Собор радонежских святых. Установление благочестивой традиции. Печальник и Чудотворец всея Руси

19 июля христиане отмечают праздник Собор Радонежских святых. В церковном календаре данный праздник появился еще в конце 20 века и до сих пор каждый год Собор Радонежских святых занимает важное место среди остальных церковных празднований. Московский Патриарх Пимен установил дату празднования 19 июля, сразу после дня, когда обрели мощи Сергия Радонежского.

В православном календаре часто бывает, что праздники установлены сразу друг за другом, по причине того, что тесно они взаимосвязаны. Соборные праздники объединяют в один день много святых, каким-либо общим поступком или общим нахождением в одной церкви. Собор Радонежских святых относиться к случаю, когда объединили в один праздник святых, которые служили Господу в одном соборе.

Основание для зарождения православного праздника Собор Радонежских святых появилось еще очень давно, примерно в 17 веке. Именно в то время началось формирование духовности и люди стали осознавать всю важность и развивать это направление. Главной личностью, которая подвигла людей к православной вере стал Сергий Радонежский. Он действительно проделал большую работу и его вклад сложно в православие сложно оценить, так как он является безграничным. Он написал большое количество книг и дал много полезных знаний своим ученикам, которые передавали их дальше. Так из поколения в поколение формировалась православие и собирало все больше верующих, которые искренне верили в Господа и прославляли свою религию. Сергей Радонежский стал основателем православия на всей Руси, поэтому почитается церковью и всеми верующими.

Примерно в период формирования православия написали икону Собора Радонежских святых, которая стала символом Троицкого собора. Также через некоторое время была написана и другая икона, где изображен Сергий Радонежский вместе со своим верным учеником Никоном. Эта икона также заняла место на иконостасе в Троицком соборе, чтобы люди могли произнести слова молитвы стоя перед ней. Далее идея создать в православной церкви праздник Собора Радонежский святых набирала все больше оборотов и целенаправленно развивалась. Собор, где служили Господу Сергий Радонежский и его ученик Никон освятили в их честь под руководством митрополита Филарета. Также способствовало установлению данного праздника еще одно важное событие, как освящение пристройки с дополнительным алтарем в храме, где проводили службы преподобные Сергий Радонежский и Никон. Так почтение их памяти и зародилось в православной церкви в виде отдельного праздника.

Кого называют Радонежскими святыми в православной церкви

Собор Радонежских святых это православный праздник объединяющий служителей Господу, которые учились у Сергия Радонежского или были его товарищами. Список Радонежских святых довольно большой и его формирование заняло очень много времени, ведь необходимо было учесть всех, кто верно служил Господу вместе с Сергием Радонежским в Троице-Сергиевой Лавре. Сейчас в списке можно найти более чем 75 различных имен во главе, которых находится Сергий Радонежский, как основатель и проповедник православия на Руси.

Такой большой список свидетельствует о большой вере и желанию служить Господу, которое никогда не угасало. Видимо это является ключевым моментом, чтобы доносить это к людям и давать основополагающие знания, которые могут формировать мировоззрение в целом. Именно это смогли сделать Радонежские святые и тем самым заслужили в православной церкви отдельный день, чтобы верующие могли почтить их память и помолиться. Такой историей формирования православия можно гордится, именно Радонежские проповедники и основатели занимают важную роль в вере к Господу доносят до наших дней истоки зарождения христианства на Руси.

Традиции празднования Собора Радонежских святых

Для православной церкви праздник Собора Радонежских святых имеет очень большое значения, поэтому все верующие должны ходить в храмы, что помолиться и побыть на церковной службе, где нужно обязательно петь. Если по каким-то причинам не получается посетить храм, то необходимо искренне произнести молитву у себя дома, которая позволяет обратиться к святым Троице-Сергиевой Лавры.

Праздник Собора Радонежских святых имеет очень важную роль в истории формирования самой православной веры, без их труда сейчас невозможно предположить, как бы распространялось и изучалось православие в целом. В нынешнее время можно только изучать истоки и гордиться такими основателями, которые смогли своим честным трудом и сильной верой в Бога заложить христианство на Руси.

