Тропарь ярославской иконе божией матери. Сказание о ярославской иконе божией матери. Обретение древнего списка ярославской богоматери

Иконы: значение названий, с чем обращаться.

«СВЯТАЯ ТРОИЦА»

Символ «Троицы» это Бог-Отец, Бог-сын, Бог-Дух Святой, или мудрость, разум, любовь. Одна из трёх главных икон, которые должны быть в каждом доме. Перед иконой молятся о прощении грехов. Она считается исповедальной.

Чудотворная икона Святой живоначальной Троицы написана в XV веке преподоб ным Андреем (Рублевым). Это самая почитаемая святыня Троице-Сергиевой лавры и одна из чудотворных икон России.

К ней приходят с проблемами, которые решают вашу судьбу. За помощью к этой иконе человек обращается, когда окончательно загнан в угол и не находит выхода.

Господь справедлив, но может быть и суров с теми, кто хочет слишком многого для себя и совсем не думает о других. Если ваша просьба преследует какие-то корыстные цели или ущемляет интересы других людей, вы можете только ухудшить свое положение. Перед молитвой Троице нужно разобраться в себе, четко и конкретно сформулировать просьбу.

«ИВЕРСКАЯ БОЖИЯ МАТЕРЬ»

Хранительница домашнего очага. Она считается покровительницей всех женщин, их помощницей и заступницей перед Господом. Икона, при помощи которой снимают «венец безбрачия» как с мужчин, так и с женщин. Перед иконой также молятся об исцелении недугов телесных и душевных, об утешении в болезни.

Почитаемая в России Иверская икона является списком с древнего образа, который хранится в Греции на горе Афон, в Иверском монастыре.

История афонской иконы ведет свое начало с 9 века. Византийский император Феофил послал своих воинов истреблять святые иконы. В одном из домов, где хранилась икона, воин ударил мечом в ланиту Богородицы. К его ужасу, из раны потекла кровь. Пораженный чудом, воин с раскаянием пал на колени.

Верующие прибегают к помощи этой иконы во время болезни и напасти.

«КАЗАНСКАЯ БОЖИЯ МАТЕРЬ»

Главная икона России, заступница всего русского народа, особенно в тяжёлые смутные времена. Все главные события в жизни проходят именно с ней, начиная с крещения. Икона даёт благословление на брак, также она помощница в работе.

Икона, которая останавливает огонь и помогает тем, у кого проблемы со зрением. При обращении к иконе Казанской Богородицы молятся об исцелении недуга слепоты, об избавлении от вражеских нашествий.

Пред иконой молятся о помощи в различных житейских нуждах.

Казанская Богородица является заступницей в тяжелые времена, ею благословляют молодых, вступающих в брак, у иконы просят о семейном благополучии и счастье, кроме этого икону вешают у детских кроваток.

Икона Казанской Богородицы присутствует почти в каждом храме, а образ Казанской Богородицы присутствует в каждой верующей семье. Во времена правления династии Романовых икона была одной из важнейших и почитаемых святынь и считалась покровительницей династии.

Празднование иконы Казанская Богородица - 21 июля (8 июля по старому стилю) и 4 ноября (22 октября по старому стилю).

«ВЛАДИМИРСКАЯ БОЖИЯ МАТЕРЬ»

Написана евангелистом Лукой. Икона считается одним из наиболее чтимых образов Пресвятой Богородицы на Руси. Перед этой иконой короновались цари и избирались первосвятители.

Перед ней молятся о смирении враждующих, о смягчении злых сердец, об исцелении немощи телесной и душевной, а также об исцелении бесноватых.

При обращении к иконе Владимирской Богородицы молятся об укреплении веры, об избавлении от вражеских нашествий, о примирении враждующих, о сохранении целостности Российского государства.

История иконы Владимирской богоматери уходит своими корнями в далекое прошлое.

Икона Владимирской Богородицы является великой святыней земли Русской, свидетельствующая об особом покровительстве Божией Матери над Россией в 14, 15 ,16 веках при набегах татарских полчищ на святую Русь.

Существует предание о том, что икона была написана еще при жизни Богородицы. Каждый из дней троекратного празднования иконы Владимирской богородицы православной церковью связан с избавлением русского народа от порабощения, благодаря молитвам, обращенным к иконе Владимирской богородицы.

«ТИХВИНСКАЯ БОЖИЯ МАТЕРЬ»

Написана евангелистом Лукой.

