Храм рождения христа в вифлееме. Храм в раннем Средневековье. Какой он — Святой Вертеп

Вифлеем - небольшой городок, расположенный на каменистой возвышенности к югу от Иерусалима, поросшей виноградниками, масличными рощами, миндалевыми деревьями и смоковницами. Жители Вифлеема, удаленного от важных караванных путей древности, вели, в основном, пастушескую и земледельческую жизнь. Вифлеем оставил след уже в ветхозаветной истории. На северной окраине города расположена могила прекрасной Рахили, супруги праотца Иакова. Над гробницей, почитаемой иудеями, христианами и мусульманами, в XVIII в. было построено купольное сооружение.

В период Судей из Вифлеема в Моав во время голода переселилась семья Елимелеха и Ноемини, и их cын затем женился там на моавитянке Руфи. После смерти мужа Руфь, не желая покидать свекровь, последовала за ней в Вифлеем. В Вифлееме Руфь подбирала упавшие колосья на поле своего богатого родственника по мужу Вооза, чтобы прокормить свекровь и себя. Вооз впоследствии взял ее себе в жены. Руфь родила сына «и нарекли ему имя: Овид. Он отец Иессея, отца Давидова» (Руфь 1-4).

В Вифлееме в семье Иессея родился Давид и был помазан на царство пророком Самуилом.
Из Вифлеема царь Саул призвал Давида, чтобы он играл на гуслях, когда на Саула нападал злой дух (1 Цар. 16:14-23).

В городе Давидовом сохранился колодец, связанный с именем Давида, и напоминающий о его борьбе с филистимлянами (2 Цар 23:8-17).

За 750 лет до Рождества Христова пророк Михей возвестил, что незначительная тогда деревушка Вифлеем станет местом рождения Мессии (Мих. 5:2-5).

В правление римского императора Августа и во дни царя Ирода, когда по всей земле проводилась перепись населения, в Вифлеем из Назарета пришел праведный Иосиф Обручник с Пресвятой Девой Марией, потому что он был из дома и рода Давидова. Здесь, в Вифлееме, родился Спаситель мира Господь Иисус Христос (Мф. 1:18-25; Лк. 2:1-7).

В ночь Рождества пастухи, охранявшие стадо в окрестностях Вифлеема, услышали ангельское благовестие о Пришествии в мир Спасителя: «…ныне родился вам в городе Давидовом Спаситель, Который есть Христос Господь; и вот вам знак: вы найдете Младенца в пеленах, лежащего в яслях. И внезапно явилось с Ангелом многочисленное воинство небесное, славящее Бога и взывающее: слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках благоволение!» Оставив стадо, пастухи поспешили в Вифлеем поклониться родившемуся Христу.

В Вифлееме на восьмой день над Богомладенцем совершилось обрезание и Ему нарекли имя Иисус (Лк. 2:21).
После возвращения Богоматери с Младенцем и Иосифом из Иерусалима в Вифлеем после совершения положенного обряда в иерусалимском храме на сороковой день, волхвы, следуя за звездой, пришли с дарами в Вифлеем поклониться родившемуся Христу (Мф. 2:1-12).

После ухода волхвов Иосиф с Богоматерью и Младенцем по повелению ангела бежал из Вифлеема в Египет, а разгневанный царь Ирод приказал убить всех младенцев в Вифлееме в возрасте двух лет и младше (Мф. 2:13-18).

Сегодня место Рождества Христова в Вифлеемском вертепе указывает серебряная звезда. Рядом с ней - место Вифлеемских яслей, в которых лежал Богомладенец. (Сами Ясли находятся в Риме)

Над Вифлеемским вертепом возвышается византийская базилика с древними мозаиками VI века. На южной стене ее главного нефа запечатлена в мозаике родословная Иисуса Христа по Евангелию от Матфея (Мф. 1:1-16), а на северной - по Евангелию от Луки (Лк. 3:23-38).

Рядом с Вифлеемским вертепом, на месте древнего городского кладбища, сегодня почивают мощи Вифлеемских младенцев - мучеников.

В храмовом комплекс, рядом с пещерой Рождества имеются пещеры, которые христианская традиция связывает с памятью блаженного Иеронима (+ 420), известного экзегета и автора латинского перевода Священного Писания (Вульгаты), а также с памятью его духовных дочерей - блаженной Павлы и Евстохии.