История установления Собора Радонежских святых восходит к середине XVII века. Именно в то время были восстановлены первые списки учеников преподобного Сергия Радонежского, был напечатан «Канон молебен преподобным и богоносным отцом нашим игумену Сергию и ученику его Никону, чудотворцам». Приблизительно к тому же времени относится написание иконы Собора Радонежских святых. Последующие события в установлении Собора Радонежских святых связаны с именем митрополита Московского. В 1843 году наместник Троице-Сергиевой Лавры архимандрит Антоний по благословению и под наблюдением митрополита Филарета устроил общежительное отделение Лавры – Гефсиманский скит. 27 сентября 1853 года в скиту была освящена трапезная церковь во имя преподобных Сергия и Никона Радонежских. К летнему празднику обретения мощей преподобного Сергия (18 июля по новому стилю) была составлена «Служба преподобным отцом нашим Сергию и Никону, Радонежским чудотворцам. В храме их, в ските Гефсимании». На протяжении XIV–XX веков сложился Патерик Троице-Сергиевой Лавры, в который входят более семидесяти пяти угодников Божиих, в том числе сродники, ученики и собеседники преподобного Сергия, святые иноки Троице-Сергиевой обители. 11 июня 1981 года наместник Троице-Сергиевой Лавры архимандрит Иероним освятил новый придел в честь Собора Радонежских святых, устроенный в северной части храма в честь Всех святых, в земле Российской просиявших, что под Успенским собором обители. По благословению святейшего патриарха Московского и всея Руси Пимена было установлено празднование Собора Радонежских святых на следующий день после праздника в честь обретения мощей преподобного Сергия Радонежского – 19 июля. 19 июля 1981 года было впервые совершено торжественное празднование Собора Радонежских святых.

В состав Собора Радонежских святых, возглавляемого преподобным Сергием, вошли его сродники, ученики и собеседники, а также святые иноки Троице-Сергиевой обители. В общей сложности к началу XXI века в Соборе вспоминаются более семидесяти пяти угодников Божиих, в том числе:

Прп. Сергий, игумен Радонежский и всея России чудотворец († 1392; память 5 июля, 25 сентября)

Сродники Прп. Сергия

Прпп. Кирилл и Мария, родители († 1337; память 18 января, 28 сентября)
Прп. Стефан, брат (XIV-XV вв.; память 14 июля)
Свт. Феодор, архиеп. Ростовский, племянник († 1394; память 28 ноября)

