Главные храмы саровского монастыря. Свято-Успенский мужской монастырь

Нижегородский край гордится своей историей. Здесь множество уникальных и даже мистических мест, одним из которых и является город Саров. Долгие годы запрещалось даже упоминать это место. Расположение города строго держали в секрете. Сегодня же толпы паломников стремятся побывать в столь благословенном месте и прикоснуться к местным святыням.

История Саровской пустыни

Пустынь Саровская была основана иеросхимонахом Введенского монастыря Иоанном. От своего щедрого крестного отца он получил в дар три десятка десятин земли в городе Сарове (в прошлом - Саровское городище). Немедля он отправил письмо в Москву с просьбой о разрешении возвести на этой земле церковь. Сложно найти более удачное место для подобной постройки. Казалось бы, сама природа в этих местах была наполнена покоем и святостью. Более того, хорошее месторасположение позволяло без труда добираться до Нижнего Новгорода, Москвы и Владимира.

Вскоре на этой земле образовалась Свято-Успенская Саровская пустынь. Специальный указ Петра I разрешил строительство церкви Пресвятой Богородицы и ее Животворящего источника там, где раньше было мордовское городище. Всего 50 дней шло строительство церкви. 29 июня 1706 года считается официальной датой основания такого памятника, как Свято-Успенская Саровская пустынь.

Пещеры Сарова

Строительство монастыря сопровождалось возведением подземного города, который также был построен благодаря иеросхимонаху Иоанну. В то время он проживал в одной из горных пещер. Затем пещеры разрастались, и в них устраивали кельи для уединения и погружения в молитву. В 1711 году под землей возвели храм Антония и Феодосия преподобных.

Пустынь Саровская наполнилась жизнью. Со всех городов приходили сюда послушники и монахи. Всем предоставлялась работа. Кто-то проводил службы, кто-то строительством новых келий занимался, кто-то ягоды с грибами собирал. Так постепенно вокруг церкви образовался целый город, служивший прообразом монастыря.

В то время Иоанн составил устав монастыря, следуя строгим правилам. Саров был известен как академия монашества. После пребывания в Монастыре монахи-подвижники двигались дальше, распространяя устав Сарова. Практически все они впоследствии были приставлены настоятелями или казначеями в различных монастырях.

Житие Серафима Саровского

Пустынь Саровская была прославлена величайшим Серафимом Саровским. Его отец занимался строительством храма, но внезапная кончина так и не позволила ему дойти до конечной цели. После смерти отца Серафим (Прохор по рождению) с матерью Агафьей продолжили строительство собора. Однажды на стройке случилось чудо. Мать недоглядела за маленьким Прохором, и он упал с большой высоты, но остался в живых. С раннего детства Прохор искренне верил в Господа и чтил его. Во время тяжелой болезни во сне он увидел Пресвятую Богородицу, которая пообещала излечить его. Вскоре так и произошло.

С тех пор Прохор твердо решил посвятить всю свою жизнь Господу. В 1776 году он пришел в монастырь Саровская пустынь. Спустя 8 лет после пострига в монахи Прохор был наречен именем Серафим, которое означало «пламенный».

Отшельничество

Спустя несколько лет Серафим перебрался жить в лес вблизи монастыря. Он просто одевался, ел то, что находил в лесу, чаще постился. Каждый день он тратил на бесконечные молитвы и чтение Евангелия. Недалеко от своей кельи Серафим соорудил небольшой огород и пасеку.

Спустя несколько лет Серафим Саровский наложил на себя аскезу в виде трехлетнего молчания. После он ненадолго вернулся в монастырь, но через 10 лет вновь покинул его.

Такой образ жизни наделил Серафима Саровского необычайным даром прозорливости и умением исцелять людей. Благодаря ему были открыты несколько женских монастырей. Икона «Умиление» была последним образом, который видел Серафим в своей жизни.

Похоронили святого возле Успенского собора.

В 1903 году Серафима Саровского причислили к С тех пор место, где жил святой, иногда называют пустынь Серафима Саровского.

Свято-Успенский мужской монастырь

Пустынь Саровская знаменита Свято-Успенским Постройку храма заложили в 1897 году, когда Серафим Саровский еще не был причислен к лику святых. Изначально строительство собора прославляло Поскольку храм возводился над кельей старца, его так и называли. После причисления Серафима Саровского к лику святых, храм сразу же освятили. Это первый в России собор

Внутри церкви располагалась келья святого, как самая дорогая святыня. Иконостас выглядел довольно просто. Вокруг кельи можно было совершить обход и даже зайти во внутрь. Позже келью расписали и поставили на ней небольшой купол. Она приобрела вид часовни.

