Семь христианских добродетелей. грехов и их толкование. Унынию противостоит трезвение

Грехи смертные, то есть делающие человека повинным смерти души.

1. Гордость
, презирающая всех, требующая себе от других раболепства, готовая на небо взыти и уподобиться Вышнему: словом - гордость до самообожания.

2. Сребролюбие
. Жадность к деньгам, соединённая большею частью с неправедными приобретениями, не дающая человеку и минуты подумать о духовном.

3. Блуд.
(то есть половая жизнь до вступления в брак), прелюбодеяние (то есть супружеская измена). Распутная жизнь. Нехранение чувств, в особенности осязания, в чём дерзость, погубляющая все добродетели. Сквернословие и чтение сладострастных книг.
Сладострастные мысли, неприличные разговоры, даже единый взгляд, обращённый с вожделением на женщину, причисляется к любодеянию. Спаситель так говорит об этом: "Вы слышали, что сказано древним: не прелюбодействуй, а Я говорю вам, что всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своём" (Мф. 5, 27. 28).
Если взирающий с вожделением на женщину грешит, то и женщина не невинна в том же грехе, если она наряжается и украшает себя с желанием, чтобы на неё обращали взгляды, прельщались ею, "ибо горе тому человеку, чрез которого соблазн приходит".

4. Зависть
, доводящая до всякого возможного злодеяния ближнему.

5. Чревоугодие
или плотоугодие, не знающее никаких постов, соединённое со страстною привязанностью к различным увеселениям по примеру евангельского богача, который веселился "на вся дни светло" (Лк. 16, 19).
Пьянство, употребление наркотиков.

6. Гнев непримирительный и решающийся на страшные разрушения, по примеру Ирода, который в гневе своём избил Вифлеемских младенцев.
Вспыльчивость, принятие гневных помыслов: мечтание гнева и отмщения, возмущение сердца яростью, помрачение ею ума: непристойный крик, спор, бранные жестокие и колкие слова. Памятозлобие, ненависть, вражда, мщение, оклеветание, осуждение, возмущение и обида ближнего.

7. Уныние. Леность ко всякому доброму делу, в особенности к молитвенному. Излишнее упокоение сном. Депрессия, отчаяние (что нередко доводит человека до самоубийства), отсутствие страха перед Богом, совершенная о душе беспечность, нерадение о покаянии до последних дней жизни.

Грехи вопиющие к небу:

Вообще умышленное человекоубийство (к ним относятся и аборты), а в особенности отцеубийство (братоубийство и цареубийство). Содомский грех. Напрасное притеснение человека убогого, беззащитного, беззащитной вдовы и малолетних детей-сирот.
Удержание у убогого работника вполне заслуженной им платы. Отнятие у человека в крайнем его положении последнего куска хлеба или последней лепты, которые потом и кровью добыты им, а также насильственное или тайное присвоение себе у заключённых в темнице милостынь, пропитания, тепла или одеяния, которые определены им, и вообще угнетение их. Огорчения и обиды родителям до дерзких побоев их.
Грехи хулы на Духа Святаго:
Чрезмерное упование на Бога или продолжение тяжкой греховной жизни в одной надежде на милосердие Божие. Отчаяние или противоположное чрезмерному упованию на Бога чувство в отношении к милосердию Божию, отрицающее в Боге отеческую благость и доводящее до мысли о самоубийстве. Упорное неверие, не убеждающееся никакими доказательствами истины, даже очевидными чудесами, отвергающее самую дознанную истину.


О семи добродетелях, противоположных главным греховным страстям

1. Любовь . Изменение во время молитвы страха Божия в любовь Божию. Верность Господу, доказываемая постоянным отвержением всякого греховного помысла и ощущения. Несказанное, сладостное влечение всего человека любовию к Господу Иисусу Христу и к поклоняемой Святой Троице. Зрение в ближних образа Божия и Христа; проистекающее от этого духовного видения предпочтение себе всех ближних. Любовь к ближним братская, чистая, ко всем равная, радостная, беспристрастная, пламенеющая одинаково к друзьям и врагам.
Бездействие телесных чувств при молитве. Молитвенная сила, побеждающая грех. Отступление всех страстей.
Глубина смирения и униженнейшего о себе мнения…

2. Нестяжание
. Удовлетворение себя одним необходимым. Ненависть к роскоши. Милосердие к нищим. Любление нищеты евангельской. Упование на Промысел Божий. Последование Христовым заповедям. Спокойствие и свобода духа. Мягкость сердца.

3. Целомудрие
. Уклонение от всякого рода блудных дел. Уклонение от сладострастных бесед и чтения, от произношения сладострастных, скверных и двусмысленных слов. Хранение чувств, особенно зрения и слуха, и ещё более осязания. Скромность. Отказ от помышлений и мечтаний блудных. Служение больным и увечным. Воспоминание о смерти и аде. Начало целомудрия - ум, не колеблющийся от блудных помыслов и мечтаний; совершенство целомудрия - чистота, зрящая Бога.

4. Смирение . Страх Божий. Ощущение его при молитве. Боязнь, рождающаяся при особенно чистой молитве, когда особенно сильно ощущается присутствие и величие Божие, чтоб не исчезнуть и не обратиться в ничто. Глубокое познание своего ничтожества. Изменения взора на ближних, причём они без всякого принуждения, кажутся смирившемуся превосходнее его во всех отношениях. Явление простодушия от живой веры. Ненависть к похвале человеческой. Постоянное обвинение и укорение себя. Правота и прямота. Беспристрастие.
Отвержение и забвение льстивых обычаев и слов.
Отвержение премудрости земной, как непотребной пред Богом (Лк. 16, 15). Оставление словооправдания. Молчание перед обижающим, изученное в Евангелии. Отложение всех собственных умствований и приятие разума евангельского.

