Духовное рождение. Духовное возрождение и единение нации…. Духовное возрождение

Введение……………………………………………………………...3

1. Духовные потребности как элемент духовной жизни общества....4

2. Что сейчас происходит с Россией в духовном плане – возрождение или падение?........................................................................................8

3. О духовном возрождении России………………………………….11

4. Духовное возрождение России выведет страну в лидеры………..14

Заключение…………………………………………………………..18

Использованная литература………………………………………...19

Введение

В России слово «возрождение» на устах у всех и уже не первый год. В различных вариациях и контекстах оно звучит по-разному. В устах одних это слово выражает почти утопические надежды, в речах других выполняет функцию прикрытия шовинизма и демагогии.

Сегодня приходится слышать, что возрождение России должно начаться не с государства, а с Церкви. Но если сегодня попробовать вспомнить, что говорилось лет десять тому назад о возрождении Русской Церкви, то это в принципе представлялось большинству наших архиереев достаточно примитивно: как численный рост православных, переиздание дореволюционной религиозной литературы и реставрация старых храмов

Долгие десятилетия народ нашей страны, страны научного атеизма, был лишен духовной опоры - веры в Бога. Просто верить мы уже не можем! Нам все нужно доказывать. Мы верим только в то, что доказано наукой, нисколько не задумываясь о том, как и почему развивается наука, не знаем, что физика, фактически созданная гением Ньютона как средство познания Бога по творению Его, триста лет назад была повернута на совершенно другой путь. Заявив устами Лапласа о том, что она не нуждается в гипотезе существования Бога, наука стала опорой и надежной защитницей материалистического мировоззрения.

Целью данной работы является изучение духовных потребностей человека, духовного возрождения России, о того, что оно выведет страну в лидеры. В работе поставлены следующие задачи: рассмотрение понятия духовных потребностей, духовного возрождения России

1. Духовные потребности как элемент духовной жизни общества

Структура духовной жизни общества весьма сложна. Основными элементами духовной жизни общества принято считать:

Духовные потребности;

Духовная деятельность и производство;

Духовные ценности;

Духовное потребление;

Духовные отношения;

Проявления межличностного духовного общения.

Духовные потребности порождают виды деятельности, направленные на их удовлетворение. Происходит как бы движение друг другу: деятельность актера - с деятельностью зрителя и т.д.

Духовная жизнь общества немыслима без соединения духовного производства и духовного потребления. Никто не сможет наслаждаться музыкой, которая не создана. В духовной жизни общества деятельность, направленная на создание, сохранение и распространение духовных ценностей, духовные потребности и духовное потребление представляет собой неразрывное единство.

Духовные ценности чаще всего предстают перед нами в вещественной форме. Книга - это ценность духовная, но в то же время вещь, предмет.

Духовное потребление - это особый вид деятельности и, следовательно, он имеет свою направленность, требует определенных усилий, использования соответствующих средств.

В процессе духовного потребления средствами достижения цели выступают, с одной стороны, материальные возможности, с другой - соответствующие знания и навыки (чтобы прочитать книгу, нужно иметь возможность получить ее в библиотеке или купить.) Уровень образования и общей культуры личности непосредственно влияет на потребление духовных ценностей.

Наиболее распространенные средства приобщения к духовным ценностям - книга, радио и телевидение.

Духовные потребности человека представляют собой внутренние побуждения к творчеству, созданию духовных ценностей и их освоению, к духовному общению. В отличие от природных - духовные потребности заданы не биологически, а социально. Потребность индивида в освоении знаково-символического мира культуры носит для него характер объективной необходимости, иначе человеком он не станет и жить в обществе не сможет. Однако сама по себе эта потребность не возникает. Она должна быть сформирована и развита социальным контекстом, окружением индивида в сложном и длительном процессе его воспитания и образования.

При этом сначала общество формирует у человека лишь самые элементарные духовные потребности, обеспечивающие его социализацию. Духовные потребности более высокого порядка - освоение богатств мировой культуры, участие в их создании и т.д. - общество может формировать лишь косвенно, через систему духовных ценностей, служащих ориентирами в духовном саморазвитии индивидов.

Духовные потребности имеют принципиально неограниченный характер. Пределов роста потребностей духа не существует. Естественными ограничителями такого роста могут выступать лишь объемы уже накопленных человечеством духовных богатств, возможности и сила желания человека участвовать в их производстве.

Духовная деятельность есть основа духовной жизни общества. Духовная деятельность - форма активного отношения человеческого сознания к окружающему миру, результатом которого являются: а) новые идеи, образы, представления, ценности, воплощающиеся в философских системах, научных теориях, произведениях искусства, моральных, религиозных, правовых и иных воззрениях; б) духовные общественные связи индивидов; в) сам человек.

Идеальные образования как продукт духовной деятельности и производства обладают всеобщим характером их потребления. Любая духовная ценность, в отличие от материальной, в идеале может быть достоянием всех. От потребления они не убывают, как материальные, напротив, чем больше людей овладевают духовными ценностями, тем больше вероятность их приращения.

Особым видом духовной деятельности является распространение духовных ценностей с целью усвоения их возможно большим числом людей. Особая роль здесь принадлежит учреждениям науки, культуры, системам образования и воспитания.

Духовные ценности - категория, указывающая на человеческое, социальное и культурное значение различных духовных образований (идей, теорий, образов), рассматриваемых в контексте «добра и зла», «истины или лжи», «прекрасного или безобразного», «справедливого или несправедливого». В духовных ценностях выражается общественная природа самого человека и условия его бытия.

Ценности - форма отражения общественным сознанием объективных тенденций развития общества. В понятиях прекрасного и безобразного, добра и зла и других человечество выражает свое отношение к наличной действительности и противопоставляет ей некое идеальное состояние общества, которое должно быть установлено. Любая ценность «приподнята» над действительностью, содержит в себе должное, а не сущее. Это, с одной стороны, задает цель, вектор развития общества, с другой - создает предпосылки отрыва этой идеальной сущности от своей «земной» основы и способно дезориентировать общество посредством мифов, утопий, иллюзий. Кроме того, ценности могут изжить себя и, безвозвратно утратив свой смысл, перестать соответствовать новой эпохе.

Человек становится духовным, когда у него появляются потребности, основанные на небиологических особенностях организма, то есть потребность в получении новых знаний, потребность эффективно эксплуатировать эти знания, потребность в общении с искусством, потребность в творчестве, в самоанализе, самосовершенствовании, в сопереживании и сочувствии к окружающим и многие другие.

Набор этих потребностей у разных людей различен. Вера в бога, например, может в него и не входить. (Вообще, в моем понимании «верующий» и «духовный» не являются синонимами, и уж тем более духовность нельзя привязывать к какой-то определенной религии: мусульманин и буддист, кришнаит и синтоист могут равновероятно быть или не быть «духовными» людьми.)

Способность испытывать и удовлетворять духовные потребности ведет к усложнению личности, ее совершенствованию, формированию более гибкого реагирования на сложные и меняющиеся условия окружающего мира. Существование развитого комплекса духовных потребностей накладывает отпечаток на всю структуру личности, возвышает и облагораживает простейшие биологические потребности. Превращает, например, инстинкт продолжения рода - в способность испытывать любовь, а пищевой инстинкт - в способность испытывать эстетическое удовольствие от красивой и тщательно приготовленной пищи.

Человек, наделенный способностью испытывать духовные потребности, точнее и лучше воспринимает окружающий мир во всем его многообразии. Такой человек легче и быстрее понимает, что поведение, совпадающее с нормами морали, кроме прочего, дает ощущение эмоционального удовлетворения и внутреннего спокойствия, делает человека более успешным, легче достигающим своих целей. Нравственным человеком быть выгодно, и осознание этого приходит тем быстрее, чем сложнее личность.

2. Что сейчас происходит с Россией в духовном плане – возрождение или падение?

Ответ на этот вопрос зависит, по-моему, от того, какой вкладывать в это смысл. Когда о «возрождении Великой России» говорит уже бывший президент В.В.Путин, то происходит не возрождение России, а дальнейшая ее деградация. И в этом нет ничего удивительного, так как сказано же в Евангелии: «Никто к ветхой одежде не приставляет заплаты из небеленой ткани, ибо вновь пришитое отдерет от старого, и дыра будет еще хуже. Не вливают также вина молодого в мехи ветхие; а иначе прорываются мехи, и вино вытекает, и мехи пропадают, но вино молодое вливают в новые мехи, и сберегается то и другое».

Сегодня приходится слышать, что возрождение России должно начаться не с государства, а с Церкви. Но если сегодня попробовать вспомнить, что говорилось лет десять тому назад о возрождении Русской Церкви, то это в принципе представлялось большинству наших архиереев достаточно примитивно: как численный рост православных, переиздание дореволюционной религиозной литературы и реставрация старых храмов. Но сейчас они понимают, что этого не достаточно.