В 1927 году собор был закрыт. Его превратили в театр. В 2002 году начались восстановительные работы, и уже в августе 2003 года в храме вновь стали проходить богослужения.

Как добраться?

С Нижнего Новгорода отправляются автобусы в Дивеево с автовокзала Щербинки. На Московском вокзале также есть остановка микроавтобусов, которые также едут в этом направлении. Добираясь на автомобиле, можно заодно посетить старинный город Арзамас.

Из Нижнего Новгорода в Дивеево регулярно осуществляются экскурсионные автобусные туры. Можно заказать экскурсию и узнать больше об этом удивительном месте.

Сегодня пустынь Саровская представляет собой музей. Посетить его может каждый желающий побывать в поистине святом месте.

Саровский монастырь

Монастырь

Саровский монастырь

Саровский мужской монастырь. Общий вид на Успенский собор. г.
Страна Россия
Город Саров
Координаты 54.926111 , 43.325 54°55′34″ с. ш. 43°19′30″ в. д.  /  54.926111° с. ш. 43.325° в. д. (G)
Конфессия Православие
Епархия Нижегородская и Арзамасская
Тип Мужской
Дата основания начало XVIII века
Известные насельники Серафим Саровский

Саро́вский монасты́рь (Саро́вская Успе́нская пу́стынь) - бывший мужской монастырь , основанный в начале XVIII в городе Сарове Тамбовской губернии (ныне Саров - часть Нижегородской области). Известен как место, где подвизался преподобный Серафим Саровский , почитаемый православный подвижник и святой .

История монастыря

Первым монахом-отшельником, поселившимся на Саровской горе, стал пензенский инок Феодосий, пришедший на «старое городище» в 1664 году и устроивший себе здесь келью. Пожив здесь около шести лет, Феодосий задумал удалиться в Пензу. Около этого времени на «старом городище» поселился монах Герасим из Краснослободского монастыря. Некоторое время оба отшельника жили вместе, однако вскоре Феодосий «отошёл» в Пензу, и Герасим остался один на «старом городище». Пожив здесь некоторое время, Герасим удалился в Краснослободский монастырь, очевидно, из боязни воров и разбойников, которые стали делать ему «многия пакости».

Вскоре после отца Герасима на «старом городище» поселился иеромонах Исаакий, который и стал основателем Саровской пустыни. Вскоре у Исаакия появились сподвижники, и отец Исаакий возбудил ходатайство об учреждении в Сарове иноческой обители.

В 1705 году князь Кугушев, владелец «старого городища», передал отцу Исаакию в дар участок между реками Сатисом и Саровкой для будущей обители. В январе 1706 года митрополит Рязанский Стефан Яворский удовлетворил прошение отца Исаакия об устроении церкви на «старом городище». 28 апреля 1706 года отцом Исаакием был заложен деревянный храм в честь иконы Божией Матери «Живоносный источник». 16 июня 1706 года совершилось освящение нового и первого храма Саровской обители.

В 1731 году, ввиду ослабления сил, первый настоятель обители отец Исаакий (к тому времени принявший чин иеросхимонашества и ставший иеросхимонахом Иоанном) отказался от настоятельства и избрал себе преемником своего ученика Дорофея.

Из последующих настоятелей особо почитаем был отец Ефрем, невинно обвинённый в государственной измене и проведший в ссылке в Оренбургской крепости 16 лет. Во время голода 1775 года отец Ефрем, будучи настоятелем монастыря, распорядился отворить монастырские житницы, чтобы помочь нуждающимся мирянам.

Ещё при жизни старец Ефрем избрал себе преемника, иеромонаха отца Пахомия. Именно во времена настоятельства отца Пахомия в Саров прибыл Прохор Мошнин, будущий отец Серафим Саровский .

В 1906 году Саровская пустынь отметила 200-летний юбилей своего существования. На празднование юбилея съехалось множество гостей. Саровская пустынь превратилась в общепризнанную святыню России.

После революции 1917 года хозяйство Саровского монастыря было разорено, святыни - осквернены. К концу 1925 года было принято решение о закрытии монастыря, а в марте 1927 года было принято правительственное решение о ликвидации Саровского монастыря. Имущество монастыря вместе со строениями было передано в ведение Нижегородского управления НКВД.

