Описание иконы владимирской. История и значение владимирской иконы божией матери. Чудесные явления, связанные с этой иконой

Образ Владимирской Божией матери является одним из самых древних и почитаемых на Руси. Владимирская икона Богородицы считается покровительницей русского народа и самой России. Память Сретению Владимирской иконы Божией Матери отмечают 3 раза в году: 3 июня (21 мая ст. ст.), 6 июля (23 июня ст. ст.) и 8 сентября (26 августа ст. ст.).

В РДЦ в честь Владимирской иконы Пресвятой Богородицы освящен храм в Нижегородской области.

В ДПЦ во имя Владимирской иконы Пресвятой Богородицы освящена моленная в .

Единоверческий храм Владимирской иконы Пресвятой Богородицы находится в Московской области.

Образ Владимирской иконы Богородицы. Чудеса

В 1163–1164 годах по почину князя Андрея Боголюбского было составлено Сказание «О чюдесех Пресвятыя Богородицы Володимирьской иконы». Авторами-составителями его считаются священнослужители Успенского собора во Владимире: иереи Лазарь, Нестор и Микула, пришедшие с князем из Вышгорода, который он получил от отца своего Юрия Долгорукого после занятия им Киева. В Сказании приведено 10 чудес, которые совершились по молитвенному обращению к Богоматери перед Её Владимирской иконой.

  • Первое чудо : на пути князя Андрея из Вышгорода в Переславль на реке Вазузе проводник, искавший брод, вдруг оступился и стал тонуть, но он чудесно спасся по горячей молитве князя перед иконой, перевозимой им.
  • Второе : жена священника Микулы, ожидавшая ребенка, ради молитвы Владимирскому образу, спаслась от взбесившегося коня.
  • Третье : во Владимирском Успенском соборе человек с высохшей рукой обратился к Владимирской иконе Божией Матери и стал молиться со слезами и великой верой в чудесное исцеление. Князь Андрей Боголюбский и священник Нестор свидетельствовали, что они видели, как Сама Пречистая взяла больного за руку и держала ее до конца богослужения, после чего тот полностью исцелился.
  • Четвертое : супруга князя Андрея тяжело носила ребенка, роды были очень сложными. Тогда (в день праздника Успения Пресвятой Богородицы) Владимирскую икону Божией Матери омыли водой и дали эту воду выпить княгине, после чего она легко разрешилась сыном Юрием.
  • Пятое : спасение младенца от чародейства благодаря омовению водой от Владимирской иконы Божией Матери.
  • Шестое : исцеление сердечной больной из Мурома водой от Владимирской иконы.
  • Седьмое : исцеление от слепоты игуменьи Марии из Славятина монастыря около Переславля-Хмельницкого (Украина); ее брат, Борис Жидиславич, который был воеводой у князя Андрея, попросил у священника Лазаря дать ему воды от иконы, игуменья выпила ее с молитвой, помазала глаза и прозрела.
  • Восьмое : женщина Ефимия в течение семи лет страдала от болезни сердца. Узнав, по рассказам священника Лазаря, о целебных свойствах воды от Владимирской иконы Божией Матери, она послала с ним во Владимир к иконе многие золотые украшения. Получив святую воду, она выпила ее с молитвой и исцелилась.
  • Девятое : некая боярыня из Твери не могла трое суток разродиться и уже была при смерти; по совету того же Лазаря она дала обет святой Богородице Владимирской, и тогда роды быстро завершились благополучным рождением сына. В знак благодарности боярыня послала к Владимирскому образу многие драгоценные украшения.
  • Десятое : случилось, что Золотые ворота проездной башни Владимира, которая и сейчас находится в городе, упали, и под ними оказались 12 человек. Князь Андрей воззвал к Пречистой в молитве перед Владимирской иконой, и все 12 человек не только остались живы, но даже не получили каких-либо увечий.

Неразрывно и навечно слиты град Москва и чудотворный образ Божией Матери Владимирской. Сколько раз спасала Она белокаменную от врагов! Образ сей связал собою апостольские времена и Византию, Русь Киевскую и Владимирскую, а затем Московскую - Третий Рим, «а четвертому же не быти». Так промыслительно образовалось Московское государство, вобрав в себя мистическую связь с древними империями, исторический опыт, традиции иных православных земель и народов. Символом единения и преемственности стал чудотворный образ Владимирской.

С давних пор Владимирская икона Божией Матери считается покровительницей Руси.

Ее история восходит к I веку, когда, по преданию, евангелист Лука написал ее на доске от того стола, за которым трапезничало Святое Семейство, когда Иисус был еще ребенком.

История иконы Владимирской Богоматери

Первоначальным местом пребывания иконы был Иерусалим, в 5 веке ее перевезли в Константинополь. Известно, как икона Владимирской Богоматери попала на Русь: патриарх Константинополя подарил ее в начале 12 века князю Мстиславу. Она была поставлена в Вышгородском монастыре вблизи Киева и вскоре прославилась как чудотворная.

Прослышав об этом, князь Андрей Боголюбский решил перевезти ее на север, но в пути случилось настоящее чудо: неподалеку от Владимира кони с повозкой, на которой везли икону, вдруг стали, и их никакими силами не удавалось сдвинуть с места. Решив, что это Божье знамение, там же и заночевали, а ночью во время молитвы у князя было видение: сама Богородица повелела оставить свою икону во Владимире, а на месте стоянки возвести монастырь с храмом в честь Её Рождества. Так Владимирская икона Пресвятой Богородицы получила свое название.

Сретение Владимирской иконы

В 1395 году на Русь нагрянули полчища Тамерлана, который продвигался к Москве, беря один город за другим. По просьбе великого князя Василия I Димитриевича, ожидавшего нападения татар, во Владимир послали за чудотворной Владимирской иконой Богородицы, и за 10 дней ее крестным ходом донесли до Москвы. По пути и в самой Москве икону встречали сотни и тысячи коленопреклоненных людей, возносивших ей молитву о спасении земли русской от врагов. Торжественная встреча (сретение) Владимирской иконы произошла 8 сентября.