Патриарх Московский и всея Руси Алексий II сказал на пресс-конференции в мае 1999 года: «Быть может, самый больной вопрос сегодня – нравственное состояние нынешнего епископата и духовенства. Наследие, которое мы получили от большевистских времен, далеко от идеала. Подбором кадров занимался Совет по делам религий, который, по сути, преследовал атеистические цели, стремясь подорвать основы веры. Мы постоянно нуждаемся в пополнении церковных рядов новыми священнослужителями. Они особенно нужны в области социального служения и духовного воспитания подрастающего поколения. Для того чтобы подготовить специалистов для служения в этих областях, необходимо 15-20 лет. Но разве мы можем ждать, когда будут воспитаны необходимые специалисты? Эти насущные проблемы должны решаться сегодня. Утрачен опыт Церкви в области социального служения, накопленный Ею до революции. Мы стремимся возродить церковную жизнь во всем ее многообразии. Основная наша цель – не реставрация храмов или монастырей. Важно помочь людям реставрировать их души. Внести нравственное и духовное оздоровление в наше больное общество» (Сергей Бычков, «Портрет Патриарха в интерьере смутного времени», «Московский Комсомолец», 25.02.2000г., стр. 3).

То есть возрождение церковной жизни понимается сейчас Патриархом и большинством современных архиереев как реставрация дореволюционного опыта в Синодальный период. Отсюда не удивительно, что речь идет лишь о социальном служении Церкви, а на практике Церковь встраивается в качестве «министерства нравственности» в структуру светского государства, как это было в царской России до революции 1917 года. Пагубность этой практики, по-моему, очевидна. Ибо Российская Православная Церковь утратила Дух Апостольской Церкви задолго до революции 1917 года, то есть уже в XVIII веке, а весь Синодальный период был лишь предсмертной агонией Церкви. Об этом, по-моему, говорится в Послании Ангелу Сардийской церкви: «Так говорит Имеющий семь духов Божиих и семь звезд: знаю твои дела; ты носишь имя, будто жив, но ты мертв. Бодрствуй и утверждай прочее близкое к смерти; ибо Я не нахожу, чтобы дела твои были совершенны пред Богом Моим. Вспомни, что ты принял и слышал, и храни и покайся. Если же не будешь бодрствовать, то Я найду на тебя, как тать, и ты не узнаешь, в который час найду на тебя». Мое подробное толкование этих слов Откровения смотри в главе «Послание Сардийской церкви».

Правда сегодня приходится слышать и о возрождении Святой Руси. Но все это вырождается почему-то в создание карикатурных псевдо-православных политических партий с аналогичным названием «Возрождение» или даже «Святая Русь», но с целью участия в демократических выборах. Я считаю, что это – одна профанация, самообман и обман избирателей.

Если говорить о возрождении Святой Руси в подлинном, то есть сакральном смысле, то это – процесс невидимый, очень длительный и незаметный, как это сказано и в Евангелии: «Не придет Царствие Божие приметным образом, и не скажут: вот, оно здесь, или: вот, там. Ибо вот, Царствие Божие внутри вас есть». А станет ли это основой для возрождения России в целом, зависит не от правительства, президента и патриарха, или от какого-то «партийного строительства», а только от нашей веры, как это сказано и в Евангелии: «Истинно говорю вам, что если двое из вас согласятся на земле просить о всяком деле, то, чего бы ни попросили, будет им от Отца Моего Небесного, ибо, где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них».

Если смотреть на процесс возрождения Русской Церкви с точки зрения библейских пророчеств, то об этом говорится в 12-ой главе Откровения: «Она имела во чреве, и кричала от болей и мук рождения». Сегодня в России в духовном смысле происходит не возрождение и не падение, а прозрение и радикализация той части общества, которая считает себя православной, в вопросе о принципах государственной власти. Я считаю, что этот процесс в дальнейшем приведет к осознанию неприятия самого института демократии и необходимости восстановления в России Монархии. Тогда произойдет обострение в отношениях Церкви и светской власти и начнется гонение Церкви антихристом. Об этом же сказано и в Евангелии: «Ибо тогда будет великая скорбь, какой не было от начала мира доныне, и не будет. И если бы не сократились те дни, то не спаслась бы никакая плоть; но ради избранных сократятся те дни».

3. О духовном возрождении России

Более ста лет назад Макс Гендель писал: «С вступлением Солнца в знак Водолея русский народ и славянская раса в целом достигнут высокой степени духовного развития, которая продвинет их намного выше их нынешнего состояния. Существование славянской цивилизации будет кратковременным, но на протяжении своего существования она будет великой и радостной, ибо она родится из глубокого горя и несказанных страданий. А закон компенсаций приведет в свое время к противоположному. Из славян произойдет народ, который образует последнюю из подрасарийской эпохи. Славянская цивилизация будет фундаментом развития шестой расы человечества».

Эпоха Водолея наступила. И как никогда своевременным и актуальным является формирование нового направления в развитии общества, которое сумеет сплотить все силы России, уверенные в том, что возрождение нашей Родины произойдет только с возрождением духовности нашего народа.

А что такое духовность? Духовность - это чувство ответственности перед Творцом за все, что происходит с человеком, со страной, с планетой! Духовность - это ощущение присутствия Творца и в большом, и в малом!

Долгие десятилетия народ нашей страны, страны научного атеизма, был лишен духовной опоры - веры в Бога. Просто верить мы уже не можем! Нам все нужно доказывать. Мы верим только в то, что доказано наукой, нисколько не задумываясь о том, как и почему развивается наука, не знаем, что физика, фактически созданная гением Ньютона как средство познания Бога по творению Его, триста лет назад была повернута на совершенно другой путь. Заявив устами Лапласа о том, что она не нуждается в гипотезе существования Бога, наука стала опорой и надежной защитницей материалистического мировоззрения. Объявив единственной реальностью материю, наука сузила мир до видимого, свела человека к его физическому телу, а его потребности - к поиску комфорта и наслаждений. Она решительно отсекла все то, чего не могла измерить, пощупать, понюхать, и, в первую очередь, такие категории, как Бог, Дух, Душа.

Человек объявил себя высшим существом и хозяином мира. Вот где корни сегодняшнего хищнического отношения ко всему, что нас окружает: к Природе да и к самому человеку. Homo Sapiens, вооруженный до зубов знаниями, разграбил и промотал кладовые Природы, отравив заодно среду своего обитания. Материалистическое мировоззрение, господствовавшее несколько столетий, не могло закончиться ничем, кроме краха или признания своей ошибочности и поиска Истины. Произошло второе.

После головокружительного развития квантовой физики, разработки уникальных теорий, таких как теория относительности, квантовая теория поля, теория физического вакуума и торсионных полей, наука и, в частности, современная физика, вопреки ее собственным установкам, доказала реальность Универсального Сознания, реальность Бога!

Настоящим прорывом в науке оказалось завершение работы над Единой Теорией Поля российским ученым академиком РАЕН Г.И. Шиповым, который блестяще поставил точку в конце почти вековых исследований крупнейших ученых мира: А. Эйнштейна, В. Гейзенберга, П. Дирака, Клиффорда, Пенроуза, Я.Б. Зельдовича, А.Д. Сахарова и других.

Создав теорию физического вакуума и торсионных полей, Г.И. Шипов доказал математически и объяснил физически существование семи уровней реальности. К знакомым нам четырем уровням материального мира (твердое тело, жидкость, газ, плазма) добавились еще три уровня Тонкого мира: физический вакуум, первичное торсионное поле и Абсолютное Ничто - Бог!

Академик Шипов пишет: «Я утверждаю: есть новая физическая теория, созданная в результате развития представлений Эйнштейна, в которой появился некий уровень реальности, синонимом которого в религии является Бог - некая реальность, обладающая всеми признаками Божества. Я утверждаю только это. Не более того. Я не знаю, как это Божество устроено, но оно реально существует. Нашими методами Его познать, „изучить“ невозможно. И потом, наука не доказывает, а лишь указывает на существование Бога».

И сегодня все больше и больше ученых пытаются понять законы, управляющие миром, сформулировать свое представление о Боге. И хотя имеет место некоторая разноголосица, в подавляющем большинстве мнений Бог присутствует как некая всеобъемлющая информационно-энергетическая структура.

Разработанная российскими учеными под руководством доктора технических наук П.И. Улякова математическая модель мироздания, которая описывается комплексным потенциалом, позволяет исследовать не только духовный (информационный) мир, описываемый мнимой частью, но и информационный духовный комплекс - Душу!

Огромное количество научных работ, выполненных мировым сообществом, посвящено обоснованию «существования Бога», но математическое подтверждение сделано у нас в России! Работы крупнейших российских ученых М.А. Маркова, П.П. Гаряева, В.П. Казначеева, Э.К.Бороздина, А.Е. Акимова, Н.И. Яницкого, А.В.Московского, Ф.Я. Шипунова и других весомо подкрепили теоретические разработки практическими результатами.