Ученики Прп. Сергия

Прп. Авраамий Галичский, Чухломский († 1375; память 20 июля)
Прп. Сильвестр Обнорский († 1379; память 25 апреля)
Прпп. воины-схимонахи Александр Пересвет († 1380) и Андрей Ослябя (XIV в.) (память 7 сентября)
Прп. Леонтий Стромынский († ок. 1380; память 20 июля)
Прп. Илия келарь († 1384, память 29 мая)
Прп. Михей († 1385, память 6 мая)
Прп. Исаакий Молчальник († 1388; память 30 мая)
Прп. Афанасий Железный Посох и Феодосий Череповецкие († ок. 1388; память 25 сентября, 26 ноября)
Прп. Василий Сухий († до 1392; память 1 января)
Прп. Митрофан-игумен, старец († до 1392; память 4 июня)
Прп. Симон, архимандрит, Смоленский († до 1392; память 10 мая)
Прп. Мефодий Пешношский († 1392; память 4 июня, 14 июня)
Прп. Роман Киржачский († 1392; память 29 июля)
Прп. Савва Стромынский († 1392; память 20 июля)
Прп. Игнатий († после 1392; память 20 декабря)
Прп. Макарий († после 1392; память 19 января)
Прп. Симон екклисиарх († после 1392; память 10 мая)
Прп. Андроник Московский († ок. 1395–1404; память 13 июня)
Прп. Варфоломей (XIV в.; память 11 июня)
Прп. Елисей диакон (XIV в.; память 14 июня)
Прп. Иаков посольник (XIV в.; память 23 октября)
Прп. Иаков Стромынский (XIV в.; память 21 апреля)
Прп. Иоанникий (XIV в.; память 4 ноября)
Прп. Наум (XIV в.; память 1 декабря)
Прп. Нектарий, вестник (XIV в.; память 29 ноября)
Прп. Онисим вратарь (XIV в.; память 15 февраля)
Прп. Григорий Голутвинский, Коломенский (XIV–XV вв.; 25 января)
Прп. Ферапонт Боровенский, Калужский (XIV–XV вв.; память 27 мая)
Прпп. Афанасий Старший († после 1401) и Афанасий Младший († 1395), Высоцкие, Серпуховские (память 12 сентября)
Прп. Савва Сторожевский, Звенигородский († 1406; память 19 января, 3 декабря)
Прп. Савва Московский († ок. 1410; память 13 июня)
Прп. Никифор Боровский († до 1414; память 9 февраля)
Прп. Епифаний Премудрый († ок. 1418–1422; память 12 мая)
Прп. Сергий Нуромский, Обнорский († 1421; память 7 октября)
Прп. Никита Боровский († после 1421; память 1 мая)
Прп. Андрей Рублев, иконописец, Московский († 1426; память 4 июля)
Прп. Даниил Черный, иконописец, Московский († 1426; память 13 июня)
Прп. Никон, игумен Радонежский и всея России чудотворец († 1426, память 17 ноября)
Прп. Александр Московский († после 1427; память 13 июня)
Прп. Павел Комельский, Обнорский († 1429; память 10 января)
Прп. Иаков Железноборовский († 1442; память 11 апреля, 5 мая)

Собеседники Прп. Сергия

Свт. Дионисий Суздальский, митр. Киевский и всея Руси († 1385; память 26 июня, 15 октября)
Блгв. вел. кн. Димитрий Донской († 1389; память 19 мая)
Прмчч. Григорий и Кассиан Авнежские († 1392; память 15 июня)
Прп. Димитрий Прилуцкий († 1392; память 11 февраля, 3 июня)
Свт. Стефан, еп. Великопермский († 1396; память 26 апреля)
Свт. Михаил, еп. Смоленский († 1402; память 28 ноября)
Прп. Евфимий Суздальский († 1404; память 1 апреля, 4 июля)
Прп. Стефан Махрищский († 1406; память 14 июля)
Прп. Евфросиния Московская, в миру вел. кн. Евдокия († 1407; память 6 июля)
Прпп. Феодор († 1409) и Павел († после 1409) Ростовские (память 22 октября)
Прп. Ферапонт Белозерский, Можайский, Лужецкий († 1426; память 27 мая, 27 декабря)
Прп. Кирилл Белозерский († 1427; память 9 июня)

Святые иноки Троице-Сергиевой обители

Свт. Вассиан (Рыло), архиеп. Ростовский († 1481; память 23 марта)
Прп. Мартиниан Белозерский († 1483; память 12 января, 7 октября)
Свт. Серапион, архиеп. Новгородский († 1516; память 16 марта)
Прп. Арсений Комельский († 1550; память 24 августа)
Свт. Иоасаф (Скрипицын), митр. Московский и всея Руси († 1555; память 27 июля)
Прп. Максим Грек († 1556; память 21 января, 21 июня)
Сщмч. Иоасаф Боровский († 1610; память 12 января)
Прп. Иринарх пономарь († 1621; память 12 января, 28 ноября)
Прп. Дорофей книгохранитель († 1622; память 5 июня)
Прп. Дионисий Радонежский († 1633; память 12 мая)
Свт. Иоасаф (Горленко), еп. Белгородский († 1754; память 4 сентября, 10 декабря)
Прп. Антоний (Медведев), архим. († 1877; память 12 мая, 3 октября)
Свт. Иннокентий (Вениаминов), митр. Московский († 1879; память 31 марта, 23 сентября)
Прп. Варнава (Меркулов) Гефсиманский, иером. († 1906; память 17 февраля)

Днесь светло празднуем, вернии людие,/ преславныя Троицкия обители торжество:/ се бо велий собор святых чудотворцев Радонежских,/ яко дивныя птицы небесныя,/ являет нам Церковь Российская,/ стезями честнаго их жития шествовати всех призывающи,/ к нимже, с верою и любовию притекающе, воззовем:/ молитеся о нас ко Пресвятей Троице,/ преподобныя отцы наши с Богоносным аввою Сергием,/ мир мирови даровати/ и душам нашим велия милости.