В этот же день Тамерлану, который остановился с войском на берегу Дона, было видение: ему привиделась Величавая Жена, парившая над святителями, которая повелела ему покинуть Русь. Придворные истолковали это видение как явление Богоматери, великой защитницы православных. Суеверный Тамерлан выполнил ее приказ.

В память того, как Русская земля была чудесным образом избавлена от вражеского нашествия, был построен Сретенский монастырь и 8 сентября установлено празднование Сретения Владимирской иконы Пресвятой Богородицы.

Значение Владимирской иконы Божией Матери

Значение этой иконы для Руси и всех ее православных невозможно переоценить – она является нашей национальной святыней. Перед ней в Успенском соборе Кремля происходило помазание государей на царство и избрание первосвятителей. Не раз еще Царица Небесная, покровительница Руси, спасала ее: в 1480 году избавила от ордынского хана Ахмата (празднование 23 июня), а в 1521 году – от крымского хана Махмет-Гирея (празднование 21 мая).


Богоматерь спасала не только государство, но и множество людей своей силой.

То, что Владимирская икона чудотворная, было широко известно, и к ней стекались со своими мольбами со всей Руси.

Известно немало историй чудотворных исцелений и другой помощи в бедах и напастях. Причем чудотворной силой обладала не только сама икона, находившаяся в Москве, но и ее многочисленные копии, такие как Владимирская икона Божией Матери Оранская, спасшая в 1771 году Нижний Новгород от эпидемии чумы или Владимирская Заоникиевская икона Божией Матери, прославившаяся многочисленными исцелениями, и др.

В настоящее время Владимирская икона Божией Матери находится в Третьяковской галерее, а именно в храме-музее Святителя Николая при Третьяковской галерее.

Описание иконы

Прежде чем дать характеристику Владимирской иконе Божией Матери, необходимо отметить, что с точки зрения иконографии она относится к типу «Елеуса», который сложился в византийской иконописи в 11 веке. Это переводится с греческого как «милующая», но в Древней Руси называлось «Умиление», что гораздо точнее передает суть образа.

И действительно, образ Матери с Младенцем выражал бы лишь Ее умиление, если бы не глаза, исполненные невероятного трагизма в предвидении мук, на которые обречено Ее Дитя. Младенец же в Своем невинном неведении обнимает Мать, прильнув щекой к Ее щеке. Очень трогательная деталь – голая левая ножка, выглядывающая из-под Его одеяния, так что видна подошва, что характерно для всех списков с Владимирской иконы.

В чем помогает Владимирская икона

Владимирская икона Божией Матери не раз спасала Святую Русь. В тяжкие времена крестные ходы и всенародные молебны с этой иконой приносили избавление от вражеских нашествий, смуты, раскола, эпидемий; перед этим образом проходило венчание русских монархов на царство, приносили присягу на верность.

Молитва Богородице перед Ее Владимирской иконой укрепит дух и веру, придаст решимость и поможет выбрать правильный путь, отгонит дурные помыслы, уймет гнев и дурные страсти, принесет исцеление от недугов физических, особенно сердца и глаз. Ей молятся также об укреплении семейных уз и благополучии семьи.

Молитва иконе

К кому возопием, Владычице? К кому прибегнем в горести нашей, аще не к Тебе, Царице Небесная? Кто плач наш и воздыхание приимет, аще не Ты, Пренепорочная, надеждо христиан и прибежище нам грешным? Кто в паче Тебе, в милости? Приклони ухо Твое к нам, Владычице, Мати Бога нашего, и не презри требующих Твоея помощи: услыши стенание наше, подкрепи нас грешных, вразуми и научи, Царице Небесная, и не отступи от нас, раб Твоих, Владычице, за роптание наше, но буди нам Мати и Заступница, и вручи нас милостивому покрову Сына Твоего. Устрой о нас, како угодно будет святей Твоей воли, и приведи нас грешных к тихой и безмятежной жизни, да плачем о гресех наших, да возрадуемся же с Тобою всегда, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

История иконы Владимирской Божьей Матери восходит ко времени, когда Дева Мария еще пребывала на Земле. Предание рассказывает, что древний образ написал сам святой апостол и евангелист Лука. Изображение Богородицы было сделано на доске стола, за которым в свое время совершали трапезы все члены Святого Семейства: Дева Мария, ее супруг Иосиф Обручник и младенец Иисус. Этот факт делает икону особенной, святыней, к которой притрагивался сам Спаситель. 450 лет образ оставался в Иерусалиме, после чего его перенесли в Царьград (Константинополь).

Древняя икона Богородицы на Киевской Руси

В XII столетии святая икона впервые попала на Русь благодаря константинопольскому патриарху Луке Хризоверху. Он даровал драгоценную христианскую реликвию (вместе с другой богородичной иконой, известной под именем «Пирогощая») киевскому князю Юрию Долгорукому. Икона Пречистой Девы была передана Вышгородскому девичьему монастырю, расположенному недалеко от столицы Киевской Руси. Слава о чудесах, творимых святым ликом, быстро распространились на много километров вокруг. В монастырь приходило большое количество паломников, чтобы взглянуть на древнюю христианскую святыню, просить ее о милости, помощи и защите. Просьбы совершались, а слава образа приумножалась.

Владимирская икона Божией Матери

Когда-то вышгородские земли принадлежали княгине Ольге, признанной по смерти святой равноапостольной. Юрий Долгорукий вручил (1155 год) этот удел своему сыну Андрею (Боголюбскому). Но молодой князь не пожелал оставаться в Вышгороде, поэтому, забрав из монастыря ценный светлый лик Богородицы, и ничего не сообщив отцу, отправился в Суздальскую землю, которая была для него родной. Даже находясь в дороге, Андрей со своими спутниками молились образу Богоматери, прося ее благословения.