От Вифлеемской базилики за несколько минут можно доехать до Поля пастушков, где в ночь Рождества ангелы возвестили пастухам о рождении Спасителя, и где в ветхозаветные времена разворачивались события из книги Руфь.

В базилике Рождества Христова в Вифлееме, в нескольких метрах от спуска в Пещеру Рождества Христова находится чудотворная Вифлеемская икона Пресвятой Богородицы.

Вифлеемская икона Божией Матери была пожертвована в базилику Рождества Христова Русским Императорским домом (точная дата неизвестна). Риза ее изготовлена из платья преподобномученицы Елизаветы (великой княгини Елизаветы Феодоровны Романовой, 1864-1918 гг.). Святой образ русского письма. Его особенность в том, что это единственная из прославленных икон Божией Матери, на которых Пресвятая Дева улыбается. Икона относится к иконописному типу «Одигитрия», что в переводе с греческого означает «Путеводительница».

Уже в наше время Вифлеемская икона прославилась многими чудотворениями. Она очень почитается в Палестине, причем не только христианами, но и мусульманским населением, а также многочисленными паломниками со всего мира. По сложившейся традиции, перед этой иконой, находящейся перед входом в пещеру, где от Пречистой Девы родился Христос Спаситель, молятся о даровании детей, вообще об их благополучии, и о благополучии семейном.

В древнем городе Вифлееме, расположенном на Святой земле, находится одна из главных христианских святынь - храм Рождества Христова. Эта древняя церковь построена над местом рождения Иисуса Христа, почитаемого и в христианской, и в исламской, и в иудейской религии.

История основания

За полторы тысячи лет существования храм Рождества Христова пережил множество событий. Но, несмотря ни на что, он практически не прерывал своей работы.

Святая Елена - мать первого византийского императора Константина - много времени посвятила поискам реликвий, связанных с библейскими событиями. В 30-е годы IX века она приехала в Вифлеем и уговорила местного раввина показать ей место, где появился младенец Иисус. На указанном месте построили небольшую церковь. Первоначально постройка не предназначалась для проведения богослужений. Она защищала святое место и давала возможность всем христианам увидеть его увидеть. Но уже через несколько лет в церкви проводились службы.

Интересно: историки отмечают, что первое здание Рождественского храма было похоже на церковь Гроба Господня в Иерусалиме.

Появление современного здания

В начале VI века первоначальное здание сгорело в ходе восстания самаритян. В 531 году на месте сгоревшей постройки по приказу императора Юстиниана возвели новый храм. Это здание в практически неизменном виде существует по сегодняшний день.

В начале VII века Вифлеем был практически полностью уничтожен во время персидского нашествия. Базилику Рождества Христова завоеватели не разрушили, так как их поразила фреска, изображённая на фасаде здания. На ней были изображены персидские волхвы, пришедшие с дарами к святому младенцу. Базилику в XI веке сохранили и даже использовали её южную часть в качестве мечети исламские завоеватели.

Храм в раннем Средневековье

В период христианского Иерусалимского государства в базилике службу проводил епископ Вифлеема и Аскалона. В это время к церкви со всех сторон примыкали монастыри. Этот комплекс был обнесен мощными оборонительными сооружениями.

В начале XVII века Палестину завоевал египетский султан Салах-ад-Дин. Он выгнал из храма Рождества Господня католических священников. Через некоторое время храм был передан Сирийской православной церкви. При этом в нём разрешили проводить службы двум католическим священникам.

Интерьер церкви Рождества Христова, Вифлеем

На протяжении XIII века Вифлеем захватывали разные правители, исламского происхождения. Но храм устоял, и в нем продолжали возносить молитвы господу.

Интересно: в начале XII века произошло второе чудо церкви Рождества Господня. В неё ворвались арабские захватчики, желая разместить в ней конюшню. В ответ на усердную молитву прихожан из одной колонны вылетели осы и жалили арабов до тех пор, пока они не покинули храм. Сегодня на колонне, из которой вы летали осы, имеются углубления в виде креста.

Османский период

Турки-османы не только не разрушили базилику, но и разрешили представителям христианских церквей совершать в ней богослужения. Ремонтные работы в разное время проводились на средства правителей Англии, Греции и Российской империи. Российские императоры пожертвовали древней церкви паникадила, расположенные у главного алтаря, колокола для звонницы и почитаемую чудотворную икону Вифлеемской Божьей Матери.

