Что означает живоносный источник. Икона «Живоносный источник» — в чём она сможет помочь. Празднование иконы Живоносный Источник

Икона Живоносный Источник, в чем помогает, значение иконы Живоносный источник, в каких случаях ей молятся, в каких храмах находится икона Живоносный Источник и ее значение

Икона Живоносный Источник, в чем помогает

Образ Живоносному Ключу Божией Матери берет собственное основание еще с V столетия .


Собственно, в то время около Константинополя чудодейственная икона при содействии ключа сумела вылечить слепого. Такое чудо природы никак не могло остаться необнаруженным, и в последствии этого о нем стало известно абсолютно всем. Согласно указу правителя Льва I в почтительность созданного чуда был возведен собор недалеко от священного ключа.


Достаточно тяжело охарактеризовать даже ориентировочное количество тех людей, что в храме сумели вернуть себя к жизни. В скором времени с облика стоявшего возле ключа стали составлять перечни, что впоследствии расходились по всей планете, даруя православному народу исцеление и покровительство господне.


На самой святыне представлена сидячая в купели Пресвятая дева с малым сыном Божьим в ладонях . С самого основания Пресвятой иконы ключ на ней не писали, тем не менее, в последствии в единую композицию была включена и Фиала (Сосуд). А позже на святыне начали описывать озеро и источник.



Значение иконы Живоносный источник и в чем она помогает

Священный облик Богоматери располагает значительно большим, глубочайшим значением и важностью , чем его целебные характеристики от божественной воды в источнике либо купелях и родниках, что были созданы и оборудованы ей в почтительность.


Живоносный Ключ – это воплощение блаженного избавителя, который одаривает бытием абсолютно всех, кто честно верует в него.


Ведь не напрасно многочисленные народы заявляют, что Бог – это и есть наше существование, именуя его Жизнедавче Христе , а ключ истоком Пресвятой девы. Не случайно в русских иконописных обыкновениях, одно из наименований облика звучит «Источная». Это олицетворение основания истока существования, что в торжественном кондаке читается равно как Водоспасительница либо Источнине Богоблагодатный.


Она имеет возможность возвращать здоровье тела и души земных обитателей, равно как истинная, внимательная Пречистая Богородица, бравшая под собственную опеку каждую человеческую душу.



В чем может помочь образ Живоносный Источник

Перед Святой иконой, что была наименована в честь лечебных вод, раскрытых согласно распоряжению Богоматери, царем Львом I Маркеллом, требуют поддержки:


При освобождении от негативных привычек, а кроме того с целью спасения от неблаготворных влечений;


Для исцеления физиологических и духовных болезней;


Способствует Богоматерь в сохранении непорочного существования;


Тем, у кого болит душа, тяготят горести и лишают житейских сил, Праведница даст помощь;


Искреннее молитвословие, устремленное лику, несомненно, поможет побороть, в том числе и наиболее трудные недуги.



Чудеса иконы Живоносный источник?

В Фессалии один из обитателей еще с молодого года грезил рассмотреть тот участок, где протекает чудодейственный ключ. И вот наступил период, когда он с иными людьми, которые верили в Бога, наконец-то сумел приступить к собственному длительному богомольному пути.


Однако в пути юного человека нагнал недуг и, осознавая, что существовать ему осталось совершенно недолго, обитатель Фессалии высказал собственную просьбу путешествующим с ним богомольцам.


Чтобы, в случае если случится неминуемое , они не начали незамедлительно погребать его тело, а отнесли к Непорочному ключу и вылили на его организм 3 резервуара чудодейственной воды, и только лишь впоследствии дали его тело земле.


Паломники исполнили с мольбой просьбу помирающего , тем не менее, когда в организм странника пролился 3-ий резервуар, юный человек воскрес. В последствии свершенного удивительного деяния, фессалиец принял решение вплоть до окончания дней собственных служить и быть в подвижничестве у Бога и Богородицы, согласно мольбам, каковых Ребенок Всевышний по доброй воле собственной матери вернул ему житье.


Существует большое число и прочих образцов исцеления водою ключей, свяченных в Почтительность Блаженной , тем не менее чудо совершается только если человек рьяно и от все души говорит мольбу и проживает в неизменном исповедании к Всевышнему, собственно в этом случае он приобретет желанное ослабление и излечение.



Празднество иконографической композиции

Время празднования в честь чудодейственной иконы было определено в память о реконструкции собора «Живоносного источника» на территории Константинополя, что был возведен царем Львом I Маркеллом согласно воле Пресвятой над чудотворным родником.


Выпал период равно как раз в пятницу Светлой седмицы и сейчас каждый год в православных церквях на Блаженной неделе с пасхальным крестным движением прокладывают чин водоосвящения.



В каковых соборах располагается образ?

На настоящий период установлено наиболее сотни часовен и храмов, которые были наименованы в почет Богородицы. Далее приведена информация отдельных из них:


Церковь облика Непорочной (Космодамианская) в Меткино. В соответствии с летописями, в XVII столетии возле Столицы был древесный храм Дамиана и Космы, однако в 1701 г. он был спален, тем не менее, многочисленное количество образов получилось уберечь, перетащив их в маленькую часовню, размещенную недалеко. В участке уничтоженного соборе в 1848 г. был создан нынешний господний собор, предназначенный чудодейственному лику Безгрешной, что было не беспричинно, так как в 1829 г. случилось чудо облика Прествятой. А ранее в 1840 г. Авдотья Евдокимова – вдова бойца, отдала на собственную отчизну в селение Меткино из Столицы чудодейственную икону, что была подарена ей торговкой Анной Кирияновой. И с этих времен с абсолютно всех уголков, люди начали ездить в храм для того чтобы поклониться пред ликом;


В Царицыно (Столица) кроме того есть храм святыни Богородицы;


Собор чудодейственного отображения Богоматери (Скорбященская храм) в Твери;


Храм чудодейственного образа, Блаженный располагается в Рождество-Богородицком монастыре в Задонске;


Икону можно увидеть и в храме Богоматери в на территории Арзамаса.