По прибытии во Владимир-на-Клязьме князь был встречен жителями с воодушевлением, большой радостью. Далее путники направились в Ростов, но случилось удивительное – их кони вдруг встали, ничто не могло заставить их идти далее. Коней сменили свежими, но все оставалось как прежде. После слезных коленопреклоненных молитв иконе Пречистой Девы перед Андреем явилась сама Богородица, держащая в руке свиток. Владычица велела установить образ во Владимире, а на этом месте (где явилась) возвести божий храм с монастырем. Посвятить же обитель следовало Рождеству Богородицы. Богопослушный князь выполнил все наказы. А в первую очередь поставил образ Царицы Небесной, где было наказано. С тех пор (1160 года) святая икона Божьей Матери стала именоваться Владимирской.

Через четыре года (1164) отправился русский князь Андрей Боголюбский с войском походом на волжских булгар. А перед самой битвой как следует исповедался, принял причастие. И, став на колени, произнес слова, ставшие пророческими, что тот человек, который уповает на Владимирскую Матушку, будет охраняем святым заступничеством и не погибнет. Спустя столетия каждый раз надежным непробиваемым щитом становилась сила иконы, чтобы защитить православных детей своих, разворачивала вражеские войска от русских городов, поселив страх и неуверенность в сердца неприятельские. После князя каждый воин приложился к чудотворному лику, моля о заступничестве и поддержке. Враг был повержен.

Многие славные победы даровала Владимирская икона русским людям над врагами Отечества. Благодаря ее благодатному заступничеству Москва избежала разрушающих татарских нападений: хана Едигея (1408 год), Мазовши, ногайского царевича (1451 год), а также его отца, хана Седи-Ахмета (1459 год).

Владимирская икона Божией Матери на охране Москвы

Грозные тучи сгустились над Русскими землями 1395 года, когда близко у границ собрались полчища известного всему миру среднеазиатского завоевателя свирепого Тимура. За его плечами уже были покоренные Персия, Хорезм, страны Закавказья. Европейцы звали его Тамерланом, а русские люди – Темир-Аксаком, что в переводе означало «Железный Хромой». Прозвище появилось неслучайно – полководец действительно стал хромым после тяжелого ранения в бедро. Вступив на русскую территорию, Тимур беспощадно грабил, разрушал христианские селения, подбираясь к Москве.

Навстречу грозному неприятелю из столицы к берегам реки Оки вышло войско во главе с Василием I Дмитриевичем. Но тяжкие думы сдавливали сердце князя, рать была слаба, а это не прибавляло уверенности в благополучном исходе будущего сражения. Только настоящее чудо могло спасти русичей. И оно свершилось.

Митрополит Киприан обратился к высшей помощи – заступничеству Пресвятой Богородицы. Доверенные люди доставили из города Владимир в Москву святую чудотворную икону Владимирской Небесной Царицы. Уже 26 августа 1395 года горожане со славящими молитвами, песнопениями встретили древнюю реликвию у стен столицы. Отовсюду слышались призывные возгласы к Божией Матери. Люди просили спасти их дома, Русскую землю и православную веру. Торжественный крестный ход со Спасительницей направился в Московский Кремль, образ поместили в Успенском храме, отслужили молебен. И в тот самый момент, когда Владимирская икона Девы Марии вошла в Москву, войска Тимура отступили.

Летопись, описывая события тех давних лет, рассказывает, что Темир-Аксак встал большим лагерем и оставался там две недели. Но, когда образ Матери Иисуса прибыл в Москву, непривычные до тех пор ужас и страх заполонили его сознание. Согласно старым записям, храбрый полководец узрел видение – с большой горы прямо на него шли старцы-святители с сияющими золотыми жезлами. Над ними парила сверкающая женщина с тысячами воинов. Вся эта блестящая рать неумолимо надвигалась, заполоняя все вокруг.

Недобрые предчувствия заставили Тимура собрать свое войско, чтобы немедля вернуться восвояси. Так милостью Господа и Его Матери Марии случилось великое чудо, спасшее Москву. Получив радостное известие, князь, священники, монахи, воины, все москвичи возблагодарили Богородицу за ее скорую помощь, заступничество. В месте встречи иконы возвели церковь и монашескую обитель. Установили церковное празднование этого чудесного события на день 26 августа (по старому стилю – 8 сентября). Имя ему стало Сретение (встреча Владимирского образа Божьей Матери). А новая монашеская обитель стала называться Сретенской.

Неспокойные времена снова вернулись в 1408 году. Покорить Русь, наказать за свободолюбие, заставить платить дань отправился представитель Золотой Орды эмир Едигей. Ничто не предвещало беды, поэтому Москва не готовилась к нападению. Вражеская армия быстро добралась до стен столицы тогда, когда князя с семьей в ней не было. Управлением города занимался родной дядя Василия I Дмитриевича – Владимир Андреевич Храбрый.

Уже 1 декабря войска Едигея окружили Москву. Но Владимир Андреевич был опытным военачальником, поэтому правильно организованная оборона не позволила Едигею идти на штурм городских стен. Враги кинулись разорять близлежащие к Москве города – Дмитров, Серпухов, Нижний Новгород, Ростов, Переяславль, другие. Москвичи же неустанно молились перед Владимирским образом Богородицы, чтобы та не отступилась от них, не отдала врагам на поругание. И Царица Небесная снова проявила великую милость. Едигей получив известие о непорядках в Золотой Орде, срочно изменил свои планы. 20 декабря он взял выкуп 3 тысячи рублей, а затем отступил. По воле Господа и Пречистой Девы Марии Русской земле удалось избежать скорби, разрушений, гибели.

