Что является основными формами абстрактного мышления. Формы абстрактного мышления. Основными формами абстрактного мышления являются поня­тия, суждения и умозаключения. Презентация: "Определение типа мышления"

Абстрактное мышление – это такой , который позволяет абстрагироваться от мелких деталей и смотреть на ситуацию в целом. Такой тип мышления позволяет шагнуть за границу норм и правил и совершить новые открытия. Развитие абстрактного мышления у человека с детских лет должно занимать важное место, ведь такой подход помогает проще находить неожиданные решения и новые выходы из ситуации.

Основные формы абстрактного мышления

Особенностью абстрактного мышления является то, что оно имеет три разные формы - понятия, суждения и умозаключения. Без понимания их специфики сложно сникнуть и в понятие «абстрактное мышление».

1. Понятие

Понятие являет собой такую форму мышления, при которой предмет или группа предметов отражается в качестве одного или нескольких признаков. Каждый из этих признаков должен быть существенным! Понятие может выражаться как одним словом, так и словосочетанием – например, понятия «кошка», «листья», «студент гуманитарного вуза», «зеленоглазая девушка».

2. Суждение

Суждение являет собой такую форму мышления, при которой отрицается или утверждается какая-либо фраза, описывающая окружающий мир, предметы, взаимосвязи и закономерности. В свою очередь, суждения подразделяются на два типа – сложное и простое. Простое суждение может звучать как, например «кот ест сметану». Сложное суждение выражает смысл несколько в иной форме: «Автобус тронулся, остановка опустела». Сложное суждение, как правило, имеет форму повествовательного предложения.

3. Умозаключение

Умозаключение являет собой такую форму мышления, при которой из одного или группы связанных суждений, делают вывод, который представляет собой новое суждение. Это – основа абстрактно-логического мышления. Суждения, которые предшествую формированию конечного варианта, именуют предпосылками, а конечное суждение носит название «заключение». Например: «Все птицы летают. Воробей летает. Воробей – птица».

Абстрактный тип мышления предполагает свободное оперирование понятиями, суждениями и умозаключениями – такими категориями, которые не имеют смысла без соотнесения с нашей повседневной жизнью.

Как развить абстрактное мышление?

Стоит ли говорить о том, что способность к абстрактному мышлению у всех отличается? Одним людям дано красиво рисовать, другим – писать стихи, третьим – абстрактно мыслить. Однако формирование абстрактного мышления возможно, и для этого нужно с раннего детства давать мозгу повод для размышлений.

В настоящее время существует масса печатных изданий, которые дают пищу для ума – всевозможные сборники , головоломок и тому подобного. Если вы хотите заниматься развитием абстрактного мышления у себя или своего ребенка, достаточно находить всего 30-60 минут дважды в неделю, чтобы погружаться в решение подобных заданий. Эффект не заставит себя ждать. Замечено, что в раннем возрасте мозг проще решает подобного рода задачки, но чем больше тренировок он получает, тем лучше и результаты.

Полное отсутствие абстрактного мышления может породить не только множество проблем с творческими видами деятельности, но и с изучением тех дисциплин, в которых большинство ключевых понятий – абстрактные. Именно поэтому важно уделять этой теме много внимания.

Правильно развитое абстрактное мышление позволяет познать то, что еще не было познано никем ранее, открыть различные тайны природы, отличить истину от лжи. К тому же, этот метод познания отличается от прочих еще и тем, что не требует непосредственного контакта с изучаемым объектом и позволяет удаленно делать важные умозаключения и выводы.

Абстрактное мышление относится к такому виду мышления, которое не берет во внимание отдельные детали, а концентрируется на размышлении в целом. Это дает возможность совершить абсолютно новые открытия. Такое мышление рекомендуется развивать еще с раннего возраста, тогда это в значительной мере поможет в решении важных задач в будущем.

Абстрактное мышление имеет три основные формы:

1. Понятие

Этой формой мышления один или несколько предметов объединяются по одним или несколькими признаками. Причем каждый признак должен быть существенным, а сами предметы однородными. Понятие может быть обозначено либо одним словом, либо словосочетанием. Именно с такими однородными понятиями мы начинаем знакомить наших маленьких детей, развивая их: "дом", "река", "дерево", "стул".

2. Суждение

Эта форма мышления позволяет утверждать или же отрицать что-либо какой-нибудь фразой, описывающей то или иное явление, а также взаимосвязь предметов. Суждение может быть простым и сложным. Простое суждение имеет вид четкой короткой фразы, а сложное может состоять из нескольких словосочетаний и похоже, скорее, на повествовательное предложение. К таком суждению мы подводим малышей, знакомя их с миром: "кошка мяукает", "машина едет", "Маша не плачет".