Архитектура и интерьер

Храм в Вифлееме, расположенный на месте Рождества Христова, внесён в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Внешне церковь, построенная в форме базилики, напоминает каменную гору. Её принадлежность христианской религии обозначена небольшими крестами на крыше и колокольней над армянской частью здания.

Стены сложены из природного тесаного камня. В храм можно попасть через единственный сохранившийся вход - Врата смирения. Изначально они были значительно шире и выше, но были уменьшены во времена крестоносцев до современных размеров. В них можно пройти, только склоняя голову. Пять нефов собора разделяет колоннада из розового известняка, отполированного так, что он напоминает мрамор.

Расписные колонны храма Рождества Христова, Вифлеем

Колонны выполнены в коринфском ордере. Стены и полы, кроме участков с древними мозаиками времен императоров Константина и Юстиниана, облицованы мраморными плитами.

Интересно! Сегодня внутреннее пространство постройки имеет искусственное освещение. Но изначально свет поступал в помещение через 22 окна, которые сегодня заложены.

Святыни и достопримечательности

Пещера Рождества

Главной святыней храма Рождества Господня в Вифлееме является Пещера Рождества. Вход в нее находится в православной части храма. Две ведущие в неё лестницы принадлежат православным и католикам. Пещера освещается лампадами, принадлежащими греческой, католической и армянской церквям.

Предполагаемое место рождения Иисуса Христа, храм Рождества Христова

Место рождения Спасителя отмечено серебряной звездой с семнадцатью лучами. Современная звезда была помещена в нишу в XIX веке. Она заменила украденную реликвию.

Напротив ниши со звездой находятся ясли, в которые Богородица положила своего сына после рождения. Их внутренняя поверхность вымощена белым мрамором. Внутри яслей лежит изображение младенца Христа, сделанное из воска.

Интересно: исследователи не могут точно определить, в правильном ли месте, был построен храм. В священных текстах содержатся сведения о других местах, в которых могло произойти великое событие. Но, несмотря на это, миллионы паломников и туристов стремятся оказаться в святом месте.

Икона Вифлеемской Божьей Матери

В Вифлеемском храме находится одна из самых почитаемых православных святынь - икона Вифлеемской Божьей Матери. Она была пожертвована церкви правящей российской династией.

Уникальность этого образа заключается в оригинальной иконографии, на которой Богородица изображена с улыбкой на устах. Икона расположена справа от входа в пещеру Рождества.

Чудотворная Вифлеемская икона Божией Матери в храме Рождества Христова

Интересно: кроме храма, расположенного на месте рождения Христа, туристы, посетившие Вифлеем, могут увидеть церковь на Поле Пастушков, Подземелье Младенцев, Молочный грот.

Как добраться

Храм Рождества Господня, расположенный на западном береге реки Иордан в городе Вифлееме, на площади Яслей. Туристы могут попасть в храм с 10 до 18 часов. Престольный праздник отмечается 7 января.

В Вифлеем паломники и туристы, как правило, попадают с израильской территории. Сделать это можно двумя способами:

  1. Из Иерусалима выезжают по Хевронскому шоссе через КПП 300. Далее следуют прямо до развилки, на которой поворачивают налево.
  2. От Дамасских ворот Иерусалима в Вифлеем следует автобус 124, принадлежащий арабскому автопарку.
Следует знать: перед поездкой необходимо проверить наличие заграничного паспорта, так как граждане Израиля на территории автономии нежелательные гости.

Где остановиться

В городе расположено более 40 отелей, различного класса. Среди них можно выделить:

  • отели (Парадайз, Шеперд хаус);
  • хостелы (Свит дримс, Хаус оф Пис);
  • Дом паломника, открытый Русской православной церковью.

Позаботиться о жилье следует перед поездкой. Забронировать место в гостинице можно на специальных сайтах. По поводу жилья в Доме паломника необходимо связаться с Паломнической службой Русской Духовной Миссии.

  1. Туристам следует позаботиться о подходящей одежде: брюки и рубашка для мужчин, длинное платье с закрытыми руками и головной убор для женщин.
  2. Покупать сувениры дешевле на улице, чем в специальных магазинах.
  3. Не рекомендуется, есть в местных точках общепита. Туристы, побывавшие в Вифлееме, отмечают низкий уровень соблюдения в них санитарных норм.
  4. Следует заранее договориться о проведении экскурсии экскурсоводом христианином, проживающим на палестинской территории. Это можно сделать на специализированных сайтах.
  5. Очередь к святыне может занять не один час, поэтому следует запастись водой и терпением.