Физика, созданная Ньютоном и бесцеремонно развернутая позже в сторону материалистического мировоззрения, благополучно росла и развивалась и, наконец, подошла к тем отдаленным вершинам, которые заметил Ньютон на противоположном берегу знаний. Современная физика доказала реальность Универсального Сознания, весомо подкрепив гениальную догадку Ньютона о Всевышнем Творце!

И только теперь стала понятной роль трехсотлетнего «материального рабства» науки: в этом плену она добыла Истину, противоречащую ее собственным установкам. Наука пришла к Богу, а Россия, наконец, обрела два крыла и, опираясь на них, устремилась вперед.

Взлетает лишь тот, кто не жалеет сил на разбег. Но кто же поможет нашему многострадальному народу, нашей прекрасной, но пока еще несчастной Родине, если не мы? Никакие иностранные инвестиции не помогут России подняться с колен, если мы, жители нашей страны, не встанем сами! А подняться нам помогут вера в Бога, ответственность перед Богом, сострадание и милосердие к ближнему! И в основе всего должны лежать хорошо известные десять заповедей, в деталях отработанные нашими предками!

И не случайно прорыв науки к Богу произошел у нас в России. Именно России суждено ввести Мир в новую Эпоху, Эпоху Водолея. Но прежде всего необходимо возродить духовность в нашей стране на новой научной основе. И здесь огромную роль должна сыграть творческая интеллигенция. Ничто так не трогает и не пробуждает Душу человека, как прекрасная музыка, глубокие по своему содержанию и исполнению художественные полотна, тонкие стихи, затрагивающие самые глубокие струны человеческой натуры своей чистотой и искренностью.

4. Духовное возрождение России выведет страну в лидеры

Россия постепенно возвращает себе статус духовной державы. Президент РФ Дмитрий Медведев призвал за ближайшие 5–7 лет полностью восстановить Новоиерусалимский храм в Московской области. Начавшийся точечный процесс восстановления религиозных памятников архитектуры должен как можно скорее приобрести всеобъемлющий характер. Некоторое время назад Москва четко обозначила свои приоритеты – выйти на уровень одного из мировых лидеров. Во многом это будет зависеть от того, станет ли наша страна полноценной духовной державой или же предпочтет ограничиться своей энергетической мощью, которая, как показывает ход мирового кризиса не безгранична и не долговечна.

«Восстанавливая такие центры, мы помогаем возрождению наших корней и нравственных ценностей нашего народа. А без этого не решить ни одну из крупных задач, которые стоят сегодня перед нашим государством», – заявил Дмитрий Медведев, призывая в кратчайшие сроки восстановить Новоиерусалимский храм и обращаясь также к общественности и бизнесу с просьбой оказать содействие этому процессу.

Восстановление этого уникального православного памятника архитектуры, «русской Палестины», создание которой в XVII веке ознаменовало собой начало реализации концепции Москвы как Третьего Рима, станет решающей точкой отсчета восстановления Россией утраченного статуса духовной державы мира. Этот процесс четко вписывается в обозначенные экс-президентом РФ Владимиром Путиным и подтвержденные его преемником Дмитрием Медведевым стратегические государственные задачи – вывести нашу страну в мировые лидеры.

Как показывают история и современность, ни одна держава мира не может удержаться в статусе мирового лидера, не имея внутри себя мощного и, главное, уникального духовного или идейного стержня, которого бы не было ни у какого другого государства. Так, растянувшийся пока на неопределенный срок кризис мирового гегемона США толкает их к краху, учитывая то, с каким усердием американские политики в последнее время вымарывали какие-либо упоминания христианской религии из основных документов и законов страны, из школьных учебников и СМИ.

Россия же, напротив, возвращает свой духовный авторитет. Начавшаяся реконструкция религиозных памятников архитектуры теперь, очевидно, подтолкнет этот процесс. Однако восстановления только Новоиерусалимского храма, который уже взяли под свой патронаж правительство РФ и лично вице-премьер Виктор Зубков и президент страны Дмитрий Медведев, не достаточно. В России остается еще целый ряд христианских памятников архитектуры, восстановление которых имеет не менее важное символическое значение, чем реконструкция «русской Палестины», и которые, к стыду страны, претендующей на статус мирового лидера, сегодня находятся практически на грани уничтожения.

Один из таких погибающих памятников – старейшая христианская церковь на территории РФ – Синтинский храм в Карачаево-Черкессии, который был одним из религиозных центров в период Аланского царства. «Храм был освящен в 965 году и расписан фресками, которые датируются X–XI веками. Однако в настоящий момент они разрушаются. Несмотря на то что Синтинский храм сегодня фактически находится под федеральной охраной как архитектурный и археологический памятник, денег на его реставрацию не выделяется. Не хватает средств даже для того, чтобы сделать ворота в храм, которые бы защитили его от вандализма местных жителей и туристов, рисующих по фрескам газовыми баллончиками или царапающих на них надписи», – отметил в беседе с РБК daily сотрудник организации «Фонд памятников Кубани» Алексей Кулиш. По его словам, восстановление духовного статуса России без спасения ее старейшего христианского храма, который представляет большую культурную ценность, невозможно.

В РФ на сегодняшний день находится много других религиозных памятников архитектуры – не только христианских, но и принадлежащих другим конфессиям – которые требуют пристального внимания со стороны государства. Без заботы о старых исторических памятниках России будет трудно, если вообще не невозможно, восстановить религиозные традиции и превратиться в мировой духовный центр, в котором пересекаются и мирно сосуществуют практически все религии мира. В этом всегда была уникальная черта нашей страны, которой нет ни у одного другого государства мира. Именно на эту историческую уникальность ей предстоит опереться, для того чтобы выбиться в лидеры. Построить же свое долгосрочное лидерство исключительно на экономических успехах и количестве военных баз за рубежом без сильного духовного или идейного стержня невозможно.


Заключение.

Закончив работу, можно подвести следующие итоги:

Сегодня в России в духовном смысле происходит не возрождение и не падение, а прозрение и радикализация той части общества, которая считает себя православной, в вопросе о принципах государственной власти. Я считаю, что этот процесс в дальнейшем приведет к осознанию неприятия самого института демократии и необходимости восстановления в России Монархии. Тогда произойдет обострение в отношениях Церкви и светской власти и начнется гонение Церкви антихристом. Об этом же сказано и в Евангелии: «Ибо тогда будет великая скорбь, какой не было от начала мира доныне, и не будет. И если бы не сократились те дни, то не спаслась бы никакая плоть; но ради избранных сократятся те дни».

Именно России суждено ввести Мир в новую Эпоху. Но прежде всего необходимо возродить духовность в нашей стране на новой научной основе. И здесь огромную роль должна сыграть творческая интеллигенция. Ничто так не трогает и не пробуждает Душу человека, как прекрасная музыка, глубокие по своему содержанию и исполнению художественные полотна, тонкие стихи, затрагивающие самые глубокие струны человеческой натуры своей чистотой и искренностью.

И с каждым таким ростком Россия будет приближаться к Богу.

Использованная литература

1. Размышления о … // Философский альманах. Выпуск 6. - М.: МАКС Пресс, 2003.

2. Уледов А.К. Духовная жизнь общества. М., 1980

Вопрос: Скажите, пожалуйста, что понимается под возрожденными людьми?

Спасибо за очень хороший и важный вопрос о духовном возрождении. Духовное возрождение это духовное обновление души и создание Богом в нашем смертном теле нового духовного человека. Библия советует верующим: «облечься в нового человека, созданного по Богу, в праведности и святости истины» (Еф.4:24).

Как создается новый человек?

Посредством духовного рождения, о необходимости которого Христос говорил религиозному учителю Никодиму: «Иисус сказал ему в ответ: истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится свыше, не может увидеть Царствия Божия. Никодим говорит Ему: как может человек родиться, будучи стар? неужели может он в другой раз войти в утробу матери своей и родиться? Иисус отвечал: истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие. Рожденное от плоти есть плоть, а рожденное от Духа есть дух. Не удивляйся тому, что Я сказал тебе: должно вам родиться свыше » (Иоан.3:3-7).

Средства возрождения

Средствами возрождения по слову Христа являются вода и Дух. Некоторые ошибочно толкуют, что речь идет о таинстве крещения, но это не так. Материальная вода не может производить духовных изменений. Это доказывает и наблюдение за крещенным во младенчестве людьми: в них не видно и признаков духовной жизни. Тюрьмы, казино, притоны наполнены крещеными в детстве людьми. Крещенные сквернословят, пьянствуют, блудят и показывают всем образом жизни, что они чужды Бога и возрождения. А по Библии рожденные от Бога не могут пребывать в грехе.

