Ростовский кремль история. Один из прекраснейших в России – кремль Ростова Великого. Сколько стоит вход

В тихий Ростов Великий, осиянный ореолом былой славы, приезжает куча туристов, и для большинства из них целью является Ростовский кремль. Вот и мы неторопливо шли к нему, стараясь по пути рассмотреть каждый дом: вот интересный фасад, тут симпатичное серенькое дощатое крылечко, у этого замечательные резные наличники… Все имеет тот вид, как во времена минувшие и стоит там, где стояло в старину – чем не музей? Саня с Катей шли чуть впереди по неширокой ростовской улице, о чем-то переговаривались и смеялись, я шла молча. Их Ростов еще не околдовал, а я уже ощутила чудесную силу этого небольшого городка, в котором каждый шаг и каждый взор – прикосновение к великой истории.


Вместо вступления

Полукругом Окружной улицы отмечена граница исторического Ростова Великого. Обойти это полукольцо неспешным шагом можно за час. Внутри него, в виде несколько деформированной девяти лучевой звезды, находятся фортификационные укрепления из земляных валов.


Как ни удивительно, но в древнем Ростове серьезных оборонительных укреплений не имелось, потому-то так сильно пострадал город во времена смуты. Прошло немного времени, восстановился порядок, но в памяти все еще были свежи воспоминания о пережитых ужасах. Тяжесть перенесенных невзгод заставила город при первой возможности заняться их строительством.

Для сооружения крепостных укреплений пригласили иностранного спеца - ван Роденбурга из Голландии, поскольку рельеф топкой ростовской местности похож на ландшафты Нидерландов. Под начало энергичного военного инженера поставили около тысячи человек. И строительство системы рвов и насыпей голландской земляной крепости было закончено за три года - к 1634 году.

Город теперь защищал наполненный водой ров, невысокий привалок и за ним шел вал, высотой девять метров. Есть сведения, что под валами были проложены потаенные подземные ходы.

Но, к счастью, городу не довелось испытать на деле их защитную функцию.

В приличном состоянии укрепления дошли до нашего времени. Объективно говоря, никакой особой красоты в них нет. Тем не менее они представляют собой памятник федерального значения. Знатоки говорят, что историческая ценность их не уступает самому Ростовскому кремлю.


Перед чудом русской культуры

Улицы старого города сходятся к озеру Неро, поэтому попасть к кремлю – жемчужине в глубине ростовской крепости – не составит труда даже человеку, в первый раз попавшему в Ростов. Считается, что это никакая ни цитадель, а всего лишь мирная обитель служителей Божиих, а именно митрополитов – представителей высшей ступени в .

Расположенный перпендикулярно к берегу озера, кремль Ростова Великого на плане представляет собой неправильный прямоугольник. Он со всех сторон окружен крепостными стенами с одиннадцатью башнями:

  • Пять круглых угловых.
  • Две четырехугольных дозорных.
  • Четыре круглых у въездных ворот, их еще называют «фланкирующими». Это можно было бы не писать, но мне очень понравилось незнакомое слово – флан-ки-рующий. Что-то послышалось в нем такое изящное и испанское (я сейчас как раз смотрю испанский сериал про Изабеллу Кастильскую).

Башни отличаются по форме и отделке. У них разная форма кровель – «кубоватая» и фигурные шатры. Сверху они крыты серебристым .


Все вместе – башенные завершения, пятиглавия храмов и островерхие дымники образуют впечатляющую картину града Китежа.

Крепостные стены с бойницами тянутся почти на километр. Сделаны они таким образом, что по их крытым переходам и галереям можно обойти весь кремль Ростова Великого и попасть, не ступая на землю, в любое здание – терема, митрополичьи палаты, Кафедральный собор и любую из пяти церквей.

Конечно, поездка в Ростов Великий интересна в любое время года, но надо помнить, что зимой на крепостные стены не пускают, они открыты для посещения с мая по октябрь.


Хотите войти внутрь? В таком случае запомните две вещи:

  1. Ростовский музей кремль работает с 10 до 17, и попасть в него можно только в эти часы. Если вы, конечно, не остановились в Доме на погребах. Тогда – в любое время.
  2. В Ростове Великом существует несколько входов в кремль, но главным считается вход через изогнутые – коленчатые – ворота храма Иоанна Богослова.

Что можно посмотреть в Ростовском кремле?

  1. Стены и башни.
  2. Старинные храмы Кремля.
  3. Сооружения Митрополичьего двора - жилые и хозяйственные здания.
  4. Музеи, маленькие музейчики, разнообразные экспозиции - как постоянные, так тематические. Произведения древнерусской и русской живописи, графики, скульптуры, оружия, фонды керамики и фарфора, ростовской финифти.


Ростовский Кремль схема

Площадь его относительно небольшая, что-то около двух гектара. Но не обольщайтесь: чтобы обойти весь музей-заповедник ростовского кремля и все посмотреть, нужны ни часы, а как минимум несколько дней. Или посмотреть что-то выборочно. А потом еще не раз приехать сюда.

Для себя мы выбрали вариант, что смотрим не все, а выборочно, ну а летом, очень возможно, приедем еще раз.

Территория его разделяется стенами на три, относительно самостоятельные, части:

  • Ближе к озеру Неро находится Митрополичий сад.
  • Центральная часть - Митрополичий или Архиерейский двор.
  • Соборная часть.


Радостный и лучезарный ансамбль Ростовского кремля поразительно красив – откуда бы вы ни смотрели на него. Хорош со стороны Соборной площади с видом на ворота с круглыми башнями с куполами и надвратную Воскресения Христова церковь. Но со стороны Неро открывается совершенно сказочная панорама с кремлем в центре и по бокам монастырями: слева - Спасо-Яковлевским, а справа - Авраамиевым.

Мы начали с экскурсии по Соборной части Ростовского кремля, но рассказ получился большой, пришлось поместить его в отдельный пост, читайте его .


Внутри митрополичьего двора

Я нисколько не пожалела, что наше знакомство с кремлем произошло зимой. Серый день придал всему особый колорит: как-то особенно сурово и величественно смотрелись крепостные белые стены, возвышенно и строго устремлялись к небу поблескивающие серым лужением главы и кресты церквей.

Мы спустились со звонницы, купили билеты в кассе и через вторые Святые ворота, что под церковью Вознесения Господня, прошли на центральную часть кремля. Если выбрать другой вход – через ворота в церкви Иоанна Богослова Ростовского кремля – разницы нет никакой: попадаешь на ту же парадную площадь в центре древнего епископского двора.

Его украшает пруд. Летом в нем плавают утята, а сейчас на нем был каток, рядом горка с прокатом удобных санок-ватрушек. Садишься на такой надувной круг, с дыркой посередине, и - ватрушка летит вниз. Рядом с горкой красуется наряженная елка и забавные фигуры изо льда. Атмосфера царит праздничная – разрумянившиеся дети, скатываясь, радостно вопят.


Катя остановилась и смотрит на нас умоляюще. По притягательности музеи Ростовского кремля вчистую проигрывают зимним забавам.

Дочка остается кататься, а мы идем смотреть музей, посвященный истории Ростова в Государских хоромах. Потом направимся в Белые палаты и музей церковных древностей, далее в планах музей финифти.