Храм Рождества Господня в Вифлееме имеет большое историческое, культурное и духовное значение для многих миллионов христиан и мусульман. Его следует посетить, и верующим людям, и атеистам, желающим увидеть старейший памятник христианской культовой архитектуры.

Церковь Рождества Христова в Вифлееме

Храм Рождества Христова был сооружён в Вифлееме над пещерой, где, как считается, родился Иисус Христос. Храм Рождества Христова – первый христианский Храм на Святой Земле.
Храм - одна из самых почитаемых христианских святынь. Со времени основания в 4 в.н.э и по сей день церковные службы в Храме Рождества Христова проходят регулярно, а многочисленные потоки паломников не иссякают.

Рождение младенца Иисуса описывается в Евангелии от Луки:
"В те дни вышло от кесаря Августа повеление сделать перепись по всей земле. Эта перепись была первая в правление Квириния Сириею. И пошли все записываться, каждый в свой город. Пошел также и Иосиф из Галилеи, из города Назарета, в Иудею, в город Давидов, называемый Вифлеем, потому что он был из дома и рода Давидова, записаться с Мариею, обрученною ему женою, которая была беременна. Когда же они были там, наступило время родить Ей; и родила Сына своего Первенца, и спеленала Его, и положила Его в ясли, потому что не было им места в гостинице". (Лука, 2:1-7.)

Приоритет постройки Храма Рождества Христова принадлежит Византии.
Матери византийского императора Константина, царице Елене было видение, согласно которому ей надлежало отправиться на Святую Землю возрождать христианскую веру.
В Вифлееме она посетила пещеру, в которой, как указали ей члены местной христианской общины, родился Иисус Христос.
Над Пещерой Рождества в 332 году н.э. был воздвигнут Храм Рождества Христова. Считают, что Храму Рождества Христова была придана форма креста.

Проведение служб в Храме Рождества Христова и уход за предметами культа строго регламентированы между представителями православной греческой, католической и армянской христианской церкви.
Подземный храм здесь располагается со времен святой Елены. Принадлежит Иерусалимской Православной Церкви.

За сотни лет со времен персидских завоеваний, восстания самаритян, владычества мамлюков и отоманской империи некоторые постройки Храма Рождества Христова подверглись разрушению и разорению.
В период правления императора Юстиниана Храм Рождества Христова восстанавливали и, затем, в различные исторические эпохи достраивали. Также рыцари ордена крестоносцев, каноников – августинцев, монахи - францискианцы возводили другие христианские церковные сооружения. В Храме Рождества Христова и теперь можно увидеть постройки, а также внутреннее убранство, композиции церковной живописи, мозаики и иконы, созданные в разные периоды истории.

Наружный вход Храма Рождества Христова уменьшили во времена арабов - сарацинов, которые имели обыкновение въезжать под своды христианской святыни верхом на лошадях и верблюдах. С тех пор вход в Храм Рождества Христова получил название «Врата смирения» , так как вынуждает входящего под сень Храма Рождества Христова склонять голову. Остальные два входа в Храм Рождества Христова попросту замуровали.

Вифлеемская икона Божьей Матери "Улыбающаяся" - единственный известный лик Богоматери, на котором Дева Мария улыбается, была пожертвована в Храм Рождества Христова русским императорским домом. Ее риза изготовлена из платья великой княгини Елизаветы Федоровны Романовой, причисленной к лику святых Русской православной церкви в 1992 году.

Место рождения Христа отмечено серебряной звездой, которая вделана в пол и когда-то была позолочена и украшена драгоценными камнями. Звезда имеет 14 лучей и символизирует Вифлеемскую звезду, внутри по кругу надпись на латыни: «Hic de virgine Maria Iesus Christus Natus est» («Здесь родился Иисус Христос от Девы Марии»).

В южной части пещеры, слева от входа, расположен придел Яслей. Это единственная часть пещеры, которая находится в ведении католиков. Он напоминает маленькую часовню размером примерно 2×2 м, или чуть больше, уровень пола в нём на две ступени ниже, чем в основной части пещеры. В этом приделе, справа от входа, расположено место Яслей, где был положен Христос после рождения.