Новое великое чудо Владимирская икона Божией Матери даровала Русской земле 1480 года. Поход татарского хана Ахмата на Москву начался в июне. Орде нужна была дань, а независимый народ отказывался ее платить. С 23 июня перед святым Владимирским образом совершались денные и нощные молебны о спасении и защите Руси от врагов. Великий князь Иван III Васильевич собрал войско и выступил навстречу войску орды. Когда Ахмат приблизился к реке Оке, увидел, что переправы уже заняты московитами, которыми командовали сын великого князя и воеводы. Тогда ордынцы направились к Угре (левому притоку Оки), собираясь преодолеть реку там. Но русские успели занять выгодные позиции (возле Калуги). Так попытки татар переправиться через реку потерпели неудачи. 26 октября стало холодно, поверхность Угры покрылась слоем льда. Это приближало битву.

Москва не могла жить спокойно, православные истово молили Великую Защитницу, преклоняясь перед Владимирским богородичным образом. И вот, 9 октября татарские войска стали отходить в сторону степи. А 11 ноября (1480 года) ушел хан Ахмат. Летопись сообщает, что татары с Угры уходили босыми, нагими, совершенно ободранными. История свидетельствует, что, даже не дойдя до Орды, Ахмата убили. Стояние на Угре стало тяжелым уроком для врагов, который положил конец посяганиям ордынского ига на Русь.

Православные люди связали такое славное избавление со святым вмешательством Божьей Матери через молитвы Владимирской иконе. А историческому месту стояния войск на реке Угрь дали название «пояс Богородицы». Великий князь вместе со всеми превозносил хвалы Господу и Приснодеве за чудо спасения от орды Ахмата. Этой же зимой был установлен еще один церковный праздник, величающий Владимирскую Заступницу за спасение Москвы от Ахмата – второе Сретенье 23 июня (по старому стилю 6 июля).

Еще одним значимым событием, связанным с вмешательством Владимирского образа Божьей Матери, которое осталось светлой датой в церковном календаре РПЦ стало избавление от крымского хана Мухаммед-Гирея. 1521 года летом в Москву принесли сообщение, что Мухаммед-Гирей с большим войском быстро приближается к границе Руси. Князь Василий III послал войско, чтобы остановить врагов. Но у Оки воины были разбиты. Захватчики беспощадно разоряли и палии Московские и Коломенские селения, монастыри. А людей убивали либо забирали в плен. Летописные записи сообщают, что сам Мухаммед-Гирей стал лагерем возле правого притока Москвы-реки – Северки. А войско разбрелось по окрестностям в поисках наживы.

Москвичи в это время сидели в осажденном городе. Великому князю удалось выбраться, чтобы заняться сбором нового войска. Окаянный Мухаммед-Гирей ушел, не дожидаясь защитников, но территория вокруг столицы была практически полностью разорена, не осталось ни дома, ни живой души. Несмотря на большие потери, православные возблагодарили Всемилостивую Заступницу за сохранение сердца страны – Москвы.

Свидетельства очевидцев

Все время, сколько продолжалась осада столицы, московский митрополит Варлаам со всеми православными молился, чтобы уберечь город и избежать гибели и плена. Разные письменные источники сохранили до наших дней свидетельства о чудесах, которые происходили в то время.

Так, одна престарелая монахиня имела удивительное видение. Женщина узрела, как Кремль стали покидать святители с Владимирским образом Богородицы. Они также взяли с собой церковные святыни, намоленные иконы, как будто хотели наказать жителей города за их грехи. Но возле выхода за территорию Кремля скорбная процессия была остановлена преподобными Варлаамом Хутынским и Сергием Радонежским. Они умолили святых угодников остаться, чтобы совершить большой молебен во имя спасения Русской столицы. После пламенной молитвы Господу и Богородице о прощении всех согрешивших и божественной защиты Москвы от недругов святители снова вернулись в Кремль вместе со святой Владимирской иконой.

Похожее видение возникло и перед московским святым, блаженным Василием. Он поведал, что заступничеством Божией Матери, молитвами святых город Москва будет спасен. То же видели еще три праведные женщины, о чем рассказали пономарю. Русский народ рассудил, что святое заступничество московских преподобных Варлаама и Сергия остановило потерю благодати, а молитвы Владимирскому лику Пречистой Богородицы были услышаны. Заступничеством Господа Иисуса и Девы Марии татары бежали, а Москва спасена. Со временем, увековечивая память о божественном избавлении столицы от Мухаммед-Гирея, установили праздник-чествование главной православной русской святыни в день 21 мая (по старому стилю 3 июня).

Это только краткое описание наиболее значимых в истории страны чудес от старинной реликвии. До настоящего времени Владимирская икона Богородицы – главная, наиболее древняя общерусская святыня, самый чтимый образ из всех, которые есть в России. Хранится христианская реликвия в особенных бережных условиях в храме-музее Святителя Николая Чудотворца в Толмачах. Церковь существует при Государственной Третьяковской галерее. К иконе приходят с экскурсиями и проводятся церковные службы.

Владимирская икона имеет множество списков, хранимых различными церквями и монастырями. Большая часть изводов прославились и почитаются прихожанами, паломниками как чудотворные.

На одном из первых мест в списке наиболее почитаемых в России образов стоит икона Владимирской Божьей Матери. Значение ее для страны огромно. В свое время молитва к ней не единожды спасала Россию от сокрушительных набегов захватчиков. Только благодаря заступничеству Божьей Матери этого удалось избежать.

Величественна история и значение Владимирской иконы Прежде всего для русского народа, ведь она поистине его защитница.

Происхождение и странствие иконы Владимирской Божьей Матери

О возникновении иконы гласит древнее предание. Написал ее тогда, когда еще была жива Богородица. Создавался образ на доске от стола, где происходила трапеза всего Святого Семейства.

До 450 года икона находилась в Иерусалиме, в этом же году ее отправили в Константинополь. Там она хранилась где-то приблизительно до 1131 года.

В XII веке икона Владимирской Божьей Матери была подарена Киевской Руси Лукой Хрисовергом (Константинопольский патриарх). Ее направили в Богородичный монастырь в Вышгороде.

