Краткое содержание по истории образование и философия. Средневековое образование. Схоластика в философии это

Возникновение университетов сыграло наиболее значимую роль для развития Запада и в частности для развития отдельных наук и философско-богословских мыслей, которые были актуальны для средневековья. Также эпоха расцвета способствовала совершенствованию средневековых наук и философии, которая поднимала тему соотношения веры, разума и жизненного опыта.

Образование - "семь свободных искусств" . Для столь фундаментального развития образования в целом и возникновения такого важного института общества, как университет, ключевое значение имели античные традиции.

Средневековым философом приходилось адаптировать множество значимых работ античных и восточных авторов, так как зачастую они не соответствовали христианским доктринам и могли стать угрозой для могущественного и повсеместного влияния церкви на народ.

Важную роль в этом сыграл Фома Аквинский, чей философско-богословский синтез дал ответ на многие вопросы. Развитие культуры положило начало образованию различных образовательных структур, выделяли разные типы школ: приходские, кафедральные и монастырские.

В монастырских школах преподавали грамматику, диалектику, риторику, а для учебных заведений более высокого уровня были введены такие предметы, как математика, геометрия, религиозная астрономия и музыка. Совокупность этих предметов называли «семью свободными искусствами».

В основном, школы удовлетворяли все требования церкви к обучению, но со временем были организованы школы светского типа, которые могли быть профильными. Поэтому парареллельно с церковно ориентированы школами образовывались городские учебные заведения и рыцарская система образования, которую называли «семью рыцарскими добродетелями».

Наука и философия - экспериментальное значение

Крупнейшие средневековые ученые и мыслители создавали разнообразные учения, которые способствовали развитию философии и науки. Выдающийся ученый Пьер Абеляр считал, что основой должно быть свободное мышление и открытый всему разум, а Бернар Кллервонский настаивал на том, что лишь Божья милость поможет людям открыть тайны мироздания.

Талантливый ученый деятель Фома Аквинский создал бесценную энциклопедию знаний о Боге и окружающем мире, которая была изложена в виде логических цыпочек. Одним из самых необычных мыслителей эпохи расцвета средневековья считают Роджера Бэкона, который совмещал в своей разнообразной деятельности теоретический и практический подходы к экспериментальным наукам.

В своих знаменитых произведениях «Основы естествознания», «Компендиум философии», «Большое сочинение» он подчеркивал значение экспериментального естествознания для укрепления веры человека. Он усердно изучал структуру научного знания, и включал в свои труды размышления о важности внутреннего, духовного опыта, совмещенного с его практичным осмыслением и жизненным опытом.

Был знаменитым трактат Фомы Аквинского «Сумма теологии», который разделен на главы, включающие в себя один вопрос и обширные рассуждения на заданную тему. В нем были подняты самые актуальные вопросы для средневековой науки и философии.

Средневековые университеты В XII в. появился первый университет — Парижский университет, выросший из школы, существовавшей при соборе Парижской Богоматери. Слово «университет» , образованное от латинского universities - «целостность» , «совокупность» , означало корпорацию педагогов и студентов. Средневековый университет включал в себя следующие факультеты: юридический, медицинский, богословский, философский.

Нелёгкой была жизнь школяров - выходцев из бедных семей. Вот как описывает её Чосер: Прервав над логикой усердный труд, Студент оксфордский с нами рядом плёлся. Едва ль беднее нищий бы нашёлся. . . Выносить Нужду и голод приучился стойко, Полено клал он в изголовье койки. Ему милее двадцать книг иметь, Чем платье дорогое, лютню, снедь. . .

Но студенты не унывали. Они умели радоваться жизни, своей молодости, веселиться от души. Особенно это касается вагантов - бродячих школяров, переходящих из города в город в поисках знающих преподавателей или возможности подзаработать. Часто им не хотелось утруждать себя учёбой, с удовольствием распевали ваганты на своих пирушках: Бросим все премудрости, Побоку учение! Наслаждаться в юности - Наше назначение.

«Будем радоваться, пока мы молоды!. . » - назло Смерти, Голоду и Чуме - такие слова были в знаменитом гимне неунывающих студентов первых средневековых университетов. «Гаудеамус игитур!» - звучит по-латыни очень оптимистично.

