присутствует героизм. На наш взгляд, это правильно, так как современные средства массовой информации, так же как и во времена Аристотеля представляют зрителям «трагедии», которые осмысливаются как трагическое и героическое происходящие на самом деле, предающееся нам через исскуство.

    Что приходит нам на ум, когда говорят о героях, героических поступках? В нашем обычном понимании героизм - это качество, черта характера, благодаря которой человек может совершить подвиг. В разных исторических периодах, условиях может быть неожиданная трактовка данного понятия.

    Героизм - это что? Определения из толковых словарей

    Поскольку данное понятие является обширным, то и толкований героизма существует несколько.

    Согласно толковому словарю Ушакова:

    Героизм - способность к совершению подвига. Примеры: Во время катастрофы он проявил истинный героизм. Он не отличается героизмом.

    В Большой советской энциклопедии "героизм" - это:

    Героическое свершение выдающихся по своему общественному значению действий, отвечающих интересам народных масс, передовых классов и требующих от человека личного мужества, стойкости, готовности к самопожертвованию. (adsbygoogle = window.adsbygoogle || ).push({});

    Ожегов дает следующее определение:

    Героизм - отвага, решительность и самопожертвование в критической обстановке.

    Таким образом, компилируя определения, можно сказать, что героизм - это действия, совершаемые людьми по собственной воле для соблюдения интересов людей и человечества.

    Виды героизма

    В зависимости от совершаемого поступка и окружающих условий, можно выделить несколько типов.

    Конечно, это разделение весьма условно. Если рассматривать каждый отдельный случай героизма, то можно определить, чем в большей степени пожертвовал человек во имя идеи, для спасения человеческих жизней, преодолевая себя.

    Итак, физический героизм. Это в первую очередь риск собственной жизнью, здоровьем ради высоких целей.

    Моральный героизм

    Безусловно, высокие моральные качества - основа любого героического поступка. Однако в данном разделении имеется в виду героизм относительно самого себя, например, борьба с собственными фобиями или вопреки заложенным нормам (борец за справедливость).

    В масштабах межличностных отношений, и одного человека в частности, преодоление себя является очень важным, а, возможно, поворотным моментом, способным полностью изменить жизнь человека.


    Поскольку «героизм» - это слово, которое может быть применимо и в глобальных, и в локальных, и в моральных аспектах, то и действия, за которыми закрепляется слава «героических», относятся не только к боевым.

    Двойственность понятия

    Природа героизма на самом деле сложна и противоречива: то, что может быть героическим поступком для одного человека, может стать трагедией для другого. Как оценивать действия человека, мужественно и виртуозно выполняющего задачу, сбивая с десяток вражеских самолетов и постоянно находясь под прицелом, рискуя своей жизнью? На первый взгляд это героизм. А если добавить, что этот человек - пилот люфтваффе?

    Необходимо отделять правильные цели от неправильных: подвиги Геракла тоже когда-то воспринимались героическими поступками. Вероятно, что спасение человеческих жизней и есть универсальная ценность. Важно уметь определять цель - ради чего совершается героический поступок.


    Стоит отличать мнимый героизм - относительно новое понятие, под которым подразумевается действие, которое для одной из враждующих сторон расценивается как подвиг, а для другой, возможно, оборачивается смертями и разрушениями.

    Примеры героизма в истории

    Большое число героических поступков сохранила в себе история человечества. Всегда находились люди, которые готовы были пожертвовать собой для спасения детей/женщин/животных/раненых и всех, кто не может позаботиться о себе сам. В любых боевых действиях или внештатных ситуациях есть место подвигу. Поэтому так много героев награждается посмертно.

    Героизм людей не знает предела. Часто это проявлялось в годы Великой Отечественной войны: несчетное множество людей проявляло героизм, отстаивая русскую землю. Так, всем известен геройский поступок 28 панфиловцев: в преддверии нового 1942 года немецкая армия рассчитывала победоносно захватить Москву. Однако у них на пути встали 28 человек под командованием Клочкова Василия.


    Четыре часа жестокой битвы завершились тем, что солдаты дали отпор: уничтожили 18 танков и отразили несколько немецких атак. Практически все погибли. Героев наградили: посмертно присвоены звания Героев Советского Союза.

    Ярким проявлением героизма является поступок летчика Гастелло: имея возможность катапультироваться, он предпочел умереть, нанеся при этом противнику серьезный урон.

    Партизаны, фактически находясь в тылу, доносили немало важной информации. К сожалению, многие погибли: всем известны истории про Леню Голикова, Зою Космодемьянскую и Матвея Кузьмина. Ни возраст, ни пол не влияют на решение человека о поведении в критической ситуации - только моральные качества.

    И подобных примеров очень много: звание Героев получили более одиннадцати тысяч человек.

    Примеры в литературе

    В художественных произведениях имеется немало примеров героев, совершивших подвиг. Отдельный пласт занимают военные повести, рассказы, романы: "Повесть о настоящем человеке", "Судьба человека", "Василий Теркин", "Матренин двор" и многое другое.

    Истинный героизм центральных фигур способен передать весь трагизм ситуации, сложность выбора и отважность человека.

    Традиционно вспоминается горьковский Данко, вырвавший собственное сердце, пытаясь осветить путь. А также "Тарас Бульба", "Илья Муромец" и Штирлиц.

    Героические поступки обычных людей

    Не стоит забывать, что ежедневно в мире происходят катастрофы и критические ситуации. И самые обыкновенные люди оказываются готовы помочь ближнему, жертвуют собой ради другого человека.

    Например, известная в узких кругах доктор Лиза, организовавшая помощь самым нуждающимся. И даже после ее гибели это дело продолжает жить.

    Чемпион по плаванию - Карапетян Шаварш, спасший 20 челок из тонувшего троллейбуса. Сергей Сотников, чьи предупредительные действия позволили сохранить жизни людей, летевших в самолете.

    Как мы видим, героизм - это сложный термин, подразумевающий неоднозначную трактовку.