3. Умозаключение

При такой форме мышления из нескольких суждений делают вывод, который является уже новым суждением. Это основа логики. Начальные суждения называют предпосылками, а конечные - заключениями. Так, мы объясняем ребенку: "Маша уже покушала, на улице тепло и сухо, значит, Маша будет сейчас играть в песочнице".

Возможно ли развить абстрактное мышление?

Одни люди с детства наделены способностью рисовать, другие - писать стихи, третьи же могут абстрактно мыслить. Однако это не значит, что такому мышлению невозможно научиться. Достаточно с детства приучить ребенка размышлять.

На сегодняшний день существует масса полезной литературы, позволяющей развивать мыcлительные . Это всевозможные , кроссворды и ребусы. Необходимо заниматься хотя бы по 30–40 минут несколько раз в неделю, и результат не заставит себя ждать. Тем более в раннем возрасте это дается значительно легче.

Если абстрактное мышление полностью отсутствует, то это способно привести к возникновению проблем в будущем. Существует очень много видов деятельности, в которых ключевым моментом является возможность абстрактно мыслить. Это касается и многих творческих аспектов. Поэтому очень важно уделять развитию способности размышлять у ребенка достаточно внимания.

Правильно развитое мышление помогает найти решения, не использовавшиеся ранее никем, или даже совершить открытие, а также найти ответы на многие жизненные вопросы. Отличие абстрактного мышления в том, что для того, чтобы сделать соответствующие выводы и заключения, не требуется тесного контакта с изучаемым объектом.

Мышление абстрактное — это тип мышления, при котором возможно, абстрагировавшись от мелких деталей, взглянуть на ситуацию в целом. Такое свойство позволяет переступить в какой-то мере границу правил и норм и совершить новые открытия. В детском возрасте развитию данной способности должно отводиться достаточно времени, потому как такой подход в будущем поможет быстрее находить нестандартные решения и наиболее оптимальные выходы из сложившейся ситуации. Очень часто при приеме на работу работодатели проверяют у потенциальных сотрудников абстрактное мышление. Тест помогает оценить справляться с проблемами, находить решения и обрабатывать незнакомую информацию.

Формы

Особенности абстрактного мышления — это его различные формы: понятие, суждение, умозаключение. Для правильного восприятия рассматриваемого термина очень важно понимать специфику каждого из этих определений.

Понятие

Это такая при которой один или несколько предметов воспринимаются как один или несколько признаков, каждый из которых должен быть существенным. Определять понятие может как одно слово, так и словосочетание, например «стул», «трава», «учитель математики», «высокий мужчина».

Суждение

Это форма, при которой происходит отрицание или утверждение какой-либо фразы, описывающей предметы, окружающий мир, закономерности и взаимосвязи. Суждение, в свою очередь, бывает двух типов: простым и сложным. Простое суждение, например, звучать может так: «мальчик рисует дом». Сложное суждение выражается в иной форме, например «поезд тронулся, перрон опустел».

Умозаключение

Это такая форма мышления, при которой из одного суждения (или нескольких) делают вывод, который является новым суждением. Источники, которые помогают сформировать конечный вариант,— это предпосылки, а итог — это заключение. Например: «Все птицы умеют летать. Синица летает. Синица — птица».

Мышление абстрактное — это процесс, при котором человек способен свободно оперировать понятием, суждением, умозаключением, то есть категориями, смысл которых можно понять только в соотношении с повседневной жизнью.

Развитие абстрактного мышления

Естественно, данная способность у всех развита по-разному. Одни люди красиво рисуют, другие — пишут стихи, третьи — умеют абстрактно мыслить. Однако сформировать его вполне возможно, с этой целью уже в раннем детстве следует давать мозгу поводы для размышлений.

Сегодня существует огромное количество различных специализированных печатных изданий, которые тренируют ум: головоломки, сборники задач на логику и так далее. Для развития абстрактного мышления у своего ребенка или у себя необходимо уделять подобным занятиям всего 30-50 минут два раза в неделю. Эффект от таких упражнений не заставит себя долго ждать. Доказано, что в раннем возрасте мозгу гораздо проще справиться с подобного рода задачками. Чем больше будет тренировок, тем быстрее появится результат.