Итак, оставив Катю, мы отправились к красивой лестнице со столбами-кубышками, подпирающими свод, уже готовые погрузиться в исследование… Было ужасно скользко. Ветер сдувал нас и других посетителей с каменных ступеней парадного крыльца, каждый шаг был как подвиг! Словно он не желал делиться сокровищами, спрятанными в палатах. Но мы были упорны, и преграду преодолели.

Но тут столкнулись с суровой действительностью: хочешь в музеи Ростовского кремля - для этого в каждый купи билет. Причем не на месте, а у центрального входа в кремль Ростова Великого. На языке завертелось какое-то невообразимое слово.

Пришлось вернуться и выполнить необходимую последовательность: сначала деньги, потом стулья, то есть билеты. Вроде бы цены за удовольствие не кусаются, например, посетить музей финифти стоит 70 рублей, музей церковных древностей – 50 рублей, но сумма все-таки набегает. По понятной причине единый билет за 500 рублей брать не стали.

Получив вожделенные розовенькие билеты, мы вернулись на исходное место и поднялись к мечте по тем же скользким ступеням.

Катя катается, а мы смотрим… Экспозиции музеев небольшие, но интересные. Описывать их не буду, это дело долгое и неблагодарное, смотреть надо своими глазами.


История Ростовского кремля – бесценного сокровища Ростова Великого

Ростовская епархия была создана почти сразу после Крещения Руси - в 991 году. Ее епископы долгими столетиями управляли духовной жизнью паствы на огромной территории Ростовского края. Центр епархии до 1788 года находился в Ростове Великом.

В 1589 году утвердилось патриаршество, и на Руси появилось сразу 4 митрополии – в Москве, Казани, Новгороде и Ростове. С того момента ростовские епископы стали носить титул митрополитов.

В 1664 году в городе произошло невероятное событие: из Москвы вернулся в Ростов митрополит Иона III. Да не просто так вернулся, а в опале. Быть бы ему патриархом вместо чересчур властолюбивого Никона, да сумел он рассердить кроткого царя Алексея Михайловича. За что и поплатился ссылкой.

А возвратившись в Ростов, Иона Сысоевич не тужил о порушенной блестящей карьере, а зажил беспечально, словно над ним лишь одна власть царя небесного и нет никакой другой.

Сорок лет он возглавлял митрополию и тридцать лет из них возводил на месте бывшего скромного и разрозненного Архиерейского двора свой, обнесенный высокими стенами с красивыми башнями, многочисленными белокаменными храмами и чудными палатами, да обустраивал близлежащие монастыри – Борисоглебский, Варницкий, Яковлевский и другие.


Работа по возведению изысканного и грандиозного ансамбля Ростовского кремля, началась в 1664 году со строительства монументальных Святых ворот и надвратной церкви Воскресения. Вместе с началом строительства митрополии, начал и город Ростов расти и богатеть. Кстати, собственно кремлем-то его стали называть лишь с XIX века, а до того – только Архиерейским домом.

Главной страстью ростовского Ионы III были колокола и звоны. Знаменитая на весь мир Ростовская звонница с колоколами, включая знаменитый благовест «Сысой» – его детище.

Работы в Ростовском кремле заканчивал преемник Ионы Сысоевича - митрополит Иоасаф. Результат их трудов заслуженно приобрел бесспорную славу жемчужины архитектуры.

В 1788 году епархиальный центр переводится в Ярославль, значимость города резко падает, для Ростова наступают грустные времена.


А еще говорят купчины толстопузые…

После переноса митрополии, оставшийся без хозяйского присмотра замечательный архитектурный ансамбль Ростовского кремля стал ветшать и разрушаться. В нем поместились соляные и винные склады, ледники, какие-то лавки. Засорили центральный прудик.

А ведь предупреждал в свое время юродивый Иону Сысоевича, строившего митрополию по образу «града райского», говорил, что лишь голуби да воробьи жить в нем будут. Да кто ж мог тогда этому поверить?

И вот появились проекты сноса его и строительства на этом месте гостиного двора и торговой ярмарки.

За сбережение кремля - низкий поклон ростовскому купечеству, которое предпочло сиюминутной торговой выгоде сохранение для будущих поколений прекрасной каменной сказки в городе. Купцы выделили деньги на реставрацию кремля и на создание в нем музея ростовских древностей.

Тучи над городом встали

Сейчас мало кто об этом помнит, но в 1953 году над нашей страной прошел на редкость мощный смерч, который нанес колоссальные разрушения. Товарные вагоны с кирпичами швыряло с места на место, скручивало рельсы.

А самое страшное было то, что траектория стихии прошла прямо через ростовский кремль. Состояние его, представшее перед госкомиссией, не поддается описанию. Даже купола с храмов сорвало и забросило в озеро. Но к счастью, музей-заповедник Ростовский кремль был восстановлен и сейчас посетители даже не догадываются о беде, что случилась в тот далекий год.


Какие здания находятся на Архиерейском дворе

Жилые и хозяйственные здания – эти слова не очень сюда подходят. Красота кремлевских построек такова, что говорить о них можно только как о палатах каменных. Палат много – целый лабиринт. А там – путаница коридоров, разноуровневых переходов, неожиданных выходов на террасы.

Из коих палат - главные:

  • Большое двухэтажное здание белого цвета, которое называется Красной палатой или Государскими хоромами. Украшает хоромы роскошное крыльцо, увенчанное двумя шатрами.
    Предназначена палата была для российских царей на время пребывания их в Ростове.
    Сейчас в нем находится археологическая экспозиция, выставки фарфора, керамики и финифти, плюс ресторан.
  • Иераршие палаты, вплотную примыкающие к кремлевской стене. Тут проживали митрополиты и здесь хранилась казна митрополии.
  • Здание Судного приказа. Сейчас в нем несколько кремлевских музеев. Музей, куда мы обязательно пойдем - музей финифти.
  • Желтый Самуилов корпус - назван так по имени построившего его архиепископа Самуила. В этом помещении Митрополичьих палат сейчас находятся служебные помещения музея, краеведческая экспозиция, картинная галерея портретами ростовский купцов и дворян. Еще здесь впечатляющий музей древнерусского искусства с иконой странного святого с песьей головой - словно египетский бог Анубис.
  • Дом на погребах, в котором сейчас гостиница. Под ним, в полуподвале, изначально располагались обширные погреба, давшие имя строению.
  • Здание торжественной трапезной - Белая палата. Некогда богато и красиво отделанная, теперь она утратила былую роскошь. Здесь находится выставка церковных древностей, положившая основу всему музею-заповеднику ростовского кремля.


Церкви ростовского кремля

Собор и пять церквей находятся на его территории.

Создавший Ростовский кремль митрополит Иона Сысоевич, похоже, был человек властный, привыкший последнее слово оставлять за собой. Смотрите сами – обычно иконы писали на досках и вставляли в каркас церковного иконостаса. Вздумалось поменять икону – пожалуйста, никаких затруднений. Здесь же создатель Иона III распорядился делать иконостасы фресковыми, значит, поменять что-либо в его видении церковных событий, запечатленных на стенах – непросто.

В росписях всех кремлевских церквей проходит тема Христа, но в каждой свои события с соответствующим эмоциональным настроем.

До нас дошли не все фрески того времени, лучше всего они сохранились в церквях Воскресения, Иоанна Богослова и Спаса на Сенях.

Молочно-белые белила, светлый голубец, торжественная киноварь, тихое сияние золотистой охры, палевые переливы, фон цвета глубокого кобальта - сочные и чистые цвета фресок выглядят такими, какими были в конце XVII века. Сказочные видения росписей взмывают под купол, они повсюду, их освещает натуральный свет.