Если принять во внимание другие тексты Писания, то становиться ясным, что под водой Иисус имел ввиду Слово Божие:

«[как] возрожденные не от тленного семени, но от нетленного, от слова Божия , живаго и пребывающего вовек » (1Пет.1:23).

«Восхотев, родил Он нас словом истины , чтобы нам быть некоторым начатком Его созданий » (Иак.1:18).

Деяния апостолов наглядно описывают, как практически совершается рождение от воды и Духа: люди слушали проповедь, веровали Евангелию и крестились во имя Христа. суть же евангелия в том, что Божий Сын приходил на нашу землю, согласно обещаниями пророков и принял смерть во искупление наших грехов и всякий, кто верит этому от сердца получает прощение грехов и жизнь вечную.

«И вот, муж Ефиоплянин, евнух, вельможа Кандакии, царицы Ефиопской, хранитель всех сокровищ ее, приезжавший в Иерусалим для поклонения, возвращался и, сидя на колеснице своей, читал пророка Исаию. Дух сказал Филиппу: подойди и пристань к сей колеснице. Филипп подошел и, услышав, что он читает пророка Исаию, сказал: разумеешь ли, что читаешь? Он сказал: как могу разуметь, если кто не наставит меня? и попросил Филиппа взойти и сесть с ним.

А место из Писания, которое он читал, было сие: как овца, веден был Он на заклание, и, как агнец пред стригущим его безгласен, так Он не отверзает уст Своих. В уничижении Его суд Его совершился. Но род Его кто разъяснит? ибо вземлется от земли жизнь Его. Евнух же сказал Филиппу: прошу тебя [сказать]: о ком пророк говорит это? о себе ли, или о ком другом? Филипп отверз уста свои и, начав от сего Писания, благовествовал ему об Иисусе. Между тем, продолжая путь, они приехали к воде; и евнух сказал: вот вода; что препятствует мне креститься? Филипп же сказал ему: если веруешь от всего сердца, можно. Он сказал в ответ: верую, что Иисус Христос есть Сын Божий. И приказал остановить колесницу, и сошли оба в воду, Филипп и евнух; и крестил его » (Деян.8:27-38).

«И одна женщина из города Фиатир, именем Лидия, торговавшая багряницею, чтущая Бога, слушала; и Господь отверз сердце ее внимать тому, что говорил Павел. Когда же крестилась она и домашние ее, то просила нас, говоря: если вы признали меня верною Господу, то войдите в дом мой и живите [у] [меня]. И убедила нас » (Деян.16:14,15).

Качества возрожденного человека

Качества возрожденного человека хорошо описаны апостолом Иоанном в первом послании:

«Если вы знаете, что Он праведник, знайте и то, что всякий, делающий правду, рожден от Него » (1Иоан.2:29)

«Всякий, рожденный от Бога, не делает греха, потому что семя Его пребывает в нем; и он не может грешить, потому что рожден от Бога » (1Иоан.3:9)

«Возлюбленные! будем любить друг друга, потому что любовь от Бога, и всякий любящий рожден от Бога и знает Бога » (1Иоан.4:7).

«Всякий верующий, что Иисус есть Христос, от Бога рожден, и всякий, любящий Родившего, любит и Рожденного от Него » (1Иоан.5:1).

Обращение - это отклик человека на Божье предложение спасения, на призыв Бога к человеку. Духовное возрождение - другая сторона обращения. Это то, что делает Бог. Это производимое Богом преображение личности верующего, придание его жизни, новой духовной жизненной силы и нового направления после принятия Христа.

В основе учения о духовном возрождении лежит определенное допущение, касающееся человеческой природы. Человеческая природа нуждается в преобразовании. Человек духовно мертв и потому нуждается во втором рождении или духовном рождении 1434 . Мы уже отмечали ранее, что человек в своем естественном состоянии не осознает духовных воздействий и стимулов я не реагирует на них (с. 519 и 785). Рисуемый в Библии образ невозрожденного человека как слепого, глухого и мертвого указывает на отсутствие у него духовной восприимчивости, чувствительности. Неверующие не только не способны воспринимать духовные истины; они также не способны ничего сделать для изменения своего состояния слепоты и естественной склонности к греху. Из описания греховного человека в Рим. 3:9-20 становится очевидным, что человек нуждается в радикальном изменении или преобразовании, а не просто в корректировке или исправлении. Некоторым кажется, что это очень пессимистический взгляд на человеческую природу, и это действительно так, если говорить о естественных возможностях человека; но наша точка зрения не сводит все надежды и ожидания лишь к естественным, природным возможностям.

Библия содержит многочисленные яркие и разнообразные описания второго рождения. Даже в Ветхом Завете мы встречаем поразительное указание на деятельность Бога по духовному возрождению. Бог обещает: "И дам им сердце единое, и дух новый вложу в них, и возьму из плоти их сердце каменное, и дам сердце плотяное, чтобы они ходили по заповедям Моим и соблюдали уставы Мои, и выполняли их; и будут Моим народом, а Я буду их Богом" (Иез. 11:19-20). Хотя термины и образы отличаются от новозаветных, здесь мы тоже видим основную идею преобразования жизни и духа.

Идею духовного возрождения в Новом Завете наиболее буквально передает термин paliggenesia. В Новом Завете он появляется всего дважды. Первый раз - в Мф. 19:28, где он относится к "пакибытию", новому миру, который станет частью эсхатона. Второй раз - в Тит. 3:5, где речь идет о спасении: Бог, Спаситель наш, "спас нас не по делам праведности, которые бы мы сотворили, а по Своей милости, банею возрождения и обновления Святым Духом". Здесь мы видим идею второго рождения. Хотя термин paliggenesia в других местах Нового Завета не встречается, сама идея, несомненно, занимает в нем видное место.

Наиболее известное и самое пространное изложение концепции второго рождения дается в беседе Иисуса с Никодимом в Ин. 3. Иисус говорит Никодиму: "Если кто не родится свыше, не может увидеть Царствия Божия" (Ин. 3:3). Далее в разговоре Он замечает: "Не удивляйся тому, что Я сказал тебе: должно вам родиться свыше" (Ин. 3:7). Использованное здесь греческое слово anwqen можно перевести как "свыше". Однако правильный перевод - "заново" или "вновь", что явствует из ответа Никодима: "Как может человек родиться, будучи стар? неужели может он в другой раз войти в утробу матери своей и родиться?" (Ин. 3:4). Никодим понял слова Иисуса так, что человек должен родиться еще раз.

Идея эта встречается и в других местах Нового Завета, хотя для ее выражения используется разная терминология. В той же беседе с Никодимом Иисус говорил о "рождении от Духа" (Ин. 3:5-8). Он имел в виду божественную работу, преображающую жизнь человека. Эта работа, необходимая для вхождения человека в царство Божье, не может быть выполнена человеческими усилиями или по планам и замыслам человека. Об этом говорится также Как о "рождении от Бога", "рождении от слова Божия" (Ин. 1:12-13; Иак. 1:18; 1 Пет. 1:3, 23; 1 Ин. 2:29; 5:1, 4). Всякий, кто пережил это, становится новым созданием: "Итак, кто во Христе, тот новая тварь; древнее прошло, теперь все новое" (2 Кор. 5:17). Павел говорит о возрождении и обновлении Святым Духом (Тит. 3:5), об оживотворении (Еф. 2:1, 5), о воскрешении из мертвых (Еф. 2:6). Та же самая идея подразумевается в заявлении Иисуса о том, что Он пришел дать жизнь (Ин. 6:63; 10:10, 28).

Очень легко перечислить случаи, где встречается идея второго рождения, но не столь просто установить ее смысл. Однако нас не должно удивлять, что второе рождение трудно для понимания 1435 . Никодиму, которому было очень трудно уяснить смысл сказанного, Иисус указал на то, что идея эта действительно трудна для понимания. Она подобна ветру: человек слышит его звук ("голос"), хотя и не знает, откуда он приходит и куда уходит (Ин. 3:8). Поскольку второе рождение связано с вещами, которые не воспринимаются чувствами, его нельзя исследовать так, как исследуют большинство объектов. Существует также и естественное сопротивление идее второго рождения, затрудняющее объективное рассмотрение этой концепции. Необходимость второго рождения - обвинительный акт в отношении всех нас, ибо она показывает, что ни у кого из нас нет достаточной праведности в своем естественном состоянии; все мы должны подвергнуться радикальному преобразованию, чтобы стать угодными Богу.