На базе Саровского монастыря в 1927 году была создана детская трудовая коммуна. В ноябре 1931 года трудовая коммуна был закрыта. После неё в посёлке была организована исправительная трудовая колония для подростков и взрослых заключённых. В ноябре 1938 года эта колония также была закрыта.

Духовное возрождение Сарова

Высказывалась возможность восстановления монастыря

Примечания

Ссылки

  • Монастырь до революции // из книги С. В. Булгакова «Настольная книга священно- церковно- служителя», Москва, 1993, стр. 1539-1541
  • Столетие канонизации преподобного Серафима Саровского. Саров сегодня. Фотогалереи

Wikimedia Foundation . 2010 .

Свято-Успенский мужской монастырь Саровская пустынь основан в начале XVII века на севере Тамбовской губернии в Темниковском уезде (ныне г.Саров Нижегородской области). Известен как место, где подвизался преподобный Серафим Саровский , один из самых почитаемых православных подвижников и святых.

Основателем Саровской пустыни стал иеромонах Исаакий (в миру Иван Федорович Попов, сын дьяка села Красного Арзамасского уезда). Освящение первого храма Саровской обители совершилось 16 июня 1706 года . Этот день считается днем основания монастыря.


Число братии в 1733 году было 36 человек. В 1744 году возведен и освящен первый каменный храм – церковь Успения. В 1752 году построена каменная церковь Иоанна Предтечи над источником под горой. В 1758 году построено каменное здание церкви Живоносного Источника. Также к этому году возведены каменные стены, две угловые башни и святые врата.

Монастырь в 1764 году. Cо старинной гравюры.



Главной святыней и украшением Саровской Пустыни был Успенский собор. Внешний его вид имел сходство с Киево-Печерским Успенским собором. Он был освящен в 1777 году. В 1784 году был построен каменный Храм преподобных Зосимы и Савватия.



В 1789 году началось строительство монастырской колокольни (строительство завершено в 1799 году). С 1825 года Саровская пустынь стала местом всероссийского паломничества.
Храм святого Иоанна Предтечи был построен в 1827 году. Здание монастырской трапезной было построено в 1828 году. В 1861 году над могилой о. Серафима была устроена часовня. В 1864 было закончено строительство церкви Живоносного Источника.



В 1878 году построен каменный двухэтажный корпус для помещения посещающих Саровскую пустынь богомольцев из простого народа.



В 1897 году в Саровской Пустыни заложен храм Серафима Саровского, освящен в 1903 во время канонизации преподобного.



Монастырь в начале XX века . Фото с колокольни.

.

1. Колокольня (сохранилась)
2. Церковь святых Зосимы и Савватия (восстанавливается)
3. Храм Живоносного источника (планируется восстановление)
4. Храм во имя Успения Пресвятой Богородицы (планируется восстановление)
5. Храм Иоанна Предтечи (действующий)
6. Храм Серафима Саровского (действующий)
7. Церковь Всех Святых (действующая)
8. "Царский" дворец (сохранился)
Б. Угловые башни (3 из 5 сохранились)
Д. Детская поликлиника (новая постройка)

Зеленый - сохранилось (или уже восстановлено), желтый - планируется к восстановлению (или уже восстанавливается).

САРОВСКАЯ ПУСТЫНЬ

Местность нынешнего Сарова издавна была населена мордвой, платившей дань русским князьям - Рязанским и Владимирским. На горе, где впоследствии устроилась Саровская пустынь, сначала, вероятно, располагалась русская крепость. В 1298 г. татары под предводительством ширинского хана Бахмета покорили эти земли и на месте крепости построили укрепленный город Сараклыч («царственный город»). Он разделялся на три части (или городка), со всех сторон окруженные глубокими рвами, высокими земляным валом и речками Сатис и Саровкой. Нередко татарам приходилось биться здесь с местным населением, и потом первые монахи часто находили в земле стрелы, сабли, копья и много человеческих костей.

Серафим Саровский

Столицей ордынских князей Сараклыч был всего 90 лет, а потом местное население стало теснить их - особенно после Куликовской битвы. По преданию в 1389 г. последний правитель - хан Бехан - покинул город, и татары убрались сначала за речку Мокшу, а потом разошлись в разные стороны, основав множество своих селений. Стольный град Сараклыч, некогда грозный и могущественный, начал приходить в запустение, зарос лесом, и в нем завелись дикие звери. Позднее его назвали Старым городищем, но достоверных источников о существовании Сараклыча до сих пор не найдено, так что был ли город в действительности - остается неясным.