  1. В церкви Воскресения контрастное сочетание нижней части, богато украшенной изразцами и кирпичным узорочьем и аскетичного верха почти без украшений.
    На фресках – земная жизнь Иисуса, его страсти и воскресение.
  2. Домовая церковь митрополита – храм Спаса на Сенях, стоящий на высоком подклете.
    Внутреннее пространство в нем поделено золоченой аркадой на две неравные части.
    Две трети отведено месту, с которого ведет службу митрополит. Оно возвышено восемью ступенями так, что каждый молящийся, опускаясь на колени, словно склоняется к ногам ведущего службу - священство выше царей.
    На фресках тема Божьего суда, перед которым равны все.
    Между церковью и покоями митрополита на высоте второго этажа, как напоминание о райских кущах, висячий сад с цветами и ягодными кустами.
  3. Изысканная надвратная церковь Апостола Иоанна Богослова – нарядно украшена богатыми изразцами, вкрапленными в архитектурные детали, устремлена ввысь своим пятиглавием.
    Великолепные фрески - понимающие люди говорят, что Сикстинская капелла по сравнению с ними – отдыхает.
    На них картины Апокалипсиса, житие Иоанна Богослова, прославление Богоматери, картины райского бытия, птицы и цветы.
  4. Церковь на фундаменте бывшего Григорьевского монастыря - во имя Григория Богослова.
    Пятиглавая, белая и симпатичная, но оформлена гораздо скромнее: нет у нее ни богатых наличников, ни изразцов, ни колончатого пояса. Внутренняя отделка – середины XVIII века.
  5. Красивая церковь с одной главкой в честь иконы Божией Матери «Одигитрия». Что означает слово Одигитрия и почему так называется икона можно посмотреть вот .
    Колонки, резные наличники – ах, как хороша! Плоская поверхность храма расписана таким образом, что выглядит граненой. Мне она напомнила оформление .
  6. Но без сомнения, самое сильное впечатление производит величественный Успенский собор вместе с принадлежащей ему звонницей.

Так как здесь жили митрополиты, то не удивительно, что на территории находится много церквей. Большинство из них – летние, только тогда можно увидеть их внутренние убранство.

В церквях ростовского кремля сейчас тоже расположены музеи.


Пойдемте в сад – там райский уголок

Между Красной и Белой палатами находится низенькая и узкая калитка. Она ведет в Митрополичий сад. Здесь находится симпатичная церковь Григория Богослова и большой яблоневый сад и огород.

Спеет невиданных размеров капуста! Деревья ломятся от вкусных яблок! Когда же они поспевают, их выкладывают на специальный стол, где каждый желающий может выбрать себе плод по вкусу.

Нам не удалось ни яблочка отведать, ни даже посидеть на широких скамьях в саду, но зато мы в Садовой палате с удовольствием напились горячего душистого чая из смородины и трав, выращенных здесь же. Согрелись! Чай подают в граненых стаканах с подстаканниками, из пузатого самовара льют кипяток, предлагают варенье из плодов своего сада, пряники и пирожки с вишнями.


Вопросы и загадки кремля в Ростове Великом

Бесценное сокровище – кремль Ростова Великого – порождает у ученых и знатоков-краеведов не только благоговение и восхищение, но вопросы. Уж слишком много неясного с его возведением.

Во-первых , почему бессмертный шедевр зодчества возведен как мощная крепость?

Не очень-то похоже все это на исключительно «декоративное» оформление кремля, сколько бы не говорили об этом. Существует и другое мнение, согласно которому была возведена полноценная крепость. Кирпичики для стен шли весом по восемь килограмм, всего их пошло почти 20 млн.штук. В массивных неприступных стенах есть ряды амбразур, варовые щели, они могли укрыть за собой тысячи воинов. Все имеющиеся потенциально слабые места при реальной угрозе могли быть легко ликвидированы.

А тогда возникает еще один интересный вопрос. Какой имело смысл возводить такое сооружение в городе, находящемся в самом центре государства, да еще при отсутствии прямой военной опасности? Обороняться - от кого?

Что было на уме его создателя? Загадочный человек был митрополит Иона Сысоевич…


Во-вторых , строительство длилось 30 лет – на какие же средства оно велось?

Считается, что оплачивалось оно исключительно реальными доходами Ростовской митрополии. Но так ли это?

Немного вспомним. Над Ростовом прокатились бедствия Смуты, разграблены все церкви города. Следом за ними нагрянула страшная эпидемия чумы. Город к 1654 году совсем обезлюдел и захудал.

А через 10 лет начинается грандиозное строительство владычного двора.

Известно, что Петр I в 1691 году берет из кладовых митрополита 15 пудов серебряной утвари, а затем митрополия выплачивает в казну сумму просто неподъемную - в 15 тысяч рублей. Да и колоколов на храмах и на знаменитой звоннице Иона Сысоевич не лишился. Почему? Тоже откупился?

Конечно, ростовская митрополия была богата, но ведь не настолько же. Сколько ни тратят, ее финансовое положение только улучшается, «не скудеет добро». Не нашел ли Иона Сысоевич те самые легендарные ростовские сокровища? Не они ли позволили возвести уникальный Ростовский кремль?


Про «икру заморскую баклажанную»

Мы спускаемся по лестнице, мимо нас со смехом пробегает пара – парень и девушка, одетые с исторические костюмы…

В начале 1970 годов в Ростовском кремле были сняты некоторые эпизоды фильма «Иван Васильевич меняет профессию». Теперь желающие могут воссоздать сюжет со своим участием: облачившись в боярскую шубу или надев кокошник с роскошной русой косой, или вооружившись стрелецкой алебардой. Выбор есть!

Музейщики рассказывают, как появилась эта забавная традиция. Съемки фильма проходили с выдумками и шутками, рождавшимися экспромтом. Работали в атмосфере задорного веселья. В тот момент, когда снимался эпизод погони стрельцов за мошенником Жоржем Милославским и управдомом Буншей по стенам, появилась группа иностранных туристов с экскурсоводом.

Они абсолютно не подозревали о проходящих съемках. «Живьем брать демонов!» – азартно орали артисты в кафтанах, потрясая бердышами в руках. Восторги буржуинов по поводу оригинального погружения в прошлое, натолкнули музейных работников на мысль обзавестись нарядами и атрибутикой, как у Гайдая.

Это положило начало столь популярным сейчас костюмированным фотосессиям в отличных естественных декорациях, где так весело резвятся ряженые бояре…


И последнее

Россия – страна самобытная и уникальная, с богатым природным и культурным наследием.

В 2013 году проходил , в котором каждый человек мог проголосовать за какой-либо из семи сотен выдающихся памятников природы, архитектуры, культуры. Три тура шло голосование. Наконец, были названы десять равноправных победителей. И одним из них стал замечательный памятник русской культуры, самый красивый в России - кремль в Ростове Великом.

Рубрика: Россия ​

Ростовский кремль – один из самых красивых в мире – маковки церквей, белокаменные башни и стены выглядят как иллюстрации к «Сказке о царе Салтане» или былине «Садко». История Ростовского кремля началась в то время, когда в этих местах проживало финно-угорское население. Лишь позднее в X-XI веках в эти земли пришли славянские племена, основавшие здесь город.