Когда она пробыла там некоторое время, икону увозит оттуда Андрей Боголюбский (сын Юрия Долгорукова). В своем странствии он останавливается в городе Владимире, где ему и было знамение Богородицы. На месте этого чуда был воздвигнут храм, в котором и осталась икона. Теперь она стала именоваться Владимирской.

Нынче же там хранится список, который был написан Андреем Рублевым. Оригинал иконы был перенесен в 1480 году в Успенский собор, который находится в Москве. Затем образ еще два раза переносили: в 1918 году - в Третьяковскую галерею, а в 1999 году - в храм Святителя Николая. В последнем она и хранится до сих пор.

Великой святыней является Владимирская икона Божией Матери. Об истории и значении иконы для русского народа записано множество историй, которые случались в древние времена и в нынешнее время.

Чудесные явления, связанные с этой иконой

Таковых действительно великое множество. И не только с оригиналом иконы они связаны, но и со списками, которых было создано большое количество.

Помимо троекратного и зафиксированного спасения земли русской от нашествия иноземного ига, Богородица не раз проявляла свою волю через нее. К примеру, где должна остаться была икона (во Владимире), там князю Андрею Боголюбскому было знамение во время молитвы.

Помимо этого, еще в храме в Вышгороде были зафиксированы случаи перемещения иконы. Она как бы не находила себе места. Три раза ее находили в разных частях храма, в итоге после молитвы Андрей Боголюбский взял ее с собой в Ростовскую землю.

Затем же были многочисленные случаи исцеления простого люда. К примеру, водой, омывшей икону, могли излечить болезнь. Так происходили исцеления глаз, сердца.

Так становилась Владимирской Божьей Матери. Значение ее как для простого люда, так и для великих мира сего было неоспоримым. Она была свидетельницей многих важных действий в России. Это и назначение патриархов, и военные походы. Также перед ней присягали на верность родине и проводили коронацию нескольких монархов.

Молитва перед иконой Владимирской Божьей Матери

Молитва Владимирской иконе Божией Матери - это поистине спасение для государства, в котором случилась смута или раскол. Она позволит стихнуть страстям, умерить гнев и вражду. Помимо этого, при возникновении еретических настроений также следует возносить молитву этому образу.

Многие верующие обращаются к иконе во время болезни, а также при необходимости принять какое-либо важное решение.

Молитва начинается с почтительного обращения: “О Всемилостивая Госпоже Богородице”. Далее просится оградить людей и землю русскую от разных потрясений, защитить весь чин духовный. Молитва Богородице укрепляет веру и дает силу для преодоления напастей и бед.

Значение иконы для России

Владимирская икона Божией Матери - самая любимая икона на Руси. И на самом деле она столько защищала ее от всего, было явлено многочисленное количество знамений, исцелений.

Пожалуй, интересным знамением было то, что Божья Матерь сама выбрала место для пребывания своей иконы, которая в дальнейшем стала называться Владимирской. Это было уже упомянутое ее явление Андрею Боголюбскому.

Затем были еще некоторые знамения ее заступничества за землю русскую. К примеру, в 1395 году ожидалось великое нашествие завоевателя Тамерлана, который покорил уже множество земель и приближался к границе русичей. Казалось, не миновать уже сражения, однако всеобщая молитва Владимирской иконе Божьей Матери не позволила этому случиться.

По одной из версий, Тамерлан узрел во сне Величественную Богородицу, которая приказала ему оставить эту землю.

И так случалось не один раз. Вера людей все увеличивалась после каждого очередного спасения. стала действительно чудотворной и наиболее почитаемой. С нее писалось большое количество списков, которым также поклоняются верующие. Всегда было важным значение икон. Владимирская Божия Матерь на Руси особенно почиталась.

Дни празднования

Так как икона считается избавительницей от внешних нападений на Российскую землю, а также ее защитницей, то празднование в честь нее происходит три раза в году. Каждая из этих дат выбрана не просто так.

  • 26 августа поклоняются иконе Владимирской Божией Матери за освобождение от Тамерлана в 1395 году.
  • 23 июня происходит празднование в честь победы над татарским игом, которое случилось в 1480 году.
  • 21 мая - празднование в честь победы над ханом Махмет-Гиреем, которая произошла в 1521 году.

Молитва Владимирской иконе Божией Матери спасала не раз Россию.

Списки иконы Владимирской Божьей Матери

Существуют многочисленные списки, которые были написаны с этой иконы. Самыми известными можно считать такие:

  • Оранская икона. Она была написана в 1634 году.
  • Ростовская икона. Этот образ датируется XII веком.
  • Красногорская икона. Ее написание относится к 1603 году.
  • Чугуевская икона. Точная дата создания не известна.

Это далеко не все имеющиеся списки с иконы. Первые из них были написаны тогда, когда образ только появился на российской земле. Позже также создавали с нее списки, самых древних сейчас осталось два.

Очевидно, такое многообразие говорит, что очень почитается икона Владимирской Божьей Матери, значение которой для верующих велико.

Иконография образа

Если говорить о написании этого образа, то его стиль относят к “ласкающему”. Он характеризуется тем, что иконы этого типа говорят об общении Богородицы и ее Сына, т. е. это глубоко человеческая сторона Святого Семейства.

Считается, что в раннехристианском искусстве не существовало подобного стиля написания икон, он появился уже значительно позже.

Этот стиль написания содержит две центральные фигуры. Это Божья Матерь и младенец Иисус Христос. Их лики тесно соприкасаются, Сын обнимает Матерь рукой за шею. Этот образ очень трогателен.

Особенность, которую имеет икона Владимирской Божьей Матери, значение ее, - появление пяточки младенца, чего нет на других, подобных этому типу.

Эта икона двусторонняя. На обороте изображен престол и символы Страстей. Это говорит о том, что сама икона несет в себе особую идею. Это будущая жертва Иисуса и оплакивание его Матерью.

Также существует мнение, что эта икона - это список Богоматери Ласкающей из Влахернской базилики. В любом случае Владимирский образ уже давно стал самостоятельным чудесным ликом.