Несмотря на проблемы, связанные с пониманием этой идеи, по поводу духовного возрождения можно все же высказать некоторые соображения. Прежде всего, оно предполагает нечто новое - разворот на 180 градусов от естественных склонностей человека. Это не просто усиление каких-то уже имеющихся качеств. Ибо один из аспектов духовного возрождения связан с преданием смерти или распятием существующих свойств человека. Противопоставляя жизнь в Духе жизни по плоти, Павел пишет: "Но те, которые Христовы, распяли плоть со страстями и похотями. Если мы живем духом, то по духу и поступать должны" (Гал. 5:24-25). Другие указания на необходимость смерти ветхого человека или некоторых его качеств даются, в частности, в Рим. 6:1-11 и Гал. 2:20; 6:14. Идея, что человек умерщвляется для плоти (для естественного способа действий и образа жизни) и оживляется в Духе, доказывает, что духовное возрождение производит совершенно новую тварь (как точно выразился Павел), а не просто усиливает или возвышает то, что уже составляет основное направление жизни человека.

Предавая плоть смерти, второе рождение обеспечивает нейтрализацию последствий греха. Яснее всего это, пожалуй, сформулировано Павлом в Еф. 2:1-10. Состояние смерти, требующее преобразования, - результат греха, в котором мы живем, подчиняясь воле князя, господствующего в воздухе. Хотя духовное возрождение связано с чем-то для нас совершенно новым, оно не приводит к чему-либо такому, что чуждо человеческой природе. Напротив, второе рождение - это возвращение человеческой природы к тому состоянию, для которого она изначально предназначалась и в каком она фактически была до того, как в момент грехопадения в жизнь человеческого рода вошел грех. Это одновременно начало новой жизни и возврат к прежнему состоянию.

Далее, второе рождение происходит мгновенно. В описаниях второго рождения нигде не встречается никаких указаний на то, что это процесс, а не одноразовое действие. Нигде оно не описывается и не характеризуется как незавершенное. В Писании верующие называются "возрожденными", а не "возрождающимися" - Ин. 1:12-13; 2 Кор. 5:17; Еф. 2:1, 5-6; Иак. 1:18; 1 Пет. 1:3, 23; 1 Ин. 2:29; 5:1, 4 (во всех этих текстах Писания соответствующие греческие глаголы стоят либо в аористе, который указывает на разовое, моментальное, а не на продолжающееся действие, либо в перфекте, который указывает на состояние завершенности). Хотя, быть может, нельзя определить точное время второго рождения и возможно, что оно предполагает целый ряд предшествующих событий, тем не менее само второе рождение происходит мгновенно 1436 .

Духовное возрождение завершается моментально, но само по себе оно не представляет конечную цель. Будучи изменением духовных побуждений, духовное возрождение становится началом процесса развития, который продолжается в течение всей жизни человека. Этот процесс духовного созревания и есть освящение. Отметив, что его читатели раньше были мертвы, а теперь живы, Павел добавляет: "Ибо мы - Его творение, созданы во Христе Иисусе на добрые дела, которые Бог предназначил нам исполнять" (Еф. 2:10). В Флп. 1:6 Павел говорит о продолжении и завершении того, что было начато: "Будучи уверен в том, что начавший в вас доброе дело будет совершать (его) даже до дня Иисуса Христа". Духовное возрождение - это начало, но за ним должно произойти еще очень многое. Проявления этого духовного созревания называются "плодом духа". Они прямо противоположны делам старой природы, делам плоти (Гал. 5:19-23).

Далее, второе рождение представляет собой сверхъестественное событие. Оно не может совершиться человеческими силами. Иисус совершенно ясно сказал об этом в Ин. 3:6: "Рожденное от плоти есть плоть, а рожденное от Духа есть дух". Он отвечал на вопрос Ннкодима, не происходит ли второе рождение через возвращение в утробу матери. Важно также иметь в виду, что духовное возрождение - это в первую очередь дело Святого Духа. Хотя замысел спасения принадлежит Отцу, Который есть источник спасения, а реально выполняет замысел спасения Сын, именно Святой Дух прилагает замысленное и исполненное к жизни верующего, приводя тем самым к полному осуществлению божественный замысел в отношении людей.

В прошлом были времена, когда духовное возрождение считалось изменением субстанции души 1437 . Эта идея не имеет для нас большого смысла, отчасти потому, что значение слова субстанция не очень понятно. Лучше просто думать о духовном возрождении как об изменении склонностей и побуждений человека, а не теоретизировать о том, какова именно природа происходящего изменения.

Учение о духовном возрождении ставит христианское учение в необычное положение. С одной стороны, христиане отвергают распространенное сейчас мирское убеждение в том, что человек по природе добр, а также вытекающие из этого убеждения оптимистические ожидания. Твердая уверенность в необходимости духовного возрождения сама по себе равносильна заявлению о том, что без внешней помощи и без полного преобразования человека совершенно невозможно, чтобы человеческая природа произвела в сколько-нибудь существенном масштабе что-то подлинно доброе. С другой стороны, несмотря на пессимистическую оценку естественных возможностей человека, христианство весьма оптимистично: с помощью свыше люди могут подвергнуться преобразованию и возвратиться к своему первоначальному совершенству. Именно об этой способности Бога изменить сердце человека, чтобы дать ему возможность войти в Его Царство, Иисус сказал: "Человекам это невозможно, Богу же все возможно" (Мф. 19:26).

Краткие выводы по особому призванию, обращению и духовному возрождению

1. Человеческую природу невозможно изменить с помощью социальных реформ или образования. Она должна быть преобразована сверхъестественной работой Триединого Бога.

2. Никто не может предсказать, кто испытает второе рождение, и никто не может управлять этим процессом. В конечном счете, это дело Бога, даже обращение зависит от Его особого призвания.

3. Начало христианской жизни требует осознания и признания человеком своей греховности, а также решимости отказаться от эгоистического образа жизни.

4. Спасительная вера требует наличия правильных взглядов на природу Бога и на то, что Он совершил. Но правильных взглядов недостаточно. Требуется также активная преданность и верность Христу.

5. Обращение одного человека может коренным образом отличаться от обращения другого. Что важно, так это искреннее покаяние и вера.

6. Второе рождение не ощущается в момент, когда оно происходит. Но оно проявляется и доказывает свое существование тем, что производит в человеке новую восприимчивость ко всему духовному, новое направление жизни и возрастающую способность повиноваться Богу.

Современная психология интенсивно осваивает наследие религиозной философии, духовного опыта исповедников веры, подвижников духа, расширяет опыт работы с сознанием человека.

В отечественной психологии работами Б.С. Братуся, В.П. Зинченко, Ф.Е. Василюка, Т.А. Флоренской закладываются основы подлинно духовной психологии как особой формы рационального знания о становлении субъективного духа человека в пределах его индивидуальной жизни. Что же такое духовность, духовное начало в человеке?

В традиционной психологии духовное начало связывают с творчески-созидательным характером его жизнедеятельности, с включенностью человека в мир культуры.

Четырехтомный словарь русского языка трактует дух как психические способности, мышление, сознание, а духовность как интеллектуальную сущность в противовес его телесной сущности.

Однако духовность это не идеальный комплекс ценностей и норм, и не только новая ступень усложнения индивидуальных психических функций и способностей, и не предельная утонченная душевность.

Душа дискретна, разделена на чувства, понятия, она определяется внутренними и внешними условиями, телесными и социальными.

Дух - начало безусловное, вне времени и пространства. Он не принадлежит человеку, он дается ему "свыше". Это то, что отличает человека от животных и объединяет с Богом. Дух есть преодоление тварности, получение Божественного образа бытия.

Душа стремится к духу, жаждет с ним встречи и лишь в слиянии с духом находит полноту и радость жизни. Когда дух покидает душу, она томится, страдает и, всеми силами преодолевая трудности и препятствия, устремляется к нему. Дух же не может подчиниться душе, если он ее оставляет, она становится рабой тела, служит его необузданным желаниям и похотям. На душевной стадии человек живет предметами внешнего опыта, возводит относительные ценности в абсолютные и поклоняется им. Через дух человек поднимается до высших сфер, через дух он проявляет себя как образ и подобие Бога.

Б.В. Ничипоров в понятии духовного возрождения выделяет три компонента:

1. Понимание и освоение новых смыслов и духовых пространств.

Прежде всего, это связано с тем, что человек начинает задумываться о своей временности. Смерть человека всегда неожиданна, но то, что она когда-нибудь, так или иначе, наступит всякий знает твердо. Изгнание сознания смертности из человеческого мышления означает, что человек перестает чувствовать остроту собственного существования, перестает быть решительным, перестает быть свободным, перестает быть ответственным, теряет смысл жизни. О возрождении личности имеет смысл говорить, когда личность переживает экзистенциальный конфликт с собой, с миром, когда мучительно ищет путь, выход, истину, расширяет смысловое пространство.

Мир Богом устроен так, что в каждой ситуации есть смысл, какая-то цель. Человек устроен так, что он может найти этот смысл и должен осуществить его. Хотение найти смысл - универсально. В. Франкл пытается как-то типизировать возможные способы придания осмысленности. Ценности бывают трех видов. Во-первых, это придание смысла с помощью того, что мы что-то даем жизни. Это ценности творчества (и, в первую очередь, труд). Во-вторых, это придание смысла с помощью того, что мы что-то берем от жизни. Это ценности переживания. Одной из главных ценностей переживания является любовь.