Тропарь Собору Радонежских святых

Плоды добродетелей на земли принесше,/ преподобнии отцы,/ в Небесных чертозех ныне благоухаете, яко райстии цвети,/ и лицем к лицу зрите Пресвятую Троицу,/ Юже дерзновенно молите,/ спастися душам нашим.

Кондак Собору Радонежских святых

Приидите, вси концы отечества нашего,/ прославим святый лик угодников Радонежских,/ яко звезды, украсивших небо церковное подвиги земнаго жительства,/ тех бо предстателъством теплым ко Господу/ многия нам милости Его низпосылаются,/ бедствия отгоняются и злыя страсти укрощаются./ Ихже всесвятую память ныне празднующе, тако возопиим:/ радуйтеся, Сергие и Никоне и вси Радонежстии чудотворцы,/ усерднии служителие Живоначальныя Троицы.

Молитва Радонежским святым

О преподобнии и богоноснии отцы наши Сергие, Никоне и вси Радонежстии святии во обители Животворящия Троицы благолепно процветшии и в земли Российстей преславно возсиявшии! Яко лучи многосветлыя Солнца правды, Христа Жизнодавца, во отечестве нашем вы убо явистеся, светом благодати Божественныя чудесне души православных озаривше, наставите убо и вразумите нас, в лености сущих, на путь правды жизни вечных. Внемлите гласу моления нашего, да исполним, яко раби благоразумнии, вся повеленная нам Господем нашим Иисусом Христом. И ныне, в день всесвятыя памяти вашея и прославления во обители сей, молим вас прилежно, святии угодницы Божии, наши теплии предстателие пред Престолом Святыя Троицы и ходатаи усерднии, да испросите нам, грешным и недостойным рабом, великия и богатыя милости Божия, да приидем вси в познание истины, приносяще плоды достойныя покаяния, имже обрящем благодать Всесвятаго Духа. О добрии наставницы наши и молитвенницы ко Господу! Неусыпно предстательствуйте о Церкви нашей, да пребывает присно в чистоте Православия и да свидетельствует непреложно в мире сем о вечней и Божественней Христовой истине, юже апостоли святии утвердиша и отцы Церкве невредиму соблюдоша. Яко имуще дерзновение ко Святей Троице, неослабно бдите в небесных молитвах ваших о православном отечестве нашем, о тишине и благососто-янии всего мира, да вси, преуспевающе в вере, благочестно поживем и сподобимся неосужденно стати одесную Всещедраго Бога, идеже вы радуетеся и веселитеся со всеми, от века Ему угодившими. Аминь.

Православные верующие празднуют Собор Радонежских святых сегодня, 19 июля. Соборное празднование святых Радонежской земли началось в середине 18-го века, когда были восстановлены первые списки учеников преподобного Сергия Радонежского и был напечатан "Канон молебен преподобным и богоносным отцом нашим игумену Сергию и ученику его Никону, чудотворцам". Примерно в то же время была написана и первая икона Радонежских святых, которую поместили в Троицком соборе Троице-Сергиевой лавры.

Обитель Сергия взрастила целый сонм подвижников, начавшаяся с тринадцати келий, обнесенных тыном "не зело пространнейшим". Трудна и исполнена лишений была в ней жизнь первых иноков, которые кормились исключительно плодами своего труда, а бывало и голодали. Иногда приходилось даже откладывать литургию - не было вина и просфор, на утренних и вечерних службах храм освещался лучиной, богослужебные книги писались "на берестех", церковные сосуды были выточены из дерева, а облачения шились из грубой крашенины.

