Оградительные крестные ходы россии. Вам запомнились какие-то яркие случаи? История Крестный ход России

С возрождением в нашей стране духовной жизни вернулась и благочестивая традиция многодневных крестных ходов. С каждым годом их число в различных епархиях возрастает, но особо выделяются пять молитвенных шествий, для участия в которых тысячи православных людей съезжаются со всей России и даже из-за границы. Проходят крестные ходы летом, и в некоторых можно еще успеть принять участие в этом году.

Великорецкий крестный ход

Самый древний и самый многочисленный из многодневных крестных ходов в России

Маршрут: от Серафимовского или Успенского собора города Вятки (Киров) до Никольского храма села Великорецкое и обратно

Главная святыня – Великорецкий образ святителя Николая Мирликийского, обретенный в 1383 году на берегу реки Великой. В 1400 году икона была перенесена в город Хлынов (позднее – Вятка), и вот уже более шести веков ежегодно образ на один день приносят крестным ходом на место его чудесного явления. Первоначально ход совершался водным путем, на лодках и плотах, с конца XVIII века идет по берегу пешком. В 2000 году Патриаршим указом ему присвоен всероссийский статус. Ночевки – в поле. Главное событие хода – Литургия, которая совершается 6 июня у места обретения чудотворной иконы.

Крестный ход с Владимирской Оранской иконой Божией Матери

Маршрут: от Богородицкого мужского монастыря в селе Оранки (Нижегородская область) кольцевым маршрутом по сельским дорогам через города Вад, Шатки, Первомайск, Лукоянов, Гагино, Бутурлино, Перевоз

Главная святыня – Владимирская Оранская икона Божией Матери, обретенная в 1634 году в месте, именовавшемся «Орано поле» близ Словенской горы. Впервые крестный ход с этим образом был совершен в 1771 году по благословению епископа Феофана (Чарнуцкого) во избавление Нижнего Новгорода от эпидемии чумы. С тех пор совершался ежегодно в летнее время вплоть до 1917 года. Традиция возобновлена в 2004 году, при этом дата начала и маршрут из года в год несколько меняется. В пути ежедневно совершается Литургия в храмах населенных пунктов, по которым проходят паломники. Ночевки – в поле.

Большой Волжский крестный ход

Июнь – июль – около 800 км, несколько тыс. паломников

Самый продолжительный и протяженный из ежегодных многодневных крестных ходов

Маршрут: от истока Волги (село Волговерховье, Ольгин монастырь) через Климову гору, Нилову пустынь, Осташков, Торопец, Торжок, Ельцы, Ржев, Зубцов, Тверь, Удомлю, Конаково, Дубну, Кимры, Кашин. Завершается ход в городе Калязине.

Главная святыня – ежегодно меняется в зависимости от посвящения. В этом году XIX Волжский крестный ход посвящен 350-летию обретения мощей преподобного Нила Столобенского, и по маршруту пронесут ковчег с частицей мощей святого и его чудотворный образ.

Крестный ход проводится с 1999 года. Ежедневно в храмах по маршруту следования совершаются вечернее богослужение и Божественная литургия. В большинстве населенных пунктов, через которые следуют крестоходцы, готовятся торжественные мероприятия. Завершается ход молебном у памятника преподобному Макарию Калязинскому и фестивалем духовной музыки.

Казанский крестный ход

Июнь – июль, около 600 км (из них более 100 км пешком), около 1 тыс. паломников

Маршрут: от ярославского Казанского женского монастыря через Введенский Толгский монастырь по левому берегу Волги до города Романова-Борисоглебска (Тутаев), затем до Рыбинска, по Рыбинскому району и обратно по правому берегу через Романов-Борисоглебск в Ярославль.

Главная святыня – Ярославская Казанская икона Божией Матери (список иконы, таинственно исчезнувшей в 1930 году из рук большевиков-богоборцев). Крестный ход совершался с 1761 года до переворота 1917 года. Традиция возобновлена в 2002 году. Пять лет назад маршрут продлен до Рыбинска. Ежедневно в храмах, через которые проходит путь, совершается Божественная литургия. Часть маршрута паломники проезжают на автобусах.

Иринарховский крестный ход

Третья или четвертая неделя июля, 60–70 км, около 3 тыс. паломников

Маршрут: от Борисоглебского мужского монастыря (поселок Борисоглебский Ярославской области) через села Павлово, Ильинское, Ивановское, Георгиевское, Зубарево, Давыдово до Кондакова. Завершается крестный ход у святого источника преподобного Иринарха Затворника. Год от года маршрут и расстояние незначительно меняются.

Главная святыня честные вериги преподобного Иринарха. Крестный ход совершается в память о насельнике Борисоглебского монастыря святом Иринархе, благословившем князя Дмитрия Пожарского на

Шапочка, плеть и вериги преподобного Иринарха Ростовского. Фото С. Прокудина-Горского, 1911 г.

борьбу с польскими захватчиками. Великий крестный ход от места пребывания и упокоения преподобного до места его рождения и освященного им источника стал совершаться сразу же по его блаженной кончине в 1616 году и не прерывался в течение трех столетий. При большевиках был запрещен. Возобновилась традиция в 1997 году по благословению архиепископа Ярославского и Ростовского Михея (Хархарова, † 2005). Во время пути паломники по особому благословению по очереди несут на себе святые вериги преподобного. Участники хода останавливаются в каждом встречающемся по пути храме, в том числе в разрушенных и заброшенных церквях, и совершают там молебны. Для местного населения прибытие Иринарховского крестного хода – один из главных праздников в году, к которому готовятся загодя.

Справка
Преподобный Иринарх, затворник Ростовский , родился в 1547 году в селе Кондаково в крестьянской семье. До 30 лет занимался торговлей, затем поступил в ростовский Борисоглебский монастырь. Здесь он принял подвиг затворничества и более трех десятков лет не снимал с себя вериг. На один год святой был вынужден оставить Борисоглебский монастырь и жил в Авраамиевом Богоявленском монастыре, где нес послушание келаря. Преставился ко Господу 13 января (ст. ст.) 1616 года.

Сегодня в Общественной палате Российской Федерации пройдет круглый стол «Крестоходчество как форма социальной консолидации и духовной мобилизации». О многодневных крестных ходах, буднях, быте и чудесах крестоходцев - беседа с Андреем Бардижем, организатором и руководителем пеших крестных ходов, в том числе и одного из самый длинных в истории России, участники которого в 2015 году прошли 2000 км по маршруту Севастополь-Керчь-Смоленск.

Христианство нужно выстрадать - здесь и сейчас

- Андрей, скажите, зачем люди идут в крестный ход? Какую задачу ставят перед собой?

Одна из задач многодневного крестного хода - сформировать общину. В маршрутах протяженностью менее 1000 километров община, как правило, не успевает сложиться. Если же нужно пройти 1500-2000 километров, все очень устают, и такие проекты не всегда оправданны. Это очень важный и интересный процесс, когда совершенно незнакомые люди разного возраста, приехавшие из разных регионов и епархий, представляющие разные сословия и профессии, начинают притираться друг к другу - и притираться во Христе. Они учатся молиться друг с другом, помогать друг другу, делиться последним, плечо подставлять, буквально «носить бремена друг друга». Это то, к чему нас призывают пастырские проповеди и хорошие книги. На практике, к сожалению, это встречается не так часто, а в крестном ходе это происходит каждый день, каждую минуту. И поскольку всё делается на пределе сил, сразу видно, кто есть кто на самом деле.

Если человек идет с молитвой, трудится в поте лица, стирает ноги в кровь, отдает Богу свои силы и время, бескорыстно, добровольно жертвуя тем, что у него есть, это сопоставимо с подвигом ношения вериг, со столпничеством. Как сказал в своей проповеди один архиерей, за участие в таком крестном ходе, за терпение добровольных страданий и скорбей во славу Божию Бог прощает многие грехи.

Конечно, любое участие - хорошо, но, согласитесь, есть разница: поясной поклон сделать или с покаянными слезами сотню земных. В этом деле каждый участвовал самыми разными способами - своим временем, ногами, молитвой, деньгами, пирожками, кто-то давал ночлег с баней… Господь ценит не то, что нам легко дается, а наши усилия. Вот за них, за молитвенный труд в терпении и смирении и дается Богом право всякому человеку что-либо вымолить у Него. Чем больше сделано усилий, тем ощутимей результат.