При полном отсутствии навыков мыслить в целом человеку сложно не только реализовать себя в творческих Также могут возникнуть проблемы с изучением дисциплин, в которых очень много абстрактных ключевых понятий. Правильно развитое мышление абстрактное — это возможность открыть неразгаданные тайны природы, познать то, что ранее не было никем познано, отличить ложь от истины. К тому же отличительной особенностью такого является то, что для него не требуется непосредственный контакт с изучаемым объектом, и важные выводы и умозаключения можно делать удаленно.

Психология: мышление, виды мышления

В мыслительном процессе соотношение слова, образа, действия может быть различным. В зависимости от этого выделяют некоторые виды.

Мышление в процессе исторического развития

Первоначально на формирование интеллекта человека непосредственное влияние оказывала практическая деятельность. Так, опытным путем люди научились измерять земельные участки. На этой основе происходило становление специальной теоретической науки — геометрии.

Самым ранним видом мыслительной деятельности, с генетической точки зрения, является практически-действенное мышление, первостепенную роль в нем играют действия с предметами (у животных такая способность наблюдается в зачаточном виде). Становится понятным, что именно данный тип познания себя и окружающего мира является основой наглядно-образного процесса. Его характерная черта — оперирование в уме наглядными образами.

Высшей ступенью является абстрактное мышление. Однако и здесь деятельность мозга неотделима от практики.

В зависимости от содержания мыслительная деятельность бывает практической, художественной и научной. Действие является структурной единицей практически-действенного способа познания, образ — художественного, понятие — научного.

Все три вида между собой тесно связаны. У многих людей одинаково развиты способности к действию, и абстрактное восприятие. Однако в зависимости от характера решаемых задач на первый план выступает какой-то один вид, затем его сменяет другой, после — третий. Например, для решения бытовых вопросов требуется практически-действенное мышление, для научного доклада — абстрактное.

Виды познания по характеру поставленных задач

Поставленные перед человеком задачи могут быть стандартными и нестандартными, в зависимости от этого, а также от операциональных процедур, различают следующие виды мышления.

    Алгоритмическое. Основано на заранее установленных правилах, общепринятой последовательности действий, которые требуются для решения типовых задач.

    Эвристическое. Продуктивное, направленное на решение нестандартных задач.

    Дискурсивное. Основано на совокупности взаимосвязанных умозаключений.

    Творческое. Помогает человеку совершать открытия, достигать принципиально новых результатов.

    Продуктивное. Приводит к новым познавательным результатам.

    Репродуктивное. При помощи данного вида человек воспроизводит полученные ранее результаты. В этом случае мышление и память неразрывны.

Абстрактное мышление — важнейший инструмент в человеческих руках, который дает возможность постичь глубочайшие слои истины, познать неизведанное, совершить великое открытие, сотворить произведение искусства.

Основными формами абстрактного мышления являются поня­тия, суждения и умозаключения.

Понятие - форма мышления, в которой отражаются сущест­венные признаки одноэлементного класса или класса однород­ных предметов 1 . Понятия в языке выражаются отдельными сло­вами (“портфель”, “трапеция”) или группой слов, т. е. словосо­четаниями (“студент медицинского института”, “производитель материальных благ”, “река Нил”, “ураганный ветер” и др.).

Суждение - форма мышления, в которой что-либо утвержда­ется или отрицается о предметах, их свойствах или отношениях. Суждение выражается в форме повествовательного предложения. Суждения могут быть простыми и сложными. Например:

“Саранча опустошает поля” - простое суждение, а суждение “Наступила весна, прилетели грачи” - сложное, состоящее из двух простых.

Умозаключение - форма мышления, посредством которой из одного или нескольких суждений, называемых посылками, мы по определенным правилам вывода получаем заключение. Видов умо­заключений много; их изучает логика. Приведем два примера:


1) Все металлы - вещества

Литий-металл.

_______________________

Литий - вещество.


_________________________________

"Однородные - в смысле входящие в один класс по фиксированному классообразующему признаку.


Первые два суждения, написанные над чертой, называются посылками, третье суждение - заключением.

2) Растения делятся или на однолетние или на многолетние.

Данное растение является однолетним.

______________________________________

Данное растение не является многолетним.

В процессе познания мы стремимся достичь истинного зна­ния. Истина есть адекватное отражение в сознании человека яв­лений и процессов природы, общества и мышления". Истинность знания есть соответствие его действительности. Законы науки представляют собой истину. Истину могут дать нам и формы чувственного познания - ощущения и восприятия. Понимание истины как соответствия знания вещам восходит к мыслителям древности, в частности, к Аристотелю.