Икона считается детской, ещё её называют «путеводительницей». Она помогает детям в болезнях, успокаивает беспокойных и непослушных, помогает им в выборе друзей, ограждает от дурного влияния улицы.

Считается, что она укрепляет связь между родителями и детьми, то есть дети не бросают родителей в старости.

Женщинам помогает при родах и в период беременности.

«СЕМИСТРЕЛЬНАЯ»

Это сильнейшая икона в защите дома и любого помещения, а также того человека, на ком она находится, от злых, завистливых людей, от сглаза, порчи и проклятий. Примиряет враждующих, приносит мир, лад, её также берут на важные дела.

Дома она должна находится напротив входной двери, чтобы видеть глаза входящего.

Перед установкой иконы надо прочитать молитву, впоследствии понаблюдать, кто перестанет ходить в ваш дом.

На иконе Божией Матери “Умягчение злых сердец” Богородица изображается одна, пронзённая семью мечами. Семь мечей символизируют полноту печали и сердечной болезни, которые были перенесены на Земле Пресвятой Девой Марией.

Перед иконой молятся об умягчении сердца и у верующих облегчаются их душевные страдания, смягчаются враждебные отношения, уступая место чувству милосердия.

«СКОРОПОСЛУШНИЦА»

Образ был написан в Х веке.

Перед иконой молятся, когда нужна быстрая и неотложная помощь, об исцелении душевных и телесных недугов, в том числе от паралича, слепоты, раковых заболеваний, а также просят о рождении здоровых детей и об освобождении пленных.

«ЦЕЛИТЕЛЬНИЦА»

Икона принадлежит к числу наиболее древних и чтимых.

Перед иконой молятся об исцелении души и тела, она оберегает от различных напастей, бед, скорби, вечного осуждения, заботится об освобождении из заключения. Помощница в родах.

«НЕУПИВАЕМАЯ ЧАША»

Божья Матерь молится за всех грешников и призывает к неистощимому источнику духовной радости и утешения, возвещает, что неупиваемая чаша небесной помощи и милосердия уготована просящим с верой.

Она для достатка в доме, а также помогает исцелить от пагубных привычек, пьянства, наркомании, азартных игр.

«НЕРУШИМАЯ СТЕНА»

Находится в главном алтаре Киево-Софийского Собора.

На продолжении более десяти веков эта чудотворная икона осталась неповреждённой. Вероятно, поэтому так названа.

Перед иконой по каждой потребе: болящим - исцеление, скорбящим - утешение, заблудшим - вразумление, охрани младенцев, воспитай и научи юных, ободри и наставь мужей и жён, поддержи и согрей старых, избавь от всяких напастей.

«ТРОЕРУЧИЦА»

Чудотворный образ Божьей Матери был написан в восьмом веке в честь преподобного Иоанна Дамаскина - церковного песнописца, невинно оклеветанного.

Перед иконой молятся об исцелении от болей рук или их увечий, от избавления от пожара, а также от болезни, скорби и печали.

«НЕЧАЯННАЯ РАДОСТЬ»

Икона о прощении грехов и благодарном исцелении.

Пред иконой молятся об обращении заблудших, о здравии и благополучии детей, об исцелении глухоты и болезней ушей, о сохранении брака в любви и согласии.


«ЯРОСЛАВСКАЯ БОГОРОДИЦА»

Самой древней и почитаемой на Руси считается Ярославская икона Богоматери, принесенная святыми князьями, братьями Василием и Константином в середине 13 века - в тяжкую для Руси годину татаро-монгольского нашествия.

Православные из поколения в поколение продолжают обращать свои молитвы Ярославской иконе Божией Матери о любви, согласии и мире в семье.

Возобновляется традиция получения молодоженами благословления на супружество перед образом Великой Заступницы.

«БОГОРОДИЦА УМИЛЕНИЕ»

При обращении к Богородице «Умиление» молятся об исцелении от недугов.

Икона находилась в келье преподобного Серафима Саровского. Елеем от лампады, горевшей перед келейной иконой, преподобный Серафим помазывал больных, и они получали исцеление. Перед этой иконой преподобный и отошёл к Господу.

Другое название иконы - «Радость всех радостей». Так часто называл эту икону сам преподобный Серафим.

Празднование иконы Богородицы «Умиление» 10 августа (28 июля по старому стилю).

«БОГОРОДИЦА УМИЛЕНИЕ»

“Знамение” - одна из наиболее почитаемых в нашем народе икон.

Много совершается знамений чудотворной силы от этой благодатной святыни.