Икона Живоносный источник – в чем помогает?

Но все же в чём неподражаемая привлекательность иконы, чем именно так захватывает людей образ Божьей Матери «Живоносный источник»? В чём может оказать содействие и от чего убережет?
Предварительно, лик несёт излечение абсолютно всем больным физически и в мольбах собственных уповающим на содействие Всевышней. Собственно, с данного возникло его уважение в древнейшей Византии.


Этими целебными действиями и покровительством он заслужил расположение и благодарность, очутившись среди просторов Российской Федерации. Помимо сего, благополучно лечит образ и душевные недуги. Однако основное - выручает прибегающих к нему от неблаготворных влечений, зачастую обуревающих наши души. Собственно, от их воздействия выручает «Живоносный источник» - образ Божией Матери.


С какими прошениями возносятся пред ней, о чём вымаливают у Непорочной? О даровании мощи совладать с абсолютно всем безнравственным, что же принято в нас испорченной диким грехопадением людской природой. К раскаянию, существует очень много моментов которые превышают людские способности, в них мы слабы без поддержки Всевышнего Господа и его Пречистой Матери.


Попросить о поддержке святыню эту можно в том случае, если хвори вас атакуют.


Когда есть у вас увлечение к горячительным напиткам либо табакокурению.


Если терзает раскаяние за что-то, либо горесть в душе поместилась и избавиться от нее нет сил, в таком случае Богоматерь и образ Живоносный ключ могут помочь.


Если вы желаете оградиться от грешений, что так и привлекают вас к себе, в таком случае моление перед иконой, несомненно, поможет не сорвать Заповеди Христовы.


Если трудностей на вас немало упало, и в одиночку не совладать вам с ними, в таком случае необходимо обеспечить помощь Пресвятой.


Сделать это можно воссылая мольбу следующими словами:


Молитвословие первое


«О Пресвятая Дево, Всемилостивая Госпожѐ Владычице Богородице! Живоносный источник Твой, целебные да̀ры на здра̀вие душ и телѐс наших и на спасение миру точа̀щий, подала есѝ нам; тѐже, благодарнису̀ще, усердно молим Тя, Царѝце Пресвятая, моли Сына Твоего и Бога нашего дати нам оставление прегрешений и всякой душе скорбящей и озлобленней милость и утешение, и от бед, скорбѐй и болезней свобождение. Пода̀ждь, Госпожѐ, храму сему и сим лю̀демпокровѐние (и святѐйобѝтели сей соблюдѐние), граду сохранение, стране нашей от напастей избавление и ограждение, да мирное здепоживѐм житиѐ, и в будущем вѐце сподобимся видети Тебе, Заступницу нашу, во славе Царства Сына Твоего и Бога нашего, Емуже слава и держава со Отцѐм и с Пресвятым Духом во вѐкивеко̀в. Аминь».


Молитвословие второе


«О Пресвятая Дево, Мати Господа нашего Иисуса Христа! Ты есиМати и покровительница всех к Тебе прибегающих, призри с благосердием на молитвы грешных и смиренных чад Твоих. Ты, именуемая Живоносный Источник благодатных врачеваний, исцели болезни страждущих и умоли Сына Твоего, Господа нашего Иисуса Христа, да низпослет и всем притекающим к Тебе здравие душевное и телесное и, простив нам вольная и невольная согрешения наша, дарует нам вся яже к вечней и временней жизни потребная. Ты еси всех скорбящих радость, услыши нас, скорбных; Ты еси утоление печали, утоли и нашу печаль; Ты еси взыскание погибших, не попусти и нам погибнути в бездне грехов наших, но всегда избавляй нас от всяких скорбей и напастей и всякагозлагообстояния. Ей, Царице наша преблагая, надежде наша несокрушимая и заступнице необоримая, не отврати лица Твоего от нас за множество прегрешений наших, но простри нам руцеМатерняго милосердия Твоего и сотвори с нами знамение милости Твоея во благо: яви нам помощь Твою и благопоспеши во всяком деле благом. От всякаго же начинания греховнаго и помышления лукаваго отврати нас, да всегда славим пречестное имя Твое, величающе Бога Отца и Сына Единороднаго Господа Иисуса Христа и ЖивотворящагоСвятаго Духа со всеми святыми во веки веков. Аминь».


Храни Вас Господь!


Все христианские иконы имеют свои уникальные истории создания или обретения и тайный смысл. На многих из них, включая икону «Живоносный Источник», изображены Дева Мария и Младенец Спаситель.

Без веры наша жизнь превратилась бы в хаос и беспорядок. Иконы помогают нам находить в себе силы идти дальше, когда кажется, что всё рухнуло или движется к этому. Иконы должны быть в каждом доме: когда человек не может посетить храм, он может помолиться перед иконой , наладив контакт с Богом.