Немало трудов положил преподобный Сергий, чтобы воспитать в братии ту силу духа, которой проникнут был он сам и без которой нельзя было делить с ним монашеский подвиг. Для укрепления малодушных у него было лишь два средства: увещание и личный пример.

По просьбам князей, митрополита, частных лиц, он основал еще несколько монастырей, вводя ту же духовную иноческую дисциплину и ставя игуменами своих избранных учеников. И многочисленные ученики преподобного Сергия по его примеру тоже строили монастыри вдали от городов, в пустынных местах, и неизменно вводили в них тот же устав, что и в его обители. Эти 30-40 монастырей стали форпостами освоения пустынных дебрей северного Поволжья. Недаром в Воскресенской летописи о Сергии Радонежском говорится, что он "бе начальник и учитель всем монастырем, иже на Руси".

В 1843 году наместник Троице-Сергиевой лавры архимандрит Антоний, по благословению и под наблюдением митрополита Филарета, устроил общежительное отделение лавры - Гефсиманский скит. 27 сентября 1853 года в скиту была освящена трапезная церковь во имя преподобных Сергия и Никона Радонежских. К летнему празднику обретения мощей преподобного Сергия (18 июля по новому стилю) была составлена "Служба преподобным отцом нашим Сергию и Никону, Радонежским чудотворцам. В храме их, в ските Гефсимании".

В возглавляемый преподобным Сергием Собор Радонежских святых вошли его сродники, ученики и собеседники, а также святые иноки Троице-Сергиевой обители - в общей сложности к началу XXI века более семидесяти пяти угодников Божиих, среди которых преподобный Кирилл Белозерский, преподобный Никон, игумен Радонежский, преподобные Андрей Рублев и Даниил Черный, иконописцы, преподобный Савва Сторожевский.

11 июня 1981 года наместник Троице-Сергиевой лавры архимандрит Иероним (Зиновьев) освятил придел в честь Собора Радонежских святых храме Всех святых, в земле Российской просиявших, что под Успенским собором. И в том же году по благословению патриарха Пимена было установлено празднование Собора Радонежских святых 19 июля, на следующий день после праздника в честь обретения мощей преподобного Сергия Радонежского.

а Святейшего Московского и всея России 10.06.1981 назначено было празднование на другой день после праздника во славу обретения мощей праведн ого святител я и заступника Русской земли преподобного Сергия Радонежского(06.07/19.07) - Собора Радонежских святых.

Сама же история установления празднования корнями уходит в середину XVII столетия. Именно в это время значение преподобного Сергия , как защитника отечества и взбранного воеводы было осознанно людьми. С тех самых пор началось восстановление списков учеников преподобного Сергия . Тогда же был издан "Канон молебен святым преподобным и богоносным старцам игумен у Сергию и его ученику Никону , чудо­твор­цам". Ориентировочно в этот же период времени была написана икона посвященная Собору Радонежских святых, размещенная на западной стороне Троицкого собора. Позднее в 1671 году написана местная икона преподобны х отцов Сергия и Никона, водруженная у северных врат иконостас а Троицкого собора.

Важную роль в становлении Собора Радонежских святых сыграл Филарет - митрополит Московский (Дроздов; +1867). Считается, что в 1843 году архимандрит Антоний (в миру Медведев; +1877), будучи наместником Троице-Сергиевой лавры под покровительством и с благословения и Филарета организовал Гефсиманский скит , ставший общежи­тельной частью лавры. Трапезная церковь в скиту была освещена в честь преподобных Никона и Сергия Радонежских 27.09.1853. Дополнительно к летнему празднованию обретения мощей Сергия Радонежского (5.07/18.07) написана "Служба святым отцам нашим Никону и Сергию, чудотворцам Радонежским. В их храме, в ските Гефсимании".
Дарственная надпись (сохранилась лишь в копии) гласит: "Жертвую для храма преподобных Никона и Сергия, что устроен в ските Гефсиманском. И подпись: 03.07.1853 Архимандрит Антоний". Рукопись этой службы очень долго хранилась у известного звонаря лавр ы - «слепого Сережи» (+1942). После его кончины перешла к ученику его Константину (+1981).