5. Воздержание
. Удержание от излишнего употребления пищи и пития, в особенности от употребления в излишестве вина. Хранение точное постов, установленных Церковью. Обуздание плоти умеренным и постоянно одинаковым употреблением пищи, от чего начинают ослабевать вообще страсти, а в особенности самолюбие, которое состоит в бессловесном люблении плоти, жизни и покоя её.

6. Кротость. Уклонение от гневных помыслов и от возмущения сердца яростью. Терпение. Последование Христу, призывающему ученика Своего на крест. Мир сердечный. Тишина ума. Твёрдость и мужество христианские. Неощущение оскорблений. Незлобие.

7. Трезвение
. Усердие ко всякому доброму делу. Внимание при молитве. Тщательное наблюдение за всеми делами, словами, помышлениями и чувствами своими. Крайняя недоверчивость к себе.
Непрестанное пребывание в молитве и слове Божием. Благоговение. Постоянное бодрствование над собою. Хранение себя от многого сна и изнеженности, празднословия, шуток и острых слов. Воспоминание о вечных благах, желание и ожидание их.

По книгам:
"В помощь кающимся", из творений святителя Игнатия Бранчанинова.

Корень добродетельной жизни есть ревность к богоугождению, по которой человек все обращает к славе Божией и ничему, кроме Его закона, не покоряется.

Добродетель – есть постоянно ревностное попечение о точном исполнении закона Божия, основанное на вере и одушевляемое любовью и благоговением к Богу.

Определение понятия «добродетель»

Доброде́тель - философский и религиозный термин, означающий положительное нравственное свойство характера определённого человека, определяемое его волей и поступками; постоянное деятельное направление воли к исполнению нравственного закона (заповедей). Является антонимом слова «грех». /Философский словарь/

Добродетель есть определенный Богом образ внутреннего расположения человека, влекущий его к деланию добра. Добродетели заключают в себе как добрые дела человека, так и доброе расположения его души, из которого происходят сами дела. Кратко можно сказать, что добродетель – это добро, вошедшее в привычку.

Добродетели – это богоподобные свойства человека, которые деятельно проявляются в его жизни.

Добродетель не что иное есть как исполнение воли Божией. /преп. Симеон Новый Богослов/

Добродетель есть всякое слово, дело и помышление, согласное с Законом Божиим. /Свт. Тихон Задонский/

Добродетель в трех значениях:

1) стремление духа к добру, христиански добродетельное настроение духа;

2) разные добрые расположения воли и сердца;

3) каждое отдельное доброе дело. /Святитель Феофан/

А есть ли у злых проявлений человеческой природы подобная схожесть?
Да, есть:
1) стремление и склонение человеческого духа ко злу
2) злобные расположения воли и сердца человеческого
3) каждое отдельное злое действие, поступок и навык

Пояснение:

1) Стремление к добру есть то же, что стремление пребывать в Боге, или жажда богообщения.
Христиански добродетельным настроением духа, будет: жажда и сила пребывать в общении с Богом постоянным, полным и всегдашним исполнением Его воли с помощью благодати и с верою в Господа, по силе и обету Крещения.

2) Доброе расположение есть чувство или любовь к добрым (богоугодным) делам, лежащее в основании их.

3) Всякое исполнение заповеди надлежащим образом, то есть с истиною целью, во славу Божию по вере в Господа и с законными обстоятельствами, есть доброе дело. Всякое доброе дело, лишь тогда добро, если творится для Бога и во славу Божию.

Добродетель в двух значениях

1) Во внешнем аспекте – добродетель как доброе дело (подать милостыню, простить обидчика, вытерпеть искушение)

2) Во внутреннем аспекте – добродетель как духовно-нравственное состояние личности («он кроткий», «она милостивая»…)

«Должно называть добрыми делами - действия по заповеди, а добродетелями – укоренившиеся навыком добрые расположения души» /преп. Григорий Синаит/

Истинная добродетель состоит в том, чтобы
✦ покорять свою волю, воле Божией и
✦ побеждать благим - злое,
✦ побеждать смирением гордость,
✦ кротостью и терпением – гнев,
✦ любовью – ненависть.

Это есть христианская победа, более славная, чем победа над народами.
Этого требует от нас Бог: «Не будь побежден злом, но побеждай зло добром» (Рим. 12:21) /Свт. Тихон Задонский/

Добродетель – Богочеловеческое действие

«Каждая евангельская добродетель соткана из действия благодати Божией и человеческого свободного волеизволения; каждая из добродетелей – это Богочеловеческое действие, Богочеловеческий факт» /Преподобный Иустин (Попович)/

Источник любой добродетели – Бог /Марк Подвижник/.

Добродетели – не наша собственность и заслуга: их дарует Бог. Сколько бы ты ни трудился, сколько бы ни старался – не считай доброго дела своим, потому что если бы ты не получил помощи свыше, все труды твои были бы напрасны. /Святитель Иоанн Златоуст/

Истинная добродетель - награда сама по себе

"Где истинная добродетель, там и любовь;
где любовь, там добрая и спокойная совесть,
где спокойная совесть, там мир и покой,
где мир и покой, там утешение и радость". /Свт. Тихон Задонский/

Добродетель – путь в Царство Небесное .
Цель добродетели - приближение к Богу.

"Если душа совершает добрые дела, Дух Святой обитает в ней". /Преподобный авва Исаия/

"Добродетель доставляет истинную свободу". /Святитель Иоанн Златоуст/

"Душа каждого из нас подобна лампаде, делание добра елею, любовь – фитиль, на котором почивает, как свет, благодать Божественного Духа. Когда же недостает елея, то есть доброделания, то любовь иссякает и свет Божественной благодати... гаснет, потому что добродетель и любовь, исчезая, уносят с собой и благодатные дарования. Когда же Бог отвращает лицо Свое, наступает полный мрак". /Свт. Григорий Палама/

"Три добродетели служат признаком достижения спасения:

А) рассуждение, различающее добро от зла во всех случаях;
б) благовременное предусмотрение и добра, и зла (с отложением от зла);
в) свобода от внешнего влияния (способного воспрепятствовать спасению)" /Авва Исаия/

"У кого есть трудолюбивая Марфа - всестороннее доброделание, и Мария, сидящая у ног Иисуса, - внимательное и теплое обращение к Господу всем сердцем, к тому Сам Господь придет и воскресит Лазаря – его дух, и разрешит его от всех уз душевных и телесных. Тогда начнется у него поистине новая жизнь – бестелесная в теле и неземная на земле. И это будет истинное воскресение в духе прежде будущего воскресения с телом!" /Свт. Феофан Затворник/

Виды добродетелей

Существует множество христианских добродетелей, и множество классификаций их.