Ростовский кремль - из истории

На реке Саре, впадающей в озеро Неро, еще во времена варягов было построено городище, названное Сарским. Позднее на этом месте поселились славяне, пришедшие в X - XI веках с северо-запада. Сохранились остатки укреплений Сарского городища, представляющие собой четыре вала, разделявшие поселение на три части.

Центр древнего Ростова находился приблизительно там, где сейчас расположены Успенский собор и крепость митрополии.

Здесь в 911 году была сооружена первая деревянная церковь, но христианство в этом крае распространялось очень медленно. Так, первые епископы Феодор и Иларион были вынуждены спасаться от своей паствы бегством, а в 1071 году местные язычники убили ростовского епископа Леонтия, причисленного впоследствии к лику святых.

Успенский собор в Ростове Великом

Первый каменный храм - Успенский собор был построен при Андрее Боголюбском в 1161 – 1162 годах на месте деревянной церкви. Новый построенный храм простоял лишь три десятилетия, после чего разрушился. Успенский собор восстанавливался в течение 17 лет, работы начались при князе Константине Всеволодовиче, а закончились при его сыне – князе Васильке.

В 1408 году в Ростове произошел сильный пожар, не пощадивший многие храмы, в том числе и Успенский собор. Спустя три года, благодаря усилиям архиепископа Вассиана, храм был перестроен, он стал пятиглавым. Для его оформления Вассиан пригласил талантливых мастеров, среди которых был и знаменитый живописец Дионисий.

Успенский собор связан со знаменательными событиями и самыми почитаемыми именами:

  • По преданию, былинный витязь Алеша Попович, погибший в первой битве русских воинов с монголами на Калке, был сыном настоятеля Успенского собора
  • В 1314 году здесь происходит крещение отрока Варфоломея, будущего преподобного Сергия Радонежского
  • В начале XVIII века в храме читал проповеди святой Димитрий Ростовский
  • В 1894 году в соборе служил литургию Святой праведный Иоанн Кронштадтский
  • В 1913 году в Успенском соборе на богослужении молился последний царь из династии Романовых Николай II и будущий Патриарх, архиепископ Ярославский и Ростовский Тихон.

В настоящее время Успенский собор – действующий храм. Его ограда смыкается с кремлевской стеной.

Укрепления города в XIII – XIV веках

В 30-х годах XIII века Ростов Великий, как и большинство русских городов, имел укрепления в виде земляных валов с деревянными стенами и башнями. На территории кремля располагались белокаменный Успенский храм и Григорьевский монастырь, дворы князя и епископа, а за крепостными станами находились городские посады.

На подступах к городу с восточной стороны на берегу озера Неро в XI-XII веках был основан Авраамиев монастырь, огражденный деревянной крепостью, защищавшей город со стороны дороги на Ярославль. Позже рядом с Ростовом были основаны еще два монастыря:

  • Петровский, расположенный к северу от Авраамиева, построенный в XIII веке
  • Яковлевский, защищавший город с западной стороны, сооруженный в XIV веке.

Нашествие хана Батыя

Зимой 1238 года, как и многие другие русские города, Ростов был захвачен и сожжен монголо-татарами. Вместе с тем, его жители своевременно покинули город и укрылись на севере края. По сравнению с Владимиром, Суздалем и Москвой, город меньше пострадал и быстрее смог восстановиться после разорения полчищами хана Батыя.

Правящий в то время 29-летний князь Василько во время битвы на реке Сити попал в плен к ордынцам. Он отказался принять их веру, перед смертью молился за христиан и благодарил Бога, что умирает славной смертью мученика. Его вдова воспитала двух отважных сыновей Глеба и Бориса.

В последующие годы местные князья старались не вызывать ханский гнев и часто имели в своем окружении знатных татар.

Князь Глеб Васильевич выкупал в Золотой Орде многих русских из плена, а Борис Васильевич с риском для жизни восемь раз ездил в Орду, чтобы оградить Ростов от новых бед.

В 1253 году Ростовский епископ Кирилл посетил ордынского хана Берке и силой молитв вылечил его больного сына. На обратном пути в Ростов племянник хана догнал Кирилла и пожелал принять христианскую веру. По прибытию в Ростов, его окрестили под именем Петр.

Позже князь Борис побратался с крещеным татарским царевичем Петром - родственником ханов Батыя и Берке.

Благодаря такой политике, город меньше страдал от нападений ордынцев. Так, один из потомков царевича Петра, воспользовавшись своими родственными связями с ордынскими ханами, спас Ростов от нападения татар.

Вместе с тем, Ростов также испытал все тяготы того времени: обиды от ордынских послов и притеснения со стороны московских князей, выколачивавших из города средства на уплату ордынских поборов.

Присоединение Ростова к Москве

Постепенно княжество мельчало и делилось на уделы. Пользуясь слабостью местных правителей, московские князья прибирали к рукам разделенные земли. Первым приобрел часть княжества Иван Калита, а последний удел был куплен в 1447 году Иваном III.

Более того, из-за стремления к власти сам Ростов в 1320 году был разделен на две части между братьями Константином и Феодором Васильевичами. В результате в 1409 году Усретинская часть города, принадлежащая Федору, была выкуплена Великим князем Московским Василием I а в 1474 году Иоанн III приобрел Борисоглебскую часть у Константина. Так Ростовская земля полностью была присоединена к Московскому княжеству.

Строительство кремля

Долгое время в Ростове не было надежных оборонительных сооружений - земляные валы и деревянные укрепления не могли противостоять врагу. Но поскольку город находился в центре страны и до него не доходили крымские татары, а с запада - литовцы, шведы и немцы, вопрос о строительстве новых укреплений не был первостепенным.

Из-за отсутствия надежной обороны Ростов пострадал во времена смуты: он был выжжен и разорен.

Поэтому после того, как порядок был установлен, под руководством голландского инженера Роденбурга соорудили новые земляные укрепления в виде насыпей и рвов. Валы имели девять углов и трое ворот - Фроловские, Борисоглебские и Петровские.

К 50-70 годам XVII столетия крепость находилась далеко не в лучшем состоянии, в связи с чем в центре города началось строительство белокаменного сооружений митрополичьей резиденции.

В 1664 году в город приехал митрополит Иона и в течение 30 лет по его заказу строилась знаменитая Ростовская митрополия, известная под названием «Ростовский кремль».

Ростовский кремль

Митрополит Иона вложил весь свой талант и энергию в сооружение Ростовского кремля. По его плану, Митрополичий дом должен был стать русским Ватиканом. За три десятилетия на равнинном берегу озера Неро был создан величественный архитектурный ансамбль. После смерти Ионы строительные работы велись под руководством митрополита Иоасафа.

В центре сказочной панорамы возвышаются купола и башни, а завершают картину два монастыря: справа - Авраамиевский, слева - Яковлевский. Построенный ансамбль является воплощением мастерства нескольких поколений ростовских зодчих.

Все строения кремля соединялись между собой крытыми переходами и галереями, по которым можно было пройти в шесть церквей и Кафедральный собор, а также в терема и палаты.

В 1788 году митрополию перенесли из Ростова в Ярославль и великолепный архитектурный ансамбль оказался брошенным и стал разрушаться.

В связи с этим инженер Бетанкур предложил ликвидировать кремль, а на его месте построить гостиный двор. К счастью, этот проект не был осуществлен. В конце XIX века на средства купцов Ростова была проведена реставрация зданий прекрасного архитектурного ансамбля и открыт музей церковных древностей.