Со времен императора Константина в Храме Рождества Христова сохранились небольшие участки мозаичного пола с орнаментом и декоративным изображением растений и птиц, а также крестов, что свидетельствует о том, что эта мозаика относится к древней постройке до 427 г., поскольку позднее этого времени изображать кресты на полу было запрещено.

Адрес: Площадь Manger
Вифлеем, Палестина
Телефон: 02 / 274-2425
Часы работы: Лето: 6:30- 12, 14-19: 30 ежедневно

Зима: 5:30 - 12, 14 -17 ежедневно.
По воскресным утрам пещера закрыта для туристов

Церковь Рождества в Вифлееме является важным христианским святым местом, поскольку оно знаменует собой традиционное место рождения Христа. Это также одна из старейших сохранившихся христианских церквей.

В Библии

Рождение Иисуса описано в Евангелиях от Матфея и Луки. У Матфея указано, что Мария и Иосиф были родом из Вифлеема, а затем переехали в Назарет следуя указу Ирода. Следуя указу императора Августа они вернулись на родину то есть нв Вифлеем. В евангелие от Луки указывается, что Мария и Иосиф были из Назарета, а Иисус родился в Вифлееме, когда они были в городе для специальной общей переписи. Ученые склонны считать, что Евангелие от Матфея является более надежным из-за исторических конфликтов у евангелия святого Луки.

Но обе версии согласны с тем, что Иисус родился именно в Вифлееме и воспитывался в Назарете. Согласно Луке 2: 7, Мария «родила Сына своего Первенца, и спеленала Его, и положила Его в ясли, потому что не было им места в гостинице». В евангельских рассказах не упоминается пещера, но это упущение было сделано просто потому что исскуственные и природные пещеры часто были частью дома. Впрочем и до сих пор подвалы вырубаются в каменных скалах. Здесь зимой жили животные и именно здесь родился Иисус Христос. Поэтому ясли для кормления животных стали первой кроваткой для Спасителя.

История церкви Рождества Христова


Первое свидетельство о пещеры в Вифлееме, почитаемой как место рождения Христа, описано в трудах Иустина Философа около 160 года нашей эры. Традиция также подтверждается Оригеном и Евсевием в 3-м веке.

В 326 году император Константин и его мать Св. Елена решили построить церковь над пещерой. Эта первая церковь была посвящена 31 мая 339 года и первоначально имела восьмиугольный план расположенный прямо над пещерой. В центре, 4-метровое отверстие, окруженное перилами, обеспечило вид на пещеру. Из этого периода сохранились порции Византийской мозаики. Святой Иероним жил в Вифлееме с 384 года нашей эры. Его похоронили в пещере под церковью Рождества Христова.

Константиновская церковь была разрушена императором Юстинианом в 530 году нашей эры для строительства гораздо большей церкови. Именно она сохранилась до нынешнего дня. Персы пощадили базилику Рождества Христова во время своего вторжения в 614 году нашей эры. Легенда утверждает, что персы остановились, увидев украшения волхвов-персов на внешних стенах базилики. Об этом кстати указано в синоде 9-го века в Иерусалиме, где указывалась полезность таких религиозных образов.

Мусульмане не допустили применения указа Хакима (1009), в котором приказывалось уничтожить христианские памятники, поскольку со времени Омара (639) мусульманам было разрешено использовать южный угол для поклонения.

Крестоносцы захватили Иерусалим 6 июня 1009. Короли Болдуин I и Болдуин II были коронованы здесь. Удивительно, но франки (католики) и византийцы (православные) сотрудничали в ремонте интерьера (1165-69). Греческая надпись на северном трансепте записывает это событие.


Церковь Рождества была заброшена в период Мамлюков и Османской империи, но не уничтожена. Большая часть мрамора церкви Рождества были разграблены османами и теперь украшает Храмовую гору в Иерусалиме. Землетрясение в 1834 году и пожар в 1869 году разрушили часть пещеры, но церковь снова выжила. В 1847 году кража серебряной звезды, обозначающая точное место Рождества, явилась очевидным фактором в международном кризисе администрации над святыми местами, что в конечном итоге привело к Крымской войне (1854-56).

В 1852 году общая опека над церковью была предоставлена ​​римско-католической, армянской и греческой православным церквям. Греки заботятся о Гроте или Пещере Рождества.