Впоследствии место это с окрестными деревнями было передано князьям Кугушевым, но нисколько не оживилось и еще 300 лет оставалось заброшенным. К тому же оно пользовалось недоброй славой, так как за эти три века рядом с ним прошла Большая посольская дорога, соединившая юг России с Москвой. До сих пор в народе передаются легенды о разбойниках-темьянах, промышлявших на Большой дороге и зарывших в Старом городище несметные сокровища.

Но гора у слияния двух рек и бьющие из-под нее ключи привлекли в это живописное место монахов. Первым избрал Саровскую гору для отшельнической жизни пензенский монах Феодосий, пришедший на Старое городище в 1664 г. и построивший себе келью на берегу речки Сатис - на валу бывшего городища. О подвизавшемся в уединении отшельнике узнали крестьяне близлежащего села Кременок, которые стали приходить к нему за благословением и советом. От него они и узнали о чудесах, происходивших на Саровской горе. Много раз он видел необыкновенный свет над горой и даже огненные лучи, освещавшие ее сверху. Иногда Феодосий слышал гул и звон, раздававшиеся изпод земли, и, наблюдая эти явления, он пришел к выводу, что месту этому предназначено великое будущее.

После шести лет отшельничества Феодосий вернулся в свою прежнюю обитель, а через 10 лет после него на Старом городище поселился монах Герасим, пришедший из Краснослободского монастыря. Около своей кельи он устроил огород, чтобы питаться овощами с него, и все время проводил в трудах, молитвенном подвиге и богомыслии. Герасим тоже был свидетелем многих чудес, а однажды, стоя на молитве в праздник Благовещения, он услышал такой сильный звон, что ему показалось, будто гора заколебалась. С тех пор звон слышался ему часто, крестьяне же из окрестных сел и деревень нашли им свое объяснение. Долго жили среди них предания и легенды о богатом и многолюдном городе Сараклыч: спешно покидая свою родину, татары не успели взять с собой сокровища и дорогие вещи, и пришлось им все зарыть в Саровской горе. Вот от этих сокровищ и разливался по ночам необыкновенный свет. И, конечно, многие крестьяне рыли гору, надеясь найти клады, но вместо них обнаружили 6 каменных крестов и один медный - складной и с углублениями для святых мощей.

Но место на Большой посольской дороге, как говорилось выше, оказалось разбойничьим, и в келью отца Герасима нередко после грабежей приходили незваные гости, чтобы разделить добычу. Из-за непрошенных посещений монах-отшельник вынужден был удалиться из этих мест. После него на Саровской горе жили еще два инока из соседнего Санаксарского монастыря, которые даже хотели основать здесь обитель, но не выдержали испытаний отшельнической жизни и вернулись в свою обитель.

После монаха Герасима Саровская гора 10 лет оставалась необитаемой, а потом здесь появился инок Иларион, выкопавший на склоне пещеру, которая послужила началом пещер Саровских, известных под названием «Иларионовых».

Рассказы о необыкновенной Саровской горе услыхал молодой инок из арзамасского Введенского монастыря Исаакий (в схиме Иоанн). Непроходимая глушь, суровая дикость и совершенное безлюдье произвели глубокое впечатление на молодого, восторженного инока, и он решил поселиться на Старом городище и устроить здесь монастырь. Сначала он водрузил здесь крест, а через некоторое время пришел сюда окончательно.

Исаак был человеком дальновидным, начитанным и красноречивым, однако и для него пустынническая жизнь оказалась тяжелой и полной искушений. Ночные видения, невыносимая тоска, уныния духа и телесные болезни часто посещали его, но вера в Спасителя преодолевала все дьявольские козни. Иногда к Исаакию присоединялись товарищи, но, не вынеся тягот отшельничества, уходили, и он опять оставался один. Однако со временем у Исаакия появились помощники. Из разных мест сходились сюда люди, рубили лес, строили себе кельи и постепенно в лесной глуши начала устраиваться обитель.

Первые монахи, самостоятельно поселившиеся на Саровской горе, не имели никакого статуса, поэтому уже вскоре у них возникла необходимость официально оформить свою монашескую жизнь. Чтобы урегулировать свои отношения с государством и церковными властями, они решили построить церковь, т. к. (согласно царскому указу) все монахи, жившие без церкви, считались раскольниками.

Еще в 1700 г. князья Кугушевы уступили монастырю землю под церковь, а в 1705 г. отцу Иоанну были выданы патриаршая грамота и антиминс на сооружение и освящение церкви, а также царский указ о монастырской земле. В феврале 1706 г. монахи начали валить лес, в мае на Старом городище уже высился сруб, а 16 июня был торжественно освящен первый храм Саровской пустыни, возведенный во имя Пресвятой Богородицы. Эта дата и считается днем основания Саровской обители, в которой в то время вместе с настоятелем было всего пять человек.