Милосердная Владычица являет чрез сию святыню знамения Своего покрова и заступления как в общенародных бедствиях, так и в жизни простых людей.

Матери-христианки приходящие к сознанию своего бессилия дать счастье своим детям, оградить их от всегда близкой и неминуемой опасности, обращают свои взоры к этому образу и находят поддержку и помощь.

«БОГОРОДИЦА УТОЛИ МОИ ПЕЧАЛИ»

При обращении к иконе Богородицы «Утоли моя печали» молятся об избавлении от различных болезней как телесных, так и душевных.

Впервые чудодейственная сила иконы явилась в конце 17-го века в Москве, в церкви святителя Николая в Замоскворечье, когда с помощью молитв, обращенных к чудотворной иконе, была излечена знатная дама.

Празднование иконы Богородицы «Утоли моя печали» 7-го февраля (25-го января по старому стилю).

«ОСТРАБРАМСКАЯ БОГОРОДИЦА»

Икона Божией Матери “Острабрамская” - древняя православная святыня. Она является одним из прекраснейших изображений Богоматери. Время явления сей иконы не известно.

Молятся ей о счастье супружеской пары и защите от вмешательств в семью злой силы.

«СМОЛЕНСКАЯ БОГОРОДИЦА»

Чудотворная икона Пресвятой Богородицы именуемая «Одигитрия-Смоленская» известна на Руси с древнейших времен. «Одигитрия», в переводе с греческого языка значит «Путеводительница».

Есть несколько версий происхождения этого названия, но то, что Пресвятая Богородица для всех православных христиан является путеводительницей к вечному спасению, неоспоримая истина.

Смоленская Богородица помогает всем обращающимся к ней с молитвами об исцелении от неизлечимых болезней, в поисках семейного мира и в других сложных и неразрешимых ситуациях, как первая заступница за нас перед Богом.

«БОГОРОДИЦА ИЕРУСАЛИМСКАЯ»

Иерусалимская икона Божией Матери, по преданию, написана святым евангелистом Лукой в 15-й год после Вознесения Господа в Гефсимании. В 463 году образ был перенесен в Константинополь.

Заступничеством Иерусалимской иконы Пресвятой Богородицы византийские войска отразили нападение скифов.

В 988 году икона была принесена в Корсунь, и подарена святому равноапостольному князю Владимиру. Когда новгородцы приняли христианство, то святой Владимир отправил им этот образ.

Пред иконой Пресвятой Богородицы Иерусалимская молятся в скорби, печали и унынии, об исцелении от слепоты, болезней глаз и паралича, при эпидемии холеры, об избавлении от падежа скота, от пожара, при расслаблении, а также при нападении врагов.

«БОГОРОДИЦА ОТРАДА И УТЕШЕНИЕ»

При обращении к иконе Божией Матери «Отрада и Утешение» молятся об излечении, исцелении от болезней и недугов.

История этого образа связана с событиями, произошедшими в храме Благовещения Пресвятой Богородицы в Ватопедском монастыре в 807 году, когда игумен монастыря был предупрежден об опасности нападения разбойников женским голосом, исходившим от иконы Божией матери.

Лик Божией Матери «Отрада и утешение» выражает кротость, милосердие и сострадание.

Празднование иконы Божией Матери «Отрада и утешение» 3 февраля (21 января по старому стилю).

«БОГОРОДИЦА МИЛУЮЩАЯ»

Пред иконой Пресвятой Богородицы “Милующая”, или “Достойно есть”, молятся при душевных и телесных болезнях, при окончании всякого дела, при эпидемиях, о счастье в браке, при несчастных случаях.

«БОГОРОДИЦА СПОРУЧНИЦА ГРЕШНЫХ»

Пред иконой Пресвятой Богородицы “Споручница грешных” молятся во время греховного омрачения, во всяком унынии, отчаянии и скорби душевной, об избавлении от эпидемии и чумы, в расслаблении тела с бессонницей, потери аппетита и лишением каких-либо членов, об исцелении различных недугов, припадков, о спасении грешников.

«БОГОРОДИЦА ПОЧАЕВСКАЯ»

При обращении к Богородице «Почаевская» молятся об охранении от междоусобной вражды, от вражеского нашествия, об исцелении от слепоты как телесной, так и духовной, об освобождении из плена.

Почаевская икона Божией Матери принадлежит к числу наиболее чтимых святынь Русской Церкви.

Чудотворная икона 300 лет хранилась в монастыре на Почаевской горе.