Преподобный авва Дорофей, подвижник 6-7 вв., пишет: "Представьте себе круг, середину его - центр и из центра исходящие радиусы-лучи. Эти радиусы, чем дальше идут от центра, тем больше расходятся и удаляются друг от друга; напротив, чем ближе подходят к центру, тем больше сближаются между собой. Положите теперь, что круг сей есть мир; самая середина круга - Бог, а прямые линии (радиусы), идущие от центра к окружности или от окружности к центру; суть пути жизни людей. И тут то же: насколько святые входят внутрь круга к середине оного, желая приблизиться к Богу, настолько по мере вхождения они становятся ближе к Богу и друг другу... Так разумейте и об удалении. Когда удаляются от Бога... в той же мере удаляются друг от друга, сколько удаляются друг от друга, столько удаляются и от Бога. Таково и свойство любви: насколько мы находимся вне и не любим Бога, настолько каждый удален и от ближнего. Если же возлюбим Бога, то,сколько приближаемся к Богу любовию к Нему, столько соединяемся любовию и с ближними, и сколько соединяемся с ближними столько соединяемся и с Богом. То есть: 1) чем более человек упражняется в милосердии и любит людей, тем более приближается к Богу, и 2) чем более человек сердцем чувствует личное Божество, тем более он любит людей".

В-третьих, мы можем придать смысл посредством позиции, которую мы занимаем по отношению к обстоятельствам, которые мы не в состоянии изменить. Это ценности отношения. Прежде всего, это мужество, терпение, достоинство, которые проявляются в том, что всякую скорбь человек начинает встречать признанием, что он достоин ее.

После того, как человек находит все возможные смыслы, он свободен выбирать тот из них, который он будет осуществлять. То, что человек вообще свободен, не нуждается в доказательствах.

Франкл, проводя сравнение человека с животным, показывает, что именно функционирование животного определяется влечениями, тогда как человеческое поведение опосредствуется сознанием: человек может сказать "да" своим влечениям, а может сказать "нет". Что касается наследственности, то здесь Франкл приводит в пример эксперименты с близнецами. Одна и та же наследственность при разных судьбах (один хитрый брат-близнец стал вором, другой хитрый брат-близнец стал криминалистом) доказывает, что у человека есть нравственный выбор. Что касается среды, то она, по Франклу, вообще в большей степени продукт деятельности человека, нежели человек продукт среды.

Свобода означает, что человек несет ответственность за осуществление выбранного смысла. И сразу же логично возникает вопрос: перед кем человек несет ответственность? Таких инстанций две: совесть и Бог. В состоянии бездуховности человек становится глухим к голосу совести, и она замолкает. Но совесть, отвергнутая человеком, проявляется в непонятных ему состояниях тревоги, тоски, апатии и депрессии.

2. Углубление личного покаяния. Страдая, человек ищет причины своих страданий во внешних условиях: он думает, что его страдание связано с рядом живущим, близким человеком, он искренне верит, что если бы близкий поменялся, все бы изменилось к лучшему, Зачастую и, не подозревая, что причина находится в нем самом, а близкий только указывает ему на темные стороны его же души. Митрополит Антоний Сурожский в этой связи указывает на переписку оптинского старца Макария. В ней есть письма к петербургскому купцу, который пишет: "От меня ушла прислуга, и мне предлагают взамен деревенскую девушку. Что вы мне посоветуете, брать мне ее или не брать?" Старец отвечает: "Конечно, брать". Через некоторое время купец снова пишет: "Батюшка, позвольте мне ее прогнать, это настоящий бес; с тех пор, как она здесь, я все время прихожу в ярость, и потерял всякое самообладание". И старец отвечает: "И не вздумай гнать, это ангела небесного послал тебе Бог, чтобы ты видел, сколько в тебе злобы, которую прежняя прислужница никогда не могла поднять на поверхность... Вот двойное откровение, из которого мы можем извлечь известную пользу; первое - это голый факт: я считал себя таким терпеливым, а эта деревенская девушка раскрывает во мне все мое нетерпение, грубость и необузданность. Но с другой стороны, если Бог позволил мне увидеть, значит, Он знает, что я теперь в силах справиться с проблемой, знает, что я в состоянии победить искушение и внутренне измениться".

Когда человек начинает осознавать, что он сам является причиной своего несчастья, и что бороться нужно уже с самим собой, со своими страстями преодолевая определенные стереотипы мышления, недостаток образования, совершенствуя самого себя, осознавая свое духовное бессилие - человек встает на путь изменения, покаяния. Только, о-со-знав свои грехи, и раскаявшись (измененное сознание, в переводе с греческого ("метанойя") - это покаяние), по словам Святителя Иоанна Златоуста, человек приходит к смирению, к сердечному сокрушению, к милосердию, прощению обид и любви.

Покаяние - это признание своей вины, способность увидеть свое падение и искреннее отречение от зла. "Ужасная жестокость к себе - отвержение покаяния! - говорит Игнатий Брянчанинов - Ужасная холодность, нелюбовь к себе... Жестокий к себе не может не быть жестоким и к ближним. Умилосердившийся к себе приятием покаяния, вместе делается милостивым и к ближним".

От недостатка благодатной радости, от неосознанного внутреннего страха, обусловленных нераскаянными грехами, одни ищут, чем бы заглушить эту душевную боль - отсюда алкоголь, наркомания, жажда развлечений, наслаждения любыми способами, другие (мнящие себя достаточно образованными) прибегают к не менее опасной по своим последствиям "суггестивной терапии". У тех и других круг душевных терзаний замыкается и больные души, не имея сил к покаянию, надеются найти помощь из вне.

3. Исправление своей жизни, стремление к личному благочестию. При условии покаяния и обращения к добру душа открывается к принятию Божественной энергии, благодаря которой очищается и пробуждается совесть. (Корень этого слова - "весть" от "ведать, "знать" - указывает на то, что совесть дает нам знать о правильности или неправильности поступка, слова или мысли) Совесть - голос Божий в душе человека, высшая мера сознания.

Субъективно присутствие Духа ощущается человеком как наличие в собственном "Я" высшего замысла, чувство предстояния, божественного призвания и ответственности. Предстояние позволяет человеку измерять себя тем, чему он предстоит. Предстояние вызывает в нем новые мысли, новое понимание себя, других людей и всей вселенной. Именно это следует иметь ввиду, читая Евангельские слова: "Будьте совершенны как совершен Отец ваш Небесный" (Мтф. 5.48).

Предстоящий судит себя высшим, доступным человеку критерием. Святые отцы в своей жизни руководствовались Евангелием, сравнивая свое исполнение заповедей с их возвышенностью и чистотою и недосягаемостью. Именно поэтому Святые причисляют себя к первым среди грешников, и лишь грешники причисляют себя первыми среди духовных и верующих, не видя своего падения. Духовность святости не рефлексивна.

Духовное пробуждение человека выражается состоянием изумления, трепетного поклонения, чувством своего несовершенства и недостоинства перед открывающейся благодатью. Радость открывшегося духовного пути связана со стремлением изменить себя, научиться каяться, молиться, верить, надеяться, терпеть, прощать, благодарить и любить всех.

Проявлением духовности является способность к самопожертвованию, к неэгоистичной любви, которая является основой благополучия человека (благополучие - благо человек получает). "Лишь в той степени, в какой я сам отступаю на задний план, предаю забвению мое собственное существование, я приобретаю возможность увидеть нечто большее, чем я сам. Такое самоотречение является ценой, которую я должен заплатить за познание мира, ценой, которой я должен приобрести познание бытия, большего, чем просто проявление моего собственного бытия".

Литература

1. Добротолюбие Т.1, !896, С.458
2. Б.В. Ничипоров Введение в христианскую психологию. М., 1998.
3. Святитель Игнатий Брянчанинов О прелести. СПб.,1998.
4. Франкл В. Потенциализм и калейдоскопизм. // Франкл В. Человек в поисках смысла. - М., 1990 г.,
5. Т.А. Флоренская Диалог в практической психологии.М., Владос, 2001

Добротолюбие,Т.1, !896, С.458

Святитель Игнатий Брянчанинов. О прелести. СПб.,1998. с. 74-75

Франкл В. Потенциализм и калейдоскопизм. // Франкл В. Человек в поисках смысла. - М., 1990 г.

Http://www.ioannp.ru/publications/29391

В преддверии праздника Богоявления Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II ответил на вопросы корреспондента «Российской газеты» (Федеральный выпуск, N4273 от 19 января 2007 года).

Слава сквозь боль

- Ваше Святейшество, мы сейчас между двумя большими праздниками и . Скажите, как вы отмечаете эти дни, какое празднование Рождества в вашей жизни вам больше всего запомнилось?