История иконы

История образа «Живоносный Источник» корнями уходит в далекое прошлое. В 5 веке в Константинополе был найдет животворящий, чудотворный источник. Место это было освященным, потому что роща, где находился источник, была высеяна в честь Богородицы. Многие люди находили исцеление, выпивая святой воды, которая била ключом из самой земли.

Впоследствии источник почти иссяк, а со временем и вовсе превратился в заброшенное место. В 6 веке в честь чудотворной земли, из которой била вода, был построен храм и при нем — монастырь. Позднее была придумана и написана первая икона, посвященная этой земле. Посвятили икону Богородице, так как она является символом чистоты и добра, смирения и целомудрия. Этот образ был очень популярен и известен, но позднее был забыт, а потом опять восстановлен. Его чтили на Руси на протяжении всей истории.

Описание иконы

Изображено на иконе то самое место, где находился источник. В Святой Чаше сидит Богородица, держа Младенца Христа на руках. Из Чаши льется святая вода — символ чистой веры и спасения. Внизу, около Чаши, изображены люди, которые пьют или набирают воду в сосуды. Иногда данную икону относят к празднику Крещения, хотя на самом деле никакого отношения к Крещению она не имеет. Вариантов иконы множество, но в целом все они очень похожи. Сейчас во многих храмах России есть иконы «Живоносный Источник», однако ее главным образом ассоциируют именно с тем храмом, который был построен на чудотворном месте, где был святой источник.

В чем помогает икона

Данная икона спасает дом от беды, от всякой напасти и злых людей. Если вы болеете, то можно ставить эту икону рядом с кроватью, чтобы обрести спасение и поправить здоровье как можно быстрее.

Это чудотворная икона, поскольку в летописях существует множество свидетельств того, как люди исцеляли серьезные недуги, прикладываясь к образу: слепоту, немощность, неизлечимые болезни, бесплодие. Такое случалось не только в 5-6 веках, но и позднее, когда о том чудесном месте лишь говорили. Тот храм разрушали и строили три раза за всю историю, но икона «Живоносный Источник» всегда была и будет чудотворной, вне зависимости от того, где находится.

Дни почитания иконы

День почитания иконы «Живоносный Источник» — 15 апреля. На богослужении вспоминаются связанные со святым образом чудеса, происходившие в 5 веке на том месте, где сейчас стоит Константинопольский храм. В нем до сих пор находится одна из древнейших икон. Это священное место, которое необходимо посетить при наличии такой возможности.

Молитвы иконе «Живоносный Источник»

Перед данной иконой можно читать любые молитвы на сон грядущий и с утра, молитвы о спасении души, о здравии. Это универсальный образ, который не имеет какой-либо привязки к событиям или тематике молитв. Несмотря на это, есть молитва, которую можно читать 15 апреля в честь обретения того священного источника:

«Избранная от всех родов Владычица наша Богородица, благодатную помощь нам дарующая, восхваляем тебя. Ты наша блаженная Матерь Божья, излей на нас великие и богатые милости Твои, недуги наши исцели и скорби тяжкие утоли, да возблагодарим Тебя за это: Радуйся, Владычица, Живоносный Источник верным людям твоим изливающая».

Дева Мария олицетворяет собой неутолимый источник добра, света и прощения для всех нас, поэтому эта икона является не просто свидетельством чуда, произошедшего полторы тысячи лет назад. Это нечто большее, поскольку данный образ говорит нам о том, что живоносный источник всегда рядом с нами. Он подпитывает нас каждую секунду нашей жизни. Это одна из лучших икон, которые должны быть дома . Удачи вам, и не забывайте нажимать на кнопки и

13.05.2017 05:49

Среди святых чудотворных икон Богородицы особо почитается образ «Нечаянная радость». Молитва перед этой иконой способна...

Вкус воды познается тогда, когда мучает жажда. Всем нам знакома радость первых глотков – пил бы и пил. Но помните, у Пушкина? «Духовной жаждою томим…» Что же такое духовная жажда и как утолить ее нам?

«Агиасма» – слово греческое. Переводится оно, как «святыня». Именно так называется в Православной Церкви святая вода. Есть особый вид прихожан, очень распространенный. Они посещают Божий храм раз в году на Крещение – запастись святой водичкой. С большими пластмассовыми канистрами, с бутылками из-под «Пепси» встают они к раздаче и строго наблюдают, чтобы не отпускали без очереди. Согнувшись под тяжестью своей ноши, которая, как известно, не тянет, прихожане, удовлетворенные не напрасно прожитым днем, возвращаются в свои жилища, разливают водичку по бутылкам, банкам, кастрюлям, по-хозяйски оглядывают запас – на год хватит. До следующей крещенской раздачи.

Простите мне ироничный тон. Я позволила его не потому, что осуждаю этих людей. Слава Богу, что хоть раз в году ходят. Но великая агиасма – крещенская вода – требует особого, трепетного к себе отношения.

Но святая вода не только та, которую освящают по особому чину священники. Многие православные святые имели особую силу – изводить из земли святые источники по молитвам своим Господу и Его Пречистой Матери. История сохранила нам не только имена этих святых, но и сами источники, в коих до сей поры не оскудела благодать и исцеляющая сила. Давайте вспомним одно такое событие, древнее, ведь речь пойдет о пятом веке.