Празднование в честь Почаевской иконы Божией Матери 23 июля было установлено в память избавления Успенской Почаевской Лавры от турецкой осады в 1675 году.

«БОГОРОДИЦА НЕУВЯДАЕМЫЙ ЦВЕТ»

При обращении к иконе Богородицы «Неувядаемый цвет» молятся о сохранении праведной жизни, разрешении семейных неурядиц. Молитвы к этой иконе помогают не ошибиться в выборе супругов.

Цветок в руках Богородицы утверждает непорочность Матери Божьей и символизирует неувядаемость девства.

«БОГОРОДИЦА ВСЕЦАРИЦА»

Перед иконой Богородица “Всецарица”молятся об исцелении раковых заболеваний.

«БОГОРОДИЦА ПОКРОВА»

Пред иконой Пресвятой Богородицы Покрова молятся об избавлении от бед, о защите страны от врагов.

«КСЕНИЯ ПЕТЕРБУРГСКАЯ»

Святой молятся в супружеском неплодстве и бесчадии, о счастливом браке, в житейских и семейных нуждах, в болезнях, скорбях и нестроениях.

« БЛАЖЕННАЯ МАТРОНА»

Очень сильная святая современности. К ней обращаются по любому тяжёлому вопросу. Она наша самая «скорая помощница» и заступница, молительница за нас перед Господом.

Мощи находится в женском Покровском монастыре на Таганке, куда каждый день приходит бессчётное количество людей и обращаются к ней за помощью.

«НИКОЛАЙ УГОДНИК ЧУДОТВОРЕЦ»

Любимый святой русских людей.

Он защищает от нищеты и нужды: когда его икона находится в доме, он следит за тем, чтобы в доме был достаток, уберегает от нужды в чём - либо.

Кроме того, он является покровителем всех путешественников, водителей, моряков, лётчиков и просто людей, находящихся в дороге и почитающих Николая Чудотворца. Мощи святого Николая Угодника находятся в Италии.

Это самый почитаемый в мире святой.

Николай Чудотворец прославился как заступник несправедливо обиженных и покровитель всех, кто находится в пути, - рыбаков, летчиков, мореплавателей, путешественников.

Также он покровительствует женщинам, детям, нищим, невинно осужденным и животным.

Особо почитают Чудотворца на русском Севере.

«СВЯТОЙ ВЕЛИКОМУЧЕННИК ПАНТЕЛЕЙМОН»

Великий целитель, покровитель врачей.

Ещё при жизни принес исцеление многим людям от тяжёлых недугов. И сейчас от иконы с ликом Святого Пантелеймона люди получают заряд для чудесного исцеления.

Великомученик Пантелеимон почитается в Православной Церкви как грозный святой, покровитель воинов. Эта сторона почитания раскрывает его первое имя Пантолеон, что значит “лев во всем”.

Второе имя, данное при Крещении, - Пантелеимон, то есть “всемилостивый”, раскрывается из почитания великомученика как целителя.

Связь этих двух покровительств святого хорошо видна из того, что воины, чаще других получающие раны, больше всех нуждаются во враче-целителе.

С древнейших времен св. Пантелеимон считается покровителем врачей.

Молитвы болящих, с верой обращенные к нему, приносят облегчение исцеляют от физических и духовных недугов.

«ГЕОРГИЙ ПОБЕДОНОСЕЦ»

Покровитель Москвы, а также помощник тех людей, работа которых связана с оружием, риском для жизни - военные, милиция, пожарные, спасатели. Кроме того, к ним относятся спортсмены и люди, открывающие новое дело.

Великомученик Георгий - покровитель христолюбивого воинства.

Изображение Георгия Победоносца на коне символизирует победу над дьяволом - “древним змием”.

Ему молятся также и о возвращении потерянных детей.

«СЕРГИЙ РАДОНЕЖСКИЙ»

Основатель Сергиево - Троицкой Лавры в 14 веке.

Является покровителем всех учеников.

Икону берут с собой при сдаче экзаменов и зачётов. Очень хорошо, чтобы икона всегда была в кармане сумочки или портфеле каждый день, когда ребёнок идет на учебу.

«СЕРАФИМ САРОВСКИЙ»

Один из любимых и почитаемых святых России.

Всю свою жизнь он посвятил служению Господу нашему, основал Дивеевский женский монастырь в Нижегородской губернии. Молитва святому отцу Серафиму Саровскому очень хорошо помогает при заболеваниях опорно-двигательной системы, позвоночника, суставов.

Чудотворцу Серафиму Саровскому молятся в печали, при болезнях внутренних органов, при болезнях ног.

