Никитин В.А. Амвросий – светильник единой Церкви. Преподобный амвросий оптинский

Первые упоминания о «деревни Липовица, что на речке Ближней Липовицы» относятся к 1745 г. На рубеже XIX – ХХ вв. с. Большая Липовица походила больше на небольшой городок. В 1917 г. в нем проживало около 5 тыс. человек. В селе действовали 3 кирпичных завода, ярмарка, начальное училище, школа, больница. Многим православным людям это село известно, как родина выдающегося русского святого – преподобного Амвросия Оптинского.

Великий Оптинский старец иеросхимонах Амвросий (в миру Александр Михайлович Гренков) родился 23 ноября 1812 г. в семье пономаря Михаила Федоровича. Перед рождением ребенка к деду – священнику съехалось очень много гостей, поэтому роженицу, Марфу Николаевну, пришлось перевести в баню, где она и родила сына, названного в святом крещении в честь благоверного великого князя Александра Невского. Позднее, старец Амвросий, шутил: «Как на людях я родился, так все на людях и живу».

В детстве Александр был очень бойкий, веселый и смышленый мальчик. По обычаю того времени учился он читать по славянскому букварю, Часослову и Псалтири. Каждый праздник он вместе с отцом пел и читал на клиросе в местной церкви. Саша никогда не видел и не слышал ничего худого, так как воспитывался в строго церковной и религиозной среде.

Учился он блестяще. Сначала в Тамбовском духовном училище, потом в Тамбовской духовной семинарии. За год до окончания он тяжело заболел. Надежды на излечение почти не было, и он дал обет в случае выздоровления пойти в монастырь. Но, получив исцеление, долго откладывал исполнение обета. Преподавал в Липецком духовном училище. И лишь спустя четыре года по благословению старца Иллариона Троекуровского он ушел в Оптину пустынь, где нес великий подвиг старчества. В XIX – начале ХХ в. Свято-Введенская Оптина пустынь стала духовным центром России. За советом старцев сюда приезжали не только простые люди, но и цвет русской интеллигенции того времени. Один из великих представителей собора Оптинских старцев, преподобный Амвросий стал прототипом старца Зосимы в романе Ф.М. Достоевского «Братья Карамазовы».

К сожалению, время не сохранило великолепный каменный трехпрестольный храм в честь Святой Троицы на родине великого угодника Божия, заложенный в 1883 г. По словам старожилов села, эта церковь славилась не только своей внешней красотой, но и внутренним убранством и благолепием, стены храма украшало большое число прекрасных икон, на окнах были разноцветные витражи. Святой старец Амвросий поучал: «Отчего человек бывает плох? Оттого, что забывает, что над ним Бог». Забыли многие земляки святого старца об этой простой истине, в советские годы разграбили и разрушили храм в Большой Липовице.

В 2006 г. с. Большая Липовица была освящена небольшая церковь в честь преподобного Амвросия (память совершается 23 октября), которая разместилась в переоборудованном здании бывшего сельского магазина. На месте разрушенного в советские годы Троицкого храма завершено строительство нового храма в честь преподобного оптинского старца. Храм, высотой 41 метр, виден с кажой точки Большой Липовицы.

В истории нашей страны, как и в мировой истории, есть святые, являющиеся как бы «верстовыми столбами» на пути к Всевышнему. Одним из таких праведников был преподобный Амвросий Оптинский, память которого отмечается 23 октября.

Будущий великий оптинский старец иеросхимонах Амвросий родился 4 декабря 1812 года в селе Большая Липовица Тамбовской губернии в многодетной семье пономаря Михаила Федоровича Гренкова и его жены Марфы Николаевны. В 12 лет Сашу (так его звали) отдали в первый класс Тамбовского духовного училища, по окончании которого в 1830 году он поступил в Тамбовскую духовную семинарию. Через шесть лет учеба была успешно окончена, но Александр не стал поступать в духовную академию. Не стал он и священником. Некоторое время он был домашним учителем в одной помещичьей семье, а затем преподавателем Липецкого духовного училища.

В 27-летнем возрасте, мучаясь укорами совести о невыполненном им обете, данном Богу в последнем классе семинарии — постричься в монахи, если выздоровеет от тяжелой болезни, — Александр Михайлович тайно, даже не спросив разрешения епархиального начальства, бежит в Оптину Пустынь, бывшую тогда «огненным столпом во мраке окружающей ночи, который привлекал к себе всех мало-мальских ищущих света».