Весь христианский мир вновь воспевает вместе с Ангелами: «Слава в вышних Богу, и на земли мир, в человеках благоволение!» (Лк. 2:14). Мы празднуем - событие, которое возвратило людям усыновление Небесному Отцу, вернуло им надежду, даровало Божию благодать, незримо, но явственно помогающую во всяком добром деле.

И - одни из самых светлых и радостных праздников, и главной их составляющей является богослужение. Поэтому многие люди стремятся посетить в эти святые дни храм, прославить родившегося младенца Христа или почерпнуть Иорданскую благодать.

Вспоминая минувшие годы, могу особо выделить 2000 год, когда проходило празднование 2000-летия Рождества Христова. Никогда не забуду богослужение в Вифлееме, на том самом месте, где родился Спаситель мира, и все мы - большинство Предстоятелей Поместных Православных Церквей - собрались там, чтобы вознести Ему хвалу, как некогда пастухи по зову Ангела. По возвращении в Москву нас ждала еще одна, несравнимая ни с чем радость - первое богослужение в возрожденном храме Христа Спасителя, который вновь восстал в своем былом величии в самом сердце нашего Отечества.

- Два этих замечательных праздника омрачены двумя трагедиями - в Свердловской области и в Тверской области. Первый социальный диагноз, который прозвучал, - невероятная нравственная деградация и виновных в гибели священников, и самого общества. Как Предстоятель Русской Православной Церкви, что вы можете сказать о нравственном состоянии современного российского общества - что у вас вызывает беспокойство, что внушает надежды?

Секулярная идеология современного общества, претендующая сегодня на господство и универсальность, стремится сделать мораль и этику уделом исключительно частной жизни человека, до предела сужая ее общественное измерение. Но даже теоретики этой идеологии начинают с ужасом взирать на чрезвычайно низкий уровень нравственности в обществе. Особенно нас беспокоит распад института семьи. Такие явления, как супружеская неверность, внебрачные связи, вообще развращенность и распущенность, пропаганда насилия, наркомания и алкоголизм в общественном сознании постепенно получают некое одобрение или, по крайней мере, право на существование. Педагогика ограничивается передачей нашим детям определенных знаний, тогда как воспитательные функции школы выхолащиваются.

Молодое поколение вырастает неподготовленным к столкновению с темными сторонами взрослой жизни. Вот почему большинство родителей ратует за введение в школы Основ православной культуры. Наша страна за века своего существования накопила глубокий разносторонний опыт. Достижения российской культуры и мировоззрения изучаются во всем мире, зачем же лишать этого опыта наших детей? Другая проблема, вытекающая из первой, это демографический кризис. Демографическая проблема состоит из разных аспектов, но помимо экономических задач, за решения которых сейчас взялось государство, перед нами стоит задача духовная - помочь разрушить культ наслаждения и наживы, самодостаточности и самодовольства, вернуть в сознание людей стремление к добру и любви, жертвенности и правде, сделать так, чтобы само общество поощряло целомудрие, честность, скромность, терпение, благонамеренность, великодушие.

Но в то же время нельзя не заметить, что последние полтора-два десятилетия стали для временем обретения духовных ориентиров. Отрадно, что и сегодня в душах людей вновь просыпается вера, возрождаются моральные устои и стремление к вечным ценностям, к идеальной полноте бытия. И все глубже мы осознаем, что это бытие неотделимо от религии, от живой связи с Творцом.

Жизнь приносит всем нам новые испытания, преодолеть которые можно, лишь укрепившись нравственной чистотой и облекшись в правду. Часто людские души, по мысли святого праведного Иоанна Кронштадтского, «разбиты, сломаны по нашей неосторожности, нерадению, легкомыслию - надо их восстановить и сделать целыми; они помрачены, надо их сделать светлыми чрез покаяние, смирение, добрые дела».

Городская и деревенская религия

- Два трагических события, попавших в первые новости, касаются деревенских приходов. Но довольно часто можно услышать от священников, что современная вера в России перемещается в города. Городские храмы переполнены, сюда люди чаще приходят с вопросами, открывают душу. Каково положение в глубинке, как духовно окормляется деревня?

Действительно, в последнее десятилетие социологи отмечают, что Православие становится все более «городской» религией, что в городские храмы ходит все больше молодежи, что среди православных заметно увеличилось число мужчин. В городах, районных центрах помимо богослужений священнослужители имеют возможность выполнять самые разные миссионерские задачи: одни храмы занимаются просветительской деятельностью, другие - работой с молодежью, третьи - помогают больным, престарелым, детским приютам и так далее.

В деревенских условиях священник - это и учитель, и врач, и социальный работник, и прораб, а иногда и милиционер. У сельского священника больше, чем у городских, попечений о своей семье. Многие деревни в центральной и северной частях России сегодня катастрофически бедны, лишены социальной структуры, культурно обделены, живущие там люди материально не защищены. Все эти невзгоды нынешней деревни разделяют и сельские священнослужители. Для некоторых из них это поистине подвижническое служение.

Но я заметил, что в тех поселках, небольших городках, районных центрах, где храмы не закрывались в годы богоборческой власти, там и нравственные устои сохранились, и пьянство не в чести, и есть многодетные семьи, и людям живется лучше.

В селах, где пастырю все надо начинать с нуля, стоит нелегкая задача восстановления духовной жизни, обращения людей к вере, дарования им надежды в тех условиях, когда жизнь представляется порой бесперспективной. Сельские священники являются, таким образом, теми очагами любви Христовой, которые привлекают людей своим ревностным горением, светом и теплом.

Хотя я бы не стал проводить столь резкое разделение между городским и сельским духовенством. Население наших городов, прихожане городских храмов испытывают те же трудности - житейские, духовные, что и жители деревни, может быть, только в иных формах. И поддерживать, укреплять и наставлять верующих на пути обретения ими религиозного опыта - задача, стоящая перед каждым служителем Церкви. Задача непростая как для деревни, так и для города.

Священник как учитель

- Священник в русской культуре - фигура «учительная»: священника всегда слушали как учителя, авторитетного человека. Соцопросы показывают, что Русская Православная Церковь - один из институтов нашего общества, который пользуется наибольшим доверием населения. Как вы считаете, достаточно ли предоставлена сегодня трибуна священникам для того, чтобы они говорили о самых актуальных проблемах современного общества, в первую очередь - духовных и нравственных? На телевидении, радио, в газетах, в обычной жизни воспринимают ли священника как учителя?

Интересно, что вы употребили слово «учительный». Именно так Церковь называет тех подвижников, которые обладали даром разъяснения тайн веры, даром проповеди. А самых выдающихся проповедников - святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста - церковное предание именует «вселенскими великими учителями». Да, действительно, священнослужитель издревле являлся фигурой, на которую были устремлены взгляды окружающих, в прямом и переносном смысле. И эти взгляды всегда выражали внутреннее ожидание - ожидание паствы услышать от своего пастыря слова, которые возвещали бы людям не какие-то политические идеи или научные откровения, но - «глаголы жизни вечной».

Между прочим, среди многочисленных обязанностей священнослужителя - священника и особенно епископа - долг непрестанной проповеди считается одним из главных. Вспомните слова Христа Спасителя, произнесенные Им при Вознесении апостолам: «Идите, научите все народы…» То есть Спаситель заповедал своим ученикам прежде всего проповедь Евангелия, которая затем приводит человека в церковь: священнослужители крестят уверовавших «во имя Отца и Сына и Святого Духа».

В последние годы, когда Церковь получила возможность восстанавливать порушенные в прошлом святыни и свободно совершать богослужения в наших храмах и монастырях, необходимость проповедовать истины Евангелия ощущается нами особенно остро. Десятилетия безбожной идеологии сделали свое дело: подавляющее большинство наших сограждан, даже пришедших в храм и сердцем принявших православие, знают о нем очень мало.

Это заставляет православное духовенство всеми доступными средствами пытаться донести до своей паствы и тех, кто еще только подходит к церковной ограде, евангельские истины. И поскольку мы живем в XXI веке и пользуемся колоссальными возможностями, которые предоставляет нам современная техника, мы стараемся распространять нашу проповедь с привлечением и печатного слова, и Интернета, и радио, и, разумеется, телевидения.

Церковь развивает и поддерживает свои собственные информационные ресурсы - газеты, журналы, радиокомпании и телевизионные каналы. Однако мы прекрасно осознаем, что их удельный вес в современном информационном пространстве нашей страны невелик. И в этом смысле мы, конечно, рассчитываем на взаимодействие с федеральными телеканалами, общероссийскими газетами, радиокомпаниями, в сюжетах, статьях и передачах которых недостает православно ориентированных материалов.

Церковь - против цензуры

- А как может развиваться это взаимодействие?