- Иногда крестными ходами называют комфортные поездки на автобусе и экскурсии…

Думаю, что не совсем правильно называть такие мероприятия крестными ходами. Вообще за 15 лет существования крестных ходов в России сформировались разные традиции в разных местах, в разных епархиях, не всегда, на мой взгляд, правильные. Сложно пересадить одну и ту же традицию на другую почву. Она не приживается. Одно дело - идти несколько дней, и совсем другое - несколько недель или месяцев. Это то же самое, что пригласить человека, который недавно научился кататься на велосипеде по двору, участвовать в ралли «Париж-Дакар». Тут совсем другой масштаб, другие напряжения, от человека требуются иные усилия. Есть ведь разница: приехать и пожить в монастыре несколько часов или тяжело трудиться в нем месяц, два, три.

Но ведь большинство людей имеют семьи, работают, и у них нет ни времени, ни сил участвовать в долгом и масштабном крестном ходе.

Согласен. Как правило, у людей на такие многодневные проекты действительно нет времени, но они могут пойти в однодневные крестные ходы (например, в Екатеринбурге). А другие люди могут пойти и в пятидневные, как, например, Великорецкий или Иринарховский крестный ход. В них принимают участие десятки тысяч людей, но там и отдача другая.

- А молодежи много в крестных ходах?

Как правило, основные участники - это не молодежь. Нынешней молодежи это не по силам. У молодых и потребности нет, и осознанной необходимости, отсутствует понимание цели и смысла крестного хода. Неспроста нашим участникам нередко за 50, 60 и даже 70 лет. Они видели жизнь, знают цену словам и делам. Некоторые из них смотрели смерти в глаза. Но они снова и снова выбирают крестный ход как самое значимое дело в их жизни. Чтобы понять, надо самому попробовать и пережить - выстрадать. Здесь ненужный пафос и пустые разговоры проходят быстро, появляется реальная оценка себя, своей жизни и, возможно, новая, правильная цель. Христианство нужно выстрадать, причем не усилиями прежних поколений, а здесь и сейчас - каждому из нас. Одними беседами и фотографиями не обойтись.

С молитвой о мире

- Расскажите, пожалуйста, как создается маршрут.

Любой крестный ход должен иметь актуальную тему, логичное начало и конец, вписываться в разумные временные рамки, идти по новым населенным пунктам и, по возможности, вдали от федеральных трасс. Много всего приходится учитывать. Когда мы с Божией помощью планируем маршрут, никогда не знаем о том, пройдем ли мы его до конца, преодолеем ли все трудности, которые будут на пути, все невзгоды, непогоду. Например, в 2004 году всё лето шли дожди, а 2010 год был, как вы помните, очень жарким. Бывает, не сразу складывается весь маршрут. Вот и в 2015 году он долго «не давался», даже Севастополь и Смоленск появились не сразу. Была задумка пройти с молитвой о мире вдоль границы с Украиной, а когда, как и где пройти - вопрос.

Кстати, мы беседовали с митрополитом Смоленским Исидором о том, что неспроста делегация Смоленской митрополии годом ранее оказалась в Крыму на празднике Покрова Божией Матери, ведь у нас икона Покрова! Думаю, это Промысл Божий - пройти по местам боёв Великой Отечественной вдоль границы с Украиной из Севастополя в Смоленск, где в кафедральном соборе находится икона Божией Матери «Одигитрия», которая много столетий является путеводительницей для нашего православного люда.

Идя крестным ходом, человек меняется

- В крестном ходе Севастополь-Смоленск участвовали опытные крестоходцы?

Большинство участников были новичками из Крыма. На мой взгляд, в Крыму таких больших крестных ходов нет. Там ведь короткие расстояния - день, два, неделю может идти крестный ход, редко больше. За это время человек не успевает толком ни устать, ни заболеть, ни даже проголодаться как следует. Мы же шли не три дня, а больше трех месяцев. Тут нужен другой подход, другой запас прочности. У нас жесткая дисциплина, хоть и не армейская.

В этом крестном ходе участвовали и несколько военных, которые имеют свое представление о дисциплине и порядке. Хотя это русские православные люди, сначала с ними было очень сложно. К счастью, расстались мы друзьями. Здесь люди реально меняются в лучшую сторону. Это и есть покаяние.

По сложившейся традиции по окончании крестного хода я оставляю на столе блокнот и прошу тех, кто хочет принять участие в следующем проекте, оставить свой телефон и адрес. И почти все написали: и наши военные, и бабушки, которые с нами шли. Одну из них, старую знакомую, я дважды выгонял из крестного хода за непослушание. Для нее это была настоящая трагедия. Но она смогла найти в себе силы попросить прощения, покаяться и вернуться. И мы остались друзьями. Думаю, что все эти 65-70-летние бабушки (как, например, схимонахиня Серафима) пойдут в крестный ход снова.

- Как и с какой целью люди попадают в ваши проекты?

Мы предельно обнажены, мы приходим как есть, и оказывается, что нам от Бога ничего не нужно

Большинство людей приходят через «сарафанное радио», хотя иногда через сайты, соцсети, почту. Они снова и снова приходят к нам в поисках правды, которой им часто не хватает, - простой, понятной им правды. Мне кажется, что люди любят крестный ход за его искренность. В современной жизни слишком много расчетливости, лукавства, лжи, предательств, малодушия, пустых разговоров, выгоды. А здесь для этого нет почвы. Здесь мы получаем общение с единомышленниками и, что самое главное, дерзаем обращаться к Богу. Мы предельно обнажены, мы приходим как есть, и, оказывается, нам от Бога ничего не нужно, по большому счету.

Как это не нужно?! Почитайте молитвы - в них мы обычно просим здоровье, работу, жилье, какое-то благополучие для своих внуков, детей…

В крестном ходе оказывается, что есть вещи поважнее, здесь человек проявляется самым неожиданным для себя образом. Ты сам себе казался таким правильным и хорошим, ну просто очень православным, редко - в чем-то немножечко плохим. И вдруг, когда ты, сосредоточившись на деле, в постоянном напряжении идешь и молишься, преодолеваешь трудности непрерывного каждодневного пешего движения, независимо от погоды и самочувствия, ты неожиданно поворачиваешься к соседям, друзьям и самому себе какими-то новыми, не всегда хорошими гранями. Приходится меняться, учиться быть лучше - без этого здесь не выжить, не ужиться с другими, не пройти. Через покаяние с помощью Божией - меняемся.

- Вы сказали, что весь путь от Севастополя до Смоленска прошли 20 человек, а остальные люди сколько шли с вами?

В крестном ходе тысячи людей участвовали фрагментарно, то есть шли с нами час-два-три, иногда день-два. Были случаи, когда люди приходили на день, окунались в это, видели благотворное действие крестного хода и возвращались через время снова. Крестный ход завершился в день празднования иконы Божией Матери «Одигитрия». И мне на телефон и почту пришло много поздравлений от тех людей, которые как-то поучаствовали в крестном ходе. Писали, например: «Слава Богу, вы дошли! Мы смотрим канал “Союз”, читаем газеты православные, болеем за вас. Мы были уверены, что вы дойдете. Слава Богу, это случилось». Спрашивали о том, что будет дальше. Мы обсуждали возможные варианты развития событий с представителями Смоленской епархии. Окунувшись в этот проект, они неожиданно для себя, как мне кажется, увидели в нем то, что нужно им самим, нужно православным жителям Смоленска, Рославля, тех более мелких населенных пунктов, которые были на нашем пути. Никто из них не остался равнодушным. Это всех коснулось наилучшим образом - соединило друг с другом и с Богом.

- Вам запомнились какие-то яркие случаи?

В этом крестном ходе были два человека, не новички, участники наших прежних проектов. Один на Урале постоянно живет, второй в Москве. Они шли вначале недели две в Крыму, потом по необходимости уехали домой, а когда вернулись, оба сказали: «Мы вернулись в другой крестный ход». Тот же самый, с теми же людьми, но уже другими, изменившимися, ставшими чуточку лучше. Это очень серьезный, важный момент.