Чудная платановая роща украшала святые ворота великого Константинополя. В роще бил родник, вода которого была необыкновенно вкусна, прохладна и целительна. Шло время, зарос кустарником родник, затянула воду зеленая тина, стал он почти незаметен для человеческого глаза. Проходил как-то мимо знатный воин Лев Маркелл, а навстречу ему слепец – старый, измученный, беспомощно ощупывает посохом дорогу, тянет руки, просит пить. Человеком Лев Маркелл был добрым. Взял слепца за руку, привел в прохладу под сень широких платановых листьев.

«Посиди тут»,- сказал,- «а я пойду, поищу тебе водички». Пошел. Да только несколько шагов сделал, как услышал женский голос: «Не ищи воду далеко, она здесь, с тобой рядом».

Остановился. Что за дела такие – нет никого, а голос… Крутит головой по сторонам, удивляется. А голос опять: «Царь! Под сенью рощи есть родник. Найди его, набери воды, напои жаждущего. А тину, что затянула родник, положи на глаза несчастному. И построй на этом месте храм. Будет у него великая слава»…

Удивление Льва Маркелла сменилось сердечным трепетом. Он понял, Царица Небесная благословляет его на благое дело. Но почему Она назвала его, воина, царем? Все сделал, как было велено. И воды набрал, и тину приложил на глаза слепца. Чудо не замедлило: прозрел слепец, в ликовании пошел в Константинополь, благодаря Божью Матерь.

А Маркелл вскоре стал императором. Теперь уж – царь! – сделалось обычным к нему обращением. И повелел царь очистить родник, выпустить на волю его чистые струи, построить рядом храм. Тогда же была написана и икона, именуемая с тех древних пор «Живоносный источник». На иконе изображена высокая большая чаша. Над чашею парит Богородица, держащая в руках Предвечного Младенца. Десница Младенца благословляющая. Через сто лет на этом месте был построен еще один храм – роскошный, изящный, а при нем – монастырь. Очень скоро потянулись сюда люди с молитвой об исцелении. По вере своей и получали. Исцеления в платановой роще происходили постоянно, и слава о живоносном источнике достигла самых отдаленных уголков.

С древних времен известна икона «Живоносный источник» и на Руси. Память ее отмечается в особый день – в пятницу Светлой седмицы (Пасхальной недели). И это лишний раз доказывает, как почитаема она среди русских людей. В начале восемнадцатого века список с иконы «Живоносный источник» был принесен в Саровскую пустынь. Великий старец Серафим очень почитал икону, многих отправлял к ней молиться. Есть икона «Живоносный источник» и в Москве, в Царицыно Дмитрий Кантемир, советник Петра Первого, построил храм, а перестраивал и обновлял его сын Кантемира Антиох, известный русский поэт. Больше двухсот лет не прекращались службы в храме «Живоносный источник». Перед самой войной его закрыли. Да если бы только закрыли, а то разграбили. Чего только тут не было: гудела трансформаторная станция, стрекотали типографские станки, шуршала стружка в столярной мастерской. Сегодня храм возвращен православным христианам, в нем возобновились службы.

Конечно, любой источник, изведенный в святом месте или по молитвам угодников Божьих, можно назвать живоносным. «Да будет твердь посреди воды, и да отделяет она воду от воды», – читаем в Библии. А Евангелие от Иоанна повествует о купальне у Овечьих ворот, куда время от времени сходил Ангел и возмущал воду. Сам Христос вошел в священные воды Иордана и принял крещение от Его Предтечи Иоанна. Иорданские воды с тех пор несут в себе особую благодать и силу. Сейчас, когда паломничества в Святую землю стали обычным явлением, обычными стали и слова: «Я купался в Иордане».

Во многих семейных альбомах хранятся теперь фотокарточки: паломники в длинных белых рубашках входят в воду Иордан… Такой недосягаемый и такой привычный. Хорошо ли это? Наверное, хорошо, что мы, накопив денег и оформив заграничный паспорт, стремимся приобщиться к великим христианским святыням. Только бы не позволить собственному сердцу обыденности, только бы запретить ему при этом привычно стучать.

Щедра и Россия наша на живоносные источники. Святые, великие подвижники возводили по своим молитвам родники, украшая ими, как сверкающими самоцветами, скромный и неброский русский пейзаж. Один только Сергий Радонежский извел за свою жизнь два источника.

Один прямо на Маковце, на месте будущей Троице-Сергиевой Лавры, когда братия возроптала – далеко, мол, отче, ходить нам за водой. То место теперь утеряно. Правда, время от времени молодые, полные энтузиазма, семинаристы начинают вымеривать шагами землю вокруг семинарии – искать, где же… Но если бы знали древние чернецы о ревностных потомках, оставили бы кусок бересты с картой, где искать. Не подумали. Но уже в середине XVII века в утешение братии во время ремонта Успенского собора забил родник. Был в обители слепой монах. Пафнутием звали. Испил водички – прозрел. Стали и другие черпать пригоршнями. И другие чувствовали прилив физических и духовных сил. Теперь на месте того родника расписная надкладезная часовня.

По сей день утоляет жажду страждущих тот родник. К нему с утра до вечера очередь. Уехать из Лавры и не набрать святой воды? Не годится. Некоторые даже утверждают: этот родник Сергиев и есть тот самый, который сам Сергий вымолил для братии. Как не велик соблазн поверить, но это другой источник. Хотя тоже живоносный, утверждаю это со всей ответственностью, потому что часто после поездки в Лавру привожу домой эту удивительную воду.