Болонья — родина самого старого университета Европы. (Италия) Авиньонский университет. (Франция)

Философия — любовь к мудрости. Наука о наиболее общих законах развития природы, человеческого общества и мышления.

Схоластика – религиозно — философское учение о познании Бога, мира при помощи логических рассуждений.

Пьер Абеляр — (1079 -1142 гг.) Французский философ. В 1113 г. открыл собственную школу, привлекшую множество учеников. Неоднократно осуждался католической церковью за еретические воззрения.

Цитаты Пьера Абеляра То, чем мы грешим в молодости, приходится искупать в старости. Нельзя уверовать в то, чего бы предварительно не понял. Любовь одно из зол, которых нельзя скрыть; одно слово, один нескромный взгляд, иногда даже молчание выдают ее.

Бернар Клеворский — (1090– 1153), христианский святой и учитель церкви, французский теолог-мистик, аббат монастыря в Клерво, один из основателей ордена Тамплиеров. Боролся с ересями и свободомыслием, в частности был инициатором осуждения Пьера Абеляра.

Фома Аквинский — родился прим. в 1225, замок Рокказекка, близ Аквино - умер 7 марта 1274, наиболее авторитетный католический религиозный философ.

Три вида познания: ум - вся сфера духовных способностей. интеллект - способность умственного познания. разум - способность к рассуждению. Познание - есть самая благородная деятельность человека: теоретический разум постигающий истины, постигает и абсолютную истину, то есть Бога.

Роджер Бэкон – род. около 1214, -ум. после 1292 , английский философ и естествоиспытатель. Известен также как Удивительный доктор, считал, что опыта: 1) реальный, жизненный опыт, который можно приобрести только в процессе жизни; и 2) опыт-доказательство, полученный через внешние чувства. Основатель опытной науки.

Активно занимался алхимией, астрологией и оптикой. Считал, что алхимия может принести большую пользу медицине. Целью всех наук считал увеличение власти человека над природой.

Николай Ореем, или Николай Орезмский (до 1330 г. — 1382 г.) французский философ, математик, астроном, теолог. Его научные труды оказали влияние на Николая Коперника, Галилея и Декарта. Рассматривает все доводы против вращения Земли, окончательный вердикт Орема о возможности вращения Земли был отрицательным.

Слайд 2

Работаем по плану:

  • Средневековые университеты.
  • Схоластика.
  • Пьер Абеляр и Бернар Клервоский.
  • « Ангельский доктор»
  • Слайд 3

    Представления о мире расширяются.

    Прочитайте материал на стр.208 и ответьте на вопрос: « Благодаря чему расширялись представления людей о мире»

    Слайд 4

    Представления о мире расширяются:

    Яркий рассказ о странах Дальнего Востока оставил венецианский купец и путешественник Марко Поло, который более 25 лет прожил в Китае. По возвращении на родину написал « Книгу Марко Поло»

    Марко Поло

    Слайд 5

    Переводы с греческого и арабского.

    Жители Западной Европы в V – X веках почти забыли греческий язык и вовсе не стремились знать восточные языки.

    Слайд 6

    Переводы с греческого и арабского

    В XI – XII веках появилось большое количество переводов на латинский язык книг греческих и арабских учёных. Круг знаний европейцев расширился и обогатился.

    Слайд 7

    Средневековые университеты:

    Средневековое общество было корпоративным, т.е. Каждый человек имел свою, чётко очерченную «нишу», входил в ту или иную корпорацию.

    Слайд 8

    Запишем определение:

    Корпорация – это обособленная группа людей, которые занимаются определённым общим делом, живут соответствующим ему образом, подчиняются особым правилам и распорядкам.

    Слайд 9

    Средневековые университеты

    Университеты представляли собой корпорации людей интеллектуального труда – профессоров и студентов.

    Средневековый университет

    Слайд 10

    Запишем определения:

    • Профессор – преподаватель в университете
    • Студент (от лат. студере - «усердно заниматься») - человек, который получает знания в университете.
  • Слайд 11

    • Факультет – объединение по предметам
    • Декан – глава факультета
    • Ректор – глава университета
  • Слайд 12

    Средневековые университеты:

    Обычно в университетах было три факультета: богословский, юридический и медицинский. Занятия вели магистры, которые читали книги, а студенты запоминали.