Что посмотреть в церкви Рождества Христова

Дверь Смирения, маленький прямоугольный вход в церковь Рождества Христова, была создана в османские времена, чтобы не допустить телег мародеров. Также благодаря ее малой высоте все посетители должны были нагнуться и таким образом поклониться пещере Рождения. Дверь явно меньше дверного проема времен крестоносев, которая была построена в форме остроконечной арки, которая прекрасно еще видна над нынешней дверью. Контуры входа на площадь Юстиниана также видны над дверью.

Широкий неф остается нетронутым с момента Юстиниана, хотя крыша была добавлена в 15 веке с последующей реставрациями 19 века. Колонны сделаны из розового, полированного известняка, большинство из которых датируется первоначальной Константиновской базиликой IV века. Другие были добавлены во времена крестоносцев.

Фрагменты высококачественной настенной мозаики, датируемой 1160-ми годами, украшают обе стороны нефа. У каждой стороны было три регистра, из которых мы знаем детали их описания, сделанного в 1628 году. Самые низкие мозаики изображали предков Иисуса. В середине содержались указы провинциальных и вселенских советов, а у вершины располагался ряд ангелов между окнами. Имя художника, Василия Пиктора, виден у подножия третьего ангела справа на северной стене церкви Рождества Христова.

Двери ловушки на нынешнем этаже показывают фрагменты мозаики пола, сохранившихся от оригинальной базилики. Мозаики имеют сложные геометрические узоры с птицами, цветами и узорами винограда, создавая богатый и сложный ковер для церкви Константина. Подобные двери в северном трансепте защищают еще одну мозаику 4-го века, которая показывает, что Константинианская апсида была восьмиугольной; Они иногда открываются по запросу.

Восьмиугольный шрифт крещения в южном проходе относится к церкви Юстиниана VI века; Первоначально он стоял возле главного алтаря. Надпись гласит: «Память, покой и отпущение грехов тех, чьи имена знает Господь». Археологи обнаружили восьмиугольный пласт с точно такими же размерами над цистерной у алтаря, который обеспечивал нужную воду. После того, как шрифт был перемещен в обновлении крестоносца, он стал фокусом различных красочных легенд: это был колодец, в который упала звезда волхвов; Колодец, где волхвы поливали своих лошадей; Или колодец, к которому пришли три героя Давида.

Главный алтарь в восточной части и один на юге (Алтарь Обрезания) являются собственностью Греческой православной церкви. Главный алтарь включает православный иконостас, увенчанный позолоченными ангелами, иконами, позолоченными люстрами и светильниками. На северной стороне главного алтаря находится Армянский Алтарь Трех Королей, посвященный магам, которые привязывают своих лошадей поблизости, а в северной апсиде - армянский алтарь, посвященный Деве Марии.

Грот Рождества, прямоугольная пещера под церковью, является церковью фокуса Рождества. Вступив в полет шагов церковным алтарем, это пещера, которая была отмечена как место рождения Христа начиная с по крайней мере 2-го века.

Серебряная звезда на полу обозначает самое место, где, как считается, родился Христос. Латинская надпись звезды гласит: «Здесь родился Дева Мария Иисус Христос - 1717 год». Пол выложен мрамором, и над светом висят 15 ламп (шесть принадлежат грекам, пять - армянам и четыре - латинянам).

Вся остальная мебель датируется после пожара 1869 года, за исключением бронзовых ворот у северных и южных входов в Грот, которые находятся от церкви 6-го века Юстиниана.

Шаги от места рождения святилища - Часовня Мангеров, принадлежащая римским католикам. Выжить фрагменты мозаики 12 века и капиталов вокруг яслей. Вернувшись в верхнюю церковь, дверь в северную апсиду ведет к Католической церкви Святой Екатерины.

Из всех храмов мира, посвященных Рождеству Христову, самым важным, центральным для всех христиан, несомненно, является Вифлеемский, расположенный на том месте, где родился Господь Иисус Христос.
Храм этот состоит из двух частей: так называемой Пещеры (Вертепа, Грота) Рождества и стоящей над ней церкови Рождества Христова.

Несмотря на древнее происхождение Пещеры Рождества, ее современный вид сложился примерно к XII веку. Смысловым центром Пещеры является место, где, по Преданию Церкви, родился Иисус Христос. В 1717 году оно было отмечено серебряной звездой.
Рядом с южным входом в нижнюю часть храма располагались те самые ясли. Согласно свидетельству одного из отцов Церкви, блаженного Иеронима Стридонского, изначально ясли были сделаны из глины, которую впоследствии заменили золотом и серебром. Сейчас на этом месте расположен скальный выступ, покрытый мрамором.
Верхняя часть храма – церковь Рождества Христова – является самым древним храмом в Палестине, который хоть и с перестройками, но сохранился в целости до наших дней. Богослужения в нем практически без перерыва совершаются еще с ранневизантийской эпохи.