Другие почитаемые иконы Божьей Матери

Помимо Владимирской Богородицы, существует еще множество чудотворных образов, к которым обращаются. Итак, перед какой иконой Божией Матери о чем молятся обычно?

  • К примеру, молитва перед Иверской иконой помогает увеличить плодородие земли, а также она является утешительницей в различных бедах.
  • Молитва перед Боголюбской иконой является помощью во время эпидемий (холера, чума).
  • При раковых заболеваниях возносят молитвы образу Божьей Матери Всецарицы.
  • Казанская икона является благословляющей на вступление в брак, а также защитницей от различных нашествий и в тяжелые времена.
  • Образ Божьей Матери "Млекопитательница" очень почитаем кормящими матерями, также ему возносят молитвы во время родов.

Как видно, очень много образов, которые своими чудесами помогают верующим. Всегда следует обращать внимание на значение икон. Владимирская Божия Матерь не исключение. Просто каждый из образов берет на себя заступничество в различных ситуациях. Божья Матерь как бы охватывает все горести и печали своих подданных, помогая им в трудностях.

Владимирская икона Божией Матери (икона Богородицы) считается чудотворной и, по преданию, написана евангелистом Лукой на доске из того стола, за которым трапезовало Святое Семейство: Спаситель, Богородица и праведный Иосиф Обручник. Божия Матерь, увидев этот образ, произнесла: «Отныне ублажат Меня все роды. Благодать Рождавшегося от Меня и Моя с этой иконой да будет ».

В Россию икона была завезена из Византии в начале XII века, как подарок святому князю Мстиславу (†1132) от Константинопольского Патриарха Луки Хризоверха. Икону поставили в женском монастыре Вышгорода (древнего удельного города святой равноапостольной великой княгини Ольги), недалеко от Киева. Слух о ее чудотворениях дошел до сына Юрия Долгорукого, князя Андрея Боголюбского, который и решил перевезти икону на север.

Проезжая Владимир, лошади, везшие чудотворную икону, встали и не могли двинуться с места. Замена лошадей новыми также не помогла.

Собор Успения Пресвятой Богородицы во Владимире

Во время усердной молитвы князю явилась Сама Царица Небесная и повелела оставить Владимирскую чудотворную икону Богородицы во Владимире, а на сем месте устроить храм и монастырь в честь Её Рождества. Ко всеобщей радости жителей Владимира князь Андрей возвратился в город вместе с чудотворной иконой. С тех пор икона Божьей Матери стала называться Владимирской.

В 1395 году страшный завоеватель хан Тамерлан (Темир-Аксак) достиг пределов рязанских, взял город Елец и, направляясь к Москве, приблизился к берегам Дона. Великий князь Василий Димитриевич вышел с войском к Коломне и остановился на берегу Оки. Он молился святителям Московским и преподобному Сергию об избавлении Отечества и написал митрополиту Московскому, святителю Киприану, чтобы наступивший Успенский пост был посвящен усердным молитвам о помиловании и покаянию. Во Владимир, где находилась прославленная чудотворная икона, было послано духовенство. После литургии и молебна в праздник Успения Пресвятой Богородицы духовенство приняло икону и с крестным ходом понесло ее к Москве. Бесчисленное множество народа по обеим сторонам дороги, стоя на коленях, молило: «Матерь Божия, спаси землю Русскую! » В тот самый час, когда жители Москвы встречали икону на Кучковом поле (ныне ул. Сретенка) , Тамерлан дремал в своем походном шатре. Вдруг он увидел во сне великую гору, с вершины которой к нему шли святители с золотыми жезлами, а над ними в лучезарном сиянии явилась Величавая Жена. Она повелела ему оставить пределы России. Проснувшись в трепете, Тамерлан спросил о значении видения. Ему ответили, что сияющая Жена есть Матерь Божия, великая Защитница христиан. Тогда Тамерлан отдал приказ полкам идти обратно.

В память чудесного избавления Русской земли от Тамерлана на Кучковом поле, где была встречена икона, построили Сретенский монастырь, а на 26 августа (по новому стилю – 8 сентября) было установлено всероссийское празднование в честь сретения Владимирской иконы Пресвятой Богородицы.


Чудесное избавление Русской земли от Тамерлана на Кучковом поле (встреча Владимирской иконы Пресвятой Богородицы)

Во второй раз Богородица спасла нашу страну от разорения в 1451 году , когда к Москве подошло войско ногайского хана с царевичем Мазовшей. Татары подожгли московские посады, но Москва так и не была захвачена. Святитель Иона во время пожара совершал крестные ходы по стенам города. Воины и ополченцы бились с неприятелем до ночи. Малочисленное войско великого князя в это время находилось слишком далеко, чтобы помочь осажденным. Летописи повествуют, что на следующее утро врагов у стен Москвы не оказалось. Они услышали необычайный шум, решили, что это идет великий князь с огромным войском и отступили. Сам же князь после ухода татар плакал перед Владимирской иконой.

Третье заступничество Богоматери за Русь было в 1480 году (празднуется 6 июля). После громкой победы на Куликовом поле в 1380 году русские княжества еще целое столетие находились в ордынской зависимости, и только события осени 1480 года решительно изменили ситуацию. Иван III отказался платить дань орде, и на Русь были посланы полки хана Ахмата . Два войска сошлись на реке Угре: войска стояли на разных берегах – так называемое «стояние на Угре» – и ждали повода для атаки. В передних рядах русского войска держали икону Владимирской Богоматери. Происходили стычки, даже небольшие сражения, но войска так и не двигались друг перед другом. Русское войско отошло от реки, давая возможность ордынским полкам начать переправу. Но отошли и ордынские полки. Русские воины остановились, а татарские продолжали отступать и вдруг, помчались прочь без оглядки.


Стояние на р.Угре 11 ноября 1480 года

«Стояние на Угре» положило конец монголо-татарскому игу . Россия окончательно освободилась от выплаты дани. С этого времени можно говорить об окончательной ликвидации каких бы то ни было форм политической зависимости Москвы от Орды.