Иногда добродетели разделяют на высшие и начальные .

Начальные : вера, покаяние, терпение, кротость, надежда, послушание, воздержание, милосердие, молитва, целомудрие и др.

Высшие : непрестанная молитва, смирение, любовь, бесстрастие, дар духовного рассуждения и др.

Преподобный Григорий Синаит разделяет добродетели на: деятельные, естественные и божественные

Деятельные суть дело благого произволения
Естественные происходят от сложения
Божественные – от благодати

Три главнейшие добродетели : воздержание, нестяжательность и смирение; пять за ними следующих: чистота, кротость, радость, мужество и самоуничижение, – и потом весь ряд прочих добродетелей.

Преподобный Ефрем Сирин делит добродетели на телесные, душевные и духовные

Телесные добродетели – это:
а) воздержание (пост),
б) молитвенное бдение (молитвенное правило и богослужение),
в) физический труд по самообеспечению и послушанию; и др. аскетические подвиги на благо ближних, требующие физических (телесных) усилий над собой.

Душевные : доброта, простота, почтительность, справедливость, великодушие, милосердие, щедрость, благородство, мужество.

Духовные : рассудительность, целомудрие, от которых рождаются вера, надежда, любовь, смирение, кротость, терпение, правдолюбие, свобода, сострадательность, богобоязненность, благодарность, умиление, благоговение.

Телесные добродетели должны служить душевным, душевные - духовным, а духовные - богопознанию. /Преп. Нил Синайский/

Часто выделяют добродетели естественные и сверхъестественные .

Естественные (свойственные человеческой природе (по естеству), в силу богообразности), такие как: человеческое благоразумие, милосердие, справедливость; человеческая благодарность, щедрость, снисходительность.

Сверхъестественные – Евангельские добродетели. «Какие расположения в сердце должно иметь христианину, указывают изречения Христа Спасителя о блаженствах, именно: смирение, сокрушение, кротость, правдолюбие и истинолюбие, милостивость, чистосердечие, миролюбие и терпение» /свт. Феофан Затворник/

«Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание. На таковых нет закона» , т.е. они проистекают свыше, от Бога, по дару благодати, а не от следования только закону (Гал. 5:22-23).

Все христианские (евангельские) добродетели заключены в исполнении двух наиглавнейших заповедей – любви к Богу всем сердцем, разумением и силами души, и к ближнему как самому себе. (Иерархическая тримерия любви).

После грехопадения христианские добродетели не свойственны человеку. Они стали вышеестественными.

Христианские добродетели бесконечно превосходят известные человечеству моральные принципы .

В Евангелии Христос учит кротости, запрещая мщение вплоть до совершенного незлобия и любви к врагам. Евангельская кротость – это призыв к терпению оскорблений и гонений с молитвой за врагов, подобной той, какую явил Сам Бог на Кресте: «Отче прости им, ибо не ведают, что творят» .

нестяжание не просто как довольство необходимым, но и как милосердие к нищим, готовность отдать нуждающемуся все.

В Евангелии Христос заповедует целомудрие не только в виде отказа от растлительных действий, но и от самих помышлений.

Глубина христианского смирения должна простираться до неосуждения ближнего, прощения его грехов.

Христос говорит о любви к Богу , выражающейся в отложении всех суетных дел ради познания Бога, непрестанной молитвы и даже мученического исповедания веры.

Для приобретения христианских добродетелей человек должен подвизаться, прилагать усилия по борьбе со своими страстями и падшим естеством. Царствие Божие нудится, и нуждницы восхищают его (Мф. 11: 12)

Но итог подвига зависит от благодати Духа Святого, вселяющейся в человека, преображающей и обновляющей человеческое естество, подающей ему силу исполнить заповедь и творить добро.

Взаимосвязь добродетелей

"Все добродетели связаны между собой, как звенья в духовной цепи, и одна от другой зависят". /Преподобный Макарий Египетский/

«Все добродетели хороши, но надобно, чтобы они имели голову и ноги, подобно телу. Ноги добродетели - смиренномудрие, а голова - любовь. Под любовью находятся: сострадание, милостивость, щедрость, незлобие, великодушие, благотворительность и человеколюбие, которые вместе с нею человека делают богом по благодати» /Свт. Амвросий Медиоланский/

Совет желающим стяжать добродетели:не следует браться сразу за стяжание всех добродетелей или нескольких, но надо выбрать прежде одну, над приобретением которой будешь трудиться, а затем – другую.

Для приобретения добродетели нужны :
правая вера
✦ доброволие
✦ сознательность
✦ рассудительность
✦ любовь
✦ воздержание и самообладание
✦ умеренность во всём
✦ духовная ревность
✦ покаяние
✦ богоподобное смирение
✦ послушание воле Божией (и Его Заповедям)

О возрастах добродетельной жизни христианской

Младенческий возраст

Это период от начала жизни христианской до образования порядка этой жизни и правил христианского действования вообще.
У св. Иоанна Лествичника приписываются новоначальным преимущественно телесные подвиги: пост, вретище, пепел, молчание, труд, бдение, слезы и др.

Юношеский возраст

Это время борьбы и подвига над искоренением страстей и насаждением добрых расположений.
У св. Иоанна Лествичника этому возрасту приписываются преимущественно подвиги душевные: нетщеславие, безгневие, благонадежие, кроткое увещание, непорочная молитва, несребролюбие.