По преданию, эту обитель, находившуюся в трех верстах от города Козельска, и окруженную с трех сторон непроходимыми девственными лесами, а с четвертой — речкой Жиздрой, основал раскаявшийся разбойник по имени Опта, сподвижник атамана Кудеяра. В основу жизни обители было положено неукоснительное соблюдение трех правил: строгая иноческая жизнь, сохранение нищеты и стремление всегда и во всем проводить правду, при полном отсутствии какого-либо лицеприятия. Насельники были великими подвижниками и молитвенниками за православную Русь. Александр Михайлович застал при жизни, можно сказать, самый цвет ее монашества, таких столпов, как игумен Моисей, старцы Лев и Макарий.

В апреле 1840 года, практически через год после прибытия, Александр Михайлович Гренков принял монашество. Он активно включился в будничную жизнь обители: варил дрожжи, пек булки, целый год был помощником повара. Через два года он был пострижен в мантию и наречен Амвросием. Через пять лет жизни в Оптиной Пустыни, в 1845 году, 33-летний Амвросий стал уже иеромонахом.

Здоровье его в эти годы сильно пошатнулось, и в 1846 году он был вынужден выйти за штат, будучи неспособным к выполнению послушаний, и стал числиться на иждивении обители. Вскоре состояние его здоровья стало угрожающим, ждали конца, и по древнерусскому обычаю отец Амвросий был пострижен в схиму. Но неисповедимы пути Господни: через два года неожиданно для многих больной стал поправляться. Как говорил впоследствии он сам: «В монастыре болеющие скоро не умирают, пока болезнь не принесет им настоящую пользу».

Не только телесными немощами воспитывал Господь в эти годы дух будущего великого старца. Особенно важным для него было общение со старцами Львом и Макарием, которые, провидя в Амвросии избранный сосуд Божий, говорили про него не иначе как: «Амвросий будет великий человек». Прислушиваясь к мудрым наставлениям старца Льва, он в то же время очень привязался к старцу Макарию, часто беседовал с ним, открывая ему свою душу и получая важные для себя советы, помогал ему в деле издания духовных книг. Молодой подвижник, наконец, нашел то, чего давно жаждала его душа. Он писал друзьям о духовном счастье, которое открылось для него в Оптиной Пустыни.

«Как на вершине горы сходятся все пути, ведущие туда, так и в Оптиной — этой духовной вершине — сошлись и высший духовный подвиг внутреннего делания, и служение миру во всей полноте, как его духовных, так и житейских нужд». К старцам в Оптину шли за утешением, исцелением, за советом… К ним шли те, кто запутался в своих житейских обстоятельствах или в философских исканиях, туда стремился тот, кто жаждал высшей правды, в этом «источнике живой воды» всякий утолял свою жажду. Выдающиеся мыслители эпохи, философы, писатели не раз и не два были там: Гоголь, Алексей и Лев Толстые, Достоевский, Владимир Соловьев, Леонтьев… — всех не перечесть. Ведь для русского человека старец — это человек, посланный Самим Богом. По словам Ф. М. Достоевского, «для души русского человека, измученной трудом и горем, а главное, всегдашней несправедливостью и всегдашним грехом, как своим, так и мировым, нет сильнее потребности и утешения, как обрести святыню или святого, пасть перед ним и поклониться ему. Если у нас грех, неправда и искушение, то все равно, есть на земле там-то, где-то святой и высший — у него, зато, правда. Значит, не умирает она на земле, а стало быть, когда-нибудь и к нам придет и воцарится по всей земле, как обещано».

Именно Амвросию Божиим Промыслом полагалось стать одним из звеньев в ряду 14 оптинских старцев: после смерти старца Макария он стал на его место и в течение 30 лет окормлял страждущие души.

Старец Амвросий появился в Оптиной Пустыни и приковал к себе внимание исключительно интеллигентных кругов в тот момент, когда эта интеллигенция была охвачена западной философской мыслью. Бывший ранее сам душой общества, любивший все светское (он хорошо пел и танцевал), для которого «монастырь был синонимом могилы», он лучше чем кто-либо другой понимал духовные искания интеллигенции и самой своей жизнью свидетельствовал, что избранный им путь есть идеал того счастья, к которому должны все стремиться.

Недаром сказано: «Сила Божия в немощи совершается». Несмотря на свои телесные страдания, приковывавшие его почти всегда к постели, старец Амвросий, к тому времени уже обладавший целым рядом духовных даров — прозрения, исцеления, дара духовного назидания и прочее — принимал ежедневно толпы людей и отвечал на десятки писем. Такой гигантский труд не мог быть осуществим никакими человеческими силами, здесь явно присутствовала животворящая Божественная благодать.