Как отличить истину от заблуждения? Критерием истины яв­ляется практика. Под практикой понимают всю общественную и производственную деятельность людей в определенных истори­ческих условиях, т.е. это материальная, производственная дея­тельность людей в области промышленности и сельского хозяй­ства, а также политическая деятельность, борьба за мир, соци­альные революции и реформы, научный эксперимент и т. д.

“...Практика человека и человечества есть проверка, крите­рий объективного познания” 2 . Так, прежде чем пустить машину в массовое производство, ее проверяют на практике, в дейст­вии, самолеты испытывают летчики-испытатели, действие ме­дицинских препаратов сначала проверяют на животных, потом, убедившись в их пригодности, используют для лечения людей. Преждечем послать в космос человека, советские ученые про­вели серию испытаний с животными.

Разнообразная информация о внешнем мире поступает в наш мозг через органы чувств в виде звуков, запахов, тактильных ощущений, зрительных образов, нюансов вкуса. Но это сырая информация, которую еще нужно переработать. Для этого требуется мыслительная деятельность и высшая ее форма – абстрактное мышление. Именно оно позволяет не только сделать детальный анализ поступающих в мозг сигналов, но и произвести их обобщение, систематизацию, категоризацию и выработать оптимальную стратегию поведения.

– результат длительной эволюции, в своем развитии оно прошло несколько этапов. Абстрактное мышление на сегодняшний день считается высшей его формой. Возможно, это и не последняя ступень в развитии познавательных процессов человека, но пока другие, более совершенные формы мыслительной деятельности неизвестны.

Три этапа развития мышления

Формирование абстрактного мышления – это процесс развития и усложнения познавательной деятельности. Основные его закономерности характерны как для антропогенеза (развития человечества), так и для онтогенеза (развития ребенка). В том и в другом случае мышление проходит три этапа, все более увеличивая степень абстрактности или отвлеченности.

  1. Свой путь эта форма познавательных процессов начинает с наглядно-действенного мышления. Оно носит конкретный характер и связано с предметной деятельностью. По сути, и осуществляется оно только в процессе манипуляций с предметами, а отвлеченные размышления для него невозможны.
  2. Второй этап развития – это образное мышление, для которого характерны операции с чувственными образами. Оно уже может быть отвлеченным и является основой процесса создания новых образов, то есть воображения. На этом этапе появляется и обобщение, и систематизация, но все же образное мышление ограничено непосредственным, конкретным опытом.
  3. Возможность преодоления рамок конкретности появляется только на этапе абстрактного мышления. Именно этот тип мыслительной деятельности позволяет достигать высокого уровня обобщения и оперировать не образами, а абстрактными знаками – понятиями. Поэтому абстрактное мышление называют еще понятийным.

Образное мышление носит , то есть напоминает расходящиеся в разные стороны круги от брошенного в озеро камня – центрального образа. Оно довольно хаотично, образы переплетаются, взаимодействуют, вызывают . В отличие от него, абстрактное мышление линейно, мысли в нем выстраиваются в определенной последовательности, подчиняющейся строгим законом. Законы абстрактного мышления были открыты еще в эпоху Античности и объединены в особую область знаний, которая называется логикой. Поэтому абстрактное мышление еще называют логическим.

Инструменты абстрактного мышления

Если образное мышление оперирует образами, то абстрактное – понятиями. Слова – это основной его инструмент, и существует данный тип мышления в речевой форме. Именно речевые формулировки мыслей позволяют выстраивать их логически и последовательно.

Слова упорядочивают и облегчают мышление. Если вам что-то непонятно, попробуйте эту проблему проговорить, а еще лучше кому-нибудь объяснить. И поверьте, в процессе этого объяснения вы и сами разберетесь даже в очень сложном вопросе. А если нет желающих слушать ваши рассуждения, то объясните своему отражению в зеркале. Это даже лучше и эффективнее, так как отражение не перебивает, и в выражениях вам тоже можно не стесняться.

Четкость и ясность речи напрямую влияет на мыслительную деятельность и наоборот – хорошо сформулированное высказывание предполагает его осмысление и внутреннюю проработку. Поэтому абстрактное мышление иногда называют внутренней речью, которая хоть тоже использует слова, но от обычной, звуковой все же отличается:

  • она состоит не только из слов, но и включает в себя образы и эмоции;
  • внутренняя речь более хаотична и разорвана, особенно, если человек не старается специально организовывать свое мышление;
  • она носит свернутый характер, когда часть слов пропускается и акцентируется внимание на ключевых, значимых понятиях.