Тут Господь управляет, явно показывая, что Он всегда рядом

- Что заставляет одних и тех же людей принимать участие в крестных ходах?

Дорога на самом деле идет - в себя

Искание Бога и правды Его. Человек, который вошел в эту историю, уже зачастую не может из нее выйти, поскольку ничего подобного нигде нет. Это уже какое-то другое существование, рискну сказать - более правильное. Разные люди, священники из Москвы, из других крупных городов говорили не раз и не два, что вот они живут в городских условиях, где шум, страсти, городские проблемы, динамика, бег, суета. И они стремятся вырваться на крестный ход хотя бы на день-два, на неделю, чтобы пожить, подышать другим воздухом, другим духом. Тут дорога на самом деле идет - в себя. Но одновременно это движение проходит соборно, вместе. Здесь бывает очень трудно - до слез, до обморока, и ты - удивительно! - этому рад. Потому что - ради Христа делается, никак иначе.

Мы идем с Иисусовой молитвой, которая творит чудеса с людьми. Тому, кто искренне просит у Бога, Господь помогает. Он всегда рядом. На церковные праздники нередко мы приходим именно в тот храм, где есть придел или чтимый образ. Например, специально не планируя, на Троицу мы пришли в Троицкий храм города Азова. Праздник святого равноапостольного князя Владимира мы «случайно» встретили в посвященном ему храме в поселке Клетня на Брянщине. Тут Господь управляет, явно показывая, что Он всегда рядом, что Он с нами.

Именно поэтому настоящий пеший крестный ход - это огромная, колоссальная сила, как будто Знамя Победы пронесли. Это не нами придуманные слова, а реплика представителя администрации, маловоцерковленного человека со стороны. На него это так подействовало, он это так почувствовал, увидел. Я думаю, он увидел правильно.

- А бывает, что крестоходцы впадают в уныние?

Однажды во время другого крестного хода в одной из уральских епархий нас неудачно разместили на три ночи. Несмотря на предварительные договоренности, оказалось, что негде спать, стирать, лечить, кормить более ста человек. Первая мысль была идти до следующего населенного пункта, где всё было бы более-менее хорошо. Но это могло обидеть тех немногочисленных прихожан, которые нас здесь ждали. Мы подошли к городу, стоим, разговариваем. Размещаться негде. Вдруг останавливается машина, выходит человек и говорит: «Я дом построил, в котором никого нет. Собирался на той неделе переезжать. Абсолютно новый дом с пристройками, кухней, баней. Живите!» И мы в нем остановились на два дня. Это был такой неожиданный праздник с угощением от радушных хозяев! В крестном ходе мы мяса не едим, но шашлыкам и барбекю из осетрины были рады. Для хозяина дома это был тоже праздник, своеобразное освящение жилья, безусловно. Мы же в очередной раз ощутили явное присутствие Божие. Когда возникают какие-то проблемы, Он сразу же помогает.

Крестный ход как проповедь

- Крестоходцы чувствовали физическую усталость, пройдя 2000 километров?

Конечно. Но они потом понимают: это цена их настоящего воцерковления на пути к Богу. В крестном ходе каждый получает не только просимое, но даже более того. Люди приходят со своими чаяниями, проблемами, просьбами. Некоторые из них ими делятся. Но совместная молитва к Богу о мире, о Церкви очень здорово сближает. Молитва «Господи, помилуй» - это молитва и за Россию, и за Украину, и за весь наш церковно-христианский народ, да и не только христианский.

В крестном ходе Севастополь-Смоленск мы не могли миновать армянский поселок. А в одном из предыдущих крестных ходов проходили район компактного проживания татар, где нет православных храмов. Но мы смогли выстроить нормальные дружеские взаимоотношения с татарской и армянской общинами. В армянской церкви свое представление о христианстве - на наш взгляд неверное. Но это были наши сограждане, наши соотечественники, хорошие, добрые люди, которые, ожидая нас, готовили еду, топили бани, приносили из колодцев воду, чтобы нас напоить. Это было по-человечески искренне и здорово. Надеюсь, через это событие они по-другому станут относиться к Православию.

- А какого рода сложности бывают у вас?

Разные. Каждодневные физические нагрузки, отсутствие привычного комфорта и взаимопонимания, непрогнозируемые события (например, плохая погода). В крестном ходе бывают гордецы, достаточно радикально настроенные люди. Тут ведь открытое пространство для обсуждения, но и лечебница, исправительная колония, если хотите. Любой православный человек может получить благословение и участвовать в крестном ходе, выполняя основные минимальные правила: идти с Иисусовой молитвой, не пить, не курить… С другой стороны, это влечет за собой определенные сложности, потому что у каждого свои представления, убеждения, пристрастия в мелочах, свои какие-то крены в мировоззрении. Мы проходим по 8-10 часов в день, бывает и больше. Но для общения есть привалы, вечера, есть отдых в субботу и воскресенье. Часто возникают какие-то дискуссии на политические, экономические, но прежде всего, конечно, на духовные темы. Хорошо, когда человек не настаивает на своих заблуждениях, а стремится к истине. Очень важно, чтобы были толковые пастыри для общения и с участниками крестного хода, и с местным населением. Нужны хорошие книги для раздачи. Мы ведь часто ночуем в школах, особенно в тех местах, где нет церкви. С вопросами к нам приходят учителя, родители, старшеклассники. Если среди нас есть радикально настроенные люди, результат этих бесед не всегда бывает хорош. Но ведь Бог зачем-то дает каждому возможность совершенствования, спасения? Мы все обмениваемся опытом, какими-то знаниями.

- Бывали ли случаи, когда люди покидали крестный ход?

Одно дело - когда ты проповедуешь в интернете, лежа на диване, и совсем другое - в крестном ходе. Тут нужна особая ответственность!

Да, было два-три случая, когда пришлось попрощаться с теми людьми, которые отличались нецерковными взглядами, грубостью, неуместным радикализмом. К сожалению, никто не застрахован от ошибок, непонимания, заблуждений. Дома мы можем позволить себе гордо болтать на различные темы в интернете, лежа на диване. У нас свободная страна. Но когда ты начинаешь проповедовать от лица крестного хода, от лица Церкви, это гораздо серьезнее, и надо стараться быть ответственным человеком, ведь многие жители воспринимают информацию от крестоходцев как истину. И хотя крестный ход способствует искоренению глупостей, надо и самому стараться. Здесь нужна настоящая проповедь, а не самочиние, дерзость и упрямство.

Проверка на терпение

- С какими чувствами люди покидали крестный ход, если их выгоняли?

Нужно не только шаг универсальный сделать для всех, но вообще всю нашу жизнь подчинить ближнему

В любом случае, это огорчение. Человек шел с какой-то надеждой, с каким-то вопросом к Богу. Это ведь один из шансов, которые даются человеку, чтобы он себя испытал и поучаствовал в церковном деле. А человек не смог, разменялся на ерунду. Бывают разного уровня проблемы, разный запас прочности у людей и разные силы. Не всегда мы способны вынести особенности и диковинные причуды, упрямые привычки друг друга. Приходя в храм на Литургию, вы же не позволяете себе шуметь, болтать, грызть семечки, употреблять алкоголь, бряцать оружием? Относиться к крестному ходу нужно как к богослужению. Это не митинг, не концерт, не спортивное состязание или путешествие, а церковная служба. Конечно, всегда можно недолго потерпеть нецерковного человека в надежде на его исправление, но терпеть долго бывает сложно. Простой бытовой пример: кто-то может спать 6 часов в сутки, а другому и 8 часов мало. Первый встает рано, шумит, будит остальных и упрямо не хочет понимать своего мелкого вредительства. Вроде мелочь, но такая проблема есть. Нам нужно не только шаг универсальный сделать для всех, не только темп и ритм движения, но вообще всю нашу жизнь подчинить ближнему, создать удобный для всех режим. Это сложно.

К тому же мы проходим разные территории, благочиния. Одни близки к митрополиям, епархиям, где более-менее благополучная ситуация с храмами, есть хорошие священники, миссионеры, духовники. А есть и другие места, где нет церквей, книг, где нам приходится даже крестить людей.