А вот в пятнадцати километрах от Сергиева Посада, недалеко от деревни Малинники есть источник Сергиев. Вот он-то как раз изведен самим Радонежским чудотворцем. Однажды, почувствовав ропот среди братии и не желая давать ему ход, Сергий ушел из обители и лесами направился в сторону Киржача. По дороге он остановился как раз здесь и долго молился. Молитва Сергия была услышана, и в глухом лесу заискрился серебром чистой воды родник. 600 лет минуло, а жив родник, и не только жив, а стал двадцатиметровым водопадом, под сильной струей которого не так просто удержаться на ногах.

На самом верху водопада – маленькая часовня-сруб с иконами на четыре стороны и лампадками над ними. Здесь поются акафисты, здесь постоянно горят свечи. Отсюда по трем деревянным желобам сильная струя воды устремляется вниз, к маленькой речушке Вондиге. Чуть пониже оборудована бревенчатая купальня.

Круглый год идут и идут к роднику за исцелением. Даже в сильные морозы тщедушные старушки встают под его леденящие струи с молитвой: «Преподобный отче Сергие, моли Бога о нас». Три раза положено, говорят, омыться. Многие хворобы бегут прочь от такой невиданной дерзости. В мороз! Под ледяную воду! Конечно, только самые уверовавшие позволяют себе прийти в Малинники зимой. А кто покрепче телом, да повыносливее, да понедоверчивее, те ждут лета. А летом!.. С печалью приезжаю сюда летом. Зеленое поле вокруг источника превращается в неприступный плацдарм. Большое народное гулянье. В купальниках, плавках, семейных трусах и просто в исподнем ломятся «паломники» к благодати святого ключа. Толкаются, падают на скользких деревянных ступенях, царапают в кровь голые животы.

Зрелище летних Малинников некрасиво. Ополоснувшись, стелят паломники в холодке скатерть-самобранку с бутылем по центру, врубается музыка. Иногда прозвучит чей-нибудь вразумительный голос: «Нашли место… Здесь же святой источник!» Но за музыкой и тостами разве услышишь?

Агиасма – святыня. Живоносный источник – место нашего духовного врачевания. Здесь дОлжно звучать молитве, здесь дОлжно быть тишине. Духовная жажда утоляется не наспех и не большими глотками через край трехлитровой банки. Есть духовная культура, которая важна для каждого из нас, и у культуры этой свои законы. Икон «Живоносный источник» было на Руси очень много как раз потому, что потребность утолить духовную жажду жила и живет в нашем народе. Перед ней молились уставшие от скорбей люди, перед ней молились те, кто вдруг утрачивал веру, вслушивался во вражьи наветы, но боялся, очень боялся жизни без Бога. Богородица, парящая над чашей, обнимающая Младенца, пристально всматривается в глаза молящихся. Ей ведомы наши сомнения, усталость, страх. Но Ей хорошо ведомо и то, в чем мы засомневались: жизнь без веры – это высохший источник, это затянутая тиной канава. В такой жизни нет будущего.

Давайте вспомним самарянку из Евангелия от Иоанна, пришедшую на колодец зачерпнуть воды. Христос просит пить, а она в недоумении: «Господин, Тебе и почерпнуть нечем, а колодец глубок». А Христос говорит самарянке о другой воде, тот, кто будет пить ее, «не будет жаждать вовек». Она просит: «Господин, дай мне этой воды», еще не понимая, о чем идет речь. Христос говорит с самарянкой у колодца. Был просто колодец, но после встречи со Спасителем стал он живоносным источником. Была просто самарянка, грешная женщина, а стала проповедницей Божьего слова. В 66-м году она была брошена в колодец мучителем. Звали ее Фотина (Светлана). С Евангельских времен до наших потребность в живой воде не пропала. Напротив, пережив богоборческие времена, мы особенно мучительно переносим эту жажду. Мы даже не всегда понимаем, что она такое.

Беспокойство души, немирность, беспричинное томление. Мы ищем в стороне от святого живоносного источника утоления своей жажды. Ищем кто где. И – не находим. И гневаемся на жизнь, на ее путы, сдерживающие наш нетерпеливый галоп. Перед иконой «Живоносный источник», может, и вразумимся? Может, дана будет нам ясность ума и простая мысль посетит: «Не там ищу, не там утоляю жажду».

Сейчас как-то поутихло, а ведь совсем недавно еще мы, как чумовые, бежали к голубым экранам с тяжелыми, как гири, банками с водой – заряжать. На нас и на наши банки пучил глаза очередной телеаферист. Мы пучили глаза на телеафериста. Эта игра в гляделки была, как болезнь. Почти эпидемия. В редком доме не было желающего оздоровиться даром. Потом мы пили заряженную воду до изнеможения, отдышимся – опять пьем. Отдышимся – опять. Переполненные желудки, мочевые пузыри, отеки под глазами… А ведь не дураки мы вроде, образованные, пожили-повидали всякого. Господь, по словам крещенского песнопения, «очищение водою роду человеческому дарует», а мы не воспротивились надруганию над водой. Грех. А батюшка, когда придем на исповедь, спросит: «К эсктрасенсам ходили? Воду, заряженную по телевизору, пили?». Наложит эпитимью. И будет прав. Сами нагрешили, сами будем исправлять. А за помощью и утешением подойдем к иконе «Живоносный источник». А потом выберем время и посетим один из многочисленных святых источников – будь то Сергиев в Малинниках, или Пафнутьев в Оптиной пустыни, или Серафимов в Дивееве. И смоем с себя в их живительных водах все, что мешает нам и запутывает нас. Будет гореть здоровым жаром плоть, прояснится голова, затаится душа в ожидании необыкновенного. Пусть ожидание не будет напрасным. Пусть даруется душе от живоносного источника удивительная сила. Очень хотела самарянка живой воды и просила ее у Господа. Она не знала, что за вода, а просила. А мы-то, грешные, знаем, а не просим…

Наталия Сухинина

Явление иконы Божией Матери «Живоносный источник»

В V веке в Константинополе, близ так называемых «Золотых ворот», находилась роща, посвященная Пресвятой Богородице. В роще был источник, с давних пор прославленный чудесами. Постепенно это место заросло кустарником, а воду затянуло тиной.