Внутренняя речь напоминает высказывания маленького ребенка 2-3 лет. Дети в этом возрасте также обозначают лишь ключевые понятия, все остальное в их голове занимают образы, которые они пока называть словами не научились. Например, только проснувшийся малыш радостно восклицает: «Бай-бай – баба!» В переводе на «взрослый» язык это значит: «Как здорово, что пока я спал, к нам пришла бабушка».

Фрагментарность и сжатость внутренней речи – одно из препятствий четкости абстрактно-логического мышления. Поэтому нужно тренировать не только внешнюю, но и внутреннюю речь, добиваясь максимально точных умственных формулировок в процессе решения сложных задач. Такую упорядоченную внутреннюю речь называют еще внутренним проговариванием.

Использование слов в мышлении – это проявление знаковой функции сознания – того, что отличает его от примитивного мышления животных. Каждое слово – знак, то есть абстракция, связанная с реальным объектом или явлением значением. У Маршака есть стихотворение «Кошкин дом», и там есть такая фраза: «Вот это стул – на нем сидят, вот это стол – за ним едят». Это очень хорошая иллюстрация значений – связи слова с объектом. Связь эта существует только в голове человека, в реальности сочетание звуков «стол» не имеет никакого отношение к реальному объекту. В другом языке таким значением наделено совсем иное сочетание звуков.

Установление таких связей, а тем более оперирование в сознании не конкретными образами, а абстрактными знаками-словами, цифрами, формулами – это очень сложный психический процесс. Поэтому овладевают им люди постепенно вплоть до подросткового возраста, да и то не все и не в полной мере.

Логика – наука о понятийном мышлении

Логика, как наука о мышлении, родилась более 2 тыс. лет назад в Древней Греции. Тогда же были описаны основные виды логического мышления и сформулированы законы логики, которые остаются незыблемыми и до настоящего времени.

Два вида мышления: дедукция и индукция

Элементарная единица абстрактно-логического мышления – понятие. Несколько понятий, объединенных в связную мысль – это суждение. Они бывают утвердительные и отрицательные. Например:

  • «Осенью с деревьев облетают листья» – утвердительное.
  • «Зимой на деревьях не бывает листьев» – отрицательное.

Суждения также бывают истинные или ложные. Так, суждение «Зимой на деревьях вырастают молодые листья» – ложное.

Из двух или нескольких суждений можно сделать вывод или умозаключение, а вся эта конструкция называется силлогизмом. Например:

  • 1-я посылка (суждение): «Осенью с деревьев облетают листья».
  • 2-я посылка (суждение): «Сейчас с деревьев начали облетать листья».
  • Умозаключение (силлогизм): «Наступила осень».

В зависимости от метода, на основе которого делается умозаключение, выделяют два вида мышления: дедуктивное и индуктивное.

Метод индукции. Из нескольких частных суждений делается общий вывод. Например: «школьник Вася летом не учится», «школьник Петя летом не учится» «школьницы Маша и Оля тоже летом не учатся». Следовательно, «школьники летом не учатся». Индукция не слишком надежный метод, так как абсолютно верный вывод можно сделать, только если учитывать все-все частные случае, а это сложно, а иногда и невозможно.

Метод дедукции. В этом случае рассуждения строятся на основе общих посылок и информации, данной в суждениях. То есть идеальный вариант: одно общее суждение, одно – частное и вывод тоже частное суждение. Пример:

  • «У всех школьников летом каникулы».
  • «Вася – школьник».
  • «У Васи летом каникулы».

Так выглядят самые элементарные умозаключения в логическом мышлении. Правда, чтобы сделать правильные выводы, должны соблюдаться определенные условия или законы.

Законы логики

Основных законов четыре, и три из них сформулировал еще Аристотель:

  • Закон тождества. Согласно ему любая мысль, высказанная в рамках логического рассуждения, должна быть тождественна сама себе, то есть оставаться неизменной на протяжении всего рассуждения или спора.
  • Закон противоречия. Если два высказывания (суждения) противоречат друг другу, то одно из них обязательно ложное.
  • Закон исключенного третьего. Любое высказывание может быть либо ложным, либо истинным, что-то третье невозможно.

В XVII веке философ Лейбниц дополнил эти три четвертым законом «достаточного основания». Доказательство истинности любой идеи или суждения возможно только на основании использования достоверных аргументов.