    Слайд 13

    Средневековые университеты

    Лекции дополнялись диспутами – словесными поединками. Это были состязании в знаниях и красноречии по заранее поставленному вопросу.

    Слайд 14

    Схоластика

    В XI – XIII веках в соборных школах и университетах расцветала новая религия – схоластика (от греч. « схолэ» - школа).

    Слайд 15

    Пьер Абеляр и Бернар Клервоский

    Одним из известных философов схоластов был француз Пьер Абеляр. С 1117 года он начинает преподавать в Парижской соборной школе.

    Слайд 16

    В 1119 г. началась его любовь к Элоизы, окончившаяся трагедией: напавшие на него люди изувечили его, а Элоиза ушла в монастырь.

    Пьер Абеляр и Элоиза

    Слайд 17

    На Абеляра обрушились его идейные противники, одним из которых был знаменитый мистик, создатель ордена тапмлиеров Бернар Клервоский.

    Слайд 18

    « Нужно верить, а не рассуждать. Вера должна быть простой и искренней, идти от сердца, а не от рассудка…

    Слайд 19

    Враги Абеляра добились того, что на церковном соборе 1121 г. он собственноручно бросил свою книгу в костёр.

    Слайд 20

    « Ангельский доктор»

    Вершиной средневековой схоластики были труды учёного XIII века Фомы Аквинского. Самая знаменитая его книга – « Сумма богословия».


    В средние века не было отделения высшего образования от среднего, поэтому в университетах и существовали младший и старшие факультеты. После изучения латыни в начальной школе школяр (scolarius) в 15-16, а иногда даже в лет поступал в университет на подготовительный факультет. В средние века не было отделения высшего образования от среднего, поэтому в университетах и существовали младший и старшие факультеты. После изучения латыни в начальной школе школяр (scolarius) в 15-16, а иногда даже в лет поступал в университет на подготовительный факультет.


    "семь свободных искусств" (septem artes liberales), состоявших из двух циклов--"тривиум" (trivium--"перекресток трех путей знаний") и "квадривиум" (quadrivium--"перекресток четырех путей знания"). Только после изучения "философии" предоставлялось право поступать на старшие факультеты: юридический, медицинский, богословский. (septem artes liberales), состоявших из двух циклов--"тривиум" (trivium--"перекресток трех путей знаний") и "квадривиум" (quadrivium--"перекресток четырех путей знания"). Только после изучения "философии" предоставлялось право поступать на старшие факультеты: юридический, медицинский, богословский.тривиумквадривиумтривиумквадривиум






    Учебные занятия в университете были рассчитаны по составленному учебному плану на весь учебный год. Он делился на две неравных части: большой ординарный учебный период (magnus оrdinarius) с октября, а иногда с середины сентября и до Пасхи, а также "малый ординарный учебный период (ordinarius parvus) с Пасхи и до конца июня. Разделение на полугодия или семестры появляется лишь к концу средневековья в германских университетах. Учебные занятия в университете были рассчитаны по составленному учебному плану на весь учебный год. Он делился на две неравных части: большой ординарный учебный период (magnus оrdinarius) с октября, а иногда с середины сентября и до Пасхи, а также "малый ординарный учебный период (ordinarius parvus) с Пасхи и до конца июня. Разделение на полугодия или семестры появляется лишь к концу средневековья в германских университетах.


    Формы обучения Lectio (лекция)--полное, систематическое изложение учебного предмета, по программе, изложенной в статутах, в определенные часы. Repetitio (повторение) - это подробное объяснение отдельного текста с разных сторон, с учетом всех возможных сомнений и возражений. Disputatio (диспут)--одна из самых распространенных форм преподавания. Руководство университетов придавало им очень большое значение.




    Вера, разум, опыт Пьер (Пётр) Абеляр или Абелар (фр. Pierre Abailard/Abélard, лат. Petrus Abaelardus; апреля 1142) знаменитый схоласт и богослов средневековой Франции, неоднократно осуждавшийся католической церковью за еретические воззрения.