Вместе с церковью возникло и монашеское общежительное братство. Отец Иоанн с единодушного согласия братии приступил к составлению устава Саровской обители, который и написал за месяц по строгим древним образцам; служба совершалась по уставу Афонской горы. Суров был устав Саровского монастыря, суров был и быт монахов. Все нужное для жизни они добывали собственным трудом: одежду носили самую простую, жили в деревянных кельях, территорию монастыря обнесли оградой… Со временем возвели еще два храма, трапезу и кельи для посетителей. К 1711 г. был уже готов пещерный город с подземной церковью, сооруженной во имя Антония и Феодосия Печерских.

Но жизнь самого отца Иоанна закончилась не Саровской обители, как он мечтал, а в Тайной канцелярии. Первоначальника Саровского монастыря обвинили в участии в государственном заговоре, арестовали прямо в устроенной им обители и отправили в Санкт-Петербург. При обыске у него нашли документы, которые Феофан Прокопович назвал «факелом к зажжению смуты, мятежа и бунта». Ученые предполагают, что отец Иоанн был сторонником патриаршества и противником новых форм церковного правления - Святейшего Синода, введенного Петром I. Его заточили в неволю, и после трех лет заключения он скончался.

В годы своего царствования императрица Екатерина II повелела быть штату Саровской пустыни в 30 человек. При втором настоятеле - игумене Дорофее - архитектурный ансамбль Саровской обители приобрел законченный вид. Все монахи имели свои кельи, в монастыре были построены различные хозяйственные постройки (хлебня и поварня; столярная, просфорная и прочие мастерские), две кузницы, конюшни и т. д. Впоследствии (уже при императоре Павле I) монастырь получил рыбные ловли и две мельницы, располагавшиеся на речке Ужовке. Монахи сами выполняли все работы, необходимые для поддержания монастырского хозяйства: возделывали землю, косили, собирали грибы и ягоды, ловили рыбу, плели лапти, изготавливали свечи и т. д.

Слава обители росла, у нее появились влиятельные вкладчики, и монастырь стал богатеть. В нем начало развиваться лесное хозяйство, появились лесопильни и деревообрабатывающие мастерские, в которых изготовляли деревянную посуду весьма тонкой работы.

На паломников, приезжавших издалека, сильное впечатление производила монастырская колокольня - величественный белый столп, уходящий ввысь и символизировавший тот духовный путь, который каждый христианин должен пройти в своей жизни. Первая колокольня, разместившаяся в центре монастыря, строилась вместе с храмом Живоносного источника. Когда обитель стала расширяться, монахи снесли вал и засыпали ров, остававшийся от Старого городища, а потом решили совместить колокольню со Святыми вратами.

Колокольня строилась 10 лет на пожертвования вкладчиков, одним из которых был отставной майор Николай Афанасьевич Радищев - отец писателя А. Н. Радищева, автора «Путешествия из Петербурга в Москву». По первоначальному проекту колокольня должна была быть пятиярусной, но, видимо, не хватило средств, и ее возвели в четыре яруса. С верхнего этажа колокольни (высота ее составляла более 80 м) открывался прекрасный вид на окрестности. Под колокольней находятся Святые врата - для крестных ходов и торжественных встреч; справа и слева - малые каменные калитки для повседневного входа в монастырь.

Главной святыней и украшением Саровской пустыни является Успенский собор, своим внешним видом схожий с Успенским собором Киево-Печерской лавры. Это было первое каменное здание монастыря, и сначала оно представляло собой небольшую однокупольную церковь, которая строилась на деньги московского купца Демидова, за что и называлась Демидовской.

В 1770 г. по инициативе настоятеля монастыря - отца Ефрема - начали возводить большой новый собор, т. к. в монастырь шло много паломников, и маленькие храмы не вмещали всех желающих. В Саровскую пустынь приходили не только из ближних губерний (Тамбовской, Владимирской и др.), но и дальние богомольцы - с Кавказа и из Сибири. Особенно много их было осенью - на праздник Успения; в это время мест в гостиницах не хватало, и паломники располагались на ночлег прямо на земле в монастырском дворе.