Стояние на Угре

В 1472 году ордынский хан Ахмат с большим войском двинулся к русским границам. Но у Тарусы захватчики встретили многочисленную русскую рать. Все попытки ордынцев переправиться через Оку были отбиты. Ордынское войско сожгло город Алексин (в Тульской области) и уничтожило его население, однако поход окончился провалом. В 1476 году великий князь Иван III прекратил уплату дани хану Золотой Орды, а в 1480 году отказался признать зависимость Руси от неё.

Хан Ахмат, занятый борьбой с Крымским Ханством, лишь в 1480 году начал активные действия. Ему удалось договориться с польско-литовским королём Казимиром IV о военной помощи. Западные границы Русского государства (Псковские земли) в начале 1480 года подверглись нападениям Ливонского ордена. Ливонский хронист сообщал, что: «… магистр Бернд фон дер Борх был вовлечён в войну с русскими, ополчился против них и собрал 100 тысяч человек войска из заграничных и туземных воинов и крестьян; с этим народом он напал на Россию и выжег предместья Пскова, ничего более не сделав ».

В январе 1480 года против Ивана III восстали его братья Борис Волоцкий и Андрей Большой, недовольные усилением власти великого князя. Используя сложившуюся обстановку, Ахмат летом 1480 года выступил с основными силами.

Боярская верхушка Русского государства раскололась на две группы: одна («сребролюбцев богатых и брюхатых») советовала Ивану III спасаться бегством; другая отстаивала необходимость бороться с Ордой. Возможно, на поведение Ивана III повлияла позиция москвичей, которые требовали от великого князя решительных действий.

Великий князь Иван III прибыл 23 июня к Коломне, где и остановился в ожидании дальнейшего хода событий. В тот же день из Владимира в Москву была привезена чудотворная Владимирская икона Божией Матери — заступница и спасительница Руси от войск Тамерлана в 1395 году.

Войска Ахмата беспрепятственно двигались по литовской территории, ожидая помощи от Казимира IV, но так её и не дождались. Крымские татары, союзники Ивана III, отвлекли литовские войска, напав на Подолию (на ю-з совр. Украины).

Ахмат решил, пройдя по литовским землям, вторгнуться на русскую территорию через реку Угру.

Узнав об этих намерениях, Иван III отправил войска к берегу реки Угры.

8 октября 1480 года войска встретились на берегах Угры. Ахмат попытался форсировать Угру, но его атака была успешно отбита. Указанное историческое событие происходило в районе 5-километрового участка реки Угры. Перейти здесь границу Московского великого княжества татарской коннице было невозможно — Ока имела ширину 400 м при глубине до 10-14 м. Других бродов на участке между Калугой и Тарусой не было. Несколько дней продолжались попытки ордынцев переправиться, пресекаемые огнем русской артиллерии. 12 октября 1480 года ордынцы отступили на две версты от р. Угры и встали в Лузе. Войска Ивана III заняли оборонительные позиции на противоположном берегу реки.

Началось знаменитое «стояние на Угре» . Периодически вспыхивали перестрелки, но на серьёзную атаку ни одна из сторон не решалась. В таком положении начались переговоры. Требования дани были отклонены, подарки не приняты, переговоры прервались. Вполне возможно, что Иван III пошёл на переговоры, стремясь выиграть время, поскольку ситуация медленно менялась в его пользу.

Вся Москва молилась своей Заступнице о спасении православной столицы. Митрополит Геронтий и духовник князя, архиепископ Ростовский Вассиан, молитвой, благословением и советом подкрепляли русские войска, уповая на помощь Матери Божией. Великий князь получил пламенное послание от своего духовника, в котором тот призывал Ивана III последовать примеру прежде бывших князей: «…которые не только обороняли Русскую землю от поганых (то есть не христиан), но и иные страны подчиняли… Только мужайся и крепись, духовный сын мой, как добрый воин Христов по великому слову Господа нашего в Евангелии: „Ты пастырь добрый. Пастырь добрый полагает жизнь свою за овец“ …»

Узнав, что Ахмат, стремясь добиться численного преимущества, максимально мобилизовал Большую Орду, так что на её территории не оставалось значительных резервов войск, Иван III выделил небольшой, но очень боеспособный отряд, под командованием звенигородского воеводы, князя Василия Ноздреватого, который должен был на челнах спуститься по Оке, затем по Волге до её низовий и совершить опустошительную диверсию во владениях Ахмата. В этой экспедиции принимал участие и крымский царевич Нур-Девлет со своими нукерами (дружинниками). В результате, князь Василий Ноздроватый со своим войском разгромил и ограбил столицу Большой Орды Сарай и другие татарские улусы и вернулся с большой добычей.

28 октября 1480 года Князь Иван III приказал своим войскам отступать от Угры, желая дождаться перехода татар, враги же решили, что русские заманивают их в засаду, и тоже стали отступать. Ахмат, узнав, что в его глубоком тылу действует диверсионный отряд князя Ноздреватого и крымского царевича Нур-Девлета, и решив, что русские заманивают их в засаду, не стал преследовать русские войска и в конце октября - первых числах ноября также начал отводить свои войска. А 11 ноября Ахмат принял решение отправиться назад в Орду.

Для тех, кто наблюдал со стороны за тем, как обе армии почти одновременно повернули вспять, не доведя дело до сражения, это событие казалось либо странным, мистическим, либо получало слишком простое объяснение: противники испугались друг друга, струсили принять сражение.

6 января 1481 года Ахмат был убит в результате внезапного нападения тюменского хана Ибака, а в 1502 году сама Орда прекратила своё существование .

С тех пор подмосковную реку Угру стали называть «поясом Богородицы» .

«Стояние» положило конец монголо-татарскому игу. Московское государство стало полностью независимым. Дипломатические усилия Ивана III предотвратили вступление в войну Польши и Литвы. Свою лепту в спасение Руси внесли и псковичи, к осени остановившие немецкое наступление.