В настоящее время в церквях разместились отделы музея, где можно увидеть церковную утварь и финифть, фарфор и керамику.

На территории Ростовского кремля сохранились следующие строения:

  • Надвратная церковь Иоанна Богослова 1683 года
  • Красная палата, построенная в 1680-е годы
  • Церковь Григория Богослова 1680-х годов
  • Церковь Одигитрии построена в стиле нарышкинского барокко в 1693 году при митрополите Иосафе
  • Митрополичьи хоромы, возведенные в 1660-е годы
  • Церковь Спаса на Сенях 1675 года
  • Судный приказ, здание построено в 1660-х годах
  • Дом на погребах XVII века
  • Белая палата
  • Святые ворота и Надвратная церковь Воскресения Христова 1670 года
  • Успенский собор, возведенный в 1512 году
  • Звонница 1682 года
  • Гостиный двор, построенный в 1830-е годы
  • Церковь Спаса на Торгу, возведена в 1654 – 1690 годы.

Ростовский кремль поражает своей красотой.

Крепость имеет одиннадцать башен, покрытых лемехом, отличных по форме и отделке. Пять из них угловые, четыре воротные и две дозорные.

Со стороны площади особенно великолепным выглядит фасад, где расположены Святые ворота и надвратная Воскресенская церковь, две круглые башни с куполами. Со стороны озера Неро Ростовский кремль выглядит более строго и сурово.

Белые стены и высокие башни крепости отделяли резиденцию митрополита от остальной части города. За крепостными стенами находились каменные палаты и белокаменные многоглавые храмы.

Звонница Ростовского кремля

Одна из достопримечательностей Ростова – звонница, построенная в 1682-1687 годах рядом с Успенским собором. Звонница была знаменита своими 13-ю уникальными колоколами, каждый из которых имеет яркое имя, например 500-пудовый «Лебедь», 1000-пудовый «Полиелейный» или «Голодарь», звонивший во время Великого поста.

Среди колоколов был и весивший 2000 пудов колокол «Сысой», звон которого раздавался далеко за пределами города. Свое название он получил в память об отце митрополита Ионы, построившем звонницу. Только один язык «Сысоя» весил больше тонны.

Со строительства звонницы началась знаменитая колокольная традиция Ростова.

В 1883 году выполняется первая реставрация старинных памятников, а в 1953 году, когда мощный ураган повредил многие храмы, были вновь проведены восстановительные работы.

На Руси только два города называли Великими: Новгород – северную столицу Руси и Ростов. История Ростовского кремля хранит память обо всех поворотах судьбы русского государства. Это город-первопроходец, познавший и славу и унижения. Возможно, Великим его называют потому, что был он одним из крупных городов своего времени.

Ростовский кремль (Митрополичий двор) — бывшая резиденция митрополита Ростовской епархии, расположенная в центре Ростова Великого на берегу озера Неро. За митрополичьим двором закрепилось название «кремль», хотя оно спорно.

В истории мировой культуры известны семь чудес света, являвшиеся в представлении античного общества наиболее прославленными и совершенными достопримечательностями, созданными руками человека. В истории культуры Ростова Великого таких «чудес», известных не только в России, но и в мире, три: Ростовский кремль, ростовские звоны и ростовская финифть.


Надвратный храм - Церковь Воскресения Господня.

Возведение Ростовского кремля - этого бесценного сокровища Ростова Великого - до сих пор остается для меня событием загадочным, необъяснимым. И не только для меня. У многих, кто впервые видит Ростовский кремль, возникает вопрос: для чего в центре русского государства, которому в то время не грозила прямая военная опасность, была возведена такая мощная крепость? Но не менее интересно и другое - на какие средства ростовский митрополит Иона Сысоевич на протяжении тридцати лет занимался этим грандиозным строительством? В своей книге «Ростов» М.Н.Тюнина так ответила на этот вопрос:

«Ростовская митрополия была богатым феодалом. По переписи 1678 года ей принадлежало 16118 крепостных, много земли, леса, соляных варниц, различных угодий и вотчин в уездах: Ростовском, Ярославском, Белоозерском, Велико-Устюжском, Вологодском и других. Для управления ими была создана особая система со штатом в 269 человек. Помимо этого, огромные доходы давали церковные службы, часовни, крестные ходы, кружечные сборы у мощей, икон, вклады богатых людей».

Когда Иона Сысоевич возвращается в Ростов после конфликта с царем, сразу же приступает к строительству митрополичьего двора, больше похожего на крепость. Однако высказанное выше предположение, что он хотел бросить здесь открытый вызов царю, кажется слишком смелым. Есть в этом предположении и другое - так сказать, архитектурное противоречие, на которое в книге «Ростов Великий» обратила внимание М.Н.Тюнина.

На первый взгляд, стены Ростовского кремля действительно похожи на крепостные - в них имеются бойницы, варовые щели, по крытым переходам можно было обойти все одиннадцать башен кремля: две дозорные со смотровыми вышками-стражницами, четыре фланкирующих и пять угловых. Всё как в настоящей крепости, однако Ростовский кремль - не военное сооружение. В те годы, при наличии достаточно сильной артиллерии, фортификация крепостей была уже другая. Вспомним, к примеру, Петропавловскую крепость в Санкт-Петербурге, построенную чуть позже Ростовского кремля. Вот она уже отвечала всем требованиям новой фортификационной науки.

Однако на это замечание можно возразить, что Иона Сысоевич не мог открыто строить современную военную крепость, это сразу вызвало бы подозрения, вот он и использовал старинную архитектуру, чтобы сбить с толку. Но тут следует внимательно приглядеться к стенам Ростовского кремля, обратить внимание на линии боя. Подошвенные бойницы в стенах имеются, а в башнях - отсутствуют. Средней линии вовсе нет, а линию верхнего боя в башнях продолжают окна с наличниками. Окна пробиты и в стенах, под дозорными башнями раньше были даже широкие проездные ворота. Какая же это крепость, если в ней столько слабых, незащищенных мест?

Доводы убедительные, но их тоже легко опровергнуть: в случае военной опасности все эти «слабые места» можно было легко ликвидировать.


Но главное состоит не в том, можно было использовать Ростовский кремль в качестве военной крепости или нет. Патриарх никогда не стал бы воевать с царем. Тем более что к тому времени, когда Иона Сысоевич начал возводить митрополичий двор, Никон,его покровитель,уже официально был лишен патриаршего звания и не мог представлять для царя какой-то реальной угрозы. Как умный и образованный человек, Иона Сысоевич не стал бы посвящать свою жизнь призрачным химерам. Просто это был созидатель по натуре, а богатейшая Ростовская митрополия, которой принадлежали обширные угодья и cвыше полутора десятков тысяч крепостных, позволила ему осуществить его грандиозный архитектурный проект. Вот и всё объяснение, почему в Ростове вырос митрополичий двор, столь похожий на крепость.



Соборная площадь



Ростовский кремль был построен в 1670—1683 гг., по единому замыслу заказчика — митрополита Ионы Сысоевича. Это замысел предполагал создание рая в полном соответствии с библейским описанием: окруженный стенами с башнями райский сад с зеркалом пруда в центре.





Надвратная церковь Воскресения, один из входов на Митрополичий двор.


Звонница Успенского собора



Колокола, в которых запутался Иван Васильевич Бунша, и которыми Жорж Милославский доигрывал "Подмосковные вечера". Вспомнили фильм "Иван Васильевич меняет профессию?"