Успенский собор возводился талантливым саровским монахом (в миру Иваном Федоровым), по замыслу которого Демидовскую церковь не стали разрушать, а превратили в алтарь и ризницу нового храма. Внутри Успенский собор богато украшен стенными росписями на темы Ветхого и Нового Заветов. Великолепный резной пятиярусный иконостас, весь покрытый позолотой, был уставлен иконами византийского письма. Над широкими Святыми вратами алтаря находилась чудотворная икона - точный список иконы Успения Пресвятой Богородицы из Киево-Печерской лавры. До сих пор сохраняется предание, что рисунок этого великолепного иконостаса сделал знаменитый архитектор В. Растрелли. На правой стороне собора находилось огромное изображение Спасителя, исцеляющего расслабленного.

В 1779 г. в Саровской пустыни появился Серафим, жаждавший духовных подвигов. После перенесенной в обители тяжелой болезни религиозное рвение его усилилось, и в 1797 г. он уединился в отшельническую жизнь в своей пустыньке, которая располагалась в лесах на берегу реки Саровки. А в монастырском храме, возведенном в честь иконы Божией Матери «Живоносный источник» преподобный Серафим в сане иеродиакона в Великий четверг удостоился видеть Господа нашего Иисуса Христа, шествующего во славе с силами небесными.

С именем батюшки Серафима связана и церковь во имя Зосимы и Савватия, Соловецких чудотворцев. Построена она была на месте старой больницы, в которой преподобный Серафим (в то время еще послушник Прохор) три года лежал больной и где он удостоился чудесного явления Пресвятой Богородицы с апостолами Иоанном Богословом и Петром, исцелившими его от тяжкого недуга. Деньги на сооружение этого храма преподобный Серафим после исцеления собирал сам. К тому же, будучи искусным столяром, он своими руками устроил для храма престол из кипарисового дерева. В этом храме до конца дней своих он причащался Святых Тайн.

Саровская пустынь к началу ХХ в. стала одной из самых крупных и благоустроенных обителей России. Монастырская ризница была очень богатой: в ней хранились массивные драгоценные священные сосуды, святые кресты, Евангелия и т. д. Хранились в ризнице и дорогие облачения, которые из-за тяжести на них золотого и серебряного литья при богослужении никогда употреблялись. Ризы эти являлись памятниками старины и благочестивого усердия благотворителей Сарова.

В 1853 г. в император Александр II и императрица Мария Федоровна прислали в Саров святое Евангелие. На верхней вызолоченной крышке переплета серебром были вышиты изображения четырех евангелистов, а в середине - образ Спасителя, сидящего на престоле.

Но участь Саровской пустыни, как и многих других монастырей, оказалась печальной. В 1927 г. его закрыли, а Успенский храм в 1951 г. взорвали, т. к. он «мешал» проведению проспекта им. И. В. Сталина. Но даже в те годы нашлись в городе люди, противившиеся уничтожению храмов, однако силы были неравными. Тогда никто и предположить не мог, что пройдет время - и монастырские здания будут возвращаться Церкви, и Саров поднимется из небытия. В 1991 г. на месте Успенского храма члены исторического объединения «Саровская пустынь» вместе с городскими строителями установили памятный камень.

Из книги Старчество на Руси автора Игнатия Монахиня

Зосимова пустынь и старчество Старчество <...> есть основание для доброго монастырского устроения. Пока не насадится оно, русские обители не поднимутся в нравственном отношении <...> Если бы знали они [иноки], сколько неоцененного добра заключает в себе старческое

Из книги Божии люди автора (Федченков) Митрополит Вениамин

Зосимова пустынь Это было в 1910г. Посетить Зосимову пустынь побудило желание разрешить один душевный вопрос, который беспокоил меня долгое время. Для этого нужно было посоветоваться с лицом опытным и духовно-тонким. Таким мне показался, со слов знавших его лично,

Из книги «Остров». Подлинная история автора Орехов Дмитрий

Оптина пустынь и старчество Основателем старчества считается отец монашества святой Антоний, живший в III веке н. э. Старец – это человек, забирающий волю у своего ученика, принимающий его душу в свою. Ученик отдает себя старцу в полное послушание, с полным самоотречением.

Из книги Записки попадьи: особенности жизни русского духовенства автора Сысоева Юлия

«Шаталова Пустынь» «Шаталова пустынь» в церковной среде явление патологическое. К представителям сего класса относятся заштатные клирики, болтающиеся из храма в храм и непонятно чем занимающиеся, или запрещенные в служении за различные провинности, но при этом

Из книги Первая молитва (сборник рассказов) автора Шипов Ярослав Алексеевич

Из книги Русское монашество. Возникновение. Развитие. Сущность. 988-1917 автора Смолич Игорь Корнильевич

5. Саровская пустынь и препод. Серафим В последней четверти XVIII и особенно в 1–й половине XIX в. одной из обителей, отличавшихся особой строгостью жизни своих насельников, стала сравнительно новая Саровская пустынь. Своим расцветом она обязана целому ряду монахов и

Из книги Стяжание Духа Святаго в Путях Древней Руси автора Концевич И. М.