    Учение Абеляра Бог дал человеку все силы для достижения благих целей, следовательно, и ум, чтобы удержать в пределах игру воображения и направлять религиозное верование. Вера, зиждется непоколебимо только на убеждении, достигнутом путём свободного мышления; а потому вера, приобретённая без содействия умственной силы и принятая без самодеятельной проверки, недостойна свободной личности. Бог дал человеку все силы для достижения благих целей, следовательно, и ум, чтобы удержать в пределах игру воображения и направлять религиозное верование. Вера, зиждется непоколебимо только на убеждении, достигнутом путём свободного мышления; а потому вера, приобретённая без содействия умственной силы и принятая без самодеятельной проверки, недостойна свободной личности. Единственными источниками истины являются диалектика и Священное писание. Даже апостолы и отцы церкви могли заблуждаться. Это означало, что любая официальная догма церкви, не основанная на Библии, в принципе могла быть ложной. Единственными источниками истины являются диалектика и Священное писание. Даже апостолы и отцы церкви могли заблуждаться. Это означало, что любая официальная догма церкви, не основанная на Библии, в принципе могла быть ложной.




    Знание – сила Фрэ́нсис Бэ́кон (англ. Francis Bacon); 22 января апреля 1626) английский философ, историк, политический деятель, основоположник эмпиризма.


    Вершина средневековой философии Схоластика (греч. σχολαστικός, «учёный, школьный») систематическая средневековая философия, сконцентрированная вокруг университетов и представляющая собой синтез христианского (католического) богословия и логики Аристотеля. Схоластика (греч. σχολαστικός, «учёный, школьный») систематическая средневековая философия, сконцентрированная вокруг университетов и представляющая собой синтез христианского (католического) богословия и логики Аристотеля. Основные проблемы Основные проблемы Вера и знание Вера и знание Доказательство бытия Бога Доказательство бытия Бога Общее и единичное (проблема универсалий) Общее и единичное (проблема универсалий)


    Фома́ Акви́нский философ и теолог, систематизатор ортодоксальной схоластики, учитель церкви, Doctor Angelicus, Doctor Universalis, «princeps philosophorum» («князь философов»), основатель томизма, член ордена доминиканцев; с 1879 года признан наиболее авторитетным католическим религиозным философом, который связал христианское вероучение (в частности, идеи Августина Блаженного) с философией Аристотеля.


    Сформулировал пять доказательств бытия Бога. Признавая относительную самостоятельность естественного бытия и человеческого разума, утверждал, что природа завершается в благодати, разум в вере, философское познание и естественная теология, основанная на аналогии сущего, в сверхъестественном откровении Сформулировал пять доказательств бытия Бога. Признавая относительную самостоятельность естественного бытия и человеческого разума, утверждал, что природа завершается в благодати, разум в вере, философское познание и естественная теология, основанная на аналогии сущего, в сверхъестественном откровении



    Годы жизни

    Сущность взглядов

    Параграф 26 «Образование и философия в средневековье»

    В раннее средневековье люди практически не путешествовали, поскольку считали это _______________________, ко всему прочему, были плохие ___________. Центром мира считался - ___________________, а на востоке располагалась ___________, из которой вытекают: _________________________________________. Побережья _______________ океана, который считался замкнутым, населены ___________________________________. Хронисты были равнодушны к точности и использовали неопределенные выражения: _______________________ ___________________________. Единой системы отсчета времени тоже не было, поэтому начало года в странах отличалось. Сутки делились на день и ночь. Сурово карались преступления, совершенные _________, к тому же это время считалось __________ _________________________________________. Но по мере развития: ________ ___________________________________________________________________ ситуация стала меняться и люди чаще стали путешествовать. Появился интерес к другим странам. Рассказ о странах Востока составил ___________ ___________. К изучению языков тоже относились настороженно, пока не появились переводы различных трудов. Центрами перевода стали: ____________________________. Появились и первые университеты в Европе в XII веке. здесь трудились- _____________________, которые обучали _________________. Занятия велись только на _____________. Обычно в университетах было три факультета: __________________________________ -___________________. Занятия обычно проходили так: студенты записывали __________________, которые могли дополняться _______________. В XV веке было уже _______ таких учебных заведений. Самые известные: _______________________________________________. Религиозно-философское учение, познающее Бога и мир, с помощью логики называлось - _____________________. Созданная философия способствовала развитию науки. Знаменитыми философами – схоластами того времени были:

    Годы жизни

    Сущность взглядов