«АНГЕЛ - ХРАНИТЕЛЬ»

Ему молятся: о помощи при головных болях; о своем покровительстве, от бессонницы, в скорби, о счастии в браке, о прогнании лукавых духов, об избавлении от вреда со стороны волшебников и чародеев.

О заступничестве вдов и сирот, в отчаянии, об избавлении от скоропостижной или внезапной смерти, об изгнании бесов. Идущие спать молятся ему об избавлении от блудных сновидений.

По православным и католическим представлениям, ангел-хранитель невидимо находится при человеке на протяжении всей его жизни, если человек сохраняет в себе любовь к Богу и страх перед ним. Задача ангела-хранителя — способствовать спасению подопечного.

В частности, ангелы-хранители духовно наставляют христиан в вере и благочестии, охраняют их души и тела, заступаются за них в течение земной их жизни, молят о них Бога, не оставляют их, наконец, после смерти и отводят души окончивших земную жизнь в вечность.

«СПАС ВСЕДЕРЖИТЕЛЬ»

«Спас Вседержитель» часто просто «Спаситель» или «Спас» - это центральный образ в иконографии Христа, представляющий Его как Небесного Царя.

«Аз есмь Альфа и Омега, начало и конец, - говорит Господь, - Который есть и был и грядет, Вседержитель». Главный Врач душ и тел, который ведает обо всем, и к кому в первую очередь должно быть направлено наше молитвенное обращение.

По правилам эта икона ставится во главе иконостаса.

«СПАС НЕРУКОТВОРНЫЙ»

По церковному преданию, первой иконой был образ Спасителя — Спас Нерукотворный. Рассказывают, что случилось это во время земной жизни Спасителя. Правитель города Едессы князь Авгарь был тяжело болен. Услышав о бесчисленных исцелениях, которые совершил Иисус Христос, Авгарь захотел взглянуть на Спасителя. Он послал живописца, чтобы тот нарисовал лик Христа.

Однако художник не смог выполнить поручение. От лица Господа исходило такое сияние, что кисть мастера не могла передать Его Свет. Тогда Господь, умывшись, отер пречистый лик Свой полотенцем, и на нём чудесно отобразился Его Образ. Получив Образ, Авгарь исцелился от своей болезни.

К образу спасителя обращаются с молитвами о наставлении на путь истинный, о спасении души, избавлении от дурных мыслей и исцелении.

Перед нами — одна из древнейших и наиболее почитаемых святынь Земли Русской — чудотворная Ярославская икона Пресвятой Богородицы.

Младенец Христос изображен на руках Богоматери с правой стороны. Голова Царицы Небесной наклонена к Сыну, Их лики соприкасаются. Это один из поясных вариантов иконографического типа «Умиление» (по-гречески «Елеуса»), сложившегося в ХIII веке. На иконах этого типа между Богородицей, символизирующей весь человеческий род, и Богомладенцем нет расстояния, они прижимаются щекой к щеке, их любовь безгранична. Об истории этого образа сохранилось очень мало сведений. Но известно главное — это первая икона, явленная Богородицей людям в эпоху татаро-монгольского ига. Было это в Ярославле в середине XIII века.

Икона была принесена в город из Киева святыми благоверными князьями, родными братьями Василием и Константином Всеволодовичами, и установлена в Успенском кафедральном соборе города. Князья Василий и Константин явили пред лицом всей Руси образ духовного братства во Христе. Знаменательно, что они не принимали участия в междоусобных распрях, которые раздирали тело Русской земли и позволяли татарам пленить Русь. Церковь нарекла князей страстотерпцами, так как они жизнь положили за веру Православную и землю Русскую и празднование Ярославской иконы Божией Матери установила на день обретения их мощей, 21 июня (по новому стилю).

Явление иконы произошло в тяжкое для Руси время. Кровь лилась реками, города и селения пылали в огне. И охваченные ужасом жители Ярославля восприняли появление иконы как чудесное явление милости Матери Божией, простирающей руку помощи в борьбе с иноплеменниками. Ведь это был именно образ «Умиление», выражающий глубочайшую материнскую заботу Богоматери. Слезные молитвы перед этой иконой согревали души людей в наступившие времена скорби.

Ярославская икона Божией Матери быстро снискала любовь и почитание вначале жителей Ярославля, а позже и всего русского народа. К помощи Богородицы перед ее чудотворной иконой особо взывали во времена все народных бедствий. Перед ней молились ярославцы во времена великого пожара в городе в 1501 году.