Как отмечает ряд авторов, таких, например, как Евсевий Кесарийский и Кирилл Скифопольский, храм Рождества Христова строился не столько для богослужений, сколько для того, чтобы каждый верующий мог собственными глазами увидеть место рождения Спасителя. Поэтому, можно предположить, что верхняя церковь играла роль охранного укрытия для нижней Пещеры Рождества.
Что касается непосредственно истории верхней церкви, то ее первый вариант – базилика Рождества – был построен при святом равноапостольном императоре Константине Великом и его матери, святой равноапостольной императрице Елене. Освящение базилики состоялось 31 мая 339 года. Собственно, с этого момента Вифлеем и стал не только центром паломничества, но и важным местом в истории христианского искусства. Это было связано и с архитектурным исполнением базилики, и с теми росписями и мозаиками на религиозные темы, которые покрывали ее стены. Более того, церковь Рождества Христова, наряду с храмами над Голгофой, Гробом Господним и церковью Вознесения на Елеонской горе, вошла в число главных достопримечательностей Святой земли.
К сожалению, история базилики императора Константина была недолгой. В 529 году она была разрушена в результате пожара во время антивизантийского восстания в Самарии. Вероятно тогда она сыграла важную роль - защитила от огня нижнюю Пещеру.

В том же 529 году по просьбе преподобного Саввы Освященного император Юстиниан I прислал в Вифлеем опытных мастеров, которые заново отстроили верхнюю часть храма.

Новое здание приобрело и некоторые новые особенности. Так, например, храм был больше приспособлен для совершения Божественной Литургии и других служб. Также он увеличился в размере и приобрел роскошное убранство. Возведен он был из камня, но, как и базилика императора Константина, перекрыт деревом. Полы и стены храма были облицованы мрамором, в верхней части он был покрыт мозаикой. Главный престол был выполнен примерно в 1185 году Иоанном из Вюрцбурга. Общие же размеры строения - примерно 53 на 36 метров.
Первоначально храм имел три входа, но позднее два из них были замурованы. В итоге остались открыты лишь так называемые врата смирения - войти через них можно лишь низко склонив голову. В храме эпохи Юстиниана была собрана целая коллекция реликвий. Например, здесь находился стол, на который по преданию, волхвы возложили свои дары, принесенные Младенцу Христу. Здесь же почивали мощи святого Иосифа Аримафейского, десница святого апостола Фомы и многое другое.
За свою долгую историю верхний храм императора Юстиниана I пережил немало нашествий и перестроек. Так, например, он уцелел при нашествии персов в 612–629 годах, а также при мусульманском завоевании Ближнего Востока в 30-х годах VII века. Храм устоял и во время похода халифа аль-Хакима в 1009 году.

Храм Рождества Христова в Вифлееме сыграл важную роль и в жизни латинского Запада. Так, например, с 1100 года он на некоторое время стал кафедрой латинского епископа Вифлеема и Аскалона. На праздник Рождества Господня, в том же 1100 году, в храме короновали местного короля-крестоносца Балдуина I, а чуть позже – Балдуина III.
Эпоха безраздельного владения храмом для представителей христианского Запада закончилась в 1187 году, когда мусульманская армия Салаха-ад-Дина захватила Вифлеем. Через пять лет после этого события святыня была передана в распоряжение восточных христиан, а именно - сирийцев. Начиная с 1229 года, храм Рождества неоднократно переходил из одной юрисдикции в другую. Так продолжалось несколько столетий.
С 1347 года Римо-Католическая Церковь, в лице ордена францисканцев, владеет престолом в приделе яслей Пещеры Рождества. Греческая Православная Церковь, начиная с 1244 года, имеет права на главный алтарь верхнего храма.
В целом же, на сегодня, сводом правил и законов установлен особый регламент совершения служб в храме Рождества для каждой Церкви.

Проводить богослужения могут представители Греческой Православной и Армянской Церквей. Уборкой в храме поочередно занимаются католические и греческие священнослужители. Ключи от входа в святыню находятся также у представителей Греческой Православной Церкви.