Под самые большие можно залезть и встать во весь рост. Таблички умоляют не звонить, так что подвиг Милославского остался неповторённым.




Большая часть дошедших до нас зданий кремля была построена много позже собора, в основном, в период правления митрополита Ионы (1652-1690 гг.), который оказал значительное влияние на формирование художественного облика этих сооружений. Так, по его замыслу около 1682г. к юго-востоку от собора была построена звонница. Тогда же московские мастера Филипп и Киприан Андреевы отлили для звонницы два огромных колокола: "Полиелейный" в 1000 пудов и "Лебедь" в 500 пудов. Позже, в 1688 г. мастером Флором Терентьевым был отлит большой колокол в 2000 пудов, получивший имя "Сысой",в память об отце митрополита Ионы. Специально для этого колокола возвели дополнительный башнеобразный объем, примкнувший к северному фасаду прежней звонницы. Он несколько нарушил стройность общей композиции соборной площади, но в то же время придал ей большую живописность. Ценно, что на звоннице полностью сохранился набор из 15 колоколов.


Строительство центральной части кремлевского ансамбля началось с формирования парадного двора, который постепенно окружили в основном культовые и административные здания. Одним из первых здесь в 50-бО-е гг., XVII в. строится двухэтажный корпус Судного приказа. Часть корпуса в XVII в. занимало одно из важнейших учреждений митрополичьего двора -- Судный приказ, который помимо судебных функций был во многом и центром общего управления епархией.


После того, как в 1787 г. митрополия была перенесена из Ростова в Ярославль, Ростовский митрополичий двор утратил значение и постепенно обветшал. Богослужений в храмах ансамбля не велось. Архиереи были готовы продать ансамбль на слом. Однако благодаря просвещенному ростовскому купечеству и на средства купечества в 1860-е и в 1880-е гг. архитектурный комплекс был отреставрирован.


По инициативе А. А. Титова, И. А. Шлякова в октябре 1883 г. в Белой палате кремля был открыт Ростовский музей церковных древностей, с 1886 г. принял под свое покровительство наследник Российского императорского престоле, будущий царь Николая II. В 1910 г. Государственная дума законодательно закрепила общероссийский статус музея, постановив отпускать из казны деньги на его содержание.


Многие памятники ансамбля были повреждены в результате смерча 23 августа 1953 года. Позднее все они были отреставрированы.


По состоянию на осень 2010 г., общественная организация Фонд имени святителя Григория Богослова, при поддержке патриарха Кирилла добивается передачи комплекса Ростовского кремля Русской Православной Церкви.

В октябре 2010 г. губернатор Ярославской Области C.A. Вахруков выступил с заявлением о передаче музея-заповедника «Ростовский кремль» церкви, с выселением музейных фондов в новое здание, и созданием в помещениях кремля архиерейской резиденции и «Всероссийского центра венчания и крещения»


Схема отсюда:http://www.bellabs.ru

Этот проект, однако, вызвал критику со стороны специалистов по охране и изучению объектов искусства, так и массовый протест горожан.

Успенский собор


В 2013 г. Ростовский кремль вошел в десятку "Символов России", победив в медиаконкурсе "Россия-10".




Успенский собор — бывший (до конца XVIII века) кафедральный собор Ростово-Ярославской епархии. Расположен в непосредственной близости с Ростовским кремлём. Имеет отдельно стоящую звонницу. Вместе с Кремлём, построенным позднее (в конце XVII века), образует единый центральный архитектурный ансамбль города, вид на который особенно примечателен со стороны озера Неро.



Успенский собор в Ростове Великом считается первым христианским храмом Залесской Руси.




Собор расположен в историческом центре города. Время строительства первого деревянного храма на этом месте неизвестно. Однако в 1160 году он был уничтожен пожаром. В следующем, 1161 году, по повелению Великого князя Владимирского Андрея Боголюбского была начата постройка белокаменного здания, которое было разрушено пожаром 1204 года. Новая постройка заняла 17 лет. Очередной сильный пожар случился в 1408 году, рухнули своды и глава собора. После чего он был вновь восстановлен из белого камня.


Современная кирпичная церковь была построена в 1508—1512 гг. Точной даты строительства источники не сохранили, потому исследователи предлагали различные датировки. М. А. Ильин присоединялся к мнению Н. Н. Воронина, который связывал последнюю значительную перестройку с 1587 г., с созданием Ростовской митрополии, которой руководил Варлаам, и необходимостью придать центральному собору митрополии подобающий вид. Принятая ныне датировка 1508—1512 гг. обоснована А. Г. Мельником и подтверждена косвенными летописными источниками. В декоративном оформлении кирпичного храма использованы резные белокаменные элементы предыдущих построек.


Предпринятое в конце XVII века митрополитом Ионой Сысоевичем поблизости с собором широкомасштабное строительство Ростовского архиерейского двора, который сейчас обычно именуется кремлём, затронуло некоторыми переделками и собор. В частности, главы приняли новую форму, с южной стороны храма было пристроено нарядное крыльцо-паперть, обращенное в сторону выхода из кремля и служившее для торжественного входа в храм митрополита, следующего из своей резиденции.


После переноса центра епархии в Ярославль ростовские храмы без надлежащего ухода ветшали. Крупные работы по приведению их в порядок были выполнены в начале XIX века.


После революции Успенский собор был передан в пользование общине, а впоследствии закрыт, но не был разрушен.

23 августа 1953 года мощный ураган сорвал купола и крыши многих храмов в центре города, в том числе и Успенского собора. После этого в Ростове начались масштабные реставрационные работы, которыми руководил В. С. Баниге. В процессе реставрации в облике собора были ликвидированы некоторые наслоения.


В частности, невыразительная четырёхскатная кровля было заменена позакомарным покрытием, близким к оригинальному. Однако была сохранена луковичная форма глав времен митрополита Ионы, замену их на шлемовидную форму признали нецелесообразным, так это нарушало стилевое единство с комплексом кремля. В ходе реставрационных работ в соборе были произведены раскопки, которые позволили обнаружить в нижних ярусах белокаменную кладку XII века. В 1991 году собор и звонница были переданы Русской Православной Церкви

В соборе покоятся многие правящие архиереи Ростово-Ярославские с XI по XVIII век, в том числе и Иона Сысоевич, митрополит, чьими заботами был создан архитектурный облик Ростова.

Собор, вместе с построенной позднее звонницей, расположен на примыкающей к Кремлю площадке, обнесенной невысокой кирпичной оградой, построенной в XVIII веке. Проход через ограду — через «Святые ворота» (1754 г.) сводчатый проезд в башенке, состоящей из двух восьмериков на четверике.


Пятиглавый собор сложен из кирпича, а цоколь и выступающие лопатки — из белого камня. Имеет многочисленные декоративные элементы: аркатурно-колончатые пояса, горизонтальные тяги-филенки и др. Высота Собора с крестом достигает 60 м.

Архитектура собора во многом схожа с Московским Успенским собором, она тесно связана с традициями Владимиро-Суздальского зодчества. Пятиглавый храм расчленяется монументальными лопатками на три и четыре прясла, которые заканчиваются килевидными закомарами. Узкие окна, типа бойницы, расположены в два яруса, между ними на середине высоты проходит аркатурный пояс, придающий изящество и легкость монументальному сооружению. В этом пояске проявляется уже влияние московской архитектурной школы.