Мужеский возраст

Это время, когда внутренняя борьба утихает, и человек начинает вкушать покой и сладость духовных благ.
Св. Иоанн Лествичник усвояет им преимущественно жизнь в духе и пребывание неподвижное в Боге: непорабощенное сердце, совершенную любовь, умом из мира выступление и во Христа внедрение, небесного света в душе и мыслей во время молитвы нерасхищение, обилие Божия просвещения, желание смерти, ненавидение жизни, небесных тайн вмещение, власть над бесами, неисповедимых Божиих судеб хранение и пр.

Пределов возрастания в добродетельной жизни нет, ибо заповедано быть «совершенными, якоже Отец Небесный совершен есть» (Мф. 5:48).

Главные страсти и противоположные им добродетели

Восемь главных страстей : чревоугодие, блуд, сребролюбие, гнев, печаль, уныние, тщеславие, гордость.

Восемь главных добродетелей : воздержание, целомудрие, нестяжание, кротость, покаяние, трезвение, смирение, любовь.

Чревоугодию противостоит ВОЗДЕРЖАНИЕ

Воздержание – удержание желаний, не согласующихся с волей Божией.
Условия стяжания : Объектом воздержания могут быть: 1) порочные страсти и греховные влечения человеческой природы и 2) ее естественные нужды и необходимые потребности. С 1-м требуется беспощадная борьба, а 2-е должно подчинить духу и удерживать в разумных пределах.
Примеры, после Иисуса Христа : праведный Иоанн Кронштадтский, преподобный Герасим Иорданский.
Плоды : Тело должно покориться душе, а душа - духу.
Воздержание является родоначальной, основной по отношению к другим добродетелям.

Блудной страсти противостоит ЦЕЛОМУДРИЕ

Целомудрие – совершенное подчинение тела душе, чистота души и тела.
Условия стяжания : Начало целомудрия – ум, не колеблющийся от блудных помыслов и мечтаний. Уклонение от сладострастных бесед, скверных слов, хранение чувств, особенно зрения, слуха и осязания. Телесные труды. Пост, молитва. Избегать всего, что может положить и малейшее пятно на чистоту души.
Целомудрие есть воздержание и преодоление (всяких) похотей борьбою.
Примеры, после Иисуса Христа : Богородица, Равноапостольная Фекла, мученица Пелагея дева, благоверная княгиня Иулиания Вяземская.
Плоды : Телесная и духовная чистота.

Сребролюбию противостоит НЕСТЯЖАНИЕ

Нестяжание – удовлетворение себя (одним) только необходимым.
Условия стяжания : Любление евангельской нищеты.
Примеры, после Иисуса Христа : преподобный Нил Сорский, блаженная Ксения Петербургская.
Плоды : Милосердие к нищим, презрение к роскоши, готовность отдать последнее.

Гневу противостоит КРОТОСТЬ

Добродетель кротости заключается в совершенном безгневии и неподвижном устроении души, пребывающей одинаковой при бесчестиях и похвалах.
Условия стяжания : Послушание. Испрашивание помощи у Бога. Самоукорение.
Примеры, после Иисуса Христа : преподобный Павел Препростый, святитель Спиридон Тримифунтский
Плоды : Терпение, безгневие, возможность при оскорблениях от ближнего без смущения и искренно о нем молиться.

Печали противостоит ПОКАЯНИЕ

Покаяние - фундаментальная перемена в жизни: от произвольно-греховной, самолюбивой и самодостаточной к житию по заповедям Божиим, в любви и стремлении к Богу.
Условия стяжания : Совершение в течение всей человеческой жизни, (никогда не бывает излишним)
Примеры, после Иисуса Христа : Авва Сисой Великий, Апостол Петр
Плоды : Видение своей греховности, появление желания служить ближним, нрав становится непритворным и нелицемерным. Переход на качественно иной образ мыслей.

Унынию противостоит ТРЕЗВЕНИЕ

С одной стороны, трезвение есть внимание к спасению души среди скорбей и искушений преходящего мира, противостоящее рассеянности и лености.
С другой стороны, трезвение – это правильная (здравая) оценка своих сил и своего духовного состояния, основанная на познании своей немощи и уповании на Божественную благодать.
Условия стяжания : Хранение ума от помыслов и сердечное безмолвие. Ежедневное испытание ума и сердца.
Примеры, после Иисуса Христа : свт. Игнатий Брянчанинов; преп. Пахомий Великий.
Плоды : Исправляя сердце, исправляем внутреннее зрение своей души. Приобретается свобода от искушений, свобода от самообмана, видение своих грехов и упование на Бога, сдержанность в радости и сохранение благоразумия в скорбях.

Тщеславию противостоит СМИРЕНИЕ

Смирение – почитание себя грешником, не сделавшим ничего доброго перед Богом, уничижение духа, трезвое видение своих грехов.
Условия стяжания :
1. Справедливая оценка самого себя и понимание того, что все человеческие заслуги – дары Бога.
2. Молчание.
3. Смиреннословие.
4. Скромное одеяние.
5. Самоуничижение.
6. Сокрушение о грехах.
7. Последность.
8. Телесные труды.
9. Исполнения заповедей.
Примеры, после Иисуса Христа : преподобный Сергий Радонежский, Андрей, Христа ради юродивый
Плоды : Чем более приближаются подвижники к Богу, тем более грешными себя видят.
Есть два смирения: считать себя ниже всех и приписывать Богу свои подвиги (это совершенное смирение святых).