Скажем, идя по Удмуртии и Уралу, в среднем мы проходили 30-40 километров в день. В крестном ходе 2015 года Севастополь-Смоленск расстояние между населенными пунктами было меньше и средний переход составлял 20-30 километров. Поэтому немного легче был организован быт. Но были другие проблемы. Мы выходили из Крыма весной, лето наступало нам на пятки, и жара дышала в затылок. Только вышли из Краснодарского края, из Ростовской области, а там сразу жара за 40 градусов. Слава Богу, мы вовремя ушли от жары, ведь двигаться в таком температурном режиме можно только ночью. А двигаться ночью в темноте сложно: это беспокойство для гаишников, для участников движения и т.д.

На одном корабле, который называется «Церковь»

- Все ли епархии оказались на высоте?

Искренне благодарю Смоленскую епархию, где на удивление толково все было организовано, хотя там не было опыта проведения крестных ходов. С самого начала верный тон задало деятельное участие многих священников Рославльского благочиния во главе с благочинным - отцом Михаилом. Несколько раз приходил к нам и отец Яков. Его друзья, родственники, дети принимали участие либо в самом крестном ходе, либо в нашем размещении, в организации быта. Это очень важный момент крестного хода, христианская жизнь как она есть: с настоящим гостеприимством, странноприимством, радушием. То, что мы, к сожалению, теряем в повседневном быту, тут чудесным образом реанимируется и живет.

В том, что Смоленская епархия оказалась на высоте, большая заслуга принадлежит секретарю епархии отцу Павлу и прежде всего митрополиту Смоленскому и Рославльскому Исидору. В своей проповеди он сказал, что крестный ход объединяет наш народ на всех уровнях, включая даже бытовой. Если раньше вы, например, не здоровались с соседом по улице, не замечали его, то, оказавшись в одном крестном ходе, поняли, что вы единомышленники, единоверцы. Вы прожили всю жизнь в одном населенном пункте, но только сейчас оказались на одном корабле, который называется «Церковь».

- А светские власти помогали?

Конечно. Во всех епархиях, где мы шли, очень многое делалось именно светскими властями. Они обеспечивали сопровождение на дорогах, размещение, питание, решение бытовых проблем, ведь людей нужно каждый день мыть, лечить, им нужно стирать. Приятной неожиданностью стало то, что многие представители власти лично участвовали в крестном ходе, шли рядом с нами с молитвой. Их никто не заставлял. Значит, они увидели здесь что-то настоящее. Поручение губернатора или начальника можно по-разному выполнить. Можно вложить душу или не вложить. Мне кажется, люди свою душу в это дело вкладывали. В итоге была решена одна из главных задач крестного хода - объединение всего общества. Наш крестный ход Севастополь-Смоленск достиг всех возможных целей, преодолев все препятствия, неприятности и сложности. И, дай Бог, чтобы по Божиему благословению при поддержке духовных и светских властей наше дело получило дальнейшее продолжение.

Крестный ход — это давно зародившаяся традиция верующих православных людей, заключающийся в торжественном шествии во главе со священнослужителями, которые несут хоругви, иконы, кресты и другие святыни. Он совершается вокруг церкви, из храма в храм, направляется к водоему или к другому объекту святыни православной. Крестные ходы проходят по разным случаям — во славу Иисуса Христа, почитаемых святых, церковных праздников. Они бывают: пасхальные, поминальные, освещение воды, погребальные, миссионерские и другие.

Крестные ходы стали частью жизни православного мира. Самые известные из них пасхальные, которые начинаются близко к полуночи. Пасха празднуется ежегодно и рассчитывается на каждый год отдельно. Критерием является день равноденствия весной и такого явления, как полнолуние. Первый воскресный день после этих явлений и будет днем пасхи.

Пасхальный Крестный ход — великое событие для православных, которые принимают участие в этом ходе. Основная суть — верующие, во главе со священнослужителями идут навстречу благостной весточке о воскрешении Христа. В это время в церкви звонят колокола. Участники шествия поют праздничные песнопения. Совершается крестный ход в ночное время с Великой Субботы на Светлое Воскресение. В соответствии с этим в 2019 году Крестный ход будет в ночь с 27 на 28 апреля, в 2020 — с 18 на 19 апреля.

В дни, когда проходят православные праздники, совершение крестного хода определяется общиной.

По сложившейся традиции Крестные ходы проходят во многих населенных пунктах: городах и селах и имеют определенную цель. Их перечень очень большой. Они приурочены к разным событиям и православным датам. Вот некоторые из них:

  • Великорецкий — проходит с иконой почитаемой Великорецкой Николая Чудотворца с 3 по 8 июня;
  • Калужский — с иконой Божьей матери, даты проведения: 28.06-31.07;
  • Курский — с иконой Божьей Матери Знамение Курской-Коренной 9 пятница по Пасхе;
  • Саратовский — проводится в честь памяти Российских новомученников и исповедников с 26.06 по 17.07;
  • Георгиевский — по местам славы и героической обороны Ленинграда с 5 по 10 мая;
  • Самарский — с иконой Божией Матери «Избавительница от бед» в Ташлу. Проходит в первый день Поста Петрова, продолжается 3 дня.

Крестный ход суть

Совершение крестного хода имеет всегда какую — то цель и проводится только с благословения архипастыря, архиерея. Крестный ход выражает народную единую веру, объединяет людей и увеличивает число верующих. Впереди хода несут фонарь, который символизирует Свет Божественный.

Несут Хоругви — выносные знамена, на которых запечатлены лики святых.

Иконы, Евангелие и всевозможные святыни несут священнослужители и верующие, которые участвуют в процессии. Крестные ходы освещают все вокруг — землю, огонь, воду, воздух. Молитвы людей, иконы, окропление святой водой, фимиам — оказывают священное действие на окружающий мир.

Причиной проведения Крестного хода может быть различной:

  • Крестный ход организуется конкретной церковной общиной и приурочивается к православному празднику или событию. Например, освещение храма или торжество в честь почитаемой иконы.
  • Пасхальный — в Вербное воскресенье, в течении светлой Седмицы.
  • Праздник Крещения Господня — в это время освещается вода.
  • Погребальные — процессия провожает покойного на кладбище.
  • Миссионерские, цель которых привлечение верующих в свои ряды.
  • Государственные праздники или мероприятия.
  • Чрезвычайные происшествия — войны, стихийные бедствия, эпидемии.
  • Крестный ход, происходящий в храме.

Шествие Крестного хода происходит относительно солнца против его движения. Староверы идут по часовой стрелке, т.е. по движению солнца. В зависимости от цели, крестный ход идет вокруг церкви, из храма в храм, к святыне, которую почитают. Крестные ходы есть короткие по времени, например на Пасху и многодневные, проходящие несколько дней.

В наш век технического прогресса Крестный ход может проводиться на вертолете или самолете священнослужителями, которые облетают над определенной территорией с чудодейственной иконой. 2 января 1941 года на самолет погрузили списки иконы Тихвинской Божьей Матери и облетели с ней Москву. Большая вероятность того, что именно этот облет остановил врага в наступлении на город.

История Крестный ход России

Со времен незапамятных ведет свою историю Крестный ход. Константину — императору Римскому во время битвы в 312 году, явилось знамение на небе в виде креста, надпись на котором была — Сим победиши!

Константин приказал изготовить знамена, на которых были изображены кресты, впоследствии названы Хоругвями.

Примером Крестных ходов на Руси послужила Константинопольская церковь. Обращение к богу всеобщей молитвой в случае бедствий и чрезвычайных ситуаций. Со времен Ветхого завета мы знаем, что были торжественные шествия. Город Иерихон и его осада — в книге Иисуса Новина написано: город покорится, если обходить его шесть дней с ковчегом завета. День седьмой знаменовался криками народа и стены Иерихона рухнули.

Церковь Христианская в первое время своего существования проводила тайные ночные шествия. Мощи православных мучеников переносились. В конце четвертого века Христианство было узаконено. Крестные шествия стали проходить открыто, чему православные радовались. В память мучеников проходили Крестным ходом по городам и селам с песнопениями и молитвами, посещали места Страстей Христовых. Литания, так назывались эти шествия.