Главы расположены на высоких световых барабанах, также украшенных аркатурами и горизонтальными филенками. Главки в древности имели другую форму, но при постройке ростовского кремля они были перестроены в стиле всего ансамбля. Кровля здания проходит по закомарам, первоначально она была выполнена из черепицы или лемеха, но сейчас заменена на жестяную на кружалах, повторяющую старую форму.

В летописях сохранились указания о каких-то живописных работах в 1589 году. В 1659 году роспись собора начала артель мастеров С. Дмитриева и Иосифа Владимирова. Работы тянулись долго и в 1669 году к ним подключились костромские мастера Гурий Никитин и Сила Савин. Пожар в 1671 году, поновление фресок в 1779 году и новая роспись в 1843 году уничтожили эти работы. При реставрации в 1950-х годах были обнаружены фрески XVII века, а в некоторых местах за иконостасом и более старые XVI века.

В нижней части стен, которая сохранилась от белокаменного храма, профессором Н. Н. Ворониным обнаружены фрагменты росписи XII века.

Сохранился иконостас в стиле барокко, выполненный в 1730—1740-х годах. Аналогичный иконостас имеется в Горицком монастыре Переславля-Залесского.

Церковь иконы Божьей Матери Одигитрии


Церковь Одигитрии — одна из церквей на Ростовском архиерейском дворе (кремле). Построена в 1692—1693 годах, чуть позже, чем другие здания ансамбля Архиерейского двора, при преемнике Ионы Сысоевича митрополите Иоасафе. Является представителем стиля московского барокко.Последнее по времени самостоятельное сооружение Архиерейского двора

Церковь расположена в северо-западном углу Ростовского кремля и примыкает к стене, окружающий двор. Она строилась, когда стены уже были завершены, и строителям пришлось предпринять специальные усилия для того, чтобы церковь не смотрелась инородно. Церковь прямоугольная в плане (вытянута с востока на запад) и двухэтажная. Лишь верхний этаж использовался как церковь. По периметру второго этажа проходит открытый балкон, что существенным образом отличает церковь Одигитрии от других храмов Ростова, в которых обустроены галереи. Внешние стены раскрашены треугольным орнаментом, издали создающим ощущение рельефа. Раскраска была произведена много позже строительства церкви.


Интерьер церкви также существенно отличается от других ростовских зданий. На сводах и стенах церкви Одигитрии выполнено в общей сложности 20 лепных картушей необычной формы.


Сразу после постройки картуши были расписаны. Ко второй половине XIX века, когда Ростовский Архиерейский двор пребывал в упадке, состояние росписей существенно ухудшилось, и в 1912 году, к приезду Николая II в Ростов, они были поновлены. Затем, между 1920 и 1950 годами, стены церкви вместе с картушами были побелены, и росписи, соответственно, сильно повреждены. В 2001—2003 годах они были открыты, проведена их реставрация.



Церковь Спаса на Сенях


Церковь Спаса на Сенях — домовая церковь Ростовских митрополитов в Ростовском архиерейском доме. Особенностью постройки является: высокий подклет, восьмискатное перекрытие. Вход расположен на гульбище соединяющееся с Самуиловым корпусом, которое служило жильем для митрополитов. Церковь была расписана ростовским попом Тимофеем и ярославскими мастерами Дмитрием Григорьевым, Федором и Иваном Карповыми. Внутри интерьер отличает аркада опирающиеся на золотые столбы.


Надвратная Церковь Иоанна Богослова
Церковь Иоанна Богослова была построена в 1683 году. Эта надвратная церковь является одним из последних храмов времён митрополита Ионы. Исследователи отмечают, что этот памятник истории и архитектуры выглядит более нарядным, чем другие церкви Кремля.








Церковь Вознесения (Исидора Блаженного).
Один из самых древних ростовских храмов (1566, колокольня - XVIII в.)



Общий вид Кремля с колокольни Всесвятской церкви с северо-запада. Ростов Великий, 1911 г

Сушила на погребах.

По другую сторону от центрального двора возвышается большой корпус митрополичьих хором, возведенный при митрополите Ионе примерно в 50 -- начале 70-х гг. XVII в. Он с самого начала предназначался для жительства митрополита, а также для хранения его богатейшей казны. Часть помещений занимал Казенный приказ, ведавший всеми финансовыми делами епархии. До конца XVII в. корпус оставался двухъэтажным. Позже надстроили третий этаж, а в конце XVIII в. здание получило новый декор в духе классицизма. Ныне лишь орнаментальный пояс, типичный для второй половины XVII в., да узкие окна первого этажа, восстановленные реставраторами 1920-х гг., напоминают о древнем облике сооружения.


Ионинская комната в Ростовском музее.


В одном ряду с митрополичьими хоромами располагается комплекс Государских хором (70-80-е гг. XVII в.) или, как его еще называют, "Красная палата". Здание отличается живописной компоновкой объемов, каждый из которых завершен особой крутой кровлей. Еще большую живописность Государским хоромам придает великолепное крыльцо, увенчанное двумя шатрами. Нынешний облик Красная палата получила после капитальной реставрации, проведенной в 1960-х гг.

Портрет отца свт. Димитрия Ростовского. Надпись вверху: Отецъ новоявленнаго чудотворца митрополита Ростовскаго святителя Христова Димития. Внизу: Ава Туптало былъ сотникъ Киевский и жилъ въ нижном Киеве городе от рождения ста трехъ летъ вдень Богоявления Господня втретьем часу дня представился в тысячя семь сотъ третьем году погребенъ вкиевском кириловскомъ монастыре вкоторомъ и ктиторомъ былъ отецъ.

Столовая или Белая палата имеет традиционную для XVI-XVII вв. одностолпную конструкцию. Интерьер хорошо освещают довольно широкие оконные проемы, украшенные так называемым "висячим каменьем"
. Здесь митрополит Иона устраивал торжественные трапезы.

Портрет Ионы III, Митрополита Ростовского, строителя Ростовского кремля и Белой Палаты, писанный при жизни святителя в XVII в. Фотография С. М. Прогудина-Горского в Ростовском музее, 1911 год.

На протяжении 70-80-х гг. XVII в. постепенно, начиная от церкви Воскресения, строятся крепостные стены и башни
митрополичьей резиденции. Мастера снабдили их всеми атрибутами крепостного сооружения, в частности, бойницами подошвенного, косого и верхнего боя. Однако богатство декоративного убранства башен, которые, подобно обычным палатам, имеют широкие окна с наличниками, свидетельствуют, что крепость с самого начала не имела военного значения. Несомненно, в первую очередь она призвана была наглядно продемонстрировать величие Ростовской епархии одной из крупнейших в России.


Изразцовая печь в "Княжьих теремах" Ростовского Митрополичьего двора (XVIII) в Кремле

В 200 километрах от Москвы расположен - город с легендарными историческими памятниками на берегу озера Неро. Добраться от столицы до него можно поездом с Ярославского вокзала всего за 3 часа.

От вокзала Ростов-Ярославский до самой известной достопримечательности города, Ростовского Кремля, идти порядка 20 минут по прямой улице Луначарского.

На подходе ориентиром послужат купола Кафедрального собора Успения Пресвятой Богородицы. Они уверенно возвышаются над малоэтажной застройкой исторического центра Ростова Великого.

Пройти к Успенскому собору можно через Святые врата Соборной площади 1754 года постройки.

То есть, через калиточку возле Святых ворот.

Успенский собор - старейшее сохранившееся здание Ростова, он построен в 1508-1512 гг. на месте своих белокаменных предшественников ХII - ХIII веков.