6. Оптина пустынь и ее старцы В духовно–религиозной жизни России XIX столетия совершенно особое место занимает Оптина пустынь. Сама пустынь и скит, в котором подвизались оптинские старцы, со временем прославились на всю страну. Здесь сложилась та оптинская школа, которая

Из книги История русской церкви (Синодальный период) автора Цыпин Владислав

Из книги Не от мира сего автора

Из книги «Райские хутора» и другие рассказы автора Шипов Ярослав Алексеевич

Из книги 100 великих монастырей автора Ионина Надежда

Пустынь за задворках Говорят, слышал я, будто невозможно навыкнуть добродетели без ухода вдаль и убегания в пустыню, и удивился, как вздумалось им неопределяемое определить местом. Ибо если навык в добродетели есть восстановление сил души в первобытное их благородство и

Из книги Великие монастыри. 100 святынь православия автора Мудрова Ирина Анатольевна

Пустынь для американок Вдали от шума и суеты мира, в тихих монашеских убежищах, в пустынных местностях, наводящих на мысль о вечности, тысячелетие жены Святой Руси трудились ради своего спасения. Стремясь прежде всего приобрести смиренномудрие… Они старались быть

Из книги автора

Лесная пустынь Местность, в которой я когда-то служил, сильно пострадала от злодеяний, ниспосылавшихся русской деревне. К примеру, целый сельсовет со всеми населенными пунктами был опустошен ради некоего укрупнения, и обширные земли его в конце концов заросли

Из книги автора

НИЛОВСКАЯ ПУСТЫНЬ Нил Сорский возглавлял нестяжателей, выступавших за секуляризацию монастырских земель и отказ монахов от владения ими и людьми. О нем самом мы знаем очень немного, так как «Житие» его небогато биографическими сведениями. Восторжествовавшие в

Из книги автора

СВЯТО-ЕКАТЕРИНИНСКАЯ ПУСТЫНЬ В ноябре 1656 г. царь Алексей Михайлович охотился со своими приближенными на землях «Ермолинской рощи». Вечером царь решил не возвращаться в Москву, а остаться ночевать здесь, для чего были раскинуты теплые шатры. Только царь начал засыпать,

Из книги автора

Свято-Успенская Саровская пустынь. Мужской монастырь Россия, Нижегородская обл., г. Саров.Летописи свидетельствуют, что первым монахом-отшельником, избравшим Саровскую гору для подвижнической жизни, был пензенский монах Феодосий, пришедший на Старое городище в 1664 году.

Свято-Успенская Саровская пустынь - мужской монастырь, основанный в начале XVIII века в городе Сарове на севере Тамбовской губернии в Темниковском уезде. Известен как место, где подвизался преподобный Серафим Саровский, почитаемый православный подвижник и святой.

Саровская пустынь. Общий вид с северной стороны.

Первым монахом-отшельником, поселившимся на Саровской горе, стал пензенский инок Феодосий, пришедший на «старое городище» в 1664 году и устроивший себе здесь келью. Пожив здесь около шести лет, Феодосий задумал удалиться в Пензу. Около этого времени на «старом городище» поселился монах Герасим из Краснослободского монастыря (по другим данным - Арзамасского Спасского монастыря). Некоторое время оба отшельника жили вместе, однако вскоре Феодосий «отошёл» в Пензу, и Герасим остался один на «старом городище». Прожив здесь более лет, Герасим удалился в Краснослободский монастырь, очевидно, из боязни воров и разбойников, которые стали делать ему «многия пакости» (по версии Леонида Денисова - насельники упросили стать у них строителем), после чего «старое городище» вновь запустело.

Вид на Саровскую пустынь с юго-востока.

Около 1683 года приходили иеромонах Савватий и монах Филарет, из основанного в 1659 году Санаксарского монастыря, но вскоре они вернулись в свой монастырь. «Старое городище» снова обезлюдело. Основателем Саровской пустыни стал иеромонах Исаакий (в миру Иоанн Фёдоров, сын дьяка села Красного Арзамасского уезда), который по благословению настоятеля оставил Введенский монастырь и вместе с иноком Филаретом Санаксарского монастыря поселился в «старом городище». Вскоре у Исаакия появились сподвижники, и отец Исаакий возбудил ходатайство об учреждении в Сарове иноческой обители.