Однажды воин Лев Маркелл, будущий император, встретил в этом месте слепца, беспомощного путника, сбившегося с дороги. Лев помог ему выйти на тропинку и устроиться в тени для отдыха, а сам отправился на поиски воды для освежения слепого. Вдруг он услышал голос: «Лев! Не ищи воды далеко, она здесь близко». Удивленный таинственным голосом, он стал искать воду, но не нашел. Когда же остановился в печали и задумчивости, вторично раздался тот же голос: «Царь Лев! Пойди под сень этой рощи, почерпни воды, которую там найдешь, и напой ею жаждущего, тину же, которую найдешь в источнике, положи на его глаза. Потом ты узнаешь, кто Я, освящающая это место. Я помогу тебе вскоре воздвигнуть здесь во имя Мое храм, и все, приходящие сюда с верою и призывающие Мое имя, получат исполнение своих молитв и полное исцеление от недугов». Когда Лев исполнил все повеленное, то слепой немедленно прозрел и без проводника пошел в Константинополь, прославляя Богоматерь. Это чудо совершилось при императоре Маркиане (391-457).

Императора Маркиана сменил Лев Маркелл (457-473). Он вспомнил о явлении и предсказании Божией Матери, приказал очистить источник и заключить в каменный круг, над которым был построен храм в честь Пресвятой Богородицы. Император Лев назвал этот родник «Живоносным источником», так как в нем проявилась чудодействующая благодать Божией Матери.

Император Юстиниан Великий (527-565) был человеком глубоко приверженным к православной вере. Он долго мучился водяной болезнью. Однажды в полночь он услышал голос: «Ты не можешь вернуть себе здоровья, если не напьешься из Моего источника». Царь не знал, о каком источнике говорит голос, и впал в уныние. Тогда Божия Матерь явилась ему уже днем и сказала: «Встань, царь, иди на Мой источник, выпей из него воды и будешь, как прежде, здоров». Больной исполнил волю Владычицы и вскоре выздоровел. Благодарный император воздвиг около храма, устроенного Львом, новый великолепный храм, при котором впоследствии был создан многолюдный монастырь.

В XV столетии известный храм «Живоносного источника» был разрушен мусульманами. К развалинам храма приставили стражника-турка, который не позволял подходить к этому месту. Постепенно строгость запрета смягчилась, и христиане поставили там небольшую церковь. Но и она в 1821 году была разрушена, а источник засыпан. Христиане вновь очистили развалины, открыли источник и по-прежнему черпали из него воду. Впоследствии в одном окне среди обломков был найден полусгнивший от времени и сырости лист с записью десяти чудес от Живоносного источника, совершившихся с 1824 по 1829 годы. При султане Махмуде православные получили некоторую свободу в совершении богослужения. Они воспользовались ею, чтобы в третий раз воздвигнуть храм над Живоносным источником. В 1835 году с великим торжеством Патриарх Константин в сослужении 20 архиереев и при большом количестве богомольцев освятил храм; при храме устроили больницу и богадельню.

Один фессалиец с молодости испытывал сильное желание посетить Живоносный источник. Наконец, ему удалось отправиться в путь, но в пути он тяжело заболел. Чувствуя приближение смерти, фессалиец взял слово со своих спутников, чтобы они не предавали его погребению, а отвезли тело к Живоносному источнику, там возлили на него три сосуда с живоносной водой и только после этого погребли. Желание его было исполнено, и у Живоносного источника к фессалийцу вернулась жизнь. Он принял иночество и в благочестии провел последние дни жизни.

Явление Льву Маркеллу Божией Матери совершилось 4 апреля 450 года. В этот день, а также ежегодно в пятницу Светлой седмицы Православная Церковь празднует обновление константинопольского храма в честь Живоносного источника. По уставу в этот день совершается чин водоосвящения с пасхальным крестным ходом.

Пресвятая Богородица с Богомладенцем изображена на иконе над большой каменной чашей, стоящей в водоеме. У водоема, наполненного животворной водой, изображены страждущие телесными недугами, страстями и душевными немощами. Все они пьют эту живительную воду и получают различные исцеления.

Тропарь Иконе Божией Матери «Живоносный источник»

Почерпем, человецы, цельбы душам и телом молитвою, Река бо всем предтечет - Пречистая Царица Богородица, источающи нам чудную воду и измывающи сердец черности, греховныя струпы очищающи, души же освящающи верных Божественною благодатию.

Мало кому известно, что в мире существует около 800 ликов Богородицы. И через каждый из своих образов она являет нуждающимся и с верой просящим свою великую милость и помощь, когда, казалось бы, ничто уже не способно рассеять сгустившуюся тьму в душе и в жизни. Одной из знаменитых икон, изображающих Матерь Божию, является святое полотно под названием «Живоносный Источник». Подле него чаще всего возносят молитвы об исцелении в болезнях телесных и душевных. Праздник православные христиане отмечают ежегодно в пятницу недели Пасхи . В 2019 году он выпадает на 3 мая.