Гордости противостоит ЛЮБОВЬ

Любовь - венец добродетелей - совокупность совершенств, по происхождению есть дар Духа Святого, по своей сущности – обо́жение человека, по форме – жертвенное служение предмету любви – Богу и Его творению.
Условия стяжания : «Если ты находишь, что в тебе нет любви, а желаешь иметь ее, то делай дела любви, хотя сначала без любви. Господь увидит твое желание и старание и вложит в сердце твое любовь». /Преподобный Амвросий Оптинский/
Примеры, после Иисуса Христа : Апостол Иоанн Богослов, преподобный Силуан Афонский.
Плоды : Жертвенное служение Богу и людям. Зрение в ближних образа Божия.

В сочинении «Риторика», Аристотель дает следующее определение добродетели:

Добродетель, как кажется, есть возможность приобретать блага и сохранять их, и, вместе с тем, возможность делать благодеяния [другим] во многих важных случаях и всем вообще во всевозможных случаях. Части добродетели составляют справедливость, мужество, благоразумие, щедрость, великодушие, бескорыстие, кротость, рассудительность, мудрость (μέρη δὲ ἀρετῆς δικαιοσύνη͵ ἀνδρεία͵ σωφροσύνη͵ μεγαλοπρέπεια͵ μεγαλοψυχία͵ ἐλευθεριότης͵ φρόνησις͵ σοφία ).

Здесь он перечисляет уже девять частей добродетели, из которых шесть совпадают.

Как известно, Аристотель определяет добродетель как нечто «среднее» (μεσοτις ) между двумя крайностями, которые обе суть низости. Одна из этих низостей всегда есть слишком многое, другая — слишком малое (υ ̔ περβο ́ λη и ε ̓ λλει ́ ψις ). Доказательство этих утверждений дается исключительно в содержательном анализе самих ценностей. Самый известный пример представляет σωφροσυ ́ νη ; она, по Аристотелю, среднее между необузданностью и бесчувственностью (α ̓ κολα ́ σια и α ̓ ναισθεσι ́ α ). Точно так же храбрость - μεσοτης между трусостью и безрассудной отвагой (δειλια и θρασυτης ), справедливость - между совершением неправоты и терпением неправоты (αδικειν и αδικεισθαι ), ελευτεριοτης (то есть свобода распоряжения деньгами и имуществом) - между мелочностью и расточительностью (ανελευτερια и ασωτι ); πραοτης - между вспыльчивостью и неспособностью к справедливому гневу (οργιλοτης и αοργησια ). Подробно эта мысль развивается в «Никомаховой этике» (EN) и «Евдемовой этике» (EE), но и здесь обнаруживается непоследовательность в классификации и перечне добродетелей. Так в EN мы имеем 13 добродетелей и сопутствующих им крайностей, а в EE их 14. Более того, некоторые из перечисленных добродетелей отличаются. Для наглядности составим еще две таблицы.

Таблица № 2. Трехсторонняя система добродетелей и пороков

по «Никомаховой этике» (EN, 1107a26-1108b6):

Связанное с…/

В отношении к…

Недостаток

(ἔλλειψις )

Среднее

( μεσότης )

Излишек

( ὑπερβολὴ )

Чувством страха и

уверенности

Трусость

(δειλός )

Мужество

( ἀνδρεία )

Дерзость

( θρασύς )

Удовольствием и

страданием

Бесчувственность

(хладнокровие)

( ἀναίσθητος )

Целомудрие

(воздержание)

( σωφροσύνη )

Распущенность

(потворство своим желаниям)

( ἀκολασία )

К материальным

благам

(давать, или брать в займы, подавать, материально помогать и т.д.)

Жадность,

корыстолюбие,

скряжничество

( ἀνελευθερία )

Щедрость,

бескорыстие

( ἐλευθεριότης )

Расточительность,

мотовство

( ἀσωτία )

Мелочность

( μικροπρέπεια )

Великолепие,

великодушие

( μεγαλοπρέπεια )

Чванство, пошлость

безвкусица,

грубость

( βαναυσία )

Честью и бесчестием, т.е. по отношению к самому себе

Малодушие,

безволие

( μικροψυχία )

Великодушие

( μεγαλοψυχία )

Кичливость ,

тщеславие

( χαυνότης )

Нечестолюбие,

низменность

( ἀφιλότιμος )

Уравновешенное

честолюбие

( ἀνώνυμος )

Честолюбие,

амбициозность

( φιλότιμος )

Гневом

Незлобивость,

Вообще отсутствие гнева

( ἀοργησία )

Кротость,

Сдержанность,

Ровность

( πραότητα )

Раздражительность,

вспыльчивость

( ὀργιλότης )

Общением

в словах

и действиях

правдивость

Притворное самоуничижение,

ирония,

лживая скромность

( εἰρωνεία )

Правдивость,

истинность

( ἀλήθεια )

Хвастовство,

заносчивость,

бахвальство

( ἀλαζονεία )

вежливость

Некультурность, неотесанность,

дерзкие шутки

( ἀγροικία )

Остроумная шутка,

остроумие

( εὐτραπελία )

Шутовство

( βωμολοχία )

Сварливость

( δύσερίς )

Дружелюбие

( φιλία )

Угодливость,

заискивание

( ἄρεσκος )

Угрюмость,

капризность

( δύσκολος )

Лесть, льстивость

( κόλαξ )

Чувственными

проявлениями

Бесстыдство

( ἀναίσχυντος )

Скромность,

чувство стыда

( αἰδήμων )

Робость,

застенчивость

( καταπλὴξ )

Злорадство

( ἐπιχαιρεκακία )

τοῦ φιλοτίμου φιλοτιμία . EN 1107 b .30-31.

7 (семь) смертных грехов и противоположные им 7 (семь) добродетелей .

Грехи смертные, то есть делающие человека повинным смерти души.

1. Гордость, презирающая всех, требующая себе от других раболепства, готовая на небо взыти и уподобиться Вышнему: словом — гордость до самообожания.

2. Сребролюбие. Жадность к деньгам, соединённая большею частью с неправедными приобретениями, не дающая человеку и минуты подумать о духовном.