Среди духовных благодатных дарований старца Амвросия, привлекавших к нему многие тысячи людей, следует в первую очередь упомянуть о прозорливости: он глубоко проникал в душу своего собеседника и читал в ней как в раскрытой книге, не нуждаясь в его признаниях. А благотворительность была просто его потребностью: старец Амвросий щедро раздавал милостыню и самолично заботился о вдовах, сиротах, больных и страждущих.

В последние годы жизни старца в 12 верстах от Оптиной Пустыни, в деревне Шамордино, по его благословению была устроена женская Казанская Пустынь. Строй обители, ее порядки — все установил сам старец Амвросий, многих сестер обители он собственноручно постригал в иночество. К 90-м годам XIX века число инокинь в ней достигало тысячи. Здесь же были детский приют, школа, богадельня и больница.

Именно в Шамордино суждено было старцу Амвросию встретить час своей кончины — в октябре 1891 года, на 79-м году жизни.

Поучения и афоризмы старца Амвросия:

  • Мы должны жить так, как колесо вертится - чуть одной точкой касаться земли, а остальным стремиться вверх.
  • Отчего человек бывает плох? Оттого, что забывает, что над ним Бог!
  • Если делаешь добро, то должно его делать только лишь для Бога, почему на неблагодарность людей не должно обращать никакого внимания.
  • Правда груба, да Богу люба.
  • От ласки у людей бывают совсем иные глазки.
  • Жить - не тужить, никого не осуждать, никому не досаждать, и всем - мое почтение.
  • Кто нас корит, тот нам дарит. А кто хвалит, тот у нас крадет.
  • Нужно жить нелицемерно, и вести себя примерно, тогда наше дело будет верно, а иначе выйдет скверно.
  • Лицемерие хуже неверия.
  • Не смиряешься, оттого и не имеешь покоя.
  • Самолюбие наше - корень всему злу.

На территории загородной усадьбы расположен храм в честь главного покровителя обители, святого преподобного Амвросия Оптинского.

Храм двухпрестольный: главный (верхний) освящен в честь преподобного Амвросия Оптинского, нижний — преподобного Сергия Радонежского. Строительство храма было начато в октябре 2006 года. Освящение состоялось 21 июня 2016 года.

Из истории строительства храма

В 2004 году Его Святейшество Патриарх Московский и всея Руси Алексий II дал благословение насельникам подворья на сооружение нового храма в посёлке Сосновый Бор Выборгского района.

Организационно-технические работы на приусадебном хозяйстве шли постепенно. Строительство церкви началось в октябре 2006 года. Инвестором строительства храма стала строительная компания «Группа ЛСР», генеральный директор предприятия — Андрей Юрьевич Молчанов.

Когда были проведены все подготовительные работы, предшествующие началу постройки, в 2007 году по благословению Святейшего Патриарха Алексия II был совершён чин закладки камня в основание новоустраиваемого храма.

Храм однокупольный, прямоугольный в плане, на высоком цоколе, облицованном массивными гранитными блоками. С западной части к храму примыкает звонница с четырнадцатью колоколами.

Кровля, глава храма и главка звонницы окрыты медью. На храме и звоннице установлены вызолоченные металлические кресты с прорезным рисунком.

Храм — светлый, с большими тройными окнами на южной и северной стене и окнами в высоком барабане. На восточной стене алтарной апсиды семь окон с витражным остеклением. Основной объём храма дополнительно освещается четырьмя паникадилами и настенными бра. Резной иконостас храма выполнен из мрамора.

В алтарной части — деревянный престол с мраморным облачением, жертвенник также из мрамора.

Пол в храме изготовлен из керамического гранита, полукруглая лестница на солею сделана из мрамора.

К главному входу в храм (западный фасад) по насыпному холму идут две лестницы с монолитными бетонными ступенями. Перед входом — просторная полукруглая площадка. Вход в храм обрамлён гранитным порталом. Входные двери дубовые, с резьбой. Второй вход в храм — со стороны южного фасада через крытое крыльцо.

Освящение и водружение крестов на купол храма и колокольню состоялось в сентябре 2011 года. К этому времени были специально закуплены и освящены четырнадцать колоколов, каждый из которых был поднят и установлен на звоннице, вплотную прилегающей к церкви.

На Светлой седмице в 2012 году усадьбу в Выборгском районе посетил схиархимандрит Илий (Ноздрин), духовник Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, духовник братии монастыря Оптина Пустынь.