Литания — перевод с греческого означает моление усердное.

Так же известен факт об Иоанне Златоусте, который завел правило Крестного хода, чтобы народ отвлекся от всякой ереси. Было это в 4-5 веке.

Одновременно с Крещением Руси пришла традиция проводить шествия — Крестные ходы. Освещение народа проходило на берегу Днепра, которое сопровождалось торжественным проходом с несением лика святых. С тех пор эта традиция стала регулярной. Крестные ходы проходили по разным случаям. Народ верил, что совершая шествие, читая молитвы под открытым небом, они призывают Господа Бога помочь в их бедствиях и бог слышит их и помогает.

Проведение Крестных ходов на Руси широко представлено в картинах русских художников. Вот некоторые из них:

Зайцев Е. Молебен на Бородинском поле

Б.М.Кустодиев

Н.К.Рерих

А.В.Исупов

И.Е.Репин

К.Е.Маковский

Великорецкая икона, краткая история с фото

История обретения иконы датируется 14 веком. Крестьянин села Крутицы, Агалков Семен, шел по своим делам и увидел в лесу сеяние. На обратном пути его опять привлек свет, который к себе манил. Не удержавшись, он приблизился к этому божественному свету и был удивлен, когда ему показался образ Николая Чудотворца. Впоследствии оказалось, что икона способна исцелять болезни. Узнали это так: у жителя деревни были больные ноги и ходить он не мог, приложившись к иконе, он исцелился. С тех пор пошла слава про икону. Это событие произошло на берегу реки Великой, поэтому икону прозвали Великорецкая. Духовенство обратилось к крестьянам перенести икону чудотворную в Хлынов, чтобы обеспечить ее безопасность и чтобы больше людей могли приложиться к иконе чудотворной. То место, где явилась икона, люди захотели отметить, они построили часовню, а впоследствии храм.

Город Хлынов переименовали сначала в город Вятку, потом в Киров — так он называется до сих пор.

Икона представляет собой гравюры, которые изображают жизнь и деяния святителя, их 8:

  1. Учение святого Николая.
  2. Сон царя Константина и явление ему чудотворца Николая.
  3. Спасение Димитрия со дна моря святым Николаем.
  4. Сион — служба святого Николая.
  5. Спасение корабля от потопа святым Николаем.
  6. Избавление от меча трех мужей.
  7. Возвращение Агрикова сына Василия из сарацинского плена.

  8. Упокойное погребение святого Николая.

В середине сам образ Николая Чудотворца.

В 1555 году икона побывала в Москве. Храм Василия Блаженного тогда только строился. Один из пределов храма был освещен в честь иконы чудотворной.

В 2016 году вновь случилось чудо в селе Великорецком. Прославился Трифонов монастырь на подворье которого, был обнаружен лик Николая Чудотворца. Один из послушников монастыря, захотел сделать заслонку для окна технического в сарае, где держали домашнюю скотину. Это был кусок старого железного листа.

Обнаружила лик Николая Чудотворца на железном листе, староста подворья, которая пришла чистить снег. Она почувствовала, что на нее кто-то смотрит. Таким образом, лик явился людям еще раз.

Великорецкий Крестный ход маршрут

Крестный ход, его традиции и атрибуты, с иконой чудотворной святителя Николая, начался после перенесения ее в город Хлынов края Вятского. Было условлено каждый год возвращать икону на место ее обретения. Хранилась она в храме святого Прокопия Устюжского, впоследствии построили Никольский собор специально для этой иконы.

В 30-е годы двадцатого века Крестный ход был запрещен. Когда наступила перестройка, отношение власти начало постепенно меняться. Постепенно традиция стала возрождаться. Сначала было разрешено на берегу реки Великой богослужение, затем шествие от села Чудиново. Сейчас маршрут полностью восстановлен. Каждый год, в начале июня, тысячи людей желают принять участие в этом мероприятии.

Маршрут довольно длинный и может показаться, что пройти такой путь пешком невозможно. Его протяженность более 150 км. Начинается Крестный ход с Панихиды в Успенском Кафедральном соборе в 7 часов утра. В 8 часов — в г. Кирове, в Свято-Успенском кафедральном соборе происходит Божественная литургия. На площади Соборной монастыря Свято-Успенского, Трифонова, в 10 часов — молебен и оттуда же в 11 часов начинается Крестный ход. Встречает его Троицкая церковь города Кирова. Следующий пункт — село Бобино.

Можно воспользоваться автобусами, которые сопровождают Крестный ход и перевозят людей по мере их наполнения. Автобусы так же ждут паломников в г. Кирове и доставляю прямо к пункту назначения, в село Великорецкое.

Чтобы совершить Крестный ход по всем правилам, необходимо получить благословение у батюшки. При подготовке нужно заранее запастить необходимыми вещами и водой.

  1. Возьмите с собой пару пластиковых бутылок. Воду можно набрать в пунктах остановки, так же воду специально подвозят.
  2. Купите специальный туристический коврик для ночлега.
  3. Необходимые лекарства, которые понадобятся в пути, соберите дорожную аптечку.
  4. Еду брать не надо, ее можно купить. Организуются пункты выдачи горячей пищи и чая.
  5. Сухофрукты и орехи не займут много места и утолят голод.
  6. Дождевики, в случае если пойдет дождь.
  7. Из вещей — рассчитывая, что ночи могут быть холодные, теплые вещи необходимы.
  8. Головной убор, очки от солнца спасут от жаркой и знойной погоды.
  9. Удобная обувь, вторая пара может понадобиться.
  10. Средства от насекомых — комаров и мошек.

Во время остановок можно перекусить, работает полевая кухня. По желанию каждого паломника, вещи можно погрузить в автобус, который едет к местам остановок. Ночлег каждый обеспечивает себе сам, кто-то берет с собой палатку. По пути следования, в деревнях, добрые люди приглашают идущих поесть и переночевать.

Собираясь на многодневный Крестный ход, нужно помнить, что это тяжелый путь и готовиться к нему нужно заранее.

Обряд крестного хода как соборное моление Господу Иисусу Христу начал формироваться с раннехристианских времен . В истории возникновения обряда крестного хода можно выделить римскую, иерусалимскую и ранневизантийскую традиции возникновения крестных ходов . Римская традиция развилась от процессии переноса Святых Даров в катакомбах, а потом – мощей святых мучеников. От нее происходит соборное моление во время образного шествия с Телом Христовым всех членов церковной общины. Благодаря ней ход – это и шествие со Спасителем, и приближение к Господу.

Икона «Крестный ход». XIX век

Иерусалимская традиция – это обычай совершать ходы на места и в память чудесных событий. В Иерусалимской церкви рано сложился обычай приходить на места евангельских событий и с соборным молением читать евангелие. Иерусалимская традиция – народное шествие в дни церковных праздников, возглавляемое епископом с евангелием, и чтение евангелия на остановках хода.

Ранневизантийская традиция – шествия с соборным прошением Господа о помиловании по случаю угрозы бедствий и народные моления помощи Божией, иначе преображение в крестные ходы оградительных (ограждающих от бедствий) народных обрядов. От нее берут свое начало оградительные крестные ходы.

Праздничные ходы совершались в дни церковных праздников, чрезвычайные проводились при угрожающих людям обстоятельствах. Церемониальными ходами встречали императоров и великих святителей. В память получения Божией помощи по молитвам на чрезвычайных ходах устанавливали памятные крестные ходы. Все чрезвычайные и памятные ежегодные крестные ходы являются оградительными. Некоторые праздничные – тоже оградительные. Суть оградительных крестных ходов отражается молитвой просящих: «Огради нас, Господи, силою честного и животворящего Твоего креста и сохрани нас от всякого зла» .


Стихийные бедствия осознавались народом как Божий гнев, который следовало замолить крестным ходом. Описание оградительного от чумы крестного хода 1352 года в Пскове предваряет летописное объяснение: «Якоже изволися человеколюбцу Богу… нашего хотя покаяния и беды всякия наводит, … казни посылает временныя, разумети нам веля теми вечныя муки гонзнути (избегнуть)… Архиепископ Василей… обоиде весь град с кресты, и с всем священным собором… и с мощьми святых, и с пениями и с молитвами и слезами… Такоже и весь народ… со многими слезами зваху: Господи помилуй!» .