Здесь я обращусь к той части вашего вопроса, которая касалась возможности для священнослужителей доносить до массовой аудитории духовно-нравственную оценку происходящих событий. Эта оценка, этот взгляд на мир с точки зрения вечных религиозных истин и формируют общественный интерес к Церкви. Я считаю, что в настоящее время есть возможность и, главное, необходимость расширить религиозную тематику, увеличить долю передач, программ и статей духовно-нравственного содержания и на телевидении, и на радио, и в печати. Ведь опыт нашего сотрудничества последних лет показал, что среди сотрудников светских СМИ появилось немало прекрасных мирян-журналистов, вполне грамотно и взвешенно освещающих религиозную тематику и жизнь Церкви, в частности. Вот этот путь, по-моему, может принести большую пользу всем - и светским, и церковным журналистам, и, разумеется, аудитории этих СМИ.

Прошедший год показал, что существует огромный пласт отечественной истории, который представляет собой неисчерпаемый материал для творческого осмысления. Я имею в виду историю Русской Православной Церкви. Отчасти интерес к этой теме проявился в том, что силами православной кинотелекомпании «Православная энциклопедия» в сотрудничестве с различными федеральными телеканалами был создан целый ряд документальных фильмов, получивших высокую оценку - как зрительской аудитории, так и профессионалов. Кроме того, как стало известно, в минувшем году на историческом факультете МГУ открылась кафедра церковной истории. Это все весьма показательные факты.

Однако мы далеки от прекраснодушия. Несмотря на множество положительных примеров, по-прежнему у Церкви вызывает озабоченность характер деятельности многих светских СМИ - прежде всего из-за того, что в них пропагандируются (именно пропагандируются, другое слово здесь подобрать трудно) культ потребительства, поверхностное и бездумное отношение к жизни, безнравственность и вседозволенность.

Это особенно беспокоит Церковь потому, что огромное количество ориентировано, прежде всего, на молодежную аудиторию. А сегодняшние молодые люди завтра будут призваны встать у руководства государственными, политическими и общественными организациями, им предстоит определять пути развития нашего общества.

К сожалению, многие СМИ ставят во главу угла не общественную пользу и даже не достоверность информации, а извлечение прибылей и дешевую популярность своих изданий. При этом утверждается новое понимание постулата о свободе слова - как неприкасаемость даже самых нечистоплотных дельцов от журналистики, как капитуляция перед их откровенно провокационными нападками, оскорбляющими религиозные чувства верующих. Такое положение дел свидетельствует о том, что нравственные ориентиры, моральный долг еще не стали обязательным и неотъемлемым атрибутом отечественной журналистики. Церковь не имеет ни возможности, ни желания создавать что-либо похожее на цензурирующий орган. Однако мы призываем и будем призывать всех, кому небезразлично будущее нашей страны, к совместным действиям по созданию механизмов воздействия на те СМИ, которые своей деятельностью наносят вред нравственному здоровью наших сограждан.

«Остров» как новая глубина

- Тема церковной жизни актуализирована выходом на экраны и показом по ТВ фильма Павла Лунгина «Остров». Вы встречались с его создателями. Скажите, почему вам понравился фильм? Я слышала от верующих, что замечательные актеры не в состоянии постичь и передать духовный феномен монашества. Почему вы приняли фильм, что оказалось решающим для вас?

Я не согласен с тем, что актеры не могут постичь феномен монашества. Недаром к монашеству приходят самые разные люди, в том числе и актеры. Монашество как сугубое покаяние способен понять любой верующий человек. «Нет человека, который жив будет и не согрешит», сказано в Библии. Но Господь говорит: «Просите - и обрящете, стучите - и откроется вам». Путь покаяния как особое состояние души есть цель и смысл христианского подвига, и в этом смысле нет большой разницы между мирянином и монахом.

Ценность фильма в том, что его создатели сумели показать глубокое, искреннее покаяние человека. Мне трудно судить, что сыграло решающую роль в том, что картина получилась такой достоверной и внутренне убедительной. Думаю, чистые и искренние побуждения авторов фильма и актеров были необходимым условием, которое повлияло на результат. Здесь проблемы духовной жизни и спасения выдвинуты на первый план, и зрители, которые, может быть, впервые соприкоснулись с этими проблемами, глубоко задумались. Зритель, благодаря создателям фильма, верит правде характеров, а потом уже в то, во что верят эти характеры.

Древний церковный учитель Тертуллиан сказал в свое время: «Душа человека по природе христианка». Я думаю, фильм «Остров» - еще одно подтверждение этой истины. Не случайно картина получила такой широкий резонанс, она заставила даже неверующих людей задуматься о религии и Боге, о грехе и покаянии. Это большое достижение авторов картины. Кроме того, фильм интересен еще и тем, что показал самим кинематографистам: создавать картины на церковные сюжеты возможно, если только подходить к этому с серьезностью и стараться отобразить не только внешнюю сторону церковной жизни, но и внутреннее ее содержание. Хотелось бы, чтобы фильм «Остров» привнес в отечественный кинематограф новую глубину религиозного взгляда на мир и таких картин становилось бы все больше.

Сугубое зло

- Сегодня общество потрясено трагическими событиями - гибелью и убийством священников…

Трагическая гибель священника Андрея Николаева и его семьи в Тверской епархии болью отозвалась в сердцах многих людей. Телеграммы и письма с соболезнованиями до сих пор приходят в наш адрес, получает их и архиепископ Тверской и Кашинский Виктор. Мне уже приходилось говорить на Московском Епархиальном собрании о случившемся - сразу после того, как эта трагедия совершилась. Но и сейчас точка в официальном расследовании еще не поставлена. Смерть невинных людей еще раз нас толкает на размышления о смысле жизни, о назначении человека, о вечности, о свободе выбора каждого из нас - по какой идти дороге в мире, где бесчинствует зло. У нас есть свидетельства того, что отец Андрей был добрым пастырем, болеющим душой за Церковь, которой он служил, за храм, который был ему поручен Богом, и за народ, среди которого он жил.

Злодейское убийство отца Олега из Екатеринбургской епархии в говорит о том, что насильственная смерть священнослужителей становится страшной, предупреждающей всех нас закономерностью. Невинная смерть любого человека - это трагедия, убийство священника - это сугубое злодеяние. А что можно сказать об убийстве, совершенном в радостный для всех людей праздник Рождества Христова?! Это свидетельствует о нравственной деградации общества. Само общество должно осознать, что индифферентное отношение к проблемам нравственности, к воспитанию молодого поколения оплачивается дорогой ценой для нации.

Возрастание совести

- Когда церковная жизнь перестанет пониматься большинством комментаторов, любящих подчеркивать, что Церковь отделена от государства, как духовная экзотика? Когда она действительно станет осью нашей общей жизни? Что для этого нужно и можно сделать?

С одной стороны, ответ на ваш вопрос прост. Поверхностный взгляд на Церковь уйдет тогда, когда религиозное мировоззрение станет органичной частью жизни каждого из нас. С другой стороны, мне сложно сказать, когда именно это произойдет.

Экзотикой церковную жизнь могут считать только те, кто судит о ней извне, кто не имеет опыта общения с Богом, кто не интересуется историей и культурой нашей страны. Для них действительно основным аргументом в рассуждениях о церковной жизни является тот факт, что Церковь в нашей стране отделена от государства. Но они то ли не могут, то ли не хотят понять, что Церковь как некий целостный организм, частью которого все мы, верующие люди, являемся, невозможно отделить от народа, оградить, загнать в рамки гетто - в прямом и переносном смысле. Самое яркое тому свидетельство - история Русской Церкви в XX столетии. Это была история страшных гонений и преследований за веру - с одной стороны, но в то же время - история величайшего подвига исповедничества тысяч и тысяч новомучеников.

Для того чтобы духовные истины заняли свое место в нашей жизни, каждому из нас нужно приложить усилия к этому. А самым верным путеводителем в этом духовном возрастании является совесть, которую Отцы Церкви называли голосом Божиим в душе человека. Если мы сможем согласовать все наши поступки и мысли с голосом совести, если мы не дадим этому голосу замолчать у нас в душе, но будем прислушиваться к нему, то, я уверен, богатейшие духовные традиции нашего народа возродятся. А вместе с ними духовно возродимся и мы сами, и наше Отечество.

Мы вместе

- Что бы вы могли пожелать читателям в праздник Крещения?

Радость и мир, ниспосланные Господом нашим Иисусом Христом, переполняют наши сердца в эти дни. И я от всей души поздравляю вас, дорогие мои, с радостным праздником Крещения Господня, равно как и с прошедшим Рождеством Христовым.

Еще недавно, каких-нибудь пятнадцать лет назад, подобная радость в душе православного человека была бы немыслима. Но сегодня мы - вместе: Церковь и общество - государственное руководство, военачальники и деятели культуры, врачи и учителя, промышленники и предприниматели, политики и журналисты. Дай Бог, чтобы эта общность не ограничивалась праздниками. Ведь духовное возрождение России, служение благу людей конкретными делами - это задача и Церкви, и власти, и всего народа.