Служба состоит из объединения текстов служб преподобному Сергию (на 25.09) и преподобному Никону (на 17.11). Важность рукописи скита Гефсиманского заключается в том, что сей документ является свидетельством богослужебной практики середины XIX века в Троице-Сергиевой обител и.

Архимандрит Иероним (+1982) - наместник в Троице-Сергиевом монастыре 11.06.1981 освятил новосозданный придел во имя Собора Радонежских святых. Придел был организован в северной половине храма Всех святых просиявших на земле Российской. А сам храм располагался под Успенским собором лавры. Следующим за празднованием обретения мощей преподобного святителя Сергия днем (6.07/19.07) 1981 года, в первый раз совершено было торжественное празднование в память Собора Радонежских святых. Тем же годом считается и составление Радонежским святым тропар я, молитвы и кондак а.
Вместе со службой преподобному Сергию , как основной, появилась практика проводить службы преподобному Михею Радонежскому (от 1913 года), при которой поминаются и другие последователи аввы Сергия. Еще позднее состоялось составление специальной службы посвященной всем Радонежским святым.

Нет, наверное, ни одного человека в России, даже среди неверующих, который не слышал бы никогда о преподобном Сергие, игумене Радонежском. Основанная им обитель, именуемая Троице-Сергиевой Лаврой, прославилась далеко за пределами нашего Отечества. 18 июля православные христиане отмечают праздник, установленный Церковью в честь обретения честных мощей преподобного Сергия . На следующий же день после указанной даты чествуется память близких к подвижнику слуг Божьих. Этот праздник носит название .


Расшифровка термина «Собор»

Религиозное торжество украсило собой православный календарь в конце прошлого века. Установление нового праздника произошло 10 июля 1981 года по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Пимена. Было решено отмечать дату на следующий день после даты обретения мощей преподобного Сергия Радонежского .


Следует отметить, что подобное – дело обычное в церковной практике. Так, вслед за праздником Рождества отмечается Собор Пресвятой Богородицы , а Собору Архангела Гавриила предшествует праздник Благовещения . Правда, даты, посвященные прославлению сонма святых, более многочисленны, чем те, в рамках которых чествуют одно лицо. Они объединяют подвижников по территориальному признаку (Собор Курских, Саратовских, Нижегородских, Казанских святых и т.д.), общим подвигом, пребыванием в одном монастыре (Собор Киево-Печерских Отцов, к примеру) или иным образом. Ко второй группе таких дат и относится рассматриваемое нами христианское торжество.

История установления праздника

Предпосылки возникновения даты под названием «Собор Радонежских святых» появились еще в середине XVII столетия. Именно тогда общественность в полной мере осознала важность духовной личности преподобного Сергия и значимость его вклада в развитие истинного православия на Руси. К указанному времени относится и восстановление первых списков учеников игумена Радонежского. Также свет увидел «Канон молебен преподобным и богоносным отцем нашим игумену Сергию и ученику его Никону, чудотворцам». Примерно в тот же период была написана икона Собора Радонежских святых. Данный образ занял свое место в Троицком соборе, на западной стороне левого столпа. А иконостас озвученного храма украсило другое святое полотно, с изображением преподобных Сергия и ученика его Никона.

На этом бессознательная и одновременно удивительно целенаправленная подготовка к установлению праздника Собора Радонежских святых не закончилась. Напротив, она вступила в еще более активную фазу. В 1843 году Троице-Сергиева Лавра обзавелась общежительным отделением по благословению и под пристальным контролем митрополита Филарета. Непосредственным исполнителем сего действа выступил по поручению указанного высокопоставленного духовного лица архимандрит Антоний (Медведев; +1877), являвшийся наместником упомянутого монастыря. Называлось общежительное отделение Гефсиманским скитом. 27 сентября 1853 года в последнем было осуществлено освящение трапезной церкви в честь преподобных Сергия и Никона Радонежских.