Апостол Андрей Первозванный водружает крест на горах Киевских. Н. П. Ломтев. 1848 год

В Русской Церкви оградительные крестные ходы заняли выдающееся место по понятной причине: в неблагоприятных природных условиях христиане занимались рискованным земледелием и не менее рискованным скотоводством. Морозы, засухи, моровые поветрия на скот, нашествия на поля саранчи и прочих вредителей заставляли крестьян уповать на поддержание гармонии в отношениях Бога и человека совершением крестных ходов. Этнограф Т. Успенский пояснял в 1859 году: «Крестные ходы на поля совершаются по древнему обычаю, преимущественно во время засух, нечаянной и несвоевременной стужи и т. п.; молебствия совершаются умилостивительные» .

В случае беды в селах совершали чрезвычайный крестный ход, обращаясь за заступничеством в молитвах перед Судией к святым и иконам Божией Матери, приходящимся на ближайшие календарные праздники. Затем крестьяне Новгородской, Псковской, Вятской, Вологодской, Архангельской и Олонецкой губерний устанавливали «завет» каждый год проводить крестные ходы в память Божией милости. Такие памятные ходы они называли заветными. В рыбацких деревнях новгородского Поозерья, раскинувшегося вдоль берега озера Ильмень, во второй половине XIX и начале XX веков проводились десятки заветных ходов. В память пожаров 23 мая в Хотяже ходили с Нерукотворным образом Спасителя, а 5 июля – с иконой святых Михаила и Леонтия. В память падежа лошадей Хотяж обносили Нерукотворным образом Спасителя 29 июля. Причиной заветных ходов 9 июня с иконой преподобного Нила Столбенского в селах Милославском и в Нероновом Бору был падеж коров, а в Заостровье – прекращение заразной болезни людей. Когда-то «градом выбило поля» в деревнях Ондвор, Козынево, Самокража, Гвоздец и 9 июля в них носили Тихвинскую икону. В этот же день с иконой ходили вокруг Спас-Пископца в память избавления от холеры. Казанскую икону Богоматери носили 21 июля в Липице потому, что там «была гроза, два дома сгорело», а 14 августа в Заболотье из-за того, что там скот болел. Об ограждении от пожара просили Бога 28 сентября перед иконой святого Никиты в Завале .

В Пензенской, Орловской, Рязанской, Воронежской, Тамбовской, Ярославской и Тульской епархиях крестьяне давали перед иконой «обет», а ходы назывались обетными. В конце XIX века в Борисоглебской волости Ростовского уезда Ярославской губернии из храма села Внукова 23 апреля ходили в деревню Бекренево «по случаю скотского падежа» , 8 июня – в деревню Никифорцево «по случаю градобития», 6 августа – в деревню Бурмакино «по случаю неурожая хлебов». В селе Вощажниково 4 сентября носили икону Божией Матери «Неопалимая Купина» в память пожара 1831 года. Из храма села Георгиевское 19 августа был ход с Донской иконой Богоматери для освящения озимых полей «по случаю появления гусеницы, попортившей озимь» в 1820-х годах. Село Давыдово обходили 23 июня с Владимирской иконой Божией Матери «на память болезни скота, бывшей около 1824 года». 8 сентября икону носили в деревню Грезилово «на память болезни повальной на народе» 1820-х годов, а 6 августа – в деревню Еремеево по случаю исцелении деревенского скота от сибирской язвы в 1868 году. В селе Закедье были ходы 4 августа в память избавления от холеры в 1870 году, а 6 августа «по случаю порчи червем озимых хлебов» в 1840-х годах .

Крестный ход в Курской губернии. И. Е. Репин. 1880-1883 годы

В начале XX века прихожане села Клекоток Епифанского уезда Тульской губернии ежегодно принимали у себя местночтимую икону святителя Николая из Епифанского собора по обету в благодарность за избавление от градобития в 1901 году .

На Урале и в Зауралье оградительные приходские ходы называли «обещанными». В селе Кага под городом Белорец Уфимской епархии проводили обещанный крестный ход к источнику у подножия горы Сажелка. Д. И. Татаринов в своей книге «Воспоминания» приводит рассказ древней старухи Федосьи о заводе Демидовых и о начале хода в XIX веке: «И вот Господь разгневался и наслал на людей мор. И был у нас в Каге праведный батюшка отец Сергий, собрал он нас в церковь, отслужил молебен и говорит: «Пойдемте, православные, крестным ходом к ключу, который выходит из-под горы у пруда, освятим воду и будем пить только ее». Пошел весь завод – и стар и млад, и пожалел Господь православных и снял мор» .

Знаток народной жизни А. Коринфский писал про крестные ходы в праздник Воздвижения Креста Господня в XIX веке: «Ставят в этот день по деревенской Руси придорожные кресты обетные в благодарность за избавление от зла-напасти, морового поветрия, лихого попущения… Совершаются на этот праздник крестные ходы вокруг сел и деревень, что, по народному представлению, ограждает ото всякого лиха на круглый год. Подымают иконы богобоязненные люди на Воздвиженьев день и для обхода полей с молитвой о будущем урожае. Молятся «празднику» и о болящих-страждущих, чтобы Господь воздвиг их с одра болезни» .


Про оградительные ходы больше сложено множество пословиц и поговорок. Народ так формулировал задачу хода: «За едина согрешившего все молитесь» . В беде: «Не унывай, а на Бога уповай» . «Все под Богом ходим». «Что бы не пришло, все молись» . Когда просишь Спасителя о милости, надо стараться: «Грех избывать, слезами обмывать» . Проведение оградительных ходов обязательно сопровождается преодолением трудностей «Христа ради». Чтобы умилостивить разгневанного Господа, перед совершением хода часто объявляют общий трехдневный пост. По народным убеждениям поведение участников хода должно передавать смирение, покорность, признание общей вины, прошения прощения. Воскресенская летопись так повествует о встрече Владимирской иконы Богоматери в 1395 году: «Все множество бесчисленное народа христианского сретоша ю далече за градом на поле; и аки узреша чудный образ … падоша на земли с многими слезами, молящеся и вздыхающе из глубины сердца» .

Чтобы усилить переживаемые в ходу испытания, нередки были одевание в путь власяниц, ношение вериг и хождение босиком. Умышленное ношение тяжестей, хождение в тесной обуви или босиком – обычные явления в современных оградительных ходах. Все многодневные пешие ходы и ходы в гору – оградительные. О трудностях самого известного Великорецкого крестного хода, проводящегося уже более 600 лет, писатель В. Н. Крупин свидетельствует: « Верующий же человек понимает, на что решается: почти полную неделю надо идти часов по шестнадцать-восемнадцать, ложиться в десять-одиннадцать, в два ночи вставать, в три выходить. А жара, а дожди, а мороз, а гнус!». Семьдесят раз прошла путь на реку Великую паломница Маргарита. Она назидала новичков, как вести себя: « Меньше есть, меньше пить, меньше спать, больше молиться!». Маленькая, сухая, в 90 лет совершая уже лишь часть хода, она сама тащила тяжелые сумки с бутылками с водой, никому не давая помочь: «Свои грехи надо самой тащить» .

Крестный ход. И. М. Прянишников. 1893 год

На протяжении XIX века по всей территории России прокатилось четыре волны эпидемии холеры. По народному мнению самым надежным средством борьбы с заразой были оградительные крестные ходы. Это привело к проведению огромного количества сначала чрезвычайных, а потом и памятных крестных ходов со святынями городских соборов и местных монастырей. Примером служит история крестного хода с чудотворным Семигородным образом Успения Богоматери из Семигородного монастыря по Кадниковскому уезду и в Вологду. В июне 1831 года из-за наступления холеры священник вологодской церкви пророка Иоанна Предтечи в Рощенье протоиерей Петр Васильев был послан за чудотворной иконой. Семьдесят верст образ несли на руках в сопровождении крестов и хоругвей. 22 июля его доставили в Софийский Вологодский собор и начались ходы в разные церкви с молебнами. В память Божией помощи было установлено 20 июля приносить икону в Вологду . Размах хождений с образом характеризуют сведения о монастыре за 1884 год. За свечи и от молебнов во время служб в самой пустыни по записям приходно-расходной книги Семигородной обители получено 345 рублей 50 копеек, а «из крестного хода с чудотворной иконой Божией Матери – 5461 рубль» . Памятные ходы на местах продолжали совершать до 1920-х годов, когда административные органы Советской власти стали отказывать прошениям верующих на организацию крестных ходов.