В 1705 году князь Кугушев, владелец «старого городища», передал отцу Исаакию в дар участок между реками Сатисом и Саровкой для будущей обители. В январе 1706 года митрополит Рязанский Стефан Яворский удовлетворил прошение отца Исаакия об устроении церкви на «старом городище». 28 апреля 1706 года отцом Исаакием был заложен деревянный храм в честь иконы Божией Матери «Живоносный источник». 16 июня 1706 года совершилось освящение нового и первого храма Саровской обители, этот день (29 июня по новому стилю) считается днём основания Саровской пустыни.

Вид на Саровскую пустынь с юго-восточной стороны.

В 1731 году, ввиду ослабления сил, первый настоятель обители отец Исаакий (к тому времени ставший иеросхимонахом Иоанном) отказался от настоятельства и избрал себе преемником своего ученика Дорофея. Из последующих настоятелей особо почитаем был отец Ефрем (Коротков), невинно обвинённый в государственной измене и проведший в ссылке в Орской крепости 16 лет. Оправдан и возвращён в Саровскую пустынь в 1755 году. Во время голода 1775 года отец Ефрем, будучи настоятелем монастыря, распорядился отворить монастырские житницы, чтобы помочь нуждающимся мирянам.

Ещё при жизни старец Ефрем избрал себе преемника, иеромонаха отца Пахомия. Именно во времена настоятельства отца Пахомия в Саров прибыл Прохор Мошнин, будущий отец Серафим Саровский.

Общий вид Саровского монастыря.

В 1897 году началось строительства храма над кельей Серафима Саровского. Автором проекта стал архитектор А. С. Каминский. После прославления преподобного старца в 1903 году храм был освящен митрополитом Санкт-Петербургским и Ладожским Антонием.
В 1906 году Саровская пустынь отметила 200-летний юбилей своего существования. На празднование юбилея съехалось множество гостей. Саровская пустынь превратилась в общепризнанную святыню России.

Саровская пустынь. Вид на колокольню и монастырские ворота.

Саровская пустынь. Вид на Соборную площадь через ворота.

Саровская пустынь. Внутренний вид храма Живоносного источника.

Саровский монастырь. Церковь св. Зосимы и Савватия.

Саровская пустынь. Внутренний вид храма Зосимы и Савватия.

Саровская пустынь. Дорога к святым местам.

Саровская пустынь. Место моления подвижника Марка, предшественника Преподобного отца Серафима.

Саровская пустынь. Место, где был избит Преподобный отец Серафим разбойниками.

Саровская пустынь. Общий вид на место камня, где молился препод. отец Серафим.

Саровская пустынь. Св. Источник преподобного.

Саровская пустынь. Крест над местом келии подвижника Дорофея.

Храм Иоанн Предтечи и вход в Пещеру преподобного отца Серафима.

Дорога к источнику отца Серафима.

Общий вид реки Саровки.

Саровская пустынь. Соборная площадь. 1903 год.

Саровская пустынь. Соборная площадь.

Саровская пустынь. Соборный храм Живоносного источника и Успенский собор.

1903 год.

Саровская пустынь. Успенский собор.

Саровская пустынь. Успенский собор.

Саровская пустынь. Усыпальница преп. Серафима.

Саровская пустынь. Храм преп. Серафима.

Саровская пустынь. Храм св. Иоанна Предтечи.

Свято-Успенский мужской монастырь Саровская пустынь. Внешний вид храма Св. прп. Серафима Саровского.

Торговая часть посёлка Саровского монастыря.

Вид на Саровскую пустынь.

Дети на улице в Сарове. 1912 год.

Визит Николая II в Саровский монастырь. Отъезд четы Романовых в Саровский монастырь.

Визит Николая II в Саровский монастырь. Отъезд четы Романовых в Саровский монастырь.

Прибытие Их Императорских Величеств в Саровскую пустынь.

Саровская пустынь. Их Императорские Величества рядом с усыпальницей преп. Серафима. 1903 год.

Николай II и великие князья переносят гроб с мощами св. Серафима Саровского к новому месту захоронения. 18 июля 1903.

Богомольцы у часовни на месте источника Серафима Саровского.

Саровская пустынь. Паломники на Соборной площади. 1903 год.

Саровская пустынь. Паломники у входа в Успенский собор.

Саровская пустынь. Паломники рядом с усыпальницей преп. Серафима.