Описание иконы

Образ Божьей Матери «Живоносный Источник» нельзя назвать оригинальным. Прототипом для его создания стало древнее изображение Пречистой «Никопея Кириотисса», что по-русски означает «Владычица Победодательница», по одной версии византийского, по другой - греческого происхождения. Последняя в свою очередь была написана с богородичного лика «Знамение», иначе - «Оранта», одного из наиболее старинных.

Первоначально икона «Живоносный Источник» не имела в своем изображении ключевой детали, давшей повод к наименованию образа именно таким образом - то есть, собственно, источника. Позже она обзавелась-таки чашей (фиалой), а спустя еще какое-то время и фонтаном с водоемом. Однако на этом совершенствование святого изображения не закончилось. Правда, сие касается русского варианта иконы, который возник не ранее XVII-го века. На ней постепенно возник деревянный кладезь с бъющей водной струей. Вокруг же данного рукотворного источника иконописец поместил вселенских святителей: Иоанна Златоуста, Василия Великого и Григория Богослова. Они черпают святую воду, даруемую кладезем, и угощают ею больных людей, стоящих тут же. Данную икону глубоко почитал святой Серафим Саровский .


Кстати, одно из древнейших изображений «Живоносного Источника» или образов, его напоминающих, то есть типа «Оранта» было найдено археологами на территории Крыма . Оно датировано концом XIII - началом XIV вв. и нанесено на глиняное блюдце. Матерь Божия изображена на данном образе в чаше и с воздетыми к небесам руками . В середине XIV столетия икона под названием «Живоносный Источник» выглядела уже следующим образом: Богородица с Младенцем на лоне стоит в кладезе, напоминающем крещенскую купель.


Следует отметить, что изображение источника нашло место не только на рассматриваемом нами образе. Так, оно присутствует и на иконах Богородицы «Жировицкая», «Благовещение Божией Матери у кладезя», «Водительница». Мы наблюдаем эту особенность по причине того, что источник испокон веков и на момент написания перечисленных святых образов воспринимался в качестве символа Божьей благодати и помощи Девы Марии. С течением времени данное значение менялось, приобрело более широкие смысловые рамки. Теперь источник считается олицетворением еще и самого источника как такового - места, где была засвидетельствована милость Богородицы, и храма, воздвигнутого на месте Божественного кладезя, и, собственно Живоносного Первоисточника.

Существуют композиционно достаточно сложные варианты иконы, в которых самостоятельный образ Пречистой является лишь составляющей. Таков, к примеру, образ «Живоносного Источника», присутствующий в московском Ильинском храме что на Черкизове. Изображение кладезя вписано в полукруг, Слева у полей можно наблюдать Цареградскую икону Богородицы, икону последней «Умягчение злых сердец», а также изображение святителя Иерусалимского Кирилла. С правой стороны располагаются святые образы Божией Матери «Взыскание погибших» и Иерусалимская», святителя Иерусалимского Софрония. Основу же композиции образуют изображения собственно явления Владычицы и Святителя Николая пономарю Георгию у соснового кладезя. Ну, а в центре располагается богородичная икона «О Всепетая Мати». Все это великолепие изображено на фоне звездного неба. Край мафория украшает гимн-молитва преподобного Иоанна Дамаскина: «О всепетая Мати, рождшая всех святых Святейшее Слово, нынешнее приемши приношение, от всякия избави напасти и грядущия изми муки о Тебе вопиющих: Алилуиа».

Явление Божией Матери

О чудесном кладезе рассказывает легенда. Согласно этому преданию в V веке н.э. недалеко от столицы Византии - Константинополя располагалась роща, посвященная Пресвятой Богородице. Сей лесок был уникален, ведь в нем находился животворный источник. Вода, извергаемая им, дарила людям, пьющим ее и омывающим в ней свое тело, исцеление от всяческих недугов, как телесных, так и душевных. Однако случилось так, что за волшебным кладезем никто не ухаживал, и место это постепенно поросло кустарником, сорной травой, а святую воду затянуло болотистой тиной.


Как-то раз Лев Маркелл I, будущий византийский император, ехал через рощу. По пути ему встретился слепец, мучимый усталостью и томимый жаждой. Душу Льва наполнила жалость к страдальцу. Повинуясь зову сердца, он отвел слепца в тень, усадил под деревьями, сам же пошел искать воду для несчастного. Поиски не приносили результатов, и Лев уже совсем выбился из сил, как вдруг услышал голос, произнесший: «Лев! Не ищи воды далеко, она здесь, близко». Воодушевленный чудесной подсказкой, будущий правитель христианской державы вновь принялся искать источник, но найти все равно не мог. И снова голос направил его. «Царь Лев! - сказал невидимка. - «Пойди под сень этой рощи, почерпни воды, которую там найдешь, и напой ею жаждущего. Тину же, которую найдешь в источнике, положи на его глаза. Потом ты узнаешь, кто Я, освящающая это место. Я помогу тебе вскоре воздвигнуть здесь во имя мое храм, и все, приходящие сюда с верою и призывающие мое Имя, получат исполнение своих молитв и полное исцеление от недугов».