В 1990-х годах и в XXI веке ряд исторических памятных крестных ходов был возрожден. Среди них Николо-Великорецкий ход с образом святого Николая чудотворца из г. Киров на р. Великую, ход с чудотворной Жадовской Казанской иконой Божией Матери по Ульяновской области, ход со списком Табынской иконы по Башкортостану, Иринарховский крестный ход с иконой преподобного Иринарха из Борисоглебского монастыря по Ярославской области, ход со списком Курской Коренной иконы Божией Матери по Курской области – самые массовые. Во втором десятилетии XXI века в них каждый год молятся десятки тысяч верующих, много молодежи. Возобновлены также Большой Бежецкий крестный ход с чудотворным Теребенским образом святителя Николая и Теребенской иконой Богоматери, ход из Воронежа в Задонск с иконами святителей Митрофана и Тихона Воронежских, ход в Иосифо-Волоколамский монастырь с Волоколамским образом святителя Николая и иконой преподобного Иосифа Волоцкого, ход из Боголюбского монастыря во Владимир с Боголюбской иконой Богородицы, ход с Грузинской иконой Богоматери из Раифского монастыря, ход с Ржевской-Оковецкой иконой Божией Матери из Ржева в Селижарово, ход с чудотворным образом Всемилостивого Спаса в Романов из Воскресенского собора Тутаева, ход с Ярославским списком Казанской иконы Богородицы из Ярославля в Тутаев и другие. И все-таки сейчас совершают лишь малую толику из огромного количества крестных ходов, проводившихся в начале XX века.

Крест выносной, запрестольный. XVII век

Еще интереснее, что после Советского времени в России установлено новых оградительных крестных ходов, не меньше чем возрожденных. Русские люди одинаковы в своих желаниях и в XVII, и в XIX , и в XXI веках. По народным убеждениям в случае нужды, надо просить заступничества перед Господом новопрославленных святых и обращаться к новопрославленным святыням. Это чисто житейская мудрость. Чем ближе к нам святой, тем он лучше знает и понимает наши новые грехи и беды. По всей России православные христиане обращаются за помощью к собору новомучеников Российских.


Немало оградительных крестных ходов посвящены святому царю Николаю II и царственным страстотерпцам. Самые суровые испытания предоставляет пятинедельный крестный ход из Перми через Екатеринбург в Алапаевск под названием «Царский крест». Ход местом и временем своего проведения с 12 июня по 18 июля связан со скорбными датами трагического 1918 года и жертвенной историей рода Романовых. В первый раз ход был организован в 2008 году в память девяностолетия подвига царской семьи. Накануне праздника Вознесения Господня 12 июня 1918 года в Перми был казнен брат царя великий князь Михаил Александрович Романов. В начале пути из Перми в Екатеринбург расположен поселок Нароб, где в 1602 году принял насильственную смерть первый пострадавший из рода Романовых боярин Михаил Никитич, старший брат будущего патриарха Филарета Никитича и дядя первого царя династии Михаила Феодоровича. После этого убийства кровавые события Смутного времени стали раскручиваться в XVII веке с небывалой быстротой. В июле 1918 года 17 числа в городе Екатеринбурге были расстреляна царская семья. На следующий день, 18 июля, в Алапаевске были убиты святая великая княгиня Елизавета Федоровна Романова и двоюродные братья царя. Ход предоставляет возможность помолиться в храмах, поставленных «на крови».

Крестный ход из Саратова в Вавилов Дол, посвященный памяти новомучеников и исповедников Российских, продолжается три недели и проходит пятьсот километров пути. Вавилов Дол – одна из самых известных кровавых святынь Саратовской области. С XVIII века здесь находился пещерный монастырь. С 1914 года в нем был Никольский собор и пещерный храм, который был соединен потайными ходами с катакомбами обители. В двадцатые годы прошлого века здесь находили пристанище священники, которые возвращались из ссылок, изгнанные из других монастырей монахи и те, кто бежал от Советской власти. В 1929 году почти все обитатели Вавилова Дола были арестованы. Большинство насельников монастыря были расстреляны. Вавилов Дол был полностью разгромлен. Храм, кельи и землянки разрушены. С начала XXI века крестным ходом христиане приходят помолиться на святое место. По преданию паломникам с чистой и возвышенной душой даровано услышать в пещерах пение святых старцев. Сейчас возведены колокольня и храм, литургией в котором завершается ход. У очищенного источника поставили часовню и купальню. Считается, что богомольцев вода святого родника исцеляет от многих болезней .

Крест запрестольный. XIX век

В Архангельской и Новосибирской областях совершают крестные ходы на места мученической гибели исповедников веры в концентрационных лагерях. Во многих краях России проводят памятные ходы в честь своих новомучеников. С 2010 года в республике Марий Эл 8 августа проходит молодежный крестный ход с мощами священномученика Сергия Стрельникова, на молебне которого поют вечную память новомученикам марийским. Крестными ходами поминают в Ивановской области священноисповедника Василия Кинешемского, в Омске – священномученика Сильвестра Омского, в Волгоградской области – священномученика Николая Попова, в городе Старопышминск Екатеринбургской епархии священномученика Иоанна Плотникова, в Подмосковье – священномучеников Александра Крутицкого из Щелково, Петра Озерецковского из Жуковского и Иоанна Смирнова из Чехова.

Там, где проповедь Слова Божьего особенно важна, церковные власти обращаются за помощью к новопрославленным миссионерам. Просветителям Алтайского края преподобному Макарию Глухареву и святителю Макарию Невскому посвящен шестидневный июльский крестный ход «По следам миссионеров алтайских», установленный с 2007 года. Двухсот сорока километровый маршрут по труднопереносимой жаре проложен горными тропами Алтая по местам сказочной красоты. В 2012 году в ходе молились около двухсот паломников.


Второе обретение мощей преподобного Серафима Саровского в 1991 году, которое освятило возрождение Церкви, заставило обратиться нуждающихся за помощью к святому. Два многодневных крестных хода стали совершать в его честь. С 1997 года миссионерский ход из Перми в Белогорский Свято-Николаевский мужской монастырь за семь дней покрывает расстояние в сто двадцать километров. В день обретения святых мощей чудотворца 1 августа богомольцы поднимаются на святую Белую Гору . Крестный ход Нижегородской епархии из города Павлова в Дивеево проводится с 1994 года накануне Серафимовских торжеств и занимает семь дней. Поводом для его установления послужила история о павловских старообрядцах, пешком пришедших к святому Серафиму и после долгих бесед с ним, вернувшихся в лоно Церкви.

Великорецкий крестный ход. Фотография РИА НОВОСТИ. 2011 год

Примером обращения к новопрославленным святыням служит крестный ход из Барнаула в Коробейниково в честь чудотворной Коробейниковской Казанской иконы Богородицы. За девять дней паломники преодолевают двести пятьдесят километров по дорогам Алтая. Икона большого размера была написана в начале XX века. С 1906 года престольный образ находился в местном ряду иконостаса в храме старинного алтайского села Коробейниково. Когда Казанскую церковь закрыли и превратили в зерносклад, икону стали использовать как помост. Образ спасли благодаря видению Божией Матери слепой женщине Ольге Перегудовой. В 1960 году сильно поврежденную икону перевезли в Барнаул. Оказавшись в храме, она начала обновляться. Окончательно образ обновился в пасхальную ночь 1972 года. Летом 1994 года после восстановительных работ в сельском храме икона многолюдным крестным ходом была возвращена в Коробейниково. С 1999 года к празднику иконы прибывает в Коробейниково ход. В 2001 году в селе устроен Казанский Богородицкий мужской монастырь. В 2011 году от Покровского собора в Барнауле в Коробейниково прошли семьсот человек.