К юго-востоку от храма находится Соборная звонница, построенная по замыслу митрополита Ионы к 1682 году. На звоннице полностью сохранился набор из 15 колоколов.

Большинству обычных российских туристов эта звонница известна как "Та самая, из фильма "Иван Васильевич меняет профессию".

Справа находится надвратная церковь Воскресения Христова, перед которой стоят две крепостные башни.

Также к стене пристроена небольшая башенка - колокольница.

Церковь Воскресения Христова, как и большинство остальных зданий комплекса, построена по замыслу митрополита Ионы Сысоевича, организовавшего строительство Ростовского кремля - резиденции митрополитов Ростовских.

Для того чтобы попасть в Воскресенскй церковь, нужно войти на территорию музея.

Основной вход на территорию Ростовского Кремля - надвратная церковь Иоанна Богослова.

Так как Ростовский Кремль является музеем, в проходе под храмом расположены кассы на вход и сувенирная лавка.

Церковь Иоанна Богослова в Ростовском кремле построена в начале 1680-х.

В церкви сохранились исторические фрески, завершенные в 1683 году.

Помимо традиционных для этого времени сюжетов, стенопись включает в себя житийные циклы апостола Иоанна Богослова и святителя Авраамия Ростовского - одного из первых просветителей и крестителей Ростовской земли.

Из храма можно пройти на стены Ростовского Кремля.

Реставрация все ещё продолжается.

Со стен виден Митрополичий сад.

И садовая башня.

В Митрополичьем саду расположена церковь Григория Богослова существовавшего ранее здесь Григорьевского монастыря.

Между постройками открывается вид на Воскресенскую церковь и Успенский собор.

А также на церковь Одигитрии.

Галерея ведет в Белую столовую палату, в которой расположена музейная экспозиция.

Рядом с Белой столовой палатой стоит Церковь Спаса Нерукотворного Образа.

Церковь Спаса являлась домашним храмом митрополита Ионы (кстати, единственный храм комплекса с позолоченой главой). Построена она была в 1675 году.

Стены храма украшают росписи, выполненные ярославскими мастерами.

В центре ростовского Кремля расположены Митрополичьи хоромы (1650-1660 годов постройки), ведь Ростовский Кремль являлся резиденцией митрополитов Ростовских.

Сбоку от Митрополичьих хором - Водяная башня.

На неё можно подняться по деревянным лестницам.

И увидеть лучшую панораму Ростова Великого.

Церковь Иоанна Богослова.

Будто сказочные серебряные купола Воскресенской церкви, Успенского собора и звонницы.

Расписная церковь Одигитрии.

Пока не до конца распустилась листва - виден даже пруд.

Церковь Григория Богослова, озеро Неро, а в правом углу - купола .

В другую сторону открывается неоднозначный пейзаж, где белоснежные стены храмов соседствуют с развалинами.

Cлева купол церкови Рождества Пресвятой Богородицы Рождественского монастыря, а справа приписная церковь Николая чудотворца на Подозерье, построенная в 1745 году.

Чуть в стороне - Церковь Спаса Всемилостивого на Торгу.

А вокруг, естественно, торговые ряды.

Но взгляд все время возвращается к серебристым куполам.

Это вид на те же купола снизу.

Уже упоминавшаяся выше церковь Воскресения христова, вход в которую открыт (по билетам).

Тут также сохранились исторические фрески.

Рядом с Воскресенской стоит церковь иконы Божией Матери "Одигитрия" 1693 года постройки.

Здание судного приказа 1650-1660 года, который помимо исполнения судебных функций был и центром общего управления епархией.

За деревьями - Митрополичьи кельи на сушилах и погребах

Сейчас тут располагается сувенирная лавка и гостиница.

Сушила на погребах - 1670-1680 гг.

Тут даже сохранился старый покосившийся колодец.

Вообще же по замыслу Митрополита Ионы Сысоевича Ростовский кремль должен был быть подобием рая в полном соответствии с библейским описанием: окруженный стенами с башнями райский сад с зеркалом пруда в центре.

"Райским садом" он был до 1787 года, когда архиерейская кафедра была перенесена из Ростова в Ярославль.

Время все разрушает. Здания потихоньку обветшали. Богослужения в храмах не велись. Постройки были заняты под хозяйственные нужды.

Комплекс в середине 19 века хотели пустить под снос, но ростовское купечество изыскало средства на реставрацию зданий.

В 1883 году тут открылся Ростовский Музей церковных древностей.

В 1918 году он переименован в Ростовский Государственный музей древностей, в 1934 в Краеведческий музей.

Несмотря на музейный статус, к 1950 году здания Ростовского кремля были наполовину заняты иными организациями, складами и квартирами. Сверх того, 24 августа 1953 года на Ростов обрушился сильный смерч, из-за которго постройки Ростовского кремля были существенно повреждены.

Началась реставрация и постепенный вывод иных организаций из Кремля. С организацией в 1959 г. Ярославского архитектурно-художественного музея-заповедника, Ростовский музей становится его филиалом, а в 1969 г. обретает статус самостоятельного музея-заповедника.

Указом Президента Российской Федерации от 24 января 1995 года № 64 музей-заповедник «Ростовский кремль» включен в государственный свод особо ценных объектов культурного наследия народов России.

Интересно не только побывать в Ростовском кремле, но и обойти его вокруг стен.

Здесь будет сооружен памятник ростовскому князю Василько (1209 - 1238), защитнику земли Русской, павшему в битве с татарами при реке Сить.

Но самое главное, найдя путь между частными постройками, тут можно подняться на крепостной вал...

И увидеть Ростовский кремль со стороны.

Хороших путешествий!

2015, 2016 Мочалов Артём

Одно из самых красивых сооружение Золотого кольца ; бывшая резиденция митрополита. Построен в допетровское время в лучших традициях русского оборонного зодчества, хотя имеет больше декоративный характер. Ростовский кремль вошел в по версии нашего сайта.

Каждый, кто путешествует по Золотому кольцу, непременно хочет побывать в этом живописном комплексе. В связи с тем, что он долгое время являлся резиденцией митрополита Ростовской епархии, за кремлем закрепилось другое название - Митрополичий двор. Строили его митрополите Ионе Сысоевиче во второй половине XVII века.

С переездом митрополии кремль был заброшен. За его реставрацию взялись в XIX веке. В целом ансамбль состоит из владычного двора и Соборной площади с Успенским собором. Данная площадь является старейшей в городе, а пятиглавый храм был возведен в XVI веке на месте более древней деревянной церкви.

Помимо этого, до наших дней сохранились Святые ворота, церковь Спаса Нерукотворного, 11 башен и много других построек. Есть свидетельства, что в одном из древних храмов кремля был крещен Сергей Радонежский.

На территории комплекса находится музей-заповедник, в котором хранится крупнейшая в России коллекция финифти, а также Запрестольный крест XVI века. В настоящее время Ростовский кремль считается одним из наиболее ценных памятников культуры и находится под охраной государства.

Территориально достопримечательность расположена на берегу пресноводного озера Неро. Ворота открыты для посетителей с 10 часов утра. Добраться в Ростов можно как из Москвы (на поезде), так и из Ярославля (на электричке или автобусе). Интересный факт: во дворе Ростовского кремля были отсняты некоторые сцены из известного кинофильма «Иван Васильевич меняет профессию».

Фото достопримечательности: Ростовский кремль