3. Блуд. (то есть половая жизнь до вступления в брак), прелюбодеяние (то есть супружеская измена). Распутная жизнь. Нехранение чувств, в особенности осязания, в чём дерзость, погубляющая все добродетели. Сквернословие и чтение сладострастных книг.
Сладострастные мысли, неприличные разговоры, даже единый взгляд, обращённый с вожделением на женщину, причисляется к любодеянию. Спаситель так говорит об этом: «Вы слышали, что сказано древним: не прелюбодействуй, а Я говорю вам, что всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своём» (Мф. 5, 27. 28).
Если взирающий с вожделением на женщину грешит, то и женщина не невинна в том же грехе, если она наряжается и украшает себя с желанием, чтобы на неё обращали взгляды, прельщались ею, «ибо горе тому человеку, чрез которого соблазн приходит».

4. Зависть, доводящая до всякого возможного злодеяния ближнему.

5. Чревоугодие или плотоугодие, не знающее никаких постов, соединённое со страстною привязанностью к различным увеселениям по примеру евангельского богача, который веселился «на вся дни светло» (Лк. 16, 19).
Пьянство, употребление наркотиков.

6. Гнев непримирительный и решающийся на страшные разрушения, по примеру Ирода, который в гневе своём избил Вифлеемских младенцев.
Вспыльчивость, принятие гневных помыслов: мечтание гнева и отмщения, возмущение сердца яростью, помрачение ею ума: непристойный крик, спор, бранные жестокие и колкие слова. Памятозлобие, ненависть, вражда, мщение, оклеветание, осуждение, возмущение и обида ближнего.

7. Уныние. Леность ко всякому доброму делу, в особенности к молитвенному. Излишнее упокоение сном. Депрессия, отчаяние (что нередко доводит человека до самоубийства), отсутствие страха перед Богом, совершенная о душе беспечность, нерадение о покаянии до последних дней жизни.
Грехи вопиющие к небу:
Вообще умышленное человекоубийство (к ним относятся и аборты), а в особенности отцеубийство (братоубийство и цареубийство). Содомский грех. Напрасное притеснение человека убогого, беззащитного, беззащитной вдовы и малолетних детей-сирот.
Удержание у убогого работника вполне заслуженной им платы. Отнятие у человека в крайнем его положении последнего куска хлеба или последней лепты, которые потом и кровью добыты им, а также насильственное или тайное присвоение себе у заключённых в темнице милостынь, пропитания, тепла или одеяния, которые определены им, и вообще угнетение их. Огорчения и обиды родителям до дерзких побоев их. Грехи хулы на Духа Святаго:
Чрезмерное упование на Бога или продолжение тяжкой греховной жизни в одной надежде на милосердие Божие. Отчаяние или противоположное чрезмерному упованию на Бога чувство в отношении к милосердию Божию, отрицающее в Боге отеческую благость и доводящее до мысли о самоубийстве. Упорное неверие, не убеждающееся никакими доказательствами истины, даже очевидными чудесами, отвергающее самую дознанную истину.

О семи добродетелях, противоположных главным греховным страстям 1. Любовь. Изменение во время молитвы страха Божия в любовь Божию. Верность Господу, доказываемая постоянным отвержением всякого греховного помысла и ощущения. Несказанное, сладостное влечение всего человека любовию к Господу Иисусу Христу и к поклоняемой Святой Троице. Зрение в ближних образа Божия и Христа; проистекающее от этого духовного видения предпочтение себе всех ближних. Любовь к ближним братская, чистая, ко всем равная, радостная, беспристрастная, пламенеющая одинаково к друзьям и врагам.
Бездействие телесных чувств при молитве. Молитвенная сила, побеждающая грех. Отступление всех страстей.
Глубина смирения и униженнейшего о себе мнения…

2. Нестяжание. Удовлетворение себя одним необходимым. Ненависть к роскоши. Милосердие к нищим. Любление нищеты евангельской. Упование на Промысел Божий. Последование Христовым заповедям. Спокойствие и свобода духа. Мягкость сердца.

3. Целомудрие. Уклонение от всякого рода блудных дел. Уклонение от сладострастных бесед и чтения, от произношения сладострастных, скверных и двусмысленных слов. Хранение чувств, особенно зрения и слуха, и ещё более осязания. Скромность. Отказ от помышлений и мечтаний блудных. Служение больным и увечным. Воспоминание о смерти и аде. Начало целомудрия — ум, не колеблющийся от блудных помыслов и мечтаний; совершенство целомудрия — чистота, зрящая Бога.

4. Смирение. Страх Божий. Ощущение его при молитве. Боязнь, рождающаяся при особенно чистой молитве, когда особенно сильно ощущается присутствие и величие Божие, чтоб не исчезнуть и не обратиться в ничто. Глубокое познание своего ничтожества. Изменения взора на ближних, причём они без всякого принуждения, кажутся смирившемуся превосходнее его во всех отношениях. Явление простодушия от живой веры. Ненависть к похвале человеческой. Постоянное обвинение и укорение себя. Правота и прямота. Беспристрастие.
Отвержение и забвение льстивых обычаев и слов.
Отвержение премудрости земной, как непотребной пред Богом (Лк. 16, 15). Оставление словооправдания. Молчание перед обижающим, изученное в Евангелии. Отложение всех собственных умствований и приятие разума евангельского.

5. Воздержание. Удержание от излишнего употребления пищи и пития, в особенности от употребления в излишестве вина. Хранение точное постов, установленных Церковью. Обуздание плоти умеренным и постоянно одинаковым употреблением пищи, от чего начинают ослабевать вообще страсти, а в особенности самолюбие, которое состоит в бессловесном люблении плоти, жизни и покоя её.

6. Кротость. Уклонение от гневных помыслов и от возмущения сердца яростью. Терпение. Последование Христу, призывающему ученика Своего на крест. Мир сердечный. Тишина ума. Твёрдость и мужество христианские. Неощущение оскорблений. Незлобие.