Совершение большого числа современных оградительных ходов возможно благодаря участию в них православной молодежи. Но и ходы играют для молодежи важнейшую роль. То, зачем юноши и девушки отправляются в трудный путь, хорошо описывает студентка Омского политехнического университета Лидия Короткова, рассказывая о молодежном крестном ходе в память святого праведного Иоанна Кронштадтского, когда в морозный день 2 января 2011 года они прошли 22 километра от Свято-Никольского мужского монастыря в Большекулачье на север до Свято-Покровского монастыря: «Вот уж поистине чудо! В мороз, по снежным завалам русских полей, по бездорожью, с хоругвями в руках, под тонкое пение Иисусовой молитвы, идут не спеша паломники. Ощущения, которые возникают в этот момент, нельзя описать словами, это надо чувствовать. И страх перед трудностью предстоящего пути, и малодушие, и борьба с многочисленными помыслами, и боль в ногах, и окоченевшие от мороза руки и ноги, но в тоже время радость, невероятная радость от того, что ты делаешь богоугодное дело – ради этого можно претерпеть все. «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй нас!», «Пресвятая Богородица, спаси нас!», «Господи, помоги дойти, помоги сделать еще один шаг!», – только это согревало в лютый мороз, только это воодушевляет тебя и помогает преодолеть искушения. Перестаешь молиться, рассеиваются помыслы – и тут же холод пробирает до костей… Взаимопомощь, любовь к ближнему, забота о других, самопожертвование – эти основные качества христианина получают свое развитие именно на крестном пути» .

Крестные ходы используются для лечения пьянства и наркотической зависимости не только священниками, но и профессиональными врачами-психиатрами. С 2006 года в день всех святых в земле Российской просиявших проводится крестный ход от Преображенского собора города Бердска до святого источника на станции Ложок Искитимского района. Там с 1929 года по 1956 год был расположен отдельный лагерный пункт № 4 сибирского лагеря особого назначения (СибЛОН). Это был лагерь особо строгого режима, где погибли тысячи заключенных. Множество православных священников и верующих, до конца исповедавших веру Христову, приняли в лагере мученическую смерть. По народному преданию на месте захоронения расстрелянных священников чудесным образом стал бить родник. В 2003 году была освящена церковь в честь иконы Божией Матери «Живоносный Источник». В оградительный крестный путь длиной тридцать три километра традиционно отправляются все православные молодежные организации Бердска и воспитанники епархиального реабилитационного центра во имя святого преподобного Серафима Саровского. Центр был создан в мае 2004 года Новосибирской епархией Русской Православной Церкви при приходе собора во имя святого благоверного князя Александра Невского с поддержкой мэрии, областной администрации и федеральной службы по контролю за наркотиками для излечения людей, страдающих наркотической, алкогольной и игровой зависимостью. В 2011 году в крестный ход от собора отправилось шестьсот человек, среди них двадцать два воспитанника реабилитационного центра. Все они были одеты в красные майки братства Александра Невского, шли во главе колонны, несли хоругви и иконы .


Еще одним примером борьбы и победы над страшным недугом молодых людей было и остается служение протоиерея Евгения Шестуна, настоятеля храма преподобного Сергия Радонежского и заведующего кафедрой православной педагогики Самарской духовной семинарии. Он много лет проводит крестный ход из Самары в Ташлу к источнику, на котором была обретена чудотворная икона Божией Матери «Избавительница от бед». Оградительный ход преодолевает восемьдесят пять километров пути за три дня. Паломники слушают литургию в храме, где пребывает икона, посещают святой источник, окунаются в купель. Икона была обретена в 1917 году и помогла верующим укрепить веру и силы в годы испытаний. В 1917 году жительнице Ташлы Катерине явилась во сне Богородица и указала место, где лежит икона. Образ выкопали в указанном месте. Оттуда сразу же забил родник. Ход начинается каждый год в первый день Петрова поста с 1998 года. В 2011 году паломничество совершили около тысячи человек.

Вот воспоминания матери бывшего наркомана, шесть раз ходившей молиться за него к образу Богородицы «Избавительница от бед»: «Помню свой третий крестный ход, и как со мною пошел мой двадцатипятилетний сын-наркоман с пятилетним стажем. Сколько я его лечила, и все тщетно, кололся он до десяти раз в день, был очень худой и желтый. Отец Евгений благословил его нести деревянный крест. Тридцать шесть километров до Царевщины сын его нес. Мне он говорил, что все это было, как во сне. Придя в Курумоч, он первый раз в жизни исповедался и причастился. А как он сильно плакал, стоя на коленях в храме, о себе и своих погибших друзьях, ставил за упокой свечи и молился! Многие паломники, глядя на него, тоже плакали и молились. Милосердный Господь услышал нашу соборную молитву. Придя в Ташлу, сын снова исповедался, искупался в святом источнике, приложился к чудотворной иконе «Избавительница от бед» и исцелился за три дня. После этого прошло два года. Сейчас он женат, и у него прекрасная верующая жена» .

Многодневные крестные ходы – это место, где благодаря общим интересам встречаются и влюбляются православные юноши и девушки. Православные семьи, образовавшиеся в результате знакомств на крестных ходах, для Российского государства дороже золота. Именно в таких семьях рождается много детей. Именно они паломничают в крестных ходах всей семьей. Ребята из таких семей привыкли к православной культуре с детства. Для них постоянно исповедоваться и причащаться также естественно, как чистить зубы. Они не мыслят себе жизни без крестных ходов.

Сведения о смысловом содержании крестных ходов в начале XX в. были собраны и обобщены М. Н. Скабаллановичем и А. П. Голубцовым. В 1987 года Дж. Балдовином было опубликовано фундаментальное исследование городских крестных ходов Византии. К изучению крестных ходов византийского церковного обряда в современной зарубежной науке обращались Р. Жанен, К. Манго, Р. Тафт, А. Бергер.

Скабалланович М. Н. Толковый Типикон: Объяснительное изложение Типикона с историческим введением. Вып. 1. Киев, 1910. Вып. 2. Киев, 1913. Вып. 3. Киев, 1915.

Скабалланович М. Н. Христианские праздники: Всестороннее освещение каждого из великих праздников со всем его богослужением. Кн. 1–6. Киев, 1915–1916.

Голубцов А. П. Литургия в первые века христианства// Богословский вестник. Сергиев Посад, 1913. Т. 2. № 7–8. С. 621–643. Т. 3. № 10. С. 332–356. № 12. С. 779–802.

Голубцов А. П. Из чтений по церковной археологии и литургике: Литургика / Изд. И. А. Голубцов. Сергиев Посад, 1918.

Голубцов А. П. Соборные Чиновники и особенности службы по ним. М., 1907.

Baldovin J. F. The Urban Character of Christian Worship. The Origins, Development and Meaning of Stational Liturgy. OCA, 228. Roma, 1987.

Janin R. Les Processions Religieuses a Byzance // Revue des Etudes Byzantines. 1966. № 24. P. 69-88.

Mango C. Constantine’s Mausoleum and the Translation of Relics // Byzantinische Zeitschrift. 1990. Bd. 83. P. 51-62.

Тафт Р. Ф. Византийский церковный обряд. Краткий очерк / Пер. с англ. А. А. Чекаловой; Редакция русского перевода и послесловие В. М. Лурье. СПб., 2000. С. 33-75.

Короткова Л. Всякое дыхание да хвалит Господа / Политех православный. Крестный ход // istoki.zone55.ru/?p=556

Крестный ход из Бердска в Ложок / Бердск православный. Православный церковно-общественный и историко-краеведческий электронный журнал // berdsk.orthodoxy.ru/news/hod_lojok_ngu/1.htm

Крестный ход Бердск-Ложок / Епархиальный реабилитационный центр во имя святого преподобного Серафима Саровского // www.stop-narkotikam.net/about/news/175

Дегтярева Н. Дегтярева Н. Духовная радость / Хождение к Вере, Надежде, Любви // www.samara.orthodoxy.ru/Smi/Npg/046_6.html