Считается, что достаточно следовать этим законам, уметь правильно строить суждения и делать выводы, и можно решить любую самую сложную задачу. Но сейчас доказано, что логическое мышление ограничено и часто дает сбои, особенно когда возникает серьезная проблема, у которой нет одного единственно правильного решения. Абстрактно-логическое мышление слишком прямолинейно и негибко.

Ограниченность логики была доказана уже в эпоху Античности с помощью так называемых парадоксов – логических задач, не имеющих решения. И самый простой из них – «парадокс лжеца», опровергающий незыблемость третьего закона логики. В IV веке до н. э. древнегреческий философ Эвбулид шокировал сторонников логики одной фразой: «Я лгу». Это истинное или ложное суждение? Оно не может быть истинным, так как сам автор утверждает, что он лжет. Но если фраза «Я лгу» ложная, то таким образом суждение становится истинным. И этот замкнутый круг логика преодолеть не может.

Но абстрактно-логическое мышление, несмотря на свою ограниченность и негибкость, лучше всего поддается управлению и само очень хорошо «организует мозги», заставляет нас придерживаться строгих правил в мыслительном процессе. К тому же абстрактная форма мышления продолжает оставаться высшей формой познавательной деятельности. Поэтому развитие абстрактного мышления актуально не только в детском возрасте, но и у взрослых.

Упражнения для развития абстрактного мышления


Подумайте, какие фигуры можно составить из этих деталей

Развитие этого вида мышления тесно связано с речевой деятельностью, в том числе богатством словарного запаса, правильностью построения предложений и способностью к анализу информации.

Упражнение «Докажи обратное»

Это упражнение лучше делать письменно. Кроме удобства, у письменной речи есть еще важное преимущество перед устной – она более строго организована, упорядочена и носит линейный характер. Вот само задание.

Выберите одно из сравнительно несложных, и главное, непротиворечивых утверждений. Например: «Отдых на море очень привлекателен».

А теперь найдите аргументы, доказывающие обратное – чем больше опровержений, тем лучше. Выпишите их в столбик, полюбуйтесь и найдите опровержение к каждому из этих аргументов. То есть вновь докажите истинность первого суждения.

Упражнение «Аббревиатуры»

Это упражнение хорошо проводить в компании, оно не только полезно для мышления, но и может развлечь вас, например, во время долгого пути, или скрасить ожидание.

Нужно взять несколько произвольных сочетаний 3-4 букв. Например: СКП, УОСК, НАЛИ и т. д.

Далее представьте, что это не просто сочетания букв, а аббревиатуры, и попробуйте их расшифровать. Возможно, получится что-то юмористическое – это не хуже. способствует развитию мышления. Могу предложить следующие варианты: СКП – «Совет креативных писателей» или «Союз криворуких производителей». УОСК – «Управление отдельными социальными конфликтами» и т. д.

Если выполняете задание в команде, посоревнуйтесь, у кого название оригинальнее и чем может заниматься такая организация.

Упражнение «Работа с понятиями»

Упражнения с понятиями, точнее с абстрактными категориями, аналогов которых нет в материальном мире, хорошо развивают абстрактное мышление и устанавливают связь между мыслительными процессами разного уровня. Как правило, такие категории отражают качества, свойства предметов, их взаимозависимость или противоречия. Таких категорий много, но для упражнения можно брать даже самые простые, такие как «красота», «слава», «ненависть».

  1. Выбрав одно из понятий, постарайтесь максимально просто (своими словами) объяснить, что это такое. Только избегайте объяснений через примеры («это, когда…), за такое даже в школе ругают.
  2. Подберите синонимы к этому понятию и постарайтесь определить, есть ли какие-то отличия, нюансы между основным словом и синонимом.
  3. Придумайте символ этого понятия, он может быть как абстрактный, так и конкретный, выражаться в словах или в графическом образе.

После того как поработали с простыми понятиями, можно перейти и к сложным. Например, таким: «конгруэнтность», «виктимность», «резистентность» и т. д. Если вы не знаете, что это такое, то допустимо посмотреть определения этих слов, но все равно объяснять вы их будете своими словами.

Польза развития абстрактного мышления не только в том, чтобы научиться решать логические задачи. Без него невозможны успехи в точных науках, сложно понять многие экономические и социальные законы. К тому же, что немаловажно, это мышление сделает более правильной и четкой речь, научит доказывать свою точку зрения на основании строгих законов логики, а не потому что «мне так кажется».