Перед ликом Ярославской Богоматери проходили важнейшие события истории России. В Смутное время, когда Москва находилась в пленении польских захватчиков, Ярославль стал временной столицей государства. Здесь располагался так называемый «Совет всея Земли», при котором Богоматерь «Ярославская» становится главной моленной иконой Руси. 28 июля 1612 года в Ярославле завершилось формирование народного ополчения под предводительством Козьмы Минина и князя Димитрия Пожарского. 20 000 ополченцев перед ликом Ярославской Богоматери приняли благословение от Ростовского митрополита Кирилла и двинулись на Москву. Освобождение первопрестольной по молитвам Царицы Небесной положило начало новой странице истории Российского государства.

Именно здесь, в Ярославле, 21 марта 1613 года Ярославская икона Божией Матери встретила юного, только что избранного на престол царя Михаила Федоровича Романова. После молитвы перед чудотворным образом он послал грамоту в Земскую Думу, извещая о своем согласии принять царский венец. Спустя три века, в год трехсотлетия Дома Романовых, у этой же иконы молился последний Русский Государь-страстотерпец Николай Александрович, посетивший Ярославль в 1913 году.

Списки с этой почитаемой иконы хранятся также в Троице-Сергиевой лавре и в собрании Государственной Третьяковской галереи.

Чудотворный образ Ярославской иконы Божией Матери был утрачен во времена советской власти. Сейчас в Ярославле пребывает древний список с этой иконы, который был обретен в 2002 году. С раннего утра и до позднего вечера не иссякает перед ним поток богомольцев, возносящих Матери Божией свои слезные молитвы.

Об истории этого образа сохранилось очень мало сведений. Утрачена также и сама древняя святыня. По преданию, Ярославская икона Божией Матери принадлежала святым благоверным князьям ярославским братьям Василию и Константину Всеволодовичам, живших в XIII веке и прославившихся восстановлением храмов, разоренных нашествием войск Батыя. В 1501 году после пожара ярославского Успенского собора были обретены мощи святых князей, для которых по приказу Ивана III выстроили каменный храм. Мощи были поставлены между столпов новой церкви под древними родовыми иконами, среди которых была чудотворная Ярославская икона Божией Матери. Впоследствии в честь Ярославской иконы был освящен нижний храм церкви Ильи пророка. О широком почитании чудотворного образа свидетельствуют многочисленные списки с иконы, созданные в XV - XVI веках.

Иконография Ярославской иконы Богоматери представляет один из поясных вариантов Умиления, сложившийся в ХIII веке. Младенец Христос представлен на руках Богоматери с правой стороны. Голова Богоматери наклонена к Младенцу Христу, Их лики соприкасаются. Он сидит прямо и рукой держится за подбородок Богоматери. Ступни Его ножек близко сдвинуты.

Точный список с чудотворного образа, выполненный в 1500 году, был вложен в Троице-Сергиеву лавру Аграфеной Суцкой, вдовой последнего ярославского князя. Наиболее ранним сохранившимся списком является икона первой половины XV века из собрания Третьяковской галереи, икона происходит из церкви Успения на Апухтинке в Москве. О распространении и известности икон этого типа свидетельствуют множество списков.

Празднование Ярославской иконы Божией Матери приходится на 21июня (8 июня по старому стилю) - день обретения мощей святых ярославских князей Василия и Константина, которым по преданию принадлежал чудотворный образ.

Жанна Григорьевна Белик ,

кандидат искусствоведения, старший научный сотрудник музея имени Андрея Рублева, хранитель фонда темперной живописи.

Ольга Евгеньевна Савченко,

научный сотрудник музея имени Андрея Рублева.

Литература :