Для насельников подворья, строителей храма и прихожан посещение старца стало большим духовным утешением. После молебна в строящемся храме отец Илий со сопровождающими осмотрел территорию хозяйства, братские корпуса, гостиницу, а перед отъездом молитвенно напутствовал братию подворья, оставив памятную запись в гостевой книге:

Настоящий скит-подсобное, совсем недавно получивший начало, ярко показывает жизненную способность к дальнейшему благоустроению как в духовном, так материальном состоянии. Есть предпосылки, чтобы здесь устроился хороший монастырь.

Сх. Илий с прибывшими братиями.

20.04.12г.

В 2014-2015 годах продолжались работы по внутренней и наружной отделке, завершалось оформление интерьера алтаря, центральной части храма, притвора, велось благоустройство территории около церкви.

Долгие годы в Преображенском храме служил архимандрит Амвросий (в миру Василий Фёдорович Иванов, 1879-1978). 18-летним юношей он поступил послушником в Оптину Пустынь, а в 1904 г. был переведён в Пафнутьев-Боровский монастырь по просьбе настоятеля, чтобы наладить в обители церковное пение.

В 1911г. Василий Иванов принял постриг с именем Амвросий, в знак его любви к знаменитому оптинскому старцу.

Вскоре он был рукоположен в иеродиакона, а через год - в иеромонаха.

После революции и закрытия Пафнутьева монастыря о. Амвросий служил на приходах в Боровском районе. С 1942 г. он стал настоятелем Спасо-Преображенского храма в с. Спас-Прогнани. К батюшке за духовным наставлением обращались не только местные жители. Молва о его мудрости, прозорливости и любвеобильности разнеслась далеко от места его служения. От патриарха Алексия I старец имел послушание постригать в тайное монашество людей, живущих в миру. После кончины схиархимандрит Амвросий был погребён рядом с Преображенским храмом на месте, заранее им указанном. К могиле старца стекаются паломники. Особенно много их бывает 15 октября, в день его кончины, и в день именин 20 декабря, когда празднуется память свт. Амвросия Медиоланского. Схиархимандрит Амвросий стал поистине святым покровителем Преображенского храма, села Спас-Прогнани и всей округи. Ведётся сбор материалов к прославлению старца в лике святых.

Основные даты

АМВРОСИЙ КАЛУЖСКИЙ

(Иванов Василий Федорович; 14.01. 1879, с. Копыл Борисоглебского у. Тамбовской губ.- 15.10.1978, с. Спас-Прогнанье Жуковского р-на Калужской обл.),схиархим.

Схиархим. Амвросий (Иванов)

Родился в семье отставного солдата, в 9 лет лишился отца, жил с матерью на попечении дяди. В 1897 г. поступил в Оптину пустынь, где нес послушания на клиросе и в братской кухне, с 1898 г. служил регентом в больничном храме. В 1903 г. по благословению епископа Калужского Вениамина (Муратовского) в ответ на ходатайство настоятеля Пафнутиева Боровского монастыря перешел в эту обитель на должность регента для улучшения церковного пения. Преподавал церковное пение в церковноприходской школе. В 1911 г. епмскопром Калужским Александром (Головиным) был пострижен в монашество с именем Амвросий, в 1913 г. рукоположен во иеромонаха. Преподавал церковное пение в монастырской школе псаломщиков. В 1917 г. награжден благодарственной грамотой. В 1918 г. 2 месяца работал в тыловом ополчении, после чего тяжело заболел; в 1919-1920 гг. служил на приходе в Воронежской епархии. Вернулся в Боровский монастырь в 1921 г. В 1922 г. награжден наперсным крестом. В 1923 г. после закрытия обители отправлен в с. Иклинское Боровского района. В 1930 г. арестован и сослан в Семипалатинск на поселение, работал кочегаром и псаломщиком в действующем храме. В 1933 г. вернулся в Иклинское. С 1940 г., после закрытия храма, А. К. работал в колхозе. С 1942 г. служил в Спасо-Преображенском храме с. Спас-Прогнанье, неподалеку от Боровского монастыря. В 1948 г. возведен в сан игумена, в 1955-м награжден палицей, в 1962 г. возведен в сан архимандрита. Приняв подвиг старчества, стал продолжателем оптинской традиции, совершил большое число тайных постригов в монашество, образовал в с. Софьинка Калужской обл. тайный жен. монастырь. В 1968 г. принял постриг в схиму. В 1976 г. вышел за штат, продолжал управлять хором Спасо-Преображенского храма. Обладал даром прозорливости, исцеления душевных и телесных недугов. Погребен рядом с Благовещенским приделом Спасо-Преображенского храма.