7. Трезвение. Усердие ко всякому доброму делу. Внимание при молитве. Тщательное наблюдение за всеми делами, словами, помышлениями и чувствами своими. Крайняя недоверчивость к себе.
Непрестанное пребывание в молитве и слове Божием. Благоговение. Постоянное бодрствование над собою. Хранение себя от многого сна и изнеженности, празднословия, шуток и острых слов. Воспоминание о вечных благах, желание и ожидание их.

В философии и религии уделено достаточно много внимания такому понятию, как добродетели человека. Они упоминаются в христианской и мусульманской литературе, о них рассуждали древнегреческие философы и ученые современности. Тем не менее до настоящего времени данная тема остается актуальной и востребованной. Что такое добродетели и как стать добродетельным человеком? Возможно ли это в современном мире, наполненном пороками и злом? Давайте сегодня откровенно поговорим на эту тему.

На данный вопрос есть несколько ответов, но в широком смысле слова можно сказать, что добродетель - это человеческое качество, которое можно охарактеризовать постоянным стремлением делать добро. Оно выражается в добрых поступках, помыслах и намерениях. Многие философы говорят, что добродетельным может быть только тот человек, который имеет привычку делать добро и превращает это в образ жизни. Причем делать добрые дела можно посредством различных человеческих качеств, которые называют добродетелями.

Многие люди задаются вопросом о том, как понять слово "добродетель". В условиях вседозволенности, принятой за норму в современном обществе, не стоит отделять понимание слова от религиозных традиций. Эти понятия неразделимы, они тесно связаны во всех мировых религиях и определяют отношения между человеком и Богом.

Представления о добродетелях: история трансформации понятия

Чтобы понять, что такое добродетели, необходимо заглянуть в трактаты древнегреческих философов, которые очень много рассуждали и спорили на эту тему. Считается, что именно Древняя Греция стала родоначальником данного понятия в таком виде, каком мы его сейчас воспринимаем. Значение слова "добродетель" в переводе с греческого языка можно трактовать как "совершенство". Под этим словом понималось совершенство человека в целом, при этом рассматривались абсолютно все аспекты отдельно взятой личности. Именно в те времена появилось и немного иное представление о добродетелях, их воспринимали как соответствие нормам и правилам, принятым в обществе.

В Древней Греции добродетелями считали верность, мужество, стойкость, скромность и тому подобное. Противоположные качества относили к человеческим порокам, которые всячески порицались обществом эллинов. Философы вели нескончаемые споры о происхождении добродетелей, многие утверждали, что они посланы нам свыше и должны помочь человеку победить в борьбе добра со злом, которая ведется в каждой человеческой душе.

С течением времени понятие добродетели постепенно стало связываться с правилами и нормами поведения, принятыми в обществе. Считалось, что если человек ведет себя правильно и не нарушает морально-этические нормы, то он может смело отнести себя к добродетельным людям. В настоящее время данное понятие серьезно размыто, оно потеряло свои четкие границы. Современное общество абсолютно спокойно принимает тот факт, что добродетель каждый человек определяет самостоятельно, исходя из своего воспитания и принципов.

Добродетели и религиозные верования

Можно сказать, что добродетели делятся на две категории:

  • идущие из социальных норм и навязываемые обществом;
  • вытекающие из религиозных верований.

Причем обе категории подвергаются значительной деформации, в зависимости от общества, в котором они применимы. К примеру, индусы в своих религиозных практиках осуществляют поклонение идолам, что жестко карается в христианстве и мусульманстве. Даже такое качество, как милосердие, являющееся одним из ключевых в списке добродетелей, может трактоваться весьма специфически. В современном обществе милосердием будет отвезти раненого человека в больницу, а вот в африканских племенах в этом же случае требуется помочь человеку перейти в иной мир.

Поэтому на протяжении тысячелетий человечество так и не подошло к единому определению добродетелей, хотя абсолютно все народы и слои общества согласны с тем, что они очищают душу и ведут к самосовершенствованию.

Пороки и добродетели

Если мы рассматриваем добродетели как определенную совокупность положительных качеств человека - его светлую сторону, то естественным будет утверждать, что существует и темная сторона - пороки. Считается, что добродетели и пороки существуют в каждом из людей. Поэтому даже самый праведный человек постоянно борется с грехом, а последний злодей имеет возможность воскресить все свои добродетели. Эти понятия неразрывно связаны, они являются частью человеческой природы и его естества.

Наличие пороков не делает человека плохим, ведь с их помощью он может подняться над своими дурными поступками и помыслами. Маятник, который можно изобразить как добродетели и пороки, сопровождает человека всю жизнь. Его колебания определяются степенью личностного роста и морально-этическими нормами.

Несмотря на то что в обществе постоянно происходят трансформации этических норм, к порокам во все времена относились пьянство, разврат, обжорство и алчность. Данные черты общество всегда порицало и высмеивало, о них написано немало книг и пьес.

Почему трудно творить добро?

Каждый человек желает находиться в кругу добрых и честных людей, но почему-то сам не очень стремится стать таковым. Что мешает нам творить добро? Ведь каждый из нас имеет представление о том, что такое добродетели.

Христианские проповедники считают, что одной из основных причин является неправильное отношение человека с Богом. Только Он является настоящей любовью и может привести человека к доброте и духовному росту. Поэтому чем ближе индивид к Богу, тем больше у него шансов стать добродетельным человеком, творящим добро вокруг себя.

Современные психологи и социологи называют иную причину нравственной деформации людей - это неумение отличать добро от зла. Люди настолько потерялись в системе нравственных координат, что уже с трудом понимают, как должны выглядеть добродетели. Это болезнь современного общества в целом, а не отдельной его социальной прослойки. Поэтому вылечить ее весьма затруднительно.

Христианские добродетели

В христианстве вопрос существования во имя добра рассматривается довольно часто. Что такое добродетели в христианской религии? Это достаточно непростой вопрос, но весьма интересный, требующий содержательного и обстоятельного ответа.