Несколько раньше, к летнему празднеству, посвященному обретению мощей преподобного Сергия свет увидела новая служба. Она имела следующее наименование: «Служба преподобным отцем нашим Сергию и Никону, Радонежским чудотворцам. В храме их, в ските Гефсимании». Данная служба состоит из текстов служб Сергию и Никону Радонежским. Данная рукопись, о которой идет речь, сохранилась до наших дней. Она продолжительное время была на хранении у «слепого Сережи» - известного лаврского звонаря, а после – у его ученика Константина. В копии (из-за смены переплета) на книге даже сохранилась дарственная надпись. Звучит она следующим образом: «Жертвую на храм преподобных Сергия и Никона, что в ските Гефсиманском. 3 июля 1853 года. Архимандрит Антоний». Рукопись «Службы» достаточно ценна, ведь в этом документе, по сути, зафиксирована была практика богослужений в Троице-Сергиевой Лавре середины позапрошлого века.


Еще одно важное событие, предшествующее установлению праздника, - это освящение нового придела в честь Собора Радонежских святых. Последний устроили под Успенским собором обители, в храме в честь Всех святых, в земле Российской просиявших, а именно – в северной его части. Случилось сие 11 июня 1981 года. Освящение придела произвел архимандрит Иероним (+1982), наместник Троице-Сергиевой лавры.

Первое торжественное празднование Собора Радонежских святых было совершено 6/19 июля 1981 года – на следующий день после праздника обретения святых мощей преподобного. В указанном году были составлены молитва, тропарь и кондак Радонежским святым.

Радонежские святые – кто они?

Итак, мы уже сказали о том, что Собор – праздник, объединяющий подвижников Господних по какому-либо признаку . В рассматриваемом нами случае это непосредственная близость людей, верно служащих Богу, к личности преподобного игумена Сергия. Патерик Троице-Сергиевой Лавры формировался на протяжении ХIV - XX веков. В состав Собора Радонежских святых были включены сродники, ученики, собеседники старца, а также иноки Троице-Сергиевой Лавры. На сегодняшний момент данный список состоит более чем из 75-ти имен подвижников благочестия, а возглавляет его сам преподобный Сергий Радонежский, чудотворец, основатель святой обители.

О некоторых участниках Собора, несмотря на внушительность перечня, все-таки стоит упомянуть особо.

В категории сродников преподобного Сергия числятся его родители – преподобные Кирилл и Мария , брат – преподобный Стефан, племянник – святитель Феодор, архиепископ Ростовский.

В списке учеников святого есть такие известные имена, как прп. Савва Сторожевский , Звенигородский; прп. Епифаний Премудрый; прп. Андрей Рублев , знаменитый русский иконописец; прп. Даниил Черный, иконописец; воины-схимонахи Александр Пересвет и Андрей Ослябя; прп. Андроник Московский.


Из собеседников преподобного Сергия, включенных в Собор Радонежских святых, стоит выделить благоверного великого князя Димитрия Донского, преподобную Евфросинию Московскую, преподобного Кирилла Белозерского.

Знаменитые иноки обители игумена Сергия: преподобный Максим Грек, святитель Иоасаф Белгородский.



В праздник Собора Радонежских святых принято на службе – петь, а дома (если, конечно, вы являетесь верующим православным христианином) – читать определенные молитвы, прославляющие подвижников и близких к Троице-Сергиевой Лавре, а также ее основателю личностей. Ниже приведена одна из них – кондак:

Кондак, глас 8

Приидите, вси концы отечества нашего,/ прославим святый лик угодников Радонежских,/ яко звезды, украсивших небо церковное подвиги земнаго жительства,/ тех бо предстателъством теплым ко Господу/ многия нам милости Его низпосылаются,/ бедствия отгоняются и злыя страсти укрощаются./ Ихже всесвятую память ныне празднующе, тако возопиим:/ радуйтеся, Сергие и Никоне и вси Радонежстии чудотворцы,/ усерднии служителие Живоначальныя Троицы.