Лев все сделал, как велел голос. В итоге к слепцу вернулось зрение и он продолжил свой путь, вознося благодарственные молитвы Божьей Матери. В дальнейшем и второе предсказание Девы Марии сбылось. Когда Лев Маркелл стал императором (457-473 гг.), он приказал своим людям привести родник в должный вид, а рядом построил храм во имя Пресвятой Богородицы. Чудотворный же источник нарек Живоносным.

Есть другое предание, относящееся к более позднему времени. Правитель Византии Юстиниан Великий (527-565 гг.) страдал тяжелым телесным недугом. Однажды среди ночи он услышал голос, сказавший: «Ты не можешь вернуть себе здоровье, если не напьешься из Моего источника». Юстиниан не имел ни малейшего понятия о существовании чудотворного богородичного кладезя в роще, а потому не принял данное утверждение всерьез. Но Дева Мария явилась ему вторично днем и повторила ночной совет. Тогда Юстиниан повиновался и тотчас был исцелен.

Живоносный Источник просуществовал до 1821 года, несмотря на то, что Византия уже в 1453 году оказалась под властью турков. Его засыпали, но в 1833 году восстановили. Это произошло при Патриархе Константине I. Сегодня здесь находится женский монастырь.

Каждый год православная Церковь в пятницу Светлой седмицы совершает торжества в честь празднования иконы Божией Матери "Живоносный Источник". В этот день в православных храмах совершается чин освящения воды. История появления иконы Богородицы "Живоносный Источник" восходит ко времени V века и является напоминанием о чуде исцеления Богородицей слепца у источника, находящегося вблизи Константинополя. Свидетелем этого удивительного события был воин Лев Маркелл, ставший впоследствии императором Византийской империи.

Когда Лев проходил мимо источника, он увидел слепца. Воин отправился к роднику для того, чтобы набрать себе воды и напоить незрячего. Вдруг Маркелл услышал голос, повелеваший ему зачерпнуть воду из источника и не только напоить слепца, но и наложить влажную повязку с водой на глаза болящему. Это был голос Божией Матери. Лев Маркел исполнил повеление и слепец прозрел.

Когда Лев вступил в должность главы великой империи, он воздвиг вблизи источника храм в честь Девы Марии. Дом Божий был назван "Живоносным Источником". После завоевания мусульманами Византии храм был разрушен. Восстановили Дом Божий близ источника только в XIX веке.

Сам же образ "Живоносный источник" является более поздним "прототипом" древней иконы Богородицы типа "Знамение". На древнем Влахернском первообразе изображалась Богоматерь у источника. Из рук Девы Марии истекала святая вода. Первоначально на иконе "Живоносный Источник" не изображался целебный родник. Позднее в иконографию вошли чаша со святой водой, а также источник или фонтан.

К самым ранним изображениям Богородицы "Живоносный Источник" относят образ, найденный в Крыму, относящийся историкам к XIII веку. С середины XIV века появляются образы Богородицы "Живоносный Источник" с чашей и располагающимся над ней целебным источником. В XV веке образ типа "Живоносный Источник" появился на горе Афон в монастыре святого Павла. Богородица с младенцем изображены в чаше.

На Руси иконы типа "Живоносный Источник" начали появляться в XVI веке, когда в практику вошел обычай освящать водные источники при монастырях, посвящая их Пресвятой Богородице.

Необходимо сказать также и о других названиях иконы, нашедших свое отображение в русской традиции. К таковым относят названия "Живоносной Источницы", "Источная" и "Живоприемный Источник".

Совет 2: Икона Божией Матери "Неувядаемый Цвет": история и иконографические особенности образа

Пресвятая Богородица особо любима и почитаема русским народом. Одним из проявлений любви к Божией Матери всегда являлось написание святых образов Девы Марии. 16-го апреля православная Церковь совершает особые торжества в честь празднования иконы Богородицы "Неувядаемый цвет".

Временем появления образа Богоматери типа "Неувядаемый Цвет" принято считать XVII век. В настоящий момент существует две версии о том, где была написана эта святая икона. По одной из версий автором образа считается афонский монах, другие предполагают, что икона была написана в Константинополе.


Основой для создания образа "Неувядаемый Цвет" послужили слова из акафиста Божией Матери, в которых Богородица сравнивается с неувядающими и благоуханными цветами. Ученые-культурологи предполагают, что тип написания иконы "Неувядаемый Цвет" сформировался под влиянием западной иконографии.


Неотъемлемой частью всех художественных образов икон "Неувядаемый Цвет" является присутствие цветов. Варианты могут быть различны. Цветы могут быть написаны по краям иконы, либо изображается процветший жезл, а иногда Богоматерь с младенцем стоит на постаменте из цветов.


Одежды Богородицы и младенца Христа чаще всего царские, что указывает на особую божественную власть Господа и великое положение его Пречистой Матери.


На иконах "Неувядаемый Цвет" изображаются различные цветы. Например, лилии или розы. Белоснежные собой особую чистоту Царицы Небесной, а роза является универсальным символом любви, присущей Богородице как главной ходатаице перед Богом о людях.


Празднования в честь иконы Божией Матери "Неувядаемый Цвет" совершаются дважды в году: 16-го апреля и 13-го января.


Перед образом Божией Матери "Неувядаемый Цвет" молятся о сохранении душевной чистоты и наставлении на путь духовного совершенствования. Особо почитается эта икона среди незамужних девушек, так как в русской культуре и православной традиции принято молиться о достойном женихе именно перед этим святым образом Богоматери.