Обретение политической независимости от Орды наряду с распространением влияния Москвы на Казанское ханство (1487) сыграло роль в последующем переходе под власть Москвы части земель, находившихся под властью Великого княжества Литовского.

Русская Православная Церковь установила троекратное празднование Владимирской иконе Божьей Матери. Каждый из дней празднования связан с избавлением русского народа от порабощения иноплеменниками по молитвам ко Пресвятой Богородице:

8 сентября по новому стилю (26 августа по церковному календарю) – в память спасения Москвы от нашествия Тамерлана в 1395 году .

6 июля (23 июня) – в память избавления России от ордынского царя Ахмата в 1480 году .

3 июня (21 мая) – в память спасения Москвы от крымского хана Махмет-Гирея в 1521 году .

Наиболее торжественное празднование совершается 8 сентября (по новому стилю), установленное в честь сретения Владимирской иконы при перенесении ее из Владимира в Москву .

Празднество же 3 июня установлено в память спасения Москвы в 1521 году от нашествия татар под предводительством хана Махмет-Гирея .


Нашествие крымских татар

Татарские полчища приближались к Москве, предавая огню и разрушению русские города и селения, истребляя их жителей. Великий князь Василий собирал войско против татар, а Московский митрополит Варлаам вместе с жителями Москвы усердно молился об избавлении от гибели. В это грозное время одна благочестивая слепая инокиня имела видение: из Спасских ворот Кремля выходили московские святители, покидая город и унося с собой Владимирскую икону Божией Матери – главную святыю Москвы – в наказание Божие за грехи ее жителей. У Спасских ворот святителей встретили преподобные Сергий Радонежский и Варлаам Хутынский, слезно умоляя их не оставлять Москвы. Все они вместе принесли Господу пламенную молитву о прощении согрешивших и избавлении Москвы от врагов. После этой молитвы святители возвратились в Кремль и внесли обратно Владимирскую святую икону. Подобное же видение было и московскому святому, блаженному Василию, которому было открыто, что заступлением Божией Матери и молитвами святых Москва будет спасена. Татарскому хану было видение Божией Матери, окруженной грозным войском, устремившимся на их полки. Татары в страхе бежали, столица Русского государства была спасена.

В 1480 году Владимирская икона Божьей Матери была перенесена на постоянное хранение в Москву в Успенский собор. Во Владимире же остался точный, так называемый «запасной», список с иконы, написанный преподобным Андреем Рублевым. В 1918 году Успенский собор в Кремле закрыли, а чудотворный образ перенесли в Государственную Третьяковскую галерею.

Сейчас чудотворная Владимирская икона Божией Матери находится в Храме святителя Николая в Толмачах (м.»Третьяковская», М. Толмачевский пер., 9) .

Храм Святителя Николая в Толмачах при Государственной Третьяковской Галерее

Музей-храм Святителя Николая в Толмачах

Иконография

Иконографически Владимирская икона относится к типу Елеуса (Умиление). Младенец припал щекой к щеке Матери. Икона передаёт полное нежности общение Матери и Ребёнка. Мария предвидит страдания Сына в Его земном пути.

Отличительная особенность Владимирской иконы от прочих икон типа Умиление: левая ножка Младенца Христа согнута таким образом, что видна подошва ступни, «пяточка».

На обороте изображены Этимасия (Престол уготованный) и орудия страстей, относимые очень приблизительно к началу XV века.

Престол уготованный. Оборот «Владимирской иконы Божьей матери»

Престол уготованны й (греч. Этимасия) - богословское понятие престола, приготовленного для второго пришествия Иисуса Христа, грядущего судить живых и мёртвых. Состоит из следующих элементов:

  • церковный престол, облачённый обычно в красные одежды (символ Христовой багряницы);
  • закрытое Евангелие (как символ книги из Откровения Иоанна Богослова - Откр.5:1);
  • орудия страстей, лежащие на престоле либо стоящие рядом;
  • голубь (символ Святого Духа) или корона, венчающие Евангелие (изображаются не всегда).

Владимирская икона Божией Матери является общерусской святыней, главной и самой чтимой из всех русских икон. Имеется также множество списков Владимирской иконы, значительное число которых также почитаются как чудотворные.

Пред иконой Пресвятой Богородицы «Владимирская» молятся об избавлении от нашествия иноплеменных, о наставлении в Православной вере, о сохранении от ересей и расколов, об умирении враждующих, о сохранении России .

Закон Божий. Владимирская икона Божией Матери

Царица Небесная. Богоматерь Владимирская (2010)

О фильме:
По церковному преданию, икона Богоматери была написана евангелистом Лукой на доске стола, который находился в доме Иосифа, Марии и Иисуса. Икона была перенесена из Иерусалима в Константинополь, а затем в женский монастырь под Киевом, в Вышгород. Сбежав из Вышгорода на север, князь Андрей Боголюбский привез икону во Владимир, по которому она и была названа.

Во время нашествия Тамерлана, при Василии I, чтимая икона была перенесена в Москву как защитница города. И примером заступничества Богоматери Владимирской считается то, что войска Тамерлана без особых причин ушли, не дойдя до Москвы.

Тропарь, глас 4
Днесь светло красуется славнейший град Москва, яко зарю солнечную восприимши, Владычице, чудотворную Твою икону, к ней же ныне мы притекающе и молящеся, Тебе взываем сице: о, пречудная Владычице Богородице, молися из Тебе воплощенному Христу Богу нашему, да избавит град сей и вся грады и страны христианския невредимы от всех навет вражиих, и спасет души наши, яко Милосерд.

Кондак, глас 8
Взбранной Воеводе победительная, яко избавльшеся от злых пришествием Твоего честнаго образа, Владычице Богородице светло сотворяем празднество сретения Твоего и обычно зовем Ти: радуйся, Невесто Неневестная.