Христианские добродетели изложены в Евангелии, но они являются всего лишь вершиной айсберга теологических споров на данную тему. Богословы делят добродетели на две категории:

  • естественные - они обусловлены чертами характера и врожденными качествами;
  • религиозные - они предписаны тем, кто станет христианином, и должны неуклонно выполняться.

Последние должны воспитываться человеком в себе и являются характеристикой его отношений с Богом. Их можно назвать своеобразным заветом между душой и высшими силами, выполнение которого обеспечивает положительную оценку личности в глазах общества и Бога.

В Евангелии описаны семь добродетелей, которые являются прямыми противоположностями смертным грехам. В совокупности они представляют собой разнообразную модель поведения, выбираемую человеком осознанно или по наитию, исходя из его наклонностей. В дальнейшем христианские добродетели стали сводить к трем аспектам:

  • вере;
  • надежде;
  • любви.

Они стали характеризовать богобоязненного и добродетельного человека. Причем в Библии указано, что человек не рождается с этими добродетелями, он приобретает их только в союзе с Богом. Причем любовь ко всем окружающим кардинально отличает христианина от остальных людей.

Природные добродетели

Еще во времена античности были выведены добродетели, к которым должен был стремиться каждый член общества. Они назывались природными, но вот не каждый индивид рождался с полным набором подобных характеристик. Поэтому обычного человека ожидал долгий путь к самосовершенствованию. Первым список добродетелей определил Сократ, он отнес к ним следующие качества:

  • справедливость;
  • стойкость;
  • благоразумие;
  • сдержанность.

Классификация Сократа использовалась в дальнейшем другими греческими философами и перешла в труды теологов раннего средневековья. Во времена Просвещения, когда была написана масса научных трудов, в том числе по философии и теологии, список добродетелей Сократа считался характеристикой всего античного общества в целом, его культуры и моральных норм.

Сказки: добродетели в детских историях

Традиционно принято, что добродетели в сказках отведено большое место. Ведь именно сказки и их герои являются первыми учителями для подрастающего поколения. Дети, наблюдая за любимыми героями, воспринимают нормы морали и этики, получают первые представления о добре и зле. Можно сказать, что сказки несут мощный воспитательный эффект, которого невозможно добиться разговорами и объяснениями.

Благодаря сказкам дети формируют в своем сознании правильную модель поведения в различных ситуациях, ведущую к росту личности и нравственному развитию. Ведь только нравственный человек может задумываться о добродетели и стремиться к ней.

Трудно перечислить всех сказочных персонажей, предстающих перед восторженными детскими глазами в виде добродетельных героев. Но некоторых мы можем привести в пример. Золушка является самым ярким представителем добродетельного персонажа - она скромна, трудолюбива и почтительна. В конце истории девушка получает вознаграждение за все свои добродетели - счастливый союз со сказочным принцем. Чем не пример правильного поведения для подрастающего поколения девочек?

Кот в сапогах тоже предстает в виде добродетельного персонажа. Ведь он преданный, стойкий и делает добро для своего хозяина без всякой выгоды для себя. Он готов тратить все свое время на то, чтобы помочь ближнему и в итоге обретает счастье, радуясь успеху других сказочных героев.

Психологи утверждают, что чтение детских сказок способно сформировать в подсознании ребенка прочную систему ценностей, которую трудно будет поменять в дальнейшем.

Жизнь и добродетели

К сожалению, добродетель в жизни современного человека занимает самое последнее место. Мы все бежим и торопимся, хотим заработать побольше денег и забываем о ближнем, нуждающемся в помощи. Многие люди считают, что задумываться о добродетелях необходимо, только достигнув определенного социального статуса. Но это в корне неверное решение, ведь каждый поступок уходит в копилку нашего багажа, за который нам придется отвечать перед высшими силами.

Поэтому современное общество так нуждается в добродетелях. Каждому из нас просто необходимо развивать в себе сострадание, милосердие, любовь к ближнему и честность, которой так не хватает социуму в целом. Только в таком обществе, где каждый индивид обладает подобным набором качеств, можно говорить о высоком уровне нравственного развития.

Самые важные добродетели

Как вы думаете, какие добродетели являются самыми важными? Об этом сложно судить. Наверное, каждое время и эпоха порождает своих героев и ставит во главе списка те или иные добродетели. Неизменными можно считать только веру, надежду и любовь, без которых жизнь человека вовсе теряет свой смысл. В широком понимании проблемы сам человек способен развивать в себе необходимые добродетели, чтобы подняться на новый уровень развития. Эта трудная работа должна продолжаться всю жизнь и не останавливаться ни на минуту. Ведь чтобы выработать в себе привычку творить добро, необходимо иметь определенную систему нравственных координат, свойственную очень набожному человеку.

Категории добродетельных людей

Удивительно, но даже к добродетели людей приводят абсолютно разные мотивы и цели. Всех, кто считает себя добродетельными, можно условно разделить на три категории:

1. Очищающиеся.

Такие люди приходят к добродетели посредством долгого жизненного пути, они совершают ошибки и извлекают уроки. В процессе личность проходит несколько этапов духовного развития и становится лучше. Подобное очищение души делает незначительными некоторые дурные поступки, совершенные когда-либо.

2. Стремящиеся.

Эта категория людей обычно очень нуждается в деньгах и стремится овладеть мастерством в профессии. Но в процессе такие люди проникаются своей работой и миссией, тратят время на саморазвитие и очищают разум, становясь чище душой. Такие люди способны на добрые поступки, самопожертвование и защиту слабых.

3. Алчущие знаний.

Люди, алчущие знаний, все силы тратят на их получение, но в какой-то момент человек достигает просветления и становится добродетельным, пройдя путь от знаний к духовному совершенствованию.

Конечно, существуют и иные пути, чтобы прийти к добродетели. Ведь каждый человек индивидуален, и таким же становится его путь к духовным ценностям.