  1. Снессорева С. Земная жизнь Пресвятой Богородицы и описание святых чудотворных ее икон, чтимых Православной Церковью, на основании Священного Писания и церковных преданий, с изображением в тексте праздников и икон Божией Матери. Ярославль, 2000.
  2. Кондаков Н.П. Иконография Богоматери. СПб., 1914 - 1915. В 2 Т.
  3. Антонова В.И., Мнёва Н.Е . Каталог древнерусской живописи XIV — начала XVII веков: Опыт историко-художественной классификации. М., 1963.
  4. Чудотворный образ. Иконы Богоматери в Третьяковской галерее / Авторы-составители А.М. Лидов, Г.В. Сидоренко. М., 2001.
  5. Великие и чудотворные / Сост. В.Е. Суздалев. Нижний Новгород, 1993.
  6. Иконы из Ярославля XIII - XVI веков. М., 2002.
  7. Похвала Богоматери: иконы Ярославля XIII - XX веков из собрания Ярославского художественного музея. М., 2003.
  8. Ярославский художественный музей. 101 икона из Ярославля. М., 2007.
  9. Иконы Великого Новгорода XI - начала XVI веков. М.. 2008. №28.
  10. Куликова О.В. Древние лики Русского Севера. Из музейного собрания икон XIV - XIX веков города Череповца. М., 2009. Кат. № 25.
  11. Рыбаков А.А. Вологодская икона. Центры художественной культуры земли Вологодской XIII - XVIII веков. М., 1995. № 40.
  12. Иконы Русского Севера. Шедевры древнерусской живописи Архангельского музея изобразительных искусств. М., 2007. № 25. С. 126.

Чудотворная икона Божией Матери «Ярославская» является самым первым чудотворным образом, который был явлен людям Пресвятой Богородицей во времена татаро-монгольского ига. Очень скоро после нашествия хана Батыя икона стала на Руси известной повсеместно. Божия Матерь, являя Свой образ, будто бы посетила землю Русскую, принесла с собой утешение в эти страшные дни скорби, боли и отчаяния. Наверное, неслучайно это оказался именно образ иконописи «Умиление», поскольку выражал он самую преданную и глубокую заботу Пресвятой Богородицы, кою только может дать материнское сердце. Нижний храм Ильинской церкви в Ярославле был освящен в честь этой чудотворной иконы.

К сожалению, слишком мало сведений дошло до наших дней об истории этого святого образа. Сама святыня также была утрачена. Но существует предание, которое рассказывает о том, икона Божией Матери «Ярославская» имела отношение к святым благоверным князьям из Ярославля - братьям Константину и Василию Всеволодовичам. Икона принадлежала братьям, а жили они якобы в XIII веке и при жизни своей прославились восстановлением церквей и храмов, тех, что были безжалостно разорены нашествием Батыя и его войска.

После того как в 1501 году сгорел Успенский собор в Ярославле, были обретены после пожара мощи святых князей. Для мощей этих по указу, специально изданному царем Иваном III, был возведен храм из камня. Святые мощи, обретенные после пожара, были размещены между столпов нововыстроенной церкви. Поставили мощи под древние родовые иконы, и среди этих икон была чудотворная икона Божией Матери «Ярославская». По истечение некоторого времени в честь иконы «Ярославская» был освящен нижний храм церкви пророка Ильи. Образ очень широко и глубоко почитался, о чем свидетельствует тот факт, что с иконы было сделано множество списков в течение XV–XVI столетий.
Когда наступал период бедствий для людей, икона «Ярославская» особо сильно почиталась. Жители города Ярославля молились пред иконой, прося Богородицу защитить город от напастей. Таковым был, например, пожар, случившийся в городе в 1501 году. И Матерь Божия помогала людям. Предание гласит, что Минин и князь Пожарский клали молитвы перед образом в 1612 году.

Примечательно то, что во время так называемого ярославского мятежа, который произошел в городе в 1918 году, также вспомнили о чудотворной иконе и почитали ее, кладя молитвы Богоматери и испрашивая Ее защиты.

Иконография иконы Божией Матери «Ярославская» принадлежит к типу «Умиление». Этот иконографический тип сложился в ХIII веке. Икона «Ярославская» послужила прототипом для многих русских вариантов иконографии «Умиления», которые связаны с местночтимыми чудотворными образами.

Богоматерь изображена с Младенцем на руках. Христос находится с правой стороны. Голова Пресвятой Богородицы наклонена к Младенцу, лики Матери и Сына соприкасаются. Христос сидит прямо, держась рукой за подбородок Матери. Ступни ножек Его близко сдвинуты.

Чудное событие вспоминает Православная церковь 21 июня - Явление Ярославской иконы Божией Матери. Ярославская земля, как и вся Святая Русь, никогда не оставалась без покрова и благодатной помощи Пресвятой Богородицы. Свидетельствами сей заботы о Ярославском крае стали Ее чудотворные иконы: Ярославская, Толгская, Ярославская-Казанская, Югская, Ярославская-Смоленская, Ярославская-Печерская, явленные горожанам в разное время.

Самой древней и почитаемой из них считается Ярославская икона Богоматери, принесенная святыми князьями, братьями Василием и Константином в середине 13 века - в тяжкую для Руси годину татаро-монгольского нашествия. Кровь лилась реками, грады и селения пылали в огне. Ярославль цепенел от ужаса.

Родные братья Василий и Константин, ставшие духовным украшением Ярославской земли, явили пред лицом всей Руси образ духовного братства во Христе. Знаменательно, что братья-князья не принимали участия ни в каких междоусобных распрях. Во времена скорбных междоусобиц, которые раздирали тело Русской земли и позволяли татарам пленить Русь, этот пример братолюбия стал основанием и образом единения Русской земли. Церковь нарекла князей страстотерпцами, так как они жизнь положили за веру Православную и землю Русскую.

Принесение образа Богоматери в Ярославскую землю носило обетный характер благодарности Пресвятой Богородице за спасение во время Ситской битвы (4 марта 1238 г.) - одной из самых драматических битв русской истории, ставшей духовным рубежом и символом национального сопротивления. Принесение иконы было воспринято как особое чудесное явление милости Богородицы, простирающей всем концем ярославской земли руку помощи в борьбе с иноплеменниками. Именно поэтому сам день празднования иконы еще в старину стали называть "Явление иконы Пресвятой Богородицы Ярославския".

Ярославская икона Божией Матери стала своего рода памятником борьбе народа с татаро-монгольским игом. Она исполнила особую миссию Утешительницы православных в тяжкое время. Божия Матерь, через Свой образ, разделила народную тугу. Само ее явление утверждало горожан в том, что последние времена еще не пришли на Святую Русь.

Наша Помощница, Заступница и Утешительница - любвеобильнее и нежнее всякой матери. Предстоя у Престола Божия, Она неусыпно и горячо молится за нас. Все, кто хоть раз обращался к ней в трудную минуту, по опыту знают силу ее заступления.

Усердными молитвенниками перед Ярославской иконой за землю русскую были святые благоверные князья Феодор, Давид и Константин.

На поклонение Ярославской иконе Божией Матери и святым мощам своих предков приезжал Государь всей Русской Земли Иоанн III.
Перед ликом Ярославской Богоматери проходили важнейшие события истории России. В Смутное время, когда Москва находилась в пленении польских захватчиков, Ярославль стал временной столицей государства. Здесь располагался так называемый "Совет всея Земли", при котором Богоматерь "Ярославская" становится главной моленной иконой Руси. 28 июля 1612 года в Ярославле завершилось формирование народного ополчения под предводительством Козьмы Минина и князя Димитрия Пожарского. 20 000 ополченцев перед ликом Ярославской Богоматери приняли благословение от Ростовского митрополита Кирилла и двинулись на Москву. Освобождение первопрестольной по молитвам Царицы Небесной положило начало новой странице истории Российского Государства.

Именно здесь, в Ярославле, 21 марта 1613 года Ярославская икона Божией Матери встретила юного, только что избранного на престол царя Михаила Федоровича Романова. После молитвы перед чудотворным образом он послал грамоту в Земскую Думу, извещая о своем согласии принять царский венец. Спустя три века, в год трехсотлетия Дома Романовых, у этой же иконы молился последний Русский Государь-страстотерпец Николай Александрович, посетивший Ярославль в 1913 году. В разные годы пламенные молитвы Царице Небесной перед ее Ярославским образом возносили: святитель Димитрий Ростовский, святитель Агафангел и святитель Тихон - Патриарх Московский и всея России. Наконец и в наши дни ярославцы имеют возможность вкусить от источника благодати. С раннего утра до позднего вечера не иссякает поток богомольцев к древнему чудотворному списку иконы Ярославской Богоматери, находящемуся в храме Спаса на Городу.

Воспоминая подвиг братолюбия святых благоверных князей Василия и Константина, православные из поколения в поколение продолжают обращать свои молитвы перед Ярославской иконой Божией Матери о любви, согласии и мире в семье. Возобновляется традиция получения молодоженами благословения на супружество перед образом Великой Заступницы.

С горячей верой мы обращаемся к Божией Матери: Настави нас заблудших на путь правый, исцели страждующих и скорбящих, соблюди нас в непорочном и целомудренном житии. И якоже древле, тако и ныне избави нас от нашествия иноплеменников, междоусобной брани и всякого душепагубного обстояния. Устрой нам, молитвами твоими, все благая и полезная. В любви и единомыслии супружество утверди и от всех злых и бедственных обстояний избави. Мы ее просим и мы веруем в Ее материнскую помощь, говоря из глубины нашего сердца: Не имамы иныя помощи, не имамы иные надежды, разве Тебе, Владычице.